Домой Сбербанк Бухгалтерский учет и финансы. Сколько ндс платят в европе

Бухгалтерский учет и финансы. Сколько ндс платят в европе

страны.

Подоходный налог

Налог с корпораций

Взимание корпоративного налога (на прибыль) осуществляется с компаний-резидентов Венгрии, в том числе – АО, ООО, адвокатских бюро, общественных фондов и вузов, а также компаний-нерезидентов, имеющих долю прибыли в бизнес-ассоциациях, владеющих недвижимостью на территории страны в размере 75 % от балансовой стоимости ее активов.

При оценке базы налогообложения, согласно Закону LXXXI 1996, учитываются, в частности, убытки, ассигнования, амортизация, нематериальные активы, дивиденды, роялти, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, инвестиции в развитие спорта, спонсорство в области киноиндустрии и театрального искусства, а также штрафы. Ставка корпоративного налога составляет 10 % с базы налогообложения до 500 млн HUF плюс 19 % с остальной части базы налогообложения (с суммы превышения этого порога).

Налоговые льготы предоставляются для компаний:

  • инвестирующих от 1 млрд HUF в проекты, создающиеся или работающие в юрисдикции местных органов самоуправления;
  • обеспечивающих широкий спектр интернет-услуг;
  • вкладывающих 100 млн HUF и выше в выпуск кино- и видеопродукции;
  • создающих новые рабочие места;
  • поддерживающих следующие виды спорта: футбол, гандбол, баскетбол, водное поло и хоккей.

Налоги на малый бизнес (KIVA)

Компании, среднестатистическая численность персонала которых не превышает 25 человек, с оборотом до 500 млн HUF и общим балансом не более 500 млн HUF 500, облагаются налогом по ставке 16 %.

Минимальная база налогообложения не может быть меньше суммы выплат персоналу. Данный налог уплачивается ежемесячно, если его сумма, уплаченная в предыдущем году, превысила 1 млн HUF, или ежеквартально – в противном случае.

Упрощенная система (EVA)

Данная система налогообложения целесообразна для предприятий, ожидаемый годовой оборот которых не превышает 30 млн HUF, а годовой валовый доход – 30 млн HUF, при этом налогоплательщик не должен владеть акциями других юрлиц. Ставка налога составляет 37 % и он, как правило, заменяет НДС, корпоративный, подоходный и на дивиденды.

Подоходный налог (НДФЛ)

Все доходы налогоплательщиков-резидентов подлежат обложению данным видом налога. Что касается нерезидентов, то налогом облагаются только те их доходы, что были получены на территории Венгрии, а также облагаемые на основе международных соглашений. Здесь следует пояснить, что резидентом считается:

  • любой гражданин Венгрии, кроме лиц с двойным гражданством, без места жительства или места пребывания в Венгрии;
  • граждане государств – членов ЕЭС, проживающих в Венгрии более 183 дней в году;
  • граждане третьих стран с видом на жительство;
  • лица, имеющие место жительства только в Венгрии.

База налогообложения слагается из совокупности доходов от самостоятельной и других видов деятельности, а также от продажи недвижимости, процентов, дивидендов, долгосрочных инвестиций и других доходов. Исчисляется она либо путем ведения учета расходов, либо применением коэффициента расходов 10 %. Ставка НДФЛ составляет 16 %.

Для семей, имеющих ребенка, применяется налоговый кредит, составляющий 62500 HUF на каждого ребенка, и 206250 HUF - если детей трое и более. Эти средства не учитываются при взимании НДФЛ, а также могут вычитаться из суммы медицинской страховки или пенсионного вклада. Иностранное физлицо-резидент может воспользоваться таким кредитом, если не имеет права на такой же или аналогичный кредит в другом месте в тот же период, а также если 75 % его общего дохода подлежит налогообложению в Венгрии.

Частные предприниматели обязаны платить подоходный налог и налог на дивиденды. Налоговой базой является разница между общей суммой доходов и расходов. Подоходный налог предпринимателя составляет 10 % от базы налогообложения до 500 млн и 19 % от оставшейся части базы налогообложения. Предприниматель также обязан платить 16 % налога на дивиденды.

Налог на зарплату

Налог на валовую заработную плату уплачивается работодателем (социальное обеспечение – 27 %; профессиональные отчисления – 1,5 %) и работником (НДФЛ – 16 %; пенсионные взносы – 10 %; социальное страхование – 7 %; на занятость – 1,5 %).

НДС (VAT)

Плательщиками НДС являются юридические лица или организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от расположения, назначения или результата. Если налогоплательщик не прописан в Венгрии и осуществляет деятельность, облагаемую НДС в этой стране, он должен зарегистрироваться и получить налоговый номер.

Общая налоговая ставка составляет 27 %. В дополнение к ней Закон CXXVII от 2007 г. устанавливает две нижние ставки:

  • 5 % – на медицинские услуги и медоборудование, книги (в том числе – электронные), журналы, и некоторые услуги;
  • 18 % – на молоко и молокопродукцию, кукурузу, муку и некоторые коммерческие услуги.

Не облагаются НДС некоторые виды товаров и услуг, в том числе – легковые автомобили и их обслуживание, двигатели внутреннего сгорания, жилая недвижимость, продукты питания.

Как правило, налогоплательщики обязаны подавать налоговую декларацию каждый квартал, за исключением некоторых оговоренных особо случаев (ежемесячно или ежегодно).

Если плательщик НДС зарегистрирован в другом государстве – члене ЕС и поставляет товары венгерской компании или физлицу на сумму свыше EUR 35000 в год, то такая поставка облагается налогом, причем сумма конвертируется по курсу Нацбанка Венгрии, который действовал на момент присоединения Венгрии к ЕС (то есть EUR 35000 эквивалентны 8826650.4 HUF).

