Домой Россельхозбанк Особенности развития налоговых систем за рубежом. Характеристика налоговой системы зарубежных стран

Особенности развития налоговых систем за рубежом. Характеристика налоговой системы зарубежных стран


Современные теорий налогообложения и роль налоговой политики в системе государственного регулирования экономики были рассмотрены в п. 1.5 и 1.6. Вместе с тем в мире происходят очень важные процессы, которые оказывают существенное влияние на содержание и реализацию налоговой политики отдельных стран, - прежде всего это фактор глобализации мировой экономики.
Налоговые системы многих государств формировались в 1960-1970-х гг. в условиях, когда влияние на национальную экономику государств мирового рынка товаров, капиталов и инвестиций было неизмеримо меньшим.
В современных условиях важнейшим критерием размещения производств корпорациями становится стоимость ресурсов в различных странах. Это позволяет, с одной стороны, существенно улучшить конкурентные позиции, а с другой - активно заниматься налоговым планированием, т. е. выбирать страну с более низким уровнем налоговых платежей. При этом страны, где прекращается производство, неизбежно испытывают определенное сокращение налоговой базы, не предпринимают усилий по развитию услуг, прежде всего инновационного характера. Наличие низких налоговых ставок в какой-либо стране становится фактором, серьезно влияющим на перераспределение международных инвестиционных потоков.
Глобализация экономики оказывает влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. Очевиден факт возникновения серьезного противоречия между глобальным характером экономики и локальным (страновым) характером налогообложения.
Эта ситуация обусловила обострение конкуренции между национальными государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства. В 1990-е гг. определенное влияние на эту борьбу стали оказывать оффшоры и налоговые гавани (подробнее см. главу 16).
Масштабы средств, репатриируемых из стран-доноров, весьма высоки. Так, прямые инвестиции стран G-7 в экономику стран «налоговых убежищ» Карибского бассейна и островов Тихого океана за 1985-1994 гг. выросли более чем в пять раз. Вместе с тем, несмотря на предоставляемые странами-«налоговыми гаванями» льготы и возможности вывода средств из-под налогообложения, давление развитых стран (в первую очередь стран G-7) на них никогда не было слишком сильным. Отношение государственных властей индустриальных стран к «налоговым гаваням» при всей остроте звучащей критики остается достаточно благосклонным, что подтверждается двумя фактами: во-первых, при желании большинство «налоговых гаваней» могло быть ликвидировано с помощью политических и экономических мер в достаточно короткие сроки, однако они пока благополучно существуют; во-вторых, владельцы крупного бизнеса в условиях почти полной свободы движения капиталов не стремятся перевести все подконтрольные им компании в оффшоры; компании продолжают оперировать в странах с уровнем налога: например, на прибыль корпораций до 50%, хотя в «налоговых гаванях» его ставка (если такой налог вообще существует), как правило, не превышает 2-5%.
Вместе с тем, отказавшись от ликвидации оффшоров, власти индустриальных стран осуществили определенный пакет налоговых, ориентирующих национальные налоговые системы не на конфронтацию, а на конкуренцию с «налоговыми гаванями». Сегодня практически для каждой компании доступно снижение высоких «нормальных» налоговых ставок до пониженных эффективных ставок. Это достигается благодаря существованию значительных льгот или даже прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности, целевого инвестирования в создание новых рабочих мест и т. д. Наличие же развитой инфраструктуры, передовых тех*- нологий и квалифицированной рабочей силы, сравнительная доступность источников сырья, близость рынков сбыта тем не менее позволяют развитым странам успешно конкурировать с оффшорами.
Более того, даже для компании, не ведущей активной производственной деятельности в странах основного местонахождения, а только управляющих активами, ибслуживающих или контролирующих деятельность подразделений в других странах, юридическое размещение в стране с «нормальным» налогообложением может оказаться весьма выгодным. В развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну пребывания. Такая отсрочка может иметь практически бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка от уплаты налога на 7-8 лет равняется почти полному освобождению от налога. Компании с международным масштабом деятельности могут пользоваться льготами, предусмотренными различными международными соглашениями, в то время как большинство оффшоров не имеют подобных соглашений.
Наконец, даже выведенные в оффшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в тех же индустриальных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов (место жительства их владельцев). Слишком же жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с «налоговыми гаванями» может побудить инвесторов и компании окончательно покинуть страну. Деятельность стран - «налоговых убежищ» играет важную роль в смягчении остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дает важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот на капитал ссылками на наличие «налоговых гаваней» за рубежом. Итак, уплата корпорацией налогов (особенно прямых) по стандартной, установленной законом ставке является достаточно редким явлением и свидетельствует о плохой постановке в ней налогового планирования.
В целях сохранения конкурентных преимуществ правительства индустриальных стран рассматривают реформу налогообложения, особенно прямого, как одну из первоочередных задач. Общей чертой как фактически осуществленных налоговых реформ, так и разрабатываемых проектов стало стремление упростить налоговую систему, что позволило бы минимизировать нарушения принципа справедливости налогообложения. Для достижения этой цели в области прямого налогообложения при определении налогооблагаемой базы используется концепция совокупного дохода налогоплательщика, куда включаются все виды доходов, полученных плательщиком за определенный период, обеспечивается их справедливое налогообложение, причем вне зависимости от источника выплаты. Ключевые проблемы индустриальных стран в осуществленных и проектируемых налоговых реформах включают в себя: базу налогообложения; ставку налогов; уровень прогрессивности налоговых ставок.
Принятие индустриальными странами концепции совокупного дохода означало существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые активные доходы, но и доходы от собственности (недвижимости, ценных бумаг, счетов в банках), прирост капитала и ряд других доходов. Для ослабления негативного воздействия на экономику и проведения мер, стимулирующих накопления, большинство развитых стран взяло курс на постепенное снижение величины, числа и прогрессивности ставок подоходного налогообложения, смягчение режима обложения доходов от сбережений и увеличение необлагаемого минимума. Тенденции налогообложения доходов физических лиц в индустриальных странах иллюстрирует табл. 1.7.1 .
Начиная с 1970-х гг. все большее число ИС с целью приведения в соответствие прогрессивности налоговых ставок и изменяющейся покупательной способности денег применяют механизм индексации. Автоматическая индексация прогрессивности системы налогообложения в соответствии с инфляцией была введена в 1970-х гг. во Франции, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах и США, с конца 1980-х гг. - в Италииг Бельгии, Греции и Ирландии. В настоящее время вопрос о введении этой системы рассматривают и другие страны - члены ЕС. Вместе с тем механизмы практического ее воплощения существенно различаются. Например, итальянское законодательство предусматривает автоматическую компенсацию потерь при инфляции выше 2%, а в Великобритании данный механизм регулируется налоговыми властями произвольно.
Одной из важных тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан индустриальных стран стало также увеличение вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения. Проведенные изменения систем налогообложения отражены в табл. 1.7.2 .
Ряд стран, где было принято решение об уменьшении налогооблагаемой базы по подоходному налогу с граждан на сумму деловых расходов, столкнулись с проблемой сложности определения суммы чистого дохода гражданина (т. е. дохода за вы-
Таблица 1.7.1
Налогообложение физических лиц центральными правительствами
индустриальных стр^н1


п/п

Страна

Максимальные
ставки

Минимальные
ставки

Число ставок

1980 г.

1990 г.

1980 г.

1990 г.

1980 г.

1990 г.

