Домой Виды займов Экономика россии все еще не одолела спада.

Экономика россии все еще не одолела спада.

  • Новые данные мало повлияли на наше мнение о пятилетних перспективах российской экономики . Согласно нашему прогнозу от 21 марта 2016 года, основные тенденции в долгосрочной перспективе таковы: ослабление перераспределительной и инвестиционной роли государства в экономике, сдерживающее влияние демографической ситуации на экономический рост, возможное начало периода сокращения удельных издержек на труд, снижение инфляции и процентных ставок. Даже при высоких ценах на нефть потенциальный рост ВВП России в ближайшие пять лет ограничен 1-1,5%.
  • Рецессия может продлиться до начала 2017 года . Околонулевые показатели годовых темпов роста в середине 2016 года объясняются в основном эффектом низкой базы. «Первая волна» адаптации экономики к шоку — всплеск инфляции — завершилась к началу 2016 года. Затухающая цепная реакция снижения доходов растянута во времени: влияние сокращающихся расходов одних экономических субъектов на расходы других продолжает сжимать внутренний спрос. Длительность процесса будет зависеть от кредитной активности населения и темпа консолидации бюджетов.
  • Реальные доходы населения продолжат падать до 2018 года . Сдержанный рост заработных плат в частном секторе в 2016 году не сможет компенсировать стагнацию в госсекторе, продолжающееся реальное сокращение пенсий, социальных выплат и других государственных платежей, составляющих в сумме около 35% совокупных доходов населения. Замедление инфляции и частичная нормализация кредитной активности слабо поддержат конечное потребление.
  • Пересмотр прогноза коснулся в основном динамики добычи сырья и повлиял на оценки 2016 года . Падение производства в отраслях потребительского сегмента было сглажено ростом физических объемов добычи сырья в конце 2015 года. Сохранение этой тенденции в долгосрочной перспективе возможно лишь в значительно меньших масштабах. Последствия отложенных после 2014 года инвестиций будут сказываться на динамике добычи после 2018 года.

Таблица 1. Основные показатели российской и мировой экономики в 2013-2020 годах

Источник: Росстат, Банк России, Казначейство РФ, Минфин РФ, Всемирный банк, национальные статагентства, расчеты АКРА

Методология Всемирного банка.
В новой методологии Росстата, основанной на СНС-2008.
Цветом выделены основные уточнения по сравнению с предыдущим прогнозом.
Прирост индекса физического объема, для коррекции использован дефлятор инвестиций.

Текущая статистика говорит о продолжении спада

Социально-экономическая статистика за январь-июль 2016 года показывает, что рецессия де-факто не завершилась. Текущие темпы роста большинства значимых потоков, будучи сезонно сглаженными , остаются отрицательными (см. Рисунок 1). В последние пять месяцев падают добыча полезных ископаемых, торговля, строительство и другие базовые виды деятельности. Резкое повышение физических объемов добычи нефти и угля в конце 2015 года смогло временно поддержать смежные отрасли и экономику, но формирование долгосрочной тенденции к росту добычи в целом осложнено.

Рисунок 1. Бурный рост добычи в конце 2015 года не смог вернуть промышленность и «базовую» часть ВВП к устойчивому росту


Рисунок 2. Даже если ВВП перестанет снижаться, по итогам года его спад составит 1%


Источник: Росстат, расчеты АКРА

Ежемесячные приросты взяты у сезонно сглаженного ряда уровней индекса, метод — X12-ARIMA с поправкой на календарный эффект.

Рецессия продолжается из-за неоконченной подстройки внутреннего спроса

«Гибкие» показатели (обменный курс, цены, импорт) быстро подстроились к новым условиям. «Жесткие» показатели (расходы потребителей, бюджет, занятость) сглаживают адаптацию, но увеличивают ее длительность.

Шок сырьевых цен 2014-2015 годов все еще оказывает прямое влияние на динамику экономики России, несмотря на то что «первая волна» подстройки завершена. «Гибкие» показатели (курс рубля, объемы импорта, потребительские цены) в основном пришли в равновесие с новой структурой платежного баланса к середине-концу 2015 года. Они были основными каналами передачи и абсорбирования шока во внутренние, более «жесткие» показатели.

«Вторая волна» адаптации экономики — подстройка более «жестких» показателей (расходы потребителей, бюджет, занятость). Она представляет собой затухающие самоподдерживающиеся колебания внутреннего спроса: падение реальных расходов одних экономических субъектов ведет к падению доходов других, а последние, сокращая потребление, стимулируют дальнейшее падение доходов первых.

Подробнее о влиянии снижения ставок на потребительский спрос — в .

Подробнее об адаптации потребительского спроса — в .

