Домой Сбербанк Экономическая политика Петра I. Протекционистская политика и реформы Петра I

Экономическая политика Петра I. Протекционистская политика и реформы Петра I

Реферат: «Основные направления политики Императора Петра I как первого протекциониста»

1Экономическая политика Петра I………………………………………………….4
1.1 Экономическое развитие в период правления Петра I………………………..4
1.2 Промышленное производство……………………………………………… …..4
1. 3 Развитие торговли………………………………………………………… ….....6
1.4 Сельское хозяйство……………………………………………………… ………8
1.5 Финансовая политика………………………………………………………… ….9
Заключение…………………………………………………… ……………………..12
Список литературы…………………………………………………… …………….14

Введение

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян) , мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

На протяжении всей истории России предпринимались реформы в различных сферах. Не все реформы достигали поставленных задач, но были и достаточно успешные преобразования. Так на рубеже XVII - XVIII веков в России предпринимались попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими странами в экономическом, политическом и культурном развитии. Начало существенных перемен в жизни страны того времени тесно связаны с именем царя-реформатора Петра I.

В настоящее время в России также осуществляется реформирование экономики и финансовой системы, государственного устройства, проводится реформирование армии, судебной системы и многих других отраслей. Поэтому тема экономических реформ для России актуальна в любое время. В историческом плане экономическая политика Петра I представляет интерес в связи с тем, что за годы царствования Петра I произошли существенные изменения в экономике.

В данной работе будут рассмотрены вопросы развития отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства, торговли; протекционизм и меркантилизм в эпоху Петра I, система налогообложения и ее реформа, централизация финансового управления.

Экономическая политика Петра I


1.1Экономическое развитие в период правления Петра I


Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 - 1725 г.). В его государственной деятельности ярко проявились два основных направления - военное и реформаторское. Во время царствования Петра I Россия постоянно воюет с турками, со шведами, с персами. Не случайно, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.

Постоянные войны выявили существенную нужду в деньгах, и Петр I должен был изыскивать новые источники государственных доходов. Забота о положении государственной казны привела Петра к мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Петр I видел в развитии национальной промышленности и торговли. Новизна экономической политики заключалась в принятии мер по развитию торговли и промышленности. При Петре Великом стала господствовать концепция всемерного поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.

Петр I стремился сблизить Россию с Западом, проводя экономическую политику "европейского" образца. Ее главными элементами стали:
1) резкое возрастание экономических функций государства, централизация и регламентация всех сторон хозяйственной жизни страны;
2) усиленное развитие промышленности, ориентированной на решение общегосударственных задач и нацеленной на создание крепкого государства, опирающегося на мощные вооруженные силы;
3) энергичное строительство новых путей сообщения и создание отечественного морского флота;
4) протекционизм, являвшийся основой внешней торговли.


1.2 Промышленное производство


Войны с Турцией и Швецией выявили существенную отсталость России от европейских государств в военном и экономическом отношениях. Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактур, в первую очередь металлургических и железодетальных. До начала XVIII века Россия ввозила из-за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны его поставки оттуда прекратились.
Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по организации мануфактурного производства (крупные производства с разделением труда, квалифицированными мастерами и рабочими из числа крепостных крестьян). Казна сама организовывала мануфактуры (в первом десятилетии XVIII века промышленная и торговая политика государства характеризовалась его активным вмешательством в экономическую сферу). Создание "казенных" предприятий основывалось на том, что торговый капитал был еще слишком слабым и инертным для участия в рискованном деле создания новой промышленности и без помощи власти, ее поощрения дело обойтись не могло. Четыре больших завода на Урале стали в строй. Полным ходом шло строительство металлургических заводов в Олонецком крае. Проводились геологические работы по разведке полезных ископаемых. Строились новые железоделательные и медеплавильные заводы, обеспечивавшие заказы армии и флота. Сестрорецкий завод в Петербурге выпускал оружие, якоря, гвозди. В Нерчинске (Забайкалье) в 1704 г. был построен первый в России сереброплавильный завод. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. Вместо 15 - 20 допетровских мануфактур за первую четверть 18 века было создано более 200 предприятий. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.

Благодаря стараниям Правительства Петра I за период с 1700 по 1725 год выплавка чугуна в стране увеличилась с 150 до 800 тыс. пудов в год; с 1712 г. был прекращен ввоз в страну оружия из Европы, а 1714 г. количество отлитых на русских заводах железных и медных пушек составляло несколько тысяч штук.
Активно строились предприятия легкой промышленности. Сначала они создавались преимущественно в центральном районе и Москве. Прежде всего, росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. По размерам производства в столице выделялась парусно-полотняная мануфактура на Яузе, выпускавшая в год 200 - 250 тысяч аршин полотна и московский суконный двор, производивший в год 90 тысяч аршин сукна. Но постепенно Москва утрачивала значение единственного центра легкой промышленности. Суконное производство активно развивалось на Украине, в Казани, Мануфактуры в Калуге и Борисовке производили пеньку. Кроме полотняного и суконного производства в России в XVIII веке активно развивалось кожевенное, пороховое, стекольное, канатное, винокуренное производство, было налажено производство отечественной бумаги. К 1725 г. в стране работало 25 текстильных предприятий. Впервые были построены бумажные, цементные и сахарные заводы.
Сложилось региональное разделение труда. Так центром металлургии и металлообработки стали районы Тулы и Серпухова, Тихвина, Устюжны Железнопольской. Соль добывалась в Поморье. Ярославль, Вологда, Казань, Нижний Новгород славились обработкой кожи, Поволжье давало хлеб и т.д.
Знакомство с промышленными успехами Западной Европой (фабрики и заводы главных промышленных центров - Амстердама, Лондона, Парижа) произвело на Петра I большое впечатление. В то время в государственном и народном хозяйстве Западной Европы господствовала меркантильная система. Основная идея этой системы состояла в том, что каждый народ для того, чтобы не беднеть, должен сам производить все, им потребляемое, не нуждаясь в помощи чужестранного труда, а чтобы богатеть, должен вывозить как можно больше и ввозить как можно меньше. Эта экономическая идея оказала существенное влияние на экономическую политику Петра I. Он старался завести дома всевозможные производства, не обращая внимания на то, во что обойдется их заведение. По мнению историков, Петр I считал, что в первые годы новое домашнее производство обойдется и дороже заморского, зато потом, упрочившись, окупится. Петр I руководился двумя соображениями: во-первых, Россия не уступает другим странам, а превосходит их обилием природных богатств, еще не тронутых и не разведанных; во-вторых, разработку этих богатств должно вести само государство принудительными мерами. Петр I очень мало рассчитывал на добровольную частную инициативу. При русской робости перед новым делом без правительственного принуждения Петр не надеялся добиться успеха в промышленности:
Петр I особое внимание уделял использованию опыта Западно-Европейских стран. Такое использование опыта шло по двум направлением: приглашение в Россию на выгодных условиях иностранных капиталистов, ремесленников, мастеров и т.д.; отправка русских людей за границу для обучения.
Необходимо отметить, что в связи с развитием торговли и промышленности, создания регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата требовали создания новой системы образования и подготовки большого числа специалистов. В 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии; была открыта Медицинская школа (1707 г.), также открывались инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.

