Домой Кредиты онлайн Что характерно для структурной перестройки экономики кратко. Основные направления структурной перестройки экономики

Что характерно для структурной перестройки экономики кратко. Основные направления структурной перестройки экономики

Отраслевая структура во многом определяет общую эффективность экономики, социально-экономические и стратегические цели общества, жизненный уровень населения и роль страны в международном разделении труда. Структурная политика сыграла немалую роль в упрочении позиций промышленно развитых стран и бурном экономическом росте ряда государств с переходной экономикой (например, государств Восточной и Юго-Восточной Азии).

В середине 80-х гг. насущной задачей, стоявшей перед советской экономикой, была перестройка структуры народного хозяйства страны, т.е. изменение соотношения между отраслями, производящими средства производства, оборонную продукцию, предметы потребления, сферой услуг; между добывающими и обрабатывающими отраслями; между промышленностью и сельским хозяйством и др. У страны появились непомерно большие военные расходы, была раздута тяжелая промышленность, непомерно растянут фронт капитального строительства. Необходим был сброс излишнего бремени, долгосрочный структурный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, но правительство Горбачева выдвинуло прямо противоположную задачу - ускорить социально-экономическое развитие страны на базе более полного использования достижений научно-технического прогресса и опережающего развития машиностроения. По-прежнему закреплялся курс на опережающее развитие отраслей, производящих средства производства в условиях дефицита товаров народного потребления, продукции сельского хозяйства и сферы услуг. Не была поставлена задача устранения наиболее острых диспропорций в народном хозяйстве. Это усилило несбалансированность экономики.

Более того, в ходе перестройки было объявлено о том, что 1/3-2/3 советской экономики являются неконкурентоспособными, а потому требуют ликвидации. В особую немилость попал военно-промышленный комплекс (ВПК), который должен был быть подвержен «кардинальной конверсии», т. е. переводу ею на нужды гражданской экономики. Интересно при этом отметить, что 80-90% таких товаров народного потребления - как холодильники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты и т.п., производились именно на предприятиях ВПК. Советское правительство проводило конверсию беспланово и на практике военные предприятия стали уничтожаться на основе хаотических волюнтаристских директивных указаний. Непродуманная конверсия ВПК привела к его обвальному падению и потянула за собой другие отрасли, в которых его подразделения состав­ляли солидную долю.

В 90-е гг. либеральные реформы усугубили несбалансированность экономики страны.

Во-первых, это было связано с распадом СССР, который нару­шил весь порядок прежнего разделения труда и механизм хозяйственных связей, а также изменил сами масштабы хозяйства России, являвшегося до распада не самостоятельной национальной экономикой, а элементом союзного народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, радикальные сдвиги в системе ценообразования (отпуск цен. отказ от их государственного регулирования, повы­шение их уровня) усилили кризис в экономике ряда отраслей.

В-третьих, произошло резкое снижение производства в отраслях ВПК. К середине 90-х гг. общий уровень ассигнований на оборону снизился по сравнению с концом 80-х гг. в 33 раза, в результате чего производство военной продукции упало в 1996 г. до 5,5% от ранее существовавшего и почти наполовину сократился отечественный выпуск продукции гражданского назначения.

В-четвертых, разрешение частного предпринимательства внесло принципиальные изменения в цели хозяйственной деятельности. В первую очередь, полностью обесценилась прежняя модель производства ради производства и милитаризованной экономики.

В-пятых, отечественные производители потеряли внутренний рынок сбыта. Заниженный курс доллара по отношению к рублю стимулировал массовый приток иностранных товаров в Россию, которые заполнили большую часть внутреннего рынка страны.

В-шестых, в экономической политике по отношению к отечественному производителю господствует подход, присущий «дикому рынку» - пусть выживет тот, у кого есть для этого финансовые ресурсы. Государство должно изменить такой подход - иначе Россия очень быстро потеряет наиболее высокотехнологичные виды производства и превратится в сырьевой придаток Запада с ярко выраженными чертами экономики колониального типа.

Индекс промышленного производства по России в 1997 г. составил 47,5% от уровня 1991 г., в том числе: в добывающих отраслях - 69%, в обрабатывающих - 44%, в машиностроении и металлообработке - 37%, в легкой промышленности - 14%, в пищевой - 47%, а в сельском хозяйстве - 62% (см. Приложение).

Спад в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше, чем в целом по промышленности. При этом фактически наблюдалась аномальная тенденция: темпы спада возрастали с повышением технического уровня отрасли. Так, снижение производства в высокотехнологичных отраслях машино­строения составило 80-90%. Доля расходов па научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВВП сократилась более, чем в 5 раз и составляет всего лишь 0,7% от ВВП. При нормальном течении структурного кризиса, как это бывает, например, в странах Запада, сокращение экономической активности обычно не приводит к свертыванию про­грессивных производств, имеющих хорошие перспективы роста на рынке и способных стать локомотивами будущего экономи­ческого развития страны.

Отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплекса в связи с востребованностью их продукции для экспорта подверглись меньшему спаду. В результате структура российской промышленности все более и более приобретает черты экономики колониального типа, характеризующейся вывозом из страны сырья и ввозом готовой продукции. При этом Россия ввозит в основном потребительские товары при резком сокращении импорта производственного оборудования. К тому же, не вкладываются средства в восстановление сырьевой базы экспортных отраслей, что грозит России через 7-10 лет резким снижением добычи многих видов полезных ископаемых, и прежде всего нефти, никеля, меди, свинца, апатитов, калийных солей и др.

В постоянное время в России наблюдается процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в транс­формации структуры в сторону первичных, неквалифицированных. менее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости на­циональной экономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.

Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);

промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);

агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.

Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью экономических интересов и условий.

Первоначально ассоциации возникали на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов регионов. Например, создана группировка регионов-доноров Москва-Ханты-Мансийск.

Сближение и консолидация интересов различных регионов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и политической интеграции и готовы к совместным действиям в общих интересах.

С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными барьерами.

Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного развития рыночных отношений также способен порождать или усиливать структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия показывает, например, что осуществление рыночных реформ в России ликвидировало существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массами, но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского

Высшая школа экономики и бизнеса

По дисциплине «Современная экономика России»

На тему: «Концепция структурной перестройки экономики России»

Выполнила:

Студентка группы МЭ 12-14

Ткачук Марина

Проверил:

Осадчий Е.И.

Симферополь - 2015

Введение

Глава 1. Структурная перестройка российской экономики

1.2 Основные направления

Глава 2. Инвестиционная политика России в переходный период

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Россия - одно из крупнейших постсоциалистических государств, осуществляющих в своей стране переход к рыночной экономике. Экономика России не может быть охарактеризована ни как плановая, ни как рыночная - это своеобразная переходная экономика, сопровождающаяся кризисными явлениями. Переходному периоду России присущи как общие закономерности стран с переходной экономикой, так и свои особенности.

