Домой Сбербанк Гчп, концессии и инвестиции. Государственно-частное партнерство

Гчп, концессии и инвестиции. Государственно-частное партнерство

В рейтинге регионов ГЧП-2014, основанном на разработанной Центром развития ГЧП методике, Новосибирская область заняла третье место с показателем 65,5 баллов, уступив лишь Санкт-Петербургу и Татарстану. В прошлом году Новосибирская область занимала 10 строчку рейтинга.

При составлении рейтинга оценивались факторы, влияющие на развитие механизмов ГЧП при определении уровня потенциала региона. В частности, развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе. В настоящий момент государственно-частное партнерство в России находится в стадии становления, и развитость институциональной среды является наиболее важным компонентом для привлечения инвестиций в проекты ГЧП считают составители рейтинга. При этом под развитостью институциональной среды понимается комплекс условий, таких как: наличие нормативно-правовой базы в субъекте РФ, наличие ответственных органов власти или структурных подразделений по развитию ГЧП, планов развития ГЧП.

Учитывались также опыт региона по реализации ГЧП-проектов, поскольку каждый последующий ГЧП-проект повышает соответствующие управленческие компетенции и позитивно влияет на развитие механизмов государственно-частного партнерства в регионе, и инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов. Последний фактор оценивается на основе данных рейтинга инвестиционной привлекательности «Эксперта».

Детские сады, школы и котельные – успешные примеры ГЧП

К объектам соглашения о государственно-частном партнерстве закон относит имущество, входящее в состав дорожной и транспортной инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, объектов энергоснабжения, объектов связи и телекоммуникаций, жилищного строительства. Также речь идет о сотрудничестве в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания; туристских, рекреационных и спортивных объектов. В законе прописано и еще одно социальное направление – дошкольные образовательные и детские оздоровительные учреждения.

В рамках одной из форм ГЧП – концессионного соглашения – была проведена реконструкция здания детского сада по ул. Танковой. Ранее здание использовалось не по назначению, а затем несколько лет вообще пустовало. Объем инвестиций составил 60 млн руб., а концессионная плата – 8 тыс. руб. в квартал. По такому же соглашению реконструировано здание детского комбината по ул. Чехова. Здесь объем инвестиций составил 35 млн руб., а концессионная плата – 29 тыс. руб. в квартал. В результате здания детских садов буквально преображаются, для детей создаются условия, отвечающие всем современным требованиям и нормам.

Известный пример ГЧП – строительство новой школы в микрорайоне Родники в Новосибирске. В сентябре 2013 года школа приняла 1 225 учеников, среди них 150 первоклассников. Строительство школы обошлось в 950 млн руб., из них 47 млн ушло на покупку учебного оборудования. Школа состоит из четырех учебных корпусов, в ней есть концертный зал на 600 мест, 25-метровый бассейн, зимний сад, телескоп, спортивный, гимнастический и тренажерный залы, библиотека с читальным залом на 72 посадочных места. Застройщик – компания «Энергомонтаж».

Инвесторам предлагается на выбор несколько схем. Первый вариант – строительство вскладчину несколькими участниками. По такой схеме построен детсад на ул. Котовского в Ленинском районе. Инвесторы – три новосибирских предприятия и мэрия. Другая схема предполагает строительство коммерческого детского сада: инвестор строит объект самостоятельно, устанавливает там повышенный уровень оплаты, часть которой мэрия готова дотировать. На таких условиях построен объект на ул. Гоголя в Центральном районе. Третья схема уже реализована в Первомайском районе, она предусматривает строительство инвестором детсада за свой счет и передачу его на баланс муниципалитету, который в течение трех лет выкупает здание.

Еще один пример – реконструкция здания по ул. Коммунистической. Медицинский центр «Авиценна» получил по концессии здание бывшего роддома на улице Коммунистической и в счет концессионной платы проводит бесплатные процедуры ЭКО. Соглашение заключено на 20 лет, корпус остается в муниципальной собственности, объем инвестиций – 46 млн руб. Ранее в этом здании располагался роддом № 1. Здание также является памятником архитектуры, поэтому здесь проводились не только ремонт, но и реставрация.

Помимо концессионной платы, поступающей в бюджет города, соглашения предусматривают, что в течение срока их действия бюджет не несет расходов по содержанию зданий. Сроки действия соглашений определяются в зависимости от объема инвестиций, на практике сложилось, что они не превышают 40 лет.

В рамках другой формы ГЧП – инвестиционной деятельности – осуществлена реконструкция одноэтажного здания магазина по ул. Гоголя, реконструкция административных и производственных зданий, расположенных по ул. Кропоткина, строительство пока единственной в городе механизированной автостоянки здания Дома быта. В собственности муниципалитета находится доля во всех этих объектах.

Помимо образовательных учреждений механизм ГЧП активно используется в сфере ЖКХ. В 2013 году в Новосибирской области начаты пять пилотных проектов государственно-частного партнерства в Колыванском, Болотнинском, Чистоозерном и Краснозерском районах по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры.

