Домой Кредитные учереждения Рса предлагает страховую компанию в другом регионе. ​что нужно знать про е-осаго

Рса предлагает страховую компанию в другом регионе. ​что нужно знать про е-осаго

Страховые компании очень не любят осуществлять компенсационные выплаты и далеко не всегда выполняют свои обязательства перед страхователем.

Также по закону страховые компании самостоятельно должны регулировать вопрос по неправильному применению коэффициента Бонус-Малус. Но не все страховщики реагируют на подобные заявления.

Отказ в выполнении обязательств перед своим клиентом не означает, что справедливости добиться нельзя. Некоторые заявители подают на страховщика в суд .

Но можно начать и с другой организации. Страхователь имеет право подать на страховую компанию жалобу в РСА по ОСАГО . Узнаем, как это сделать, и есть ли смысл тратить на обращение в эту организацию силы.

Существует много причин, по которым страхователи жалуются в страховую компанию. Но некоторые из нарушений страховые компании допускают регулярно.

Клиенты чаще всего недовольны тем, что страховщик:

Иногда проблему можно решить в кабинете руководства подразделения компании или в главном офисе. Если попытка урегулирования конфликта провалится, следует идти в другие инстанции.

Российский Союз Автостраховщиков - некоммерческая корпоративная организация .

Это единое общероссийское профессиональное объединение, которое основано на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра ТС.

Союз учрежден федеральным законом, отслеживает случаи нарушения законов страховыми компаниями . Может исключить страховую компанию из членов РСА, и тогда страховщик не сможет продавать полисы ОСАГО.

Но Союз не изменяет данные в электронных базах АИС ОСАГО, дает распоряжения страховым компаниям, также может их штрафовать.

Членства лишаются после длительных серьезных нарушений и часто после отзыва лицензии Центробанка. РСА - больше надзиратель, а Центробанк имеет право наказать напрямую.

В РСА обычно жалуются на:

  • неверный расчет КБМ;
  • по прямому урегулированию убытков (ПВУ);
  • по вопросам возмещения по Европротоколу.

По следующей ссылке даны все контакты, электронный и юридический адрес, по которым можно обратиться с жалобой: http://www.autoins.ru/ru/appeal/ . На этой же странице можно найти образцы обращений.

Как подать жалобу в РСА на страховую компанию в электронном виде? Заявление и сканы документов высылаются на электронный адрес РСА, по которому сотрудники получают скан-копии жалоб и обращений: [email protected] .

Но на странице также указано, что с 2015 года действует упрощенный алгоритм обращений страхователей при их несогласии с применением значения КБМ.

Если страховая компания получает соответствующее заявление, страховщик должен проверить значение КБМ в АИС РСА.

Если значение не совпадет с примененным сотрудниками СК, страховщик обязан применить новый КБМ. Если страховщик также не соглашается с коэффициентом КБМ, страхователю нужно обратиться в страховую организацию.

Как написать жалобу в РСА по КБМ? На сайте РСА (ссылка дана выше) есть форма жалобы. Для оформления заявления понадобятся:

Причины несогласия со страховщиком по вопросу применения КБМ должны быть описаны кратко, четко. На это в установленной форме бланка отводится всего несколько строк. Нужно приложить к жалобе скан-копии всех документов, которые связаны с проблемой.

Большинство поступивших жалоб и заявлений сотрудники регистрируют в тот же день, как они поступят. Не регистрируют и не рассматривают следующие обращения:

  • анонимные (в обращении должны быть ФИО, адрес, контакты);
  • не оформленные должным образом (без скан-копии самого заявления);
  • в обращениях нецензурная лексика или оскорбления, угрозы в адрес сотрудников РСА или страховщиков.

Не рассматривают следующие жалобы:

  • в которых жалуются на действия страховщиков, которые не относятся к членам РСА;
  • в обращении нет сведений о существе и характере предполагаемого нарушения;
  • обращение направлялось в адрес другой организации, а поступило в РСА в копии.

Повторные жалобы регистрируются как первичные . Повторные жалобы - те жалобы и заявления, которые поступили от одного лица по одному и тому же вопросу, в которых:

  • заявитель обжалует решение, которое было принято по предыдущей жалобе, которая поступила в РСА;
  • заявитель сообщает о том, что его предыдущая жалоба была рассмотрена несвоевременно, если срок рассмотрения истек;
  • заявитель указывает на другие недостатки, которые были допущены во время рассмотрения и определения решения по предыдущей жалобы.

Также в качестве первичной рассматривается жалоба одного и того же лица, которая была направлена несколькими адресатами и переслана ими для разрешения проблемы в РСА.

Оформляются документы о ДТП без участия ГИБДД, когда:

  • ущерб нанесен только ТС;
  • авария произошла в результате столкновения только двух ТС;
  • гражданская ответственность участников застрахована;
  • обстоятельства ДТП не вызывают разногласий участников аварии;
  • бланк заполнен правильно, в соответствии с требованиями обязательного страхования.

Бланк извещения об аварии заполняется в двух экземплярах участниками ДТП, его направляют страховщикам, которые застраховали их гражданскую ответственность. Срок - в течение 5 дней с момента ДТП.

Потерпевший направляет свой экземпляр извещения, прикладывая заявление о прямом возмещении убытков.

Участники ТС представляют свои автомобили для проведения осмотра, осуществления независимой экспертизы в течение 5 рабочих дней со дня получения подобного требования.

Участники ДТП должны получить письменное согласие на ремонт ТС. Если согласия нет, ремонтировать или утилизировать свои ТС в течение 15 календарных дней со дня ДТП нельзя.

Размер причитающейся потерпевшему выплаты не превышает 50 000 рублей.

При обращении в Союз с жалобой указывают:

  • ФИО, адрес, контакты заявителя;
  • суть проблемы, номер договора ОСАГО обоих участников;
  • дату ДТП;
  • дату подачи заявления страховщику;
  • сведения о страховщике, в действиях которого нужно разобраться;
  • подпись заявителя.

