Домой Кредит на бизнес Система налогообложения во франции. Сборы на нужды Европейского Союза

Система налогообложения во франции. Сборы на нужды Европейского Союза

Франция относится к группе стран с относительно высоким уровнем налогообложения и традиционно занимает четвертое-пятое место по уровню налогового бремени среди стран - членов Евросоюза. В среднем за период 1995-2010 гг. доля налоговых доходов в ВВП этой страны составляла 43,8%.

В долгосрочном плане в период с 1965 г. имело место повышение уровня налоговой нагрузки на экономику с 36% в среднем в конце 1960-х - 1970-х гг. до 41-42% в начале 1980-х гг. В конце XX - начале XXI вв. налоговая нагрузка была в целом достаточно стабильна с незначительной тенденцией к понижению. По итогам 2010 г., показатель доли налоговых доходов в ВВП составлял 42,9%.

В начале XXI в. распределение налоговых поступлений между косвенными, прямыми налогами и налогами и взносами на социальное страхование составляло примерно 38: 22: 40. На рис. 3.4 представлена укрупненная структура налоговых доходов консолидированного бюджета Франции.

Рис. 3.4.

Как видно из приведенных данных, основным источником налоговых доходов для Франции в 2009 г. являлся индивидуальный подоходный налог, на долю которого приходится более 18% налоговых поступлений. Роль налога на прибыль корпораций существенно меньше и составляет всего 6,6% поступлений.

Франция представляет собой унитарное государство и имеет двухуровневую налоговую систему, в которой выделяются государственные налоги и местные налоги (сборы, пошлины и иные платежи). В рамках рассматриваемого периода в государственный бюджет страны поступало 38,5% всех налоговых платежей, а на долю местных бюджетов приходилось около 10,9%, соответственно, доходы системы государственных социальных фондов с учетом некоторого перераспределения поступлений составляли 50,6% всех платежей.

Налоговая система Франции довольно сложна. Она имеет в своем составе значительное число налогов, сборов, пошлин и парафискальных платежей, а также взносы по различным видам обязательного социального страхования. Структура налоговой системы Франции представлена на рис. 3.5.

Рассмотрим некоторые из налогов более подробно.

Индивидуальный подоходный налог (Impotsur le revenu)

Налогоплательщиками индивидуального подоходного налога признаются физические лица - резиденты - со всех доходов, полученных как на территории Франции, так и за рубежом, а нерезиденты - только с доходов, проистекающих с территории Франции.

Рис. 3.5.

Налоговым резидентом Франции признается физическое лицо, имеющее постоянное жилище во Франции, осуществляющее бизнес, или оказывающее профессиональные услуги в этой стране, или имеющее здесь центр экономических интересов. Тест физического присутствия (пребывание на территории страны более 183 дней в календарном году) рассматривается как дополнительный. Французы, проживающие в Монако, рассматриваются как налоговые резиденты Франции, если они менее пяти лет являются налоговыми резидентами Монако. В качестве налоговых резидентов Франции могут также рассматриваться лица, которые приезжают во Францию и собираются по истечении какого-то периода стать налоговыми резидентами этой страны.

Особенностью индивидуального подоходного налога является обложение дохода семьи в целом (один человек - это тоже семья). Именно семья или домашнее хозяйство формирует фискальную единицу (иногда говорят "фискальное домохозяйство"). Облагаемый доход семьи складывается из дохода обоих супругов и дохода несовершеннолетних (до 18 лет) детей. На семью заполняется одна декларация, в которой учитываются все доходы и расходы этой семьи. Если ребенок имеет собственные доходы, то они могут учитываться как в составе семейных доходов, так и как у отдельной "семьи" - по выбору налогоплательщиков. В этом случае на ребенка заполняется отдельная декларация со всеми вытекающими отсюда последствиями. В некоторых случаях для налогоплательщиков такой вариант может быть более предпочтительным с точки зрения итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Облагаемый доход формируется как сумма чистых доходов (за вычетом связанных с конкретным видом доходов расходов) по следующим категориям:

  • - доходы от занятости по найму (заработная плата, премии, пенсии);
  • - доходы от недвижимости;
  • - доходы от бизнеса;
  • - доходы от сельскохозяйственной деятельности;
  • - доходы от оказания профессиональных услуг;
  • - доходы от управления семейными компаниями или частными партнерствами;
  • - инвестиционные доходы;
  • - доходы от продажи активов.

Доходы, полученные в рамках каждой из названных выше групп, уменьшаются на сумму расходов, связанных с их получением. Так, из доходов, полученных в виде заработной платы, вычитаются расходы на уплату взносов по социальному страхованию, расходы на обучение или повышение квалификации, профессиональные расходы (до 10% полученной заработной платы, но не выше определенного лимита), а также 20% полученной заработной платы в виде скидки на так называемую вынужденную честность.

Доходы в виде пенсий, полученные налогоплательщиком, включаются в состав облагаемого дохода лишь частично в зависимости от возраста получателя дохода. Так, для лиц моложе 50 лет в облагаемый доход включается 70% полученной ими пенсии, а для лиц старше 70 лет - только 30%.

КОММЕНТАРИИ

Скидка на "вынужденную честность" призвана уравнять уровень налогообложения для физических лиц, которые работают по найму, и физических лиц, которые ведут собственный бизнес. В случае ведения бизнеса некоторые личные расходы могут быть списаны как расходы бизнеса. Это касается расходов на электроэнергию (если офис или мастерская находятся в том же доме, где проживает налогоплательщик), расходов на бензин (если автомобиль используется как в бизнес-целях, так и для личных нужд) и т.д. Для человека, работающего по найму, такая "экономия" невозможна. Он всегда "вынужденно честен" - его доходы можно проверить по отчетности работодателя. Чтобы не допускать налоговой дискриминации работающих по найму, и была введена скидка "на вынужденную честность".

По инвестиционным доходам действует более сложная система вычетов. Так, дивиденды, полученные как от французских организаций, так и от зарубежных (при определенных условиях), подлежат включению в облагаемый доход в размере 60% полученных сумм.

Доходы от недвижимости (здания и земельные участки) подлежат уменьшению на сумму средств, израсходованных на поддержание, ремонт, восстановление и улучшение состояния этой недвижимости.

Некоторые категории доходов полностью или частично не подлежат налогообложению. В частности, не облагаются некоторые компенсационные выплаты при увольнении при сокращении штатов, некоторые категории компенсационных выплат, доходы студентов от работы по найму в пределах 4013 евро и некоторые другие категории доходов.

К общей сумме чистых доходов семьи могут быть применены персональные скидки и вычеты. К их числу, в частности, относятся некоторые обязательные членские взносы (в пределах установленного лимита), некоторые выплаты в рамках сберегательных пенсионных схем (в пределах лимитов), уплаченные алименты бывшим супругам и суммы, уплаченные на содержание детей, проживающих с бывшими супругами (при определенных условиях). Специальные скидки предусмотрены для инвалидов и лиц старше 65 лет.

В результате формируется чистый облагаемый доход семьи.

Следующим шагом при расчете суммы налога является применение к этому доходу специального "коэффициента семьи".

Для целей налогообложения общая сумма доходов семьи (супругов и детей) делится на "части", которые определяются исходя из численности и состава семьи (табл. 3.7).