Проблема переходности экономики превратилась по многим параметрам в глобальную. В настоящее время к странам с переходной экономикой, по международной классификации, отнесено свыше 25 государств. Потребность в осмыслении проблем переходной экономики России обусловливает необходимость учета действия общемировых закономерностей и опыта в этой области, а также конкретно-исторического своеобразия нашей страны.

Попытки совершенствования хозяйственного механизма в СССР, заключавшиеся в расширении рыночных отношений в экономике. были предприняты в годы «перестройки» (1985-1991 гг.). Однако они закончились усилением разбалансированности экономики страны, нарастанием кризисных явлений.

После распада СССР в России в 1992 г. началась радикальная экономическая реформа, основанная на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Эта реформа, с одной стороны, способствовала нарастанию рыночных элементов в экономике России, а с другой, привела к обострению многих социально-экономических проблем.

Целью данной работы является анализ общих экономических закономерностей, присущих нашей стране, места России в мировой экономике в условиях ее глобализации. При этом ставится задача изучить особенности проявления структурной перестройки в России и исследовать социально-экономические последствия проводимой в нашей стране реформы, попытаться выявить перспективы ее развития.

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Глава 1. Структурная перестройка российской экономики

1.1 Проблемы структурной перестройки российской экономики

Отраслевая структура во многом определяет общую эффективность экономики, социально-экономические и стратегические цели общества, жизненный уровень населения и роль страны в международном разделении труда. Структурная политика сыграла немалую роль в упрочении позиций промышленно развитых стран и бурном экономическом росте ряда государств с переходной экономикой (например, государств Восточной и Юго-Восточной Азии).

В середине 80-х гг. насущной задачей, стоявшей перед советской экономикой, была перестройка структуры народного хозяйства страны, т.е. изменение соотношения между отраслями, производящими средства производства, оборонную продукцию, предметы потребления, сферой услуг; между добывающими и обрабатывающими отраслями; между промышленностью и сельским хозяйством и др. У страны появились непомерно большие военные расходы, была раздута тяжелая промышленность, непомерно растянут фронт капитального строительства. Необходим был сброс излишнего бремени, долгосрочный структурный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, но правительство Горбачева выдвинуло прямо противоположную задачу - ускорить социально-экономическое развитие страны на базе более полного использования достижений научно-технического прогресса и опережающего развития машиностроения. По-прежнему закреплялся курс на опережающее развитие отраслей, производящих средства производства в условиях дефицита товаров народного потребления, продукции сельского хозяйства и сферы услуг. Не была поставлена задача устранения наиболее острых диспропорций в народном хозяйстве. Это усилило несбалансированность экономики.

Более того, в ходе перестройки было объявлено о том, что 1/3-2/3 советской экономики являются неконкурентоспособными, а потому требуют ликвидации. В особую немилость попал военно-промышленный комплекс (ВПК), который должен был быть подвержен «кардинальной конверсии», т. е. переводу ею на нужды гражданской экономики. Интересно при этом отметить, что 80-90% таких товаров народного потребления - как холодильники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты и т.п., производились именно на предприятиях ВПК. Советское правительство проводило конверсию беспланово и на практике военные предприятия стали уничтожаться на основе хаотических волюнтаристских директивных указаний. Непродуманная конверсия ВПК привела к его обвальному падению и потянула за собой другие отрасли, в которых его подразделения состав­ляли солидную долю.

В 90-е гг. либеральные реформы усугубили несбалансированность экономики страны.

Во-первых, это было связано с распадом СССР, который нару­шил весь порядок прежнего разделения труда и механизм хозяйственных связей, а также изменил сами масштабы хозяйства России, являвшегося до распада не самостоятельной национальной экономикой, а элементом союзного народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, радикальные сдвиги в системе ценообразования (отпуск цен. отказ от их государственного регулирования, повы­шение их уровня) усилили кризис в экономике ряда отраслей.

В-третьих, произошло резкое снижение производства в отраслях ВПК. К середине 90-х гг. общий уровень ассигнований на оборону снизился по сравнению с концом 80-х гг. в 33 раза, в результате чего производство военной продукции упало в 1996 г. до 5,5% от ранее существовавшего и почти наполовину сократился отечественный выпуск продукции гражданского назначения.

В-четвертых, разрешение частного предпринимательства внесло принципиальные изменения в цели хозяйственной деятельности. В первую очередь, полностью обесценилась прежняя модель производства ради производства и милитаризованной экономики.

В-пятых, отечественные производители потеряли внутренний рынок сбыта. Заниженный курс доллара по отношению к рублю стимулировал массовый приток иностранных товаров в Россию, которые заполнили большую часть внутреннего рынка страны.

В-шестых, в экономической политике по отношению к отечественному производителю господствует подход, присущий «дикому рынку» - пусть выживет тот, у кого есть для этого финансовые ресурсы. Государство должно изменить такой подход - иначе Россия очень быстро потеряет наиболее высокотехнологичные виды производства и превратится в сырьевой придаток Запада с ярко выраженными чертами экономики колониального типа.

Индекс промышленного производства по России в 1997 г. составил 47,5% от уровня 1991 г., в том числе: в добывающих отраслях - 69%, в обрабатывающих - 44%, в машиностроении и металлообработке - 37%, в легкой промышленности - 14%, в пищевой - 47%, а в сельском хозяйстве - 62% (см. Приложение).

Спад в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше, чем в целом по промышленности. При этом фактически наблюдалась аномальная тенденция: темпы спада возрастали с повышением технического уровня отрасли. Так, снижение производства в высокотехнологичных отраслях машино­строения составило 80-90%. Доля расходов па научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВВП сократилась более, чем в 5 раз и составляет всего лишь 0,7% от ВВП. При нормальном течении структурного кризиса, как это бывает, например, в странах Запада, сокращение экономической активности обычно не приводит к свертыванию про­грессивных производств, имеющих хорошие перспективы роста на рынке и способных стать локомотивами будущего экономи­ческого развития страны.

Отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплекса в связи с востребованностью их продукции для экспорта подверглись меньшему спаду. В результате структура российской промышленности все более и более приобретает черты экономики колониального типа, характеризующейся вывозом из страны сырья и ввозом готовой продукции. При этом Россия ввозит в основном потребительские товары при резком сокращении импорта производственного оборудования. К тому же, не вкладываются средства в восстановление сырьевой базы экспортных отраслей, что грозит России через 7-10 лет резким снижением добычи многих видов полезных ископаемых, и прежде всего нефти, никеля, меди, свинца, апатитов, калийных солей и др.

В постоянное время в России наблюдается процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в транс­формации структуры в сторону первичных, неквалифицированных. менее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости на­циональной экономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.

Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);

промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);

агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.

Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью экономических интересов и условий.

Первоначально ассоциации возникали на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов регионов. Например, создана группировка регионов-доноров Москва-Ханты-Мансийск.

Сближение и консолидация интересов различных регионов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и политической интеграции и готовы к совместным действиям в общих интересах.

С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными барьерами.

Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного развития рыночных отношений также способен порождать или усиливать структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия показывает, например, что осуществление рыночных реформ в России ликвидировало существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массами, но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.

1.2 Основные направления

Правительство России неоднократно ставило вопрос о серьезной структурной перестройке экономики, но дальше этого не пошло. И дело не только в отсутствии инвестиций. Для проведения эффективной структурной политики нужна четко обозначенная концепция развития экономики: принципы социально-экономического устройства и желаемый тип хозяйства, определение места нашей страны в международном разделении труда, определение источников и факторов экономического роста. Эти моменты пока четко не определены.

Па модернизацию структуры экономики предполагалось ис­пользовать средства от приватизации, но, как было уже показано ранее, этих средств оказалось в несколько десятков, а то и в сотни раз меньше, чем ожидалось. Экономисты сегодня говорят о том, что приватизацию следовало проводить поэтапно, начиная с отраслей с быстрым оборотом капитала (пищевая, легкая промышленность, торговля). Отрасли тяжелой промышленности, у которых более сильная технологическая взаимозависимость, замедленный оборот капитала, высокая капиталоемкость должны были приватизироваться позднее, в период, когда общеэкономическая обстановка в стране стабилизируется. Приватизация всех отраслей при бесконтрольном росте цен поставила машиностроение, химическую и легкую промышленность на грань катастрофы.

За годы реформы шла стихийная реструктуризация экономики - переориентация с развития тяжелой промышленности как самоцели па рыночный спрос и с особым прицелом на конечное потребление населения. Оказалась фактически разваленной сама материально-техническая база производственного и внешнеэкономического потенциала страны.

России необходима новая промышленная политика. До настоящего времени о ней много говорилось, но на практике она не осуществлялась в силу следующих причин: во-первых, в силу фетишизации монетаризма предполагалось, что финансовая стабилизация приоритетнее проблемы экономического роста; во-вторых, сознательно принижалась роль государства в регулировании хозяйственных процессов при переходе к рыночной экономике.

В 1999 г. в России наблюдалось оживление экономики. Это выразилось в том, что ВВП страны за год вырос на 3,2%, а объем промышленного производства - на 8,1% (см. табл. 2). Рост произошел в основном за счет обрабатывающих отраслей: машиностроения, пищевой и легкой промышленности, которые понесли наибольший урон от трансформационного кризиса. Капитальные вложения в национальное производство впервые за годы кризиса не снизились, а в импортозамещающих отраслях возросли. Основными причинами этого роста явились следующие.

Во-первых, произошла четырехкратная девальвация рубля, которая привела к резкому сокращению импорта. Снижение конкуренции со стороны импорта явилось главным фактором начавшегося оживления реальной экономики. Стимулируя экспорт товаров, девальвация ослабляет мотивы к экспорту капитала, и, напротив, затрудняя импорт товаров, обусловливает приток капитала.

Во-вторых, возросли стимулы к росту предпринимательской активности за этот период. Это заключалось в первую очередь в снижении издержек производства в долларовом исчислении и, главным образом, оплаты труда. После августовского кризиса 1998 г. заработная плата в нашей стране стала мизерной. По оценочным данным Министерства труда и социального развития России, доля заработной платы в себестоимости продукции составляет в среднем в мировой экономике 55-60%, в России -- только 25% и имеет постоянную тенденцию к снижению. На начало 2000 г. минимальная почасовая зарплата составила 5 руб. в час.

В-третьих, из-за августовского кризиса 1998 г. внутренние цены на топливо и сырье упали вдвое в долларовом исчислении. Они остаются ниже мировых, а это ведет к относительному снижению издержек производства. В рублевом исчислении эти цены выросли, и это сыграло на руку производителям, так как позволило им покрыть издержки.

В-четвертых, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура (рост цен на мировом рынке на нефть) позволила получить дополнительные средства от экспорта нефти.

Однако есть мнение, что тенденции оживления носят неустойчивый характер, что «девальвационный импульс» себя уже исчерпал , поэтому необходимы более устойчивые факторы экономического роста. Можно выделить следующие направления, способствующие экономическому росту в нашей стране: стимулирование внутреннего спроса на отечественную продукцию; укрепление тенденции импортозамещения; облегчение налогового бремени для товаропроизводителей; снижение уровня банковского процента, удешевление кредита; расширение государственных закупок; поддержка государством предприятий, фирм, производящих конкурентоспособные экспортные товары; повышение степени монетизации экономики; ужесточение контроля за ценами на продукцию естественных монополий (топливо, энергия, транспортные услуги); проведение политики активной защиты российских товаропроизводителей от иностранной конкуренции; наращивание инвестиций (как внутренних, так и внешних) в экономику страны; увеличение доли накопления в ВВП по меньшей мере в 2,5 раза. Но самое главное - необходима новая модель развития экономики России, ориентированная, прежде всего на производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Сегодня в глобальной экономической конкуренции выигрывают те государства, которые обеспечивают благоприятный климат для научно-технического прогресса. В развитых странах в настоящее время 70-85% прироста ВНП (ВВП) происходит именно за счет этого фактора. В России же за годы реформ ассигнования на научные исследования и разработки сократились более, чем в 10 раз, они оказались в 12 раз ниже, чем расходы на содержание госаппарата.

1.3 Совершенствование воспроизводственной структуры экономики

Воспроизводственная структура экономики определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. - 12, в 1994 г. - 26. При этом изменилась структура капитальных вложений: для не производственных целей их доля возросла, а для производственных - сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).

Анализ динамики капитальных вложений по отраслям показывает, что наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности (на 40-50% в 1993 г. и на 50% в 1994 г. по сравнению с предшествующим годом).

В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28-30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32-34% ВВП. Оптимальный уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3-3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.

Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, или инфраструктурой.

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве - мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не только пути сообщения, но и транспортные средства), связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение;

2) инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные сети и т.п.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях - в черной металлургии, угольной промышленности и др. - значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача-снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в значительной степени, определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

перестройка российский экономика переходный

Глава 2. Инвестиционная политика России в переходный период

Реформирование экономики любой страны включает три этапа: этап I - разрушение старой экономической системы; этап II -макроэкономическая нестабильность; этап III - экономический рост. Сегодня экономика России находится на этапе II и охвачена мощным экономическим кризисом. При этом темпы падения капиталовложений в два раза опережают темпы падения ВВП и национального дохода.

Инвестиции в основной капитал за 90-е гг. снизились в шесть раз, а уровень этих инвестиций составляет примерно 10% ВВП и уступает развитым и быстро развивающимся странам, где этот показатель достигает 30% и выше. При этом следует учесть, что сам ВВП в нашей стране за годы реформы сократился в 2 раза и является очень низким. Это не обеспечивает даже простое воспроизводство в России. Внутренний рынок России продолжает сжиматься. У большинства предприятий нет оборотных средств и израсходованы основные фонды. Доля оплаты труда в ВВП, как было уже сказано, снижается. В конце 1999 г. каждого третьего человека, а не четвертого, как в 1998 г., можно назвать неимущим (их доходы ниже прожиточного минимума).

