Домой Связной Мобильность иностранных работников на российском рынке труда. Есть чему поучиться! Практика деятельности служб занятости разных стран мира

Мобильность иностранных работников на российском рынке труда. Есть чему поучиться! Практика деятельности служб занятости разных стран мира

УДК 331.526

Н. Ю. Цапова

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

Статья посвящена изучению зарубежного опыта регулирования занятости населения. Многие страны в своем развитии прошли этапы подъема и спада экономики, на каждом уровне развития, в зависимости от ситуации, проводилась та или иная политика занятости, строились определенные модели решения проблемы безработицы. Казахстан на основе подобного опыта должен построить свои концепцию борьбы с безработицей, социально-экономическую модель занятости в условиях мирового экономического кризиса, в зависимости от ситуации на рынке труда и от традиций страны, менталитета.

Ключевые слова: опыт регулирования занятости населения, политика занятости, безработица.

Наибольший интерес для Казахстана представляет анализ решения проблем, связанных с социальной защитой населения, в Швеции, Канаде, Франции. Это вызвано тем, что, например, в шведской модели развития общества важнейшее место отводится социальной политике, направленной, прежде всего, на решение трех основных проблем:

Во-первых, осуществление принципа равенства (точнее, равных возможностей в благосостоянии членов общества);

Во-вторых, обеспечение социальных гарантий людям, находящимся в разных социально-экономических ситуациях;

В-третьих, создание условий для реализации принципа полной занятости трудоспособного населения.

Для шведской модели характерна активная политика занятости, проводимая государством, в которой уделяется большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего через профподготовку работников, созданию рабочих мест, как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещению ищущих работу и вакантных мест, в том числе через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство (примерно 70%), хотя в бюджете доля, идущая на занятость, не больше, чем в других развитых странах.

Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги, в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная, комплексная политика государства позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране, хотя и не обеспечивая работой всех, но ограничивая безработицу. Эта политика иногда дает сбои и от нее отказываются, но, тем не менее, снова к ней возвращаются .

В США сложилась децентрализованная экономика и традиционно проводится политика поддержания ее конкурентного состояния, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работника на индивидуальный успех. Роль федеральных органов на рынке ограничена. В каждом штате имеется свое законодательство о занятости и помощи безработным. Предприятия и работники осуществляют выплаты в фонд страхования по безработице штата и в федеральный фонд.

Для политики занятости на предприятиях характерна ориентация на высокую мобильность работников, на профессиональную подготовку (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятия.

Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов, которые, как правило, строятся по профессиональному признаку.

По мнению зарубежных специалистов, знаний, получаемых в вузе, достаточно на первые 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка. Квалификация рабочих морально устаревает в среднем через каждые 10 лет (причем система образования, как показывают оценки, отстает от уровня развития техники и технологии производства на 5-10 лет).

Модель занятости в Канаде в основном ориентирована на создание системы профессиональной ориентации и занятости населения.

В последнее время здесь внедрены новые формы профессиональной ориентации (рассчитанные не только на учащуюся молодежь, но и на взрослых работников), налаживается тесная взаимосвязь с другими направлениями государственного регулирования подготовки и использования рабочей силы. Важнейшей для молодежи формой познаний «мира профессий» становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации («центр выбора»). Это новый, особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами .

Модель Франции основана на деятельности консультационных кабинетов. Во Франции помогающие в трудоустройстве консультационные кабинеты осуществляют свою деятельность по следующим основным направлениям:

Анализ и подведение итогов предыдущей работы увольняемых и разработка одного или нескольких проектов дальнейшей карьеры;

Разработка стратегии и методов изучения положения на рынке труда, установление деловых связей;

Установление контактов с кабинетом по выбору кадров предприятиями, отдельными службами, профессиональными объединениями;

Изучение предложений о найме.

Результативность мероприятий по трудоустройству зависит от того, насколько эффективно организовано взаимодействие между партнерами - предприятиями, работниками и кабинетом.

Так, в Германии люди старше 45 лет составляют 30,4% всех безработных, в Японии -37,8%. Причем безработица в этих группах носит наиболее застойный и затяжной характер.

Внедрение микроэлектроники в промышленности Японии, вызвав безработицу, самый серьезный удар нанесло по работникам старшего возраста. Среди 20-летних сохранили занятость 80%, причем 60% остались на том же предприятии, среди 50-летних лишь 16-17% удалось остаться на работе, причем только 2% - в прежней фирме.

Для собственно японской модели характерна «система пожизненного найма», которая предусматривает гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Причем эти гарантии законодательно не оформлены, не фиксируются в коллективных договорах, а являются результатом сложившейся практики отношений между наемными работниками и предпринимателями, собственниками капитала. Но профсоюзы охраняют принципы пожизненного найма, обеспечивают лояльность членов профсоюзов по отношению к фирме. Это закрытая модель рынка труда, внутренний рынок. Но, наряду с ним, в Японии в последние годы развивается и внешний рынок, похожий больше на классический, обслуживающий мелкие

предприятия. И для внутреннего рынка, и для внешнего рынка характерна стабильная занятость.

Рассмотрим теперь зарубежный опыт деятельности центров занятости за рубежом, а именно в Великобритании.

Основными задачами службы занятости Великобритании являются: обеспечение помощи в поиске работы; предоставление особой помощи инвалидам (программы и поощрение работодателей); контроль за получающими пособие (обращаются 1 раз в 2 недели); выявление обмана при получении пособия (инспекционная группа).

В Великобритании человек, обратившийся в поисках работы в службы занятости, признается безработным с первого дня обращения. Работа служб занятости Великобритании вписывается в рамки законодательства о труде Казахстана Данный опыт может быть использован для совершенствования деятельности.

На основании исследования можно сделать вывод о том, что любое современное цивилизованное общество стремится не допустить ни безработицы среди населения, ни безработицы рабочих мест. Как первая, так и вторая оборачивается ощутимыми социальными, экономическими, а нередко и политическими издержками.

Поддерживать занятость населения на уровне, близком к полной, в обществе в целом и, тем более, в каждом административно-территориальном образовании крайне сложно. Для этого необходим комплекс условий: стабильность экономики, национальных и других отношений, равновесие политических сил, мощная система социально-правовой поддержки населения и активная политика государства в сфере занятости, мобильная рабочая сила, достаточно быстро адаптирующаяся к переменам в структуре рабочих мест и т. д.

Анализ моделей занятости в развивающихся странах показывает: цены факторов производства оказывают влияние на распределение ресурсов и состояние занятости; государственная политика индустриализации, проводимая часто в ущерб росту сельского хозяйства, обычно осложняет проблему использования рабочей силы как в городах, так и в сельских местностях; применение эффективных трудоемких технологий отнюдь не означает снижения темпов экономического роста. Все это является причиной всплеска миграционных потоков из деревень в города и городской безработицы .

Зарубежный опыт говорит о том, что нет общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьируется в зависимости от особенностей социальноэкономического и политического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда.

В борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры активного характера. Под пассивным регулированием понимаются усилия, направленные главным образом на поддержание системы содействования безработным, ограничение предложения рабочей силы. При этом сложившийся уровень занятости рассматривается как данный. Под активным регулированием понимаются попытки государства позитивно воздействовать на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе за счет повышения уровня квалификации рабочей силы. Служба занятости в этом случае призвана содействовать сокращению армии нетрудоустроенных. Законодательство Республики Казахстан о занятости основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона о занятости и иных нормативных правовых актов. Оно распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства .

Государственная политика в сфере занятости направлена:

1) на обеспечение равных возможностей граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, в свободном выборе рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;

2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих

3) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики;

4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;

6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости;

7) лицензирование деятельности, связанной с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан;

8) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;

9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;

10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;

11) формирование единой информационной базы рынка труда;

12) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;

13) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;

14) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;

15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.

Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.

В целевые группы входят:

малообеспеченные;

молодежь в возрасте до двадцати одного года;

воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет;

одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;

лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту); инвалиды;

лица, уволенные из рядов Вооруженных сил Республики Казахстан;

лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;

оралманы.

Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите.

Направления политики государства на рынке труда представлены на рисунке.

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения.

Государственная политика занятости включает в себя политику формирования спроса на рабочую силу, политику сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы, а также политику формирования предложения рабочей силы .

