Домой Банки Предпосылки возникновения центральных банков. История возникновения и сущность центральных банков

Предпосылки возникновения центральных банков. История возникновения и сущность центральных банков

Мировая система центральных банков в их современном виде создана относительно недавно. До середины XVIII в коммерческие и центральные банки не различались. Все банки выполняли функции коммерческих и эмиссионных. В создании эмиссионных банков еще не было острой необходимости, так банкноты в денежном обращении играли незначительную роль.. С развитием кредитной системы происходит процесс централизации банкнотной е миссии в отдельных крупных коммерческих При этом монопольное право на выпуск денежных знаков (банкнот) постепенно закрепляется лишь за одним банком. Такой банк в разные времена назывался по-разному. Сначала - эмиссионным или национальным, а впоследствии - центральным, что соответствовало его руководящей роли в кредитной системе той или иной страны.

Впервые в мировой практике центральный банк был создан в Швеции (Риксбанк) в 1668 г. Несколько позже, в 1694 г, основан Банк Англии. Однако к тому времени центральные банки еще не имели исключительного права на ем миссию денежных знаков их функции отличались от функций современных центральных банков. Так, назначению Банка Англии первоначально было финансировать торговлю и промышленность, Банка Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю Центральные банки современного типа возникли лишь в XIX в настоящее время почти во всех странах мира функционируют центральные банки. Однако между ними есть существенные различия, которые объясняются особенностями политического и финансово-экономического развития стран.

Историческое возникновения центральных банков преследовало отличные от современных цели, объяснялось с другими представлениями о возможностях государства, так и конкретно-историческими особенностями эволюции денег.

Функции Центрального банка разделяют на макроэкономические (создание монетарных условий для экономики) и микроэкономические (создание условий для индивидуальных членов банковской системы).

Первоначальной функцией Центрального банка было обслуживание правительства. Уже позже он становится банком банков (или кредитором последней инстанции), т.е. функции центрального банка развиваются из его отношений с правительством и банками.

Такая ситуация связывалась со следующим:

  • * во-первых, бюджетные дефициты (или нехватки средств в государственной или королевской казне) были обычным явлением, которое сопровождало войны и обусловливало потребности в финансировании растущих расходов;
  • * во-вторых, существующая на то время система металлического обращения имела достаточно стационарные объемы. Она хоть и способствовала автоматическом балансировке спроса на товары и деньги, однако не могла эластично удовлетворять масштабные правитель ядов потребности в финансировании военных расходов;
  • * в-третьих, ограниченность объемов банкнотной эмиссии "свободной банковской системы" обязательным условием разменности бумажных денег на золото. При этом, любые значительные сдвиги в предложении банкнот так или иначе отображались на динамике товарных цен, создавая серьезные проблемы для функционирования тогдашней торговли и производства;
  • * в-четвертых, низкая кредитоспособность правительства как заемщика результате произошла централизация эмиссионной деятельности при активном участии государства, которое, с остальными, привела к появлению центральных банков.

Примеры создания центральных банков

  • 1. Британский монарх Карл II, проявив себя как плохой заемщик, надолго подорвал доверие к себе лондонских банкиров, из-за чего его преемник Уильям III с целью мобилизации значительного количества денежных знаков в 1694 г пошел на создание института, которой предоставлялись полномочия собирать королевские подати ее уставный фонд был создан в долг (1,2 млн фунтов стерлингов), на сумму чего выпускались ь банкноты А с целью повышения их авторитетности банк получил привилегии и исключительное положение.
  • 2. Значительно потребности в финансировании военных расходов имели и государственные финансы Пруссии, где в 1765 г было создано Берлинский Королевский Банк, который осуществлял активное кредитование правительства за счет эмиссии банкнот. Однако, получив ряд привилегий, в первую очередь касающихся закрепления за ним некоторых депозитов и платежей, смог просуществовать длительный период времени. Уже в 1846 г это учреждение была преобразована в Прусский банк.
  • 3. Подобных тенденции имели место и во Франции, где приход к власти Наполеона сопровождался значительными потребностями в наличных выплатах и ростом уровня разбалансированности государственных финансов Поэтому, с целью получения возможностей непрерывного финансирования, к тому же под низкие проценты, 1800 г был создан Банк Франции. Запрет повышения им ставки процента (она была зафиксирована на Ринне 6%, а согласий ом опустилась до 5% », а еще позже до 4% о) становилась выгодной для правительства ввиду облегчения бремени по обслуживанию государственного долго боргу.

