Домой Банки Анализ основных направлений финансовой политики рф. Основные направления финансовой политики рф

Анализ основных направлений финансовой политики рф. Основные направления финансовой политики рф

Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации.

Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.

Главные цели правительства РФ можно сформулировать, исходя из общих стратегических задач всœего несколькими пунктами:

поступательное движение к достижению социальной стабильности;

повышение уровня жизни и доходов населœения;

обеспечение баланса товарных и денежных потоков, спроса и предложения на внутреннем рынке;

взвешенная политика в вопросах регулирования банковского сектора;

поддержка отечественного производителя системой налоговых и таможенных льгот.

Совокупность задач государственного регулирования финансовой сферы, как правило, поэтапно меняется по мере его развития, но основополагающие принципы остаются неизменными. К ним можно отнести:

наиболее рациональное в данный период распределœение и использование финансовых ресурсов;

проведение политики экономического и социального стимулирования;

отработку эффективных тактических схем структуризации экономики;

обеспечение государственных органов, реализующих финансовую политику, квалифицированными кадрами, а также крайне важно й нормативной и технической базой.

В конечном итоге задачей органов управления в финансовом секторе во всœе времена является максимальная отдача обращающихся в государстве денег, направленная на повышение благосостояния населœения страны.

Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целœей и задач социально-экономической политики государства.

Существуют следующие направления финансовой политики: бюджетная; налоговая; кредитно-денежная; социальная; инвестиционная; таможенная и валютная.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Налоговая политика находит свое воплощение в построении какой-либо налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и контроль деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка (регламентация эмиссии и размещение государст­венных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования и т.п. Инвестиционная политика связана с созданием условий для при­влечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всœего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Социальная политика связана прежде всœего с решением задач фи­нансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи, предназначенной отдельным социальным группам населœения и др.
Размещено на реф.рф
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.

Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации." 2017, 2018.