Политика формирования спроса на рабочую силу включает:

1) сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях;

2) создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательсва;

3) организацию общественных работ;

4) создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала.

Политика формирования предложения рабочей силы включает:

1) обучение, переобучение и повышение квалификации работников;

2) развитие самозанятости;

3) регулирование продолжительности рабочего времени;

4) регулирование миграционных процессов.

Государственные гарантии социальной поддержки безработных:

1) бесплатная профориентация, профподготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

2) бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование;

3) возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

4) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

5) обеспечение социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий (при направлении на обучение), единовременных выплат и других видов материальной помощи (дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг, транспорта, детских дошкольных учреждений и т. д.).

Система страхования от безработицы в Казахстане выглядит следующим образом: человек, потерявший работу, в течение четырех месяцев (планируется - до 6 месяцев) может рассчитывать на ежемесячное пособие в размере среднемесячной зарплаты (СМЗ), помноженной на коэффициент 0,3 и еще один коэффициент, зависящий от срока участия в системе страхования.

Направления государственной политики занятости

Максимальная СМЗ не может превышать 10 минимальных зарплат (сейчас МРП в Казахстане - 13,5 тыс. тенге). Казахстанский фонд страхует пять случаев: утрату трудоспособности, потерю кормильца, потерю работы, беременность, роды и усыновление новорожденного ребенка и содержание ребенка до года (в российской системе девять страховых случаев, но потеря работы в их число не входит). При этом фонд социального страхования в Казахстане бездефицитный.

Отчислений, которые делают работодатели, хватает на все необходимые выплаты. Казахстанские работодатели обязаны отчислять в Госфонд соцстраха 3% только с суммы, не превышающей 10 СМЗ (с 2009 года - 4%, с 2010 года -5%).

Госфонд соцстраха останется бездефицитным, несмотря на финансовый кризис. Причина в том, что право на выплаты имеют только те, кто присоединен к системе, то есть работающие граждане. Если человек теряет работу и за него перестают платить взносы, то через четыре месяца он может рассчитывать только на минимальную сумму компенсации от государства. То же самое происходит и с остальными выплатами.

Из вышесказанного следует, что многие страны в своем развитии прошли этапы подъема и спада экономики, и на каждом уровне развития, в зависимости от ситуации, проводили ту или иную политику занятости, строили определенные модели по решению проблемы безработицы. Казахстан на основе подобного опыта также должен построить свои концепцию борьбы с безработицей, социально-экономическую модель занятости в условиях мирового экономического кризиса, в зависимости от ситуации на рынке труда и от традиций страны, менталитета. Только в этом случае можно улучшить ситуацию в сфере занятости.

Библиографический список

1. Никифорова, А. А. Рынок труда: занятость и безработица / А. А. Никифорова. - М. : Междунар. отношения, 1991. - 180 с.

2. Шайкин, Д. Н. Социально-экономические аспекты использования труда молодежи в Республике Казахстан (на примере Северо-Казахстанской области) : дис. ... канд. экон. наук / Д. Н. Шайкин. - Омск, 2005. - 179 с.

3. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н. А. Волгина,

Ю. Г. Одегова. - М. : ЭКЗАМЕН, 2003 - 736 с.

4. Экономика и социология труда / под ред. д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. - М. : ИН-

ФРА-М, 2003. - 584 с.

Рецензент - О. А. Цапова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» СКГУ им. М. Козыбаева.

Забытая HB
соискатель отдела экономической безопасности Национального института пробпем международной безопасности

В статье рассматриваются аспекты зарубежного опыта государственного регулирования занятости населения. Акцентированное внимание на проблемах в сфере занятости, возникающих в экономически развитых странах, пути решения этих проблем.

Ключевые слова: занятость, государственное регулирование занятости; зарубежный опыт; модель регулирования.

Повышение уровня занятости населения, улучшения ее качественных характеристик является важной предпосылкой экономического развития страны, катализатором хода экономических процессов. В течение последних лет в сфере занятости наблюдались положительные тенденции, отмечалась стабилизация рынка труда. Однако сейчас, по значительному ухудшению экономической ситуации, проблема приобрела особую остроту и актуальность.

Занятость как социально-экономическое явление традиционно является предметом государственного регулирования. Экономически развитые страны и международные организации относят проблемы занятости в тех, решение которых влияет на обеспечение социально-экономической стабильности общества. Необходимость учета и использования зарубежного опыта для разработки принципов формирования государственной политики занятости и механизмов ее реализации очевидна. Однако прямое, не адаптированы к условиям нашей страны заимствования такого опыта является

крайне нежелательным, а использование отдельных его элементов требует особой осмотрительности и предварительного осуществления фундаментальных научных исследований.

Активный научный поиск в области теоретической базы рынка труда, занятости и безработицы осуществляется отечественными исследователями с начала 90-х годов прошлого века. В научных доработках, посвященных проблемам занятости, акцент делается на изучении проблем государственного регулирования занятости населения и их связи с экономическими реалиями; региональных аспектов организации и регулирования занятости; тендерных аспектов занятости; нерегламентированной и нелегальной занятости. Среди украинских исследователей проблематики занятости можно выделить С.И. Бандура, В.С. Васильченко, А.В. Волкову

И.Ф. Гнибиденко, А.А. Гришнов, М.И. Нижнего, К.В. Зайцеву, Т.А. Заяц, С.П. Калинину, Ю.М. Краснова, О.В. Крушельницкой, Е.А. Кучинский, Е.М. Либанову, Н.Н. Матюху, В.М. Новикова, В.В. Оникиенко, Г.В. Осовской, В.М. Петюха, И.Л. Петрову, М.В. Шаленко.

Но несмотря на то, что в последнее время отечественными учеными проработаны значительный массив литературы в области занятости и рынка труда, издано немало научных трудов, продолжает оставаться открытым широкий круг вопросов. В частности, необходимо выяснение новых подходов к проблеме использования зарубежного опыта регулирования занятости. На предварительном этапе опыт изучался отечественными исследователями прежде всего с целью его заимствования. Однако необходимо отметить, что прямое заимствование создает угрозу возведение государственной политики занятости в набор изолированных мероприятий, направленных на решение отдельных проблем. Теперь, когда в Украине накоплен значительный собственный опыт регулирования занятости в рыночных условиях, пристальное внимание должны привлечь проблемы, возникающие в этой сфере в развитых странах. Исследование путей решения таких проблем могут значительно снизить риск возникновения подобных осложнений в нашей стране.

Целью нашего исследования является определение основных направлений государственного регулирования занятости зарубежных стран; выделение факторов, обусловливающих возникновение проблем в области занятости, общих для большинства развитых стран; определение основных путей решения этих проблем с целью последующей выработки рекомендаций по использованию зарубежного опыта регулирования занятости.

Регулировка занятости населения происходит на нескольких уровнях. На первом, общегосударственном или макроуровне, происходит регламентация прав работников и работодателей, закладываются основы трудового и социального законодательства. Кроме того, на государственном уровне принимаются меры, которые оказывают косвенное влияние на механизм реализации политики занятости. Прежде всего это налоговая и кредитно-денежная политика. Второй, региональный, территориальный или мезоуровень считают базовым относительно других уровней. На данном уровне осуществляется углубленный анализ направлений развития отраслей народного хозяйства, что в свою очередь становится основой исследований рынка труда и дает возможность прогнозирования основных тенденций занятости. Следующий уровень предприятий, организаций и их объединений называют локальным или микроуровнем. Здесь создаются рабочие места, происходит подбор персонала, проводится его обучение и повышение квалификации.

Поскольку определяющим является политика занятости на макроуровне, именно ее проблемы требуют особого внимания. Государственное регулирование занятости происходит с использованием различных методов и средств воздействия. Основными среди них традиционно считают правовые, административные и экономические . Также выделяют организационные средства (активные, пассивные, защитные), комплексные инструменты государственного регулирования, научные меры регулирования занятости населения. Целью государственной политики занятости является создание посредством использования экономических, правовых и административно-организационных методов государственного регулирования, условий для максимально возможной занятости населения и повышения производительности труда.