Также прикладываются копии документации, подтверждающие сведения, изложенные в жалобе. Те же сведения указываются, если страхователь имеет претензии к страховщику по вопросу прямого возмещения убытков.

Другие организации

Рассмотрим, куда еще можно жаловаться в 2019 на страховую компанию по автогражданке.

Поводы для обращения в ЦБ:

Центробанк следит за тем, чтобы страховые компании не нарушали закон. Организация приняла Единую методику, которая определила ущерб по ОСАГО. Этой методикой страховые компании должны руководствоваться.

Подать жалобу можно в электронном виде, в онлайн-приемную, пройдя по ссылке: https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint .

Заявление составляется в трех экземплярах. Можно подать жалобу в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, также отвезти лично.

Жалоба рассматривается в течение месяца. Заявление должно быть подтверждено письменными доказательствами, фото- , видео- , аудиоматериалами.

Жалоба в Федеральную службу страхового надзора

ФССН рассматривает жалобы, которые связаны с нарушением договоров КАСКО и ОСАГО и от страхователей, и третьих лиц, которые стали свидетелями незаконной деятельности страховщиков.

В жалобе указываются реквизиты обеих сторон, краткое и четкое описание сути проблемы, законы и акты, которые нарушил страховщик.

Это федеральный орган исполнительной власти, который принимает нормативные правовые акты, контролирует, осуществляет надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции финансовых услуг и прочее.

Если страховая навязывает дополнительные услуги, можно подать жалобу в ФАС . В заявлении указывают:

  • наименование организации, адрес;
  • ФИО заявителя;
  • суть проблемы;
  • свои требования;
  • документы, которые доказывают нарушение, а также их перечень;
  • любая информация, которая важна для принятии решения о возбуждении дела.

Способы направления жалобы в ФАС:

  • лично;
  • в электронном виде (адрес: [email protected] , также через Портал Госуслуги);
  • через форму на сайте.

Это официально оформленная жалоба страхователя за неоказание или некачественное оказание услуг страховщика. Суд не рассматривает иск по спорному случаю по ОСАГО без официального отказа страховщика в возмещении ущерба .

Теми же правилами регулируется досудебный порядок урегулирования вопроса и в случае, если заявитель предъявляет иск к профессиональному объединению страховщиков.

На многих сайтах страховых компаний есть образец досудебной претензии . Заполняется самостоятельно или с юристом. Исход дела, сумма выплаты во многом зависит от правильности оформления этого документа.

Документ должен быть оформлен доступно, грамотно, раскрыт всесторонне. К составлению необходимо подготовиться заранее.

Если результат Вас не устроит, нужно готовить документы в суд. К исковому заявлению, помимо всех необходимых документов, обязательно прикладывается ответ страховой компании на досудебную претензию.

Отправляется жалоба страховщику, РСА и ЦБ РФ. Можно также по желанию дополнительно направить жалобу в Общество защиты потребителей, Роспотребнадзор, ФАС, ФССН. При разорении страховщика только в РСА и Центробанк.

Но достаточно большое количество отзывов содержит жалобы на работу РСА . Многие из заявителей, которые имели дело с этой организацией, советуют направлять жалобы в другие инстанции.

Если Вы пожаловались в РСА, но жалоба не принесла результатов, следует обратиться в ЦБ. Если Банк признает правоту заявителя, то вынесет решение, по которому принудит страховщика к конкретным действиям.

Скачать:

Наш автомобиль застрахован в ИНГОССТРАХе. Мы пострадали в групповом ДТП. ИНГОССТРАХ нам отказал в возмещении убытка по причине отсутствия полиса одного из участников ДТП, Обратилисьв компанию виновника ДТП «СТЕРХ»- отказ, документов пока нет, причину мы не знаем, но что делать дальше? В чем наша вина? мы пенсионеры, ДТП произошло в другом городе, нас все пинают, мы тратим свое здоровье, средства и время и пока результата нет!!! Такое чувство, что РСА- это преступное сообщество!!! Куда обратиться за помощью???

Страховая Аско, где у нас был полис на момент аварии требует компенсации их судебных расходов, на их адвоката. Вначале они нас страхуют, потом чтоб нам не платить, нанимают юристов за 20000, выводят преступным путем деньги, чтоб нам же и не платить. Дело в Екатеринбурге, Октябрьский район, судья Гурин будет. Кто умерит аппетиты страховых???? 11000 осаго- и еще 20000 хотят, а если кассация отменит решение данного судьи??? Кто мне вернети ли деньги? Не пора ли проверить и лишать лицензии АСКО из Челябинска!!!

Система электронного ОСАГО появилась на страховом рынке в 2015 году для улучшения ситуации с доступностью полисов в ряде регионов и борьбы с навязыванием дополнительных услуг. Внедрение системы не принесло ожидаемых результатов, вследствие чего с января 2017 года она была в очередной раз подвергнута изменениям - стала обязательной для страховщиков. Тем не менее пользователи по-прежнему сталкиваются с трудностями при попытке оформления полиса. Что представляет собой система е-ОСАГО на сегодняшний день и как правильно оформить полис в электронном виде?

Как оформить е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО) - аналог бумажного полиса, оформленный самостоятельно через сайт страховщика и полученный в электронном виде на e-mail. Согласно законодательству, с 1 января 2017 года при оформлении е-ОСАГО у клиентов появилась возможность, кроме полиса в электронном виде, получить его на стандартном бланке в офисе страховщика или по почте. В офисе полис должен выдаваться бесплатно в момент обращения, при почтовом отправлении - должен быть доставлен клиенту в указанный им день, но не ранее чем через одни рабочие сутки. При этом почтовые расходы несет клиент.

Оформить ОСАГО в электронном виде можно в любой страховой компании, так как с 1 января 2017 года все страховщики, имеющие лицензию на ОСАГО, обязаны обеспечить соответствующий сервис на своем сайте. Законодательством установлены довольно жесткие требования к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования как самих сайтов страховщиков, так и сервисов оформления е-ОСАГО. Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2016 года № 4191-У, максимальное суммарное время перерывов в работе сайтов страховщиков не должно превышать 30 минут в сутки. При этом плановые технические работы могут проводиться не чаще одного раза в месяц с 22:00 до 8:00 по московскому времени, о чем страховщик должен сообщением на сайте уведомить пользователей не менее чем за сутки до даты планируемых работ. Дополнительно обеспечивать беспрерывную работу сервисов призвана система «единого агента». В случае технических сбоев у выбранного страховщика указанная система автоматически перенаправляет на сайт другой страховой компании, за которой закреплен номер ПТС вашего автомобиля.

