Домой Кредиты онлайн Функции налогов и их классификация. Понятие, функции, классификация и основные элементы налога - реферат

Функции налогов и их классификация. Понятие, функции, классификация и основные элементы налога - реферат


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЫРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА: «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Выполнила:

Студентка

заочного отделения

гр.341 1 ПЗА Д.А.Красноперова

Проверил:

Преподаватель М.Р. Галиахметов

Ижевск, 2010

Введение ___________________________________________________ 3

Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов ______________ 5-10

Глава 2. Классификация налогов ____________________________ 11-34

2.1. Федеральные налоги ____________________________________ 14

2.2. Региональные налоги ___________________________________ 27

2.3. Местные налоги _______________________________________ 31

Заключение ________________________________________________ 35

Список использованной литературы ___________________________ 38

Введение

Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Налогообложение появилось вместе с государством, и использовалось государством и властью как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения ими своих функций. Главное назначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, сохранилось и сегодня, хотя и роль налогов стала менее значительной.

На современном этапе государства для пополнения своей казны используются и другие виды поступлений и платежей, но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.
Важнейшей задачей экономики России на современном этапе является превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом экономическом разделении труда.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергалась изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытались выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволила развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволила государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы. В начале 90-х годов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в результате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов, в том числе и налоговых, не только не противоречащих федеральному законодательству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов. На смену этого пришел государственный подход к законотворчеству и налоговой политике. Но в то же время, до сих пор не может вступить в силу законодательство о местном самоуправлении по причине несогласованности по передачи части федеральных налогов в местные органы власти, так как упирается государство и упираются местные власти. Но решение этой проблемы все равно будет найдено. А что касается игорного бизнеса, то со стороны отдельных муниципальных органов даже звучали призывы об отмене переноса игорного бизнеса в резервации. Тут возникал вопрос, это борьба за налоговые поступления или же личный интерес.
В связи с этим изучение в настоящее время различных видов и характеристик налогов и сборов приобретает особую актуальность.

Ее изучению и посвящена данная курсовая работа.

Поэтому целью данного исследования является анализ и изучение особенностей и характеристики налогов.

Указанная цель определила следующие задачи исследования :

1. раскрыть историческую сущность налогов;

2. раскрыть функции налогов;

3. подробно рассмотреть и проанализировать виды налогов.

Объектом данного исследования выступает сам налог.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Теоритико-методологическую основу данного исследования составляет Налоговый кодекс Российской Федерации.

Поставленные в данной работе задачи исследования объясняют структуру данной курсовой работы, которая включает в себя:

Введение;

Основную часть, состоящую из двух глав (1 глава, раскрывает такие понятия как сущность, функции и принципы налогов. 2 глава дает полную характеристику видов налога: федеральные, региональные и местные);

Заключение;

Список использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций, то есть функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой её части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства.

В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться с помощью экономических методов посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы и т.д. Именно с этих позиций следует рассматривать социально-экономическую природу налогов, их место и роль в воспроизводственном процессе.

Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз.

Сущность налога как объективной экономической категории необходимо определять не только для научной деятельности, но и для практической, так как содержание категории и ее формы должны опираться на объективнее базисные условия развития общества. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога - это единство противоречий базиса и надстройки, которые разрешаются созданием адекватных базису налоговых отношений.

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Налог представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, рассматриваемое с различных категориальных позиций. Поэтому налог является комплексной категорией. Так, если рассматривать налог как философскую категорию, то это наше мышление о налоге как общественно необходимом благе или зле, или воспринимать его как необходимые повинности трудоспособной части населения для обеспечения общественных потребностей. Если, как экономико-стоимостная категория, то это система денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средства в централизованный фонд государства. В силу того, что налог является частью финансов, можно определить его как финансово-перераспределительную категорию, связанную с формированием финансовых ресурсов на стадии распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

С точки зрения правовой природы налог - это система правовых отношений налогоплательщика с государством на основе законности, принуждения, безвозмездности.

Таким образом, налог представляет собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач.

Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

Функция - это способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории.

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

Распределительную (социальную);

Фискальную;

Регулирующую;

Контрольную;

Поощрительную.

Главная функция налогов - это распределительная или социальная функция , которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. C тех пор - как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании и возникли следующие подфункции:

1. стимулирующая;

2. дестимулирующая;

3. воспроизводственная.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

Подфункция воспроизводственного назначения несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает другая функция налогов - фискальная . Эта функция считается основной, характерной для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства.

Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

__Понятие, функции, классификация и основные элементы налога __

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс . Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить три крупных этапа.

На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

И, на­конец, третий, современный, этап - государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Целью данной работы является – раскрытие социально-экономической сущности налога. Для этого, по моему мнению, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов в формировании финансов государства, выделить элементы налога, выделить функции и классификацию налогов, а также привести основные принципы построения налогового механизма.

1. Понятие и основные элементы налога

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количе­ство различного рода определений налогов. При этом во всех опреде­лениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж обязатель­ный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются без­ возмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представите­лями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а так­же различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

В отдельных определениях налога указывается, что налоги - это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справед­ливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом по­рядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде совре­менных государств налоги могут вводиться постановлениями выс­шей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодатель­ной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно встретить указание на то, что нало­ги - это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «на­лог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством.

Налоги - один из основных способов формирования доходов бюд­жетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения плате­жеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государ­ственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты орга­нов местного самоуправления, они могут выступать средством образо­вания различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает необходи­мость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ пере­распределения новой стоимости - национального дохода, выс­тупают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении нацио­нального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, пере­распределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направ­ленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимо­сти, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природ­ными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денеж­ные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношени­ях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридиче­ских лиц) по поводу формирования государственных финансов. Нало­говые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Понятие налога следует рассмотреть с точки зрения совокуп­ности определенных взаимодействующих составляющих его эле­ментов.

Выделяют следующие десять основных элементов налога.

Налоговая норма - общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке компетентным го­сударственным органом. Зачастую налоговая норма представлена налоговым законом.

Субъекты налогообложения, к которым относятся налогопла­тельщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимают­ся организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в со­ответствии с законодательством возложены обязанности по ис­числению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в со­ответствующий бюджет налогов.

Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущест­ва. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложе­ния.

Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, фи­зическая или иная характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых на­числений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые став­ки могут быть твердыми и процентными. Твердые ставки пред­ставлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложе­ния. Процентные ставки налога означают взимание в форме нало­га определенной доли стоимости объекта обложения.

Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определенность существования налога. Налоговым пе­риодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения на­логовой нагрузки на налогоплательщиков. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строится с учетом приори­тетов национальной фискальной политики. В налоговых систе­мах различных стран предусмотрены следующие основные виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта, изъятие из об­ложения определенных объектов, освобождение от уплаты нало­гов определенных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада (налогового пла­тежа за расчетный период), налоговые кредиты (отсрочка взима­ния платежа).

Налоговый оклад - это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты на­лога. Срок уплаты налога - это срок, в течение которого налого­плательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Под источником налога подразумевается тот экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. К источ­никам налога относятся надбавка сверх цены продукции, себесто­имость продукции (работ, услуг), финансовый результат деятель­ности, чистая прибыль.

2. Функции налога

Сущность налогов проявляется через их функции. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким об­разом реализуется общественное назначение данной экономи­ческой категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов .

Выделяют три основные функции налогов:

1)Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фис­кальная функция заключается в том, что с помощью налогов фор­мируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства расширением его политической экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной эко­номикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

2)Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия го­сударства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных от­раслей и сфер экономики.

Распределительная функция налогов выступает в виде использо­вания налогов в качестве инструмента при распределении и пере­распределении валового внутреннего продукта. Этот процесс про­исходит путем введения новых и отмены старых действующих нало­гов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.

Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регу­лирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку ма­лого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а так­же инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные вне бюджетные фонды (с 1 января 2001 г. взимание единого социального налога) непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам обще­ства, нуждающимся в первоочередной поддержке.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и ис­пользование средств на мероприятия прежде всего природоохран­ного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам отно­сятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей природной среды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

3)Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ ди­намики налоговых поступлений позволяет составить картину о про­цессах, происходящих в экономике, об эффективности действую­щей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюд­жетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органа­ми, осуществляющими контроль за правильным исчислением, свое­временной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по нало­гам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ государственных внебюджетных фондов.

3. Классификации налогов

Бюджетная Многообразие существующих налогов вызывает необходи­мость их классификации (разделения на виды) на определён­ной основе. В теории налогообложения для клас­сификации налогов используются различные критерии.

