Домой ОТП банк Страны с переходящей экономикой список. Основные черты стран с переходной экономикой

Страны с переходящей экономикой список. Основные черты стран с переходной экономикой

И рыночная. Командная (плановая) экономика характеризуется прямым государственным регулированием всех экономических процессов, для рыночной же характерна минимизация вмешательства регулирующих органов в экономическую деятельность резидентов. Промежуточное место занимают страны с переходной экономикой. О них мы поговорим в данной статье.

Страны с переходной экономикой - это те, которые в данный момент находятся на пути от планового режима ведения хозяйства к рыночному. По сути, это государства бывшего которые после его распада избрали рыночную модель. Поэтому все страны бывшего СССР, кроме, пожалуй, Беларуси - это страны переходной экономики. Для них характерно ускорение экономического развития после периода кризисных явлений плановой системы (по сути, именно из-за неспособности правительства планировать всю экономическую жизнь государства и произошел распад Союза), создание и развитие новых предприятий, повышение уровня жизни населения, уровня заработной платы, ликвидация и прочее. Экономика становится более открытой как изнутри, так и снаружи - это значит, что как предприниматели-резиденты получают большую степень свободы в создании и развитии собственного бизнеса, так и иностранцы получают возможность инвестировать имеющиеся у них свободные денежные средства в объекты и предприятия, находящиеся в стране.

Как правило, страны с переходной экономикой привлекают повышенное внимание со стороны иностранных субъектов, желающих совершать так называемые прямые инвестиции в экономику этих государств. Причиной такого повышенного интереса является возможность более выгодного вложения капиталов, которую можно объяснить через действие и предложения. Капитал - это такой же ресурс, как и сырье и рабочая сила, а значит, существует его рынок, а ценой его является процент доходности инвестиций. Естественно, на рынках капитала уже существует некоторый его избыток, а значит, его доходность является очень низкой (примером могут послужить процентные ставки в зарубежных банках, редко превышающие 3-4 процента годовых). В то же время, в государствах переходной экономики наблюдается существенный недостаток капитала, а значит, норма прибыльности инвестиционных проектах там будет существенно выше.

Характеристика стран с переходной экономикой включает и некоторые отрицательные черты: быстрое социальное расслоение, в результате которого разница между доходами богатых и бедных составляет десятки и сотни раз. Более того, присутствует политическая и социальная нестабильность, высокая вероятность возникновения конфликтов, повышение уровня преступности и другие. Также стоит отметить, что страны с переходной экономикой могут характеризоваться несовершенной и нестабильной системой национального законодательства, что могут плохо воспринимать иностранные инвесторы, которые отдают предпочтение более стабильным странам с меньшей нормой доходности.

Основными заданиями правительства страны с переходной экономикой должны стать:

В социальной сфере - обеспечение равенства и стабильности, сведение к минимуму вероятности возникновения конфликтов на социальной почве, забота о незащищенных слоях населения (выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице);

В экономической сфере - повышение инвестиционной привлекательности государства, приведение системы законодательства (в том числе и в сфере налогообложения) в соответствие с мировыми стандартами, обеспечение защиты иностранных инвесторов от изменений законодательства и налоговой системы на длительный период.

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, .

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация , поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.

Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.

Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

К странам с переходной экономикой принадлежит большинство бывших социалистических стран, осуществляющих переход от социалистических методов хозяйствования к рыночным. Это бывшие союзные республики СССР: Украина, Россия, Беларусь, Молдова. Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменис-тан, Таджикистан; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Албания; азиатские страны - Китай, Монголия и Вьетнам. Социалистическую ориентацию с целью построения коммунизма сохранили Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Куба.

По географическому признаку и особенностями социально-экономических преобразований страны с переходной экономикой можно разделить на три группы:

§ страны Центральной и Восточной Европы и страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония);

§ страны СНГ;

§ Китай и Вьетнам.

