Домой Кредиты онлайн Виды социально-экономических процессов. Социально-экономические процессы в современной россии

Виды социально-экономических процессов. Социально-экономические процессы в современной россии

Содержится информация о миграциях населения?

1)В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.

2)В России наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и Чукотском автономном округе.

3)За 2010 г. отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, в том числе в государства – участники СНГ – на 0,9 тыс. человек.

4)В 2009 г. естественная убыль населения в России составила 249 тыс. человек; это наименьший показатель за последние 16 лет.

1)По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность населения в России в начале 2013 г. составляла 143 347,1 тыс. человек.

2)В 2013 г. правительство РФ установило квоту на работу в РФ для 1,745 млн иностранных граждан.

3) В начале 2010 г. доля городского населения в общей численности населения России составляла 73%, в начале 2013 г. – 74%.

4)За период с января по август 2013 г. естественная убыль населения составила около 6,6 тысяч человек.

3. В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения ?

1)Тайга в Западной Сибири слабо заселена, сёла в ней расположены преимущественно по долинам рек.

2)Наибольшая доля детей в возрастной структуре населения характерна для населения Дагестана и других республик Северного Кавказа.

3)В 2008 г. численность женщин в общей численности населения России превышала численность мужчин на 10,6 млн человек, т.е. на 16%.

4)В 2003 г. в России число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза, в 2008 г. - в 1,2 раза.

4. Как называется социально-экономический процесс, о котором идёт речь в приведённом ниже тексте?

На протяжении всего ХХ в. наблюдался быстрый рост численности городского населения. По уточненным оценкам экспертов ООН, в 2009 г. впервые численность городского населения мира сравнялась с численностью сельского населения, составив 3,4 миллиарда человек. В 2010 г. в городских поселениях уже проживало 3,5 миллиарда человек, а в сельских – 3,4. В предстоящие годы более быстрый рост городского населения по сравнению с сельским сохранится, и все бóльшая часть мирового населения будет представлена горожанами.

5. Как называется процесс смены людьми их постоянного места жительства, о котором идет речь в приведённом ниже тексте?

С начала ХХI века около миллиона семей уехали из России на постоянное место жительства в зарубежные страны. Большинство из них покинули Родину в поисках более высокооплачиваемой работы, но далеко не всем из них удалось найти её.

6. В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)В настоящее время в России лишь 26% населения страны проживает в сельской местности, а 74% – в городах.

2)В 2007 г. в России родилось 1610,1 тыс. человек, а умерло 2080,4 тыс. человек.

3)Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человека на 1 кв. км.

4)В природных зонах тундры и тайги сельские населённые пункты располагаются в долинах рек и по берегам озёр.

7 . Дайте определения:

1) депопуляция

2) титульный народ

3) эмиграция

4) иммиграция

5) реэмиграция

8. В каком из перечисленных высказываний содержится информация об урбанизации?

1)В настоящее время в общей численности населения России доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 13%.

2)Среди всех прибывших в Россию на постоянное место жительства, а также среди всех прибывших, получивших вид на жительство в 2009 г., около 93% (261,5 тыс. человек) составляли жители стран ближнего зарубежья.

3)В первой половине XX века доля городского населения в общей численности населения России неуклонно возрастала.

4)Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе , где средняя плотность населения составляет 57 человек на 1 км 2 .


2-3
4-Урбанизация

5-Эмиграция

7-Депопуляция – уменьшение численности населения

Титульный народ – народ в честь которого названа страна

Эмиграция – выезд из страны

Иммиграция – прибывает в страну

Реэмиграция –возращение людей которые эмигрировали на своё место жительство

Классификация социально-экономических процессов

Социально-экономические процессы многообразны. Они различаются по содержанию, по срокам и темпам протекания, по своим последствиям. При этом они взаимосвязаны, взаимозависимы, пронизывают друг друга. Поэтому их изучение предполагает определенного рода типологизацию.

Исходя из классификации социальных процессов П. Штомпки, можно классифицировать социально-экономические процессы по четырем основаниям: 1) форма или очертание, которые принимает процесс; 2) итог, результат процесса; 3) осведомленность населения о процессе; 4) движущие силы процесса. Кроме того, важно учитывать уровень социальной реальности, на котором действует процесс, а также его временной аспект.

