Домой Кредитные учереждения Когда отменили налог с продаж. Кто должен платить налог с продажи квартиры

Когда отменили налог с продаж. Кто должен платить налог с продажи квартиры

Для объектов недвижимости, купленных после 1 января 2016 года, будут действовать новые налоговые правила: увеличен срок владения недвижимостью для освобождения от уплаты 13%-ного налога при продаже и установлен нижний предел налоговой базы, которая ранее ничем не ограничивалась и была равна цене в договоре купли-продажи. Осталось чуть более семи месяцев до вступления поправок в силу. И у покупателей, и у продавцов недвижимости есть стимул реализовать свои планы до нового года. Оживят ли рынок грядущие нововведения или заметно не повлияют на него?

Для объектов недвижимости, купленных после 1 января 2016 года, будут действовать новые налоговые правила: увеличен срок владения недвижимостью для освобождения от уплаты 13%-ного налога при продаже и установлен нижний предел налоговой базы, которая ранее ничем не ограничивалась и была равна цене в договоре купли-продажи.

Суть поправок

Указ Президента от 29.11.2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» принес два существенных изменения. Первое : срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ вырастет с 3-х до 5 лет (за некоторым исключением).


Василий Шарапов, юрист девелоперской компании «Сити-XXI век»
: «Правила по минимальному предельному сроку владения недвижимостью, который составляет три года, для получения имущественного налогового вычета будут действовать с 1 января 2016 года только в трех случаях: если недвижимость приватизирована, если она унаследована от члена семьи или близкого родственника или подарена членом семьи или близким родственником налогоплательщику либо когда она приобретена в собственность по договору пожизненной ренты. В остальных случаях с 1 января 2016 года будет применяться минимальный предельный срок владения недвижимостью, равный пяти годам. Соответственно, если после приобретения квартиры, допустим, по договору участия в долевом строительстве, исполненному после 1 января 2016 года, ее собственник продает жилье до истечения пяти лет от даты приобретения права собственности, он не будет обладать правом на имущественный налоговый вычет».

Второе : в случае продажи объекта до истечения пяти лет будет предоставлен налоговый вычет в размере 1 млн руб. или в размере суммы, потраченной на покупку этой недвижимости (это действовало и ранее), а база, от которой исчисляется 13%-ный налог, не может быть меньше 70% от кадастровой стоимости объекта на 1 января текущего года (коэффициент 0,7). Теперь введено минимальное значение налоговой базы. Продавцу повезет, если кадастровая стоимость в его регионе (субъекте РФ) не определена, тогда можно считать по-старому - от суммы, указанной в договоре. Но едва ли в крупных городах и районах не успеют ее посчитать. Также продавцу повезет, если в его субъекте РФ будет ниже коэффициент, например, не 0,7, а 0,5, то есть 50% от кадастровой стоимости, что также вряд ли коснется крупных городов.

Для наглядности можно привести пример.

Квартира куплена после 1 января 2016 года за 10 млн руб. Через два года будет продана за 12 млн. При продаже в договоре будет указана полная стоимость. При исчислении налогов из 12 000 000 вычитаются затраты на покупку 10 000 000, остается 2 000 000 руб. 13%-ный налог от 2 млн составит 260 тыс. руб.

Можно было бы купить квартиру до 1 января 2016 года и не продавать ее три года, чтобы вовсе не платить НДФЛ при продаже. Или купить после 1 января и ждать пять лет. Или же купить после 1 января, продать через два года и указать в договоре 10 млн руб., что равно затратам на покупку и освободит от выплаты НДФЛ, если 10 млн - это не меньше 70% кадастровой стоимости. А сколько будет кадастровая стоимость на 1 января того года, когда произойдет покупка? Меньше она будет или больше рыночной? И при этом нужен покупатель, который согласится на заниженную цифру в договоре купли-продажи.

Слишком много «но». Если есть вероятность, что купленный объект будет вскоре продан, то лучше выждать срок, который освободит от налоговых выплат полностью. И если можно успеть ограничиться трехлетним ожиданием вместо пятилетнего, то логично было бы предпринять все усилия, чтобы успеть.

Владимир Зимохин, заместитель руководителя юридического департамента компании «НДВ-Недвижимость» : «Покупателям и продавцам квартир стоит особо внимательно относиться к текущей кадастровой стоимости квартиры и учету новых сроков владения квартирой. Особенно это важно, если есть вероятность будущей продажи квартиры в инвестиционных целях или для улучшения жилищных условий. Если это возможно, лучше выдерживать сроки, которые позволяют получить освобождение от уплаты налога».

Не затягивать или выждать?

Изменения по срокам владения недвижимостью в налоговом кодексе будут волновать в первую очередь тех, кто планирует приобрести квартиру ненадолго - в качестве инвестиции, сдачи в аренду, временного варианта (затем планируется увеличить площадь, поменять район и т.д.). Купить и в ближайшие года три продать, но не ждать пять лет и не платить ничего, так как в крайнем случае такой покупатель мог бы вычесть из налоговой базы стоимость расходов на покупку, а учитывая предстоящую перспективу стагнации или снижения рынка, то велика вероятность, что расходы будут примерно равны или выше доходов при продаже, и платить НДФЛ вовсе не придется. Риск только один - если нужно будет продать недвижимость до истечения пяти лет, а рубль значительно подешевеет, стоимость квартиры в рублях вырастет и разница между стоимостью покупки (расходы) и дальнейшей продажи (доходы) будет значительной. Можно ли говорить в данном случае о массовом покупателе? Вряд ли, но здесь могут оказаться важнее другие аргументы: если налоговые правила ужесточаются, то тенденция может сохраниться и в будущем, появятся другие нормы и цифры. Опытные покупатели знают: если можно успеть сделать как лучше - надо успевать, чтобы не получилось как всегда.

