Домой ОТП банк Большая энциклопедия нефти и газа. Организационная структура финансовой системы - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками

Большая энциклопедия нефти и газа. Организационная структура финансовой системы - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками

Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений и на многочисленные исследования, касающиеся сущности финансовых отношений, в современной отечественной и зарубежной науке до сих пор не выработалось единой позиции в трактовках термина «финансовая система».

Под термином «финансовая система» традиционно понимается совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе. Но кроме этого, в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативно-правовых актах этот термин иногда употребляется для обозначения финансовых учреждений в стране, совокупности денежных рынков и их институтов.

Таким образом, выделяются следующие подходы к определению финансовой системы :

Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход);

Совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);

Совокупность финансовых учреждений.

Функциональный подход чаще всего используется в отечественной литературе, в зарубежной же преобладает институциональный подход.

В нормативных правовых актах термин «финансовая система» также употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка .

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Определение финансовой системы звучит следующим образом - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Финансовая система развитых стран включает следующие звень:

Ч государственную бюджетную систему;

Ч специальные государственные внебюджетные фонды;

Ч государственный кредит;

Ч финансы предприятий различных форм собственности;

Ч финансовый рынок.

Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

Ч государственный бюджет;

Ч местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

Ч государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

Ч бюджеты членов федерации;

Ч местные бюджеты.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Сочетание централизованных и рыночных методов регулирования финансовой системы позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов. Но при этом безусловный приоритет принадлежит государству, которое не просто самостоятельно принимает определенные решения, но и формирует правовое поле, в пределах которого предприятие только и может быть свободно.

В состав финансовой системы входит и финансовый рынок, который выполняет две функции. Во-первых, на финансовом рынке происходит мобилизация капитала. Поскольку размер сбережений не совпадает с инвестициями каждого субъекта экономики ни по сумме, ни по времени, то возникает необходимость в посреднике, который аккумулирует временно свободные денежные средства населения и предприятий. Домохозяйства являются чистыми кредиторами по отношению ко всем субъектам экономики, т.е. население имеет большую сумму сбережений по сравнению с заимствованиями. Предприятия и государство, напротив, являются чистыми заемщиками на финансовом рынке. Во-вторых, одновременно с мобилизацией капитала финансовый рынок организует его перераспределение оптимальным образом и с наименьшими затратами. С помощью финансового рынка направленность средств изменяется в пользу тех хозяйствующих субъектов, которые доказывают эффективность своей деятельности.

Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается. Финансовые ресурсы коммерческих организаций можно разделить на три группы:

1. Собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, добавочный капитал, чистая прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы);

2. Средства, мобилизуемые на финансовом рынке;

3. Целевое финансирование.

Здесь не указаны заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее, заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы.

Что такое финансы: разные определения

Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, ). Сам термин «финансы », перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения , гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.

Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на:

  • Общественные
  • Ф-сы хозяйственного субъекта

При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:

  1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
  2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
  3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.

А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно:

  • связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
  • связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.

Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет , гос. внебюджетные фонды , гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного , нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и , в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации . Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.

Финансы, как важный структурный элемент экономической системы государства в целом, выполняют ряд важнейших функций, ознакомиться с которыми вы можете в статье « ».

Структура финансовой системы РФ

Разберем немного более подробно, устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица.

Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Фин-сы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: ф-сами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)

Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы , поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Гос. финансы это прежде всего государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет есть не что иное, как основной план финансового развития страны, сила которого приравнена к закону. Но это лишь описывает положение данного элемента финансовой системы в общей структуре, с материальной же точки зрения – это централизованный денежный фонд, образованный посредством распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Государственный бюджет как важный элемент финансовой системы, выполняет следующие функции:

  1. Регулирующую – позволяет, во-первых, корректировать темпы развития экономики, а, во-вторых, осуществлять развитие секторов в разных пропорциях
  2. Контрольную – учитывает и контролирует рациональность использования имеющихся у государства ресурсов
  3. Стимулирующую – определяет цель бюджетных отношений, заключенную в стимулировании эффективного использования имеющихся у государства экономических ресурсов, частью которых являются бюджетные средства
  4. Перераспределительную – заключается в том, что гос. бюджет способен позволяет перераспределять до 50% национального дохода страны.