С точки зрения формы социально-экономические процессы можно разделить на:

· направленные, необратимые (прогресс, регресс); при этом как прогрессивные, так и регрессивные изменения могут иметь однолинейный (стадиальное развитие), мультилинейный (наличие нескольких альтернативных траекторий прохождения одних и тех же стадий) и нелинейный характер (ступенчатое отражение восходящей и нисходящей линий);

· ненаправленные, застойные (стагнация); ненаправленные процессы могут быть случайными (мобилизация или демобилизация социальных сил) и циклическими, повторяющимися либо равномерно, либо с ускорением, либо с замедлением (общественное производство).

По характеру конечных результатов можно выделить такие процессы, как:

· морфогенезис, т.е. созидательные процессы, приводящие к возникновению совершенно новых социально-экономических условий, состояний общественного производства, например, образование виртуальных фирм, сетевых форм производства, маркетинга, реинжениринг бизнес-процесса и др.;

· трансмутации, т.е. процессы, которые влекут за собой лишь модификацию, реформацию существующих норм, правил, организаций; трансмутации бывают двух видов: репродуцирование (адаптивные, уравновешивающие или поддерживающие процессы, указывают на изменение внутри чего-то) и трансформация (изменение структуры или функций, указывают на изменение чего-то);

С позиции восприятия и отражения в сознании людей социально-экономические процессы можно подразделить на:

· явные, распознаваемые, предсказуемые, например, легализация валового обмена, цель которого - уничтожение черного рынка; либерализация цен – преодоление дефицита;

· латентные, нераспознаваемые, неоцениваемые как положительные или отрицательные, желательные или нет; например, воздействие индустриализации на окружающую природную среду;

· процессы-бумеранги, которые люди могут распознавать, воспринимать их течение и надеяться на их определенный эффект, но последствия таких процессов плохо предсказуемы; например, фискальные реформы (реформа налогообложения в России), реформы образования.



С точки зрения движущих сил процессы подразделяются на:

· эндогенные, с имманентной, внутренней причиной (раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри изменяющегося объекта), например, рост социальной солидарности в группе;

· экзогенные, с внешней причиной (являются ответом на вызов извне, на стимул, давление внешних факторов), например, изменение жизненных условий из-за климатических сдвигов.

Строго говоря, экзогенные и эндогенные процессы трудно разграничить, такое деление условно, акцент делается на доминирование внутренних или внешних причин изменений. И эндогенные, и экзогенные процессы могут быть как спонтанными, т.е. ненамеренными, выступающими как результат множества индивидуальных действий, предпринимаемых по различным частным причинам (изменение политической ситуации в силу стихийных забастовочных движений), так и спланированными, т.е. инициированными и управляемыми сверху (рост рождаемости вследствие проведения государственной семейной политики).

Все названные выше социально-экономические процессы действуют на макро-, мезо-, и микроуровне. Поэтому выделяют макро-, мезо- и микропроцессы. Макроуровень охватывает мировое сообщество, национальные государства. Мезоуровень – регионы в рамках государства; сообщества, ассоциации. Микроуровень - это процессы, протекающие в повседневной жизни организаций, групп, индивидов.

Социально-экономические процессы имеют также разную временную продолжительность: бывают долговременные, среднесрочные и кратковременные процессы.

Приведенная классификация имеет важное значение для управления социально-экономическими процессами, особенности каждого вида находят отражение в организации управленческой деятельности. Например, спонтанно протекающие процессы вызывают необходимость реактивных управленческих воздействий в виде регулирования социальных последствий данного процесса.

По содержанию мы различаем процессы социального функционирования и развития. Процессы социального функционирования означают воспроизводство социальных отношений в рамках данного качества. Социальное функционирование – это жизнедеятельность социума, обеспечивающая воспроизводство материальных, духовных, социальных благ в рамках определенного качества. Оно описывается параметрами благосостояния. Важнейшие из них: доступность труда, получение определенного уровня образования, квалификации, здоровье, реальные доходы, потребление материальных и духовных благ.

Социально-экономические процессы не функционируют изолированно, в своей совокупности они характеризуют направленное изменение, т.е. развитие. Поэтому важно разобраться, что представляет собой социально-экономическое развитие.

