Домой Банки ВРП - это что? Структура ВРП. Валовой региональный продукт на душу населения как важнейший показатель экономического развития субъектов рф

ВРП - это что? Структура ВРП. Валовой региональный продукт на душу населения как важнейший показатель экономического развития субъектов рф

ВРП на душу населения может быть использован для межрегиональных сопоставлений в уровне экономического развития регионов. Так, в 2012 г. при среднероссийском показателе 348,6 тыс. рублей наибольший ВРП на душу населения - в Ненецком автономном округе: 3841,0 тыс.

Рублей, наименьший - в Чеченской Республике: 78,9 тыс. рублей. В Костромской области в 2012 г. этот показатель был равен 199,3 тыс. рублей, что ниже показателя по Российской Федерации в 1,75 раза. Коэффициент осцилляции (отношение размаха к средней) показывает, что размах вариации ВРП на душу населения по регионам в 11,7 раза превышает среднероссийский уровень. Это свидетельствует о значительной дифференциации экономического развития регионов Российской Федерации и соответствующих различиях в уровне жизни населения .

Территориальные различия ВРП на душу населения, выражающие дифференциацию уровней экономического развития регионов, характеризуются данными, представленными в рисунке 17.

ВРП на душу населения, руб./чел.

Рисунок 17 - Группировка субъектов РФ по ВРП на душу населения

В ходе анализа, проведенного среди субъектов РФ в 2012 г. по ВРП на душу населения, было выделено 6 групп.

Г руппы 4, 5 и 6 самые малочисленные по числу входящих в них субъектов РФ. Самый богатый - 6-й кластер: здесь на душу населения ВРП приходится от 887,5 до 3841,0 тыс. руб. Из шести субъектов федерации, входящих в данную группу, три относятся к УФО - это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра и Тюменская область: их ВРП на душу населения составляет от 960,0 тыс. руб. до 2211,6 тыс. руб. В данную группу попали и столица России - Москва (887,5 тыс. руб.); Ненецкий автономный округ занимает лидирующее место даже среди «чемпионов» - 3841,0 тыс. руб. на 1 жителя. В 5 группу попали преимущественно регионы Северо-Западного федерального округа (СЗФО) (4 из 11 субъектов) и Северного федерального округа (СФО) (4 из 12 субъектов), что составляет 1/3 от каждого из указанных федеральных округов. 4 группа, находящаяся по ВРП на душу населения в промежутке между 376,9 и 306,9 тыс. руб., собрала представителей практически всех федеральных округов: ЦФО (Московская и Белгородская области), СЗФО - Архангельская область, Приволжского федерального округа (ПФО) (Республика Татарстан и Пермский край), Уральского федерального округа (УФО) (Свердловская область), Сибирского федерального округа (СФО) (Томская область), Дальневосточного федерального округа (ДФО) (Приморский и Хабаровский края).

Самым многочисленным кластером является 2-й, который насчитывает 28 субъектов РФ, среди которых и Костромская область (199,3 тыс. руб.). Границы интервалов этой группы - 154,2 и 243,9 тыс. Минимальное значение принадлежит Алтайскому краю (154205,7 руб.), максимальное - Воронежской области (243941,3 руб.); Костромская находится в данной группе на 17 месте.

3-й кластер является также достаточно большим - 22 субъекта РФ. В него вошли, главным образом, регионы СЗФО: 4 из 11 субъектов, ПФО - 5 из 14

субъектов, СФО - 5 из 12 округов, а также ДФО - 2 из 9, исключение составил только Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО): ни один из субъектов РФ СКФО не вошел в 3 группу. Интервал ВРП на душу населения находится в границах от 200 до 300 тыс. руб. Следует обратить внимание на тот факт, что в 3-й кластер вошел сосед Костромской области - Ярославская область - с величиной ВРП на душу населения 255,3 тыс. руб. в 2012 г., что превышает наш показатель на 28%.

Для 1 группы характерны следующие основные черты: интервал ВРП на душу населения - от 50 до 110 тыс. руб.; сюда вошли преимущественно регионы СКФО (5 из 7 регионов - все за исключением Ставропольского края и Республики Северная Осетия - Алания, которые вошли во 2-й кластер). Из ЦФО к данной группе отошла Ивановская область - также наш сосед: чуть выше 129,8 тыс. руб., но это ниже показателя по Костромской области более, чем на 50%.

Построение и анализ территориального ряда распределения по уровню среднедушевого ВРП в 2012 г. позволили сделать вывод о том, что значительная часть регионов РФ имеет величину ВРП на душу населения существенно ниже среднероссийской, т.е. ряду распределения свойственна левосторонняя асимметрия (характеризует меру несимметричности распределения): коэффициент асимметрии - 5,46. Следовательно, распределение региональных уровней ВРП на душу населения не подчиняется нормальному закону. Это означает, что большинство российских регионов испытывают трудности экономического развития и, соответственно, имеют низкие возможности для повышения уровня и качества жизни населения .

Есть различные экономические показатели, которые можно смело назвать актуальными. Но далеко не все из них известны простым обывателям. И на вопрос «ВРП - это что?» не каждый сможет дать вразумительный ответ. Поэтому для того чтобы разобраться в столь непростой теме, в данной статье будет рассмотрена суть и структура этого показателя.

Валовой региональный продукт

ВРП можно определить как показатель обобщающего типа, который характеризует экономическую деятельность конкретного региона и процесс производства услуг и товаров в частности.

Для публикации данных ВРП, как правило, используются рыночные цены. Но возможно формирование этого показателя и при помощи основных цен. В этом случае основное отличие будет сводиться к сумме чистых налогов на продукты (вычтены субсидии на товары). Если говорить о ВРП регионов России в основных ценах, то нужно отметить, что это сумма по видам экономической деятельности.

