Домой Полезные советы Химическая промышленность зарубежной европы. Промышленность: главные отрасли

Химическая промышленность зарубежной европы. Промышленность: главные отрасли

Автомобильная промышленность – одна из ведущих отраслей индустрии Западной Европы. Она зародилась примерно сто лет назад в Германии и во Франции, к массовому серийному производству перешла позже, чем американская, – после Первой мировой войны, после Второй мировой войны превратилась в отрасль с ярко выраженной экспортной ориентацией, после начала энергетического кризиса в 1970-х гг. пережила длительный упадок, но теперь снова находится на подъеме. Производя ежегодно 16–17 млн автомобилей, Западная Европа по этому показателю опережает и США, и Японию. В качестве крупнейших продуцентов выступают ФРГ (5,8 млн автомобилей в 2006 г.), Франция (3,2), Испания (2,8), Великобритания (1,7), Италия (1,2). Всего же в этой отрасли занято около 2 млн человек. Важно, что каждому этапу ее развития соответствовали и свои особенности территориальной структуры.
В течение нескольких десятилетий автомобильная промышленность продолжала развиваться в тех столичных и старопромышленных районах, где она зародилась. Для Франции это был Парижский район (компании «Рено» и «Ситроен») и Юго-Восток («Пежо»), для Германии – районы Франкфурта-на-Майне («Опель») и Штутгарта («Даймлер-Бенц»), для Италии – Турина (ФИАТ), для Великобритании – Западного Мидленда и Юго-Востока («Бритиш Лей-ланд»). В конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. на карте автомобильной промышленности Западной Европы появились новые центры. Это прежде всего Вольфсбург в северной части Германии, где обосновалась фирма «Фольксваген», и Мюнхен в Баварии, где возникли заводы фирмы БМВ («Байерише моторенверке»). К этому перечню можно добавить и предприятия компании «Вольво» в Швеции. По своему производственному типу почти все эти предприятия представляли собой заводы-комбинаты, где наряду со сборочными операциями производили до 3/4 комплектующих частей и деталей.
Перелом в развитии и размещении автомобильной промышленности региона наступил в 1950-е гг., т. е. с началом НТР. Он заключался в переходе от малосерийного к массовому серийному производству автомобилей, от комбинатов – к специализированным заводам, в увеличении их производительности с 50-100 до 500–600 тыс. и более машин в год. Одновременно происходила переориентация с более квалифицированного труда на труд средней и относительно низкой квалификации, который был достаточен в условиях поточного конвейерного производства и внедрения робототехники. В связи с этим и началась миграция автомобильных заводов из столичных и старопромышленных районов в новые районы с более дешевой рабочей силой. Такую децентрализацию размещения можно показать на примерах всех основных стран-производителей.
Во Франции еще в середине 1950-х гг. 4/5 всех легковых автомобилей производилось в границах Большого Парижа. К середине 1980-х гг. его доля сократилась до 1/4, тогда как большинство предприятий переместилось на окраину столичного региона или в такие периферийные районы, как Нормандия, Эльзас, Север, Рона – Альпы. В ФРГ сначала наметился сдвиг на север, в Нижнюю Саксонию (Вольфсбург, Ганновер, Эмден) и Бремен, а затем еще более отчетливо выраженный сдвиг на юг, в Баден-Вюртемберг (Штутгарт) и Баварию. В Италии при сохранении ведущей роли Пьемонта (Турин) произошло передвижение автомобильной промышленности в центральные и южные районы страны. Так, вторым центром автомобилестроения стал Неаполь, где завод фирмы «Альфа-Ромео» перешел к ФИАТу. В Великобритании, которая по общим размерам автомобилестроения отошла с первого места в регионе на четвертое, роль Западного Мидленда и Юго-Востока уменьшилась, а роль Мерсейсайда, Южного Уэльса, Средней Шотландии возросла. В результате размещение автомобильных заводов в перечисленных ведущих странах стало более равномерным.