Эмиссионные банки создавались на основе специальных банковских законов двумя путями. Согласно первому преимущественное право банкнотной эмиссии законом предоставлялось мощном коммерческом банке страны, вследствие чего он постепенно превращался в центральный эмиссионный банк. Второй путь предусматривал создание банка как эмиссионного центра страны с самого начала его организации Таким путем созданы центральные банки в большинстве стран По форме организации эмиссионные банки могут быть акционерными и государственными, причем государство часто является одним из акционеров В одних странах эти банки изначально создавались как государственные, в других - они становились государственными вследствие их национализации путем выкупа государством акций на благоприятных для акционеров условиях.

Именно монополия эмиссионной деятельности послужила тем источником, из которого современные центральные банки почерпнули свои второстепенные функции и отличительные черты. Проблема политической централизации и объединения стран сотворили предпосылки для того, что единая централизованная эмиссионная система начала рассматриваться как один из символов целостности государстве.

Центральные банки прошли три стадии развития:

  • · первая, - они начали как банки правительства, поскольку правительства доминировали при определении их задач и непосредственной политики
  • · второй - центральные банки перестают быть коммерчески заинтересованными и переходят к решению проблем обеспечения стабильности финансово-банковской системы;
  • · третьего - они постепенно получают автономию от правительства и приобретают независимость при определении задач и выбора инструментов их достижения

Итак, можно выделить пять исторических типов центральных банков:

  • 1) тип эпохи золотого стандарта и экономического либерализма;
  • 2) акомодативний (кейнсианский) тип;
  • 3) монетаристский тип;
  • 4) етатичний тип;
  • 5) современный тип

В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящих (золотых и серебряных) денег банки выступали преимущественно в роли простых посредников в осуществлении торговых операций. Но и тогда какой-нибудь банк выделялся из общего их числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды властей. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладавшие значительным состоянием и внушавшие доверие конкретные банкиры (банкирские дома). Но в целом в тех исторических условиях (чисто стихийное развитие плюс то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании.

Идея центрального банка зародилась в условиях относитель­но развитых рыночных отношений, когда в нем возникла исто­рическая и экономическая потребность. Быстрое развитие кре­дитной системы сопровождалось ростом необходимости в банк­нотном обращении. Это потребовало замены банкнотной эмис­сии многих коммерческих банков эмиссией одного специального банка, поскольку децентрализованная эмиссия банкнот уже не соответствовала новым реалиям.

Во-первых, банкноты отдель­ных, часто малоизвестных банков не пользовались всеобщим до­верием у населения, а банкноты коммерческих банков могли об­ращаться только в сфере деятельности данных банков. Развива­ющийся рынок требовал универсального, соответствующего мас­штабам страны, покупательного и платежного средства.

Во-вто­рых, банкноты коммерческих банков не всегда пользовались достаточным доверием даже со стороны населения, пользую­щегося их услугами. Децентрализованная эмиссия банкнот не поддавалась контролю и регулированию со стороны государства. Это зачастую способствовало злоупотреблению банками правом банкнотной эмиссии, и в погоне за максимальной прибылью они выпускали не обеспеченные золотом банкноты. В результате при обмене последних на золото возникала опасность отсутствия не­обходимого количества наличных денег, т.е. золота для удовлет­ворения спроса со стороны владельцев банкнот. Подавляющее число обязательств до востребования у банков XIX в. приходи­лось именно на объем выпущенных ими банкнот. Поэтому необ­ходимо было определить оптимальное соотношение наличных денег в кассе банка и суммы выпущенных банком банкнот по предъявлению.



Таким образом, возникновение центральных банков истори­чески связано с сосредоточением банковской эмиссии в руках нескольких наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим до­верием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно вы­полнять функцию кредитного средства обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Во всех европейских странах роль центрального банка постепенно, в ходе определенной кон­куренции, закреплялась за самым крупным и надежным банком страны. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало данному процессу, поскольку выпускавшиеся многочисленными мелкими банками банкноты лишались спо­собности к обращению в случае банкротства эмитентов.

Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ - Бундесбанк (1957 г.) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г.).

Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк. В свою очередь, необходимость создания двухуровневой системы банков была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивают элементы нижнего уровня - коммерческие банки и иные кредитные организации; с другой стороны, указанные отношения необходимо регулировать (осуществлять целенаправленное воздействие и контроль), а это обстоятельство требует, в частности, особого института в виде центрального банка.

История показала, что централизация и общественно организованный контроль служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованное функционирование и развитие банковского дела, через которое в свое время проходили все страны, из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносило дополнительный беспорядок в и без того стихийную экономику.