1.3 Развитие торговли


Примерно с конца 10-х годов произошли некоторые изменения в торгово-промышленной политике. Суть их заключалась в принятии различных мер по поощрению частного предпринимательства. Казна распространяла практику передачи государственных предприятий (особенно убыточных) частным владельцам или специально созданным компаниям. Она помогала им поставкой оборудования, присылкой специалистов, обучением рабочих. Изменения в экономической политике означали не смену принципов, а лишь изменение аспектов. Одна из причин такой "смены курса" (от "казенного" к частному предпринимательству) являлось стремление правительства втянуть в промышленную деятельность частный капитал. Если в начале века воздействие на экономику осуществлялось через систему запретов, монополии, пошлин, налогов, то с конца 10-х годов государство воздействовало на развитие экономики через административно-контрольную бюрократическую машину.
Для стимулирования предпринимательства правительство Петра I применяло льготы - казенные субсидии и ссуды. Петр I хотел, чтобы само устройство промышленности оправдывало такую правительственную заботу. Предприятия, выполнявшие государственные заказы, пользовались привилегированным положением. Они обеспечивались беспроцентной ссудой, инструментами и необходимой рабочей силой. Петр I старался приучить российских капиталистов действовать по-европейски, соединять капиталы, смыкаться в компании. До Петра I в России были выработаны несколько форм соединения промышленных сил: торговый дом в купечестве (союз неразделенных родственников, отца или старшего брата с сыновьями, младшими братьями, племянниками; не было ни складки капиталов, ни товарищеского совещательного ведения операций); различные виды складства (союзы для сбыта, а не для производства). В торговом доме основой союза служило родство, а в комиссионном складстве - доверие. Появились и первые артели, представляющие соединение капитала и труда.
Однако Петр I все эти союзы и объединения считал недостаточными средствами в международной торгово-промышленной конкуренции.
Петр I поощрял льготами фабричное и заводское предпринимательство. Например, основатели фабрики или завода освобождались от казенных и городских служб и других повинностей, иногда вместе с сыновьями и братьями, приказчиками, мастерами и их учениками; могли известное число лет беспошлинно продавать свои товары и покупать материалы, получали безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Мануфактур-коллегия обязана была следить за компанейскими фабриками, в случае их упадка расследовать причину и, если она оказывалась в недостатке оборотных средств, моментально оказывать помощь деньгами.
В первые годы XVIII века мануфактуры пользовались наемным трудом всех тех, кто избежал закрепощения и беглых крестьян. Но усиление в последующие годы крепостного права, розыска беглых крестьян и возвращение их владельцам, проведение первой ревизии сильно сократило число людей составлявших рынок рабочей силы. Невелико было и число крестьян, шедших на заработки в город, что также не могло обеспечить растущую промышленность наемным трудом.
В этих условиях правительство стало наделять мануфактуры принудительным трудом. К предприятиям приписывались государственные крестьяне, которые в XVIII веке составили значительную категорию приписных крестьян. Они отрабатывали в осенне-зимний период подушную подать и использовались на неквалифицированных работах. Квалифицированные работы на мануфактурах выполняли, по большей части, вольнонаемные.
В течение всего своего царствования он боролся с бегством крестьян, строжайше велел возвращать их к владельцам и штрафовать тех кто принял их к себе на работу. Однако в целях поддержания промышленности указом 18 июля 1722 г. он запретил отдавать с фабрик рабочих, даже если это были беглые крепостные. Фабрикант-купец получал возможность иметь обязательные рабочие руки. Все это дает понять то чрезвычайно привилегированное положение, в какое поставил Петр I класс мануфактурных и заводских промышленников. Промышленное производство Петр I ставил наряду с государственной службой, в некоторых отношениях даже выше ее, предоставил фабрикам и заводам право укрывать беглых, которым не обладали землевладельцы. В 1721 году был издан указ, разрешавший мануфактуристам покупать к своим заводам земли населенные крепостными крестьянами и использовать их для работы на заводе. Фабрика и завод при Петре I являются преемниками древнерусского монастыря: они получают значение нравственно-исправительных учреждений.
В то время существенными недостатками страдала финансовая система. Эта система, повышая налоги по мере увеличения нужд казны, отягощала народный труд, не помогая ему стать более производительным. В связи с этим мысль о подъеме производительности труда, как о необходимом условии обогащения казны, легла в основу экономической политики Петра. Он поставил себе задачей вооружить народный труд лучшими техническими приемами и орудиями производства и ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив народный труд на разработку не тронутых еще богатств страны. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири, было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. Были затронуты все отрасли народного хозяйства, в том числе земледелие (скотоводство, коннозаводство, овцеводство, шелководство, садоводство, хмелеводство, виноделие, рыболовство и т. д.). Но больше всего усилий Петр I потратил на развитие обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного для войска.
Больших успехов добились русские изобретатели в области строительства гидротехнических сооружений, водяной обточке ружейных стволов, оптических инструментов. Были изобретены токарные и винторезные станки.
Далеко не все изделия, необходимые стране, ее населению могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжала играть ремесленное производство. Городские и сельские ремесленники производили железо (хотя по качеству оно уступало заводскому), башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т.п. Важнейшим ремесленным центром оставалась Москва, города на Волге - Ярославль, Нижний Новгород, Казань и другие города. В XVIII веке появились новые виды ремесел. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. По указу 1722 года мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цехи. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера. Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они переводились в подмастерья. В Москве одном из самых крупных центров ремесленного производства, насчитывалось 146 цехов, в которые входили 6800 человек. Создание цехов, с одной стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой, затрудняло его развитие, выделяло ремесленников в особое сословие феодального общества.

1. Образование поместной системы землевладения в Московском государстве и

Переход к поместной системе был вызван военными потребностями. Чтобы выполнить военные задачи объединения, надо было иметь большое централизованное войско. Старый тип войска, когда каждый удельный князь был независим от командующего, для этой цели не годился.

Поэтому московский князь на базе своей дружины создал новое большое войско, которое подчинялось только ему. Военнослужащие этого войска назывались служилыми дворянами. Военная служба оплачивается землей. Поэтому дворянам отводят участки земли с крестьянами – поместья (давалось лишь на время несения военной службы в качестве платы за эту службу).

Прямым следствием перехода к поместью было ухудшение положения крестьян. Прежде крестьяне должны были кормить сравнительно небольшую группу бояр, а теперь вынуждены содержать целую армию. Эксплуатация крестьян была значительна поэтому они начинают уходить от помещиков (после Юрьева дня).

Идя на встречу желаниям помещиков, правительство в конце XVI века делает первый шаг по пути закрепощения крестьян. В 1581 году устанавливаются заповедные года.

Обстоятельства, способствовавшие установления крепостничества:

    хозяйственная разруха начала XVII века. Чтобы спастись от голодной смерти, крестьяне просили помощи у феодалов в форме ссуды, а за это подписывали кабальные грамоты, превращавшие их в крепостных.

    сближение вотчины и хозяйства. Вотчина и поместье сближаются по своему юридическому статусу. Сословие феодалов обособлялось от других слоев общества.

1649 – соборным уложением было установлено крепостное право: зависимые от феодалов крепостные крестьяне становились их собственностью.

Переход к поместью привел к резкому упадку с/х в конце 16 в. вдвое сокращается средняя запашка крестьянского двора. Происходит запустение деревень.

2 Подъем внешней торговли Московской Руси и Новоторговый устав 1667года.