40% всех капиталовложений страны направляются в нефтяную и газовую отрасль, 12% - в электроэнергетику, а в таких отраслях, как машиностроение, химическая, легкая промышленность, станкостроение, судостроение, инвестиции снизились в ходе реформы более, чем в 6 раз и сегодня составляют лишь 15% к уровню 1990 г., т.е. можно говорить о сырьевой направленности развития экономики страны. Капитальные вложения в промышленно-производственные фонды сократились сегодня в 15-20 раз против объемов 80-х гг. Наибольший спад капиталовложений произошел в инновационных отраслях. В целом нынешний уровень всех инвестиций в экономику сравним с уровнем инвестиций конца 60-х гг.

Более 50% промышленного оборудования России нуждается в срочной замене, обновления основных фондов не происходит. Для воспроизводства оборудования в отраслях топливно-энергетического комплекса необходимы 36 лет, аграрно-промышленного комплекса - 50 лет, металлургии - 56 лет, легкой промышленности - 140 лет. По уровню индустриального развития Россия переместилась из первого десятка в шестой десяток государств. Экономисты считают, что если не обеспечить приток инвестиции в экономику, то через 3-4 года страна столкнется с массовым выходом из строя устаревших производственных фондов. Это все свидетельствует о глубоком кризисе в инвестиционной сфере экономики страны.

К причинам инвестиционного кризиса в России можно отнести следующие: во-первых, негативные тенденции, сложившиеся в 70-80-е гг. в экономике нашей страны; во-вторых, просчеты в государственной экономической политике 90-х гг., приведшие к полной потере управляемости народным хозяйством; в-третьих, реформы привели к децентрализации управления инвестициями, демонтажу системы планирования, переходу к управлению на базе рыночных отношений; в-четвертых, в ходе приватизации был нанесен тяжелый удар по крупным и сверхкрупным предприятиям (ПО и НПО), на базе которых было создано множество карликовых предприятий, что привело к резкому ограничению инвестиций на них; в-пятых, резкое снижение производства в отраслях, поставляющих продукцию инвестиционного назначения; в-шестых, мощный отток капиталов за рубеж, большой объем бартера во всех рыночных сделках (до 54% всех сделок в стране), низкий уровень инвестиций в реальный сектор и сферу услуг.

Состояние инвестиционного климата - важнейший индикатор макроэкономики и перспектив ее развития. В то же самое время инвестиционный климат формируется под воздействием различных факторов: экономических, структурно-циклических, социальных, исторических, законотворческих и других. Недостаток инвестиций -- главная причина затруднения выхода экономики страны из затянувшегося экономического кризиса.

Для структурной перестройки экономики необходимы инвестиции. Государство, отдав в частные руки свою собственность, потеряло прежние функции распределителя материальных и денежных ресурсов внутри страны. У предприятий реального сектора экономики нет средств и заинтересованности вкладывать капиталы в производство (высокие налоги на прибыль).

Переход к рыночной системе ведения хозяйства в России сопряжен с формированием новой модели инвестиционного процесса. Благоприятный инвестиционный климат стимулирует рост совокупных объемов инвестиций из различных источников: государственных, частных, иностранных.

Известно, что научно-технический потенциал является важнейшим компонентом экономического роста для любой страны. В то же самое время затраты на НИОКР в 1999 г. составляли 0,7% ВВП, что в 2,5 раза меньше, чем в 1991 г. В развитых стра­нах на науку расходуется 2-3% ВВП. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет 0,3%, в то время как в ней проживает 13% ученых мира. Необходимо интенсивно наращивать инвестиции в инновационную сферу, которая в России за годы кризиса претерпела особо сильный спад. В нашей стране наблюдается слабое развитие постиндустриальных технологий. Вместе с тем, в 1995-1998 гг. в промышленности задержана реализация 1896 инновационных проектов, приостановлены или прекращены 1098 проектов, а 1447 проектов не начаты и главная причина этого: нехватка у предприятий собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства, высокая стоимость нововведений. Сегодня в мире центрами притяжения капитала являются страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада.

Чтобы России выйти на устойчивую траекторию экономического роста, потребуется более динамичное наращивание инновационно-технологического обновления физически изношенного и обесцененного кризисом производственного аппарата. Таким образом, можно будет повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. А для этого необходима стабильная финансовая база расширенного воспроизводства, максимальное вовлечение в инвестиционную сферу национальных сбережений. Прогнозы показывают, что выход на траекторию устойчиво­го экономического роста в России потребует увеличения масштаба накоплений в ВВП в 1,6-2 раза.

России сегодня нужна модель развития, ориентированная, прежде всего на производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Это позволит добиться полной интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить равноправное сотрудничество России с развитыми странами.

Можно выделить ряд потенциальных источников инвестиций в российскую экономику.

а) Доходы предприятий, заблокированные в неплатежах. При этом только просроченные кредиторские долги составляли на начало 2000 г. 1,3 трлн. руб., что в 3 раза превышает объем всей денежной массы в стране.

б) Для оживления жилищного строительства необходимо активно развивать ипотечное кредитование. Можно расширить создание кредитных союзов, кредитных потребительских кооперативов граждан, товариществ взаимного финансирования на вере.

в) Денежные сбережения населения являются основным источником инвестиций в нормальной рыночной экономике. Они материализуются в средствах производства, а также трансформируются посредством финансовой инфраструктуры во вклады, акции, облигации и другие активы. Однако если в советский период до 70% финансовых активов населения приходилось на вклады в сбербанках и от 20% и более в наличных деньгах, то в 1997 г. в структуре финансовых активов населения иностранная валюта стала составлять от 58 до 61%, вклады (включая валютные) - 22-24%; денежная наличность - 13-14%, ценные бумаги - 4%.

В 1999 г. сбережения населения составляли 15% от ВВП, что уступает аналогичным показателям промышленно развитых стран. В то же самое время на руках у населения, по экспертным оценкам, находится 80-100 млрд. долл.

Государство должно стимулировать рост сбережений во всех секторах экономики и их скорейшую трансформацию в инвестиции на производство. Ряд экспертов считает, что именно в этом направлении можно изыскать примерно 3/4 средств для возрождения отечественной экономики.

г) «Сбежавший» за границу капитал, составивший по экспертным оценкам 150-300 млрд. долл. Получается парадокс: Россия, для возрождения экономики, которой так необходимы капиталы, кредитует весь мир. Можно использовать опыт латиноамериканских стран (Бразилии, Аргентины) по возвращению в экономику страны «сбежавших» капиталов, предоставляя им государственные гарантии и режим наибольшего благоприятствования при инвестировании. Но даже полная и безоговорочная амнистия «сбежавших» капиталов и их владельцев не даст ровным счетом ничего, если в России будет сохранен сегодняшний уровень инвестиционных рисков. Правительство должно оздоровить национальный фондовый рынок и превратить его в надежный инструмент привлечения внутренних и внешних капиталов в реальный сектор.