Создание центральных банков с функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении относительной свободы частного предпринимательства в этой специфической области.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их (акционерный статус при этом может сохраняться). В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт немногих стран, у него могут быть и другие акционеры - коммерческие банки и иные финансовые институты. В отдельных странах центральные банки по сравнению с коммерческими стали скромными по масштабам капиталов и балансов, а их функции и методы воздействия на банковскую систему постоянно модифицируются.

Вместе с тем сущность названных банков остается в принципе неизменной и заключается в посредничестве между обществом, государством и экономикой путем регулирования через банки денежных и кредитных потоков в стране. Какие бы конкретные функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования денежного компонента экономики и в его деятельности сочетаются черты государственного ведомства и банка.

В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала национального банка Бельгии.

Сегодня центральный банк - ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно- кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

В 1920 г. международная финансовая конференция в Брюсселе отмечала, что в странах, где не существует центрального эмиссионного
банка, его следует создать. Там же подчеркивалось: «Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления,
они должны управляться на принципах разумных финансов». Таким образом, вопрос независимости Центрального банка не надуман. Эта независимость гарантирует эффективность его деятельности.

Исторически центральные банки обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем Центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали центральные банки (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

История многих стран доказывает, что нали­чие централизующего начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпо­сылками эффективности рыночной экономики. Децентрализо­ванное функционирование банковской системы, разнородность бумажных денег, отсутствие разумного регулирования денеж­ного предложения, соответствующего нуждам экономики, вно­сят дополнительный хаос в структуру рынка. С этой точки зре­ния создание центральных банков с функциями регулирования кредитно-денежных отношений явилось историческим откры­тием, позволившим обуздать стихию рынка, сохранив свободу частного предпринимательства. К началу XX в. почти во всех европейских и в некоторых азиатских и африканских странах уже имелись центральные банки. В настоящее время они явля­ются главным звеном денежно-кредитной сферы практически всех государств, имеющих собственные банковские системы.

После первой мировой войны произошло усиление позиций центральных банков в финансовой системе с постепенным пре­вращением их в органы государственного регулирования эконо­мики. На этом этапе власти большинства стран национализиро­вали центральные банки, сохранив в некоторых случаях их акционерный ста­тус. Толчком к национализации послужили мировой экономи­ческий кризис 1929-1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственного регулирования экономики. Например, Банк Канады был национализирован в 1938 г., Банк Японии - в 1942 г., Банк Англии и Банк Франции - в 1946 г.

После второй мировой войны некоторые вновь созданные центральные банки учреждались сразу как государственные институты (например, западногерманский Бундесбанк в 1957 г., Резервный банк Австралии в 1960 г.). Процесс распада колони­альной системы сопровождался созданием центральных банков в молодых госу­дарствах Азии, Африки и Латинской Америки.

Таким образом, центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банковскую систему страны, и в качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

Центральный банк одновременно является государственным регулятором денежных и кредитных потоков и финансовым агентом правительства. История создания и развития Центрального банка России, и его влияния на монетарную политику государства.

В экономическом развитии любой страны наступает момент, когда для нормального функционирования рынка, в том числе и финансового, необходимо наличие государственного органа контроля и регулирования, каким является центральный банк.

Рыночные отношения подразумевают свободу распоряжения частным капиталом, что обеспечивают коммерческие банки. С другой стороны, рынку необходимо государственное регулирование, что требует особого института. Выделение из общего числа банков одного, наделенного особыми функциями, является началом формирования двухуровневой системы во главе с центральным банком, который является посредником между государством и банковской системой.

Центральный банк одновременно сочетает в себе свойства государственного ведомства и коммерческого банка, регулирует денежные и кредитные потоки, используя инструменты, закрепленные за ним законодательством. Традиционно центральный банк выполняет следующие функции:

  • монопольная эмиссия банкнот и организация их обращения;
  • осуществление рефинансирования кредитно-банковских институтов;
  • регулирование денежно-кредитной и валютной политики, обеспечение устойчивости национальной валюты;
  • осуществление банковского надзора;
  • является финансовым агентом правительства.

История Центрального банка России тесно связана с историей возникновения банков в стране, которая приходится на середину XVIII века. В 1733 г. Монетная контора, открытая при Петре I в Петербурге, была преобразована в Монетную канцелярию, которая стала выдавать ссуды под 8% годовых с залогом золота и серебра. Этим ознаменовалось развитие в стране кредитования и банков.

Начальный период развития банков в России (1733–1860 гг.) характеризовался монополией государства: сначала была создана система государственных банков, и только затем – частные коммерческие банки. Банки в основном осуществляли ипотечное кредитование, а с 1770 г. начали проводить депозитные операции.