Это же относится и ко всей Западной Европе. Здесь произошел отчетливо различимый сдвиг на юг – к более дешевой рабочей силе. Наиболее яркий пример такого рода – Испания, где в последние два десятилетия автомобильная промышленность развивается самыми быстрыми темпами, пройдя путь от небольших автосборочных предприятий до крупного серийного производства. Другие примеры – Португалия, Греция (но здесь пока преобладает автосборка), уже упоминавшийся Юг Италии. В середине 1990-х гг. в странах Южной Европы производилось уже более 1/3 всех автомобилей.
Интеграционные процессы в последние два-три десятилетия также оказывают на автомобильную промышленность Западной Европы все более заметное влияние. Оно выражается как в усилении международной специализации и кооперирования производства, так и в увеличении его экспортности. Из 16,6 млн автомобилей, произведенных в этом регионе в 1998 г., на экспорт пошло 12,6 млн (в том числе в другие европейские страны 8,3 млн и за пределы Западной Европы – 4,3 млн).
Еще одна важная черта автомобильной промышленности региона – высокий уровень ее монополизации. В этой отрасли, что называется, задают тон несколько крупнейших автомобильных концернов.
На первом месте среди них – германский «Фольксваген АГ», ежегодно выпускающий 4,8 млн автомобилей (9 % мирового производства) 50 различных моделей. Концерну принадлежат 42 завода, расположенных в разных частях мира, а общее число занятых на них составляет 300 тыс. человек. В 1999 г. именно «Фольксваген» стал первым европейским автоконцерном, выпустившим 100-миллионный автомобиль. Второе место занимает германский «Даймлер-Бенц», который из автомобильного концерна в 80-90-х гг. XX в. превратился в многопрофильный супергигант, по-прежнему широко известный производством машин марки «мерседес», одной из самых престижных в мире. Он выпускает 4,5 млн автомобилей в год (8,5 % мирового производства). Но по грузовым автомобилям его доля значительно больше (17 %); по их выпуску этот концерн уступает только «Форду». На третьем месте – итальянский ФИАТ (2,7 млн автомобилей в год), на четвертом – французский концерн «Рено» (2,3 млн), на пятом – французский же «Пежо-Ситроен» (2,2 млн). За ними следуют германский БМВ, шведская «Вольво» и др. В ходе постоянной борьбы за автомобильный рынок между ними происходит перегруппировка сил. Например, произошло слияние (правда, временное) концерна «Даймлер-Бенц» с американским концерном «Крайслер». А «Фольксваген» фактически поглотил баварскую «Ауди» и испанский «Сеат».
Не менее важно отметить проникновение на западноевропейский рынок американских и японских автомобильных компаний. Американский концерн «Дженерал Моторс» поставил под свой контроль немецкий «Опель», много заводов построил в Европе «Форд». В результате каждая из этих компаний ныне обеспечивает по 10–12 % потребностей западноевропейского рынка. Не менее глубоко внедрились в этот рынок и японские автомобильные компании – «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мазда», «Мицубиси». Их доля в обеспечении западноевропейского рынка также составляет 10–12°%, однако в некоторых малых странах она достигает 20–30 % (Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария), 30–35 % (Австрия, Дания, Норвегия, Греция) и даже превышает 40 % (Ирландия, Финляндия). По соглашению с ЕС в 1990-х гг. ежегодные поставки японских автомобилей в Западную Европу держались на уровне 1–1,2 млн штук в год. На этот же рынок начали проникать и южнокорейские фирмы. В результате автомобильная промышленность некоторых стран региона стала прямо-таки интернациональной по своему характеру. Ярким примером такого рода может служить Испания (рис. 28). В этой стране 14 крупных автосборочных заводов, которые 80 % своей продукции направляют на экспорт.