д) Источником капиталовложений могут служить иностранные инвестиции, но для них слишком высок инвестиционный риск. Этот источник еще слабо используется у нас в стране.

е) Следует шире привлекать банковские кредиты в производственную сферу и прежде всего в инновации. Но российские банки в основном представляют собой центры краткосрочного инвестирования. Необходима реформа банковской системы, которая позволила бы превратить их в инвестиционные банки, способные финансировать реальный сектор экономики. Только у некоторых российских банков капитальная база отвечает международным стандартам, а крупные инвестиции могут делать лишь крупные банки.

ж) Финансово-промышленные группы (ФПГ), представляющие собой слияние предприятий, фирм, инвестиционных фондов, торговых предприятий, банков и др., становятся субъектами долгосрочной инвестиционной деятельности.

з) Источником дополнительных валютных доходов могут служить поступления от российского военного экспорта. По оценкам специалистов, Россия может поставлять на экспорт до 40% своей военной продукции, получая ежегодно доходы от 20-до 30 млрд. долл., как это было в советские времена. В настоящее время они составляют ежегодно около 5 млрд. долл.

и) Государство может взять на себя лишь частичную поддержку инвестиционных проектов (как правило, в виде государственных гарантий). Цель поддержки - дать стартовый импульс высокоэффективным инвестициям, привлечь дополнительные коммерческие капиталы. Государство должно поддерживать так называемые «точки роста» в экономике: быстроокупаемые проекты в агропромышленном комплексе (АПК), легкой и медицинской промышленности и некоторые другие. Оно должно оказывать поддержку экспортной ориентации высокотехнологичных производств, несырьевым отраслям, работающим на удовлетворение внутреннего спроса, отраслям-лидерам НТП. Однако на Всероссийском Совещании по проблемам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) В.В. Путин заявил, что в последующие 10 лет ТЭК должен стать основным фактором роста отечественной экономики. Это противоречит тенденциям постиндустриальных экономик. Нужно помнить, что инновации становятся ключевым фактором рыночной конкуренции и повышения эффективности производства, и сегодня это единственно возможный выбор для нашей страны.

По экспертным оценкам, для модернизации российской экономики нужны инвестиции в объеме 2-2,5 трлн. долл. США в течение 10-25 лет, т. е. по 100 млрд. долл. в год. В то же самое время бюджет 2000 г., как и все предыдущие, имеет ярко выраженный приоритет потребительских расходов над инвестициями. А это сдерживает экономический рост.

Заключение

Россия находится на этапе переходной экономики, которому присущ ряд общих закономерностей стран с переходной экономикой: изменение экономической роли государства, приватизация, структурная перестройка экономики, смена инвестиционной стратегии: формирование новых рыночных субъектов экономики, рынка капитала и рынка труда; специфика ценообразования; изменение положения страны в мировой экономике.

Несмотря на противоречивость происходящих процессов, в качестве положительного момента в рыночных преобразованиях экономики России можно отметить следующее: подорван монополизм государственной собственности, начался, хотя и противоречиво, процесс формирования многоукладной экономики; сломан, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения; складывается инфраструктура рыночной экономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере; достигнуто равновесие на потребительском рынке; появился и расширяется слой предпринимателей новой волны, ориентированный на рыночные модели поведения.

Однако указанные сдвиги не являются результатом оздоровления экономики России, не носят долговременных тенденций и оплачены неоправданно высокой ценой. За годы реформ в России (1991-1997 гг.) прямые потери национального богатства нашей страны составили 1,2 трлн. долл. США (а в период Великой Отечественной войны - 420 млрд. долл.). За последние семь лет остановилось более 70 тыс. заводов и фабрик. Численность занятых за 1992-1998 гг. снизилась на 9,5 млн. чел. По сравнению с РСФСР 1985 г. объем производства в нынешней России снизился в 5 раз, розничного товарооборота - втрое, валовой продукции сельского хозяйства - на 72%. Идет незаконный вывоз из России за границу валюты и валютных резервов. Занимая первое место в мире по объему национального богатства, Россия находится во втором десятке по объему ВВП.

Российская экономика характеризуется тенденцией сужающегося воспроизводства в реальном секторе, ускоренным развитием торговли, финансово-банковских секторов, снижением эффективности использования ресурсов. Россия уже не может обеспечить себя продовольствием, товарами народного потребления, средствами производства. Страна живет только за счет своих природных ресурсов и стремительно превращается в сырьевой придаток развитых стран. Обвальное падение объемов производства и еще большее при этом падение объемов капиталовложений обусловливает дальнейшее падение уровня жизни.

Важнейший критерий реформ - рост качества жизни. В стране сокращается занятость, расширяются зоны бедности, уменьшается платежеспособный спрос и, как итог всех процессов, снижение уровня и качества жизни большинства населения (1/3 граждан живет за чертой бедности). В 1998 г, безработица в России составила 9,7 млн. чел. (13,3% экономически активного населения страны); предполагается, что к 2001 г. она достигнет 14,4 млн. чел., что на 8% больше нынешнего уровня.

Низкий уровень жизни россиян - наглядное подтверждение того, что проводимый курс реформ сдерживает колоссальные возможности развития нашей страны. Сам по себе переход к рынку не может быть целью экономической реформы ни в одной стране. Реформы должны быть социально ориентированы. Пренебрежение интересами человека, возможно, является одной из коренных причин несостоятельности российских реформ. Люди должны быть уверены, что экономические преобразования в стране приведут к улучшению качества их жизни, тогда они будут заинтересованы в проведении реформы.

1. Народнохозяйственный комплекс отражает экономическое и социальное развитие общества, углубление разделения труда, интеграционные процессы, происходящие в мире.

2. Экономика подразделяется на различные сферы и подразделения: материальное производство и непроизводственную сферу, сектор нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений и домашних хозяйств, сектор науки и «остальной мир».

3. Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.

4. Предприятие необходимо рассматривать в системе национальной экономики. Процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, влияют на все стороны деятельности предприятия, определяют направления его дальнейшего развития.

5. Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.

6. Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.

7. Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.

Список литературы

1. Александров Ю.Г. Переходная экономика: российская версия. -М., 1999.

2. Основы теории переходной экономики (вводный курс): Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Киселевой, М.П. Чепурина. Киров, 1996.

3. Россия в цифрах: Крат. статист. сб. -М., 1999.

4. Россия и страны мира: Статист, сб. -М., 1999.

5. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. СПб., 1998.

6. Теория переходной экономики. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Герасименко, М., 1997.

7. Улюкаев А.В. В ожидании кризиса. Ход и противоречия экономических реформ в России. -М., 1999.

8. Экономика переходного периода / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. -М., 1995.