Социально-экономическое развитие представляет собой движение, направленное изменение, управляемое, т.е. целе- и ценностноориентированное преобразование, причем в условиях нарушения равновесия управляемость определяется как детерминированное свойство развития. Социально-экономическое развитие - сложный, поступательный переход или преобразование общественного производства посредством определенных механизмов в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов, обусловливающих данный процесс. Социально-экономическое развитие есть единство и борьба противоположных тенденций, противоречивых социальных практик2, оно не линейный процесс, осуществляется по спирали, включая нисходящий цикл. Социально-экономическое развитие - это процесс, осуществляемый в результате качественных изменений, преобразований, это переход одного состояния, структуры в качественно другое. Социально-экономическое развитие есть отрицание отрицания, что, по Гегелю, означает: начало есть неразвитый результат, а результат есть развитое начало. Оно есть развертывание внутренних свойств и отношений общественного производства, упрочение социально-экономических связей, преодоление отчуждения человека и общества от природы, от предметного мира, человека от человека, человека от общества, развитие подлинной свободы, признание "я" в другом. Социально-экономическое развитие осуществляется в процессе преодоления отчуждения труда, развития, преобразования отношений собственности, управления и власти. Таким образом мы выходим на постановку вопроса о том, что управление есть свойство и фактор социально-экономического развития.

Однако подлинное развитие, понимаемое нами как прогрессивное поступательное изменение, включающее в себя и момент отрицания, невозможно без эффективного управления. Эффективное управление социально-экономическим развитием общественного производства есть целерациональный процесс согласования противоречивых интересов социальных субъектов, обеспечивающий реализацию общественных потребностей и интересов. Эффективное управление является предпосылкой, неотъемлемым свойством и результатом социально-экономического развития общества.

Для подтверждения данной гипотезы воспользуемся воспроизводственным подходом к анализу социально-экономического развития. Он основывается на исследовании диалектики предпосылок и результатов общественного производства. Предпосылками общественного производства выступают вещные его факторы (орудия и предметы труда), человек как носитель рабочей силы и субъект общественных отношений, формы их организации: технико-технологические и социально-экономические и способы их соединения на основе принимаемых управленческих решений. От формы организации и характера разрабатываемых и принимаемых управленческих решений зависят уровень дифференциации и степень взаимозависимости факторов общественного производства.

Вступая в непосредственный процесс производства, человек преобразует вещные его предпосылки, осуществляя самопреобразование посредством опредмечивания своих свойств в новом продукте (материальных и духовных благах), используя свой профессиональный, квалификационный и социальный потенциал в рамках организационно-управленческих отношений, т.е. взаимодействуя упорядоченным образом с другими субъектами труда.

Непосредственное производство как момент воспроизводственного цикла есть соединение факторов, их интегрирование в самом процессе, который принимает определенные формы: индивидуальное, семейное, коллективное производство. Первичной производственной ячейкой является трудовая организация, в которой создаются условия для развертывания внутренних сил человека, реализации и повышения его потенциала. Вновь произведенный продукт включает в себя средства производства и жизненные средства. Последние из фазы собственно производства переходят в фазу потребительного производства, в процессе которого человек, используя (потребляя) предметы потребления, извлекая из них полезные свойства, развивает себя, образно говоря, общаясь с вещью. И это общение есть не только предметная, но и социальная связь, поскольку за потребляемой вещью стоит человек, который ее произвел. Первичной потребительской ячейкой является семья как малая социальная группа и социальный институт. Поэтому семья, как и трудовая организация создает условия для развития человека и общества.

Таким образом, воспроизводство человека осуществляется не за пределами общественного производства, а в процессе его. При этом он воспроизводит себя и как производителя, и как потребителя, и как носителя рабочей силы и как субъекта определенных производственных отношений. И в этом социальная сущность общественного производства. Воспроизводство человека и общества во взаимосвязи с условиями их существования представляет собой движущую силу общественного развития. Продукт и человек как результаты общественного производства, выходящие из него, отрицают себя, поскольку они уже не тождественны в своем качестве как его предпосылок. Результаты всегда богаче по своему содержанию предпосылок. И это первое отрицание - сущность социально-экономического функционирования и момент общественного развития. Социально-экономическое функционирование осуществляется в рамках данной структуры объекта и обеспечивается прежде всего в процессе простого воспроизводства. Социально-экономическое развитие осуществляется в процессе расширенного воспроизводства. Одним из основных механизмов развития общества мы считаем расширенное социальное воспроизводство, обеспечивающее его жизнедеятельность, т.е. функционирование, и динамичное качественное изменение его пропорций, что и означает развитие.