Попытки классификации налогов известны с самого начала фор­мирования науки о налогообложении. Так, Н. И. Тургенев в 1818 году писал: «...налоги могут быть всего приличнее разделены следующим образом: 1) налоги с дохода от земли; 2) налоги с доходов от капитала... 3) налоги с самих капиталов... Некоторые разделяют налоги: 1. На обык­новенные и необыкновенные. 2. На общие и особенные, смотря по тому, платят ли их все или некоторые. 3. На главные и побочные, смотря по тому, более или менее они важны для государства. 4. На вещественные и личные, т. е. с вещей или лиц. 5. На налоги, платимые деньгами или натурою...» .

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания клас­сификации налогов:

1) по способу взимания налогов;

2) по субъекту-налогоплательщику;

3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4) по порядку введения налога;

5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

6) по целевой направленности введения налога.

1. По способу взимания налогов

Согласно данному основанию, различают прямые и кос­венные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления матери­альных благ непосредственно с доходов или имущества налого­плательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Т.е. «к прямым относят подоходно-поимущественные налоги те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, ис­ходя из знания величины объекта налогообложения, расчета нало­говой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налого­плательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщи­ком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога» .

Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иногда рассмат­ривалось как устаревшее . Тем не менее даже в современной эконо­мической литературе это деление еще встречается.

Реальные прямые налоги – налоги на имущество, т.е ими облагается предполага­емый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, на­лог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

Личные прямые налоги – подоходные налоги, т.е. уплачиваются с действительно получен­ного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные (иначе - адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государ­ством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). «Косвенные налоги фактически - налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по за­конодательству налогоплательщиком» .

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго оп­ределенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монопо­лии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.

Основное отличие между прямыми и косвенными налога­ми - по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непос­редственно у налогоплательщика, то при косвенном - источ­ник налога поступает налогоплательщику в составе иных пла­тежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончатель­ным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог пере­кладывается путем надбавки к цене. Тяжесть косвенных налогов целиком перекладывается на конечного потребителя продукции и особенно на наименее обеспеченные слои населения. В. И. Ле­нин даже называл такие налоги налогами на бедных . Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности рас­ширения внутреннего рынка и экспорта товаров.

2. По субъекту-налогоплательщику

В соответствии с данным основанием можно выделить сле­дующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользовате­лей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некото­рые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует

Действующие в Российской Федерации налоги можно раз­делить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федераль­ные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогооб­ложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (об­щегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федераль­ным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы фи­зических лиц (подоходный налог); единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на операции с ценными бумагами; государственная пошлина; таможенные пошлины; плата за недропользование; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей природной среды; плата за пользование объектами животного мира; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»; федеральные лицензионные сборы; платежи в дорожные фонды; налог с имуще­ства, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на игорный бизнес; иные федеральные налоги и сборы.

Региональные налоги (налоги республик в составе Россий­ской Федерации и налоги краев, областей, автономной облас­ти, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, опреде­ление объектов налогообложения, плательщиков и методов ис­числения налогов устанавливаются в соответствии с законода­тельством России законодательными органами субъектов фе­дерации: республик в составе Российской Федерации или ре­шениями органов государственной власти краев, областей, ав­тономной области, автономных округов. Региональными явля­ются следующие налоги: налог на имущество предприятий; плата за лесопользование; плата за пользование водными объектами; сбор на нужды обра­зовательных учреждений; налог с продаж; транспортный налог; плата за выбросы вредных веществ; лицензионные сборы; иные налоги и сборы субъектов Федерации.

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисле­ния и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в соста­ве Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц; курортный сбор; налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы; плата за землю; плата за выбросы вредных веществ; регис­трационный сбор за занятие предпри­нимательской деятельностью; налог на рекламу; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, благоус­тройство территорий, нужды образования; налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочны­ми изделиями; лицензионный сбор за право проведения мест­ных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на бирже; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; иные местные налоги и сборы.

4. По порядку введения налога

По порядку введения можно выделить налоги общеобяза­тельные и факультативные.

Общеобязательные налога устанавливаются законодатель­ными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государствен­ной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-террито­риальных образований. К общеобязательным относятся все фе­деральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имуще­ство физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской дея­тельностью (ст. 21 Закона).

Факультативные налоги предусмотрены основами налого­вой системы, однако непосредственно вводиться они могут за­конодательными актами республик в составе Российской Фе­дерации или решениями органов государственной власти кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, райо­нов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления. К факульта­тивным относятся сбор на нужды образовательных учрежде­ний, взимаемый с юридических лиц, а также все местные нало­ги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основа­нии чего налоговые платежи можно подразделить на закреп­ленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступа­ют в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди зак­репленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюд­жет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновре­менно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налого­вой системе России действуют два таких налога: налог на при­быль с предприятий и организаций и подоходный налог с фи­зических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляе­мые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюдже­ты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уров­ней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъек­тов федерации.

