Домой Сбербанк 6 стран по географическому положению. По географическому положению

6 стран по географическому положению. По географическому положению

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 10 КЛАСС

Практическая работа № 1.

Обозначение на контурной карте стран различных типов.

Ход работы:

Вариант 1. Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира .

Используя атлас (стр. 2 - 3), форзацы учебника ”Экономическая и социальная география мира” или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения. Подпишите их столицы. Выпишите страны, вошедшие в эти группы (и по площади территории, и по численности населения). Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.

Вариант 2. Обозначение на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц .

Используя атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте обозначьте границы и подпишите названия, стран, дополнительно заштриховав красным цветом островные, зелёным - полуостровные и жёлтым - внутриконтинентальные страны и подпишите их столицы. Назовите регионы, в которых преобладают страны различные по географическому положению.

Вариант 3. Обозначение на контурной карте стран различных социально-экономических типов .

Используя текст учебника, дополнительную литературу и атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте синим цветом обозначьте страны ”Большой семёрки”, серым - страны переселенческого капитализма, красным - социалистические, розовым - страны с переходным типом экономики, зелёным - ключевые развивающиеся страны, чёрным - нефтедобывающие, жёлтым - новые индустриальные страны. Подпишите их названия и их столицы. Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.

Вариант 4. Обозначение на контурной карте богатейших и беднейших стран мира .

Используя атлас (стр. 2 - 3) и приведённую таблицу, на контурной карте подпишите и обозначьте различными цветами страны с максимальными и минимальными показателями ВВП на душу населения. Сделайте вывод о размещении этих стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.

Страны мира с самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП на душу населения в 1998 году.

Вариант 5. Обозначение на контурной карте монархий и федеративных государств .

Ход работы:

Используя форзацы учебника и атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте подпишите и обозначьте синим цветом абсолютные (включая теократические), зелёным - конституционные монархии и красным - федеративные государства; подпишите их столицы. Подчеркните красным цветом названия федеративных монархий. Сделайте вывод о размещении государств с монархической формой правления и федеративным административно-территориальным устройством по регионам мира.

Практическая работа № 2.

Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.

Ход работы:

Вариант 1. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира” .

Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.

Вариант 2. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира по регионам мира” .

Государственный строй

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Зависимые страны и колонии

Унитарные государства

Республика

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Федеративные государства

Республика

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Абсолютная теократическая монархия

Государства Британского Содружества

Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством; в строке ”Зависимые страны и колонии” после названия стран укажите в скобках сокращённые названия метрополий (Великобритания – брит., Дания – дат., Франция – фр., Нидерланды – нид. и Соединённые Штаты Америки – США). Сделайте вывод о размещении стран с различным государственным строем по регионам мира.

Практическая работа № 3.

Анализ политико-географического положения одной из стран мира.

Ход работы:

Работа выполняется письменно по типовому плану.

План описания

политико-географического положения страны:

Общие сведения о стране (размеры страны, социально-экономический тип, столица). Положение страны на материке. Вид страны по географическому положению. Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях . С какими странами и где граничит страна. Участие стран-соседей в международных организациях. Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств. Какими морями (океанами) и где омывается страна. Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций. ”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны. Вывод о политико-географическом положении страны.

Вариант 1. Характеристика политико-географического положения Израиля .

Вариант 2. Характеристика политико-географического положения Канады

Вариант 3. Характеристика политико-географического положения Бельгии .

Вариант 4. Характеристика политико-географического положения Эфиопии .

Вариант 5. Характеристика политико-географического положения Чехии .

Вариант 6. Характеристика политико-географического положения Республики Корея .

Практическая работа № 4.

Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.

Вариант 1. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов топливных ресурсов мира .

Ход работы:

Используя атлас (стр. 4), текст учебника и дополнительную литературу, на контурную карту условными знаками нанесите крупнейшие угольные и нефтегазоносные бассейны и подпишите их названия. Условными знаками нанесите крупнейшие месторождения нефти и природного газа. Различными цветами обозначьте страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти и природного газа. Сделайте вывод о размещении топливных ресурсов по регионам мира и странам различных социально-экономических типов.

Вариант 2. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов рудных ресурсов мира .

Ход работы:

Используя знания полученные на уроке или дополнительную литературу, штриховкой различного цвета покажите основные металлогенические пояса мира (алюминиевый , медный и оловянный). Используя атлас (стр. 4), условными знаками покажите крупнейшие месторождения железных руд, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота и подпишите их названия. Подпишите страны, выделяющиеся запасами железных, алюминиевых, медных, никелевых и оловянных руд и обозначьте их границы. Сделайте вывод о размещении этих видов рудных ресурсов по странам и регионам мира.

Вариант 3. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов нерудных ресурсов мира .

Ход работы:

Используя атлас (стр. 4), условными знаками покажите крупнейшие месторождения апатитов, фосфоритов, калийных солей и алмазов и подпишите их названия. Подпишите названия стран, выделяющиеся запасами данных видов минерального сырья. Сделайте вывод о размещении нерудных ресурсов по странам и регионам мира.

Вариант 4. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения важнейших видов неминеральных ресурсов .

Классификация стран мира

Количество и группировка стран

В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Более 190 из них являются суверенными, т.е. политически независимыми государствами, обладающими самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Страны группируются по различным признакам. Чаще других используются классификации стран по величине их территории, численности населения и по особенностям их географического положения. По размерам территории выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км 2 каждая, которые в совокупности занимают около половины всей земной суши. Это Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

По численности населения выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой. На них в совокупности приходится 60% населения земного шара. Это Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. На политической карте мира преобладают средние и небольшие страны. Наиболее маленькие страны называют микрогосударствами (Лихтенштейн, Люксембург, Монако).

По особенностям географического положения страны разделяют на приморские, полуостровные, островные, страны-архипелаги. К последней группе относят Японию, Индонезию, Филиппины. Особо выделяют страны, лишенные выхода к морю. Это затрудняет использование этими странами морских торговых путей и ресурсов Мирового океана. Всего таких стран 36.

Таблица 1. Классификация стран по географическому признаку.

Таблица 2. Внутриконтинентальные страны (не имеющие выхода к океану)

Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка
1. Андорра 1. Афганистан 1. Ботсвана
2. Австрия 2. Бутан 2. Буркина-Фасо
3. Венгрия 3. Лаос 3. Бурунди
4. Люксембург 4. Монголия 4. Замбия
5. Лихтенштейн 5. Непал 5. Зимбабве
6. Македония 6. Лесото
7. Словения СНГ 7. Малави
8. Чехия 8. Мали
9. Словакия 1. Молдова * 9. Нигер
10. Швейцария 2. Армения 10. Руанда
3. Казахстан 11. Свазиленд
Америка 4. Узбекистан 12. Уганда
5. Кыргызстан 13. ЦАР
1. Боливия 6. Таджикистан 14. Чад
2. Парагвай 7. Туркменистан 15. Эфиопия

Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.

Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям.

Таблица 3. Семерка крупнейших стран мира (площадь более 3 млн. км 2)

Формы правления

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия и др.). Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Социалистическими республиками и поныне остаются Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

Монархическая форма правления возникла в давние времена в условиях рабовладельческого общества. При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. В настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и одна - в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан.

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий - конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная- правительству (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.).

Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий. В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии. Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них - одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Таблица 4. Две основные формы правления

Таблица 5. Страны с монархической формой правления

Материк Страна Тип монархии
Европа Андорра княжество (КМ)
Бельгия королевство (КМ)
Ватикан папство (АТМ)
Великобритания королевство (ПМ)
Дания королевство (КМ)
Испания королевство (КМ)
Лихтенштейн княжество (КМ)
Люксембург великое герцогство (КМ)
Монако княжество (КМ)
Нидерланды королевство (КМ)
Норвегия королевство (КМ)
Швеция королевство (КМ)
Азия Бахрейн эмират (КМ)
Таиланд королевство (КМ)
Непал королевство (КМ)
Кувейт наследственный эмират (КМ)
Малайзия султанат (ОМ)
Япония империя (КМ)
Бутан королевство (ОМ)
Иордания королевство (КМ)
Катар эмират (АМ)
Оаэ эмират (ОМ)
Оман султанат (АМ)
Бруней султанат (АТМ)
Саудовская Аравия королевство (АТМ)
Камбоджа королевство (КМ)
Африка Лесото королевство (КМ)
Марокко королевство (КМ)
Свазиленд королевство (АМ)
Океания Тонга королевство
КМ - конституционная монархия; ПМ - парламентская монархия; ОМ - ограниченная монархия; АМ - абсолютная монархия; АТМ - абсолютная теократическая монархия.

Великобритания - самая старая в мире конституционная монархия. Король (ныне королева Елизавета II) считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества, членами которого являются более 50 стран, ранее входивших в состав Британской империи (Индия, Канада, Шри-Ланка, ЮАР, Кения, Уганда и др.); а в 15 из стран Содружества он, правда, формально считается главой государства (Канада, Австралия, Н. Зеландия и др.).



Форма государственного устройства

отражает административно-территориальное устройство государств, национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения. Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований - в России); субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией; каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц. Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы ее членов.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.).

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США. где из конфедерации, учрежденной в 1781 г. была образована федерация штатов.

Таблица 6. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" Швейцария СНГ

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Таблица 7. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Испания Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Построение типологий стран является предметной областью экономической и социальной географии. Основное место здесь, есте­ственно, занимает типология стран по уровню социально-экономи­ческого развития. Важное значение имеет отбор показателей и спо­собы интерпретации как показателей, так и построенной на их основе типологии.

Типология стран представляет собой выделение групп стран мира, сходных по уровню, характеру и типу социально-экономиче­ского и исторического развития. Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, эконо­мических, социальных и других показателей развития. На втором эта­пе выявляются типологические особенности стран со сходным уров­нем развития и дается их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Б.М. Болотина, В.Л. Шейниса, В.В. Вольско­го, Я. Г. Машбица и других географов и экономистов.

Основной целью типологии является систематизация стран мира как объектов страноведческих исследований, установление взаимо­связей и взаимозависимостей между странами как частями мировой системы. При этом справедливо полагают, что типология стран мира по объективным показателям требует ее уточнения с помощью экс­пертной процедуры, в ходе которой учитывается специфика цивили-зационного подхода, знание исторических корней формирования стран, что способствуют пониманию их подлинных, а не конъюнк­турных современных особенностей.

Классификация стран мира, разработанная ООН, в современ­ном мире выделяет 22 цивилизационных макрорегиона.

Особенностью этой типологии является использование всего трех показателей из трех групп: социальных - одного из семи, уров­ня жизни - одного из десяти, структурных экономических - одного из трех. Минимум показателей в данном случае компенсируется тем, что каждый из них имплицитно содержит достаточно информации о состоянии соответствующей сферы общества.

Экономико-политическая классификация стран и регионов мира отражает центропериферическую структуру мирового хозяйства. Страны делятся:

На центр мирового хозяйства;

Полупериферию, интегрированную с центром;

Переходный тип от периферии к полупериферии;

Периферию, активно включенную в региональное экономиче­ское сотрудничество и мировое хозяйство;

Периферию, слабо включенную в мировое хозяйство (глубо­кая экономическая периферия);

Периферию, частично изолированную от мирового хозяйства (предполагается опора на собственные силы).

Несколько крупных стран (например, Россия, Канада, Австра­лия, Бразилия) разбиваются на регионы, принадлежащие к разным типам. Полупериферию и периферию в данной классификации со­ставляют развивающиеся страны.

Существуют и другие типологии развивающихся стран. Так, в частности, Международный валютный фонд выделяет категорию реформирующихся стран развивающегося мира, перешедших к стра­тегии либерализации экономики и внешнеэкономических связей. К этой категории относится 35 развивающихся стран. Также выделя­ются «задворки мировой системы», «медвежьи углы», к которым от­носится ряд стран Африки, Азии и Латинской Америки.

С середины XX в. в зарубежной литературе получили распро­странение политико-географические исследования, посвященные типологии государств по военному, демографическому и экономиче­скому потенциалам, степени зависимости от внешних рынков, отно­шению к международным конфликтам, вовлеченности в территори­альные споры и претензии, морфологии и другим характеристикам государственных границ, оценке их «выгодности». На начальном этапе доминировала макрорегиональная проблематика (на уровне всей мировой системы или отдельных макрорегионов), в последние деся­тилетия появилось больше работ, посвященных исследованиям на уровне отдельной страны или ее частей. Одним из зачинателей поли­тико-географических исследований и политических классификаций стран мира на Западе многие считают американского ученого Р. Харт-шорна, сформулировавшего в 1950 г. функциональный подход в по­литической географии. Целью его исследования был анализ соотно­шения между центробежными и центростремительными силами, действующими в каждом государстве, выявление ключевой идеи, без которой, по его мнению, государству не удалось бы сохранить целост­ность своей территории и лояльность большинства граждан.

Наиболее распространена группировка стран по величине их тер­ритории и численности населения. Нередко применяется группиров­ка стран по особенностям их географического положения (см. при­ложения).