В условиях рынка, как принято считать, государственная финансовая политикаимеет три основных направления:
1) совершенствование размещения ресурсов производства товаров и услуг;
2) перераспределение (безвозмездное) определенной части доходов и материальных благ между группами населения под влиянием существующих в данной стране традиций и сформировавшегося общественного мнения;
3) разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста в стране и на прогрессивные изменения в структуре экономики.
За каждым из указанных трех направлений государственной финансовой политики должна быть система конкретных мер.
Так, деятельность государства призвана скорректировать недостатки рыночного механизма как экономической базы общества, и обеспечить его более эффективную работу, лучшее размещение ресурсов между всеми производящими структурами общества, включая корректировку «дефектов» рынка и определение более эффективного сочетания деятельности частного и общественного секторов. Это составляет важнейшую функцию государства и непосредственно связано с использованием государственных финансовых фондов.
Другим важным направлением деятельности государства по регулированию рынка, связанным напрямую с расходованием государственных финансовых ресурсов, является перераспределение доходов между членами общества. С целью снижения социальной напряженности и уровня конфликтности в обществе государство должно большое внимание уделять конечному распределению доходов, а значит, и всех потребительских благ. Рыночный механизм часто дает нежелательные для общества сбои не только в размещении ресурсов, но в распределении доходов между членами общества.
Речь идет о сокращении дифференциации доходов различных групп населения.
В международной практике такой показатель обычно рассчитывается по «десятым» долям, по «децилям». При таком расчете разрыв между бедными и богатыми в Россиидостигает по официальным оценкам до 15-17 раз, что неприемлемо для цивилизованной страны.
В России по-прежнему много бедных людей. По официальным данным, 21 млн россиян получают доходы ниже прожиточного минимума. Это почти в два раза меньше, чем в 2001г. (40 млн человек). Однако уровень бедности в России- 14,8% населения- выше, чем в развитых странах Европы, и слишком велик, чтобы считать Россию социальным государством. Поэтому Федерация независимых профсоюзов и «Единая Россия» подписали соглашение о сотрудничестве, в котором договорились совместно разработать и принять законы, направленные на повышение доходов и сокращение социального неравенства. Ключевой пункт документа- повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ).
МРОТ, заложенный в тарифную сетку,- 2300 рублей. Это всего лишь 15% от средней заработной платы по стране, что значительно ниже, чем во Франции(50%), США(35%) или соседней Эстонии(32%). Зарубежный опыт, как пишут авторы исследования «Заработная плата в России», показал, что увеличение МРОТ повышает уровень доходов низкооплачиваемых слоев населения, сокращает разницу в доходах, препятствует недобросовестной конкуренции. Наконец, такое повышение привлекает часть неактивного населения на рынок труда, что важно в современных российских условиях.
Однако увеличением минимальной оплаты в современной России следует пользоваться крайне аккуратно. Как показал опыт многих стран, в том числе Венгриии Чехии, рост МРОТ может привести к отказу бизнеса от найма неквалифицированных работников в отраслях с невысокой оплатой труда. Безработица в первую очередь ударит по молодежи, пенсионерам, занятым в образовании, сельском хозяйстве и повысит уровень бедности. Чтобы избежать негативных последствий увеличения МРОТ в России, необходима региональная и отраслевая дифференциация минимальной заработной платы, оптимизация численности бюджетников и отказ от политизации проблемы.
Также необходимо территориальное перераспределение ресурсов, поскольку имеются значительные различия в социальных и экономических условиях между отдельными регионами. Ныне разница в доходах на душу населения между отдельными областями составляет 30-45%. По международным стандартам разрыв в уровнях развития регионов не должен превышать 20%. Анализ зарубежных исследований по проблемам территориального развития свидетельствует о разнообразии методов устранения или сокращения регионального неравенства в развитых странах.
Вызывает безусловный интерес опыт размещения предприятий высокотехнологичных отраслей в экономически и социально отсталых районах с излишками трудовых ресурсов, естественными ограничениями круглогодичной сельскохозяйственной занятости. Одним из методов, широко практикуемых в региональной политике, является создание «полюсов роста»: выбираются пункты, наиболее благоприятные с точки зрения ресурсов или географического положения; со временем каждый такой пункт, будучи обеспечен инфраструктурными сооружениями и производственными предприятиями, преобразуется в «центр развития». Такое преобразование становится важным фактором регионального экономического развития. «Полюсы роста» проблемных регионов призваны постепенно вывести их экономику из состояния депрессии.
Важная часть системы государственного управления территориальным развитием- целевые программы общенационального, регионального, местного уровней. Они весьма распространены в странах ЕС. Через государственные программы стимулируется развитие 40% территорий в Великобритании, 90%- в Норвегии. Программы регионального развития, региональные бюджетные фонды созданы во всех странах ЕС.
Для России механизм государственного регулирования регионального развития должен сочетать эти методы прямого и опосредованного влияния на социально-экономические процессы.
Примерами прямого экономического регулированияявляются безвозвратное целевое финансирование, субвенции, субсидии. Опосредованными формами экономического регулирования служат рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики, а также развитие малого и среднего бизнеса. По своей специфике малое предпринимательство обладает ярко выраженной региональной ориентацией и активно влияет на оптимизацию структуры региональной экономики. В этих целях необходимо создание гибкой системы предоставления предпринимателям района кредитов (микрокредитов) и финансовой помощи, посредничества в контактах с инвестиционными фондами, лизинговыми и сберегательно-ссудными компаниями, кредитными союзами и на базе коммунальной собственности, формирования поощрительного механизма налогообложения.
Для регулирования государством общей экономической ситуации в стране, направлений и темпов экономического подъема необходимы меры для предотвращения финансовых рисков. По поводу роли государства в экономике и взаимодействия государства и рынка продолжается дискуссия. Так, увеличение доли государственных расходов в составе ВВП в большинстве развитых стран получает разную оценку у отдельных экономистов. Представители ультралиберального направления экономической науки, сторонники полной свободы рынка, считают рост доли государственных расходов негативным фактором, препятствующим успешному экономическому развитию. Они предлагают заменить безвозмездное перераспределение средств государством куплей-продажей тех услуг, которые оказывает государство, передачи частным компаниям производства и реализации соответствующих услуг, как сбор, вывоз и переработка мусора, развитие городского транспорта и т.д. Трудность тут в том, что частные компании рассчитывают на прибыль, и может произойти повышение цен на подобные услуги, если их передать в частный сектор. В некоторых странах такая передача получается, в некоторых- нет.
Остаются вопросы в связи с финансовой глобализацией и открытием российской экономики и ее финансовой системы, попытками интегрироваться в мировую экономику. С одной стороны, отстать от хода глобализации, отрезать себя от передовых технологий в финансовой сфере опасно. С другой стороны, безоглядная либерализация потоков через государственные границы не только товаров, а особенно капиталов, допуск филиалов зарубежных банковских и страховых компаний может привести в серьезным неприятностям. Особо стоит для России проблема привлечения иностранного капитала в форме прямых инвестиций, необходимых для технической модернизации и долгосрочного экономического роста.
По поводу участия России в международном движении капиталов отмечается, что доля России в мировом торговом обороте за последнее десятилетие изменялась незначительно- в интервале от 1,2 до 1,55% (в 2003г. она составила 1,3%).
В мировых потоках инвестиций, направляемых за рубеж, потоки российских инвестиций более заметны. В списке стран, лидирующих в мире по прямому зарубежному инвестированию, в 2002-2003гг. Россия входила в первую двадцатку, хотя и отставала от лидеров в десятки раз. Россия остается нетто экспортером капитала, что означает превышение объемов вывозимого капитала над поступающими в нее инвестициями. Эта ситуация отразилась в динамике счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса. На протяжении пореформенного периода он в основном сводился с дефицитом, но многократно сократился: с 211,7 млрд. долларов в 2000г. (максимальное значение за период наблюдений)- до 0,8 млрд. долларов в 2003г., и вновь возрос в 2004г. (основные показатели послекризисного развития РФ в 1999-2007гг. приведены в табл.4.1).

