Домой Кредит на бизнес Основные социально-экономические показатели цфо. Система показателей социально-экономической статистики

Основные социально-экономические показатели цфо. Система показателей социально-экономической статистики

Введение

Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получены в будущем. В связи с этим, одной из наиболее актуальных задач в ходе анализа настоящего положения региона является задача по изучению социально-экономической сферы региона.

Данный вопрос интересен тем, что Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ, имеет большой потенциал для развития, так как по территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Область богата разнообразными природными ресурсами, что способствует развитию металлургии,выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Еще одна особенность области в том, что имеется условная граница между Европой и Азией, она проводится в основном по водораздельным хребтам Уральских гор. Города Златоуст, Катав-Ивановск, Сатка находятся в Европе. Челябинск, Троицк, Миасс -- в Азии, Магнитогорск -- в обеих частях света. Все эти факторы способствуют к увеличению инвестирования в область. Все это объясняет актуальность темы исследования.

Цель данной работы - изучить социально-экономические показатели положения региона. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать основные показатели социально-экономического развития региона;

Дать общую характеристику Челябинской области;

Рассмотреть социально-экономическое развитие Челябинской области.

Объект исследования - Челябинская область, предмет - социальные и экономические показатели и закономерности, характерные для Челябинской области.

Данная работа имеет следующую структуру - введение, основная часть, заключение, список литературы.

Основные показатели социально-экономического развития региона

Регион - это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М., 2010. - С.247.

Понятие «регион» объединяет разнородные объекты с относительно автономными закономерностями развития: постоянно усложняющиеся технические системы: сложные машины и оборудование, элементы инфраструктуры и т. д.; производственно-экономические системы: производственные, торговые, финансовые и другие предприятия и их объединения; объекты социальной сферы: различные формы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, науки, культуры; природные объекты: эксплуатируемые природные ресурсы, охраняемые природные объекты. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. - М., 2010. - С.85.

Существуют различные подходы для анализа положения региона:

Экономический - это подход, который характеризует состояние экономики региона, финансовую сторону развития, стратификацию населения и пр.

Географический - это подход, который рассматривает экономико-географическое положение, обеспеченность природно-экологическими и культурно-историческими ресурсами.

Демографический - это подход, характеризующий воспроизводство населения через ряд результирующих показателей, набор которых резко ограничен. Состоит из таких показателей как, уровень рождаемости, уровень смертности, миграция и т.д.

Социальный - это подход, который формируется на основе показателей уровень образования, уровень здравоохранения, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей и др. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - СПб. 2009. - С.274.

Особое значение в анализе уровня экономического положения региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения - валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей. Для анализа динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительность труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона. При рассмотрении дополнительной информации, чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить уровень социально-экономического положения региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе. Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве. Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - СПб. 2009. - С.281. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная к своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокооплачиваемыми отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и другие обычные факторы конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются во всех странах мира в большей или меньшей степени. Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной. Новые представления об источниках и факторах экономического положения позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направления экономического положения страны в целом.

На уровне регионов можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического положения:

ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

Показатель валового регионального продукта (ВРП), являющийся основным макроэкономическим показателем и отражающим общее экономическое состояние региона в целом. Однако следует учитывать, что как номинальные, так и реальные оценки ВРП многократно пересматриваются и корректируются.

Уровень инфляции. Инфляция оказывает достаточно сильное влияние на многие экономические и хозяйственные процессы региона, в том числе и на поступление налогов в бюджетную систему;

Инвестиционный климат. Благоприятный инвестиционный климат, сложившийся в регионе, влияет на формирование налоговой базы через вовлечение в экономику дополнительных средств.

Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

Уровень образования;

Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

Состояние окружающей среды;

Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

Обогащение культурной жизни людей.

Статистические ежегодники приводят в своих изданиях следующую обязательную подборку данных:

Основные показатели уровня жизни населения

Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств, млн.рублей.

Экономическая активность населения:

1. среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек;

2. численность безработных, тыс. человек;

3. численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек.

Доходы населения и социально-экономическая дифференциация

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей.

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году.

Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, процентов.

Соотношение денежных доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения, в разах.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей.

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в процентах к предыдущему году.