6. По целевой направленности введения налога

В соответствии с этим основанием можно выделить нало­ги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое ме­сто практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и спе­циальными .

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специаль­ные) налоги вводятся для финансирования конкретного направ­ления затрат государства, например сбор на нужды образова­тельных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство террито­рий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых плате­жей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

В специальной научной литературе можно встретить и иные осно­вания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладоч­ные (контингентированные, репартиционные) и количественные нало­ги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределя­ется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и периодические налоги. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строе­ний, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанав­ливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачива­емые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистра­цию автотранспортных средств.

Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время россий­ских налогов и сборов относятся к периодическим. К разовым отно­сятся следующие федеральные налоги и сборы: таможенная пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в поряд­ке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные сборы - курортный сбор; регистрационный сбор с физиче­ских лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью .

В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйству­ющего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные на­логи, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользова­ние природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные , которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных нало­гов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнива­ние результатов экономического соревнования, т. е. сдерживание яв­ных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источ­ником бюджетных поступлений .

Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд за­работной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота) .

Заканчивая данную курсовую работу, следует сказать, что взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговый механизм любого государства состоит из совокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначные толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Список литературы:

1. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.

2. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА – М, 2001.

3. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Перов А.В., Толкушин А.В. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

4. Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: «Аналитика – Пресс», 1997.

5. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28.

6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.

7. К.Г. Pay «Основные начала финансовой науки». Т. II. СПб., 1868. С. 312.

8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.

9. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.

10. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36-38.

11. Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.

12. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории го­сударственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.

13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2003. – 296 с.

14. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

15. «Налоговый кодекс РФ» - М.: Эксмо – 2009.


Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.

Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2003. – 296 с.

Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28.

Например, в 1868 г. в работе К.Г. Pay «Основные начала финансовой науки» отмечалось, что «деление податей на реальные и личные устарело. Первые сообра­жаются с имущественными, вторые с личными отношениями» (Т. II. СПб., 1868. С. 312).

Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.

Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.

«Налоговый кодекс РФ» - М.: Эксмо – 2009

Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.

Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36-38.

Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.

Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории го­сударственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.

Статья 57 Конституции РФ

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога - это плата за оказанные плательщику какие-либо слуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие плательщики питают бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходя а из того, что налого­вые поступления являются продуктом двух осн овных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального произв одства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приве­дет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие стра­ны мира, такие, как США, еликобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ст вка налога на прибыль корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34% в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% а в 1991 году -до 4 %; в Японии - в 1989 году с 42 до 40 , а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и фор­мирования налоговой системы Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отноше­ниями, складывающимися у государства с юридическими и физическими ли­цами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфи­ческое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распо­ряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Регулирующая функция.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая функция.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная функция.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательст­ва и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низ­кооплачиваемых слоев населения.

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).

Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке .

Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий

Согласно НК PФ: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Согласно ст. 8 НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Первый признак налога - императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции.

Второй признак - смена собственника . Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями; органами государственного арбитража; нотариальными органами; отделами виз и регистрации; органами загс и другими органами.

К важнейшим элементам налога относятся :

Субъект налога (налогоплательщик) - юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит его субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога - покупатель товара.

Объект налога - доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база - денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога - доход субъекта налога. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в РФ – это налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу - гектар, сотка.

Ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая льгота - снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов .

1. Кадастровый, т. е. на основе кадастра - реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.). Этот способ, основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие уисточника выплаты дохода. Пример - исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в РФ главный бухгалтер песет уголовную и административную ответственность за полноту своевременность удержания и уплаты налога).

3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления им декларации обо всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.

4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).

5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств (отменены) ).

6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, единый налог на вмененный доход предприятий).

Сущность и содержание налогов проявляется в их функциях. Выделяют следующие функции :

Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Контрольная функция - создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

1. Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот, цель которых - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия - налоговая льгота, направленная па выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а расходами налогоплательщика, т.е. плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты выступают в следующих формах:

Снижение налоговой ставки;

Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период – «налоговые каникулы»);

Возврат ранее уплаченного налога или его части;

Отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);

Зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

2. Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их во влечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог).

