Домой Сбербанк Основные средства: налог на имущество и НДС. Недвижимость организаций – «спецрежимников»

Основные средства: налог на имущество и НДС. Недвижимость организаций – «спецрежимников»

C 1 января 2015 года меняется порядок налогообложения имущественным налогом движимого имущества. О том, как нововведения отразятся на налоговой нагрузке организаций, проанализируем на конкретных примерах.

В одной из статей мы комментировали изменения, внесенные так называемым законом о «налоговом маневре» Федеральным законом от 24.11.2014 г. №366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Отдельного внимания заслуживает вопрос, касающийся нововведений в части исчисления налога на имущество по движимым основным средствам.

Вкратце напомним о правилах расчета налога на имущество в 2014 году в отношении движимых объектов. Движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 г. в состав основных средств, не является объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). При этом происхождение такого движимого имущества не имело значения (получено в процессе реорганизации, выявлено при инвентаризации в виде излишков и пр.).

Начиная с 1 января 2015 г., указанная норма изложена в новой редакции. Согласно обновленной редакции пп.8 п.4 ст.374 НК РФ объекты основных средств, включенные в I - II амортизационную группу (в соответствии с Классификацией основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 не являются объектом налогообложения имущественным налогом.

Напомним, что к первой амортизационной группе относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно (например, инструмент для металлообрабатывющих и деревоообрабатывющих станков, молотки отбойные, инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный, средства кабельной связи).

Ко второй амортизационной группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно (например, технологическая оснаска для машиностроения, электронно-вычислительная техника, включая персональные компьютеры и печатающие устройства, серверы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей).

То есть такое имущество не является объектом налогообложения с 1 января 2015 г. При этом имущество может быть принято к учету до 01.01.2013 г. Следует отметить, что принятое на учет до 01.01.2013 г. имущество I амортизационной группы по состоянию на 01.01.2015 г. имеет нулевую остаточную стоимость.

Означает ли это, что по остальному имуществу необходимо начислять имущественный налог?

Внесенную поправку в пп.8 п.4 ст.374 НК РФ нельзя рассматривать в отрыве от новых пунктов 25 и 26 ст.381 НК РФ, предусматривающих .

Так, с 1 января 2015 г. от имущественного налога освобождается движимое имущество организации, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, за исключением получения таких объектов при реорганизации, ликвидации организации, а также от взаимозависимых лиц (п. 25 ст.381 НК РФ).

Таким образом, движимое имущество, относящееся к III-Х амортизационной группе, принятое к учету в вышеобозначенных ситуациях в 2013 – 2014 гг., подпадает под .

Кроме того, с 1 января 2015 г.от имущественного налога освобождается имущество организации, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (п. 26 ст.381 НК РФ).

Нововведения касаются имущества, учитываемого на территории Крымского федерального округа, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Порядок исчисления налога на движимое имущество (для имущества, полученного при реорганизации, ликвидации организаций, а также от взаимозависимых лиц)

Напомним, что нормами гражданского законодательства (ст. 57 и 58 ГК РФ) определены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В том случае, если организация, получила движимое имущество от реорганизованной либо ликвидированной организации, то оно не облагалось налогом на имущество в 2013–2014 гг. в силу действия пп.8 п.4 ст.374 НК РФ. Многочисленные разъяснения финансового ведомства подтверждали данный подход (Письма Минфина РФ от 13.11.2013 г. №03-05-05-01/48376, от 25.09.2013 г. №03-05-05-01/39723, от 12.08.2013 г. №03-05-05-01/32638, от 05.08.2013 г. №03-05-05-01/31412, от 03.07.2013 г. №03-05-05-01/25477).

На практике реорганизация организаций зачастую проводилась с целью экономии на налоге на имущество.

Никаких ограничений в части возможности выведения из-под объекта налогообложения при получении движимого имущества от взаимозависимых лиц (физических либо юридических) «старой» редакцией гл.30 НК РФ также не было предусмотрено.

То есть правопреемник (либо взаимозависимое лицо) движимого имущества с 01.01.2015 г. обязан уплачивать как по ранее полученному (в 2013-2014 гг.) движимому имуществу в результате реорганизации, ликвидации организации, от взаимозависимых лиц (которое не облагалось налогом на имущество), так и по приобретенному имуществу в этих случаях в 2015 г., за исключением имущества I-II амортизационных групп.

Порядок исчисления налога, действующий с 1 января 2015 г. для таких категорий налогоплательщиков систематизируем в таблице:

I-II амортизационной группе

III-Х амортизационной группе

Облагаются налогом на имущество на общем основании (п.1 ст.374 НК РФ), т.е. льгота на такое имущество не распространяется (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Пример №1.