В зависимости от страховой компании оформление е-ОСАГО может начинаться либо с расчета стоимости полиса, либо с создания личного кабинета. Для его создания необходимо ввести Ф. И. О., данные документа, удостоверяющего личность, номер телефона и/или адрес электронной почты. После ввода данных на указанный номер телефона или на e-mail страховщик направит текстовое сообщение, которое будет являться ключом простой электронной подписи страхователя. После ввода присланного ключа вы получите доступ к личному кабинету, где сможете заполнить электронную форму заявления для заключения договора.

Перечень сведений, содержащихся в форме электронного заявления, аналогичен заявлению на бумажном носителе. Она должна содержать данные о страхователе, транспортном средстве и его собственнике, водителях, допущенных к управлению, диагностической карте, а также параметры оформляемого полиса.

При заполнении заявления будьте предельно внимательны, так как с 1 января 2017 года у страховых компаний появилось право регрессного требования в случае, если при оформлении полиса в электронном виде страховщику предоставлены недостоверные сведения, повлекшие снижение страховой премии. К таким в первую очередь относятся: регион регистрации автомобиля, мощность (для легковых авто), возраст и стаж водителей.

После заполнения заявления страховщик проводит его регистрацию в своей системе и направляет в АИС ОСАГО для проверки содержащихся в нем данных. Если раньше в случае, когда данные в базе РСА не совпадали с данными в заявлении, оформление полиса было невозможно, то с января 2017 года в случае отрицательного ответа АИС ОСАГО клиенту приходит сообщение с указанием сведений, которые не совпали, и предложением осуществить корректировку этих данных или подтвердить их.

Для подтверждения достоверности сведений необходимо загрузить соответствующие документы в личный кабинет или направить на адрес электронной почты страховщика. Если вы страхуетесь впервые, то потребуется направить полный пакет документов, необходимых для оформления ОСАГО:

- паспорт (главная страница и регистрация);

- документ на транспортное средство (ПТС, СТС и т. д.);

- водительские удостоверения всех допущенных к управлению лиц;

- действующая диагностическая карта (если транспортное средство подлежит техническому осмотру).

При получении положительного ответа от АИС ОСАГО страховщик в срок не более чем 20 минут должен сообщить точный размер премии и предоставить возможность осуществить безналичную оплату полиса.

После оплаты полис направляется на указанный адрес электронной почты и размещается в личном кабинете клиента. Полис необходимо распечатать и иметь с собой при управлении транспортным средством.

Как внести изменения в е-ОСАГО

В теории, согласно Правилам страхования в редакции 2017 года, внести изменения в е-ОСАГО возможно как в электронном виде, так и при обращении в офис. Согласно указанию ЦБ РФ от 14 ноября 2016 года № 4190-У, заявление на внесение изменений в договор в электронном виде заполняется через личный кабинет на сайте страховщика. Страховщик проводит проверку сведений, содержащихся в заявлении, в случае необходимости делает перерасчет страховой премии и обеспечивает возможность произвести доплату по полису. В течение двух рабочих дней с момента уплаты дополнительной премии (в случае отсутствия необходимости доплаты - с момента направления заявления) страховщик формирует и направляет страхователю новый переоформленный полис. Если изменения не требуют переоформления полиса, клиенту направляется уведомление о том, что указанные изменения страховщиком учтены.

На практике не у всех страховых компаний описанная процедура реализована в полном объеме. И для внесения изменений придется обращаться в офис, где полис переоформят уже на бланке строгой отчетности.

Что делать, если не получается купить е-ОСАГО

Если при оформлении полиса вы столкнулись с какой-либо проблемой (сбой сервиса, невозможность оплаты, постоянные зависания сайта), а страховщик не спешит ее решать, стоит направить жалобу в Банк России. Оставить свое обращение можно на сайте ЦБ в разделе «Жалобы» интернет-приемной. Для подтверждения факта нарушения ваших прав необходимо прикрепить скриншот страницы сайта, отображающий возникшую проблему, с указанием даты и времени. Если у вас уже создан личный кабинет, то при написании жалобы также рекомендуется указать свой логин. Банк России является основным контролирующим органом страхового рынка. Поэтому подобный метод будет максимально эффективен в решении вашей проблемы.

Посредники

На сегодняшний день страховым посредникам запрещено оказывать услуги, связанные с оформлением электронных полисов. Оформление полиса допускается только на сайте страховщика. Но в мире современных технологий страницы сайтов страховщиков вполне могут быть встроены в сторонние сайты, и для пользователя процесс оформления может выглядеть как оформление на сайте не страховой организации. В апреле 2017 года в Госдуму был внесен законопроект, который призван обеспечить доступ страховым агентам и брокерам к оказанию услуг по е-ОСАГО, и в ближайшие время ситуация может измениться.

Оформление полиса с участием посредников потенциально имеет существенные плюсы. Посредники на подобном рынке могут предоставить лучший сервис, так как, помимо функции ценового сравнения, пользователи, введя данные один раз, на следующий год могут поменять страховщика, не занимаясь вводом данных повторно. На текущий момент страховые сайты, предоставляющие сервисы сравнения стоимости ОСАГО, например Банки.ру, после стоимости предлагают перейти на сайт страховщика для заключения договора.

Минусом оформления полиса на сайте посредника является большая вероятность столкнуться с мошенниками. Поэтому при оформлении полиса будьте внимательны, не оставляйте свои личные данные, в том числе данные банковской карты, на непроверенных сторонних сайтах. К сожалению, потребитель не застрахован от возможности столкнуться с мошенниками и при попытке оформить полис через сайт самой страховой компании, поскольку неоднократно появлялись сообщения о копировании сайтов страховщиков.