1

Бельгия

72

55

24

25

12

7

2

Дания

45

40

20

22

3

3

3

Франция

65

57

5

5

12

12

4

Г ермания*

56

53

22

19

4

-

5

Греция

63

50

10’*

18

18

9

6

Ирландия

58

52

35

29

3

3

7

Италия

62

50

12

10

9

7

8

Люксембург

57

51

12

10

21

24

9

Голландия

72

60

14

35

9

3

10

Великобритания

60

40

29

25

6

2

11

Испания

66

56

8”

25

34

16

* В Германии была введена линейная прогрессия.
"* В этих странах установлен начальный уровень, облагаемый нулевой ставкой.

1 Страны с высоким уровнем местных налогов: Бельгия - 7%, Дания - 29, Япония - 3- 15, США-2-14%.

Таблица 1.7.2
Изменения в системе льгот в подоходном налогообложении физических лиц


Страна

Вычеты и освобождения, введенные или увеличенные

Вычеты и освобождения, сокращенные или отмененные

Бельгия

Пропорциональное сокращение дохода при одном работающем супруге

Представительские расходы

Дания

Блок вычетов по статьям расходов для наемных работников

Потолок для страховых выплат

Германия

Производственные расходы для наемных работников и вычеты семейных расходов

Представительские расходы. Вычеты взносов на страхование жизни

Греция

Вычеты для наемных и сельскохозяйственных работников: производственные расходы, расходы на ремонт транспорта и жилья, расходы по процентам и займам


Ирландия

Семейные вычеты
/>Верхний предел по расходам на проценты по займам и страховке

Япония

Специальные семейные льготы и вычеты

Верхний предел по расходам на проценты по займам. Налогообложение процентов по сбережениям

четом сумм расходов, имеющих чисто деловой характер), что повлекло за собой жесткую регламентацию расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу. В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются те же тенденции, а именно снижение общей ставки налога при одновременном расширении налогооблагаемой базы. Здесь, как и при реформировании налогообложения граждан, государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа справедливости при обложении различных форм бизнес-активности, а также направляет усилия на поддержание достигнутого уровня государственных доходов. Движение к достижению поставленных целей сопровождается повсеместным снижением ставки налога на доходы корпораций.
В индустриальных странах существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и нераспределяемой прибыли: обложение прибыли как на уровне компании, так и на уровне акционера; уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании; установление специальных ставок по налогообложению распределяемой прибыли; уменьшение прибыли на уровне акционера; частичный или полный зачет акционером налога, уплаченного компанией; налоговый кредит для акционера; освобождение акционера от налогообложения.
Система полного зачета существует в Италии и Германии, частичный зачет применяется во Франции, Дании, Испании, двойное налогообложение - в странах
Бенилюкса, Японии и США. Несмотря на критику призванных стимулировать инвестиционные процессы отраслевых льгот и налоговых преференций как нарушающих прйнципы равного налогообложения, в целом налоговые стимулы в подавляющем большинстве индустриальных стран сохраняются как для приоритетных отраслей, так и для отдельных регионов, нуждающихся в поддержке. Например, в Японии налоговые льготы предоставляются компаниям, приобретающим энергосберегающее оборудование, во Франции установлены налоговые вычеты по расходам на НИОКР, в Ирландии налоговые льготы предоставлены производственному сектору.
Обшей практикой косвенного налогообложения для ИС является применение налога на добавленную стоимость (НДС). Более того, страны ОЭСР и ЕС применяют различные дискриминационные меры по отношению к продукции стран, в налоговой системе которых НДС отсутствует, что оказывает негативное воздействие на конкурентоспособность производимой в них продукции и стимулирует введение налога. Так, одной из причин введения Японией НДС стали дискриминационные меры со стороны властей европейских стран по отношению к товарам, производимым в Японии. После введения Японией НДС (ставка - 3%) дискриминационные меры были отменены, однако низкая величина ставки была подвергнута критике как предоставляющая конкурентные преимущества. В дальнейшем ставка НДС в Японии была увеличена до 5%.
Можно определенно утверждать, что одна из главных закономерностей экономической политики индустриальных стран - повышение роли налогов на потребление. Например, в странах ОЭСР за 30 лет (1966-1995 гг.) удельный вес налогов на потребление вырос с 12 до 18% при практически неизменной доли налогов на прибыль и подоходного налога . Введение в национальную налоговую систему НДС - обязательное условие вступления страны в ЕС и ее полноценного участия в программах ОЭСР.
Таким образом, можно говорить о перспективе дальнейшего широкого применения данного налога в экономической практике и даже о возможном установлении его унифицированной ставки для всех индустриальных стран на уровне 15-20%, что будет способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах. Изменения в налоговой политике индустриальных стран являются отражением реальных экономических процессов, что подтверждает заметное возрастание роли так называемых «экологических налогов», направленных на повышение эффективности природопользования и стимулирование мероприятий, направленных на охрану природной среды.
В данном параграфе мы осветили лишь наиболее общие проблемы практической реализации налоговых реформ и налоговой политики в индустриальных странах. В целях более предметного изложения этих вопросов в учебнике представлены глава 18 «Налоговые системы унитарных государств», глава 19 «Особенности налоговых систем федеральных и конфедеративных государств», а также глава 19 «Налоговые системы стран СНГ».
Завершая данную главу, хотелось бы ответить на главный вопрос: а что такое «хорошая» налоговая система и бывают ли такие, поскольку это центральный вопрос политической борьбы, взаимоотношений правительства и бизнеса, правительства и граждан. В любом случае, в самом общем виде под хорошей подразумевают систему, которая позволяет осуществлять налоговую политику наиболее эффективным способом, который позволяет обеспечить: оптимальное сочетание объема налоговых поступлений и уровня налогового бремени; структуру налоговых поступлений, адекватную состоянию развития экономики и национальным приоритетам; достижение стратегических целей развития экономики, прозрачности налоговой системы, простоты и эффективности налогового администрирования.
В главе 1 подчеркивается, что при гармонизации налоговых систем возникает очень много проблем, обусловленных: историей развития каждой страны; налоговым «менталитетом», сложившимся у населения; масштабами экономики страны, ее структурой, особенно сегодня, с учетом сырьевого фактора.
Исторический аспект является наиболее важным. Учитывая, что при решении многих вопросов Россия идет «своим, особым путем», мы удели особое внимание генезису налогообложения в России, поскольку знание всех «извилин» своей истории необходимо каждому культурному человеку, тем более специалисту.
Контрольные вопросы1 Как исторически изменялось экономическое содержание налогов? Назовите и охарактеризуйте элементы налога. Дайте определение понятия «налогообложение». Как рассчитывается налоговое бремя? Что такое переложение налогов и какие формы оно принимает? Что такое система налогов? Перечислите основополагающие признаки классификации налогов. Приведите примеры прямых и косвенных налогов. Как влияет состояние экономического развития страны на сочетание прямых и косвенных налогов? В чем состоит суть кейнсианского подхода к роли налогообложения? Назовите основные положения налоговой теории представителей «экономики предложения». Определите сущность «эффекта Лаффера». Дайте характеристику принципов налогообложения в «экономике общественного сектора». Охарактеризуйте возможные типы налоговой политики современного государства. Перечислите задачи налоговой политики. Назовите основные инструменты налогового регулирования. Опишите три основные модели экономического развития, существовавшие в XX в. Охарактеризуйте особенности налоговой политики стран, имеющих долгосрочную концепцию построения национальной экономики.
1 Контрольные вопросы по одним главам предлагаются в целом к главе, по другим - к каждому параграфу. Авторы при решении этого вопроса руководствовались теоретической, исторической и практической направленностью материала, его насыщенностью, а также желанием акцентировать внимание читателя на отдельных особенностях, деталях, новациях. Перечислите основные причины проведения налоговых реформ в индустриальных странах. Назовше изменения в корпоративном налогообложении индустриальных стран и требования ОЭСР к странам - членам этой организации. Каковы основные направления реформирования налоговых систем в индустриальных странах?
Список литературы к главе 1 Ishi Я. The Japanese Tax system. - Oxford: Clarendon press, second edition, 1993. Rules-based Fiscal Policy in France, Germany Italy and Spain. Правила фискальной политики во Франции, Германии, Италии и Испании // IMF Occasional Paper. 2003. №225. Бьюкенен Д. Государственные финансы в условиях демократии // Отечественные записки. 2002. №4-5. Бюджетная система РФ / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2003. Все начиналось с десятины / Пер. с нем. Общ. ред. и вступ. ст. Б. Е. Лапина. - М.: Прогресс, 1992. Галицкая С. В. Основные направления налоговой реформы в ФРГ// Аудитор. № 11. Кулишер И. М. Очерки финансовой науки. - Петроград: Наука и школа, 1919. Курс экономической теории: Учебное пособие. - М.: Дис, 1997. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308-309. Налоги: Учебник / Под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. - Минск.: БГЭУ,2000.
И. Налоги: Учебное пособие/ Под ред. Д. Г. Черника. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999. Немова Л. А. Канада: фискальный федерализм и социальная политика // США, Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 1. О налоговом бремени в странах ЕС // БИКИ. 2001. № 97. Озеров И. X. Основы финансовой науки. СПб и Московский университеты. Изд. 4-е.-М., 1911. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политика налогов: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. Система налогообложения в США // Отечественные записки. 2002. № 4-5. Современные экономические теории Запада / Под ред. А. Н. Марковой. - М.: Финстатинформ, 1996. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. - М.: ИНФРА-М, 1997. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1996. Тихоцкая И. С. Налоговая система Японии. - М.: РАН, Институт востоковедения, 1995. ТривусА. Налоги как орудие экономической политики. - Баку, 1925. Тургеневы. Опыт теории налогов. - М.: Госфиниздат, 1937. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. - М.: Перспектива, 2000. Худокормов А. Г. История экономических учений: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. Экономика и жизнь. 2000. № 26. С. 2. Юткина Т. Ф, Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. - М.: Аспект пресс, 1996.

