Домой Полезные советы Блокирование расчетных счетов: отмена решения. Получив копию решения о приостановлении операций по счетам, организация может

Блокирование расчетных счетов: отмена решения. Получив копию решения о приостановлении операций по счетам, организация может

"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2010, N 2

Испытать неприятные последствия блокировки расчетных счетов может любой страховщик. Чаще всего решение о приостановке операций по счету принимается из-за неуплаты налогов или задержки в сдаче отчетности. Но возможны такие случаи и из-за ошибок налоговых органов или даже с целью превентивных мероприятий. Когда действия налоговой службы неправомерны, их можно оспорить. Каким образом это сделать, как налогоплательщику обосновать свою позицию в суде, чтобы решение налогового органа о блокировке счета было отменено?

Отмена решения о приостановлении операций по счету

Согласно Налоговому кодексу РФ операции по счетам налогоплательщика-организации должны быть приостановлены до тех пор, пока банк не получит от налогового органа решение об отмене этой меры воздействия (п. 7 ст. 76 Налогового кодекса РФ). Форма такого решения утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (абз. 2 п. 4 ст. 76 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что с 1 января 2009 г. изменился порядок передачи в банк решения о разблокировке счетов налогоплательщика. До вступления в силу названного закона бухгалтеры организаций, чтобы ускорить процесс, сами ездили в налоговую инспекцию за решением о разблокировке и привозили его в банк. Эту возможность давала им прежняя редакция Налогового кодекса РФ, согласно которой решение могло выдаваться представителю банка, а банки выдавали доверенность на его получение своим клиентам. По новым правилам решения об отмене блокировки налоговые органы обязаны направлять строго по местонахождению банков, а уже оттуда банки отправляют документы в свои отделения. Естественно, процесс разблокировки затягивается, причем исходя из опыта налогоплательщиков иногда на несколько месяцев. Налоговый кодекс РФ не предусматривает вручение подлинника решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю организации). Об этом Минфин России напомнил в Письме от 17.12.2008 N 03-02-07/1-517.

Однако Минфин России в Письме от 17.02.2009 N 03-02-07/1-73 разъяснил, что получить решение об отмене приостановления операций можно и в налоговой инспекции представителю банка при наличии у него документально подтвержденных полномочий.

Какие факторы влияют на скорость разблокирования счета?

Прежде всего, причина самой блокировки. Если это произошло из-за неуплаты налога, то в соответствии с п. 8 ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам должно быть отменено решением налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих факт взыскания налога. Если задолженность по налогам была списана с расчетного счета организации по инкассовому поручению, то, получив уведомление банка о погашении долга, налоговики должны принять решение о разблокировании счета. Если налогоплательщик самостоятельно погасил задолженность, то блокировка будет снята лишь после того, как он принесет в налоговую инспекцию платежное поручение на уплату задолженности по налогам, пеням, штрафам с отметкой банка об исполнении. При этом банк не может разблокировать счет налогоплательщика, пока не получит от налогового органа соответствующее решение (п. 7 ст. 76 Налогового кодекса РФ).

При наличии у налогоплательщика нескольких расчетных счетов и достаточного количества денежных средств на них для погашения недоимки, чтобы не останавливать хозяйственную деятельность, он может разблокировать некоторые из счетов. Пункт 9 ст. 76 Налогового кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право подать в налоговую инспекцию заявление об отмене приостановления операций по части счетов. При этом он должен указать те из счетов, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов. К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив такие документы, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика. Согласно п. 5 ст. 76 Налогового кодекса РФ банки, получившие решение о приостановлении операций по счетам, не позднее следующего дня после его получения должны сообщить в налоговую инспекцию сведения об остатках денежных средств на заблокированных счетах.

Если же счет был заблокирован по причине непредставления налоговой декларации, то вынести решение об отмене приостановления операций по расчетному счету налоговые органы должны не позднее одного рабочего дня, следующего за датой представления соответствующей формы налоговой отчетности (абз. 2 п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ). При этом копия решения об отмене приостановления операций по счету передается налогоплательщику в те же сроки, то есть не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (абз. 5 п. 4 ст. 76 Налогового кодекса РФ).