Важность валового регионального продукта

Для того чтобы грамотно оценивать экономическое состояние СНГ, необходимо использовать определенные показатели, которые будут отображать динамку ключевых процессов. И если рассматривать ВРП России, то можно утверждать, что этот показатель крайне важен, особенно учитывая постоянно растущую самостоятельность регионов.

Суть в том, что в качестве основы для проведения комплексной оценки характеристик обобщающего типа в условиях рыночной экономики можно определить СНС (систему национальных счетов) и СРС (систему региональных счетов), которая является логическим продолжением первой. При этом в первой системе ключевое положение занимает а в СНР, соответственно, региональный. Из этого следует простой вывод, помогающий ответить на вопрос «ВРП - это что?»: без данного показателя не представляется возможным построение СНР, а значит, и полноценный анализ экономического состояния региона и страны в целом также невозможен. Это означает, что он является обязательным в процессе проведения оценки экономики.

Ключевые термины

Прежде всего стоит определиться с тем, что такое основная цена, о которой речь шла выше. Данный термин используется для характеристики стоимости, которую производитель присваивает конкретной единице товара с учетом субсидии на продукты, но без налогов.

Под выпуском товаров и услуг стоит понимать их суммарную стоимость, которая формируется в результате производственной деятельности резидентов. Включение произведенного и реализованного продукта в выпуск происходит по рыночной фактической цене. Если говорить о нереализованных товарах, то они включаются в выпуск по средним рыночным ценам. Этот фактор, как и другие, приведенные в данном разделе, включает структура ВРП.

Важно уделить внимание и такому показателю, как промежуточное потребление. В этом случае речь идет о цене услуг и товаров, полностью потребляемых или трансформируемых в процессе производства в рамках конкретного отчетного периода.

Существуют также расходы, связанные с конечным потреблением ВРП. Складываются они из таких показателей, как расходы госучреждений на коллективные и индивидуальные услуги, а также затраты домашних хозяйств на конечное потребление. К этой категории можно отнести траты некоммерческих организаций, которые занимаются обслуживанием домашних хозяйств.

Как высчитывается ВРП России

Есть несколько способов, позволяющих определить валовой региональный продукт.

Данный показатель можно рассчитать на уровне секторов и отраслей. Для этого используется производственный метод, сводящийся к выявлению разницы между выпуском услуг и товаров и промежуточным потреблением, которое образуется из стоимости продукции. При этом данный расчет производится до того, как будет вычтен потребительский основной капитал.

Разбираясь в том, ВРП - это что, и как его определить, есть смысл обратить внимание на формирование данного показателя в стадии производства. В этом случае речь идет о сумме валовой добавленной стоимости, которая была создана посредством деятельности всех институциональных единиц-резидентов, расположенных на экономической территории региона. Стоит заметить, что в данном случае не учитываются чистые налоги на продукты.

Источники, используемые для вычисления

Объем ВРП в странах СНГ вычисляется при помощи следующих источников информации:

Отчетность компаний, касающаяся реализации услуг, продуктов и самого производства, а также затрат на выпуск товара;

Специализированные региональные и специальные выборочные обследования;

Регистры компаний.

Если коснуться темы регистров более подробно, то нужно отметить, что они содержат различную информацию, в том числе и расположение предприятий. Именно эти сведения используют для формирования специальной о ключевых показателях деятельности компаний в регионе.

Производственный метод исчисления

Перед тем как переходить к самому методу, стоит отметить, что ВРП на душу населения можно причислить к макроэкономическим показателям. Рассматривать его можно на нескольких стадиях: производство, образование доходов и, конечно же, использование доходов.

На стадии производства ВРП используется для характеристики добавленной стоимости, которая была создана резидентами в процессе выпуска товаров и услуг в рамках текущего отчетного периода.

Беря во внимание стадию образования доходов, стоит отметить, что в этом случае ВРП на душу населения вычисляется посредством суммирования первичных доходов, полученных резидентами в процессе производства товаров. Эта сумма распределяется между участниками производственного процесса.

Что касается исчисления ВРП на стадии использования доходов, то здесь речь идет об отражении суммы расходов всех секторов национальной экономики на конечное накопление и потребление, а также на услуг и товаров.

Исчисление путем распределения

ВРП на душу местного населения (имеются в виду регионы) может исчисляться и на стадии формирования доходов. В этом случае данный показатель можно определить как сумму первичных доходов, которые подлежат распределению между резидентами, принимающими непосредственное участие в производственном процессе.

К этой группе можно отнести следующие доходы, получаемые в процессе производства:

Оплата труда наемного персонала (как резидентов, так и нерезидентов). Она определяется как вознаграждение в натуральной и денежной форме и выплачивается нанятым сотрудникам за их работу. В этом случае учитываются все суммы, которые начисляются работникам до того, как из заработной платы исключаются налоги на доходы и другие вычеты. В учет берутся и отчисления страховых взносов в социальные фонды.

И смешанные доходы, которые были получены за право пользования заемными нефинансовыми и финансовыми непроизводственными активами в процессе выпуска товара.

Чистые налоги на импорт и производство, являющиеся доходами государства. Структура ВРП включает и этот элемент. В этом случае помимо субсидий и налогов на продукты учитываются те виды налогообложения, которые касаются производственных единиц в качестве участников производственного процесса.

Метод конечного использования

Это еще один способ исчисления валового регионального продукта, который нужно рассмотреть, чтобы ответить на вопрос «ВРП - это что?». В этом случае стоит вспомнить о принципе, согласно которому ВРП является суммой расходов резидентов, направленных на конечное потребление.

Под конечным потреблением подразумевается использование услуг и товаров для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности как населения, так и коллективных нужд общества.