1. По размерам выделяют:

Самые большие страны;

Крупные;

Средние;

Небольшие;

Микрогосударства.

2. По численности населения выделяют:

Большие страны с населением более 50 млн человек;

Средние - с населением от 10 млн до 50 млн человек;

Малые - с населением до 10 млн человек.

Численность населения является определяющим фактором по­требительского спроса, который становится более разнообразным при многонациональном составе населения. Принято считать страну мно­гонациональной, если в ней проживают более пяти национальностей.

3. По географическому положению выделяют:

Приморские страны;

Полуостровные;

Островные;

Страны-архипелаги;

Внутриконтинентальные.

Примеры деления стран по географическому положению при­ведены в табл. 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 1 страница
  2. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 2 страница
  3. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 3 страница
  4. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 4 страница
  5. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 5 страница
  6. A. *Погана теплопровідність 1 страница
  7. A. *Погана теплопровідність 2 страница
  8. A. *Погана теплопровідність 3 страница
  9. A. *Погана теплопровідність 4 страница
  10. A. *Погана теплопровідність 5 страница
  11. A. *Погана теплопровідність 6 страница
  12. A. *Погана теплопровідність 7 страница

Поиск на сайте:

Тема 5. Типология государства.

Вопросы:

1. Понятие типологии государства.

2. Критерии классификации.

ТАБЛИЦА 35.

Основные типологизации и их характеристика.

Литература:

1. С.М.Баранов В.М. Толстик В.А.

Теория права государства в схемах и определениях. – М.,2010.

2. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999.

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001.

4. Пиголкин В.Н.

Основы права.-М.,2009.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-М.2009.

6. Интернет-ресурсы.

Типология Основные авторы Характеристика.
По формированию государства
Марксистская (формационная) – в зависимости от типов общественно-экономической формации К.

Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Лекция: Современная типология стран мира: классификация по определенным признакам

Выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

Цивилизационная Цивилизационная 1 А.Тойнби На основании цивилизационных признаков А.Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества.

Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационная 2 Уолта Ростоу – в зависимости от уровня экономического развития По Ростоу тип государства связан со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения.

Согласно его теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: — традиционное; — переходное, в котором закладываются основы преобразований; — общество, переживающее процесс сдвига; — созревающее общество; — общество, достигшее высокого уровня народного потребления (государство всеобщего благоденствия).

Цивилизационная 3 А.С.

Пиголкина экспуататорское и социальное

Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода, точнее - дохода группы, контролирующей государственный аппарат.

На смену эксплуататорскому государству приходит социальное, критериями которого являются изменения в системах стратификации, степень расширения социальных прав и общественно-частная организация социального обеспечения.

В зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого в этом союзе индивида. Типология Г. Эллинека: Г. Еллинек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа.

Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первый тип – мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

В зависимости от путей и степени участия воли индивидуума в создании и укреплении правопорядка (уровень политической свободы) ТИПОЛОГИЯ Г. Кельзена Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы. В зависимости от путей и степени участия “воли индивидуумов” в создании и укреплении правопорядка, автор предложил различать два типа власти и соответственно государственно-правовых явлений: демократия и автократию.

В условиях демократии происходит полное соответствие “воли, представленной (заключающейся) в правопорядке государства”, воле всех субъектов права, или индивидуумов, поскольку последние принимают участие в его создании и укреплении. Напротив, в условиях автократии нет и не может быть соответствия между “волей, заложенной в правопорядке” и волей субъектов права.

Это объясняется тем, что последние полностью исключены из процесса создания и укрепления правопорядка. При этом Г. Кельзен обращал внимание на то, что названные типы государства в чистом виде не существуют, “демократия” и “автократия” выступают скорее как “идеальные типы”. “Каждое государство содержит в себе комплекс элементов, свойственных обоим типам”.

Типология в зависимости от уровня свободы Р.

Макайвер

Р. Макайвёр также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.
В зависимости от политического режима Р.

Дарендорф

Дарендорф подразделяет государства на демократические и антидемократические на том принципе, что в результате постепенной демократизации общества классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возможным цивилизационное бытие.
В зависимости о господствующей идеологии Идеологизированные, деидеологизированные. Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т.

п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Типология государства Г. Спенсера Технократический подход к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.
Типология государства Э. Тоффлера Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

ТАБЛИЦА 36.Формационный подход к типологии государства основоположники:…(вписать )

Не делать.

Читайте в этой же книге:Цели и задачи учебно-методического пособия | Рекомендации по выполнению работ по УМК | Образец выполнения таблицы.

| Сущность государства (дать определение). | Греция и Рим: характеристика государства (государственно-политический анализ). | Тема 4. Формы государства. | Форма правления.монархия; виды монархий, их характеристика. | Возникновение социального государства. | Почему Коммунистическая утопия не была реализована в СССР? | НЕ ДЕЛАТЬ |mybiblioteka.su — 2015-2018 год.

Качество населения: образование и квалификация

Важными составными частями, характеризующими качество населения, служат также сведения о его образовательном уровне и квалификации трудовых ресурсов.

Согласно данным ЮНЕСКО, в 1950 г.

доля элементарно неграмотных среди взрослого населения мира (старше 15 лет) составляла 44 %. К 1990 г. уровень неграмотности снизился до 26,9 %, к 2000 г. – до 20,6 %. В таблице 53 приведены данные, характеризующие положение с неграмотностью в двух группах стран и отдельных регионах.

Из приведенных в таблице 53 данных вытекает, что в экономически развитых странах в 1980 г. элементарно неграмотных взрослых было 3,4 %. Однако и этот сравнительно невысокий показатель привлек к себе много внимания в связи с введением понятия о так называемой функциональной неграмотности.

Под функциональной неграмотностью понимают неспособность человека адаптироваться к политическим переменам в обществе, к структурным, техническим и технологическим изменениям в экономике, понять необходимые объяснения и инструкции, касающиеся трудовой деятельности и т. д. Поэтому функциональная неграмотность, которой в США были подвержены 23 млн, а в Великобритании – 6 млн человек, считается одной из главных причин безработицы. В бывшем СССР, согласно переписи 1989 г., неграмотным оказалось 2 % населения старше 15 лет, или 4,3 млн человек, а функциональная неграмотность была значительно выше.

Таблица 53

РАСЧЕТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НЕГРАМОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ

В последнее время статистика ООН публикует лишь выборочные сведения о неграмотности в развитых странах.

По ним можно судить о том, что в Европе, например, несколько большей долей неграмотных на общем почти нулевом фоне выделяются страны южной ее части – Испания, Греция и в особенности Португалия (8 % у мужчин и 16 % у женщин).