В каждой стране существует своя национальная модель регулювання занятости. На формирование этой модели влияют системные факторы, среди которых:

предпочтение проведению активной или пассивной политики занятости

степень централизации рынка труда и законодательства по вопросам занятости и социальной защиты

уровень контроля за наемным работником со стороны работодателя

уровень географической и профессиональной мобильности работников

участие в решении вопросов занятости и социального обеспечения профсоюзов, организаций работодателей и др..

Исследователи выделяют пять моделей регулирования занятости и рынка труда: американская (США), скандинавская (скандинавские страны), англосаксонская (Великобритания, Канада, Ирландия), континентальная или немецкий (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция), японская .

Основой американской модели является субсидиарный тип социально-трудовых отношений, ориентация работника на достижение личного успеха и самореализации. Эта модель характеризуется: децентрализацией рынка труда и законодательства по вопросам занятости и социального обеспечения; высоким уровнем контроля за наемным работником со стороны работодателя; высокой географической и профессиональной мобильности работников; относительно высоким уровнем безработицы.

Профессиональная карьера связана прежде всего с изменением места работы, соответственно эта модель отличается высоким уровнем мобильности. Уровень заработной платы всановлюеться на основе квалификации работ и их сложности, продвижение по службе, как правило, не связано с расширением профессионально-квалификационного профиля. Значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации. Существуют как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах. При министерстве труда США создано 1200 государственных центров профориентации и профотбора, через которые ежегодно проходит более 1 млн. подростков. Следствием является снижение затрат на подготовку специалистов на 30-40%, а каждый доллар был вложен в разработку тестов профессионального отбора, создает экономический эффект в одну тысячу долларов .

США традиционно имеют достаточно высокий уровень безработицы. Относительно этого показателя необходимо заметить, что на его уровень существенное влияние фрикционная безработица. Это вполне понятно при широком и динамичном рынке труда, на котором работники активно меняют не только место работы, а и профессию. Например, в этой стране около 10% работников меняют профессию в течение года. Кроме того, страна в течение многих лет удерживала первое место в мире по количеству создаваемых ежегодно рабочих мест. Эти факторы способствовали тому, что безработица воспринимается населением как распространенное, но угрожающими и временное явление.

Что касается проблем регулирования занятости, то для США это прежде всего не количество, а качество созданных рабочих мест. Поскольку в ряды безработных попадают преимущественно неквалифицированные или малоквалифицированные работники, рабочие места, которые для них создаются, довольно низкого качества. В связи с этим основным направлениям современной политики занятости США относятся улучшение качества рабочих мест в аспекте повышения уровня оплаты труда, перспектив профессионального роста и обогащения содержания труда.

Весомым проблемой признается перенос значительной части производственных мощностей компаний-работодателей США за границу. В результате происходит потеря и дисквалификация высокопрофессиональных специалистов и рабочих, растет зависимость от импорта, теряется часть национального рынка. Перечисленные факторы рассматриваются как угроза экономической самостоятельности и безопасности .

Существует тенденция к усилению пассивности безработного населения по поиску работы (как самостоятельного, так и с помощью государства). Суть проблемы заключается в демоты-вая воздействии на безработных высоких социальных трансфертов, увеличивают продолжительность безработицы. Сейчас существуют семьи с третьим-четвертым поколением хронически безработных. Помочь этому может быть только при условии адекватной реакции со стороны государства. Например, одним из направлений деятельности государства в социальной сфере перегруппировки государственных средств с целью снижения иждивенческих настроений среди общественности и развитие человеческого фактора в условиях глобализации экономической активности .

Остановимся на скандинавской или шведской модели, в основе которой находится проведение активной политики на рынке труда. К основным элементам модели относятся:

использования косвенных налогов на товары и услуги с целью препятствования быстрому росту спроса и развитию инфляционных процессов, стимулирование банкротства нерентабельных предприятий

равенство оплаты равной труда независимо от финансового состояния работодателя, сочетание низкой инфляции и полной занятости за счет субсидий предприятиям и организациям на содержание неконкурентоспособных работников

предоставления таким работникам рабочего места в государственном секторе экономики

селективная политика занятости в неэффективных сферах экономики.

Сегодня социальная политика Швеции основывается на трех основных принципах:

достижения полной занятости трудоспособного населения, предоставления социальных гарантий населению, обеспечение равных возможностей достижения благосостояния. Социализация сферы распределения достигается прежде всего учитывая активное и масштабное использование налогово-трансфертного механизма. Например, налог на прибыль корпораций составляет около 70% балансовой показатель??. Это дает государству возможность полностью обеспечить бесплатное высшее образование, здравоохранение, дотировать широкий круг потребительских товаров, полностью брать на себя расходы на трудоустройство, переобучение и повышение квалификации работников, потерявших работу в результате структурной перестройки экономики. Соответственно, уровень занятости является высоким, уровень безработицы составляет 1,5 - 2% от общего количества занятых в общественном производстве. Этому способствует высокий уровень участия в профсоюзном движении (95% работающих являются членами профсоюзов), который был обеспечен принятием В семидесятые годы «Закона надежности», которым регулируется порядок найма и увольнения работников только с согласия профкомитета.

Итак, шведской модели присущ ряд преимуществ (незначительная социальная дифференциация населения, низкий уровень безработицы и др..), однако экономисты отмечают и некоторые негативные моменты. Социализация сферы распределения привела к тому, что доля заработной платы в удовлетворении потребностей шведских семей составляла 35%, а доля социальных трансфертов и бесплатных услуг - 65%. . По мнению шведских экономистов, в результате происходит декомодация рабочей силы, получает проявление в снижении роли заработной платы, и соответственно, значение занятости в жизнеобеспечении. Также отмечается, что ориентация значительной части работников на социальные трансферты и услуги; переводу крупными корпорациями своих активов за рубеж с целью снижения налогов, что в свою очередь, снижает конкурентоспособность национальной экономики; массовый приток иммигрантов, вызывает недовольство значительной части населения. Перечисленные недостатки могут стимулировать переход к ограничению государственного вмешательства в распределительные процессы и принципиального роли занятости в жизнеобеспечении.

Англосаксонская модель предполагает преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокую долю частных и общественных организаций в предоставлении социальных услуг. Поскольку декларируемые на государственном уровне меры регулирования занятости впервые начали внедряться Великобританией, рассмотрим их общие направления в историческом аспекте.

В середине 30-х годов для реализации рекомендаций, предоставленных Дж. М. Кейнсом правительственные Англии, в этой стране был создан Национальный Совет экономического развития. Для вывода экономики из кризисного состояния Кейнс предлагает как решительное вмешательство государства, так и искусственное применения государственных расходов, например, строительство дорог, освоение новых территорий с целью создания рабочих мест (общественные работы).

Задачей Национального Совета была разработка государственных экономических и социальных программ, которые должны быть подчинены достижению главной цели - обеспечению полной занятости рабочей силы и повышению жизненного уровня населения. Это совершенно закономерно, поскольку в стране имелась такая предпосылка для возникновения кризисов как сырьевая зависимость (в страну импортируется 90% сырья). Соответственно, динамика производства напрямую связана с состоянием золотовалютных запасов и платежного баланса. То есть, экономика страны требует государственного вмешательства во всех сферах социально-экономической жизни.

С конца 70-х годов под влиянием монетаристских и неолиберальных тенденций, одновременно с изменением пропорций между государственным и частным сектором экономики в пользу последнего, в стране происходят существенные изменения в политике занятости. Происходит переход к регулированию опосредованными методами. Так, государство активно поддерживает развитие систем участия работников в прибылях, в результате применения которых смягчается социальная напряженность, вызванная имущественным неравенством. На законодательном уровне это было закреплено в 1978 году Согласно акту участия в прибылях, все планы распределения в их реализации должны быть зарегистрированы Департаментом налогов и сборов. Предполагалось льготное налогообложение, что способствовало быстрому распространению различных форм финансового участия во всех секторах британской экономики . В последующие годы аналогичные законодательные акты были приняты и другими европейскими странами, например:

во Франции (декрет «О стимулировании участия рабочих в деятельности предприятия»

в Германии (закон «Об образовании собственности у рабочих»)

в США (декрет «Об освобождении от налогов сумм, подлежащих распределению между рабочими в порядке участия в прибылях»)

Бельгия (билль «Об участии в прибылях») и др..