В 13-14,15вв. торг-ля Московского государства осуществлялась через Новгород (пункт ганзейской торговли). В 1478 Новгород присоединяется к Московскому государству. Ганзейская торг-ля начин. испытывать давление. Ганз. двор был закрыт и МГ потеряло контакты с Западной Европой. Торговля велась через пограничные города – Смоленск, Тверь, Псков. Но она не носила устойчивый характер. Прямые связи с Западом были установлены в 1553. В Англии снаряжалась экспедиция в Азию. Один из этих кораблей случайно попал в устье Сев. Двины. Капитана Ченслера доставили в Москву. Иван4 дал право на беспошлинную торговлю Англии. В Лондоне была основана Московская компания. Начала действовать Сев. торговля через Белое море. Центром был г.Холмогоры, затем в 1587г. –Архангельск. Июль-август – время торговли. Там же действовала таможня. Товары доставлялись из Архангельска по рекам до Вологды, затем санными путями в Москву. Эта торговля привела к хозяйственному подъему русского севера. Из МГ вывозились мед, воск, меха. Очень тесные отношения установились с Англией. Из Европы ввозились в основном готовая продукция (вина, благ. металлы – серебро, ткани). Для иностранцев торг-ля в России была очень выгодна, потому что в Европе в это время была революция цен, а МГ была изолирована. Они могли покупать за гроши товары в МГ. В 17в. МГ – политика меркантилизма – пошлины для Анг. 1649 – при Алекс. Мих. англичан удалили из Москвы. Они теснили рус. купцов. Протекционистские меры в 1667 в Новоторговом уставе. Автор – Ордин-Нащокин. Иностранцы могли торг. только в пограничных городах, запрет розничной торговли. Политика протекционизма. С иностранных больше пошлина чем с рус. купцов.

3. Финансы и денежное обращение Московского государства в XVI-XVII вв.

В начале XVI века в Московском княжестве обращается два типа монет – «московки» (которые чеканятся со времен монголо-татарского нашествия) и «новгородки» (чеканятся в Новгороде с 1420 года). И те, и другие назывались «деньга», хотя и имели разное достоинство – в одном рубле было 200 «московок» и 100 «новогородок».

Унификация денежной системы начинается при Е. Глинской с денежной реформы 1535 года, которая ввела единую монетную систему: копейка (67 г серебра), деньга, полушка. При этом расчетными деньгами являлись также рубль, гривна и алтын. Государство чеканило монету по потребности, а денежная масса росла за счет торговых людей, которые приходили на монетный двор со своим серебром, и за плату им чеканили монеты. Только со временем государство постепенно забирало монополию на чеканку монет.

С 1655 года в обращение также поступила медная монета, которая была специально выпущена государством, дабы покрыть издержки в войнах 50-хх годов с Польшей и Швецией. Монете изначально был придан принудительный курс в размене на серебро, но, тем не менее, население сразу приняло монету – поскольку денег в стране не хватало. В ответ на такую реакцию населения, государство постоянно увеличивает выпуск медной монеты. В результате растет денежная масса, и население начинает постепенно утаивать серебряную монету, что в итоге оборачивается против казны.

К 1662 году медной монеты было выпущено на 20 млн. рублей, но её соотношение к серебру постоянно падало. Если в начале размена курс был 2,5 к 1 в пользу серебра, то к 1662 он достиг отметки 8 к 1!

Московское войско, да и население самой Москвы были в гневе. Народ двинулся к царю, требуя выдать виновника валютного беспредела, одновременно громя усадьбы богачей. Это был так называемый Медный бунт 1662 года, который был жестоко подавлен властями. Но государство решило больше не рисковать с практикой выпуска медной монеты и решило выкупить всю монету по курсу 1 рубль меди – на 1 копейку серебром.

4. Промышленная политика Петра

Экономическая политика Петра 1 – политика меркантилизма. Он познакомился. с ней лично во время поездок по Зап. Европе. Эта пол-ка определялась конкретными задачами Сев. войны. С 1669 проводятся рекрутские наборы. Регулярную армию содержало государство. Возникла задача срочно создать пром-ть (чтобы обувать, кормить, вооружать).

Владельцы капитала не стремились вкладывать деньги, поэтому стали создаваться казенные мануфактуры, кот. потом передав. в частные руки. Петр 1 попытался создать компании, но это ему не удалось. Мануфактуры в основном поставляли продукцию в казну. Проблема оборудования и специалистов решалась закупками за границей и приглашением иностранных специалистов. Основная проблема – рынок труда: не было свободных рук. Сначала Петр направлял на мануфактуры преступников, нищих, бродяг. К мануфактурам приписывались крестьяне, но этого было недостаточно.

В 1721г. Петр издал указ в соответствии с кот. предоставлял право купцам и владельцам мануфактур право приобретать крестьян без земель, с условием чтобы крестьяне принадлежали не отдельному частному лицу, а предприятию - посессионное владение. В Петр пошел на подрыв монополии дворян на владение крестьянами. Посессионные мануфактуры – владельцы имели ограниченные права на крестьян: 1) использовались только для работы на мануфактурах; 2) не могли продавать отдельно от мануфактур.

Вотчинные мануфактуры – создаются в вотчинах и там исп. труд крестьян в порядке барщины. С технической точки зрения они не отличаются от западных, но на них исп. принудит. труд (невысокая произв. труда).

Были созданы спец. органы управления промышленностью: мануфактур-коллегия и берг-коллегия. Они выдавали разрешение на открытие предприятий, определяли номенклатуру продукции, объем пр-ва, следили и судили владельцев мануфактур. Коммерц-коллегия ведала торговлей. Это была жесткая регламентация промышленности. К концу царствования Петра 1 действ. около 220 мануфактур, из них треть – металлургические (раньше ощущалась нехватка металла). Россия не только удовлетворяла свои потребности в металле, но и стала его экспортировать в Англию. В конце 18в. Россия вышла на 1место по производству металлов. Производство вооружений(Сестрорецк), суконное, кожевенное производство, судостроение(100 тыс. рабочих). Следовательно Россия вступила в мануфактурный период своего развития.

5. Налоговая и таможенная реформы Петра 1

Налоговая . Северная война наряду с производством оружия требовала и финансовых средств. До конца 10-хг. 18в. действовала старая налоговая система (подворная подать - комбинация прямых и косвенных налогов).

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на кот возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну – прибыльщики. 1700г. введен налог с извоза. 1704г. с помола муки, с постоялых дворов, с дворовых бань. 1705 г. налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). Налог на въезд в столицу 2 коп. и на выезд 2 коп. Увеличение косвенных налогов увеличило и поступления в казну. Петру 1 удалось ввести монополию на соль: гос-во покупало соль у производителей, затем продавало в 2-3р. дороже.

Петр решился на реформу прямых налогов (т.е. отменил подворную подать и заменил подушной). Т.е. налог взимался не с целого двора а с души мужского пола. Реформа началась специальным указом в 1718г.: сбор у землевладельцев т.н. сказок (устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье.) Осмотр окончился в 1722г. - " первая ревизия населения" (" перепись показала, что: в стране насчитывалось 5,6 млн. душ податного населения из крестьян и посадских людей, всего население составляло 14 млн. Сумма требовавшаяся на содержание армии была разложена на эти 5,6 млн.чел., т.е. было определено сколько нужно брать с одного человека на тот момент 74коп.)

В 1724г. реформа была проведена и прямые налоги принесли 50% доходов в казну (ранее прямые налоги составляли 1/3 из ее доходов).

Таможенная . Петр придерживался взглядов меркантилистов. Когда отечественные отрасли встали на ноги, встал вопрос об их защите от конкурентов. Был издан указ о запрещении приобретения иностранных товаров, 1724г. были повышены таможенные ставки « Таможенный тариф», большинство иностранных товаров обложено пошлиной 50-75% от их стоимости, не производимые товары в России облагались низкой пошлиной. Петр поощрял вывоз готовых изделий из России – явно протекционистская политика.