Длительность подстройки во «второй волне» возникает из-за стремления и возможности экономических агентов сглаживать динамику расходов и потребления по отношению к динамике доходов. Это, например, касается государства: возможность финансировать в одночасье возникший дефицит бюджета с помощью долга или резервов позволяет растянуть реальное сокращение расходов на несколько лет. Наличие кредитной карты позволяет потребителю некоторое время сохранять уровень потребления, соответствующий прежнему, более высокому, уровню реальных доходов. Возможности в части отложенного сокращения расходов поддерживают доходы других экономических агентов. В итоге подстройка внутреннего спроса к новым условиям оказывается сильно растянутой во времени (см. Рисунок 3), что отличает нынешнюю рецессию от, например, рецессии 1998 года.

МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Инвестиции должны оживить российскую экономику — Минэкономразвития рассчитывает, что именно всплеск инвестиционной активности станет основой ускорения роста ВВП в ближайшие три года. Способствовать капвложениям будет активизация кредитования — как населения, так и предприятий, заявил глава министерства Максим Орешкин, представляя уточненный прогноз на 2017-2020 годы.

Новый прогноз Минэкономразвития исходит из роста экономики РФ в 2017 году на 2,1% (прежняя оценка — 2%). При этом прогнозы министерства по росту ВВП в 2018-2020 годах существенно улучшены. Так, ВВП в 2018 году вырастет также на 2,1%, в 2019 год - на 2,2%, в 2020 году ускорится до 2,3%. Прежний прогноз предполагал рост экономики страны на 1,5% ежегодно.

"В целом главное отличие текущего прогноза от прогноза в апреле — это пересмотренная динамика инвестиций, инвестиционной активности на весь трехлетний период. Мы ожидаем, что в ближайшие три года рост инвестиционной активности будет держаться в диапазоне от 4% до 5%, тем самым способствовать более высоким темпам экономического роста", — сказал Орешкин.

Рост инвестиций, согласно уточненному прогнозу, составит в 2017 году 4,1%, в 2018 — 4,7%, в 2019 году — 5,6%, а в 2020 году ускорится до 5,7%. Ранее министерство прогнозировало рост инвестиций в 2017 году — на 2%, в 2018 году — на 2,2%, в 2019 году — на 2%, а в 2020 году — на 2,1%.

Базовый макропрогноз на 2018-2020 годы исходит из сохранения нынешней налоговой системы РФ, а в целевом варианте прогноза возможны изменения по налогам, они пока обсуждаются.

Минэкономразвития РФ также не закладывает в текущий прогноз на 2018-2020 годы возможность расширения санкций США на госдолг РФ, но учитывает сохранение санкций Запада на ближайшие три года.

Оптимистичные амбиции

Прогноз слишком оптимистичен и даже амбициозен, считает главный аналитик банка "Уралсиб" Алексей Девятов.

"Даже на этот год прогноз выглядит чрезмерно оптимистичным, а уж про остальные годы я вообще сказать не могу, откуда такой оптимизм. Во втором квартале цифра в 2,5% роста была достигнута за счет разовых факторов, прежде всего, холодной погоды, когда выросла добыча угля, железнодорожные перевозки, производство тепловой энергии. Темпов роста, позволяющих выйти на 2,1% по итогам года, у нас во втором полугодии не будет", — сказал Девятов РИА Новости.

По его словам, текущий прогноз "Уралсиба" по росту экономики в 2017 году сохранен на уровне 1,3% и может быть незначительно пересмотрен — до 1,5%.

Похожие оценки и у "Нордеа банка" — банк не корректировал свои прогнозы по росту ВВП в 2017 году в 1,6%, в 2018-2019 годах — около 1,5%.

"Видно, что сейчас у нас такой восстановительный рост, это некий отскок после двух лет рецессии — поэтому сейчас мы видим достаточно уверенные темпы роста, но в следующем году нужно будет расти от более высокой базы. Мы пока не видим потенциала для такого роста", — считает аналитик "Нордеа банка" Татьяна Евдокимова.

По ее словам, данные второго квартала текущего года окажутся наиболее позитивными по итогам года, и в третьем-четвертом квартале произойдет замедление темпов роста. Росстат предварительно оценил рост ВВП во втором квартале в 2,5% в годовом выражении.

Министр экономического развития, наоборот, полон оптимизма и ожидает, что рост ВВП в августе-сентябре вернется на прежнюю траекторию после июльского замедления — когда рост замедлился до 1,5% с 2,9% в июне.

В ожидании инвестиций

Способствовать росту инвестиций в российскую экономику будет расширение инвестиционного кредитования, улучшение условий работы для бизнеса и активный рост конечного спроса. Этот спрос будет поддерживаться и розничным кредитованием, пояснил Орешкин.

Инфляция в России по итогам 2017 года будет рекордно низкой и может оказаться даже ниже уточненного прогноза Минэкономразвития в 3,7%. Орешкин считает, что текущее замедление роста потребительских цен дает ЦБ возможность снизить ключевую ставку, что приведет к снижению реальных процентных ставок и подстегнет кредитную экспансию.