Если декларация была отправлена заказным письмом, но счет все равно заблокировали, то для снятия блокировки налогоплательщику необходимо сделать копии декларации, а также почтовых квитанций о направлении письма с описью вложения (с почтовым штемпелем и подписью работника почты). Далее налогоплательщик должен представить оригинал декларации и сделанные копии в налоговый орган по месту учета. Должностное лицо налогового органа после проставления отметки о представлении налоговой отчетности выносит решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Естественно, банк снимет блокировку только после того, как получит от налогового органа соответствующее решение.

На практике возможна ситуация, когда налог не перечислен в бюджет из-за ошибки банка, за что, по мнению Минфина России, организация никакой ответственности не несет (Письмо от 13.10.2005 N 03-02-07/1-263). Но если налоговики и в этой ситуации приостановили операции, следует подать заявление в налоговую инспекцию с просьбой разблокировать счет, так как причиной неуплаты налога является ошибка банка, и приложить копию платежного поручения. Обратим внимание на Письмо ЦБ РФ N 169-Т, ФНС России N ММ-22-1/944@ от 15.12.2009, согласно которому при наличии оснований полагать, что задержка поступления средств могла произойти вследствие недобросовестного поведения кредитной организации, территориальный орган ФНС России направляет запрос территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации. Данное учреждение, в свою очередь, направляет в Банк России результаты рассмотрения запроса налогового органа, копию полученной от кредитной организации информации о неисполненных поручениях налогоплательщиков, а также перечень клиентов кредитной организации, чьи платежные поручения на перечисление платежей в бюджетную систему РФ не исполнены. По результатам рассмотрения этих документов Банк России направляет в ФНС России информацию, которая и является основанием для привлечения территориальными налоговыми органами к ответственности кредитной организации, допустившей нарушение.

В случае если платежи не попадали вовремя в бюджет по вине налоговых инспекторов и в результате заблокирован счет на основании числящейся недоимки, налогоплательщику следует обратиться в суд.

Если организация указала в платежном поручении неправильный КБК, налоговый платеж может попасть в раздел невыясненных платежей. После блокирования счета по этой причине необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Однако этому будет предшествовать сверка платежей, в результате чего процесс разблокировки может затянуться.

Оспаривание незаконного приостановления операций по счету

Если налогоплательщик столкнулся с незаконной блокировкой расходных операций по расчетному счету, ему остается лишь обратиться в судебные инстанции. Ожидая положительного решения, он должен обосновать свою позицию. Это подтверждает арбитражная практика. Но так или иначе подобные процессы, как правило, длятся больше полугода.

Заблокированные счета на протяжении столь длительного времени - серьезная проблема для любого налогоплательщика. Альтернативной мерой может быть обращение в арбитражный суд с ходатайством о приостановлении действия решения о блокировке счета на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ во избежание причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 АПК РФ). И если арбитражный суд удовлетворит заявленные требования, то случится это уже на следующий день после обращения. В результате - плательщик продолжает пользоваться расчетным счетом, а судебное разбирательство идет своим чередом. В Письме от 15.10.2009 N 03-02-07/1-466 Минфин России сообщил, что согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 под приостановлением действий ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Таким образом, в случае приостановления действия налогового органа о блокировке операций по счету налогоплательщика-организации банк вправе проводить в установленном порядке расходные операции по данному счету и открывать этой организации новые счета.

Однако налогоплательщику, выбравшему такой путь, надо очень тщательно подойти к обоснованию своих требований, а также подтвердить вероятность значительных финансовых потерь в период блокировки счета. Примеры решения проблемы в пользу налогоплательщика есть. Это Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2008 N КА-А40/680-08, когда организации удалось подтвердить, в частности, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке причинит ей значительный ущерб - лишит возможности исполнять обязательства перед поставщиками, на суммы несвоевременно выплаченной заработной платы работникам должны будут начисляться проценты, придется приостановить деятельность сотрудников до полного погашения задолженности по заработной плате. Еще одно положительное решение - Постановление ФАС Московского округа от 17.08.2007 N КА-А40/7894-07. В этом деле для подтверждения ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа организация представила оспариваемые ненормативные акты, письма банка, свое штатное расписание.

