Домой Связной Наложение ограничений на расчетный счет. Заявление об отмене блокировки

Наложение ограничений на расчетный счет. Заявление об отмене блокировки

Согласно статье 858 Гражданского кодекса РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. В то же время пункт 3 статьи 845ГК допускает возможность ограничения распоряжения средствами на счете и в случаях, установленныхдоговором между клиентом и банком.Как былоотмечено в литературе,указанные в статье 858 Кодекса ограничения, в отличие от предусмотренных пунктом 3 статьи 845, относятся к случаям вмешательства не участвующих в договоре банковского счета уполномоченных государственных органов в данные договорные отношения.

Законодательству Российской Федерации известны два вида подобных ограничений: арест денежных средств на счете и приостановление операций по счету. Рассмотрим же их по порядку.

Согласно статье27 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»от 2 декабря 1990 г. N 395-I(далее - закон о банках) на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.Кроме этого законавозможностьареста денежных средств предусмотрена также в других федеральных законах. По ним правом ареста средств на счете обладают:

а) суды (судьи) по гражданским и уголовным делам, находящимся у них в производстве, в качестве меры обеспечения иска, обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества по уголовным делам (ст. 140 ГПК РФ, 91 АПК РФ, ст.230 УПК РФ);

б)органы предварительного расследования по уголовным делам в качестве меры обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества по уголовным делам (прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора и при наличии судебного решения (ст. 115 УПК РФ);

в) судебные приставы-исполнители в целях последующего взыскания денежных средств (ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствиисо статьей 27 ФЗзакона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.Часть7 ст. 115 УПКРФ также предусматривает, что при наложении ареста на принадлежащие подозреваемому обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств, на которые наложенарест. Другие законодательные акты не дают описания процедуры ареста денежных средств на счете (во вкладе). Таким образом, под арестом денежных средств на счете в кредитной организации следует понимать блокирование определенной денежной суммы на счете, на которую наложен арест, и исключение возможности ее списания. Высший арбитражный суд России дал разъяснения нижестоящим судам, что арест налагается на денежные средства на счете, а не на сам счет. То есть, невозможно наложить арест, если на счете отсутствуют денежные средства.Если к моменту поступления в банк постановления об арестеостаток по счету превышает арестовываемую сумму, то в части превышения клиент может свободно распоряжаться денежными средствами, если остаток меньше арестовываемой суммы – арест налагается на имеющуюся сумму средств.Но, а если средств на счете вообще не имеется, то банк возвращает документ о наложении ареста и извещает уполномоченное на арест лицо об отсутствии средств на счете.На практике возможны случаи, когда в кредитную организацию поступает постановлениеоб арестес требованием не только арестовать имеющиеся насчете суммы, но и блокировать суммы, которые будут поступать на счет в дальнейшем. Конечно арест сумм, поступающих на счет в будущем, не укладывается в законодательное определениеареста, и подобные требования представляются неправомерными. Однакоарест средств в нынешнем виде малоэффективен. К моменту поступления в банк постановления об аресте средств на счете может не быть, но они могут поступить на него в последующем, когда банку уже ответил полномочному на арест лицу о неисполнении либо о частичной неисполнении постановления об аресте в связи с отсутствием (полным или частичным) средств на нем. Данные обстоятельство следует признать недостатком действующего законодательства, так как резко снижается возможность достижения тех целей, для которых собственно и производится арест. Представляется, что de lege ferenda необходимо изменитьрежим ареста денежных средств на счете, прямо предусмотрев в законодательстве возможность ареста средств, поступающих на счет в последующем.

Нельзя согласиться смнением Ф. Гизатуллина о том, что «при аресте средств на счете, наложенногосудами общей юрисдикции в силу ст.390 ГПК РФ, а также для ареста, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя об аресте и списании денежных средств в силу п.12.7 положения Банка России от 3.10.02 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", применяется накопительный метод, поскольку в соответствии с указанными нормами все причитающиеся клиенту платежи до полного погашения взыскиваемой суммы должны перечисляться взыскателю или на депозитный счет суда.» .Из приведенных автором норм такое совершенно не следует! Накопительный метод используется при исполнении исполнительного или расчетного документа о взыскании, а не решения уполномоченного органа об аресте средств.

Наложение ареста на денежные средства не означает, что обеспеченное арестом требование получает преимущество перед иными требованиями, предъявленными к счету, то есть очередность списания, установленная ст. 855 ГК РФ продолжает действовать.

Приостановление операций по счетам в самом Законе о банках не упоминается, но предусмотрено следующими законодательными актами:

а )Налоговым кодексом РФ в качестве полномочий налоговых и таможенных органов (ст. ст. 34,76);

б) Федеральным законом«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в качестве полномочийуполномоченного органа финансового мониторинга и самих банков (ст. ст. 7, 8);

в) Бюджетным кодексом РФ в качестве полномочий органов федерального казначейства (ст. ст. 282, 284).

Согласно пунктам 1, 2ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам организации применяется в целях обеспечения исполнения решенияналогового (таможенного) органа о взыскании налога (сбора) либо в случае непредставления налоговой декларации, а по счетам индивидуального предпринимателя – только в случае непредставления декларации. Определение банковского счета, по которому возможно приостановление операций,дается в ст. 11 Налогового кодекса РФ. По счетам налогоплательщика-организации приостановление операций означает в соответствии с п. 1 ст.76 НК прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Иное предусмотренное в том же пункте статьи: владелец счета может совершать расходные операции со счета, если эти платежи по очередности исполнения, установленной гражданским законодательством, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Такая очередность установлена статьей 855 ГК РФ для случаев, когда средств на счете не хватает для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, но для целей ст. 76 НК имеет значение не достаточность средств на счете, а назначение платежа при списании. Списанию в целях исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предшествуют списания первой и второй очередей, установленных п. 2 ст. 855 ГК РФ : списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов, списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору. В таком случае оказывается невозможнымвыплатить заработную плату работникам организации, поскольку списание для нее оказалось в одной очереди с выплатой налогов и сборов, но есть возможность списать заработную плату работникам по исполнительным документам на основании судебного решения (вторая очередь).