Местный и строительный налоги

Местный налог взимается со всех предпринимателей, чьи офисы и филиалы зарегистрированы в пределах юрисдикции того или иного муниципалитета, и его максимальная ставка составляет 2 %. Налоговая база исчисляется путем вычета из чистого дохода от продаж.

Максимальная ставка строительного налога за год – 1100 HUF за 1 м 2

Временная деловая активность (например, строительно-монтажные работы), которую предприниматель, не имеющий зарегистрированного офиса, осуществляет в течение от 30 до 181 дня, облагается местным налогом, максимальный размер которого составляет 5000 HUF в день.

Строительный налог уплачивается собственником здания независимо от использования его в жилых целях. Максимальная ставка налога за год – 1100 HUF за 1 м 2 или максимум 3,6 % от рыночной стоимости недвижимого имущества. Уплачивается он 15 марта и 15 сентября.

Налоги на автомобиль (транспортные)

Налогов, связанных с автотранспортными средствами, несколько.

Компании уплачивают налог на служебные легковые автомобили (если их владельцы - не частные лица), независимо от использования их в личных целях. В зависимости от мощности и экологического класса авто ежемесячная сумма налога составляет от 7700 до 44000 HUF.

Автомобильный налог уплачивается владельцами транспортных средств с венгерскими номерами, и его сумма зависит от года выпуска, массы и мощности машины. Налог составляет от 140 до 345 HUF за 1 киловатт мощности для легковых автомобилей.

Регистрационный налог начисляется на автотранспортные средства, зарегистрированные в Венгрии. Он уплачивается при импорте, покупке в странах ЕС и модификации транспортного средства. Сумма налога для легковых автомобилей колеблется от 0 до 4,8 млн HUF в зависимости от года выпуска, экологического класса и технических характеристик (исключение составляют гибридные и электрические транспортные средства, для которых стандартный регистрационный налог - 76000 HUF).

Недвижимость

Доход от продажи недвижимого имущества облагается налогом по ставке 16 %. Сумма определяется частным лицом в его годовой налоговой декларации и уплачивается к сроку, указанному для ее подачи.

Жилой фонд

Если физическое лицо продает жилой дом или квартиру, то в зависимости от времени владения ею (с момента приобретения до момента продажи), налогооблагаемый доход уменьшается следующим образом: налог начисляется в нулевой (год приобретения) и первый год – на 100 % суммы дохода; во второй год – 90 % от дохода; в третий – 60 %, в четвертый – 30 % и в пятый – 0 % от дохода.

Например, если физическое лицо продает в 2014 году жилой дом, приобретенный в 2009 г. или ранее, налог не начисляется.

Нежилой фонд

Дома отдыха, офисные помещения, гаражи и другие объекты недвижимости нежилого фонда имеют иные, нежели у жилой недвижимости, параметры снижения налогооблагаемой базы - в зависимости от времени владения ею лицом, совершающим продажу. Так, если объект перепродается в течение первых пяти лет (2010-2015), то налогом облагается полностью вся сумма дохода от продажи, затем каждый год она снижается на 10 % и к пятнадцатому году налогообложению не подлежит. Например, если частное лицо продает в 2014 году дом отдыха, приобретенный в 1999 году, налог не взимается.

Другой пример: в 2014 году частное лицо продает за 20 млн HUF дом отдыха, приобретенный в 2000 году за 12 млн HUF. За 6 месяцев до продажи в доме отдыха был сделан ремонт на 2,4 млн HUF, что превышает 5 % от выручки и поэтому может рассматриваться в качестве инвестиций, следовательно, это уменьшает базу налогообложения. Общие расходы, связанные с передачей объекта недвижимости и оплатой по счетам, составили 0,6 млн HUF. Таким образом, с учетом расходов, сумма уменьшается и составляет в млн HUF: 20 – 12 – 2,4 – 0,6 = 15. Кроме того, 90 % могут быть вычтены из расчетного количества с учетом периода владения: 5 – 4,5 = 0,5. Таким образом, налогооблагаемая прибыль составляет «всего» 500 тысяч, а налог – 80 тысяч HUF.

Все численные значения и рассчетные данные соответствуют налоговому законодательству Венгрии на конец 2014 – начало 2015 года согласно информации сайта Национальной налоговой и таможенной администрации Венгрии (National Tax and Customs Administration of Hungary) nav.gov.hu. Пожалуйста, уточняйте актуальную информацию, используя первоисточник, поскольку законодательная база обновляется.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в комментариях. Выражайте ваше мнение и делитесь интересными фактами с читателями нашего блога!

На наш блог можно подписаться!

Оформив подписку на нашу рассылку , вы будете первыми получать полезные и интересные статьи о жизни и работе в Венгрии!

В последнее время Венгрия пользуется все большей популярностью при проведении налогового планирования. Неудивительно, ведь эта юрисдикция сочетает в себе европейскую, не испачканную “черными списками” репутацию и гибкое корпоративное налогообложение, сопоставимое с кипрским. Перед предпринимателями, открывшими бизнес в этой стране, открываются идеальные возможности для выстраивания схем с дивидендами, займами и лицензионными платежами. Помимо стандартных ставок налогов, в Венгрии также применяются пониженные ставки НДС для некоторых категорий компаний и упрощенный предпринимательский налог.

Налог на прибыль компании (Corporate tax)

Ставка налога на прибыль компании с 1 января 2017 года снижена и составляет 9%. В Венгрии компании обязаны платить корпоративный подоходный налог с доходов, полученных от хозяйственной деятельности, осуществляемой для получения прибыли:

  • доход компаний-резидентов, полученный по всему миру;
  • доход с венгерских источников компаний-нерезидентов, не имеющих постоянного представительства в Венгрии;
  • доход, полученный от передачи или отчуждения долевого участия компании, владеющей недвижимостью (компания считается владеющей недвижимостью, если стоимость недвижимого имущества, расположенного в Венгрии, составляет более 75 % балансовой стоимости активов на отчетную дату, указанных в финансовой отчетности налогоплательщика самостоятельно либо вместе с его аффилированными лицами в Венгрии или филиалами).