С 2017 года электронный полис ОСАГО стал значительно доступнее для потребителей. Во многом ситуация изменилась к лучшему благодаря введению требований к страховщику об обязательности продаж электронного ОСАГО. Спрос на данную услугу постоянно растет, так как е-ОСАГО является удобной альтернативой полису на бланке строгой отчетности, позволяющей не тратить время на поездку в офис или встречу с представителем страховой компании.

При этом очевидно, что проблемы остаются - многие жители проблемных с точки зрения убыточности ОСАГО регионов продолжают жаловаться на недоступность сервиса. Если хотите сэкономить время и приобрести полис е-ОСАГО, вы можете воспользоваться на Банки.ру и оформить полис всего за несколько минут.

Чтобы разобраться, почему Росгосстрах отправляет на сайт замещающего страховщика, нужно понимать, что это проблемы с функционированием страницы. Для безопасной работы предлагается переход на страницу «замещающего страховщика». Попробуем разобраться, почему возникает данная проблема, и как ее решать.

Что представляет собой замещающий страховщик и почему к нему перенаправляет Росгосстрах

Все компании, которые имеют права на официальную раздачу ОСАГО объединены в общую группу Российского Союза Автостраховщиков. В свою очередь, они разделили автомобили, по гос номеру которых можно различить к какой организации она принадлежат.

Территориальная принадлежность не играет никакой роли, поэтому ваш номер может быть закреплен за страховой компанией из другой области. Хотя каждая организация помимо главного офиса располагает рядом филиалов, которые находятся в каждом регионе. Обычно, распределение происходит в зависимости от величины капитала и лидерства страховой компании. Именно поэтому Росгосстраху досталось наибольшее количество транспортных средств, в отличие от других фирм.

Данная программа была создана для предупреждения нелегальных соглашений и получения «некачественных» страховых полисов.

По какой причине происходит сбой

Не все страховые организации соглашаются брать на страхование некоторые области, иногда просто не подходят по каким-то критериям автомобили или водители. Для справедливости было введено, что каждая компания обязана брать не только честных, но также и «плохих» клиентов.

В области оказания услуг по ОСАГО такие критерии осуществляются таким образом. В Российском законодательстве указано, если страховая организация не в состоянии оказать услуги клиенту из-за возникновения технических нарушений (хотя никто не может догадаться это проблемы сайта, либо просто автоматически было определено, что вы ненужный клиент), то необходимо, чтобы сайт переслал пользователя на замещающую страховую организацию, которая определяется по номеру ПТС.

Именно поэтому и выдает страница такую странную ошибку, как риск нарушения бесперебойности», т.к. эта фраза является составной частью закона. С данным законом 2011 N 27, ст. 3872, можно ознакомиться .

Перейдя на другую страницу, там должны вам предоставить все необходимые услуги по страхованию. Если и там происходят сбои и отказы, то данная страховая компания облагается штрафными санкциями.

Что делать в таких ситуациях

Первое, что необходимо сделать, если нужно получить страховку именно у заданной компании, на страницу, которую вы посетили изначально необходимо изменить некоторые введенные значения. К примеру, надо поменять водителей с плохим КБМ на мультидрайв. В некоторых случаях это позволяет системе пропустить вас дальше для совершения оплаты и покупки ОСАГО.

Если появляется ошибка и перенаправление, то лучше воспользоваться им и купить страховой полис у замещающей организации, т.к. там намного выше процент получения по причине высоких штрафных санкций от центрального банка.

Хотя 100% гарантий тоже никто не обещает, однако замещающий страховщик не имеет права отказать вам в услуге из-за технических неисправностей, поэтому можно попробовать. Также нужно учитывать то, что, нужно загружать скрины или копии документов, поэтому если они не выглядят в соответствии с базой данных АИС РСА, то страховой агент должен их проверить и самостоятельно внести в списки.

Многие водители бояться таким способом, получать ОСАГО, потому что замещающим страховщиком является практически неизвестная организация, которая не имеет филиалов в их регионе.

Как бы это ни было подозрительно, но в законодательстве об ОСАГО это четко прописано. Каждая организация, занимающаяся страхованием, должна иметь официального заемщика по заключению ОСАГО. Для малых компаний эта роль отдается крупным страховщикам, типа Ингосстраха, Росгосстраха. В данном случае при появлении непредвиденных обстоятельств необходимо в филиал.

Чтобы подробнее ознакомиться с тем, кто курирует ваш регион, то можно позвонить по телефону горячей линии либо на официальном сайте замещающего страховщика. Для простоты можно ознакомиться с перечнем представителей страховых организаций в Москве и областях.

Замещающий страховщик на сайте РСА

Российский Союз Автостраховщиков в 2017 году создал новое правило. Чтобы обеспечить гарантированное оформление ОСАГО перенаправление посетителя сайта осуществляется не только на замещающий сайт, но и на страницу РСА. Там клиент имеет право купить страховой полис от замещающей компании. Хотя данное нововведение еще толком не вступило в силу.

РСА 25 июля ввел в систему е-Гарант. Помимо этого чаще всего не срабатывает функция «Перейти с передачей данных». Такая ошибка подразумевает, что необходимо опять вносить личные данные паспорта, ПТС, водительских прав на новой странице.

Вывод

При появлении данного перехода не стоит впадать в панику, а просто последовать предложенной схеме.

Евгений Уфимцев в эфире НСН рассказал, как преодолеть кризис на рынке ОСАГО.

ЦБ ожидает сокращения числа страховых компаний на рынке ОСАГО. Как пишет ТАСС, директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук заявил, что причина кроется в невыгодности данного бизнеса. По словам представителя регулятора, раньше с ОСАГО работали 180 страховщиков, сейчас число компаний уменьшилось до 60.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев в эфире НСН согласился с представленным прогнозом, подчеркнув, что на рынке ОСАГО сейчас, действительно, кризис.

