Домой Кредит на бизнес Необходимость финансов. Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений

Необходимость финансов. Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее что их объединяет - лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом - функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму - с денежной на товарную.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости; на третьей - двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

На третей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Однако и этого признака не достаточно для полной характеристики финансов. Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют различные экономические категории: финансы, кредит, заработная плата, цена. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но именно потенциально, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно - экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

1. Необходимость и сущность финансов.

Термин «финансы» (от лат. - доход, платеж) существуют разные точки зрения:

Термин «финансы» возник в 18-19 вв. В Италии и означал любой денежный процесс;

Понятие введено франц. ученым Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Возникновение фин-ов как истор-кой категории обусловлено:

Общест-ым разд-ем труда и делением общества на соц. группы;

Созданием централизованного гос-тва;

Развитием товарно-денежных отношений;

Появлением самостоятельных, независимых хоз-щих субъектов.

Финансы как эк-ая категория –связующее звено м/д созданием и использованием ВВП и НД. На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавливаются условия для появления «финансов». На второй стадии процесса воспроизводства – распределении – возникают финансовые отношения. Т.о. без участия финансов созданная стоимость не м.б. распределена.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охва­тываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процес­се общественного воспроизводства определяются эконом-им строем общества, природой и функциями гос-ва.

По материальному содержанию финансы - это целе­вые фонды ДС, в совокупности представляю­щие финансовые ресурсыстраны.Главное условие роста фин. ресурсов - увеличение национального дохода. (Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия)

Источники формирования финансовых ресурсов:

-на уровне гос-ва: налоговые доходы, гос-ные и муниципальные кредиты, доходы от внешнеэкономической деятельности и др..;

-на уровне хозяйствующего субъекта: прибыль, амортизационный фонд, кредиты, и др.;

-на уровне домохозяйства: з/пл, выплаты соц. характера, кредиты, доходы от предпринимательской деятельности, продажи имущества и др.

Финансы -это эк-кие отношения, связанные с формированием, распределением и использова­нием централизованных и децентрализованных фондов ДС в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимаются эк. отношения, связанные с формированием и использованием фондов ДС гос-ва, аккумулируемых в гос. бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах.

Децентрализованные финансы - денеж­. отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Т.е. можно сказать, что финансы - это отношения по

В состав финансовых отношений включают:

· отношения, возникающие в рамках одного предприятия (распределение выручки, распределение прибыли, образование и использование денежных фондов)

· отношения, возникающие м/д предприятиями (образование УК, предоставление безвозмездных ДС, уплата штрафов, неустоек)

· отношения, возникающие между ЮЛ и гос-вом (уплата налогов в бюджет и ВБФ, добровольные платежи ЮЛ государству)

· отношения, возникающие между ФЛ и гос-ом (уплата налогов, выплата пенсий, пособий, з/пл)

· отношения, возникающие м/ду ФЛ и ЮЛ (по поводу образования и использования фонда оплаты труда, образование уставных капиталов, безвозмездная помощь ЮЛ и ФЛ)

· отношения м/ду гос-ом и местной властью (распределение м/ду органами власти средств бюджета и ВБФ).
2. Гос. кредит, его сущность и роль в финансовой системе.

ГК – совокупность эк-ких отношений м/ду гос-ом в лице его органов власти и управления и ФЛ и ЮЛ, при кот. гос-во выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

ГК возникает в связи с заимствованием гос-вом ДС на финансовом рынке. Причиной заимствования является недостаток доходов для покрытия всех расходов . Этот недостаток возникает по причинам:

Общий дефицит бюджета, кот. определяется при составлении бюджета; - временный недостаток средств, который возникает в процессе исполнения бюджета (кассовый разрыв, связанный с особенностями поступления доходов и финансирования расходов).

Классификация гос. займов:

1. По субъектам заемных отношений различают: займы, размещаемые центральными органами управления; займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения : внутренние; внешние.

3. По сроку : краткосрочные (до года) (векселя); среднесрочные (от 1 до 5) (облигации); долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

4. По обеспеченности долговых обязательств: закладные, обеспеченные конкретным залогом; беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

5. По способу выплаты дохода различают : выигрышные облигации; процентные; с нулевым купоном (продажа осуществляется со скидкой (дисконтом)).