При соблюдении определенных условий 50% дохода, признанного роялти, и прямых расходов на исследования и разработки, вычитаются из налоговой базы. Относить исследования и разработки на прямые затраты могут даже связанные стороны, снижая налоговую базу других компаний. Прибыль, признанная дивидендами, полученная в целевом году, уменьшает налоговую базу при условии, что она не была получена от контролируемой иностранной компании.

Налог на доходы у источника выплаты (Withholding tax)

Дивиденды

В Венгрии не взимается налог на доходы у источника выплаты на дивиденды, проценты или роялти, если платеж произведен в адрес компании. Если же оплата производится частному лицу, налоги взимаются в соответствии с положениями применимых договоров об избежании двойного налогообложения.

Упрощенный предпринимательский налог (EVA)

EVA предоставляет возможность компаниям, ежегодные продажи которых не превышают 30 млн. форинтов (при условии, что за два предыдущих года у компании был доход), уменьшить как административное, так и налоговое бремя. EVA заменяет следующие виды налогов: НДС, личный подоходный налог предпринимателей, налог на дивидендную базу предпринимателя, налог на прибыль организаций и подоходный налог с населения по дивидендам. Ставка EVA составляет 37%. Если общая сумма выручки и всех статей, увеличивающих доход, превышает 30 млн. форинтов, ставка EVA будет составлять 50 % от части налоговой базы, превышающей эту сумму.

НДС

Стандартная ставка составляет 27%. Пониженная ставка в размере 18% применяется к товарам/услугам следующих категорий:

  • молоко и молочные продукты (кроме материнского молока и продуктов, облагаемых по ставке 5%);
  • продукты, произведенные с использованием кукурузы, муки, крахмала или молока;
  • товары коммерческого размещения;
  • нерегулярные мероприятия под открытым небом;
  • интернет-услуги;
  • питание в ресторанах.

Пониженная ставка в размере 5% применяется к таким товарам/услугам:

  • медицинские услуги;
  • медицинская техника;
  • книги;
  • электронные книги;
  • журналы;
  • свиньи, крупный рогатый скот, овцы и козы;
  • птица, яйца птиц;
  • молоко (кроме материнского молока, а также молока, обработанного сверхвысокой температурой или с увеличенным сроком годности);
  • услуги централизованного теплоснабжения;
  • услуги инструментальной живой музыки артистов в закрытых помещениях.

Не облагаются НДС финансовые и инвестиционные услуги.

Муниципальные налоги

Муниципалитеты могут взимать муниципальные и местные налоги внутри своей юрисдикции. Местные налоги включают местный налог с предприятий, налог на строительство, земельный налог, коммунальный налог физических лиц и туристический налог.

Местный налог с предприятий является наиболее распространенным. Облагается им любая постоянная или временная предпринимательская деятельность, осуществляемая в юрисдикции данного муниципалитета.

Максимальная ставка налога составляет 2% от налоговой базы. Муниципалитеты могут уменьшать ставку налога или даже не взимать налог с местного бизнеса. В случае временной предпринимательской деятельности ставка налога составляет 5 000 форинтов за календарный день. Налоговой базой является чистый доход от продаж, за вычетом стоимости проданных товаров и услуг, оплаты деятельности субподрядчиков, прямых затрат на исследования и экспериментальные разработки, а также материальных затрат.

Налог на строительство (недвижимость) применяется к собственникам как жилых, так и нежилых помещений независимо от их предполагаемых назначения и использования. Ставки налога: максимум 1 852,1 форинтов / м2, или 3,6% от скорректированной рыночной стоимости.

Земельный налог взимается с зарегистрированных собственников земельных участков по состоянию на 1 января. Максимальная ставка налога 336,7 форинтов/ м2 или 3% от скорректированной рыночной стоимости.

Взносы работодателя

Обязательные платежи работодателя составляют социальный взнос, профессиональный взнос и взнос на реабилитацию. Базой выплаты социального взноса является базовая зарплата, указанная в трудовом договоре, или, в случае подписания договора на услуги, определенный им размер вознаграждения. Если работа выполняется в соответствии с трудовым договором, регулируемым иностранным законодательством, налоговой базой является сумма ежемесячного вознаграждения. Ставка налога – 22%. Налоговые льготы предусмотрены для содействия занятости работающих в неблагоприятных условиях или создания рабочих мест в бедных кварталах, а также для трудоустройства трудящихся, которые создают высокую добавленную стоимость. Кроме того, дополнительные налоговые льготы предусмотрены для неквалифицированных рабочих и работников, находящихся в неблагоприятном положении, а также лиц, имеющих право на получение социальных пособий на воспитание детей и исследователей. Налоговая база профессионального взноса такая же, как и социального. Ставка составляет 1,5% от налоговой базы.

Обязательство по профессиональному взносу может быть выполнено путем организации практического обучения или посредством выплаты суммы взноса. В первом случае зарплата до вычетов может быть уменьшена в соответствии с основными нормами, установленными в госбюджете (в 2017 году это 453 тыс. форинтов / чел. в год). Работодатель обязан выплачивать взносы на реабилитацию для содействия занятости безработных работников, находящихся в затруднительном положении. Такое обязательство у работодателя возникает в случае, когда численность персонала в компании превышает 25 человек, а количество занятых на предприятии лиц, находящихся в неблагоприятном положении, не достигает 5 процентов от общей численности персонала. Сумма взноса на реабилитацию в девять раз превышает минимальную базовую заработную плату, выплачиваемую работникам, занятым полный рабочий день, на первый день текущего года (чел. в год). Эта сумма составляет 1 147 500 форинтов / чел. в год и должна умножаться на численность персонала, недостающего до пяти процентов обязательного уровня занятости, определяемого из среднестатистического состава организации, округленного до первого десятичного знака, для получения ежегодного взноса на реабилитацию.