В Центрально-Восточной Европе автомобилестроение как отрасль сложилась в основном уже после Второй мировой войны. Заводы легковых, грузовых автомобилей и автобусов были построены в Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Югославии. В период существования СЭВ между ними осуществлялась специализация и были налажены кооперационные связи; в еще большей мере это относилось к их связям с автомобильными заводами СССР. Однако общие масштабы производства в большинстве стран не достигли того уровня, который мог бы обеспечить максимальную его эффективность. Достаточно сказать, что в 2006 г. в Словении было выпущено 150 тыс. автомобилей, в Венгрии – 190, в Румынии – 215, в Словакии – 300 тыс., а в Сербии всего 10 тыс. И только в Польше и Чехии выпуск автомобилей в последние годы вырос, достигнув соответственно 715 и 850 тыс. штук.
Но нельзя не отметить и того, что в начале XX1 в. автомобильная промышленность стран Центрально-Восточной Европы демонстрирует значительный рост. Общее производство автомобилей уже приближается к 2,5 млн (по сравнению с 900 тыс. в 1990 г.). Впрочем, нужно учитывать, что этот бум объясняется почти исключительно привлечением иностранного капитала. Так, в Польше производство легковых автомобилей было налажено итальянским ФИАТом, южнокорейской «Дэу», американским «Дженерал Моторс», немецким «Фольксвагеном», а грузовиков – шведской «Вольво». В новые автомобильные заводы Венгрии вложили капиталы «Фольксваген», «Форд», принадлежащая «Дженерал Моторс» немецкая фирма «Опель», японская «Судзуки». Под контроль «Фольксвагена» перешла и знаменитая чешская «Шкода».

Химическая промышленность зарубежной Европы интересует российских потребителей. Одним из показателей успешности государства является химическая промышленность, ни в чем не уступающая машиностроению. Это относится не только к отдельным странам или государствам, но также и к мировой экономике в целом.

На данный момент нельзя причислить химическое производство к какой-либо другой отрасли, потому что произошли революционные изменения и химия различных видов проникла во все сферы человеческой жизни. С достижениями европейских ученых и производителей можно ознакомиться на выставочных экспозициях.

Химическая промышленность как отрасль настолько широка, что принято группировать ее направления.

Классическим разделением является следующее:

  1. Горно-химическая промышленность. Она связана с добычей любого горного сырья, используемого в химии, и его обогащения для дальнейшего использования или переработки.

  2. Основная промышленность. Производство удобрений и другой чистой химии.

  3. Полимерные материалы. Основным направлением является синтез органических веществ.

О первой и второй группах можно сказать как о «нижнем этаже» промышленности, последняя же группа является «высшим» этажом. Именно к нему относится химия, которая используется для производства косметических средств, фармацевтических препаратов и бытовых средств.

Особенности химической промышленности зарубежной Европы

Но в последнее время намечается тенденция смены позиций. Сейчас основное внимание уделяется горной промышленности и развитию основной промышленности в целом. Все это ориентировано на развитые государства, к которым можно причислить также и страны Европы.

Среди основного в промышленности производства можно выделить производство из самородной серы серной кислоты. Добычей самородной серы также занимается Польша, на территории которой имеются залежи этого вещества.

В десятку государств, занимающихся подобной переработкой, входит Франция, которая находится там на четвертом месте, и Германия, расположившаяся на пятом. Но в последнее время преобладающим фактором становится добыча и переработка нефти и природного газа, а также использование особенностей переработки в других производствах.

Нельзя не отметить лидерства по производству удобрений с использованием минералов. Здесь страны Европы не попадают в десятку и производят подобную химию только для удовлетворения своих государственных нужд, при этом приходится прибегать к импорту. Ранее ситуация была совершенно иная и 40% всех минеральных удобрений приходилось на страны западной Европы.

Особую популярность снискали азотные удобрения, которые также производятся на территории Восточной Европы. Можно отметить то, что доля этой отрасли тоже заметно сократилась из-за стабилизации ситуации в Северной Америке, которая до сих пор остается главным экспортером.