Организация ООО «Лютик» создана путем выделения из ООО «Цветочек». На балансе реорганизуемого ООО «Цветочек» числится транспортное средство - автомобиль, отнесенный к третьей амортизационной группе в соответствии с Классификацией основных средств.

Автомобиль передается выделяемой организации по разделительному балансу. Выделенная организация ООО «Лютик» зарегистрирована 30.03.2013 г.

ООО «Лютик» в 2013-2014 гг. не включало в объект обложения налогом на имущество остаточную стоимость принятого на основании разделительного баланса автомобиля. Однако, начиная с 1 января 2015 г. организация обязана начислять налог на имущество (и, соответственно, авансовые платежи по налогу) с недоамортизированной части автомобиля.

При этом у организации не возникает обязанность представлять уточненные декларации по налогу на имущество за 2013-2014 гг., поскольку принятая норма, ухудшающая положение налогоплательщика, обратной силы не имеет (п.2 ст.5 НК РФ).

Нововведения также распространяются на осуществляемые взаимозависимыми лицами операции, связанные с передачей, включая приобретение, движимого имущества. Взаимозависимость между организациями определяется по правилам ст.105.1 НК РФ, которой установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми. Так, к взаимозависимым лицам, в частности, относятся (п. 2 ст. 105.1 НК РФ) организации в случае, если доля участия одной организации в другой организации составляет более 25 % (при этом учитывается доля не только непосредственного участия, но и участия через взаимозависимых лиц).

Применительно к конструкции «работодатель - работник» взаимозависимость имеет место, в случае если:

  • работник прямо или косвенно участвует в организации с долей участия более 25 %;
  • работник имеет полномочия по назначению единоличного исполнительного органа организации или по назначению не менее 50% коллегиального органа или совета директоров;
  • работник осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Пример №2.

Организацией ООО «Цветочек» в 2013 г. безвозмездно передан автомобиль дочерней организации ООО «Лютик». Доля прямого участия ООО «Цветочек» в уставном капитале ООО «Лютик» составляет более 25%.

ООО «Лютик» в 2013-2014 гг. не включало в объект обложения налогом на имущество остаточную стоимость принятого на баланса автомобиля.

Однако, начиная с 1 января 2015 г. организация обязана начислять налог на имущество (и, соответственно, авансовые платежи по налогу) с недоамортизированной части автомобиля, поскольку движимое имущество относится к третьей амортизационной группе.

Обязанность представлять уточненные декларации за прошлые налоговые периоды у организации отсутствует.

В отношении переданного движимого имущества, относящегося к I-II амортизационной группе, по-прежнему сохраняются действовавшие ранее правила.

Пример №3.

Изменим условия предыдущего примера. Предположим, что дочерняя организация получила от материнской организации движимое имущество I-II амортизационной группы.

ООО «Лютик» не будет включать в объект обложения налогом на имущество остаточную стоимость принятого на баланс движимого имущества.

Следует отметить, что такое имущество не признается льготируемым имуществом (п.25 ст.381 НК РФ) и, соответственно, не подлежит отражению в налоговой декларации (расчете по авансовому платежу по налогу) с кодом 2010257.

Порядок исчисления налога на движимое имущество (для остальных категорий налогоплательщиков)

Теперь рассмотрим новые правила, действующие с 1 января 2015 г., для остальной категории налогоплательщиков:

Период принятия движимого имущества к учету

Объекты движимого имущества, относящиеся к

I-II амортизационной группе

III-Х амортизационной группе

Не облагаются налогом на имущество на основании пп.8 п.4 ст.374 НК РФ, т.е. не являются объектом налогообложения.

Облагаются налогом на имущество на общем основании (п.1 ст.374 НК РФ).

Не облагаются налогом на имущество на основании п.25 ст.381 НК РФ, т.е. являются налоговой льготой.

Пример №4.

Организация ООО «Лютик» имеет на балансе объекты основных средств, которые распределены по следующим амортизационным группам:

Номер амортизационной группы

Дата принятия к учету имущества

Остаточная стоимость движимого имущества по состоянию

на 01.01.2015 г

на 01.02.2015 г.

На 01.03.2015 г.

на 01.04.2015 г.

До 01.01.2013 г.

После 01.01.2013 г.

До 01.01.2013 г.

После 01.01.2013 г.

Рассчитаем сумму авансового платежа по налогу на имущество за I квартал 2015 г. (п.4 ст.376 НК РФ, п.4 ст.382 НК РФ).

1 шаг. Определение стоимости имущества, не подлежащего налогообложению.

К такому имуществу относится имущество, принятое к учету до 01.01.2013 г. I-II амортизационной группы:

100 000 руб. + 90 000 руб. + 80 000 руб. + 70 000 руб. = 340 000 руб.

Остаточная стоимость такого имущества исключается из объекта налогообложения

2 шаг. Расчет средней стоимости льготируемого имущества.