Неуплата налогов в Венгрии является очень тяжелым нарушением Венгерского законодательства. Кроме того, при рассмотрении дел иностранцев, вопрос регулярной и полной уплаты налогов имеет повышенный вес, склоняя чашу весов в ту или иную сторону. История уплаты налогов также поднимается при рассмотрении прошений на ВНЖ или ПМЖ.
В свою очередь, более глубокое понимание налоговой системы Венгрии должно также помочь в правильном ведении дел и торговли.

Итак, пойдем по порядку. Попробуем рассмотреть обычную торговую фирму и классифицировать ее обязательные платежи в государственную казну Венгерской Республики. В Венгрии выделяются три основных группы налогов, которые надо будет платить в любом случае, независимо от вида деятельности:

1. Налог на прибыль (Tarsasagi ado) - основная ставка 18%
2. НДС (AFA) - основная ставка 25%
3. Местный индустриальный налог (helyi iparuzesi ado) - основная ставка 2%

Расскажем немного подробнее о каждом из них.


1.1 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ.

Любой венгерской фирме, работающей на территории Венгрии надо платить налог на прибыль. Ставка данного налога - 18%. Налог на прибыль считается следующим образом:

(годовой нетто оборот - все расходы и затраты) * 0,18

В случае, если имеются какие-либо скидки на сокращение налогов, данные суммы также вычитаются из годового оборота перед расчетом налога. Например, затраты на профподготовку (дополнительное образование) рабочих 6000 Ft на человека в месяц.

Если иностранный инвестор вкладывает в Венгрию более 1 миллиарда форинтов, то он считается крупным инвестором и может рассчитывать на отдельные дополнительные налоговые скидки.

В случае налога на прибыль требуется платить предоплату в соответствии с размером налога, заплаченного компанией в предыдущем году.

  • Если в предыдущем году компания заплатила налога на прибыль меньше чем на 5 миллионов форинтов, то в текущем году компания обязана вносить предоплату ежеквартально.
  • Если в предыдущем году компания заплатила налога на прибыль больше, чем на 5 миллионов форинтов, то в текущем году компания обязана вносить предоплату ежемесячно.
  • В первом году работы компании нет обязательства о предоплате налога.
    Ожидаемый годовой налог на прибыль нужно внести не позднее 15 декабря.

Схема расчета налога на прибыль:

Расчетный налог на прибыль = Испарвленный предналоговый результат * 0,18 = (Предналоговый результат баланса + повышающие ставки - сокращающие ставки) *0,18.

Налог на прибыль к проплате = Расчетный налог на прибыль - инвестиционные налоговые скидки

Сокращающие ставки:

  1. Перенесенная часть убытка
  2. В компании, ведущей двойную бухгалтерию - сумма, засчитанная как приход в налоговом году, которая была использована из целевого остатка на ожидаемые обязательства и будущие расходы.
  3. Сумма обратно списанной (в предыдущих годах играла роль повышающей налог ставки) в налоговом году сверхплановой амортизации.
  4. Положительная разница целевого остатка на охрану окружающей среды.
  5. Приход, полученный в налоговом году в качестве перевода, помощи без обязательства оплаты.
  6. Полученные дивиденды, доли, которые были посчитаны в качестве прихода (исключение - дивиденды, полученные от иностранного предприятия, подвергающегося проверке).
  7. В качестве помощи для образования остатка на развитие предприятия сумма, переводящаяся из результата баланса, заложенная в качестве остатка в последний день года. Максимум 25% предналогового результата баланса или максимум 500 миллионов форинтов в год.
  8. Непосредственные расходы исследования и опытов в интересах развития в полной сумме, возникшие в налоговом году, или по годам до суммы амортизации.
  9. Участие в профподготовка кадров, максимум 6000 Ft за ученика в месяц.
  10. 20% от пожертвований в благотворительные общества и организации, максимум 20% от предналогового результата баланса.
  11. Перекупаемая часть бизнеса, выкуп акций - часть прихода, полученная сверх номинальной стоимости.

Повышающие ставки:

Ставки, принимающиеся во внимание как сокращающие облагаемый налогом результат, но не являются в зависимости с видом деятельности предприятия, приносящего прибыль.

Главные ставки:

  1. Расходы на приобретение легкового автомобиля после 1996. XII. 31., превышающие 6 миллионов форинтов (кроме обязательно страхования от ответственности).
  2. Данная помощь, перевод, оказанный без обязательств оплаты, стоимость переданного средства по бухгалтерии, не выплаченная приемщиком НДС, а также сумма, ложащаяся на предналоговый результат и исходящая из обязательств налогоплательщика.
  3. Учетная стоимость забракованных и списанных средств, если причина списания не обоснована соответствующими документами.
  4. Медицинское отчисление на основе договоренности.
  5. Услуга без НДС, превышающая 200 тысяч форинтов, если исполнение не может быть доказано, а также в случае если это противоречит разумным принципам ведения хозяйства.


Другие ставки:

  1. Засчитанный как расходы целевой остаток
  2. Сверхплановая часть амортизации
  3. Засчитанные как расходы потери по недоимкам (кроме кредитных институтов)
  4. Штрафы и взыскания (кроме самопроверочной надбавки)
  5. Списанная как расходы отмененная недоимка (кроме кредитных институтов)
  6. Процент по ссуде, полученной от связанного предприятия, приходящийся на часть ссуды, превышающую три размера собственного капитала компании.


Налоговые скидки .