Таблица 3.7. Коэффициенты для расчета "частей" облагаемого дохода (некоторые позиции)

Применение этих коэффициентов осуществляется следующим образом. Допустим, семья, состоящая из мужа, жены и одного ребенка, получила по итогам налогового периода в общей сложности 100 тыс. евро облагаемого дохода. Для целей налогообложения этот доход должен быть разделен на 2,5. Тогда налоговые ставки будут применяться исходя из суммы дохода в 40 тыс. евро, т.е. максимальная (предельная) ставка составит 30%.

Налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу установлены как прогрессивные (табл. 3.8).

Таблица 3.8. Ставки индивидуального подоходного налога

Применение "коэффициента семьи" при расчете суммы уплачиваемого налога позволяет понижать степень прогрессивности налогообложения для семей с большим числом детей.

ПРИМЕР

При доходе 40 000 евро на одну часть сумма налога составит 6433,70 евро (на одну часть). В бюджет же будет уплачена сумма, равная налогу в расчете на одну часть, умноженному на количество частей (2,5 в нашем примере), или 16 084,25 евро. Если же мы определим среднюю (или эффективную) налоговую ставку (исходя из облагаемого дохода), то она составит 16,084% (16 084,25 евро: 100 000 евро).

Еще одной особенностью подоходного налогообложения во Франции является то, что сумма индивидуального подоходного налога, налога на состояние (богатство) и налога на недвижимость (в части основного жилья налогоплательщика) не может превышать 60% полученного в течение года дохода.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая декларация подается в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Налог у источника доходов (с таких доходов, как заработная плата, отсутствует), но существуют авансовые платежи (три в течение года), которые определяются как 1/3 суммы налога, уплаченной в предшествующем году.


Одним из крупнейших унитарных государств современной Европы является Франция. Налоги, существующие в этой стране, можно условно разделить на три крупных блока; косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление, налоги на прибыль (доход) и налоги на собственность.

Налоговая система Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система стабильна в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества заключаются в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. Французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы, можно в первую очередь назвать социальную направленность и территориальный аспект.

Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.

Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Основные федеральные налоги:

  • подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий;
  • пошлины на нефтепродукты;
  • акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта);
  • налог на собственность;
  • таможенные пошлины;
  • налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Основные местные налоги:

  • туристский сбор;
  • налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);
  • налог на профессию;
  • налог на уборку территории;
  • налог на использование коммуникаций;
  • налог на продажу зданий.

В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляют 43,3%, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны: в Германии - 37,4%, Великобритании - 18,5, США - 29,7.

Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляют более 93%. Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется в целях развития экономики.

Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

В настоящее время применяются стандартная и пониженная ставки НДС, равные соответственно 20,6 и 5,5%. Пониженная ставка применяется по отношению к ряду сельскохозяйственных продуктов, продовольствию, медикаментам, медицинскому оборудованию, книгам, грузовым и пассажирским перевозкам, обедам для работников предприятий, культурным и культурно-зрелищным мероприятиям, туристический и гостиничным услугам. Французское законодательство предусматривает ряд существенных льгот по НДС: в их рамках от налогообложения освобождаются:

  • малые предприятия - в том случае, если их оборот за финансовый год не превысил указанной в законе суммы. В этом случае подобные предприятия имеют право применить льготу начиная с года, следующего за отчетным (ст. 25 финансового законодательства Франции):
  • все операции, связанные с экспортом. Субъекты предпринимательства осуществляющие экспортные сделки, пользуются правом на возмещение уплаченного ими НДС по ценностям, приобретенным у поставщиков и использованным при производстве экспортной продукции (работ, услуг):
  • банковская и финансовая деятельность:
  • услуги частных врачей и преподавателей:
  • сельское хозяйство и рыболовство:
  • государственные учреждения, выполняющие административные, социальные, культурные и спортивные функции.

Важным источником доходов бюджета служат акцизы . Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы.

К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим или адвалорным ставкам и выступают, помимо источника доходов бюджета, важным инструментом экономической политики государства, направленным на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства.

Среди прямых налогов важнейшую роль играет налог на прибыль (доход) корпораций и физических лиц.

Налог на прибыль корпораций взимается с частных и государственных компаний, ассоциаций и партнерств, занимающихся предпринимательской деятельностью и не освобожденных от этого налога. Как резиденты, так и нерезиденты уплачивают данный налог в части прибыли, полученной от деятельности во Франции. Налогооблагаемой базой является годовая прибыль корпорации, декларацию о которой каждое предприятие представляет в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным. До окончательного расчета с бюджетом корпорация ежеквартально вносит авансовые платежи. Стандартная ставка налога равна 33,33%, однако существуют и пониженные ставки, которые применяются к доходам от земельных участков, сельскохозяйственных ферм и ценных бумаг и варьируются от 10 до 24%. От данного налога могут быть освобождены при соблюдении ряда условий сельскохозяйственные кооперативы и инвестиционные компании. Кроме того, французское законодательство предоставляет льготу по учету убытка компании в течение последующих 5 лет.

Подоходный налог с физических лиц взимается со всех поступлений, полученных физическим лицом в течение года, включая заработную плату, пенсию, ренту, доходы от всех видов коммерческой и некоммерческой деятельности, вознаграждений. Налог взимается по доходам как от источников во Франции, так и от зарубежных. Кроме того, подлежат обложению доходы разового характера, связанные с передачей прав собственности по движимому и недвижимому имуществу, ценным бумагам. Ставки подоходного налога носят прогрессивный характер. Наивысшая ставка установлена для доходов, превышающих указанную в законе сумму. Законодательство Франции предусматривает необлагаемый минимум, а также определенные вычеты из налогооблагаемой базы (например, целевые пособия на питание) и специальные скидки дня слабозащищенных в социальном плане категорий населения, таких как пенсионеры, инвалиды. С начала 1990-х годов дополнительно к подоходному налогу введены специальные социальные отчисления. Их ставка, установленная для физических лиц-резидентов, составляет 2,4%.

Во Франции приняты специальные правила, регламентирующие налогообложение доходов, намученных от операций с собственностью (недвижимостью, движимым имуществом, ценными бумагами):

  • прибыль от продажи недвижимого имущества включается в налогооблагаемый доход в год фактической продажи. Ставка налога зависит от срока, в течение которого недвижимость находилась в собственности продавца. Нулевая ставка применяется для недвижимости, срок владения которой превышает 32 года;
  • с прибыли от операций с движимым имуществом налог взимается только в том случае, если она получена по сделке, превышающей определенную сумму. При соблюдении этого условия в зависимости от категории имущества применяются ставки 4 и 5%. Ставка 7% установлена для различных категорий предметов искусства, а специальная ставка 7,5% - для сделок с драгоценными металлами;
  • прибыль от операций с ценными бумагами, размер которой превышает определенный предел, облагается по ставке 16%.

Помимо подоходного налога на размер фактической оплаты труда работников оказывает влияние ряд сборов, уплачиваемых работодателем, объектом налогообложения по которым служит фонд оплаты труда работников. Рассмотрим основные из вышеупомянутых сборов.

  1. Социальный налог на заработную плату. Объект налогообложения - годовой фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога носят прогрессивный характер: от 4,5 до 13,5%.
  2. Налог на развитие профессионального образования. Объект налогообложения - годовой ФОТ сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога - 0,5%, с надбавкой - 0,1%.
  3. Сбор на профессиональную подготовку. Если на предприятии более 10 сотрудников, то собственник обязан финансировать долгосрочную профессиональную подготовку работников. На эти цели взимается специальный налог в размере 1,2% годового ФОТ сотрудника. Если предприятие использует временную рабочую силу, то размер ставки возрастает до 2% годового ФОТ сотрудника. Кроме того, существует дополнительный сбор в размере 0,3% годового ФОТ сотрудника на профессиональную подготовку молодежи.
  4. Сбор на строительство жилья. Объект налогообложения - годовой ФО сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставка налога - 0,65%. Кроме того, если на предприятии более 10 сотрудников, оно обязано участвовать в финансировании жилищного строительства в виде ссуд для работников или прямых инвестиций в строительство жилья.