В соответствии с новым прогнозом Минэкономразвития инфляция в РФ в 2018-2020 годах будет находиться на уровне 4%. "Мы не видим причин, по которым Центральный банк не смог бы достичь здесь целевых значений", — добавил министр.

Также улучшению настроений бизнеса способствует консервативная бюджетная политика и механизм бюджетного правила, который сглаживает зависимость курса рубля от цен на нефть, уверен Орешкин.

"Действительно, мы видим по первому полугодию, что именно инвестиции у нас растут крайне высокими темпами, тогда как потребление сохраняется весьма слабым. В принципе, есть определенные предпосылки для того, чтобы эти тенденции продолжились. Здесь важна стабильная динамика курса рубля, которая позволяет более предсказуемо строить инвестиционные планы, закупать импортные технологии", — считает Евдокимова из "Нордеа банка".

Девятов полагает, что рост инвестиций в РФ в текущем году превысит 4%, но в большей степени не за счет частных инвестиций. "Насколько я понимаю, это наши большие проекты — Крымский мост, "Сила Сибири", а частные инвестиции не очень-то растут, и откуда у нас такой огромный прирост инвестиций — не понимаю", — отметил Девятов.

По мнению Евдокимовой, наращиванию инвестиций может помещать сокращение в последние месяцы прибыли компаний, и, если этот тренд продолжится, это может слегка помешать благоприятному развитию сценария.

Для ускорения роста инвестиций есть три фактора, считает главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик. "Первый связан с тем, что снизились процентные ставки и они будут дальше снижаться, что будет способствовать росту кредитования и, соответственно, это должно поддержать инвестиции. Второй фактор — замедление оттока капитала, мы полагаем, что и во второй половине года он несколько замедлится по сравнению с первой половиной года, и в течение следующего года он будет ниже, чем в течение этого года, чистый отток капитала", — сказал экономист.

Третий фактор — это структурные меры, которые принимает Минэкономразвития, в том числе с точки зрения поддержки проектного финансирования для того, чтобы поддержать рост инвестиций, пояснил Лисоволик.

Рубль и нефть стабильны

Апрельский макропрогноз Минэкономразвития предполагал, что рубль при цене на нефть в 40 долларов за баррель достигнет к концу года 68 рублей за доллар. Новый прогноз исходит из того, что курс составит 63 рубля за доллар в конце текущего года.

"Текущий курс курс мы оцениваем как очень близкий к фундаментальному. Не ожидаем кардинального изменения курса в ближайшие кварталы. Мы ожидаем некоторого ослабления рубля, буквально на 1-2 рубля до конца текущего года, что будет связано с продолжением восстановления внутреннего спроса и роста импорта, который немножко будет "поддавливать" валютный курс", — сказал Орешкин.

Средний курс за 2017 год составит 59,7 рубля за доллар против 64,4 рубля за доллар, заложенных в предыдущую версию прогноза.

В 2018 году среднегодовой курс российской валюты, по оценкам Минэкономразвития, составит 64,7 рубля за доллар вместо прогнозировавшихся ранее 69,8 рубля за доллар. В 2019 году рубль ослабеет до 66,9 рубля за доллар вместо 71,2 рубля за доллар, а в 2020 году — до 68 рублей за доллар вместо 72,7 рубля за доллар, заложенных в предыдущем варианте прогноза.

Говоря о ценах на нефть, Орешкин также отметил, что они будут стабильны как минимум до конца первого квартала 2018 года и снизятся до 41-42 долларов за баррель нефти марки Urals к середине следующего года.

По итогам текущего года средняя цена на нефть составит 49 долларов за баррель, в 2018 году прогноз повышен до 43,8 доллара с 40,8 доллара за баррель, оценки на 2019-2020 годы сохранены — 41,6 и 42,2 доллара за баррель.

Целевой вариант

Минэкономразвития помимо базового подготовило еще два варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2017-2020 годы — целевой и консервативный. Отличие базового от консервативного заключается в более негативной динамике цен на нефть.

Целевой прогноз гораздо более интересен в контексте поручения президента разработать план развития экономики страны до 2025 года, который позволит России выйти на темпы экономического роста выше мировых уже на рубеже 2019-2020 годов. Ранее Орешкин говорил, что именно в этом сценарии учтены меры плана-2025.

В четверг Орешкин признал, что меры, реализованные правительством, по ускорению роста ВВП, пока недостаточны для выхода экономики страны на темпы роста не ниже мировых, но правительство продолжит работу в данном направлении и будет предлагать новые идеи.

В апрельской версии целевого сценария прогноза социально-экономического развития рост ВВП РФ оценивался в 2%, в 2018 - 1,7%, в 2019 и 2020 годах - 2,5% и 3,1% соответственно. В текущей версии прогноза темп роста ВВП в 2017 году увеличен до 2,1%, в 2018 году - до 2,2%, в 2019 году - до 2,6%. Ориентир роста ВВП РФ в 2020 году остался прежним - 3,1%.