Большие споры вызываетвозможность списания средств со счета во исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в случаях приостановления операций по счету.Имеются два мнения. По первому, основанномуна целевом толковании норм ст. 76 НК РФ, признается, что если операции приостановлены в связи с неуплатой налога, то банк обязан исполнить поручение клиента или налогового органа, направленное на уплату (взыскание) налога. Аргументом сторонников этого мнения является также диспозиция ст. 134 НК РФ, по которой исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) влечет ответственность банка в виде штрафа.

Второемнение основано на буквальном толковании и исходи из невозможности списания со счета в целяхуплаты (взыскания) налогов.Такое мнение в некоторых случаях разделяется и арбитражной практикой. Представляют интерес выводы,содержащиеся в решении Арбитражного судаКрасноярского края от 14 октября 2003 г. Суд в мотивировочной части своего решения сослался натак и не получивший юридической силы (по причине отказа Минюстом в госрегистрации) Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утв. приказом МНС РФ от 2 апреля 2003 г. N БГ-3-29/159. Согласно пункту 7 Порядкав банки направляются только решения (о приостановлении операций – А. А.) по тем счетам, на которые налоговый орган не выставляет инкассовые поручения. Действительно, платежный документ по исполнению налоговой обязанности исполняется фактически в третьей очереди (с учетом нормы статьи 26Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"). Значит, независимо от того, приостановлены операции или нет, платежи первой и второй очереди все равно должны быть исполнены до уплаты налога. А платежи четвертой и пятой очередей не проходят, пока не уплачены налоги. Кроме того, только при принятии второй точки зрения имеет смысл абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ, по которому не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке. При поддержке первой позиции платежи, находящиеся в той же очереди, что и налоги, а это - заработная плата по трудовым договорам, оказываются ущемленными, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.12.1997 № 21-П. Только если допустить возможность их оплаты можно принять первую точку зрения.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета (п. 9 ст. 76 НК).

Другим законодательным актом, регламентирующим приостановление операций по банковским счетам, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Согласно его п. 10 ст. 7организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитные организации, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6указанного законапорядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Такие перечни рассылаются в кредитные организации Федеральной службой по финансовому мониторингув соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27. При неполучении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций по счетам на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной (абз. 3 ст. 8).

В данных случаях, в отличие от приостановления операций налоговым (таможенным) органом, приостанавливаются все расходные операции, независимо от очередности, установленной гражданским законодательством. Отличия такжесостоят в том, что, во-первых, приостановление операций начинается с даты, когда распоряжение клиента о списании должно быть выполнено, то есть не позднее следующего операционного дня, следующего за днем дачи распоряжения клиентом, если иной срок не установлен законом или договором банковского счета (ст. 849 ГК РФ), а во-вторых, имеет срок действия, по истечении которого автоматически утрачивает силу.С учетом всего этогооно представляется неэффективным, учитывая его максимальный срок в пять дней и отсутствиеполномочий каким-то образом решать судьбу средств на счете. Если в иных случаях денежные средства могут блокироваться на счете до последующего их взыскания, то в данном случае уполномоченный орган таких прав не имеет. Единственное, что он может сделать уполномоченный орган, так это направить информацию и материалы вправоохранительные органы, но пока он это сделает, так и пятидневный срок пройдет.

Законодательство Российской федерации также предусматривает приостановление операций по счетам в кредитных организацияхв качестве меры в отношениинарушителей бюджетного законодательства (ст. 282 Бюджетного кодексаРФ). В соответствии с ч. 3 ст.284 БК РФ руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.В отношении именно банковских счетов такой случай предусмотрен статьей 117 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" при установлении факта незакрытия федеральными учреждениями счетов в валюте Российской Федерации, открытых им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок приостановления операций при этом должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Однако для случаев приостановления операций именно по банковским счетам Постановлением от 14 февраля 2004 г. N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"утверждение такого порядка было возложено наМинистерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Приказом Минфина РФ от 26 октября 2004 г. N 94н утвержден Порядок приостановления органами федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях (филиалах) для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно пункту 8 Порядка приостановление операций по счетам федеральных учреждений в банке означает прекращение банком всех операций по списанию средств за исключением исполнения обязанностей федерального учреждения по уплате налоговых платежей в бюджет и платежей, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также за исключением перечисления, на основании платежного поручения федерального учреждения, суммы остатка денежных средств на счете, открытом в банке, на счет органа федерального казначейства.

Постановление органа федерального казначейства подлежит исполнению банком с момента его получения и до закрытия счета федеральным учреждением.

При любом из видов ограничений на распоряжение счетом дискуссионнойявляется возможность закрыть счет с имеющимся остатком средств на нем ираспорядиться ими (ст. 859 ГК РФ). Право клиента расторгнуть договор банковского счета и, соответственно, закрыть счет в любое время, является безусловным, однако свободное распоряжение остатком на счете при его закрытии фактически не согласуется с ограничениями на расходные операции, которые устанавливаются при аресте и приостановлении операций по счету. В таком случае, получив заявление клиента о закрытии счета с остатком и арестом или приостановлением операций банк не должен его принимать к исполнению. Аналогичное мнение налоговых органов изложено в Письме МНС РФ от 16 сентября 2002 г. N 24-1-13/1083-АД665.