Третий крупный источник государственных доходов Франции - налоги на собственность и имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, фондовые активы). Налог на собственность Франции носит прогрессивный характер, однако существует ограничение, согласно которому сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.

Хотелось бы отметить, что во французской налоговой системе принят налог на здания, принадлежащие иностранным компаниям, который носит дискриминационный, с нашей точки зрения, характер. Этим налогом (ставка 3%) облагается недвижимость всех иностранных компаний, головной офис которых находится за пределами Франции, в то время как максимальная ставка налога на собственность для французских компаний составляет 1,5%.

Кроме того, существуют следующие налоги на собственность:

  • при сдаче в аренду недвижимости, годовая арендная плата за которую превышает установленный предел, с арендодателя взимается налог на аренду по стандартной ставке 2,5%;
  • налог на транспортные средства взимается с автомобилей, принадлежащих или используемых корпорациями (за исключением автомобилей старше 10 лет или являющихся объектом деятельности компании). Ставки установлены в зависимости от мощности двигателя;
  • налог на отдельные виды автотранспортных средств, взимающийся с автомобилей, общий вес которых превышает 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля и могут быть ежеквартальные и ежедневные - в размере 1/25 ежеквартальной ставки. При осуществлении международных перевозок с автомобилей, зарегистрированных за границей, этот налог взимается на таможне (за исключением случаев, когда освобождение от него предусмотрено международными договорами);
  • регистрационный налог взимается при оформлении документов по сделкам. Ставки налога дифференцированы в зависимости от вида сделки. Например, при передаче права собственности на имущество они составляют от 13,4 до 15,4%; при создании компании - 1%; при передаче доли участия - от 1 до 4,8%. Для некоторых случаев применяется фиксированный регистрационный налог.

Достаточно развита во Франции и система местного налогообложения. Общая величина местных бюджетов достигает 60% бюджета страны.

Местные органы власти могут дополнительно вводить на своей территории, следующие местные налоги и сборы:

  • налог на уборку территорий;
  • земельный налог на застроенные участки;
  • земельный налог на незастроенные участки;
  • налог на жилье;
  • профессиональный налог;
  • пошлину на содержание сельскохозяйственной палаты;
  • пошлину на содержание торгово-промышленной палаты;
  • пошлину на содержание палаты ремесел;
  • местные сборы на освоение рудников;
  • сборы на установку электроосвещения;
  • пошлины на используемое оборудование;
  • налог на продажу зданий;
  • пошлины на автотранспортные средства;
  • налог на превышение допустимого лимита плотности застройки;
  • налог на превышение предела удельной занятости площади;
  • налог на озеленение.

При формировании бюджета местные органы власти самостоятельно определяют ставки относящихся к их компетенции налогов, однако их величина не может превышать законодательно установленного центральными властями максимального уровня. На практике основными источниками доходов местных бюджетов являются земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим эти налоги несколько подробнее.

Земельным налогом на застроенные участки облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных для коммерческого или промышленного использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. Существуют следующие льготы по налогу:

  • стоимость государственной собственности;
  • здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования;
  • жилье, принадлежащее физическим лицам в возрасте старше 75 лет, а также лицам, получающим пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налогооблагаемой базой по налогу на незастроенные участки является 80% кадастровой арендной стоимости незастроенного участка (полей, лесов, болот, участка под застройку). От уплаты данного налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Кроме того, временно могут быть освобождены от него территории с искусственными лесонасаждениями и участки, предназначенные для развития сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье платится собственником жилья или его арендатором. Малообеспеченные лица могут быть полностью или частично освобождены от данного налога по месту основного проживания.

Профессиональный налог вносится лицами, которые постоянно занимаются деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой. Расчет данного налога осуществляется исходя из суммы следующих показателей:

  • арендной стоимости недвижимости, используемой налогоплательщиком для осуществления профессиональной деятельности;
  • процента заработной платы (обычно 18%), уплачиваемого налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%). Сумма умножается на налоговую ставку, устанавливаемую местными органами власти. При этом законодательство предусматривает верхнее ограничение размера данного налога - его рассчитанная сумма не должна превышать 3,5% произведенной добавленной стоимости.

Налоги во Франции традиционно считаются одними из самых больших в мире, а фискальная система - одной из самых запутанных. Тем не менее французы уже давно привыкли к такому положению дел и, за редким исключением, относятся к этому бремени с должной ответственностью и пониманием, ведь эти налоги как-никак тратятся на них, а не на роскошества для властей.

Чтобы в полной мере понимать, насколько ставки налогов во Франции велики, советуем посмотреть информативное видео о доходах и ценах Республики.

Особенности французской фискальной системы

Налоговое законодательство Французской Республики во многом унифицировано под фискальные принципы и нормативы Европейского Союза. Однако это не стопроцентное тождество, поэтому местная фискальная система сохраняет за собой ряд некоторых существенных особенностей, которые нельзя не отметить:

  • Во-первых, для налогов во Франции характерны очень большие социальные отчисления - различные выплаты и платежи в фонды социального предназначения могут забирать большую половину прибыли налогоплательщиков. Отметим, что средний показатель социальных выплат для Европейского Союза - около 30%, для Франции - около 40%.
  • Во-вторых, структура налоговой системы в этом государстве исторически сложилась так, что здесь доминируют косвенные налоги (налог на потребление), что, теоретически, помогает уравновесить неравенство между богатыми и бедными - кто больше потребляет, тот больше платит косвенных налогов, т.е. налоги во Франции для богатых численно больше, чем для бедных. Неслучайно, что налог на дополнительную стоимость (НДС) появился именно в этой стране.
  • В-третьих, в отличие от большинства других государств, во Франции основой бюджетного процесса является так званый принцип «потребления», т.е. сначала власти формируют доходную часть государственного бюджета и только после этого приступают к принятию расходной части данного документа.
  • В-четвертых, местная фискальная система сейчас проходит фазу трансформации - вопреки традиционному тяготению французской управленческой системы к централизации, с 80-х годов в этой стране проводится политика децентрализации властных полномочий и, в том числе, налоговых поступлений.
  • В-пятых, после вступления в Евросоюз налоги во Франции для физических лиц постепенно снижаются и при этом одновременно происходит увеличение фискальной базы посредством отмены всевозможных налоговых льгот.

Налоги во Франции для физических лиц

Как уже отмечалось, фискальная система в республике «Бонапартов» довольно запутанная. В частности, большинство налогов в ней зависят от уровня доходов налогоплательщика, который при этом имеет массу возможностей уменьшить свое налоговое бремя перед государством и местными муниципалитетами. А еще налоги во Франции для физических лиц отличаются довольно высокой нетерпимостью к роскоши и богатству: налоги во Франции для богатых довольно велики.


Подоходный налог во Франции

Среди прямых налогов во Французской Республике главенствующую роль занимают подоходные сборы с частных и юридических лиц, выплаты которых составляют около 20% от всех доходов государственной казны. При этом в том, что касается обычных частных лиц и резидентов, подоходный налог во Франции распространяется на совокупный доход из следующих источников прибылей :

  • вознаграждения от коммерческой активности;
  • заработная плата и пенсии;
  • сдача имущества в аренду (рента);
  • вознаграждения от некоммерческой активности.

