Домой Проценты по кредитам Ндс в году сразу бюджет. Раздельный учет НДС: риски

Ндс в году сразу бюджет. Раздельный учет НДС: риски

Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного

НДС уплачивает покупатель

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е. организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е. такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Как оформляет реализацию лома продавец?

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

Налоговый агент, приобретающий лом определяет налоговую базу исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е. исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е. если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

  • на день отгрузки;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Полагаем, что в случае перечисления предоплаты порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя -плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимости приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения, и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога, учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить не зависимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Новый порядок применения «правила 5%»

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит так называемое «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим изменений по НДС немало. Причем некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все... С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018). И отмена льготы по НДС при реализации металлолома - это уже свершившийся факт.

Вместе с тем, далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

При этом счет-фактуру должен будет составить сам продавец. В нем нужно будет указать стоимость реализации лома без НДС и сделать запись о том, что «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Покупатель в свою очередь должен будет начислить НДС по ставке 18% и указать его в книге продаж, не оформляя при этом счет-фактуру сам себе (как это делают налоговые агенты в других ситуациях). Впоследствии покупатель сможет принять к вычету этот НДС, конечно если применяет общий режим налогообложения. А покупатель на спецрежиме также должен будет исчислить НДС со стоимости лома, но заявить к вычету указанную сумму налога он не сможет. Как следствие, покупатель должен будет уплатить его в бюджет в полной сумме, а сам лом принять к учету по стоимости вместе с НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кстати, в связи с внесенными поправками по НДС при реализации металлолома с 2018 года планируются изменения и в декларацию по НДС. Но по предварительной информации обновленную форму налогоплательщики начнут применять не ранее, чем с III квартала 2018 г.

Если же при реализации металлолома или шкур в 2018 году покупателями будут физические лица, то с НДС продавцу придется разбираться самостоятельно, в том числе платить налог в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ). То есть для него это будет обычная облагаемая НДС операция.

Если продавец не является плательщиком НДС

Каких-либо льгот по НДС при реализации металлолома отныне НК РФ не предусматривает. Но если организация (ИП) применяет специальный налоговый режим либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ , то для нее реализация металлолома в 2018 году не облагается НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ).

При этом в договоре, первичных учетных документах должно быть указано, что продавец не является плательщиком НДС или применяет освобождение. Можно проставить отметку «Без налога (НДС)». Тогда покупателю-организации (покупателю-ИП) не придется выполнять обязанности налогового агента по НДС.

Экономический кризис и снижение экспортных поступлений вынуждают чиновников искать дополнительные источники финансирования бюджетных расходов. В том числе власти рассматривают различные варианты повышения НДФЛ и НДС с 2018 года. Эксперты считают, что потребность в налоговой реформе назрела давно.

Отечественная экономика уже преодолела последствия кризиса. В текущем году возобновится положительная динамика ВВП, уверены в правительстве. Однако сохраняется угроза стагнации, которая замедлит развитие экономики на длительный период.

Основные цели грядущей налоговой реформы – увеличение темпов экономического роста и стабилизация бюджетных поступлений. Кроме того, чиновники планируют снизить долю «серых» схем, направленных на минимизацию налогообложения. Согласно оценкам Минэкономразвития, объемы теневого сектора достигают 5 трлн руб.

В Минфине не планируют увеличивать налоговую нагрузку для представителей бизнеса. При этом эксперты ведомства считают, что существующая налоговая нагрузка на оплату труда является завышенной. В свою очередь существует потенциал для увеличения ставок по НДФЛ и НДС.

Эксперты считают, что подобный налоговый маневр укрепит конкурентные позиции представителей сельского хозяйства. Кроме того, снижается нагрузка на бюджетный сектор и госуправление.

Основным риском данной модели является разбалансированность пенсионной системы. Кроме того, любое изменение в налоговой сфере чревато увеличением объема теневого сектора, предупреждают эксперты. В том числе повышается вероятность неправомерного использования специальных режимов налогообложения.