Определенные трудности такжеможет вызвать вопрос конкуренции нескольких актов ограничения средств на счете.Вполне реальна ситуация, когдапо счету сарестованными средствами приостанавливаются операции, либо наоборот.Какому акту следует отдать предпочтение?Оба вида ограничений установлены федеральными законами и обе направлены на достижение конституционно значимых целей: исполнение судебных решений и уплату налогов. Судебная практикаисходит из невозможности исполнения постановления о приостановлении операций при аресте средств на счете. Мне кажется, в такой ситуации более верным будет не исключать полностью возможность исполнения более позднего по времени поступления в банкрешения об аресте (приостановлении операций),а исключать его в той мере, в какой это исполнение противоречит предшествующему решению.


С. В. Сарбаш. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. М. «Статут». 1999- С. 155

См.п. 6Постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРФ от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», а такжеп. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"// СПС «Гарант» индивидуальных предпринимателей.

С учетом содержания Постановления Конституционного суда РФ от 23.12.1997 № 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 26Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"

см. Ф. Гизатуллин. Указ соч, а также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2004 г. NА33-1874/03-С3-Ф02-4976/03-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03АК; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03АК; письмо МНС от№ // СПС «Гарант»

Несогласованность ст. 134 НКсо ст. 76нашло отражение в п. 47 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

См.решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2003 г. N А33-11564/03-С3, оставленное без измененияПостановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2004 г. N А33-11564/03-С3-Ф02-621/04-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2002 г. N А65-15261/2001-СА1-7к; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2001 г. N Ф08-288/2001 // СПС «Гарант»

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2003 г. N А64-9/02-11 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2004 г. N КА-А40/9323-04 // СПС «Гарант»

Зачастую компании подвергаются аресту счетов, а разблокировка счёта может быть затянута налоговиками на несколько месяцев. В соответствии со статьёй 76 Налогового Кодекса РФ, временное прекращение совершения операций по банковским счетам способно принести компаниям и предпринимателям огромные убытки, причём даже пара дней ареста банковских счетов может нести серьёзные негативные последствия.

В данной статье речь пойдёт о том, возможно ли более быстрое снятие ареста с расчётного счёта легальными методами и каким образом целесообразнее всего это сделать.

Арест средств на счёте и блокировка расчётного счёта

Какие существуют меры по ограничению прав по распоряжению денежными средствами, находящимися на банковских счетах организаций? С точки зрения законодательства (статья 858 ГК РФ ), существует две меры ограничения:

  • Арест денежных средств, которые находятся на счёте организации или предпринимателя;
  • Приостановление (блокировка) операций по расчётному счёту.
Меры ограничения прав по распоряжению банковскими денежными средствами
Арест денежных счетов на расчётном счёте Приостановление (блокировка) операций по расчётному счёту
– Аресту подлежит определённая сумма денежных средств, которые находятся на счёте;

– Арест не может быть наложен на сам счёт организации и на будущие поступления денежных средств, со есть не происходит блокировки самого счёта и новые, неарестованные суммы, могут быть использованы организацией на расходные операции.

Нормативно-правовой акт: 2 раздел информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.1996г. №6

Кто может остановить операции по банковским счетам?

1) Налоговая инспекция;

2) Таможенные органы.

Ситуации, связанные с арестом счёта и комментарии к ним

Ситуация Ответ Комментарий
1 Имеют ли право сотрудники ИФНС и ФТС (Федеральной Таможенной службы) на арест расчётного счёта организации, признанной банкротом ? Нет, не имеют права Действия банка при получении от ИФНС решения об аресте счёта компании-банкрота: сообщение о невозможности исполнения данного решения.

Момент признания организации банкротом и начало завершающего этапа процедуры банкротства – открытие конкурсного производства позволяет снять ограничение на распоряжения имуществом организации (в том числе и распоряжение денежными средствами), которые были наложены ранее, при этом возникает недопущение наложения новых ограничений (согласно пункту 1 статьи 126 ФЗ от 26.10.2002г. №127 ).

Другие документы, подтверждающие данное решение:

1) Контролирующие ведомства: письмо Минфина России от 16.12. 2008г. №03-02-07/1-514, п.7 письма УФНС России по г. Москве от 02.042003 г. №11-15/17644;

2) Арбитражный суд: постановление Президиума ВАС РФ от 18.12.2007г. №6615/07, ФАС Уральского округа от 25.11.2008г. №Ф09-8801/08-С3, Московского округа от 06.03.2008г. №КА-А40/1365-08, и проч.

2 Возможен ли перевод денег с арестованного счёта на другой счёт в другом банке одной и той же организации? Нет, не возможен Факт получения банком от ИФНС или ФТС решения о приостановлении операций по счёту является причиной прекращения любых операций по данному счёту, однако существуют платежи, на которые арест счёта не распространяется, согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ и пункту 1 статьи 155 ФЗ №311 от 27.11.2010г.

Когда происходит блокировка счёта?

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 76 НК РФ, ИФНС может приостановить операции по расчётному счёту в следующих случаях:

  • Когда организация или ИП не исполнили (проигнорировали) уплату налога (пеней или штрафов) по требованию от ИФНС;
  • Когда не было предоставлено налоговой декларации в установленный срок.

В первом случае, согласно абзацам 3 и 4 пункта 2 статьи 76 НК РФ, операции по расходованию денежных средств приостанавливаются банком в рамках суммы, которая была указана в решении о приостановке, остальные суммы, сверх арестованных, согласно письму Минфина РФ №03-02-07/1-268, от 09.07.2008г. и №03-02-07/1-304 от 21.06.2007г., могут быть использованы организациями и ИП по назначению.

Во втором случае, согласно информации из письма Минфина РФ №03-02-07/1-182 от 17.04.2007, не возникает никаких ограничений на сумму блокировки, а, следовательно, организации и ИП не имеют права расходовать эти денежные средства со своего расчётного счёта. Важно отметить, что новые поступления также подвергаются блокировке.

Итак, как долго длится блокировка расчётного счёта? Ответом на этот вопрос служит информация из пункта 7 статьи 76 НК РФ, на основании которой можно сказать, что блокировка счетов длится с момента получения банком решения ИФНС или ФТС о приостановлении операций по счетам организации до момента отмены этого решения.

