Домой Микрозаймы Восстановление довоенного уровня производства в ссср. Состояние экономики ссср после окончания войны

Восстановление довоенного уровня производства в ссср. Состояние экономики ссср после окончания войны

1. Экономика СССР после войны Потери СССР в Великой Отечественной войне: -Разрушено городов – Уничтожено сел и деревень – 70 тысяч -Взорваны и выведены из строя – млн. заводов и фабрик -Уничтожено шахт – Уничтожено железнодорожных путей – 65 тыс.км. -Сократились посевные площади – на 36,8 млн. человек




К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны К концу войны удалось восстановить народное хозяйство на одну треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. Дали: -Свыше половины общегосударственных заготовок зерна -Четверть скота -Около трети молочных продуктов


2. Экономические дискуссии гг. В августе 1945 г. Правительство дало поручение Госплану (председатель Н.А.Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана


«Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов Говорили об их неэффективности Говорили о положительном ослаблении государственного давления на производителей в годы войны Проводили аналогии с нэпом Но победила точка зрения Сталина о продолжении курса на строительство коммунизма


3. Развитие промышленности Западные специалисты считали, что восстановление экономики в СССР займет не менее 25 лет На самом деле он составил 5 лет Возрождение промышленности происходило в очень тяжелых условиях: -Нехватка продуктов -Тяжелые условия труда и быта -Высокий уровень заболеваемости и смертности -Покупка облигаций -Многие жили в землянках и бараках



Решить острые проблемы предстояло: -путем перекачки средств из деревни в город -С помощью развития трудовой активности рабочих -Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого стал ленинградский токарь Г.С.Борткевич


На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета При повышении производительности труда понижались расценки Шире использовались научно-технические разработки (в основном на предприятиях военно-промышленного комплекса), где шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, ракетных систем…


Кроме ВПК, преимущество отдавалось также: -Машиностроению -Металлургии -Топливной -Энергетической промышленности на развитие которых уходило 88% всех капиталовложений в промышленность -Легкая и пищевая промышленность не минимальных потребностей населения


В 1950 г. Промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% Славным творцом этих успехов стал народ Большое значение имели: -сверхцентрализованная экономическая модель -Перераспределение средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности -Значительную роль сыграли репарационные платежи Германии -Роль труда заключенных и военнопленных


4. Сельское хозяйство Из войны вышло ослабленным Его продукция в 1945 г. Не превышала 60% от довоенного уровня В 1946 г. – сильная засуха Начался голод И засуху победим!" - плакат 1946 г




Колхозников спасало подсобное хозяйство Но в гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков Были повышены налоги с доходов от продаж на рынке Торговать разрешали крестьянам, колхозы которых выполнили поставки государству


В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот, что вызвало массовый забой (до 2 млн. голов) Денежная реформа 1947 г. Больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома Колхозники фактически лишены была паспортов, им не оплачивали дни, когда они не работали по болезни, не платили пенсии по возрасту




6. Курс на «закручивание гаек» Этот курс получил теоретическое обоснование в 1952 г. в работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» В ней он отстаивал идеи: -преимущественного развития тяжелой промышленности -Ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве -Отрицание оживления рыночных отношений




Задание: 1. В чем причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? 2. Почему восстановление народного хозяйства было завершено к началу 50-х гг.? 3. Почему сельское хозяйство находилось в бедственном положении после войны?

Вторая мировая война стала самой кровопролитной и разрушительной во всей мировой истории. Особенно большие жертвы на алтарь победы пришлось принести советскому народу. До сих нор невозможно точно определить число советских людей, погибших в годы войны. Первоначально количество погибших оценивалось в 7 млн человек. Но это цифра, названная И. В. Сталиным в 1946 г., была предварительной. Она не учитывала не только всех потерь в тылу, но даже всех фронтовых потерь.

В 1960–1970-е гг. общее число погибших оценивалось уже в 20 млн человек, в наши дни – более чем в 27 млн человек. Косвенно о масштабах потерь свидетельствует тот факт, что численность населения СССР в 1946 г. составила 172 млн человек, т.е. примерно столько же, сколько и в 1939 г., а ведь за эго время к Советскому Союзу присоединились огромные, густонаселенные территории на западе и востоке страны.

Помимо тяжелейших прямых потерь, война привела к существенным искажениям половозрастной структуры населения. Среди погибших в годы войны людей репродуктивного возраста до 80% составляли мужчины. Кроме того, в результате того, что на фронт в основном призывались молодые люди, война «состарила» советское общество. Одним из результатов этого становится падение рождаемости. Сокращение рождаемости происходит также из-за неблагоприятных психологических и экономических условий, созданных войной и трудностями перехода к миру.

Во время войны в обществе резко увеличилось количество больных и увечных. Нельзя не сказать и о социальных проблемах, вызванных войной: рост преступности, алкоголизма, бытовой необустроенности. Столкнулся Советский

Союз и с таким неизбежным спутником всякого лихолетья, как беспризорность. Наконец, предстояло решать множество непростых вопросов, связанных с демобилизацией 11-миллионной армии. Многие солдаты уходили на фронт прямо со школьной парты или студенческой скамьи и ничего, кроме войны, в жизни повидать еще не успели. Всему обществу предстояло заново учиться жить мирной жизнью.

Велик также и материальный ущерб от войны. Только прямые потери от оккупации составили 679 млрд рублей. Советский Союз потерял 32 тыс. предприятий, 50% лошадей и 20% крупного рогатого скота. В стране было разрушено 6 млн зданий, 1710 городов и поселков, 70 тыс. деревень. 25 млн человек лишилось крова. Гитлеровцы уничтожили 40 тыс. больниц, 84 тыс. школ, техникумов и вузов, 43 тыс. библиотек.

Не следует также забывать, что переход от войны к миру уже сам по себе всегда во всех странах вызывает большие сложности. Казалось, что советская страна повержена если не навсегда, то очень надолго.

Возрождение народного хозяйства

Страна, вышедшая из войны, практически не обладала необходимыми резервами: в предшествующие годы многое необходимо было отдавать фронту. Не приходилось рассчитывать и на помощь извне: поставки по ленд-лизу показали их слабую эффективность, кроме того, после войны союзники соглашались помочь СССР только при условии отказа со стороны советского руководства от проведения независимой политики внутри страны и на международной арене. Лишь в этом случае Америка готова была распространить на СССР стабилизационный план госсекретаря Джорджа Маршала, в недавнем прошлом генерала, начальника генштаба США, участника всех конференций лидеров Большой тройки.