Социальная функция - о беспечивает защиту конституционных прав граждан. Справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги. Справедливость по вертикали - социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу конкрет­ных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты.

Классификация налогов

1. По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

2. В зависимости от механизма изъятия различают:

Прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.), которые взимаются непосредственно с налогоплательщика.

Косвенные (на обращение и потребление), которые в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

3. По объекту обложения выделяют налоги:

С дохода;

С имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);

За выполнение определенных действий (на сделки купли-продажи, займа и др.);

Рентные (ресурсные);

На потребление;

На ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

4. По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:

Относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги;

Относимые на себестоимость (издержки) продукции;

Относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц);

Уплачиваемые за счет чистой прибыли.

5. По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения:

Равное , когдадля каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положен налогоплательщика.

Пропорциональное - для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого (13% от доходов физических лиц).

Прогрессивное - налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

Простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется возрастающая сумма налога;

Простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные размеры, но для каждого разряда определяются различные ставки;

Сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение, которое в большей степени ущемляет малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

6. По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

7. По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

8. В зависимости от уровня органа государственной власти , который устанавливает налог и распоряжается им, выделяют следующие налоги и сборы:

1. Федеральные: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на воду, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина (всего девять).

2. Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

3. Местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Кроме указанной классификации, в налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (раздел VII НК РФ):

1) Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый с/х налог – ЕСХН);

2) Упрощенная система налогообложения (УСНО);

3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.


Похожая информация.


В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог -- платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

В отдельных определениях налога указывается, что налоги -- это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

Налоги -- один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости -- национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Понятие налога следует рассмотреть с точки зрения совокупности определенных взаимодействующих составляющих его элементов.

Выделяют следующие элементы налогообложения:

Субъекты налогообложения, к которым относятся налогоплательщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущества. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми и процентными. Твердые ставки представлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложения. Процентные ставки налога означают взимание в форме налога определенной доли стоимости объекта обложения.

Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определенность существования налога. Налоговым периодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога, т. е налогоплательщики рассчитывают сумму налога самостоятельно исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот за соответствующий налоговый период. В некоторых случаях налоговый орган сам рассчитывает сумму налога и не позднее, чем за 30 дней до наступления срока уплаты налога, отправляет налогоплательщику налоговое уведомление. Оно может быть вручено лично или отправлено по почте. По истечении 6 дней уведомление считается полученным.

Порядок и сроки уплаты налога: сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу. По федеральным налогам сроки устанавливаются в кодексе, а по региональным и местным устанавливает их законодательство. Если налог не уплачен в срок, то налогоплательщик уплачивает пени. Сроки уплаты могут определяться календарной датой, годами, кварталами, месяцами, днями, наступлением события, которые должно произойти. Налог может быть уплачен частями и сразу, налично и безналично.

Сущность налогов проявляется через их функции. Функция налога -- это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Выделяют три основные функции налогов:

1)Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства расширением его политической экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

2) Стимулирующая функция налога проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

3)Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ государственных внебюджетных фондов.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определённой основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1) по способу взимания налогов;

2) по субъекту-налогоплательщику;

3) по срокам уплаты налога;

4) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

5) по порядку введения налога;

6) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

7) по целевой направленности налога.

1. Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги. Они так названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). «Косвенные налоги фактически -- налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным последних размер налога точно известен. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком».

Основное отличие между прямыми и косвенными налогами -- по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном -- источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

2. В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов:

Налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц)

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и организаций).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (земельный налог, транспортный налог и др.).

3. По срокам уплаты налога налоги классифицируются на:

· Декадные (госпошлины)

· Ежемесячные (НДПИ, акцизы, налог на игорный бизнес)

· Ежеквартальные (НДС, водный налог, ЕНВД)

· Годовые (НДФЛ, налог на имущество организаций, транспортный налог ЕСН, налог на прибыль, земельный налог)

4. Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Их перечень закреплен 13 статьей НК РФ. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (ЕСН); налог на прибыль организаций; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) закреплены статьей 14 НК РФ. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес; отчисления от федеральных налогов по установленным нормативам.

Местные налоги. Закреплены статьей 15 НК РФ. К таковым, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; отчисления от федеральных и региональных налогов по установленным нормативам.

5. По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные налога устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество организаций, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории -- компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

6. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонды.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

7. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

Новое на сайте

>

Самое популярное