Домой Россельхозбанк Экономическое регулирование в государственной экономике. Предмет и задачи государственного регулирования экономики

Экономическое регулирование в государственной экономике. Предмет и задачи государственного регулирования экономики

Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены на рис. 12.1. Рассмотрим каждое из них более подробно.

Основные направления государственного регулирования экономики

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта

функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных

документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. Внешний эффект - это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.

Р. Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек. Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики - другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры - комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

Производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

Институциональная (государственный аппарат управления);

Социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

Информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства - государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рис. 12.2.

Формы перераспределения доходов

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов - это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов

Фискальная политика - это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса

посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Современная экономика базируется на проведении эффективной научно-технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности - важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП. Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70-х годах составили во Франции 0,7-0,9% ВВП, в Италии - 0,7%, в Великобритании - 1,7-2,3%, в США - 2,2-2,9% ВВП. ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

Пределы государственного вмешательства в экономику. Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

Понятие государственного регулирования экономики и его необходимость

Создатель первой экономической теории А. Смит придерживался мнения, что рыночная экономика в регулировании не нуждается. Он доказывал, что это саморегулирующаяся система. Но дальнейшее развитие мирового хозяйства опровергло этот постулат. Стихийное развитие рыночных отношений и циклический характер производства требуют согласования действий субъектов экономики. Помимо этого необходимо предоставление общественных благ, защита конкуренции и соблюдение прав потребителей. Данные функции на себя берет государство.

Еще один важный фактор необходимости вмешательства государства – это состояние перехода экономики от командно-административной системы к рыночной. На этом этапе контроль со стороны государства особенно важен. В противном случае хозяйство может оказаться в затяжном кризисе. Государственное регулирование – это система методов целенаправленного воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Методы государственного регулирования экономической деятельности

Определение 1

Всю совокупность средств и способов воздействия на экономическую деятельность с целью ее регулирования называют методами регулирования.

Методы государственного регулирования – это способы воздействия государства на субъектов национального и международного хозяйства с целью эффективного выполнения государственной экономической политики и обеспечения национальной экономической безопасности.

Определение 2

Экономической политикой государства называют систему мер для создания и развития хозяйства страны, постановки основных задач и определения направлений и способов их достижения.

Среди большого разнообразия методов выделяют методы по формам влияния и по способам влияния. Поэтому классификация этих методов несколько условна. Различают следующие методы:

  • методы прямого регулирования;
  • методы непрямого регулирования;
  • правовые методы;
  • административные методы;
  • экономические методы;
  • пропагандистские методы.

Понятие экономического регулирования

Определение 3

Экономические методы регулирования – это прямые и косвенные методы влияния на экономику, состоящие в создании определенных экономических условий.

Благодаря созданию определенной ситуации на рынке, субъекты экономической деятельности вынуждены действовать в необходимом для общества направлении. Им приходится согласовывать свои интересы с общегосударственными и общественными. Инструментами экономических методов являются финансовые и материальные стимулы, предоставляемые государством.

Методы экономического регулирования

К прямым методам экономического регулирования относятся:

  • формирование и использование государственного бюджета;
  • размещение государственных заказов;
  • проведение амортизационной политики;
  • установление минимальной заработной платы;
  • установление максимального и минимального уровня цен на ряд товаров;
  • выделение пенсий, пособий, субсидий;
  • внешнеэкономическое регулирование.

К косвенным методам экономического регулирования относят.

Государственное регулирование экономики является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ -- реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутри региональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений социологизацией, повышением материального благосостояния населения.

Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений -- это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

Наряду с этим есть понимание рынка как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, движения его составных частей. Это также правомерная, можно сказать, воспроизводственная характеристика рынка. Наконец, есть третье понимание рынка -- это рынок как тип функционирования экономики в противоположность командно-административным npif-казным методам регулирования. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.

Исторический опыт развития свидетельствует о необходимости применения стимулов и регуляторов, основанных на использовании отношений рынка при утверждении эффективной рыночной экономики. Только при достаточном насыщении спроса и развитии конкуренции между производителями возникает рынок потребителя, тот самый товарный рынок, который жестко подчиняет производство удовлетворению общественной потребности и обеспечивает более надежный механизм реализации его целей.

Одновременно он же формирует экономическую основу для непрерывного наращивания капиталовложений с целью обновления выпускаемой продукции и внедрения новых технологий в производство.

Это определяет главную задачу создания современного рынка -- удовлетворение спроса на разнообразные товары производственного и непроизводственного назначения, услуги, ликвидация товарного дефицита.

Рынок требует иных, чем при административно-командной системе, хозяйственных руководителей. Для рынка нужна особая инфраструктура, необходимо умение ее создавать и работать в ней.