Народ, только что одержавший самую великую в истории человечества Победу, не мог принять таких унизительных условий, хотя некоторые партийные лидеры и не видели другого пути выхода из кризиса. Выбор в пользу самостоятельного развития полностью оправдал себя. Пессимистические расчеты и опасения не оправдались. Советский Союз, выиграв войну, оказался способен еще на одно чудо: колоссальным напряжением усилий удалось в кратчайшие сроки залечить нанесенные войной раны и выйти на новый уровень развития. После войны Советский Союз, наряду с США, становится одной из двух сверхдержав, чья мощь опиралась не только на престиж прошлых побед, но и на развитый экономический потенциал.

После войны для подъема экономики обществу предстояло решить несколько важных задач. Нужно было провести демилитаризацию экономики, восстановить разрушенное войной хозяйство, определить приоритеты дальнейшего развития. Как и до войны, остро стояла проблема источников финансирования экономического роста.

Первоначально реконструкция народного хозяйства замедлялась тем, что подавляющее большинство предприятий работало на оборону. Согласно данным ЦСУ СССР, в 1945 г. выпуск продукции составлял 92% к уровню 1940 г. По при этом наибольшее развитие получили предприятия тяжелой промышленности, тогда как легкая промышленность производила немногим более половины товаров по сравнению с довоенным временем. Поэтому перевод экономики на мирные рельсы сразу привел к падению производства промышленной продукции, объем которой составил в 1946 г. лишь 77% к уровню 1940 г.

Еще более тяжким было положение в сельском хозяйстве. В 1945 г. количество вспаханных земель не превышало 75% но сравнению с довоенными показателями, а количество собранного хлеба было в два раза меньше. Восстановление села и всего народного хозяйства было резко осложнено неурожаем, который в 1946 г. поразил многие районы страны. Начавшись в Молдавии, засуха 1946 г. быстро распространилась на другие южные, наиболее плодородные районы страны.

В условиях угрозы разрастания голода правительство приняло чрезвычайные меры, направленные на экономию хлеба. Для некоторых категорий населения осенью 1946 г. были снижены суточные нормы пайка, выдаваемого по карточкам. Были полностью ликвидированы продовольственные пайки для 85% сельских жителей. В наименьшей степени меры по экономии затронули служащих аппарата управления и армию. В соответствии с духом времени были приняты шаги по ужесточению законодательства за расхищение государственной и колхозной собственности.

Голод имел тяжелые последствия не только для сельского хозяйства. Он сопровождался ростом смертности, психических расстройств, преступности, демографическим спадом, ростом заболеваемости тяжелыми болезнями (в частности, в 1946 г. было зафиксировано несколько вспышек эпидемии тифа). Современные историки оценивают количество жертв голода в 3 млн человек.

Для нормализации положения в народном хозяйстве страны требовались неординарные, экстренные меры. Их осуществление было предусмотрено планом четвертой пятилетки (1946–1950 гг.), принятом Верховным Советом СССР в марте 1946 г. Первостепенное внимание в плане четвертой пятилетки уделялось восстановлению тяжелой промышленности. В то же время ставились задачи роста и перед отраслями легкой промышленности, ответственной за обеспечение материального благополучия населения. Согласно замыслу советского руководства, к 1948 г. страна должна была достичь довоенного уровня производства, а к концу пятилетки на 48% превысить его. Значительное содействие восстановлению народного хозяйства должны были оказать репарации с Германией и Японией. Но все же главными по-прежнему оставались внутренние источники, прежде всего деревня.

В сфере развития наукоемких технологий пятилетним планом развития ставилась задача превзойти достижения науки за пределами СССР. Переоснащение народного хозяйства должно было способствовать укреплению обороноспособности. В частности, важнейшей задачей Советского Союза в послевоенные годы становится ликвидация ядерной монополии Америки и угрозы ядерного шантажа с ее стороны. И. В. Курчатов и другие советские физики- ядерщики еще до получения данных разведки об американской ядерной программе смогли выйти на создание собственной ядерной бомбы, которая по своим показателям превосходила американскую бомбу. Ее успешные испытания были проведены 29 августа 1949 г. на ядерном полигоне под Семипалатинском. Известие об этом повергло в шок американские правящие круги и серьезно изменило военно-политическую ситуацию в мире.

Большой вклад в разработку ядерного щита СССР внесли также разведчики и многие видные зарубежные ученые, такие как Клаус Фукс. Они сотрудничали с советской разведкой, поскольку симпатизировали Советскому Союзу, победившему фашизм, и разделяли коммунистические убеждения. Следует подчеркнуть, что, в отличие от первых ядерных разработок в США, советская ядерная программа была нацелена на использование в первую очередь мирного атома. Еще до создания советской ядерной бомбы в 1948 г. в СССР заработала первая в мире атомная электростанция.

Восстановление экономики СССР после войны было невозможно без стабилизации финансов. С целью приведения в норму расстроенного денежного хозяйства страны в 1947 г. была проведена денежная реформа. Денежная реформа 1947 г. достаточно подробно исследована в исторической и экономической литературе. Однако, как правило, в учебных, популярных и даже научных изданиях причины реформы произносятся скороговоркой или вообще не называются, что, конечно, не способствует правильному пониманию реформы.

Одной из важнейших ее причин было наличие в обороте огромного количества фальшивых рублей. Следует иметь в виду, что это были не кустарные подделки, а выполненные полиграфическим способом высококачественные изделия, поскольку выпуском фальшивых рублей занималось правительство фашистской Германии для подрыва денежной системы СССР. Все территории, оккупированные в годы войны фашистами, а это самые густонаселенные районы страны, были наводнены этими фальшивыми деньгами. Второй причиной было общее увеличение денежной массы, затруднявшее оборот. Третьей причиной являлось создание в годы войны теневых капиталов, возникавших из-за разницы государственных и коммерческих цен, воровства и спекуляции.

В ходе реформы был произведен обмен старых денег в соотношении 10:1, разменная монета обмену не подлежала. Не подлежали переоценке вклады населения размером до 3 тыс. рублей (таких было 80%). Вклады до 10 тыс. рублей пересчитывались по принципу: первые три тысячи рублей – один к одному, остальная часть вклада – 3 старых рубля к 2 новым. Если вклад превышал 10 тыс. рублей, то первые десять тысяч пересчитывались по указанному курсу, а все, что превышало эту сумму в пропорции 2 старых рубля, за один новый.