Определенные сложности возникают у налогоплательщика, если после приостановления операций по счетам меняется юридический адрес организации и она переходит под юрисдикцию другой налоговой инспекции. Возникает естественный вопрос: какая налоговая инспекция должна принимать решение о разблокировке - новая или старая? На практике в этом отказывают и та, и другая. Прежняя - потому, что организация уже не состоит в ней на учете, а новая - потому, что решение о блокировке она не выносила. Между тем ФНС России своим внутренним приказом установила обязанность передачи прежней инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в новую ИФНС в течение 10 рабочих дней после снятия организации с учета. Налоговый кодекс РФ вовсе не требует, чтобы решение отменяла именно та налоговая инспекция, которая его выносила. Поэтому, если в период, когда счета были заблокированы, организация сменила местонахождение, решение об отмене должна принять налоговая инспекция по новому месту учета. Такое разъяснение Минфин России дал в Письме от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484. Отменить решение о блокировке новая инспекция должна хотя бы потому, что после постановки организации на учет она осуществляет над ней налоговый контроль, а также проверяет наличие или отсутствие оснований для отмены обеспечительных мер.

Если налоговый орган не отреагирует на заявление налогоплательщика об отмене блокировки, можно обжаловать его бездействие в вышестоящем налоговом органе, подав жалобу в канцелярию или общий отдел налогового управления (копию жалобы с отметкой о получении следует направить в налоговую инспекцию). Если и в этом случае решение не будет принято, можно обратиться в суд не просто с жалобой, но и с требованием возместить понесенные убытки по вине налогового органа.

Конечно, доказать связь возникновения убытков с неправомерными действиями налогового органа непросто. И все же прецеденты положительных для налогоплательщиков решений есть. Некоторым организациям удалось доказать в суде, что по вине налоговых органов им пришлось потратить незапланированные средства на открытие нового расчетного счета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2006 по делу N А26-10592/2005-15). Иногда налогоплательщикам удается возместить за счет инспекции расходы на юриста, который представляет их интересы в процессе судебного разбирательства (Постановление ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-32/09-С4). А, например, ФАС Московского округа 28.10.2008 по делу N КА-А40/9289-08 постановил, что из-за нерасторопности налогового органа, затянувшего более чем на три месяца разблокировку счета, компания понесла серьезные убытки, выплатив проценты и пени за просрочку в погашении задолженности по кредиту при наличии на расчетном счете достаточного остатка денежных средств.

Итак, наличие и размер понесенных убытков, неправомерность действий налоговой инспекции, а также причинная связь между этими обстоятельствами, подтвержденные материалами дела, позволят налогоплательщику требовать возмещения налоговым органом убытков в соответствии со ст. ст. 35 и 103 Налогового кодекса РФ. При этом согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Взыскание платежей со счета налогоплательщика иными органами

Налоговым кодексом право блокировки расчетного счета предоставлено только налоговым органам. Однако другие контролирующие органы также могут применить блокировку, но на основании иных законодательно-нормативных актов.

С 1 января 2010 г. взыскание страховых платежей осуществляется Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом не предусматривается приостановление операций по счету. Формы решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (форма 1-ПФР и форма 1-ФСС РФ), утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н.

Полномочиями по приостановлению счета наделены таможенные органы, которые используют процедуру блокировки при взыскании с организаций задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. При этом таможенные контролеры руководствуются Порядком приостановления операций по счетам в банке, утвержденным Приказом ГТК России от 03.06.2002 N 567.

Полномочиями по блокировке обладает также Федеральная служба по финансовому мониторингу на основании Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и п. 5.9 Постановления Правительства РФ N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу".

Л.Г.Баранова

22.02.2011
газета «Учет. Налоги. Право»

С 1 января этого года компании вправе требовать от инспекторов проценты за неправомерное приостановление операций по счетам (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Чтобы получить с налоговиков деньги за незаконную приостановку операций по счетам, необходимо особое заявление.

Специальной формы такого заявления нет, поэтому его можно составить в произвольном виде (см. образец). В нем стоит сообщить, что счет был заблокирован незаконно, и приложить к заявлению копии подтверждающих документов: решения о приостановлении операций по счету и письменного требования компании о разблокировке счета. Это могут быть также копии квитанций, платежек, выписок банка, подтверждающих, что компания в срок представила декларации и перечислила налоговые платежи и требования об их уплате ей инспекция не выставляла.