6. В зависимости от метода определения дохода : долговые обязательства с твердым доходом, с плавающим доходом.

7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают : обязательства с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения.

8. В зависимости от варианта погашения задолженности различают: погашение единовременным платежом; частями (равными долями; возрастающими; снижающимися долями).

В системы ГК включают понятие "условного ГК " – когда гос. выступает в качестве гаранта по кредитам, предоставленным иностр. заемщикам, местным органам власти, гос. объединениям…

Отличия от банковского кредита: ГК не имеет целевой направленности; обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности гос-ва; непроизводительное использование капитала.

Гос-во использует несколько форм ГК : кредиты, полученные правительством; гос.е займы, осуществленные выпуском ценных бумаг от его имени; др. долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Гос. займы – основная форма ГК, когда гос-во выступает в качестве заемщика. Осуществляется выпуском долговых ценных бумаг, кот. размещаются среди ЮЛ и ФЛ как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Гос. ценные бумаги – совокупность долговых обязательств, облигаций и т.д., кот. эмитируются федеральным Правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в гос. собственности, и привлекают временно свободные ДС населения и субъектов хозяйствования.

1. Через распределительную осуществляется формирование централизованных денеж. фондов гос-ва или их использование на принципе срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, гос-во обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых гос. займов погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием гос. долга.

2. Регулирующая функция гос. кредита заклю­чается в том, что, вступая в кредитные отношения, гос-во вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и ка­питалов, на производство и занятость.

Гос-во регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физ. лиц, гос-во снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

3. Контрольная функция. Ее особенности: 1) тесно связана с деятельностью гос-ва и состоянием централизованного фонда ДС; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств ; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юр. и физ. лица, на макроуровне - гос-во. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распред-ная функция охватывает три ступени:

1) формирование фондов денеж. средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денеж. средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства гос-ва;

2) распределение денеж. фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денеж. фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосу-ных потребностей страны.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные , или первичные , доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в соц., внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных , или производных, доходов .

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегос-ные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные соц. фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, д. обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.

Функции и роль финансов в общественном воспроизводстве.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контрользаэтим распределением.

Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт. Если мы вычтем из валового внутреннего продукта в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяет темпы и пропорции, развития экономики, ее структуру.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен1. Контрольная функция финансов - это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота1.

Финансы (в широком понимании этого термина охватывают все стадии воспроизводственного процесса - производство/обмен, распределение, потребление - и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:

Создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

Обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

Создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

3. Общее понятие об управлении финансами. Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах. Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений. К объектам относятся: ФПУО; страховые отношения; государственные финансы и т.д. Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление. К субъектам относятся: финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии; финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик); налоговые инспекции. Функциональные элементы управления:

1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов. 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах. 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.

Финансовый механизм.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

1) функционирование бюджетного механизма;

2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;

3) механизм функционирования внебюджетных фондов;

4) механизм функционирования местных финансов;

5) функционирование страхового механизма;

6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Негосударственный финансовый контроль:

внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

гражданский финансовый контроль;

общественный финансовый контроль;

правовой финансовый контроль;

страховой финансовый контроль, и другие виды.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:

· проверка;

· обследование;

· надзор;

· анализ финансового состояния;

· наблюдение (мониторинг);

· ревизия.

Структура рынка.

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

* субъекты рынка; * собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);

* органы государственного регулирования и надзора (Комиссияпо ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.); * саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);

* инфраструктура рынка: а) правовая, б) информационная (финансовая пресса, системы фондовых

показателей и т.д.),в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы), д) регистрационная сеть.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность,полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности,признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская,брокерская и др. виды деятельности).

13.Экономическое содержание и принципы организации финансов коммерческих организаций.

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

О полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны деятельности коммерческих организаций (предприятий). Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размен финансового резерва для акционерных обществ.

Реализация принципа самофинансирования – одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Объективная необходимость принципа материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечивать финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.

14. Источники финансирования деятельности коммерческих организаций: состав и краткая характеристика. Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков предприятия является формирование его финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия – это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития предприятия.

Часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в обороте и приносящих доход, является капиталом предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долгосрочного кредита банка и других кредиторов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль и амортизационные отчисления, некоторые авторы включают в состав собственных финансовых ресурсов предприятий уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия (например, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или по законодательству). К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлеченным финансовым ресурсам относятся средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

К основным направлениям использования финансовых ресурсов предприятия относятся:

– финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности предприятия путем запланированного выделения денежных средств на основное производство, производственно-вспомогательные процессы, снабжение, маркетинг и распространение продукции;

– финансирование административно-организационных мероприятий;

– инвестирование средств в основное производство;

финансовые вложения;

– формирование резервов.

Бюджетное устройство - бюджетная система: понятие, принципы.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ объединяет 21 республиканских бюджетов, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов и автономных округов, бюджет еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Различный политический статус субъектов Федерации предопределяет оссиметричность модели федерализма(понятие политологическое, означающие разграничение властных полномочий, которые проявляются в разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства).

Звенья бюджетной системы в унитарных государствах

Государственный бюджет;

Местный бюджет.

Звенья бюджетной системы в федеральных государствах:

Государственный бюджет;

Бюджет субъекта федерации;

Местный бюджет.

Бюджетное устройство состоит из:

Бюджетной системы;

Бюджетного права;

Бюджетного процесса;

Бюджетного регулирования.

Особое значение для государства имеет система местных бюджетов, которые являются центральной частью местных финансов, которые действуют на территориях административных единиц государства. Основу местных бюджетов составляют местные налоги.

БСРФ- совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов гос. Внебюджетных фондов основанная на экономических отношениях и гос. Устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Федеральный б-т и б-ты гос. внебюджетных фондов

Б-ты субьектов РФ и б-ты тер. гос. внебюджетных фондов

Местные бюджеты

18. Бюджетная политика РФ. Организация бюджетного процесса .

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие*:

§ уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

§ уровень выполнения бюджетных обязательств;

§ величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

§ объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

§ уровень монетизации бюджетного дефицита;

§ величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

§ динамику валового внутреннего продукта;

§ уровень безработицы.

Основным документом который регулирует бюд.процесс в Р.Ф.является Бюджетный кодекс-3-я часть. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс . Это деятельность органов гос. власти и местного. самоуправления по составлению, рассмотрению, тверждению и исполнению бюджетов соответсвующего уровня. Принципами организации бюд.процесса явл.:- 1. единства, выражающееся в единой правовой базе, единой бюд. классификации, единстве форм бюд. документации, единстве денежной системы; - 2. самостоятельность бюд. процесса каждого органа законадательной и исполнительной власти, наличие собственных источников доходов и их исрользования: - 3. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюд-в.

Бюджетный процесс включает:

Сводное финансовое планирование и прогнозирование;
- составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
- исполнение и контроль за исполнением бюджета в течение бюджетного года;
- отчет об исполнения бюджета.

Финансы домохозяйств.

Финансы домохозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

В условиях рынка домашние хозяйства играют исключительно важную роль, так как они выполняют прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. Домашнее хозяйство – не только учетно-ста-тистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:

1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;

2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);

3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.

Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств проявляется через их функции.

Важнейшей функцией финансов домохозяйств является распределительная функция, так как финансы домохозяйств, как, впрочем, и финансы в целом, являются инструментом стоимостного перераспределения стоимости валового общественного продукта. Причем финансы домохозяйств играют важнейшую роль на завершающей ступени перераспределительного процесса, непосредственно предшествуя стадии потребления.

Второй функцией домохозяйств является контрольная функция, так как для поддержания определенного (достигнутого) уровня потребления домашнее хозяйство вынуждено контролировать распределение полученного дохода по различным фондам, а также отслеживать целевое использование средств из этих фондов.

Важной функцией домашнего хозяйства в системе общественного воспроизводства является инвестиционная функция, заключающаяся в том, что домашние хозяйства являются одним из основных поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны.

Доходы домашних хозяйств служат основным источником удовлетворения их потребностей в товарах и услугах, а также накопления и сбережения.

Доходы домашних хозяйств можно условно разделить на доходы в денежной и натуральной формах. Денежные доходы домашних хозяйств чаще всего подразделяют по источникам их поступлений:

– заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

– пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

К доходам в натуральной форме относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, а также натуральнуюоплату сельскохозяйственных предприятий.