I. Компании с участием иностранного капитала
(последний год действия скидки 2003)

  1. оборот предприятия на 50% состоит из производственной деятельности
    • размер инвестирования (сумма уставного фонда) > 50 000 000 Ft
    • иностранный капитал ≥30%
      • Размер налоговой скидки: 1-5 года: 60% 6-10 года: 40%
  2. оборот предприятия на 50% состоит из важной для Венгрии отрасли
    • размер инвестирования > 50 000 000 Ft
    • иностранный капитал ≥ 30%
      • Размер налоговой скидки: 1-5 года: 100% 6-10 года: 60%

II. Скидки для инвесторов

  1. В случае инвестирования в отстающий регион свыше 3 миллиардов форинтов (в течение 10 лет) при определенных условиях инвестор получает 100% налоговую скидку, для инвестиций до 31 декабря 2002.
  2. Инвестиции, способствующие производству товаров общей стоимостью более 10 миллиардов форинтов (в течение 10 лет) получают 100% налоговую скидку до 31 декабря 2002 г.
  3. 17 % убытка связанных с компенсацией кооператива и правопреемника. (1998-2006 гг)

III. Налоговая скидка на развитие

На основе разрешения правительства, при определенных условиях после 31 декабря 2002 года при инвестициях в соответствии с программой развития после введения в эксплуатацию в последующие 5 лет можно получить налоговую скидку, максимум - стоимость инвестиций.

IV. Малые и средние предприятия

40% от выплачиваемых процентов по кредиту на развитие может быть засчитано в качестве налоговой скидки, максимальный размер 5 миллионов форинтов в год. Данная скидка действительна также на проценты, выплачиваемые по финансовому лизинг договору .


1.2 НАЛОГ НДС (AFA)

Налог AFA надо платить в соответствии с оборотом фирмы. Работает это следующим образом. У фирмы есть счета расходов и приходные счета. В обоих счетах указывают размер AFA. AFA, которая указана на расходных счетах, называется вычитаемая AFA. AFA, которая указывается на приходных счетах, называется поставленная в счет.

Определить, имеем ли мы AFA (далее афа), которую нам надо заплатить, или ту, которую мы можем вернуть, можно следующим образом: Из суммы всей поставленной в счет афы вычитаем вычитаемую афу. Если полученная сумма позитивная, значит нам надо платить налог, если негативная - можем вернуть афу. Возвращение афы возможно только в том случае, если фирма соответствует некоторым условиям. Главное условие - учтенный годовой приход должен достичь 4 000 000 форинтов. Афа, заплаченная на импортированные товары, также может быть вычтена. В таком случае афа платится не в APEH (налоговая), а в VPOP (таможня). Как правило, в таком случае афу необходимо проплатить сразу на таможне при очистке груза. Из данного случая есть исключения, которые подробнее описаны в модуле про таможню.

Размер афы может быть 25%, 12%, 0%, предметная безналоговая, безпредметная безналоговая.

Большинство товаров и услуг относятся в категорию 25% (сюда же относятся сельскохозяйственная техника и запчасти к тракторам). В категорию 12% относятся льготные товары и услуги (продукты питания, медицинские препараты и медицинская техника, перевозка, развлечения). В категорию 0% относится экспорт.

Есть некоторые товары и услуги, для которых не надо платить афу: наример, обучение, почтовые услуги, банковские операции, сдача в аренду жилой недвижимости и т.д. Приведенные примеры относятся в категорию предметная безналоговая, которая отличается от 0% тем, что при соизмерения афы не надо отчитываться по афе по тем расходам, которые относятся к видам деятельности, попадающих в категорию предметная безналоговая.

Указание афы и ее уплата:

Ежегодно надо платить афу тем, у кого годовой приход не достигает 8 млн форинтов и годовой налог к уплате меньше, чем 1 млн форинтов.

Ежеквартально надо платить афу тем, у кого годовой приход больше, чем 8 млн форинтов, но годовой налог афа к уплате не больше, чем 1 млн форинтов.

Ежемесячно надо платить афу тем, кто не попадает в первые две категории.

В первом году работы любая фирма платит афу ежеквартально! Однако если в первом же году перейдет границу годового налога афы в 1 млн форинтов, тогда сразу же с данного момента обязана платить афу ежемесячно!


Важно, что вычет налога возможен только в том случае, если фирма располагает какими-нибудь из нижеперечисленных документов:

  • Счет, упрощенный счет или документ, заменяющий счет
  • Решение об уплачиваемом налоге (VPOP - таможня)
  • Другие документы, официально подтверждающие наличие вычитаемой афы.


Вычет АФЫ ≠ возврат АФЫ

Возврат афы возможен только в следующих случаях:

  • Если вычитаемый налог больше, чем выставленный в счет
  • Если годовой приход больше или равен 4 млн форинтов
  • В случае приобретения материальных средств, размер вычитаемой и еще не возвращенной афы на приобретение должен превосходить минимум на 200 000 форинтов размер налога к уплате.

Возвращение афы происходит при помощи декларирования афы в налоговое управление по месту расположения фирмы.

Если фирма возвращает афу размером больше одного миллиона форинтов в месяц, возрастает возможность налоговой проверки. Вообще налоговое управление все больше внимания проявляет к фирмам, которые возвращают афу.

Примеры:

1.) Фирма продала товара на 100.000 Ft+25% afa. На это время ее расходы были 80.000 Ft +25% afa. Сколько афы заплатит фирма в налоговое управление?

Поставленная в счет афа: 100.000*0,25 = 25.000 Ft
Вычитаемая афа: 80.000*0,25 = 20.000 Ft
Афа к уплате: 25.000-20.000 = 5.000 Ft

2.) Фирма продала услуг на сумму 3.900.000 + 25% afa Ft. На это время размер вычитаемой афы у фирмы составил 5.000.000 Ft. Сколько афы заплатит фирма в налоговое управление?