«К ежегодно уходящим компаниям, которые покидают рынок, исходя из своей финансовой несостоятельности, добавились те страховщики, которые уходят добровольно. Они понимают, что нести убытки, которые для них создаёт ОСАГО, невозможно. Новые страховщики не горят желанием заходить на рынок, видя его убыточность. Поэтому, действительно, прогнозы по итогам 2018 года показывают, что рынок также будет уменьшаться. И если не произойдёт либерализация тарифов в середине 2018 года, ситуация может ещё больше ухудшиться», - отметил собеседник НСН .

При этом Евгений Уфимцев подчеркнул, что альтернатив ОСАГО нет. По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков, это правильная и нужная система, которая работает во всём мире.

«К сожалению, на данный момент в ОСАГО есть серьёзный системный кризис. Он связан, в первую очередь, с тем, что тарифы, которые устанавливаются государством, в отдельных сегментах или в отдельных регионах, являются либо недостаточными, либо чрезмерными. Эта несбалансированность приводит к тому, что страховщикам в отдельных регионах просто невыгодно осуществлять продажи полисов ОСАГО – они несут серьёзные, катастрофические убытки. И вынуждены как-то перераспределять свои прибыли из хороших благополучных регионов. Но даже это сейчас не спасает рынок. И требуется серьёзная либерализация тарифов по ОСАГО», - подчеркнул эксперт.

Резюмируя, собеседник НСН подчеркнул, что в сложившейся ситуации нужно ослабить государственное регулирование.

«На сегодняшний момент оно не успевает за теми изменениями, которые происходят на рынке. И не совсем "рыночно" реагирует на те сегменты, которые являются прибыльными или, наоборот, убыточными по ОСАГО. Этот приводит к тому, что произошла разбалансировка. И сейчас отдельные территории или отдельные категории клиентов, например, молодые водители или таксисты, крайне убыточны для страховщиков. Ими никто не хочет заниматься. Они приносят убытки для компаний. Но поднять им тарифы в нынешней конфигурации страховщик не может, так как тариф регулируется государством», - заключил Евгений Уфимцев.

Отметим, директор департамента страхового рынка ЦБ также уверен в том, что для выхода ОСАГО из кризиса необходимо освободить тариф от госрегулирования. Помимо этого, Игорь Жук уточнил, что всего на российском рынке действуют 234 страховых компании, 71 страховой брокер и 12 обществ взаимного страхования.

В настоящее время абсолютно всем автолюбителем приходится сталкиваться с таким документом, как обязательный автостраховой полис.

Его оформление необходимо для всех, кто собирается управлять каким-либо автотранспортом. Но что дает ОСАГО, что он из себя представляет, какие права дает, от чего защищает, а также в каких случаях помочь он не сможет, рассмотрим в настоящей статье.

Что дает ОСАГО при аварии

ОСАГО — это основной автостраховой документ, используемый на территории России. Его наличие является обязательным условием для выезда на дорогу (причем это касается любого авто и специального транспорта, а также мотоциклов). Он обеспечивает автовладельцам возможность возмещения причиненного кому-либо (или же полученного) ущерба после дорожного происшествия.

Ранее (до того, как обязательное автострахование было введено), водитель, попав в аварию и оказавшись в ней виноватым (и не имея при этом добровольной страховки), был обязан выплачивать весь ущерб пострадавшему за свой счет, причем суммы эти порой могли быть очень большими. В настоящее же время полис обязательного автострахования защищает автолюбителей от подобных ситуаций — необходимую сумму теперь выплачивает не сам виновник, а страховая компания, с которой он заключил договор.

Справка : возмещение ущерба происходит не только при дорожном происшествии с участием автомобилей, но и при нанесении повреждений пешеходам либо недвижимому имуществу (например, дорожным ограждениям, знакам, столбам и так далее).

От чего защищает полис автострахования

Безусловно, автостраховой полис не сумеет защитить автолюбителя от аварии. Зато он сможет защитить его от очень больших расходов на возмещение ущерба (в случае, если водитель был виновником случившегося) или же наоборот, защитить от траты личных средств на ремонт своей автомашины (в ситуации, когда водитель оказался потерпевшим).

Причем выплачиваемые на настоящий момент суммы достаточны для того, чтобы полностью выполнить ремонт средней степени сложности на большинстве серийных автомашин. Еще одним плюсом такой страховки является достаточно быстрый срок ее выплаты и гарантия в получении.

Проще говоря, если произошло какое-либо дорожное происшествие и оба его участника имеют действующий автостраховой полис, то пострадавший автомобилист в любом случае получит страховое возмещение, а виноватый — избежит необходимости возмещения ущерба из своего кармана (кстати, как выше уже упоминалось, это касается не только автомобилей, но и аварий с другими участниками движениями — пешеходами, мотоциклистами, а также нанесения ущерба чьей либо собственности).

Пределы выплат по ОСАГО

Автостраховка служит для возмещения ущерба в следующих ситуациях:

  • выплата определенной суммы на ремонт и восстановление автомашины;
  • компенсация причиненного вреда пострадавшему лицу, а также компенсация его похорон (в случае летального исхода);
  • оплата дополнительных услуг, связанных с дорожным происшествие (например, эвакуация машины).

Следует сразу отметить, что не во всех случаях автомобильная страховка может возместить полную стоимость для восстановления автомашины до доаварийного состояния. Это вызвано тем, что имеются определенные ограничения максимальной суммы, подлежащей к выплате. Так, на восстановление авто максимально можно получить не более 400.000 рублей.

Данная сумма является пределом, и даже если ущерб нанесен в размере 450.000 или более, страховая выплата все равно составит 400.000. Что же касается компенсации ущерба здоровью, то тут максимум составляет 500.000 рублей. Правда, следует помнить, что такая выплата начисляется на одного человека. То есть если в результате аварии тяжело пострадали сразу несколько человек, то общая сумма может составить и миллион, и даже больше.

Основные особенности автострахования

Главной особенностью автостраховки является определение ущерба после случившегося дорожного происшествия. Вызвано это тем, что в последнее время фирмам-страховщикам все чаще приходится оплачивать крупные страховые суммы. Стоимость же самих полисов при этом остается невысокой (а благодаря применению понижающих коэффициентов возможны и значительные скидки, причем все это регламентировано государством и компании ничего не могут изменить самостоятельно).

