Домой ОТП банк Инвестиционная деятельность: понятие и механизм осуществления. Кто такие государственные заказчики

Инвестиционная деятельность: понятие и механизм осуществления. Кто такие государственные заказчики

Строительство при участии органов власти. Учет и налогообложение Анохина Елена Владимировна

1.2. Субъекты инвестиционной деятельности

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Перечень субъектов инвестиционной деятельности является открытым.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, а также объединения юридических лиц, созданные по договору простого товарищества (совместной деятельности) и не имеющие статуса юридического лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором (контрактом), заключаемым между ними (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 39-ФЗ).

Инвесторы осуществляют капитальное строительство с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Главная функция инвестора – финансирование строительства. Инвестор является главным участником инвестиционных отношений: он определяет направления вложения инвестиций, принимает решение о формах инвестирования, на основе конкурса или иных началах привлекает заказчиков и подрядчиков. Только инвестор имеет право распоряжаться созданными в результате инвестирования объектами.

Иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, которое вправе, в соответствии с законодательством государства, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Также это может быть иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом (например, объединения лиц на основе договора о совместной деятельности); иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе, в соответствии с международным договором Российской Федерации, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть и сами инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями, которые перечисляет ему инвестор, на период и в пределах полномочий, определенных договором (контрактом).

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выделяет такие понятия, как «государственный заказчик» и «муниципальный заказчик». Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. А также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Застройщики – организации, специализирующиеся на выполнении функций, связанных с организацией строительства объектов, контролируют его ход и организуют бухгалтерский учет производимых затрат. Функции заказчика и застройщика могут быть совмещены.

Согласно Федеральному закону № 214-ФЗ застройщики – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство.

Подрядчики – физические и юридические лица, выполняющие работы по договорам подряда, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ.

Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Участники долевого строительства – граждане и юридические лица, денежные средства которых привлекаются для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Строительство при участии органов власти. Учет и налогообложение автора Анохина Елена Владимировна

21.2. Субъекты оценочной деятельности К числу субъектов оценочной деятельности относятся ниже перечисленные лица.1. Оценщики – физические и юридические лица, имеющие право осуществлять оценочную деятельность.К оценочной деятельности физических лиц предъявляются

Из книги Экономика предприятия автора

1.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

1.3. Договорные отношения субъектов инвестиционной деятельности Основным договором при осуществлении инвестиционной деятельности является инвестиционный договор. Следует отметить, что понятие «инвестиционный договор» в законодательстве отсутствует. С этим связана

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

1.5. Участие органов власти в инвестиционной деятельности В соответствии с Конституцией в РФ существует государственная власть, осуществляемая высшими органами власти страны (Президент РФ, Федеральные органы, Правительство РФ), нижестоящие органы, осуществляющие власть

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

38. Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

7. Субъекты инновационной деятельности Инновационная деятельность – практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в

Из книги автора

9. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной

Из книги автора

3. Инвесторы и другие субъекты инвестиционной деятельности Субъектами инвестиционной деятельности (участниками помимо инвесторов) могут быть граждане и юридические лица России и иностранных государств (а также государства в лице их правительств): инвесторы; заказчики;

Из книги автора

28. Государственное регулирование инвестиционной деятельности (начало) Государственное регулирование инвестиционной деятельности необходимо для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, проведения реформ и

Из книги автора

29. Государственное регулирование инвестиционной деятельности (окончание) 2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности – включает:1) разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными

Из книги автора

30. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности устанавливает нормативную базу и юридическую ответственность участников, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности и

Из книги автора

34. Государственное финансирование инвестиционной деятельности (начало) Государственные инвестиции осуществляются в процессе выполнения государством его функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством

Из книги автора

35. Государственное финансирование инвестиционной деятельности (продолжение) Также предприятия для финансирования инвестиционной деятельности могут использовать инвестиционный налоговый кредит – отсрочку уплаты налога. Условие этого кредита – возвратность, срок

Из книги автора

36. Государственное финансирование инвестиционной деятельности (окончание) При открытии финансирования банк ведет расчеты между заказчиками (заемщиками), подрядными организациями и другими участниками инвестиционного процесса. Основной документ в расчетах –

Из книги автора

1.3. Основные виды и субъекты инновационной деятельности Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных

1. Инвесторы – юридические и физические лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут быть организации всех форм собственности, в т.ч. иностранные, государство в лице органов государственного управления, органы местного самоуправления, граждане.

2. Заказчики – физические и юридические лица, уполномоченные инвестором, осуществляющие реализацию инвестиционного проекта. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов ИСД, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, который не является инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором или контрактом в соответствии с законодательством РФ.