Налоговая система в странах с формирующимся рын­ком до начала рыночных реформ характеризовалась значительными диспропорциями. Основными источниками налоговых поступлений выступали налог с оборота, отчисления от заработной платы и другие платежи, взимаемые с предприя­тий. В централизованной плановой экономике налоги не игра­ли независимой роли. Правительство устанавливало стои­мость вводимых факторов производства, произведенной про­дукции, ставки заработной платы. С помощью налогов изыма­лись и передавались государству излишки. Правда, в 60-70-е гг. XX в., когда социалистические предприятия получили больше прав, налоги стали выполнять более самостоятельную функ­цию, насколько это было необходимо для повышения произ­водительности.

Переходные преобразования предполагают системные из­менения, касающиеся налогового бремени и структуры нало­гообложения. Конечная цель заключается в замене старой произвольной системы налогообложения системой, основан­ной на установленных принципах и нормах при повышении единообразия в режиме налогообложения.

В странах СНГ процесс реформирования налоговых систем существенно затянулся. В Российской Федерации в 1992 г. был введен НДС, но основательная налоговая реформа началась в 1998 г. Она была призвана снизить общее налоговое бремя пу­тем сокращения количества и уменьшения дискреционного (произвольного) характера налогов, расширить налоговую базу за счет сведения к минимуму освобождений и изъятий и улучшения собираемости налогов.

В других государствах СНГ помимо введения НДС налого­вые кодексы также пересматривались медленно. К примеру, Ре­спублика Молдова приняла новый налоговый кодекс в 1992 г, но существенные изъятия из системы налогообложения были от­менены лишь летом 1998 г. В начале 1993 г. Украина приняла Закон о подоходном налоге, а новый налог на прибыль пред­приятий ввела лишь через два года. Армения, начав налого­вую реформу в 1997 г, только в конце 2000 г. существенно упростила свое налоговое законодательство.

Усиление интеграционных процессов, ликвидация тамо­женных границ и создание условий для свободного перемеще­ния товаров требуют интернационализации структур налого­вых систем и унификации порядка их исчисления и взимания.

Между странами СНГ установлена единая товарная номен­клатура внешнеэкономической деятельности, подписаны дву­сторонние соглашения России с отдельными странами СНГ о предотвращении двойного налогообложения в отношении на­логов на доходы и имущество, о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодатель­ства и др. При осуществлении торговли в рамках СНГ было решено взимать НДС по принципу «страны происхождения товара». Это значит, что налогом облагаются экспортируемые и не облагаются импортируемые товары.

Налоговые реформы в странах СНГ и государствах Балтии с точки зрения основных налогов и доли налогов в доходной части бюджетов имели много общего. При всей многочислен­ности налогов везде главными стали НДС, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы и импортные пошлины. Налоговые поступления, как правило, дают свыше 80% всех бюджетных доходов. Тяжесть налогового бремени для предприятий везде была значительной, при этом косвенные налоги преобладали над прямыми.

Однако сохраняющиеся различия в налоговых националь­ных законодательствах препятствуют формированию общего экономического пространства СНГ. В частности, налог на прибыль, НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость существуют в каждой стране. Но на­логовая система в каждом государстве имеет свои особенно­сти, что препятствует интеграционным процессам.

В начале XXI в. федеральные ведомства Российской Феде­рации инициировали введение в России налога на недвижи­мость, который заменит существующие налоги на землю и имущество. В Казахстане планируется создать налоговые льготы для компаний, инвестирующих в несырьевые секторы, в том числе и для российских, ввести новые налоги на сырье­вые секторы, снизить корпоративный подоходный налог.

Формирование современных налоговых систем в государ­ствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) началось в конце 80-х - начале 90-х г г. XX в. одновременно с преобразо­ваниями в других сферах экономики. Так, в 1988 г. в Венгрии были отменены платежи предприятий, уплачиваемые в бюд­жет в годы плановой экономики, и введены налоги, прибли­женные к налоговым системам стран с развитой рыночной си­стемой: общий налог с оборота (аналог НДС), подоходный на­лог с физических лиц, предпринимательский налог. В 1991 г. был принят Закон о налоге с обществ, отменен предпринимательский налог, в 1992 г. внесены коррективы в подоходный налог с физических лиц и потребительский (акцизный) налог.

В других странах ЦВЕ перестройка налоговых систем проводилась в период, когда уже начались рыночные преобразо­вания: приватизация, либерализация цен, отмена монополии внешней торговли, валютной монополии и др.

В Польше подоходные налоги с физических и юридиче­ских лиц были введены в 1992 г., а законы о налоге на товары и услуги и об акцизных налогах были приняты в 1993 г. В том же году в Чехии и Словакии также были обновлены налого­вые системы.

Медленно шла перестройка налоговых систем Румынии и Болгарии. В Румынии НДС и акцизные налоги стали взимать­ся с 1993 г., а подоходные налоги с физических и юридиче­ских лиц - только с 1996 г. В Болгарии НДС был введен в 1994 г., налог на прибыль предприятий - в 1996 г, а подоход­ный налог с физических лиц - лишь в 1998 г.

Первые налоговые законодательства отражали черты пере­ходного этапа. Как правило, они не были законами прямого действия, дополнялись серией постановлений и инструкций, ежегодно в них вносились коррективы, в результате чего на­логи оказывались крайне нестабильными.