Второй период (1860–1917 гг.) развития банковской системы связан с ее кризисом в результате Крымской войны. Снизился спрос на кредиты, и было принято решение об упразднении казенных банков. Их средства и обязательства были переданы вновь созданному 31 мая 1860 г.

Государственному банку Российской Империи (Госбанку России). Госбанк осуществлял прием вкладов, покупку и продажу золота и серебра, учетно-ссудные операции, а позже и кредитование промышленности. С принятием нового устава в 1894 г. расширились функции и полномочия Госбанка, он стал подчиняться Минфину.

В период 1895–1898 гг. с помощью денежной реформы Витте, установившей золотой стандарт рубля, было введено 100% обеспечение золотом основной массы банкнот, находящихся в обращении, и их свободный размен на золото. В России появилась устойчивая денежная система, которая способствовала развитию экономики. Госбанку было предоставлено исключительное право эмиссии.

В начале ХХ века кредитные билеты, выпускаемые Госбанком, на 92% процента были обеспечены золотом. В 1908 г. стал функционировать первый расчетный отдел, осуществлявший погашение взаимных долгов коммерческих банков через их текущие счета в Госбанке. Госбанк становится банком банков России, оставаясь зависимым от правительства. Накануне первой мировой войны Госбанк России был одним из влиятельнейших банков в Европе.

После революции в 1917 г. и прихода к власти большевиков, на банковское дело была введена государственная монополия. С 1918 г. Госбанк, после объединения с частными банками, которые были национализированы, переименован в Народный банк Российской Республики, а затем в Народный банк РСФСР.

Основной задачей банка на этот момент была эмиссия бумажных денежных знаков, а к осени 1918 г. банк занимался сметно-бюджетной работой и финансированием народного хозяйства. Кредитные операции банк больше не осуществлял, поскольку были введены безденежные расчеты между госучреждениями и предприятиями. Расчеты производились в порядке сметного финансирования предприятий, доходы которых зачислялись на счета государственного бюджета.

Госбанк трансформировался в орган, обслуживающий совместно с финансовыми органами правительства бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур являлось нецелесообразным. Кроме того, воплощаемая большевиками идея безденежного хозяйствования и существование Народного банка были несовместимы.

Это привело к упразднению Народного банка РСФСР. Банковские операции, количество которых было незначительным, осуществлялись Центральным бюджетно-расчетным управлением Наркомфина. Государственный банк был вновь восстановлен в условиях проведения НЭПа (новой экономической политики) в 1921 г. под названием Госбанк РСФСР, и в 1923 г преобразован в Госбанк СССР. С 1922 г. Госбанк был наделен функциями главного эмиссионного центра страны. После проведения денежной реформы была прекращена послевоенная галопирующая инфляция.

В период 1922-1924 гг. одновременно в обращении находилось два денежных знака: деньги советского образца и червонец, который был основан на золоте и приравнивался к царской монете в 10 рублей. На момент завершения денежной реформы, в марте 1924 г., рубль нового образца являлся разменной единицей при червонце (1/10 червонца) и соответствовал 50 тыс. рублей советскими знаками образца 1923 г. или 50 млн. руб. более ранних образцов.

В 1922 г. в стране были созданы коммерческие и отраслевые банки. В 20-х – 30-х гг. был проведен комплекс реформ, направленных на создание механизма централизованного планового регулирования и движения кредитно-денежных ресурсов. В результате сформировались функции Госбанка советского типа: организация денежного обращения и расчетов, плановое кредитование хозяйства, кассовое исполнение госбюджета и международные расчеты. Сложившаяся структура кредитной системы просуществовала более полувека, претерпевая лишь небольшие модификации.

В период Великой Отечественной войны для покрытия дефицита госбюджета производилась эмиссия, и объем денежной массы увеличился в 4 раза. В послевоенное время, в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа для нормализации денежного обращения в стране. Обмен старых денег на новые осуществлялся в соотношении 10:1, к марту 1950 г. золотое содержание рубля было равно 0,222168 г. Затем денежная реформа проводилась в 1961 г., в таком же в соотношении. Золотое содержание рубля составило 0,987412 г чистого золота.

Кредитная система претерпевала изменения, и, в результате, в июле 1987 г. были образованы специализированные банки: Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Промстройбанк СССР, а Госбанк стал осуществлять функции главного банка. В дальнейшем Сбербанк СССР был передан Госбанку.

