Домой Кредит на бизнес Шведская модель экономики характерные черты. Понятие «Шведская модель»

Шведская модель экономики характерные черты. Понятие «Шведская модель»


Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Экономисты могут определить шведскую модель как модель, сочетающую полную занятость и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. Эта модель была представлена некоторыми профсоюзными экономистами в начале 50-х годов и в определенной степени была использована социал-демократическими правительствами.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

Эволюция шведской модели экономики

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ или ЛУ), что усиливает реформистское рабочее движение в стране.


Принципы полной занятости и выравнивания доходов имеют глубокие корни и традиции в рабочем движении. Они стали руководящими принципами шведской политики в послевоенный период.

В программе шведского рабочего движения в 1944 г. была выработана идея полной занятости, и эта линия систематически выдерживалась в заявлениях и программах профсоюзов и социал-демократов. Действительно, Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как "дома народа", где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. То, что СДРПШ сохраняла свою долю голосов на выборах на уровне примерно 45% в течение более полувека, несмотря на снижение доли работников физического труда, показывает, что социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

Среди общих условий создания шведской модели, также существующих и в других промышленно развитых странах Запада, можно выделить политическую демократию, частную собственность, основные принципы рыночной экономики и независимые от правительства профсоюзы и объединения предпринимателей.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон, практика социального консенсуса.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Добыча железной руды и меди на экспорт продолжается не менее тысячи лет. Первая компания в мире - "Стура Коппарберг" - была основана более 700 лет назад и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны. В XVI и XVII вв. шведские короли поощряли иностранные капиталовложения и импорт новой технологии. Широкомасштабное судостроение началось в XVI в., а уже в XVII в. Швеция имела как торговый, так и военный флот, сопоставимый с британским. Из 35 крупнейших компаний в обрабатывающей промышленности Швеции, действовавших в 80-е годы, 2/3 существовали еще в прошлом веке.

Не следует забывать и о длительной истории консервативных традиций и демократии, возникшей из частной собственности на землю крестьян и гарантированной писаными и неписаными законами еще со средних веков. В Швеции никогда не было феодальных политических порядков континентальной Европы.

Можно отметить и несколько национальных черт характера: рационализм, тщательное исследование подходов к решению проблем, поиск консенсуса и способность избегать конфликтов. Шведы - само дисциплинированные и замкнутые люди, сторонящиеся эмоциональных крайностей.

Успешное функционирование модели зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, модель должна использовать такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции издержек и противоположному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом экономическое положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности, некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в огромном масштабе. В связи с этим отдельные авторы заговорили о крахе шведской модели, кризисе государства благосостояния, чрезмерном уровне личного налогообложения и быстро разрастающемся государственном секторе, вытесняющем частные фирмы. Однако за последнее десятилетие эти мрачные прогнозы были опровергнуты экономическим возрождением Швеции. Развитие в 80-е годы - а с 1983 г. продолжается непрерывный экономический подъем - показало, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Методы шведской модели предусматривают активную роль государства. Воплощение в жизнь шведской модели является заслугой социал-демократов, делающих ставку на повышение жизненного уровня; посредством постепенных реформ в рамках капитализма при прагматическом отношении, как к целям, так и к средствам их достижения с учетом практической целесообразности и трезвого учета реальных возможностей.

Основы шведской модели были сформулированы в начале 50-х годов в шведском профсоюзном движении, а затем стали стержнем экономической политики социал-демократов. Главный принцип этой политики гласил: нет причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов. Прагматичность этой политики заключается в том, что "незачем резать курицу, несущую золотые яйца".

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня народа, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм".

Особенностями шведской модели являются, в частности, высокая степень ее институционализации, особенно в области регулирования бюджетных расходов, и гибкость антикризисной государственной политики. Частный капитал при такой системе как бы освобождается от многих видов "непроизводительных" для него затрат. Она стимулирует использование большей части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство берет на себя преобладающую часть затрат на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п.

Результаты, опыт и будущее шведской модели

Основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?