Расходы, имеющие отношение к конечному потреблению, включают институционные единицы, имеющие отношение к нескольким секторам хозяйства и различные государственные, равно как и коммерческие организации, обслуживающие их нужды.

Вывод очевиден: для того чтобы получить полноценную картину состояния экономики конкретного региона и страны в целом такой показатель, как ВРП учитывать необходимо. При этом задачу облегчает наличие нескольких методов исчисления этого показателя в зависимости от типа исследования.

01.07.2008

Слабые регионы отстают в экономическом развитии от сильных в десятки раз и без грамотной госполитики не подтянутся, считает журнал «Финанс», опубликовавший третий по счету рейтинг российских регионов по показателю производимого в них продукта на душу населения.

Впереди всех - Тюменская область c $43,5 тысяч, что примерно соответствует подушевому ВВП США, Ирландии или Кипра. Но даже догнав Америку, российскому региону еще есть к чему стремиться. США всего лишь замыкают десятку стран самым большим ВВП на одного жителя. У Катара и Люксембурга этот показатель превышает $75 тысяч.

Следом за Тюменской областью с отставанием на $20 тысяч – Москва. По продуктивности экономики она близка к Южной Корее, Израилю и Саудовской Аравии. Интересно, что отрыв Тюмени от столицы, хотя и остается очень большим, несколько сократился за последнее время: в прошлогоднем рейтинге он был более чем двукратным. Это не удивительно: московская экономика в последние годы растет гораздо быстрее.

Производство в нефтегазовом секторе уже давно не впечатляет особым динамизмом. В 2006 году добыча топливно-энергетических полезных ископаемых выросла всего на 2,5%, в 2007-м – на 1,9%. Другое дело – обрабатывающая промышленность, торговля, финансовые и другие услуги, на которых специализируется Москва. Учитывая это, вполне вероятно, что в дальнейшем столица продолжит догонять Тюменскую область в рейтинге журнала «Финанс».

Перемена мест

Заметно ухудшились позиции Вологодской области, которая опустилась с третьего места на восьмое. Это объясняется в первую очередь относительно медленным ростом ее номинального ВРП в 2006 году (на 9%). Пять регионов, опередивших Вологодчину, прибавили по 25–35%. Особенно хорошую динамику продемонстрировали Сахалинская область и Красноярский край, что позволило этим субъектам Федерации занять четвертую и пятую строчку рейтинга соответственно. Если в 2005 году их ВРП были примерно равны ВВП Малайзии и Мексики, то в 2006 году они уже превзошли Чили.

Хорошие результаты продемонстрировали Свердловская и Оренбургская области. Последняя по итогам 2005 года была на 30-й строчке и не превышала по уровню развития Панаму. В новом же рейтинге ее номер – 17, а международный «аналог» – Болгария. Ту же планку взяла Башкирия, которая переместилась на 7 строчек вверх. Что касается Свердловской области, то она поднялась с 22-го места сразу на 13-е и теперь дышит в спину Ленинградской области.

Очень неплохо продвинулось в рейтинге и Подмосковье: с 31-го места сразу на 24-е. Соседство со столицей отражается на нем двояко. С одной стороны, близость к крупному рынку, лучшая чем в других регионах обеспеченность инфраструктурой стимулирует приток инвестиций в Московскую область. Результат – высокая динамика ВРП. С другой стороны, Москва оттягивает на себя трудовые ресурсы: огромное количество жителей Подмосковья создает ВРП не дома, а в столице.

На юге как в Африке

Факторы, обеспечивающие экономический рост в последние годы, – высокие цены на сырье, бурный рост внутреннего спроса, развитие городских агломераций – были таковы, что выигрыш от этих процессов распределялся очень неравномерно. Поэтому, несмотря на локальные прорывы, контрасты в развитии регионов остаются удручающими.

Показатель ВРП Тюменской области по-прежнему в 32 раза выше, чем у аутсайдера – Ингушетии. Субъекты Федерации, представляющие юг России, экономически находятся на уровне слабых государств третьего мира, таких как Гондурас, Филиппины и Боливия. А Чечня и Ингушетия, замыкающие рейтинг, сопоставимы с бедными странами африканского континента.

Более четверти российских регионов с общей численностью населения почти 26 млн человек по уровню развития экономики уступают нищей по европейским меркам Албании. Даже те, кто оказался в середине рейтинга (а это неслабые по российским меркам Краснодарский край, Калужская, Курская области и т. п.), уступают таким странам как Таиланд и Тунис. Правда, последние тенденции в региональном развитии немного обнадеживают. В частности, экономика некоторых регионов российского юга в 2006 году росла значительно быстрее, чем в целом по России и в Центральном федеральном округе. С другой стороны, ускорение почти не затрагивает Дальний Восток (за исключением Сахалинской области).

Данные о номинальных объемах валового регионального продукта (ВРП) на душу населения ежегодно обнародует Росстат (последняя публикация – за 2006 год).

Чтобы сделать показатели сопоставимыми, «Финанс» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец отчетного года (для Чеченской Республики вместо отсутствующей цифры за декабрь 2005 года была взята январская 2006 года). В качестве базовых показателей использованы значения стоимости корзины в целом по России.

Для сопоставления с ВВП иностранных государств рублевые ВРП были пересчитаны в доллары США. Учитывался паритет покупательной способности (ППС) российской и американской валют: он, в отличие от биржевого курса, отражает разницу в уровне цен в двух странах. Источник информации о ППС и ВВП стран по ППС – база данных МВФ, который, в свою очередь, опирается на статистику Всемирного банка.

