Домой Виды займов Счет закрывает систему национальных счетов снс. Система национальных счетов (СНС): история, показатели, стандарты

Счет закрывает систему национальных счетов снс. Система национальных счетов (СНС): история, показатели, стандарты

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

Тема 9: Система национальных счетов и основные макроэкономические показатели.

    Система национальных счетов (СНС) и основные макроэкономические показатели.

    Экономический рост: сущность, типы и факторы.

    Система национальн ых счетов (СНС) и основные макроэкономические показатели.

Система национальных счетов (СНС) - это совокупность показателей последовательного и взаимосвязанного описания важнейших процессов и явлений экономики: производства, потребления, накопления капитала, финансов, дохода.

СНС исходит из того, что вся продукция производится как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, поэтому СНС охватывает деятельность:

    компаний и предприятий, производящих товары и услуги;

    частных некорпоративных предприятий;

    подсобных хозяйств;

    лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.);

    работников сферы управления;

    финансово-коммерческих организаций;

    некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций);

  • наемной прислуги;

    владельцев жилья, сдаваемого в аренду.

СНС дает ступенчатую картину развития экономики, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики) счетов, в которых регистрируются операции, относящиеся к основным фазам экономического процесса.

Данные счетов обобщаются и анализируются по секторам. Основными секторами СНС являются:

    нефинансовые предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке;

    финансовые учреждения и корпорации;

    органы государственного управления;

    частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

    домашние хозяйства (как потребители и как предприниматели);

    остальной мир (включая внешнеэкономические связи).

Основными показателями системы национальных счетов являются следующие:

1. Валов ы й внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за год. ВВП измеряет стоимость продукции, произведенной всеми хозяйствующими субъектами на территории данной страны. Номинальный ВВПизмеряется в денежном выражении в текущих ценах. Но для сопоставления ВВП в различные годы важно знать, имела ли место в тот или иной период инфляция или дефляция, так как стоимость объемов производства разных лет может быть сопоставима только в том случае, если стоимость денежной массы не изменялась.

Поскольку номинальный ВВП отражает объем производства, выраженный в ценах текущего года, то с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) можно сравнить цену объема производства данного года с ценой аналогичного объема производства при ценах базового года.

Повышение индекса цен в данном году по сравнению с базисным, указывает на инфляцию, уменьшение индекса цен - на дефляцию.

Инфляция и дефляция усложняют подсчет ВВП. Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы скорректировать номинальный ВВП таким образом, чтобы он точно отражал изменения только физического объема производства, а не колебания цен. Номинальный ВВП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции, называется реальным ВВП.

Реальный ВВП = Номинальный ВВП/ ИПЦ* 100%,

где ИПЦ – индекс потребительских цен.

При измерении результатов экономической деятельности встает проблема подсчета рыночной стоимости всего объема производства номинального ВВП. Это можно сделать двумя способами.

      Выяснить, сколько потребитель, как конечный пользователь этой продукции, расходует на ее покупку. Этот подход отражает расчет ВВП по расходам (метод конечного использования).

Оба эти подхода (по расходам и доходам) представляют собой два взгляда на одну и ту же проблему. То, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве.

При расчете ВВП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВВП: домохозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВВП= С+ Ig + G + Xn ,

где: С - личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления;

Ig - валовые инвестиции. (Валовые инвестиции можно представить как сумму амортизации и чистых инвестиций (In). За счет амортизации осуществляется возмещение потребленного капитала. Чистые инвестиции обеспечивают расширенное воспроизводство).

G - государственные закупки товаров и услуг. (Данная группа расходов включает все государственные расходы на прямые покупки ресурсов, особенно рабочую силу, и конечную продукцию предприятий. Однако она исключает все государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, пенсии ветеранам, инвалидам), так как их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема ВНП).

Хп - чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта.

При расчете ВВП по доходам суммируются все виды полученных экономическими агентами доходов (заработная плата, рента, проценты, прибыль корпораций, доходы некорпоративных предприятий), а также два компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес (НДС, акциз, таможенная пошлина).