Государственный бюджет предполагает наличие деления в зависимости от уровня управления на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Федеральный бюджет представляет собой республиканский бюджет страны (создан для обеспечения выполнения функций центральными государственными органами), в то время как бюджеты субъектов РФ это бюджеты республик, автономных областей и округов, областей, бюджеты Санкт-Петербурга и Москвы. При этом, стоит отметить важный момент: местные финансы не подчиняются государственной системе управления – их движение управляется органами местного самоуправления (это закреплено в конституции РФ). Местными бюджетами в таком случае являются бюджеты округов, городов, районов, поселков и сельских населенных пунктов, а также районов в составе городов.

Государственные внебюджетные фонды созданы для достижения двух главных целей:

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их зона влияния – федеральный и территориальный уровни. Сюда относят Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости населения, Пенсионный Фонд России (ПФР).

Теперь скажем об особом положении, занимаемом Министерством финансов РФ , в финансовой системе страны. Его положение определено его функциями, которые он выполняет, в том числе это:

  1. Разработка и реализация программ бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политик страны
  2. Развитие бюджетной системы (в том числе бюджетного федерализма)
  3. Перераспределение и сосредоточение финансовых ресурсов в определенных направлениях, наиболее значимых для страны
  4. Составление и дальнейшее обеспечение исполнения федерального бюджета, по итогам – отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов
  5. Составление программы заимствований и контроль за внутренним и внешним долгами
  6. Разработка концепций в сфере развития финансовых рынков страны
  7. Формирование и контроль за проведение политики формирования государственных запасов драгоценных камней и драг. металлов
  8. Формирование единой для бюджетов всех уровней методологии наполнения бюджетов
  9. Обеспечение государственного финансового контроля
  10. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Про управление финансами подробнее будет рассказано в рамках следующих статей проекта .

1 Сущность финансовой системы

2 Внутренняя структура финансовой системы

3 Организационное строение финансовой системы

4 Управление финансовой системой

1Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответствующей к задействованной модели экономики и в значительной мере определяемая ею. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных хозяйствующих субъектов и населения для выполнения возложенных на нее функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутренней структуре и организационному строению.

По внутренней структуре, финансовая система – это совокупность взаимосвязанных финансовых отношений, которые обеспечивают формирование и использование соответствующих фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Внутренняя структура отражает совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран.

Финансовая система состоит из сфер и звеньев. Каждая сфера характеризует обобщённую по определённому признаку совокупность финансовых отношений, а звено – их обособленную часть.

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

    наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

    функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных.);

    единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП), и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимосвязанностью их финансовых планов и балансов.

По своему организационному строению финансовая система представляет собой совокупность финансовых органов и институтов, которые входят в систему управления финансами.

По организационному строению финансовые системы разных стран, как правило, отличаются друг от друга, но имеют ряд общих характеристик:

    каждое звено финансовой системы имеет присущие ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и свои направления и методы их использования;

    каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения;

    между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, каждое звено может успешно функционировать только при условии совершенства и эффективности системы в целом;

    финансовая система государства достигает наибольшей эффективности только тогда, когда отлажена и законодательно закреплена деятельность каждого из звеньев.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это – фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда говорят, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах, наряду как с универсальными, так и с сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют права это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.

Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961г. к банковским операциям отнесены:

а) привлечение денежных средств сторонних лиц, как с вознаграждением, так и без него;

б) предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов;

в) покупка векселей и чеков;

г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам;

д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депозитарные операции);

е) взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их сроков;

ж) выдача гарантий и поручительств;

з) осуществление безналичного денежного оборота и расчетов и некоторые другие.

В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.

В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании (их общая характеристика дана ниже).

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образу. Это было характерно для финансовых систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации.

2Как было отмечено ранее, по внутреннему строению финансовая система – это совокупность взаимосвязанных финансовых отношений, которые обеспечивают формирование и использование соответствующих фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Схема внутреннего строения финансовой системы приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Внутреннее строение финансовой системы

Выделяют следующие составляющие финансовой системы:

1 Сфера финансов субъектов хозяйствования – отражает движение денежных потоков предприятий: негосударственных предприятий коммерческой и некоммерческой деятельности, общественных объединений и учреждений.

2 Сфера государственных финансов отражает централизацию доходов и предпринимательскую деятельность государства. Государственные финансы включают централизованные звенья – бюджет, внебюджетные фонды (фонды целевого назначения) и государственный кредит; а также децентрализованные – финансы субъектов хозяйствования в государственном секторе.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Кроме того, он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Верховной Радой Украины.

