Домой Проценты по кредитам Государственная служба будет ли повышение зарплаты. Последние новости об актуальной информации о зарплатах госслужащих

Государственная служба будет ли повышение зарплаты. Последние новости об актуальной информации о зарплатах госслужащих

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

В государственных учреждениях трудится немало россиян – одних только федеральных чиновников по стране приходится по одному на каждых девяносто жителей, а если брать статистические данные по всему государственному сектору, то эта цифра составляет около 6 миллионов человек, трудоустроенных в госучреждениях. Все эти люди получают заработную плату, начисляемую из государственного бюджета, а она, как известно, редко бывает высокой.

Именно потому для них особенно злободневными являются вопросы, связанные с индексационными мерами и повышением уровня окладов. Ситуация с зарплатами госслужащих на протяжении нескольких лет оставалась критичной – последнее повышение было проведено в 2013 году, а потом на эту часть расходов госбюджета был наложен индексационный мораторий. Впрочем, госслужащие неоднократно слышали от властей, что уже скоро их жизнь наладится.

Президент издал «майские указы», постановив, что с 2018 года оклады госсужащих возрастут в 1,5 раза, покрыв «недостачу» финансирования за все прошлые годы. Но уже скоро в СМИ просочилась информация о том, что бюджет не располагает средствами для массового увеличения окладов, поэтому госслужащим, скорее всего, поднимут финансовое довольствие в пределах годовой инфляции. Давайте узнаем, какими могут стать зарплаты госслужащих в 2019 году!

Похоже, госслужащим стоит рассчитывать не на «майские указы», а исключительно на индексацию зарплат по текущему уровню инфляции в России

Кто является государственным служащим?

Следует сказать, что далеко не все сотрудники организаций или учреждений, находящихся в госсобственности, причислены российскими нормативными документами к категории государственных служащих. В данный перечень входят лишь те, кто осуществляют профессиональную деятельность в секторах законодательной сферы, исполнительного и судебного производства.

В итоге к госслужащим относятся те, кто занят в президентском аппарате, трудится в подразделениях прокуратуры и налоговой инспекции, занимает должности в отделах миграционной, пограничной и таможенной службы, представляет Роспотребнадзор и Росреестр, относится к работникам мэрий и министерств, является сенатором или депутатом. Стоит отметить, что, несмотря на сведения о сокращении числа государственных служащих (по данным официальной статистики в 2016 году их стало меньше на 10%), многие эксперты полагают, что Россия – это страна с перегруженным административным аппаратом.

Как уже было сказано выше, на 90 россиян в стране приходится один чиновник. Интересно, что даже во времена СССР, который недаром назывался бюрократическим государством, один государственный служащий приходился примерно на 140 человек. Официально страна финансирует из бюджета рабочие места для 1,107 миллионов чиновников, однако неофициальные эксперты говорят, что на самом деле их более 6 миллионов. Можно провести расчет:

  • примерно 15 тысяч человек занимают посты в законодательной власти общефедерального уровня;
  • около 35 тысяч россиян являются депутатами парламентов на уровнях республик, краев и областей. В их число входят депутатские помощники и сотрудники парламентских органов;
  • примерно 700 тысяч народных избранников представляют законодательные собрания в 24 тысячах российских муниципалитетов;
  • еще 700 тысяч человек – это те, кто работают на различных должностях в министерствах, федеральных агентствах и филиалах этих ведомств, открытых в регионах;
  • также нужно учитывать 600 тысяч человек, говоря об администрациях регионов, а также министерствах и ведомствах территориальных субъектов РФ;
  • около миллиона людей – это чиновники муниципалитетов;
  • еще 1,5 миллиона сотрудников заняты в органах лицензирования, контроля и регистрации, то есть во всевозможных фондах типа пенсионного или страхового.

Как формируется зарплата госслужащего?