Поставленная в счет афа: 975.000 Ft
Вычитаемая афа: 5.000.000 Ft
Афа к уплате: 975.000 - 5.000.000 = - 4.025.000
В данном случае афа к уплате негативная, следовательно платить афу в налоговое управление фирма не будет. Однако вернуть 4.025.000 форинтов афы фирма в данном случае не сможет, так как ее чистый приход не достиг 4 млн форинтов, а был всего лишь 3.900.000 Ft !!!

1.3 МЕСТНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (HELYI IPARUZESI ADO) — ОСНОВНАЯ СТАВКА 2%

Третий вид налога - местный индустриальный налог. Налог платится не в налоговое управление, а в местные органы управления - местные управы (helyi onkormanyzat), в соответствии с местом, где зарегистрирована фирма. Ставка данного налога максимум 2%. Часто существуют управы, которые данную ставку налога сокращают на 0.5% или 1%.

Расчет:
(Годовой приход - 100% материальных расходов) *0,02

Из этого следует, что фирму имеет смысл регистрировать по адресу в том районе, где местный индустриальный налог меньше чем 2%. Например, в Геделле (24 км. от Будапешта, сторона Пешта) в первые два года, в случае если годовой приход меньше чем 3 млн форинтов, не надо платить местный индустриальный налог.

Венгерское налоговое право в настоящий момент является одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате проведения реформ в конце XX - начале XXI века, представляющих определенный этап на пути трансформации политической и экономической системы страны. В относительно короткий срок Венгрия отошла от политической системы, которую нередко характеризуют как "антитезис верховенства права", так как правящая партия, фактически, контролировала законодательную, исполнительную и судебную власть.

Для переходной экономики, установившейся в бывших социалистических странах центрально-европейского региона, характерна необходимость приведения состояния внутренней экономики в соответствие с требованиями "сети глобализированных рынков". В таких условиях одной из важнейших задач государства является создание совершенно новой системы поступлений в бюджет, однако, не путем установления новых видов налогов, а путем закрепления правовых принципов налогообложения и обеспечения поддержки населения, осуществляемой за счет отведения важной роли косвенным налогам.

До конца 1980-х налоговая система развивалась под диктатом центральной плановой экономики. Два главных элемента плановой экономики - центральный бюджет и государственные предприятия.

Важнейшим же элементом реформ были косвенные налоги (они составляли основную часть дохода государства от налогов), тогда как прямые налоги были ниже, чем в остальных странах Евросоюза. Такой метод должен был осуществлять функцию поддержки населения при необходимости больших поступлений в бюджет. Наибольшей эффективностью обладал, например, налог на добавленную стоимость в ходе процесса приватизации, то есть в наличие определенной автономии у предприятий. В ином случае, при налогообложении связанных с государством предприятий, оно уплачивает косвенные налоги, по сути, само.

До начала налоговых реформ в отсутствие свободы собственников и предприятий конфликт интересов налогоплательщиков и налоговых органов не обозначался, принцип верховенства права не имел значения и, соответственно, о правах налогоплательщиков и об ограничении дискреции налоговых администраций не могло идти и речи. Ориентирами реформ стали охрана собственника и в то же время развитие эффективной рыночной экономики. На начальном этапе был введен НДС, налог на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. Закон "О налогообложении" был сделан на примере немецкого. Он включает налоговое процессуальное право и принципы материального права. В отличие от немецкого закона, в нем не содержится исчерпывающих дефиниций. Напротив, он выходит за пределы области налоговой администрации, устанавливая следующие принципы: связь права с его социальным значением; деятельность налогового органа строго в целях, в которых ему предоставлена дискреция; обеспечение налогоплательщика необходимой информацией; сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов; защита налогоплательщика; принципы добросовестности и запрета дискриминации.

Основу налогового законодательства Венгрии составляют: Свод Правил Налогообложения (2003 г.), Закон о Корпоративном налоге и налоге на дивиденды (1996 г.), Закон о едином налоге с оборота (2007 г.), Закон о подоходном налоге с физических лиц. Компания является налоговым резидентом Венгрии, если она зарегистрирована на территории Венгрии. Резидентные компании подлежат налогообложению по всему своему мировому доходу, нерезидентные компании облагаются только налогом на доход, полученный от источника в Венгрии. Филиалы облагаются так же, как и дочерние компании. Вся прибыль, включая прибыль от торговли, прибыль иностранного происхождения и др., полученная компанией, облагается корпоративным налогом (налогом на прибыль). Также корпоративный налог применяется к пассивным доходам и к доходам с капитала. Расходы, связанные с полученными доходами, подлежат вычету из налоговой базы. Финансовый год главным образом приравнивается к календарному году, но он может варьироваться, если это указано в Учредительном договоре компании. Финансовый год обычно состоит из 12 месяцев, но он может быть увеличен или уменьшен в первый год регистрации компании.

Единый налог с оборота - это форма самообложения: одновременно с представлением налоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога. Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушений могут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.

Единый налог с оборота (ЕНО, соответствует российскому НДС), которым облагаются все производимые в стране товары и многие услуги, имеет три налоговые ставки: 0, 15 и 27%. Самая высокая, 27% -ная ставка является основной и распространяется на наибольшее число товаров.15% -ная ставка представляет собой льготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулевая ставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако если при производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которых содержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию. Нулевая ставка распространяется на основные продукты питания, на лекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалы облагаются 27% -ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергией населения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведения соответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиеся дотации.

На импортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что и на аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежит налогообложению, то есть на нее распространяется нулевая ставка налога. Таким образом, эти товары и услуги вывозятся по цене, в которую не входит налог с оборота. Эго соответствует международной практике и обеспечивает венгерским производителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из других стран условия.

Введенные в 1998 г. акцизы представляют фиксированный, в зависимости от вида продукции, сбор из расчета на единицу продукции. К акцизным товарам относятся топливо, технические масла, спиртные напитки, алкоголь, табак.