В составе ВВП выделяют следующие виды факторных доходов:

    компенсация за труд наемным работникам;

    рентные доходы,

    чистый процент (как разница между полученными и выплаченными процентами);

прибыль корпораций.

    доходы некорпоративного сектора (мелких магазинов, ферм и др.)

Таким образом, ВВП, рассчитанный по доходам, выглядит следующим образом:

ВВП= A + T + W + R + %+Р+ У,

где: А - амортизация; Т - косвенные налоги, W - заработная плата,R - рентные платежи, % - процент, Р - прибыль корпораций, У - доходы некорпоративного сектора.

2. Валовый национальный доход (ВН Д ) - это валовая конечная стоимость всех товаров и услуг, произведенных субъектами национальной экономики на территории страны и за ее пределами без учета стоимости, произведенной иностранными субъектами в данной стране. У развитых стран различия между ВНП и ВВП невелики - 1-3%.

ВНП =ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

3. Национальный доход (НД) - это доход общества, полученный в результате потребления производственных ресурсов. Это реальный доход, который является частью валового продукта за исключением стоимости потребленных средств производства.

НД= ВВП – Амортизационные отчисления- косвенные налоги на бизнес.

Основные показатели социально-экономического развития Украины таковы: в 2009 г. ВВП составлял 912 млрд. 563 млн. грн. (114 млрд. долл.). Реальный ВВП составил 85% по сравнению с номинальным, т.е. реальный ВВП снизился на 15%.

По производству ВВП на душу населения первое место в мире принадлежит Лихтенштейну - 122 тыс. долл. в год. В США производится 46 тыс. долл.; в Великобритании - 35 тыс. долл.; в Германии - 34 тыс. долл.; в Польше - 18 тыс. долл.; в России - 15 тыс. долл.; в Беларуси - 12 тыс. долл.; в Украине - 6,4 тыс. долл. на душу населения.

2. Сущность, факторы и типы экономического роста

Экономический рост - увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг; количественное развитие общественного производства. Экономическоеразвитие - создание в стране возможностей для устойчивого увеличения масштабов производства товаров и услуг.

Существует два основных типа экономического роста - экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается благодаря количественному увеличению ресурсов, факторов производства, т.е. за счет привлечения дополнительных: 1) работников без повышения их квалификации; 2) материальных факторов производства: сырья, материалов, топлива, земельных угодий без повышения эффективности их использования; 3) капитальных вложений без соответствующего улучшения технологии.

Интенсивный экономический рост осуществляется за счет применения более соврешенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП. К интенсивным факторам экономического роста относятся: 1) внедрение НТП, что обеспечивает расширение производства материальных благ и услуг, обновление средств производства; 2) улучшение организации производства (новая структура хозяйственных связей, маркетинг, менеджмент, кооперация) и, как результат, - повышение его эффективности; 3) совершенствование тспользования основных и оборотных фондов за счет ускорения их оборачиваемости, применения ускоренной амортизации; 4) постоянный рост квалификации рабочей силы и совершенствование научной организациии труда.

В реальной жизни экстенсивного или интенсивного типа экономического роста в чистом виде не встречается. Поэтому экономически правильнее говорить о преимущественно том или другом типе экономического роста. Отношение экономического роста к тому или иному типу осуществляется в зависимости от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет качественного или количественного изменения его факторов. Так в 70-80 гг. прирост национального дохода СССР лишь на 20- 30% обеспечивается за счет интенсивных факторов. Для экономически развитых стран соответствующий показатель составлял более 50%.

Основным фактором экономического роста является научно- технический прогресс (НТП), который одновременно влияет на все факторы производства - совершенствует средства и предметы труда, технологию; улучшает качество земли; предъявляет повышенные требования к человеку, развивая его как личность и как специалиста. В совокупности это обусловливает рост производства, качественное и количественное развитие производительных сил общества.