Также на химическую промышленность зарубежной Европы приходится производство удобрений из фосфора и калия. Хотя сейчас значительную нишу в производстве занимают страны зарубежной Азии, доля Европы сократилась совсем незначительно.

Основными странами являются Польша, Германия, Великобритания и Франция, которые смогли сохранить за собой первые места по производству калийных удобрений.

Если выделять «верхний» ярус химической промышленности, то можно отметить, что Германия до сих пор входит в число стран, которые производят пластмассы и сопутствующие материалы.

Пластмассы являются конечным полимерным материалом. В группу конечных полимеров входят также различные волокна и смолы, выполненные из химических материалов, также производимые на территории Европы.

Одним из развивающихся направлений Европейских государств является отрасль нефтехимии, по масштабам она уступает только развитым производствам США, в которых возникли первые подобные предприятия. Сами же заводы Европы почти самые лучшие и инновационные в своей отрасли, что дает им несравнимое преимущество. Основные достижения представлены на нашей выставке.

Можно заметить неравномерность распределения природных ресурсов по территории Европы: часть стран не имеет почти никаких ресурсов, которые пригодны для химических производств. К ним можно отнести Чехию, Эстонию, Латвию и Литву. Их государственная внешняя политика напрямую зависит от сотоварищей по Евросоюзу, денежных отношений и импортеров. Таким образом, их можно назвать экономику неустойчивой и зависящей от соседних государств.

Химическую промышленность Европы демонстрируют зарубежные компании, участвующие на выставке «Химия», проходящей ежегодно в ЦВК «Экспоцентр».

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение-- ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации.

В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения -- район Бирмингема, текстильного машиностроения -- район Манчестера, судостроения -- район Глазго.

Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы -- столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.

Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира -- ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики -- особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии -- оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 (см. рисунок 51). На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС -- 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии -- 11 млрд. кВт ч в год.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, -- ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината -- «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.

Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность -- более 10 млн. т стали в год.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии -- алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше , Югославии.

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

Видеоурок «Промышленность, ведущие отрасли Зарубежной Европы» раскрывает типичные черты хозяйства развитых стран Европы. Урок познакомит вас со структурой хозяйства, основными промышленными районами региона. Преподаватель расскажет вам об основных особенностях географического размещения основных отраслей промышленного производства в Европе.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и практически всего мира - Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Рис. 4. Цех по производству кубиков «Лего» ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите основные отрасли промышленности Зарубежной Европы?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, приведите примеры центров машиностроения Зарубежной Европы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

К зарубежной Европе относят страны, находящиеся за пределами СНГ. Их территория составляет более 5 млн квадратных километров, на которых проживает практически пятьсот миллионов человек. Говоря о зарубежной Европе, мы имеем в виду приблизительно сорок суверенных государств, связанных не только исторической судьбой, но и самыми тесными экономическими, политическими и культурными нитями.

Зарубежная Европа является одним из основных очагов человеческой цивилизации. Это родина городских агломератов, больших географических открытий, а также великих промышленных переворотов. И несмотря на то что эра «европоцентризма» уже в прошлом, зарубежная Европа занимает немаловажное место не только в политике мира, но и в его экономике.

Хозяйство

Изучая промышленность зарубежной Европы (11 класс - время, когда этой теме уделяется внимание в школе), мы рассматриваем ее как целостный регион. При этом, по данным экспертов, страны, находящиеся на его территории, занимают первое место во всем мире по направлениям сельскохозяйственного и промышленного производства. Не упускает регион ведущие позиции по экспорту услуг и товаров, по запасам валюты и золота, а также по развитию международных туристических связей.

Экономическая мощь зарубежной Европы заключена в четырех странах, входящих в «большую семерку». В их списке Франция и ФРГ, Италия и Англия. Именно эти государства имеют наиболее широкий комплекс разнообразных производств и отраслей. Однако соотношение сил между четырьмя ведущими странами претерпевает определенные изменения. Так, за последние десятилетия роль лидера завоевана ФРГ. И это не удивительно. Ведь экономика данной страны развивается весьма динамично. При этом свой престиж «мастерской мира» утратила Великобритания.