Что же касается развивающихся стран, то, как вытекает из данных таблицы 53, по абсолютной численности неграмотных в 1980 г.

выделялись Южная и Восточная Азия благодаря прежде всего Индии (251 млн человек), Китаю (219 млн), а также Пакистану (43 млн), Бангладеш (42 млн), Индонезии (27 млн человек). Нетрудно подсчитать, что более половины всех неграмотных в мире тогда приходилось на две, правда самые многонаселенные, страны – Индию и Китай.

За этими двумя регионами следовала Африка к югу от Сахары.

Генеральная Ассамблея ООН по инициативе ЮНЕСКО провозгласила 1990 год Международным годом грамотности. Итоги его затем были рассмотрены органами ООН, которые приняли соответствующие решения о мерах по дальнейшему преодолению и предупреждению неграмотности в ее различных формах и по внедрению образования для всех.

К 2000 г. было намечено сократить численность неграмотных до 22 % и обеспечить охват начальным образованием всех детей. Хотя в полной мере осуществить эти планы не удалось, однако некоторые перемены к лучшему произошли. Так, к 2005 г. доля неграмотных среди лиц старше 15 лет в Африке к югу от Сахары снизилась до 38 %, в арабских странах Ближнего и Среднего Востока – до 30 в Латинской Америке – до 11,8, в Восточной Азии – до 12, в Южной Азии – до 34 %.

Некоторые развивающиеся страны теперь тратят на образование 7-10 % своего ВВП (Ботсвана, Намибия, Зимбабве, Тунис, Лесото), превосходя в этом отношении большинство развитых стран мира.

Тем не менее доля неграмотных среди населения старше 15 лет во многих развивающихся странах продолжает оставаться еще очень большой (табл.

Таблица 54

ДВАДЦАТЬ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН С САМОЙ БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ НЕГРАМОТНЫХ В НАСЕЛЕНИИ СТАРШЕ 15 ЛЕТ

В таблице 54 представлены 15 стран Африки, 4 страны Азии и одна страна Латинской Америки.

Обращает на себя внимание значительно более низкий уровень грамотности среди женского населения. А «рекордсменом» мира по доле неграмотных среди всего населения, и в частности среди женщин, выступает Буркина-Фасо.

Из развивающихся стран, сведения о которых не вошли в таблицу 54, можно назвать несколько крупных государств, где доля неграмотных людей во всем населении остается еще довольно значительной.

Из стран Азии это Индия (36 % неграмотных), Иран (20), из стран Африки – Египет (35), Алжир (30), из стран Латинской Америки – Боливия (18), Бразилия (17), Мексика (15 %).

1.1. Классификация стран мира

В Китае доля неграмотных составляет 9 %, и в том числе среди женщин – 15 %. К этому нужно добавить, что огромный разрыв между развитыми и развивающимися странами в сроках обучения также продолжает сохраняться. В группе развитых стран средняя продолжительность обучения составляет 10 лет (в США, Канаде, некоторых странах Западной Европы – 12 лет и даже больше), а в развивающихся странах – около четырех лет.

Главный же вывод, который можно сделать на основе анализа таблицы 54, неутешителен: за 20 лет (1980–2000 гг.) общее число неграмотных в мире даже несколько увеличилось – прежде всего за счет Южной Азии, арабских государств и Африки к югу от Сахары.

Для характеристики состояния высшего образования пользуются разными показателями.

Например, таким, как численность студентов из расчета на 100 тыс. жителей, который большей частью коррелируется с общим уровнем развития страны и душевым ВВП (табл. 55).

Таблица 55

ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ НА 100 ТЫС.

ЖИТЕЛЕЙ ПО СТРАНАМ МИРА

Другой показатель того же ряда – доля людей с университетским образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет.

По этому показателю с большим отрывом от других стран лидируют США (24 %). В группу стран, где этот показатель находится в пределах от 10 до 15 %, входят страны Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, страны Северной Европы), а также Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Наконец, качество населения (трудовых ресурсов) характеризуется также квалификацией рабочей силы, как ведущего компонента производительных сил.

В свою очередь, такая квалификация зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлеченности в производство и т. д. Все это, вместе взятое, формирует так называемый благоприятный деловой климат, который в большинстве случаев влияет не только на развитие, но и на размещение производства.

Особенно большое значение квалификация трудовых ресурсов приобрела на современном этапе НТР, когда рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития, чем передовые технологии.

Это непосредственно связано со все большей интеллектуализацией труда, характерной для постиндустриального общества. Говорят даже о революции в трудовых ресурсах, начавшейся в конце XX в.

Считается, что для повышения конкурентоспособности работника он должен пройти три последовательные стадии: 1) общее школьное образование; 2) получение профессионального образования, обучение в аспирантуре; 3) реализацию полученных знаний в сфере трудовой деятельности при совмещении ее с дальнейшим образованием и самообразованием. Не случайно в большинстве стран современного мира ныне осуществляются реформы образования – как среднего, так и высшего.

В США уже в середине 1990-х гг. доля лиц, получивших среднее образование, составила в структуре рабочей силы 90 %, а получивших законченное и незаконченное высшее образование превысила 55 %.

Россия была и остается одной из самых образованных стран мира.

И ныне она сохраняет достаточно высокий образовательный уровень: почти 1/3 всех занятых в ее народном хозяйстве имеет высшее и среднее специальное образование.

В России более 7 млн студентов. Однако социально-экономический кризис 1990-х гг., остаточный принцип финансирования образования, рост безработицы не могли не сказаться на количестве и качестве трудовых ресурсов. По мнению многих исследователей, современное состояние рабочей силы России не соответствует требованиям рынка.

Во многих отраслях, в особенности в машиностроении, в 1990-е гг. произошла существенная потеря квалифицированных кадров, поэтому отношение к образованию и соответственно к качеству трудовых ресурсов должно быть пересмотрено исходя из того, что они являются важнейшими компонентами национальной безопасности страны.

Методическая разработка Итогового теста по истории

Пояснительная записка

Итоговый тест по истории предназначен для студентов 3 курса СПО по программе подготовки специалистов среднего звена.

Программа курса рассчитана в соответствии с требованиями ФГОС СПО на 48 часов.

После прохождения программы итоговый зачет проходит в виде – итогового теста. Выполнение теста рассчитано на 90 минут.

Тематика итогового теста соответствует пройденному материалу и предполагает проверку знаний обучающихся с 1985 года по настоящее время. Материал теста меняется каждые 1-2 года и соответствует современным событиям происходящими в стране и в мире.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Тест состоит из 48 вопросов.

Время, отведенное на его выполнение составляет – 90 минут.

Инструкция:

1. внимательно прочитайте вопрос;

2. выберите один правильный ответ;

3. за каждый выполненный ответ – дается 1 балл.