Экономический рост может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном (стоимостный рост). Первый способ измерения экономического роста, позволяющий исключать воздействие инфляции, более надежен, но менее универсален, так как не имеет общего показателя для производства разных изделий. На практике способ стоимостного измерения экономического роста применяется чаще, хотя инфляционные воздействия не дают достаточной точности счета. Ведущими показателями динамики экономического роста являются:

    рост объема ВВП / ВНП и НД;

    темпы роста ВВП / ВНП и НД, в том числе в расчете на душу населения;

    темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

Введение.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд(МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.


1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи.

Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства.Каждой стадии воспроизводства(стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

Система национальных счетов завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.


2.Основные понятия, категории и структура системы национальных счетов.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода(обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Для эффективного регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, скоординированных между собой. Такой макроэкономической моделью стала система национальных счетов (СНС), получившая широкое распространение после второй мировой войны.

СНС – это макростатистическая модель экономики страны, которая строится с помощью статистического метода балансовых построений.

Задача СНС – отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса воспроизводства.

В модели НС отражаются разделы:

    производство;

    потребление;

    капитальные вложения;

    внешнеэкономическая деятельность.

Методы изложения СНС для всех стран едины и включают:

    систему простых бухгалтерских счетов;

    балансировочные таблицы;

    системы уравнения;

Необходимо усвоить принципы:

    классификация экономических операций и их виды (трансферты, текущие, капитальные)

    группировки хозяйствующих субъектов

    построения схем основных счетов СНС (продуктов и услуг; производства; образования доходов; распределения доходов; использования доходов; капитальных затрат; текущих операций «остального мира»).

В современных условиях Украина переходит к рыночной экономике, поэтому вводятся международные стандарты системы национальных счетов.

Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, НД.

Для эффективного регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, скоординированных между собой. Такой макроэкономической моделью стала система национальных счетов, получившая широкое распространение после II Мировой войны. Первые подсчеты НД по СНС - Германия, США, Япония, Франция - начало 30-х гг. нашего столетия. Статистика НД стремилась определить объем НД, чтобы определить потенциал страны, что делалось с помощью сводных показателей

Переход к замкнутой системе счетов является значительным достижением зарубежной экономической и статистической мысли.

В 51-53 гг. комитет экспертов по рекомендации статистического комитета ООН руководство "Система национальных счетов и система стандартных таблиц ООН". Эта методология пересматривалась в 1958, 1964, 1968 гг. В 1968 - 1991 гг. использовалась система ООН63, с 1993 г. - ООН93. В 1956 г. издается справочник ООН "Ежегодник по статистике национального счетоводства".

Система национальных счетов - макроэкономическое бухгалтерское цифровое отображение доходов за определенный хозяйственный период (1 год, обычно).

Макроэкономическое - всеобщий анализ экономического процесса.

Бухгалтерское - двойная запись хозяйственных операций по системе бухгалтерских счетов.

Система национальных счетов - макростатистическая модель экономики страны, стоится с помощью статистического метода балансовых построений.

В СНС народное хозяйство рассматривается как:

Конечная единица учета

Увеличенная копия частной компании с многочисленными подразделениями.

Задача системы национальных счетов - отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса производства.

Особенность - запись в бухгалтерских счетах относится к обороту дохода, учитываются потоки доходов, имеющих место за определенный хозяйственный период.

Методы изложения системы национальных счетов.

Деление экономики на сектора:

1). предприятия:

производственные единицы, производящие товары и услуги с целью их реализации и получения прибыли (АО, корпорации и некоторые ИЧП)

2). правительство:

все органы государственного управления вне зависимости от источника их финансирования.

3). домашние хозяйства:

объединение всех равотников наемного труда, их семей, в том числе частных некомерческих учреждений, обслуживающих сектор домашних хозяйств (профсоюзы, общества, клубы)

4). остальной мир:

все остальные экономические единицы.

В модели национальных счетов:

Производство

Потребление

Капитальные вложения

Внешнеэкономическая деятельность

Все страны используют следующие методы изложения системы национальных счетов:

1). система простых бухгалтерских счетов

2). балансировочные таблицы

3). система уравнений

5). матрицы

Пример.