В селе Преображенка Искитимского района введена в эксплуатацию новая котельная, построенная по блочно-модульной технологии взамен устаревшей. Котельная работает на каменном угле. Тепловая мощность составляет 1,26 МВт. Также проведена модернизация тепловой сети поселка, которая имела износ 80 % и находилась в аварийном состоянии. На работы по модернизации затрачено более 13,8 млн руб., в том числе 11 млрд из бюджетов, остальные – средства инвесторов.

Министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова рассказала об успешном строительстве котельных в Маслянинском районе.

Мосты и дороги

Президент России Владимир Путин призвал развивать конкуренцию среди компаний при реализации дорожных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Путин также призвал тиражировать опыт, примененный при заключении концессионного соглашения на строительство ЦКАД в Подмосковье. Об этом глава государства заявил на заседании президиума Госсовета в Новосибирске.

В регионе уже разрабатывается проект реконструкции автомобильной дороги К-17р «Новосибирск – Кочки – Павлодар» в форме концессионного соглашения. Контракт предполагает обслуживание автомобильной дороги одной компанией в течение 14 лет и будет первым примером контракта жизненного цикла за Уралом.

Как рассказал врио министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Титов, реконструкция участка трассы К-17р с 15 по 35 км является одним из приоритетных проектов дорожного строительства в Новосибирской области.

Реконструкция затронет часть трассы от Ордынского кольца до села Ярково. Участок трассы протяженностью 20 км с четырьмя полосами движения и разделением потоков будет отнесен к первой технической категории и, по словам Сергея Титова, будет похож на Северный обход между Новосибирском и Сокуром.

Власти планируют осуществить реконструкцию, используя механизм государственно-частного партнерства: начать в 2015–2017 годах и в течение 12 лет рассчитываться с инвестором. Объем инвестиций в проект оценивается в 24 млрд рублей.

В рамках ГЧП предполагается реализовать еще один крупный инфраструктурный проект – Центральный мост через Обь в Новосибирске. В октябре проект моста был представлен на заседании архитектурно-градостроительного Совета. Специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект» предложили шестиполосный мостовой переход протяженностью 5,1 км, длина самого моста через Обь – 1,6 км. Кроме того, в проект входит путепровод на пересечении с железной дорогой, а также система многоуровневых развязок на подъездах к мосту. На правом берегу будут увязаны Каменская магистраль, Красный проспект, ул. Большевистская, ул. Фабричная с выходом на мост. На левом берегу предложено транспортное пересечение в разных уровнях ул. Станционной, проезда Энергетиков, ул. Планировочной, ул. Ватутина, ул. Станиславского и ул. Широкой. Обе развязки относятся к первому классу и предполагают непрерывное движение транспорта без светофоров. Предложено два варианта конструкции моста: с ферменными и балочными пролетными строениями. Самый длинный пролет – 234 м – с вантовым пилоном. Пилон может быть монолитным железобетонным или металлическим решетчатой конструкции.

Проезд по мосту будет платным, поэтому на левом берегу проектировщики предложили разместить кассовый центр, где можно будет произвести плату за проезд по объекту. Стоимость проезда проектировщики обозначили в размере от 30 до 70 руб.

Предполагается, что в рамках механизма ГЧП будет строиться и еще один мощный инфраструктурный объект – Юго-западный транзит, частью которого является Бугринский мост. Стоимость всего обхода, включая мост, составит порядка 25 млрд руб.

Правительство Новосибирской области считает ГЧП основным резервом роста инвестиционной активности в Новосибирской области. Как сообщается на сайте регионального правительства, на данный момент в Новосибирской области реализуется 30 проектов в различных формах государственно-частного партнерства с общим объемом заявленных инвестиций более 26 млрд руб.

Несмотря на текущую экономическую ситуацию и увеличение бюджетного дефицита государство не может отказаться от одной из его главных функций, задекларированной в Конституции РФ, – социальное обеспечение населения. Однако в последние годы к оказанию услуг в сфере социального обслуживания, в особенности в сфере социального питания, постепенно привлекаются частные организации. Совокупное количество закупок у частных организаций за период с августа 2013 года по август 2016 года составляет более 15 тысяч.

С 2013 года объемы средств, выделяемых из бюджета на закупку у поставщиков услуг социального питания, значительно выросли. Так, если в 2013 году (июль–сентябрь) максимальная сумма закупок по поставке социального питания не доходила до 10 млн рублей, то в пиковый период 2015 года (октябрь–декабрь) максимальная сумма закупок составила почти 95 млн рублей. При этом начиная с 2014 года менее чем на 27 млн рублей закупки в сфере социального питания не осуществлялись.