Однако уже в этих первых законах обозначились новые черты налоговой системы. Налоги больше не рассматрива­лись как орудие классовой борьбы или экономического пода­вления отдельных предприятий и социальных групп населе­ния. Новые законы практически уравнивали в вопросах нало­гообложения участников экономических отношений и пла­тельщиков.

Особенность первых законов о налогах стран ЦВЕ состоя­ла в том, что уровень налогообложения, установленный ими, нередко был высоким. Так, налог на прибыль предприятий в 1992 г. в Польше и Венгрии составлял 40% облагаемой базы, Чехии - 45 (1993), в Болгарии - 50%. Основная ставка НДС в Венгрии в 1988 г. равнялась 25% (льготная - 15), в Польше в 1993 г. -22%.

Минимальная ставка подоходного налога с физических лиц в тот период составляла 18-20% (в Чехии - 15, Румы­нии ~ 6), а максимальная достигала в Венгрии 60%, Болга­рии - 52, Румынии - 45, Польше и Чехии - 40%. Эта мера имела вынужденный, хотя и непопулярный характер, обусловленный растущим дефицитом бюджетов, снижением государ­ственных доходов вследствие падения производства и сокра­щения товарооборота.

Вместе с тем предприятия получали налоговые льготы по инвестициям, продукции, предназначенной на экспорт. Суще­ственные льготы предоставлялись иностранным компаниям и смешанным предприятиям. Законы о подоходном налоге с фи­зических лиц, как правило, содержали довольно большой на­бор социальных льгот.

В результате реформ в странах ЦВЕ сложились налоговые системы, состоящие из трех групп:

    налоги на доходы (прибыль предприятий, других юриди­ческих лиц и подоходный налог с физических лиц);

    налоги на товары и услуги (НДС и акцизы);

    налоги на собственность (налог на доходы от капитала, со строений, с наследств и дарений и др.).

Налоговая система Китая была существенно преобразована в 1994 г. Все налоги КНР разделялись на отдельные группы:

    центральные налоги, которые включают таможенные по­шлины, потребительский налог, НДС, взимаемый таможней, а также налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог), взимаемый с банков, финансовых организаций, государствен­ных предприятий и иностранных торговых корпораций;

    совместные налоги, включающие НДС, налог на исполь­зование природных ресурсов, налог на ценные бумаги и биз­нес-налог, взимаемый с других банков и страховых обществ;

    местные налоги, включающие налог на прибыль пред­приятий, бизнес-налог от других источников, налог на недви­жимость, подоходный налог с физических лиц, гербовые сбо­ры и некоторые другие налоги, такие как налог на наследство и налог на повышение стоимости земли.

Налоговые системы развивающихся стран характеризуют­ся своими специфическими особенностями. Структура налого­вых систем ряда стран еще сохраняет черты колониального про­шлого. Это выражается в сходстве налоговых законодательств с аналогичными законами бывших метрополий, в либеральном на­логообложении иностранных компаний, преобладании в налого­вых поступлениях косвенных налогов.

В государствах, существовавших до колонизации, использо­вались простейшие налоги - на скот, доля в производимой про­дукции (в натуральной форме), пошлины за провоз товаров.

Налоговая система в развивающихся странах Азии и Аф­рики начала складываться в условиях колониализма. Колони­заторы ввели современные виды налогов - личный подоход­ный, на корпорации и т.д. В связи с интенсивным развитием внешних связей с метрополиями широкое распространение получили таможенные пошлины.

Долгое время в африканских странах применялся подуш­ный налог, которым облагался каждый мужчина, достигший совершеннолетия. Он был одним из первых налогов, которым колониальные власти обложили население с целью изъятия доходов и стимулирования работы по найму. К настоящему времени подушный налог сохранился лишь в некоторых африканских странах.

Системы налогообложения были подчинены интересам ко­лониальных администраций и выполняли следующие основ­ные задачи:

    финансировали затраты на содержание административ­ного аппарата (это достигалось главным образом за счет дохо­дов от таможенных пошлин);

    стимулировали приток дешевой рабочей силы на планта­ции и промышленные предприятия (чтобы уплатить подуш­ный налог, местные жители вынуждены были наниматься на какую-то работу).

В дальнейшем метрополии вводили в своих колониях и бо­лее современные налоги - прямые личные, главным образом подоходный налог. Так, в Нигерии первый Закон «О подоход­ном налоге» был принят в 1940 г. Затем еще при колониаль­ном режиме были приняты Декрет о двойном налогообложе­нии (1958), Декрет о местном подоходном налоге (1959). Тем самым в этой стране была заложена английская система нало­гообложения.

В ряде государств Африканского континента существует так называемый африканский персональный налог, который занимает как бы промежуточное положение между подушным и подоходным налогами, являясь переходной ступенью от первого ко второму. Данный налог взимается в виде фиксиро­ванной суммы, однако при определении этой суммы делается попытка учесть доходы налогоплательщика.

В большинстве африканских стран корпорации рассматри­ваются как самостоятельные юридические лица, и их при­быль облагается особым налогом - на корпорации или на ком­пании. Прибыли предприятий, находящихся в единоличной собственности, и партнерств облагаются, как правило, по ставкам подоходного налога на население. Налог на корпора­ции имеет значительные преимущества по сравнению с дру­гими видами подоходных налогов. Крупные компании зареги­стрированы и не могут уйти от уплаты налога.

В новых индустриальных странах все большую роль игра­ют прямые налоги - подоходный с населения и на прибыль корпораций.

Рост прямого налогообложения достигается преимуще­ственно за счет налога на прибыль корпораций, главными плательщиками которого выступают наиболее крупные госу­дарственные и частные предприятия, включая иностранные.

При этом ставки подоходного и корпоративного налогов нередко ниже применяемых в развитых странах, что направ­лено на форсирование процесса накопления в современном секторе хозяйства, стимулирование частного предпринима­тельства. Либеральный налоговый режим и дешевая рабочая сила - важный фактор для привлечения иностранного частно­го капитала.

В ряде развивающихся стран существуют налоги в виде платы за лицензии за врачебную и адвокатскую практику, со­держание гостиниц, ресторанов, торговых точек, проведе­ние зрелищных мероприятий.

В прямом налогообложении освободившихся стран наибо­лее распространенным является подоходный налог, который взимается как с граждан, так и с компаний. В разных странах он имеет различные наименования (налог на торгово-про­мышленную прибыль, налог на заработную плату, налог с компаний и др.).

В налоговой практике действуют две системы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная.

При шедулярной системе все доходы в зависимости от ис­точников подразделяются на части (шедулы), при этом каж­дый вид дохода облагается отдельно по своим ставкам. Пла­тельщик фактически может уплачивать несколько подоходных налогов в зависимости от разнообразия его доходов. Эта си­стема проста по учету доходов и исчислению с них налогов, а значит, более доступна налогоплательщику. Каждый вид дохо­да облагается дифференцированно, но требует многочислен­ного налогового аппарата без высокой квалификации.

При глобальной системе налог исчисляется и взимается со всей совокупности доходов, независимо от их источника. Такая система налогообложения рассчитана на более квалифи­цированный аппарат, так как производится много подсчетов, что требует привлечения большого числа компьютерной тех­ники, но зато при этой системе происходит обезличивание ис­точников доходов налогоплательщиков.

В англоязычных странах используется, как правило, гло­бальный подоходный налог, взимаемый по прогрессивной шкале ставок.