При сравнении свежего рейтинга с прошлогодним («Финанс» № 27, 2007) сразу бросается в глаза странная, на первый взгляд, вещь. Показатели подушевого долларового ВРП большинства регионов сократились. Например, в прошлом году мы оценивали его объем у лидера рейтинга – Тюменской области – в $49 тысяч, а в этом году получилось только $43,5 тысяч. При более внимательном рассмотрении выясняется, что за год уменьшения тюменского ВРП не произошло, поскольку показатель 2005 года пересмотрен в сторону снижения – до $42,5 тысяч. Почему? Все дело в пересмотре исходных данных, которые были использованы при подготовке рейтинга. Во-первых, после прошлогодней публикации «Финанс» Всемирный банк скорректировал показатели паритетов покупательной способности. Во-вторых, Росстат актуализировал статистику по ВРП за 2005 год. Соответственно, показатели, на которых построен рейтинг за тот год, были обновлены. На расстановку мест это повлияло несущественно.

Место Субъект федерации ВРП на душу населения, $ тыс. по ППС Изменение за год, $ по ППС Прирост/снижение ВРП за 2001–2006 гг., % Страна с близким по размеру ВВП на душу населения по ППС
2006 2005*
1 Тюменская область 43,49 42,50 +993 42,0 США, Ирландия, Кипр
2 Москва 23,51 20,98 +2536 59,8 Южная Корея, Израиль, ­Саудовская Аравия
3 Республика Татарстан 13,61 12,03 +1579 34,1 Габон, Сент-Китс и Невис
4 Сахалинская область 13,60 11,37 +2230 77,2
5 Красноярский край 13,21 11,27 +1940 26,0
6 Республика Коми 13,19 11,69 +1492 19,1 Чили, Малайзия, вся Россия
7 Липецкая область 12,86 11,33 +1536 39,2
8 Вологодская область 12,05 12,84 –791 28,7 Турция, ­Аргентина
9 Томская область 12,02 10,99 +1026 26,6
10 Санкт-Петербург 11,80 10,77 +1029 60,1
11 Пермская область (край) 11,62 10,82 +797 15,4
12 Ленинградская область 11,19 9,80 +1392 76,0 Венесуэла
13 Свердловская область 10,89 8,88 +2006 51,0
14 Архангельская область 10,68 9,58 +1099 55,9 Ливан, Уругвай, Румыния
15 Республика Саха (Якутия) 10,46 10,64 –181 23,1
16 Республика Башкортостан 10,32 8,74 +1584 38,3 Болгария
17 Оренбургская область 10,27 8,17 +2102 47,7
18 Омская область 10,07 10,15 –78 63,7 Иран, Казахстан
19 Самарская область 10,00 9,14 +853 28,1
20 Челябинская область 9,79 8,69 +1100 37,6 Белоруссия
21 Белгородская область 9,64 8,70 +940 41,1
22 Мурманская область 9,54 9,00 +544 8,2 Коста-Рика
23 Кемеровская область 9,52 9,11 +410 33,1
24 Московская область 9,46 8,08 +1379 56,1 Сербия
25 Чукотский автономный округ 9,29 8,91 +380 48,5 Панама
26 Иркутская область 9,23 8,20 +1034 37,1
27 Ярославская область 9,07 8,69 +380 36,9 Бразилия, ЮАР
28 Республика Карелия 8,94 9,07 –129 26,4
29 Магаданская область 8,94 8,98 –48 –2,2
30 Удмуртская Республика 8,86 8,47 +390 17,5
31 Нижегородская область 8,55 7,47 +1085 32,3
32 Новгородская область 8,44 8,30 +144 16,9
33 Новосибирская область 7,59 7,25 +340 50,3 Македония, ­Таиланд, Ямайка
34 Хабаровский край 7,34 6,68 +663 28,2
35 Волгоградская область 7,29 6,74 +543 30,1
36 Тульская область 7,26 6,55 +713 31,7
37 Республика Хакасия 6,96 6,38 +576 10,1 Перу, Эквадор, Тунис
38 Калининградская область 6,93 6,36 +567 61,0
39 Рязанская область 6,85 6,29 +561 30,3
40 Курская область 6,81 6,27 +537 40,8
41 Тверская область 6,76 5,71 +1043 35,8
42 Краснодарский край 6,70 5,95 +749 42,1 Босния и Герцеговина, Доминиканская Республика
43 Астраханская область 6,62 6,36 +252 24,6
44 Орловская область 6,57 6,08 +494 26,2
45 Смоленская область 6,54 6,02 +515 20,5
46 Калужская область 6,40 5,89 +507 32,0
47 Костромская область 6,34 5,89 +445 23,7
48 Чувашская Республика 6,32 5,27 +1046 35,5
49 Ульяновская область 6,25 5,40 +849 32,1 Украина, ­Колумбия, Алжир
50 Саратовская область 6,23 5,95 +276 39,9
51 Амурская область 6,21 5,83 +377 10,5
52 Республика Бурятия 6,11 5,49 +621 30,5 Азербайджан
53 Камчатская область (край) 6,10 5,67 +431 6,4
54 Еврейская автономная ­область 6,07 5,18 +892 45,7
55 Владимирская область 5,96 5,27 +698 23,9
56 Ростовская область 5,87 5,15 +720 50,5 Албания
57 Приморский край 5,83 5,62 +207 31,3
58 Читинская область 5,77 5,07 +698 23,7
59 Тамбовская область 5,61 5,28 +333 31,0
60 Республика Мордовия 5,50 4,73 +766 48,0 Сальвадор
61 Пензенская область 5,48 4,98 +497 22,8
62 Псковская область 5,47 5,05 +420 20,8
63 Курганская область 5,38 4,55 +837 36,6
64 Республика Марий Эл 5,33 4,62 +710 33,6
65 Воронежская область 5,29 4,92 +371 30,1 Тонга, Египет
66 Республика Северная Осетия 5,26 4,32 +941 45,9
67 Алтайский край 5,20 4,59 +611 34,2
68 Брянская область 5,13 4,60 +531 33,8
69 Кировская область 4,74 4,30 +444 14,3 Китай, Туркмения­, Намибия
70 Ставропольский край 4,72 4,32 +401 48,9
71 Карачаево-Черкесская Республика 4,34 3,53 +808 43,0 Армения, Фиджи
72 Кабардино-Балкарская Республика 3,99 3,83 +155 32,4 Грузия, Марокко
73 Республика Алтай 3,97 3,48 +493 25,0
74 Республика Дагестан 3,76 3,22 +537 83,8 Боливия, ­Гондурас
75 Ивановская область 3,73 3,53 +197 30,4
76 Республика Калмыкия 3,49 3,01 +473 –15,5 Индонезия, ­Филиппины
77 Республика Тува 3,47 3,02 +454 19,8
78 Республика Адыгея 3,42 3,22 +204 35,4
79 Чеченская Республика 1,95 1,62 +325 Судан, Нигерия
80 Республика Ингушетия 1,36 1,30 +53 –9,1 Гана