6. Введение ассигнаций в России и создание первых государственных банков в XVIII веке.

В сер. 18в. возникают первые кредитные учреждения в России. В 1733г. Монетной конторе было разрешено выдавать ссуды (в Петербурге) частным лицам под залог недвижимости и ссудный % - 8% . Настоящие банки были учреждены при Елизавете (по инициативе Шувалова, кот возглавлял правительство.) В 1754г. было открыто 2 дворянских банка (один в Питере и 2 в Москве). В Питере банк открылся при Коммерц - коллегии назывался Купеческий банк и кредитовал питерское купечество, торговавшее в порту. Долгосрочные кредиты выдавались купцам также под недвижимость и из 6% годовых. Оба банка просуществовали до 1762г.

Русско-турецкая война, с ней связано введение банкнот - ассигнаций. Правительство хотело покрыть многочисленные расходы по ведению войн. 1766г. - ведение банкнот было обусловлено фактически объективными причинами - а именно неудобство вести торговлю. О введении ассигнаций было объявлено в манифесте 29 февраля 1768г. Эмиссия осуществлялась 2мя "Променными банками", куда было положено по 1 млн. р. монетой и выпущены ассигнации достоинством 25-100р. Население приняло ассигнации, курс составлял 1р.ассигнациями = 1 р. серебром. Это равновесие сохранялось еще в течение 17 лет, до того момента как бумажная масса не стала превышать монетной. В 1785г. впервые российский бюджет стал дефицитным (с этого времени он оставался дефицитным до 1888г.) В 1786г. Екатерина 2 объединила эти 2 "Променных банка" в единый Ассигнационный банк. Это был эмиссионный банк и занимался печатаньем ассигнаций. В конце правления Екатерины в обороте находилось 150млн.бум.денег. В 1787г. размен ассигнаций на серебреную монету был прекращен, т.е. курс начинает формироваться уже в соответствии с рыночными механизмами. В 1796г. 1 руб. ассигнациями имел покупательную способность в 79коп.серебров. С этого момента в России начинается инфляция. Помимо эмиссии Ассигнационный банк также принимал вклады и занимался учетом векселей. В 1786г. 2 Дворянских банка были слиты в Единый Государственный заемный банк, он выполнял те же функции, что и Дворянские: он выдавал ссуды как дворянам под залог имений, так и целым городам, срок возврата увеличивался от 3 лет до 37. Это стало причиной непроизводственного характера вложения денег.

7. Дворянская политика Екатерины 2 и дворянское предпринимательство

1762 (18 февраля) Петр 3 издает указ " Грамоты о вольности дворянству" (а в последствии ее подтвердила Екатерина2). Дворянству даровалась полная свобода и освобождение от обязательной службы (лишь во время войны). Многие вышли в отставку, происходит отлив дворянства в поместья, что влечет перемены в хозяйственном строе.

При Екатерине дворянству начинают платить жалование, широко развернулась практика раздачи казенных земель с крестьянами в дар (фаворитам). Во второй половине 18в. преобладают средне и мелко поместные дворяне. - примерно 60%. Одновременно появляется и круг владельцев огромных владений в 10-в тыс. душ. Орловы, Шереметьевы и др. Переселение дворян в деревню изменило жизнь поместья. Повышается предпринимательская инициатива у дворян. До 1762г. дворяне не могли заниматься хозяйственной деятельностью. Русское дворянство вступает в полосу аграрного предпринимательства. Основной источник дохода земледелие (барщина увеличивается до 4-5дней в неделю, работать был обязан мужчина.). В это время из поместий идут обозы с хлебом, хлеб экспортируется. Рост цен на хлеб начинается в 60-х г. и продолжается до 30-х г. 19в., в конце 18/в. произошло увеличение сбытовых возможностей из-за открытия черноморских портов. Росту благосостояния дворянства способствовало в то время само правительство, кот предоставило ряд монополий дворянам.

8.Экономика России в первой половине XIX в. Денежная реформа Канкрина.

Тильзитский мир 1807 принудил Россию присоединиться к континентальной блокаде. Это ударило по экономике, т.к. нарушило торговые контакты с Англией, которая была крупнейшим поставщиком товаров и импортером российского сырья и хлеба. Излишек хлеба приводил к падению цен, что вызывало недовольство помещиков. Теряла и казна, лишавшаяся таможенных пошлин. В 1810-1811 гг. континентальная блокада смягчается – отныне английские товары поступали в порты под нейтральным флагом.С 1810 г. вводятся новые налоги на крестьян и недвижимость, а в 1809-1810 гг. проведены первые внутренние займы, которые не имели успеха у населения (государство уже обесценило ассигнации), а на внешние займы вообще не было надежды. Чтобы получить деньги, приходилось усиленно печатать ассигнации, что снизило их цену до 20 коп. серебром. Борьба с денежной массой, как сжигание 260 млн. р. Гурьевым в 1802 году – не имела результатов. В 1819г. был введен либеральный таможенный тариф – он снял все запреты на ввоз и установил низкие пошлины. Для Одессы, главного экспортного порта, вводится режим Порто-франко, т.е. свободной, беспошлинной торговли. Последствия тарифа были тяжелыми: внутренний рынок переполнился иностранными товарами. В 1822 г. принят вновь жестко-протекционистский тариф, запретивший ввоз 330 наименований. Он выправил торговый баланс и действовал при Николае I. В разработке тарифа главную роль сыграл Е.Ф. Канкрин . Он был министром финансов в 1823-1844 гг. и проводил фискальную политику. Канкрин занялся оздоровлением финансовой системы и в 1827 г. ему удалось достигнуть бездефицитного бюджета. Он полагался не на налоги, а на рост экономического благосостояния, развитие промышленности, горного дела (открыты Технологический, Лесной и Горный институты).Канкрин решил упорядочить денежную массу. Для этого он вернул для находившихся в обращении ассигнаций твердую металлическую основу – серебро - накопленное благодаря таможенному тарифу. 1 июля 1839г. вышел манифест, сохранивший серебряный рубль и ассигнации – медная монета выходит из обращения. Курс вырос: за 1 руб. серебром в банке давали 3,5 рубля ассигнациями, не больше 100 руб. в одни руки. С 1 янв. 1840г. в России стали действовать депозитные кассы, обменивавшие серебро на депозитные билеты по курсу 1:1. Они были закрыты, получив необходимое количество серебра. Последний этап реформы – 1841 г. - выкуп ассигнаций у населения и появление кредитных билетов. Это была уже не ассигнация, которую печатали по мере надобности, а вид ссуд государства населению. Ассигнации обменивались на билеты и серебро, депозитные билеты – на кредитные. Реформа упорядочила денежную систему и восстановить единую валюту с курсом 1 к 1 .

Канкрин старался не отвлекать капитал в непроизводственный сектор. Были разрешены АО только с именными акциями, что исключило спекулятивный рынок ЦБ. Он отрицательно относился к железным дорогам (дорого) и частным банкам: свободных средств было мало, их Канкрин сосредотачивал в госсекторе. Так он мог занять у банков, чтобы сбалансировать госбюджет. В промышленности изживает себя крепостной труд – уже преобладает наемный. Он оказывается намного эффективнее и дешевле, что снижает цены на продукцию. В 1839 г. владельцы посессионных предприятий попросили правительство перейти к вольному найму крестьян. В 1840 оно разрешило это сделать, что и сделало половина предприятий. Но крепостной труд в сельском хозяйстве никто пока отменять не собирался.