Нынешняя модель регулирования занятости Великобритании является действенной и эффективной. В ее состав входит несколько взаимосвязанных блоков: сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда, целостная система профессионального обучения и трудоустройства, программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда женщин и молодежи, разработка целевых программ общественных работ, развитие фондов страхования от безработицы, развитие системы социального обеспечения. В институциональной системе регулирования экономики и социальных отношений Великобритании имеется разветвленная сеть напивурядових организаций. Вопросами занятости и безработицы занимается Комиссия по рабочей силы, выполняющей совещательную функцию по отношению к правительству. Сегодня на государственном уровне регулирования занятости осуществляется Департаментом по вопросам занятости.

Заслуживает внимания опыт Великобритании в профориентационной деятельности. Главным координирующим органом в профессиональной деятельности является служба занятости молодежи, состоит из болеекак 3,6 тыс. консультантов и их помощников. Подготовка специалистов в этой сфере проводится в этой стране с 1949 г.

Для континентальной модели, как и для скандинавской, характерен высокий уровень перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), стремление к поддержке высокого уровня занятости, сокращение численности занятых при повышении эффективности труда. Поэтому вопросам занятости и безработицы уделяется первоочередное внимание. Она вызвана как осознанием государством своей ответственности за состояние на рынке труда, так и причинами социально-политического характера, в частности наличием значительного количества трудовых иммигрантов, которые создают конкуренцию местным работникам. На нивелирования этого явления во Франции направлена, в частности, реализация программы занятости «Новые услуги - новые рабочие места». Среди других мероприятий она предусматривает возмещение государством до 80% расходов предприятиям на создание новых рабочих мест для молодежи.

Привлекает внимание и система реализации политики занятости этой страны. Непосредственно вопросами занятости занимаются Министерство социальных отношений и национальной солидарности, Министерство труда, занятости населения и межминистерские комитеты. Политика реализуется через такие организации как Национальное агентство по занятости, Ассоциация по профессиональной подготовке взрослых, Национальный межпрофессиональных союз по вопросам занятости в промышленности и торговле. Вопросами занятости занимаются не только на государственном и региональном, а и на отраслевом уровне.

В системе государственного регулирования развития экономики Франции ведущее место отводится налоговой политике, которую формируют и осуществляют с учетом факторов, определяющих развитие экономики на макроуровне, в частности уровня занятости и безработицы, экономического положения регионов. Это предполагает наличие в налоговой системе наряду с фискальной функцией мощной стимулирующей основы. Расширению занятости государство способствует посредством использования механизма налоговых льгот, среди которых:

использования налогового кредита для расходов на профессиональную подготовку

освобождение от налогообложения 25% суммы прироста расходов на подготовку кадров

льготы для вновь акционерных обществ. Первый и второй год работы прибыль предприятия не облагается, третий - облагается 25% прибыли, четвертый - 50%, пятый - 75%, шестой и далее - 100% .

Японской модели предусматриваются гарантии занятости работникам в течение всей трудовой жизни, увеличение всех видов выплат в зависимости прежде всего от стажа работы. Уровень безработицы в Японии в течение последних лет составляет 3 - 3,5%. Однако отечественные ученые отмечают, что это модель, которая может быть реализована в специфическом ментальном среде , несмотря на то, что условия жизни отличаются от западноевропейских и украинских стандартов.

Итак, развитыми странами используются различные по своей сути и характеру принципы и методы регулирования занятости. Для основательного изучения зарубежного опыта необходимо ретроспективно исследовать динамику изменений в социально-экономической ситуации в стране (в частности, на рынке труда) и оценить эффект соответствующих регулятивных мер государства. Данное исследование является чрезвычайно сложным и объемным и требует координированной участия специалистов. Сейчас МОТ является организацией, которая делает возможным сотрудничество специалистов разных стран по обмену своим опытом регулирования и разрабатывает рекомендации, которые могут быть внедрены с учетом реалий современной социально-экономической ситуации в Украине. Собственно участие в МОТ (сотрудничество с МОТ) является не единственным надежным практическим путем изучения и использования зарубежного опыта.

Например, результатом обобщения мирового опыта в сфере труда и занятости, сотрудничества ООН, Всемирного банка и Международной организации труда стало создание Сети занятости молодежи. Целью деятельности является содействие решению проблемы молодежной занятости через использование опыта стран-членов МВМ. Украина сейчас не является членом этой организации, однако тесно сотрудничает с МОТ и ООН.

В результате проведенного нами исследования можно выделить ряд факторов, которые обусловливают возникновение проблем в области занятости, общих для большинства развитых стран, определить основные пути их решения:

Усиление иждивенческих настроений среди населения, пассивность по поиску работы, возложения на социальные трансферты. На борьбу с этим явлением в Дании направлено принятие в 1996 г. закона, согласно которому молодежь не только имеет право, но и обязана активно привлекаться к рынку труда . Законом было введено возрастное ограничение по нижней границе для предоставления статуса безработного, пособие по безработице молодежи уменьшилось наполовину с целью стимулирования к поиску работы или добавления к специальным программам. Франция, Канада и Бельгия повышают трудовой стаж, необходимый для получения пособия по безработице. Используется также и сокращение периода выплаты пособия (Франция, Швейцария, Япония, Испания).

Наличие значительного количества трудовых иммигрантов и дальнейшее усиление иммиграционных тенденций, создание мигрантами существенной конкуренции местным работникам.

Перенос производственных мощностей за границу с целью уменьшения налогообложения и привлечения дешевой рабочей силы. Результатом экспорта рабочих мест может быть рост безработицы и усиление социальных проблем. Введение налоговых льгот для вновь предприятий, в частности рис?? Х и средних, характерное для Франции и Германии. Используются также льготы по налогообложению прибыли, направленные на уменьшение налоговой базы на сумму средств, направленных на создание рабочих мест, профессиональное обучение и переобучение работников; льготы по освобождению от выплат в социальные фонды, уменьшение ставок налогообложения за трудоустройство неконкурентоспособных категорий граждан.

Качество рабочих мест и подготовки кадров. Проблема квалификации кадров успешно решается учитывая активное проведение профориентационной работы, обучение и переквалификацию работников на государственном, местном и отраслевом уровнях. Благодаря этим мерам количество занятых высококвалифицированных рабочих в США достигает 43%, в Германии - 56%, в Японии - 72% .

Итак, с целью снижения риска возникновения определенных проблем в нашем государстве и успешного нивелирования их негативных последствий необходимо заниматься активными исследованиями путей их решения, применяемые другими странами. Создание собственной эффективной модели регулирования занятости требует активизации международного сотрудничества, главным направлением которой должно стать рациональное взаимодействие с МОТ и другими мировыми организациями на основе прямых связей и межгосударственных программ обмена опытом те взаимного использования трудового потенциала.

Литература

Волынский Г. О социальной дифференциации населения /Г. Волынский //Экономика Украины. - № 2 - С.79-85.

Зайцева К.В. Управление трудовой занятостью в условиях смешанной зкономикы [монография] /К.В. Зайцева. - Донецк: МЧП «ВИК», 2003. - 294с.

Захарченко В.И., Борисов О.Г., Иванищева А.В. Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования экономики для современной Украины /В.И. Захарченко [и др.]. /Под ред. проф. В.И. Захарченко. - М.: Издательский центр Студия «Негоциант», 2005. - 128 с.

Калина А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка (аспект зффективносты): учеб.-метод. пособ. /А.В. Калина. - 2-е изд., Испр. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 300с.

Либанова Элла. Рынок труда и социальная защита: учеб. пособие. по соц. политики /[Е. Либанова, А. Палий]. - М.: Изд-во Соломии Павлычко «Основы», 2004. - 491 с.

Махсма М. Мировые тенденции трансформации занятости населения в условиях глобализации экономики /М. Масхма //Украина: аспекты труда. - 2007. - № 4. - С. 10-15.

Мутяк Н. Менеджмент занятости молодежи: международный аспект /М. Мутяк //Украина: аспекты труда. - 2005. - № 4. - С. 24-28.

Никольская Г. К. Влияние глобализации зкономических связей на состояние рынка труда в США /К. Никольская //Труд за рубежом. - 2000. - № 1. - С.13-16.

Осовская Г.В., Крушельницкая А.В. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие. /Г.В.Осовська [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224с.