Зарплата чиновника состоит из окладов, надбавок за выслугу лет и допвыплат

Итоговые суммы, начисляемые госслужащим в виде заработной платы, состоят из нескольких основных компонентов:

  • оклад, основой для начисления которого является занимаемая должность;
  • оклад, начисляемый на основании чина;
  • надбавка за определенную выслугу лет. Например, если человек трудится в качестве госслужащего на протяжении 1-5 лет – ему начисляют до 10% к окладу, за службу на протяжении 5-10 лет — 15%, 10-20 лет — 20%, а если проработать в госорганах более трех десятков лет, можно получить надбавку в размере 30%;
  • допвыплаты — они положены тем, кто трудится на особых условиях, в подразделениях со сложной и секретной работой. Для младших сотрудников такие допвыплаты могут доходить до 60% оклада, для старших – достигать 120%, а для руководства – до 200%.

Нужно отметить, что индексационным манипуляциям подвергается именно оклад, то есть когда говорят о повышении зарплаты госслужащих, речь идет именно о двух компонентах, указанных в начале списка. Кстати, многие экономисты придерживаются такого мнения – оклады будут повышены за счет экономии, которой достигнет правительство, сократив стимулирующие выплаты. Почему госслужащие могут лишиться части допвыплат, мы объясним чуть позже.

Текущая ситуация с зарплатами госслужащих

Как уже было сказано, в течение последних лет правительство ежегодно пролонгировало мораторий, запрещающий индексировать оклады государственных служащих. В перечне основных причин, сдерживающих пересмотр окладов в сторону повышения, были названы неблагоприятные условия в национальной и мировой экономике, рост безработицы, повышение инфляционных проявлений, жесткие санкции и негативные тренды нефтерынка.

Вопрос о повышении окладов обсуждался в правительстве с завидной регулярностью, тем более что в адрес властей постоянно поступают просьбы решить этот вопрос. Итогом стала разработка законопроекта от представителей Министерства финансового развития РФ. Они подготовили перспективный документ еще в 2016 году, однако его рассмотрение было отложено на конец 2017 года. Тогда Минфин предложил еще на один календарный период отказаться от индексации зарплат госсотрудникам, судьям, военным и полицейским.

Затем в прессе были опубликованы новые сведения – согласно заявлению Максима Топилина (главы Министерства, отвечающего за трудовую и социальную сферу страны), буквально в первые месяцы 2018 года зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 200% в отношении среднерегионального уровня. Потом в СМИ просочилась информация, что итоговый рост зарплат в 2018 году достигнет 38% в сравнении с текущими показателями, но буквально через пару дней в пресс-службе правительства эту информацию опровергли.

С комментариями по вопросу повышения окладов выступил бывший глава Минфина Алексей Кудрин. Он заявил, что федеральный бюджет попросту не имеет денег для такого масштабного пересмотра окладов. Можно было бы переложить ответственность в этом вопросе непосредственно на региональные власти, но местные бюджеты далеко не всегда хорошо наполняются – многие территориальные единицы и так зависят от федеральных субсидий, а им еще нужно обеспечить ремонт школ, детских садиков и медицинских учреждений.


Многие считают, что зарплаты госслужащих в России уже и так достаточно высокие, а значит, пересматривать их в ближайшее время не обязательно

Впрочем, если судить по данным Росстата, то ситуация у чиновников не так уж плоха – в первом квартале 2016 года их среднемесячная оплата труда достигала 99 тысяч рублей, а во втором составила 115,7 тысяч. Официальная статистика сообщает, что чиновникам не приходилось жаловаться и до этого – только за 2002-2013 годы зарплаты государственных служащих выросли в 6 раз.

Впрочем, есть и другие источники статистической информации. Согласно с ними средняя зарплата госслужащего по стране равна 35,7 тысячам рублей. Для некоторых регионов России с зарплатами в 25-27 тысяч это вполне хороший результат, но, например, в столице, где средняя зарплата равна 84,1 тысячам рублей, зарплата госработников существенно отстает от усредненного показателя.