Плательщиком подоходного налога в этой стране может быть как отдельно взятое физическое лицо, так и семья в супружестве . Другими словами, супруги во Франции имеют право подавать совместную декларацию, так как, согласно местному законодательству, они являются единой фискальной единицей. При этом, исходя от типа подобной фискальной единицы, решается, по какой именно ставке налогоплательщики будут платить подоходный налог во Франции: от минимальных 5,5% до максимальных 47%.

Размер ставки налогов во Франции зависит от двух факторов - дохода и специального коэффициента, который присваивается фискальной единице в зависимости от ее типа:

  • лица, не имеющие детей и не состоящие в браке - коэффициент равен 1;
  • лица, состоящие в официально оформленном браке - коэффициент равен 2;
  • супруги с одним несовершеннолетним ребенком - коэффициент равен 2,5;
  • семейные пары с тремя и более детьми - коэффициент равен 3 для семьи с двумя детьми, и плюс 0,5 к коэффициенту за каждого следующего ребенка.

Отметим, что семьи с одним родителем приравниваются к тем, что имеют двоих родителей, но при этом они имеют ряд льгот, в том числе налоговых, что выравнивает положение дел в этом моменте.

Ставка (%)

Размеры доходов (евро)

меньше 5 963

70 830 - 150 000

150 001 - 1 000 000

более 1 000 000

В том, что касается расчета конечной ставки по этому налогу, то формула здесь следующая:

Общая сумма дохода фискальной ячейки делится на присвоенный ей коэффициент, а затем вычисляется подоходный налог во Франции по ставке, которая зависит от дохода этой ячейки.

Стоит также отметить, что налог на прибыль во Франции для физических лиц можно снизить за счет следующих издержек :

  • отчисления в различные законодательно оформленные благотворительные институции;
  • отчисления в обязательные страховые и пенсионные фонды;
  • отчисления на содержания ребенка в ясельной группе или детском садике;
  • инвестирования на уровне не выше среднего, а также за границу;
  • отчисления на членство в общественных организациях и выплаты политическим движениям, действующим в рамках правового поля Франции.

Кроме того, если налогоплательщик решит приобрести жилую недвижимость, он будет иметь право получить налоговый кредит - возможность выплатить налоги в рассрочку.

Социальные и страховые выплаты

Французское фискальное законодательство предусматривает выплаты в специальный фонд «солидарности» (страховка по безработице) размере 10-15% со стороны нанятого сотрудника, и 5% со стороны работодателя. При этом, как это принято во Франции, если прибыль рабочего ниже определенного уровня, то он не делает подобные выплаты.

Пенсионные выплаты

Что касается государственного социального страхования (российский аналог пенсионного страхования), то в этой стране оно делится на два уровня :

1.ARRCO - эта структура охватывает всех наемных рабочих; финансируется таким образом: 4% с фондов заработной платы выплачивают работодатели и 2% со своих зарплат выплачивают нанятые сотрудники.

2.AGIRC - эта структура охватывает всех управленцев и руководящих служащих, и при этом финансируется таким образом: 8% выплачивают работодатели и 4% нанятые сотрудники.

Здесь стоит отметить, что налоги во Франции на выплаты в государственные фонды пенсионного страхования являются лишь частью «пенсионных» выплат с зарплат французов. Их пенсия в основном финансируется за счет дополнительных выплат в негосударственные фонды пенсионного страхования, величина выплат в которые, как правило, составляет 20-50% от заработка.


Кроме того, во Франции еще существуют так званые социальные пенсии, которые не являются «твердыми» доходами (выдача денег на руки). Они дают таким пенсионерам ряд дополнительных льгот. Например:

  • освобождение от земельного налога;
  • освобождение от налогов на жилую недвижимость;
  • безвозмездная помощь юристов;
  • телефонное обслуживание с нулевой абонплатой.

Финансирование французских социальных пенсий происходит за счет всеобщего 2,4-процентного социального налога со всех доходов, а также из некоторых пошлин и акцизов на товарооборот отдельных коммерческих напитков. В тех случаях, когда подобных выплат не хватает для покрытия текущих затрат на «социальные» пенсии недостача компенсируется из госбюджета государства.

Медицинское страхование во Франции

Фискальные выплаты по медстрахованию подразделяются на три группы, которые сегрегируются по профессиональному критерию:

  1. Regime general d`assurance maladie - охватывает до 80% всего французского населения.
  2. Страхование различных профессиональных групп в отдельных отраслях. Например, страхование самозанятых работников или страхование госслужащих, занятых в сельскохозяйственных отраслях.
  3. Страхование отдельных профессиональных групп. Например, медиков, горняков, моряков или железнодорожников.

Размер выплат по медицинскому страхованию зависит от профессии, дохода, семейного статуса, опасности профессии и т.п. При этом само страхование распространяется не только на медицинские расходы того, кто делает выплаты, но и на расходы его супруга, детей младше 20 лет, а также близких родственников, если они ведут с плательщиком одно домашнее хозяйство.

Страхование по безработице

Местная система государственного страхования по безработице основывается не на госгарантиях, а на коллективных договоренностях между конкретными компаниями-работодателями и нанятыми ими работниками. При этом контроль таких выплат осуществляют две структуры :

  1. UNEDIC - отвечает за контроль и управление государственной системой страхования по безработице, а также частично отвечает за отдельные финансовые вопросы. Помимо этого, в обязанности UNEDIC входят отдельные вопросы по переквалификации и реабилитации рабочих.
  2. POLE-EMPLO (Поль-Амплуа) - отвечает за управление страховыми счетами и поступление выплат на эти счета. Кроме того, POLE-EMPLO осуществляет выплаты по безработице и помогает в поиске работы. Данная структура образовалась с 2009 года в результате слияния ASSEDIC и ANPE.

Размеры выплат с зарплат по медицинскому страхованию зависят от индивидуальных договоренностей между организациями-работодателями и их нанятыми сотрудниками.

Налог на роскошь во Франции (больше не актуален)

В свое время (с 2013 по 2015 год) действовал налог на роскошь во Франции, который распространялся на всех налогоплательщиков, общие доходы которых превышали 1 миллион евро в год. Ставка по этому сбору была очень большой в сравнении с другими налогами - 75% от общей прибыли . При этом объектом налогообложения считалась вся прибыль, полученная как на территории республики, так и за ее пределами.

Отметим, что Франсуа Олланд был тем, кто инициировал налог на роскошь во Франции. Он полагал, что с таким нововведением богатые налогоплательщики смогут показать собственную гражданскою ответственность, а страна при этом сможет расплатиться по внешнему госдолгу, который на то время возрос до внушительной суммы в размере 1,8 триллиона евро. Но, как оказалось, надежды Олланда были чересчур оптимистичны, так как богатые французы после такого фискального нововведения начали массовую «налоговую» эмиграцию в другие страны, где налоги поменьше.

Наиболее известный пример такого переселения на просторах СНГ - это история со сменой места жительства Жерара Депардье. Менее известные случаи - переезд Бернара Арно (совладельца таких корпораций, как Hennessy, Moet и Louis Vuitton), Линдси Оуэн-Джонса (президент L"Oreal) и Жан-Паскаля Трикуара (на то время президент совета директоров в корпорации Schneider Electric).