Социальное развитие Украины: современные трансформации и перспективы [С.И. Бандур, Т.А. Заяц

В.И.Куценко и др..; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., чл.-корр. НАН Украины Б.М.Данилишин]. - Черкассы: Брама-Украина, 2006. - 760 с.

1. Проблемы занятости за рубежом: динамика, уровень и факторы безработицы.

2. Основные направления политики занятости в странах с рыночной экономикой.

3. Государственные программы занятости.

4. Организация службы занятости за рубежом.

5. Решение проблем занятости, связанные с молодежью: зарубежный опыт.

1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М.: Изд-во Рос.экон.акад.: Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

2. Менеджмент и рынок: германская модель: Учебное пособие: Пер.с нем. / Под ред. проф. УэРора и проф. А. П. Долгова. М.: Изд-во БЕК, 1995.

3. Павленко А.П. Организация оплаты труда в развитых странах. М.: Изд-во МГУ, 1998.

4. Трушина Н.К. Организация оплаты труда за рубежом. Екатеринбург: Изд-во СИНХа, 1992.

5. Эккардийтайн Д. фон, Кайм Р. Системы заработной платы в Германии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

6. Цапенко И. П. Управление миграцией: опыт развитых стран. – М., ИМЭМО РАН: Изд. «Academia», 2009.

7. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС.//МЭиМО – 2005. - №11, с.70-77

8. Крощенко М., Алексенцева Ю. Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почке. // Человек и труд. – 2011. - № 4.

Темы докладов и рефератов

  1. Регулирование занятости в европейских странах.
  2. Регулирование занятости в США.
  3. Регулирование занятости в Японии

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами» включает следующие виды работ:

№ п/п Тема Вопросы, выносимые на СРС Содержание СРС Форма контроля СРС Учебно-методическое обеспечение
Население и трудовые ресурсы Формирование и использование трудовых ресурсов УМ, СК КО, ОБС ОЛ7, ОЛ8
Социальные гарантии Условия предоставления социальных гарантий высвобождаемым работникам УМ, ПДМ Б, З ОЛ1, ОЛ2, ОЛ3
Управление трудовыми ресурсами как направление социологии труда Понятийный аппарат дисциплины. Цели и задачи курса УМ Б, КО ОЛ3, ОЛ4, ОЛ5
Население и трудовые ресурсы. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Понятие и виды трудоспособности УМ Б, КО ОЛ9, ОЛ10, ДЛ11
Формирование и использование трудовых ресурсов. Источники формирования трудовых ресурсов. Методы использования трудовых ресурсов УМ, ПДР З, ОБС ОЛ9, ОЛ10, ДЛ11
Движение трудовых ресурсов Государственное регулирование миграционных процессов. Миграционная политика Российской Федерации. УМ Б, КО ОЛ6, ДЛ8, ДЛ12, ДЛ14
Трудовой потенциал Компоненты трудового потенциала в системе факторов качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала. ПДР З, ОБС ОЛ3, ОЛ5
Занятость трудовых ресурсов. Гибкие формы занятости. Службы занятости: задачи, цели, функции. УМ, ДИ ОБС ОЛ11, ДЛ16
Безработица, её формы и методы измерения. Характеристика новых видов скрытой безработицы. Ущерб от безработицы и проблемы его измерения. УМ, ДИ ОБС ОЛ9, ОЛ11
Рынок труда как регулятор занятости и безработицы. Модели рынка труда. Сегментация рынка труда. ПКСР Б, З ОЛ10, ОЛ11
Государственное регулирование рынка труда и занятости. Конвенции Международной организации труда (МОТ) по вопросам регулирования рынка труда. Система социального партнёрства. ПДР Б, З ОЛ5, ДЛ11
Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобождённых работников. Мероприятия по защите высвобождённых работников. УМ, ДИ З, Б ОЛ1, ОЛ2, ОЛ5
Социальные гарантии. Зарубежный опыт использования разнообразных форм социальной защиты УМ, СК КО ОЛ1, ОЛ2, ОЛ5
Зарубежный опыт регулирования процессов занятости. Политика занятости в отдельных странах ПКСР Б, З ОЛ3, ОЛ6, ДЛ14


Вопросы к экзамену

1. Актуальность и значимость дисциплины в современных условиях.

2. Характеристика предмета и объекта дисциплины. Задачи курса, его место в системе других дисциплин.

3. История развития рынка труда в США и Западной Европе.

4. История развития рынка труда в России.

5. Трудовые ресурсы, их формирование и использование.

6. Структура трудовых ресурсов. Показатели численности населения и трудовых ресурсов.

7. Понятие экономически активного населения.

8. Демографические проблемы и рынок труда.

9. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.

10. Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал».

11. Виды и показатели занятости трудовых ресурсов.

12. Занятость: понятие и принципы, основные категории занятых.

13. Движение трудовых ресурсов.

14. Миграционные процессы и их влияние на занятость.

15. Понятие и причины безработицы.

16. Функции безработицы.

17. Виды безработицы.

18. Последствия безработицы.

19. Регулирование миграционных процессов в РФ.

20. Понятие рынка труда, его структура и особенности.

21. Виды и модели рынка труда.

22. Сегментация рынка труда.

23. Гибкие формы занятости.

24. Вторичная занятость: причины, специфика.

25. Трудовая миграция: понятие, виды.

26. Понятие и основные направления государственного регулирования рынка труда.

27. Организационная структура регулирования рынка труда.

28. Методы регулирования рынка труда.

29. Службы занятости и их роль в системе регулирования рынка труда.

30. Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, впервые ищущим работу.

31. Конвенции Международной организации труда (МОТ) по вопросам регулирования рынка труда.

32. Общественные оплачиваемые работы как форма трудовой деятельности.

33. Сокращение рабочей силы: мероприятия по защите высвобожденных работников.

34. Правовой статус безработного России.

35. Пособие по безработице: размер и сроки выплаты, порядок приостановки и прекращения выплаты.

36. Основные направления политики занятости в странах с развитой рыночной экономикой

Список литературы

Основная литература

1. Закон Российской Федерации «О занятости населения в РФ» (в редакции Федерального закона от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 27 декабря 2009 г.).

2. Трудовой кодекс РФ // http://www.trudkodeks.ru.

3. Адамчук В.Б., и др. Экономика и социология труда. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.

4. Бахтина Т.С, Бондаренко О.В. и др. Экономика и социология труда. - Ростов-на-Дону - 1999. - 508 с.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 384 с.

6. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2003.

7. Мордовии С.К. Управление человеческими ресурсами: модуль 16. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 360 с.

8. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Журавлев П. В. Миграционные процессы и занятость в России (история и современность). М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995.

9. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Митрофанов Н.Г. Рынок труда и социальное партнерство. М.: Хронограф, 1998.

10. Рынок труда: Учебник/ Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. - М.: - Экзамен, - 2000.

11. Рынок труда. Учебник./Под ред. П. Э. Шлендера. - М., 2004.

Дополнительная литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник.- М. - Экономист. - 2007.

2. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс - М.: Изд-во МГУ, 1995.

3. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: Дело, 1993.

4. Иванцов В.Г Международная трудовая миграция. М.: МГУ, 2005.

5. Котляр А.Э., Кирпа И.Н. Проблемы занятости и рынка труда России в условиях перехода к рыночной экономике. Вып. 1. – М., 1996.

6. Куракина Л.Ю. Регулирование регионального рынка труда. - Новгород: Изд-во МГУ, 1995.

7. Лукьянова А.Ю., Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Тенденции миграции и приоритеты миграционной политики в современной России // Народонаселение. - 2008. - № 2.

8. Метелев С.Е Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2007.

9. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости: Учебное пособие. - М.: дело, 2005.

10. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М.: ООО Фирма "Инфограф", 1997.

11. Топилин А.В.: Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. - М. - Экономика. - 2004.

12. Хабриева Т.Я. Миграционное право в России. М.: Контракт, 2008.

13. Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятий. - М., 1993.

14. Цапенко И. П. Управление миграцией: опыт развитых стран. – М., ИМЭМО РАН: Изд. «Academia», 2009.

15. Чернышев В.Н. и др. Человек и персонал в управлении. - С-Пб., 1997.

16. Экономика труда: социально-трудовые отношения//Под ред. Н.А. Волгина и Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002.

17. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, - М., ЧеРо, 1996.

18. http://www.gks.ru/wps/portal - Федеральная служба государственной статистики

19. Абидов М.Х. Региональные особенности трудовой миграции в России (ЮФО) // Народонаселение. – 2008. - №3.

20. Антипьев А. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаическом обществе» // Человек и труд. – 2010. - № 5.

22. Бойко Ю.П., Сурков С.А. Роль миграционного фактора в обеспечении социально-экономической стабильности России. // Народонаселение. – 2009. - №3.

23. Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. -2008. - № 4. – с. 52.

24. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социс. – 2008. - №8.

25. Гуртов В., Кекконен А. Структура занятого населения в соответствии с уровнем образования и занятыми – Человек и труд – 2011. - №5.

26. Демин А.Оценка активности безработных.//Человек и труд. - 2005. - №12, - с.53-54.

27. Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России.// Человек и труд. - 2005. - №6 - с. 48.

28. Коровкин А.Г. и др. Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограниячения//Проблемы прогнозирования. – 2005. - №5.

29. Крощенко М., Алексенцева Ю. Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почке. // Человек и труд. – 2011. - № 4.

30. Маллаева М.И. Безработица в регионе: особенности, поледствия, меры по преодолению//Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №1.

31. Монкин О. Сегментирование рынка труда и выбор структуры сбыта // Человек и труд. - 2010. - №5

32. Петраков П. Самозанятость – реальный способ покинуть ряды безработных // Человек и труд – 2011. - №9.

33. Попова Н., Бочкова Н. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд. - 2010, - № 5, с. 39.

34. Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения»//Российский экономический журнал. - 2004. - №9-10 - с. 22

35. Собченко О. Государственная политика в сфере занятости//Человек и труд. – 2006. - №6.

36. Уразов В. Проблемы управления воспроизводством трудовых ресурсов и занятостью населения // Управление персоналом– 2009. - №10, с. 88.

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на изучение рекомендованной литературы, выполнение проблемных заданий и письменных работ. Рекомендуется проверять знания студентов после изучения определенных тем курса. В период промежуточной аттестации выполняются контрольные работы.

При изучении курса рекомендуется широко использовать разнообразные формы занятий. Ряд тем требует использования знаний, усвоенных при изучении предшествующих курсов, и здесь необходимо направить внимание на специфику работы с трудовыми ресурсами предприятия в условиях кризиса.

Актуальность проблемы неформальной занятости в мире обусловлена масштабностью данного явления и той важной ролью, которую она играет в современной экономике. Согласно докладу ОЭСР в мире в секторе неформальной занятости без правового оформления и социальной защиты работает 1,8 млрд. чел.. Размеры неофициальной деятельности в Западной Европе варьируются в пределах: 10 % от ВВП в Швейцарии и 30 % от ВВП в Греции; в США около 9 % экономической деятельности приходится на неформальный сектор . В Латинской Америке неофициальная рабочая сила составляет значительную долю в общем числе занятых в экономике и колеблется в диапазоне от 25 % в Чили и до 75 % в Парагвае и Боливии . В России по данным Федеральной службы по труду и занятости в 2015 году неформально занятые в разных секторах экономике составили - 15 млн. человек. . Таким образом, неформальная занятость является болевой точкой социально – экономического благосостояния любого государства, поскольку напрямую связана с реальными экономическими убытки, потерями в государственном бюджете страны и обуславливает социальную напряженность в обществе. Население, занятое в «теневой сфере», оказывается в правовом и социальном отношении абсолютно бесправным и не защищенным.

В отношении понятия «неформальная занятость населения» в отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения о том, какие категории трудового населения к ней отнести. Воспользуемся определением Е.Я. Варшавской, в основе ее подхода лежит следующий критерий: «наличие или отсутствие у работника официально оформленных трудовых отношений». Следовательно, к неформально занятым наемным работникам она относит тех, кто работает без официально оформленных контрактов между конкретным работником и работодателем. К этой категории исследователь причисляет также предпринимателей, имеющих государственную регистрацию и вполне легально осуществляющих свою деятельность, но не имеющих регистрацию в качестве юридического лица .

Как правило, процесс формирования неформальной занятости является «наследием» стрессовых, кризисных ситуаций в экономике и искореняется посредствам социально-экономических реформ, проводимых государством.

В решении проблем с неформальной занятостью населения зарубежными учеными в качестве основного метода выделяется комплексный подход, признанный во всех странах, как наиболее эффективный. Он направлен на изменения экономических, социальных, правовых, административных, организационных и даже психологических условий, связанных с вопросами занятости и трудовой деятельностью, а так же с оформлением официальных отношений с государством.

В современной мировой практике в основном определены направления регулирования неформальной занятости населения, при этом методы борьба с неформальной занятостью в Европейских странах разные.

Важным направлением регулирования неформальной занятости населения является правовое регулирование найма, которое призвано стимулировать практику официального оформления занятости работников.

Главным вопросом регулирования трудового законодательства в странах Евросоюза, по мнению Союза промышленных предприятий европейских сообществ (UNICE), остается поиск баланса – с одной стороны, гибкость правовых норм, с другой, социальная защищенность работников. При этом отмечается, что задача обеспечение достаточного количества рабочих мест на «просторах» Европейского союза – приоритетна. Однако ее воплощение возможно только при условии гибкости рынка труда - в таком случае остается открытой проблема социальной безопасности трудящихся.

Например, в трудовом законодательстве Германии особое внимание отводиться охране труда, что не без оснований можно отнести к положительным аспектам повышения доверия к официальному оформлению занятости. Основными составляющими являются: общая, социальная, техническая и медицинская охрана труда.

Во Франции в 2016 имели место акции протеста по поводу изменений в трудовом законодательстве. Дело в том, что министр экономики страны решил придерживаться экономической стратегии, предлагаемой Брюсселем и Берлином. Основным направлением реформ стала следующая идея: при сохранении 35 часовой рабочей недели, с одобрения местных профсоюзов, рабочий день мог быть продлен до 46 часов. Так же предлагалось облегчить процедуру снижения заработной платы и увольнения. В данной стратегии была сделана ставка на то, что компании будут нанимать больше людей, зная, что их будет легче уволить в случае экономического спада.

Особое место в правовом регулировании неформальной сферы занятости отводится профсоюзам. Будучи осведомленными о делах конкретного предприятия, они могут контролировать начисление заработной платы работникам, учитывать случаи сверхурочной работы, а так же неполной занятости, при этом обеспечивать должный уровень их осведомленности и социальной защищенности.

Существует и иной взгляд на роль профсоюзов в регулировании трудовых взаимоотношений. Так, немецкий профессор Вагнер считает, что для повышения занятости населения и стимулирования официального оформления необходимо упразднить привилегию профсоюзов вести переговоры с работодателями и заключать тарифные соглашения. Субъектами социального партнерства он видит советы предпринимателей, союзы работников и безработных. Учитывая опыт Германии, профессор отмечает, что при наличии коллективных договоров должны быть механизмы, позволяющие отклоняться от договора и заключать, в случае необходимости, договора с каждым работникам на полноценных условиях.

В странах Европейского союза, в стратегии борьбы с неформальной занятостью приоритетным является комплексное взаимодействие между различными государственными учреждениями: инспекции по труду, органами социального обеспечения и налоговыми органами. Оперативность и прозрачность работы правовой системы призвана обеспечить тесное взаимодействие с властными структурами по проблемам неформальной занятости, например, информирование их о незаконных увольнениях. На качественно новый уровень была поставлена работа инспекций по труду, прежде всего, работа по осведомленности о наличии официальных рабочих мест, что позволило в странах Европейского союза выявить и перевести в статус законных рабочих мест сферу услуг домохозяйства.

Важным условием регулирования неформальной занятости в странах Евросоюза является совершенствование налоговой системы. Раскрывая особенности налоговой политики государств, профессор Попова Л. В. отмечает, что эта политика напрямую зависит от поставленных государством целей, таких как: разработка или отмена налоговых льгот, дифференциация налоговых ставок, актуализация вопроса форм налогообложения и сфер распространения, изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика.