Рынок нельзя ввести или отменить декретом. Его становление и утверждение -- закономерный исторический процесс, длительный и сложный, требующий определенного переходного периода.

В данный переходный период российской экономики на первый план поставлена задача восстановления нарушенного равновесия в народном хозяйстве, обеспечение элементарной сбалансированности спроса и предложения, а затем введение рыночных регуляторов.

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.

Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий.

  • * Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.
  • * Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе -- разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях.
  • * Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений -- это слишком длительный и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс.
  • * Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения.
  • * Проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий.

Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать пропорции развития и воспроизводства в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий -- все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов государственного регулирования является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время государство контролирует пятьдесят процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное строительство. И это происходит в стране с давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой.

Государственное регулирование -- это не просто организационно- управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления.

Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.

Как уже отмечалось, под государственным регулированием понимается система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции.

Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования.

В хозяйственном комплексе страны каждая сфера жизни, каждая отрасль, каждый регион обладает своими особенностями, своими специфическими чертами, руководствуется в ходе деятельности своими хозяйственными интересами. Являясь объектами государственного регулирования, они требуют к себе индивидуального подхода в применении отдельных регуляторов.

В современный переходный период, когда стоит задача выхода из кризиса и стабилизации экономики, регулирование должно основываться на принципах использования стоимостных инструментов рынка в качестве нормативов хозяйственной деятельности.

Смысл использования товарно-денежных отношений в условиях несформировавшейся еще рыночной экономики в России состоит в следующем.

  • 1. Обеспечить планомерное регулирование количественных параметров стоимостных категорий в пределах той меры, которая обусловлена законами товарного производства, в частности, законом эквивалентности на базе равенства затрат общественного труда, воплощенного в продукте, и меры общественной потребности в нем.
  • 2. Изменяя значения стоимостных параметров под воздействием меры общественной потребности в продукте, целенаправленно воздействовать на хозяйственные интересы производителей и потребителей продукта, использовать стоимостные категории в качестве инструмента регулирования структуры и объемов производства и потребления.
  • 3. Отдавая товаропроизводителям всю свободу принятия хозяйственных решений относительно структуры и объемов производства, распределения и реализации продукции в пределах централизованно установленных стоимостных параметров, стимулировать хозяйственную предприимчивость с ориентацией на общегосударственные плановые показатели.
  • 4. Добиваться сближения и совпадения целей государства и экономических интересов товаропроизводителей с тем, чтобы производство нужного для общества продукта было выгодно товаропроизводителям.

В период перехода к рыночным отношениям целесообразно плановое регулирование рыночных отношений, которое заключается в создании таких экономических условий хозяйствования, которые бы принуждали товаропроизводителя ради общественной хозяйственной выгоды приближать объемы и структуру своего производства к параметрам общегосударственного плана.

Государство, предоставляя товаропроизводителю независимо от формы собственности и хозяйствования право самостоятельно планировать свое производство, доводит ему количественные показатели до рыночных параметров. В их пределах, товаропроизводитель сам выбирает такую структуру производства, которая для него будет экономически наиболее выгодной.

Таким образом, содержание планового регулирования рынка в общих чертах сводится к централизованной разработке его основных стоимостных параметров на определенный период времени.

В плановом хозяйстве эти параметры выполняют функции нормативов.

К числу основных планируемых рыночных нормативов относятся цены и тарифы, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованные инвестиции и дотации.

Перечисленные нормативы составляют основной набор инструментов планового регулирования товарно-денежных отношений.

Все они взаимодействуют в совокупности. Именно система нормативов составляет определяющие параметры хозяйственных условий. Целенаправленно изменяя их величину, но не выходя при этом за пределы объективной меры законов товарного производства, государство может создавать благоприятные условия для производства и реализации тех или иных видов продукции и тем самым регулировать их объемы, приближая производство к требованиям государственного плана развития экономики.

Высокий уровень развития производительных сил в условиях рыночного хозяйства и соответствие объективных экономических законов этому высокому уровню могут быть достигнуты только с помощью вмешательства в экономику государства, т.е. при помощи государственного регулирования. Во всех развитых странах мира, при всех экономических системах государство в той или иной степени регулирует экономику, при этом роль государства в регулировании процессов социально-экономического развития возрастает по мере углубления международного разделения труда.

Однако в теории развития рыночных отношений существуют прямо противоположные подходы. Еще в XVIII в. Адам Смит, а в XX в. М. Фридмен и ряд других экономистов считали и считают недопустимым вмешательство государства в становление рынка, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию, равновесию спроса и предложения. Другие же, например английский экономист Дж.М. Кейнс и американский экономист лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев, считали необходимой систему государственного регулирования рыночной экономики.