В декабре 1990 г. был принят Закон «О Государственном банке СССР» и Закон «О банках и банковской деятельности». Госбанк СССР, в соответствии с этими законами, создал единую систему Центрального Банка, основанную на единой денежной единице – рубле. Устав ЦБ РСФСР, подотчетного Верховному Совету РСФСР, был утвержден в июне 1991 г.

Период 1990-1991 гг. был периодом противостояния двух Государственных банков – РСФСР и СССР. В конце 1991г., в связи с распадом СССР и образованием СНГ, на территории РСФСР единственным органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики стал являться ЦБ РСФСР. Ему были переданы функции и ресурсы Госбанка СССР вместе с сетью его организаций. Госбанк СССР был окончательно упразднен 20.12.92 г.

Несколько месяцев позднее ЦБ РСФСР стал называться Центральным Банком Российской Федерации или Банком России. В период с 1991 по 1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана сеть коммерческих банков и расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального Банка, была изменена система счетов. До 1995 г.

Банк России сформировал систему надзора и инспектирования коммерческих банков и систему валютного регулирования и контроля. Был также организован рынок государственных ценных бумаг (ГКО). С 1995 г. Банком России было прекращено прямое кредитование для финансирования дефицита госбюджета, а также прекратилось предоставление централизованных кредитов отраслям экономики.

В банковской системе государства ЦБ РФ является главным банком и кредитором последней инстанции. Собственником ЦБ является государство. Центральный банк является главным агентом денежно-кредитной политики государства, при этом им используются преимущественно экономические методы управления, административные методы используются лишь в отдельных случаях. Принципы деятельности ЦБ РФ, его организация, задачи, статус, полномочия и функции определяются Конституцией РФ, Законом о Центральном Банке, а также другими законами федерального значения.

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

Исторически наблюдалось два пути образования центральных банков. В тех европейских странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано, центральные банки приобрели свой статус и функции в процессе длительной исторической эволюции. В них из множества банков выделялись крупные банки национального масштаба, которые постепенно приобретали черты современных центральных банков, т. е. банков, монопольно осуществляющих эмиссию наличных денег и обслуживающих правительство.

Второй путь образования центральных банков характерен для стран, с опозданием вступивших на путь капиталистического развития. В них (например, в США и Австралии) центральные банки первоначально были утверждены как эмиссионные центры.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Во всех европейских странах роль центрального банка закреплялась постепенно за самым крупнейшим и надежным банком страны. Таким образом, центральный банк «вырастал» из условий рыночной конкуренции. Государства, издавая соответствующие законы, активно способствовали этому процессу, поскольку выпускавшиеся многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

Первые центральные эмиссионные банки возникли более 300 лет назад после длительного периода развития коммерческих банков. По свидетельству историков, первым центральным банком был Банк Англии, основанный в 1694 г. как частная акционерная компания. Исторически его возникновение связано с тем, что правительству Англии понадобился крупный заем для ведения войны с Францией. Для его выдачи несколько лондонских купцов объединились в частный коммерческий банк и в качестве «благодарности» за оказанную правительству услугу получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Фактически это был первый банк, организованный на акционерных началах (он был создан в форме акционерной компании с ограниченной ответственностью). Законодательно роль центрального банка была закреплена за ним лишь в 1844 г. на основании Банковского акта Роберта Пиля. С законодательной точки зрения единственным банком с правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом страны соответствующего решения.

Банк Англии первым выступил в роли «кредитора последней инстанции», предоставив кредит испытывающему серьезные проблемы крупному английскому банку, который активно кредитовал торговлю с Индией и банкротство которого могло подорвать торговые позиции Великобритании.

Центральные банки других ведущих стран были организованы значительно позднее: Банк Франции - в 1800 г., Банк Нидерландов - в 1814 г., Банк Норвегии - в 1816 г., Национальный Банк Бельгии - в 1850 г., Государственный Банк Российской империи - в 1860 г., Рейхсбанк Германии - в 1875 г., Банк Японии - в 1882 г., Банк Италии - в 1893 г., Швейцарский национальный банк - в 1907 г. Во всех европейских странах возникновение центрального банка происходило по одному сценарию: сначала самый надежный банк становился центральным по сути, а затем уже за ним государство закрепляло официальный статус главного банка страны.

Например, постепенно происходило превращение в центральный банк страны Рейхсбанка Германии. В XIX в. эмиссию банкнот в Германии наряду с Рейхсбанком осуществляли еще 32 частных банка, но к 1 апреля 1875 г. 14 из них отказались от эмиссионного права из-за введения строгого устава. После Первой мировой войны сохранились 4 частных эмиссионных банка, роль которых была незначительна. С 1935 г. и они потеряли право на эмиссию банкнот. Закон о кредитной системе от 5 декабря 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всем кредитным учреждениям.