К такому имуществу относится движимое имущество, принятое к учету с 01.01.2013 г. I-Х амортизационной группы:

(2 000 000 руб. + 1 800 000 руб. + 1 600 000 руб. + 1 400 000 руб. + 1 000 000 руб. + 850 000 руб. + 800 000 руб. + 700 000 руб.) / 4 = 2 537 500 руб.

3 шаг. Расчет средней стоимости облагаемого имущества:

(500 000 руб. + 400 000 руб. + 300 000 руб. + 200 000 руб.) / 4 = 350 000 руб.

4 шаг. Расчет авансового платежа по налогу на имущество:

350 000 руб. х 2,2% / 4 = 1 925 руб.

При заполнении декларации (авансового расчета) по налогу на имущество, начиная с I квартала 2015 г., следует учитывать разъяснения налогового ведомства, данные в письме ФНС РФ от 12.12.2014 г. №БС-4-11/25774. В письме указано, что до внесения официальных изменений в приказ ФНС РФ от 24.11.2011 г. №ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по п. 25 ст. 381 НК РФ, по строке с кодом 160 раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого код 2010257 .

А налогоплательщикам, заявляющим право на льготу по п. 26 ст. 381 НК РФ (в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны Крымского федерального округа, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя , в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества), по строке с кодом 130 раздела 2 налоговой декларации по налогу (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010258 .

Подведение итогов

С одной стороны, изменения направлены на противодействие схемам ухода от налогообложения движимого имущества в части реорганизуемых, ликвидированных компаний, а также взаимозависимых лиц.

С другой стороны, несмотря на то, что для остальной категории налогоплательщиков глобальных изменений не произошло, не считая возможности выведения из-под объекта налогообложения остаточной стоимости основных средств, принятых к учету до 01.01.2013 г. (относящихся к I - II амортизационной группе), необходимо учитывать следующий момент.

Как было отмечено, движимые объекты будут перемещены в льготную категорию, с соответствующим присвоенным кодом для отражения их в налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество). Что это означает на практике? Напомним, что при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п.6 ст.88 НК РФ). Сам механизм истребования налоговыми органами документов в части применения налоговых льгот рассмотрен в п.14 Постановления Пленума №33 от 30.05.2014 г.

В п.14 Пленума №33 отмечено, при применении указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, данном п. 1 ст. 56 НК РФ. А согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. То есть налоговые органы при проведении камеральной проверки налоговой декларации (авансового расчета) по налогу на имущество вправе запросить документы, подтверждающие льготы (прежде всего, это акты о приеме-передаче объектов основных средств).

В связи с внесенными изменениями налогоплательщику необходимо организовать раздельный учет движимого имущества по следующим группам:

  • имущество, не признаваемое объектом налогообложения;
  • льготируемое имущество;
  • имущество, подлежащее налогообложению.

Расчет налога на имущество всегда вызывает много вопросов у бухгалтеров, так как имеет массу нюансов. Какие объекты облагаются по среднегодовой стоимости, а какие подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, как рассчитать налог и отчитаться по нему? Все эти вопросы раскрыты в нашей статье.

Кто платит налог на имущество

НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.

Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.

Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сроки уплаты налога на имущество

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.

Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:

  • до 30 апреля — I квартал;
  • до 30 июля — полугодие;
  • до 30 октября — 9 месяцев;
  • до 30 января — год.

Отчетность по налогу на имущество

Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства (письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128 ). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.

Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

61 461 просмотр

Глава 30 НК РФ. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций платят юридические лица, владеющие недвижимостью на территории РФ. В ряде регионов налог платится также в отношении движимых объектов. Налог рассчитывается исходя из среднегодовой, либо кадастровой стоимости имущества. Налоговая ставка зависит от региона, и в общем случае не превышает 2,2%. Настоящая статья посвящена главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на имущество, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Налог на имущество организаций

Где введена уплата налога на имущество организаций

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным законом, в котором предусмотрены региональные особенности.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, субъект РФ может утвердить региональным законом свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать в общем случае 2,2 процента. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит налог на имущество организаций

  • Российские организации, на балансе которых числится недвижимость в качестве основных средств (ОС).
  • Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие недвижимость, учтенную в качестве основных средств, или получившие недвижимость по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).
  • Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.

Кто не платит налог на имущество организаций

В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог на имущество организаций

Российские компании начисляют налог на недвижимое имущество, отраженное на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01.

Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.

Налог начисляется на все вышеуказанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.

Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог на недвижимые объекты, которые по нормам российского бухучета являются основными средствами. Зарубежные предприятия, не имеющие постоянных представительств — на любую недвижимость, принадлежащую им на праве собственности и расположенную на территории РФ.

На что не начисляется налог на имущество организаций

Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.

Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций

Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2 процента. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать установленных в НК РФ значений.