Потребительским налогом облагаются, помимо акцизных товаров, также личные автомобили, золото, кофе (в зависимости от вида - 10-35%).

Корпоративный налог (налог на прибыль) платит каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Ставка этого налога установлена на уровне 19% (это почти в 2 раза ниже средних по ЕС показателей). По мнению экспертов, установление такой низкой ставки способствует притоку иностранных капиталов и борьбе с "теневой" экономикой. При этом, однако, Венгрия не относится к числу стран с репутацией "налогового рая", поскольку требования к другим элементам налоговой системы (например, в отношении отчислений в фонды социального страхования, местных налогов и т.п.) остаются достаточно жесткими. Базой для налогообложения служит полученная в налоговом году прибыль. Законодательно определен ряд условий, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу: сфера деятельности предприятия, юридическая форма, происхождение средств производства, направления использования прибыли.

При выплате корпоративного налога предусмотрен ряд льгот, напрямую связанных с инвестиционной политикой предприятия. Один из принципов льготного налогообложения состоит в том, что величина налоговой суммы уменьшается на 50%, если предприятие, ежегодно увеличивая сумму инвестиций не менее чем на 5%, за 5 лет сможет довести их объем до 1 млрд форинтов (2,8 млн. евро). Полное освобождение от уплаты корпоративного налога применяется, если инвестор вкладывает 10 млрд форинтов (28 млн. евро) при условии ежегодного роста объема продаж на 5% и обеспечении прироста занятых на предприятии не менее чем на 500 человек.

Другой принцип основан на полном освобождении от уплаты налога в течение 10 лет тех предприятий, которые участвуют в государственной программе поддержки наименее развитых регионов страны, осуществляют там инвестиции в объеме не менее 3 млрд форинтов (8,7 млн. евро). Аналогичным образом действуют льготы в случае капиталовложений в районах, в которых уровень безработицы на протяжении двух предшествовавших инвестициям лет превышал 15%.

В случае реинвестирования всей полученной прибыли предприятие освобождается от уплаты 20% налога на дивиденды.

При определении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечить несколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другой стороны, налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тысяч форинтов. Их доля составляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя граница доходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тысяч форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего по найму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не уплачивают.

В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварного сельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, от научной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимости или сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.

Подоходный налог составляет 16% . Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Чтобы упрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, что подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мере зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство). Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Наиболее прогрессивным представляется принцип сотрудничества налогоплательщика с налоговыми органами. В условиях рыночной экономики интересы обоих субъектов совпадают, в связи с чем законодательно была предпринята попытка закрепить данный принцип и определенным образом уравнять субъектов правоотношений во взаимных правах и обязанностях (налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков необходимой информацией; налогоплательщик может в судебном порядке добиться выплаты компенсации за предоставление неверной информации налоговым органом).

Примерами вышеуказанного информационного обеспечения выступают публичные и частные решения налоговых администраций, направленные на разъяснение налогоплательщикам вопросов по интерпретации закона применительно к конкретным случаям. Практика в Венгрии в отношении этих видов информирования отличается от систем, используемых в других странах. Министерство налоговой политики разделяет с налоговыми администрациями ответственность за вынесение публичных решений, осуществляющих информационную функцию (в них содержатся сведения о том, как интерпретируется и применяется закон); налоговые администрации же несут исключительную ответственность за вынесение частных решений.

Принцип защиты прав налогоплательщика проявляется в предоставленном данным законом налоговому органу праве сокращать или смягчать требования в случае умышленной неуплаты налогов. Согласно данному положению, если семья налогоплательщика может быть поставлена в затруднительное положение (в случае физических лиц) или же уплата налогов делает юридическое лицо неспособным продолжать деятельность, то налоговый орган может отсрочить или сократить налог. Данная дискреция, предоставленная законом, подразумевает самостоятельную оценку органами характеристики налогоплательщика и обстоятельств дела.

В качестве еще одного принципа налогового права Венгрии стоило бы обозначить принцип ограничении дискреции. Исполнительной власти (или налоговой администрации) предоставлена прямая дискреция с целью воздействия на налоговые обязательства, а также косвенная дискреция в виде широкой свободы интерпретации закона. Тем не менее, если налоговым администрациям предоставлены полномочия по осуществлению правового регулирования, то содержание такого регулирования строго ограничено и четко регламентировано правовыми нормами. Исключением может быть только возможность усмотрения смягчать или отменять налоговые обязательства в особых случаях, обозначенная выше.

Ввиду того, что законодатель постсоциалистических стран нередко имеет ограниченное представление о современных налоговых правоотношениях и институтах, четкие и недвусмысленные формулировки норм права могут отсутствовать, что образует пробел в налоговом праве. В Венгрии такая проблема решается не только с помощью прецедента, но и с помощью наделения органов правом руководствоваться концепциями и дефинициями других отраслей. В свою очередь, данный способ ограничивает возможность применения прямых или косвенных дискреций. В то же время, значение других отраслей права и делегирование полномочий другим министерствам рассеивает налоговый контроль от Министерства налоговой политики.

В доходах бюджета Венгрии основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает единый налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%. За ним следуют подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (корпоративный налог) - 10%. Как результат проведенной реформы, в текущей системе налогов Венгрии значительную долю налоговых поступлений составляет налог на добавленную стоимость, который по общему правилу составляет 27 процентов, при наличии налоговых льгот его ставка снижена до 18 и 5 процентов. Прямые налоги - налог на прибыль корпораций, на доход физических лиц, местные налоги и иные налоги - менее весомы, их ставка не превышает 19 процентов.

Налог на доходы физических лиц составляет 16%. Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство).

Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Налог на прибыль компаний составляет 19%, есть льготная ставка 10%.