Также могут забеспокоиться продавцы, которые в настоящее время владеют квартирой менее трех лет и надеются заплатить налоги по минимуму, снизив стоимость в договоре. После нового года такой возможности у них не будет даже теоретически. Придется или ждать окончания трехлетнего срока владения, или платить 13% от минимальных 70% кадастровой стоимости квартиры за вычетом 1 млн руб. или расходов, понесенных на покупку. О чем может идти речь?

Допустим, квартира не куплена, а приватизирована или досталась от близкого родственника по наследству или договору дарения в 2014 году. Стоит она 5 миллионов руб. Если продать ее после 1 января в 2016 году за полную стоимость, то есть до истечения трехлетнего срока владения, то из этой суммы можно вычесть 1 млн руб. (стандартный налоговый вычет), платить придется 13% от 4 млн руб., или 520 тыс. руб. Можно указать меньшую стоимость в договоре, но минимальная налоговая база - это 70% от кадастровой стоимости. Предположим, что кадастровая стоимость 4 млн руб., то есть минимальный доход от продажи для налогообложения равен 2,8 млн руб. (=70% от 4 млн), сколько бы ни было указано в договоре. Налоговый вычет в 1 млн руб. никто не отменял, поэтому можно вычесть его из дохода и получить 1,8 млн руб., от которых 13%-ный налог будет составлять 234 тыс. руб.

Другими словами, 234 000 руб. - это самый минимальный налог при продаже квартиры после 1 января 2016 года, доставшейся от близкого родственника в подарок, по наследству или в результате приватизации до истечения трехлетнего срока владения и кадастровая стоимость которой 4 млн руб.

Для таких продавцов очевидно стремление продать свою квартиру или в этом году по сниженной цене в договоре (если найдутся желающие купить), или по истечении трехлетнего срока. Первый вариант, учитывая ситуацию на рынке, может оказаться для некоторых предпочтительней, несмотря на сомнительность практики занижения цены.

Владимир Зимохин : «Получается, что с начала 2016 года при указании стоимости квартиры в договоре сторонам сделки будет необходимо учитывать текущую кадастровую оценку объекта и тот срок, в течение которого она находилась в собственности продавца.

В наиболее сложной ситуации могут оказаться те продавцы, которые купили квартиру по заниженной цене и вынужденные продавать ее до истечения срока владения, предусматривающего освобождение от уплаты налога при реализации.

Также внимательно к этим вопросам следует относиться лицам, приватизировавшим квартиру, получившим ее в наследство или в подарок, в том случае, если они захотят ее продать до истечения трехлетнего срока владения. Тогда с учетом новых изменений, стоимость квартиры для налогового учета не сможет составлять менее чем 70% от ее кадастровой стоимости, если законами субъекта этот размер не будет снижен еще больше. В настоящее время сделки могут проходить по цене, очень близкой к размеру кадастровой оценки квартиры. В ряде случае кадастровая оценка может даже превышать реальную стоимость квартиры при ее продаже.

Эти изменения могут оказать большее влияние на рынок недвижимости, так как продавцы будут стремиться возместить возможные налоговые затраты за счет новых покупателей. В текущей экономической ситуации это может еще больше усложнить отношения на рынке недвижимости».

Оживится ли покупательский спрос? Велика ли доля покупателей недвижимости, которые планируют ее в ближайшие годы перепродать и хотят выжидать новый пятилетний срок или платить, а также доля владельцев квартир, домов и комнат, которые не могут или не хотят ни выжидать трехлетний срок, ни платить налоги по новой схеме, а потому во что бы то ни стало будут стремиться продать свою недвижимость до нового года? Может ли их стремление оперативно решить квартирный вопрос повлиять на рынок, увеличив покупательский спрос и лояльность продавцов?

Василий Шарапов : «Юридические новеллы будут распространяться только в отношении недвижимости, приобретенной в собственность после 1 января 2016 года. Закон не имеет обратной юридической силы на недвижимость, приобретенную в собственность до указанного срока. Таким образом, это правило будет способствовать росту спроса на покупку недвижимости в этом году. В пользу такого прогноза также действует фактор введения с 1 января 2016 года новых правил исчисления налогооблагаемой базы, которая не может быть меньше 70% от кадастровой стоимости недвижимости. С 2016 года недобросовестные стороны сделки не смогут получать налоговую выгоду от продажи недвижимости по заниженным ценам.

Новые правила по исчислению налогооблагаемой базы и пятилетнему сроку владения недвижимостью для целей применения налогового вычета могут быть существенно смягчены на основании закона субъекта РФ по сравнению с федеральным порядком.

Обратим также внимание, что с учетом пока высоких ставок ипотечных кредитов новеллы будут способствовать развитию рынка аренды жилья. За счет сдачи в аренду недвижимости могут погашаться налоговые и иные издержки собственника».

В условиях стагнации или замедления роста экономики доля инвестиционных покупателей снижается. Но они есть. И есть немало тех, кому так или иначе нужно решить квартирный вопрос. Если покупатели недвижимости до нового года могут сохранить трехлетний срок владения, а продавцы - пониженные налоги, исчисляемые от указанной в договоре суммы, то скорее всего, они эту возможность постараются реализовать.