Внебюджетные фонды – это средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах фонду оплаты труда. К их числу относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, инновационный фонд и т.д.

Государственный кредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно-свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Средства привлекаются путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг. Госкредит используется для покрытия дефицита бюджета, в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Финансы госпредприятий включают те же финансовые отношения, что и финансы любого субъекта хозяйствования.

3 Сфера международных финансов отражает отношения, которые складываются на уровне мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальных субъектов хозяйствования и государства, так и международных организаций и финансовых институтов.

Валютный рынок – особенная сфера экономических отношений, которая связана с осуществлением операций (купля, продажа, обмен) с иностранной валютой и платежными документами в инвалюте, с формированием спроса и предложения на иностранную валюту.

Финансы международных организаций характеризуют формирование и использование доходов этих организаций. Субъекты и характер этих взаимоотношений определяются уставом организации. Например, все страны-члены ООН оплачивают членские взносы в бюджет этой политической организации. Средства из бюджета ООН используются на содержание ее органов, на финансирование международных программ и проведение различных мероприятий. Международные организации также могут предоставлять финансовую помощь отдельным странам. Таким образом, через сферу международных финансов осуществляется международное перераспределение доходов.

Международные финансовые институты представляют собой своего рода надстройку над совокупностью национальных финансовых систем. В их состав входят: Международный валютный фонд, группа Мирового банка, Европейский банк реконструкции и развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.

4 Сфера финансового рынка – охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара и представляет собой механизм перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами предпринимательской деятельности, государством и населением, между участниками бюджетного процесса, некоторыми международными финансовыми институтами. По форме ресурсов финансовый рынок делится на:

- рынок денег – это рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных денежных средств (сроком до 1 года);

- рынок капиталов – это рынок ценных бумаг и средне- и долгосрочных кредитов и других кредитных инструментов.

Эти звенья могут быть объединены как в кредитный рынок, так и в рынок ценных бумаг.

Кредитный рынок (рынок кредитных ресурсов) – это процесс привлечения средств в денежной форме на условиях возвратности, платности и срочности.

Рынок ценных бумаг – это особая сфера рыночных отношений, где благодаря продаже ценных бумаг осуществляется мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов предпринимательской деятельности. Рынок ценных бумаг еще называют фондовым рынком . По экономической сущности рынок ценных бумаг – это форма распределения и перераспределения финансовых ресурсов в государстве с целью более полного обеспечения потребностей экономики в ресурсах и их эффективном использовании.

5 Страхование – это обособленная сфера финансовой системы, которая отражает экономические отношения, состоящие в создании за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и использования его для возмещения потерь, возникших в результате стихийного бедствия и других неблагоприятных случаев, а также для предоставления помощи гражданам в случае разных кризисных ситуаций в их жизни (достижения определенного возраста, потеря трудоспособности и т.д.). До 1990г. страхование в Украине было построено на началах государственной монополии. В настоящее время страхование все больше становится сферой коммерческой деятельности. Один из крупнейших представителей на Украине – АО «АСКО», которая производит более 40 видов страхования.

6 Финансы населения – эта сфера финансов охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, финансовыми ресурсами которых являются оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, финансовыми ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

3 В организационный состав финансовой системы Украины входят:

- органы управления:

    Министерство финансов;

    Государственная налоговая администрация;

    Государственная контрольно-ревизионная служба;

    Государственное казначейство;

    Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже;

    Счетная палата;

    Аудиторская палата;

    Пенсионный фонд;

    Фонд социального страхования;

    Украинская государственная инновационная компания;

- финансовые институты :

    Национальный банк;

    коммерческие банки;

    страховые компании;

    небанковские кредитные учреждения;

    межбанковская валютная биржа;

    фондовые биржи;

    институциональные инвесторы.

Финансовые органы и институты Украины могут быть сгруппированы в четыре блока, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Финансовые органы и институты Украины

Блок 1 – органы, функционирующие в сфере бюджета государства: Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственная контрольно-ревизионная служба, государственная налоговая администрация.

Блок 2 – контрольно-регулирующие органы – Счетная палата, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже, Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

Блок 3 – финансовые институты, работающие на финансовом рынке: НБУ, коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи, институциональные инвесторы, страховые компании.

Блок 4 – органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд, фонды общегосударственного обязательного социального страхования, Украинская государственная инновационная компания.