Важное место в формировании госбюджета стран Азии и Африки играют косвенные налоги на товары и услуги, или на­логи на потребление. В конце XX в. на них приходилось до трети бюджетных поступлений, в некоторых странах - до 40%. К основным налогам на потребление относятся акцизы на соль, спички, сахар, мыло, алкогольные напитки, нефте­продукты, хлопчатобумажные ткани, транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед), коммунальные услуги. Такими налогами облагаются зрелищные, транспортные услу­ги, сфера бытового обслуживания.

Стремление к увеличению поступлений от внутренних косвенных налогов заставило африканские государства в кон­це минувшего века ввести общий налог с продаж. Первона­чально он был установлен во франкоязычных (а позднее - в бывших английских) колониях. Универсальный характер это­го налога заключается в том, что им облагаются все товары, как произведенные национальной промышленностью, так и импортированные из-за рубежа.

К косвенным налогам относятся и таможенные пошлины. Они составляют значительный удельный вес в доходах бюджета. Таможенные пошлины на экспортируемые и импортируемые то­вары, в отличие от финансовой системы индустриально разви­тых государств, в развивающихся странах имеют гораздо боль­шее значение, что ставит доходы госбюджета в непосредствен­ную зависимость от объема внешней торговли. Налогообложе­ние внешнеторговых операций - одна из основных статей государственных доходов развивающихся государств.

В качестве специфической формы налогообложения можно считать взносы в государственные фонды социального стра­хования лиц наемного труда и работодателей. Однако в боль­шинстве развивающихся стран система государственного со­циального страхования либо отсутствует, либо находится в на­чальной стадии развития и распространения на отдельные категории рабочих и служащих. В настоящее время лишь в Латинской Америке и отдельных арабских странах взносы в централизованные фонды и другие общенациональные институты социального страхования занимают значительное место в структуре государственных доходов.

В мусульманских странах в соответствии с законами шари­ата действует сложная система исламских налогов, которые можно охарактеризовать как религиозные, взимающиеся с це­лью обеспечения нужд мусульманской общины, оказания по­мощи бедным, ведения религиозных войн и др.

Исламская налоговая система имеет глубокие историче­ские корни. Она складывалась в виде различных платежей и податей, взимаемых с населения мусульманских государств, сложившихся в ходе арабских завоеваний VII-VII1 вв., и фор­мирования финансовой системы Халифата. Первоначально одни налоги (джизья, харадж) взимались только с иноверцев, другие (закят, ушр) - с мусульман.

В современной исламской экономике мусульманским на­логам отводится важная роль как средству обеспечения со­циальной справедливости путем перераспределения доходов в обществе. В некоторых исламских странах (например, Пакистан) закят и ушр введены в качестве государственных налогов.

К исламским налогам многие исследователи относят те на­логовые платежи, которые существовали во времена Пророка Мухаммеда и о которых имеется прямое или косвенное упо­минание в Коране или Сунне. Среди них значительное место занимает налог с собственности. Он берется в натуральной и денежной форме с семи видов собственности (прибыли): за­работной платы; рудников; вкладов; имущества, приобретен­ного законным путем; драгоценностей, добытых со дна моря; военных трофеев; земли, купленной у мусульманина.

Особое место в системе исламских налогов занимает за­кят, плательщиками которого являются только мусульмане. Уплачивается этот налог согласно нормам мусульманского права 1 раз в год по лунному календарю в строго установлен­ный день во время мусульманского праздника рамадана.

Выделяют несколько существенных отличий закята от обычного налога:

    закят - это религиозная обязанность и акт поклонения, имеющие финансовое выражение, тогда как налог - экономи­ческое и финансовое обязательство;

    закят взимается только с мусульман, а налог - со всех граждан;

    уклонение от уплаты налога может быть прощено, а от закята - нет;

    ставка, способ выплаты закята в отличие от налога неиз­менны;

    плательщик закята не может претендовать на средства от него, а получение налогоплательщиком средств от уплаченно­го им налога возможно.

У мусульман-шиитов функции главнейшего мусульманско­го налога выполняет хумс, зачастую дублируя и подменяя со­бой закят. Сунниты же не признают хумс в качестве основно­го мусульманского налога.

Закят на протяжении столетий существования ислама по­стоянно взимается в Йемене. В Саудовской Аравии он был введен в первые послевоенные годы. Ставка налога составля­ла 2,5%. На некоторое время закят был снижен в 2 раза - до 1,25%. Оставшуюся часть этого налога плательщики могли вносить как добровольную милостыню - саадаку, что не про­тиворечило исламу.

В 1979 г. в ходе проведения политики исламизации закят был введен в Пакистане в качестве обязательного государ­ственного налога. Правительство страны рассчитываю с по­мощью этого религиозного налога существенно пополнить го­сударственную казну. Однако многие пакистанцы были недо­вольны тем, что этот очистительный налог будет сосуще­ствовать наряду с обычными налогами и что обложению закятом подлежат банковские депозиты, счета, ценные бума­ги, акции, продукция горнодобывающей промышленности. В итоге был создан Центральный совет по закяту во главе с бывшим или действующим судьей Верховного суда Пакиста­на, контролирующий сбор, распределение и другие вопросы, связанные с очистительным налогом.

При этом следует отметить, что во всех без исключения мусульманских странах исламские налоги (прежде всего за­кят) не являются стержнем налоговой системы. Например, по­доходный налог, по ряду параметров дублирующий закят, су­ществует во всех странах, где введены исламские налоги.

В конечном счете налоговые системы в развивающихся странах характеризуются чертами, обусловленными уровнем развития экономики, сложившейся экономической структурой, многолетними традициями и обычаями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Особенности развития налоговых систем индустриальных стран (США, Франция, Великобритания)

2. Налоговая система Швеции

Список литературы

1 . Особенности развития налоговых систем индустриальных стран (США, Франция, Великобритания)

Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, конечно же, они не оптимальны.

Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные формы и методы налогообложения практически едины, но есть и существенные различия. система налогообложение сравнение

Налоги и их сущность по своему содержанию на практике представляется в виде многообразных форм, с множеством национальных особенностей той или ной страны, которые в совокупности образуют налоговую систему различных стран.

На первый взгляд системы отличаются друг от друга, и кажутся несравнимыми, но при более тщательном анализе построения налоговой системы можно выделить две основные черты, которые характерны для построения налоговой системы в развитых странах:

- постоянный поиск увеличения налоговых доходов государства;

- построение налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории: равенства, справедливости и эффективности налогообложения.

При этом первая черта реализуется в виде реформ, путём введения новых налогов, изменения налогооблагаемой базы, соотношения различных видов налогов и перераспределения налогового бремени.

Вторая черта проявляется и во многом зависит от приверженности Правительства к той или иной экономической направленности.

Различие в самих налогах в отдельно взятой стране зависит от характера облагаемых доходов и расходов, природа которых лежит в основе классификации налогов.

Так налоги могут взиматься:

- на рынке товаров или факторов производства;

- с продавца (покупателя) товара;

- с домашних хозяйств или кооперативов;

- с источника дохода или статьи дохода.

Налоги в развитых странах можно объединить в четыре основные группы, несмотря на различные названия тех или иных налогов, сущность которых в конечном итоге одинакова.

- Подоходный налог с юридических лиц;

- Подоходный налог с физических лиц;

- Налоги с оборота;

- НДС.

Не менее важную проблему при построении налоговой системы представляет собой учёт перераспределения последствий применения различных видов налогов. Эти последствия зависят от ставки, определения налогооблагаемой базы, сферы действия налогоплательщиков.

Изменение всех этих показателей приводит к изменению в ценах товаров, что оказывает влияние на состояние доходов и расходов налогоплательщика.