Еще один фактор, который может повлиять на масштабы использования «серых» схем – переход на прогрессивную шкалу ставок НДФЛ в 2018 году. В результате увеличится соблазн скрывать высокие доходы, что негативно отразится на налоговых поступлениях.

Учитывая значимость данного вопроса для развития экономики, власти продолжают обсуждать параметры будущей налоговой реформы.

Налоговые дискуссии

Экономический блок правительства обсуждает налоговую реформу, которая позволит увеличить бюджетные поступления и ускорить темпы экономического роста. Кроме того, НДФЛ обеспечивает львиную долю поступлений в региональные бюджеты (по итогам 2016 года до 38%). Повышение ставки налога позволит улучшить финансовое положение регионов. Помимо инициатив чиновников, собственную программу изменений готовит Центр стратегических разработок.

При этом чиновники рассматривают несколько вариантов возможных нововведений:

  1. Повышение базовой ставки.
  2. Запуск прогрессивной шкалы.
  3. Введение минимального уровня доходов, который не облагается налогом.

Какие из изменений по НДФЛ будут запущены в 2018 году, зависит от развития экономической ситуации. Кроме того, могут измениться и другие составляющие налоговых платежей, в том числе сумма страховых взносов. Налоговая реформа обсуждается с осени прошлого года, итоговые предложения будут готовы к декабрю 2017 года.

Согласно оценкам главы ФНС Михаила Мишустина, общие поступления по НДФЛ за прошлый год увеличились на 7,5%, что свидетельствует о восстановлении российской экономики.

Представители Минфина рассматривают вариант повышения ставки НДФЛ до 15%. Практически половина данной суммы (6-8%) предлагается направлять в федеральный бюджет. Несмотря на повышение НДФЛ, чиновники не намерены увеличивать суммарную налоговую нагрузку на работодателей. В качество компенсатора выступает снижение страховых взносов до 21%.

В Минэкономразвития предлагают другой способ компенсации – добавить специальный налоговый вычет. При этом представители МЭР согласны на снижение взносов до 21%, однако предлагают увеличить НДС до 21%.

Еще один вопрос, который предстоит решить чиновникам – полномочия регионов при определении ставки НДФЛ. Один из вариантов реформы предполагает право регионов самостоятельно утверждать уровень ставки.

Представители Центра стратегических разработок предлагают увеличить ставку НДФЛ до 17%. При этом эксперты организации рассматривают два варианта вычетов – всем категориям граждан или только для наиболее социально необеспеченных категорий. В результате эффект для бюджета будет нейтральным.

Проблемный вопрос

Эксперты отмечают актуальность налоговой реформы для развития отечественной экономики. Базовая ставка НДФЛ сохраняется на низком уровне, что негативно отражается на финансовом положении регионов. На данный момент ставка налога в России существенно ниже соответствующих показателей европейских стран.

Повышение ставки НДФЛ позволит решить часть проблем. Однако намерение чиновников компенсировать данную меру за счет страховых взносов нанесет удар по бюджету Пенсионного фонда. Без дополнительных мер (повышение пенсионного возраста, сокращение льгот и т.д.) проблемы отечественного бюджета только усугубятся.

Кроме того, чиновникам предстоит определиться с дальнейшей судьбой спецрежимов налогообложения. Ранее законодатели неоднократно высказывались по поводу возможной отмены УСН, ЕНВД и других форм упрощенки. Эксперты скептически относятся к подобному подходу, подчеркивая значимость малого и среднего бизнеса для восстановления экономики. На данный момент власти еще не определились с вариантами функционирования спецрежимов в 2018 году.

В 2018 году власти планируют запустить масштабную налоговую реформу. Нововведения направлены на ускорение темпов экономического роста и стабилизацию бюджетных поступлений. Помимо чиновников, свои предложения готовят представители Центра стратегических разработок.

Экономический блок правительства планирует пересмотреть базовую ставку НДФЛ и допускает переход к прогрессивной шкале. Кроме того, чиновники рассматривают варианты снижения страховых взносов и увеличения НДС. Окончательный вариант реформы будет согласован до декабря текущего года. Также правительство должно определиться с дальнейшей судьбой упрощенки.