В связи с этим рентабельность от такой страховой деятельности каждый год падает, а порой становится и вовсе невыгодной. Именно поэтому страховщики стараются при определении нанесенного ущерба насчитать как можно меньшую сумму. Здесь существуют несколько вариантов.

Первый из них — это указание экспертом не всех повреждений, полученных автомобилем, а, как следствие, меньшая сумма на ее восстановление. Близким к этому способом является и оценка по бумагам, предоставляемым дорожной инспекцией: в них очень часто не указана даже половина всех повреждений (вызвано это тем, что они составляются с совершенно иной целью, а не для оценки). Сюда же относится и экспертиза машин, ранее уже побывавших в авариях. В этой ситуации суммы, выплачиваемые для восстановления доаварийного состояния, могут оказаться совсем небольшими.

Еще одной хитростью, служащей для снижения страховой суммы, является указание слишком высокого коэффициента износа автомобиля. Чем он выше, тем состояние машины хуже, а, значит, и тем меньше денег понадобится на ее ремонт (правда, стоит отметить, что по закону об автостраховании общий показатель износа не может превышать 50%). Последней, но все же распространенной уловкой является некорректное указание необходимых для ремонта деталей — вместо оригинальных новых частей указывается рыночная стоимость их аналогов либо запчастей, уже побывавших в употреблении.

Сразу понятно, что при реальном ремонте и установке оригинальных деталей той суммы, которую насчитал и выплатил страховщик, не хватит для его проведения — автомобилисту придется доплачивать недостающее за свой счет. Кроме этого, иногда компании могут занижать не стоимость частей, а стоимость работы автослесарей, ремонтников, и других работников автомастерских, а также указывать заниженные показатели времени, необходимого для ремонта. В этой ситуации водителю также придется доплачивать.

Правда, есть и положительный для автолюбителей момент — в случае, если водитель управлял своей машиной целый год без аварий, то на следующий год он может оформить автостраховку по более низкой цене (в соответствии с таблицей коэффициентов). Со временем (если хорошие показатели будут сохраняться от года к году) эта скидка может достичь вполне серьезного размера.

Когда страховщики откажутся платить

Надо сразу сказать, что далеко не во всех ситуациях страховые фирмы обязаны выплачивать компенсацию. Их список довольно большой, и знать их нужно каждому автолюбителю.

Так, в случае, если пострадавшим в аварии автомобилем управлял водитель, не указанный в автостраховом полисе, то и страховка выплачиваться не будет (даже если владелец авто оформил на себя страховку по всем правилам). Это ситуация является одной из наиболее распространенных. Кроме этого, страховка не компенсирует следующие виды ущерба:

  • моральный (нанесенный пострадавшему лицу);
  • возмещение за так называемую «упущенную выгоду» (например, водитель использовал автомобиль для бизнеса, а в результате аварии получился простой);
  • ущерб, нанесенный машине на специально отведенных территориях для учебной и тренировочной езды, а также треках для соревнований;
  • компенсация повреждений, полученных в результате перевозки горючих, взрывоопасных и других подобных грузов (кроме случаев, если для их перевозки был составлен отдельный договор);
  • возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде.

Кроме этого, не подлежит компенсации ущерб, полученный работником при исполнении им обязанностей (в данном случае выплачивать необходимую сумму будет работодатель), а также ущерб, нанесенный транспортным средством при его движении по территории производственного предприятия либо внутри цеха.

Также не компенсируется вред, нанесенный архитектурным сооружениям, историческим ценностям и объектам, относящимся к «интеллектуальной собственности». Ну, и как уже ранее описывалось, не подлежат возмещению суммы, превышающие установленный максимальный размер возможной компенсации (взыскать их можно только с самого виновника дорожного происшествия в судебном порядке).

Не страховые случаи

Все перечисленные ранее случаи, когда страховая откажет в выплате, и являются не страховыми. Так, если в результате дорожной аварии был нанесен ущерб каким-либо строениям, то возмещать его автомобилисту-виновнику придется лично за свой счет. В эту же категорию попадает и нанесение ущерба природе (например, повреждение лесных полос или утечка химикатов в результате ДТП).

Кстати, перевозка последних, как говорилось, требует составления отдельного договора. Не компенсирует страховщик и моральный ущерб (независимо от того, был причинен только один он либо же вместе с физическим и материальным). Все эти ситуации распространяются на действие любого полиса автострахования, заключенного у любого страховщика, поскольку устанавливаются они напрямую государством.

Что из себя представляет ОСАГО?

ОСАГО - это обязательное страхование автогражданской ответственности, являющееся самым распространенным автострахованием в России. Согласно действующему законодательству любой вид гражданской ответственности предполагает возмещение причиненного ущерба потерпевшей стороне. Это правило относится и к автогражданской ответственности, согласно которой каждый водитель обязуется компенсировать любой возможный вред на дороге.

Например, если автовладелец врезался в другую машину, то он покрывает ремонт транспорта, или задел пешехода, то оплачивает лечение пострадавшего. Закон «Об ОСАГО» был разработан для того, чтобы потерпевшая сторона гарантированно получала возмещение причиненного ущерба, что раньше было достаточно проблематично: каждый из участников аварии имел свое мнение о том, кто прав, а кто виноват, и какой размер компенсации требовать с виновника дорожного происшествия.

Следовательно, чтобы в результате не создавались дополнительные конфликтные ситуации и покрывался причиненный ущерб, был узаконен страховой полис ОСАГО. После утверждения данного закона возмещение вреда, произошедшего на дороге, берет на себя страховщик.