Остальные страны зарубежной Европы, хозяйство которых имеет наибольшую экономическую значимость, это Швейцария и Испания, Бельгия, Нидерланды и Швеция. В этих государствах развиты лишь отдельные отрасли, которые имеют мировое признание.

Особое место в регионе занимают страны, находящиеся в Восточной Европе. В них, начиная с конца восьмидесятых годов, происходит активный переход от имевшей место системы централизованного планирования и общественной собственности на рельсы рыночных отношений.

Развитие промышленности

Основу хозяйства зарубежной Европы составляет индустрия. Она играет главенствующую роль, даже несмотря на то что во многих странах региона львиную долю экономики составляют сельскохозяйственная отрасль и услуги. Промышленность зарубежной Европы уже несколько веков является ее своеобразным лицом.

Особенности

Развитие человечества и исторические обстоятельства тем или иным образом постоянно трансформировали мировой рынок. Подвергалась изменениям и модель промышленности зарубежной Европы. Так, если до 2-й мировой войны регион славился дорогостоящей уникальной продукцией, то после окончания боевых действий его предприятия переориентировались на нужды массового потребителя.

Основная доля наукоемкой и сверхсложной продукции поступала из США. Промышленность зарубежной Европы стала славиться станками и автомобилями, электроникой и технологическим оборудованием. В регионе начался выпуск товаров для массового пользователя.

Подобная тенденция не менялась вплоть до конца семидесятых годов. В данный период промышленность зарубежной Европы дала толчок к своеобразному разделению труда между государствами региона. Так, Средиземноморские страны продолжили выпуск товаров для широкого круга покупателей. В это время в Англии, Франции и ФРГ активно развивалось производство авиации и судов. Все это сократило отставание региона от США.

Рассмотрим основные зарубежной Европы, которые имеют вес в настоящее время.

Машиностроение

Если вас попросят: «Укажите главную зарубежной Европы», то стоит рассмотреть ту сферу, в которой занято более тридцати процентов жителей региона. Ею является машиностроение, обеспечивающее один из самых широких ассортиментов продукции в мире.

Эта главная зарубежной Европы представлена практически во всех странах региона. Однако уровень развития данной сферы в отдельных государствах различен. Например, в Европе существует определенная группа лидеров. В этих странах имеется практически весь комплекс отраслей промышленности, работа которых не только удовлетворяет внутренние потребности региона, но и позволяет отправлять продукцию на экспорт.

Есть в зарубежной Европе и страны, обладающие только одним или несколькими высокоразвитыми направлениями машиностроительного производства. При этом потребности в отдельных видах продукции ими удовлетворяется за счет импорта.

В группу лидеров, прежде всего, входят Германия и Англия, а в меньшей степени к ним относятся Франция и Италия. Одно или несколько направлений машиностроительной отрасли имеется в Нидерландах и Бельгии, Швеции и Швейцарии.

Характеристика промышленности зарубежной Европы не может не затронуть и такие страны, как Дания и Австрия, Финляндия и Норвегия. В этих государствах машиностроение развито слабо. Однако и в них находятся одна или две отрасли, которые завоевали признание на мировом рынке. Так, Финляндия славится своим целлюлозно-бумажным оборудованием, Норвегия - судостроением и т. д.

В целом машиностроительная промышленность стран зарубежной Европы выпускает практически двадцать пять процентов мировой продукции данного сегмента. Из стран региона поставляется текстильное, электротехническое, технологическое оборудование, контрольно-измерительные и научные приборы, грузовые и легковые автомобили, а также тракторы.

Кто что производит?

Наиболее развита промышленность зарубежной Европы в сфере автомобилестроения. В ФРГ успешно работают такие концерны, как «Даймлер», «Фольксваген», «Мерседес» и БМВ. Из Франции поставляются автомобили марки «Пежо-Ситроен» и «Рено». Италия славится своими «Фиатами».