Вместе с бюджетом на ближайшую трехлетку правительство утвердило и ряд налоговых изменений. Для предпринимателей некоторые из них стали неожиданностью.

Окончательные решения по бюджету и налогам принимались на совещании у президента Владимира Путина 17 сентября и на заседании правительства 18 сентября. Большинство налоговых новаций правительством обобщено в законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты РФ», который внесен в Госдуму 18 сентября. Министр финансов Антон Силуанов по результатам обсуждения бюджета в правительстве уже объявил: «Мы обошлись без повышения налогов, без повышения налоговой нагрузки». На экономическом форуме «Сочи-2014» премьер-министр Дмитрий Медведев объяснял предпринимателям, что значительное повышение налоговой нагрузки «было бы крайне неудачным решением».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин с позицией правительства не согласен: «В итоге все равно идет повышение налоговой нагрузки», - сказал он в интервью телеканалу РБК. Не нравится Шохину и то, как именно идет налоговое творчество: «Способ, которым вносятся эти законы, не позволяет нам сделать экспертизу, вести дискуссию... Кроме того, это оставило в тени маленькие поправочки к законодательству: повышение налога на дивиденды с 9 до 13, индексация водного налога в разы, налогообложение имущества, которое полностью амортизировалось, кадастровая оценка налога на недвижимость - ничего не проработано».

«Судьбоносные для бизнеса решения принимаются с колес», - считает Шохин. В качестве примера он приводит дискуссию по налогу с продаж и НДФЛ: «Только премьер подписал документ налоговой политики, который обсуждался [одобрены правительством на заседании 3 июля 2014 года], и тут же после были вброшены документы о повышении НДФЛ, налога с продаж». «Мы долго не могли найти авторов. Минфин давал понять, что не все нравится ему. Дискуссия шла: налог с продаж или НДФЛ. Сначала отказались от повышения НДФЛ. Вчера отказались и от налога с продаж, но это не значит, что эти дискуссии прекратились».

РБК собрал основные налоговые новации, которые начнут действовать со следующего года.

Налоги, которые изменились

Налог на дивиденды. Ставка налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%. Также предложено увеличить и ставки налога на прибыль компаний по доходам от долевого участия в деятельности организаций. С этой инициативой Минфин выступил еще в начале 2014 года. Но в марте предложение было отвергнуто на совещании у премьера Дмитрия Медведева; как объяснил тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов, существующая «ставка 9% для дивидендов может помочь сделать российскую юрисдикцию более привлекательной». Тем не менее уже в августе рост этого налога был поддержан правительством на совещании у президента Владимира Путина. Минфин ожидает, что только изменение налога для компаний даст в 2015 году дополнительный доход в 10,9 млрд руб.

Страховые взносы. Сейчас страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования составляют 5,1%. Их взимают с годовой зарплаты 624 тыс. руб. (52 тыс. в месяц). Все, что выше, взносами не облагается. Каждый год пороговое значение зарплат, с которых взимаются взносы, индексируется - в 2015 году оно должно было вырасти до 668 тыс. (55,7 тыс. в месяц). В августе 2014 года Минтруд разработал поправки в закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», где предложил этот порог убрать и взносы брать со всех зарплат. При этом основной тариф останется 5,1%, сохранятся и льготные ставки. По предложению Минфина эти средства решено передать из Фонда медстрахования в федеральный бюджет. В 2015 году в федеральном бюджете запланировано 140 млрд руб. допдоходов.

Пошлина на интернет-торговлю. Правительству только предстоит одобрить снижение порога беспошлинной интернет-торговли до €150 (сейчас €1000). Но Минфин в бюджете уже запланировал доходы от этого изменения - 20 млрд руб. в 2015 году. Между тем по этой теме в правительстве есть дискуссия: Минфин предлагает €15, а Минпромторг - €500. Минэкономразвития предлагает исключить из-под действия новых норм некоторые лекарства.

Акциз на газ. Предложение обложить акцизами экспорт газа в Турцию по трубопроводу «Голубой поток» министр финансов Антон Силуанов публично сделал 1 июля 2014 года. Уже 4 июля на заседании правительства это предложение попало в утвержденные тогда «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и больше не пересматривалось. В июле Силуанов обещал, что «речь не идет о повышении цены на газ для Турции, а только о фискальных целях для бюджета». Дополнительные доходы от акциза - 41,7 млрд руб. в 2015 году.

Акциз на сигареты. Сейчас производители сигарет в России платят акциз 800 руб. за 1 тыс. сигарет (специфическая часть) плюс 8,5% от их розничной стоимости (адвалорная часть), но не менее 1,04 тыс. руб. Согласно Налоговому кодексу, в 2015 году ставка должна была вырасти до 960 руб. плюс 9% от розничной стоимости (не менее 1,25 тыс. руб.), в 2016 году - до 1,2 тыс. руб. плюс 9,5% от розничной стоимости (не менее 1,6 тыс. руб.). Окончательный вариант поправок в Налоговый кодекс, направленный 18 сентября из Белого дома в Госдуму, предполагает сохранение в 2015 году прежних планов роста специфической части акциза (до 960 руб.) и увеличивает адвалорную часть до 9,5%. В 2016 году также меняется только адвалорная часть акциза - до 10%. В 2017 году предлагается установить специфическую часть акциза в 1350 руб. и адвалорную - 10,5%. Допдоходы в 2015 году - 24 млрд руб.