"Целевой сценарий у нас в целом остается без существенных изменений, пересмотрены показатели 2017-2018 годов, они уточнены с учетом текущей динамики и уже реализованных мер. Мы выглядим лучше, чем мы выглядели в предыдущем целевом сценарии, но пока еще те меры, которые реализованы, их недостаточно для достижения значения 3,1% ВВП", — сказал Орешкин.

По мнению Лисоволика, без дополнительных мер достичь роста в 3,1% вряд ли удастся. "Все, что выше 2%, на данный момент требует дополнительных структурных мер. Я думаю, что меры необходимы будут, прежде всего, в сфере повышения производительности труда, акцент на этом сейчас начинает делаться в большей степени", — отметил экономист.

Как полагает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов, властям для достижения долгосрочного роста важно понять, "какую нишу кроме энергетической мы могли бы занять - и создать стимулы для развития в этой области". Переходный период, по его словам, может сопровождаться и более низкими, чем во всем мире, темпами роста.

"Кроме того, только за счет сокращения численности рабочей силы в ближайшие пять лет мы, вероятно, будем терять по 0,3-0,4 процентного пункта роста. Наша оценка потенциала роста в средне- и долгосрочном периоде - 1,5% в год", — сказал он.

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

С учетом этого, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

Степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

Интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

Модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

Развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

Интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

Интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативного (энерго-сырьевого) и инновационного развития.

В качестве целевого варианта прогноза, отвечающего основным задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (КДР), предлагается инновационный умеренно-оптимистичный вариант прогноза.

Инновационный сценарий (вариант Inn) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование - соответственно до 6,3% и 7,0% ВВП (в 2010 году - 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020-2030 годах, что сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,6 раза к 2010 году и в 2030 году соответственно в 2,5 раза. Прогноз Министерства экономического развития до 2030 г.Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,4% в 2011-2030 гг., без учета эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике.

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой и ее доля повысится к 2020 году до 3,2-3,5%, а к 2030 году до 3,7% мирового ВВП (3,0% в 2010 году). По размеру экономики Россия переместится с шестого места в 2011 году на пятое место в 2014-2021 году. Экономика России в 2021 году превысит размер экономики Германии. Сценарий предполагает сохранение положительного текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля. http://base.garant.ru/70309010/

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния россиян и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности 2005 года) возрастет с 48% от уровня Еврозоны до 65-70% в 2020 году и 90-95% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и креативных созидательных слоев общества. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 году и 48% в 2030 году. Прогноз Министерства экономического развития до 2030 г.

Консервативный или энерго-сырьевой сценарий (вариант En) характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 2% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП. Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6%. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран. http://www.finmarket.ru/news/3122282/

Темп роста экономики по данному варианту прогноза на 0,9-1,1 п.п. ниже, чем в инновационном сценарии. Экономика увеличится к 2030 году всего в 2 раза, реальные доходы населения увеличатся в 2 раза, а доля России в мировом ВВП стабилизируется на нынешнем уровне 3,0-3,1 процента.

В основных сценариях (Inn, En) предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении). Цена на нефть Urals в 2020 году достигает 122 долларов США за баррель, в 2030 году - 158 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 гг. будет находиться в диапазоне 90-106 долларов за баррель (в ценах 2010 года). Цена газа при экспорте в дальнее зарубежье в реальном выражении в среднем оценивается в 380 долларов за тыс. куб. м, что превышает уровень 2010-2011 годов. Риски снижения цены газа, особенно в среднесрочной перспективе выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия сценариев развития российской экономики.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста и доходов населения по сравнению с консервативным проявляются после 2015-2018 годов. В то же время уже в среднесрочной перспективе инновационный сценарий отличается от энерго-сырьевого качественными параметрами экономического и социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.

Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов.(Приложение 1)

Уровень расходов бюджета, необходимый для модернизации экономики в инновационном сценарии, с учетом ожидаемой динамики доходов приведет к сохранению ограниченного, но устойчивого дефицита бюджетной системы. При этом государственный долг к 2030 году не превысит 20-25% ВВП, что обеспечивает достаточной уровень стабильности бюджетной системы. http://ppt.ru/news/114959

Базовой бюджетной гипотезой для консервативного сценария является обеспечение бездефицитности федерального бюджета после 2015 года, в том числе за счет ограничения инвестиций в развитие человеческого капитала и транспортной инфраструктуры, а также оборонных расходов.