Банк Франции был основан по инициативе Наполеона I и первоначально функционировал как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять функции центрального банка, в частности эмиссионную, а в 1848 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. Лишь в 1936 г. в соответствии с принятым законом Банк Франции перешел под контроль правительства, в результате чего исполнительные органы получили возможность назначать руководителей основных подразделений центрального банка.

Несмотря на то, что необходимость в создании эмиссионных банков определялась степенью развития банкнотного обращения, практическое создание их зависело и от других факторов, в том числе субъективного характера. Например, в США попытка централизовать банкнотную эмиссию была предпринята еще в конце XVIII в., однако ее успешному осуществлению мешало сопротивление коммерческих банков. И только с созданием федеральных резервных банков по закону 1913 г. банкнотная эмиссия была централизована.

Центральный банк США (Федеральная резервная система) возник не в результате развития рыночной конкуренции, а представляет собой структуру, образованную силой закона, т. е. «сверху».

В силу исторических, экономических, а также внутриполитических особенностей своего развития США значительно позже других основных капиталистических стран приступили к формированию централизованной банковской системы. Попытки создать центральный банк страны в конце XVIII в. не увенчались успехом. Первый банк Соединенных Штатов, созданный в 1791 г. благодаря активным усилиям министра финансов А. Гамильтона, просуществовал до 1811 г. Второй банк Соединенных Штатов, организованный в 1816 г., прекратил свое существование в 1836 г. В обоих случаях 20-летний уставный срок функционирования не был возобновлен в силу политической оппозиции идее создания централизованной банковской системы. Важно отметить, что оба эти центральных банка были построены по принципу государственного и частного совладения - их собственниками были одновременно федеральное правительство и частные лица. Этот принцип послужил в начале XX в. одним из исходных при создании Федеральной резервной системы (ФРС) - Центрального банка США.

Федеральная резервная система официально была учреждена 23 декабря 1913 г., когда президент В. Вильсон подписал закон о ее создании. Государственно-частный принцип, заложенный в основание функциональной структуры ФРС, стал одним из основных в системе государственного регулирования экономики США. Децентрализованное начало ФРС обеспечивалось путем учреждения 12 региональных федеральных банков (по одному в каждом созданном для этого округе).

Федеральная резервная система с момента своего создания значительно отличалась от других западных центральных банков не только своей уникальной трехступенчатой структурой (Совет управляющих - федеральные резервные банки - банки - члены ФРС), но и многими функциональными особенностями. Она уже в тот период имела большую независимость от казначейства, чем многие западно-европейские центральные банки, которые часто напрямую подчинялись министерствам финансов. Но основная специфика была связана с системой регулирования денежной массы и ставок процента. В отличие от стран Западной Европы, где долгое время были распространены административные (селективные) методы контроля в виде кредитных квот, лимитов для отдельных секторов, групп банков и крупных кредитных институтов, ФРС полагалась на такие экономические инструменты регулирования денежной массы, как норматив обязательных резервов, переучетная ставка, операции на открытом рынке, и редко прибегала к селективному контролю. В основе управления денежной массой лежала система минимальных обязательных резервов, которая возникла задолго до учреждения центрального банка в США.

В России Государственный банк Российской империи был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков.

Началом нового, «рыночного», этапа деятельности Центрального банка РФ (ЦБ РФ) можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Фактическая независимость ЦБ РФ страны является необходимым условием эффективности его деятельности. Независимость его особенно важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость ЦБ РФ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов - денежно-кредитной и финансовой политики.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50 % полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годового отчета ЦБ.

В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ РФ независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов власти.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.

Таким образом, история многих стран доказывает, что наличие централизованного начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпосылками для эффективного развития рыночной экономики. Децентрализованное функционирование банковской системы, разнородность бумажных денег, отсутствие разумного регулирования денежного предложения, соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный хаос в стихию рынка. Поэтому создание центральных банков с функциями регулирования денежно-кредитных отношений стало историческим открытием, позволившим эффективно «обуздать» стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства. К началу XX в. почти во всех европейских странах и некоторых странах Азии и Африки уже имелись центральные банки. В настоящее время они являются основным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы.

