Налоги и сборы - это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.
Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.
Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.
Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.
Основное отличие налога от сбора
Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).
Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.
В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .
Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.
Тестовая система по дисциплине «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»
1. Основным методом налогово-правового регулирования является:
а) императивный метод;
2. Налогово-правовые санкции:
б) имеют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы;
3. Особенность налоговых правоотношений – это:
а) принцип справедливости;
4. Основной метод в налоговом праве – это:
в) государственно-властные предписания;
5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:
б) отрасли права;
6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:
б) применение мер налоговой ответственности;
7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:
в) контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;
8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:
в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
9. Налоги характеризуются следующими признаками:
а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;
10. Отличительной чертой сбора является:
б) единовременный характер платежа;
11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:
б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет;
12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:
а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;
13. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены:
а) федеральным законом РФ;
14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:
б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;
15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:
а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ,
16. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:
б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ,
17. Налоговые органы субъектов Федерации:
а) не могут создаваться;
18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:
б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;
19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:
в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации;
20. В отличие от налогового планирования при уклонении от уплаты налогов используются:
в) методы, связанные с искажением данных учета и отчетности;
21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:
б) активное поведение;
22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:
а) действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;
23. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и «налоговый контроль»:
в) неравнозначны – первое охватывает второе;
24. Видами налоговых проверок являются:
в) выездная и камеральная;
25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ:
б) только должностные лица организаций;
26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:
27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:
б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;
28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:
а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;
29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:
а) со дня совершения правонарушения;
30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:
а) указаны в НК РФ;
31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:
б) родовой объект правонарушения;
32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:
в) действием или бездействием;
33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:
г) независимо от возраста.
34. В территориальных налогах иностранным элементом может быть:
а) только объект налогообложения;
35.Международное налоговое право объединяет нормы:
а) внутригосударственного и международного права;
36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:
в) во всех перечисленных случаях.
37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:
а) только на федеральном уровне;
38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:
г) федеральных, региональных и местных;
39. Единство налоговой политики предполагает:
в) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения;
40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:
а) налоговым законодательством;
41.Налогоплательщиками признаются физические лица:
а) независимо от возраста;
42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:
б) налоговым органом;
43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:
б) поставщиком товаров (работ, услуг);
44. Объектом обложения НДС является:
б) реализация товаров и услуг и импорт товаров
45. Ставки акцизов установлены:
б) постановлением Правительства РФ;
46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:
а) субъекты малого предпринимательства;
47. Размер земельного налога зависит:
48.Налоговое законодательство включает:
в) нормативные правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ;
49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:
б) устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков;
50. Придание законам о налогах обратной силы означает:
а) принятие закона по истечении срока уплаты налога;
51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:
а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя;
52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:
б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий;
53. Прием и взимание налогов производят:
в) сборщики налогов и налоговые органы;
54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:
б) четырех лет;
55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:
б) срок уплаты налога;
56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:
а) односторонний характер;
57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:
а) обязательство имеет строго определенный состав участников;
58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:
а) имеют право не выполнять;
59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:
г) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом.
г) лично или по почте или по телекоммуникационным сетям.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
1.Основным методом налогово-правового регулирования является:
а) императивн ый метод
2.Налогово-правовые санкции:
б) име ют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы
3.Особенность налоговых правоотношений – это:
а) принц ип справедливости
4. Основной метод в налоговом праве – в) госуд.-власт.предпис.
5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:
б) отрасли права;
6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:
б) применен ие мер налоговой ответственности
7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:
в) контро ль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов
8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:
в) штра фы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
9. Налоги характеризуются следующими признаками:
в) индивид. Безвозмезд., обязательность, обеспеченность гос. принуждением
10. Отличительной чертой сбора является:
б) единовременн ый характер платежа
11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:
б) пошлин ам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет
12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:
а) нал ог полностью зачисляется в местный бюджет
13. В соотве. с Конст. РФ общие принципы налогообл. должны быть устан:
а) федеральн ым законом РФ
14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:
б) к совместно му ведению Федерации и субъектов Федерации
15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:
а) не допускает ся установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ
16. В соотв. с Конст. РФ установление федеральных налогов возможно:
б) закона ми, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ
17. Налоговые органы субъектов Федерации:
а) не могут создаваться
18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:
а) государст во должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере
19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:
в) прожи ли на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от
20. В отл. от налог. планир. я при уклонении от уплаты налогов используются:
в) мето ды, связанные с искажением данных учета и отчетности
21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:
в) пассивн ое поведение
22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:
а) действ ия (бездействие) должностных лиц налоговых органов
23. Понятия «конт. за соблюд. Налог. Законод.» и «налоговый контроль»:
в) неравнозначны – первое охватывает второе;
24. Видами налоговых проверок являются: в) выездн ая и камеральная
25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ: б) толь ко должностные лица организаций
26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления: а) мож ет
27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:
б) на моме нт, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет
28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:
а) к преступлени ям в сфере экономической деятельности
29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается: а) со д ня совершения правонар.