Средний размер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. - с учетом компенсации), на конец года, рублей.

Реальный размер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. - с учетом компенсации), в процентах к предыдущему году.

Жилищные условия населения

Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года), м 2 .

Число семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья (на конец года), в процентах от общего числа семей (включая одиночек).

Медицинское обслуживание

Численность врачей всех специальностей на 10000 человек населения.

Численность среднего медицинского персонала на 10000 человек населения.

Число больничных коек на 10000 человек населения.

Состояние здоровья населения

Зарегистрировано больных с впервые установленным диагнозом на 1000 человек населения

Коэффициент смертности от самоубийств (число умерших на 100000 человек населения)

Энергетическая ценность пищевого рациона на душу населения, ккал в сутки.

Образование

Число государственных дневных общеобразовательных учреждений (на конец года), единиц.

Число учреждений начального профессионального образования, единиц.

Число государственных средних специальных учебных заведений (включая филиалы), единиц.

Число государственных высших учебных заведений (включая филиалы), единиц.

Культура и отдых

Число посещений театров на 1000 человек населения.

Число посещений музеев на 1000 человек населения.

Издание книг и брошюр на 1000 человек населения, экз.

Издание журналов на 1000 человек населения, экз.

Численность лечившихся и отдыхавших в санаториях и учреждениях отдыха, человек.

Средства передвижения

Наличие собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, штук.

Демографическая ситуация

Численность постоянного населения (на конец года), тыс.человек.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет).

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения).

Коэффициент смертности (на 1000 человек населения).

Естественный прирост, убыль (-) населения.

Правонарушения

Число зарегистрированных преступлений за год.

Раскрываемость преступлений, процентов

Коэффициент смертности от убийств (число умерших на 100000 человек населения) Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. - М., 2011. - 129с.

Таким образом, вопрос определения сущности и состава социально-экономической структуры региона носит не только теоретический характер. Определение состава социально-экономической структуры является основой для реализации управленческих воздействий. Поэтому важным является нормативное закрепление единого подхода к определению состава социально-экономической структуры региона. Унифицированный подход к управлению, в данном случае, обеспечит системность и согласованность действий федеральных, региональных и местных властей, а также обеспечит повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона посредством достижения синергетического эффекта.

Условия развития региональных систем во многом определяются с учетом их территориального потенциала, который включает в себя как природно-климатические ресурсы, так и материально- технические.

Наиболее информативными показателями оценки устойчивого развития региона являются: экономические, социальные, ресурсные, экологические, институциональные.

Наиболее значимым для регионального развития является социальное направление, характеризующее, с одной стороны, уровень жизни населения, а с другой стороны, трудовой потенциал региона в увязке с его экономическим и институциональным развитием.

К критериям социального направления оценки устойчивого развития можно отнести следующие показатели:

1. Коэффициенты естественного прироста населения, определяемые как разность между числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени.

2. Доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

3. Уровень экономической активности населения.

4. Реальные доходы населения.

5. Продолжительность жизни.

Экономическое направление - самое распространенное и многоплановое, так как классификационных признаков здесь может быть бесконечное множество, и зависят они от поставленных целей и задач исследования.

К экономическому направлению критериев относят следующие показатели:

1. Валовый региональный продукт на душу населения (с учетом паритета покупательской способности).

2. Валовое накопление основного капитала на душу населения представляет собой вложение средств в объект основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала по субъектам РФ характеризует инвестиционную деятельность субъектов в расчете на единицу условного населения.

3. Прибыль деятельности организаций на одного занятого - часть прибавочного продукта, важный обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности организаций, видов экономической деятельности и всей экономики в целом в расчете на одного условного занятого. Прибыль характеризует эффективность производства, является частью дохода организаций и одним из основных источников доходов государственного бюджета. От размера полученной прибыли зависят финансовое положение организаций, возможности выполнения обязательств по платежам в бюджет, перед поставщиками за отгруженную продукцию, выполнение работы и оказание услуги, перед другими кредиторами и т.д. Представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

4. Уровни рентабельности основных сфер экономики.

5. Объем экспорта и импорта.

6. Сальдированный финансовый результат по отраслям экономики.