венгрия законодательство налоговая система

Налоги на социальное обеспечение уплачивает как работодатель (28,5% от ФОТ), так и сам работник путем удержаний из его заработной платы (ставка повышена до 18,5% с предыдущей 17,5%).

Могут применяться дополнительные отраслевые и местные налоги на бизнес.

Налог у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти (в отдельных случаях только иностранному) юридическому лицу не взимается.

Органы местного самоуправления имеют право для пополнения своего бюджета вводить местные налоги.85% всех поступлений в бюджеты районных, городских и областных администраций составляет промысловый налог. Остальная часть приходится на налог на строения, коммунальный, туристический налог и прочие сборы. Верхний предел ставок местных налогов устанавливается централизованно, а местные администрации сами решают, какие из налогов вводить и с какими ставками.

Таким образом, на основе рассмотренного примера налоговой реформы в Венгрии можно выделить следующие положения, способствовавшие успешному ее проведению: отведение главной роли косвенным налогам, обеспечение поддержки населения за счет важнейших принципов защиты налогоплательщика и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. В настоящее время многие из бывших социалистических стран еще не перешли в полной мере к рыночной экономике, следовательно, данный позитивный опыт мог бы стать для некоторых из них ориентиром.

Сегодня огромной популярностью пользуется бизнес-иммиграция в Венгрию – здесь созданы идеальные условия для работы, хороший климат и высокий уровень жизни. Разумеется, деловых людей, прежде всего, интересуют налоговые последствия – специально для них мы подготовили подробный обзор налоговых статусов Венгрии.

Итак, кто платит налоги в Венгрии?

Обязанность выплачивать установленные законом налоги лежит на всех налоговых резидентах Венгрии. В число таковых входят:

  • граждане Венгрии (эта категория выплачивает налоги со всех своих доходов, независимо от того, где они были получены);
  • иностранные граждане, проживающие на территории Венгрии более 183 дней в году;
  • граждане, которые постоянно проживают в Венгрии;
  • физические лица, имеющие центр жизненных интересов в Венгрии.

Обратите внимание: Вы платите налоги только при условии проживания в Венгрии и получения здесь дохода.

Налог на недвижимость в Венгрии

По венгерскому законодательству, в стране нет налога на недвижимость. Исключение составляют только курортные зоны, например, Балатон или Хевиз. В данном случае налоговая система Венгрии предполагает начисление суммы налога в зависимости от степени удаленности дома или квартиры от курорта. По состоянию на лето 2014 года, в Хевизе налог за 1 кв. метр в год составлял около 2 евро, или 600 венгерских форинтов. Например, за объект недвижимости площадью 200 м² необходимо будет платить налог 400 евро в год. В Будапеште и других городах Венгрии налога на недвижимость нет.

Что же касается налогов на покупку недвижимости в Венгрии, то здесь он составляет 2–10% в зависимости от типа (первичное или вторичное) и стоимости объекта недвижимости. При этом есть нюансы:

  • если Вы, например, планируете купить квартиру в новостройке и не выходите за рамки 15 млн форинтов, налог на приобретение Вы не платите;
  • если Вы приобретаете квартиру стоимостью более 15 млн форинтов, часть суммы, превышающая барьер в 15 млн форинтов, облагается налогом (4%);
  • если Вы приобретаете недвижимость стоимостью более 30 млн форинтов, налогом в 4% облагается вся сумма.

Как начисляется в Венгрии налог на прибыль от продажи недвижимости?

Согласно венгерскому законодательству, данный тип налога составляет 25% разницы стоимости продажи и покупки объекта. Однако здесь очень важно ориентироваться в сроках владения недвижимостью:

  • Вы будете освобождены от данного налога, если объект недвижимости пребывал в Вашей собственности более 5 лет;
  • если Вы владели объектом недвижимости сроком от 4 до 5 лет, налог на прибыль составит половину полученного дохода, от 3 до 4 лет – 70%;
  • если же Вы владели недвижимостью от 2 до 3 лет, придется заплатить налог в 90%;
  • если недвижимость является Вашей собственностью менее 2 лет, налогом будет облагаться вся сумма дохода.

Подоходный налог в Венгрии

Налоги на дивиденды и корпоративные налоги выплачивают все хозяйственные общества, госпредприятия и кооперативы. При этом иностранные субъекты налогообложения (например, филиалы) должны выплачивать лишь налоги на доходы, полученные в Венгрии. Именно по этой причине Венгрию часто выбирают для размещения материнских компаний предприятия.

Из суммы прибыли до налогообложения могут быть вычтены такие категории расходов:

  • до 20% затрат на научные исследования и разработки;
  • до 6000 форинтов в месяц при условии предоставления рабочих мест студентам ПТУ;
  • сумма соцстрахования при приеме на работу безработного также вычитается из окончательной суммы прибыли.

Подоходные налоги составляют 10% (на сумму прибыли до 500 млн форинтов) или 19% (на сумму более 500 млн форинтов).

И еще несколько фактов о подоходных и других налогах Венгрии:

  • прирост капитала, как правило, облагается по ставке 16%;
  • в Венгрии нет налога на капитал;
  • налог на добавленную стоимость в среднем составляет 27%, возможно понижение ставок на 5 и 18%;
  • транспортный налог в Венгрии уплачивается при приобретении моторных транспортных средств (водных и наземных);
  • налоговые декларации в Венгрии сдаются до 20 мая следующего налогового года. Данный срок может быть продлен максимум до 20 ноября. В случае недоплаты налогов или просроченном платеже на налоговых резидентов налагается штраф (до 50%) и пеня (составляет двойную ставку интереса венгерского Нацбанка);
  • строительный налог, а также налог на землю налагается по решению муниципалитетов;
  • ставка налога на наследование составляет 18%. Гражданин освобождается от уплаты данного налога в том случае, если речь идет о наследовании супругой (-ом) или близкими родственниками.

Новое на сайте

>

Самое популярное