Одновременно с тенденцией увеличения объемов "аутсорсинга" частным организациям задач по обслуживанию населения наметилась тенденция перехода государства от осуществления закупок по организации питания к заключению концессионных и ГЧП-соглашений. Минфин России выступил с инициативой принятия специального закона, регулирующего оказание от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в том числе на основе ГЧП-соглашений и концессионных соглашений. После принятия законопроекта заключить государственный контракт на оказание услуг в социальной сфере и договор на компенсацию затрат, связанных с оказанием таких услуг, можно будет, только если принято решение о невозможности или неэффективности заключения ГЧП-соглашения или концессионного соглашения. 4 августа 2016 года законопроект был опубликован для общественного обсуждения. Предполагаемая дата вступления закона в силу – 1 января 2018 года.

С 1 января 2017 года вступают в силу поправки в Закон о концессионных соглашениях , выделяющие объекты социального обслуживания населения в отдельную категорию объектов концессионного соглашения. Таким образом, снимается ранее существовавшая дискуссия в отношении объектов социального обслуживания и объектов социально-культурного назначения. Закон о государственно-частном партнерстве , вступивший в силу 1 января 2016 года, уже позволяет реализовывать проекты социального обслуживания по модели ГЧП-соглашения.

Бюджет на реализацию инвестиционных проектов ежегодно сокращается, что особенно сказывается на сферах, где частные инвестиции отсутствуют или их доля незначительна, например, это сфера социального обслуживания населения. И если для здравоохранения "запасным" и востребованным у частных инвесторов вариантом является платная медицина, то в сфере социального обслуживания, в частности социального питания, рынок для частных инвесторов еще только формируется.

Так как задача развивать инфраструктуру не снимается, федеральные и региональные власти (вместе с муниципалами) все больше видят пользу в применении модели государственно-частного партнерства для решения своих задач. И если раньше доступ к использованию государственной инфраструктуры частными инвесторами сопровождался сложностями в оформлении взаимоотношений с государством, отказом государства от исполнения своих обязательств или сложностями в "продвижении" проекта, то сейчас в условиях бюджетного дефицита и наличия эффективного механизма – ГЧП – такая задача для частного инвестора значительно упрощается.

Заключение и исполнение концессионного или ГЧП-соглашения на организацию социального обслуживания населения позволит:

  • инвестору – с минимальной степенью риска получить инвестиционный доход от строительства и эксплуатации государственного имущества, предоставления социальных услуг, в том числе по согласованию с государством использовать такое имущество для коммерческих целей (без ущерба для социальной части), установить долгосрочный индивидуальный тариф.
  • государству – получить с минимальной долей бюджетных затрат функционирующий объект для выполнения государственной функции по социальному обслуживанию населения, привлечение частных инвестиций, прямые и косвенные налоговые эффекты.

Описание структурирования ГЧП-проекта для участников рынка, которые уже рассматривают реализацию проектов по социальному обслуживанию населения на основе ГЧП, приведено в разделе III настоящего обзора.

Для участников рынка, еще не определившихся с моделью реализации проекта, рекомендуется предварительно ознакомиться с разделом II настоящего обзора.

Основные разделы аналитического обзора:
  1. Актуальность и тенденции
    • Последние тенденции в сфере социального обслуживания
    • Развитие регулирования в регионах
    • Основные проблемы регионов
    • О каких объемах идет речь
    • Текущий рынок поставщиков
2. Социальная сфера и ГЧП
    • ГЧП – будущее для проектов социального обслуживания в России
    • Почему государство переходит на ГЧП?
    • Почему инвестору выгодно перейти на ГЧП?
    • Итого: образ целевого результата
3. Структурирование ГЧП-проекта на примере комбината социального питания
    • Существо проекта
    • Детали проекта по организации социального питания
    • Какое соглашение выбрать: концессия или ГЧП?
    • Ключевые стадии подготовки концессионного проекта
    • Ключевые стадии подготовки проекта ГЧП (Закон № 224-ФЗ)

Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Комитета по ГЧП ТПП РФ, член Экспертно-методического совета НАКДИ, член Экспертного совета Национального центра ГЧП Дарья Годунова считает законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации», подготовленный Минфином России, итогом непростой борьбы. Законопроект представляет собой симбиоз с другим ранее представленным проектом Минэкономразвития «Об инвестиционных режимах и мерах стимулирования привлечения инвестиций в экономику РФ», который по мнению Дарьи Годуновой, не совсем...

Директор регионального оператора по обращению с ТКО Саратовской области филиала АО «Управление отходами» в г. Саратове Михаил Андреев считает, что вопросы ответственности региональных операторов за каждый этап деятельности отрасли обращения с отходами должны четко разграничиваться в рамках правоприменительной практики. Практика применения существующих регулятивных документов показывает, что дальнейшее развитие нормотворчества необходимо в целях приведения в единообразие принимаемых регулирующими и надзорными органами решений. Это особенно актуально для регионов, где реализуются концессионные проекты...