Название и состав региона "Центральная и Восточная Европа", несколько условные, поскольку Украина, Россия, Беларусь и Молдова - это также Восточная Европа с географической точки зрения; но так принято по классификации ООН и в мировой социально-экономической литературе. Название "Страны с переходной экономикой" (Countries in transition ") также утвердилась в оперативном использовании международных операций. Но есть еще одна условность относительно самого понятия" транзитивна (переходная) экономика ". Дело в том, что нет четкого критерия, определение границы, за которой транзитивная экономика уже становится рыночной. Есть основания думать, что ряд членов Центральной и Восточной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария), принятых в ЕС, считаются странами с рыночной экономикой, поскольку они уже в этой организации. Нет достаточных аргументов для возражения тот факт, что, например, Украина и Россия уже построили рыночную экономику в своей основе. Однако в официальных документах международных организаций термин "транзитивные экономики" пока сохраняется, поэтому рассмотрим эти страны в том составе, в котором они были определены в начале 90-х годов прошлого века.

Предпосылки формирования системы переходной экономики

Переходная экономика - понятие, обозначающее трансформацию централизованной нерыночной модели экономического ротвитку с жесткими командно-административными методами управления в открытую экономику, в которой рыночный механизм функционирования сочетается с гибкими методами государственного регулирования. Социалистическая модель экономики, как известно, начала воплощаться в жизнь с 1917 г.. До Второй мировой войны сначала Россия (с 1922 г.- СССР), а затем Монголия (с 1921 г,) были единственными странами, которые применяли эту модель. После Второй мировой войны образовались страны народной демократии, которые впоследствии стали называться социалистическими странами. В Европе - это Немецкая Народно-Демократическая Республика (ГДР). Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия. В Азии - Китай (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Вьетнам. В 1961 г.. На социалистический путь развития стала Куба. Социалистическую ориентацию выбрали в 60 - 70-х годах около двух десятков развивающихся стран, но там методы социалистического хозяйствования не успели (и не смогли) пустишь глубоких корней.

Тотальная централизация управления экономикой может дать кратковременный эффект в самых напряженных ситуациях, связанных с глубоким социально-экономическим кризисом. Так, в 30-х годах в СССР путем чрезвычайного напряжения сил, чрезмерного использования человеческих и природных ресурсов удалось в короткие сроки осуществить индустриализацию. Таким же образом было достаточно быстро восстановлено разрушенное во время Великой Отечественной войны хозяйство. Концентрация ресурсов в руках государства способствовала в послевоенные годы созданию мощной базы тяжелой промышленности и развития научно-производственного потенциала страны. Приоритетность Советского Союза в 50-х - 60-х годах в области космонавтики и атомной энергетики является подтверждением этого вывода.

Однако внутренние противоречия системы социалистической экономики препятствовали превращению таких позитивных явлений на длительную тенденцию. Ликвидация частной собственности, монополия государства на средства производства, отсутствие нормальной конкуренции не стимулировали рост производительности труда. В 30 - 50-е годы высокие темпы роста промышленности основывались преимущественно на энтузиазме тружеников, которые искренне верили в реальность победы коммунизма. Впоследствии интерес начал угасать, а методов эффективного стимулирования труда система разработать не смогла. Поэтому, начиная со второй половины 60-х годов, темпы роста экономики СССР и других социалистических стран замедляются, а их совокупная доля в мировой экономике уменьшается. По уровню производительности Труда и по качеству продукции (за исключением узкой области аэрокосмического и военно-технического производства) социалистические страны существенно отставали от развитых стран.

Административно-командная система управлением экономикой обнаружила свою негибкость способностью овладения достоянием научно-технического прогресса. Согласно господствующей теории о приоритетности производства средств производства, основной упор делался на все большее наращивание потенциала тяжелой индустрии. Это приводило не только к упадку сферы услуг, но и вызвало деструкцию народного хозяйства в целом. Несмотря на достаточно большие вливания средств в НИОКР, социалистические страны все заметнее отставали от западных стран в развитии наукоемкого производства. Ни одна из социалистических стран не перешла к постиндустриальной стадии развития.

Следует заметить, что даже положительные элементы централизованной системы управления экономикой (например, ускоренная индустриализация) реализовались равно в разных странах. Наибольший эффект они дали в странах "недоиндустриализованих", с низким предыдущим уровнем развития промышленности и хозяйства в целом - в СССР, Китае, Румыны, Болгарии, Югославии, Албании, КНДР. В то же время положительные последствия централизованной индустриализации Польши, Чехословакии, Венгрии были менее очевидны, а 1ИДР в развитии своей экономики заметно проигрывала ФРГ.