9. Вопрос о земле и выкупная операция в реформе 1861 г. в России.

Поражение России в Крымской войне, вскрыло проблемы, которые все упирались в крепостное право. Стало ясно, что без освобождения крестьян у России просто нет будущего. После смерти Николая I, его сын Александр II приступает к реформам. В 1858 году учрежден Главный комитет по Крестьянскому делу. Поскольку в русском обществе интересы сильно рознились – тут собрались люди разных взглядов и интересов. анифест, подписанный царем 19 февраля 1861 г. и положения к нему – отменил крепостное право и дал крестьянам личные права. Манифест был зачитан в церковных приходах, а положения для каждого района и разъяснялись специальными чиновниками. Помещичьи крестьяне получили свободу. Но вопрос с землей был решен не так просто: вся земля является собственностью дворян, а крестьяне получает её за выкуп. Поскольку реформа охватывала большую территорию, единых норм не было. Европейская часть была разделена на черноземные, нечерноземные и степные полосы. Те уже делились на местности, в зависимости от почв и плотности населения. В степной полосе для каждой местности задавался единый душевой надел (от 6-12 десятин). В черноземных и нечерноземных полосах – другая система. Здесь устанавливались высшие и низшие наделы, борьбу за которые в основном вели в черноземной полосе. Низший надел равнялся одной трети высшего. Когда надел был меньше, чем до реформы, часть земли отрезалась в пользу помещика. С согласования крестьян, помещик мог дать ¼ земли высшего надела – но без выкупа, в дар (этим воспользовалось 10% крестьян). Вопрос о размерах наделов крестьяне и помещики должны были решить и оформить до 19 февраля 1863 года. В столице было неясно, когда крестьяне выплатят сумму, и пока это высчитывали, крестьяне платить временный оброк 8-10 руб. с высшего надела и нести облегченную барщину. Оброк уменьшался непропорционально наделу. С высшего надела 50% стоимость приходилось на 1-ую десятину, 25% - на вторую, и далее равномерно. Такая система оставляла помещику максимальный оброк, даже при уменьшении надела. Не рыночные цены, а именно эта система градации была положена в основу составлении выкупных платежей . Её цель - сохранить помещику оброк. Выкуп должен был равняться сумме, процент с которой приносил бы помещику в банке годовой оброк. Таким образом налицо капитализация оброка. Рыночная стоимость земли была, например, в два раза ниже выкупной – но и на этом государство не остановилось. Оно взяло на себя выплату помещику в размере 80%, крестьянину оставалось 20 % - но крестьяне были обязаны погасить этот долг государству под 6% годовых, так что общая сумма (поскольку срок выплат был установлен на 49 лет) становилась много раз больше рыночной! Государство платило дворянству не наличными, а облигациями. Такую денежную сумму просто нельзя выдавать на руки. Крестьяне переходили на выкуп, когда у них появлялись деньги. К 1881 г. на выкуп перешли 75%, остальные надеялись получить землю даром. Их государство обязало перейти на выкуп, скрестив 20% выкупа. Реформа 1861 коснулась только помещичьих крестьян, в 1866 и 1863 она распространилась на удельных (сохраняли свой надел) и государственных крестьян. Это была последняя в Европе реформа по отмене крепостного права – но она не создала частной собственности крестьян на землю! Реформа разрушила власть помещиков и поэтому в губерниях вводятся органы местного самоуправления

10. Железнодорожная политика и железнодорожное строительство в России в 1860-1870-хх и в 1880-1900-хх гг.

Во время реформ 60-хх годов XIX века, начатых с отмены крепостного права 1861, правительство передает в частную инициативу две отрасли: кредит и ж./д. строительство. И то, и другое важно – без кредитования частное ж./д. строительство вряд ли возможно. До 1861 года общая протяженность дорог составляла 1000 км, все и которых находились в ведении государства. В связи с реформой 1861 г. у государства стало недостаточно средств для строительства железных дорог за свой счет, да и настроения в министерстве финансов переменились. С 1862 года в течение 16 лет пост министра финансов занимал Рейтерн, поощрявший частное ж./д. строительство посредством ссуд и субсидий. Учредители компаний старались обеспечить капитал за счет облигаций и займов. По акциям нужно платить дивиденд, а по облигациям – фиксированный процент, что не обязывало предпринимателей делиться своими прибылями. Такое стремление учредителей показывает, что основным мотивом и ориентацией их начинаний – была прибыль. К тому же государство давало гарантию прибыли в 5% по всем облигациям. С этого момента начинается прилив частного капитала в строительство ж./д. Колеи прокладывали на импортных рельсах, только с 1866 г. правительство обязало покупать половину рельсов на отечественных предприятиях. Какие же строились дороги? Дороги связывали хлебопроизводящие районы – либо с центральными городами, либо с экспортными портами (дороги Курск-Одесса, Харьков-Ростов). Самая длинная дорога связала Царицын (Волгоград) и рижский морской порт – тоже для экспорта хлеба. Все российские дороги строятся не с узкой западной, а с широкой колеей. В этот период построено 19 тыс. км ж./д. (в основном одноколейные - что затрудняло разъезд поездов). Ж./д. политика меняется во времена министра финансов Бунге, который начал централизацию ж./д. хозяйства, выкупая ж./д за счет казны. Так создавались единые условия транспортной сети, хотя сохранились и 5 крупнейших частных компаний. Отныне железные дороги ставятся и на службу промышленности. Например, Екатерининская (Донецкая) железная дорога соединила Донецк (каменный уголь) и Кривой рог (железная руда) в 1884 году. Развитие ж./д. строительства способствовало подъему отечественной металлургии на юге страны: к 1900 году там насчитывалось около 25 крупных заводов. Дальнейшее ж./д. строительство связывают с именем Витте. Он выдвинулся на южных железных дорогах, одно время занимал должность министра железных дорог. И поэтому неудивительно, что он много внимания уделял этому вопросу. При Витте, за счет новых налогов – винной монополии, налогов на табак, пиво и спички – стоится знаменитая Транссибирская магистраль, соединяющая два конца страны. Ж./д. в стране все ёще строятся очень активно – территориальное расширение империи необходимо было закрепить, удержать, и большинство н дорог 1890-хх строились с военно-стратегическими – и уж потом экономическими целями. Крупнейшими были Закаспийская (в 1880 г., Красноводск – Ташкент, заодно доставляла хлопок), Транссибирская (1907 г., 6000 км, Челябинск- Владивосток, позволяла контролировать Юг и Дальний восток) и КВЖД (шла по территории Китая во Владивосток, вторая дорога уходила через Харбин в порт Дальний (сегодняшний Далянь). Витте продолжал политику Бунге по скупке ж./д. в руки государства. Стоит ли говорить, что развитие дорог двигало вперед российскую металлургическую и угольную промышленность (за 90-е годы производство металла удвоилось). Интересна и ценовая политика государства, поощрявшего развитие металлургической базы юга. Англичане предлагали рельсы по 75 коп., но весь заказ был дан отечественным предприятьям по 2 руб. за пуд. Акции этих предприятий приносили на парижской фондовой бирже неплохой доход, и французский капитал уходил в Россию.

11. Податные реформы Н.Х.Бунге и учреждение Крестьянского и Дворянского банков.