Партнер компании You & Partners Евгения Зусман рассказала о пяти системных проблемах, с которыми сталкивались игроки, реализующие ГЧП-проекты. Среди них - плата концедента в концессионном соглашении, инициируемом с применением механизма частной инициативы, вопрос подтверждения 5% от объема заявленных инвестиций при частной концессионной инициативе, согласование заявки на частную инициативу между уполномоченным органом и органом, который будет принимать впоследствии решение о заключении концессионного соглашения, отказ потенциального концессионера от заключения соглашения, невозможность закупки...

С конца 1980-х годов на мировой политической и экономической арене стали активно поднимется вопросы устойчивого развития. Сама концепция «устойчивого развития» была официально сформулирована в докладе «Наше общее будущее» (Our Common Future), подготовленном Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию в 1987 году. В документе отмечается, что устойчивое развитие является таким гармоничным социально-экономическим развитием, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные...

В настоящее время 132 страны, на долю которых приходится 82% всех вредных выбросов, на государственном уровне в 2016-2017 годах приняли целый ряд национальных инициатив в области развития зеленого финансирования. Страны, которые не участвуют в выработке правил и стандартов на этом пока еще не зарегулированном рынке, в итоге будут вынуждены принимать условия игры, разработанные более активными игроками. НАКДИ играет важную роль в продвижении принципов ответственного инвестирования в России, являясь одним из...

Советник юридической фирмы LECAP Светлана Дубинчина констатирует, что инвесторы, оценивая инвестиционную привлекательность той или иной отрасли, руководствуются множеством факторов, таких как понятность, полнота и актуальность законодательства, наличие компетентных игроков и зрелость правоприменительной практики. Юридическая фирма LECAP, оказывая услуги по сопровождению инвестиционных сделок в отрасли обращения с ТКО, начиная с 2013 года, то есть, в действительности, с самого начала зарождения современного взгляда на развитие отрасли по обращению с ТКО, в своей...

С 1 января 2019 года регионы России перейдут на новую схему обращения с отходами, но эффективная реализация ее потребует строительства десятков мусороперерабатывающих заводов и внедрения современных разработок. Генеральный директор группы компаний «Времена года» Станислав Маслеников рассказал об уникальной технологии, способной превратить мусор в полезную энергию. Результаты испытаний уже подтвердили работоспособность нововведения. Станислав Маслеников отмечает, что общемировая практика заключается в сжигании отходов. В Японии, Швейцарии, Австрии, США и т.д. это делают...

Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России подписал в начале мая 2018 года. На реализацию всех задач, поставленных в документе, необходимо около 25 трлн рублей. Одним из источников средств, которые выделили в кабинете министров, - это частные инвестиции. Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Комитета по ГЧП ТПП РФ, член Экспертно-методического совета НАКДИ, член Экспертного совета Национального Центра ГЧП Дарья Годунова...

1. Привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства

Дефициты региональных бюджетов, сокращение трансфертов из федерального бюджета, направляемых на реализацию инвестиционных проектов в субъектах РФ, необходимость модернизации устаревших и созданию новых объектов приводят к активизации использования механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в привлечении внебюджетного финансирования. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительные финансовые средства, ослабить остроту бюджетных проблем, объединить потенциал хозяйствующих субъектов - государственную собственность и частнопредпринимательские принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент, инновации.

В настоящее время в регионах рассматривают ГЧП очень широко - «как взаимодействие бизнеса и власти по реализации проектов в тех сферах, ответственность за развитие которых относится к государственным (муниципальным) функциям. В текущей ситуации декларируется, что сферой применения механизмов ГЧП должны быть инфраструктурные проекты, но фактически регионы относят к проектам ГЧП-проекты любой отрасли, реализация которых способна создать дополнительные рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет, обеспечить положительный эффект для экономики региона.

Отсутствие единого понимания приводит к тому, что каждый регион трактует по-своему механизм ГЧП, а, значит, и развивает данное направление в соответствии со своими представлениями и возможностями. Такая ситуация не способствует выработки единого подхода к реализации механизмов ГЧП в регионах, повышению их инвестиционной привлекательности.

В регионах ЦФО к инструментам ГЧП относят широкий перечень различных финансовых и государственных институтов, правовых форм и источников финансирования, но больше всего по информации из регионов, используется Инвестиционный фонд РФ. (Рис.1.)

Рисунок 1. Инструменты ГЧП, фактически используемые в регионах (На основании существующей практики и мнений региональных представителей)

В отечественной экономической литературе среди исследователей также нет единого понимания ГЧП и данный факт является следствием различного понимания целей использования данного партнерства.

Определенные основы концепции ГЧП были заложены «общей теорией занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса , где в центр внимания поставлены проблемы экономической политики государства, которая посредством кредитно-денежной и бюджетной политики, поощрения частных инвестиций и роста потребительских расходов должна способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Затем появились программы смешанной экономики и теория «государства всеобщего благоденствия», одним из разработчиков которой был Дж.К. Гэлбрейт. Именно с этого времени объединение усилий государства и крупного бизнеса рассматривается как необходимое условие финансирования в технологических знаниях, гарантии определенного уровня цены и обязательств реализации продукции.