Приложение

Индексы фактического объема продукции по отраслям, %, (1990 г. - 100%)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование перестройки национальной экономики Российской Федерации. Меры при структурной перестройке государственных предприятий, оказавшихся на грани банкротства и разорения. Проблемы реструктуризации промышленных предприятий в современный период.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие национальной экономики. Предпосылки ее становления и развития. Сущность структурной политики Республики Беларусь. Сравнительный анализ отраслевых структур национальных экономик Беларуси, России и Казахстана. Методы решения проблем в этой сфере.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2015

    Состояние структурной перестройки экономики Украины и причины неудач в ряде отраслей промышленности. Защита отечественного производителя и инновационная деятельность. Пошлины и квоты, дотации, нулевая ставка НДС, льготы: способы решения проблемы.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2010

    Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси, программа структурной перестройки экономики. Развитие науки и инновации как важнейшие факторы интенсификации экономического и социального развития. Инновационная политика Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2012

    Кризис российской экономики. Государственная инвестиционная политика. Реальные и портфельные инвестиции. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Перспективы изменений инвестиционного климата в России.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Виды инвестиций, их динамика в экономике Российской Федерации. Роль инвестиций в развитии экономики страны. Характеристика и особенности инвестиционного климата. Использование иностранного опыта в формировании внутреннего инвестиционного климата в России.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Особенности экономики России переходного периода, ее концепции и закономерности. Анализ процесса рыночной трансформации экономики с позиций предприятия. Особенности приватизации собственности и формирования фондового рынка в России начала 90-х гг. ХХ в.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Сущность структурной перестройки экономики. Основные показатели структурных сдвигов. Трансформационные преобразования в экономике стран Европы (опыт Словакии, Румынии, Чехии, Венгрии). Структурная трансформация национальной экономики Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Понятие, структура и виды иностранных инвестиций. Формы участия иностранного капитала в иностранной экономике. Перспективы импорта капитала в российскую экономику. Оценка инвестиционной привлекательности современной экономики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Основные понятия, особенности и направления развития государства и рыночного механизма в переходный период. Анализ теорий, методов и целей государственного регулирования экономики. Характеристика основных моделей взаимоотношения экономики и государства.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 28 страниц, 4 рис., 1 табл., 18 источников.

ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА, СТРУКТУРА, СДВИГИ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОТРАСЛЬ, СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ, РАЗВИТИЕ

Объект курсовой работы – проблемы в структурной политике в Республике Беларусь.

Предмет курсовой работы – особенности и тенденции структурных сдвигов национальной экономики в Республики Беларусь.

Цель курсовой работы – изучение структурной трансформации экономики Республики Беларусь и оценка ее перспектив.

Методы исследования : системный, аналитический, диалектический.

Исследования и разработки : рассмотрены особенности структурных сдвигов в национальной экономике, а так же в промышленности Республики Беларусь; проанализированы различные тенденции на современном этапе; описаны пути совершенствования экономики Республики Беларусь.


Cодержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Основные предпосылки осуществления структурных сдвигов в современных условиях…………………………………………………………………………...7

1.1 Структурная перестройка экономики: понятие, сущность, модели……………………………………………………………………………..7

1.2 Структура экономики – объект структурных преобразований....…..10

2 Актуализация структурных сдвигов в переходный период…………...…….13

2.1 Структура промышленности Республики Беларусь.…………….….13

2.2 Анализ структуры промышленности Республики Беларусь...…..…16

3. Перспективы проведения структурных сдвигов в переходной экономике Беларуси…………………………………………………………………....….….19

Заключение……………………………………………………………………..…25

Список используемых источников…………………………………………...…27

Введение

Структуре национальной экономики в настоящее время уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что экономика Республики Беларусь является переходной и необходимо изменение структуры экономики с точки зрения следующих основных макроэкономических пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.



Современная переходная экономика Беларуси и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике, содержанием которого является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений по направлению демократизации и либерализации.

Причины структурного кризиса в странах СНГ кроются, с одной стороны, в структурной деформации экономики, доставшейся в наследство от СССР, а с другой – в трансформационных изменениях при переходе к рыночной экономике. Сформировавшись в свое время, как составная часть единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, Республика Беларусь специализировалась на машиностроении, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, а также животноводстве, льноводстве и картофелеводстве .

С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь. За последние 20 лет в Республики Беларусь произошли определенные структурные сдвиги, как положительные, так и отрицательные. Наиболее положительные сдвиги произошли в отраслевой структуре экономики. В частности, существенно сократился удельный вес производственной сферы при одновременном росте сферы услуг. Значительно увеличилось количество малых предприятий, в том числе в сфере производства, ранее практически отсутствовавших. Постепенно изменяется социальная структура экономики, возрастает доля негосударственных форм собственности, в том числе частного сектора. Ограничивается монополизация экономики, создается конкурентная среда.

К негативным тенденциям относится заметно ухудшившаяся технологическая структура экономики, сократилась доля передовых технологий. В структуре народного хозяйства значительно снизилась доля отраслей, производящих потребительские товары. Технологическое отставание приводит к потере конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В тяжелой ситуации находится аграрно-промышленный комплекс. Не преодолены кризисные явления в сельском хозяйстве.

Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами:

Во-первых, это морально устаревшая материально-техническая база, не позволяющая эффективно работать в условиях рынка.

Во-вторых, сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется отставанием производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг.

В-третьих, низкая конкурентоспособность большинства видов производимой продукции.

В-четвертых, неоптимальная концентрация производства – доминирование крупных и сверхкрупных предприятий.

Переход от планового хозяйства к рыночному неизбежно ведет к существенному изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с тяжелыми кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную, основанную на прошлых опытах структурную политику.

Неконкурентоспособность на мировых рынках показала несовершенство и неэффективность белорусской экономики. Наличие перспективных отраслей, способных достойно конкурировать и тем самым обеспечивать устойчивое развитие экономики и рост благосостояния населения является предпосылкой успешного выхода на мировые рынки. Именно поэтому остро ощущается необходимость проведения программы структурной перестройки экономики.

Переход к рыночной экономике требует глубоких изменений институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизации) и введения института частной собственности, либерализации экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Такие изменения в макроэкономической системе государства получили названия структурной перестройки.

Приоритетными направлениями структурной перестройки являются увеличение ВВП в том числе на душу населения, совершенствование систем экспорта и импорта, содействие в развитии среднего и малого бизнеса, совершенствование законодательной базы управления государственным имуществом и приватизации, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, развитие наиболее перспективных отраслей, совершенствование таможенного и налогового законодательств и т.д.

Роль государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями.


1 Основные предпосылки осуществления структурных сдвигов в современных условиях

Структурная перестройка экономики: понятие, сущность, модели

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структурная перестройка экономики, или реструктуризация – это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят государство на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют его последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития.

Значение структурной перестройки экономики состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, должно начаться и набирать темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов экономической деятельности. Их рост первоначально компенсирует спад в устаревших производствах и тем самым позволяет достичь устойчивой стабилизации объема ВВП, увеличения выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора должен превзойти размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции, и таким образом, будет преодолена общая тенденция к спаду, начнется рост экономики в целом.