Можно отметить, что средний уровень окладов совершенно не отражает реальную картину для отдельных представителей сектора государственной службы. Многие представители этой категории россиян говорят, что называемые Росстатом цифры не отвечают действительности. Естественно, далеко не все получают обещанные 100 тысяч рублей. Высокие зарплаты – прерогатива незначительной части сотрудников госслужб. Об этом свидетельствуют такие данные:

  • 199 тысяч рублей ежемесячно — зарплата, которая начисляется лишь 1,7 тысячам служащих, представляющих президентскую администрацию. Этот показатель является в России самым высоким. Впрочем, в ведомстве отмечают, что зарплаты были урезаны – годом раньше тут платили в среднем 216 тысяч рублей;
  • 179,8 тысяч рублей в среднем получают в Совете Федерации. Тут зарплаты повысились на 18,6% за год;
  • 118,6 тысяч рублей – это средняя заработная плата 150 человек, работающих в Федеральном агентстве специального строительства;
  • 114 тысяч рублей – зарплата, которую в среднем получат за месяц те, кто занимает высшие должности в Министерстве чрезвычайных ситуаций, однако таких сотрудников насчитывается только около 430. Для сравнения, обычные сотрудники МЧС в Москве могут претендовать на 50 тысяч рублей, а в регионах она и того меньше – около 32 тысяч со всеми надбавками;
  • 116,9 тысяч рублей – суммы, начисляемые тем, кто работает в Управлении по делам президента страны;
  • 112 тысяч рублей – зарплата 410 человек, занимающих высшие должности в структуре Федеральной службы экологического, технического и атомного надзора;
  • 146,4 тысячи в нацвалюте – это средняя зарплата для 251 представителя Конституционного суда. Кстати, годом ранее среднее значение зарплат тут было равно 135 тысячам рублей;
  • 119 тысяч рублей – среднемесячный заработок, положенный 862 работникам Верховного суда;
  • 141,1 тысяч в нацвалюте – среднемесячное финансирование работников аппарата Госдумы;
  • 148,8 тысяч рублей – зарплата представителей МИДа;
  • 109 тысяч в нацвалюте положены работникам Минфина;
  • 75 тысяч рублей – среднее финансовое довольствие 436 человек, занятых на должностях в Судебном департаменте при Верховном суде;
  • 84 тысячи в нацвалюте – зарплаты, которые начисляют 451 сотруднику Генеральной прокуратуры РФ;
  • 66 тысяч рублей – среднее значение зарплат, положенных 16 тысячам работников Следственного комитета;
  • 89 тысяч в нацвалюте начисляют 275 работникам Центризбиркома;
  • 162 тысячи в месяц – средний показатель зарплаты тысячи государственных аудиторов из Счетной палаты;
  • 64 тысячи рублей – средняя зарплата, начисляемая 180 сотрудникам Аппарата при уполномоченном по правам человека;
  • 53 тысячи рублей – средняя зарплата тех, кто работает в Госархиве РФ;
  • 50,9 тысяч рублей в среднем – зарплаты чиновников из Росмолодежи. Они замыкают приведенный перечень, причем за год снижение их окладов составило около 17%.

Интересно, что не во всех территориальных единицах страны на протяжении 2017 года придерживались наложенного моратория. Кое-кто из региональных властей решил воспользоваться лазейкой: дело в том, что президентский указ запретил всеобщую индексацию, но не повышение окладов для отдельных категорий чиновников. Именно этим, кстати, поясняются и данные про увеличение зарплат представителей министерств и ведомств, приведенные выше.

Роскомстат отмечает, что показатели коэффициентов усредненной оплаты труда работников центральных министерств и ведомств выросли на 3,5%, а в регионах этот рост составил 7,7%. Общефедеральные траты на увеличение окладов некоторых категорий работников судов и министерств, сенаторов, депутатов и прокурорских сотрудников обошлось казне в 47,5 миллиардов рублей.

Какими будут зарплаты госслужащих в 2019 году?

Последнее предложение Минтруда в отношении индексации заработных плат госслужащих, которая была зпаланирована на 2018 год, заключалось в повышении окладов на 4%. Инициатива была одобрена как отвечающая экономическим реалиям и вступила в силу с 1.01.2018. Это коснется всех сотрудников, трудоустроенных в госорганизациях, включая работников вспомогательных служб, обслуживающих помещения и оборудование госучреждений.