Важнейшим моментом при оценке эффективности налоговой системы является также учёт административных издержек и затрат налогоплательщика на соблюдение законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы находят конкретное отражение в общих элементах налога: субъект, объект, источник, единица, ставка, льгота, налоговый оклад.

Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC (PricewaterhouseCoopers - крупнейшая в мире международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита) использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки. В таблице 1 приведен рейтинг 10 самых удобных налоговых систем мира.

Таблица 1

10 самых удобных налоговых систем мира

Общее число налогов

Полная налоговая ставка, (%)

Мальдивы

Гонконг (КНР)

Сингапур

Ирландия

Саудовская Аравия

Кирибати

В Таблице 2 приведены десять самых сложных налоговых систем мира.

Таблица 2

10 самых сложных налоговых систем мира

Общее число налогов

Время, затрачиваемое на уплату налогов, (часов в год)

Полная налоговая ставка, (%)

Мавритания

Венесуэла

Центрально-Африканская Республика

Республика Конго

Беларусь

В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134 место - российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: в предыдущем году мы находились на 130 строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133 место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской - это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления - основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46 месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Кстати, за год в рейтинге «Paying Taxes» США поднялись на 30 строчек вверх. Эксперты отмечают, что заметных изменений в американской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии.

Аутсайдерами рейтинга являются Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса. Например, на Украине фискалы стали рассылать на электронные адреса налогоплательщиков информацию об изменениях в налоговом законодательстве. Белорусы пошли другим путем -они решили отменить 20 налоговых платежей, оставив всего 27. Основных налогов будет 8 (сейчас их 10), а остальные будут взиматься в зависимости от специфики деятельности предприятия.

Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга - страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку занимает Гонконг с тремя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Как показало исследование PricewaterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.

Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария находится только на 19-м месте. Также в середине рейтинга оказались, к примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны. Свидетельствует это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности процесса оценки, 56 рабочих дней для заполнения документации - это достаточно много.

В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.

Налоговая реформа была инициирована федеральным министром финансов Хансом Айхелем. Через несколько дней после правительственного заявления Бундестаг большинством голосов СДПГ (социал-демократической партии Германии - правящей партии Шредера) и партии Зелёных (находится в коалиции с СДПГ) одобрил её.

Реформа предусматривала постепенное снижение подоходного налога к 2005 г, при этом первоначальная ставка должна была быть снижена с 22,9% до 15%, а максимальная - с 51% до 45%. Кроме того, до 25% должен был быть снижен налог на прибыль юридических лиц (корпоративный налог).

Задача налоговой реформы - поднять покупательную способность населения и сделать Германию ещё более привлекательной для инвесторов.

В Германии стоимость реализованного валового национального дохода распределяется сначала между теми, кто занят в его образовании. Это владельцы средств производства - предприниматели или юридические лица, которые получают свою часть в виде прибыли, и работники и служащие, которым выплачивается заработная плата. Государство получает свои доходы преимущественно в процессе перераспределения валового национального продукта путём налогообложения первичных и вторичных доходов, чётко определяет уровень налогообложения. Система налогообложения - открыта и понятна. В целом при таком варианте формирования доходов бюджета основными объектами налогообложения являются доходы населения (заработная плата, личные доходы предпринимателей). Это не преимущество или недостаток, это объективное свойство экономической системы с данным распределением валового национального продукта.

В целом налоговая система в Германии очень сложная. Нередко она подвергается в стране жёсткой критике, прежде всего из-за относительно больших ставок налогообложения фирм. Однако эти действительно высокие ставки разрешают государству решать самые сложные задачи социального рыночного хозяйства и трансформировать новые федеральные земли на востоке. И даже в этих случаях идёт поиск возможностей снизить налоги, которые отрицательно влияют на положение Германии в конкурентной борьбе территорий для вложения капиталов. Касательно России, то самое полезное, что можно получить из опыта немецкой налоговой системы, - это чёткое распределение компетенций между разнообразными уровнями государственной власти и чёткая проработка всех механизмов налогообложения.

2 . Налоговая система Швеции

Швеция считается страной с самыми высокими в мире налогами. Однако учитывая уровень жизни в стране, можно сказать, что такие налоги скорее плюс, чем минус.

Налоговая система здесь двухуровневая - выплаты взимаются центральной и региональной властью.

Под подоходным налогом физических лиц понимается не только зарплата, но и любой другой доход - с дивидендов, сдачи в аренду помещений и т.п. Налог с зарплаты перечисляется работодателями в казну государства ежемесячно, но отчисления с дополнительных доходов каждый должен делать самостоятельно. Налог на зарплату выплачивается по прогрессивной системе и может достигать 62%.

Выплата предварительных налоговых платежей физическими лицами осуществляется в несколько этапов в течение года. Если после заполнения налоговой декларации обнаружится разница в выплате в большую или меньшую сторону, она будет скомпенсирована налоговым органом, либо плательщиком.

Налог с прибыли фирмы здесь платят по ставке 28%. При обороте фирмы больше миллиона крон в год (?114 тыс.€), она должна зарегистрироваться как плательщик НДС. Ставка НДС здесь 25%. Для продуктов питания, туристических и гостиничных услуг ставка снижена до 12%; для печатных СМИ - до 6%. НДС не платят вообще банки, медицинские и образовательные учреждения.

Финансовый год в Швеции начинается в июле. Отчётность здесь организована довольно просто: все фирмы за месяц до сдачи отчёта получают одностраничный бланк ежемесячной налоговой декларации, заполняют его и возвращают обратно налоговой службе. Если годовой оборот фирмы выше 40 млн. крон, то она платит налог дважды в месяц - 12 и 26 числа. Отчитывается при этом так же - 1 раз в месяц.

Средняя ставка налога на недвижимость составит 1,7% от оценочной стоимости. При этом в первые 5 лет после ввода дома в эксплуатацию, налог не взимается, а в последующие 5 лет платится в размере 50% от общей суммы. При сдаче недвижимости в аренду необходимо платить налог с получаемой прибыли в размере 30%. Автотранспортный налог зависит от вида топлива и веса автомобиля.

Благодаря высоким налогам, за счёт которых, в основном, и живёт государство, образование и медицина здесь бесплатны. Потеряв работу, можно очень неплохо жить на гарантированное пособие по безработице.

Список литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 от 05.08.2009 № 118 - ФЗ.

2. Налоговые системы зарубежных стран: Учебно-методическое пособие Попова Л. В., Дрожжина И. А., Маслов Б. Г. - М.:, 2011

3. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие/ Кухаренков В. Б., Тютюрюков Н. Н., 2011

4 Поляк Т.Б. Налоги и налогообложение. / Поляк Т.Б. М.: ЮНИТИ Закон и право. 2012 - 345с.