Водный налог. Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, не проводилась с 2005 года. При этом тарифы на воду, отпускаемую потребителям, увеличились более чем в шесть раз, что, по мнению Минфина, «привело к существенному снижению налоговой нагрузки на пользователей водных объектов». Проект бюджета предполагает, что в 2015 году будет проведена индексация в 1,28 раза, в 2016-м - в 1,64 и в 2017-м - в 2,08 раза. Ускоренная индексация будет проходить до 2026 года, потом - только на инфляцию. Допдоходы в 2015 году - 2,8 млрд руб.

Плата за лес. Индексация ставок платы за использование лесов не проводилась с 2009 года. Минфин предлагает провести ее в 1,05 раза в 2015 году, в 1,1 раза - в 2016 году и в 1,15 раза - в 2017‑м. Предложение внесено в правительство еще в июле 2014 года, возражений не было. 800 млн руб. допдоходов в 2015 году.

Изменения, которые не состоялись

Налог с продаж. С идеей вернуть налог с продаж выступил в июле этого года министр финансов Антон Силуанов. Право вводить налог предлагалось дать регионам, при ставке до 3% он мог приносить им 200 млрд руб. в год. Законопроект Минфин внес в правительство 13 августа. Резко против выступили представители бизнес-организаций: они указали, что с появлением налога в России возникнет двойное (при существующем НДС) и тройное (в случае с подакцизными товарами) налогообложение. Это заставит предпринимателей уходить в тень, сокращать инвестиционные расходы и приведет к росту цен. Минэкономразвития оценило влияние налога на инфляцию в 1 п.п., ЦБ - в 1-1,5 п.п. Введение налога с продаж обсуждалось 17 сентября на совещании президента с правительством. На следующий день министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство отказалось от этой идеи.

Теперь в качестве альтернативы налогу с продаж регионам могут предоставить право вводить специальные сборы за право торговли, предоставление услуг общественного питания, такси и т.п., сообщил 19 сентября на Сочинском инвестиционном форуме премьер Дмитрий Медведев (см. статью на этой же странице).

Повышение НДС. В правительстве рассматривался вариант с увеличением НДС на 2 п.п. -

с 18 до 20% в качестве альтернативы введению налога с продаж. Повышение НДС могло бы принести бюджету 500 млрд руб. в 2015 году. Но оно означало бы повышение налоговой нагрузки на весь бизнес, что в условиях сокращения темпов роста экономики нецелесообразно, указывали противники новации. В итоге от повышения НДС решено отказаться.

Повышение НДФЛ. В правительстве обсуждалось повышение НДФЛ на 1-2 п.п. (сейчас ставка 13%) или введение прогрессивной шкалы в качестве меры поддержки региональных бюджетов. Поступления от НДФЛ распределяются между бюджетами регионов и муниципалитетов. Эксперты Центра развития ВШЭ подсчитали, что если бы НДФЛ был повышен на 1 п.п., то в 2015 году региональные бюджеты получили бы 217 млрд руб. Дискуссия по таким налогам, как НДС, НДФЛ, «была очень жесткой, и приняты решения пока эти налоги не трогать», сообщил в итоге первый вице-премьер Игорь Шувалов программе «Вести в субботу».


В 2015 году в Россию «вернется» налог с продаж. Судя по новостям, власти долго делали выбор между повышением ставки НДС и возвращением старого-нового налога с продаж. Мы решили выяснить, как будет возвращаться налог.

Долгое время экспертное сообщество темпераментно обсуждало вопрос, что лучше: НДС или налог с продаж. Споры спорами, а точку в вопросе поста-вили власти: НДС остается неизменным, а налог с продаж возвращается.

Уклонение и собираемость

Минфин уже разработал проект закона с поправками в НК РФ. Платить новый налог будут компании и ИП. Максимальная ставка составит 3 процента от цены. Регионы по своему усмотрению смогут ее уменьшать. Некоторые виды продукции и отдельные услуги будут освобождены от налога: например, продажа лекарств, хлеба, транспортные услуги. Чиновники не раз заявляли, что возвращение налога «пополнит» региональные бюджеты. По оценке главы Минфина Антона Силуанова, это принесет в бюджет порядка 200 млрд. руб. Министр финансов в эфире телеканала «Россия-24» отметил: «Мы рассматривали ставку по налогу в 3 процента и рассматривали это как право субъекта вводить налог с продаж. Отсюда и получилась сумма в 200 млрд. рублей регионов».

Однако мало установить налог, важно его собрать. «Правительство считает, что введение налога с продаж пополнит региональные бюджеты на 200 млрд. рублей. Но это – не бесспорные данные. В 90-е годы, когда такой налог уже взимался, из-за массового уклонения от его уплаты собираемость составляла порядка 30 процентов. В Минфине заявляют, что сегодня, когда доля крупных сетей в товарообороте выросла, соответственно, повысится и собираемость. Но в любом случае она, по моему мнению, не превысит 50 процентов», – отмечает Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании «ФБКА».

Налог с продаж может быть крепким, стабильным и не зависящим ни от внешней , ни от складывающейся экономической ситуации источником доходов для регионов.

«Прибавку к бюджету могут почувствовать те регионы, где крупные сети представлены шире. Вообще специалисты, сравнивая возможное увеличение НДС и введение налога с продаж, утверждали, что повышение НДС на 2 процента может принести федеральному бюджету порядка 500 млрд. рублей. Отдайте регионам половину этой суммы в виде дотаций – вот и реальное пополнение их бюджетов в 250 млрд.