Методологическая неопределенность проявляется и в смешивании, взаимозаменяемости или рассмотрении в качестве идентичных понятий «государственно-частное партнерство» и «частно-государственное партнерство». Это касается в одинаковой степени и научной литературы, и государственной экономической практики.

На наш взгляд, ставить знак равенства между понятиями «государственно-частное партнерство» и «частно-государственное партнерство» неправомерно с методологической точки зрения.

В понятии «государственно-частное партнерство» первичным является государственное. Данное понятие предполагает инициирование проекта государством, привлечение государством бизнеса для решения общественно значимых задач (развитие социальной и инженерной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.), наличие существенной социальной значимости проектов и - главное - сохранение государственной собственности на хозяйственный объект.

Разночтение понимания ГЧП усиливается слабостью нормативно-правовой базы применения данного механизма. Отсутствие федерального закона о ГЧП и понимания необходимости его принятия приводит на практике к правовой неопределенности принимаемых в регионах решений. Это проявляется в том, что регионы реализуют разные подходы к формированию специализированных структур по развитию ГЧП и отсюда эффективность деятельности их невысока.

Ограничительным фактором выступает и существующая система бюджетного инвестирования, которая не позволяет обеспечить гибкий график использования средств в течение года, накапливать не использованные в течение этого срока ресурсы, не создает перспектив стабильного многолетнего финансирования проектов и использования сразу нескольких инструментов государственной поддержки. В связи с чем, необходим поиск более эффективных механизмов государственной инвестиционной политики.

Обращает на себя внимание и различие уровня ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя при реализации различных форм ГЧП. Основными формами ГЧП, как правило, могут выступать: контракты на обслуживание; контракты на управление; договоры об аренде; контракты на строительство, эксплуатацию, особые экономические зоны; венчурные фонды; технопарки; фирмы-инкубаторы и т.д.

Говоря об участниках ГЧП, то ими могут быть: местные и государственные органы власти, коммерческие и некоммерческие организации и др.

Рассмотренные проблемы и разная результативность использования механизма ГЧП сформировали разное отношение регионов к этой форме привлечения инвестиций. Однако мировая практика свидетельствует об эффективности применения механизмов ГЧП в финансировании инвестиций и имеющийся опыт г. Москвы, Калужской, Липецкой и Тверской областей подтверждает это.

Учитывая положительный опыт, представляется необходимым и в других регионах расширять положительную практику использования ГЧП в привлечении инвестиций. В этой связи, для усиления заинтересованности регионов важно не только создать базовые условия использования ГЧП, но и реализовать преимущества, представляемые данным механизмом, как для государственных органов, так и для бизнеса. Для участников ГЧП важно иметь заинтересованность в такой форме сотрудничества. Для государственных и муниципальных органов интерес может состоять в наращивании налоговой базы, создании новых рабочих мест и др. Частный бизнес может быть заинтересован в услугах, от реализации которых можно будет получать доходы с учетом минимальных или допустимых рисков. С учетом этих интересов органы власти должны определяться с перечнем услуг, реализуемых через ГЧП, основываясь при этом на имеющиеся ресурсы и общественные запросы.

Распределяя ответственность среди участников ГЧП органы власти должны моделировать партнерство таким образом, чтобы сохранять контроль на основе тщательно составленного правоустанавливающего документа за целевым и нормативным режимом предоставления планируемых услуг.

Наряду с этим, представляется важным отметить, что достижение желаемых результатов ГЧП будет гарантированно больше, если работа по использованию данного механизма будет носить систематизированный характер.

Рисунок 2. Основные направления развития ГЧП в регионе.

Масштабность и качество ГЧП будет усиливаться также, если оно получит развитие как на уровне региона, муниципалитета и конкретных проектов, так и в различных сферах, отраслях региональной экономики. В этой связи, важно наличие четкой отраслевой политики по развитию практики ГЧП в отдельных сферах экономики региона, опыта реализации проектов и квалифицированных кадров.

В целях аккумулирования идей и проработки экономических, правовых и организационных аспектов их реализации в форме ГЧП-проектов целесообразно создание специализированных региональных ГЧП-Центров. Данные структуры должны выступать координационным центром для представителей органов власти и бизнес сообщества с целью построения их взаимодействия и мобилизации ресурсов для реализации ГЧП-проектов. Именно, для решения таких задач подобная структура создана в Калужской области. Так в структуре ГАУ «Агентство регионального развития Калужской области» создано подразделение - отдел (Центр) по развитию государственно-частного партнерства.

Целью деятельности Центра являются создание устойчиво работающей системы государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства на территории Калужской области, организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Калужской области с инвесторами и другими участниками отношений ГЧП.