НАПОМНИМ. Налоговики вправе приостановить операции по счетам, только если компания не исполнила требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ). Либо если компания в течение 10 рабочих дней после окончания срока сдачи декларации так и не представила ее в инспекцию (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Для верного расчета процентов рекомендуем в заявлении привести реквизиты незаконно заблокированного счета, точные даты его блокировки и разблокировки и данные счета для перечисления процентов. И конечно, расчет положенных компании процентов. Их начисляют за каждый календарный день на зависшую на счете сумму по ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в дни неправомерной блокировки счета.

Сроки для обращения за процентами, а также их выплаты в кодексе не установлены, поэтому в заявлении стоит прямо назначить инспекторам срок, в который требуете от них перечислить проценты. Например, в течение месяца. Если инспекторы в него не уложатся, можно будет обжаловать их бездействие в УФНС или сразу в суд (ст. 137, 138 НК РФ).

Обратиться за процентами можно и до разблокировки счета, потребовав их в письме в налоговую с требованием об отмене приостановления операций по счету. Такой вариант может ускорить снятие ареста со счета, но не исключает споры насчет размера процентов. Ведь фактически определить их размер можно только после разблокировки счета.

Руководителю Инспекции
ООО «Компания»
ФНС России № 1 по г. Москве
Петрову Петру Петровичу
Общество с ограниченной ответственностью
«Компания»
ОГРН 1045012461022,
ИНН 7701025478, КПП 770101001,
127138, г. Москва, ул. Басманная, д. 25 Исх.

№ 20 от 21.02.2011 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ
о выплате процентов за незаконное приостановление операций по счету

В связи с непредставлением декларации по НДС за четвертый квартал 2010 года нашей компании на основании решения ИФНС № 1 по г. Москве от 04.02.11 № 50 были приостановлены операции по расчетному счету № 40702810021400000012, открытому в АКБ «КомБанк». Но декларация по НДС за четвертый квартал 2010 года была представлена нашей компанией ИФНС № 1 по г. Москве по телекоммуникационным каналам в срок - 17 января 2011 года. Этот факт зафиксирован в подтверждении, полученном от специализированного оператора связи, а также в квитанции ИФНС № 1 по г. Москве о приеме представленной декларации.

Приостановление операций по счету (со дня получения банком решения о блокировке счета до дня получения решения об ее отмене) действовало с 4 по 15 февраля 2011 года включительно.

В связи с незаконным приостановлением ИФНС России № 1 по г. Москве операций по счету и на основании пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса требуем в месячный срок с даты получения заявления перечислить на наш расчетный счет проценты в размере 9534 руб. 25 коп. (4 000 000 руб. × 7,25% : 365 дн. × 12 дн.).

Реквизиты для перечисления: счет № 40702810021400000012, открытый в АКБ «КомБанк» (ИНН 7710105745, КПП 775001001), БИК 044501001.

Приложения:

1. Копия подтверждения спецоператора связи на 1 листе в 1 экз.

2. Копия квитанции ИФНС № 1 по г. Москве о приеме декларации на 1 листе в 1 экз.

« Налоговики прислали в банк Решение о приостановлении операций по расчетным счетам, в связи с неуплатой в сроки налогов и сборов. Прислали во все банки, в которых мы обслуживаемся. Решение в банки поступило 29 мая 2014 г., и по с.д. нет платежных требований от налоговиков по налогам. Скажите, пожалуйста, если какие-то сроки по приостановлению банковских операций, и можем ли мы написать письмо в налоговую об отмене Решения, хотя бы по некоторым банкам. »

налоговая инспекция вправе вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации, а банк в соответствии с решением инспекции, обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены , предельных сроков законодательство не устанавливает, отмена решения инспекции о приостановлении операций по счетам произойдет после уплаты организацией долга по уплате налогов.

п. 6 ст. 76 НК РФп. 10 ст. 76 НК РФ).

При этом, если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1 , подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Право на блокировку счета

Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:

  • не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • не представила налоговую декларацию в установленный срок.

Такой порядок предусмотрен пунктами и

Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).*

Блокировка за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца и пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6 .

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению ().