Причем каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей -- природно-экономических, исторических, уровней экономического развития и т.д.

Изучая примеры построения рыночной экономики других стран мира, Россия не может копировать их модели, так как ни одна из стран мира не существовала столь длительный период времени в столь жестких командно-административных рамках управления. Кроме того, каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, разные уровни развития регионов.

Поэтому на первом этапе реформирования экономики нельзя было полностью разрушать сложившуюся и долго действующую систему управления; это привело к экономическому хаосу, катастрофическому спаду производства, обнищанию населения, затяжному кризису. Для России нужны были постепенный переход к рынку и использование положительных черт старой управленческой системы, сохранение экономических связей, складывающихся многие десятилетия. В конце концов с учетом ошибок, допущенных в начале периода реформ, государство пришло к необходимости регулируемой рыночной экономики.

Суть государственного регулирования экономики можно свести к следующему.

  • * Задачами государственного регулирования экономики являются: на начальном этапе переходного периода -- осуществление мер по либерализации экономики; на втором этапе -- мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе -- мер по повышению эффективности, поступательному развитию.
  • * Государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, т.е., с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, а с другой -- добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов.
  • * Одной из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод.
  • * Задачей регулирования является разработка программ социально- экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении.
  • * Государственное регулирование должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации посредством четкого разграничения компетентности и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
  • * Среди задач государственного регулирования есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма.
  • * Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.
  • * Особенно важно государственное регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают малочисленные народы, а также районов экологического бедствия.
  • * Государственное регулирование является основой формирования единого товарного рынка России и региональных рынков; оно призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование предполагает эффективное функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам. При этом велика роль государственного регулирования в совершенствовании методики расчетов трансфертов.

Изучение научной дисциплины «Государственное регулирование экономики» имеет целью подготовку специалистов высшей квалификации в области управления, способствует формированию у них государственного мышления и умения решать важнейшие вопросы регулирования социально-экономических процессов в условиях становления и развития рыночных отношений.

Необходимость государственного регулирования экономики определяется, во-первых, теми «несовершенствами» которые присущи рыночному механизму и, во-вторых, потребностью обеспечения, с общественной точки зрения, оптимального и эффективного функционирования экономики.

Выясним, какие же сферы социально-экономической жизни общества подвергаются государственному регулированию?

1. В мировой экономической науке, прежде всего, принято отмечать деятельность государства по созданию правового режима работы хозяйствующих субъектов. Сюда относится законотворческая деятельность государства в области хозяйственного права, направленного на регулирование экономического поведения субъектов, обеспечение соблюдения обязательных для всех «правил игры» на обширном экономическом пространстве.

2. Широкий круг проблем государственного регулирования связан с предотвращением или хотя бы ослаблением так называемых негативных последствий развития и функционирования рыночной экономики. Речь идет о периодически повторяющихся спадах производства, сопровождающихся ростом безработицы, углублением инфляции, обострением социальных конфликтов. Антикризисное регулирование национальной экономики осуществляется методами финансовой, кредитно-денежной, таможенной, инвестиционной политики, направленных на сглаживание циклических колебаний.

3. Значительна роль государства в качестве собственника средств производства, а, следовательно, в качестве субъекта воспроизводственного процесса. Это относится к таким сферам экономики, которые не представляют интереса для частного капитала в силу тех или иных причин (низкая рентабельность, длительный срок окупаемости и т.п.). В этих сферах сосредоточены средства производства, удовлетворяющие общественные потребности (естественные монополии, различные отрасли инфраструктуры, НИОКР, освоение космоса и пр.). К ним примыкает военная промышленность, сферы экономики, подвергающиеся экологическим явлениям. Государственный сектор (государственное предпринимательство) имеет место во всех Западных странах и масштабы его значительны, хотя в последние годы произошло его сокращение.

4. Особо можно выделить государственное регулирование деятельности субъектов микроэкономике. Такое регулирование позволяет успешно координировать частнопредпринимательскую деятельность крупного и малого бизнеса. По отношению к крупному бизнесу меры государства направлены на предотвращение негативных последствий монополизма, а по отношению малого – на всестороннюю его поддержку. Для развития нормальных рыночных отношений государство берет на себя обязательство по созданию относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм (предприятий).


5. Важным объектом регулирующей деятельности государства является социальная сфера. Это регулирование уровней и динамики доходов различных слоев населения, поддержка социально уязвимых слоев: содержание инвалидов, детей, пенсионеров, малоимущих. Государство регулирует занятость, удерживая в официально установленных границах численность безработных. Социальная политика, с одной стороны, является заботой общества о благополучии всех слоев населения, с другой – направлена на поддержание социального мира, на обеспечение социальных гарантий гражданам.