Сильные, слабые стороны шведской модели и их недостатки

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный, период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг. С конца 50-х годов различия в зарплате между различными группами в ЦОПШ сократились более чем наполовину. Они также сократились между рабочими и служащими. Политика солидарности в области зарплаты имела решающее значение для сокращения различий в зарплате в Швеции. В результате выравнивание в Швеции достигло одного из самых высоких уровней в мире.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.

Нежелание правительства применять рестриктивных налоговые и денежные меры в периоды высокой конъюнктуры стало причиной неудач в поддержании экономической стабильности. Особенно это проявилось с середины 80-х годов, когда шведское правительство допустило слишком высокие прибыли, превышение роста спроса и инфляционный рост издержек. Призывы к профсоюзам спасать экономику путем ограничения роста зарплаты - это тот самый метод, который в более ранних вариантах шведской модели считался бесполезным. Тем самым социал-демократы сами подрывали модель. Но есть и другие факторы, угрожающие шведской модели.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры.

Еще две причины угрожают существованию модели: это подрыв политики солидарности в области зарплаты и ограничение действенности мер правительства в результате интернационализации экономики Швеции.

Централизованные переговоры о зарплате между ЦОПШ и САФ составляли неотъемлемую часть шведской модели. Политика солидарности в области зарплаты была для профсоюзов руководящим принципом, а предприниматели в течение длительного времени были не в состоянии противостоять стремлению профсоюзов к выравниванию. За централизованными переговорами следовало заключение коллективных договоров на местном уровне, где выравнивающее воздействие первых несколько смягчалось. Однако конечным результатом этого процесса было сокращение разницы в зарплате.

В середине 80-х годов предприниматели устранились от централизованных переговоров и заставили профсоюзы вести переговоры на уровне отраслей. Их цель - децентрализация и индивидуализация процесса формирования зарплаты, что заметно затрудняет профсоюзам проведение политики солидарности в области зарплаты. Уход предпринимателей от централизованных переговоров сопровождается новой стратегией введения для своих занятых систем деления прибылей и предоставления опционов, которые затем могут быть превращены в акции. Высокие прибыли в 80-е годы позволяли это сделать. Принципиальная точка зрения профсоюзов, что подобные мероприятия несовместимы с философией солидарности, тем не менее, не препятствовала местным профсоюзам принять эти привилегии. Таким образом, позиции профсоюзов ослабли, и политика солидарности в области зарплаты подорвана. Профсоюзам необходимо вырабатывать новую стратегию, соответствующую новым явлениям в экономике Швеции.

Высокий дрейф зарплаты, системы деления прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о том, что структура зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и определенная вина профсоюзов. Ведь еще в 1951 г., при введении политики солидарности в области зарплаты, было одновременно отмечено, что профсоюзное движение должно найти общепринятые нормы различий в зарплате. Все попытки найти такую систему оценки труда провалились. Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить профсоюзы, и ослаблять их позиции в процессе формирования зарплаты.

Еще одна угроза шведской модели - происходящая интернационализация шведской экономики. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Заграничные инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели-полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Исследование шведской модели позволяет дать ответ и на вопрос, какое общество в Швеции - капиталистическое или социалистическое, поскольку высказывания о "шведском социализме" сейчас часто встречаются у нас в выступлениях и в печати. Можно сделать вывод, что в Швеции наблюдается своеобразное сочетание капиталистического базиса, т. е. частной собственности, которая генерирует средства, и развитой надстройки, по характеру близкой к социалистической, - государства и социальной сферы, которые занимаются перераспределением этих средств, что позволяет в шведской модели довольно успешно сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость. По существу основа, где главную роль играет частный капитал, не изменилась. Повышение институционализации во владении собственностью не меняет природы частной собственности, хотя и приближает ее по характеру к общественной, и является, прежде всего, реакцией на налоговую политику, поскольку налоги на наследство в Швеции очень высоки.

В то же время следует сказать и о создании своего рода обществ венной собственности, в которой основную роль играют коллективные фонды государства, при этом государство является не собственником этих фондов, а скорее распорядителем. Диалектическое единство этих двух элементов - капиталистического базиса и государства находит свое выражение в том, что один элемент корректирует другой, и глубокий кризис 70-х - начала 80-х годов был результатом доминирования государства и соответственно снижения роли частной экономики, что сейчас уже не наблюдается.