Особенности формирования финансовой системы Украины:

      каждое из звеньев финансовой системы сейчас находится на неодинаковом уровне развития, имеет неодинаковый уровень правового и организационного обеспечения;

      ведущее место в финансовой системе занимают государственные финансы, особенно государственный бюджет;

      рост роли бюджета в распределении ВВП;

      финансы субъектов хозяйствования и финансовые институты, которые обеспечивают функционирование системы страхования и финансового рынка, находятся в стадии трансформации;

      независимость финансовой системы от финансовой политики государства.

4Центральное место в управлении финансами в Украине занимаетМинистерство финансов . На него возложены задачи общего управления всей финансовой системой.

В его функции входит:

    Разработка основных направлений финансовой политики государства, а также основных мер по ее реализации.

    Организация бюджетного процесса, разработка проекта Госбюджета и его исполнения.

    Осуществление мер по мобилизации средств посредством системы госкредита и управления госдолгом.

    Организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования путем установления правил осуществления финансовых операций и т.д.

    Организация функционирования фондового рынка

    Обеспечение финансовых отношений государства с другими странами и финансовыми институтами.

    Организация и осуществление финансового контроля в стране.

Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля. В ее функции входит:

    осуществление ревизий финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета;

    контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований;

    ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений государственного сектора.

Казначейство Украины создано с целью обеспечения полного и своевременного исполнения Госбюджета.

Государственная налоговая администрация сначала была создана как подразделение Минфина, а с конца 1997г. стала самостоятельным финансовым органом. Основная ее задача – реализация налоговой политики страны, контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов.

Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля над разработкой и исполнением Госбюджета, контроля в сфере госкредита, кредитно-денежной политики и т.д. Выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, дает соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления. Кроме того, может проводить ревизии в разных подразделениях финансовой системы. Однако, в отличие от КРС, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиции макроэкономического финансового регулирования.

Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторского контроля и контролирует соблюдение требований законодательства Украины.

Комитет по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их кругооборот. Контролирует деятельность субъектов рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством.

Пенсионный фонд выполняет функции начисления пенсий и осуществления их выплаты, имеет полномочия контролировать полноту и своевременность уплаты взносов предприятий в фонд.

Фонды социального страхования и Украинская государственная инновационная компания выполняют аналогичные функции относительно соответствующих целевых фондов.

Между органами управления финансовой системой существует достаточно сложная схема взаимосвязи (табл. 1).

Таблица 1 – Области и направления деятельности финансовых органов

Украины

Наименование финансового органа управления

Область (сфера) финансовой деятельности

Направления деятельности

1 Министерство финансов

Государственный бюджет

Составление и выполнение

Государственный кредит

Выпуск займов, использование полученных денег, погашение долгов

Взаимоотношения с правительствами других стран, международными организациями и финансовыми институтами

Финансы предприятий

Организационное регулирование финансовой деятельности

2 Государственное казначейство

Государственный бюджет

Выполнение Государственного бюджета (отслеживает поступления и предоставляет средства согласно утвержденным ассигнованиям)

3 Контрольно-ревизионная служба

Государственный бюджет

Ревизии составления и выполнения бюджетов, контроль за использованием бюджетных ассигнований

Финансы государственного сектора

Контроль за финансовой деятельностью

4 Государственная налоговая администрация

Государственный бюджет

Учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства

Общегосударственные целевые фонды

5 Счетная палата верховной Рады

Государственный бюджет

Контроль за составлением и выполнением госбюджета

Государственный кредит

Контроль за привлечением, использованием и погашением государственных займов

Финансовый рынок

Контроль в сфере денежно-кредитной политики

6 Комитет по надзору за страховой деятельностью

Страхование

Выдача лицензий на страховую деятельность, контроль за деятельностью страховых компаний

7 Страховые компании

Страхование

Совершение страховых сделок

8 Аудиторская палата

Финансы предприятий

Выдача лицензий аудиторам и аудиторским фирмам, контроль за аудиторской деятельностью

9 Аудиторские фирмы

Финансы предприятий

Проведение независимого финансового контроля

Продолжение табл.1

Кредитная система

Регистрация коммерческих банков, выдача лицензий, банковский надзор

Государственный кредит

Агентские услуги правительству по размещению государственных ценных бумаг

Государственный бюджет

Организация кассового выполнения

Международные финансовые отношения

Проведение международных расчетов государства

11 Коммерческие банки

Банковская система

Совершение банковских операций

12 Межбанковская валютная биржа

Валютный рынок

Купля-продажа валюты, определение валютных курсов

13 Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку

Рынок ценных бумаг

Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме государственных); лицензирование деятельности финансовых посредников; регулирование операций с ценными бумагами; надзор за деятельностью субъектов рынка