5. Харченко Г.П. Викторова Н.Г. Налоговое право: Элементы налогообложения; Основы международного налогового права; Налоговое производство; Организация налогового контроля. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие и отличительные черты налоговых систем стран. Перспективы развития налоговых систем Российской Федерации и Франции. Доминирующие налоги, местные поимущественные налоги. Федеральный, региональный и местный уровни российской налоговой системы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2014

    Классификация налогов и сборов. Особенности и характерные черты налоговых систем США, Канады, Германии и Франции. Исследование достоинств зарубежных налоговых систем для возможности их дальнейшего использования в налоговой системе Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Организация и функционирование налоговых систем. Полномочия налоговых органов разных уровней и порядок распределения налоговых доходов. Особенности, структура и роль налоговых систем США, Великобритании, Германии, Канады, Италии, Бразилии и Индии.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов, упрощенной системы налогообложения РФ. Прямые и косвенные налоги Великобритании. Особенности, сходства и различия налоговых систем России и Великобритании. Тенденции их развития.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Понятие, функции, сущность налога и налоговой системы, существующие виды налоговых систем. Особенности налоговой системы Российской Федерации, ее недостатки, основные пути развития и реформы. Сравнение налоговых систем ряда стран с рыночной экономикой.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Принципы формирования развития налоговой системы. Элементы, входящие в состав налоговой системы Республики Беларусь, закономерности ее становления, совершенствование налогообложения. Особенности налоговых систем развитых стран мира, их недостатки.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2015

    Изучение налоговых отношений между государствами-участниками СНГ с точки зрения соответствия условиям экономической интеграции. Функционирование действующих налоговых систем России, Белоруссии и Казахстана. Анализ бюджетообразующих налогов стран ЕрАзЭС.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2014

    дипломная работа , добавлен 21.01.2015

    Особенности и величина налоговых взносов в Германии, Франции, Испании. Сравнительный анализ систем налогообложения зарубежных стран и России. Расчёт формирования налогов на добавленную стоимость, на имущество, транспортного налога, страховых взносов.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2013

    Понятие унификации и гармонизации налоговых отношений. Международные организации в процессах унификации и гармонизации налоговых отношений. Сближение налоговой политики и налоговых систем государств. Расширение международных налоговых отношений.

Важнейшим определяющим тенденции налогообложения в промышленно развитых странах фактором является глобализация мировой экономики. Действительно, налоговые системы многих государств складывались в 1960-1970-е гг. в условиях, когда влияние мирового рынка товаров, капиталов и инвестиций на национальную экономику государств было неизмеримо меньшим. Переход субъектов предпринимательства к экономической системе, в которой важнейшим критерием размещения производств становится стоимость ресурсов в различных странах, обусловил, с одной стороны, ускорение темпов развития, а с другой - позволил налогоплательщику самому выбирать страну, в которой будет уплачена основная часть налоговых платежей. При этом для всех остальных стран, на территории которых реализуются отдельные этапы данного производственного процесса, неизбежно резкое сокращение налоговой базы. Кроме того, наличие низких налоговых ставок в одном из национальных государств становится и фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков .

Важно отметить, что глобализация экономики оказывает влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. Например, повышение акцизов на какой-либо товар (пиво и спиртные напитки в Скандинавских странах) в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ порождает массовый, так называемый «пивной», туризм. Таким образом, очевиден факт возникновения серьезного противоречия между глобальным характером экономики и локальным характером налогообложения.

Эта ситуация обусловила обострение конкуренции между национальными государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства. В 1990-е гг. определенное влияние на эту борьбу стали оказывать офшоры и налоговые гавани - страны, которые предоставили субъектам предпринимательства возможности законной оптимизации налоговых платежей. Например, при продаже собственником дорогостоящего имущества в большинстве европейских стран взимается налог на его продажу, размер которого может достигать нескольких процентов от цены имущества. Если же собственник оформит покупку на компанию офшор, а впоследствии решит это имущество реализовать, то ему, чтобы избежать налогообложения, достаточно реализовать не саму собственность, а лишь акции офшорной компании, которой она принадлежит. Масштабы средств, репатриируемых из стран-доноров, весьма высоки. Так, прямые инвестиции стран G-7 в экономику стран «налоговых убежищ» Карибского бассейна и островов Тихого океана за 1985-1994 гг. выросли более чем в пять раз .

Вместе с тем, несмотря на предоставляемые странами - «налоговыми гаванями» льготы и возможности вывода средств из-под налогообложения, давление развитых стран (в первую очередь стран G-7) на них никогда не было слишком сильным. Отношение государственных властей индустриальных стран к «налоговым гаваням» при всей остроте звучащей критики остается достаточно благосклонным, что подтверждается двумя фактами:

во-первых, при желании большинство «налоговых гаваней» могли быть ликвидированы политическими и экономическим мерами в достаточно короткие сроки, однако они благополучно существуют;

во-вторых, владельцы крупного бизнеса в условиях почти полной свободы движения капиталов не стремятся перевести все подконтрольные им компаний в офшоры; компании продолжают оперировать в странах с уровнем налога, например на прибыль корпораций, до 50 %, хотя в «налоговых гаванях» его ставка (если такой налог вообще существует) не превышает 2-5 % .

Вместе с тем, отказавшись от ликвидации офшоров, власти промышленно развитых стран (ПРС) осуществили определенный пакет налоговых мер и ориентировали национальные налоговые системы не на конфронтацию, а на конкуренцию с «налоговыми гаванями». Сегодня практически для каждой компаний доступно снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных ставок. Это достигается благодаря существованию значительных льгот или даже прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности, инвестирования в новые производственные мощности, создания новых рабочих мест и т.д. Более того, даже для компаний, не ведущих активной производственной деятельности в странах основного местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность подразделений в других странах, юридическое размещение в стране с «нормальным» налогообложением может оказаться весьма выгодным. В развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну пребывания. Такая отсрочка может иметь практически бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка от уплаты налога на 7-8 лет равняется почти полному освобождению от налога. Далее, компании с международным масштабом деятельности могут пользоваться льготами, предусмотренными различными международными соглашениями, в то время как большинство офшоров не имеют подобных соглашений.

Наконец, даже выведенные в оффшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в тех же ПРС. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов (место жительства их владельцев). Слишком же жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с «налоговыми гаванями» может побудить инвесторов и компании окончательно покинуть страну. Кроме того, деятельность стран-«налоговых убежищ» играет важную роль в смягчении остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дает важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками на наличие «налоговых гаваней» за рубежом.

Таким образом, уплата корпорацией налогов (особенно прямых) по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке в ней налогового планирования.

Вместе с тем в рамках данной конкуренции правительства ПРС рассматривают реформу налогообложения, особенно прямого, как одну из первоочередных задач. Общей чертой как фактически осуществленных налоговых реформ, так и разрабатываемых проектов стало стремление упростить налоговую систему, что позволило бы минимизировать нарушения принципа справедливости налогообложения.

Для достижения этой цели в области прямого налогообложения при определении налогооблагаемой базы используется концепция совокупного дохода налогоплательщика, который включает все виды финансовых поступлений, полученных плательщиком за определенный период, и обеспечивает их справедливое налогообложение, причем вне зависимости от источника выплаты. Таким образом, блок современных ключевых проблем ПРС в осуществленных и проектируемых налоговых реформах включает в себя:

базу налогообложения; ставки налогов;

уровень прогрессивности налоговых ставок .

Принятие ПРС концепции совокупного дохода означало существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые активные доходы, но и доходы от собственности (недвижимости, ценных бумаг, счетов в банках), прирост капитала и ряд других доходов.

При этом для ослабления негативного воздействия на экономику и проведения мер, стимулирующих накопления, большинство развитых стран взяло курс на постепенное снижение величины, числа и прогрессивности ставок подоходного налогообложения, смягчение режима обложения доходов от сбережений и увеличение необлагаемого минимума.

Начиная с 1970-х гг. все большее число ПРС с целью приведения в соответствие прогрессивности налоговых ставок и изменяющейся покупательной способности денег применяют механизм индексации. Автоматическая индексация прогрессивности системы налогообложения в соответствии с инфляцией была введена в 1970-х гг. во Франции, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах и США, с конца 1980-х гг. - в Италии, Бельгии, Греции и Ирландии. В настоящее время вопрос о введении этой системы рассматривают и другие страны-члены ЕС. Вместе с тем, механизмы практического ее воплощения существенно различаются. Например, итальянское законодательство предусматривает автоматическую компенсацию потерь при инфляции свыше 2 %, а в Великобритании данный механизм регулируется налоговыми властями произвольно.