Как итог, множество богатых людей уехали из страны, что привело к уменьшению налоговой базы и, следовательно, к снижению фискальных сборов. Из запланированных 80 миллиардов французские фискальные органы собрали всего 260 миллионов евро и, как итог, это сомнительное нововведение было отменено в 2015 году, а вместо него были введены налоги «солидарности» для богатых. Вот к чему привел налог на роскошь во Франции.

Отметим, что это не единственный пример провальности такого нововведения - везде, где власти пытались «залезть в карман» богатых граждан под лозунгами о гражданской ответственности, итог был таким же.

Налоги во Франции для богатых

Это относительно недавнее налоговое нововведение, которое действует с начала 2015 года. Официально налоги во Франции для богатых называются ISF. Фискальные сборы в этом случае распространяются на налогоплательщиков, общая стоимость состояния которых в стране превышает 800 тысяч евро. При этом размер ставки зависит от стоимости налогооблагаемого имущества:

  • 0% - при стоимости имущества меньше 800 тыс. евро;
  • 0,5% - при стоимости имущества от 800 тыс. до 1,3 млн. евро;
  • 0,7% - при стоимости имущества от 1,3 до 2,57 млн. евро;
  • 1% - при стоимости имущества от 2,57 до 5 млн. евро;
  • 1,25% - при стоимости имущества 5 до 10 млн. евро;
  • 1,5% - при стоимости имущества более 10 млн. евро.

Относительно объектов налогообложения, то они таковы :

  1. Недвижимость . Любые недвижимые объекты как жилой, так и нежилой застройки - завершенной и/или недостроенной, при условии, что они используются «богатым» налогоплательщиком и/или простаивают. Объекты стадные в аренду французам выводятся с налогов для богатых.
  2. Банковские депозиты . Отметим, что некоторые депозитные ячейки могут и не облагаться налогами для богачей, даже если они принадлежат ну очень состоятельным людям. Например, банковские ячейки для расчетов в предпринимательской деятельности.
  3. Транспорт . Это машины, вертолеты, самолеты, яхты и даже породистые лошади, при условии, что эти транспортные средства используются налогоплательщиком, а не простаивают.
  4. Драгоценности . Речь идет как о ювелирных изделиях, так и о драгоценных металлах в слитках и необработанных драгоценных камнях.

Стоить отметить, что налоги во Франции для богатых не распространяются на предметы искусства. При этом под предметами искусства здесь принято считать любые изделия, сделанные более 100 лет назад - стоимость самого объекта не имеет значения, как ни странно. Кроме этого, данные фискальные сборы также не распространяется на :

  • предметы, которые собственник использует для профессиональной деятельности (например, автомобиль, офисное помещение, или заводские помещения);
  • объекты природного свойства: озера, леса, рощи, лесопосадки;
  • коллекционные автомобили (те, которые признаны коллекционными профильными специалистами, а не те, которые старше 100 лет).

Еще стоит отметить, что так как в этой стране налоги платит фискальная единица, которая может включать в себя группу людей, то налоги во Франции для богатых взимаются и с тех фискальных единиц, общее состояние которых превышает 0,8 млн. евро, даже если общее состояние каждого отдельного человека в этой группе меньше данной суммы.

Налог на профессиональное образование

Все компании, которые действуют в рамках французского правового поля, обязаны делать выплаты на профессионально-техническое обучение местных рабочих - действующих и потенциальных. Для этого с фонда заработной платы коммерческих юридических лиц взимается 0,5% +еще 0,1% в целом. Причем если компания-налогоплательщик использует временных сотрудников, то выплаты поднимаются до 2%. Кроме того, еще 0,3% взимаются на подготовку молодежи в стране.

Коммерческие организации со штатом сотрудников больше 10 человек обязаны делать 0,65% выплаты из фонда оплаты труда на инвестиции в возведении жилой недвижимости. Относительно форма такого финансирования, то он может быть какой угодно - от предоставления кредитов до прямых капиталовложений.

Профессиональный налог

Помимо этого, налоги во Франции для физических лиц распространяются и на тех, которые занимаются профессиональной деятельностью, но при этом не получают никакой зарплаты. Это люди со «свободным» гонораром вроде писателей, художников, артистов и журналистов. С них взимается так называемый «профессиональный» налог, размер которого зависит от следующих факторов :

  • общего дохода налогоплательщика;
  • размера зарплаты, которую платит «свободный» налогоплательщик своим сотрудникам;
  • стоимости аренды (ренты) помещений, которые используются налогоплательщиком для профессиональной деятельности.

Разница между доходами свободно занятого налогоплательщика и его профессиональными издержками - это объект налогообложения . Конкретная ставка по профессиональному налогу устанавливается местными муниципалитетами. Важно отметить, что выплаты по этому фискальному сбору не должны превышать 3,5% от той добавленной стоимости, которую создал налогоплательщик в отчетном году.

Сборы на нужды Европейского Союза

Это стандартные фискальные выплаты на финансирование институций Евросоюза, которые составляют 2,3% от тех налоговых выплат, что считаются важными в этом межгосударственном объединении. Речь идет о таких выплатах:

  1. Различные «алкогольные» и «бензиновые» надбавки (акцизы).
  2. Налог на дополнительную стоимость.
  3. Надбавки на табак и спички.
  4. Некоторые иные отчисления.

Как видим, важными в Евросоюзе считают выплаты с товарооборота, а также те, которые условно можно назвать ориентированными на экологию и на здоровье.


Налоги во Франции для юридических лиц

Фискальная политика французских властей относительно коммерческих организаций, как и в случае с физическими лицами, направлена на улучшение жизни французского населения путем выравнивания доходов между богатыми и бедными. Помимо этого, все действующие и предлагаемые к принятию законодательными властями налоги во Франции для юридических лиц, согласно местному фискальному законодательству, должны не просто «проедаться», а идти в том числе и на развитие экономики страны.

Налог на общество

Эта разновидность фискальных сборов накладывается на коммерческие компании юридической формы SA и SARL . Размер выплаты зависит от товарооборота компании в отчетном периоде, при этом собранные таким образом деньги должны быть инвестированы в социальную и экономическую инфраструктуру страны, что должно благотворно сказываться на развития французского общества - оно должно стать богаче.

Налог на прибыль во Франции

Речь идет о фискальном сборе с корпораций, которым облагаются все юридические лица, чья деятельность характеризуется «получением прибыли и/или принимает форму использования каких-либо ресурсов на территории Франции». Помимо привычных коммерческих корпораций, под это определение предпринимательской активности также попадают :

  • коммунальные организации;
  • частные предприниматели;
  • акционерные(коммерческие) ассоциации;
  • госучреждения.

Что касается ставок, то налог на прибыль во Франции составляет 33,33% от чистой прибыли компании, которая была получена в отчетном налоговом периоде. Выплаты делаются в конце каждого квартала - первый авансовый платеж рассчитывается на основе прошлого периода. При этом, если это «нефтяные» или «газовые» компании, то будет использоваться повышенная ставка - 50% с чистой прибили; а если это сельскохозяйственные предприятия - 20,9% от чистой прибыли.