Оклады будут повышены не только чиновникам, но и программистам, техникам, электромонтерам, слесарям, уборщикам и сантехникам. Минимальный оклад с 1.01.2018 года для госслужащих составит 9489 рублей для тех, кто трудоустроен по договору на 40 рабочих часов за неделю. Что касается перспектив и прогнозов на 2019 год, было сказано, что рост окладов приблизит их к установленному в стране прожиточному минимуму. За этот период минимальный показатель будет доведен до 100% прожиточной «минималки».


В 2019 г. минимальный оклад госслужащих доведут до прожиточного минимума

Власти заявили, что финансовые ресурсы для реализации такого повышения уже учены в откорректированном госбюджете. Что касается самой индексации, то, согласно последним планам правительства, она будет проводиться не в январе, а октябре 2019 и 2020 годов. Пока что говорят о перспективах 4%-го повышения, но плановая инфляция может кардинально отличаться от цифры, зафиксированной экономическими ведомствами страны.

Так, Минэкономразвития говорит, что дальше рост окладов замедлится и составит 1,3% и 1,5% в 2019 и 2020 годах соответственно. В бюджете указаны 450 миллиардов рублей, которые будут направлены на повышение зарплат госслужащим. Из этой суммы на стимулирующие выплаты будет направлено около 380 миллиардов в нацвалюте. Некоторые правительственные аналитики уже озвучили прогноз, согласно которому в 2019 году среднемесячный уровень зарплат чиновников (включая стимулирующие выплаты) достигнет 137,8 тысяч рублей.

Пересмотр начисления стимулов

Отдельно скажем о реформах, которые ожидают чиновников уже в 2018 году. Правительство нацелено на то, чтобы начислять стимулирующие выплаты соразмерно с эффективностью работы отдельно взятого государственного служащего. В ведомствах утверждают, что текущие заработные платы чиновников являются необоснованно дифференцированными, поэтому нужно подходить к вопросу повышения зарплат на основании подхода, отличного от нынешней схемы.

Например, чиновник в администрации президента получает выплаты в размере 200 тысяч рублей, а обычный чиновник высшего ранга может претендовать в среднем на 76 тысяч. Что уж говорить о специалистах первой категории, которым даже в столице положено довольствие в размере 26 тысяч! Именно потому аналитики предлагают повышать оклады молодым госслужащим, стимулируя их работать на честной и эффективной основе на благо россиян.

Новые законодательные нормы гласят: чтобы получить максимальный оклад и дополнительные надбавки, чиновникам придется соблюдать нормативы, прописанные в их личном трудовом договоре. Обещают, что с 2018 года для всех должностных лиц будут установлены критерии, позволяющие провести оценку эффективности труда. В итоге, если чиновник не сумеет доказать свою полезность в качестве специалиста, он получит оклад без надбавок-стимулов.

Критериальный подход все еще находится в стадии разработки – вполне возможно, что это новшество вступит в силу именно в 2019 году. Главная сложность состоит в обозначении показателей эффективности работы чиновников. Пока что власти отвечают на этот вопрос туманно, ссылаясь на ежегодные отчетные документы и формы, внутренние регламенты и списки критериев, выдвинутых к образованию, навыкам, компетенциям и стажу сотрудников.


С 2019 года зарплаты госслужащих будут зависеть от эффективности их труда

При этом не каждого госслужащего можно оценить количественными мерами. Допустим, сотрудников ведомств, работающих с инвестиционным капиталом, можно оценить по критерию его привлечения, госслужащих из Минпромышленности – по введению новых производственных мощностей, представителей Министерства труда – по показателям сокращения числа безработных граждан. Но измерить эффект от работы сенатора или сотрудников Госаппарата или Конституционного суда вряд ли возможно.