Сценарий консервативного энерго-сырьевого развития обеспечивает к 2020 году частичное снятие ограничений развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется:

Реализацией (в том числе в рамках государственно-частного партнерства и иностранного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть Восточной Сибири, газ Арктического шельфа и другие) и строительством соответствующих трубопроводов; уровень добычи и экспорта углеводородов в консервативном варианте превышает параметры инновационного сценария;

Резким повышением эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий;

Диверсификацией направлений экспорта российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;

Развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках Евразийского союза и с другими государствами, при сохранении значимых узких мест в дорожной и железнодорожной инфраструктуре до 2025 года;

Модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, вводом новых эффективных генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике с постепенным развитием атомной электроэнергетики, угольной, гидро- и альтернативной энергетики;(Приложение 2)

Концентрацией инновационной активности преимущественно в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках;

Сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта.

Сценарий инновационного развития опирается на использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний» и масштабное изменение структуры российского экспорта. Он предусматривает:

Создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;

Глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

Модернизацию инфраструктурных отраслей экономики - транспорта, включая реализацию проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей и новой сетки региональных и местных авиаперевозок, что обеспечит качественно иной уровень мобильности населения, а также электроэнергетики при значительно более высоком, чем в консервативном варианте, повышении эффективности энергосбережения;

Создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;

Развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США, Евросоюзом, Китаем, Индией, и формирование новых более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ;

Улучшение диверсификации российской экономики и российского экспорта. Определится специализация России на рынках высокотехнологичной продукции - авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создания программного обеспечения, космических запусков, услуг космической связи, навигации и геоинформационного обеспечения. Экспорт машиностроительной продукции в долларовом выражении увеличится к 2020 году по отношению к 2010 году в 3,5 раза;(Приложение 4)

Ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и усиление предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей.

Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых (около трети занятых и 10% ВВП). Инновационный социально-ориентированный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Он связан с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Однако основные барьеры вызваны не проблемами недостаточной доходности, а дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий.

Переход к инновационному социально-ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в мире.

В рамках инновационного сценария дополнительно рассмотрен вариант с форсированными темпами роста (сценарий форсированного роста), который характеризуется повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,7 процента. http://base.garant.ru/70309010/

Сценарий предполагает более интенсивный приток капитала. При этом сальдо счета текущих операций на протяжении всего прогнозного периода будет находиться в отрицательной области, что повышает уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.

Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 году численность населения достигнет 147,7 млн. человек против 142 млн. человек по основному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.

ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

Президент Путин учредил собственное рейтинговое агентство-Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА)

МАКРОЭКОНОМИКА П

Экономика России: без привычных условий для роста, но со стимулами к изменениям.

Прогноз экономики России до 2020 года

Низкие цены на сырьевые товары сохранятся. Инвестиции,

сделанные в период ожиданий высокого роста в развивающихся

странах, привели к появлению на многих рынках избыточных

производственных мощностей. В ближайшие два–три года из-за

замедления глобального экономического роста профицит

сохранится. Стоимость российского экспорта и импорта в долларах

будет в два раза меньше прежнего.

Расходы государства будут сжиматься. Снижение

нефтегазовых доходов и инерция социальных обязательств истощат

резервы правительства и приведут к сокращению

распределительной и инвестиционной роли государственных

бюджетов.

Экономический рост будет сдерживаться неблагоприятной

демографией. Трудовые ресурсы будут сокращаться:

в трудоспособный возраст входит малочисленное поколение

девяностых как в России, так и в странах ближнего зарубежья,

обеспечивающих миграционный приток.

Удельная стоимость труда начнет сокращаться. После 15 лет

роста зарплат, опережавшего рост производительности труда,

динамика может смениться на обратную. Исчезнет важный драйвер

роста зарплат – опережающая индексация в госуправлении и ТЭК. В

этой ситуации выиграют трудоемкие отрасли.

Инфляция приблизится к целевым ориентирам Банка

России к 2018 году, так как прекратят действовать факторы

переноса валютного курса и продуктового эмбарго. Также этому

будет способствовать запаздывающая индексация тарифов

естественных монополий. Спад инфляции создаст давление на

длинные процентные ставки.

Несмотря на отсутствие роста экономики, возможен рост

производительности труда за счет возникновения новых

экономических стимулов. Низкая инфляция приведет к росту

горизонта планирования инвестиций и росту срочности

инструментов финансового рынка. Рост доли прибыли в совокупных

доходах экономики создаст дополнительные возможности

для осуществления инвестиций за счет собственных средств

предприятий. В стабильной политической обстановке будет

возможен рост прямых иностранных инвестиций.

­­­­­­­­­­­­­=========================

Цены на сырье останутся низкими

Инвестиции, сделанные в период ожиданий высокого экономического роста в развивающихся странах, привели к появлению на многих сырьевых рынках (черные и цветные металлы, энергоресурсы) избыточных производственных мощностей. В 2014-2015 годах ввод этих мощностей, а также укрепление доллара потянули соответствующие цены вниз.

В ближайшие два–три года из-за замедления глобального экономического роста профицит сохранится.