Критерии оценки:

«5» — 44-48 баллов;

«4» — 37-43 балла;

«3» — 30-36 баллов.

Чем характеризуется современное развитие стран мира:

а) холодной войной; б) глобализацией; в) агрессией; г) ростом численности населения.

2. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены :

а) падением объемов производства;

б) макроэкономической стабилизацией;

в) развитием военно-промышленного комплекса;

г) увеличением доходов большинства населения.

Какое событие 20 века послужило толчком к созданию Организации Объединенных Наций?

а) начало освоения космоса; б) открытие атома;

в) создание лекарств; г) Вторая мировая война.

4. Ограниченный контингент советских войск присутствовал в Афганистане в период

а) 1990 – 1999гг.; б) 1970 – 1989гг.; в) 1979-1989 гг. г) 1999 – 2000гг.

Лидер партии ЛДПР в РФ:

а) Г. Явлинский; б) М. Прохоров; в) В.Жириновский г) Г. Зюганов.

6. Террористический акт в Беслане произошел:

7. Кто, наряду с Д. А. Медведевым, являлся одним из претендентов на пост Президента РФ в марте 2008 года:

а) В. В. Путин; б) Г. А. Зюганов; в) М. М. Касьянов; г) Б. Н. Ельцин.

Какое название носит денежная единица европейского характера введенная в 1999 году: а)франки; б) европейские доллары; в) евро; г) иена.

9. Дефолт в РФ произошел в:

а) 2000 г.; б) 1995 г.; в) 1993 г.; г) 1998 г.

Как называется организация в занимающаяся вопросами ядерной энергии:

а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЭ; г) ЕВРАТОМ.

11. На чем специализируется экономика стран Латинской Америки:

а) кредитах; б) сельском хозяйстве; в) машиностроении; г) ядерном производстве.

Перонизм – это направление социальной политики стран:

а) Европы; б) Латинской Америки; в) США; г) Тихоокеанского региона.

13. Главой государства в современной Великобритании является –

а) Барак Обама; б) королева Виктория; в) королева Елизавета II; г) императрица Митико.

14. С какого процесса начался распад СССР:

а) «деколоницазия»; б) «модернизация»; в) «перестройка»; г) «парад суверенитетов».

Цель программы «Партнерство во имя мира» принятой НАТО:

а) подавление революций;

б) стабильность и безопасность в мире;

в) пропаганда национализма;

г) экономическое сотрудничество.

Основные типологии стран мира. Классификация стран по географическому положению

«Шоковая терапия» — это политика проводимая в:

а) странах НАТО; б) Российской Федерации; в) Великобритании; г) Японии.

17. Какая специализированная организация в составе ООН занимается вопросами образования, науки и культуры:

а) ВОЗ; б) ЮНИСЕФ; в) ЮНЕСКО; г) МВФ.

18. Кто руководит ООН:

а) Генеральный секретарь; б) президент; в) премьер-министр; г) секретарь.

Причина политики перестройки:

а) распад СССР;

б) стремление демократов быстрее прийти к власти;

в) экономический и политический кризис;

г) приход на пост Генерального секретаря М. С. Горбачева.

20. Кризис 1993 года в Российской Федерации касался:

а) создания ГКЧП и захвата им власти;

б) противоречий между президентом и парламентом;

в) распада СССР;

г) недоверия Б.

Н. Ельцину.

21. Цель создания и работы ВТО:

а) единый рынок; б) преодоление войн; в) обеспечение деньгами; г) интеграция.

22. Цель международной политики стран мира:

а) раздел мира на сферы влияния;

б) интеграция во всех сферах жизни;

в) стремление к гегемонии;

г) разобщенность.

23. Страны, какого региона лидируют в области нефтедобычи и продажи:

а) Юго-Восточной Азии; б) Арабского Востока; в) Российская Федерация; г) Латинская Америка.

Основной проблемой современного развития стран Азии является:

а) низкий уровень жизни; б) локальные конфликты; в) колониальные режимы; г) «экономическое чудо».

25. Какой политический режим характерен для Китайской республики:

а) демократия; б) неоконсерватизм; в) социализм; г) коммунизм.

На чем основаны правящие режимы стран Азии:

а) на правах и свободах граждан; б) на диктатуре; в) опоре на церковь; г) армии.

27. Когда было подписано Беловежское соглашение:

28. Время создания ООН:

а) 1999г.; б) 1990г.; в) 1945г.; г) 1949г.

Одной из самых острых проблем современности является:

а) международный бандитизм; б) международный терроризм; в) антиглобализм; г) национализм.

30. Когда был совершен террористический акт против США вследствие которого в корне поменялись международные отношения и международная политика:

На каких идеях основан современный терроризм:

а) на исламе; б) на буддизме; в) на нацизме; в) на пацифизме.

32. В современной Великобритании у власти находится партия:

а) либералов; б) демократов; в) лейбористов; г) консерваторов.

33. Кто возглавляет пост премьер-министра Великобритании:

а) Тереза Мэй; б) Н. Саркози; в) А.

Меркель; г) Б. Обама.

34. Современная цель развития РФ:

а) усиление своих позиций в мире;

б) конкурентоспособная экономика;

в) подавление экстремистских движений на Востоке;

г) расширение территорий на Восток.

После распада СССР страны входящие в него создали международный блок:

а) НАТО; б) СЭВ; в) СНГ; г) ЕС.

36. Стабилизация внутреннего и внешнего развития РФ произошла:

а) при Б.Н. Ельцине; б) при Г. Н. Зюганове; в) В.В. Путине; г) Д.А. Медведеве.

37. Процесс совершенствования и перестройки науки и научных достижений второй половины ХХ начала XXI вв. называется:

а) неолитическая революция; б) НТР; в) промышленная революция; г) чудо.

Конституция РФ была принята:

а) в 1992г.; б) в1991г.; в) в 1993г.; г) в 1996г.

39. Страны Восточной Европы к строительству демократического общества перешли от:

а) капитализма; б) фашизма; в) социализма; г) консерватизма.

В 2000 году страны Восточной Европы и страны Прибалтики вошли в международный блок:

а) СНГ; б) ОВД; в) НАТО; г) ООН

Самый острый конфликт, происходящий в Югославии:

а) в Боснии и Герцеговине; б) в Македонии; в) в Словакии; г) в Косово.

42. К современным направления НТП относят :

а) атомное строение; б) роботостроение; в) микроэлектроника; г) генная инженерия.

43. Генеральным секретарем ООН является:

а) Коффи Аннан; б) Ким Эр Сен; в) Мао Цзедун; г) Пан Ги Мун.