Зарплаты госслужащим, которые полностью начисляются из государственного бюджета, не росли начиная с 2014 года. В 2016 году было заявлено, что после окончания срока моратория на повышение окладов рядовой служащий получит прибавку в 38%. Однако в скором времени заявление было отозвано и решение вопроса отложили до лучших времён. Судя по последним новостям, повышение зарплаты в 2019 году всё-таки состоится, о чём уже было официально заявлено с обозначением конкретных цифр.

Нужно отметить, что принцип начисления зарплат государственным служащим состоит из многих составляющих, поэтому разобраться, как отразится анонсируемый рост на реальных доходах, не так просто.

Сколько составит реальное повышение

Правительственная пресс-служба и Минфин РФ заявили о предстоящих реформах в этой сфере, которые начнутся уже в 2018 году. Изменится не только размер оклада госслужащих, но трансформируется и общий принцип начислений, который теперь будет учитывать стимулирующие выплаты за эффективную работу отдельно взятой единицы.

Ведомственные управления предоставляют данные, судя по которым текущие заработные платы часто дифференцируются безосновательно, поэтому имеющуюся ситуацию будут изменять принципиально.

Минэкономразвития обещает, что оплаты чиновников на протяжении 2019 года будут повышены на 8%. На эти цели уже заложены 450 млрд рублей, которые фигурируют в разрабатываемом проекте бюджета на 2019 год. Окончательно утверждать, что запланированная мера воплотится в жизнь, можно будет только после того, как соответствующий федеральный закон утвердит Федеральное Собрание РФ в конце 2018 года. Если этот пункт пройдёт все чтения без изменений, то чиновники действительно получат прибавку в виде 8%-ной индексации. Это повышение зарплаты госслужащих коснётся только той части, в которой непосредственно фигурирует оклад, на все остальные категории, составляющие заработную плату, оно не распространяется.

Эксперты и аналитики озвучили приблизительные цифры, судя по которым средняя зарплата госслужащего в 2019 году по России составит 137, 8 тыс. рублей. Сюда войдут все пункты начислений, а не только «голый» оклад. Такое усреднение тоже довольно условно и не позволяет узнать реальную картину, потому что зарплаты чиновников разных уровней существенно отличаются. Если госслужащий в аппарате президента ежемесячно получает около 200 тыс., то специалист I категории — 26 тыс. Такая разница более чем существенна и служила поводом для недовольства младших работников аппарата.

Когда ожидать индексации

Одна часть ожидаемого повышения представляет собой индексацию. Стоит отметить, что о реальном повышении доходов в данном случае речь не идёт. Цели, преследуемые индексированием заключаются в том, чтобы догнать уровень годовой инфляции и «подтянуть» зарплаты в соответствии с её темпами.

Судя по последним новостям, первая ступень повышения запланирована на первый-второй квартал 2019 года. Размер составит 4%. Второй этап ожидается в последнем квартале, предположительно — в октябре. Размер составит те же 4%, но уже с учётом предыдущего повышения.

Стимуляционные выплаты

Но основные изменения коснутся стимуляционных выплат. На данный момент ежемесячные выплаты чиновникам состоят из таких компонентов:

  • оклад для определённой должности;
  • оклад в соответствии с чином;
  • выслуга лет (для служащих со стажем до 5 лет – 15%, 5 – 10 лет – 20%, 10 – 20 лет – 30%);
  • дополнительные выплаты для госслужащих при условии работы в секретных подразделениях или в условиях особой сложности (размер доплат варьирует от 60% оклада для нижних рангов до 200% для руководства).

Многие аналитики и экономисты делают прогнозы о том, что в 2019 году произойдёт повышение двух первых компонентов, в то время, как остальные не сохранятся в прежних масштабах. Теперь они не будут повсеместными, а распространятся только на тех, кто реально выполнит все должностные нормативы, прописанные в трудовом договоре, или перевыполнит их, что нужно будет доказывать в индивидуальном порядке. На стимуляционные выплаты из федерального бюджета в 2019 году запланировано выделить сумму в 380 млрд рублей.