Блокировка за непредставление деклараций

Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности (п. 3 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам организации, если организация вовремя не предоставила расчет по авансовым платежам (иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов)

Нет, не имеет.

Налоговая инспекция вправе заблокировать банковские счета организации, если организация опоздала с подачей налоговой декларации. Счет может быть заблокирован в течение 10 рабочих дней после того, как истек последний срок подачи декларации по тому или иному налогу (п. 3 ст. 76 , п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Блокировка как противодействие сокрытию имущества

Кроме перечисленных случаев, блокировка счета допускается, если у налоговой инспекции есть основания полагать, что организация может скрыть свое имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности перед бюджетом. Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.) без ее согласия (п. 10 ст. 101 НК РФ). После этого инспекция может заблокировать деньги в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества (абз. 3 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Порядок блокировки в этом случае соответствует порядку, установленному статьей 76 Налогового кодекса РФ (абз. 1 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Блокировка при реорганизации

Если инспекция своим решением заблокировала счет организации, прекратившей свою деятельность в связи с реорганизацией, действие этого решения распространяется и на счета ее правопреемников. Об этом сказано вписьме Минфина России от 24 июля 2012 г. № 03-02-07/1-187 .

Ограничения блокировки

Блокировка счета не распространяется:

  • на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • на платежи по перечислению (списанию) в бюджет налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

Обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).

Если организация ликвидируется, при недостаточности денежных средств на ее банковском счете применяется очередность, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

  • морального вреда;
  • сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на выплату зарплаты, даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112 .

Ситуация: можно ли перечислить зарплату и другие выплаты сотрудникам с заблокированного налоговой инспекцией счета

Ответ на этот вопрос зависит от трех факторов:

  • от статуса организации в момент блокировки счета (действующая или находящаяся в процессе ликвидации);
  • от календарной очередности поступления расчетных документов;
  • от причины блокировки счета.

При блокировке счета банк прекращает все расходные операции по нему (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность которых предшествует очередности расчетов с бюджетом (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).

В отношении действующей организации перечисление зарплаты и других выплат по трудовым договорам, а также платежи в бюджет относятся к одной очереди . В таком случае действует правило календарной очередности поступления расчетных документов. То есть если расчетные документы по оплате труда сотрудников поступили в банк раньше, чем распоряжения на перечисление денежных средств в бюджет, банк в первую очередь перечислит со счета выплаты сотрудникам. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 , от 7 июля 2011 г. № 03-02-07/1-229 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225 .

В отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, установлен другой порядок очередности расчетов с кредиторами . В этом случае нужно руководствоваться положениями пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ, из которых следует, что при ликвидации организации очередность расчетов с сотрудниками предшествует очередности расчетов с бюджетом. Таким образом, банк должен перечислить суммы зарплаты и других выплат по оплате труда сотрудникам, работающим или работавшим по трудовым договорам, со счета организации, операции по которому были приостановлены по решению инспекции. Аналогичная точка зрения высказана в письме Минфина России от 2 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-274 .

Следует отметить, что блокировка банковского счета может быть не связана с погашением имеющейся у организации задолженности по уплате налогов в бюджет. Например, если инспекция блокирует счет из-за непредставления налоговой декларации, но требований об уплате налогов организации не предъявляет (п. 3 ст. 76 НК РФ). В этом случае расходование средств на выплату зарплаты с заблокированного счета организации допускается. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 9 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-285 .

Решение о блокировке

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ*. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738 .

Заявление об отмене блокировки

Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Законодательство предусматривает две меры по ограничению права распоряжаться денежными средствами на банковском счете организации:

  • арест денежных средств, находящихся на счете;
  • приостановление операций по счетам (блокировка счетов).

Если же блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, на сумму блокировки никаких ограничений нет. И организация не вправе осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 17 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-182 .

Подробнее о том, как и в каких случаях налоговая инспекция вправе заблокировать счет организации, см. Когда могут быть приостановлены операции по банковскому счету .

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. Если после принятия решения о приостановлении операций у организации изменились наименование и (или) реквизиты счета, по которому действует приостановление, полученное решение банк все равно исполнит. Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Нет, не может.