Некоторые авторы полагают, что реформа ударила в основном по рабочим, крестьянам и служащим, не имевших вкладов, в то время как спекулянты успели узнать о подготовке реформы и разукрупнить свои вклады. Это мнение не имеет под собой веских оснований, так как реформа готовилась в условиях строгой секретности, и тех, кто мог злоупотребить своей осведомленностью, было немного, а все случаи злоупотреблений преследовались но законам того времени. Население, не имевшее вкладов, пострадало умеренно, так как зарплата стала сразу же выплачиваться новым, «потяжелевшим» рублем. Вместе с тем даже критики денежной реформы 1947 г. сходятся во мнении, что, несмотря на издержки, она позволила решить задачу стабилизации финансов.

Проведение обмена денег являлось важным условием отмены карточек. Карточная система была отменена в одном пакете с реформой рубля в декабре 1947 г. – раньше, чем в других воевавших странах. Отмена карточек сопровождалась отменой двойной системы цен. Вместо существовавших в годы войны пайковых и коммерческих цен вводились единые розничные цены. В среднем розничные цены были на несколько процентов выше пайковых, но примерно в 3 раза ниже коммерческих цен. Тем не менее для большинства населения эта мера несла материальные потери: в годы войны далеко не каждый мог позволить себе покупки в коммерческих магазинах, а некоторое повышение цен на общедоступные товары коснулось всех.

Закономерным итогом и достойным финалом финансовых преобразований становятся мероприятия 1950 г. Имеется в виду, что с этого времени было прекращено определение курса рубля на базе доллара. Рубль полностью перевели на золотую основу. Советская валюта стала более твердой, возросла ее покупательная способность, увеличились объемы внешней торговли.

Чтобы компенсировать населению понесенные потери, вернуть цены к довоенному уровню, а также для стабилизации рынка советское руководство с 1948 г. начинает проводить ежегодное снижение цен. Это, в свою очередь, стимулировало рост производства. Снижение цен проводилось на уравнительных принципах, оно было направлено не на дифференциацию доходов, а на их выравнивание, что диктовалось существовавшими в те годы идеологическими установками.

В литературе политика снижения цен трактуется неоднозначно. Одни полагают, что реформа проводилась за счет деревни, другие утверждают, что польза от снижения цен для людей труда была минимальна. Эти суждения нуждаются в уточнении. Во-первых, снижение цен касалось в равной мере товаров и сельскохозяйственного, и промышленного производства. Так, если принять цены 1947 г. за 100%, то в 1954 г. индекс цен на продовольственные товары составлял 38%, а на непродовольственные 53%, а в среднем цены снизились на 57% – более чем вдвое.

Принятые правительством меры существенно повысили платежеспособность населения, а также спрос на товары. По данным статистики, в 1949 г. после снижения цен среднесуточная продажа мяса увеличилась на 13%, масла – на 30%, спрос на часы увеличился в два раза, на велосипеды и патефоны в 4,5 раза. Соответственно увеличились объемы торговли. В то же время в 1954 г., когда снижение цен прекратилось, довоенный уровень цен на многие товары достичь еще не удалось. Нс в полном объеме удалось наполнить прилавки дешевыми товарами. Тем самым проводившиеся в 1948–1954 гг. реформы носили незаконченный характер.

Одной из главных черт развития экономики СССР в послевоенное пятилетие было продолжающееся использование груда заключенных. Объем работ, выполнявшихся в системе ГУЛАГа, существенно возрос по сравнению с довоенным периодом. Труд заключенных использовался на ядерных объектах, при строительстве Байкало-Амурской магистрали, на металлургических предприятиях. Только в одном 1951 г. на стройках МВД силами преимущественно заключенных было выполнено капитальных работ на сумму в 14,3 млрд рублей.

Предприятия лагерей и колоний МВД произвели валовую продукцию на общую сумму в 16,3 млрд рублей. Все это было достигнуто тяжелым, фактически каторжным трудом. В то же время труд заключенных был экономически малоэффективен. В частности, проведенное после войны по приказу Л. П. Берии обследование показало, что средняя стоимость содержания используемых на строительстве заключенных выше, чем средний заработок вольнонаемных строителей. Видя скорый экономический крах ГУЛАГа, Берия добивался передачи системы лагерей из МВД в Министерство юстиции.

В целом, несмотря на отмеченные выше противоречия и проблемы, послевоенное восстановление было завершено в намеченные сроки и полном объеме. Были подняты из руин заводы Ленинграда, Киева, Сталинграда. Несмотря на страшные разрушения, был возрождены Днепрогэс, электростанции Донбасса, Воронежа, Харькова, Приднестровья. Горняки Донбасса за годы послевоенной пятилетки смогли вернуть в эксплуатацию 129 шахт, при этом продолжая осваивать новые. Благодаря трудовому энтузиазму народа в 1946–1950 гг. было возвращено в строй 6200 промышленных предприятий. В эти же годы было приведено в прежнее состояние и построено более 100 млн м2 жилья.

Кроме того, СССР сумел создать существенные топливные и сырьевые резервы, что гарантировало высокие темпы развития страны и ее безопасность. Менее успешно заживляло нанесенные войной раны село. Но и здесь наметились серьезные позитивные сдвиги. К началу 1950 г. удалось в основном восстановить поголовье скота. Расширились посевные площади, возросло производство основных видов сельхозпродукции. К концу пятилетки валовая продукция села достигла в целом довоенного уровня.

Великая Отечественная война нанесла колоссальный удар по народному хозяйству СССР*. Людские и материальные потери были беспрецедентны. Число погибших, по уточненным данным, составило до 27 млн человек, а число раненых и искалеченных вообще не поддается сколько-нибудь точным подсчетам. В 1946 г. население СССР, составлявшее 172 млн человек, едва превышало уровень 1939 г.

* Отсутствие или крайний дефицит достоверных статистических данных по развитию советской экономики (особенно обобщающих, итоговых показателей народного хозяйства, финансовой, внешнеторговой деятельности, включая платежный баланс, величину золотовалютных резервов и др., а также ВПК и т.д.) заставляют прибегать к официальной статистике, несмотря на явную сомнительность, а нередко и прямую фальсификацию показателей. Приводимые здесь и далее новые или уточненные данные, оценки специально оговариваются.

Сумма прямых потерь, нанесенных войной народному хозяйству, в 1945 г. была оценена в 679 млрд руб., что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. Огонь войны бушевал на территориях, наиболее развитых в экономическом отношении. На них проживало 40% населения, выпускалась 1 / 3 валовой продукции промышленности, находились основные житницы Советского Союза (Украина, Северный Кавказ и т.д.). Было разрушено 31 850 предприятий. В 1945 г. промышленность освобожденных от фашистской оккупации районов производила лишь 30% довоенной продукции. Наибольший ущерб был нанесен черной металлургии (по выпуску металла и добыче руды страна была отброшена более чем на 10–12 лет), нефтяной (отставание составило 15 лет), угольной, химической промышленности, энергетике и машиностроению.