Плюс столько же – в », – размышляет г-н Сивков.

Однако, насколько известно, чиновники отказались от идеи повышения НДС. Ставка сделана на возвращение налога с продаж.

Государства возвращение налога с продаж имеет положительное значение. Так как вопрос дефицита бюджета сегодня стоит особо остро, данная мера позволит быстро восполнить его. Эксперт акцентирует внимание на том, что налог с продаж пополнит именно региональные бюджеты и его средства могут быть направлены на социальные программы на местах. Эксперт отмечает и такой момент: данный налог намного проще для администрирования, нежели НДС, поскольку не предполагает налоговых вычетов и преференций. И еще: налог с продаж уплачивается с выручки, поэтому многие продавцы, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке, будут вынуждены избавиться от посреднических компаний, участвующих в товарообороте.

Плюсы и минусы

Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность», скептически относится к ожиданиям чиновников по поводу поступлений в региональные бюджеты. Он отмечает: «Для того, чтобы налог стал приносить деньги, необходимо значительное число успешно работающих предприятий, осуществляющих розничные продажи, причем не только и не столько сетевых супермаркетов, сколько субъектов малого и среднего предпринимательства. Увы, этим регионы пока похвастать не могут. Прогнозировать здесь можно одно – в первый год налог принесет более или менее значительную сумму, затем его поступления начнут снижаться, а еще через несколько лет (думаю, года через три) налог с продаж будет признан неэффективным и глава 30.1 НК РФ отправится в архив до лучших (хотя правильнее – до худших) времен».

Эксперты Сбербанка признали, что от его введения выиграют те регионы, которые имеют высокие показатели по доле розничного товарооборота, а также низкий дефицит бюджета. Однако таких субъектов немного. Это – Алтайский край, республики Адыгея и Татарстан.

Глава столичного департамента по и развитию Максим Решетников заявил, что считает перспективным предоставление регионам права введения налога с продаж. Об этом было сказано в сообщении пресс-службы департамента. По мнению руководителя Департамента, налог с продаж может быть крепким, стабильным и не зависящим ни от внешней конъюнктуры, ни от складывающейся экономической ситуации источником доходов для регионов.

«Безусловно, мы будем самым серьезным образом рассматривать законопроект, дающий регионам возможность использования налога с продаж. Для Москвы он может стать существенным источником пополнения городского бюджета, учитывая большой, довольно стабильный потребительский рынок города. Готовящийся законопроект необходимо тщательным образом проработать, чтобы избежать ошибок прошлых лет, упростить администрирование налога, исключить возможные схемы уклонения от уплаты и максимально четко определить полномочия регионов», – резюмировал г-н Решетников.

Налог и цены

Многие представители бизнеса против возвращения налога с продаж. Максим Гладких-Родионов придерживается мнения, что искать какие-либо положительные последствия повышения налоговой нагрузки в нашей стране бесполезно: «Бизнес не может больше быть «донором», ему самому требуется срочное «переливание крови». Конечно, можно «выдоить» еще что-нибудь, но велик риск «летального исхода». Да и гражданам, вряд ли, понравится платить все больше и больше, получая за свои деньги все меньше и меньше».

Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия-24» признал, что товары неизбежно подорожают, хотя, по его словам, и незначительно...

Одно из опасений связано с тем, что возвращение налога «ударит по карманам» не только компаний и предпринимателей, но и обычных граждан: товары подорожают. Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия-24» признал, что товары неизбежно подорожают, хотя, по его словам, и незначительно. Налог с продаж является косвенным налогом и включается в цену на товары. При этом какие-то регионы могут его ввести, а какие-то этого делать не будут. Министр считает, что конкуренция на едином экономическом пространстве одна, потому там, где налог с продаж не будет введен, цены должны остаться прежними, а в тех регионах, где он будет введен, цены подрастут. Насколько именно – это вопрос уже рыночного регулирования. В Минфине полагают, что эта норма – примерно 3 процента – серьезно повлияет на темпы роста инфляции, он составит не более 1 процента.

Еще одна опасность связана с ускорением темпов инфляции из-за возвращения налога с продаж. Центр макроэкономических исследований Сбербанка опубликовал доклад «Повышение налогов: сравнение альтернатив». В этом документе эксперты прогнозируют, что введение налога с продаж всеми российскими субъектами ускорит инфляцию на 2,1 процента. Однако эксперты Сбербанка признали, что от его введения выиграют те регионы, которые имеют высокие показатели по доле розничного товарооборота, а также низкий дефицит бюджета. Однако таких субъектов немного. Это – Алтайский край, республики Адыгея и Татарстан.

Региональные бюджеты могут получить до 635 млрд рублей от введения налога с продаж в 2015-2017 гг.

Регионы могут получить возможность вводить налог с продаж уже в 2015 г., его поступления в бюджеты субъектов РФ будут ежегодно увеличиваться примерно на 10%. Такие расчеты приводятся в проекте основных направлений бюджетной политики на 2015-2017 гг. (документ имеется в распоряжении агентства «Интерфакс-АФИ»).

Так, от введения налога в следующем году бюджеты российских субъектов, по расчетам Минфина, получат 194,8 млрд руб., в 2016 г. объем поступлений возрастет до 210,7 млрд руб., в 2017 г. - до 230 млрд руб.

По итогам заседания правительства 3 июля министр финансов Антон Силуанов заявил, что решение о предоставлении регионам права устанавливать на своих территориях налог с продаж еще окончательно не принято. При этом министр отметил, что рассматривается возможность установления ставки налога до 3%. Хотя ряд источников в финансово-экономическом блоке правительства сообщали, что рассматривается предельный возможный уровень ставок налога 5%.