Поправки по НДС в 2018 году можно назвать узконаправленными, т.к. затронули они не всех, а только определенные категории общережимников. Для тех, у кого есть и облагаемые и не облагаемые НДС операции, изменились . А операции по продаже теперь облагаются НДС (п. 3.1 ст. 166 , п. 8 ст. 161 НК РФ). Эти новшества у всех на слуху. Но есть изменения в НК РФ и для компаний, работающих в других сферах деятельности.

Экспортные поправки по НДС

Экспортеры получили право отказаться от ставки НДС 0% и начислять налог по ставке 18% или 10%, если заранее знают, что документально подтвердить свое право на нулевую ставку у них не получится (п. 7 ст. 164 НК РФ). Данная норма применяется при экспорте товаров, а также при выполнении работ и оказании услуг, связанных с экспортом (к примеру, при международной перевозке товаров).

Для отказа от нулевой ставки экспортер должен подать заявление в свою ИФНС не позднее 1 числа налогового периода, с которого планирует применять иные ставки налога. При этом отказ от ставки 0% возможен минимум на 12 месяцев и только по всем операциям сразу.

А при совершении некоторых реэкспортных операций плательщики, наоборот, теперь вправе применять нулевую ставку по НДС. Речь идет о случаях, когда:

  • в рамках реэкспорта из РФ вывозятся товары после таможенной процедуры переработки на таможенной территории, таможенной процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;
  • из РФ вывозятся товары (продукты переработки, отходы, остатки), полученные в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • из РФ вывозятся товары, изготовленные из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Также с 2018 года ставку 0% могут применять все, кто предоставляют железнодорожный и подвижной состав для перевозки товаров на экспорт. Это могут быть и собственники вагонов и контейнеров, и арендаторы, и даже экспедиторы, которые отвечают только за организацию перевозок (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

А еще в России вводят систему tax-free по возврату НДС для иностранцев (не являющихся гражданами ЕАЭС), которые приобрели в РФ товары на сумму не менее 10 тыс. руб. в течение одного дня (пп. 2.11 п. 1 ст. 164 , п. 3.10 ст. 165 , ст. 169.1 НК РФ).

Новшества для получателей бюджетных средств

Организации и ИП, приобретающие товары, работы, услуги за счет субсидий или бюджетных инвестиций, полученных из любого бюджета бюджетной системы РФ, отныне не вправе принимать по ним входной НДС к вычету. При этом плательщик должен вести раздельный учет сумм налога по товарам, работам, услугам, в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, оплаченным за счет указанных бюджетных средств. Если затраты на такие товары, работы, услуги признаются в расходах для целей налогообложения прибыли, то в расходах можно учесть и сумму НДС. Но при условии, что плательщик ведет раздельный учет. В противном случае сумма налога в расходы не включается (

Время чтения ≈ 5 минут

Как утверждают, свежие новости относительно изменений по НДС в 2018 году, льготных категорий людей станет в наступившем году еще больше, а подтверждать налоговую ставку в ноль процентов станет гораздо проще. Нововведения ориентированы на улучшение экономической ситуации в стране, поэтому правительство пошло на соответствующие меры, чтобы достичь данной цели.

НДС для покупателей

На основании нового законодательства, НДС по некоторым видам товаров и услуг должны будут рассчитывать не продавцы, а сами покупатели. Например, граждане, которые приобретают металлолом или же сырые шкуры, сразу же выступают в качестве налоговых агентов, на плечи которых ложится обязательство рассчитывать на добавленную стоимость самостоятельно. Как утверждает, правительство, поскольку покупатель сам оплачивает этот налог, он должен уметь контролировать суммы, которые подлежат уплате.

Рассчитанную сумму покупатель должен будет представить к вычету на основании общей системы налогообложения. Если же покупатель находится на специальных режимах (например, на упрощенке), то заявить о вычете он не имеет права.