В то же время общий уровень промышленного производства в 1945 г. по официальной советской статистике снизился лишь на 8% по сравнению с 1940 г. Этому способствовала невиданная по своим масштабам эвакуация. Было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий, из них более 1,5 тыс. крупных, тем самым началось ускоренное развитие восточных районов, где было введено в строй 3,5 тыс. крупных предприятий, особенно бурными темпами увеличивалось военное производство. В результате индустриальная мощь Урала выросла в 3,6 раза, Западной Сибири – в 2,8 раза, Поволжья – в 2,4 раза.

В результате при общем сокращении промышленного потенциала тяжелая промышленность (по традиционной советской классификации, так называемая «группа А» – производство средств производства) на 12% превысила довоенный уровень. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства возрос в 1945 г. до 74,9%. Достигнуто это было во многом за счет резкого падения производства и без того слаборазвитых легкой и пищевой промышленности. В 1945 г. выпуск хлопчатобумажных тканей составлял лишь 41% от уровня 1940 г., кожаной обуви – 30%, сахара-песка – 21% и т.д. Таким образом, война нанесла не только колоссальный ущерб промышленности, но и изменила ее географическую и особенно отраслевую структуру. Поэтому в некотором отношении Великую Отечественную войну можно рассматривать как очередной, весьма специфический этап в дальнейшей индустриализации СССР.


Во время войны было разрушено 65 тыс. км железнодорожных путей, 91 тыс. шоссейных дорог, тысячи мостов, множество судов, портовых сооружений и линий связи. Общий объем перевозок в 1945 г. был почти на четверть, а речного и автомобильного транспорта – почти наполовину меньше, чем перед войной.

Колоссальные потери понесло сельское хозяйство. Было разорено до 100 тыс. колхозов и совхозов, 2,9 тыс. машинно-тракторных станций. Трудоспособное население деревни уменьшилось почти в 1.5 раза. Энерговооруженность сельского хозяйства упала почти на 40%. Поголовье лошадей сократилось примерно в 1,5 раза, крупного рогатого скота – на 20%, свиней – на 65%. Посевные площади уменьшились на 36,8 млн гектаров, урожайность зерновых упала с 8,6 центнера с гектара в 1940 г. до 5,6 центнера с гектара в 1945 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. сократилась по сравнению с 1940 г. на 40%, производство зерна и хлопка упало в два раза, мяса – на 45%.

Полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень. В результате было уничтожено или пришло в негодность более половины городского жилого фонда, около 30% домов сельских жителей, крова лишились до 25 млн человек.

Таким образом, в отличие от промышленности и транспорта, которые хотя и понесли огромный урон, но тем не менее ускоренно, в первоочередном порядке восстанавливались уже в годы войны, положение в сельском хозяйстве и в социальной сфере было просто катастрофическим. Подавляющая часть населения страны буквально балансировала на грани выживания. В 1946 г. в результате неурожая и беспощадного выкачивания из деревни продовольственных ресурсов разразился страшный голод, охвативший до 100 млн человек. От голода и болезней в 1946–1948 гг. умерло около 2 млн человек.

Выбор экономической стратегии. Выбор экономической стратегии СССР, как всегда, определялся политическим курсом. В данном случае он зависел прежде всего от воли Сталина, соотношения сил в правящей элите, а также от международной обстановки и особенно ее интерпретации советским руководством.

Внешнеполитический фактор определял как степень конверсии и объем ресурсов, направлявшихся на развитие ВПК, так и уровень экономического сотрудничества с западными державами, и в частности возможности иностранных займов и инвестиций. Это были принципиальные обстоятельства, во многом определявшие масштаб накоплений, их структуру (в частности, долю внутренних накоплений в ВВП) и степень закрытости (автаркии) советской экономики.

Победа над фашизмом резко изменила международную обстановку. СССР стал не только полноправным членом, но и одним из лидеров мирового сообщества, его отношения с западными державами приобрели партнерский, казалось, даже дружественный характер.

Тем не менее речь шла не столько о более широком включении Советского Союза в мировой экономический контекст, сколько о выборе экономической модели развития. Война смела удушливую общественную атмосферу конца 30-х годов и дала импульс демократическому обновлению советской системы, надеждам на перемены к лучшему. В общественном сознании стал понемногу исчезать страх. Война приучила людей критически мыслить. Для многих из них она явилась «открытием» Запада. Впервые побывав за границей, миллионы советских граждан (более 6 млн человек в составе действующей армии и еще 5,5 млн репатриантов) смогли сами оценить достижения западной цивилизации и сопоставить их с советскими. Беспрецедентное широкое сотрудничество с «империалистическими» странами в борьбе с общим врагом и ослабление идеологического манипулирования в годы войны поколебали утвердившиеся стереотипы и вызвали интерес и симпатии к Западу.

Реформистские настроения проникали и в большевистскую элиту, заметно обновленную в годы войны. Война приучила управленческий корпус к инициативе и отодвинула на второй план выявление «вредителей» и «врагов народа». В военные годы снизилась степень централизованного государственного регулирования некоторых секторов экономики. В результате в районах, не подвергшихся оккупации, несколько возросли доходы сельских жителей. Забота о выживании населения и выполнении государственных заданий побуждала местные власти поощрять мелкотоварное производство. Возвращение к мирной жизни требовало или узаконивания, институализации этих новаций, существенной коррекции довоенной экономической политики, или возвращения к прежней сверхцентрализованной модели экономики с гипертрофированным военным сектором (даже гражданские предприятия имели одновременно и военный профиль, мобилизационные мощности на случай войны), строжайшим административно-политическим контролем за деятельностью хозяйственной администрации, предприятий и всех работников.

Уже в 1945–1946 гг. при рассмотрении проекта четвертого пятилетнего плана возникла дискуссия о путях восстановления и развития советской экономики. В эти и последующие годы выявился целый ряд руководителей различных рангов, выступавших за смягчение или изменение тех или иных аспектов советской экономической политики, более сбалансированное развитие народного хозяйства, некоторую децентрализацию его управления; подобные предложения высказывались также при выработке и закрытом обсуждении новой Конституции СССР и новой программы партии. Среди них были секретарь ЦК, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС А.А. Жданов, председатель Госплана Н.А. Вознесенский, председатель Совета Министров РСФСР М.И. Родионов, первый секретарь Курского обкома КПСС П. Доронин и др. Последний предлагал реорганизовать колхозы, радикально изменив роль крестьянских семей и превратив их в основную структурную единицу.