30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: а) указа ны в НК РФ
31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:
б) родов ой объект правонарушения
в) непосредственн ый объект правонарушения
32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:
в) действи ем или бездействием
33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:
б) 16 л ет
34. В территор. налогах иностранным элементом может быть:
а) толь ко объект налогообложения
35.Международное налоговое право объединяет нормы:
а) внутригосударственно го и международного права
36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:
в) во вс ех перечисленных случаях
37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:
а) толь ко на федеральном уровне
38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:
г) федеральн ых, региональных и местных
39. Единство налоговой политики предполагает:
в) исключен ие воздействия регион. налогообложения на рыночные отношения
40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:
а) налогов ым законодательством
41.Налогоплательщиками признаются физические лица:
а) независи мо от возраста
42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:
б) налогов ым органом
43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:
б) поставщик ом товаров (работ, услуг)
44. Объектом обложения НДС является:
б) реализац ия товаров (работ, услуг) и импорт товаров
45. Ставки акцизов установлены:
а) федеральн ым законом
46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:
а) субъек ты малого предпринимательства
47. Размер земельного налога зависит:
г) от категор ии земель
48.Налоговое законодательство включает:
в) нормативн ые правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ
49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:
б) устанавливающ им новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.
50. Придание законам о налогах обратной силы означает:
а) принят ие закона по истечении срока уплаты налога
51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:
а) мог ут иметь обратную силу по указанию законодателя
52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:
б) относят ся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий
53. Прием и взимание налогов производят:
в) сборщи ки налогов и налоговые органы
54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:
б) четыр ех лет
55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:
б) ср ок уплаты налога
56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:
а) односторонн ий характер
57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает
а) обязательст во имеет строго определенный состав участников
58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налог: а) име ют право не выполнять
59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов
г) юридическ ие лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом
г) лич но или по почте или по телекоммуникационным сетям
61. Какие лица не признаются взаимозависимыми для целей
в) д ве организации, одна из которых имеет долю 10% в уставном капитале другой организации
62. Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков: г) все вышеназванные
63. Налоговое законод. РФ позволяет устанавливать налоговые льготы:
г) во вс ех перечисленных случаях налоговые льготы устанавливать не допускается
64. В случае уплаты налогов налогоплательщиками - физическими лицами через организацию федеральной почтовой связи плата (комиссия) за прием денежных средств: а) не взимает ся
65. В соотве. с Налоговым Кодексом РФ при установлении местных налогов:
а) представительны ми органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов
66.В соответствии с действующим налоговым законодательством одним из обязательных условий применения налоговых вычетов по НДС
г) выставлен ие счета-фактуры налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения
67. Одно из требований, которое законодатель предъявляет к характеристике расходов по налогу на прибыль:
б) расхо ды должны быть экономически обоснованы
68. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в
а) налогоплательщи ки подчиняются требованиям законодательства о налогах и сборах
69. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:
в) налоговы ми
70. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам письменные разъяснения:
а) бесплат но
71. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:
г) допускают ся только на основании постановления суда или прокурора
72. Глав. бух. Орган. полномочен представлять ее в отношениях с налоговым органом:
г) на основан ии доверенности или соответствующего указания в учредительных документах организации
73. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:
в) разм ер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика
74. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:
г) в се вышеперечисленное верно
75. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:
в) полномоч ия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления
Налоги, сборы, пошлины - любой гражданин не раз слышал эти термины и примерно понимал, что речь идет о платежах в бюджет. Действительно, данный факт объединяет указанные понятия. Однако есть и существенные различия, касающиеся, главным образом, порядка исчисления сумм, а также ответственности за их неуплату. Особенно важным становится понимание этих понятий в свете контроля пограничных служб за задолженностью перед бюджетом при покидании территории РФ.