14 Фондовая биржа

Рынок ценных бумаг

Обеспечение первичного и вторичного рынка ценных бумаг

15 Финансовые посредники

Рынок ценных бумаг

Выполнение поручений эмитентов по выпуску ценных бумаг и инвесторов по вопросам их приобретения

16 Пенсионный фонд

Фонд целевого назначения на пенсионное обеспечение

Аккумуляция денег фонда, начисление и выплата пенсий и помощи

Как видно из таблицы 1, основное внимание в системе управления финансами сосредоточено на государственном бюджете. Это естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и области финансовых отношений не имеют соответствующих органов управления. Финансы субъектов хозяйствования управляются финансовыми службами, которые имеются в их структуре.

Финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства.

К основным группам финансовых отношений относятся:

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и населением, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования бюджета и внебюджетных фондов и выделения средств из этих фондов;

Взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

Взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

При рассмотрении вопроса о сущности финансов необходимо более подробно остановиться на их функциях. Сначала нужно выяснить, что такое функция экономической категории, так как термин «функция» (от латинского functio – исполнение, совершение) имеет несколько значений. В обиходе функцией считается какое-либо действие, в математике функция – это зависимость, свойство, в философии – отношения двух или группы объектов, в которых изменение одного сопутствует изменению другого.

В финансовой науке функция рассматривается чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.

Поскольку сущность финансов проявляется в распределительных отношениях, то одной из функций этой экономической категории является распределительная . На основе распределительных отношений с помощью финансов формируются различные виды денежных доходов и накоплений, создаются и используются фонды денежных средств. Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением стоимости общественного продукта и его составных частей в денежной форме. При распределении общественного продукта и национального дохода образуются так называемые первичные доходы и накопления, а сам процесс распределения носит название «первичного распределения». К первичным доходам и накоплениям относятся заработная плата работников, а также доходы и накопления предприятий, занятых в сфере материального производства.



При дальнейшем распределении национального дохода образуются вторичные доходы и накопления, к которым относятся доходы государства и доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.

С помощью распределительной функции финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса. Прежде всего с помощью этой функции из стоимости общественного продукта вычленяется часть, идущая на возмещение произведённых материальных затрат, затем выделяется заработная плата и доходы хозяйствующих субъектов. На базе распределительной функции создаются общегосударственные фонды, необходимые для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.

Главным практическим назначением распределительной функции является обеспечение пропорциональности распределения и достижение соблюдения экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Второй важнейшей функцией финансов является контрольная . Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией, одна без другой они существовать не могут. Распределительные процессы создают основу для контроля за пропорциями распределения с целью соблюдения экономических интересов всех участников воспроизводства. С помощью контрольной функции проверяется правильность и своевременность формирования фондов денежных средств, обоснованность направлений их расходования, эффективность использования. С помощью контрольной функции финансов сравниваются однородные экономические процессы, определяется их результативность и эффективность всего воспроизводственного процесса в целом. Сфера действия контрольной функции не ограничивается лишь распределительной стадией воспроизводственного процесса, она распространяется также на стадии производства, обмена и потребления. Столь широкий диапазон действия контрольной функции финансов обусловлен тем, что отношения распределения, будучи относительно обособленными, одновременно тесно связаны и активно влияют на весь воспроизводственный процесс. Воздействие контрольной функции на воспроизводственные процессы происходит по следующим основным направлениям:

Влияние на пропорции производства и распределения

Активное воздействие на экономность и эффективность использования ресурсов

Контроль за соблюдением финансового законодательства.

Формой проявления и использования контрольной функции финансов является финансовый контроль, охватывающий практически все стороны экономической деятельности хозяйствующих субъектов. На практике контрольная функция финансов реализуется посредством исполнения своих должностных обязанностей работниками контрольных органов.

Всё многообразие дискуссий об экономической природе финансов можно свести в три группы. Первая – вопросы сущности финансов и границ финансовых отношений. Вторая – дискуссии по поводу функций финансов. Третья группа – вопросы субъективности финансов, отнесения данной категории к категории базиса или надстройки.

