Домой Виды займов Финансовый аудит контроль применяется в целях. Аудиторский финансовый контроль: формы и виды

Финансовый аудит контроль применяется в целях. Аудиторский финансовый контроль: формы и виды

Аудиторский финансовый контроль - не что иное, как вневедомственный контроль независимого характера, который осуществляется как предпринимательская деятельность. Необходимо дополнить, что последняя именуется аудиторской. Каково значение представленной категории на сегодняшний день? Какое место занимает аудиторский контроль в системе финансового контроля? Почему? В данной статье подробным образом рассмотрены эти и другие не менее занимательные вопросы.

Аудиторский контроль, его место в финансовом контроле

Сегодня под аудиторским финансовым контролем необходимо понимать независимый контроль вневедомственной направленности, который осуществляется как аудиторская предпринимательская деятельность. Подобный вид контроля наделен немаловажным значением в условиях распространения и развития рыночного типа экономики. Понятие аудиторского финансового контроля предполагает то, что сегодня есть возможность сочетать интересы экономических субъектов и государства. Кроме того, подобное сочетание подразумевает исключение затрат в плане денежных средств из бюджета на осуществление контрольной деятельности. В процессе становления и развития российского аудиторского контроля в сфере финансов весьма ярко отразился опыт наиболее развитых иностранных государств. Именно там все виды аудиторского финансового контроля имеют широкое распространение.

Важно отметить, что урегулирование порядка организации и реализации аудиторского контроля в области финансов осуществляется посредством Федерального законодательного акта "Об аудиторской деятельности". В соответствии со статьей первой данного закона под аудитом или аудиторской деятельностью следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с независимой проверкой бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности и бухгалтерии, как масштабных структур, так и индивидуальных предпринимателей. Понятие аудиторского финансового контроля предполагает, что под аудируемыми лицами в данном случае необходимо рассматривать индивидуальных предпринимателей и предприятия различных уровней.

Цель и результат

Какова же цель осуществления изучаемой процедуры? Рассмотрев аудиторский финансовый контроль кратко, можно сделать вывод о том, что основной целью аудиторских проверок стратегической направленности является не что иное, как выражение мнения по поводу достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности аудируемой структуры как многочисленной категории. Помимо этого, посредством проведения аудита определяется соответствие порядка ведения бухгалтерии российскому законодательству.

Результатом же аудиторской деятельности следует рассматривать аудиторское заключение. Так, независимый финансовый контроль, аудит, аудиторское заключение (РБ, например) - категории, тесно связанные между собой. Необходимо отметить, что под последней необходимо понимать документ официального характера, сформированный по федеральным правилам, именуемым стандартами, и включающий в себя мнение индивидуального предпринимателя данной сферы или же аудиторской организации, выраженное в установленной законодательством соответствующей страны форме, по поводу достоверности бухгалтерской (другими словами, финансовой) отчетности аудируемого предприятия или же индивидуального предпринимателя, а также соответствия порядка ведения ее (его) бухгалтерии определенным законодательный актам.

В представленном выше Законе есть упоминание о том, что аудиторская проверка не может служить заменой государственному контролю в плане достоверности бухгалтерской (иными словами, финансовой) отчетности, который осуществляется строго по российскому законодательству посредством усилий уполномоченных органов власти (пункт четвертый статьи первой Закона «Об аудиторской деятельности»).

Обязательный характер аудита

Сегодня аудиторский финансовый контроль используется государством при условии предписания его обязательности в определенных случаях, указанных в законодательстве (статья седьмая рассмотренного выше Закона). Данное положение относится в первую очередь к страховым и кредитным организациям, муниципальным и государственным унитарным предприятиям, фондам внебюджетных средств и так далее. Необходимо отметить, что правовые основы аудиторского финансового контроля во многом наделены публичным характером. Так, посредством юридических норм предписываются государственно-властные правила (иными словами, стандарты) аудиторской деятельности в общем, а также выявляется организация, порядок ее реализации и контроля. Вместе с тем характеризующее аудиторский контроль финансовое право предполагает независимость соответствующих организаций и отдельных аудиторов, а также самостоятельность подписания аудируемыми лицами договоров по поводу оказания аудиторских услуг.