Российская Федерация не входит в:

а) НАТО; б) ООН; в) СНГ; г) ВТО.

45. Какая террористическая организация является основным организатором мировых терактов:

а) Сыны Аллаха; б) Абу Нидаль; в) Абу Сайяф; г) Аль Каида.

Какая организация в составе ООН занимается вопросами сельского хозяйства:

а) ЮНЕСКО; б) ЮНИСЕФ; в) ФАО; г) ВТО.

47. Какой международный блок, был создан для совместного решения проблем европейского региона:

а) ООН; б) НАТО; в) ЕС; г) «большая восьмерка».

Какая политическая партия занимает лидирующее место в политической системе страны:

а) «Справедливая Россия»; б) ЛДПР; в) КПРФ; г) «Единая Россия

Составила: Полушина Светлана Владимировна, ГАПОУ СО "Полевской многопрофильный техникум им.

В.И. Назарова"

Австралия, Америка… Эти два государства расположены в разных полушариях Земли, на расстоянии в 10 тысяч километров друг от друга. Но именно в эти страны стремятся попасть миллионы людей с разных уголков нашей планеты. Австралия и США привлекают многих достойным уровнем жизни, высокими зарплатами, качественной медициной.

Что же общего между этими двумя государствами?

И какова разница между Америкой и Австралией?

Австралия – Америка: географическое положение

США и Австралийский Союз, по сути, находятся на разных концах планеты. Государства разделены огромным Тихим океаном.

Площади обеих стран примерно сопоставимы по размеру – 7,6 млн. кв. км. у Австралии против 9,5 млн. кв. км. у США. Австралия занимает пространство между 11-м и 43-м градусами южной широты. Соединенные Штаты расположены в Северном полушарии, между 71-м и 24-м градусом северной широты.
Первое существенное отличие Америки от Австралии – климатическое. Климат Австралии – тропический и засушливый. Сухость ее территории усиливается холодным Западноавстралийским течением, которое практически не оставляет шансов для формирования влажных циклонов.

Оптимальные климатические условия для жизни человека характерны лишь для крайнего севера Австралии, юго-западного и юго-восточного побережья материка.

Климат США, в отличие от австралийского, намного разнообразнее. Здесь представлены почти все климатические зоны планеты: от субэкваториального на юге до арктического на крайнем севере (в пределах Аляски).

Австралия – Америка: природа и ландшафты

Примерно три четверти территории Австралии занимают пустыни и полупустыни со скудной растительностью.

Тем не менее, в этой стране можно увидеть и тропические джунгли, и субальпийские луга. Главной изюминкой австралийской природы можно назвать ее эндемичность. Материк развивался в условиях полной географической изоляции от остального мира. Поэтому здесь сформировалась уникальная флора и фауна, с большим количеством тех видов растений и животных, которые не встречаются больше нигде в мире.

Самые известные эндемики Австралии – коала, ехидна, страус Эму, утконос, кенгуру и собака Динго.

Природа Америки поражает своим разнообразием и богатством. Холодная тундра и густые хвойные леса, дикие прерии, безлюдные пустыни с кактусами, тропические лагуны с зарослями лиан – все эти ландшафты можно увидеть в пределах одного государства США.

Австралия – Америка: культура и история

Историческое развитие примерно общее между Америкой и Австралией.

До момента открытия европейцами, эти земли представляли собой слабозаселенные коренными народами территории (индейцами и аборигенами).

В XVI-XVIII веках проходил процесс активной колонизации Америки и Австралии европейскими народами (прежде всего, британцами).

Главное историческое отличие между этими двумя государствами заключается в том, что Австралия оставалась под фактическим контролем Британской короны вплоть до середины ХХ века, а Соединенные Штаты начали войну за свою независимость еще в 1773 году.

В плане культурного развития и достижений, США намного опережают Австралию. Штаты подарили миру множество великих ученых, мыслителей, литераторов, архитекторов и художников.

Американский Голливуд был и остается главным центром мировой киноиндустрии.

Австралия – Америка: население и менталитет

Сравнение Австралии и США по социально-демографическому признаку помогает глубже понять историю заселения и развития этих территорий.

По большому счету, современное население обеих стран – это потомки бывших мигрантов из Европы, которые активно переселялись сюда в поисках лучшей жизни на протяжении XIX и XX веков. И США, и Австралию, главным образом населяют выходцы из Англии, Шотландии и Ирландии.

Численность населения США в 15 раз превышает количество жителей Австралии. Коэффициент миграционного прироста населения США составляет 0,3 % в год, Австралии – почти 0,8 %.

Менталитеты американцев и австралийцев существенно отличаются друг от друга.

Классификация стран по географическому признаку

Хотя есть и общие черты. Американцы – очень патриотичны и практичны. Они часто улыбаются и стараются всегда быть оптимистами. Для современной Америки характерна высокая степень разделения труда. Это значит, что каждый американец – профессионал своего дела.

Он, к примеру, может первоклассно чинить бытовые электроприборы, но никогда не станет сам менять масло в моторе своего автомобиля. Ведь для этого существуют автосервисы!

Австралийцы – очень трудолюбивый, неприхотливый и дружелюбный народ. Они любят и уважают свою страну, но не проявляют при этом излишнего фанатизма. В Австралии нет проявлений ксенофобии. Здесь мирно уживаются «белые», «черные» и «азиаты». Само понятие «иностранец» в этом государстве практически лишено какого-либо смысла.

Австралия – Америка: уровень жизни и социальные стандарты

Чтобы проанализировать уровень жизни в этих двух государствах, мы сравним четыре важных параметра:

  • уровень доходов;
  • уровень преступности;
  • качество медицины;
  • дороги.

По размеру национального дохода на душу населения Австралия находится на седьмом месте (около 65 000 долларов в год), а США – на десятом (55 000).

Австралия известна своим крайне низким уровнем преступности (это одна из самых безопасных стран во всем мире).

А вот в США с преступностью, убийствами, терактами и похищениями дела обстоят куда хуже.

По уровню и качеству медицины однозначно лидируют Штаты. На систему здравоохранения здесь отведены огромнейшие денежные и человеческие ресурсы. Австралийская медицина достаточно качественная, но она, разумеется, сильно уступает американской по техническому оснащению и кадрам.

Если сравнивать дороги, то в Австралии они пребывают в идеальном состоянии.

Австралийские дороги – это качественное твердое покрытие и чистые обочины. Чего не скажешь о дорогах США.

Австралия или США: где лучше жить?

Австралия vs США – какая из этих стран лучше для жизни? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Ведь это, во многом, дело вкуса и личных предпочтений каждого человека. Кому-то будет интереснее в перспективной и амбициозной стране под названием США.