В первой группе дискуссий выделяются две концепции сущности финансов – распределительная и воспроизводственная. Сторонники распределительной теории утверждают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении стоимости совокупного общественного продукта. Сторонники воспроизводственной теории рассматривают финансы как категорию воспроизводства, включая в состав финансов всю совокупность денежных распределительных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Спорными являются вопросы о границах финансовых отношений, определяющих внутреннее содержание данной категории. Некоторые авторы ограничивают финансы только перераспределительными отношениями, приравнивая финансовые отношения в основном к бюджетным. Такая точка зрения могла бы иметь право на существование лишь на первых этапах зарождения финансов, когда не было финансов предприятий, внебюджетных фондов, государственного кредита и других звеньев финансовой системы. В настоящее время именно благодаря финансам осуществляется первичное распределение общественного продукта и образуются денежные фонды, без которых невозможен процесс воспроизводства.

Существует также мнение, что кредитные отношения являются частью финансовых отношений. Однако, несмотря на сходство этих двух категорий и их родственную экономическую природу, кредит всё - таки является самостоятельной экономической категорией и имеет иную сущность, выполняет другие функции. Кредит, так же как и финансы, действует на стадии распределения, а условием его существования является наличие в обществе товарно-денежных отношений. Но главными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность, тогда как финансы в основном действуют на противоположных принципах (исключая бюджетное кредитование). С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход, а с помощью кредита перераспределяются временно свободные денежные средства на принципах кредитования.

Дискутируется также вопрос об отнесении к финансовым отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы. Так, например, Родионова В.М. считает, что главным отличием отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы от финансовых отношений является двухсторонний характер движения стоимости. Сначала работник отдаёт свой труд, а затем в равном размере получает заработную плату.

Следующей группой дискуссий являются дискуссии о функциях финансов. В литературе можно насчитать более десяти функций финансов. Наиболее часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств, перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств, регулирующая, стабилизационная и другие.

Большая часть экономистов среди других функций называет две функции финансов: распределительную и контрольную. Так, например, Родионова В.М. выделяет только эти функции. Дробозина Л.А. кроме них называет ещё регулирующую и стабилизационную. Архипов А.И. и Сенчагов В.К. добавляют стимулирующую функцию финансов. Однако есть и другие подходы. Так, например, А.И. Балабанов и И.Т. Балабанов считают, что в условиях рыночной экономики финансы потеряли своё распределительное назначение.

Третья группа дискуссий охватывает вопросы субъективности (объективности) финансов и влияния государства на финансовые отношения. Так, например, Вознесенский Э.А. пишет об императивности финансов, понимая под императивностью одностороннее волеизъявление государства. Сабанти Б.М. рассматривает финансы как систему денежных отношений, имеющих императивный характер и выражающих процесс перераспределения доходов и фондов участников воспроизводства в соответствии с социальной политикой государства. Аналогичную позицию занимают Врублевская О.В., Романовский М.В. Лаврушин О.И. считает, что позиция императивности финансов уязвима и, что финансы носят облигаторный (обязательный), индиспенсабельный характер. Однако, облигаторность (обязательность) финансов, по мнению О.И. Лаврушина, это нечто большее, чем форма; данные черты относятся к их глубинным качествам, к сущности финансовых отношений. Все вышеперечисленные термины (императивность, облигаторность, индиспенсабельность) означают определённую степень влияния и роли государства в организации финансовых отношений.

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. Значение финансов многократно усиливается при переходе от командно-административных к рыночным условиям хозяйствования. Исчезает излишняя регламентация финансово-хозяйственной деятельности предприятий, появляется свобода выбора направлений использования денежных средств, пропорций их распределения, форм оплаты за поставляемые товарно-материальные ценности и реализованную продукцию. Хозяйствующие субъекты, население и государство могут стать участниками финансового рынка с правом выбора контрагента. Значительно расширяется сфера действия финансовых отношений, появляются новые финансовые инструменты.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

Активизация политики накопления отечественного капитала;

Использование бюджетной и налоговой политики в целях укрепления экономики и её развития;

Государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

Использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

Усиление социальной направленности государственного бюджета;

Достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих финансовых отношений осуществляется через звенья финансовой системы.

Различают несколько типов систем. Финансовая система является открытой системой, так как она взаимодействует с внешней средой (закрытые системы имеют фиксированные границы и относительно независимы от окружающей среды). Кроме того, финансовая система – это система интеграционного типа , то есть система, взаимосвязи между элементами которой являются довольно тесными (различают ещё суммативные системы со слабыми связями между элементами).

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения. (Федулова С.Ф.)