Бунге занимал пост министра финансов 5 лет, с 1881 по 1886 год. Уже в первый год своего назначения он начинает проводить «податную реформу». Её причиной послужили обследования 70-хх годов, показавшие на территории страны отсутствие прогресса в сельской технике, агрокультуре и нехватку средств у крестьян. Положение крестьян со времени отмены крепостного права действительно ухудшилось - крестьянство угнетали всевозможные платежи и местные сборы, оно находилось на грани голода. У крестьян не оставалось иного выбора, кроме как арендовать хозяйскую землю.

В 1881г. понижены выкупные платежи на 1 рубль (только не надо смеяться, говоря это на экзамене – рубль по тем временам было о-го-го!), а 1885 году Бунге инициировал отмену подушной подати. А чтобы компенсировать убытки, этим вызванные, он ввел новые косвенные налоги (на сахар, табак) и другие сборы – в основном ударившие по городскому населению. Вообще Бунге был сторонником подоходного налога, который был введен в России только после Первой Мировой войны, и как видно, уже не при Бунге.

Что ещё делает Николай Христофорович? Да много чего: пьет чай с марципанами, водит красивых женщин столицы на пьесы Островского, а потом и домой – и опять же, чай… А между всеми этими важными для истории событиями, Бунге учредил два банка:

1. Крестьянский поземельный банк (1882 г.). Это был сословный банк, который, как не трудно догадаться, кредитовал крестьян. Кредит выдавался в форме ссуд – как правило, для приобретения дворянской земли. Эту ссуду было необходимо погашать 2 раза в год

2. Дворянский банк (1885 г.). Зачем он нужен? Дворяне после отмены крепостного права остались далеко не в лучшем финансовом положении. Из суммы выплат государство вычло все долги дворян, а оставшуюся часть выдавало своими ценными бумагами. Но ведь дворянам на хозяйственные нужды были нужны и наличные средства. Их просьбы разжалобили правительство, и оно предложило для них ссуды под более низкий процент 4-6 %, которые и выдавал Дворянский банк.

12. Преобразование кредитной системы в России в 1860-1870-хх гг. Петербургские банки и их связи с промышленностью в 1900-е гг.

Государственный банк, построенный в 1860 году, не был эмиссионным вплоть до 1897 года. С его открытием правительство закрыло два старых банка – Заёмный и Купеческий, а их функции передало частным коммерческим банкам. Первым из частных коммерческих банков в 1864 году стал банк с оригинальным названием - Частный коммерческий банк, учрежденный членами петербуржского биржевого сообщества. Через два года открывается Московский купеческий банк, а 1867 году – банки Киева и Харькова, далее – Азовско-Донской банк и др. Рост число банков происходило достаточно быстро и 70-м годам их количество исчислялось десятками. Акции банков также росли в цене и пользовались большим спросом, чем в свою очередь пользовались учредители. По этой причине возникает и немало предприятий в спекулятивных целях – «чтобы подороже продать». Чтобы не допустить опасной ситуации в связи со спекулятивным бумом, правительство требовало, чтобы половина основного капитала банков находилось в Государственном банке. Эта мера обеспечивала ликвидность средств частных банках, делала их надежнее. В 1872 году введены общие правила, согласно которым там где действовал один банк – не могло быть второго- (это делалось во избежание конкуренции между банками) – и одно лицо в собрании акционеров не могло располагать более 10 % голосов. Правительство также рекомендовало уставы отдельным банкам. Если раньше, в 1850-е годы банкирские дома (например, штандартенфюрера Штиглица) были тесно связаны с торговлей, то отныне банки все более тесно связываются с промышленностью, строительством железных дорог. Они начинают выдавать кредиты во внутренний сектор экономики через учет векселей и банковских услуг. С 1897 г. Государственный банк получил эксклюзивное право эмиссии – при этом он не конкурировал с частными банками, потому что давал всего 2% по депозитам. Но все коммерческие банки держали там часть своих средств, а Госбанк выдавал им кредиты под низкий процент. Среди наиболее влиятельных банков выделяются петербургские банки: Азовско-Донской (1871 г.), Русско-Азиатский и Международный. Их доля в банковском секторе в 1910 году составляла 60 %. Русское правительство не допускало иностранных банков, поэтому иностранный капитал направлялся в русские банки. Традиционными были операции с кредитом, депозитом, векселем и кредитование торговых операций. Теперь банки все больше связываются с наиболее успешными отраслями промышленности на основе долговременных отношений кредита. Начнем с Русско-Азиатского. Он был объединен в 1910 из Русско-китайского и Сибирского банков и имел около 210 филиалов. Главой банка был немало известный Путилов. Поскольку Русско-Азиатский банк инвестирует преимущественно в военную, нефтяную и тяжелую индустрию, средства позволяют Путилову кредитовать «Нобель Ойл» и «Продвагон».Азовско-Донской банк был учрежден для кредитования южной индустрии. Международный банк, основанный в 1869 г., - внешней торговли, но также имел связи с сахарной, военной и другими отраслями. Русский Торгово-Промышленный банк занимался предприятиями поменьше, а Русский Банк для внешней торговли – когда как.Московские банки (Купеческий, Московский) были основаны купцами и не имели связей с государством и промышленностью.

13. Денежная реформа С.Ю.Витте

1892-1903гг. министром финансов был С. .Ю. Витте. Его экономическая политики способствовала тому экономическому подъему, который состоялся в России в 90е гг. Одной из основных своих задач он считал создание не только бездефицитного бюджета, но и приведение его к стабильности. В 1891г. - указ Александра 3 о строительстве ж.д. за счет казны, что существенно осложнило задачу Минфина.

6 июня 1894г. - введение винной монополии. До этого момента действовала акцизная система (с 1863г.), т.е. просто взимался налог, еще до этого действовала система откупов. Теперь весь спирт подлежал сдаче на государственные склады, где он подвергался очистке и разливу. Только после этого он выходил на рынок. Итоги: повышение качества винных изделий и его гарантирование, контроль за ценами (они устанавливались государством), поступления в казну. Благодаря этому государство получило большую часть прибыли, остававшейся до этого в частных руках - "пьяный бюджет".

5 мая 1895г.-введение в России золотого монометаллизма (денежная система, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения). Был зафиксирован текущий курс кредитных билетов к золоту 15/10.

24 мая 1895 года – указание Государственному банку начать размен. Вместо того, чтобы напечатать новые кредитные билеты и обменять их на старые по курсу 10/15, Витте осуществил девальвацию рубля (снижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо иностранной валюте, золоту) – новые золотые монеты стоимостью 10 руб. стали иметь номинал в 15 руб. В результате возросли цены, но зато обесценились, как внешние, так и внутренние долги государства. В 1897 году в обращение были введены монеты с номиналом 15 и 7,5 руб. дВ дальнейшем монеты вновь приобретали старый номинал 10 и 5 руб., но содержание в них золото было уже новым.

14. Промышленность России в пореформенный период. Промышленный подъем 1890-х гг.