Светлана Смольнякова

Мы продолжаем говорить про валовый региональный продукт России. Сокращённо ВРП. По сути он очень похож на ВВП, но его главное предназначение: оценивать отдельные регионы, а не всю страну. Сегодня обсудим ВРП на душу населения. Считается он довольно просто. Берется ВРП для данного субъекта федерации и делится на количество жителей.
Результаты получаются следующие. На первых местах сырьевые регионы с небольшим населением.

Почти все они находятся в зоне крайнего севера. Там высокие цены, большие расходы на отопление и одежду, но также и высокие зарплаты.


Напрмимер на Чукотке средняя зарплата 92 тысячи рублей . Это рекорд по России, выше чем в Москве.
Смотреть программу Экономика на телеканале Крым-24

Архив выпусков.
Напомню, что средняя зарплата учитывает в том числе зарплаты Топ-менеджеров. Поэтому посмотрим также медианные зарплаты. Это сколько получает человек в середине зарплатного списка. Источник данных РИА рейтинг.
Здесь также лидируют северные регионы с высоким ВРП на душу населения. Ямало-Ненецкий Автономный округ, Чукотский Автономный округ, столица России Москва, Ненецкий Автономный округ и Магаданская область.


Медианные зарплаты там 46-58 тысяч рублей . То есть корелляция между ВРП и зарплатами определённо существует. Но опять же, и расходы там намного выше чем в других областях. Лидером России по уровню ВРП на душу населения является Ненецкий автономный округ (составная часть Архангельской области).5 миллионов 800 тысяч рублей на человека . Это не удивительно, потому что населения там маленькое. Как никак, Крайний Север. Это самый малонаселённый субъект Российской Федерации: 44 тысячи человек . Чуть больше, чем в крымском городе Джанкой. Если смотреть на это как на дробь, то в числителе цифра большая, а в знаменателе маленькая. Вот и получается что ВРП на душу населения высокий.




Посмотрим какая отрасль экономики главная у лидеров по ВРП на душу населения. Также в таблицу добавлено второе по значимости направление экономики.


Здесь без неожиданностей. У Ненецкого автономного округа освоение недр достигает доли 75% . Здесь ведётся активная добыча нефти, в том числе на арктическом шельфе.


Ненецкий автономный округ – это знаменитый край оленеводов. Но на оленях далеко не уедешь. Доля сельского хозяйства в экономике субъекта – всего 0,3%. Второе место у Строительства: 10% . Похожая картина и у Ямало-Ненецкого автономного округа. Это часть Тюменской области. Только соотношение чуть-чуть другое. 55% у добычи, 17% у строительства. Здесь тоже развито оленеводство. Мясо оленя даже экспортируется в Финляндию и Швецию. Но большой роли в экономике эти продажи не играют.


У Ханты-Мансийского автономного округа (это тоже часть Тюменской области) 66% у добычи полезных ископаемых, и7% у сферы транспорта и связи. Под транспортом подразумевается судоходство по рекам Обь и Иртыш. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Также особую роль играет авиация и её подраздел малая авиация. Территории там огромные, края дикие, нехоженные, морозы лютые. Поэтому летать на вертолётах и небольших самолётах – самое то.


Для народов крайнего севера разработаны специальные программы. Они позволяют им пользоваться лётным транспортом в труднодоступных малообжитых местах.
Четвёртое место по ВРП на душу населения у Сахалинской области: полтора миллиона рублей. Лидирующая отрасль – добыча ископаемого сырья. На втором месте не строительство, но смежная с ним сфера: операции с недвижимостью (купля, продажа, аренда).


В них создаётся 8% от сахалинского ВРП.


На 5 месте по ВРП на душу населения Чукотка. Половина экономики – это добыча полезных ископаемых. Лидирующая сфера. На втором месте производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Рядом с ней – на третьем месте - гос.управление и обеспечение военной безопасности. Чукотку и США разделяет Берингов пролив. Его наименьшая ширина – 86 километро в.


Подобная близость обязывает держать там силы военного сдерживания.
Москва по ВРП на душу населения занимает 6 место. Главная отрасль – розничная и оптовая торговля,


на втором месте – операции с недвижимостью.
Крым и Севастополь находятся в нижней части списка по ВРП на душу населения: 79-е и 83-место соответственно.