НДС для покупателей в 2018 году

В наступившем году будет раздельный учет НДС

Свежие новости об изменениях по НДС в 2018 году говорят о том, что на сегодняшний день будет вестись раздельный учет НДС. Например, входной НДС по покупкам вычесть уже будет нельзя. В том случае, если доля расходов на все проведенные операции не превышает пяти процентов, то компания может потребовать для себя соответствующий вычет по НДС, так как такие операции могут относиться одновременно к категории облагаемых налогами и одновременно – необлагаемых.

Но при этом входной НДС все равно не будет представлен к вычету в соответствии с положением, которое уже начало действовать сейчас. Причем это будет произведено вне зависимости от того, какую долю затрат понесло предприятие.


Основные изменения НДС в 2018 году

Раздельный учет НДС

Раздельным НДС теперь еще будут пользоваться те организации, которые получают денежные средства на свою экономическую деятельность из федерального или регионального бюджетов. То есть свежие новости относительно изменений по НДС в 2018 году говорят о том, что те предприятия, которые производят свои операции при помощи и других видов денежных выплат из бюджета государства, не будут иметь права просить для себя налоговых вычетов.

Для того чтобы вернуть себе это право, предприятие должно будет попросту отказаться от возможности пользоваться государственными деньгами. Однако многие организации в настоящей ситуации этого сделать не в силах.

Входной НДС может быть включен в расходы только в том случае, когда в расходах учитывается также и стоимость произведенной покупки.

Поэтому раздельный учет НДС будет введен на следующие категории:

  • на категорию товаров;
  • на категорию услуг;
  • отдельно учет будет вестись по основным средствам;
  • также отдельно НДС будет учитываться по нематериальным активам;
  • категория имущественных прав также будет учитываться отдельно (если организация приобрела в свое
  • владение и распоряжение их за счет субсидий или других денежных средств, перечисленных от государства).

Раздельный учет НДС

Какие льготы по НДС могут быть предоставлены в наступившем году

Несмотря на то что условия выплаты и исчисления НДС значительно ужесточились в наступившем году, государство предусмотрело использование для некоторых видов предприятий и организаций.

Например, некоторым организациям было разрешено, вообще, не платить налог на добавленную стоимость. По сути, таковой закон был введен еще в октябре 2017 года, однако, государство перед наступлением 2018 года решило пересмотреть данный аспект нормативных актов нашей страны.

Однако после того как этот момент законодательства был пересмотрен, правительство решило, что будет рациональным оставить все так, как было, поскольку это нисколько не сказывается на состоянии бюджета. К тому же существуют более важные аспекты, которые требуют более детального рассмотрения.

По этой причине все операции, произведенные предприятиями и организациями, которые имеют отношение к лизингу, при чем тут должно присутствовать право выкупа того или иного вида недвижимого и , могут не выплачивать НДС. Помимо этого, освобождаются от уплаты данного налога также и те организации, которые занимаются медицинской деятельностью, в частности, это касается производства социально важных и необходимых медикаментов и лекарственных препаратов.


Льготы по НДС

Однако они обязательно должны присутствовать в перечне, установленном правительством нашей страны. Также здесь фигурирует распространение билетов в океанариум.

Однако наравне с этим государство решило отменить льготу в отношении металлолома. В этом случае сумму НДС рассчитывать и уплачивать должен также целиком и полностью покупатель. Эта обязанность перекладывается на него с плеч продавца. Необходимо в данном случае заметить, что реализация, а также добыча черных и цветных металлов на территории нашей страны не облагалась НДС до наступления 2018 года.

Как происходит восстановление НДС

В наступившем году в обязанности компаний входит также и восстановление НДС, причем вне зависимости от того, включена ли субсидия с сумму налога. К тому же, если предприятие или организация возмещала свои расходы частично за счет государственных средств, то и восстанавливать сумму налога она обязана также частично. До наступления 2018 года все организации восстанавливали НДС по совершенным покупкам.

Новое на сайте

>

Самое популярное