Ресурсное направление устойчивости системных территориальных образований исходит из того, что любая региональная система, уже исходя из определения, четко привязывается к определенной территории, а значит, обладает набором определенных характеристик: географических, климатических, ресурсных - и предполагает наличие определенных ресурсов. Критерии ресурсного направления следует формировать с позиций оценки самообеспечения региональной системы. При этом на первый план выходит такой критерий, как зависимость от факторов (источники сырья, энергии, рабочей силы, средств производства, наличия потребителей и т.д.).

К критериям ресурсного направления можно отнести следующие:

1. Стоимость основных фондов на одного занятого.

2. Инвестиции в основной капитал на душу населения.

3. Коэффициент инновационной активности предприятий, рассчитываемый как отношение произведений инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции.

4. Наличие трудовых ресурсов.

5. Наличие финансовых ресурсов.

6. Наличие материально- технических ресурсов.

В последние годы при оценке регионального развития все большее значение уделяется экологическим критериям.

Согласно действующему законодательству, в качестве интегрального критерия развития региона может быть определено соблюдение нормативов качества природной среды.

При определении данного показателя необходимо учитывать следующие аспекты:

1) состояние воздуха, воды и почвы - по данным государственного экологического мониторинга.

2) обращение с отходами производства и потребления.

3) экологическое состояние и перспективы развития зон рекреации и особо охраняемых природных объектов.

4) экологическое образование и воспитание населения.

5) оценка состояния биогеоценозов с точки зрения сохранения их естественных средоформирующих и ресурсовоспроизводящих функций.

В контексте увязки направлений оценки устойчивости регионального развития следует отметить, что зачастую устойчивость системы с экологических позиций определяется качеством окружающей среды в сравнении с нормативами и обеспеченностью ресурсами экономики и социальной сферы (минеральное сырье, вода, пашня, лес, водные объекты как приемники сточных вод, атмосфера как приемник выбросов, земля для размещения отходов).

В то же время необходимо отметить, что между экономической и экологической сферами регионального развития наблюдается только отрицательные связи, так как развитие промышленных производств прямо пропорционально размеру экологического ущерба, и все существующие экологически сберегающие производства направлены только на некую минимизацию причиненного ущерба, но не на его устранение или возобновление экологических ресурсов.

Институциональная сфера в рамках общей социально-экономической системы, прежде всего, характеризуется рядом функций, способствующих повышению общей устойчивости регионального развития:

Нормированное регулирование;

Обеспечение стабильности регионального развития;

Обеспечение безопасности;

Снижение затрат на трансакции;

Трансферт знаний и технологий;

К группе институциональных критериев можно отнести:

1) учет вопросов устойчивости развития в планировании и управлении региональных систем.

2) национальные механизмы и международное сотрудничество для создания потенциала в развивающихся странах.

3) международный институциональный порядок.

4) международные правовые механизмы.

5) информацию для принятия решений.

6) усиление роли основных групп населения.

Проведение комплексной оценки критериев устойчивости регионального развития в совокупности с формализацией их количественного анализа может служить основой разработки общей стратегии регионального развития .

ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовых форм - также предназначен для решения аналитических задач в сфере статистики. Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы.

ОКСМ - общероссийский классификатор стран мира - предназначен для идентификации стран. Объектами классификации ОКСМ являются суверенные государства или любые другие территории , имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности.

Все вышеперечисленные классификаторы входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК) и разрабатываются в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в Российской Федерации, и гармонизируются со Статистической классификацией, принятой в Европейском экономическом сообществе. При разработке этих классификаторов используют иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и статистики в России создан и функционирует Единыш государственные реестр (регистр) предприятий , организаций, учреждений и объединений - ЕГРПО. Целью его создания является обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда. Важнейший раздел информационного фонда - классификационный - содержит классификацию субъектов в соответствии с вышеуказанными общероссийскими классификаторами.

Информационный фонд ЕГРПО состоит из трех разделов: идентификационного, справочного и экономического. Идентификационный раздел представляет собой регистрационный код объекта, уникальный для всего информационного пространства России; справочный содержит информацию о фамилии руководителя, адресе объекта, номерах телефонов и т. д. экономический содержит показатели, характеризующие субъект.

Таким образом, системы обозначений, принятые в государственной статистике, являются официальными стандартами Российской Федерации и используются для решения аналитических задач, на них основана методология сбора и обработки статистической информации как для внутренних нужд, так и для сопоставления на международном уровне.