Отметим, что налог на прибыль во Франции для компаний в некоторых случаях подразумевает предоставление льгот налогоплательщикам :

  1. Для недавно учрежденных организаций. Первые два года налог вовсе не взимается, на третий год выплаты равны 25% от той ставки, которая используется компанией; на четвертый год - это 50%; на пятый - 75%. С шестого года выплаты по налогу на прибыль во Франции для компаний составляют все 100% от используемой ставки.
  2. Есть 25% льгота для расходов компании, которые идут на профессиональную подготовку и переподготовку нанятых сотрудников.
  3. Этим налогом не облагаются объекты, к которым применяется ускоренная амортизация. Например, на software (программное обеспечение), где списывается 100% стоимости в год. Это правило также распространяется на оборудование, которое используется для улучшения окружающей среды или повышения энергоэффективности.
  4. 19% ставка применяется к выручке, полученной от реализации активов, которые были в употреблении более двух лет, при условии, что эта прибыль будет перенаправлена в различные целевые резервные фонды, действующие в рамках местного правового поля.
  5. Еще налог на прибыль во Франции для компаний не распространяется на выручку, которую направили в целевые резервные фонды, оформленные на территории республики, для покрытия тех или иных возможных издержек и производственных (промышленных) затрат в обозримом будущем, которые связаны с кредитными рисками, существенными трансформациями конъюнктуры рынка, иностранными инвестициями или списанием безнадежных дебиторских задолженностей.

Еще следует подчеркнуть, что поскольку Франция является участником Евросоюза, налоги на прибыли, полученные вне страны, облагаются согласно принципу «у источника». То есть, если французская компания получила какой-то доход в Италии и там по нему уплатила налоги, то эти налоги для юридических лиц по Франции уже не платятся.

НДС во Франции

Фискальные сборы с оборота взимаются по базовой ставке - 22%. Но при этом в некоторых случаях используются пониженные ставки налогов во Франции - 5,5% или 2,2%. Пониженная ставка НДС во Франции применяется для торговли продуктами питания, книгами, сельскохозяйственной продукцией, медицинским (в том числе ветеринарном) оборудованием и препаратами, а также к перевозкам, туристическому бизнесу, организации культурно-зрелищных действия и празднований или просто к организации культурных действий или празднований, гостиничных услуг. Повышенная ставка при этом, как правило, применяется для роскоши, автомобилей, а также табачных и алкогольных товаров.

Льготы, которые дают право не платить НДС во Франции, распространяются на:

  1. Преподавание и частная медицинская практика.
  2. Небольшие предприятия, если их товарооборот ниже 70 тысяч евро в год.
  3. Финансовую активность.
  4. Банковские операции.
  5. Рыболовство и сельское хозяйство.
  6. Все экспортные операции (есть возможность возврата НДС).
  7. Деятельность государственных институций, которые осуществляют культурные, спортивные и/или социальные управленческие функции.

Выплаты по НДС во Франции производятся ежемесячно.


Акцизные сборы

Эта разновидность фискальных обременений занимает второе по значимости место среди всех выплат, полученных от косвенных налогов в этом государстве (первое место за НДС). При этом в данной стране к подакцизным товарам относят :

  • спички и табачные товары;
  • содержащие алкоголь напитки;
  • изделия из драгметаллов;
  • сахар, а также кондитерские продукты.

Конкретный размер выплат по акцизам устанавливается федеральными или муниципальными структурами в зависимости от типа налогооблагаемых товаров. При этом по некоторым из них налоги во Франции для юридических лиц включают в себя не только акцизы, но и НДС.

Налоги на недвижимость во Франции

Владельцы объектов недвижимости, расположенной на территории Французской Республики, должны делать выплаты при ее покупке, эксплуатации, продаже и сдаче в аренду. Причем эти выплаты считаться одними из самых больших в Мире, особенно если речь идет об элитной недвижимости в известных курортных городах. Например, после покупки элитного дома в Ницце и его быстрой продажи у такого горе-собственника может остаться всего 20-30% от изначальной суммы.

Приобретение и регистрация

Налоги на недвижимость во Франции во время приобретения и регистрации объекта зависят от срока его эксплуатации:

  • 2-4% - для объектов со сроком эксплуатации менее 5 лет;
  • 6-8% - для объектов со сроком эксплуатации более 5 лет .

Конкретный размер ставки определяется местными муниципалитетами. Кроме того, к этой сумме следует также добавить издержки, связанные с нотариальными услугами (от 0,825% для дорогих объектов до 4% для недорогой недвижимости). Если это новостройка, то также должен быть уплачен НДС, что, как правило, указывается в самой цене такого объекта.

Налог на имущество во Франции

Размер таких фискальных выплат зависит от местоположения и метража. Кроме того, налог на имущество во Франции учитывает и стоимость объекта, точнее - среднюю стоимость жилья в том или ином регионе страны и то, является ли этот регион элитным или нет. Базовая ставка при этом, как правило, определяется, исходя из стоимости имущества: от 0,55 до 1,83%. При этом, если сумма меньше 700 тыс. евро, то этот фискальный сбор не платится.

Отметим, что налог на имущество во Франции взимается не только с объектов недвижимости, но и со средств, находящихся на банковских счетах. Выплаты делаются ежегодно.

Налог на проживание

Еще налоги на недвижимость во Франции включают в себя сборы на проживание, размер которых зависит от местных муниципалитетов. Как правило, это некоторая часть от «условной» ренты объекта жилой недвижимости. Например, для квартиры ценой в 500 тысяч евро на 100 квадратных метров в пригороде Парижа в районе с промышленными объектами этот налог будет составлять где-то 800 евро/год, если это пригород Парижа без промышленных объектов - около 900 евро в год.

Сборы при реализации недвижимости

При реализации имущества во Франции, в том числе недвижимости, вы должны заплатить налог с полученной прибыли (если она присутствует) и некоторые дополнительные фискальные выплаты. С начала 2015 года — это следующие выплаты :

  • 15,5% - социальный сбор;
  • 19% - налог на прирост капитала;
  • 2-3% - добавочный налог (зависит от прибыли продажи).

Исходя из срока эксплуатации продаваемого объекта и периода владения им, возможно предоставление определенных льгот по налоговым выплатам. Кроме того, налоги во Франции для нерезидентов, не получающих никакой помощи и выплат из местной системы социального обеспечения, полностью отсутствуют. Если это первая продажа объекта, то французский налогоплательщик может получить полное освобождение от уплаты налогов и сборов при реализации недвижимости.


Сборы со сдачи недвижимости в аренду

Владелец недвижимости, желающий извлечь прибыль посредством сдачи ее во временное пользование другим лицам на платной основе, должен уплатить налоги на недвижимость во Франции от аренды. В этом случае налогооблагаемым объектом будет та прибыль, которую получает собственник от сдачи объекта (полученный таким образом доход минус издержки, связанные с арендой). Размер ставки при этом зависит от стоимости объекта и статуса собственника (минимальная ставка для французских нерезидентов начинается с 20%). Кроме того, к этому нужно также добавить социальный сбор в размере 15,5% от полученной прибыли.

Ставка (%)

Стоимость облагаемых объектов (тыс. евро)

От 5 963 до 11 896

От 11 896 до 26 420

От 26 420 до 70 830

От 70 830 до 150 000

Более 150 000

Налоги для юридических лиц во Франции от сдачи недвижимости в аренду составляют 33,33% от полученного дохода за вычетом амортизационных издержек и расходов, связанных со сдачей объекта в аренду.

Транспортные налоги во Франции

Величина транспортного налога определяется мощностью двигателя и количеством выбросов углекислого (СО 2) газа. И платится этот сбор один раз при покупке транспортного средства. При этом если покупается «экологичный» автомобиль, то можно рассчитывать на скидки и различные субсидии. Если же это старый автомобиль, выбросы СО 2 которого превышают определенный порог, то нужно будет делать ежегодные выплаты за загрязнение среды.