Потоки доходов.

Два сектора: домашние хозяйства и предприятия.

а). сектор предприятий выплатил сектору домашних хозяйств заработную плату в размере 100 млн. руб.

б). сектор домашних хозяйств купил у сектора предприятий товары на 80 млн. руб.

в). сектор домашних хозяйств оставил 20 млн. руб. на собственные сбережения

г). сектор предприятий начислил в амортизационный фонд 10 млн. руб.

д). сектор предприятий осуществил капиталовложения на сумму 30 млн. руб.

1). Метод простых бухгалтерских счетов - принцип двойной записи.

Каждая операция записывается дважды:

В качестве использованных средств

В качестве ресурсов.

Дважды происходит списание каждой операции:

В счете плательщика

В счете получателя.

Получение денег, товара и т.п. регистрируется в правой стороне счета; предоставление услуг другим секторам - в левой стороне как использование ресурсов.

Предприятия Домашние хозяйства Накопления

Использован-ные ресурсы

2). Балансировочные таблицы.

Предприятия

Домашние

хозяйства

Накопления

Название операции

Предприятия

Домашние

хозяйства

Накопления

1). выдача з/п

2). покупка прод.

3). сбережения

4). амортизация

5). капитало-вложения

3). Уравнения

Капиталовложения = з/п + амортизация + товар

Накопления = капиталовложения - сбережения

5) Матрицы.

Позволяется обозначение в одной записи, характер операции определяется положением записи.

Дебит счета - по строкам, кредит по столбцам, к примеру.

Р Е С У СЫ - К Р Е Д ИТ

Предприятия

Домашние хозяйства

Накопления

Итоговая строка

Предприятия

И С П О Л Ь -

Домашние хозяйства

З О В А Н Н Ы Е

Накопление

Р Е С У Р С Ы

Итоговая строка

Классификация экономических операций.

Участие экономической единицы в предпринимательской деятельности отражается посредством экономической операцией, показывающей взаимоотношение двух сторон, одна из которых покупает, а другая продает.

Экономическая операция - первичная единица учета. Все экономические операции происходят не в один момент.

Операция реализации товара включает в себя:

Смена собственника товара

Доставка

Предъявление счета

Получение денежной суммы

Платеж происходит при смене собственника товара. Если поставка товара и платеж происходит частями, то идет речь об операциях кредитования:

1). операции торгового кредитования, если покупатель производит платеж после получения товара

2). кредит предоставляется продавцу, если покупатель обязуется произвести постепенный платеж до срока поставки товара.

Обязательства могут относиться к:

Определенному моменту (уплата налогов, пособия по социальному обеспечению)

Периоду (арендная плата, определенные виды налогов)

Идеология балансировочного построения предусматривает отражение не факта выплаты и поступления, а отражения потоков сумм, подлежащих оплате или получению.

Классификация экономических операций в зависимости

от значения:

Двусторонние - большинство операций с товарами и услугами

Односторонние - потребление фермером части своей продукции

Промежуточные

от объекта:

Материальные - покупка товаров, услуг, выдача заработной платы, налоги, субсидии

Финансовые - валютя, золото, акции, недвижимость.

Виды экономических операций:

Трансферты - не вызывают встречных потоков (социальное страхование, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, получение недвижимости на средства):

1). текущие - операции с товарами и услугами для немедленного пользования (социальное обеспечение)

2). капитальные - операции по увеличению национального богатства.

Различие между текущими и капитальными операциями - методологическая основа системы национальных счетов (СНС).

Производственная деятельность:

1). рыночная - с целью получения прибыли

2). нерыночная - без получения прибыли (производство для собственного потребления)

СНС не охватывает:

1). теневую экономику, т.е. производство товаров и услуг, участвующих в экономических отношениях, но не подлежащих учету

2). бесплатные услуги домашних хозяйств - от 25% до 51% от ВНП, часто отдельно от основных услуг:

метод отличия:

1). метод выпуска (по рыночной цене)

2). исходит из оценки временных затрат.