Социалистическая система хозяйства овладела экономикой различных стран в неодинаковой степени. Наиболее глубоко и последовательно она реализовалась в СССР, объясняется также и продолжительностью ее существования. Это обстоятельство во многом определяет тот факт, что в бывших советских республиках (в том числе в Украине) перестройка экономики на рыночные основы осуществляется значительно труднее, чем в странах ЦВЕ. В начале 90-х годов в СССР среди экономически активного населения уже не существовало поколений, помнили бы оперативные средства хозяйствования в условиях рыночной экономики. Ментальность значительной части населения страны была антирыночной. Вот почему в условиях уже переходного периода наши бизнесмены во многих случаях обнаружили беспомощность, чиновники - непонимание ситуации, определенные части населения и чиновничества - скрытный и явное сопротивление реформам.

Наиболее крайних и искаженных форм административно-командная система приобрела в Китае в 60-х годах, в период так называемого "большого скачка". Коллективизация проходила в форме коммун, в которых обобществления распространялось не только на средства производства, но и во многих случаях на личные вещи крестьян. Коммуна считалась "самодостаточной" хозяйственной единицей, способной обеспечить своих членов всем необходимым. Более того, в сельскохозяйственных коммунах насаждались примитивные промышленные предприятия, которые ничего общего не имели с агропромышленным комплексом, например, установки по выплавке железа. Продукция таких предприятий была чрезвычайно низкого качества, по сути, мало способна для использования. Таким образом, растранжиривались ресурсы, а отдачи не было. Производительность труда во всех секторах экономики была очень низкой. В странах существовала распределительная система распространенных продуктов потребления. В внешнеэкономической политике правительство следовал автаркии, то есть опоры на собственные силы при максимальном сокращении объемов внешней торговли. Такая политика в конце концов привела к голоду неслыханных масштабов, охвативший десятки миллионов людей.

В социалистических странах ЦВЕ (также в Литве, Латвии, Эстонии *) введение социалистической экономической системы произошло значительно позже и в большинстве стран было не таким глубоким и всеобъемлющим, как в СССР. Так, например, в Польше и Югославии не было осуществлено коллективизации сельского хозяйства, в этой сфере царила мелкая частная собственность. В Чехословакии и Венгрии земля не была национализирована, и рядом с коллективными сельскими хозяйствами существовал и частный сектор. В этих странах также разрешалось заниматься мелким частным бизнесом в сфере услуг (торговля, парикмахерские, кафе, другие бытовые услуги). В Югославии социалистические методы управления экономикой во многом отличались от канонической системы, господствовавшей в других странах. Национализированы предприятия здесь имели значительную степень самоуправления и свободу в определении номенклатуры выпускаемой продукции, ее реализации и ценообразования. В стране существовала конкуренция предприятий, централизация управления экономикой была не такой жесткой, как в СССР. С другой стороны, в Югославии росла безработица (явление, нетипично для социалистической системы) и инфляция.

Система социалистических экономик отпала от системы мировой экономики из-за несовместимости командно-административных и рыночных методов хозяйствования. Образовалась мировая социалистическая система, которая развивалась на плановой основе. Организационной формой этой системы стал Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), которая была образована в 1949 г.. В нее входили СССР, ГДР, Польша. Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания (прекратила членство с 1962 p.), Монголия, Вьетнам и Куба; в некоторых структурах СЭВ участвовала Югославия.

Целью СЭВ было содействие углублению и совершенствованию сотрудничества между социалистическими странами, развития социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства каждой страны, ускорению экономического и технического прогресса. Деятельность СЭВ базировалась на долгосрочных нроирамах в сфере экономики; одной из последних была Комплексная программа социалистической экономической интеграции (1971 p.).

Впоследствии в СЭВ возникла необходимость в институтах, реиулювалы бы валютно-кредитные отношения социалистических государств. Такими институтами стали Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), основанный в 1963 г.. И Международный инвестиционный банк (М1Б), образованный в 1970 г.. Главной функцией МБЭС было осуществление многосторонних расчетов. Он проводил операции в переводных рублях и валюте, осуществлял кредитную эмиссию переводного рубля. Главной целью М1Б было предоставление долгосрочных кредитов для развития стран-членов. Большинство кредитов предоставлялась в валюте и только 10% - в переводных рублях. В 90-х годах МБЭС и МПИ стали испытывать огромные трудности, связанные с нехваткой ресурсов, с платежами. С распадом системы социалистических стран и СЭВ их функции, по сути, исчерпаны.