Налог на наследство и дарение

Размеры налоговых выплат при получении имущества в наследование зависят от степени родства наследника и умершего, а также от стоимости унаследованной собственности. Так, исходя из степени родства, существуют такие скидки при наследовании имущества :

  • 0% - для супругов;
  • от 5 до 45% - для кровных родителей и детей, а также опекунов и подопечных;
  • от 35 до 45% - для братьев и сестер;
  • от 55 до 60% - для иных наследников.

Еще стоит подчеркнуть, что налоги во Франции на наследство могут облагаться с предоставлением 75% скидки, если передается земля в долгосрочной аренде, а также если речь идет о лесах и лесопосадках. При этом также существует необлагаемый минимум при передаче наследства: 275 тысяч евро для супругов, родителей и детей (300 - для нетрудоспособного супруга), 100 тысяч для братьев и сестер, 10 000 евро для всех остальных категорий наследников-налогоплательщиков.

Земельный налог и налог на жилье

Это одна из разновидностей местных фискальных сборов, которая во Франции облагает 50% с обозначенной стоимости арендованной недвижимости или земельного участка в государственном кадастре. Ставки этого налога устанавливаются местными муниципалитетами в пределах не выше чем в 2,5 раза от среднего уровня таких ставок по региону в прошлом году.

От этой фискальной повинности освобождены:

  • жилая недвижимость, находящаяся во владении лиц старше 75 лет;
  • жилая недвижимость, находящаяся во владении людей, получающих социальные пособия;
  • земли с различным искусственным лесонасаждением, которые не используются для извлечения из них прямой прибыли;
  • строения сельскохозяйственного назначения;
  • государственные земли.

Кроме того, от этой повинности частично либо полностью освобождены малообеспеченные жители.

<

Налоги на операции с ценными бумагами

Начиная с января 2012 года во Французской Республике действует налог на операции с различными ценными бумагами, который должны уплачивать все французские коммерческие структуры, если их капитализация превышает 1 миллион евро. Размер этого налога составляет 0,02% от всех операций с ценными бумагами.

Правила двойного налогообложения во Франции для россиян

Российские и французские власти подписали конвенцию об избежание двойного налогообложения в Париже 26 ноября 1996 года. Применительно к французской стороне этот договор распространяется на фискальные сборы :

  • с компаний;
  • налоги на доход;
  • социальный на состояние;
  • с зарплат.

Применительно к России это налоги:

  • на собственность физических лиц;
  • подоходные для физических лиц;
  • на собственность предприятий;
  • прибыль юридических лиц.

Данная конвенция также применяется ко всем подобным налогам, введенным одной из сторон после ее подписания.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что, несмотря на довольно высокую строгость, налоги во Франции отличаются гибкой системой ставок и социальной направленностью . Вследствие чего уклонение от фискальных повинностей в этой стране карается очень жестко - вплоть до длительных тюремных сроков. И это касается как обычных граждан, так и весьма влиятельных людей - прецедентов с отставкой и посадкой крупных чиновников хватает. Поэтому если вы живете во Франции - платите налоги вовремя и в полной мере.

Система налогов во Франции основана на добровольном составлении налоговых деклараций плательщиками налогов. Чтобы система эффективно работала, налоговые органы Франции периодически проводят проверки, поэтому каждый налогоплательщик находится под контролем налоговой.

В нашей компании юридические и физические лица могут получить консультацию по налоговому праву Франции, в частности:

  • НДФЛ (Impôt sur le revenu - IRPP)
  • Налогообложение доходов коммерческих обществ
  • НДС (Taxe sur la valeur ajoutée - TVA)
  • Социальные сборы
  • Налог на богатство или налог на состояние (Impôt de solidarité sur la fortune - ISF)
  • Налоги на недвижимость и местные налоги
  • Налоги на прибыль от продажи предприятия, недвижимости, акций, долей

В консультирование от компании Кофранс входит:

  • Налоговая экспертиза ситуации юридического или физического лица
  • Оптимизация налогообложения
  • Анализ законов, которые применяются в конкретной ситуации

Для правильного составления налоговой декларации налогоплательщик должен знать налоги на имущество и доходы, а также правила заполнения, подачи декларации, сроки уплаты налогов.

У нашей компании есть большой опыт в оформлении налоговых деклараций, поэтому мы готовы оказать вам помощь в этой ситуации

Международное налоговое право

Компании из России и бывшего СНГ в последние годы все больше расширяют свою деятельность на международные рынки товаров и услуг и, соответственно, сталкиваются с налогообложением. Вопросов возникает очень много: как определяется государство-резидент налогоплательщика, как облагается полученная в другой стране прибыль и доходы, каковы требования к налоговым декларациям и каков порядок уплаты налогов во Франции, декларировать ли банковские счета, каким налогом облагаются дивиденды, какие налоги на недвижимость и т.д. Таких вопросов может быть огромное количество, и регулирует их не только налоговый кодекс Франции, но и международные соглашения. По каждому вашему вопросу специалисты компании Cofrance анализируют положения французского законодательства в сфере налогообложения и международные налоговые соглашения, помогают в составлении налоговых деклараций. Если же у вас уже возник спор с налоговыми органами Франции, то мы готовы обеспечить защиту и представительство ваших интересов.

В нашей компании работают специалисты, которые глубоко разбираются в функционировании сложной налоговой системы Франции и двусторонних договорах государств СНГ с Францией об избежании двойного налогообложения. В список услуг по налогообложению входит консультирование и услуги по обеспечению соблюдения норм законов для физических и юридических лиц. Мы помогаем своим клиентам разрешить налоговые споры в суде, составить ответы на требования налоговой, подобрать документы, создать корректные отношения с проверяющими, представлять интересы в суде.

Корпоративное налогообложение

По различным аспектам корпоративного налогообложения мы даем физическим и юридическим лицам четкие рекомендации, помогаем в подготовке отчетов, планирования, учета, следовании требованиям закона и разрешении разногласий.

Управление персоналом

У нас вы можете получить консультации и услуги в сфере налогового законодательства для компаний и их работников, работающих в других странах мира. Мы стремимся выявить и свести к минимуму любые кадровые риски.

Оказываемые услуги:

  • Консалтинг по вопросам перемещения сотрудников между странами
  • Консалтинг по деловой иммиграции
  • Оценивание рисков
  • Анализ налоговых деклараций работников

Косвенные налоги

Компания Кофранс предоставляет консультации и услуги в сфере законодательства для косвенных налогов, к которым относятся НДС, таможенные пошлины, экологические сборы, налоги на товары и услуги.

Косвенные налоги касаются всей финансовой системы компании и особенно цепочек поставки. Они очень сложны для международных налоговых органов, потому что требуют точного управления в реальном времени.

Международное налогообложение

У нас вы можете получить консультации и услуги в сфере международного корпоративного налогообложения. Мы помогаем клиентам финансировать международные операции и структурировать планирование, риски, цепочки поставок.

Налогообложение сделок

Для снижения рисков и максимального использования возможностей наша компания уделяет много внимания налоговым последствиям отдельных этапов сделки, от комплексной проверки перед началом сделки до процедур, которые проводятся после ее окончания. Мы предлагаем структурирование сделки различными способами, не нарушающими интересов ее участников, определяющими схему выхода и повышающими эффективность инвестиций.