На каком основании может произойти отмена ареста счёта?

Перечислим решения, которые служат основанием для разблокировки расчётного счёта:

  • Решение ИФНС;
  • Решение суда;
  • Решение любого другого органа или ведомства в соответствии с нормами законодательства РФ.

Вопрос: Возможна ли разблокировка счёта организации или ИП банком, после получения им от представителя организации или ИП копии решения об отмене блокировки счёта от ИФНС или ФТС?

Ответ: Нет, такой исход не возможен.

Комментарий: Решение о разблокировке счёта банк (его представитель) может получить от ИФНС или ФТС под расписку или в электронном виде (это важно, чтобы точно знать дату получения данного решения), согласно пункту 4 статьи 76 НК РФ и пункту 6 статьи 155 ФЗ №311 от 27.11.2010г.

Следовательно, никакая копия решения о разблокировке счёта не может служить основанием для отмены банком приостановки операций по счёту, только оригинал данного решения имеет влияние на действия банка в отношении заблокированного счёта. Данное мнение также подтверждается в письмах Минфина РФ №03-02-07/1-150 от 30.03.2007г., №03-02-07/1-266 от 31.05.2007.

Как происходит разблокировка счёта?

Основания для ареста счёта Когда отменяется арест счёта НПА, служащий доказательством для отмены блокировки счёта
Неисполнение требования ИФНС или ФТС по уплате налога/пени/штрафа Решение об аресте должно быть отменено не позднее одного дня с момента получения документов или копий таких документов о взыскании платежей Пункт 8 статьи 76 НК РФ
Несвоевременная подача налоговой декларации Решение об аресте подлежит отмене не позднее одного дня после представления декларации в ИФНС Пункт 3 статьи 76 НК РФ
Решение отменяется, когда сумма средств на счёте превосходит сумму, которая указана в решении (организация предварительно обращается в ИФНС с заявлением об отмене блокировки счёта , при этом в заявлении должны быть указаны реквизиты счетов на, которых есть сумма, которая необходима для взыскания).

Не позднее, чем через 2 дня ИФНС должна принять решение об отмене блокировки на сумму, которая превышает размер взыскания (которая заблокирована).

Банк получает такое решение на следующий день или ранее.

Пункт 9 статьи 76 НК РФ;

Приказ ФНС РФ №ММВ-7-8/662 от 03.10.2012 (форма решения об отмене ареста).

Пункт 4 статьи 76 НК РФ

Ситуации, связанные с разблокировкой счёта

Ситуация Комментарий
1 Каким образом может быть отменено решение ИФНС о блокировке счёта, если оно признано судом недействительным? ИФНС в своей деятельности и решениях подчиняются и руководствуются положениями Налогового Кодекса РФ, и другими федеральными законами, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) РФ, согласно пункту 3 статьи 30 НК РФ.

При этом, согласно пункту 1 статьи 16 АПК РФ, все решения арбитражного суда, которые вступили в силу, обязательны к исполнению на всей территории РФ.

Следовательно, если арбитражным судом было признано решение о блокировке счёта недействительным, то необходимо представить в ИФНС действующее судебное решение и только тогда в самые кратчайшие сроки должна произойти разблокировка счёта.

Важный момент: согласно пункту 9.2 статьи 76 НК РФ, неправомерная блокировка счёта ИФНС влечёт за собой выплату процентов организации, счёт которой был заблокирован.

2 Какая ИФНС вправе принять решение о разблокировке банковских счетов организации, которая за время ареста счёта изменила свой адрес? Согласно разъяснениям, которые даны в письме Минфина №03-02-07/1-484 от 14.12.2007г. на положения пункта 7 статьи 76 НК РФ, решение об отмене блокировки счёта вправе принимать другая ИФНС, соответствующая новому местонахождению организации.
3 Возможно ли получение сотрудником организации (по доверенности, которая выдана банком) получить в ИФНС оригинал решения об отмене блокировки счёта для того, чтобы принести его в банк для ускорения процесса разблокировки? Да, такой исход возможен. Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского Кодекса РФ, банк имеет право на выдачу доверенности сотруднику организации: таким образом, сотрудник организации становится доверенным лицом банка.

Легальные способы, которые помогут ускорить процесс разблокировки

Период, на который возможно сократить процесс разблокировки Описание способа
1 Несколько часов Личное общение с сотрудниками банка: необходимо обратиться к сотрудникам банка с просьбой о своевременном и незамедлительном предупреждении о блокировке счёта или каких-либо ограничениях по банковским операциям (так как ИФНС и ФТС, как правило, не предупреждают о таких решениях организации).
2 Несколько дней Попытка разблокировки части счетов: важно немедленно подать заявление в банк, в котором будет сказано, что сумма денежных средств на заблокированных счетах превышает сумму, указанную в требовании, на основании которого было принято решение о блокировке. Подтверждается такое заявление банковской выпиской. Не позднее двух дней ИФНС обязана вынести решение о разблокировке.
3 Несколько дней Замена блокировки счёта на другие меры обеспечительного характера (согласно пункту 11 статьи 101 НК РФ):

гарантия банка ;

Арест расчетного счета налоговой инспекцией (часто так называют приостановление операций по счетам) осуществляется на основании ст. 76 НК РФ и фактически замораживает все денежные средства на счете компании. На каких основаниях происходит арест и как его снять, читайте далее в материале.

Арест счета налоговым органом

По решению налоговой инспекции на расчетный счет налогоплательщика может быть наложена блокировка (иногда ее называют арестом) — прекращение выполнения банком расходных операций по счету (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). Исключения составляют первоочередные платежи (оплата труда, алименты, налоги).

Что спишут раньше с заблокированного счета: зарплату или налоги? Ответ вы найдете по ссылке .