Свои расчеты они подкрепляли анализом международной ситуации, полагая, что переход к мирной жизни вызовет острый экономический и политический кризис, который не только предотвратит всякую угрозу создания антисоветской коалиции западных держав, но и, напротив, сулит СССР новые возможности, в частности, в качестве рынка сбыта для охваченных кризисом западных экономик.

Сторонники возврата к довоенной модели, среди которых были Г.М. Маленков, Л.П. Берия (курировавшие важнейшие военные проекты), руководители тяжелой промышленности, напротив, апеллировали к работам известного экономиста Е.С. Варги, который опровергал теорию скорого и неминуемого кризиса капитализма и доказывал его способности к приспособлению. Полагая, что это делает международную обстановку потенциально взрывоопасной, Маленков и Берия выступали за ускоренное развитие военно-промышленного комплекса.

Первую крупную победу им удалось одержать при утверждении четвертого пятилетнего плана. Принятый в мае 1946 г. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. содержал весьма напряженные задания и в качестве основной задачи провозглашал: «Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта...» Предполагалось уже в 1946 г. «завершить послевоенную перестройку народного хозяйства» и в ближайшее время не только догнать, но и превзойти «достижения науки за пределами СССР». Тем не менее многие аспекты экономической стратегии еще не вполне были определены. Задания четвертой пятилетки не исключали некоторой вариативности развития.

Однако прогрессировавший распад антигитлеровской коалиции, борьба с западными державами за раздел Европы и начало холодной войны способствовали окончательной победе сторонников централизации и развития ВПК, за спиной которых стоял Сталин*. К ужесточению внутренней политики и развертыванию террора. Сталина подталкивали и личный опыт, и некоторые внутренние факторы, в частности голод 1946 г., способствовавший резкому ужесточению контроля государства над деревней, и обострение социально-экономической ситуации в городах (в том числе с отменой карточной системы и денежной реформой 1947 г.).

* В отсутствие сплачивавшей мир угрозы фашизма изначально заложенные противоречия антигитлеровской коалиции, геополитические интересы держав неизбежно вели к новому расколу на враждующие блоки. После Потсдамской конференции (июль–август 1945 г.) и разгрома Японии (акт о капитуляции которой был подписан 2 сентября 1945 г.) противоречия между союзниками резко усилились. Важнейшей причиной развала антигитлеровской коалиции и начала военно-политической конфронтации послужила борьба за сферы влияния. Уже в 1945 г. усилиями советских властей по всей Восточной Европе были созданы подконтрольные «народно-демократические» правительства. Превращение Восточной Европы фактически в протекторат СССР стало неожиданностью для многих западных политиков, которые все еще рассматривали в качестве основы советской внешней политики коммунистическую идеологию, а не появлявшиеся у Сталина имперские амбиции и холодный геополитический расчет. Однако 5 марта 1946 г. Черчилль публично обвинил СССР в том, что тот отгородил Восточную Европу железным занавесом и призвал к организации давления на Советский Союз. По существу, это был призыв к открытой конфронтации с СССР. Тем не менее инерция союзнических отношений некоторое время еще сохранялась. В 1949 г. с образованием ФРГ, блока НАТО и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) раскол Европы на два враждебных лагеря был окончательно оформлен.

В 1947 г. Москва отказалась от участия в Плане Маршалла, направленного на экономическое возрождение Европы (западноевропейские страны получили по нему от США более 17 млрд долл.), и приступила к насаждению в Восточной Европе откровенно коммунистических правительств и к «социалистическим преобразованиям». В 1948 г. разразился острейший Берлинский кризис, едва не приведший к военному конфликту с США. Окончательная победа сторонников «жесткой линии» была закреплена полным разгромом их оппонентов. Были репрессированы Вознесенский (обвиненный в занижении показателей четвертой пятилетки), Родионов и многие другие хозяйственные руководители. Задания четвертой пятилетки были пересмотрены в сторону еще большего повышения. Новые, сверхнапряженные задания были даны военным производствам. СССР, как и США, развернули усиленную подготовку к «большой войне»*. Это и определило экономическую политику последних лет сталинского Советского Союза. Страна не только вернулась к прежней модели экономики, но и жила буквально в предвоенном режиме.

* Несмотря на относительную стабилизацию в Европе, стороны активно разрабатывали планы новой войны, причем США делали акцент на массированной атомной бомбардировке. Но и в СССР в 1949 г. впервые было взорвано ядерное устройство. В 1950 г. Северная Корея при помощи Китая и СССР попыталась вооруженным путем воссоединить страну. На стороне Южной Кореи под флагом ООН выступили США и 15 других государств. В северо-восточных районах СССР, вблизи Аляски началось ускоренное строительство аэродромов и военных баз, резко увеличились задания по производству вооружений. Эти и многие другие признаки свидетельствовали об ускоренной подготовке Сталина к вооруженному конфликту с США. Однако смерть Сталина сорвала эти планы, чреватые началом третьей мировой войны.

Форсирование развития тяжелой промышленности и ВПК, так же как и перед войной, сопровождалось мощными пропагандистскими кампаниями и развертыванием массового террора. Без него, без колоссального, невиданного в XX в. внеэкономического принуждения проводить подобную экономическую политику было невозможно. Репрессии, не прекращавшиеся в период Великой Отечественной войны, после ее окончания стали нарастать. Они обрушились не только на националистическое подполье в западных районах СССР, но и советских военнопленных (в фашистском плену находилось 5,7 млн человек, из которых 3,3 млн – погибли), оказавшихся после возвращения из гитлеровских концлагерей в сталинских лагерях, а затем и против различных представителей интеллигенции, военных и т.д. Последние надежды, все еще сохранявшиеся в обществе, окончательно перечеркнула кампания «по борьбе с космополитизмом», развернувшаяся с конца 1948 г. Играя на патриотических настроениях народа, Сталин хотел вытравить из народного сознания возникший в военные годы интерес и симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистические и антисемитские чувства и срочно воссоздать пошатнувшийся в войну образ внешнего врага. Развертывавшийся новый виток массового террора прервала смерть Сталина*.

* На всю страну прогремело «ленинградское дело», по которому были арестованы и затем расстреляны многие члены Совета Министров РСФСР и ленинградского руководства. В 1951 г. началась чистка министерства госбезопасности. Подбирался компромат на Берию, Молотова, Ворошилова и других большевистских бонз. В 1952 г. началось «дело врачей», обещавшее принять еще больший размах, чем ленинградское дело.