Особенности российского обязательного страхования

Обязательное страхование автомобилей для жителей многих европейских стран уже с середины прошлого столетия является обычной процедурой. Автолюбители же Российской Федерации узнали об ОСАГО только с июля 2003 года, когда начал действовать соответствующий закон. До этого момента владельцы транспортных средств могли оформлять договор со страховыми компаниями по своему желанию, то есть добровольно. Если провести сравнение ОСАГО в РФ с другими странами, в отечественном можно выделить некоторые нюансы:

  • правила и тарифы назначаются Правительством и Центральным банком Российской Федерации;
  • как в европейских странах, так и на территории России ОСАГО содержит понятия «европротокол» и «прямое возмещение». В случае мелкого ДТП страхователь, благодаря европротоколу, может получить компенсацию в страховой конторе без обращения в Госавтоинспекцию. Прямое возмещение позволяет участникам аварии отправиться в свои страховые компании, а не к страховщику виновника ДТП, но только в том случае, когда в результате дорожного происшествия повреждено не больше двух машин и нет пострадавших. Кроме того, оба автовладельца должны иметь полис ОСАГО. Отличие российского обязательного автострахования долгое время заключалось в том, что прямое возмещение было альтернативно, чего не скажешь о Европе (там прямое возмещение было и есть безальтернативно). ОСАГО в России давало водителю право выбирать между своим страховщиком и страховой конторой виновника ДТП. Однако подобная свобода выбора очень часто оборачивалась против пострадавшего, потому что страховщики старались отправить его в другие страховые компании. Этот недостаток российского прямого возмещения был устранен в августе 2014 года поправками в соответствующий закон;
  • существуют скидки за безаварийность. Например, если год прошел без аварийных ситуаций, то полагается скидка 5%. Однако в случае дорожного происшествия взнос увеличивается в зависимости от количества аварий по вине водителя, на которого оформлен полис.

Как действует ОСАГО?

Раньше для получения выплат по обязательному автострахованию пострадавший в результате дорожного происшествия должен был обратиться в страховую контору лица, которое являлось виновником произошедшей аварии.

Сегодня же, чтобы немного упростить процедуру получения компенсации, на законодательном уровне внесены некоторые изменения - если в результате ДТП не было пострадавших и соблюдены другие обязательные условия, пострадавшая сторона имеет право обратиться непосредственно к своему страховщику (прямое возмещение). Кроме того, если вред имуществу оценивается до 50 тысяч рублей, то участники аварии могут не уведомлять Госавтоинспекцию о произошедшем дорожном происшествии, а самостоятельно оформлять утвержденный европейский протокол.

При наступлении страхового случая, то есть ДТП, размер выплат по ОСАГО за причиненный ущерб имуществу определяется страховщиком с учетом средней цены, которая сложилась в данном регионе. Если же речь идет о поврежденном автомобиле, то из полученной суммы высчитывается износ запчастей. При расчете суммы страховой выплаты в случае:

  • причинения вреда здоровью третьих лиц (участников ДТП) учитываются затраты на лечение, уход за больными, размер утраченного заработка;
  • летального исхода назначается компенсация за потерю кормильца и расходы на похороны.

Страховой полис ОСАГО, кроме всего прочего, имеет ограничение верхней границы возможных выплат, а это значит, что в некоторых аварийных ситуациях сумма причиненного ущерба может быть покрыта страховой компанией не полностью. Другими словами, превышение лимита по ОСАГО возмещается за счет виновника ДТП. Посмотрите на видео правила страхования ОСАГО

Виды ОСАГО

Обязательное автострахование можно разделить на следующие разновидности:

  • ограниченное. Автовладелец, на которого оформлен полис ОСАГО, обязан внести в документ информацию о людях, допущенных к управлению его транспортным средством. Их количество не должно быть более пяти человек. В бланке указываются не только личные данные водителей, но также номера их прав. Это условие предусмотрено для того, чтобы страховая компания могла проверить историю вождения каждого в отдельности и установить цену на полис. Другими словами, если кто-то из доверенных лиц в прошлом был участником одной или нескольких аварий, то стоимость обязательной автостраховки может существенно увеличиться;
  • неограниченное. Этот вид ОСАГО стоит несколько дороже ограниченного полиса, поскольку не предусматривает наличие списка доверенных лиц на вождение конкретного транспортного средства. Следовательно, машиной может управлять любой человек, имеющий водительское удостоверение, а это значит, что вероятность аварийных ситуаций на дороге повышается. Именно по этой причине страховщики увеличивают стоимость неограниченного ОСАГО;
  • бумажное. Классический вид полиса ОСАГО - это напечатанный на бумажном носителе бланк, который выдается водителю представителями страховой компании. В нем фиксируется вся информация о машине и другие детали взаимодействия водителя с сотрудниками ГИБДД. Бумажный полис ОСАГО всегда можно взять с собой и предъявить автоинспектору при необходимости. Однако стоит заметить, что в последнее время участились случаи подделки бланков обязательного автострахования;
  • электронное. Благодаря современным технологиям полис ОСАГО можно оформить не выходя из дома. Для этого всего лишь необходимо иметь подключение к интернету. Автовладелец, который оформит электронный вид ОСАГО, не получит бумажный бланк как при стандартном оформлении, но все равно будет внесен в базу Российского союза автостраховщиков (РСА). При наличии только электронного полиса взаимодействие с ГИБДД немного усложняется, потому что водитель сам должен сообщить сотрудникам полиции основные сведения о своей страховке для успешного поиска в базе. Если владелец транспортного средства даст неверную информацию о своем ОСАГО, то автоинспектор не сможет найти полис в базе РСА и наложит штраф за отсутствие обязательной страховки. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, специалисты рекомендуют водителям брать с собой распечатку электронного полиса ОСАГО;
  • туристическое. Если автовладелец решит выехать на своей машине за пределы России, то он должен знать, что классический полис ОСАГО за границей не действует. Поэтому, чтобы избежать штрафов и других недоразумений в результате отсутствия страховки, собственник машины должен приобрести туристический вид обязательного страхования. Полис будет действовать в течение 20 дней;
  • сезонное. Этот вид ОСАГО подходит тем автовладельцам, которые пользуются своим транспортным средством только в течение определенного времени. Именно по этой причине его стоимость ниже обычного полиса.

Кроме перечисленного, обязательное страхование автогражданской ответственности различается также по сроку своего действия (от 3 до 12 месяцев).