Статистические показатели, используемые в государственном регулировании

Одной из основных функций государства в современном обществе является регулирование процессов социально-экономической жизни страны. Главными задачами государственного регулирования являются повышение эффективности экономики и уровня жизни населения. Для решения крупнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом, статистика предлагает развернутую систему показателей, характеризующих все стороны социальных и экономических процессов, происходящих в окружающем нас мире. Большая работа ведется статистикой и в области совершенствования системы показателей, характеризующих уровень и динамику развития экономики и социальной сферы.

Критерием эффективности экономики является оптимальное соотношение произведенного национального дохода или его приростной величины к затраченным ресурсам рабочей силы и производственных фондов. Обобщающий показатель эффективности соизмеряет достигнутый результат общественного производства с фактическими затратами или с ресурсами. Для этой цели часто используют объем произведенного национального дохода, выраженный в фактически действующих ценах.

Национальными доход выполняет роль источника формирования государственного бюджета , денежного обращения в стране, платежей по международным расчетам и т. п. Обобщающий показатель, исчисленный по национальному доходу, позволяет установить реальные затраты на единицу вновь созданной части валового общественного продукта, на базе которого с помощью межотраслевого баланса определяют межотраслевые пропорции, коэффициенты прямых и косвенных затрат на единицу отдельных видов продукции, стоимостную и региональную структуру валового общественного продукта и т. п.

Показатель эффективности экономики, рассчитанный по затратам, отражает реальный уровень ежегодных расходов на производство единицы национального дохода. Он показывает, сколько расходуется живого труда, сырья, материалов, топлива на производство национального дохода.

Развернутую характеристику эффективности использования живого труда показывает совокупность следующих показателей:

  • производительность общественного труда;
  • трудоемкость продукции и работ;
  • соотношение темпов роста производительности и оплаты труда ;
  • использование фондов рабочего времени .

Существует большое количество показателей, характеризующих технический прогресс, использование основных и оборотных средств . К показателям эффективности затрат производственный фондов относятся материалоемкость совокупного общественного продукта. К показателям эффективности использования ресурсов производственных фондов относятся произведенный национальный доход на единицу основных фондов, прибыль на единицу основных фондов и скорость обращения оборотных фондов. Эффективность технического прогресса характеризуют прирост произведенного национального дохода на единицу прироста совокупности производственных фондов, срок окупаемости капитальных затрат на внедрение новой техники.

Большое значение в государственном регулировании имеет анализ состояния рынка ценный бумаг . Индикаторы рынка ценных бумаг рассчитываются по их видам, таким как акции, облигации и др. Индексы рынка ценных бумаг определяют динамику цен на акции, их могут рассчитывать ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям, ежегодно. Индексы рынка ценных бумаг позволяют сопоставить изменения цен в различных сегментах рынка и делать вывод о том, какой сектор из них является наиболее прибыльным для инвесторов в данный момент.

В условиях современной экономики большое практическое значение приобретает анализ динамики цен на товары и услуги. Показатели, характеризующие инфляционные процессы на рынке потребительских товаров, применяются при решении многих экономических задач. Для оценки динамики цен на товары используют индекс потребительских цен. Он помогает при оценке инфляции , индексации доходов, определении текущих издержек производства. Методология расчета индекса является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления. Также для государственного регулирования процессов в экономике используется индекс-дефлятор, который оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве , при этом учитываются инвестиции , экспорт и импорт товаров и услуг.

Характеристикой различных сторон производственной и социальной жизни страны служат статистические показатели уровня жизни населения. Задачей государственного регулирования уровня жизни населения является изучение закономерностей и тенденций изменения этого уровня. К основным разделам системы показателей уровня жизни относятся показатели доходов населения, показатели расходов и потребления населения, показатели сферы обслуживания, условия труда и отдыха, демографические показатели.

Доходы населения характеризуют денежная заработная плата, вклады населения, реальные доходы населения, их структура и динамика. Изучая показатели расходов и потребления населения, рассматривают бюджет семьи , потребление продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, их структуру и динамику. К показателям сферы обслуживания относятся товарооборот, обеспеченность жилищем, бытовым и коммунальным обслуживанием, показатели здравоохранения, образования, культуры и т. п. Условия труда и отдыыха характеризуют занятость населения, продолжительность рабочего дня, недели, отпуска. К демографическим показателям относятся уровень рождаемости, уровень смертности, средняя продолжительность жизни и др.