Позиция авторов представляющих финансовую систему как совокупность финансовых (финансово-кредитных) звеньев представляется неправомерной. Под финансово-кредитными звеньями в этом случае, как правило, понимаются центральные и региональные финансовые и кредитные органы: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, Центральный Банк России и др. Эти учреждения являются органами управления звеньями финансовой и кредитной систем и их следует рассматривать в качестве субъектов управления системами, а не выделять как отдельное звено.

В экономической литературе дискутируются не только вопросы определения понятия «финансовая система», но и её состав. Практически все авторы включают в состав финансовой системы такие звенья, как общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов . Спорным является вопрос об отнесении к составным частям финансовой системы таких звеньев, как страхование, местные финансы, финансы населения (домашних хозяйств), фондового рынка. Кроме того, нет единства во мнениях о том, какие группы финансовых отношений можно выделить в качестве звеньев финансовой системы, а какие считать их элементами (подсистемами).

На наш взгляд, к звеньям финансовой системы следует отнести три звена, отражающих следующие группы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы, с выделением внутри них определённых элементов. К государственным финансам следует отнести, в первую очередь, государственный бюджет, а также государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. В звено «Финансы хозяйствующих субъектов» входят финансы предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность. К местным финансам относятся местные бюджеты, отношения, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти и другие отношения займа.

На рисунке 1 схематично изображен состав финансовой системы РФ

Государственный бюджет Государственные внебюджетные фонды Государственный кредит
Финансовая система России

Рис.1. Финансовая система России

Тема 3. Финансовые ресурсы.


Функционирование финансов на практике обеспечивается с помощью финансовой системы.
Многочисленность субъектов распределения (государство в лице органов публично-правовой власти; предприятия всех форм собственности, население), многообразие форм фондов в распоряжении каждого участника (бюджет, зарплата, прибыль, накопленный капитал), различие потребностей и т. п. являются основанием для необходимости выделения из общей совокупности финансовых отношений особых групп, сфер, звеньев. Поэтому проявляется в действительности сущность финансов как финансовая система.
В буквальном смысле система определяется как нечто целое, состоящее из отдельных частей. Между частями должны быть определенные связи; при всех особенностях они имеют общую основу, правильное расположение относительно друг друга.
При всех различиях в определении того, что представляет собой финансовая система, она есть совокупность обособленных и в то же время взаимосвязанных сфер финансовых отношений (подсистем). Отличия состоят в назначении фондов денежных средств, источниках образования, организационной структуре, правовом обеспечении. Целостность же, единство финансовой системы состоит в тех особенностях, присущих финансам, о которых говорилось ранее.
Следовательно, понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансов.
В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает определенную проблему: организационную (система просвещения), научную (система понятий) и т. п.
В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции экономической системы;
  • неприспособленность к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В зависимости от характера и частоты взаимодействия с внешней средой, выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, внешней систему. В условиях директивной экономики существовала закрытая финансовая система, поскольку:
  • курс валюты был строго фиксирован;
  • собственником средств производства, земли, крупной недвижимости было государство;
  • предприятия не могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
  • имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте;
  • валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой.
Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы.
Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики.
Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной, совместной, кооперативной, частной собственностью.
Подобное многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов как-то; лизинг, залог, ипотека и др. Открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций, на финансовых рынках и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
В экономической литературе финансовая система рассматривается с двух сторон:
  • Финансовая система страны - совокупность всех сфер финансовых отношений.
  • Финансовая система - совокупность финансовых учреждений, функционирующих в государстве.
Т. е. определение финансовой системы имеет две стороны согласно признакам: Во-первых, финансовая система - это совокупность относительно отдельных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП (по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов).
Во-вторых, финансовая система - это совокупность органов и институтов, которые управляют денежными потоками (по признаку органов, характеризующих систему управления финансами).
Финансовая система Украины может быть также определена как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом пространстве объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного процесса влияния на него политики государства.
Последнее определение вбирает в себя оба предыдущих и отражает указанное ранее мнение о том, что финансовая система есть понятие синтетическое:
  • с одной стороны, она выражает финансовые отношения в разных формах их существования, объективно обслуживающих общество;
  • с другой - представляет собой совокупность административных органов и служб, организующих эти отношения.
Представление о таком подходе к понятию «финансовая система» схематически можно показать на схеме 2.1.