Особенности налоговой системы Франции

Как во Франции борются с уклонением от налогов

Каждое открытие счета, крупный денежный перевод и другая информация, которая может стать поводом проверить данные в декларации налогоплательщика, отображается в налоговых центрах. Также у них есть базы по налогам на землю, жилье, базы по яхтам, лошадям, самолетам. Налоговые центры имеют информацию о покупках машин, жилья, декларациях, подаваемых при приеме на работу. Активное сотрудничество и информационный обмен ведется с крупными компаниями, полицией и таможней. Не покидая рабочего места, сотрудник налоговой службы может проверить, насколько правдивая информация указана в декларации налогоплательщика.

Первичную обработку декларации проходят в компьютерном режиме, и любой фактор может привлечь внимание инспектора, даже рост расходов на детей. Декларации, которые вызвали подозрение, проверяются компьютером снова, уже учитывается вся информация по финансовому состоянию плательщика налогов, в том числе его семейное положение, доходы, места работы и т.д. Если данной проверки окажется мало, то компьютер еще проверит последние адреса, недвижимость и т.д. Если цена сделки намного превысит доходы, то это станет предметом расследования. Занимается расследованиями Специальный отдел Национальной дирекции налоговых расследований со штаб-квартирой в пригороде Парижа Пантене. Его сотрудники каждый день обрабатывают СМИ, анализируя светскую хронику и объявления купли-продажи. Специальный отдел собирает информацию на местах, контактируя с банками, полицией, ресторанами, мэрией, торговцами авто. Благодаря этому удается активно бороться с теневой экономикой. Активно инспекторы применяют и неформальные способы получения информации: анонимные письма, соседи, информаторы. После взыскания задолженности с неплательщика налоговая выдает премию информатору. У налоговых инспекторов премий за взыскание средств с недобросовестных налогоплательщиков нет, они получают лишь зарплату.

В последние годы нововведением стали совместные операции полиции и налоговой. 50 инспекторов налоговой получили также полицейское удостоверение и работают в отделах криминальной полиции. Согласно закону, они могут ознакомиться с рассматриваемом в суде делом. Особый их интерес - финансовые злоупотребления и махинации, черные кассы, тайное финансирование партий. Не брезгуют они и услугами частных детективов. Каждые 8 лет проверяется служащий, 28 лет - нотариус, 40 лет - парикмахер, 50 лет врач. Работает также Национальная дирекция проверки налоговой ситуации - специальная служба, которая занимается крупными политиками. Малые предприятия с оборотом менее 5 млн. евро проверяются за три месяца, а вот проверка крупных многонациональных компаний длиться около года и проводится каждые 6-7 лет. Занимается ими Дирекция национальной международной проверки, со штатом сотрудников 250 челок.

Ответственность за неуплату налогов

Преступлением не считаются нарушения на сумму менее пяти процентов подоходного налога, но за задолженность будет начислен ежемесячный штраф 0,75%. Неподача декларации в срок карается 10% штрафа от суммы налогов, а если просрочка превышает 30 дней, то размер штрафа достигает уже 40%, неподача декларации даже после повторного извещения, увеличивает штраф до 80%. Неуплата налогов может привести к тюремному заключению на 1-5 лет и 5-250 тыс. евро штрафу, без учета суммы налогов и процентов за просрочку. С целью заставить рассчитаться за неуплату налогов применяется арест на счета в банках, арест имущества и зарплаты. В то же время, плательщик налогов всегда может обжаловать решение и обратиться в суд.

Местные налоги Франции

Центральные налоги и сборы

Особенности налоговой системы Франции

Тема 1 Налоговая система Франции

Налоговая система Франции отличается своеобразием. На­логи и сборы здесь сохраняются многие десятилетия, отражая исторические и культурные традиции страны. К особенностям французской налоговой системы можно отнести:

Стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания;

Социальную направленность;

Учет территориальных аспектов;

Широкую систему льгот и скидок;

Открытость для международных налоговых соглашений.

Среди ведущих развитых стран Францию отличает высокая доля обязательных отчислений в ВВП (46,3 %).

Для налоговой системы Франции характерна высокая доля взносов в фонды социального назначения. По данной категории взносов Франция занимает 1 место среди развитых стран. Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны, так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Помимо этого Францию характеризует низкий уровень прямого и одновременно высокий уровень косвенного налогообложения

Вопросы налогообложения во Франции регулируются Ге­неральным налоговым кодексом и Книгой фискальных проце­дур, принятыми, соответственно, декретами от 6 апреля 1950 г. и 15 сентября 1981 г., а также постановлением от 15 сентября 1981 г. Кроме того, вопросы налогообложения регулируются многочисленными нормативными актами, не вошедшими в Ге­неральный налоговый кодекс.

Среди стран - членов ЕС Франция занимает второе после Великобритании место по числу международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговые соглашения в террито­риальном аспекте, можно выделить три региона основных эко­номико-политических интересов страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. Всего Франция ра­тифицировала более 900 налоговых соглашений. В отношении этих соглашений действует принцип превосходства норм евро­пейского права над внутренним законодательством. Этот прин­цип, называемый принципом Nikolo, установлен 20 октября 1989 г. К Конституции Франции он применяется следующим образом. Если Конституционный совет, запрошенный прези­дентом республики, премьер-министром или одним из предсе­дателей палат парламента, заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Консти­туции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции. В Конститу­ции Франции также содержится норма о том, что международ­ные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу за­конов, с момента их опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.



В связи с образованием в 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС в рамках программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышлен­ных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности.

Реформа предусматривала уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью на­логовых льгот инвестиций.

Основным источником доходов бюджетной системы Франции являются налоги, обес­печивающие около 95 % доходов, из них 2/3 поступает в государственный бюджет. В доходах бюджета центрального правительства налоговые поступления составляют свыше 93 %. Среди них косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов. Основным косвенным налогом во Франции является налог на добавленную стоимость. Далее по своей доходности - внутренний налог на нефтепродукты.

Среди прямых налогов, которые занимают 40 % от всех налоговых поступлений, основным является подоходный налог с физических лиц. На его долю приходится 20 % налоговых доходов центрального бюджета. Вторым по значению является налог на прибыль акционерных компаний. Его доля – 10 %.

В целом налоговая система Франции двухуровневая. Доля налогов, поступающих в местный бюджет от общей доходной части местного бюджета, составляет около 54 %. То есть можно отметить, что при высоком уровне поступления налогов в центральный бюджет наблюдается невысокий уровень поступлений в местный бюджет, т.е. налоговая политика направлена на централизацию налоговых поступлений.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Именно Национальной Ассамблеей принимаются законы о налогах, им же ежегодно уточняются ставки. Вопросы налоговой политики находятся в введении министерства экономики, финансов и бюджета.

Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок налогов с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Генеральное налоговое управление. Генеральное налоговое управление является органом, отвечающим за сбор всех видов налогов, как центральных, так и местных. Кроме того, в его ведение входит контроль за управлением государственным имуществом, регистрация и учет объектов недвижимости (ведение земельного када­стра), регулирование производства и оборота подакцизных товаров (табака, вина, сахара и др.).

Центральный аппарат главного управления составляют управления учета и отчетности, налоговой статистики, нало­гового контроля и налоговых проверок, административно-информационного обеспечения, кадров, а также земельного кадастра.

Главному управлению подчинены региональные дирек­ции, которые непосредственно руководят работой местных налоговых инспекций. Налоговые инспекции включают в себя подразделения, ведущие учет налогоплательщиков, сбор и проверку налоговой отчетности, и непосредственно сбор налоговых платежей.

Новое на сайте

>

Самое популярное