А кому-то будет вполне комфортно жить в тихой, немного провинциальной и ни на что не претендующей (в геополитическом и глобальном плане) Австралии.

www.velikol.ru 1
Тест
краткое содержание других презентаций

«Современная политическая карта» - Страны отстающие в своём развитии. Наименее развитые страны Латинской Америки. Страны переселенческого типа. Ключевые страны. Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Нефтеэкспортирующие страны. Большая семёрка. Нефтедобывающие страны. Страны Восточной Европы. Крупные высокоразвитые страны. Качественные признаки. Типология стран. Страны Западной Европы. Наименее развитые страны Азии.

«Мировая политическая карта» - Монархия. Государственный строй стран мира. Возникновение и крушение первых государств. Формирование политической карты мира. Страны с переходной экономикой. Развитые страны. Политическая карта мира. Республика. Возникновение мировой социалистической системы. Валовой внутренний продукт. Развивающиеся страны. Группировка стран по признакам. Возникновение крупных феодальных государств. Эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений.

«Международные отношения на политической карте» - ООН. Региональные конфликты и проблема терроризма. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Федерации в современном мире. Геополитика. Важнейшие глобальные проблемы современности. Политическая география. НАТО. Региональные конфликты. Конфликты в современном мире. Афганистан. Концепция «ядерной зимы». Проблема мира и разоружения. Характеристика ПГП. Политико-географическое положение.

«Страны политической карты мира» - Сухопутные страны. Новый период. Полуостровные страны. Страны по географическому положению. Практическая работа. Древний период. Политическая карта мира. Крупные страны Африки. Государства. Этапы формирования политической карты мира. Крупные страны Европы. Знания учащихся. Страны - архипелаги. Вопросы для повторения. Государства на карте мира. Китай. Микрогосударства. Средневековый период. Страны -гиганты.

«Современная политическая карта мира» - Страны с переходной экономикой. Суверенное государство. Развитые страны. Ключевые страны. Примеры внутриконтинентальных стран. Валовой внутренний продукт. Развивающиеся страны. Современная политическая карта мира. Группировка стран мира. Типология стран мира. Страна. Причины увеличения общего числа стран.

«Новая политическая карта мира» - Политическая карта мира. ИЧР 2004г. Типология стран мира. Основные направления современного этапа. Содержание темы. Микрогосударства. Сегодня в мире более 230 стран. Политическая карта. Место государств по индексу человеческого развития (ИЧР). Географическое положение стран. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Крупнейшие страны по численности населения. Крупнейшие страны мира.

Эту проблему решают географические типологии, которые учитывают все страны мира. Географические типологии учитывают как количественные показатели и уровень развития, так и сходные черты территориальной структуры хозяйства, экономической и политической истории:

  • масштабы страны (площадь, численность населения);
  • экономический потенциал страны (ВВП, ВНД, структуру ВНД);
  • уровень экономического развития и качество жизни;
  • урбанизированность страны;
  • особенности исторического развития;
  • особенности участия страны в международном разделении труда;
  • особенность территориальной структуры хозяйства и общества;
  • этнический состав населения;
  • характер политической организации общества.

Эти страны характеризуются высокими подушевыми показателями ВНД, потребления энергии, высокой средней ожидаемой продолжительностью жизни, преобладанием Сфера услуг">сферы услуг в экономической структуре хозяйства, низкой долей сельского хозяйства. Все они являются членами Организации экономического сотрудничества и развития .

Главные капиталистические страны - это США">США , Япония, ФРГ, Франция">Франция , Италия и Великобритания. Они занимают ведущие места в мире по объему ВВП. Их и Канаду именуют странами «большой семерки». На них приходится более половины всей промышленной продукции мира, основная доля иностранных инвестиций. Они формируют три главных экономических «полюса» современного мира: западноевропейский с «ядром» в ФРГ, американский (США) и азиатский (Япония).

За последние десятилетия роль этих государств в мировой экономике существенно изменилась. Растет роль и влияние Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом, за последние десятилетия доля Японии в мировом ВВП выросла почти в 2 раза, японские высокотехнологичные товары завоевывают рынки в других регионах.

Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы (Бельгия, Нидерланды">Нидерланды , Люксембург">Люксембург , Дания, Исландия, Швейцария">Швейцария , Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, Андорра) характеризуются высоким уровнем доходов на душу населения, высоким качеством жизни, политической стабильностью.

Многие из них - нейтральные государства с минимальными в мире затратами на оборону. Высокотехнологичная промышленность этих стран работает преимущественно на импортном сырье, а большая часть производимой продукции экспортируется. В ВВП велика доля доходов, полученных от сферы услуг - банковской деятельности и туризма.

Страны переселенческого капитализма - это в основном бывшие Колония">колонии Великобритании, некоторые из них до сих пор признают главой своего государства английскую королеву, Австралия, Канада, ЮАР. Население этих стран сформировалось при определяющей роли миграций из метрополий. Коренное население было помещено в резервации и имеет значительно более низкий уровень доходов и качество жизни. В экономике этих стран ведущую роль играют компании бывшей метрополии или соседних стран - экономических гигантов. По сравнению с другими развитыми странами большое значение в их экономике имеет горнодобывающая промышленность.

Страны со средним уровнем экономического развития обладали в прошлом огромными колониальными империями и жили за счет эксплуатации заморских колоний и неэквивалентного обмена с ними. Потеря колоний привела к ослаблению их экономической мощи и утере политического влияния в Европе. В течение ХХ в. почти во всех этих странах правили военные и фашистские диктатуры, что также сказалось на их отставании от других экономически развитых стран. Вступление в Европейский Союз, подписание Шенгенских соглашений и вхождение в зону евро способствовало повышению темпов экономического роста и подъему уровня жизни в этих странах. К этой группе относятся Греция и Ирландия, долгое время находившаяся в зависимости от Великобритании, Испания и Португалия.

Развивающиеся страны

В этот тип входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем социально-экономического развития. Различия между промышленно развитыми странами и странами развивающимися лежат не столько в области экономики, сколько в особенностях территориальной структуры хозяйства.

Некоторые государства, относящиеся по принятой на сегодняшний день классификации к категории развивающихся, по ряду показателей (ВВП на душу населения, развитию пионерных отраслей промышленности), не только приближаются к развитым странам, но порой и превосходят их. Тем не менее, основные характеристики социально экономического развития развивающихся стран - зависимость от иностранного капитала, размеры внешней задолженности, территориальная структура хозяйства позволяют отнести их к типу развивающихся стран.