Центральные банки возникли в результате исторической эволюции и развития рыночных отношений.
Анализ истории развития центральных банков показал, что их истоки лежат в деятельности частных банков, получивших привилегию на эмиссионную деятельность.
Возникновение центральных банков относится к середине XIX - началу XX в., поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращение.
Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк - банк Швеции, основанный в 1668 году, Банк Англии был образован в 1694 году, Банк Франции - в 1800 году.
Другие экономисты связывают возникновение центрального банка с получением частными банками привилегии или исключительного права на эмиссию банкнот. Так, Банк Франции начинает эмиссию банкнот в 1803 году и становится крупнейшим эмиссионным центром. Довольно продолжительный отрезок времени банкноты Банка Франции оставались частными деньгами, но их признавали надежными, поскольку сохранялся размен на золото. Только в 1870 г. банкноты Банка Франции получили статус законного платежного средства. Банк Англии получает исключительное право выпуска банкнот в 1844 году. Но роль центрального банка не только определяется эмиссией банкнот, как это принято считать: во Франции и некоторых других странах выпуск денег в обращение наряду с центральным банком может осуществлять казначейство.
Монополия на эмиссионную деятельность, получаемая центральными банками как привилегия по сравнению с другими денежно-кредитными институтами, сопровождалась тем не менее определенными их обязательствами по отношению к правительству. Если центральный банк при этом является государственным, что встречается более часто, то он может быть подчинен министерству финансов и зачастую выступает как лишенный самостоятельности государственный банкир. Если в роли центрального банка выступает частный банк, то взамен полученной привилегии на эмиссию он предоставляет льготы правительству, бесплатно перечисляет средства, принадлежащие государству, регламентирует собственные коммерческие операции. В обоих случаях, когда монополией обладает только один банк, ее называют полной монополией.
Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на более поздние сроки. Например, Банк
Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 году, после его национализации. Значительно раньше функции центрального банка стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 году предоставила ему широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков. Европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х годов одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. В отличие от европейских своеобразный центральный банк США в виде Федеральной резервной системы был создан в 1913 году специально для выполнения общих экономических функций.
Сложилась традиция рассматривать национальный центральный банк в сопоставлении с Банком Англии, который служит своего рода эталоном. Формирование института центрального банка в Англии оказало достаточно заметное влияние на создание центральных банков в других странах. Более того, считается, что основы монетарной теории были заложены экономистами, обсуждавшими проблемы английской банковской и денежной политики.
Роль центрального банка в английской модели определяется тремя функциями:
1) денежным контролем;
2) пруденциальным контролем;
3) размещением государственного долга на наиболее благоприятных условиях.
Функция денежного контроля предполагает в качестве основной цели стабилизацию уровня цен с помощью контроля над денежным предложением. К закреплению за Банком Англии именно этой функции сводилось основное содержание принятого в 1844 г. Закона о Банке Англии (акт Роберта Пиля). Для стабилизации цен Акт предписывал строгое следование количественной теории денег, а именно - правилу роста денежного предложения, смысл которого состоял в том, чтобы темпы роста предложения денег соответствовали темпам роста реального производства в экономике. С середины 1980-х гг. в политике, направленной на достижение ценовой стабильности, денежные власти стали использовать процентные ставки.
Пруденциальный контроль, контроль над банковскими рисками, направлен на минимизацию возможности финансовых кризисов и тех издержек, которые несет общество в целом в случае таких кризисов. Закон о правах банков (1914 год) разрешил проведение дискреционной денежной политики. Это означало, что Банку Англии было разрешено предоставлять банкам дополнительную ликвидность в случае спекулятивного перегрева банковского сектора. Переход от строгого к дискреционному правилу стал следствием ряда финансовых кризисов (1847, 1857, 1866 гг.). В результате катастрофического сокращения банковских резервов потребовался дополнительный выпуск денег и действие Закона 1844 года было приостановлено.
При проведении пруденциального контроля Банк Англии действует как кредитор последней инстанции. Данный термин появился в 1797 году. Концепция получила развитие у английских экономистов Генри Торнтона (1802 г.) и Уолтера Бэджита (1873 г.). С 1844 года до начала XX столетия Банк Англии выполнял роль кредитора последней инстанции в соответствии с моделью Торнтона — Бэджита. Она предполагала соблюдение определенных принципов или правил кредитования для центрального банка, которые стали классическими в данной концепции:
1) предоставление временных, краткосрочных ссуд;
2) залоговое обеспечение;
3) предоставление ссуд только платежеспособным банкам, которые подвергаются рискам в результате банкротства банков с плохим управлением;
4) выдача ссуд осуществляется под штрафные, т. е. завышенные процентные ставки, чтобы не превратиться в кредитора первой инстанции вместо последней;