Субъекты РФ вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

Узнать, какие ставки и льготы введены в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

Кто должен заниматься расчетом налога на имущество организаций

Как рассчитать налог на имущество организаций

Чтобы рассчитать налог на имущество организаций, нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. До 2019 года и налоговая база рассчитывалась отдельно в отношении имущества головной организации; в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего свой баланс; по каждому объекту недвижимости, расположенному вне места нахождения головной организации, подразделения, имеющего свой баланс, или постоянного представительства зарубежной компании. Начиная с 2019 года налоговая база рассчитывается отдельно в отношении каждого объекта недвижимости

Если объект недвижимости расположен на территории разных регионов, то налоговая база по нему рассчитывается обособленно от другого имущества. При этом нужно определить долю, приходящуюся на каждый из регионов.

Налоговая база — это в общем случае среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. Базу определяют по итогам налогового периода, который равен календарному году. Чтобы вычислить базу, надо сложить значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода. Затем полученную сумму необходимо разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Приведем пример. Допустим, остаточная стоимость имущества компании равнялась значениям, приведенным в таблице 1. Тогда среднегодовая стоимость составит 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1).

Таблица 1

Добавим, что остаточную стоимость необходимо определять по нормам, изложенным в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», и по правилам, приведенным в методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств*. Нужно также придерживаться порядка, закрепленного в учетной политике предприятия.

Начиная с 2014 года в оттношении некоторых объектов недвижимости (торговых и административно-деловых центров, офисов, точек общепита и др.) облагаемая базой признается не среднегодовая, а кадастровая стоимость. Для таких объектов сумма налога в общем случае равна кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января соответствующего года, умноженной на ставку налога. Добавим, что сведения о кадастровой стоимости недвижимости нужно брать из Единого государственного реестра недвижимости.

Как рассчитать авансовый платеж по налогу на имущество организаций

Для имущества, налог по которому рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости, отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев. В регионах, где отчетные периоды введены, организации в течение года должны перечислять авансовые платежи.

Чтобы рассчитать сумму авансового платежа, надо в общем случае найти среднюю стоимость имущества за отчетный период. Ее определяют по правилам, которые применяются для расчета среднегодовой стоимости. Разница в том, что вместо остаточной стоимости на последнее число периода, нужно прибавить остаточную стоимость на 1-е число следующего месяца.

Поясним на примере. Предположим, остаточная стоимость имущества компании за квартал равнялась значениям, приведенным в таблице 2. Тогда средняя стоимость в отчетном периоде составит 1 425 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000): (3+1)). Обратите внимание, что в формуле участвует значение остаточной стоимости на 1 апреля, а не на 31 марта.

Таблица 2

Сумма авансового платежа равна одной четвертой средней стоимости имущества за отчетный период, умноженной на ставку налога. Если предположить, что ставка равна 2,2 процента, то величина авансового платежа за квартал в нашем примере составит 7 837 руб. (1 425 000 руб. х 2,2%:4).

Для имущества , налог по которому рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы. В регионах, где отчетные периоды введены, компании должны делать авансовые платежи, размер которых равен одной четвертой кадастровой стоимости, умноженной на ставку.

Когда перечислять деньги

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему нужно перечислять в сроки, установленные законодательством региона. Узнать конкретные даты перечисления денег можно в своей налоговой инспекции.

При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, где введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей.

Куда перечислять деньги

Налог и авансовые платежи в отношении имущества, принадлежащего головной организации, нужно перечислять в бюджет по местонахождению этой организации.

Налог и авансовые платежи в отношении имущества, принадлежащего обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс, нужно перечислять в бюджет по местонахождению данного подразделения. При расчете суммы налога и авансовых платежей следует применять ставку, установленную для региона, где находится подразделение.

Налог и авансовые платежи в отношении недвижимости, расположенной вне места нахождения головной организации и подразделений, имеющих свой баланс, необходимо перечислять в бюджет по местонахождению такой недвижимости. Рассчитывать суммы налога и авансовых платежей следует по ставке, установленной для региона, где находится недвижимость.

Как отчитываться по налогу на имущество организаций

Налогоплательщики обязаны сдать декларацию по налогу на имущество организаций не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В регионах, где введены отчетные периоды, необходимо сдавать расчеты по авансовым платежам не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода (не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября соответственно).

Организации, не владеющие налогооблагаемым имуществом, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны сдавать декларации и расчеты.