Расширенное воспроизводство - это возобновляемый процесс производства на расширенной основе. Расширение общественного производства осуществляется за счет увеличения количества производственных единиц и экстенсивного наращивания объемов, за счет диверсификации, т.е. проникновения в сферы, ранее не охватываемые общественным производством (индустриализация науки, отдыха), и также за счет его качественного преобразования на основе дифференциации видов человеческой деятельности, усиления процессов кооперации, комбинирования. Расширение общественного производства, т.е. его рост сопровождается усложнением его строения, структуры, подвижностью его пропорций.

Постоянное возобновление процесса производства на расширенной основе и переход предпосылок в результат, а результатов в предпосылки через их обогащение ведет к такому их качественному преобразованию, которое имеет следствием второе отрицание. Отрицание отрицания и есть процесс развития. Таким образом расширенное воспроизводство обеспечивает переход от социально-экономического функционирования к социально-экономическому развитию.

1. Тема 3. Классики социологии о социальном управлении обществом.

2. Позитивизм в социальном управлении.

3. Теория социального факта об управлении социальными процессами.

4. Теория К.Маркса об управлении капиталистическим производством.

5. Теория бюрократии, администрирования М. Вебера

Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют об интенсивном росте значимости социальных преобразований. Становится очевидным, что дальнейшее продвижение по пути становления цивилизованного рынка невозможно без решения накопившихся социальных проблем и противоречий, без функционирования отраслей социальной сферы. Большинство населения не готово эффективно действовать по новым правилам, нарастает его пассивность от реформаторских устремлений. Считалось, что вначале должны быть осуществлены экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги, очередь дойдет до человека. Однако вместо мобилизации, социальной энергии народа в огромных масштабах растрачивается его накопленный ранее интеллектуальный, духовный и физический потенциал.
Невозможно изменить социальную ситуацию, создать прочную базу динамичного социально-политического и экономического развития без глубокого проникновения в существо, в подлинное содержание происходящих социальных процессов. Необходимо отказаться от стереотипов ведомственного «раскраивания» проблем, увидеть объемную картину макросоциального развития и те глубинные течения, которые вызывают к жизни опасные социальные бури.
Сегодня жизненно необходима социальная доктрина развития и формирования российского общества с достойным образом жизни.
Под социальной доктриной понимаются наиболее общие теоретик методологические представления об основах социальной политики в переходный период. Исходные положения социальной доктрины носят в значительной мере аксиоматический характер и служат, с одной стороны, созданию внутренне непротиворечивой конструкции, с другой - ее всесторонней органической согласованности с социальной реальностью.
Оценивая складывающуюся в России ситуацию, следует подчеркнуть, что происходящие трансформации затрагивают самые глубинные основы общества в смысле смены моделей и регуляторов социальной деятельности. Функционирование хозяйственных субъектов переходит на рыночные рельсы, главная черта которых - частное предпринимательство и приватная собственность на средства производства. Разрушаются привычные нормы социальных отношений, происходит смена системы ценностей, отбрасываются прежние стереотипы, а новые еще только формируются. Так, эгалитарный принцип «равенства в нищете» большинство населения уже не принимает, но и складывающаяся поляризация доходов, вызывающая дезинтеграцию общества, в силу своих нерациональных масштабов не может восприниматься как социальная норма. Богатые и очень богатые («новые русские») оцениваются основной частью граждан преимущественно негативным образом.
Существенные перемены касаются и официальной установки на ценность труда. Если в советском обществе труд рассматривался как первейшая ценность («дело доблести и геройства»), то сегодня позитивные начала труда - качество, квалификация, профессионализм - в значительной мере потеряли общественное признание. Стимулы к труду ослабли, в чем не последнюю роль в этом сыграли падение уровня заработной платы, ее неплатежи и неоправданная дифференциация. Одни группы населения довольно легко восприняли либерально демократическую систему ценностей, другие оказались не способными усвоить новое, утратив, таким образом, целостность ориентации, а третьи - в условиях возникшего идеологического противостояния - закрепили прежние ценности. В