Опыт шведской модели для других экономик

Наконец, что же можно взять из опыта шведской модели? Некоторые считают, что шведский опыт и методы можно легко экспортировать и использовать в других странах. Однако механически перенести на чужую почву даже самый прогрессивный опыт очень трудно. Каждая страна имеет свои собственные традиции, историю и институциональные структуры, и многое из того, что привлекает внимание в шведском обществе, основано на специфических традициях и институтах, появившихся давно. Швеция отличается этнической и религиозной однородностью населения, длительной традицией центральных правительств, неучастием в войнах свыше 175 лет, ведущей ролью рабочего движения в течение более 60 лет, часто парадоксальным сочетанием частной собственности и государственного вмешательства во многих секторах общества. Уникальная черта - сильная приверженность шведского народа полной занятости и равенству.

И все же некоторую пользу на примере шведской модели можно извлечь и для других стран. Во-первых, учеба на чужих ошибках. Так, шведское правительство несколько раз повторяло ошибку, стремясь переложить ответственность за стабильность цен на профсоюзы, хотя совершенно ясно, что ответственность за стабилизацию экономики лежит на правительстве. Профсоюзы организованы для защиты интересов своих членов, а не являются инструментом государственной политики. При росте спроса на рабочую силу в рыночном хозяйстве зарплата возрастет независимо от того, что профсоюзные лидеры пообещают правительству. Политика доходов бесполезна, во всяком случае, в долгосрочном плане - в этом состоит шведский урок.

Во-вторых, опыт активной политики на рынке труда - важнейшей части шведской модели - может использоваться и другими странами, а именно: незачем тратить огромные суммы на пособия безработным в качестве компенсации за потерянные доходы, пренебрегая альтернативой переподготовки безработных и возвращения их к труду другими мерами, в частности путем предоставления субсидий для повышения мобильности. Кроме неблагоприятных последствий для человека безработица - весьма дорогостоящий метод борьбы с инфляцией и решения структурных проблем. Значительная часть издержек на политику на рынке труда в Швеции возвращается государству в виде налогов и взносов на социальное страхование. Чистые расходы на нее заметно меньше значащихся в бюджете цифр. Шведский опыт состоит в том, что мощная и хорошо организованная политика на рынке труда высокопродуктивна и является на деле эффективным путем использования денег налогоплательщиков. Социальная политика и регулирование рынка труда и привлекают, прежде всего, внимание экономистов.

Понятие шведской модели рыночной экономики

Такой термин, как шведская модель , возник в конце 1960 годов, в то время некоторые иностранные наблюдатели обратили внимание на успешное сочетание в Швеции быстро развивающейся экономики через проведение большого количества политических реформ и относительно бесконфликтного социального положения в обществе.

Шведская модель как термин укоренился в экономической науке благодаря становлению Швеции одним из самых развитых социально-экономических государств.

На фоне социальных и политических раздоров во всём мире, в тот период времени, Швеция отличалась успешностью и безмятежностью внутреннего положения страны.

Замечание 1

Если разобраться, Шведская модель представляет собой смешанный характер рыночной экономики. Характерными признаками её считается сочетание рыночных отношений и государственного регулирования. Общее общественное потребление сочетается с преобладающим объёмом частной собственности в сфере производства.

Помимо вышеперечисленных общих характеристик, которые присущи и другим экономическим моделям схожем по своим характеристикам с рыночной экономикой, к шведской модели можно отнести некую характерную черту: это особенность отношений на рынке труда между собственно трудом и капиталом.

Достаточно большой период в Швеции были актуальны профсоюзы. Такие профсоюзы представляли собой централизованную систему, на основе которой проводились переговоры о заключении коллективных договоров по вопросам оплаты труда. Деятельность профсоюзов была достаточно масштабная, это были мощные организации, политика которых, основывалась на главенствующих принципах солидарности между обособленных групп работников.