В целом, структурная перестройка экономики имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики и связана с глубокими преобразованиями в производительных силах, обусловленными необходимостью технологического обновления производства. При этом она ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах национальной экономики .

Практически во всех постсоциалистических странах переход от командной к рыночной экономике сопровождается структурно-институциональным кризисом - ломкой взаимосвязей и количественных соотношений между составными частями национальной экономики, нарушением ее сбалансированности. Это проявляется в деформации и ухудшении структуры национальной экономики, падении объемов производства, технологической деградации. Структурный кризис - одна из составляющих экономического кризиса, сдерживающих развитие экономики.


Причины структурного кризиса в странах СНГ кроются, с одной стороны, в структурной деформации экономики, доставшейся в наследство от СССР, а с другой - в трансформационных изменениях при переходе к рыночной экономике.

В зависимости от того, какую часть структуры предприятия затрагивает реструктуризация, выделяют:

Предметную реструктуризацию - систему кардинальных изменений в технологии и технических средствах предприятия;

Организационную реструктуризацию - систему мер, связанных с организационно-экономическими преобразованиями, изменением юридического статуса предприятия. Оба вида реструктуризации на практике редко встречаются в чистом виде. Как правило, они проводятся одновременно.

Механизм структурной перестройки экономики заключается:

Во взвешенном сочетании прямого государственного регулирования посредством межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов всеми методами (бюджетными, налоговыми, кредитными);

В разработке региональных программ развития на базе местного ресурсного потенциала и управления этим процессом путем организации, финансирования и стимулирования научно-технических исследований для обеспечения усиления связи науки и производства;

Ускорение научно-технического прогресса. Именно под воздействием этого фактора образуются новые отрасли промышленности и производства. Так, только за последние десятилетия под влиянием ускорения научно-технического прогресса появились такие отрасли, как комбикормовая промышленность, энергомашиностроение, производство космической техники и др.;

Экономическая политика государства. Государство, осуществляя свою избранную политику, может поддерживать отдельные отрасли экономики, наиболее значимые в экономическом и социальном плане, и тем самым влиять на темпы их развития;

Наличие в стране полезных ископаемых, пригодных для промышленной разработки;

Уровень культуры и материального благосостояния народа. Этот фактор влияет на отраслевую структуру многопланово. От материального уровня жизни народа зависит его способность приобретать товары народного потребления, что является основой для развития отраслей, их производящих;

Плановая отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета.

Объем и структура рыночного спроса. При снижении рыночного спроса на продукцию данной отрасли многие предприятия сокращают производство, а иные вовсе выходят из отрасли и переключают производство на выпуск другой продукции. В результате объем продукции отрасли уменьшается, что приводит к уменьшению ее доли в общем производстве.

В целом, главная задача структурной перестройки экономики состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций. Важнейшими целями такой перестройки экономики являются реорганизация производства на основе ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния структурных подразделений, замены физически и морально устаревших основных фондов, выпуск новой продукции, внедрение технических нововведений. Следовательно, структурная перестройка осуществляется не только на государственном уровне, она затрагивает каждое предприятие.

В этой связи существует несколько моделей реструктуризации, которые можно классифицировать по определенным критериям. В зависимости от области применения выделяют макроуровень и микроуровень реструктуризации. Макроэкономическая реструктуризация заключается в изменении структуры национальной экономики как единого целого и направлена на достижение долговременных экономических целей. Микрореструктуризация относится к отдельным предприятиям и направлена на кардинальное изменение их структуры в целях адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования .

В зависимости от целей реструктуризации и ситуации, в которой находится предприятие, можно выделить исправляющую и развивающую реструктуризацию. Если предприятие убыточное или находится в состоянии банкротства, то реструктуризация осуществляется с целью его сохранения и выживания. Показателями такой ситуации могут быть значительное снижение объема производства, невозможность уплаты кредитов или процентов по ним в установленные сроки, падение уровня рентабельности, снижение конкурентоспособности, и уменьшение доли на рынке и др. В этом случае применяется исправляющая реструктуризация. Она заключается в проведении определенных краткосрочных действий, направленных на улучшение финансово-экономического состояния предприятия. К ним относятся улучшение внутрифирменного управления, совершенствование организации труда, мероприятия по снижению стоимости продукции и улучшению ее качества, а также действия по сокращению неэффективных производств: продажа части имущества, сдача имущества в аренду, увольнение части работников и др.

В зависимости от того, какую часть структуры предприятия затрагивает реструктуризация, выделяют :

Предметную реструктуризацию – систему кардинальных изменений в технологии и технических средствах предприятия;

Организационную реструктуризацию – систему мер, связанных с организационно-экономическими преобразованиями, изменением юридического статуса предприятия. Оба вида реструктуризации на практике редко встречаются в чистом виде. Как правило, они проводятся одновременно.

Таким образом можно сделать вывод, что структурная перестройка экономики есть реструктуризация национальной экономики, которая выводит страну на более высокий уровень экономического и общественного развития; преобразует старые, неэффективные производства; ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной структурах национальной экономики Беларуси; устраняет накопившиеся глубокие структурные деформации как на макро, так и на микроэкономическом уровне.

Секторами экономики, видами деятельности. Структуру экономики можно представить в очень многих плоскостях:

Отраслевая структура экономики,
структура основных сфер деятельности,
структура рыночных субъектов,
структура рыночных институтов,
структура общественных институтов, определяющих «правила игры» на «экономическом поле»,
структура предприятий по формам собственности,
соотношение легального и теневого секторов экономики и т. п.

В предыдущих параграфах раздела, так или иначе обсуждались вопросы структурной перестройки экономики, например, в параграфах приватизации, внешнеэкономической деятельности, инвестициях.

Ниже попытаемся обобщить сказанное, добавив новые данные о перестройке отраслевой структуры экономики. Полагаем, что это позволит составить более комплексное представление о характере трансформации российской экономики.

Накануне реформ все единодушно считали отраслевую структуру российской экономики утяжеленной. Под этим подразумевался многих не устраивающий факт преобладания производства машин, оборудования, сырья над производством потребительских товаров . Поэтому одной из задач реформ был рост доли конечных отраслей за счет сокращения удельного веса сырьевого сектора, а также военно-промышленного комплекса. Иначе говоря, деформации структуры производства нужно было устранить.

Как это выглядит теперь в цифрах?

Таблица 8.