Наряду, с перечисленными выше направлениями, важно развивать организационные формы осуществления ГЧП-проектов: контрактные модели ГЧП на региональном уровне, обеспечивающих приемлемые риски частных инвестиций; расширять формы и инструменты ГЧП в отношении среднего и малого бизнеса, предоставление ему льгот, гарантий и страхования.

Росту эффективности ГЧП в привлечении инвестиций будет способствовать постоянное повышение квалификации госслужащих, эффективное использование частного профессионального капитала.

Таким образом, можно заключить, что эффективность ГЧП в привлечении инвестиций, помимо реализации выше названных направлений, возможно достичь, если органы власти региона будут выстраивать отношения на принципах обязательности, ответственности и заинтересованности партнеров в достижении конечных результатов сотрудничества.

Задача №1

Определить простую норму прибыли ROI и срок окупаемости PP капитальных вложений на основе следующих данных:

Таблица 1

Норма амортизации - 12% в год.

А2 = Ввод ОС Ч норма Амортиз. = 1600 Ч 0,12 = 192 руб.

А3 = 2400 Ч 0,12 + 192 = 288 + 192 = 480 руб.

А4 = 1300 Ч 0,12 + 480 = 636 руб.

ROI = Чистая прибыль / Инвестиции * 100%

РР = Инвестиции / Денежный поток

Чистая прибыль: ЧП = Выручка - Амортизация - Операционные расходы

ЧП1 = 6000 - 0 - 2700 = 3300 тыс. руб.

ЧП2 = 7000 - 192 - 2900 = 3908 тыс. руб.

ЧП3 = 8000 - 480 - 3300 = 4220 тыс. руб.

ЧП4 = 9000 - 636 - 4000 = 4364 тыс. руб.

ЧП среднее = 3300 + 3908 + 4220 + 4364 / 4 = 3948 тыс. руб.

ROI = 3948 / 7000 * 100% = 56,26 %

ДП1 = ЧП1 + А1 = 3300 + 0 = 3300 тыс. руб.

ДП2 = ЧП2 + А2 = 3908 + 192 = 4100 тыс. руб.

ДП3 = ЧП3 + А3 = 4220 + 480 = 4700 тыс. руб.

ДП4 = ЧП4 + А4 = 4364 + 636 = 5000 тыс. руб.

ДП среднее = 3300 + 4100 + 4700 + 5000 / 4 = 17100 / 4 = 4275 тыс. руб.

РР = 7000 / 4275 = 1, 637 (года)

РР2 = Последнее отрицательное КДП / Денежный поток следующего года

КДП1 = -7000 + 3300 = - 3700 тыс. руб.

КДП2 = -7000 + 4100 + 3300 = 0.4 тыс. руб.

КДП3 = -7000 + 4100 + 3300 + 4100 = 5100 тыс. руб.

КДП4 = -7000 +5000 + 4700 + 4100 + 3300 = 10100 тыс. руб.

РР2 = 3700 / 4100 + 1 = 1.9 года

Простая норма прибыли составляет 56,4%. Срок окупаемости капитальных вложений - полтора года (1,64).

Задача №2

Инвестиционный проект характеризуется следующими данными:

Инвестиционные затраты по проекту составляют 1000 тыс. рублей, доходы последовательно по годам (начиная с года, следующего за годом осуществления инвестиций) составляют 190, 290, 390, 520 тыс. рублей. Ставка дисконтирования - 12%.

Оценить инвестиционный проект с помощью показателей NPV, PI и IRR.

Показатель NPV - чистая текущая стоимость проекта, найдем по формуле:

NPV = У CF / (1 + r) n - I,

где CF - свободные денежные потоки от операций проекта;

r - ставка дисконтирования;

n - число периодов реализации проекта.

I - инвестиционные затраты;

NPV = 190 / (1 + 0,12) + 290 / (1 + 0,12) 2 + 390 / (1 + 0,12) 3 + 520 / (1 + 0,12) 4 - 1000 = 169,642 + 231,187 + 277,599 + 330,473 - 1000 = 8,9 руб.

Подберем ставку дисконтирования, при которой NPV будет отрицательным. Посчитаем NPV2 при ставке 13%.

NPV2 = 190 / (1 + 0,13) + 290 / (1 + 0,13) 2 + 390 / (1 + 0,13) 3 + 520 / (1 + 0,13) 4 - 1000 =168,141 + 227,112 + 270,289 + 318,925 - 1000 = - 15, 478

При ставке дисконтирования 13% чистая текущая стоимость проекта будет отрицательна, соответственно ставка дисконтирования должна быть не больше 12%.

Показатель IRR - внутренняя норма доходности, найдем по формуле:

IRR = d1 + NPV1 / (NPV1 - NPV2) Ч (d2 - d1)

IRR = 0,12 + 8,9 / 8,9 -(-15,478) Ч (0,13 - 0,12) = 12,365%

При ставке 12,365 % реализовать проект выгодно, но это предельно допустимая ставка.