результате общество резко разделилось на три социальных слоя: один из них составляют адаптировавшиеся к переменам (примерно 15-20 % населения), другой - не только не адаптировавшиеся, но и не видящие своего места в них (так называемые аутсайдеры - около 25 %), а третий -промежуточный - пребывающие в состоянии неопределенности. Составляющие этот социальный пласт - явное большинство населения - стремятся приспособиться к рыночным условиям, но не могут пока выработать сколько-нибудь устойчивые модели своего социально экономического поведения. Между тем от того, в какой степени этот слой пополнит «адаптированных» либо «аутсайдеров», будет зависеть не только результат экономических преобразований, но и судьба общества в целом. Можно констатировать, что население страны вынужденно, зачастую не вполне осознавая этого (и испытывая острую ностальгию по утраченной стабильности), уже втягивается в процесс социальной трансформации.
Очевидно, что социальная сфера должна быть адаптирована к рыночным условиям. Пока же она в значительной степени катится по рельсам командно-административной системы, включая все особенности ее распределительных отношений, а нарушения приобретают криминально-карикатурный характер.
Рыночные отношения и инновационная специфика экономического роста в России требуют качественно новой рабочей силы, имеющей иные параметры физического, психического и социального здоровья, высокий интеллектуальный и образовательно-профессиональный потенциал, характеризующийся особыми нравственными принципами и ориентациями.
Социальная парадигма исходит из того, что локомотивом экономического развития являются социальные группы, обладающие квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективные модели своей деятельности.
Необходим крутой социальный маневр - радикальные социальные реформы, в результате которых социальная сфера в целом должна трансформироваться, перейдя последовательно на рыночные основы. Только в этом случае появится возможность разорвать «замкнутый круг», определяющий спираль «понижения» жизненного уровня. Социальное государство предполагает реализацию социальной справедливости и социальной солидарности, предусматривая солидарную ответственность поколений и сословий, когда богатые платят за бедных, здоровые - за больных, трудоспособные - за еще или уже нетрудоспособных.
Оценивая результаты проведенных преобразований в социальном контексте, следует отметить, что от уже осуществленных реформ «выиграла» примерно лишь пятая часть населения, а остальные находятся по другую сторону «игры».
Обострились и завязались в тугой узел острые социальные проблемы:
бедность, нищета, эксклюзив отдельных групп, затронувшие не менее трети населения и получившие самые разные формы, включая «новых бедных», «феминизацию» бедности, «застойную» бедность, целые зоны бедности;
социальное неравенство и несправедливость не только в части текущих доходов, но и применительно к накоплениям, жилищной обеспеченности, потреблению социально значимых благ и услуг, состоянию здоровья и уровню образования;
сверхнизкая оплата и неплатежи уже заработанного препятствуют важнейшей экономической категории выполнять свои функции как главного элемента экономического механизма: экономическую, воспроизводственную, социальную и реформаторскую; замораживая минимальную заработную плату, власти не только воспроизводят несправедливость социальных отношений, но всеми возможными способами выражают пренебрежение к труду и его носителю, тормозя развитие физического и социального капитала, одновременно делая невыносимыми условия жизни людей; это постоянный источник стресса и депрессий, в котором находится 70 % населения; сдерживая динамику заработной платы, правительство препятствует развитию потребительского рынка, а следовательно - и экономики в целом;
безработица дестабилизирует трудовой потенциал, разрушая его качество и возможности развития;
обездоленность престарелого населения;
кризис в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное и социальное обслуживание), которая активно направляется в сторону маргинализации. Указанные проблемы не могли не отразиться на динамике населения: за 15 лет в результате естественной убыли Россия потеряла 11 млн человек, к сожалению, этот процесс продолжается.
Состояние «износа» и «усталости» народа приводит к деформации генофонда страны, проходя опасные точки «невозврата». Что касается численности (количества) населения, то эту точку Россия уже пересекла в 1992 г., а в отношении качества постепенно приближается к опасной черте. Между тем конкуренция и инновационный характер экономического роста требуют качественно новой рабочей силы, чтобы соответствовать современным особенностям технологического развития.