Таблица 4.1
Основные экономические показатели послекризисного периода (1999-2007 гг.)


Экономические показатели

Годы

1999

2000

2004

2005

2006

2007

ВВП, млрд руб.

4823

7306

17048

21620

26781

32988,6

ВВП на душу населения, долл.

1328

1768

4104

5325

6897

8612

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

670,4

1165,2

1504,7

3611

4580,5

6419

Накопленный иностранный капитал в экономике РФ, млрд долл.




11,8

142,9

197,8

Внешнеторговый оборот, млрд долл.

115,1

149,9

280,6

369,2

468,6

578,0

Экспорт, млрд долл

75,6

105,0

183,2

243,8

303,9

353,1

Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года

136,5

120,2

111,7

110,9

109,0

111,9

Индекс цен производителей промышленных товаров, в % к декабрю

170,7

131,9

128,8

113,4

110,4

125.1

Общая численность безработных, млн человек

9,4

7,6

6

5,6

5,3

4,6

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, руб.

1523

2223

6740

8555

10634

13518

Международные резервные активы, млрд долл.

12,5

28,0

124,5

182,2

303,0

476,4

Индекс РТС



614,11

1125,6

1921,92

2290,51

Совокупный объем средств Стабилизационного фонда, млрд руб.



614,11

1125,6

1921,92

2290,51

Государственная ФП - элемент макроэкономической политики. В наст время государственная ФП России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

Снижение социальной напряженности;

Оздоровление государственных финансов;

Восстановление нормального функционирования банковской сферы;

Сбалансированность товарных и денежных потоков;

Разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

Искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1.Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

Введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

Принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

Реализация программ экономии государственных расходов;

Централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

Реструктуризация банковской системы;

Совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

Сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

Пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

Усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:



Приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;

Передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

Выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

Разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

Сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

Реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

Регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

Повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

Создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

Развитие ипотечного кредитования;

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

19.Финансовый контроль

ФК это контроль законодательных и исполнительных органов власти а также специально созданных подразделений, контролирующий фин деятельность всех эк субъектов.

Контроль включает: - контроль за соблюдением фин-хоз законодательств в процессе использования фондовых средств.



Оценку эк эффективности фин-хоз операций и целесообразность производственных расходов.

В России система ФК включает:

счетная палата. - Налоговое ведомство, осуществляется контроль за поступлением налоговых средств.

Контролирующие структуры в составе ведомств осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений.

Негосударственный контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законность гос операций.

Характеристики видов контроля: *предварительный – проводиться до совершения фин операции, содержит оценку обоснованности фин планов государства, для предотвращения от необъективного и незаконного расходования гос средств. *текущий – производиться в момент совершения операции, такой контроль предупреждает возможные злоупотребления при расходовании и приеме денежных средств, способствует дисциплине. *последующий – проводится путем анализа и ревизии отчетной и бухгалтерской документации и предназначен для оценки результатов фин деятельности эк субъектов. А также для сопоставления фин планов и приказов с результатами деятельности.

Проверки проводятся на основе отчетной документации и расходных документов. Рассматриваются отдельные вопросы фин деятельности.

Анализ фин деятельности предполагает детальное изучение периодической и годовой отчетности с целью общей оценки результатов фин деятельности эк субъекта.