Арест счета налагает следующие ограничения:

  • движение денежных средств на заблокированном счете, приводящее к уменьшению остатка, запрещено;
  • запрещено открывать новые счета не только в той кредитной организации, в которой на счет наложен арест, но и в любой другой;
  • кредитные учреждения не имеют права открывать на имя владельца заблокированного счета вклады и депозиты (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Какие операции доступны при заблокированном счете, см. .

Может ли налоговая наложить арест на счет

Для того чтобы наложить арест на счет, налоговики должны принять решение о блокировке расчетного счета налогоплательщика. Оснований для такого решения может быть несколько:

  • налоговики хотят обеспечить взыскание недоимки, пени, штрафа, процентов, начисленных согласно гл. 9 НК РФ, посредством денег, находящихся на банковских счетах (пп. 8-10 ст. 46, п. 10 ст. 68, п. 2 ст. 76, подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • налогоплательщик пропустил срок представления налоговой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • налогоплательщик не представил квитанцию о приеме документов, переданных налоговым органом в установленные сроки;
  • налоговый агент не представил расчет 6-НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • работодатель не представил расчет по страховым взносам (п. 3.2 ст. 76 НК РФ) — с 30.08.2018 .

Однако заблокировать можно не все счета налогоплательщика, а только открытые по договору банковского счета, который заключается также при открытии валютного счета. Следовательно, налоговая инспекция имеет право на блокировку как рублевых, так и валютных расчетных счетов (п. 2 ст. 11, абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Возможно также приостановление операций по счетам, открытым в драгоценных металлах (с 01.06.2018 — см. закон о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 343-ФЗ).

Могут ли налоговики заблокировать залоговый счет, см. в этой публикации .

В отношении процентов, начисляемых на основании гл. 9 НК РФ, следует заметить, что ст. 46, 76 не содержат прямого указания на право приостановления операций по расчетным счетам. Однако оно вытекает из того, что проценты взыскиваются в том же порядке и в те же сроки, что и недоимки, в то время как приостановление операций по счетам — обеспечительная мера взыскания недоимки.

Отмена ареста счета

Арест счета может быть отменен после устранения его причины (абз. 2 п. 3, п. 8 ст. 76 НК РФ). Если арест накладывался с целью обеспечения средств для взыскания недоимки, то после уплаты задолженности по налогам, пеням, штрафам и процентам арест счета будет снят по решению налоговых органов.

Если арест связан с непредставлением налоговой декларации или расчета 6-НДФЛ, РСВ то снятие произойдет после того, как документы будут представлены в налоговую службу. То же относится и к пропуску срока представления квитанции о приеме документов.

На снятие ареста по решению налоговиков потребуется определенное время, срок зависит от основания ареста. При этом инспекция несет ответственность за нарушение сроков снятия ареста со счета в виде процентов (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Решение об отмене имеет установленную форму, утвержденную приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Когда блокировка счета считается незаконной, узнайте из этой публикации .

Как снять арест с расчетного счета

Если у вас нет возможности ожидать отмены ареста счета, то можно ускорить процесс:

  1. При уплате недоимки, пени, штрафа, процентов платежные документы или их копии необходимо предоставить в налоговую службу вместе с заявлением на снятие ареста со счета (п. 8 ст. 76 НК РФ).
  2. Представление декларации, расчета 6-НДФЛ или РСВ также позволит снять арест со счета (абз. 2 п. 3, абз. 2 п. 3.2 ст. 76 НК РФ). Одновременно с ними необходимо подать заявление на снятие ареста со счета.
  3. Если сумма денежных средств, находящихся на банковском счете, превышает сумму арестованных денежных средств, то для возобновления операций по счету необходимо составить заявление произвольной формы (п. 9 ст. 76 НК РФ). В данном случае арест можно будет снять только с того счета, который указан в резолютивной части решения об отмене приостановления операций. При этом остальные заблокированные счета останутся без изменений (письмо Минфина России от 16.01.2013 № 03-02-07/1-10).
  4. Представление квитанции о приеме документов, истребованных налоговым органом документов и пояснений, либо явка самого налогоплательщика с соответствующим заявлением позволят снять арест со счета (подп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Для снятия ареста предусмотрены иные основания, регламентированные федеральными законами. Арест со счета снимается автоматически, если предприятие находится на стадии ликвидации, конкурсного производства или признано банкротом. При этом инспекция не выносит соответствующего решения (письма Минфина России от 16.09.2013 № 03-02-08/38179, от 16.11.2010 № 03-02-07/1-534 (п. 1), постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 № 09АП-11202/2011-АК).

Возможны ли выплаты по судебному решению, если счет заблокирован за несдачу декларации, узнайте по ссылке .

Итоги

Чтобы наложить арест на счет, налоговики должны принять решение о блокировке расчетного счета налогоплательщика. Оснований для такого решения может быть несколько: компания не исполнила требование ИФНС об уплате налога (пеней, штрафов), не представила налоговую декларацию и/или расчет 6-НДФЛ и др.

Арест счета может быть отменен после устранения его причины (уплаты недоимки (пени, штрафа), представления налоговой отчетности и т. д.).

Арест со счета снимается автоматически, если предприятие находится на стадии ликвидации, конкурсного производства или признано банкротом.

Зачастую налоговый орган применяет такую меру воздействия на налогоплательщиков, как приостановление операций на счетах в банке, тем самым значительно затрудняя деятельность предприятия. При этом действия налоговиков не всегда правомерны. Разберемся, в каких случаях контролирующий орган имеет право приостановить операции и чем грозит блокировка счета. Можно ли в данном случае открыть счет в другом банке? Что можно сделать, если средства на счете превышают ту сумму, из-за которой приостановлен счет? Как снять блокировку?