Задача №3

Имеет ли смысл покупать облигацию номиналом 1100 руб. по цене 950 руб. с выплатой ежегодного купонного дохода на уровне 7% годовых и сроком погашения через 3 года, если ставка процента депозитного вклада в банке сроком на 3 года составляет 11% годовых.

РV= У CF / (1 +r) + Ft / (1 + i)

Где Ft - номинальная стоимость облигации;

R - требуемая ставка

PV = 1100 Ч 0,07 / (1 + 0,11) + 1100 Ч 0,07 / (1 + 0,11) 2 + 100 Ч 0,07 / (1 + 0,11) 3 + 1100 / (1 + 0,11) 3 = 77 / 1,11 + 77 / 1,23 + 77 / 1,37 + 77 / 1,37 = 69,37 + 62,6 + 56,2 + 802,92 + 991,09 руб.

Ответ: Имеет смысл, так как 991,09 руб. больше цены покупки 950 рублей.

Задача №4

партнерство финансирование инвестиционный акция

Инвестор предполагает купить акцию по цене 800 руб. В первый год дивиденд составит 110 руб., в следующие годы ожидается прирост дивиденда на 5% в год. Норма текущей доходности для данных акций составляет 13% в год. Определить текущую стоимость акции и оценить целесообразность осуществления сделки.

Р0 = D / i - q = 110 / 0,13 - 0,05 = 1375 руб.

Где D- дивиденд;

i - доходность, которую хочет получить инвестор;

q - изменение дивиденда

Ответ: Сделка целесообразна так как Р0 больше 800 рублей, а ее рыночная стоимость 1375 руб.

Список использованной литературы

1. Гэйбрейт Дж.К. Новое промышленное государство. Эссе об американской экономической системе 25 ключевых книг по экономике. - Челябинск: Урал, 2009. - С412-414.

2. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Т.2. Пер. англ. - М.: Экономика, 2002.

3. Подшиваленко Г.П. Инвестиции 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009.