С точки зрения периодичности осуществления выделяют три группы расходов домашних хозяйств:

– краткосрочные;

– среднесрочные;

– долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, их делят на следующие основные группы:

– личные потребительские расходы;

– налоги и другие обязательные платежи;

– денежные накопления и сбережения.

Экономическая сущность финансов. Причины, обуславливающие их необходимость.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем об­щества, природой и функциями государства.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы: - экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

Экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Если говорить о финансах в целом, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /ИНСТИТУТ/

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Контрольная работа

по дисциплине

«Финансы »

Сущность и необходимость финансов

Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм

Общая характеристика налоговых доходов бюджета

Сущность и необходимость финансов

Финансы представляют собой специфические производные экономического отношения, выражающие процесс образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения экономических функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулированных в государственном бюджете и правительственных внебюджетных фондах.

Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий. Из этих определений можно сделать вывод, что финансы представляют собой денежные отношения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличны от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда товаропроизводителей. Финансы же - это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и обеспечить контроль за их расходами. Финансы выражают денежные отношения:

1. Между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг.

2. Между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении.

3. Между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов.

4. Между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей.

5. Между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов.

6. Между отдельными звеньями бюджетной системы.

7. Между органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

8. Денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятия.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную, контрольную. Эти функции осуществляются одновременно.

Распределительная функция финансов проявляется прежде всего при первичном перераспределении НД, когда формируется основной доход среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства.

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Перераспределение НД связано:

1. с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций.

2. с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой НД не создается.

3. с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых при помощи финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций, в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении лучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию - контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и использовании (расходовании) их по целевому назначению.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления, финансами и финансовой системой, финансовое законодательство

Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств -- основных и оборотных -- которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:

Выручка от реализации выбывшего имущества,

Устойчивые пассивы,

Различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.),

Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Особенности организации финансов АО.

АО - коммерческая организация, уставный капитал (УК), который разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высший орган - общее собрание акционеров, избирает правление, кот. рассматривает отчеты о деятельности общества, устанавливает размер дивидендов и т.д. Держатель 51% акций является владельцем контрольного пакета акций и м. диктовать свою волю всему АО.

Законодательством регулируется формирование уставного капитала АО: для ЗАО УК должен быть не менее 100 МРОТ, для ОАО - не менее 1000 МРОТ. АО позволяет с минимальными затратами аккумулировать свободные средства на фондовом рынке и наиболее эффективно использовать собственны капитал, кот формируется на основе продажи акций. Средства АО могут складываться не только от продажи акций (собственный капитал) и накопления прибыли, но и за счет кредитов банка (заемные средства) выпуска облигаций

Прибыль упрощенно распределяется следующим образом: часть на дивиденды и часть реинвестироваться в активы АО.

Реинвестирование прибыли относительно дешевая форма финансирования предприятия. Оно позволяет избежать дополнительных расходов как при выпуске новых акций и сохраняет систему контроля, т.к. количество акционеров не меняется.

Дивиденд - часть ЧП АО, распределяемая среди акционеров пропорционально числу акций,находящихся в их распоряжении. Решения о выплате принимаются 1 раз в квартал,1/2 года или год. АО создает резервный фонд 15% от размера УК. Источники дивидендов - чистая прибыль, по привилегированным - специальный фонд. Промежуточные дивиденды могут не выплачиваться.

Предприятие для оптимизации дивидендной политики должно решать две задачи:

а) максимизация совокупного достояния акционеров

б) достаточное финансирование деятельности предприятия.

Существуют различные методики выплаты дивидендов:

постоянное %-ое распределение прибыли - предполагает неизмененное значение показателя «дивидендный выход» - отношение дивиденда по обыкновенны акциям к прибыли;

фиксированные дивидендные выплаты - регулярная выплата дивидендов на акцию в неизмеряемом размере в течение продолжит времени независимо от изменения цен на данные акции;

выплата гарантированного минимума и экстра-дивидендов - компания выплачивает фиксированные дивиденды, а периодически - дополнительные дивиденды в случае успешной работы, данные об экстра - премии публикуются.

выплата дивидендов акциями - акционеры получают вместо денег дополнительный пакет акций (компания развивается быстрыми темпами и ей нужны средства на развитие, либо у предприятия нет денег).