Ответственные органы, занимающиеся разработкой критериального подхода, заявляют, что акцент будет сделан на заработной плате молодых специалистов, потому что существует необходимость привлечь в ряды госслужащих грамотных молодых кадров. Ещё одна цель реформирования – сделать государственную службу привлекательной для россиян, что вызовет здоровую конкуренцию и простимулирует получение добавочных высших образований и общий рост компетенции кадрового состава. Одним из механизмов, который для этого могут применить, является повышение зарплат наряду с сокращением общего количества государственных служащих.

На данный момент критериальный принцип только разрабатывается соответственными органами, и вполне вероятно, что в действие он вступит уже с начала 2019 года. Во всяком случае, по плану на протяжении 2019 года он должен быть утверждён и запущен к функционированию.

В России сектор госслужбы представляет собой достаточно обширную сферу. Профессиональной служебной деятельностью, являющейся одной из разновидностей участия жителей страны в управлении государственными делами, заняты по РФ порядка 5 млн человек. Это те люди, которых особенно интересует вопрос, будет ли индексация зарплаты госслужащим в 2019 году. И если да, когда повысят зарплату госслужащим?

Чем предусмотрено

Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ определена система оплаты профессиональной деятельности госслужащего. Зарплата госслужащих в 2019 году состоит из денежного содержания, включающего:

  • месячный оклад по должности;
  • месячный оклад по присвоенному классному чину;
  • ежемесячные выплаты (к примеру, стажевые);
  • дополнительные выплаты.

Этим же законом установлена необходимость ежегодной индексации размеров денежного содержания. Происходит процедура при принятии закона о бюджете на соответствующий годовой период, учитывая уровень инфляции. Президент РФ при наличии представления Правительства РФ принимает решение об увеличении окладов сотрудников государственных органов.

Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2019 году регулируется Указом Президента РФ от 12.12.2017 № 594.

Что касается прогнозов на следующий период, в планах правительства приблизить размер оклада сотрудника к установленному в РФ прожиточному минимуму.

Когда планируется повышение

Зарплата государственных гражданских служащих в 2019 году изменилась: с 1 января произошло повышение на 4 %. До этого в течение ряда лет доход оставался неизменным: с 2013 г. увеличение не производилось. Проект Минфина по индексации был подготовлен в 2016 г., однако рассмотрение его произошло лишь в конце 2017 г. Это означает, что с конца 2013 до 2019 норма закона о госслужбе, касающаяся вопросов индексации зарплаты, была приостановлена, и индексацию не проводили.

До настоящего момента изменение окладов госслужащих проводилось Указами Президента:

  • с 01.01.2018 — в 1,04 раза — Указ Президента РФ от 12.12.2017 № 594;
  • с 01.10.2013 — в 1,055 раза — от 17.10.2013 № 781;
  • с 01.10.2012 — в 1,06 раза — от 03.05.2012 № 572;
  • с 01.10.2008 — в 1,09 раза — от 21.09.2008 № 1394;
  • с 01.02.2008 — в 1,09 раза — от 29.03.2008 № 421;
  • с 01.12.2007 — в 1,15 раза — от 18.10.2007 № 1376;
  • с 01.01.2007 — в 1,1 раза — от 30.12.2006 № 1490.

Кому и сколько должны повысить

С 2019 г. у федеральных служащих заработная плата выросла на 4 %. Это коснулось таких категорий чиновников, как:

  • дипломаты;
  • служащие органов власти;
  • сотрудники юстиции.

Пресс-служба правительства сообщает о планах повышения окладов госслужащих на 38 % в 2019 г. Осуществляется это в соответствии с планом мероприятий по развитию госслужбы. Фактический рост может произойти по большей части за счет оклада, то есть гарантированной части денежного содержания. В 4 квартале 2019 г. планируется разработка и принятие нормативных актов, увеличивающих названную доходную составляющую. Мера призвана компенсировать потери предыдущих лет, вызванные инфляцией.