5) спасение отдельных банков не должно превалировать над ответственностью за стабильность финансовой системы в целом.
Закон 1914 года формализовал ответственность Банка Англии как кредитора последней инстанции за стабильность финансовой системы. Он стал конечным поставщиком ликвидности для банков и получил право выдавать столько ссуд, сколько нужно для устранения угрозы кризиса ликвидности. В последние годы распределение ответственности между властными органами существенно изменилось. По Закону 1998 года Банк Англии в качестве центрального несет ответственность за обеспечение стабильности и эффективности финансовой системы в целом. Обязанности по надзору за банками были переданы и закреплены Законом о финансовых услугах и рынках 2000 года новому регуляторному органу - Управлению финансовыми услугами, созданному в 1997 году.
При размещении государственного долга на наиболее благоприятных условиях Банк Англии выступает как агент при первичном размещении облигаций и не является непосредственным кредитором правительства.
Важно подчеркнуть, что между тремя функциями существует внутренний конфликт, усложняющий политику центрального банка и объясняющий непоследовательность в его деятельности. Невозможно строго придерживаться монетарного правила, если центральный банк должен печатать больше денег в качестве кредитора последней инстанции.
Если в 1900 году центральные банки существовали в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств), то в 2000 году - более чем в 170 странах. Несмотря на исторические и экономические особенности, роль центральных банков различных стран по существу соответствует классической английской модели, хотя принята несколько иная терминология.
Однако дело не только в терминологии. В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежного контроля сводилась к обеспечению экономики деньгами. Центральный банк должен был придать эластичность деньгам и банковским резервам, т. е. изменять предложение денег в ответ на изменения спроса на деньги со стороны реального сектора экономики. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, отвечающий за разработку и проведение денежно-кредитной политики, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например, таких как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции.
При всей схожести операций Государственного банка Российской империи с моделями центральных банков европейских стран его деятельность имела заметные особенности.
С момента своего возникновения он сочетал как эмиссионную, так и коммерческую деятельность. Первоначально основной операцией банка был выкуп ассигнаций. Хотя Экспедиция государственных кредитных билетов, осуществлявшая эмиссионные операции, была передана Государственному банку, однако в основном он лишь производил обмен кредитных билетов. Государство в лице Министерства финансов сохраняло за собой верховенство в процессе управления денежным обращением. Одна из главных специфических особенностей Госбанка России состояла в том, что министр финансов являлся непосредственным главным начальником банка с широкими распорядительными правами и возможностью направлять всю деятельность банка.
Капитал Государственного банка использовался преимущественно на нужды казначейства. Эмиссия денежных знаков использовалась для финансирования расходов государства. Металлический фонд расходовался на покрытие государственных долговых обязательств, увеличивал бумажно-денежное обращение.
В целом историю развития Государственного банка страны можно представить следующим образом:
1860 год - учреждение Государственного банка Российской империи; 1897 год - Государственный банк наделяется статусом эмиссионного центра с монопольным правом эмитирования наличных денег в обращение;
1918 год - переименование Государственного банка в Народный банк РСФСР;
1920 год - ликвидация Народного банка РСФСР;
1921 год - образование Государственного банка РСФСР;
1923 год - реорганизация Государственного банка РСФСР в Государственный банк СССР;
1922 - 1924 годы - становление Государственного банка СССР как эмиссионного центра;
1927 год - передача Государственному банку СССР полномочий руководства банковской (кредитной) системой и контроля за деятельностью кредитных учреждений;
1928 год - начало монополии Госбанка СССР на краткосрочное кредитование народного хозяйства;
1930 - 1932 годы - придание Государственному банку СССР статуса единого центра кредитования, расчетных и кассовых операций;
1990 год - создание Центрального банка РСФСР (параллельно с Госбанком СССР);
1991 год - упразднение Госбанка СССР, передача его полномочий Центральному банку РСФСР (Банку России).
В ноябре 1991 года Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк единственным на территории страны органом государственного денежно- кредитного и валютного регулирования экономики. На основе принятых законов Банк России становится элементом двухуровневой банковской системы, получает целевую ориентацию.
Когда создание Центрального банка стало очевидным, возникла дискуссия по поводу того, кто должен его контролировать. Известны три варианта контроля исходя из формы собственности на капитал центрального банка. Контроль может быть:
. государственным, если капитал банка принадлежит государству (Банк Англии, Банк Франции);
. акционерным, если капитал центрального банка принадлежит коммерческим банкам (Федеральная резервная система США);
. смешанным, если сложилась акционерная форма капитала с участием государства (Национальный банк Австрии, Банк Швейцарии).
В Российской Федерации имущество Банка России является федеральной собственностью. Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральным законом. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов.

Новое на сайте

>

Самое популярное