Гражданский Кодекс содержит ограничения на выплату дивидендов в Российской Федерации:

до полной оплаты всего УК общества

до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии с законодательством

если АО на момент выплаты дивидендов отвечает признакам несостоятельности, либо признаки несостоятельности проявятся после выплаты дивидендов

если стоимость чистых активов < его УК и резервного фонда, либо станет в результате выплаты дивидендов

5) если не удовлетворены требования по привилегированным акциям, нельзя выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям.

Размер дивиденда объявляется без учета налогов. Выплата осуществляется либо самим обществом, либо банком - агентом. Дивиденд может выплачиваться чеком, платежным поручением или почт переводом.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Поэтому главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Общая характеристика налоговых доходов бюджета

Налоговые отношения, формирующие финансовую основу современного государства, в значительной степени обусловливают экономическое поведение хозяйствующих субъектов и властных структур, воздействуя на экономическое и социальное развитие страны.

Налоговая система России, созданная в 1992 г., претерпела за прошедшие годы существенные изменения, в связи с чем представляется интересным проследить динамику основных характеристик налогообложения и ряда макроэкономических показателей с целью выявления существующих между ними взаимосвязей.

Сформированная в условиях глубокого системного кризиса начала 90-х годов прошлого века налоговая система была призвана обеспечить мобилизацию в бюджет максимально большого объема ресурсов для обеспечения государственных функций и финансирования обширных социальных обязательств. Основными ее характеристиками в этот период являлись высокий, с одной стороны, налоговый пресс и чрезмерность налоговых санкций, наличие многообразных льгот и индивидуальных преференций - с другой, что привело к нарушению базового принципа равенства в налогообложении.

Эти обстоятельства, осложненные нестабильностью налогового законодательства, послужили причинами того, что налоговая система стала тормозом на пути экономического развития.

Принципиальное изменение роли налоговой системы в экономике, направленное на стимулирование экономического роста, связывается с Налоговым кодексом (НК РФ), первая часть которого, закрепившая институциональные правила, вступила в силу в 1999 г., вторая, определяющая порядок взимания конкретных налогов, вводится постепенно, начиная с 2001 г.

Для налогообложения на основе НК РФ характерно уменьшение перечня применяемых налогов, снижение ставок основных федеральных налогов, сопровождающееся отменой большинства льгот.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. (около 84% бюджета).

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика.

Косвенные -- это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.)

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства -- на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению -- на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятии, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

Подобные документы

    Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства составляет финансы общества. Понятие и необходимость финансов, их особенности. Структура и функции финансов как проявление их сущности.

    реферат , добавлен 11.01.2010

    Принципы и формы организации финансов предприятий. Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов организации. Связь финансов с процессами развития товарно-денежных отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Особенности денежных фондов и финансовых ресурсов. Распределение денежных доходов предприятий. Налоговая система государства. Расходы государственного бюджета.

    курс лекций , добавлен 13.12.2011

    Раскрытие экономической сущности финансов предприятий как системы денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств. Состав основного капитала фирмы. Инвестиционные вложения, оборотный капитал и управление затратами.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Изучение функций и принципов организации финансов предприятия - совокупности денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Сущность и задачи финансового менеджмента. Финансовая модель капитала.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2011

    Сущность и определение источников формирования финансов предприятия, их основные функции: распределительная, контрольная. Содержание финансовых отношений предприятия. Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Финансы как совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Основные функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая, стимулирующая и воспроизводственная.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Характеристика финансовых отношений коммерческих организаций. Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий. Классификация, порядок формирования и направления использования средств основных денежных фондов коммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2010

    Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов. Взаимосвязь финансов с другими элементами системы денежных отношений. Функции финансов и направления финансовых потоков. Общая характеристика и анализ финансового состояния ООО "Цветоптторг".

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Понятие финансов. Денежный характер финансовых отношений. Деньги - обязательное условие существования финансов. Движение денежных средств. Роль финансов в кругообороте производственных фондов, методы исчисления. Кредитная система в рыночных условиях.

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.

Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин финансы возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляется как понятие, связанное системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего финансового аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и различной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями.

Таким образом,. Финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение.


Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потом, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

Государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

Государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;

Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

Денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – дохода потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а так же в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежат состоянию реальной сферы производства.

Новое на сайте

>

Самое популярное