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели данной сферы и аудиторские организации в соответствии с законодательством не имеют права продвигать какую-либо иную предпринимательскую деятельность, помимо организации и проведения аудиторских проверок, а также сопутствующих данному делу услуг. Для того чтобы гарантировать качество аудиторской деятельности, сегодня практикуется установка аттестации обязательного характера лиц, которые желают осуществлять рассматриваемую в статье деятельность. Помимо этого, в особенности аудиторского финансового контроля входит обязательное наличие у индивидуального аудитора или аудиторской структуры лицензионного разрешения (лицензии) на его проведение. Кстати, сегодня реализовывать проверки в отношении качества деятельности аудиторских структур или же индивидуальных аудиторов имеет право уполномоченный на это федеральный орган власти.

Ответственность и дополнительные нюансы

Важно отметить, что за нарушение законодательства по поводу аудиторской деятельности в процессе деятельности, которой сопутствует аудиторский финансовый контроль, Законом устанавливается ответственность в отношении аудиторских структур, их руководства, индивидуальных предпринимателей (такие, как выяснилось, именуются индивидуальными аудиторами), аудируемых лиц, а также лиц, которые, так или иначе, подлежат обязательной аудиторской проверке. В определенных законодательством ситуациях перечисленные субъекты могут нести гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.

Ниже перечислены ключевые функции уполномоченного федерального органа власти (Минфина России) по государственному регулированию аудиторской деятельности:

  • Формирование нормативные актов правового характера, которые регулируют аудиторскую деятельность.
  • Представление в целях утверждения Правительству России федеральных стандартов (правил), которые затрагивают аудиторский финансовый контроль.
  • Организация системы, а также проведение аттестации.
  • Лицензирование (выдача лицензионных разрешений) аудиторской деятельности.
  • Организация надзирательской системы в отношении соблюдения лицензионных стандартов, регламентирующих независимый аудиторский финансовый контроль.
  • Контроль в плане соблюдения индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов (правил) в отношении аудиторской деятельности.
  • Ведение реестров государства, в которые включены аттестованные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
  • Аккредитация аудиторских объединений, ведущих профессиональную деятельность, продвигающую независимый аудиторский финансовый контроль.

Классификация аудиторского финансового контроля

Сегодня классификация в отношении аудиторского контроля в сфере финансов имеет весьма разветвленную сеть. Именно поэтому все виды аудиторского финансового контроля классифицируются в соответствии со следующими признаками:

  • Стадия развития.
  • Характер заказа.
  • Периодичность проведения.
  • Сфера деятельности хозяйствующего субъекта.
  • Исполнители.

Так, по ступени развития принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Подтверждающий аудиторский контроль состоит, главным образом, в проверке и последующем подтверждении достоверности документации и бухгалтерской отчетности.
  • Системно-ориентированный финансовый контроль предназначен в первую очередь для ознакомления с системой внутреннего контроля структуры. Так, данный вид является элементом аудиторской проверки по внутреннему финансовому контролю.
  • Аудиторская проверка, основанная на риске. Данная ситуация имеет место, когда все силы аудита направляются на сферы с возможной высокой степенью риска. Необходимо дополнить, что столь интересный вариант существенно упрощает произведение аудиторской проверки в остальных областях.

Периодичность проведения и характер заказа

В соответствии с периодичностью проведения принято выделять следующие виды аудиторского контроля:

  • Первоначальный финансовый аудит всегда осуществляется в той или иной организации впервые.
  • Согласованный финансовый аудит проводится в организации повторным образом. Важно дополнить, что он наделяется перед первой разновидностью рядом преимуществ. К ним относится существенное снижение рисков структуры, постоянное улучшение трудовой деятельности на предприятии и так далее.

Разновидности финансового аудита в соответствии с характером заказа:

  • Обязательной аудиторский контроль в сфере финансов - не что иное, как ежегодная поверка обязательного характера, проводимая усилиями индивидуального аудитора или аудиторской организации по поводу ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности и бухгалтерского учета структуры или же индивидуального предпринимателя. Необходимо дополнить, что произведение обязательного аудита осуществляется в соответствии с требованиями актуального российского законодательства.
  • Инициативный аудиторский контроль в сфере финансов - это проверка, осуществляемая по инициативе руководства предприятия.
  • Налоговый аудиторский контроль - не что иное, как аудиторская проверка структуры, направленная на определение степени правильности ведения учета предприятия в сфере налогов. Помимо этого, в процессе данной проверки учитывается минимизация рисков, связанных с налогообложением.