Нормативные документы

Обязательное автострахование регулируется несколькими документами, но главными из них являются:

  1. Правила ОСАГО.
  • условия и порядок проведения страхования ОСАГО;
  • максимально предельные суммы компенсаций в случае дорожного происшествия;
  • порядок оформления и аннулирования полиса;
  • права и обязанности страховщиков и потерпевших лиц в момент наступления страхового случая;
  • правила расчета размера компенсации и период, в течение которого страховая компания должна выплатить положенную сумму или отказать по уважительной причине;
  • права Российского союза автостраховщиков;
  • последовательность действий для получения компенсаций при банкротстве страховщика.

Отличие обязательного автострахования от КАСКО

Для того чтобы провести сравнение между необходимо разобраться, что из себя представляет последний вид страховки. КАСКО - это добровольное страхование своего транспортного средства от возможных аварийных ситуаций на дороге и во время стоянки. Каждая страховая компания, которая предоставляет такую услугу, может устанавливать собственные правила и прописывать в договоре необходимые ей права и обязанности.

Следовательно, каждый автовладелец имеет право выбирать себе страховую компанию исходя из предлагаемых условий. Что касается цены на полис КАСКО, то она регулируется исключительно страховщиками и зависит от стоимости машины и от оценки вероятности наступления возможного риска. Итак, очевидные отличия обязательного автострахования от КАСКО можно выделить в следующий список:

  1. полис ОСАГО:
    1. распространяется на гражданскую ответственность страхователя;
    2. должен обязательно заключить каждый автовладелец;
    3. у всех страховщиков содержит одинаковые условия и правила, которые регулируются исключительно Правительством;
    4. имеет фиксированную стоимость согласно тарифам Минфина;
    5. действует только на те дорожные происшествия, в которых виновато указанное в договоре лицо;
    6. покрывает предполагаемую среднюю стоимость ремонтных работ по калькуляции, учитывая степень износа деталей;
    7. определяет 120 тысяч рублей за ущерб имуществу и 160 тысяч рублей за вред жизни и здоровью (данные суммы устанавливаются законодательством РФ);
    8. не имеет ограничений по возрасту машины;
  2. полис КАСКО:
    1. распространяется исключительно на автомобиль страхователя;
    2. является добровольным видом страхования;
    3. у каждого страховщика может иметь свои условия и правила, что дает возможность автовладельцу выбирать наиболее подходящий лично ему договор страхования;
    4. не имеет фиксированной цены, поскольку она определяется от стоимости авто и от оценки степени риска;
    5. начинает действовать при любом ДТП, а также в результате правонарушений со стороны третьих лиц (в том числе кража и угон), пожара, стихийных бедствий, падений на транспортное средство посторонних предметов и т. п.;
    6. оплачивает реальную стоимость ремонтных работ по восстановлению машины либо ее полную стоимость на момент страхового случая;
    7. определяет страховую сумму исходя из действительной стоимости застрахованного авто на момент подписания договора;
    8. имеет ограничения по возрасту машины (обычно не более 7-10 лет).
КАСКО ОСАГО
По КАСКО застрахован автомобиль страхователя По ОСАГО застрахована гражданская ответственность страхователя за вред, который он может причинить другим лицам при использовании своего автомобиля
КАСКО – добровольное страхования. ОСАГО – обязательное страхование.
Условия договора и Правила КАСКО различаются в каждой страховой компании – можно выбирать наиболее подходящие. Условия договора и Правила ОСАГО одинаковые во всех страховых компаниях – устанавливаются Правительством.
Цена полиса КАСКО в первую очередь зависит от стоимости автомобиля, а также от оценки степени риска – отличается в разных страховых компаниях. Цена полиса ОСАГО одинакова во всех компаниях и определяется по тарифам, установленным Минфином.
Страховые случаи: любое ДТП; противоправные действия третьих лиц (включая кражу, угон), пожар, стихийные бедствия, падения посторонних предметов на автомобиль и прочее. Страховые случаи: только ДТП, в котором виновато лицо, указанное в полисе ОСАГО.
Размер возмещения: Оплачивается реальная стоимость ремонта автомобиля или его полная стоимость на момент страхового случая. Размер возмещения: Оплачивается предполагаемая средняя стоимость ремонта автомобиля по калькуляции с учетом степени износа заменяемых деталей.
Страховая сумма: по КАСКО страховая сумма равна действительной стоимости застрахованного автомобиля на момент заключения договора. Страховая сумма по ОСАГО определяется Законом. 120000 руб. за вред имуществу, 160000 руб. за вред жизни и здоровью.
В КАСКО ограничение возраста застрахованного автомобиля – как правило, не более 7-10 лет. В ОСАГО ограничений по возрасту автомобиля нет.

Какой штраф за просроченное ОСАГО?

Если же вы не оформили данную страховку по каким-либо причинам, то вас ждет штраф и полная финансовая ответственность в случае вашей вины в ДТП. До 2014 года вы могли еще лишиться номеров и права пользования вашим автомобилем. .

Заключение

Таким образом, наличие оформленного и действительного автострахового полиса является обязательным условием для управления автомашиной. В случае аварии он поможет потерпевшему быстро получить компенсацию в нужном размере, а виноватому избежать необходимости оплачивать ее из своих личных средств.

Кроме того, если водитель управляет своей автомашиной хорошо, не совершает нарушений и не попадает в дорожные происшествия, то он автоматически получает скидку на приобретение страховки в следующем году (причем скидка будет накапливаться год от года, пока не достигнет определенного установленного предела). Не стоит и забывать о некоторых минусах, которые могут подстерегать автовладельца.

  • Первое — это максимальный размер возмещаемого ущерба. Он фиксирован (400.000) и большую сумму страховщик выплатить не сможет.
  • Второе — это вероятность того, что компания при расчете будет использовать заранее заниженные сведения, дабы уменьшить общую сумму компенсации.

Но, несмотря на это, автостраховка является поистине важным документом для водителя, поскольку в любом случае она поможет сэкономить большую сумму в случае аварии и избежать ненужных проблем.

Новое на сайте

>

Самое популярное