Схема 2.1. Финансовая система и финансовый аппарат
По нашему мнению, такое соединение различных по природе слагаемых - финансовых отношений с управленческими структурами - неправомерно. Как нельзя отождествлять кредит и банки, Госкомценообразования и цены и т. п., так не следует смешивать Госказначейство с бюджетом или ГНАУ с налогами.
В правовом аспекте понятие «финансовая система» определено как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного воздействия на него политики государства.
Свойства финансовых систем могут быть реализованы в полной мере при определении исходящих условий:

  • каждое звено имеет свойственные ему методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов, направления и способов их использования;
  • каждое звено является относительно самостоятельным, имеет личную специфическую сферу применения;
  • между звеньями действует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве системы вообще;
  • законодательно закреплена и настроена деятельность каждого звена системы;
  • звенья могут состоять из подразделений (элементов подсистемы).
Мы различаем: финансы как отношения; финансовую инфраструктуру как условия, обеспечивающие функционирование этих отношений; финансовое управление как целенаправленную деятельность, влияющую на субъект управления с целью достижения необходимых результатов.
Структуризация такого сложного образования, как финансовая система, производится, исходя из свойств отдельных подсистем, их назначения и других свойств. Признаки, положенные в основу структуризации финансовых систем:
  • воспроизводственный, характеризующий отношение к процессу воспроизводства (макро- и микроуровень);
  • функциональный, выражающий специфику каждой составляющей, ее назначение;
  • иерархический, учитывающий уровень управления;
  • форма собственности также определяет строение системы.
Тип финансовой системы страны отражает специфику каждого государства: Эти особенности определяют пропорции структуризации, приоритеты, роль в обществе, но в той или иной форме выделяются одни и те же звенья:
  • бюджет государства;
  • местные финансы;
  • целевые фонды;
  • государственный кредит;
  • финансы предприятий (микроуровень).
Формирование финансовых систем происходит эволюционным путем: на основе первичного звена в процессе экономического развития и других преобразований появляются новые, которые могут усложняться, расщепляться и превращаться в сложную систему.
Считается, что первым в ходе исторического развития возник Государственный бюджет, который впоследствии разделился на центральный (государственный, федеральный, республиканский) и местные, муниципальные; при недостаточности средств в казне стали прибегать к займам у владельцев ссудного капитала, т. е. ростовщикам, а впоследствии - к банкам.
Различного рода целевые фонды выделялись тогда, когда понадобилось накапливать средства заранее для определенных расходов. С усилением демократических начал фонды позволяли правительствам скрывать истинные размеры и направление государственных расходов от общественности, от парламентского контроля.
Но первоосновой финансовой системы, по нашему мнению, были финансы предприятий. Подсчет доходов и расходов, распределение прибыли, хотя и в примитивной форме, вел каждый субъект экономической деятельности.
Индустриальное общество породило новые специфические финансовые отношения, планово-административная экономика ограничивала сферу финансов только исполнением государственных функций.
Рыночная модель экономики имеет свою специфику, расширяет финансовую систему и усиливает ее роль в обществе.
Свойства сложной финансовой системы
Эффективность ^
Достижение целей в установленный срок с наименьшими расходами

Неоднородность,
многоэлементность

Наличие многих подсистем и их составляющих

Стойкость

Несоответствие свойств отдельных подсистем

Иерархия ^

Наличие нескольких уровней, дающих возможность межуровневых и внутриуровневых конфликтов, необходимость гармонизации

Многофункцио
нальность

Одновременное выполнение нескольких функций

Гибкость

Возможность адаптации к изменившимся условиям функционирования или изменениям целей, в зависимости от состояния подсистем

Надежность

Свойство реализовать заданные функции с заданными параметрами к определенному периоду времени

Безопасность

Обеспеченность финансовых условий, необходимых отдельным объектам, субъектам, обществу

Энергетичность

Сохранение возможности функционировать в особых, в т. ч. экстремальных условиях

Впечатлительность

Возможность возвращения к исходному состоянию после устранения возмущающего воздействия

Устойчивость

Возможность повреждения систем, потери вследствие ошибочных, неправомерных действий

Схема 2.2. Принципы (свойства) финансовой системы
По степени сложности финансовая система относится к числу сложных: она решает разносторонние задачи, функционирует как на макро-, так и микроуровне, базируется на общих для всех сложных систем принципах (Схема 2.2).

Еще по теме Финансовая система: сущность и развитие:

  1. 9.1. Сущность валютных отношений и история развития международной валютно-финансовой системы
  2. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ

Новое на сайте

>

Самое популярное