Сфера деятельности

В соответствии со сферой деятельности принято выделять следующие виды финансового аудита:

  • Общая аудиторская проверка подразумевает утверждение бухгалтерской отчетности за год в отношении торговых, производственных и сервисных структур.
  • Страховая аудиторская проверка предполагает проверку достоверности отражения деятельности страховой структуры, носящей финансово-хозяйственный характер.
  • Инвестиционная аудиторская проверка - проверка достоверности финансовой отчетности, а также расходования денежных средств на определенные цели; проверка целесообразности решений по поводу вложений инвестиций.
  • Банковская аудиторская проверка - аудиторская проверка в плане деятельности банков и иных кредитных учреждения, носящая финансово-хозяйственный характер.

Классификация в зависимости от исполнителей

Виды аудиторских поверок финансового плана в зависимости от исполнителей классифицируются следующим образом:

  • Под внешней аудиторской проверкой в финансовой сфере следует понимать независимую проверку и подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности некоторой организации аудиторской структурой или же индивидуальным аудитором для того, чтобы определить ее достоверность, полноту, а также соответствие действующему российскому законодательству. Помимо этого, в число обязанностей произведения внешнего аудита включается консультирование в соответствии с различными вопросами. Последние, как правило, носят финансовый, налоговый или организационный характер.
  • Под внутренней аудиторской проверкой финансового плана необходимо понимать аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности структуры ее специально назначенным работником для определения достоверности и полноты документации, а также выявления в ней ошибок.

Все приведенные выше разновидности и направления аудиторских проверок предназначены для нахождения ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности структуры. Так, их своевременное исправление позволяет, как избежать штрафов, так и улучшить работу компании в целом. Именно поэтому к определению аудиторской организации или индивидуального аудитора следует относиться с большой степенью ответственности.

Формы аудиторского финансового контроля

Под формой финансового контроля следует понимать метод конкретной организации и выражения контрольных операций. Помимо этого, в литературе формы финансового контроля нередко рассматриваются как отдельные стороны проявления его сущности. Главным образом, это зависит от времени осуществления мероприятий контрольного плана.

Теория и практика финансово-правового характера выделяют в традиционном аспекте следующие формы, относящиеся к финансовому контролю: предварительный, текущий, последующий. Тем не менее, несколько отечественных ученых предпочитают не выделять вторую из представленных форм как самостоятельную категорию. Они аргументируют столь нелогичную позицию тем, что предварительный и последующий контроль, так или иначе, осуществляется в процессе текущей деятельности объектов контроля и в полной мере выражает содержание оперативной работы в отношении соответствующих органов, носящей текущий характер. Так, под текущим контролем необходимо рассматривать проводимый повседневным образом последующий или предварительный контроль в финансовой сфере.

Подробнее

Проведение предварительного финансового контроля уместно до осуществления операций финансового плана, то есть в процессе обсуждения и последующего утверждения «законодательных» решений, относящихся к финансовым вопросам; оценки разделов бизнес-планов, носящих финансовый характер; прогнозирования налоговых поступлений в государственные бюджеты и так далее. Необходимо отметить, что особо важным значением предварительный контроль наделяется в процессе оценки правовых, политических и экономических последствий, относящихся к законопроектам финансового плана; введения в действие принципиально новых норм финансово-правового характера, которые, так или иначе, регулируют экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Важно дополнить, что предварительное осуществление муниципальными образованиями или государством собственных контрольных функций наделено большим значением в плане предупреждения правонарушений. Кроме того, оно способствует существенному укреплению дисциплины финансов.

Проведение текущего финансового контроля уместно во время реализации некоторых операций финансового плана. Среди них такие категории, как уплата налогов, финансирование расходов государства, межбюджетное кредитование, исполнение бюджетов и так далее. Осуществление последующего финансового контроля имеет место лишь после завершения операций финансовой природы посредством ревизии и анализа финансовых и бухгалтерских документов, проведения внешней аудиторской проверки в отношении отчетов по поводу исполнения бюджетов, отраслевых программ, государственных фондов внебюджетной направленности, а также смет муниципальных (государственных) унитарных структур. Кстати, ключевой целью последующий финансовый контроль содержит оценку результативности финансовой деятельности, а также эффективности осуществляемых операций.