В ряде европейских стран, например, таких как, Бельгия и Франция, были предприняты меры по снижению налога с заработной платы для лиц имеющих низкооплачиваемую работу. Данная мера напрямую повлияла на повышение интереса граждан к официальной регистрации своей трудовой деятельности. Налоговые льготы коснулись самозанятых в тех сферах, где их сложнее всего отследить – работа по дому, услуги по уходу за детьми, пожилыми гражданами, обслуживающий персонал домохозяйств. Безусловно, эта мера привела к увеличению притока трудовой силы в официальный сектор рынка труда.

Наиболее успешное реформирование налоговой системы в рамках «европейской социальной модели» прошло в Словакии под руководством Микулаша Дзуринда в 1998 году. В стране был упразднен прогрессивный подоходный налог, введен единый налог и определена одна ставка в 19% для физических и юридических лиц. Налоговая система стала простой и прозрачной. К середине 2003 успехи Словакии уже отмечали представители крупного бизнеса - например, американский миллиардер Стив Форбс, заметил: «Словацкая Республика готова к тому, чтобы стать новым Гонконгом или Ирландией» Налоговая реформа в Словакии позволила вывести из тени до 7 % неформально занятого населения.

Характеризуя процесс регулирования неформальной занятости на рынке труда, особо следует отметить значимость его институциональной поддержки. Современные, государственные и общественные институты должны обеспечивать соблюдение законов, просвещать, информировать как работодателей, так и работников; наглядно демонстрировать положительные аспекты формального сектора занятости; обучать стратегиям конкурентной борьбы в условиях рынка; поддерживать предпринимательские инициативы.

Одновременно с этим государственные институты должны инспектировать и выявлять неформальную занятость, применяя прямые санкции к последним. Административные меры, таким образом, должны быть направлены на формирование благоприятной среды на официальном рынке труда.

Благоприятная обстановка в сфере формальной занятости так же может обеспечиваться через формирование активной деловой среды. Прямыми методами ее активизации является упрощение процедуры регистрации, прозрачность деловой практики, отсутствие препятствий к прекращению предпринимательской деятельности. Простая и понятная процедура легализации неформальной занятости в официальную экономическую деятельность это прямой путь вывода из «теневой сферы экономики» активных, трудоспособных граждан.

Стратегически важную мысль в этой связи высказал в своем интервью Болле М. президент направления R&D компании Bosch: «условия для развития инноваций и процветания предпринимательского духа должны создавать крупные компании. Большие мультинациональные корпорации обладают необходимыми ресурсами, что бы обустраивать принципиально новую среду для развития научной мысли» По его мнению, главной причиной отсутствия деловой активности является страх «прогореть». По его мнению 25 % немцев готовы открыть свое дело, тогда как в США желающих почти в два раза больше. Болле М предполагает, что при условии регулирования предпринимательской деятельности не только государством, но и крупными корпорациями, можно успешно стимулировать деловую активность.

Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации к рыночным условиям пока еще никому не удавалось избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах существуют свои особенности формирования и развития рынка труда. В них выражена не только реакция занятости на рыночные перемены, но и более широкая проблема -- выбор обществом характера социальных издержек, связанных с переходом от государственной системы к рыночной. Переход к рыночной экономике связан с большими издержками в социально-экономической сфере, и страны, вступившие на этот путь, сталкиваются с необходимостью предоставить населению определенный уровень социальной защищенности, возможность подыскать работу, обеспечить минимум жизненных благ, средств к новым условиям функционирования рынка рабочей силы. В этой связи определенный интерес может представлять опыт деятельности системы трудоустройства тех стран, где в определенной мере отлажен и накоплен достаточный запас прочности в деле регулирования занятости населения, хотя очевидно, что решить эту проблему западному обществу не удастся никогда, по крайней мере, пока существует капиталистический способ производства.

Вся система трудоустройства в большинстве стран, где она существует, разделяются на две основные группы: государственную службу трудоустройства и частные агентства. Ведущую и универсальную роль субъекта в обеспечении трудоустройства играют именно государственные службы трудоустройства. Это характерно для всех стран Центральной и Восточной Европы. Службы занятости в отдельных странах построены по принципу вертикальной структуры. Но степень государственного контроля и воздействия на службу трудоустройства в отдельных странах различна. Например, в Австралии, Нидерландах, Финляндии и Японии службы трудоустройства являются по сути дела рабочим органом министерства труда и работают под непосредственным контролем этих министерств.

В Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Франции, Швеции служба трудоустройства является институтом с некоторой степенью самостоятельности, контролируемым в качестве общенационального органа ответственным чиновником соответствующего министерства. В таких странах, как, США и Швейцария, служба трудоустройства контролируется на местном уровне при наличии центрального координирующего органа. В России уровень самостоятельности службы занятости несколько выше, чем в других странах, поскольку она выполняет роль своеобразного комитете по занятости, находящегося под кураторством одного из вице-премьеров России.

Важным моментом политики занятости является вопрос финансирования служб трудоустройства. Здесь можно выделить два основных вида финансирования. В одних странах, главным образом в Западной Европе, службы трудоустройства финансируются из средств государственного бюджета. В некоторых других странах (Северная Америка, Азия) финансирование происходит из разных источников: из фондов страхования от безработицы и средств государственного бюджета. В подобном случае фонды страхования часто используются для покрытия административных расходов, а средства госбюджета для реализации программ.

Функции службы занятости Канады выполняет Комиссия по делам занятости и иммиграции. Сердцевиной деятельности службы занятости Канады является трудоустройство, посредничество, консультация и информации о положении с вакансиями. Служба занятости Канады имеет в своем составе более 550 местных офисов, которые осуществляют программы занятости и трудоустройства. Региональные и местные органы имеют возможность гибко реагировать на изменение условий местного рынка рабочей силы.

Службу трудоустройства Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные отделения курируются штаб-квартирой службы в Лондоне, хотя и имеют определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими местных условий, рынков рабочей силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства Великобритании - посредничество в поисках работы, а главный метод - самообслуживание клиентов посредством ознакомления с информацией о вакансиях, выведенной на экран дисплея в местных офисах, содействие в оформлении направлений на работу в выборе компании в соответствии с запросами претендентов на место. Кроме того, в Великобритании служба трудоустройства выполняет еще одну важную функцию - разработку и осуществление программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с консультированием ищущих рабочее место и реализацией разного рода программ адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Служба трудоустройства ФРГ, представленная Федеральным институтом труда, рассматривается как современный механизм содействия в профессиональной карьере и трудовой жизни различными средствами. Федеральный институт труда обладает значительной автономией на всех уровнях. Его правление состоит из представителей государственных органов, организаций предпринимателей и профсоюзов, других общественных организаций, проводит государственную политику в рамках закона о поощрении занятости и других нормативных актов. Работа осуществляется под наблюдением министерства труда и социальных дел при условии сохранении незыблемости юридических и конституционных рамок. Служба трудоустройства ФРГ юридически обязан осуществлять программу исследования рынка рабочей силы и системы профессиональной подготовки, осуществлять исследования конъюнктуры с занятостью, обеспечивать государственные органы статистическими данными и издавать отчеты о результатах своей работы. Функции трудоустройства службы занятости ФРГ разделены, согласно классификации профессий, с учетом особенностей местных рынков рабочей силы, а процедура основана на собеседовании с претендентом на рабочее место, которое используется как дополнительная возможность консультирования претендента.

Национальное агентство занятости (НАЗ) представляет службу трудоустройства Франции. Оно является государственным учреждением с собственной юридической ответственностью под эгидой министерства труда, занятости и профессиональной подготовки. Основная функция службы трудоустройства - посредничество в предоставлении рабочего места - осуществляется на принципах самообслуживания, дополненного системой саморегистрации, что признано достаточно эффективным в условиях страны. Вакансии достаточно широко рекламируются в средствах массовой информации - прессе, по радио и телевидению.

Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой степенью контактов службы занятости с функционирующим рынком рабочей силы. Кроме деятельности по обеспечению рабочих мест для соискателей работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда

Анализ мировой практики свидетельствует об огромной неравномерности развития систем социально-экономической защиты от безработицы. Индустриальные страны обладают более чем вековым опытом политики противодействия безработице и смягчения ее последствий. Системы защиты от безработицы в них характеризуются высокой степенью инкорпорированности в государственную социально-экономическую политику, адаптивностью к происходящим переменам как внутри страны, так и во всем мире.