Различия процессов

Положенный в основу классификации функциональный признак позволяет выделить социально-экономические и политические процес­сы. Особенностью этой классификации является то, что выделенные разновидности получают свою идентичность, благодаря сформирован­ному к ним интересу, отношению субъекта - наблюдателя процесса. Рассматривая процесс социальных изменений с различных сторон, наблюдатель наделает его особыми, не связанными друг с другом свой­ствами, признаками, обусловливающими необходимость рассмотре­ния с целью уяснения и прогноза некоторых тенденций, которые про­воцирует этот процесс.

Социально-экономические и политические процессы - это изме­нения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, полити­ческой и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловленное комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них - труд, второе - грабеж или эксплуатация труда других. Первое - эко­номическое средство, второе - политическое. Несмотря на то, что в ис­тории человечества наличие социальной структуры не всегда предпо­лагало существования структуры политической, а именно - государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих струк­тур процессами не вызывает сомнений.

Особенностью социально-экономических процессов является их те­сная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъек­тов), крупных национально-государственных систем, регионов, кото­рая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процес­сов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логи­ку развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кон­дратьева предусматривает координацию двух глобальных экономиче­ских процессов - роста и упадка. Достигая максимума, тенденция ро­ста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдер­живанию инновационных процессов. Снижение инновационной ак­тивности, вызывая сокращение эффективности производства, спо­собствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимо­сти рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

Непременным атрибутом политических процессов является изме­нение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключа­ющееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или-общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на от­дельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумули­рующих колебания общественного мнения, его моральные и поведен­ческие стереотипы.

Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», а в политических - оппозиция «вызов-ре­акция».

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

Оппозиция «вызов-реакция» содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения её параметров на том или ином уровне хозяйствования.

Социально-экономические процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации:

По степени управляемости – стихийные и управляемые ;

По направленности распространения – внешне- и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т.д.;

По масштабу влияния на жизнедеятельность социума - макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономические ;

По структуре функционального проявления – производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Первый характеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Второй обычно возникает в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации .

1.2. Особенности управляемых социально-экономических процессов

Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реального содержания. Оно, скорее, отражает привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли российского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования , т.е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя не отрицается роль политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией.

В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов:

Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом, а также об имеющихся и возможных механизмах управленческих воздействий, недопустимых состояниях системы и наиболее важных её элементов;

Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также на определенный момент (моменты) в будущем как при сохранении существующих механизмов её функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование).

Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу

(проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.

Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений.

Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этапы практически совпадают. Благодаря этому управление приобретает циклический характер.

Достаточно очевидно, что в рамках общей универсальной схемы в зависимости от конкретной ситуации механизмы управленческой деятельности могут радикально отличаться друг от друга. При этом основным критерием оптимальности является соответствие принятого механизма управления реальным условиям.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы её обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тен-

денций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управлением социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований с учетом социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного регулирования – предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и т.п. Второе – на управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье – носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономические процессы формирования и складывающихся спроса и предложения на рынке товаров и услуг регулируются со стороны государства на основе некоторой идеологической доктрины. В соответствии с ней проводится та или иная экономическая политика, предопределяющая стратегию решения этой задачи. Ясно, например, что в странах с автократическими или демократическими режимами степень, формы, механизмы и другие характеристики использования рыночных механизмов осуществляются совершенно по-разному. В странах с развитой рыночной экономикой различают два принципиально разных подхода. Первый основан на теории неоконсерватизма, развившейся на базе классической школы, которая ориентирует на регулирование со-

вокупного предложения на микроуровне, отдавая предпочтение мерам кредитно-денежной политики. Второй подход следует неокейсианской теории приоритетной роли совокупного спроса на макроуровне с преимущественным использованием поощрительных мер государства в налогово-бюджетной политике.

В отличие от классической концепции, отражающей точку зрения сторонников приоритета предложений, где естественным образом реализуемая производственная функция, качественно-колличественные показатели продукции и национальный доход зависят от факторов труда, модель Дж. Кейнса исходит из того, что объем продукции или национальный доход определяются совокупным спросом на товары и частными инвестициями, т.е. формально экономика находится в состоянии равновесия, если совокупное предложение исчерпывается совокупным спросом.