Описанная тенденция характерна и для нефтяного рынка, который изменился еще и качественно. Со стороны предложения сильнее всего влияет появление в США новых производителей сланцевой нефти с умеренными издержками – начиная с 2014 они начали играть роль маржинальных производителей, «отобрав» эту роль у стран ОПЕК.

Диапазон средних издержек добычи (включая транспортировку) составляет у них, по оценкам, 30-60 долл./барр. с основной концентрацией около 50 долл./барр. и перспективами дальнейшего снижения (с 2013 по 2016 год произошло падение на 40%).

Текущие нефтяные цены находятся ниже устойчивых среднесрочных значений, так как дополнительное влияние наних оказывают такие краткосрочные факторы, как наличие больших

мировых запасов и снятие торговых санкций с Ирана. Действие этихфакторов, по ожиданиям АКРА, прекратится к концу 2016 года. В среднесрочном периоде цены останутся на низком уровне (менее 55 долл./барр.).

Для России описанные перспективы означают сохранение малой стоимости экспорта, соответствующее сжатие импорта товаров и услуг (в 2 раза по сравнению с уровнем 2013 года) и потенциальное изменение направлений импорта в пользу более дешевых рынков СНГ и Азии.

Основной эффект от импортозамещения будет наблюдаться в АПК и легкой промышленности,

как сравнительно трудоемких. В тяжелом положении окажется более сложнозамещаемый и капиталоемкий инвестиционный импорт: машины и промышленное оборудование, где импортозамещение будет наблюдаться лишь в отдельных проектах – обеспеченных государственной поддержкой.

_____________________________________________________________

Внутренние ограничения для экстенсивного роста

Значимым ограничителем для продолжения экстенсивного роста является неблагоприятная демографическая тенденция – сокращение численности экономически активного населения. Пиковые значения рабочей силы середины 2000-х были связаны с достижением трудоспособного возраста многочисленным поколением восьмидесятых.

В ближайшие годы основным демографическим фактором, влияющим на экономическую ситуацию, будет спад рождаемости в социально-неблагоприятные девяностые. К 2020 году по оценке АКРА, численность населения в возрасте 16-60 лет снизится на 6-7%.

С точки зрения участия в производстве эту негативную тенденцию могли бы компенсировать люди старших возрастов (если здоровье позволяет, многие пенсионеры стараются работать), миграционный приток и увеличение уровня занятости. Благодаря людям в возрасте 61-75 лет на

рынке труда можно заместить около половины прогнозируемого оттока.

Приток мигрантов будет сдерживаться сравнительно дешевым рублем и сходными негативными демографическими тенденциями на всем постсоветском пространстве, тем не менее мигранты могли бы скомпенсировать около 10% оттока. Наконец, уровень занятости сейчас находится на рекордно высоком уровне (94,2%), и, по всей видимости, потенциал его роста исчерпан, так как остаточная безработица носит характер структурной или фрикционной (связанной с несовпадением

компетенций работников и спроса со стороны работодателей, а также добровольным поиском работы). После небольшого всплеска в 2016 безработица вернется к наблюдаемому низкому уровню. Итого, к 2020 году количество занятых уменьшится примерно на 3%.

Даже в случае резкого улучшения внешней конъюнктуры и достаточности трудовых ресурсов рост экономики за счет загрузки неиспользуемых производственных мощностей будет ограничен, так как

Описанные объективные ограничения являются базой для стагнации

потенциальных темпов экономического роста. На горизонте 5 лет она

реализуется в случае отсутствия изменений в структуре экономики или

производительности труда.

_____________________________________________

Марта 2016

Государство сократит свое присутствие в экономике

Сжатие нефтегазовых доходов государства в ближайшие годы не будет скомпенсировано ростом ненефтегазовых в связи вероятным сохранением основных налоговых ставок , по крайней мере до 2018 года.

Инерция социальных обязательств и крупных государственных инвестиционных проектов не позволит настолько же резко сократить расходы. Это приведет к аккумуляции серьезного дефицита (до 4% ВВП) на федеральном уровне бюджетной системы в 2016-2017 годах.

Финансирование дефицита будет опираться на средства Резервного фонда и частично Фонда национального благосостояния до момента их исчерпания, а также на внутренние заимствования в национальной валюте.

Начиная с 2018 года накопление рыночного долга станет основным систематическим источником финансирования, но к этому моменту реальное сокращение расходов должно вновь обеспечить

приблизительную сбалансированность (плюс-минус 1% ВВП).

Относительное уменьшение расходов и возможная сопутствующая приватизация приведут к сокращению распределительной и инвестиционной роли бюджетов (часть соответствующих функций

возьмет на себя банковский сектор). Возможен частичный откат вниз доли расходов на безопасность и оборону. Но в перспективе до 2020 года основными источниками сокращения могут стать социальные расходы и расходы на человеческий капитал: пенсии, образование, здравоохранение.