По оценке замруководителя Минэкономразвития Андрея Клепача введение налога с продаж может привести к увеличению инфляции чуть более чем на 1 процентный пункт. По его мнению, введут налог половина или две трети регионов. Как отмечал Силуанов, появление нового регионального налога, по мнению министерства, позволит укрепить доходную базу бюджета регионов.

Дефицит российских субъектов в 2014 г. ожидается на 33,5% выше, чем в предыдущий год, - на уровне 857 млрд руб. Однако, по новым проектировкам бюджета на 2015-2017 гг., дефицит сократится в 2015 г. до 631,4 млрд руб., в 2016 г. - до 578,3 млрд руб., в 2017 г. - до 455,5 млрд руб.

Минфин ожидает, что доходы регионов будут расти на 8% в 2015 г. (до 9,122 трлн руб.), на 5,8% в 2016 г. (9,652 трлн руб.), на 7,4% в 2017 г. (10,365 трлн руб.). Собственные доходы регионов будут расти в пределах 10% ежегодно до 7,717 трлн руб., 8,327 трлн руб., 8,990 трлн руб. соответственно.

В 2015 году в России повысят существующие налоги и введут новый налог с продаж

Для выхода из экономического кризиса правительство решило использовать непопулярные методы, которые широко применялись в 90-х годах. К примеру, уже с 2015 года Минфин возвращает отмененный в 2004 году налог с продаж. Причем право выбора Минфин оставляет за губернаторами – только от их решения зависит, будет ли введен налог и в каком размере. Подобные операции уже практиковались в 1988 году. Тогда губернаторам разрешили самостоятельно определять – нужно ли вводить налог с продаж в их регионах. В итоге почти во всех субъектах России этот налог ввели по максимальной ставке.

Объясняя необходимость введения налога с продаж в 2015 году, чиновники ссылаются на успешную практику США. В Америке действительно продажи в каждом штате дополнительно облагаются налогом в размере от 3% до 5%. Однако инициаторы проекта не упоминают о том, что в США не действует налог на добавленную стоимость (НДС). В России же с введением этого налога НДС не отменят, а наоборот – повысят с 18% до 20%. Кроме того, также планируется повышение налога на доходы физических лиц. Интересно, что такая же налоговая программа была отменена в 2004 году. Таким образом, власти практически в точности возвращают методы 90-х годов.

По мнению экономистов, повышение налогов «по всем фронтам» увеличит базу для НДС, что в свою очередь увеличит нагрузку этого налога. Однако Минфин уверяет, что НДС и НДФЛ будет повышаться постепенно и достигнет своего максимального значения только лишь к 2018 году. Однако экономисты считают, что значительные трудности с наполнением бюджета возникнут уже в первой половине будущего года, что станет причиной незамедлительного увеличения НДС и НДФЛ.

Также в будущем году увеличивается акциз на сигареты и налог на

В 2015 году россиян ждет возвращение налога с продаж, сообщают различные издания. Так, газета “Коммерсантъ” утверждает, что в Министерстве финансов проект закона уже не просто подготовлен, но и разослан по ведомствам для согласования.

В свою очередь агентству Рейтер два чиновника федерального уровня сообщили, что с 2015 года налог с продаж Владимир Путин принял решение ввести как альтернативу повышению налога на добавленную стоимость.

В процессе подготовки законопроекта Министерству финансов пришлось неоднократно пойти навстречу замечаниям Российского союза промышленников и потребителей. К примеру, на данный момент рассматривается возможности отсрочки введения налога с продаж для малого бизнеса, вероятно, подпадающие под определение малых компании начнут платить налог на год позже. Еще РСПП попросил уточнить, как конкретно по замыслу минфина должно администрироваться взимание налога с индивидуальных предпринимателей и организаций, работающих с физическими лицами.

Мнение экспертов

Всего замечаний было сформулировано восемь, по результатам их обсуждения с министерством Союз промышленников и потребителей вынес экспертное заключение, которым поделился с компанией РБК. В частности, в заключении содержатся ранее высказывавшиеся Министерством экономического развития опасения о том, что администрировать уплату налога будет довольно сложно по отношению к предпринимателям, которые применяют вмененную, патентную или упрощенную систему налогообложения. Такие бизнесмены имеют право не предоставлять декларации об уплате налогов и не использовать кассовые аппараты. Все неясные моменты в Минфине обещали обговорить дополнительно.

Минфин предполагает, что решение о том, вводить или нет налог с продаж, будет приниматься на региональном уровне. По аналогии с 1988 годом, окончательно выносить вердикт о необходимости платить налог с продаж будут губернаторы. Максимальную ставку налога определили равной трем процентам от цены реализации, уже включающей в себя акцизы и НДС. Не предполагается распространять действие налога на подавляющее большинство социально значимых товаров, например, таких, как молочные продукты, мука, хлебобулочные изделия, крупы, детское питание. Тем не менее, налог может быть введен на овощи, рыбу, мясо.

Основной причиной появления в российской системе налогообложения нового бремени называют грандиозные сложности министерства финансов на грядущие три года. Сильно негативно повлияли на его формирование как западные санкции в связи с ситуацией на Украине, так и существенно выросшие по сравнению с предыдущими периодами обязательства России. Кроме того, министру приходится учитывать некоторое снижение доходов страны и возросшие риски во многих сферах деятельности.