Важнейшими задачами государственного регулирования является обеспечение правильных соотношений и недопущение диспропорций между различными отраслями экономики, разработка перспективных планов развития экономики и социальной сферы. Именно статистика обеспечивает выполнение этих задач в части обеспечения глубокой и разносторонней информацией о современном состоянии социально-экономических отношений в обществе, о тенденциях, недостатках и диспропорциях в развитии отдельных элементов и отраслей экономики и социальной сферы.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов зависят от большого количества факторов, о динамике которых органы официальной статистики приводят ежегодные отчеты. Ряд показателей отражают состояние социальной сферы, уровень жизни населения и дают возможность определить достигнутый уровень социально-экономического развития (валовой региональный продукт, доходы и расходы консолидированных бюджетов, инвестиции в основной капитал, среднедушевые денежные доходы, уровень безработицы и т. п.). Другие дают более детальное представление о тех же сферах, уточняя конкретные процессы (число посещений музеев, площади сельхозугодий и пашни, число амбулаторно-поликлинических учреждений, выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений и т. п.).

Объективную количественную оценку социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени дают комплексные показатели, учитывающие одновременное влияние ряда показателей социально-экономического развития. При этом основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач на основе имеющегося потенциала и источников экономического роста, а также эффективности мер по реализации региональной политики.

Источниками информации является годовая статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики РФ, статистики федеральных ведомств: Министерства связи РФ, Министерства финансов РФ, Министерства природы РФ, Федерального казначейства и Центрального банка РФ, материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации являются:

  • валовой региональный продукт на душу населения;
  • объем инвестиций в основной капитал надушу населения;
  • объем внешнеторгового оборота надушу населения;
  • финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
  • доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
  • уровень зарегистрированной безработицы;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
  • суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
  • основные фонды отраслей экономики надушу населения;
  • коэффициент плотности автомобильных дорог;
  • показатели уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Показатели социально-экономического развития регионов отражаются в ежегодном мониторинге «Об итогах социально- экономического развития Российской Федерации», проводимом Министерством экономического развития РФ. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. В разделе мониторинга «Региональное развитие» проводится анализ и оценка следующих показателей:

промышленного производства. Приводятся перечень федеральных округов и субъектов Российской Федерации, где за отчетный период наблюдается его рост или сокращение;

объема производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, в том числе сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, населением;

объема строительных работ , в том числе его роста / снижения по регионам, а также состояния по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

оборота розничной торговли , в том числе его структуры, увеличения / снижения по федеральным округам и субъектам;

объема платных услуг населению ,

индекса потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары;

стоимости условного (.минимального ) набора продуктов питания

реальных денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации;

среднедушевых денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации; анализа бюджетной системы РФ;

уровня регистрируемой безработицы, в том числе субъектов с минимальным и максимальным значением;

суммарной задолженности по заработной плате; демографической сферы в регионах.

В целом оценка данных показателей дает представление о тенденциях регионального развития страны и используется в аналитических записках и отчетах на разных уровнях государственной власти.

Комплексная оценка региональных социально-экономических показателей используется при прогнозировании развития страны и регионов на долгосрочный период. Так, Правительством РФ утверждено постановление от 11.11.2015 № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период». Этим постановлением утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

В пункте 37 раздела III «Разработка долгосрочного прогноза» отмечено, что Министерство экономического развития РФ включает в состав долгосрочного прогноза ряд показателей и характеристик, среди которых приводятся основные показатели регионального развития на долгосрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании).

В целях типизации регионов, которая отражает политику регионального развития, выделяются основные составляющие или блоки показателей:

  • социально-экономическое развитие региона;
  • инвестиционная привлекательность региона;
  • инновационное развитие экономики региона.

Показатели, включенные в данные три блока, в отличие от

других рейтингов регионов, в максимально возможной мере охватывают ключевые сферы экономики и социальной жизни регионов прежде всего с позиции готовности их хозяйственных комплексов к инновационному пути развития. Они доступны на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из них является индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный в рамках Программы развития ООН. Он отражает основные характеристики человеческого потенциала территории и является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 г.

Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • 2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
  • 3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США).

Российская Федерация в рейтинге 2015 г. занимает 50 место с ИЧР 0,798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 70,1 лет, средняя продолжительность получения образования - 14,7 лет, валовой национальный доход на душу населения -22 352 дол. в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142,5 млн человек. В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Следует также учитывать, что нынешние показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем не менее Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Южная Африка - 116, Индия - 130.

Показатели социально-экономического развития региона используются в ходе анализа неравномерности социально-экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Большое значение имеет то, насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет скрытых потенциальных резервов. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Российские рейтинговые агентства («РИА „Рейтинг 44 », «Эксперт РА», «Профиль» и др.) на основе анализа агрегирования ключевых показателей регионального развития, формируют позиции регионов на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая очень неравномерна.

Так, рейтинговое агентство «РИА „Рейтинг 44 » определяет позиции регионов на основе рейтинга социально-экономического положения регионов, который строится на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов.

Показатели масштаба экономики: объем производства товаров и услуг, объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике.

Показатели эффективности экономики: объем производства товаров и услуг на одного жителя, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Показатели бюджетной сферы: доходы консолидированного бюджета на одного жителя, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, дефицит бюджета к налоговым и неналоговым доходам.

Показатели социальной сферы: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» анализирует конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность регионов на основе разработанной методики. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск - из шести частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.

В ходе исследования эксперты дают ретроспективу российских регионов по итогам года. По итогам анализа социально- экономического положения регионов агентство выделяет «узкие места» и новые факторы роста экономики. Например, по итогам 2014 г. отмечено, что годом ранее одним из сдерживающих факторов являлись издержки, существенно превышающие европейский уровень. Но резкое обесценение национальной валюты радикально изменило ситуацию. Резкая девальвация рубля дает новые стимулы для развития экономики страны, делая ее вполне конкурентоспособной с точки зрения издержек производства. В 2014 году российские тарифы намного снизились. Такая же или близкая к ней ситуация складывается и по другим видам затрат. Основное резюме за 2014 г. состоит в том, что в отсутствие внешних драйверов главным фактором минимизации рисков становится качество управления регионом. От профессионализма властей зависит эффективность использования таких новых шансов для развития, как девальвации рубля и санкции.

Таким образом, показатели социально-экономического развития региона, используемые в ходе анализа, оценки и прогнозирования экономики, повышают возможность информационной прозрачности субъектов Российской Федерации, а также дают возможность реализовать востребованность информации со стороны потенциальных инвесторов, власти и бизнеса о реальном положении дел в регионах и перспективах роста.

Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики

V. Ответ с заключением (выводами)

IV. Проверка достигнутой точности решения

II. Разработка блок-схемы алгоритма решения

……..

III. Таблица с вычислениями

……..

……..

Общая теория статистики разрабатывает научную методологию, общие принципы вычисления статистических показателей, методы статистического исследования; социально-экономическая статистика использует показатели и методы в конкретных условиях социальной и экономической жизнедеятельности общества.

Социально-экономическая статистика представляет собой научную дисциплину, которая занимается изучением количественных характеристик массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере. Данные социально-экономической статистики обеспечивают систематическое количественное описание различных экономических и социальных процессов, происходящих в обществе.

Данная дисциплина включает в себя такие разделы статистики как:

Социально-демографическая статистика;

Статистика уровня жизни населения;

Статистика труда и занятости;

Статистика цен;

Статистика национального богатства;

Статистика различных отраслей и т.д.

Основными задачами социально-экономической статистики являются:

Предоставление органам государственного управления информации, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием социально – экономической политики, разработкой различных государственных программ и мер по их реализации;

Обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий, необходимой им при принятии решений об инвестициях, расширении производства, организации сбыта и т.д.;

Информирование об основных итогах и тенденциях социально-экономического развития широкой общественности.

Политика в области статистики направлена на активное преодоление наслоений и деформаций, привнесенных командно-административной системой: недостатков в методологии учета и статистики, в совершенствовании системы показателей, в преодолении разрыва с общемировой практикой, международными стандартами, показателями и методами их формирования путем перехода к международной методологии, основанной на национальном счетоводстве.