Наблюдение – постоянный контроль за фин деятельность

Ревизии – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фин контроля. Предполагает полное обследование деятельности субъекта с целью проверки законности, правильности целесообразности и эффективности деятельности. Ревизии: полные – частичные, комплексные – тематические, плановые – внеплановые, документальными – фактическими. Результаты оформляются актом на основе которого применяются меры по устранению недостатков.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Финансовая политика государства призвана эффективно осуществлять свои функции - социальные, экономические, экологические, оборонные и др.

И обеспечивать оптимальное функционирование финансовой системы общества. Поэтому, она является основополагающей составной частью социально-экономической политики.

Осуществление государством своих функций по более полному удовлетворению потребностей общества, несомненно, зависит от наличия финансовых ресурсов. Важнейшей целью финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста.

Таким образом, финансовая политика государства является ключевой в удовлетворении потребностей развития общества, оптимальном регулировании и стимулировании общественного производства, развитии научно-технического прогресса, создании системы страховой защиты и т.п.

В связи с этим большое значение приобретают вопросы оптимального распределения государственных финансовых ресурсов и степень их эффективного целевого использования, в том числе для реализации целевых программ на различных уровнях. Стержнем финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития общества. Стержнем финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития общества.

Финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства во всех областях общественной деятельности: экономике, социальной сфере, международных отношениях и т.п.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют приоритеты использования финансов и предусматривают решение важнейших задач, способствующих стабильному развитию экономики. Посредством финансовой политики государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений, которые связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования оптимальных перспектив и тенденций развития.

Для осуществления этих мероприятий со стороны государства необходима правовая регламентация форм и норм финансовых отношений.

Финансовая политика должна учитывать благоприятные тенденции общественного развития, интересы всех слоев общества, условия и особенности жизни.

Основными приоритетами финансовой политики являются:

Снижение социальной напряженности в стране;

Стабильность государственных финансовых ресурсов;

Оптимальное функционирование банковской сферы;

Достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

Создание равенства в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

Финансово-экономическая самостоятельность регионов;

Искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Финансовая политика представляет собой совокупность способов, форм и методов регулирующего воздействия государства посредством денежных средств на социально-экономическое развитие общества.

Существуют следующие направления финансовой политики:

Бюджетная;

Налоговая;

Кредитно-денежная;

Социальная;

Инвестиционная;

Таможенная и валютная.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.(2) Бюджетная политика выражается в определении тенденций использования и формировании расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в способах и источниках покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

В соответствии с бюджетной политикой государство определяет:

Источники формирования доходов государственного бюджета;

Приоритеты направлений по бюджетных расходов;

Допустимые пределы отклонений по основным статьям бюджета;

Источники финансирования бюджетного дефицита;

Принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Главной задачей бюджетной политики является укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы.

Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Мировой практикой доказано, что:

Основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);

Налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

Превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

Косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья и т. п.;

Высокие налоги приводят к утечке капитала из страны;

В кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, для мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и контроль деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка (регламентация эмиссии и размещение государст­венных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования и т.п.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - и ее составляющие – процентная, инвестиционная политика и др. Следует отметить, что если в практике бюджетных отношений под инвестициями понимают финансирование прироста и модернизации основных фондов, то в банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг.

Кредитно-денежная политика государства представляет собой составную часть социально-экономической политики, направленную на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечивающую наращивание темпов экономического развития.

Важнейшими задачами денежно-кредитной политики являются:

Стабильная деятельность банковских и кредитных организаций;

Пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

Стимулирование организованных сбережений населения, регулирование процентных ставок.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для при­влечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы не исчезали из страны.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач фи­нансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи, предназначенной отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Таким образом, государство защищает свои внешние интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики - сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Глава 3.3. Финансовая политика

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

Финансовая политика - это комплекс мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти, но приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

В зависимости от длительности периода решения поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. В качестве важнейших направлений финансовой политики выступают бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, валютная и инвестиционная политика.

Основной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели финансовая политика решает следующие задачи: обеспечение условий для роста объема финансовых ресурсов; обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов; разработка финансового механизма, способствующего достижению поставленной цели.

Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и др. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.


В основу осуществления финансовой политики положен ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

· учет действия объективных экономических законов;

· учет конкретных исторических условий;

· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

К частным (специфическим) принципам можно отнести следующие:

· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

· обеспечение рационального построения финансового механизма.

Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Приоритетами финансовой политики можно назвать:

· снижение социальной напряженности;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

· повышение финансово ―экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;

· создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;

· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Финансовая политика включает три основных звена.


Новое на сайте

>

Самое популярное