Основания и порядок приостановления операций по счету

Процедура приостановления операций по счету регулируется ст. 76 НК РФ и означает прекращение банком всех расходных операций, за исключением тех, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Зачисление поступивших денежных средств на счет производится без ограничений.

Итак, право на приостановление операций на счетах возникает у налоговиков в следующих случаях:

  1. Организация или предприниматель не исполнили в срок требование об уплате налога, пени, штрафа. В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Решение о приостановлении не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ ). Эта же мера применяется для исполнения решения о взыскании процентов, поскольку согласно п. 10 ст. 68 НК РФ они взыскиваются по тем же правилам, что и налоги, пени и штрафы. Блокируются расходные операции на ту сумму, что указана в решении о приостановлении операций и в решении о взыскании. Платежи свыше данной суммы могут быть произведены.
  2. Организация или предприниматель не представили налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее подачи. В такой ситуации инспекция вправе вынести решение о блокировке всех открытых счетов организации (предпринимателя). При этом сумма остатка денежных средств на счетах налогоплательщика роли не играет, заблокированы будут все денежные средства, находящиеся на счетах и поступающие на них (п. 3 ст. 76 НК РФ ). Десятидневный срок на основании п. 6 ст. 6.1 НК РФ исчисляется в рабочих днях.
Крайний срок, по истечении которого налоговый орган не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам в банке, в настоящее время Налоговым кодексом не установлен (Письмо ФНС РФ от 09.02.2011 «Разъяснения по вопросу приостановления операций по счетам налогоплательщика за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество организаций» ). Однако с 01.01.2015 данный срок будет ограничен тремя годами со дня истечения десятидневного срока (абз. 3 пп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ )

Обратите внимание

С 01.01.2015 налоговый орган получает дополнительное право заблокировать счет, если налогоплательщик в течение 10 дней после окончания установленного срока не исполнил обязанность по передаче квитанций о приеме направленных ему в электронной форме требований о представлении соответствующих документов, пояснений, уведомлений о вызове в налоговый орган (пп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ ).

Напомним, что с 01.01.2014 представление декларации по НДС на бумажном носителе не предусмотрено. Столичные налоговики в Письме от 12.03.2014 № 24-15/022540 разъясняют, что несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме грозит ответственностью в соответствии со ст. 119.1 НК РФ - в виде штрафа в размере 200 руб. При этом отмечается, что приостановление налоговым органом операций по счетам в банке за непредставление декларации по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не предусмотрено.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в качестве которых выступает в том числе приостановление операций по счетам в банке (п. 1 ст. 76 , пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ ).

По иным основаниям счет не может быть заблокирован.

Решение о блокировке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляется в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ ). Копия решения передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

По каким счетам могут быть приостановлены операции

Давайте разберемся, о каких счетах идет речь в ст. 76 НК РФ . Статья 11 НК РФ счетом признает расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 ГК РФ ).

Получается, что блокируется счет, на который денежные средства могут зачисляться и с которого могут расходоваться. Это, прежде всего, расчетный счет, причем как рублевый счет, так и валютный - при недостаточности средств на рублевых счетах (п. 1 , 2 , 5 , 6.1 ст. 46 , п. 2 ст. 76 НК РФ ). Заблокирован может быть и корпоративный счет, предназначенный для проведения работниками расчетов за счет средств организации с использованием банковских корпоративных карт и для учета операций, совершаемых с использованием названных карт. Мнение о том, что корпоративный счет обладает всеми признаками банковского счета, высказал Президиум ВАС в Постановлении от 21.09.2010 № 2942/10 по делу № А 50-8557/2009 .

По каким счетам не могут быть приостановлены операции

Инспекция не вправе приостанавливать операции:
  • по транзитным счетам, поскольку они не соответствуют признакам счета, указанным в п. 2 ст. 11 НК РФ . Транзитные счета открываются для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом независимо от волеизъявления организации (п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И , Письмо Минфина РФ от 16.04.2013 № 03 02 07/1/12722 );
  • по ссудным счетам, так как они используются для предоставления заемщикам и возврата ими денежных средств (кредитов). Ссудный счет не является счетом по смыслу договора банковского счета (п. 1 Информационного письма ЦБ РФ от 29.08.2003 № 4 , Письмо Минфина РФ от 21.11.2007 № 03 02 07/1-497 );
  • по депозитным счетам, поскольку данные счета открываются на основании договора банковского вклада (п. 1 ст. 834 ГК РФ ). Организации не могут перечислять с них денежные средства, а значит, такие счета не соответствуют понятию банковского счета (Письмо Минфина РФ № 03 02 07/1-497 ). При этом нужно учитывать следующее. Согласно п. 5 ст. 46 НК РФ не производится взыскание налога с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии названного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в указанный банк поручение налогового органа на перечисление налога. Банки обязаны сообщать налоговикам в том числе о наличии вкладов (депозитов) в банке и об остатках денежных средств на них (п. 2 ст. 86 НК РФ );
  • по расчетным счетам, открытым для осуществления совместной деятельности товарищества, в связи с тем, что денежные средства на таком счете являются общей собственностью, а не собственностью налогоплательщика. Причем взыскание налога может быть произведено только за счет денежных средств, принадлежащих непосредственно налогоплательщику на праве собственности (Постановление ФАС ЦО от 28.08.2009 № А 68-9966/2008-5/18 ).

Что означает приостановление операций

По счету, который заблокирован, нельзя проводить расходные операции: к примеру, с него нельзя перевести деньги контрагенту или снять средства по чековой книжке. При этом не всегда и не все расходные операции прекращаются.