Тем не менее и за 1945–1953 гг. число заключенных только в лагерях и колониях ГУЛага, по имеющимся данным, выросло с 1,5 млн до 2,5 млн человек. По некоторым оценкам, в результате послевоенной волны репрессий в тюрьмах, лагерях, колониях и ссылках оказались 5,5–6,5 млн человек. Сфера лагерного, по сути рабского, труда была важнейшей, неотъемлемой частью советской экономики. Министерство внутренних дел стало крупнейшим хозяйственным ведомством. Руками заключенных сооружались многочисленные, крупнейшие объекты четвертой и пятой пятилеток в атомной, металлургической, энергетической промышленности, на транспорте.

Восстановление и развитие народного хозяйства. Перевод народного хозяйства на мирные рельсы проходил крайне болезненно. В официальном сообщении Госплана утверждалось, что в 1946 г. промышленность завершила в основном послевоенную перестройку производства, что валовой рост гражданской продукции составил 20%. Однако по общей динамике промышленного производства ничего не сообщалось. Из последующих сообщений вытекало, что план был недовыполнен, а производство сократилось на 17%. Спад производства, по официальным данным, был преодолен в 1947 г., когда рост валовой продукции промышленности составил 22%, а производительности труда – 13%. Уже в IV квартале 1947 г. был достигнут средний ежеквартальный уровень промышленного производства 1940 г. Ободренное этими результатами руководство увеличило некоторые показатели пятилетки. В 1948 г. промышленный рост составил 27% (превысив уровень 1940 г. на 18%), в 1949 г. – 20% (при этом было объявлено, что выпуск валовой продукции превзошел уровень пятилетнего плана на 1950 г., и задания пятилетки были вновь пересмотрены в сторону еще большего увеличения), в 1950 г. – 23%*.

* Эти заявления вызывают сомнения. План 1946–1947 гг. был выполнен на 100%, 1948 г. –на 106, а 1949 г. – на 102%. Таким образом, общее перевыполнение годовых заданий составило всего 8%, что вряд ли было достаточно для выполнения как бы дополнительного годового задания.

Согласно официальным данным, уже в 1948 г. объем промышленного производства в СССР достиг довоенного уровня, что, учитывая объем разрушений, являлось весьма неплохим показателем. В гораздо менее пострадавшей Англии этот уровень был достигнут в 1947 г., во Франции – в 1948 г., в ФРГ – в 1950 г.

По официальному сообщению Госплана – ЦСУ об итогах выполнения четвертой пятилетки, валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 г. увеличилась на 73% вместо 48% по пятилетнему плану. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в два раза (машиностроение – в 2,3 раза), а легкая -лишь на 23%. Основные производственные фонды увеличились на 58%, производительность труда в промышленности – лишь на 37%. В результате промышленное производство развивалось главным образом на экстенсивной основе. Определенные успехи были достигнуты во внедрении новой техники. Было освоено серийное производство более 300 видов конструкций станков и кузнечно-прессового оборудования.

Успехам в развитии индустрии, капитального строительства способствовал не только самоотверженный труд людей, жесткий политико-административный прессинг, неоднократное произвольное повышение норм выработок, продолжительности рабочего дня, но и огромная концентрация ресурсов, достигнутая за счет «экономии» на жизненном уровне народа, сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации Германии, составившие 4,3 млрд долл. в ценах 1938 г. Они не только обеспечивали до половины оборудования для объектов промышленности, но и подтолкнули научно-технический прогресс. Однако при всей своей значимости репарации и военные трофеи не могли компенсировать отсутствие крупных иностранных инвестиций, прекращения поставок по ленд-лизу и масштабную помощь СССР восточноевропейским странам советского блока – Китаю и Корее.

Значительные производственные мощности поначалу высвободила конверсия. В 1946 г. доля военных расходов в бюджете снизилась до 24% (против 32,6% в 1940 г.). Численность вооруженных сил в 1945–1948 гг. сократилась более чем в 3,9 раза: с 11,4 млн до 2,9 млн человек. Происходило резкое падение военного производства. В 1946 г. валовая продукция министерств вооружения и авиационной промышленности уменьшилась соответственно на 48 и 60%.

Произошли изменения в управленческой структуре. В сентябре 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, его функции перешли к Совнаркому. Некоторые военные наркоматы были ликвидированы или преобразованы в гражданские. В 1946 г. все они были переименованы в министерства. Система хозяйственных ведомств росла и изменялась. В целом система управления приобрела еще более бюрократический характер и была адаптирована к мирной жизни*.

* В 1946 г. на базе общесоюзных наркоматов военного времени были созданы по два министерства: для руководства районами, подвергшимися оккупации, и для восточных районов (угольная, нефтяная, рыбная промышленность). В дальнейшем они были слиты. Однако были созданы новые министерства (строительного и дорожного машиностроения, средств связи, медицинской, пищевой промышленности, а некоторые объединены (черная и цветная металлургия, текстильная и легкая промышленность).

Конверсия, однако, была далеко не полной. Уже с 1947 г. спад в некоторых военных отраслях вновь сменился подъемом. В авиационной промышленности, например, к концу 1949 г. производство достигло уровня 1945 г. После войны была принята колоссальная 10-летняя программа развития судостроения*. Хотя полностью она выполнена не была, к 1955 г. советский ВМФ имел кораблей основных классов в 2–3 раза больше, чем в 1945 г. Вместе с тем он по-прежнему оставался флотом преимущественно прибрежного действия.

* К 1955 г. предполагалось не только восстановить все судостроительные заводы, но и построить 8 новых, спустить на воду 4 тяжелых крейсера, 30 легких, 188 эсминцев, 244 только крупных и средних подводных лодок, 828 торпедных катеров и т.д.

Лучшие умы и ресурсы были брошены на создание новых видов вооружений: ракет, реактивной авиации, радиолокации, но прежде всего атомной бомбы. Уже в 1949 г. Советский Союз взорвал первое атомное устройство, а в 1953 г. создал водородную (термоядерную) бомбу.

Крупные успехи были достигнуты и в других сферах ВПК. В 1947 г. была создана первая советская баллистическая ракета дальнего действия. В 1953 г. удалось создать малогабаритный ядерный заряд, пригодный для размещения на ракетах. С этого же года в развитии военно-морского флота акцент был сделан на создание атомных подводных лодок. Таким образом, СССР обрел ракетно-ядерный потенциал.