В границах территории развивающихся стран, как правило, сосуществуют ареалы с различными социально экономическими укладами - от примитивной присваивающей экономики, натурального хозяйства до современных индустриальных. Причем натуральные и полунатуральные уклады занимают значительные по площади территории, но практически исключены из общей хозяйственной жизни. Товарные уклады связаны преимущественно с внешним рынком. Многие из развивающихся стран пока не определили своего «лица» в международной экономике и политике.

Ключевые страны (страны крупного потенциала). К этой группе относятся Китай, Индия, Бразилия, Мексика , занимающие соответственно второе, четвертое, девятое и четырнадцатое места в мире по объему ВВП. Они обладают самым значительным в развивающемся мире людским потенциалом, дешевой рабочей силой, разнообразными запасами полезных ископаемых мирового значения; ряд отраслей обрабатывающей промышленности производит высокотехнологичную и качественную продукцию. Индия и Китай - мировые лидеры по численности населения; эти страны характеризуются низкими подушевыми показателями ВНД, низкой долей городского населения, низкими показателями качества жизни.

Бразилия и Мексика являются политически самостоятельными государствами с первой четверти XIX в. Они достигли высокого уровня развития за счет использования иностранных Инвестиции">инвестиций . На территории этих стран существуют резкие контрасты между бедными и богатыми районами, между бедными и богатыми группами населения.

Высокоурбанизированные переселенческие страны с богатыми агроресурсами и высоким уровнем жизни - Аргентина и Уругвай выделяются в отдельную группу стран. Отсутствие серьезных запасов полезных ископаемых препятствовало развитию тех отраслей промышленности, с которых обычно начиналась индустриализация, а запреты Европейского Союза на импорт дешевой сельскохозяйственной продукции с целью поддержки фермеров, введенные в 1970-е гг., стали сдерживать развитие их аграрного сектора.

Страны анклавного развития. Главной отличительной чертой экономики многих стран этого типа является существование ориентированных на экспорт анклавов горнодобывающей промышленности, которые контролируются иностранным капиталом и слабо связаны с национальной экономикой. Венесуэла, Чили, Иран, Ирак получают основные доходы от разработки месторождений и экспорта полезных ископаемых (нефти в Венесуэле, Иране и Ираке; меди и селитры - в Чили).

Добыча фосфатов в пустынных районах Туниса

Страны внешнеориентированного развития. К этому типу относятся средние по численности населения и ресурсному потенциалы страны - Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Парагвай (в Латинской Америке), Египет, Марокко, Тунис">Тунис (в Африке), Турция, Сирия, Иордания, Малайзия, Филиппины, Таиланд">Таиланд (в Азии).

Экономика этих стран ориентирована на экспорт полезных ископаемых, продукции легкой промышленности, сельскохозяйственной продукции земледелия. Для некоторых стран - Колумбии и Боливии - важное значение имеет производство и нелегальные операции с наркотиками, нелегальные политические движения и трудовая иммиграция в более богатые страны.

В этой группе стран выделяются, экономика которых в последние десятилетия развивалась и новые индустриальные страны (НИС) исключительно высокими темпами за счет иностранных инвестиций, импортных технологий и наличия дешевой и относительно квалифицированной рабочей силы. Развитие наукоемких отраслей промышленности (электроники, электротехники) вывело эти страны в число мировых лидеров в экспорте потребительских товаров (одежды, бытовой электроники) в развитые страны. НИС первой волны - Республика Корея, Сингапур, Сянган (САР Китая) и остров Тайвань смогли сократить свое отставание от экономически развитых стран. Классификация Международного валютного фонда с 1997 г. относит их к числу экономически развитых стран.

К числу новых индустриальных стран относят также Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины (НИС второй волны ). Новые индустриальные страны играют все возрастающую роль в экспорте наукоемких промышленных товаров в развитые страны.

Страны-нефтеэкспортеры своим современным развитием обязаны притоку Нефтедоллары">нефтедолларов . Экспорт нефти, фонтаны которой забили в пустынных районах, ранее известных только кочевникам, коренным образом преобразовал экономику этих стран, позволил создать современные города, развивать образование и здравоохранение. Интересно, что экономический рост мало изменил традиционные общественные институты государств нефтеэкспортеров: в большинстве сохранился Монархия">монархический строй , нормы повседневной жизни и даже законы основываются на заповедях ислама. К этому типу относятся нефтедобывающие монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн), за последние десятилетия превратившиеся из отсталой кочевой периферии арабского мира в крупнейших нефтеэкспортеров. Некоторые из этих стран начали за счет нефтедолларов формирование ««фондов будущих поколений», средства которых расходуются на создание отраслей обрабатывающей промышленности и орошаемого земледелия.

Страны плантационного хозяйства («банановые республики») не отличаются крупным людским и ресурсным потенциалом. К этому типу относятся Коста Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Гаити, Куба">Куба (в Латинской Америке), Шри-Ланка (в Азии), Кот д’Ивуар и Кения (в Африке).

Этнический состав населения латиноамериканских стран сформировался под влиянием работорговли. Политическая жизнь всех стран, за исключением Коста Рики, где преобладает креольское население, характеризуется политической нестабильностью, частыми военными переворотами и партизанскими движениями.

Низкий уровень жизни населения, господство иностранного капитала, зависимая национальная политика способствуют росту социальных контрастов, которые в свою очередь порождают частые военные перевороты и революции.

Страны концессионного развития . Это Ямайка, Тринидад и Тобаго, Суринам, Габон, Ботсвана, Папуа - Новая Гвинея. Эти страны недавно получили политическую независимость, обладают запасами полезных ископаемых мирового значения. Добыча и экспорт полезных ископаемых, с одной стороны, обеспечивает основную часть валютных поступлений, с другой - ставит экономику этих стран в зависимость от колебаний цен на мировых рынках.

Страны-«квартиросдатчики» - небольшие по размеру островные и приморские независимые государства и колониальные владения, расположенные на перекрестке важнейших международных транспортных путей. Выгодность географического положения, льготная налоговая политика превратили их территорию в места размещения штаб квартир крупнейших транснациональных корпораций, банков. Некоторые страны благодаря чрезвычайно выгодным условиям фрахта и страхования судов стали ««портами приписки» огромных флотов, собравших торговые суда со всех стран мира (Каймановы Острова, Бермудские Острова, Панама, Багамы, Либерия).

Мальта, Кипр, Барбадос превратились в мировые центры туристского бизнеса.

Крупные с низкими доходами страны . К этой группе относятся Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам. Эти страны занимают Страны-лидеры по численности населения">лидирующие места в мире по численности населения (за исключением Вьетнама). В структуре экономически активного населения преобладают сельские жители.



Новое на сайте

>

Самое популярное