В Германии, Нидерландах и Англии находится высокоразвитое судостроение. Всему миру известны такие фирмы, как «Бош» и «Филипс», «Мулинекс» и «Тефаль». Их основные производства по выпуску телефонов, компьютеров и бытовой техники построены в ФРГ, Франции и Нидерландах. В Швейцарии осуществляется выпуск высококачественных часов.

Машиностроительная отрасль зарубежной Европы ориентируется, прежде всего, на имеющиеся трудовые ресурсы. Кроме того, развитию главной отрасли индустрии способствует научная база региона и высокий уровень его инфраструктуры.

Химическая промышленность

Это вторая по величине авангардная отрасль в регионе. Химическая промышленность зарубежной Европы, так же как и машиностроение, во второй половине прошлого века развивалась очень бурными темпами. Причем это было характерно для всего региона.

Интересно, что химическая промышленность освоила новую сырьевую базу. Она перешла на использование нефти и ее полупродуктов как главного источника органических химикатов. Это сырье и стало основой продукции данной индустрии. Так как в период до Второй мировой войны отрасль ориентировалась на бурый и каменный уголь, поваренные и калийные соли, а также пириты, то все ее производства находились в районах их разработок.

С переориентацией данной сферы произошло ее смещение к источникам нефти. Так, в западной части региона появились крупные центры нефтехимии, возведенные в эстуариях Рейна и Темзы, Эльбы и Сены, а также Роны. В этих регионах данная отрасль великолепно сочетается с нефтепереработкой.

Переориентация отрасли затронула и восточные регионы Западной Европы. Здесь на магистралях газо- и нефтепроводов были созданы нефтехимические комбинаты и НПЗ. Основные предприятия подобного типа находятся в Польше, Словакии, Венгрии и Чехии. Они возведены вдоль трассы газопроводов и международного нефтепровода, ранее перекачивавших сырье из Советского Союза, а сегодня - из России.

Кроме того, до начала 2-й мировой войны определение уровня развития химической отрасли состояло в измерении объемов выпущенной ею серной кислоты. В настоящее время этот показатель напрямую зависит от количества произведенной пластмассы.

Распределение химических производств

Развитие второй по величине авангардной отрасли зарубежной Европы происходит неравномерно. Так, производства Италии и Англии, Германии и Франции полностью удовлетворяют свои внутренние потребности в химических продуктах, являясь, кроме того, и их крупными экспортерами. Что касается стран Скандинавии, то на их территории хорошо развиты лишь отдельные производства, такие, например, как выпуск азотных удобрений. При этом большое количество наименований химической продукции ввозится ими из-за границы.

Есть в зарубежной Европе и страны, специализирующиеся только на узком ассортименте производств. Так, в Швейцарии развита фармацевтика, в Нидерландах и Бельгии - нефтехимическая отрасль. Но, несмотря на это, данные страны имеют тесные связи с мировым рынком, экспортируя на него до 65 процентов своей продукции.

А в целом государства зарубежной Европы являются крупными продавцами искусственных и синтетических волокон, пластмасс, красок и лаков, фармацевтики, красителей и азотных удобрений. При этом регион потребляет новые и новейшие продукты химической отрасли, поставляемые из США.

Если вам нужна характеристика одной из отраслей промышленности зарубежной Европы, то стоит внимательно изучить современное состояние химической сферы региона. В последние десятилетия здесь наметилась тенденция к сокращению импорта. Однако в этом случае не обошлось без участия американских монополий, которые активно создают в Европе свои предприятия. Их работа направлена на создание новейших химических продуктов.