Реальные сектора в системе национальных счетов (СНС):

1). сектор нефинансовых предприятий - институциональная единица, основной функцией которой является производство товаров и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства

2). финансовые учреждения - финансовая или состоящая из институтов единица, которая занята финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию (коммерческие банки, страховые компании).

3). сектор общегосударственное управление - институциональная единица, предоставляющая рыночные услуги для конечного потребления, также осуществляющая функции перераспределения Национального Дохода и Национального Богатства; занимается финансированием сфер:

Социальное обеспечение (фонды социального страхования)

Общее управление, финансовая деятельность, регулирование и планирование экономики, научно-исследовательская деятельность, защита окружающей среды, обеспечение правопорядка и национальной обороны, бесплатное и льготное обслуживание в области культуры и образования; доходы сектора образуются за счет налогов, сборов, уплачиваемых хозяйственными единицами.

4). негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства - все единицы, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам: - общественные организации

Политические партии

Профсоюзы

Церковь;

доходы складываются из добровольных взносов и пожертвований.

5). сектор домашних хозяйств - население, как потребитель продукции, работники наемного труда, члены их семей.

6). сектор "остальной мир" охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в которой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

Характеристика адаптированной СНС в Украине

1992 г. - СНС, которая базируется на европейской системе интегрированных счетов (ЕСИЭС)

1993 г. - Последний вариант счетов ООН

Экономические операции, отражающиеся в СНС:

(по группам)

1). операции с продуктами и услугами

2). распределительные операции

3). финансовые операции.

Схемы счетов СНС макроуровня, отраслей экономики и схемы счетов секторов национального хозяства идентичны, носят сквозной характер.

Для всех счетов характерно, что итоги экономических операций каждого счета балансируются с помощью балансировочной позиции. Балансировочные позиции необходимы для перехода к следующему счету, для компетентного экономического анализа.

Система цен в СНС

Промежуточное потребление

Оплата труда

Валовая прибыль

Чистые налоги на производство

Чистые налоги на продукты и импорт

Торгово-транспортная наценка

ФАКТОРНАЯ СТОИМОСТЬ

ОСНОВНАЯ СТОИМОСТЬ (ЦЕНА)

ЦЕНА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (РЫНОЧНАЯ ЦЕНА)

ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ

Факторные цены - первичные затраты: заработная плата, прибыль, амортизация.

Основные цены = факторные цены + чистые налоги на производство

Цена производителя (рыночная цена) = основная цена + чистые налоги на продукты и импорт =факторные цены + все налоги

1). прямые:

на доход, прибыль, имущество

2). косвенные:

на производство

косвенные товарные налоги - взымаются пропорционально стоимости произведенной или проданной продукции (НДС, акцизы, налог с продаж), продукты и импорт

косвенные нетоварные налоги (на продукты и импорт) - взымаются в связи с использованием факторов производства, уплачиваются в связи с разрешением на производство чего-либо или на пользование чем-либо (налоги на численность занятых, налог с владельцев строений, гербовые сборы, специализированные платежи, налоги на импорт)

1). текущие

2). единовременные (налог на капитал)

Субсидии - дотации государства того или иного вида деятельности: производство, продукты, импорт.

Схемы основных счетов СНС.

Схема счета продуктов и услуг - отражение формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление и экспорт.

Валовой выпуск продуктов и услуг включает

Реализованную продукцию

Продукцию, произведенную предприятием, им же потребленную для основного и непрофильного производства, личного и коллективного потребления своих работников и членов семей

Продукцию, передвижную в ходе натурального обмена

Продукцию, произведенную в домашних хозяйствах для собственного потребления

Рыночные услуги наряду с фактическими рыночными услугами включает

Услуги, предоставленные предприятиями своим работникам бесплатно и по льготным ценам

Проживание в собственном жилище

Условно исчисленную оплату финансовых посредников

Нерыночные услуги государственных учреждений подразделяются на:

Удовлетворяющие индивидуальные потребности

Удовлетворяющие коллективные потребности.