Результат слабый, но в этом вопросе важна динамика. Экономика Крыма растёт и позиция в рейтинге улучшается. В 2014 году Крым и Севастополь были на двух самых последних местах, а в 2016 уже опередили несколько субъектов Федерации. ВРП за 2017 год ещё не подсчитан. Но по его отдельным составляющим, которые уже известны, можно предположить дальнейший рост Крыма в этом рейтинге.
---
В прошлой программе мы рассмотрели регионы, в которых самая высокая доля обрабатывающей промышленности. Оказалось, что это Липецкая область: 42% .


Давайте изучим другие отрасли. Где в стране максимальная доля той или иной сферы экономики? Для начала изучим, в каком регионе самая высокая по России доля рыболовства? Ответ: Камчатский край (19% ).




В других регионах тоже ловят рыбу, но там процент рыболовства в структуре ВРП меньший.
В каком регионе самая высокая доля сельского хозяйства? Ответ: Калмыкия (32% ).


И в тамбовской области тоже не мало: 25% (четверть).
Где самая высокая доля электроэнергетики? В Хакасии. 16% за счёт Саяно-Шушенской гидроэлектростанции.


Где самая высокая доля строительства? Это уже изученный Ямало-Ненецкий автономный округ: 17% .


Почти такие же цифры с небольшим отставанием у Дагестана и Чечни (около 16% ).
Оптовая и розничная торговля процветают в Москве, Московской области и Дагестане: 27-29% в структуре ВРП. То есть во всех остальных субъектах федерации доля этого направления меньше.
Где самая высокая доля гостиничного бизнеса? В Севастополе. У города-героя и одновременно города-курорта он занимает 7% в структуре ВРП.
Очень близко Дагестан с 5% .


Это тоже курортный регион с выходом к Каспийскому морю и неплохо развитым горным туризмом.

Региональное единство подразумевает однородность составляющих территориальных единиц по возможности использования финансовых, хозяйственных, природных, социальных и других ресурсов. При этом учитываются проведение эффективной хозяйственной деятельности и обеспечение населения определенным уровнем и качеством жизни, сложившимся на территориальном пространстве. Поэтому, говоря о целостности федеративного государства, надо иметь в виду, что в значительной степени она зависит от уровня регионального единства входящих в нее субъектов.

Региональное пространство России по своим климатическим и экономико-хозяйственным признакам чрезвычайно вариабельно. Оно включает одиннадцать временных зон, что приводит к существенным различиям в условиях проведения хозяйственной политики субъектов, а соответственно и условий жизни населения. Данная тенденция существовала и ранее, но начиная с 90-х годов XX в. она усилилась. Темпы экономического развития, характеризующие различную интенсивность процесса роста субъектов Федерации, привели к усилению неравенства в социально-экономической области. При этом отметим, что существенные региональные различия наблюдаются не только между федеральными округами, но и внутри округов, между отдельными областями. К основным признакам отличий относится наличие разброса экономических и социальных статистических показателей как характеристик, определяющих сложившееся положение на экономическом пространстве РФ. Региональная дифференциация областей по социально-экономическим показателям в РФ во многих случаях достигает 10-15 раз, что является характерным для стран «третьего мира». Подобная ситуация существует и в развитых странах, но уровень региональных диспропорций в редких случаях превышает 2-3 раза. 2 Поэтому одним из критериев определения развитости или неразвитости страны является существующая территориальная структура экономики.

Региональное расслоение как дифференциация чрезвычайно отрицательно сказывается на жизни современного федеративного государства федеративного государства, поскольку усиливаются дезинтеграционные тенденции, приводящие к весьма отрицательным последствиям в жизни общества. Ученые отмечают наличие предела регионального расслоения, за рамками которого происходит разрушение государства.

Региональную дифференциацию, т.е. асимметричное развитие жизни общества, возможно, проследить и измерить при помощи статистических показателей - как экономических, так и социальных.

Для изучения этого процесса были рассмотрены и использованы четыре показателя, характеризующих с разных сторон уровень развития территориальных округов и областей:

Региональный валовой продукт (РВП), приходящийся на душу населения; среднедушевой доход населения в месяц;

Общий уровень преступности и уровень преступности экономической направленности.

Отбор этих показателей определялся некоторыми соображениями.

Для национальной экономики общепризнанной основой макроэкономических измерений и оценок является система национальных счетов (СНС). Центральное место в СНС занимает показатель ВВП, а в системе региональных счетов (СРС) - его аналог - валовой региональный продукт (ВРП). Межрегиональное сравнение субъектов Федерации по ВРП на душу населения является одним из основных этапов социально-экономического анализа, показывающего масштаб и эффективность региональных экономик. Численное значение ВРП на душу населения позволяет обосновывать государственную политику по стимулированию регионального экономического развития и поддержке проблемных регионов (депрессивных, отсталых и др.). Учитывая важность и значимость этого показателя, он был отобран для данного исследования. В современных условиях значительно возросла территориальная дифференциация уровня жизни населения в РФ.

Отобранный показатель - среднедушевой денежный доход населения - является синтетическим, поскольку, с одной стороны, он отражает результат экономической деятельности в отдельном регионе, а с другой - характеризует социальную ситуацию в конкретных условиях места и времени. Этот показатель является одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения, определяя социальную эффективность общественного производства. Статистика преступности свидетельствует, что на протяжении длительного времени в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества. Это распространяется даже на те общественные и экономические институты, которые до недавнего времени считались надежно защищенными от нее (финансовая, правоохранительная, внешнеэкономическая деятельность). Рост преступности превратился в одну из наиболее острых государственных проблем, приобрел общенациональное значение. Мониторинговые опросы общественного мнения практически повсеместно подтверждают тот факт, что возрастающее беспокойство населения за свою личную безопасность, жизнь и здоровье близких, сохранность имущества становится важнейшим фактором, провоцирующим состояние нестабильности в массовом сознании. Углубление анализа предполагает изучение структуры преступности.