Топливно-энергетический комплекс

Эта хозяйственная сфера зарубежной Европы, так же как и химическая промышленность, ориентируется на природный газ и нефть. Данное сырье добывается в Северном море и импортируется из России и развивающихся стран. В настоящее время произошло резкое сокращение добычи и потребления угля в Германии и Англии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Ориентация на это топливо сохранилась пока в восточных частях региона. Так, в Польше и Чехии большую долю сырья для ТЭК составляет бурый уголь. На него ориентируется множество работающих здесь ТЭС. Причем уголь берется не только из собственных бассейнов. Его импортируют и разгружают в крупных портах Европы.

География и структура электроэнергетики региона все больше и больше зависят от АЭС. Они уже работают в Германии и в Бельгии, в Чехии и Венгрии, Болгарии и Великобритании, а также во Франции.

В притоках Рона и на Дунае электроэнергию производят ГЭС. Однако за исключением Швейцарии, Швеции и Норвегии гидроэлектростанции играют, как правило, вспомогательную роль. В последнее время в зарубежной Европе стали строиться экономичные ГАЭС.

Металлургическая промышленность

Данная отрасль индустрии сформировалась в регионе еще до наступления эпохи Прежде всего, черная металлургия развивалась в тех странах, где имелось собственное металлургическое топливо или сырье. К таким государствам относятся Германия и Франция, Англия и Испания, Люксембург и Испания, Чехия и Польша. После окончания 2-й мировой войны наиболее крупные комбинаты были возведены или расширены на территориях, находящихся в непосредственной близости к морским портам. Это произошло из-за ориентации на импорт металлолома и высококачественной железной руды.

На сегодняшний день самый современный и большой комбинат, находящийся неподалеку от морского порта, построен в итальянском Таранто. Однако в последнее время в регионе преимущественно строятся мини-заводы.

К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. Производства по выпуску алюминия находятся в странах, имеющих запасы бокситов. Это Италия и Франция, Румыния, Греция и Венгрия. Подобные производства находятся также и в Австрии и Германии, Швейцарии и Норвегии. Здесь нет собственного сырья, зато вырабатывается большое количество электроэнергии.

Производство меди развито во Франции и Германии, Польше, Англии и Бельгии.

Лесная и легкая промышленности

Какие еще отрасли индустрии получили широкое развитие в регионе? Одна из них - лесная промышленность зарубежной Европы. Прежде всего она ориентируется на собственные источники сырья. Именно поэтому данная отрасль особенно развита в Финляндии и Швеции. Эти страны - традиционные лидеры по лесопилению и заготовкам древесины, экспорту бумаги и целлюлозы.

Особого внимания заслуживает легкая промышленность зарубежной Европы. Именно с этой отрасли и начиналась вся индустриализация региона. На сегодняшний день легкая промышленность зарубежной Европы утратила свои былые позиции.

В регионе немаловажный вес имеют такие текстильные районы, как Фландрия (Бельгия), Йоркшир и Ланкашир (Англия), Лион (Франция), а также Милан (Италия). Все эти центры производств одежды и обуви возникли еще в 19-м веке, во времена зарождения промышленной революции. Активно работают они и сегодня. Однако в последнее время наметилась тенденция смещения легкой промышленности в Это объясняется имеющимися здесь резервами дешевой рабочей силы. Например, главной швейной фабрикой региона в настоящее время можно назвать Португалию. Италия же производит такое количество обуви, что по ее объемам уступает лишь Китаю.

Народы многих государств Европы сохраняют национальные традиции, находящие выражение при производстве музыкальных инструментов и мебели, украшений и изделий из металла и стекла, игрушек и т. д.

Например, Бельгия известна своими охотничьими ружьями (браунингами), а также обработкой алмазов. Не случайно мировой центр по торговле бриллиантами находится в городе Антверпене. В Лихтенштейне построено самое крупное в мире предприятие, выпускающее искусственные зубы. Эти изделия продаются более чем в ста странах мира.

Легкая, лесная промышленность зарубежной Европы хоть и не играют ведущих ролей в индустрии региона, но являются неотъемлемой частью всей его экономики.

Новое на сайте

>

Самое популярное