Куда представлять отчетность

С начала 2019 года организации в общем случае обязаны отчитываться по налогу на имущество по местонахождению каждого объекта. При этом компания, у которой есть несколько объектов недвижимости, вправе сдать единую декларацию или единый расчет по налогу на имущество. Сделать это можно в том случае, если все объекты находятся на территории одного субъекта РФ, в бюджет которого налог на имущество зачисляется полностью. Подавать единую декларацию (расчет) разрешено только в отношении объектов, налог по которым рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости. Порядок представления единой отчетности следует предварительно согласовать с региональным управлением ФНС, направив туда соответствующее уведомление

Мы купили помещение у Департамента города Москвы. В момент покупки мы уже понимали, что данное помещение будет нами перепродано. Наше Общество применяет ОСНО. Вопрос: можно ли избежать уплаты налога на имущество? Ведь мы данное помещение покупаем не для себя, а как товар.

В общем случае налогом на имущество облагаются основные средства (активы, которые организация учитывает на счете 01 и 03).Т.е. с недвижимости, учитываемой организацией в качестве товаров на счете 41, налог на имущество не уплачивается. Исключением являются жилые помещения. Если компания учитывает их как товары или готовую продукцию, то с 1 января 2015 года с их кадастровой стоимости необходимо уплатить налог на имущество (подп.4 п.1 ст.378.2 НК РФ). При этом в Налоговом Кодексе нет требования о том, что квартира должна быть включена в специальный перечень объектов (под. 1 п.7 ст.378.2 НК РФ). Достаточно, чтобы в регионе был принят закон об уплате налога с кадастровой стоимости. В Москве такой закон действует (закон г.Москвы от 05.11.2003 №64).

Таким образом, организация не должна будет уплачивать налог на имущество при одновременном соблюдение следующих условий:

Данное помещение будет учтено на счете 41 «Товары»;

Данное помещение не является жилым.

Какое имущество облагается налогом у российских организаций

Что облагают налогом на имущество

Российские организации облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счетах «Основные средства» и «Доходные вложения в материальные ценности». Это правило распространяется как на объекты недвижимости, так и на некоторые объекты движимого имущества. В частности, налогом на имущество облагаются объекты, которые:

  • предназначены для передачи или уже переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, а также совместную деятельность (в т. ч. за границей);
  • получены по концессионному соглашению ;
  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) , утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 . Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 .

Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Но поскольку налоговой базой для жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость , в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения. Если в региональном законе такой нормы нет, платить налог на имущество за жилые объекты, которые не учитываются в составе основных средств, не нужно. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17315 .

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы , предусмотренные Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые организации, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данную льготу нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:
– реорганизации (ликвидации) организации;
– сделок между взаимозависимыми лицами.

По общему правилу налог на имущество компании платят со стоимости основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Но с 1 января 2015 года налог с кадастровой стоимости необходимо платить с жилых помещений, которые компания учитывает как товары или готовую продукцию (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). При этом в кодексе нет требования о том, что квартира должна быть включена в специальный перечень объектов (подп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Достаточно, чтобы в регионе был принят закон об уплате налога с кадастровой стоимости. В Москве такой закон действует (закон г. Москвы от 05.11.03 № 64).

С кадастровой стоимости жилого помещения надо платить налог. Информации о такой стоимости может и не быть в паспорте объекта. Ее можно найти на сайте Росреестра rosreestr.ru или обратиться с заявлением в свободной форме в Кадастровую палату.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 6

В этой статье мы поговорим о нюансах бухгалтерского и налогового учета основных средств. Цель - разобраться, какое влияние оказывает методология учета объектов ОС на размер налоговых отчислений. В частности, речь пойдет об исчислении налога на имущество и НДС. В работе мы будем использовать нормативные документы: ПБУ 6/01, Методические указания по учету ОС <1>, Налоговый кодекс. Кроме того, не останутся без внимания разъяснения Минфина и ФНС по применению отдельных положений вышеперечисленных законодательных актов.

<1> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Налог на имущество нужно платить с момента, когда средства становятся основными...

В п. 4 ПБУ 6/01 приведены условия, соответствие которым обуславливает необходимость признания актива в составе основных средств; их всего четыре.

  1. Объект предназначен для использования в одной из следующих сфер:
  • производственная деятельность (выполнение работ, оказание услуг);
  • управление организацией;
  • предоставление организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
  1. Объект предназначен для применения в течение длительного времени (свыше 12 мес.) или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.
  2. Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.
  3. Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Обратите внимание: условия для принятия объекта в качестве ОС в учете некоммерческой организации аналогичны перечисленным выше. Имущество должно быть предназначено либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе и предпринимательской), либо для управленческих нужд. При этом соответствие требованиям п. п. 2 и 3 приведенного списка сохраняется.

Иными словами, все объекты, предназначение которых соответствует изложенному в п. 4 ПБУ 6/01, необходимо учитывать на счете 01 "Основные средства" (03 "Доходные вложения в материальные ценности") и облагать налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33: объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество организаций, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию.