После 2017 года малый объем бюджетных резервов не позволит государству играть контрциклическую роль при появлении негативных тенденций во внешней конъюнктуре или в случае внутреннего циклического кризиса. Если тенденции будут благоприятными, накопление резервов будет возобновлено, так как опыт их использования по итогам кризисов 2008-2009 и 2015 года признан позитивным.

____________________________________________________

Дешевый труд создаст дополнительные возможности для осуществления инвестиций

Одним из основных драйверов роста трудовых издержек в России в последние 15 лет была опережающая индексация заработных плат в ТЭК, госуправлении и ИТ. Государство исполняло перераспределительную функцию, транслируя часть экспортных доходов в заработные платы и, в

конечном итоге, в рост экономики за счет потребления.

В нынешних условиях, в условиях реального сокращения госрасходов, заработные платы в бюджетном секторе будут затраты на труд сдерживать. Скромные перспективы нефтегазового экспорта ограничат рост зарплат в ТЭК. Эти ожидания дают шанс на перелом долгосрочной

тенденции и начало первого за 20 лет длительного периода снижения удельных трудовых издержек, что приведет к росту доли прибыли в валовых доходах экономики.

Новый фактор – дешевый труд – будет выгоден трудоемким отраслям. Но самые трудоемкие отрасли российской экономики – торговля, строительство, сфера услуг также будут находиться под давлением стагнирующего спроса, и дешевый труд лишь частично сгладит негативные тенденции.

Удешевление трудовых ресурсов заметно поддержит только те отрасли с высокими издержками на труд, в которых внутренний спрос стимулируется удорожанием импорта; преимущественно это АПК, легкая промышленность, электроника, электротехника.

______________________________________________________

Инфляция и длинные ставки будут снижаться

Основные процессы, обеспечившие всплеск потребительских цен в 2014- 2015 годах, в 2016-2017 на инфляцию влиять перестанут, так как постепенно сойдут на нет. В cитуации устойчиво низких нефтяных цен и относительно стабильного платежного баланса вклад переноса валютного курса в товарные цены будет мал. При неизменной курсовой и информационной политике Банка России, если удастся избежать эпизодов валютной паники, он может снизиться с 9,8 до 0,3-0,8 пп.

Эффект от продовольственных контрсанкций в наблюдаемых ценах уже полностью отразился и в случае их отмены может привести лишь к замедлению инфляции.

Тарифная политика будет носить контрциклический характер. Основная проблема для сдержанной индексации – тарифы на тепло, так как состояние фондов является критическим и после прохождения электорального цикла 2017-2018 годов ожидается существенное превышение индексации тарифов на тепло над инфляцией.

Замедленная индексация тарифов, пенсий и бюджетных расходов на заработные платы, вызванная сжатием роли государства в экономике, может к 2020 году снизить инерционную составляющую инфляции с 6,5 до 3 пп (включая влияние инфляционных ожиданий).

В результате пересмотра перспектив спроса со стороны развивающихся стран и в связи с наличием на многих рынках избыточных мощностей мировые цены на продовольствие и сырьевые товары будут, по всей видимости, стагнировать или даже падать. Исключением могут стать эпизоды стихийных бедствий и экологических катастроф.

В результате действия перечисленных факторов инфляция в России в ближайшие годы продолжит снижаться и к 2018 году приблизится к целевому ориентиру Банка России (4% годовых). Замедление наблюдаемой инфляции кардинально повлияет на инфляционные ожидания – длинные ставки заимствования в рублях могут к 2020 году снизиться на 3-3,5 пп.

_____________________________________________________________

Могут возникнуть новые экономические стимулы ,

способные привести к появлению точек роста

производительности труда

Экстенсивный рост экономики за счет использования большего объема факторов производства (труда, капитала) или благоприятной внешней конъюнктуры маловероятен, поэтому единственной реальной возможностью для возобновления экономического роста сейчас является

увеличение производительности.

А. Капиталоемкая деятельность более производительна.

Стоимость инвестиционного импорта существенно выросла и останется высокой из-за девальвации рубля, поэтому в среднесрочном периоде для поддержания или роста запасов производственного капитала понадобится компенсирующая тенденция в инвестиционных ресурсах компаний. Она может возникнуть в результате ожидаемых изменений в структуре экономики или притока внешних инвестиций:

1) рост доли прибыли в валовых доходах экономики в результате запаздывающей динамики затрат на труд и относительное снижение налоговой нагрузки приведет к увеличению возможности для

инвестиций компаний за счет собственных средств;

2) более низкая и стабильная инфляция приведет к увеличению горизонта планирования сбережений населения и инвестиций корпоративного сектора, что будет способствовать развитию новых инструментов финансового рынка и увеличению срочности заимствований, – это облегчит инвестиции за счет заемных средств;

3) cравнительно низкий уровень производственных издержек (в том числе поддержанный девальвацией рубля) может создать у международных компаний стимулы для осуществления прямых инвестиций в потенциально экспортоориентированных несырьевых отраслях. Но для реализации этого потенциала потребуется реформировать регулирование, чтобы снизить входные барьеры и дополнительно защитить право собственности.