Принципы шведской модели рыночной экономики

Шведская модель организации рыночной экономики государств обеспечивала этой стране благоприятное развитие экономической и политической жизни на протяжении достаточно длительного времени, при этом не испытывая никаких социальных потрясений либо глубоких политизированных конфликтов, одновременно обеспечивая населению высокий уровень жизни и предоставляя социальные гарантии для подавляющего большинства граждан страны. С этой точки зрения, шведская модель с её актуальными и современными процессами реформирования, имеет высокий интерес для Российской Федерации.

Характерные черты шведской модели:

  • На развитие рыночной экономики оказывается существенное государственное влияние через регулирование в сфере экономики;
  • Социальная политика государства направлена на достижение качественно нового высокого уровня жизни для всех слоев населения;
  • Любые трудовые споры, конфликтные ситуации, возникающие на рынке труда, рассматриваются и разрешаются путем привлечения к активному участию в данных вопросах профсоюзов, через заключение коллективных договоров и проведение коллективных переговоров.

Причинами для интереса, по мнению учёных, шведская модель в качестве вариантов внедрения такой модели в рыночную экономику России, является то, что:

  • В Швеции в качестве основных приоритетных социально-экономических направлений развития выбраны показатели высокой занятости населения и максимальное уравнивание уровня доходов в обществе;
  • А также Швеция с 1932 года основной, властной, правящей партией является социально-демократическая;
  • Помимо этого, развитие профсоюзов, которые оказывают большое влияние на уровень и рост доходов населения;
  • И наконец, шведский народ также, как и российский воспринимают идею равенства.

Одной из первых стран где появились первые наметки социальных гарантий, предоставляемых населению, была Швеция. Первым и самым ярким примером развития социальной сферы в стране стало создание института социального партнерства, который был организован в 1938 году. Заключалось такое партнерство в подписании соглашения о мирном урегулировании любых возникающих трудовых конфликтов между Федерацией Профсоюзов и работодателей. В том же соглашение была определена необходимость в заключении коллективных договоров.

Швеция стала одной из первых стран, которые пришли к правильному выводу об необходимости создание социальной платформы и пошла путем осуществление активной политики на рынке труда.

Такими шагами, например, стал запрет на строительство АЭС. Был выработан курс, направленный на построение "общества всеобщего благоденствия". Для того чтобы реализовать такие планы, государство приняло решение перераспределять огромные средства через государственный бюджет.

Проведение последовательной социальной политики дало свои результаты. Ими стал высокий уровень политической культуры. Благодаря чему удалось сформировать систему общественного диалога, внедрить в отношения между различными слоями общества корпоративный характер.

В сфере социально-экономического развития была достигнута полная занятость, а также реализованы другие важные экономические задачи, такие как:

  • Стабильный уровень цен;
  • Динамичный долговременный рост экономической сферы;
  • Удалось добиться развития экономики избегая социальных потрясений и конфликтов на политической почве.

Все эти достижения поспособствовали развитию приоритета в части человеческого Фактора. Для стимулирования трудовой деятельности приоритетным направлением развития также стала поддержка творческого начала.

Именно этот конечный результат проведенных социально-экономических реформ положил начало отражения концепции шведской модели рыночной экономики называемого "человеческим капиталом"

Анализ шведская экономическая модель

Швеция изначально являлась каким государством, которое было ориентирована на формирование социальных благ. Если провести анализ шведской экономики можно сделать вывод о том, что в основу были заложены идеи кейнсианства. В частности, в плане выбора места и роли государства в целом в экономической системе.

В 1930 годах, когда страна находилась в условиях Великой депрессии, была проведена первая реформа экономики. Выигрышным рычагом для выхода из сложной ситуации стало усиление государственного регулирования экономики.

Замечание 2

Один из основоположников Шведской модели доказал, что между развитием техники и прогрессированием социума имеется тесная связь и связано это с тем что человеку требуется блага, а для создания благ и их усовершенствованию человек прибегает к созданию нового.

Понятие шведской модели

Понятие “шведская модель” возникает в процессе становления Швеции в качестве одного из самых развитых социально-экономических государств.