Протекционистские меры российского правительства, развитие банков и строительство железных дорог подталкивали вперед развитие отечественной промышленности. Железные дороги дают заказы в отрасли строительства, металлургии, добыче угля и машиностроения: в основном, вагоно- и паровозостроение. Машиностроение в России появилось относительно поздно, и поэтому об особых успехах говорить не приходится – машины в основном завозятся из-за границы.Отрасли тяжелой индустрии росли опережающими темпами, в основном за счет развития добывающей промышленности в экстенсивном ключе. Особый подъем наблюдался в металлургической и угольной промышленности, где за 1890-е годы производство железа выросло в 1,5 раза, стали – в 2, чугуна – в 2,5. Государство также поощряло развитие металлургической базы юга. Об этом говорит тот факт, что хотя англичане предлагали рельсы по 75 коп., весь заказ был дан отечественным предприятьям по 2 руб. за пуд. Косвенно это соотношение цен говорит о большой отсталости отечественной промышленности от английской, где производительность труда была на порядок выше. Но избежать импорта металла все же не удавалось, поставки железа от Великобритании, Германии и Бельгии к 1898 году достигали половины собственного производства.Вообще промышленный регион русского юга, созданный в районе Донбасса, выращивался государством искусственно. Таможенные тарифы Вышнеградского создавали протекционистский заслон над российской экономикой, высокие тарифы сохранял и Витте – как для развития отечественной промышленности, так и для достижения активного торгового баланса. В то же время развивается ещё один индустриальный район, основанный на Кавказе. Здесь, в Бакинском регионе и на Северном Кавказе идет активная добыча нефти. Поначалу Россия удерживала до половины мирового рынка нефти, но в последующие годы США занимали уже 65 %, оставив России только 16. Это было связано с тем, что фонтанный метод, применяемый на нефтяных месторождениях в Баку, не мог быть эффективным в нефтяной индустрии, а на модернизацию у России не хватало денег. Развитие получают также оружейная отрасль промышленности (российская армия нуждалась в большом количестве современного оружия, и государство давало промышленности много военных заказов) и судостроение, которое специализируется на постройке пароходов. Строительство пароходов и паровозов – вот, наверное, основные отрасли российского машиностроения в 1890-х годах, само машиностроение носило преимущественно транспортный характер. В целом же в российской промышленности ведущая роль принадлежала продовольственному сектору: первое место было за сахаром, потом винокурение, мукомольная, хлопчатобумажная отрасль.

15. Особенности образования промышленных монополий в России в 1890-1900-х гг.

Бурное развитие российской промышленности в 1890-хх годах повлекло за собой изменения в организации производства и сбыта. В начале 1900-х гг. в России создаются первые промышленные монополии – синдикаты. Синдикат – это форма монопольного объединения, где производители относительно независимы в производстве, но вся продукция продается совместно, централизовано. Проблема сбыта вполне естественна. Если произведено слишком много продукции, начинаются снижения цен, ценовые воины, что ведет к банкротствам. Неблагоприятным фактором для предприятий служил и мировой кризис 1900г., который затронул и Россию. Первый синдикат, созданный в 1902 г., был объединением металлургических предприятий юга - «Продамет», то есть продажа металла. К 1912г. в этот синдикат уже входило до 30 заводов. В том же 1902г. создан – «Продвагон» (14 заводов), в 1904г. «Продуголь», в 1905г. «Трубопродажа», синдикаты по молоку и меди.При этом 99% продукции продается синдикатами совместно. Для каждого участника устанавливалась норма производства и сбыта. Не вся продукция были синдицирована, но только наиболее прибыльная. Для всех производителей были квоты и ограничения, которые были занижены, дабы поддерживать более высокие цены на рынке. Рост цен вообще был делом обычным для русских синдикатов. Продукция же продавалась через конторы, например, «Продамет» открыл 13 контор в разных районах страны. Независимых производителей – аутсайдеров – побеждали с помощью боевых цен, то есть низких цен в регионах с наибольшей конкуренцией. Имея немалые прибыли, синдикаты могли позволить себе временные убытки в одном районе и тем самым выживали и захватывали независимые компании. В результате таких действий и высоких цен, в России начался «голод» по металлу, нефти, углю, который был предметом специального расследования правительства. Но успехов расследование не имело.

Учебник для 7 класса

История России

§ 20.6. Политика меркантилизма и протекционизма

Поддерживая внешнюю торговлю, Петр I в то же время жестко охранял интересы русской промышленности и купечества. Он активно проводил политику меркантилизма и протекционизма.

Меркантилизм - торговая политика, которая заключалась в том, что государство стремилось купить при торговле с другими странами дешевле, а продать дороже, т. е. стоимость экспорта должна превышать стоимость импорта. Прибыль, естественно, шла в казну. Меркантилизм в XVII в. стал основой торговой политики всех ведущих государств Западной Европы. Петр I встал на этот же путь.

Одновременно, как в ряде западных стран, Петр I стал проводить политику протекционизма . Она заключалась в том, чтобы с помощью таможенных пошлин защитить российскую промышленность.

  • В каких странах проводилась политика протекционизма?

Как только в строй вступали мануфактуры, выпускавшие новую для России продукцию, царь немедленно повышал пошлины на подобные товары, ввозимые из-за границы, даже если они и были более высокого качества. Это касалось металлических изделий, полотна и даже шелка и чулок. Порой эти пошлины доходили до 75% стоимости товаров. Конечно, иностранцам было невыгодно поставлять в Россию такие товары. Зато у российской промышленности была возможность наращивать выпуск продукции. Государство надежно защищало ее от зарубежных конкурентов.


Б. Всероссийский рынок. Внешняя торговля. Политика протекционизма и меркантилизма

1. При Петре I значительного развития достигает торговля. При этом правительство проводит политику покровительства отечественному производителю и ограждает внутреннюю торговлю от иностранной конкуренции. Центром всероссийского рынка оставалась Москва, куда стекались товары со всей России и из-за рубежа. Большую роль в развитии торговли играли ярмарки. Общероссийское значение имели ярмарки: Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская и др.

2. Большое значение для развития торговли имели работы по сооружению каналов. Водные пути были самыми удобными и дешевыми. Прежде всего был построен Вышневолоцкий канал, который соединил Волгу с Невой, а значит, с Петербургом и Балтийским морем. Вдоль южного берега Ладожского озера был прорыт обводной канал (100 км), что сделало плавание более безопасным.

3. Чтобы получать большие доходы от торговли, государство объявило производство и продажу определенных товаров казенной монополией. Частные лица не имели права торговать зерном, щетиной, мачтовым лесом, табаком, парусиной. Богатые купцы-откупщики за большие деньги получали у казны право торговли, такие же права покупали и иностранцы.

4. Петр не только поддерживал купцов, но и облагал их высокими налогами. Царь приказал купцам торговать с заграницей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тысячи купцов с семьями. В конце Северной войны были отменены почти все монополии, но государство продолжало вмешиваться в торговлю с помощью таких рычагов, как система налогообложения.

5. Свою экономическую деятельность правительство Петра I основывало на политике меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Она выражалась в том, что государство накапливает деньги за счет активного торгового баланса, превышения вывоза товаров над ввозом (стимулирование экспорта, ограничение импорта). Составной частью этой политики был протекционизм - ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции путем поощрения и покровительства отечественной промышленности, поддержка экспансии торгового капитала. По указанию Петра I в 1724 г. вышел Таможенный тариф. На экспорт были установлены низкие пошлины, купцы охотно вывозили товар за границу А на некоторые виды железных изделий были установлены значительные пошлины (75% от их стоимости). Это способствовало интенсивному развитию российской промышленности. В 1725 г. вывоз товаров в стоимостном выражении в 2 раза превысил ввоз. За границу вывозили лен, смолу, лес, пеньку, кожи, нефть, хлеб и др. товары. Ввозили дорогое сукно, шелк, вина, кофе, пряности, фарфор, хрусталь, сахар, предметы роскоши. Ввозились также в большом количестве краски для текстильных мануфактур. К концу правления Петра Великого главным торговым портом стал Петербург.
^ В. Социальная политика и ее последствия. Итоги экономических преобразований

1. В 1721 г. в России было 336 городов, в которых проживало 170 тысяч жителей (из 15 млн. населения страны). В 1720 г. был учрежден Главный магистрат, сословный орган городского управления. Регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих) граждан. «Регулярные», в свою очередь, делились на две гильдии.