6. Государство организует денежное обращение, организует внешнеторговые отношения, платежный баланс, валютные курсы.

7. Государство разрабатывает стратегию социально-экономического развития. При этом учитываются все аспекты развития национальной экономики: отраслевой, региональный, социальный, экологический и другие. Теоретическое обновление данной стратегии – функция фундаментальной науки. На государство же возлагается ответственность за ее реализацию, за координацию деятельности хозяйствующих субъектов в направлении решения стратегических задач.

Многосторонняя деятельность государства проявляется через его функции. В экономической литературе в качестве основных функций государства отмечаются следующие:

1. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства (правовой основы).

2. Стабилизация экономики (стимулирование экономического роста, контроль за уровнем занятости и инфляции и прочее)

3. Социально-ориентированное распределение имеющихся ресурсов в стране (создание условий для развития сельского хозяйства, транспорта, связи, определение расходов на оборону, космос, науку, образование, здравоохранение)

4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (минимума заработной платы, пенсий, пособий и т.д.).

Для наглядности функции государства можно дать схемой.

Из анализа направлений и функций государства в экономической области можно заключить, что государственное регулирование необходимо как для сохранения и развития самого рыночного механизма, так и для решения экономических проблем, перед лицом которых рынок обнаруживает либо полную свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность.

При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что с точки зрения направленной экономической политики классификация форм государственного воздействия на экономику будет несколько иной, она не совпадает с классификацией экономических функций государства. Здесь обычно выделяют: фискальную политику, денежную политику, политику регулирования доходов, внешнеэкономическую политику. Такой подход и классификацию отмечают П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» (гл. 32).

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют государственные учреждения, наделенные определенными обязанностями. В качестве субъектов регулирования здесь выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы.

Государственному регулированию присущи определенные недостатки. Государственные органы, например, не застрахованы от того, что могут выбрать более дорогой и наименее эффективный путь решения той или иной проблемы. В ряде стран мира был значительно расширен государственный сектор, хотя он оказался менее эффективным, чем частное хозяйство.

Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Однако границы между ними нередко условны, а поэтому некоторые методы регулирования являются смешанного типа.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Административное регулирование включает в себя меры по лицензированию, квотированию и т. д. С помощью административных мер (меры разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, ставкой процента.

Среди методов прямого государственного регулирования используются различные формы целевого финансирования секторов экономики регионов, предприятий, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические последствия для страны. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства, путем поддержки отдельных предприятий совместной собственности.

Государство поддерживает такие сферы, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, развитие науки. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, также как сельское хозяйство, добывающая промышленность, транспорт и т. д.

К прямым методам относятся также установления обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Стандарты в основном социального характера: экологические, санитарные и другие обязательные нормы.

Государство осуществляет антимонопольные меры, оказывает прямое регулирующее воздействие на экспорт, на национальный рынок.

Особой формой прямого государственного регулирования является программирование, прогнозирование и планирование. Они связаны с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных подходов в достижении сложных макроэкономических задач. Объектами целевых программ являются важные отрасли национальной экономики, направления научных исследований и т. д.

К косвенным методам относятся бюджетное, налоговое, денежное, кредитное государственное регулирование экономики. Подробно эти вопросы изучаются в специальных темах курса экономической теории.

Итак, выполняя свои функции, государство применяет разнообразные формы и методы воздействия на экономику. Есть ли какие особенности и ограничения, в их использовании, связанные с рыночными отношениями? Да, они имеют место и о них надо иметь четкое представление.

В принципе исключаются любые действия государства, разрушающие связи в рыночном механизме. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, всеохватывающий административный контроль над ценами (хотя государство в определенной мере заминается и планированием, и ценами).

Государственное регулирование рынком должно осуществляться в основном косвенными, экономическими методами. Причем этими методами надлежит пользоваться осторожно, не ослабляя, а тем более, не заменяя рыночные стимулы. Известно, например, какое влияние может оказать на экономику денежная или налоговая политика, если государство будет игнорировать данное требование.

Отмеченные особенности государственного регулирования следует учитывать, анализировать и выявлять результаты. Это обстоятельство, особенно важное значение имеет для России.

Введение.............................................................................................3

Объекты и цели государственного регулирования.....................................4

Средства государственного регулирования..............................................8

Заключение........................................................................................14

Литература........................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты и цели государственного регулирования

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

    экономический цикл;

    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

    условия накопления капитала;

    занятость;

    денежное обращение;

    платежный баланс;

    НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

    условия конкуренции;

    социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

    подготовка и переподготовка кадров;

    окружающая среда;

    внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

Средства государственного регулирования

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические средства - это:

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолжности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА

    Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.–Киров: «АСА», 2002

    Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М.: Инфра–М, 1997

    Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

Новое на сайте

>

Самое популярное