Соотношение различных видов преступлений в структуре преступности имеет более или менее устойчивый характер. Из общей массы выделяется преступность экономической направленности, темпы роста которой особенно заметны по сравнению с другими видами. Все отобранные характеристики являются разноплановыми, но взаимосвязанными показателями, отражающими социально-экономическую направленность развития субъекта. Они занимают ведущее место в иерархии показателей, свидетельствующих об определенном уровне и качестве жизни рассматриваемого субъекта. Комплексное рассмотрение уровней этих показателей позволяет более глубоко изучить региональную дифференциацию федеральных округов и областей, входящих в эти округа.

Еще в 1995 г. в отделе региональных проблем Аналитического управления Администрации Президента РФ была сформулирована «Концепция региональной стратегии России (проект)», где рассматривались различные варианты уменьшения асимметричности в развитии субъектов РФ. Отмечалось, что искусственное воздействие на асимметрию развития областей может привести к прямо противоположным желаемым результатам.

Наращивание темпов экономического развития в некоторых областях ведет к дальнейшему усилению различий между субъектами, а уменьшение воздействия на них способствует снижению темпов экономического развития «богатых» регионов, что приводит к региональному выравниванию, т.е. взаимному сближению, но в целом отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. В связи с этим существующая проблема сохранения регионального единства является актуальной и требует своего дальнейшего изучения, в частности, при помощи статистических методов. Статистический показатель - асимметрия (As) - представляет собой наличие в изучаемой совокупности сдвига вариантов в сторону увеличения или уменьшения от среднего значения изучаемого признака. Графическое изображение данного показателя проявляется вытянутостью одной из ветвей распределения. Важным при изучении такого графика служит направленность данной ветви, поскольку различают левостороннюю и правостороннюю асимметрии. В первом случае в совокупности преобладают варианты, значения которых меньше среднего значения рассматриваемого признака. При правосторонней асимметрии преобладают варианты, имеющие значения большие, чем средняя характеристика. Поэтому в зависимости от изучаемого явления левосторонняя или правосторонняя асимметрия является либо положительным, либо отрицательным результатом. Например, положительным моментом можно считать преобладающую численность субъектов РФ по валовому региональному продукту на душу населения (правосторонняя As).

Если же рассматривать уровень преступности в отдельных субъектах РФ по отношению к его среднему значению, рассчитанному в целом по стране, то правосторонняя As будет являться отрицательным результатом, поскольку преобладает численность субъектов Федерации, где коэффициент преступности выше среднего уровня по стране.

Поэтому в данном случае положительным явлением должна считаться левосторонняя асимметрия.

Размах вариации по проведенным показателям рассчитывался как разность коэффициентов вариации. Самая высокая вариация субъектов РФ наблюдается по валовому региональному продукту на душу населения: R=99,92%-27,76%=72,16%, где Vmin=27,76% в Северо-Западном округе и Vmax=99,92% в Уральском округе при общем коэффициенте вариации по Российской Федерации, составляющем 67,35%. Полученный результат характеризует высокое разнообразие субъектов по РФ. Например, при средней характеристике ВРП на душу населения по РФ равным 65 тыс. руб. разброс по отдельным субъектам составил: в Тюмени - 294 тыс. руб., Чукотском крае - 221, Москве - 193, Республике Саха - 121, Магадане - 115, Сахалине - 103, Коми - 91, Санкт-Петербурге - 79 тыс. руб., и т.д.

Наименьшие значения ВРП имеют такие регионы, как Адыгея - 19 тыс. руб., Дагестан - 16 тыс. руб., Ингушетия - 8 тыс. руб.

Если же рассматривать ВРП на душу населения по округам, то в Южном округе он составляет 30 тыс. руб. (это наименьшая величина среди данных по округам РФ), при этом Краснодарский край имеет 46 тыс. руб., что в 3,75 раз больше, чем в Ингушетии. Самый высокий уровень ВРП на душу населения наблюдается в Уральском округе (108 тыс. руб.), а колебания внутри округа составляют от 294 тыс. руб. в Тюменской области до 31 тыс. руб. в Курганской области. Этот же показатель по Центральному федеральному округу, при средней величине, равной 50 тыс. руб., варьирует: по Москве он составляет 193 тыс. руб., а в Ивановской области - лишь 26 тыс. руб., т.е. в 7,42 раза он ниже уровня в Москве, в 1,92 раза ниже среднего уровня по округу и в 2,5 раза меньше среднероссийского.

Размах вариации по показателю - среднедушевой доход населения - в месяц колеблется от 65,59% в Центральном до 21,84% в Сибирском округе, разность (R) составляет 43,75%.

Различия между федеральными округами по данному показателю значительны. Самый низкий уровень по среднедушевым доходам населения занимает Южный округ, где рассматриваемый показатель в среднем составляет 2648 руб., при этом разброс следующий: Ростовская область имеет самый высокий уровень - 3110 руб., а самый низкий в Ингушетии - 1151 руб., что в 2,3 раза меньше среднего уровня по округу и в 2,7 раза меньше уровня в Ростовской области. По Центральному округу самый высокий показатель имеет население Москвы (14 916 руб.), самый низкий в Ивановской области - 1727 руб., при средней характеристике по округу 5648 руб.

Размах коэффициентов вариации по фактору «число зарегистрированных преступлений на 100000 населения» R составляет 25,82%, минимальный коэффициент вариации наблюдается в Северо-Западном округе (8,74%), а максимальный - в Южном (34,56%).