У населения сложилось мнение, что большинство бюджетников получает свою зарплату, а это немалые суммы, зря. Между тем, речь ведь идет не только о министрах с зарплатой в несколько сотен тысяч рублей, есть среди государственных чиновников и те, чья «получка» не позволяет жить полноценной жизнью. Притом, что страна находится под санкциями, а инфляция несколько лет била рекорды, начиная с 2014 года, не проводилась индексация, а люди надеются на повышение зарплаты госслужащим в 2019 году и последние новости в России обнадеживают.

Почему не проводилась индексация зарплат чиновников

Нет смысла напоминать о негативных последствиях для России кризиса в экономики, от которого страдает, в первую очередь, население страны. После введения антироссийских санкций уровень жизни снизился, поэтому президент Путин и правительство РФ приняли решение о замораживании индексаций зарплат государственных служащих. Незадолго до этого, наоборот, рассматривались перспективы роста зарплаты чиновникам, а к 2018 году большая часть «низкооплачиваемых» служащих должна была получать в среднем 60 тыс. рублей. Осуществлению планов правительства помешали известные события 2014-го года.
К 2019 году, и за 4 года страна научилась жить в условиях кризиса: экономика развивается, строительный рынок выходит из кризиса, люди богатеют, ипотека дешевеет. Возникает логичный вопрос, когда же будет проведена, наконец, индексация заработных плат государственных служащих. Служащие госучреждений уже поддержали один раз экономику России, ведь, несмотря на «бешеную» инфляцию (а она доходила до 12%) люди получали неиндексированные зарплаты и часто просто выживали. Теперь повышение им выплат кажется делом очевидным, ведь с момента последнего повышения прошло 4 года. Это особенно важно сделать сейчас, ведь именно госслужащие, благодаря своему профессионализму, приложили руку к будущему процветанию России.

Кто находится на государственной службе

Согласно данным статистики за 2017 год, минимальная заработная плата государственных служащих составляла 38 тыс. рублей, притом, что самая высокая зарплата достигла 216 тыс. рублей, хотя в том же Аппарате президента есть и более оплачиваемые должности. В 2017-м Президент России подписал ряд постановлений, касающихся грядущего повышения заработных плат госслужащим. Конкретные суммы не разглашались, но в декабре Владимир Путин подписал сразу два распоряжения Правительства РФ. Таким образом, был окончательно утвержден план увеличения заработных плат бюджетников, а они повысятся не на 38%, а всего на 4%. Претендовать на повышение могут следующие категории сотрудников, которые относятся к федеральным служащим:

  • депутаты разных уровней, сенаторы, сотрудники Аппарата президента, другие «управленцы»;
  • сотрудники налоговых служб;
  • специалисты прокуратуры и Таможенной службы России;
  • сотрудники министерств и ведомств;
  • прочие категории государственных служащих.

Повышение заработных плат коснется всех категорий, начиная от младших специалистов и заканчивая специалистами самого высокого ранга. При этом подписано руководителем страны дополнительное Распоряжение Правительства России относительно возможности и размеров повышения выплат для гражданского персонала воинских частей, других организаций, в которых предусмотрена воинская и приравненная к ней служба.

Будет повышена также заработная плата сотрудникам, замещающим должности в государственных органах, не относящихся категории гражданской службы.

Особенности и сложности процедуры повышения зарплаты чиновникам

Рассмотрение вопроса относительно проведения индексации и повышения заработной платы государственным служащим было открыто еще в конце 2017-го. Против этого активно выступало руководство Минфина, но «процесс пошел», хотя не все будет так гладко, как хотелось бы. Программа по увеличению зарплаты федеральным госслужащим рассчитана на период с 2016-го по 2018 годы, а первоначально планировалось, что она будет повышена примерно на 38%.
В настоящее время экономика России переживает уже не худшие свои времена, а по итогам 2017 года уровень инфляции был рекордно низкий, при этом вряд ли в бюджете найдется сумма, необходимая для восполнения потерь в виде сотен миллиардов рублей. Не секрет, что многие государственные «мужи» имеют зарплату в 100-200 тысяч рублей и более. Если к этой зарплате добавить еще 40 тыс. руб., получится «неподъемная» для государства сумма.
Ожидаемого повышения гарантированно не произойдет, тем более что не стоит всех служащих ставить в один ряд. К примеру, существует первая категория служащих, зарплата которых едва превышает 25-30 тыс. рублей, и это притом, что уровень цен в Москве самый высокий по стране. Сложно сказать, что стало причиной того, что заработная плата специалистов среднего звена и руководства отличается в десятки раз.