По существу, к середине 50-х годов в СССР были заложены основы военно-промышленного комплекса, ставшего важнейшей, приоритетной частью экономики. Даже по официальной советской статистике, в четвертой пятилетке на укрепление обороноспособности было выделено 19,8% госбюджета (в первой пятилетке – 5,4%, во второй – 12,7% и за три года третьей – 26,4%).

Успехи в промышленности, военном деле базировались на жесточайшем административно-политическом нажиме на деревню, на откровенном ограблении крестьян. Нажим на деревню был сопоставим разве что с периодом массовой коллективизации, но теперь основные усилия партийных, советских, хозяйственных органов, а также милиции и госбезопасности были сосредоточены уже не на создании колхозов, а на беспощадном выкачивании из них продовольственных и денежных ресурсов. Нередко, выполнив государственный план поставок, колхоз оставался без хлеба. Виновными в такой ситуации оказывались председатели колхозов. В некоторых районах были осуждены до половины всех председателей колхозов. В целом по СССР в 1945 г. их было осуждено 5,8 тыс. человек, а в 1946 г. – уже 9,5 тыс. человек, в основном за раздачу зерна и сельскохозяйственных продуктов крестьянам и срыв государственных заготовок.

Простым колхозникам приходилось еще труднее. В результате развернутой государством кампании в 1946–1947 гг. площадь приусадебных участков крестьян была сокращена на 10,6 млн гектар. В то же время в 1947 г. средняя норма выдачи зерна на трудодень была ниже уровня 1940 г. почти в два раза (4,2 центнера против 8,2 центнера). При этом в некоторых областях норма выдачи зерна на трудодень составляла менее 300 г, а в некоторых колхозах зерна крестьянам не выдавали вовсе. В последующие годы, несмотря на некоторое улучшение положения, доходы от колхоза составляли в среднем лишь 20,3% денежных доходов семьи крестьянина, а 27,4% колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. Даже учитывая некоторое повышение норм выдачи продуктов на трудодень, можно констатировать, что изнурительная, порой 15-часовая работа в колхозе не столько обеспечивала крестьян, сколько давала им право кормиться за счет собственного, сократившегося в размерах приусадебного участка (причем, по статистике, колхозник работал на приусадебном участке лишь 17% отработанного времени).

Следует учитывать, что, не имея паспортов, крестьяне не могли покинуть деревню, а за невыполнение определенной нормы им грозила судебная ответственность.

Таким образом, после некоторого «послабления» в годы войны в советской колхозной деревне восстановилась, причем еще в более жестком виде, чем в 30-е годы, система принудительного труда. Оставаясь основным «донором» сталинской экономики, деревня, тем не менее, оставалась «пасынком» в выделении государственных ресурсов и темпах восстановления. Не случайно в начале 50-х годов деревня только приблизилась к довоенному уровню, хотя по четвертому пятилетнему плану должна была его превзойти на 27%. Даже в середине 1953 г., по признанию Хрущева, поголовье крупного рогатого скота было на 3,5 млн голов меньше, чем до войны. Урожайность зерновых даже в 1949–1953 гг. была заметно ниже, чем в 1913 г. (7,7 и 8,2 центнера с гектара). Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1950–1953 гг., по официальным данным, составляли 1,6%. Более того, небывалый нажим со стороны государства надломил советскую деревню. С 1950 г. число сельских жителей стало сокращаться.

Избранный в СССР вариант форсированного восстановления с опорой на внутренние ресурсы, сверхконцентрация средств в тяжелой, военной промышленности и страшный голод 1946 г. поставили десятки миллионов людей перед проблемой физического выживания, что не могло не вызывать определенного роста социальной напряженности. Отмена карточек в 1947 г. и конфискационная денежная реформа* серьезно ударили по широким массам, сделав недоступными для них многие товары, продававшиеся по коммерческим ценам. В результате в 1947–1950 гг. цены на товары снижались пять раз. В дальнейшем этот процесс как бы оторвался от его предыстории и отложился в массовом сознании как сталинский курс на регулярное снижение цен.

* Деньги обменивались в масштабе 1 к 10. При этом пропорциональный обмен – 1 к 1 – производился для вкладчиков сберкасс, имевших вклад до 3 тыс. руб., для тех, кто имел вклад от 3 до 10 тыс., обмен шел 2 к 3, а для вкладов более 10 тыс. – 1 к 2. Наиболее пострадали от реформы крестьяне, которые сумели накопить за 1941–1946 гг. некоторые суммы, но держали их у себя, поскольку боялись заявлять о своих доходах.

Несмотря на постепенное увеличение номинальной, а отчасти и реальной зарплаты, даже в городах уровень жизни 1940 г. был достигнут только в 1951 г., а уровень 1928 г., который, в свою очередь, едва-едва приближался к уровню 1913 г., был достигнут только в 1954г. Крайне обострилась жилищная проблема.

Таким образом, политическое руководство СССР в послевоенные годы избрало наиболее сложный и ресурсоемкий вариант восстановления и развития советской экономики. Он предусматривал не только автаркическое развитие, с опорой на собственные силы, но и был отягощен курсом на максимальное форсирование тяжелой индустрии и ВПК за счет беспрецедентного ограбления деревни, сдерживания роста жизненного уровня населения, развития социальной сферы, легкой и пищевой промышленности. Реализация такого курса требовала не просто масштабного внеэкономического принуждения, но и массовых репрессий.

В послевоенные годы в СССР окончательно сформировался тоталитарный режим и был осуществлен возврат к чрезвычайной экономике предвоенного периода. В конце 40-х – начале 50-х годов, как и в годы первых пятилеток, первоначальные, весьма напряженные задания в дальнейшем еще более повышались, экономику и всю страну в целом вновь побуждали жить в сверхнапряженном, почти фронтовом режиме. В сочетании с максимальным форсированием военного производства, развертыванием нового витка массовых репрессий внутри страны, резким обострением международной обстановки, включая продолжавшуюся войну в Корее, эти обстоятельства недвусмысленно свидетельствовали о подготовке Сталиным нового, глобального военного столкновения с США. Смерть Сталина 5 марта 1953 г. сорвала эти планы и резко изменила советскую экономическую стратегию. Вместо форсированной подготовки к атомному мировому конфликту новое политическое руководство вынуждено было выбрать экономическую политику, делавшую акцент прежде всего на решении внутренних проблем и исходившую из возможности длительного мирного сосуществования различных общественных систем.