Понятие появляется в конце 1960-х годов, когда иностранные исследователи стали наблюдать в Швеции успешное сочетание ускоренного экономического роста и обширной политики реформ на основе относительной бесконфликтности в обществе. В связи с ростом социально-политических напряжений в мировом сообществе, образ успешной и безмятежной Швеции ярко выделялся и привлек к себе внимание сторонних наблюдателей.

Замечание 1

В настоящее время термин «шведская экономическая система» используется в разных значениях, обладая отличным смыслом в соответствии с тем, что в него вкладывается.

Определение 1

В широком смысле шведская модель включает в себя всю систему социально-экономических и политических реалий в государстве, учитывая его высокий уровень жизни и широкий масштаб социальной политики.

Многие ученые обращали внимание на смешанный характер шведской экономики, которая сочетала в себе:

  • отношения рынка,
  • государственное регулирование,
  • преобладающая частная собственность в производственной сфере,
  • обобществление потребления.

Особенности шведской модели экономики

Для Швеции послевоенных лет была присуща специфика отношений труда и капитала. В течение нескольких десятков лет важной составляющей действительности Швеции являлась централизованная система переговоров в процессе заключения коллективных договоров в сфере заработной платы при участии мощных организаций профсоюзов и предпринимателей. При этом профсоюзная политика была основана на принципах солидарности различных групп трудящихся.

В шведской политике исследователи выделяли две основные цели:

  • полную занятость,
  • выравнивание доходов.

Замечание 2

На экономическое развитие Швеции в большей степени оказали воздействие исторические предпосылки и культура, поскольку неотъемлемая часть шведских традиций - предпринимательство.

Успех функционирования экономической системы зависит от следующих факторов:

  • конкурентоспособность шведской промышленности,
  • экономический рост.

Жизнеспособность шведской модели

Инфляция была главной угрозой равенству и конкурентоспособности шведской экономики, поэтому применялись определенные методы поддержания полной занятости, не приводящие к инфляционным процессам и отрицательному воздействию.

Вопросы безработицы и инфляции являлись главными проблемными местами шведской модели.

С середины 70-х годов 20 века обострилась конкурентная борьба на внешних рынках, что привело страну к глубокому экономическому кризису.

Многие отрасли промышленности, которые оказались в глубоком структурном кризисе, стали получать помощь от государства в огромных масштабах. Многие экономисты давали мрачные прогнозы, н, не смотря на это, Швеции удалось выйти из кризиса.

С 1983 года начался непрерывный экономический подъем, показавший, что шведская модель приспособилась к переменчивым условиям, что подтвердило ее жизнеспособность.

Замечание 3

Главным положением шведской модели является то, что децентрализованная рыночная система производства может быть эффективной, при этом государство не должно вмешиваться в производственную деятельность компаний.

Активная политика на рынке труда сводит к минимуму социальные издержки экономики рынка.

Основой модели является максимальный рост производства частного сектора, и увеличивающееся перераспределение государством части прибыли посредством налоговой системы.

Большое внимание в модели уделяется инфраструктурным элементам и коллективным денежным фондам.

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда.

На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ).

В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом активный ее сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как "дома народа", где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814, неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон. На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания "Струра Коппарберг" (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны. Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.

В частности, инфляция угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели. С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность. Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм".

Основные черты экономического развития.

За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны, какой она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств.

В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.

Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.

В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении.

Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась половина работающего населения.

В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики.

В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г. составляла 25%.

В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее "золотые" годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости.

В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горно добывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. экономический конкурентоспособность рынок

На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке. Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности. В 1977 г. (впервые за 25 лет) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только 1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых женщин.

С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как "валютная змея".

Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей.

Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность. С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса.

Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное производство на 5,1%, производительность труда на 7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% наивысший показатель с 1973 г. Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. 172 млрд. крон, в 1980, 525 млрд., в 1985 г. 861, в 1989 г. 1221 млрд. крон. В целом в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос более чем на 60%. Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое количество невыходов на работу основные причины, сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался. Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на достаточно высоком уровне.

Высокий инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры.

Он выражался главным образом в рационализации производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой.

Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 1960-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется ввиду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести: неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям (в частности от феодализма к капитализму), длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “СтрураКоппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 1970-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”

Новое на сайте

>

Самое популярное