Учитывая такое расхождение в зарплатах, российское правительство сделало первый шаг в этом направлении – заработная плата служащего высшего звена не может отличаться более чем в 10 раз, хотя расхождение в 5 раз может считаться оптимальным.

Как будут повышаться зарплаты федеральным служащим

Министр труда и социальной защиты РФ подтвердил тот факт, что ожидать масштабного повышения на 38% в 2019 году не приходится, так как этого не выдержит федеральный бюджет.

Что касается реального повышения, то его уровень составит не более 4%.

Среди госслужащих много тех, для кого даже такое повышение будет многое значить, особенно учитывая, что с 2013 года зарплаты учителей и представителей других социально значимых профессий не индексировались. В связи с этим правительством РФ разработан ряд мер, но стоит учитывать, что уровень повышения зарплаты теперь будет зависеть от нескольких факторов:

  • во избежание появления «уравниловки» в процессе индексации будут учитываться конкретные показатели трудовой деятельности, то есть претендовать на повышение могут только ответственные сотрудники;
  • правительство предусматривает в перспективе заключение новых трудовых договоров (контрактов), в которых и будут прописаны критерии служебного соответствия;
  • в Федеральном законе о «Государственной службе» появятся другие важные дополнения и изменения.

Учитывая грядущие перемены, связанные с увеличением заработной платы бюджетникам, многие государственные служащие задаются вопросом – а не станет ли это поводом для сокращения количества рабочих мест. Несмотря на уверения властей о том, что массового увольнения не планируется, будут изменены полномочия служб, во избежание дублирования выполняемых ими функций. Таким образом, сокращения штата можно ожидать с большой долей вероятности.

Что собой представляют новые трудовые контракты

Ранее специалисты государственных служб часто получали зарплату без учета конкретного вклада каждого специалиста, с введением новых трудовых договоров ситуация должна измениться коренным образом. Теперь доходы госслужащих будут напрямую зависеть от того, сколько они сами заработают. Человек, справляющийся в полном объеме со своими должностными обязанностями, будет получать максимальный оклад (с учетом индексации), а сотрудники, не справляющиеся с работой, наоборот, будут лишаться премий и надбавок. Такие служащие с большой долей вероятности со временем будут уволены.
По большому счету, измененный контракт во многом напоминает трудовой договор, но для госслужащих в нем будут прописаны специальные требования, которым они должны соответствовать. Естественно, требования, предъявляемые к федеральным служащим, не будут выходить за рамки действующего законодательства. Зарплата госслужащего состоит из собственно оклада, выслуги лет, разных надбавок и премий, при этом в основе лежит оклад, который и планировали повышать первично, однако от этой идеи пришлось отказаться, учитывая затратность мероприятия.

Поэтому правительство решило действовать иначе – вместо увеличения оклада будут повышаться премий и надбавок, что также прописывается в контракте.

Будут ли повышаться зарплаты

Начиная с 1 января 2018 года зарплаты государственных служащих, а сюда отнесли также инженерно-технический и обслуживающий персонал (программисты, техники, слесари, уборщики и другие), уже получают повышенную зарплату за счет проведенной индексации на уровень инфляции. Минимальная зарплата государственных служащих, начиная с 1 января 2018 года, составляет 9 тыс. 489 рублей, а претендовать на нее могут сотрудники, работающие 40 часов в неделю. Что касается ближайших перспектив, то в 2019 году планируется увеличить заработную плату до уровня прожиточного минимума, а в настоящий момент она отстает от него на 20%.

Новое на сайте

>

Самое популярное