В рамках Совета Экономической Взаимопомощи социалистическим странам удалось достичь определенной координации внешнеэкономической деятельности. На СЭВ приходилась преобладающая доля внешней торговли каждой из стран, было построено немало общих объектов народного хозяйства. Однако в целом эффективность СЭВ была невысокой. Объемы взаимной торговли стран - членов СЭВ значительно уступали показателям стран Европейского Экономического Сообщества; еще менее эффективной была интсирация в валютно-кредитной сфере, в межгосударственном движении трудовых ресурсов. Дело в том, что СЭВ представляла собой, прежде всего, политическую организацию. Экономическая интеирация рассматривалась как подчиненный процесс, шо масс способствовать достижению политических целей. Кроме

того, в условиях жесткого централизованного планирования интеграционный процесс приобретал неестественного характера, по сути, тормозился. С распадом социалистической системы как политической силы прекратила существование и СЭВ, что продемонстрировало ее искусственный характер.

Торможение экономического развития социалистических стран началось еще в 60-х годах. В то время его могли разглядеть только специалисты, поскольку за счет количественного наращивания производственных мощностей в промышленности общие макроэкономические показатели этих стран были приличными. Но уже детальный анализ проявлял структурные проблемы. Отсутствие рыночного регулятора приводило к тому, что производилась большое количество продукции, не находила сбыта; в то же время ощущался острый дефицит многих видов продукции. Промышленность становилась все более материало- и энергоемких. Отдача вкладывать в основные фонды падала, снижалась производительность труда. Приходили темпы роста национального дохода (табл. 12.14).

При этом самые низкие темпы зафиксированы в странах, которые до войны были уже индустриально развитыми. Так, если за 1960 - 1986 pp. национальный доход в СССР увеличился в 4 раза, в Болгарии - в 5,2, в Румынии - в 7,2, то в ГДР - только в 3,2, в Польше - в 3,1, в Венгрии - в 2,8 , в Чехословакии - в 2,7 раза.

В 80-х годах кризис экономической системы социализма уже стала очевидной. Основные макроэкономические показатели начали стремительно падать. Так, произведенный национальный доход в Украине в 1990г. По сравнению с предыдущим годом сократился на 3,6%, а в 1991 г.-еще на 13,4%.

Все больше становился разрыв с развитыми странами в использовании последствий научно-технического прогресса. Так, в 1990 г.. На атомных электростанциях в СССР было произведено только 12%, тогда как в США - 19, ФРГ - 33, Франции - 74, Великобритании -20%. Доля производства электростали и кислородно-конвертерной стали составляла в СССР 48%, тогда как в Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии - 100%. Доля производства цемента по прогрессивным "сухим" способом в общем объеме производства цемента составила в СССР 17%, а в США - 60, Японии - 78, ФРГ - 90%.

Стало ясно, что те положительные факторы, которые стимулировали экстенсивное развитие экономической системы социализма, уже исчерпан. Переход к рыночной систем и хозяйствования стал объективным и неизбежным.

Сущность и признаки переходной экономики

Развитие общества всегда сопровождалось усложнением экономических отношений в нем. Обмен был первой формой хозяйственных отношений. Несколько позже появилась единая натуральная мера стоимости благ. С появлением денег, как всеобщего эквивалента, появилась тенденция к накоплению капиталов. В свою очередь это привело к внедрению в жизнь общества производства, а так же сопутствующих ему операций.

Определение 1

Экономика – это совокупность экономических отношений между субъектами в части производства, распределения, сбыта и продажи благ.

Как наука, экономика занимается вопросами оптимизации спроса и предложения в условиях ограниченности ресурсов.

Общество в ходе исторического развития требовало новых принципов экономических отношений. Традиционный тип экономики, характеризуемый низким уровнем жизни населения, слаборазвитым производством и ориентированностью на ремесла и народные промыслы сохранился лишь у народов живущих далеко от цивилизованного мира.