Вариация округов по показателю «число зарегистрированных преступлений экономической направленности» выше по сравнению с предыдущим фактором: размах вариации составляет 39,78% (Vmin = 19,31% в Центральном, Vmax = 59,09% в Дальневосточном округе) против 26,96% по общей преступности. Но оба показателя, характеризующие преступность в округах и областях, имеют высокий уровень. 6 По фактору «преступность экономической направленности» выделяется Дальневосточный федеральный округ (59,09%), а наиболее низкий показатель - в Центральном округе (19,31%). Все сказанное свидетельствует о значительных различиях уровня жизни населения в отдельных субъектах, т.е. о существенной региональной асимметрии.

Полученные результаты в дальнейшем были использованы следующим образом. Коэффициенты вариации, характеризующие вариацию федеральных округов, были ранжированы, полученные ранги просуммированы, что позволило определить некоторую целостную характеристику.

Наиболее однородным оказался Северо-Западный округ, поскольку сумма рангов всех четырех показателей оказалась равной 9 баллам, разнородными являются Уральский и Дальневосточный округ, где сумма соответственно составила 22 и 23 балла, Центральный и Южный имеют одинаковые балльные оценки - по 18, также одинаковый балл, но по 11 имеют Приволжский и Сибирский округа. Однако подобную ранговую характеристику по коэффициентам вариации необходимо было дополнить более подробным рассмотрением, поскольку при наличии одинаковых суммарных ранговых характеристик (рассчитанных по коэффициенту вариации) внутри округа существует крайне высокая разнородность данных. Например, Центральный и Южный округа при одинаковых суммарных величинах имеют существенные различия: так, ранги по показателю «среднедушевые доходы населения в месяц» в Южном округе занимают третье место среди остальных семи округов, а Центральный - седьмое. Подобная ситуация наблюдается и по другим факторам. Для подтверждения вывода о наличии асимметрии округов необходимо было рассмотреть другой количественный метод. Метод, применяющийся для изучения дифференциации и позволяющий изучить асимметрию, заключается в построении иных ранговых характеристик и на их основе расчета средних величин.

Поскольку валовой региональный продукт на душу населения и среднедушевой доход в месяц являются показателями-стимулянтами, то ранг 1 присваивался тем федеральным округам, где уровень ВРП был самый высокий. Таким оказался Уральский федеральный округ, где ВРП на душу населения составлял 108 тыс. руб., самый низкий ВРП - в Южном округе (30 тыс. руб.), поэтому его ранг составил 7.

Аналогично определялись ранги и по второму показателю - среднедушевым доходам населения в месяц.

Два следующих показателя относятся к дестимулянтам, и здесь присвоение ранга 1 давалось тому округу, где он наименьший. Например, самый низкий уровень преступности на 100 000 населения в 2002 г. наблюдался в Южном федеральном округе (1305), что позволило присвоить ему ранг 1, на седьмом месте - Дальневосточный округ. Далее определялась общая сумма рангов, и рассчитывался средний ранг.

Величина среднего ранга по федеральным округам составляет: Центральный - 3,25; Северо-Западный - 3,75; Южный - 4,0; Приволжский - 3,75; Уральский - 4,0; Сибирский - 4,75; Дальневосточный - 4,5.

На основе средних ранговых характеристик можно говорить о самом «развитом» округе. По приведенным расчетам, таким является Центральный, поскольку он имеет наименьший ранг. В Сибирском федеральном округе средняя ранговая характеристика составила 4,75, что свидетельствует о «неразвитости» округа по отношению к остальным: по ВРП на душу населения он занимает предпоследнее место (43 тыс. руб.), по среднедушевым доходам - пятое место (3280 руб.), по уровню преступности на 100 000 населения - также пятое место (2051) и по преступлениям экономической направленности (185 преступлений на 100000 жителей) - третье место.

Итак, наблюдается глубокая разнонаправленная дифференциация субъектов Федерации по отобранным факторам, что свидетельствует о существенном уровне региональной асимметрии. Асимметрия численно измеряется. Существуют различные модификации ее определения, но в выборе аналитики исходят из специфики информации об изучаемой совокупности.

Для нашего варианта был использован показатель асимметрии Линдберга, определяемый как As = p-50, где p - процентная доля частот вариантов, превосходящих среднюю арифметическую величину.

Например, по Центральному федеральному округу имеется лишь один субъект (Москва), значение которого выше среднего уровня ВРП по России, т.е. 193 тыс. руб. > 65 тыс. руб., все остальные области этого округа имеют данный показатель ниже среднероссийского.

Показатель асимметрии Линдберга может быть отрицательным и положительным. Рассматривая этот же показатель по Дальневосточному округу, видим, что As = +6%, т.е. больше половины областей имеют уровень экономической преступности выше, чем общероссийский. Рассмотрение полученных результатов табл. 2 позволяет сделать следующие выводы: в основном асимметрия, рассчитанная как по данным внутри федеральных округов, так и в сравнении с общероссийскими показателями, представлена отрицательными характеристиками, отрицательная асимметрия прослеживается и по обобщающим данным «в целом по России». Если по показателям-дестимулянтам эти результаты можно считать положительным явлением, т.е. в основной своей массе федеральные округа имеют показатели ниже общероссийского уровня, то по ВРП на душу населения и среднедушевому доходу населения в месяц - показателям-стимулянтам отрицательная асимметрия свидетельствует о более низком уровне ВРП и среднедушевых доходов населения по отношению к общероссийскому. Такие результаты свидетельствуют о резких различиях как между отдельными округами (сравнивались данные с общероссийским показателем), так и внутри округов, причем различия между федеральными округами резче, чем между областями внутри округов.

Параллельное применение статистических показателей - коэффициентов вариации и асимметрии - позволило количественно измерить существующую социально-экономическую дифференциацию субъектов РФ.

валовой региональный экспорт экономический

Новое на сайте

>

Самое популярное