Экономическая инициатива Правительства РФ о создании новой формы\r\nхозяйствования - государственно-частного партнерства (ГЧП) была озвучена\r\nв 2004 году и касалась, в первую очередь, транспортной отрасли. В\r\nнастоящее время идея ГЧП наиболее активно рассматривается и в ряде\r\nслучаев находит свое практическое воплощение в следующих отраслях\r\nроссийской экономики: транспорт и дорожное строительство,\r\nтелекоммуникации, машиностроение, авиакосмическая промышленность,\r\nнефтегазовая промышленность, энергетика и некоторых других отраслях,\r\nпредоставляющих общественные услуги и определяющих экономическую\r\nбезопасность страны. К примеру, в сфере строительства и ремонта дорог в\r\nУрало-Западносибирском регионе ГЧП будет развиваться по такой схеме:\r\nгосударственное финансирование (из федерального и региональных\r\nбюджетов) - частные подрядные дорожно-строительные организации -\r\nкомпании-производители дорожных материалов и техники всех форм\r\nсобственности - отраслевые научно-исследовательские институты .
В России на федеральном уровне необходимую законодательную основу\r\nдля реализации идеи ГЧП создают федеральные законы от 22.07.2005 г. №
116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», от\r\n21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также\r\nПостановление Правительства РФ № 694 от 23.11.2005 «Об Инвестиционном\r\nфонде Российской Федерации».
ГЧП представляет собой форму взаимодействия между\r\nгосударственными властями и частным сектором на паритетных началах,\r\nкоторая является альтернативой приватизации. В развитых странах, как\r\nправило, функции государства и частного капитала в ГЧП принципиально\r\nразличаются и дополняют друг друга. В большинстве случаев государство\r\nвыполняет свои основополагающие институциональные функции:\r\nзаконодательное обеспечение, контроль и регулирование деятельности ГЧП с\r\nцелью соблюдения общественных интересов. Задача частного капитала\r\nсостоит в предоставлении услуг высокого качества за счет внедрения\r\nэффективных методов производства и управления, оперативного\r\nреагирования на изменения во внешней среде, налаживания кооперационных\r\nсвязей с поставщиками и подрядчиками. В российских условиях сложились\r\nпредпосылки для распространения такой формы ГЧП, при которой\r\nгосударство и бизнес выступают соинвесторами в финансировании\r\nкрупномасштабных инфраструктурных проектов. Наиболее общей для\r\nразных стран причиной образования ГЧП в той или иной форме является\r\nвозрастание общественной потребности в услугах при одновременной задаче\r\nснижения государственных расходов.
Опыт развитых стран показал, что ГЧП обеспечивает эффективное\r\nфункционирование тех отраслей, в которых невозможна полная\r\nприватизация. Это, в первую очередь относится к отраслям\r\nпроизводственной и общественной инфраструктуры, устойчивость и\r\nпрогнозируемость развития которых составляет основу экономической\r\nбезопасности страны, а также к социальной сфере. Например, в структуре\r\nгосударственного имущества высока доля объектов культурного наследия, в\r\nотношении которых в настоящее время действует мораторий на
приватизацию. Поэтому все контракты между государством и частным\r\nкапиталом в этих отраслях должны заключаться на длительный срок и не\r\nпредполагать перехода прав собственности.
Представляется справедливым высказывание В. Ивантсра, согласно\r\nкоторому коммерциализация и приватизация являются производными\r\nмоментами при решении более общей задачи - установления системной\r\nграницы между сферами социальной ответственности и экономической\r\nсвободы. Эта граница очерчивается законодательными утвержденными\r\nсоциальными нормами. Поэтому приватизация и коммерциализация\r\nинфраструктуры нужны и полезны только для той ее части, которая\r\nоказывает услуги населению сверх социальной нормы. . Таким\r\nобразом, в социальной сфере полная приватизация невозможна в силу того,\r\nчто значительное число организаций заняты предоставлением населению\r\nконституционно гарантированных бесплатных или льготных благ и услуг, по\r\nэтой причине не являются коммерческими организациями и не обладают\r\nинвестиционной привлекательностью для частных инвесторов. Это\r\nобстоятельство невыгодно отличает социальную сферу от других отраслей, в\r\nкоторых целесообразно развитие ГЧП, и создаст необходимость активизации\r\nинвесторов с использованием иных стимулов, нежели чем доходы от участия\r\nв коммерческих проектах.
В социальной сфере, с нашей точки зрения, потенциал ГЧП пока в\r\nполной мерс не реализуется, хотя развитие ГЧП в данной области\r\nодновременно позволяет решить две задачи: во-первых, сократить дефицит\r\nисточников финансирования инвестиций в социальную сферу, во-вторых,\r\nповысить качество социальных услуг и эффективность управления\r\nорганизациями социальной сферы. Де-факто существуют примеры\r\nиспользования механизмов ГЧП, но не на основе соответствующего\r\nзаконодательства (в котором еще существуют значительные пробелы) и не в\r\nрезультате целенаправленного стимулирования развития этих механизмов со\r\nстороны органов власти, курирующих развитие отрасли. Не осуществляется
работа по сбору и систематизации информации о реализуемых проектах,\r\nоценке потенциала рынка и т.п. Практически единственным источником\r\nинформации являются разрозненные публикации в периодической печати.\r\nИспользование этого источника позволяет сделать вывод, что\r\nраспространенными схемами привлечения частного капитала для\r\nфинансирования инвестиций в социальной сфере являются:
а) аренда памятников архитектуры. Арендованные объекты\r\nреставрируются и ремонтируются за счет частных компаний, которые затем\r\nиспользуют их в качестве офисов. Гражданам в очень редких случаях\r\nпредоставляется возможность посещения части отреставрированных\r\nпомещений;
б) ремонт помещений и/или оснащение организаций социальной сферы\r\nоборудованием в обмен на право предоставления дополнительных\r\nкоммерческих услуг (например, компьютерные классы в библиотеках, в том\r\nчисле используемые для предоставления платных услуг);
в) предоставление части недвижимости и земельных участков\r\nучреждений социальной сферы в аренду частным компаниям с их\r\nобязательствами по ремонту, реконструкции и поддержанию состояния всего\r\nобъекта социальной сферы.
Таким образом, взаимоотношения государства и частного сектора в\r\nсоциальной сфере развиваются стихийно, а примеры партнерства носят\r\nлокальный характер. Из всех государств, использующих механизмы ППТ,\r\nпартнерства в социальной сфере в наибольшей мере развиты в\r\nВеликобритании. В 1993 год}\" был принят закон о так называемой «частной\r\nфинансовой инициативе» (Private Finance Initiative - PFI), которая\r\nпредставляла собой модернизированную концепцию управления\r\nгоссобственностью. Суть PFI состояла в том, чтобы в рамках договоров и\r\nсоглашений о государственно-частном партнерстве передать частному\r\nсектору функции финансирования (строительства, реконструкции,\r\nэксплуатации, управления и т. п.) объектов социально-культурной и
производственной инфраструктуры, находящихся в государственной\r\nсобственности. Были четко определены принципы сотрудничества и\r\nрамочные условия контрактов. Данное кардинальное изменение системы\r\nгосударственного управления в Великобритании повлекло за собой\r\nсущественную трансформацию в институциональной среде, а также во\r\nвзаимоотношениях госаппарата и частного бизнеса. В результате в\r\nразличных сферах деятельности, включая отрасли социальной сферы, к\r\nнастоящему времени реализовано более 450 проектов на обитую сумму 24\r\nмлрд. ф.ст. СТОИМОСТЬ большинства проектов относительно невелика и\r\nколеблется в пределах 1,1-15 млн. ф.ст. Ежегодно заключается до 80 новых\r\nсоглашений. В течение следующих трех лет планируется реализовать\r\nпроекты на общую сумму 12 млрд. ф. ст. По данным британского\r\nправительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета\r\nстраны. }

Новое на сайте

>

Самое популярное