Командная модель экономики, базировавшаяся на принципах директивного государственного управления так же уходит в прошлое. С одной стороны такой подход к формированию экономики страны имел свои положительные стороны, так как государство могло быстро реагировать на негативные тенденции внутри хозяйственной системы. Однако, отсутствие конкуренции привело к снижению уровня жизни населения, деградации производства и финансовой системы. Сейчас подобный подход сохраняется в отдельных отраслях экономики различных стран. Обычно это отрасли стратегического значения, а так же те, что обеспечивают защиту интересов страны.

Рыночная модель экономических отношений является наиболее гибкой и устойчивой системой, способной к развитию и саморегуляции. Для нее характерны свобода предпринимательства, потребительского выбора, ценообразования и наличие конкурентной среды.

Многие страны сочетают элементы различных моделей. Такой подход называется смешанным типом экономики.

Определение 2

Переходная экономика – это этап смены одной экономической системы другой.

Она подразумевает полную структурную перестройку всей системы хозяйственных отношений. Двоякость системы переходной экономики определяет ее отличительные признаки:

  • нестабильность;
  • заторможенность процессов;
  • всеобщий спад;
  • многовариантность дальнейшего развития.

Переходная экономика в Восточной Европе

Переходная экономика в настоящее время характерна для ряда стран, совершающих процесс трансформации командной модели в рыночную. В основном к ним относятся страны, сформировавшиеся после отказа от социализма.

Некоторые из них входят в состав Европейского Союза, и по умолчанию считаются развитыми странами, хотя на самом деле переживают реструктуризацию собственных экономических систем.

Сходство этих стран заключалось в том, что необходимо было перестроить схожие экономические институты, используя схожие методы.

Одним из этапов преобразований во всех странах стало разгосударствление собственности и ее переход в частные руки. Кроме того, важная роль отводилась отпуску цен и созданию условий для свободного ценообразования. Изменения коснулись и систем управления, отраслевой переориентации народного хозяйства, технического перевооружения производства.

Для совершения структурных преобразований страны использовали два подхода: градуализм и «шоковая терапия».

Определение 3

Градуализм – это научный экономический подход, основанный на плавном переходе от устаревшей экономической системы к новой модели.

Здесь важна роль государства. Оно создает условия для поступательного перехода от административно - командной экономики к рыночной.

Сначала устанавливается баланс потребительского спроса, путем внедрения гибкого ценообразования и развитию частного сектора экономики, который создает предложение.

Трансформация прежде всего происходит в производстве и сбыте, а уже затем занимаются привлечением инвестиций.

Ценообразование контролируется государством в части монополистской и корпоративной деятельности. Так же сдерживается рост инфляции. Большой упор делается на малый, средний бизнес и сельское хозяйство.

Замечание 2

«Шоковая терапия» строится на принципе саморегуляции рыночной экономики. Она выражается в уменьшении роли государства, которое обеспечивает лишь движение финансовых средств, сдерживая инфляцию.

Для данного подхода характерна резкая смена устоявшихся экономических институтов. К основным изменениям можно отнести:

  • либерализация цен происходит одномоментно;
  • высокие темпы разгосударствления собственности;
  • резкое снижение государственного контроля;
  • открытие внутреннего рынка для импорта.

Такой подход имеет и негативные стороны. Резкий переход к частной собственности влияет на движение капитала из производственного сектора в отрасли, имеющие коммерческое значение. Сохранение на начальном этапе государственных монополий и дефицита продукции создает условия для высокого темпа инфляции. Все это приводит к снижению уровня жизни населения.

Проблемы переходной экономики в странах Восточной Европы

Схожесть факторов, определивших трансформацию экономических моделей стран Восточной Европы, а так же методов переходной экономики, сформировали и схожие проблемы.

Снижение уровня внутреннего валового продукта произошло практически во всех странах вне зависимости от модели перехода. Изначально планировалось, что уровень ВВП снизится, но незначительно, однако на практике, наблюдался спад экономических показателей и снижение уровня воспроизводства.

Высокие темпы инфляции, которые сложно было сдерживать. Так в Эстонии и Литве цены увеличились в четыре раза, а в странах бывшего СССР цены превышали свои показатели до инфляции в пять раз.