Отраслевая структура промышленности России (в ценах 1 992 г. в % к итогу)

Отрасли 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995
Тяжелая промышленность 82,3 79.9 80,2 82,6 84,2 88,1 87,9
Энергетика 22,0 21,8 23,6 27,9 29,4 34,0 33,4
Металлургия 20,0 19,0 18,4 18,3 19,5 23,4 25,1
Химия и нефтехимия 9,0 8,9 9,1 9,2 8,7 7,6 8,3
Деревообработка 5,1 5,0 4,8 4,6 4,0 3,8 3,6
Стройматериалы 2,6 2,6 2,7 2,5 2,4 2,5 1,3
Итого базовые отрасли 58,7 57,3 58,6 61,7 63,9 71,3 72,7
Машиностроение и металлообработка 21,7 22,6 21,6 21,1 10,3 16,8 15,2
Легкая промышленность 10,3 9,8 9,6 7,4 6,2 4,4 3,1
Пищевая промышленность 9,8 10,3 10,2 9,8 9,6 9,9 9,1

Источник: МЭ и МО. - №1. - 1997. - С. 17.

Данные таблицы 8 свидетельствуют, что Россия теряет свой обрабатывающий сектор, теряет производство потребительских товаров, увеличивая долю отраслей, выпускающих промежуточную продукцию. То есть деформация отраслевой структуры экономики усилилась.

Таким образом, в ходе новейших преобразований в России произошел переход на совершенно непредусмотренное соотношение между конечными и добывающими отраслями. Этот переход и означает, что завершилось преобразование экономики России в сырьевого гиганта.

Конечно страна имеет и группу высокотехнологичных производств, представляющих достижения самой передовой научно-технической мысли. Однако объем выпуска в них тоже сократился, причем в 2-3 раза больше, чем в добывающих отраслях и отраслях первичной обработки сырья.

Наукоемкие отрасли составляют ядро современного индустриального производства.

Наукоемкими называют такие производства , где в структуре совокупных затрат значительную их часть составляют научные и конструкторские разработки.

Получилось, что экономика отреагировала на выбранную руководством страны стратегию реформ отказом от наиболее сложных своих элементов в сторону технологического упрощения. Этот процесс получил название примитивизации технологической структуры производства. Придание динамизма наукоемким производствам имеет своим условием высокие объемы инвестиций не только собственно в производство, но и крупные вложения в науку, образование, прикладные исследования. Однако состояние отечественного производства не дает надежды на значительные частные инвестиции на эти цели, а государство оказалось весьма недальновидным, сокращая финансирование соответствующих сфер (см. структуру расходов бюджета, табл. 6). Инвестиционный кризис в стране заставляет обращаться за помощью к индустриально развитым странам. Характер и направления иностранной помощи уже обсуждались. Можно лишь добавить, что самая крупная помощь отечественной науке была оказана фондом Дж. Сороса.

Обзор отраслевой структуры производства завершим изменениями в аграрном секторе. Перед агарным сектором стоит извечная и до конца еще не решенная задача: накормить страну.

С этой целью реформой предусматривалось формирование нового производительного слоя - фермерского, расширение активности личных подсобных хозяйств при сокращении значения колхозов и совхозов (сельскохозяйственных предприятий) в производстве сельскохозяйственной продукции.

В таблице 9 приведены показатели о структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции в 1995-96 гг. в разных категориях хозяйств: сельскохозяйственными предприятиями, в подсобных хозяйствах населения и фермерских хозяйствах, %.

Сразу отметим, что доля фермерских хозяйств в производстве всех основных видов сельскохозяйственной продукции незначительна. Лишь семян подсолнечника на них приходится 11-12%, по другим видам они дают в лучшем случае 5% от общего объема.

Основными производителями зерна, сахарной свеклы и подсолнечника являются сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, сельскохозяйственные кооперативы и агрофирмы. Основную часть картофеля и овощей дают личные подсобные хозяйства, включая хозяйства горожан. А в производстве животноводческой продукции хозяйства населения начинают успешно конкурировать с сельскохозяйственными предприятиями. Причем, доля индивидуальных хозяйств в производстве мяса, молока и яиц заметно растет, чего не скажешь о фермерских хозяйствах.

О причинах маломощности и малочисленности фермерских хозяйств в России написано немало, но проблема еще не исчерпана и ждет своих исследователей.

Таблица 9.

Виды продукции 1995 1996
Хозяйственные Хозяйства населения
Фермерские хозяйства
Хозяйственные Хозяйства населения
Фермерски е хозяйства
Зерно
94,4 0,9 4,7 94,6 0,8 4,6
Сахарная свекла 95,9 0,6 3,5 96,0 0,7 3,3
Семена подсолнечника 86,2 1,4 12,4 87,0 1,6 11,4
Картофель 9,2 89,9 0,9 8,9 90,2 0,9
Овощи 25,3 73,4 1,3 22,1
76,8 1,1
Мясо 50,1 48,4 1,6 47,2 51,1 1,7
Молоко 57,1 41,4 1,5 53,2 45,3 1,5
Яйца 69,4 30,2 0.4 68,3 31,3 0.4

Источник: Статистическое обозрение. - Государственный комитет РФ по статистике. - №1. - 1997. - С.28.

Заканчивая краткий обзор изменения отраслевой структуры промышленности, структуры производящих хозяйств в аграрном секторе, можно заметить, что наблюдаемые результаты структурных изменений прямо противоположны первоначально желаемым. Полагали, что рынок отбракует экономически неэффективные производства и сориентирует производителя на удовлетворение потребностей людей. Но отсутствие полноценного рынка и государственного регулирования структурными сдвигами имело следствием начало и усиление отката структуры российской экономики к экономике сырьевого типа. Ряд экономистов оценивают это как естественный процесс приведения отраслевой структуры производства в соответствие с требованиями мирового рынка и со сравнительными преимуществами России, которые представляются им в больших объемах относительно дешевых природных ресурсов.

Другие же считают складывающуюся структуру экономики пагубной, поскольку она определяет статус России в мировом сообществе как развивающейся страны преимущественно сырьевой ориентации.

Вместе с тем все понимают, что структурная перестройка экономики с ориентацией на постиндустриальное общество требует колоссальных капиталовложений. Только где их взять? А это - предмет научных и практических дискуссий.

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.

Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.

Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Еще по теме Структурная перестройка экономики региона: понятие, цели, задачи и приоритеты. Программа структурной перестройки экономики региона.:

  1. Лекция №18. Роль государства в переходной экономике. Структурная перестройка экономики
  2. 16.8. Структурная перестройка экономики Российской Федерации
  3. 5.5. Природопользование экономическая география и регионалистика основы экологического нормирования, региональные эколого-экономические проблемы Российской Федерации и других членов СНГ; международное сотрудничество в природоохранной деятельности; проблема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой; внешнеэкономические связи России и ее регионов
  4. ГЛАВА I. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ
  5. Народнохозяйственный комплекс региона. Отраслевая и территориальная структура. Реальный сектор экономики региона. Производственная и социальная инфраструктура региона.
  6. Понятие типологизации регионов. Принципы и подходы к типологизации регионов. Типы регионов. Зарубежные классификации типов регионов.
  7. Понятия «район и регион». Подходы к определению «регион». Иерархия регионов. Региональные особенности хозяйствования.
  8. Структурные сдвиги в народнохозяйственном комплексе региона и их оценка. Методы расчета оптимальной структуры народнохозяйственного

Новое на сайте

>

Самое популярное