Как и во многих других случаях, вводя подобную непопулярную меру ради выхода из , чиновники обращают внимание на то, что аналогичная практика применяется в других развитых странах. В данном случае особенно активно в пример приводятся США. Там налог с продаж также отдан на откуп отдельным штатам, в которых колеблется от тех же 3% до 5%. Тем не менее, необходимо отметить, что в подобных рассуждениях законодатели не учитывают отсутствия в Америке НДС.

Некоторые экономисты полагают, что может случиться и так, что введение налога с продаж лишь несколько отодвинет во времени повышение в России и НДС, и НДФЛ. В таком случае есть опасения ожидать перехода большего количества компаний в теневой сектор экономики и как следствие отсутствие роста доходов населения и большее распространение получения “серых” зарплат в конвертах.

По оценке экспертов, это снизит инвестиционный спрос на новостройки, который в текущем году составил около 30% (вместо традиционных 10%). Спасая свои капиталы из банков, от девальвации рубля в сложной экономической и геополитической ситуации, частные инвесторы и граждане вкладывали деньги в квартиры в новостройках в надежде получить доход не менее 30% спустя три года или просто сохранить свои сбережения. Инициатива депутатов Напомним, что сейчас продать квартиру без налога можно после владения ею в течение трех лет. В поправках председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрея Макарова через три года льготы будут доступны только тем, кто получил жилье от близких родственников в подарок или в наследство, и тем, кто его приватизировал. Остальные будут платить 13% от стоимости продажи квартиры (если владели ею менее семи лет) либо НДФЛ с разницы стоимости покупки и продажи жилья.

Какой налог с продажи квартиры приобретённой в 2015 году?

С данной суммы и уплачивается 13-процентный налог, равный в этом случае 312000 р.

  • Квартира стоит 1000000 руб. (праву собственности — менее 3-х лет). Налог: 1000000 минус 1000000 руб. (вычет) = 0. Платить налог не надо.
  • Несколько собственников — как продавать? При реализации жилья, право собственности на которое делят между собой несколько граждан (собственников), налоговый вычет, равный 1-му млн руб. делится пропорционально на всех. Данное правило распространяется исключительно на те случаи, когда жилье реализуется единым объектом по единому договору купли-продажи (а не разным покупателям по разным договорам).
    При продаже каждой отдельной доли собственников отдельным покупателям по отдельным договорам право на вычет в 1 млн рублей имеется у каждого собственника (идеальный вариант — разделение лицевых счетов до продажи жилья).

Налог при продаже квартиры находящейся в собственности менее 3 лет в 2015 году

Это может привести к тому, что собственники станут включать уплачиваемый налог в стоимость продаваемой квартиры, что может вызвать некоторый рост цен на рынке. Никаких новых серых схем не появится, рынок будет продолжать работать «по старинке». По мнению экспертов, в большей степени от данной инициативы пострадают рядовые граждане - собственники квартир, планирующие улучшить свои жилищные условия.


« Например, молодые семьи, которые сначала приобретали небольшую квартиру, зачастую специально ждали три года перед покупкой другого жилья большей площади для того, чтобы избежать уплаты налогов. Семь лет многие из них, конечно, ждать не будут», - рассказала «РБК-Недвижимости» генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Кроме того, по ее оценке, пострадают добросовестные покупатели на вторичном рынке, риски для которых при принятии данных поправок существенно возрастают.

Налог при продаже квартиры, дома, менее 3 лет, 5 лет в собственности в 2018 году

Похожие вопросы

  • Налог при дарении квартиры, приобретённой по ДДУ 06 Июля 2017, 10:35, вопрос №1688450 1 ответ
  • Какой налог нужно заплатить с продажи квартиры, приватизированной в 2016 году? 10 Марта 2016, 16:54, вопрос №1174677 1 ответ
  • Налогообложение на продажу квартиры, полученной в 2015 году 14 Декабря 2017, 16:27, вопрос №1845916 3 ответа
  • Налог на продажу квартиры, приобретенной в 2016 году 07 Ноября 2016, 16:56, вопрос №1433191 3 ответа
  • Придется ли мне платить налог с продажи квартиры, приобретенной в 2014 году? 15 Октября 2015, 15:35, вопрос №1007548 2 ответа

Смотрите также

  • Как остаться на УСН, открывая магазин розничной торговли? 1 ответ
  • Забыл подать вовремя декларацию.

Налог при продаже квартиры

Правовед.RU 260 юристов сейчас на сайте

  1. Категории
  2. Налоговое право

Здравствуйте.вопоос такой.в апреле 2015 года приобрёл квартиру.она у меня в собственности.говорят то что с 2016 года вступил в силу закон об уплате ндфл в случае владения квартирой менее 5 лет.менЯ этот закон коснётся или же мне можно пользоваться ей 3 года и потом спокойно продать без уплаты ндфл? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Налог при дарении квартиры, приобретённой по ДДУ
  • Какой налог нужно заплатить с продажи квартиры, приватизированной в 2016 году?

Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Международные налоговые споры Москва от 20000 руб. Сопровождение налоговых проверок Москва от 20000 руб.

Налог с продажи квартиры в 2015 году по-новому, изменения с 01 января 2015

То есть воспользоваться привилегией в виде отмены налога смогут также и те владельцы жилья, которые имеют его в собственности продолжительнее указанного периода. Но при этом главное условие – участие в сделке только единственного жилья. Аналогичные правила будут действовать также при покупке новой недвижимости и почти одновременной продаже в течение года первоначальной.
Выгода обойдёт стороной владельцев нескольких объектов. Они будут обязаны уплатить 13-процентный налог при второй, третьей и т.д. сделках в размере более 5 млн. руб. Эта мера станет ограничительным способом для предотвращения многократных перепродажи квартир риэлторами.
В то же время у регионов появится право менять срок владения, вплоть до десяти лет.