Чем обусловлено отличие налога от сбора
Определения указанных терминов содержатся в ст. 8 НК РФ . Налоги - это денежные средства, взимаемые для целей поддержки функционирования государственного аппарата, как федерального, так и местного уровня. Это обязательные платежи для всех граждан и предприятий. Сбор же обеспечивает совершение каких-либо конкретных действий в пользу гражданина или организации со стороны чиновников и государственных органов, в частности, выдачу лицензий или иных разрешений, данная сумма, по сути, оплата какого-либо действия. Необходимость оплатить сбор обусловлена конкретной ситуацией и является добровольной.
Также в ст. 8 НК РФ упоминаются страховые взносы - это платежи, уплачиваемые на медицинское и пенсионное обеспечение.
Эксперты выделяют дополнительные функции налогов, помимо пополнения бюджета страны:
- Регулирующую - позволяет поддержать какую-либо категорию граждан или отрасль путем введения льгот по налогообложению.
- Контрольную , суть которой заключается в оценке политики страны по вопросам финансов через контроль деятельности граждан и юридических лиц.
- Социальную : путем получения налоговых платежей происходит перераспределение денежного потока, который является источником финансов для реализации государственных программ социального назначения, к примеру, поддержки малообеспеченных граждан.
Налоги
При исчислении и уплате каждого налога используются следующие составляющие:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- отчетный период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления;
- сроки и порядок уплаты.
Рассмотрим все перечисленные выше элементы на примере НДФЛ. Объект - это доходы, полученные физическими лицами в России и за ее границей (для налоговых резидентов РФ). Налоговые ставки (зависят от типа дохода) - 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. Налоговый период - календарный год. Это значит, что в отчетности сумма налоговой базы рассчитывается за этот период, если положены льготы (вычеты), они также берутся за год. Отчетный период по НДФЛ также составляет год. В некоторых случаях (по другим налогам) налоговый период может включать несколько отчетных периодов, это значит, что в эти сроки сдается промежуточная декларация.
Определен также порядок исчисления денежных средств к уплате: размер базы умножается на соответствующую ставку.
Для расчета налоговой базы необходимо от доходов, подлежащих налогообложению, отнять сумму вычетов.
Если произвести оплату в бюджет должен налоговый агент (в случае с НДФЛ может выступать работодатель), сумма рассчитывается в день получения этого дохода и перечисляется не позднее следующего дня. Описанный процесс - это порядок уплаты.
Сборы
Основная отличительная особенность сбора - это то, что он связан с возможностью использовать тот или иной объект или осуществлять определенную деятельность на конкретной территории, где он введен.
Рассмотрим примеры сборов:
- торговый - уплачивается за использование объекта недвижимости для осуществления торговли в определенных регионах страны;
- за пользование объектами природного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - производится при необходимости получения разрешения на добычу указанных объектов.
Суммы сборов предназначены для финансирования именно тех учреждений, в ведении которых находятся объекты или услуги, которые явились поводом для его уплаты. В этом они отличаются от налогов, так как последние не имеют конкретного целевого назначения.
Оплата сбора является компенсацией в пользу определенного учреждения. Налоговые платежи, перечисление которых обязательно и независимо от нужд плательщика и которые не влекут за собой обязанность совершить какие-либо действия в его пользу.
Место действия налогов и сборов
По месту действия и особенностям законодательного регулирования бюджетные платежи делятся на следующие виды:
- Федеральные. Действие распространяется абсолютно одинаково во всех уголках страны (НДФЛ, НДС, водный налог, на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и т.д.). Эти бюджетные платежи рассмотрены в статье 13 НК РФ . Все параметры и регламент расчета и уплаты един во всех регионах, местное руководство не имеет полномочий на их изменение.
- Региональные. По этим видам бюджетных платежей некоторые элементы (ставки, порядок расчета и срок оплаты, виды льгот) регионы могут устанавливать самостоятельно . Подлежат уплате в тех субъектах РФ, где они установлены Налоговым кодексом и иными законодательными актами. Полный список этих платежей можно найти в статье 14 НК РФ . Примеры: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный.
- Местные. Подлежат уплате на территории муниципалитетов, определенные параметры могут отличаться на разных территориях. Примеры: налог на имущество физических лиц, земельный, торговый сбор. Информацию о них можно найти в статье 15 НК РФ .