С определенными сложностями налогоплательщики могут столкнуться при постановке на учет имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации. Более подробно данный вопрос рассмотрен в статье О.В. Давыдовой "Государственная регистрация недвижимости" (N 9, 2006). Сегодня в отношении учета и налогообложения подобных активов Минфин дает следующие разъяснения (Письмо от 11.04.2007 N 03-05-06-01/30). Если документы <2>, подтверждающие создание и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, имеются, недвижимость используется в деятельности, а свидетельства о праве собственности нет, то организация обязана уплачивать налог на имущество, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов не может служить основанием для освобождения от налогообложения, ведь их оформление зависит только от волеизъявления организации. Иными словами, такой объект подлежит отражению на счете 01.

<2> Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) и Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Обратите внимание: в качестве обстоятельств, указывающих на признание объекта в составе ОС, одновременно поименованы создание (приобретение), ввод в эксплуатацию и использование в деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что позиция Минфина по данному вопросу непоследовательна и не имеет единой доказательной базы.

...и до тех пор, пока они продолжают быть таковыми

Распространенная "болезнь" многих предприятий - неэффективное использование, а также моральный и физический износ производственных фондов. Однако привести счет 01 в состояние, соответствующее реальности, то есть списать с баланса те объекты, которые уже фактически не эксплуатируются, весьма непросто. Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Кроме того, в п. 76 Методических указаний по учету ОС отмечено, что выбытие объекта ОС признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету. Эти четыре условия мы рассматривали выше, получается, что они являются основными критериями не только для постановки на учет ОС, но и для снятия с него. Однако подробный механизм списания объекта ОС, также приведенный в Методических указаниях по учету ОС, свидетельствует о том, что в момент единовременного прекращения действия условий принятия объекта ОС к учету лишь начинается процедура выбытия объекта. Руководителем назначается комиссия, которая определяет целесообразность дальнейшего использования объекта ОС, а также оформляется документация по его выбытию (п. 77), в том числе акт на списание объекта ОС <3> с указанием необходимых данных, который утверждается руководителем организации (п. 78). На основании данного акта и производится списание объекта ОС с учета, однако соответствующая проводка оформляется по окончании процедуры выбытия (п. 84). Таким образом, остаточная стоимость выбывающего объекта включается в состав прочих расходов (Дебет 91 Кредит 01) на дату фактической ликвидации имущества. Согласитесь, процедура ликвидации ОС может занять продолжительное время, поэтому бухгалтеру следует помнить, что наличие акта о списании еще не дает ему права списывать объект со счета 01. Об этом не так давно напомнил Минфин в Письме от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24. В нем указано, что согласно п. 1 ст. 374 НК РФ имущество, учитываемое на балансе предприятия в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, является объектом обложения налогом на имущество. Поэтому, например, разбираемое здание будет облагаться данным налогом до окончания процедуры его выбытия. Мы не зря отметили, что "засоренность" счета 01 - проблема всеобщая, однако если в хозяйственных обществах (ООО, АО) она, при желании руководителей и собственников, может решаться оперативно, то в унитарных предприятиях - вряд ли. Несмотря на то что ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержат специальных положений о ликвидации имущества, находящегося у предприятия на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), собственник имущества (орган, уполномоченный осуществлять его права) может потребовать согласования с ним данных действий. Рассуждать о правомерности данных требований (это тема отдельной статьи) мы не будем, поскольку прецедент создан.

<3> Для оформления и учета списания основных средств, пришедших в негодность, применяются форма N ОС-4 - для объекта ОС, форма N ОС-4а - для автотранспортных средств, форма N ОС-4б - для групп объектов ОС. Указанные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Разберем ситуацию на примере Нижегородской области, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов которой Распоряжением от 06.02.2007 N 90 утвердило Порядок списания основных средств, находящихся в государственной собственности Нижегородской области.

Этот Порядок был разработан в соответствии со ст. ст. 209, 295, 298 ГК РФ, Законом Нижегородской области об осуществлении права государственной собственности, Положением о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, ПБУ 6/01, а также Инструкцией по бюджетному учету. Цель - оптимизация управления государственным имуществом, пришедшим в негодность. Этот Порядок распространяется на имущество, находящееся у казенных, унитарных предприятий и бюджетных учреждений. На основании этого документа согласие на списание государственного имущества области дается министерством до ликвидации имущества. До получения такого согласия разборка или демонтаж имущества не допускается.

Обратите внимание: начисленная в размере 100% стоимости амортизация по объектам, пригодным для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания.