Так, если счет заблокирован на сумму, указанную в решении о взыскании недоимки, то с расчетного счета могут производиться операции сверх названной суммы (абз. 3 , 5 п. 2 ст. 76 НК РФ ). Приостановление операций по счетам не распространяется и на платежи очереди более ранней, чем списание налогов (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ ). Очередность платежей установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ . Согласно данной норме при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований определена следующая очередность:

  1. в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  2. во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет, а также поручениям ФСС и ПФР на списание и перечисление сумм страховых взносов;
  4. в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  5. в пятую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Иными словами, списание налогов по поручению налогового органа - это платеж третьей очереди. Соответственно, при недостатке денежных средств банки обязаны сначала исполнить платежи первой и второй очередей, а только затем списать налоги.

Платежи одной очереди осуществляются в порядке календарной очередности поступления документов. Например, платежное поручение на выплату заработной платы и инкассовое поручение ИФНС относятся к одной очереди - третьей, поэтому если платежка на зарплату поступит в банк раньше, чем поручение ИФНС, то банк обязан будет сначала исполнить его, а затем, если деньги на счете останутся, - поручение ИФНС (Письмо Минфина РФ от 06.03.2014 № 03 02 07/1/9689 ).

Если операции приостановлены по причине непредставления декларации (на основании п. 3 ст. 76 НК РФ ), при отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджет банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (Письмо Минфина РФ от 11.07.2013 № 03 02 07/1/26857 ).

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ ).

Заметим, что с 01.01.2014 согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ в п. 12 ст. 76 НК РФ , при наличии решения о приостановлении операций по счетам банкам запрещено открывать новый счет или предоставлять право использовать новые электронные средства платежа.

В целях обеспечения требований данного пункта ФНС в Письме от 20.02.2014 № ПА -4-6/3003 сообщила, что с 03.02.2014 в эксплуатацию внедрен интернет-сервис «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков», который позволяет банкам получать актуальную информацию о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке. Интернет-сервис является открытым, общедоступным и предназначен для использования в банках.

Напомним, что до внесения соответствующих поправок организации и предприниматели не могли открыть счет только в тех банках, куда было направлено решение о приостановлении операции по счетам.

Также не удастся закрыть арестованный счет, если на нем есть остаток денег, поскольку при закрытии счета остаток должен быть израсходован, а расходные операции производиться не могут. Даже в том случае, если остатка денег на счете нет и счет закрывается, решение о приостановлении операций все равно продолжит действовать, и новый счет открыть тоже не удастся. Закрытие банком счета, в отношении которого принято данное решение, не является основанием признания соответствующего решения утратившим силу или прекратившим действие (Постановление ФАС ВСО от 01.02.2013 по делу № А 19-12728/2012 ).

Поэтому организация или предприниматель заинтересованы в том, чтобы счет как можно быстрее был разблокирован.

Как разблокировать счет

Блокировка счета отменяется решением налогового органа при наличии соответствующих оснований:
  • уплата организацией (индивидуальным предпринимателем) задолженности в бюджет или взыскание задолженности налоговым органом. Приостановление операций по счету снимается при получении инспекцией документов (их копий), которые подтверждают погашение недоимки (пеней, штрафов). Чтобы ускорить процесс разблокировки счетов, их можно предоставить в инспекцию самостоятельно вместе с заявлением о снятии приостановления операций. Принять решение об отмене своего решения инспекция должна не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (п. 8 ст. 76 НК РФ );
  • предоставление декларации. Получив декларацию, инспекция обязана не позднее следующего рабочего дня вынести решение об отмене приостановления операций по банковским счетам (абз. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ ). Если декларация была отправлена, но инспекция все равно заблокировала счета (например, при отправке декларации по почте), то рекомендуется подать заявление в ИФНС об отмене блокировки вместе с документами, подтверждающими своевременное направление декларации (например, почтовую квитанцию о направлении письма);
  • получение налоговым органом заявления от налогоплательщика-организации о разблокировке счетов. Право на разблокировку счетов возникает, если сумма денежных средств на счетах больше суммы, проставленной в решении о приостановлении операций (п. 9 ст. 76 НК РФ ). Заявление подается в произвольной форме. В нем нужно указать счет, на котором достаточно денежных средств для погашения задолженности, и приложить подтверждающие документы (выписку банка). Также указываются счета, которые необходимо разблокировать. Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения заявления принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, прописанной в решении налогового органа о приостановлении операций.
Не позднее рабочего дня, следующего за вынесением решения об отмене блокировки, налоговая инспекция направляет это решение в банк, а его копию - организации (предпринимателю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 76 НК РФ ).

Если названные сроки будут нарушены, равно как в случае неправомерного приостановления операций, инспекция должна будет выплатить проценты за дни неправомерной блокировки счетов. Порядок начисления процентов прописан в п. 9.2 ст. 76 НК РФ : они начисляются за каждый календарный день нарушения срока в принятии решения об отмене блокировки и (или) за каждый день просрочки в передаче решения об отмене приостановления операций в банк. Если решение об аресте счета изначально было вынесено неправомерно, то проценты начисляются за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения об отмене приостановления операций.

Начисляются проценты на ту сумму денежных средств, которая непосредственно была заблокирована на счете, то есть которой организация не могла распоряжаться из-за неправомерных действий налоговиков, а не на сумму, указанную в решении. Например, если по решению налогового органа счет был неправомерно заблокирован на 100 000 руб., но на счете находилось всего 30 000 руб., то проценты будут начислены только на 30 000 руб. Подтверждается это и арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС МО от 13.02.2013 по делу № А 40-59298/12 99 342 ).

В случае неправомерной блокировки счета в связи с неполучением налоговым органом декларации (то есть когда счета блокируются полностью) проценты следует начислить на те денежные средства, которые находились на заблокированных счетах.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций.

Когда инспекция не вправе блокировать счет

Проанализировав разъяснения контролирующих органов и судебные решения, можно обобщить информацию касательно случаев, когда инспекция не вправе блокировать счета.