Переориентация производства привела к повышению уровня безработицы. Так же произошли структурные изменения в сфере социального обеспечения, что привело к снижению уровня жизни населения и его расслоению по доходам.

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики, рынка регионов. занимают в таких отчетах особое место, поскольку аналитики следят за тем, кто , где активно проходит реформирование отраслей производства, промышленности, сферы услуг, образования, армии или обострилась проблема мигрантов.

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики

Собранную информацию сопоставляют, поскольку в состав той или иной организации входит разное количество стран-участниц, и их развитие (индекс) оценивается по-разному. Есть общие параметры, а также специфические, поэтому и возникает необходимость свести данные, которые предоставляют такие международные организации: МВФ, ООН, ВБ и т. д.

Развитые страны на карте мира

ООН оценивает другие аспекты:

  • Производство товаров первой необходимости и услуг.
  • Уровень нищеты.
  • Как развивается предпринимательство.
  • Систему социального страхования, защиты.
  • Состояние финансового рынка.
  • Положение банковской системы.
  • Экологические проблемы.
  • Тенденции в демографической и социальной сфере. Рождаемость и смертность.
  • Уровень ВВП.
  • Уровень инвестирования и кредитования проектов и различных экономических секторов.

Все эти показатели необходимы, чтобы получить полную и комплексную картину по каждому региону, выделить в нем долю развивающихся и капиталистических стран, выбрав самые крупные, развитые в промышленном отношении и довольно перспективные.

Конкурентоспособные страны мира

Недавно эксперты МВФ приняли решение выделить еще один тип - экономически передовые страны. К таким державам относятся:

  1. Восточноазиатские: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
  2. Кипр.
  3. Североамериканские: Канада и США.
  4. Западноевропейские: Франция, Британия, Италия, Германия.
  5. Некоторые и Центральной, ставшие .

Количество развивающихся стран каждый год меняется. Если рассматривать экономическую характеристику стран мира, то во внимание принимаются , направленность экономики, в том числе и отраслевая, наличие актуальных наукоемких направлений, уровень и качество жизни населения.

Структура развивающихся стран

Внутри стран, которые развиваются, можно провести свое деление. Для определения отдельных групп критериями являются:

  • структура производительных сил и производства;
  • перспективы развития экономики;
  • экономические отношения внутри стран и за их пределами;
  • количество внешних и внутренних долгов;
  • наличие или отсутствие инфляционного роста/падения;
  • условия для развития транснациональных корпораций;
  • роль, которую играет малый бизнес в формировании отраслей производства и сферы услуг.

Золотые резервы в различных странах

Данные параметры позволяют выделить несколько видов стран с активно развивающимся рынком и экономикой:

  1. «Азиатские тигры» Восточной и и Латинская Америка.
  2. Крупные и страны Азии, которые экспортируют нефть и другие полезные ископаемые. Бахрейн, Катар, Ливия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты занимаются нефтяным экспортом. Поскольку каждая из них имеет выгодное экономико-географическое положение, играет важную, практически ключевую роль на рынке энергоресурсов и носителей, население небедное, может копить средства.
  3. Развивающиеся страны, где высокий средний размер ВВП на душу населения. Например, в Гватемале или Колумбии на одного человека приходится 1 тыс. долл. США.
  4. , огромными территориями, большим количеством населения: Индия, Индонезия, Пакистан. Они развиваются благодаря инвестиционным проектам из Европы и Америки. При этом наблюдаются другие тенденции: люди живут часто за чертой бедности, уровень ВВП составляет 300 долл. США на душу населения, низкие темпы производственного развития.
  5. Бедные страны Африки и Азии, например, Бангладеш, Бенин, Сомали, Эфиопия, Афганистан. Несмотря на предоставление кредитов, материальной и технической помощи, эти развивающиеся страны с трудом преодолевают отсталость. У экономики явный аграрный характер, в производстве преобладают доиндустриальные формы труда. Связи с внешним миром либо отсутствуют, либо развиты очень слабо.

В 2019 году количество стран, которые попадают в категорию «развивающиеся», достигло 132. Все они занимают особое место в экономике мира, по-разному связаны с капиталистическими странами, мировой хозяйственной системой и рынком. Из-за этого в таких государствах давно сформировалась многоукладная экономика, зависящая от развитых и передовых стран.