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам и до получения решения налоговой инспекции (таможенного органа) об отмене приостановления операций по счетам (п. 7 ст. 76 НК РФ , п. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). При этом решение об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция (таможенный орган) вручает представителю банка под расписку или направляет в банк в электронном виде (иным способом, позволяющим убедиться в дате его получения) (п. 4 ст. 76 НК РФ , п. 6 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Из этого следует, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, полученная организацией в налоговой инспекции (таможенном органе), не является основанием для отмены банком решения о блокировке счета. Действие решения налоговой инспекции (таможенного органа) о приостановлении операций сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации.

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 30 марта 2007 г. № 03-02-07/1-150 , от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-266 . Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении таможенных органов.

Действия организации

Разблокировка счета

Если операции на расчетном счете были приостановлены из-за неисполнения требования налоговой инспекции о перечислении обязательных платежей, решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий) о взыскании платежей (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, то решение о разблокировке инспекторы оформляют новым документом (решением) в срок не позднее одного дня после представления декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, отменить свое решение о блокировке счета налоговая инспекция может, если на заблокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении. В этом случае организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. В этом заявлении нужно указать реквизиты счетов, на которых достаточно средств для взыскания налога. В двухдневный срок со дня его получения инспекция принимает решение об отмене блокировки в части суммы, сверх указанной в решении о блокировке.

При отсутствии документов, подтверждающих наличие средств на указанных в заявлении счетах, налоговая инспекция может самостоятельно направить в банк запрос об остатках средств. Банк обязан дать ответ в электронном виде не позднее дня, следующего за днем получения такого запроса. После получения от банка соответствующей информации инспекция в течение двух дней принимает решение и отменяет блокировку.

Такое основание предусмотрено в пункте 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Не позднее, чем на следующий день после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция должна направить его в банк (передать представителю банка под расписку) (п. 4 ст. 76 НК РФ).*

Ситуация: как можно отменить решение налоговой инспекции о приостановлении операций на банковских счетах организации, если суд его признал недействительным

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам организации до момента отмены такого решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не урегулирован вопрос об отмене решения налоговой инспекции о приостановлении операций на счетах, если такое решение признано судом недействительным. Вместе с тем, в своих действиях налоговые инспекции должны руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами, в частности Арбитражным процессуальным кодексом РФ (п. 3 ст. 30 НК РФ).

Вступившие в силу решения арбитражного суда являются обязательными для исполнения на всей территории России (п. 1 ст. 16 АПК РФ).

Поэтому, если суд признал решение о приостановлении операций по счетам недействительным, представьте в налоговую инспекцию судебное решение, вступившее в силу. И тогда есть все основания полагать, что решение о приостановлении операций по счету отменят в кратчайшие сроки.

За неправомерную блокировку счета налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Санкции за неправомерную блокировку счета

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются поставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам).*

Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:

Такой порядок предусмотрен пунктом 9.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Налоговая инспекция ошибочно заблокировала работу расчетного счета предприятия, открытого для проведения операций по государственным контрактам, и необоснованно списала с него денежные средства.

Счет заблокирован в связи с неуплатой налога на прибыль, исчисленного в декларации. Однако налог фактически был уплачен на день раньше дня подачи налоговой декларации. Предполагается, что в инспекции произошла техническая нестыковка между отделами.

Компания просит разъяснить порядок действий по разблокировке счета и обжалования необоснованных действий налоговой инспекции, которые привели к прямым убыткам предприятия.

Механизм обжалования

В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога, пеней или штрафа налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Механизм отмены такого решения предусмотрен п. 9 ст. 76 НК РФ:

  • в случае если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога;
  • налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке;
  • в случае если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах;
  • после получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Такой порядок разблокировки счета применяется, если у налогоплательщика есть недоимка, при этом открыто несколько счетов, и общий остаток на них больше суммы, указанной в решении о блокировке.

Однако в рассматриваемом случае требуемая сумма фактически уплачена, поэтому, на наш взгляд, предприятию следует подать заявление об отмене решения о приостановлении операций по расчетному счету, приложив документы об уплате налога . Налоговый орган обязан будет в двухдневный срок отменить данное решение.