Аудит – изучение, анализ, контроль денежного состояния предприятий, организаций, фирм, их доходов и расходов, прибыли и выработка советов по улучшению хозяйственной деятельности. Такой анализ выполняют квалифицированные специалисты в области бухгалтерии, финансов, называемые аудиторами. Иногда аудитора приглашают на фирму ее руководитель для проверки того, насколько успешно ведет фирма свое хозяйство, чтобы узнать, как улучшить работу. Бывает, что аудитора направляют государственные органы для ревизии, если возникает подозрение, что в своей финансовой деятельности, в бухгалтерском учете фирма нарушает законы.

Аудиторский контроль – независимый негосударственный, вневедомственный контроль всех экономических субъектов, а также органов власти и управления всех уровней и органов на местах. Это сравнительно новое направление финансового контроля.

Основные цели аудиторской проверки:

Установление достоверной бухгалтерской отчетности;

Соответствие совершаемых финансовых и хозяйственных операций с нормативными актами (законность операций).

Этот контроль осуществляет аудиторская фирма или частные аудиторы. Государственное регулирование этой деятельности осуществляется Комиссией аудиторской деятельности при Президенте РФ. Ее основная задача – организация разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В положении о комиссии сформулированы ее полномочия:

Выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;



Организация ведения государственных реестров, аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;

Организация публикаций в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.;

Комиссия имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудитором можно стать при наличие высшего финансового или экономического образования со стажем работы по специальности не менее 3 лет. Аудиторы должны иметь лицензию Минфина России и должны быть включены в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Виды деятельности аудиторов:

Анализ хозяйственной деятельности;

Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

Составление деклараций о доходах;

Составление бухгалтерской отчетности – баланса;

Оценка активов пассивов экономического субъекта;

Обучение в области своей деятельности;

Консультирование по вопросам финансов, налогов, по банковским вопросам – konsalting – консалтинг – деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей, по широкому кругу вопросов.

Все эти услуги предоставляются за определенную плату, которая оговаривается в договорах.

При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

Проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;

Получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;

По письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

Самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т. д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

Отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

Неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;

Квалифицированно предоставлять аудиторские услуги;

Обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Аудит может быть обязательный и инициативный. Обязательному аудиту подвергаются:

Все коммерческие банки, включая Банк России;

Страховые компании;

Акционерные общества;

Внебюджетные и благотворительные фонды;

По решению налоговых и правоохранительных органов;

Обязательная проверка проводится по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Аудиторская проверка обязательна, если объем выручки организации или индивидуального предпринимателя за один год превышает в 500000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200000 раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Аудиорская проверка аудируемых лиц, в финансовой документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке установленном законодательством РФ.

Аудиторы могут образовывать союзы и другие объединения. Все они дорожат своей репутацией, несут ответственность за результаты своей деятельности. Не должны нарушать законодательство и должны соблюдать конфиденциальность.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Заключение

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности.

Финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.

Список литературы

1. Федеральный закон «О счетной палате РФ»

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности в РФ»

3. (Серия «Учебные пособия»).

4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 2008.

6. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. (серия «Высшее образование»).

8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К.Сенчагов, А.И.Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

10. Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И.Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.

11. Крикунов А.В. Аудит в современной России. // Бюджет. – 2004. - №1.

12. Пансков В. Аудит эффективности: проблемы адаптации и внедрения // Финансовый контроль. – 2007. – №9.

13. Финансы: / Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, Москва 2008;

14. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2008;

15. В.В. Бурцев: Система государственного контроля.- Финансы, № 9, 2008;

16. Л.Н. Овсянников: Финансовый контроль как система. - Финансы, №12, 2007.

18. Интернет-ресурс: http://www.mediatext.ru


Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2007.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Интернет-ресурс: http://www.ach.gov.ru

Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2007.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 2008.

Интернет ресурс: http://www.budgetrf.ru

Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008

Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009.

Интернет-ресурс: http://www.fincontrol.ru

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Интернет-ресурс: http://www.tass.ru

Пансков В. Аудит эффективности: проблемы адаптации и внедрения // Финансовый контроль. – 2009. - №9.

Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

Интернет-ресурс: http://www.fincontrol.ru

Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2007

Аудиторский контроль – это независимый финансовый контроль. Его проводят аудиторские фирмы или отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей – аудиторов.

После получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности, они заносятся в Единый государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов.

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона. В соответствии с действующим ныне Российским законодательством, обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ), другие кредитные организации, все страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счёт обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонда, а также все коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (прежде всего, такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).

Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, т.к. наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, её конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.

Аудиторские фирмы наряду с проведением проверок могут оказывать и другие услуги , такие как:

· постановку и ведение бухгалтерского учёта;

· составление налоговых деклараций;

· проведение финансового анализа;

· обучение персонала по финансовым и бухгалтерским вопросам;

· консультирование по вопросам хозяйственного, финансового, налогового и другого законодательства;

Все услуги аудиторских фирм являются платными. Стоимость их определяется по соглашению сторон.

Основными задачами аудиторской проверки являются:

1. установить правильность ведения бухучета в соответствии требованиям законодательства;

2. установить достоверность финансовой отчетности, насколько адекватно она отражает истинное финансовое состояние проверенной организации;

3. проверить законность осуществленных финансовых операций;

4. проверить правильность составления налоговых деклараций;

Результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое может быть:



· положительным (без замечаний). Такое заключение даётся, когда в проверенной организации бухучет ведётся по всем правилам и финансовая отчетность отражает истинное финансовое состояние организации.

· с замечаниями (отличается от первого тем, что аудиторы, давая в целом положительное заключение, отмечают в нём отдельные недостатки в постановке бухучета и в финансовой отчетности, а также вносят предложения по их устранению).

· отрицательным –когда в проверенной организации бухучет ведётся не по правилам, а финансовая отчетность недостоверна.

В отдельных случаях (обычно при инициативных проверках) заключение может не составляться (по просьбе организации-заказчика проверки).

Аудиторское заключение имеет юридическую силу для всех физических и юридических лиц, а также для органов власти и управления. За выдачу заведомо недостоверного аудиторского заключения аудитор аудиторская фирма) несёт ответственность по закону (это могут быть – взыскание, отзыв лицензии, уголовная ответственность).

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций.

Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их активно бороться за качество своих услуг, престиж фирмы. Деятельность аудиторских фирм осуществляется на основе принимаемых ими уставов. В 1991 г. была создана Аудиторская палата РФ, деятельность которой направлена на активизацию, упорядочение, становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и с учетом требований международных правил.

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. Такой контроль имеет важное значение в условиях развития рыночной экономики. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финансового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности». Согласно Закону (ст. 1), аудиторская деятельность (аудит) - этопредпринима-тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской, организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму контроля, предписывая обязательность аудита в указанных законодательством случаях (ст. 7). Это относится к государственным внебюджетным фондам, кредитным и страховым организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведения и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц желающих заниматься этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской организации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавливает ответственность аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, которым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением лицензионных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений

2.4 Аудиторский контроль

Аудиторский контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;

Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиалов и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможности избегания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления, составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве, учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д.

Из перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.

Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно-аудиторской оценки.

Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры, профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных тестов.

На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период.


3. Практическая часть

3.1 Расчет основных финансовых коэффициентов отчетности

На основе имеющихся данных бухгалтерского баланса (Приложение 1) и Отчета о прибылях и убытках (Приложение 2) о хозяйственной деятельности предприятия выполним расчет основных финансовых коэффициентов отчетности по следующим подразделам: группировка активов баланса по степени их ликвидности; группировка пассивов баланса по степени срочности их оплаты; коэффициенты ликвидности; коэффициенты финансового «рычага» (задолженности, левередж); коэффициенты деловой активности; коэффициенты рентабельности; диаграмма Du Pont.

Организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д. Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов...

Для которых этот вид деятельности является профессиональным, но в отличие от государственных контролеров, работники этих структур выполняют контрольные действия на договорной, платной основе. Этот вид финансового контроля принято обозначать как аудит. К выполнению этих функций организации аудиторов и частные аудиторы могут приступить при наличии специального разрешения (лицензии). В Беларуси под...

Новое на сайте

>

Самое популярное