Сальдированный налог = Налоги - Субсидии

Налог на импорт - поступление в бюджет частного дохода в результате различий между внешнеторговыми и внутренними ценами по экспорту и импорту, а также импортные пошлины и реализованное наложение.

Промежуточное потребление - начальная фаза использования валового выпуска произведенной продукции и оказанных услуг, или произведенных совокупных ресурсов:

Использованные в текущем производственном процессе продукты и материальные услуги - покупные и собственного производства, кроме оставшихся в запасах и относящихся к основным фондам

Оплата нематериальных услуг

Дополнительные расходы в интересах текущего производства: командировочные; для обеспечения нормальных условий труда; на спецодежду, спецпитание, средства индивидуальной защиты; возмещение работникам затрат на приобретение инструмента; представительсккие расходы; оплата за обучение работников

Покупки продуктов питания и напитков гостиницами, ресторанами, кафе и т.п., медицинскими и учебными заведениями

Расходы домовладельцев на текущий ремонт домов

Питание и обмундирование военнослужащих

Расходы на покупку военной техники

Схема счета производства - отражение операций, относящихся к процессу производства в сфере материального производства и в сфере нематериальных услуг.

Схема счета образования дохода - отражение распределительных операций, непосредственно связанных с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплата труда, чистые налоги на производство, валовая прибыль предприятий и смешанные доходы населения.

Использование

Оплата труда работников

Налоги на производство (включая налоги на продукты) и импорт

в том числе

на производство (включая налоги на продукты)

на продукты

на собственно налоги

на импорт

Валовая прибыль/валовой смешанный доход

в том числе

потребление основных фондов

чистая прибыль/чистый смешанный доход

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

Субсидии на производство (включая субсидии на продукты) и импорт

в том числе

на производство (включая субсидии на продукты)

на продукты

на собственно налоги

(другие налоги, связанные с производством)

на импорт

Оплата труда работающих по найму

Оплата за труд

Оплата за кратковременное отсутствие на работе (отпуск, квота по болезни)

Премии, участие в прибылях, предусмотренные в трудовом соглашении, контракте

Прибыль - финансово-экономическая характеристика результативности деятельности по национальному хозяйству в целом и по отдельным его структурным составляющим.

Смешанный доход - применяется в тех случаях, когда сложно или невозможно доход интерпретировать как оплату труда или только как прибыль.

Схема счета распределения дохода - отражение общей величины доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов; отражение потоков доходов (прибыли, смешанного дохода, оплаты труда), полученных в результате производственной деятельности институционных единиц; отражение вторичных доходов (доходов от собственности, текущих трансфертов).

Доходы от собственности - проценты по ссудам, полученные и уплаченные банками, дивиденды, другие доходы от участия в акционерном капитале, чистая земельная рента, плата за разработку полезных ископаемых, лесных и рыболовных угодий, реинвестированный доход иностранных компаний.

Текущие трансферты - доходы перераспределительного характера: страховые платежи и возмещения, налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пособия по социальному обеспечению, штрафы и пеня, добровольные взносы, обязательные платежи и сборы.

Налоги на доходы и имущество отличны от налогов на производство и налогов на капитал, а пособия по социальному обеспечению как прочие текущие трансферты - от капитальных трансфертов.

Располагаемый доход - результативный показатель распределения доходов.

Схема счета использования доходов - отражение расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и государственных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и оставшейся части располагаемого дохода, представляющего собой валовое сбережение.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств

Услуги социально-культурного характера, предоставляемые бесплатно предприятиями работникам

Социальные пособия в натуральной форме от государственных учреждений и общественных организаций

Продукты, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления

Условная стоимость услуг по проживанию в собственном жилище

Национальное потребление домашних хозяйств = потребление домашних хозяйств на экономической территории - потребление нерезидентов на экономической территории + потребление резидентов за границей.