Для получения согласия на списание государственного имущества необходимо направить в министерство документально подтвержденные сведения:

  • позволяющие однозначно индивидуализировать имущество, то есть его наименование, номера (заводские, регистрационные, инвентарные и т.п.), описание, место нахождения и т.д.;
  • о принадлежности имущества (на вещном праве либо по договору);
  • о фактическом владельце имущества;
  • о техническом состоянии объекта, позволяющие сделать вывод о его пригодности (непригодности) к дальнейшему использованию;
  • о возможности дальнейшего использования объекта по тому или иному назначению;
  • о возможности использования частей объекта и (или) его материалов, в том числе о наличии в нем цветных, драгоценных металлов;
  • о наличии в объекте (его частях) веществ, частей, потенциально опасных для человека (ртуть, радиоактивные вещества, иные сильнодействующие, отравляющие вещества и т.п.);
  • о мерах, принятых в отношении виновных лиц, допустивших повреждение государственного имущества (предъявление претензий, исков, обращения в правоохранительные органы и т.п.);
  • о возмещении ущерба.

Кроме того, необходимо представить:

  • экспертное заключение о непригодности (в случае выбытия до установленного срока службы);
  • акт технического осмотра транспортного средства, заверенный руководителем подразделения ГИБДД <4>;
  • копию приказа руководителя предприятия (учреждения) о создании постоянно действующей комиссии по списанию ОС <5>;
  • акт о списании объекта(ов) <6>. Обратите внимание: акт должен быть оформлен в трех, а не в двух, как это делается обычно, экземплярах (третий для министерства), причем надлежащим образом. Это значит, что все графы и разделы должны быть заполнены, проставлены даты, подписи, отражены результаты списания основных средств. Однако каким образом отразить в акте результаты списания, когда данная процедура запрещена до согласования с министерством, в связи с чем этот документ ему и представляется, непонятно. Получается, несмотря на то что предприятие (учреждение) не может на данном этапе заполнить все разделы акта, оно должно это сделать;
  • фотоматериалы;
  • согласование отраслевого министерства, ведомства.
<4> Если, конечно, речь идет о списании транспортного средства.
<5> Комиссия создается и наделяется соответствующими полномочиями и обязанностями в общем порядке.
<6> Формы N ОС-4 (код ф. 0306003), N ОС-4б (код ф. 0306033), N ОС-4а (код ф. 0306004).

В отношении недвижимого имущества, пришедшего в негодность, дополнительно по требованию министерства представляются:

  • свидетельство о регистрации прав на объект;
  • документы технической инвентаризации;
  • документы, подтверждающие состояние объекта недвижимости: акты, решения уполномоченных органов, фотографии и т.п.;
  • сведения о земельном участке, на котором располагается объект недвижимости (кадастровый номер, размер, оформленные права, категория, возможность уничтожения объекта недвижимости без вреда для смежных землепользователей, предложения о дальнейшем использовании земельного участка).

Министерство в течение 30 дней с момента регистрации обращения предприятия (учреждения) проверяет представленные документы и готовит письмо о согласии на списание либо об отказе в списании государственного имущества. Министерство вправе принять решение о продаже этого имущества, передаче его в пользование или владение иному юридическому лицу при условии его капитального ремонта, закреплении его за другим государственным предприятием (учреждением) либо уничтожении. Если министерство согласилось на уничтожение объекта недвижимости, то оно производится за счет обладателей вещного права или пользователей в соответствии с условиями заключенного с ними договора. При уничтожении имущества должна обеспечиваться безопасность граждан и сохранность чужого имущества. Утилизация имущества производится организациями, имеющими лицензию на проведение таких работ, а если они не подлежат лицензированию, то организациями, у которых одним из видов деятельности, указанных в уставах, является осуществление соответствующих работ. Лицо, уничтожающее объект недвижимого имущества, обязано привести земельный участок в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства <7>. И только после выполнения всех перечисленных действий балансодержатель списывает данное имущество с баланса в установленном порядке.

<7> В некоторых случаях при сносе зданий, сооружений с учетом требований местных органов самоуправления проводится рекультивация земель.

При расчете суммы убытков, возникших при списании ОС, учитываются стоимость возвратных материалов (комплектующих изделий), строительных конструкций и т.п., расходы, связанные с разборкой, хранением материалов и комплектующих изделий. Доходы от списания ОС, полученные государственными унитарными предприятиями, подлежат зачислению в бюджет Нижегородской области.

Вычет НДС

Итак, налог на имущество следует уплачивать с момента постановки объекта на учет в качестве ОС, и, как мы выяснили, медлить с переводом имущества со счета 08 на 01 не стоит. В отношении вычета "входного" НДС по приобретенным ОС чиновники придерживаются аналогичной позиции: применить его можно лишь при постановке объекта на счет 01. Последнее разъяснение на эту тему дано в Письме Минфина России от 19.04.2007 N 03-07-11/113. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предъявленных продавцом налогоплательщику при приобретении ОС, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств. Финансисты на основании этой нормы делают следующий вывод: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении ОС, не требующих сборки (монтажа), подлежат вычету после принятия на учет этих объектов в качестве основных средств, то есть после отражения на счете 01 "Основные средства". Кроме того, формулировка, использованная в Письме, означает, что если приобретенный объект все же требует сборки (монтажа), то НДС к вычету принимается по другим правилам - в момент постановки имущества на счет 07.