При этом в силу абз. 2 п. 9.2 НК РФ в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Следовательно, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации предприятию следует подать заявление об отмене решения о приостановлении операций по расчетному счету, приложив документы об уплате налога, а также потребовать уплаты процентов на сумму, указанную в решении, за период со дня его получения банком и до дня разблокирования счета.

Если налоговый орган не отменит решение о приостановлении операций по расчетному счету, его действия могут быть обжалованы сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд, как это предусмотрено п. 1, 2 ст. 138 НК РФ.

Взыскание убытков

Относительно взыскания убытков, причиненных неправомерными действиями налогового органа, полагаем необходимым отметить следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145 разъяснено следующее:

  • тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием) (п. 4);
  • требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике (п. 5).
Следовательно, предприятие вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогового органа убытков, причиненных незаконными действиями, выразившимися в приостановлении операций по расчетному счету.

Для взыскания убытков предприятие должно доказать совокупность следующих обстоятельств:

  • наличие убытков и их размер ;
  • противоправность действий (бездействия, решений) налогового органа или его должностных лиц ;
  • причинно-следственную связь между неправомерным поведением налоговиков и убытками. Это означает, что именно приостановление операций по счету привело к возникновению убытков, при этом предприятие предприняло все возможные меры для предотвращения наступления убытков или уменьшения их размера.

Что говорят судьи

Судебная практика по данному вопросу различна.

Например, нижеперечисленные дела решены не в пользу налогоплательщика:

  • истцом не доказана причинно-следственная связь между понесенными убытками и действиями инспекции. При этом добровольная уплата истцом договорных санкций за просрочку оплаты (в связи с блокировкой счета) не может служить основанием для их возмещения. Обществом не обоснован расчет заявленных убытков. Также из представленных договоров не усматривается их взаимосвязь ввиду отсутствия взаимных обязательств, предметом которых являются разные требования. Кроме того, налогоплательщик, ссылаясь не допущенные налоговым органом нарушения, не оспорил решение инспекции о приостановлении операций по счету и действия налогового органа (постановление ФАС МО от 17.05.2013 № А41-34863/12);
  • истец полагал, что если бы его счета не были заблокированы, то он смог бы разместить находящиеся на них средства на банковский депозит под проценты. Соответственно неполученные проценты - это упущенная выгода. Однако истец не доказал принятие необходимых мер и приготовлений для извлечения доходов, то есть обращение в банк для открытия депозита либо наличие уже заключенного такого договора. Кроме того, в результате переоценки валютных средств на заблокированном валютном счете из-за роста курса валют в период блокировки произошло приращение капитала (постановление ФАС ЦО от 27.02.2014 № А64-2190/2013);
  • по мнению истца, из-за блокировки счета он не смог перечислить взносы в СРО строителей (вследствие чего был исключен из СРО), получить заемные средства, выплачивать зарплату и лишился квалифицированных кадров. Однако истец не доказал наличие у него средств, достаточных для оплаты всех необходимых расходов (на взносы в СРО, зарплату и т.д.). Причина исключения из СРО - неоднократная неуплата и несвоевременная уплата членских взносов в периоде, предшествовавшем периоду блокировки счета. Справка о возможности предоставления займа и об отказе от заключения такого договора, выданная другим ООО, не свидетельствует о действительном намерении предоставить заем. Расчет неполученных доходов основан на предположительных данных без учета фактических обстоятельств, влияющих на размер дохода (постановление АС ЦО от 30.09.2014 № А35-2153/2013).
В пользу налогоплательщика решено следующее дело:

Истец считает, что его убытки - расходы на дополнительную платную услугу банка "встречный платеж", позволившую произвести срочные платежи независимо от блокировки счета. Действия ИФНС признаны незаконными, так как налоговые платежи уплачены своевременно (были неверно указаны ИНН и КПП). При наличии заблокированного счета возможность перечисления платежей иным образом у истца отсутствовала. Поэтому подтверждена причинно-следственная связь между действиями налогового органа и дополнительными расходами истца (постановление ФАС ЦО от 30.03.2012 № А64-6030/2010).

Таким образом, по нашему мнению, предприятие имеет возможность взыскать понесенные в связи с блокировкой счета убытки с налогового органа, если будет доказана совокупность обстоятельств, необходимых для применения гражданско-правовой ответственности.

Новое на сайте

>

Самое популярное