3. Подрядчики – физические и юридические лица, которые по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиком, выполняют работы, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Подрядчиками могут быть различные СМО, проектные, архитектурные, проектно-строительные и др. организации, независимо от формы собственности, а также отдельные физические лица, имеющие соответствующие разрешительные документы на проектную или строительную деятельность в установленном законом порядке.

Подрядчик может по согласованию с заказчиком привлекать для выполнения отдельных видов работ другие организации – субподрядчиков, заключая с ними договора субподряда. В этом случае ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ в сроки, предусмотренные договором подряда, и с надлежащим качеством должен принять на себя подрядчик. В этих условиях подрядчик будет выступать перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиками – в качестве заказчика. Как правило, в качестве субподрядчиков выступают специализированные организации, выполняющие специальные строительные работы.



4. Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, для которых создаются объекты строительства. Пользователями могут быть инвесторы. (Иностранные лица, государственные органы управления, муниципальные органы управления, международные организации, граждане и др.).

5. Инвестиционная инфраструктура – физические и юридические лица, обслуживающие инвестиционный процесс и обеспечивающие взаимодействие между субъектами инвестиционного рынка (банки, страховые компании, лизинговые фирмы, риэлторские, оценочные компании, консалтинговые и др.).

6. Застройщик – Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектом капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик может быть инвестором.

Организации-застройщики называются девелоперами (от англ. developer – застройщик)/ (to develop – строить, развивать, создавать).

Инвестиционно-строительный комплекс. Структура ИСК.

Взаимодействие участников ИСД.

Наиболее часто применяются следующие схемы взаимодействия участников ИСД:

1. Традиционная схема.

2. Схема «проектирование и строительство».

3. Концессионная схема.

Традиционная схема.

Традиционная схема взаимодействия участников ИСД характеризуется тем, что строительные и проектные работы выполняются различными участниками ИСД (в первом случае – это подрядная компания, а во втором – проектная организация), при этом, как правило, проектные и строительные работы осуществляются последовательно. Традиционная схема иногда называется схемой «проектирование-тендер-строительство», так как подрядные торги проводятся после завершения проектных работ.

Главные преимущества традиционного подхода:

1. Обеспечивается возможность достижения максимальной экономии средств инвестора.

2. Выполнение каждого вида работ специализированной организацией (проектирование – проектной организацией, строительство - строительным подрядчиков) обеспечивает высокий уровень профессионализма, и как следствие высокое качество работ.

3. Последовательное выполнение работ позволяет довести каждую из работ до надлежащего уровня качества;

4. Обеспечивает равномерное распределение рисков между заказчиком и подрядчиком;

5. Обеспечивается контроль за ходом строительства, контроль стоимостных показателей и результатов работ на каждом этапе. Есть возможность исправления ошибок и внесения корректив в ход выполнения работ;

6. Имеются длительная история и большой накопленный опыт применения.

Наряду с перечисленными достоинствами традиционная схема имеет и недостатки:

1. Более длительные, чем при применении других схем, сроки выполнения проектов.

2. Значительная вероятность превышения фактической стоимости строительства над принятой заказчиком стоимостью, предложенной победителем конкурса.

3. Значительная вероятность продления установленного в договоре срока завершения работ.

4. Разрыв между проектированием и строительством (выполняются разными организациями. Между проектированием и строительством может пройти сколь угодно долгое время, подрядчик не участвует в процессе проектирования). Опытные заказчики изыскивают возможность достижения взаимодействия или частичной интеграции процессов проектирования и строительства, что позволяет уменьшить риски, связанные с разрывом между двумя этими видами деятельности.

5. Значительная вовлеченность заказчика в текущее управление проектированием и строительством объекта. Как правило, функции связанные с планированием, составлением сметы, подготовкой и проведением конкурсов, а также осуществлением надзора за строительством. В той или иной степени делегируется заказчиком проектировщику, инженеру или профессиональным консультантам. Важнейшие контрольные функции осуществляются заказчиком самостоятельно. Многие заказчики прежде всего государственные) считают такое положение дел оправданным и содержат штат сотрудников, привлекаемы к управлению инвестиционно-строительными проектами.

Однако существует большое количество заказчиков (прежде всего коммерческих), которые не считают целесообразным и экономически обоснованным осуществление непосредственного текущего руководства выполнением работ по проекту. Такие заказчики часто не имеют (и не хотят иметь) необходимой квалификации и ресурсов и предпочитают делегировать существенно больше полномочий подрядчикам, профессиональным консультантам и нанятым управляющим.