Налог при продаже квартиры в 2015 и 2016 годах

Не коснутся изменения только сделок по продаже недвижимости в случаях, если имущество:

  • получено по наследству или по договору дарения от близких родственников;
  • было приватизировано;
  • получено по договору пожизненного содержания с иждивением (рента).

С продажи таких объектов недвижимости НДФЛ не будет взиматься также после 3-х лет владения. При этом возможность определения дохода, как разницы между стоимостью продажи и стоимостью покупки останется. Останется и возможность уменьшить доход от продажи на вычет в размере не более 1 млн.
руб. Еще одно важное изменение внесено в Налоговый кодекс в части определения размера дохода, подлежащего налогообложению при продаже недвижимости. Сегодня на вторичном рынке широко применяется не вполне законный механизм ухода от уплаты налогов.

Новые правила уплаты ндфл при продаже недвижимости

Внимание

Чаще всего продавец жилья, владеющий недвижимостью менее 3-х лет, для освобождения от уплаты НДФЛ с продажи недвижимости указывает цену продажи не превышающую 1 млн. руб., тем самым ему удается избежать уплаты налога. Принятые поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают защиту от таких незаконных схем. Читайте также

  • Долгое отсутствие на Родине может привести к увеличению личных налогов более чем в 2 раза

Теперь, если цена, указанная в договоре купли-продажи, окажется заниженной, НДФЛ с продажи недвижимости придется заплатить с суммы, равной 70% кадастровой стоимости объекта, с правом на налоговый вычет до 1 млн.


руб. либо на уменьшение дохода на документально подтвержденные расходы.

Вопросы и ответы

  1. Петров и Сидоров — владельцы одной квартиры (праву собственности — менее 3-х лет). У каждого доля равна 1/2. Жилье реализуется за 2800000 р. по единому договору и в качестве единого объекта. Каждый продавец с продажи получает 900000 р. после вычета, равного 1 млн. р. 13-процентный налог с данной суммы (то есть, и с

    Петрова, и с Сидорова) равен (900 тысяч р. х 13) 117 тысяч руб.

  2. Петров и Сидоров — владельцы одной квартиры (праву собственности — менее 3-х лет). У каждого доля равна 1/2. Жилье реализуется за 2800000 р. по отдельным договорам отдельными долями и отдельным продавцам. Каждая доля (конечно, с наличием отдельного св-ва о собственности) стоит 1400000 р.

    В этом случае и Петров, и Сидоров — оба продавца могут воспользоваться правом на вычет в 1 млн р. За минусом вычета сумма, облагаемая налогом, равна (1,4 млн минус 1 млн вычета) 400 000 р.

Инфо

В виде исключения, для отдельных категорий граждан оставлен период, в который уплата 13-процентного налога обязательна, равный 3-м годам:

  1. При получении квартиры в дар (прим. — по соответствующему договору) либо в порядке наследования.
  2. При получении жилья в результате приватизации.
  3. При получении жилья по договору ренты.

Всем остальным придется выплачивать налог или ждать 5 лет. И еще одно нововведение: Оно касается «порочной» практики по сознательному занижению цены квартиры при ее реализации в целях ухода от уплаты налогов. В случае, если доход от продажи оказался ниже кадастровой стоимости квартиры на 1 января того года, когда и зарегистрировано право собственности, получаемый доход умножается на 0,7.


С этой цифры и исчисляется вышеозначенный налог. Исключение: отсутствие определения кадастровой стоимости на указанную дату.

Как рассчитывается налог при продаже квартиры купленной в 2015 году

НДФЛ с продажи недвижимости придется заплатить с суммы, равной 70% кадастровой стоимости объекта Поправки в Налоговый Кодекс РФ вступают в силу с 01 января 2016 года и распространяются на сделки, заключенные после этой даты. С движимым имуществом, например автомобилями, все осталось без изменений. В случае продажи имущества, которое находилось в собственности более 3-х лет, продажа налогом не облагается, менее 3 лет — облагается за вычетом 250 тыс. руб. либо доход можно уменьшить на документально подтвержденные расходы. Для наглядности приведем таблицу действующего с 01 января порядка взимания НДФЛ с продажи имущества: Период владения После 1 января 2016 года По недвижимому имуществу, приобретенному по договору купли-продажи Менее пяти лет Облагается НДФЛ в размере 13%:– C разницы между ценой продажи, но не менее 70% кадастровой стоимости, и ценой покупки недвижимости.
Екатерина Гостева, налоговый консультант WiseAdvice (бухгалтерский аутсорсинг) Сейчас доходы физических лиц от продажи недвижимого имущества освобождаются от налога в случае, если недвижимость находилась в собственности более 3-х лет. С нового года это изменится: тем, кто купил квартиру на собственные средства, придется ждать освобождения от уплаты подоходного налога от продажи недвижимости не 3, а 5 лет. То есть без декларирования и уплаты НДФЛ можно будет продать недвижимость только после 5 лет владения.
А в случаях продажи объектов до истечения 5-летнего срока, налогооблагаемый доход будет определяться, исходя из кадастровой стоимости продаваемого объекта.

Новое на сайте

>

Самое популярное