В то же время во многих странах и прежде всего в развивающихся политика защиты от безработицы находится в зачаточном состоянии или отсутствует вообще. Отличительные особенности этих стран - большая роль патриархальных дорыночных отношений и институциональная неразвитость рынка труда. Они не располагают ни ресурсами, ни институтами для комплексного решения соответствующего круга проблем. Вместе с тем разрушение традиционного уклада, во многом обусловленное набирающими силу процессами экономической глобализации, вынуждает их приступить к разработке и осуществлению мер по защите от безработицы. Проводимая в этих странах политика нацелена на решение отдельных конкретных задач, как правило, связанных с защитой определенных категорий национальной рабочей силы.

При широком разнообразии национальных систем защиты от безработицы в промышленно развитых странах можно условно выделить две базовые модели. Первая характерна для стран, придерживающихся англосаксонской традиции и отличающихся высоким динамизмом рынка труда (Канада, США), вторая для стран Западной Европы, где развитие рынка труда протекает более вяло, в том числе вследствие многочисленных исторических и социальных потрясений на протяжении прошлого столетия.

Особенностями первой, североамериканской модели являются: дерегулирование рынка труда; жесткие условия предоставления материальной компенсации; упор на повышение эффективности от вложенных средств при разработке и реализации активных и пассивных программ. Политика этих стран ориентирована на максимально быстрое уменьшение экономических и финансовых потерь от безработицы, на жесткую увязку форм материальной защиты безработных и затрат на них, на скорейшую реинтеграцию безработных в сферу оплачиваемой занятости. Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и соответственно сокращении бремени социальных расходов государства. Компенсационный механизм в этих странах основывается только на страховых принципах, устанавливаются достаточно жесткие правила сохранения права на страховые выплаты по безработице, которые время от времени пересматриваются, но не в сторону смягчения. Максимальная продолжительность выплаты пособий также сравнительно невелика, например, в США - не более 6 месяцев. Практика найма и увольнения в них лишь в минимальной степени регламентирована законом, коллективно-договорное регулирование также не получило широкого развития, поскольку профсоюзами охвачена небольшая доля наемных работников. В результате вероятность лишиться рабочего места в полтора - два раза выше, чем в европейских странах, однако продолжительность периодов безработицы существенно короче. Доля длительно безработных в США составляет около 8% их общего числа, в то время как во Франции, Германии, Нидерландах она достигает 40-50%.

Важнейшим компонентом процесса разработки и реализации активных программ содействия занятости является оценка их эффективности, в том числе в отношении различных категорий безработных. На ее основе разрабатываются рекомендации по применению этих программ. Широкое распространение в США и Канаде получил метод профилирования безработных. В соответствии с ним на раннем этапе безработицы прогнозируется ее вероятный период для каждого обратившегося и определяется оптимальная программа его интеграции в занятость (продолжительность действия этой программы колеблется от одного до трех месяце). Таким образом, идеология активной политики исходит из необходимости вовлечения безработных и занятых, наиболее подверженных риску попадания в категорию безработных, в программы, позволяющие уменьшить период выплаты пособия по безработице или предотвратить ее. Длительно безработные не являются объектом специальных программ, так как эта категория сравнительно малочисленна и считается неперспективной.

В соответствии с либеральным подходом в основе защиты от безработицы лежит принцип самопомощи, ориентирующий как безработных, так и занятых, находящихся под угрозой увольнения, на самостоятельный поиск работы. Несмотря на то что роль службы занятости в рамках данной системы не отрицается, ей постоянно приходится доказывать свою значимость и демонстрировать высочайшую адаптивность к технологическим новшествам. Особенно это проявилось в 1990-е годы - период быстрого внедрения новых информационных технологий. Службы занятости не только освоили новые средства коммуникации, оперативно внедрили их в практику повседневной работы с безработными и работодателями, повысили квалификацию своих сотрудников, но и стали разворачивать обучающие программы для безработных, адаптируя их к технологическим вызовам нового тысячелетия. Одной из основных функций службы занятости является управление системой страхования от безработицы.

Вторую, преимущественно социальную модель защиты от безработицы, получившую развитие в большинстве стран Западной Европы, отличает более жесткое по сравнению с предыдущей регулирование в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных. Цель данной модели - обеспечение плавной адаптации населения к переменам, происходящим на рынке труда, и содействие реинтеграции безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. Таким образом, компенсационные выплаты осуществляются не в ущерб программам содействия занятости. Законодательное регулирование в этих странах направлено на создание достойных условий занятости повышение гарантий ее сохранения для работника как более слабого агента рынка труда по сравнению с работодателем. Особенно строго регламентирована процедура увольнения, в том числе продолжительность периода уведомления об увольнении, размер выходного пособия, способы законодательной защиты от несправедливого увольнения. Во Франции при индивидуальном увольнении работодатель обязан выплатить работнику его полугодовую заработную плату, а также социальный взнос за этот срок, оплатить отпуск, положенный по закону и в соответствии с коллективным договором. Работодатель несет издержки и в том случае, если работник находит другую подходящую работу сразу после увольнении. Даже суд в соответствии с законом не может снизить установленный уровень возмещения.

Строгая регламентация процедуры увольнения имеет оборотную сторону, так как серьезно подрывает объективные возможности стимулы работодателей к расширению найма и, следовательно, сужает перспективы трудоустройства для потерявших работу и впервые выходящих на рынок труда. Вместе с тем законодательные правила предоставления прав на пособие по безработице, определения его размера и продолжительности выплат в западноевропейском варианте намного мягче по сравнению с преимущественно либеральной моделью.

В ряде стран (например, во Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Швейцарии, Бельгии) материальная поддержка безработных основывается на тесном взаимодействии двух систем - страхования от безработицы и социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через службу занятости. Отсюда - широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60-80 процентов) в отличие от стран, придерживающихся либеральной модели, где охват занятых страхованием от безработицы вдвое ниже. Такое страхование распространяется на граждан с относительно низкой заработной платой, при этом предполагается, что граждане с высокими доходами или заработной платой могут сами страховать себя от будущего риска безработицы.

Несмотря на достаточно щедрое финансирование материальной поддержки безработных, доля расходов на активные программы в этих странах, как правило, не ниже, а изначально несколько выше, чем в странах, ориентированных на либеральную модель. В последних в 1990-е годы наметилась тенденция к относительному сокращению расходов на проведение пассивной политики и их увеличению на осуществление активной.

В настоящее время в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в России и Украине предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран. В то же время стран СНГ, например, Узбекистан, Грузия, во многом 9 хотя и не полностью) копируют сценарий развивающихся стран. Усилия международных финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на создание национальных систем служб занятости, и их представителей, ставших советниками правительств многих стран, в том числе и России, во многом способствовали активному продвижению «готовой» западной модели. Во-первых, влияние Запада проявлялось в установлении порядка и процедуры финансирования реформ, в соответствии с которыми размер очередного финансового вливания зависел от выполнения определенных для каждого конкретного этапа обязательств, в частности, по построению национальных систем служб занятости. Во-вторых, значительная часть выделяемых международными организациями средств была инвестирована в создание современной материально-технической базы нового института рынка труда. В-третьих, проводниками внедрения передового западного опыта были многочисленные специалисты и консультанты из развитых стран, непосредственно связанные с деятельностью служб занятости, активно продвигавшие западные концепции и технологии поддержки безработных и подготовки специалистов для новой системы .

Внедрение в практику переходных экономик уже готовой модели давало значительные преимущества. Так, в короткие сроки (2-3 года) была сформирована законодательная база системы защиты от безработицы, создана национальная структура служб занятости, представляющая собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых центральным органом, но вместе с тем достаточно самостоятельных в определении методов работы и решении конкретных задач. Создание инфраструктуры рынка труда сопровождалось формированием нового поколения служащих, деятельность которых изначально была нацелена на решение и экономических, и социальных проблем. Совместная работа со специалистами из развитых стран, имеющими большой опыт в решении конкретных задач, стажировки в них специалистов из стран Восточной Европы, Балтии и России, адаптации полученных знаний применительно к потребностям своих стран позволили в кратчайшие сроки освоить и успешно использовать методы, отработанные в развитых рыночных экономиках в течении десятилетий.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.

Новое на сайте

>

Самое популярное