Традиционная схема организации ИСП и взаимодействия участников используется в проектах следующего типа:

1. В проектах строительства объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, мостов, аэродромов, портов и т.д.);

2. В проектах по сооружению крупных промышленных объектов;

3. В проектах строительства объектов для государственных нужд;

4. В проектах, финансирующихся международными финансовыми агентствами (Всемирный банк, ЕБРР и т.д.).

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.

Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, государственные и муниципальные образования.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Среди основных прав инвесторов следует назвать:

  • а) право самостоятельно осуществлять инвестиционный выбор, то есть определять объемы, направления, размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности;
  • б) право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование;
  • в) право инвестора передать по договору свои права по инвестициям и их результатам другим лицам;
  • г) право инвестора приобретать в собственность объекты, созданные в результате инвестирования, а также право владения, пользования, распоряжения иными результатами инвестиций. Законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, управления ими или получения дохода от эксплуатации этих объектов. В отношении незавершенных объектов установлен режим долевой собственности субъектов.

Заказчики - это субъекты инвестиционной деятельности, которые уполномочены инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. Для достижения этой цели инвестор наделяет заказчика правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором, и в соответствии с законодательством. Заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица.

Исполнители работ - лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта в силу заключенного с ними договора. Исполнитель не приобретает полномочий по владению, пользованию, распоряжению инвестициями, заказчик выделяет ему средства, необходимые для выполнения определенной работы.

Пользователи - это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические, юридические лица, государство, муниципальные образования.

Законом об инвестиционной деятельности предусмотрено право субъектов инвестиционной деятельности совмещать функции двух или нескольких участников. Так, например, инвестор сам может выполнять функции по реализации договора, то есть быть заказчиком, могут быть совмещены функции пользователя и инвестора и т.п.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности определены в названном Законе весьма кратко и могут быть сформулированы в виде общей обязанности выполнения требований законодательства, государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором.

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Закон РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 « Об инвестиционной деятельности в РСФСР » (в редакции от 25.02.1999);

ФЗ от 30.12.1995 №225-ФЗ « О соглашениях о разделе продукции » (в редакции от 29.12.2004);

ФЗ от 29.10.1998 №164-ФЗ « О финансовой аренде (лизинге) » (в редакции от 23.12.2003);

ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений » (в редакции от 24.07.2007);

ФЗ от 29.11.2001 №156-ФЗ « Об инвестиционных фондах » (в редакции от 15.04.2006);

Главным субъектом инвестиционных отношений , независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор . В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

Инвесторы – это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды.

Следует отметить, что и действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. К числу таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления крупномасштабного строительства. Среди юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы МСУ. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения , имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

Права инвестора , осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).

Обязанности инвесторов , осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых компетентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению. Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества принадлежащих ему ценных бумаг и заключаются, например, в обязанности испросить предварительное согласие у органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на приобретение свыше 20% голосующих акций (ст.18 Закона о конкуренции на товарном рынке) или уведомить акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 о намерении приобрести самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 30% размещенных обыкновенных акций этого общества (п.1 ст.80 Закона об АО).

Гарантии инвесторов – важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи – при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг – при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство , которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны – как носитель властных полномочий.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:

    органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

    граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

    иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

Заказчики владеют, пользуются и распоряжаются капитальными вложениями на период, указанный в договоре, обычно этот период завершается созданием объекта инвестиционной деятельности и передачей его инвестору или пользователю. Заказчики подбирают и заключают договоры с подрядчиками, поставщиками, перевозчиками и другими лицами в целях осуществления инвестиционного проекта. Инвестор может сам выполнять функции заказчика, не прибегая к услугам заказчика.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности (субъекты, для которых создаются соответствующие объекты инвестиционной деятельности ) могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном законодательством РСФСР.

Исполнители (подрядчики) – физические и юридические лица, выполняющие работы, оказывающие услуги на основе договоров с заказчиками или инвесторами, сочетающими функцию инвестора и заказчика. В сфере проектирования и строительства подрядчики в установленных случаях действуют на основе лицензий

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно – техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно – гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

В одних случаях одноименное имущество, имущественные права являются инвестицией, в других – выступают в качестве объектов инвестиционной деятельности. Например, пакет акций можно передать в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (акции – инвестиция). Приобретая акции акционерного общества, получаем акции – объект инвестиционной деятельности.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству РФ, наносит ущерб охраняемым законом правам и законным интересам граждан, юридических лиц, государства (статья 3 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

Новое на сайте

>

Самое популярное