Имеющийся опыт показал, что и тот и другой подходы в практических формах своей реализации имеют существенные ограничения, определяющиеся альтернативным выбором между двумя стратегиями: «предложение рождает спрос» и «спрос рождает предложение». Эти ограничения определяются характером товара, его принадлежностью к тому или иному сегменту рынка, динамикой соотношения спроса и предложения, а также уровнем обеспечения и качеством производственной базы. Этот же опыт дает основания считать, что при создании новых предприятий (или производства) необходима приоритетная поддержка спроса, а при наличии свободных производственных мощностей – поддержка предложения. Это значит, что обращение к той или иной стратегии определяется конкретной ситуацией и может быть ограничено временем её применения. Во всех случаях необходима оценка социально-экономических последствий, обусловленных выбором стратегии регулирующих воздействий по критериям роста прибыли и улучшения занятости. Следовательно, в одной и той же экономической системе могут одновременно применяться различные подходы в рамках общей концепции регулирования спроса и предложения.

Было бы большой ошибкой впадать в одностороннюю крайность и оцени-

вать экономический рост в условиях рынка исключительно в показателях увеличения объема предложения, т.е. количества и ассортимента производимых товаров и услуг (хотя именно такая односторонняя оценка нередко встречается на практике). На самом деле между совокупным предложением и совокупным спросом существует амбивалентная зависимость. Это и обуславливает необходимость институциональной поддержки роста и предложения и спроса в их системной взаимосвязи. Основные меры управления на практике заключаются в создании политических и экономических условий, обеспечивающих:

Рост платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них;

Рост платежеспособного спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффектных форм субконтрактных отношений;

Оптимальное использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при их приватизации, конверсии, банкротстве и других формах реорганизации для сохранения и роста предложения товаров и услуг и связанных с этим изменением числа рабочих мест;

Сбалансированность спроса и предложения на муниципальном и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и потребления путем соответствующей оптимизации.

Реализация указанных мер требует законодательного обеспечения экономических процессов в сочетании с политическими решениями на основе учета диалектического характера взаимообусловленности изменений спроса и предложения. Эти изменения, естественно, отражают интересы производителей и

потребителей, что необходимо учитывать при определении приоритетных направлений политического курса в государственном регулировании экономической сферы общественной жизни.

Весьма важен также вопрос о правоотношении государства с владельцами и руководителями предприятий (фирм). Такое положение, когда директор, работающий по найму, злоупотребляет своим служебным статусом и действует в своих личных интересах, т.е. отождествляет себя с предприятием, отражает отсутствие четкости в законодательном определении статуса собственников предприятий. Наиболее предпочтительным представляется такое государственное регулирование экономики, при котором государство, не вмешиваясь в оперативную деятельность предприятия, тем более в сферу внутрикорпоративных отношений, устанавливает необходимые правовые, экономические и социальные нормативы и вводит их в практику законодательным путем.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации.

Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), её перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец.

Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице .

В экономической литературе экономика страны определена как многокомплектная и многообразная система. Она подразделяется на множество составных частей: десятки отраслей и территориальных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, объединений, организаций и т.п.). Перспективы преодоления кризиса и дальнейшего социально-экономического развития России прямо связаны с сочетанием и учетом интересов, и, прежде всего экономических образований, территорий и государства "в целом", т.е. устойчивое развитие общества в целом определяется степенью развития регионов.

На уровне региона происходит сочетание вертикального и горизонтального направлений социальных и эколого-экономических интересов. Оптимальность сочетания горизонтальных и вертикальных интересов регионов, их паритетность означает относительную сбалансированность дезинтеграционных и интеграционных процессов, что обеспечивает целостность и устойчивость государства.

В современной рыночной экономике оценка социально-экономического развития должна происходить на основе выделения целей и критериев развития.

Заключение

В условиях транзитивной экономике основной, интегральной целью социально-экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения.

Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • · Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • · Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;
  • · Увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Последние две составляющие качества жизни не всегда учитывались при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им уделяется большое внимание.

В качестве целей социально-экономического развития региона также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому такой конфликт между целями не имеет абсолютно неразрешимого характера. Однако в ряде других случаев конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Новое на сайте

>

Самое популярное