Одной из важных тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан в ПРС стало также увеличение вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения. Проведенные изменения систем налогообложения отражены в табл. 2.1 .

Таблица 2.1 - Изменения в системе льгот в подоходном налогообложении физических лиц в ПРС

Вычеты и освобождения, введенные или увеличенные

Вычеты и освобождения, сокращенные или отменные

Пропорциональное сокращение дохода при одном работающем супруге

Представительские расходы

Блок вычетов но статьям расходов для наемных работников

Потолок для страховых выплат

Германия

Производственные расходы для наемных работников и вычеты семейных расходов

Представительские расходы Вычеты взносов па страхование жизни

Вычеты для наемных и сельскохозяйственных работников - производственные расходы, расходы на ремонт транспорта ч жилья, расходы по процентам но займам

Ирландия

Семейные вычеты

Верхний предел но расходам на проценты по займам и страховке

Специальные семейные льготы и вычеты

Верхний предел по расходам на проценты по займам. Налогообложение процентов по сбережениям

Ряд стран, в которых было принято решение об уменьшении налогооблагаемой базы по подоходному налогу граждан на суммы деловых расходов, столкнулись с проблемой сложности определения суммы чистого дохода гражданина (т. е. дохода за вычетом сумм расходов, носящих чисто деловой характер), что повлекло за собой жесткую регламентацию расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу.

В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются те же тенденции, а именно снижение общей ставки налога при одновременном расширении налогооблагаемой базы. Здесь, как и при реформировании налогообложения граждан, государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа справедливости при обложении различных форм бизнес активности, а также направляет усилия на поддержание достигнутого уровня государственных доходов. Движение к достижению поставленных целей сопровождается повсеместным снижением ставки налога на доходы корпораций.

В ПРС существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и не распределяемой прибыли:

прибыль облагается как на уровне компании, так и на уровне акционера;

уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании;

установление специальных ставок по налогообложению распределяемой прибыли; уменьшение прибыли на уровне акционера; частичный или полный зачет акционером налога, уплаченного компанией; налоговый кредит для акционера; освобождение акционера от налогообложения . налоговая система беларусь зарубежный

Система полного зачета существует в Италии и Германии, частичный зачет применяется во Франции, Дании, Испании, двойное налогообложение - в странах Бенилюкса, Японии и США.

Несмотря на критику призванных стимулировать инвестиционные процессы отраслевых льгот и налоговых преференций как нарушающих принципы равного налогообложения, в целом налоговые стимулы в подавляющем большинстве индустриальных стран сохраняются как для приоритетных отраслей, так и для отдельных нуждающихся в поддержке регионов. Например, в Японии налоговые льготы предоставляются компаниям, приобретающим энергосберегающее оборудование, во Франции установлены налоговые вычеты по расходам на НИОКР, в Ирландии налоговые льготы предоставлены производственному сектору.

Общей практикой косвенного налогообложения для ПРС является применение налога на добавленную стоимость (НДС). Более того, страны ОЭСР и ЕС применяют различные дискриминационные меры по отношению к продукции стран, в налоговой системе которых НДС отсутствует, что оказывает негативное воздействие на конкурентоспособность производимой в них продукции и стимулирует введение налога. Так, одной из причин введения НДС в Японии стали дискриминационные меры со стороны властей европейских стран по отношению к японским товарам. После введения Японией НДС (ставка - 3 %) дискриминационные меры были отменены, однако низкая величина его ставки была подвергнута критике как предоставляющая японским товарам конкурентные преимущества. В дальнейшем ставка НДС в Японии была увеличена до 5 %.

Можно определенно утверждать, что одна из главных закономерностей экономической политики ПРС - повышение роли налогов на потребление. Например, в странах ОЭСР за 30 лет (1970-2000 гг.) удельный вес налогов на потребление вырос с 12 до 18 % при практически неизменной доли налогов на прибыль и подоходного налога .

Вообще, введение в национальную налоговую систему НДС - обязательное условие вступления страны в ЕС и ее полноценного участия в программах ОЭСР. Таким образом, можно говорить о перспективе дальнейшего широкого применения данного налога в экономической практике и даже о возможном установлении его унифицированной ставки для всех индустриальных стран на уровне 15-20 %, что будет способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах. Изменения в налоговой политике ПРС являются отражением реальных экономических процессов, что подтверждает и заметное возрастание роли так называемых «экологических налогов», направленных на повышение эффективности природопользования и стимулирование мероприятий, направленных на охрану природной среды.

Не стоит забывать, что важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения в экономически развитых странах будет тенденция глобализации мировой экономики. Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налогоплательщику самому выбрать страну, в кᴏᴛᴏᴩой будет уплачена часть налоговых платежей. При ϶ᴛᴏм в стране, на территории кᴏᴛᴏᴩой реализуются отдельные этапы производственного процесса, налицо будет наблюдаться сокращение налоговой базы. А наличие низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация экономики окажет влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум "туристов" в страну с целью приобретения дешевого товара. В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц. Данная ситуация обострит конкуренцию между государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства.
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ становится заметным в условиях создания оффшорных зон и "налоговых гаваней" в странах, кᴏᴛᴏᴩые предоставляют предпринимателям возможности законной оптимизации налоговых платежей.

Несмотря на то, что промышленно развитые страны отказались от ликвидации оффшорных зон и "налоговых гаваней", но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориентирующих национальные налоговые системы не на конфронтацию с "налоговыми гаванями", на снижение высоких налоговых ставок до пониженных их размеров. Это достигается за счет льгот или прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности инвестирования, создания новых рабочих мест и т.д. Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, кᴏᴛᴏᴩые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Исключая выше сказанное, в развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом. Все государства понимают, что даже выведенные в оффшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В данные же страны переводятся и доходы с данных капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с "налоговыми гаванями" может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Правительства развитых стран понимают, что "налоговые гавани" или "убежища" играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предпринимателям.

При этом в рамках данной конкуренции предприниматели промышленно развитых стран рассматривают реформу налогообложения как одну из основных и первоочередных задач в сторону упрощения налоговой системы, что позволит минимизировать нарушение принципа справедливости налогообложения.

Для решения ϶ᴛᴏй задачи в области прямого налогообложения используется концепция совокупного дохода налогоплательщика, кᴏᴛᴏᴩый включает все виды финансовых доходов, полученных за определенный период времени. Принятие данной концепции означает существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые доходы, но и доходы от недвижимости, ценных бумаг, прироста капиталов и других доходов. Важно заметить, что одной из важнейших тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан в промышленно развитых странах наметилась тенденция увеличения вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.

В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются тенденции снижения общей ставки налога с одновременным расширением налогооблагаемой базы. В ϶ᴛᴏм государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа справедливости при налогообложении и поддержания достигнутого уровня государственных доходов.

В ряде промышленно развитых стран существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и перераспределяемой прибыли. В частности, прибыль облагается как на уровне компании, так и на уровне акционера; наблюдается уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании и уровне акционера; установление специальных ставок на распределяемую прибыль и др.

Общей практикой косвенного налогообложения в развитых странах будет использование налога на добавленную стоимость.

Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей данных стран будет повышение роли налогов на потребление. В частности, удельный вес налогов на потребление данных стран вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога. Промышленно развитые страны в качестве обязательного условия вступления в страны ЕС выдвинули условие введения в национальную налоговую систему НДС на уровне 15 - 20%, что, по их мнению, будет способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.

Новое на сайте

>

Самое популярное