2. В первую гильдию горожан входили: знатные купцы, промышленники, банкиры, врачи, аптекари, живописцы, а также часть ремесленников - иконники, золотых и серебряных дел мастера. Вторую гильдию составляли все другие ремесленники, средние и бедные торговцы. В особую гильдию входили купцы - владельцы мануфактур и купцы, торговавшие с зарубежными странами; их освобождали от службы, пошлин, военных постоев.

3. В городах росло число работных людей на мануфактурах. Их называли «подлые наемные люди», «нерегулярные граждане», они не имели права участвовать в городском самоуправлении.

4. В начале XVIII в. в России было 15 тысяч дворян и 3 тысячи боярских семей, их стали называть на польский манер - шляхтой. Они владели землей и имели 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство (князья, графы, бояре - 500 фамилий) имело по 100 дворов, средние дворяне - от 50 до 100, мелкие - от 10 до 40 дворов. При Петре меняется состав дворянства: царь давал дворянское звание за заслуги и крестьянам, и посадским людям, и другим простым людям («подлого сословия»). В указе 1714 г. о единонаследии вотчины бояр и поместья дворян были окончательно уравнены. Все землевладельцы России рассматривались как дворяне-помещики и имели право передавать свои поместья по наследству одному из членов рода (чтобы не дробить их). Часть дворян, лишенных земли, стала служить государству за жалованье и становилась чиновниками. В 1722 г. была введена «Табель о рангах», которая определяла порядок прохождения военной и гражданской службы по 14 классам-рангам. 1-й ранг был самым высоким, а 14-й - самым низким. Этот документ положил в основу государственной службы принцип личной выслуги и открывал путь наверх людям незнатным, но способным и предприимчивым. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства.

5. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались за счет многочисленных налогов: прямых (общественных и чрезвычайных) и косвенных - на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, бороды и т. д. Но денег не хватало. Тогда было решено изменить податную систему.

Начиная с 1678 г. единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родственников, соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать единицей обложения не двор, а мужскую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В 1718г. началась всеобщая перепись населения, которая продолжалась несколько лет, так как помещики не торопились подавать сведения и утаивали численность крестьян. Была проведена ревизия результатов первой переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили название ревизий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские сказки»), должны были платить подушную подать: помещичьи крестьяне - 74 копейки, а посадское население - 1 рубль 14 копеек в год.

6. Кроме податей, налогов, барщины и оброка, крестьяне, как и простой посадский люд, выполняли также и государственные повинности: перевозили фураж, продовольствие, оружие, лес, строили дороги, содержали на постое воинские части.

7. Податная реформа закрепостила категории населения, которые все еще считались свободными (гулящих людей) или имели возможность стать свободными после смерти господина (холопов). Теперь они были уравнены с крепостными крестьянами. Важным следствием реформы было образование разряда государственных крестьян, в который были объединены однодворцы южных уездов, черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, нерусские народности Поволжья (чуваши, мордва, черемисы и др.). Если раньше они платили только налог в пользу государства, то теперь сверх подушной подати обязаны были платить государству 40 копеек оброка, т. е. наравне с помещичьими и монастырскими крестьянами нести феодальную повинность.

8. Таким образом, при Петре I Россия достигла значительного экономического роста. Начинают развиваться крупные мануфактуры, заводы, выросла внешняя и внутренняя торговля. В результате за весьма короткий срок была создана промышленность, способная обеспечить все важнейшие военные и государственные нужды страны, ее независимость от иностранного экспорта.
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие факты говорят о необходимости

экономических реформ в России в начале XVIII в.?

2. Какие новые черты приобрела экономическая сфера в период правления Петра Великого?

3. Есть ли связь между экономическими и социальными изменениями в стране (на примере реформ Петра Великого)?

26. Государственные и административные реформы Петра I
ПЛАН:

А. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти.

Б. Создание коллегий. Местные органы власти.

В. Церковная реформа.

Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах.

Д. Военные реформы.
^ А. Обновление государственного устройства. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти

1. При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое-что из практики европейских государств, в частности Швеции.

2. Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: «Наш народ яко дети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят...» Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.

3. Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал «консилию министров» из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества и доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.
^ Б. Создание коллегий. Местные органы власти

1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

> коллегия Чужестранных (иностранных) дел;

> Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);

> Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);

> Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

> Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода - содержание армии и флота);

> Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);

> Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);

> Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);

> Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);

> Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).

Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые - Камер- и Юстиц-коллегия - располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

2. В 1707-1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции - на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан. Городское население делилось на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих).

3. Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия - Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.
^ В. Церковная реформа

1. Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха, так как от патриаршества, по их мнению, добра не будет. Долго убеждать царя не пришлось, ему хорошо была известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и об отрицательном отношении большинства духовенства к своим нововведениям. Местоблюстителем Патриаршего Престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.

2. В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода - Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в «мирские дела и обряды не входить ни для чего». Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить «измену или бунт». В том же 1722 г. была установлена должность обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишалась самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата.
^ Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах

1. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени - от низших до высших.

2. В 1722 г. была разработана «Табель о рангах», которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:

> военные;

> гражданские;

> придворные.

Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг - высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

3. Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались. Сам царь Петр получал очередные звания только за конкретные заслуги.
^ Д. Военные реформы

1. Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии. Ее сущность состояла в ликвидации дворянского ополчения и стрелецкого войска и формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружением, обмундированием, дисциплиной; уставами. Одновременно с этим как часть вооруженных сил сохранялись украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования (башкиры и калмыки). Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население (крестьяне, ремесленники, посадские люди и др.) обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Население всячески уклонялось от рекрутского набора. Однако беглецов подвергали жестоким наказаниям.

2. Офицерский состав формировался прежде всего из дворян. Недоросль из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках, которые были своеобразной офицерской школой. Проявивших интерес к военно-морской науке определяли в школы - артиллерийскую, навигационную, фортификационную, Морскую академию. Создание отечественных школ и обучение молодых людей за границей постепенно изменяли национальный состав военных и гражданских специалистов страны и позволили освободить от иностранцев-наемников прежде всего офицерский корпус. В 20-х годах XVIII в. он на девять десятых состоял из русских.

3. Создание регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением. Устаревшая разнокалиберная артиллерия стала заменяться орудиями новых образцов, возросло производство артиллерийских орудий, боеприпасов и ружей. К 1725 г. в пехотных, кавалерийских, артиллерийских полках вместе с казачьей конницей насчитывалось 300 тысяч человек.

4. Наряду с сухопутной армией невиданными темпами шло создание военно-морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.

Таким образом, в результате государственного, административного и военного реформирования Россия получила более четкую структуру государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Во главе стоял император, у которого сосредоточивались все нити правления; император, в свою очередь, опирался на чиновников. Все подлежало строгому регламенту - от выступлений в Сенате до порядка занятия должностей. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю.
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие факты говорят об утверждении абсолютной монархии при Петре Великом?

2. Правильно ли утверждение, что Петр Великий является «отцом русской бюрократии»?

3. С какой целью была создана «Табель о рангах»? Какую роль она сыграла в успехе петровских преобразований?

4. Какие из реформ Петра 1 Вы считаете наиболее успешными? Какие нет?

Новое на сайте

>

Самое популярное