Руководства регионов РФ не наделены полномочиями самостоятельно устанавливать какие-либо виды государственных платежей, не прописанные в Налоговом кодексе РФ.
Отличие налогов и сборов при взимании
Основные отличия между рассматриваемыми видами платежей в бюджет:
- сумма налога исчисляется исходя из утвержденной процентной ставки, сбор устанавливается в фиксированной сумме;
- налог - это безвозмездный платеж, сбор предусматривает какую-либо выгоду для его плательщика, за которую он и уплачивается;
- льготы для сборов не применимы (исключение составляют государственные пошлины);
- возможны регрессивные и прогрессивные варианты налоговых ставок, сумма сбора четко зафиксирована;
- в случае неуплаты налога нарушителю грозят пении штраф, если же не уплачен сбор, юридическое или физическое лицо просто не получает нужное право или услугу.
Если указана фраза «иной вид налога и сбора»
Случается, в документах встречается фраза «иной вид налога и сбора». В этой ситуации необходимо уточнить у составителя бланка, какой конкретно платеж имеется в виду. Это связано с тем, что при заполнении платежного поручения важно правильно указать код КБК , который для каждого вида бюджета индивидуален. Узнать необходимые цифры можно на сайте Федеральной налоговой службы.
В противном случае, если КБК указан неправильно, денежные средства могут «зависнуть» в неопознанных платежах, и закрытие задолженности не произойдет. Для уточнения плательщик будет вынужден писать уточняющее письмо.
Отличие налога от пошлины
Пошлина, согласно ст. 333.16 НК РФ – разновидность сбора. Пошлина взымается за услуги, оказываемые государственным аппаратом или действия, имеющие юридическую силу, производимые учреждениями местного самоуправления или чиновниками. В статье также указано, что иные платы за перечисленные действия запрещаются .
Примерный перечень услуг, за которые уплачиваются пошлины:
- регистрация юридического лица;
- рассмотрение дела в суде;
- нотариальные услуги;
- услуги ЗАГСа;
- оформление гражданства;
- регистрация лекарственных препаратов, медицинских изделий;
- выпуск ценных бумаг;
- право использования собственных имен «Россия», «РФ» и образованных от них слов.
Размер пошлины, в отличие от сбора, не может устанавливаться субъектом РФ самостоятельно, он учреждается исключительно на федеральном уровне. В отличие от налогов, за неуплату пошлины не может быть взыскан какой-либо штраф или пени , единственное неблагоприятное последствие - это неоказание соответствующих услуг государственными служащими.
Существует один нюанс, касающийся различия сборов и пошлин: первое понятие часто используется не только применительно к государственным услугам, но и к частным лицам и компаниям. К примеру, аэропортовый сбор и топливный сбор в авиабилете.
По некоторым видам пошлин предусмотрены льготы для определенных категорий физических и юридических лиц.
Дополнительная информация по разнице налогов и сборов представлена ниже на видео.
Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:
б) индивидуальная безвозмездность платежа;
в) денежная форма налога;
г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.
Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.
Функции налогов:
– фискальная;
– регулирующая;
– стимулирующая;
– распределительная.
Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору ). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.
Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.
Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий
Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательствомгосударства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаютсятаможенные пошлины.
В Средние векапошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством,городамиифеодаламиза пользованиедорогамиимостами, а также за ведениесудебных процессови выполнение других функций.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации(гл. 25.3. «Государственная пошлина»),государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организацийифизических лицпри их обращении вгосударственные органы, органыместного самоуправления, иные органы и (или) кдолжностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актамисубъектов Российской Федерациии нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемыхконсульскими учреждениямиРоссийской Федерации, а именно:
нотариальных действий;
действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерацииили выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;
действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин,базы данныхитопологииинтегральной микросхемы;
действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;
государственной регистрации юридических лиц,политических партий,средств массовой информации,выпусков ценных бумаг,прав собственности,транспортных средстви проч.
В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:
право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц
право вывоза культурных ценностей, предметовколлекционированияпопалеонтологиииминералогии;
выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
Признаки: 1. Обязательность 2. Возмездный характер отношений между плательщиком и государством 3. Единовременность уплаты Различия - налог – это регулярный платеж, а сбор при юридически значимых действиях