Под термином «система показателей» понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, характеризующих основные аспекты экономического развития и экономику в целом.

Термин «статистический показатель» имеет два значения:

Во-первых, это конкретная цифровая характеристика какого-либо социально-экономического явления;



Во-вторых, это общее определение содержания того или иного показателя, т.е. элементов, которые должны быть включены в показатель.

Определение содержания показателя и методов его оценки называют разработкой методологии, состоящей из следующих этапов:

1) идентификация явлений и процессов, подлежащих статистическому изучению, формулирование целей статистического изучения (например, целью определения ВВП является измерение производства товаров и услуг, а также темпов экономического роста);

2) определение содержания показателей (например, что включает в себя показатель экономические активы);

3) определение методов оценки отдельных показателей;

4) определение основных классификаций, которые должны быть применены для распределения изучаемых социально-экономических явлений на однородные группы на основе тех или иных критериев;

5) определение основных источников данных, необходимых для исчисления показателей.

В социально-экономической статистике используются следующие показатели:

1. показатели динамики цен;

2. показатели объема и себестоимости произведенной продукции;

3. показатели численности и состава населения;

4. показатели уровня жизни населения;

5. показатели доходов и расходов населения;

6. показатели трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

7. показатели производительности и оплаты труда;

8. показатели наличия основных и оборотных фондов;

9. макроэкономические показатели

В настоящее время во многих странах мира получила широкое распространение система национальных счетов (СНС) . Основу этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показателей, который включает в себя ряд подсистем, каждая из которых характеризует те или иные аспекты социально-экономического процесса.

В настоящее время государственная российская статистика оперирует макроэкономическими показателями двух видов: экономическими и социальными индикаторами.

Экономическими индикаторами являются:

Валовой внутренний продукт;

Объем промышленной продукции, в том числе потребительские товары;

Капитальные вложения за счет всех источников финансирования;

Объем подрядных работ;

Розничный товарооборот;

Объем платных услуг;

Грузооборот предприятий транспорта;

Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья.

К социальным индикаторам относятся:

Реальные располагаемые доходы;

Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника;

Индекс потребительских цен на товары и услуги;

Общая численность занятых и безработных;

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Ввод в действие жилых домов.

Вышеперечисленные показатели рассчитываются различными методами с помощью инструментов общей теории статистики. Важным условием в статистической методологии выступает обеспечение сравнимости данных во времени и пространстве и в международном плане, что позволяет выявлять основные тенденции, направления главных изменений в социальной и экономической сферах.

3. Основные группировки и классификации в социально – экономической статистике.

Классификация в статистике – это систематизированное распределение явлений и объектов на определенные секции, группы, классы, позиции, виды на основании их сходства и различия. Основанием классификации служит признак (критерий) или несколько признаков (критериев).

Классификатор в статистике – это систематизированный перечень объектов (отраслей, предприятий, продукции, занятий, основных фондов и т.п.), каждому из которых присваивается код.

Система экономических классификаций является условием упорядочения, анализа, хранения и эффективного поиска информации. Основные классификации, обязательные для применения, имеют силу стандарта.

Классификатор дополняется и конкретизируется в номенклатуре – в стандартном перечне объектов и их групп, например, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Классификационные группировки имеют иерархическую, списочную структуру или их сочетание. Каждый список строится на основе последовательного порядкового перечисления объектов классификации по одному признаку.

Иерархический метод классификации – это последовательное распределение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Группировка позволяет сложные по своему составу совокупности распределить на группы, однородные по какому-либо существенному признаку, а также имеющиеся одинаковые или близкие значения группировочного признака.

В экономической статистике используется большое количество группировок конкретного назначения. В зависимости от определяющих их признаков наиболее часто применяются группировки предприятий по размерам, населения по доходам, по административно-территориальному делению и др.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Организация социально-экономической статистики

2. Организация муниципальной статистики Российской Федерации в новых условиях

3. Становление и совершенствование организации статистики в мире

Литература:

Курс социально-экономической статистики: учебник/ под ред. М.Г. Назарова. – 5-у изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 984с.

Новое на сайте

>

Самое популярное