Б. В традиционных сферах деятельности государства есть место для частного сектора :

1) частные собственники, как правило, более эффективны в управлении собственностью, поэтому приватизация некоторых государственных активов может дать прирост к производительности при

их использовании;

2) cтарение населения и сжатие социальных госрасходов стимулирует рост частного сектора социальных услуг (здравоохранение, образование) и страхования.

В. На фоне стагнирующих доходов населения на нерастущих немонополизированных рынках обострится конкуренция. Это приведет к более качественному контролю за издержками и, в

конечном итоге, внедрению более эффективных бизнес-процессов.

Банк Morgan Stanley усомнился в способности российских властей разогнать экономику страны до 3% к 2020 году. После президентских выборов не стоит ждать больших структурных реформ, пишут аналитики

Недостижимый рост

Цель ускорения роста российской экономики хотя бы до 3%, которую ставит Минэкономразвития, вряд ли будет достигнута, следует из прогноза банка Morgan Stanley, посвященного экономикам Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки (CEEMEA), с которым ознакомился РБК.

В декабре 2016 года по итогам своего послания Федеральному собранию президент Владимир Путин разработать комплексный план действий на 2017-2025 годы, который обеспечит российской экономике в 2019-2020 годах темпы роста выше мировых. Согласно целевому сценарию Минэкономразвития (.pdf), к 2020 году рост ВВП должен составить 3,1%. Аналитики Morgan Stanley не верят в реализацию структурных реформ и считают, что без них годовой рост не превысит 1,8%.

Так, в бюджете на 2018-2020 годы нет ни увеличения расходов на развитие человеческого капитала, ни масштабных приватизационных планов, пишут эксперты. Cтимулирующие меры, которые власти могут одобрить до президентских выборов, вряд ли будут масштабными, полагает Morgan Stanley. Зарплаты госслужащих будут проиндексированы только на 4% (прогнозная инфляция 2018 года), тогда как пенсии, скорее всего, будут повышены лишь на 2,7% (ожидаемая инфляция на конец 2017 года), прогнозирует банк.

«Все прогнозы и базовый прогноз Минэкономразвития показывают, что на ближайшие три года базовый инерционный рост составляет примерно 1,5% ежегодно, — говорил на Петербургском международном экономическом форуме минувшим летом председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. — То есть мы попали в этот тренд, из которого никак не можем выйти, не можем поднять темпы экономического роста» (цитата по ТАСС). Он считает, что ключевым фактором, который позволит поднять темпы роста ВВП до 3,5%, должна стать производительность труда.

Сверхдоходы на 2 трлн

В третьем квартале 2017 года рост ВВП России до 1,8% (год к году) с 2,5%. Экономика даже сократилась на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом с поправкой на сезонность, отмечает Morgan Stanley. В результате банк снизил свой прогноз по росту ВВП в 2017 году с 2 до 1,8%. Минэкономразвития не планирует менять прогноз по росту ВВП на 2,1% на конец года, несмотря на представленные Росстатом данные за третий квартал, сказал 15 ноября глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

В 2018 году российская экономика, по прогнозу Morgan Stanley, вырастет на 2,3%. Этому будут способствовать более высокие цены на нефть ($62 за баррель против ранее ожидавшихся $53), а также увеличение потребительских расходов на 4%. Последнему будет способствовать рост доходов домохозяйств на фоне ожидаемой индексации заработных плат бюджетников и замедления инфляции. Рост инвестиций в основной капитал ускорится в условиях улучшения конъюнктуры, обновления оборудования, а также активизации строительства к чемпионату мира по футболу 2018 года, считают аналитики. Но в 2019 году, после президентских выборов, банк ждет замедления роста ВВП до 1,8% из-за эффекта высокой базы и снижения цен на нефть.

Поскольку инфляция будет соответствовать целевым показателям ЦБ, регулятор будет снижать ставку постепенно, следует из прогноза. По мнению Morgan Stanley, ЦБ снизит ставку в четыре этапа по 25 б.п., до 7% к концу 2018 года. В 2019 году ставка может опуститься до 6,5%, но это предел, учитывая повышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса.

По прогнозу банка, средняя цена на нефть в 2018 году составит $62 за баррель, что на $18 выше прогнозных показателей бюджета, и принесет казне 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов (2,1% от ВВП). Но Минфин будет придерживаться бюджетного правила и направлять эти сверхдоходы в резервный фонд. С учетом объем закупок валюты Минфином увеличится до $33 млрд в 2018 году, ожидают аналитики. В этих условиях корреляция рубля с нефтью ослабнет, считает банк.

Новое на сайте

>

Самое популярное