Расходы на конечное потребление государственных учреждений и общественных организаций подразделяются на расходы:

Государственных учреждений и общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства или удовлетворяющие индивидуальные потребности

Государственных учреждений и общественных организаций, удовлетворяющих коллективные потребности

Валовое национальное сбережение = валовой национальный располагаемый доход - конечное национальное потребление.

Схема счета капитальных затрат - отражение формирования ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных

средств, приобретение земли и нематериальных активов.

Накопление в СНС определяется в валовой форме, т.е. до вычета из капитальных вложений за год годового потребления основных фондов, исходя из нормы амортизационных отчислений.

Накопление основных фондов считается в виде изменения запасов материальных оборотных средств. Размеры накопления оборотных фондов определяются в виде суммы изменений:

Запасов материальных ценностей, используемых при производстве продукции и оказания услуг (сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов и т.п.)

Объемов готовой продукции, находящейся на складах изготовителей или торгово-снабженческих организаций

Незавершенного (неоплаченного) производства

Запасов государственных резервов.

Капитальные трансферты, переданные за границу или полученные из=за рубежа, подразделяются на субсидии на капитальные вложения, налоги на капитал и другие.

Операции с землей учитываются только между резидентами и по одной цене покупателя и продавца, включаются в накопление основных фондов.

Схема счета текущих операций "остального мира " - отражает движение продуктов, услуг, доходов.

Использование

Экспорт продуктов и услуг

Конечное потребление домашних хозяйств-"не резидентов" на экономической территории страны

Оплата труда работников, резидентов нанимателями-"не резидентами"

Субсидии на производство и импорт, полученные от "остального мира"

Текущие трансферты, полученные от "остального мира"

Импорт продуктов и услуг

Конечное потребление домашних хозяйств-"резидентов" за рубежом

Оплата труда наемных работников-"нерезидентов" "резидентами"

Налоги на производство (включая налоги на продукты) и импорт, уплаченные "остальному миру"

Доходы от собственности, переданные "остальному миру"

Текущие трансферты, переданные "остальному миру"

Сальдо текущих операций с "остальным миром"

Особенность - ресурсы и использование ресурсов показываются с точки зрения "остального мира".

Импорт и экспорт продуктов охватывают в счете текущих операций "остального мира" соответственно ввоз из других стран и вывоз в другие страны "видимых" товаров и услуг, состав которых предусмотрен международными стандартами.

Импорт "видимых" товаров - ввоз товаров в страну.

Экспорт и импорт "видимых" товаров включают:

Вывоз (ввоз) немонетарного золота, серебра и других драгоценных металлов, которые не поступают в качестве платежного средства

Товары, предоставленные в счет взносов в фонд технической помощи ООН в качестве даров, безвозмездной помощи

Вывоз (ввоз) электроэнергии, воды, товаров по трубопроводам (нефть, газ)

Бункерное топливо, продовольствие и материалы, проданные для иностранных судов, самолетов и грузовых автомобилей

Улов рыбы и других морских продуктов, проданных (купленных) в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий)

Вывоз (ввоз) кино- и телефильмов, включая оплату лицензий на них

Вывоз (ввоз) ценных бумаг, банкнот и монет, не находящихся в обращении.

Разница между экспортом "видимых товаров", услуг материального и нематериального характера и импортом "видимых товаров", услуг материального и нематериального характера образует сальдо экспорта-импорта. Сальдо экспорта-импорта - сводный показатель внешнеторгового баланса.

Текущие трансферты, полученные от "остального мира":

Платежи по страхованию от несчастных случаев

Текущие налоги на доходы и имущество

Отчисления на социальное страхование

Пособия по социальному обеспечению

Обязательные платежи и сборы домашних хозяйств государственным учреждениям

Штрафы и пени

Добровольные взносы

Прочие текущие трансферты

Капитальные трансферты, переданные "остальному миру" или полученные от него:

Субсидии на капитальные вложения, предоставленные другим странам или полученные от других стран безвозмездно

Налоги на капитал

Другие капитальные трансферты.

Схема счета капитальных затрат "остального мира" - отражение движения капитала.

Новое на сайте

>

Самое популярное