Справедливости ради отметим, что если объект действительно не требует сборки (монтажа), а право собственности на него не подлежит обязательной государственной регистрации, то приобретенное имущество не "залеживается" на счете 08, следовательно, бухгалтеру не принципиально, когда предъявить к вычету НДС - "вчера" или "сегодня" (если, конечно, эти даты не относятся к разным налоговым периодам). Однако мы уже убедились, что финансовое ведомство косвенно подтвердило, что на практике имеют место ситуации, когда приобретенный объект вполне обоснованно учитывается на счете 08. Этот временной отрезок может длиться несколько налоговых периодов по НДС, и тогда бухгалтеру, возможно, "понадобится" вычет налога раньше, чем объект будет переведен в состав ОС. Сразу скажем: Минфин и ФНС против признания налоговых вычетов до осуществления бухгалтерской записи Дебет 01 Кредит 08. Но мы предлагаем с ними поспорить.

Итак, в редакции Налогового кодекса, действовавшей до 01.01.2006, было указано, что вычет НДС, предъявленного поставщиком при приобретении основного средства, производится налогоплательщиком в полном объеме после принятия данного ОС на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Причем налоговики применяли эту общую норму в совокупности со специальной - п. 5 ст. 172 НК РФ, согласно которому по объектам завершенного капитального строительства (основным средствам) вычет НДС следовало осуществлять только в периоде начала амортизации указанных объектов (или их продажи). Данное правило они распространяли и на суммы налога, предъявленные налогоплательщику организациями, осуществляющими сборку и монтаж ОС (п. 6 ст. 172 НК РФ).

Однако Президиум ВАС РФ (Постановление от 24.02.2004 N 10865/03) сформировал совершенно иной подход к применению перечисленных норм Налогового кодекса, который и по сей день широко применяется в федеральных округах. Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая доводы сторон по этому делу, поддерживали налогоплательщика, указывая на то, что гл. 21 НК РФ не уточняет, что считать моментом принятия на учет ОС для целей обложения НДС.

Обратите внимание: именно "принятия на учет ОС" (так написано и в действующей редакции НК РФ), а не "принятия на учет в качестве ОС" (как перефразирует Минфин положения Кодекса), - это не одно и то же.

Затем при рассмотрении дела судьями кассационной инстанции было вынесено постановление о том, что вычеты сумм НДС по ОС все же производятся по мере их постановки на учет именно в качестве таких средств (счет 01). Однако позднее Президиум ВАС РФ его отменил и сформулировал основные факторы, определяющие право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным ОС, - это производственное назначение объекта, его фактическое наличие и учет.

Таким образом, если приобретенное имущество оприходовано в соответствии со всеми правилами бухгалтерского учета (ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по учету ОС), то применение организацией налогового вычета по НДС именно в этот момент правомерно.

Несмотря на то что перечисленные выше основные факторы, сформулированные Президиумом ВАС РФ и обуславливающие правомерность применения налоговых вычетов, носили обобщенный характер, то есть в равной степени могли применяться в случае приобретения оборудования, требующего монтажа (счет 07), и иных внеоборотных активов (счет 08), подход чиновников к данной проблеме не изменился.

Вопрос об НДС по оборудованию к установке сегодня решен на уровне Налогового кодекса, так как с 01.01.2006 п. 1 ст. 172 НК РФ в редакции Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ и от 28.02.2006 N 28-ФЗ изложен следующим образом: вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке. Финансовым работникам ничего не оставалось делать, кроме как констатировать данный факт (Письмо Минфина России от 09.10.2006 N 03-04-08/209).

К сожалению, в отношении иных объектов внеоборотных активов, которые в момент приобретения и до ввода в эксплуатацию подлежат учету на счете 08, чиновники непреклонны. В частности, работники налогового ведомства по-прежнему настаивают на применении налоговых вычетов по таким объектам исключительно в момент их перевода в состав ОС. Однако следует отметить, что в 2006 г. обозначилась, а в 2007-м укрепилась положительная тенденция поддержки судами тех налогоплательщиков, которые принимали и принимают к вычету НДС в момент постановки имущества на счет 08. Приведем примеры последних положительных судебных решений: Постановления ФАС ЗСО от 01.03.2007 N Ф04-981/2007(31939-А67-31), от 05.02.2007 N Ф04-9625/2006(30612-А03-15), ФАС ПО от 15.02.2007 N А55-5453/06-43, ФАС СКО от 22.02.2007 N Ф08-717/2007-287А. По нашему мнению, полагаясь на обширную арбитражную практику, налогоплательщик не только может принять НДС к вычету в момент оприходования имущества на счет 08, но и имеет все шансы отстоять свою позицию в суде.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Новое на сайте

>

Самое популярное