Итак, блокировка счета может быть признана неправомерной в следующих ситуациях:

  • непредставление в срок бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина РФ от 04.07.2013 № 03 02 07/1/25590 );
  • непредставление в срок налоговым агентом расчетов, предусмотренных ч. II НК РФ (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 );
  • наличие в представленной налоговой декларации ошибки, если она не является основанием для отказа в приеме декларации (например, неправильно указанный КПП) (Письмо Минфина РФ от 04.07.2013 № 03 02 07/1/25589 );
  • непредставление в срок сведений о среднесписочной численности (Постановление ФАС МО от 27.02.2009 № КА -А40/644-09 );
  • неполучение инспекцией в срок декларации по вине почты или оператора телекоммуникационной сети (Постановление ФАС МО от 10.11.2010 № КА -А41/13633-10 );
  • подписание декларации неуполномоченным лицом (постановления ФАС УО от 06.05.2013 № Ф 09-3372/13 по делу № А 60-31906/12 , от 19.10.2011 № Ф 09-6635/11 ).
Получается, что если инспекция вынесла решение о приостановке операций по счетам неправомерно, его можно оспорить.

Итак, мы выяснили, что ст. 76 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Все остальные основания являются поводом для оспаривания решения.

Приостановить операции налоговый орган вправе только по тем счетам, которые открыты по договору банковского счета. Он не вправе приостанавливать операции по транзитным, ссудным, депозитным счетам, а также счетам, открытым для осуществления совместной деятельности.

Если на счете денег больше, чем указано в решении о приостановлении операций, сверх этой суммы операции можно осуществлять. Однако если не представлена налоговая декларация, счет блокируется полностью. Также приостановление операций по счетам не распространяется на платежи очереди более ранней, чем списание налогов.

Блокировка счета создает проблемы в текущей деятельности предприятия, и, чтобы избежать этого, рекомендуется не откладывать отправку деклараций по почте или телекоммуникационным каналам связи на последний день, а также не тянуть с уплатой налогов, сборов. Если все же приостановление произошло, то в силах предприятия ускорить его отмену, устранив причину блокировки счета и максимально быстро уведомив об этом инспекцию.

Начиная с 2014 года банки не открывают новые расчетные счета компаниям, чьи другие счета заблокированы. Как именно это правило применяется на практике? На этот и другие вопросы по блокировке счетов нам ответил Сергей Тараканов , советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

Коротко о важном

— Как банк может узнать, есть ли у компании заблокированные счета?

— Через новый сервис ФНС, называется он «БАНКИНФОРМ», его интернет-адрес service.nalog.ru/bi.do .

— Вправе ли инспекторы блокировать счета, если вместо электронной декларации по НДС компания сдаст бумажную?

— Нет, не вправе.

— Сергей Александрович, с этого года изменились правила работы с расчетными счетами — теперь банки не вправе открывать компании новый счет, если у нее уже есть заблокированные в любом кредитном учреждении. Но как банкиры будут узнавать эту информацию?

— Летом прошлого года ФНС России запустила новый сервис «БАНКИНФОРМ». С января 2014 года данный сервис позволяет банкам получать информацию о приостановлении операций на счетах. Для этого по адресу service.nalog.ru/bi.do надо ввести ИНН налогоплательщика и БИК банка, от имени которого проверяется информация. В ответ система покажет, действует ли на данный момент в отношении налогоплательщика решение о приостановке расходных операций. Если да, то будут показаны дата решения о блокировке и код налогового органа, который принял данное решение.

— Получается, что налогоплательщики тоже могут пользоваться этим сервисом, проверяя собственные счета и счета контрагентов, если ввести ИНН и БИК любого банка?

— Да, любой человек может зайти на сайт service.nalog.ru/bi.do и проверить, не принято ли в отношении того или иного налогоплательщика решение о приостановке операций. Число обращений к базе данных никак не ограничено. Главное, знать ИНН и БИК банка.

— Скоро начнется период квартальной отчетности по НДС, которую теперь почти все компании должны сдавать через Интернет. Если отправить вместо электронной бумажную отчетность, вправе ли будут инспекторы блокировать счета компании?

— Я считаю, что в этой ситуации инспекция не вправе приостанавливать операции. Одним из оснований для блокировки счета является опоздание налоговой декларации более чем на 10 дней (п. 3 ст. 76 НК РФ. — Примеч. ред.). Но компания отчиталась. Значит, у ИФНС появляется только основание применить штраф по статье 119.1 Налогового кодекса РФ — 200 руб. за каждый отчет, представленный в бумажном формате вместо электронного.

— А если случайно перепутать форму и отчитаться на недействующем бланке?

— В такой ситуации также не вправе приостанавливать операции по счету. Есть судебная практика, согласно которой , сдающий отчетность в срок со всеми необходимыми данными, но на устаревшем бланке, считается выполнившим свои обязательства.

— Сейчас инспекторы обязаны отправлять в банк решения о разблокировке счетов в течение суток. Но иногда счета по-прежнему остаются блокированными очень долго. Может ли представитель организации взять в инспекции копию решения об отмене блокировки и отнести ее в банк, чтобы ускорить процесс?

Юридическую силу имеют решения налоговых органов об отмене приостановления операций, направленные в банки исключительно в электронной форме. Иных способов доставки таких решений законодательство не предусматривает. Но, по моему мнению, в исключительных случаях такие решения могут быть направлены на бумажном носителе. Например, если есть какие-то технические проблемы и банк никак не может получить решение в электронном виде.

— Но довольно часто инспекторы все же запаздывают с разблокировкой счетов.

— В таком случае я рекомендую обратиться с жалобой в УФНС и также подать заявление о выплате процентов за задержку. Так, решение о приостановлении операций по счетам отменяют не позднее одного рабочего дня, следующего за датой, когда компания сдала нужную декларацию. Если инспекторы нарушили этот срок, то налогоплательщик вправе получить проценты за каждый календарный день неправомерной приостановки операций. Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Новое на сайте

>

Самое популярное