Смотрите в видео: зарплаты в различных странах мира.

Характерные черты развивающихся стран

  • Уровень жизни населения очень низкий.
  • Нет среднего класса. Общество делится на богатых и очень бедных. Доходы богачей во много раз больше, чем доходы рядовых граждан.
  • Отсутствие законов, поэтому инвесторы из-за рубежа редко вкладывают свои финансы в экономику стран.
  • Плохо развиты системы финансовая, налоговая и банковская.
  • Не работает аппарат управления.
  • Безработица постоянно растет, поэтому население не имеет твердого дохода.
  • Высокий уровень рождаемости и смертности.
  • Небольшие размеры и объемы внутреннего рынка.
  • Зависимость от развитых государств мира, что порождает постоянное накопление внешних долгов.
  • Наличие специфических социально-экономических проблем.
  • Экономика подчиняется идеологии, религии и политической системе.
  • Преобладают общинные интересы, из-за чего гражданское общество либо только начинает развиваться, либо совсем неразвито.

У развивающихся стран есть научно-технический потенциал, но он слабый, из-за чего практически не развиваются научные направления, экономика, производство. При этом многие государства обладают огромными запасами природных ископаемых.

Развивающиеся страны освободились от колониальной зависимости в шестидесятые годы, поэтому в социальной, экономической и политической структуре до сих пор наблюдаются отрицательные факторы:

  1. Неспособность самостоятельно справиться с внутренними экономическими проблемами, которые до этого решали страны-метрополии.
  2. Нет демократических институтов, из-за чего политическая культура только начинает развиваться. Руководители страны в своем правлении опираются не на различные органы и институции, а на армию, полицию.
  3. Широко развита коррупция и взяточничество.
  4. Постоянные войны, межэтнические конфликты.
  5. Формирование самоизоляционной экономической модели централизованного типа. Она не ориентирована на рынок и не учитывает особенности мировой экономики, ее тенденции и ключевые изменения.

Индекс корупции в различных странах

Во многом подобная ситуация в странах третьего мира связана с тем, что в восьмидесятые годы Советский Союз и государства СЭВ вкладывали деньги в строительство объектов металлургии и тяжелой промышленности. Не учитывались особенности географического положения развивающихся стран и их специфика. Поэтому в них возник дисбаланс, появилась полная зависимость экономик от развитых государств.

Место в мировой экономике

  • Поставляют сырье и топливо и США.
  • Промышленные изделия, которые экспортируются на мировой рынок, составляют 21,4 %.
  • Доля в экспорте равна 30 %.
  • Зависимость от ТНК. Крупные компании не соглашаются здесь работать, но открывают филиалы и штаб-квартиры. В результате этого в развивающихся странах находится около 25 % всех иностранных вложений транснациональных компаний.
  • Большие поступления от частных компаний, кредиты и инвестиции которых достигают 50 % от всех внешних источников финансирования. Кредиты дают корпорации, фонды, отдельные физические лица, частные предприниматели.

Характерными чертами экономического развития относящихся к группе развивающихся стран являются:

  1. Преобладание аграрного сектора в экономике.
  2. Большая доля занятости населения в сельском хозяйстве, в котором доминирует патриархальный уклад.
  3. Низкий уровень развития индустрии. Есть черная металлургия в развивающихся странах, но ее часть незначительная.
  4. Многоукладность экономики: формы производства варьируются от мелкотоварной и общинной до кооперативной, монополистической. Связи между ними и укладами минимальные, неразвитые.
  5. В разных сферах экономики присутствует частный капитал, представленный различными формами и видами.
  6. Развитие капитализма носит так называемый характер анклавов, поскольку вложенные средства принадлежат компаниям - филиалам ТНК, «зашедшим» в эти страны. Капиталистический строй мешает устранять многоукладность экономики, способствуя ее расширению.

Таким образом, уровень отставания от развитых в индустриальном плане стран огромный.

Существует взаимозависимость многоукладности и социальной структуры общества. Постоянные тенденции, такие как безработица, бедность, демографическое перенаселение, низкий уровень жизни - удел развивающихся стран.

Новое на сайте

>

Самое популярное