У Великой Победы была и великая цена. Война унесла 27 млн. человеческих жизней. Хозяйство страны, особенно на территории, подвергшейся оккупации, было основательно подорвано: полностью или частично разрушено 1710 городов и городских поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железнодорожных путей, 75 млн. человек лишились крова. Концентрация усилий на военном производстве, необходимая для достижения победы, привела к значительному оскудению ресурсов населения и к снижению производства товаров народного потребления.

Во время войны резко сократилось и до того незначительное строительство жилья, в то время как жилищный фонд страны был частично разрушен. Позднее в действие вступили неблагоприятные экономические и социальные факторы: низкая заработная плата, острый жилищный кризис, вовлечение все большего числа женщин в производство и прочее.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.
Если анализировать структурный состав экспорта продукции из СССР на 1953 год, то 93% всего экспорта приходилось на машины и оборудование, и только 7% на иную продукцию, в том числе и на сырьевые товары. Это свидетельствует прежде всего о том, что экономика СССР была высокотехнологичной для того времени, и в основном способна была поставлять на экспорт прежде всего технологии, а не сырье. Нельзя отрицать, что после Великой Отечественной войны был взят курс на развитие легкой промышленности — автомобильной, жилого строительства, и значительного увеличения выпуска товаров народного потребления. Промышленные предприятия, ранее выпускавшие исключительно военную продукцию, в большинстве своем перенастраивались на выпуск гражданской продукции. Стремительными темпами развился научный потенциал СССР.

Были заложены основы жилищного строительства. Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. Вначале эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла (более 16 кг на 1 м³ здания) вскоре перешли на сборный железобетонный каркас (расход стали до 3,75 кг на 1 м³). С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.

Опыт был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ.
Масштабный переход на новые, прогрессивные решения в области строительства начался с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», которым предусматривалась постройка 402 заводов сборных железобетонных конструкций и организация изготовления деталей на 200 площадках полигонного типа. Для того что обеспечить масштабное жилищное строительство с 1954 года, необходимо было проделать колоссальную работу, которая началась еще в 1948, когда И.С. Сталиным была отправлена внушительная делегация специалистов, для изучения новой технологии строительства железобетонного жилья.

После войны начинается развитие гражданского автомобилестроения в СССР. Первые советские послевоенные автомобили — автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 — 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 Победа. И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то Победа, хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.
Также в 1950 — 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль — ЗиМ-12 (или ГАЗ-12). В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели Москвич. Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937-1940 годах. Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 — 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди. Отметим, что данные легковые автомобили были вполне качественны и находились на уровне мировых аналогов, а то и выше.
В то же время постоянные угрозы США о применении атомного оружия в отношении СССР, разрабатываемые планы нанесения массированных атомных ударов по территории Советского Союза, заставляли советское руководство отвлекать значительные финансовые и материальные на создание «ядерного щита» и обеспечение безопасности государства. Быстро создается атомная промышленность. В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности.

Однако, не смотря на все факторы, результатом стало то, что уже через 2 года после войны, в результате денежной реформы 1947 года была отменена карточная система на продовольственные товары. Несколько раз с 1947 по 1953 год проводилось снижение цен на основные продовольственные и непродовольственные товары. Вырос уровень благосостояния населения. Строятся промышленные гиганты: Калужский турбинный, Минский тракторный, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и др. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз. Западные специалисты считали, что для восстановления экономик СССР до уровня 1941 года потребуется минимум 25 лет. Однако, предвоенный уровень экономики СССР, был достигнут, в течение четырех лет, после окончания самой страшной и разрушительной из всех войн в истории человечества.

Н.С. Хрущев получил от И.В. Сталина мощную экономику, основанную на современном развитом промышленном производстве. После войны экономика СССР что называется «развернулась лицом к народу» и значительно увеличила выпуск товаров народного потребления и стала набирать невиданные темпы жилищного строительства. Несомненно, экономика СССР имела ряд недостатков, которые нельзя не отметить. Экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно действовать только в условиях жесткой командно-административной системы. Когда директор каждого промышленного, торгового, сельскохозяйственного и иного предприятия в буквальном смысле «отвечал головой» за результаты деятельности вверенного ему завода, учреждения, магазина, склада и т.д. К недостаткам социалистической экономики можно также отнести относительную неразвитость легкой промышленности, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения. Но в целом, если смотреть объективно и не предвзято, то жизненный уровень населения значительно вырос, товаров народного потребления в магазинах становилось все больше и больше, были развиты подсобные хозяйства у крестьян.

Огромные материальные потери негативно сказались на развитии экономики СССР, самого государства, уровне жизни населения и на социальной сфере в целом. Но главным последствием всего понесенного ущерба, я считаю, стало то, что советский союз приложив неимоверные усилия, за короткий срок не только восстановил народное хозяйство, но и сделал существенный скачок в экономическом развитии.

К восстановлению разрушенного хозяйства Советское государство приступило еще в годы войны, по мере того как освобождались занятые врагом территории. Но как первоочередная задача восстановление встало только после победы.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации . Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации .

После войны среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.

Анализируя сложившуюся экономическую систему отдельные ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе нэпа: при преобладающем господстве государственного сектора официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу обслуживания, мелкое производство. Смешанная экономика, естественно, использовала бы рыночные отношения .

Определенное влияние такие настроения оказали и на Госплан СССР, подготовивший первый послевоенный план восстановления и развития народного хозяйства страны. В этом плане была заложены показатели, которые давали возможность осуществлять развитие основных отраслей экономики без предельного напряжения, оставляя возможность для проявления самостоятельности как отдельным предприятиям, так и отраслям промышленности.

Однако надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики .

Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу .

Однако все попытки перемен в этой области наталкивались на имперские амбиции Сталина и шли в разрез с логикой развертывавшейся в мире холодной войны. В результате советская экономика возвращалась к довоенной модели со всеми присущими ей недостатками .

Более реалистичным был четвертый пятилетний план. Разработка этого плана тесно связана с именем Н. А. Вознесенского, стоявшего в те годы во главе Госплана. Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования, хотя и при сохранении решающей роли централизованного планирования .

Главный упор в четвертом пятилетнем плане делался на первоочередное восстановление и дальнейшее развитие промышленности, прежде всего тяжелой, а в частности военной. Сказывались такие внешнеполитические факторы как начало холодной войны, нависшая ядерная угроза, гонка вооружения . Таким образом, первая послевоенная пятилетка была не столько пятилетием восстановления народного хозяйства, сколько строительством новых предприятий военнопромышленного комплекса -- заводов для строительства судов ВМФ, новых видов вооружения.

В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. "Демократическая альтернатива" проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР . В нем, в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалась существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма . Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

Новое на сайте

>

Самое популярное