Домой Кредитные учереждения Задачи и методы экономического анализа при применении бюджетной системы управления. Анализ основных показателей бюджета

Задачи и методы экономического анализа при применении бюджетной системы управления. Анализ основных показателей бюджета

Чтобы проанализировать исполнение бюджета и выявить отклонения фактической деятельности от запланированной, в полную бюджетную систему включаются не только плановые, но и фактические (отчетные) данные. Контролировать бюджет можно еженедельно, ежемесячно или ежеквартально – как целесообразно в конкретной ситуации.

Для эффективности действий необходимо установить соответствующие методы контроля и убедиться в компетентности сотрудников предприятия в вопросах анализа доходов и своевременного контроля затрат, что позволит с заданной периодичностью правильно заполнять бюджетные формы.

БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Бюджетный контроль – это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректировок в бюджеты следующих периодов.

Теоретически после окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные затраты – не превышены.

Конечно, эта цель скорее идеальна, чем реальна, поскольку внутренние и внешние обстоятельства могут измениться, что оказывает на бюджет предприятия определенное влияние: положительное или отрицательное. Поэтому на практике бюджеты подлежат постоянному пересмотру, в них могут вноситься поправки на заседании бюджетного комитета. Тем не менее следует стремиться к достижению поставленной цели, иначе не имеет смысла приступать к составлению бюджета.

Методы контроля

Для того чтобы легче соблюдать бюджет, необходимо установить методы контроля:

  • легко применимые;
  • регулярные;
  • осуществимые на самом нижнем уровне управления.

Легко применимые методы предполагают, что текущий контроль над доходами, затратами, прибылью, движением денежных средств, состоянием активов и пассивов компании является легким и быстрым, а не трудным и отнимающим много времени. Важно также, чтобы данные были легко доступны в любое время, когда в них возникнет необходимость.

Регулярность – это неукоснительное соблюдение установленных на предприятии сроков формирования и предоставления заинтересованным лицам управленческой отчетности.

Эффективный контроль над бюджетом обычно предполагает, что процедуры начинаются на самом нижнем уровне управления компанией – т. е. непосредственно там, где получены доходы и понесены затраты.

Основная цель анализа исполнения бюджета – получение приоритетных показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия.

Для этого выработаны следующие методы анализа:

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • сравнительный;
  • факторный;
  • маржинальный;
  • метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный (или временной) анализ предполагает сравнение показателей отчетности с аналогичными параметрами предыдущих периодов. Применяется простое сравнение статей отчетности по принципу «план-факт» и изучение причин их резких изменений, а также анализ изменения одних статей отчетности по сравнению с колебаниями других.

Вертикальный (или структурный) анализ осуществляют с целью определения удельного веса отдельных статей отчета, например, баланса, в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными прошлого периода. Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Сравнительный (или пространственный) анализ проводят на основе показателей подобных компаний (имеются в виду конкуренты или просто компании, имеющие аналогичные схемы ведения бизнеса).

Факторный анализ предполагает изучение влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

– это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей и их интерпретация.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА

Горизонтальный (план-фактный) анализ

План-фактный анализ проводится для всех основных бюджетов, а при необходимости более тщательного изучения причин отклонений – для отдельных операционных и функциональных бюджетов. Он может проводиться и для компании в целом, и для отдельных направлений деятельности (чтобы выявить, за счет какого из них возникают отрицательные или положительные отклонения). В любом случае выбор объекта этого анализа – внутреннее дело предприятия, обоснованное поставленными его руководством целями и задачами бюджетирования.

Следует соблюдать одно из основных требований системы бюджетирования – бюджетные и фактические данные должны представляться в едином формате, иначе их сравнение окажется некорректным.

Отклонения, выявленные между этими данными за период, часто служат базой для оценки каждого центра финансовой ответственности или функциональной области (снабжение, производство, сбыт, логистика, финансы, кадры и т. п.) и принятия регулятивных решений.

Руководствуясь принципом управления по отклонениям, менеджер концентрирует внимание только на значительных отклонениях от плана и не учитывает показатели, выполняемые удовлетворительно.

Приходится мириться с существенными отклонениями, которые объясняются объективными причинами – например, падение спроса, закрытие предприятий клиентов. Однако в подобной ситуации необходимо срочно пересмотреть бюджет продаж, связанные с ним бюджеты и основной, так как исполнение неточного бюджета может оказаться пагубным. При этом, возможно, окажутся неоправданными выполнение производственных графиков и закупка капитального оборудования без поступления необходимых доходов.

Выявленные отклонения – первый шаг в оценке деятельности предприятия, позволяющий выявить области эффективности (неэффективности) всей деятельности или отдельных областей и функций предприятия.

В качестве критерия для определения важности затрат следует использовать конечные итоговые бюджетные показатели, например, величину чистого денежного потока в бюджете движения денежных средств. Рассмотрим пример простого анализа отклонений бюджета с учетом двух вариантов развития событий (табл. 1). Рассчитав влияние конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину чистого денежного потока, можно понять, необходима ли корректировка плана следующего периода.

Первый вариант. Произошло несущественное снижение объема продаж, цен на единицу готовой продукции и увеличились цены на сырье. Однако покупатели оплатили 80,9 % отгруженной продукции, а не запланированные 80 %, что привело к снижению выручки на 1,2 % и чистого денежного потока на 1,4 %. Такое снижение не является существенным, и планы следующего месяца можно не корректировать.

Второй вариант. Произошло отклонение большего количества факторов – заметно уменьшилось количество проданной продукции – до 174 т, упала цена тонны продукции, возросли цена тонны сырья и накладные затраты. В результате выручка уменьшилась на 4,6 %, а чистый денежный поток – на62,8% (8271 грн. против запланированных 22 238 грн.). Естественно, планы будущего периода должны быть скорректированы. Имея программу моделирования бюджета, можно определить объем продаж следующего месяца, который позволит предприятию компенсировать существенные отклонения апреля. Путем прямого подбора нетрудно установить, что для выполнения плана по чистому денежному потоку (на уровне 22 238 грн.) и компенсации недополученных денежных средств в размере 13 967 грн. (т. е. получения денежного потока в сумме 36 205 грн.) необходимо в следующем месяце продать 201,5 т продукции вместо запланированных 182 т. К тому же дополнительно следует произвести и продать 19,5 т продукции, установив условия оплаты на уровне 90 % отгруженного, и вернуться на бюджетные позиции по всем остальным показателям, включая цены на продукцию, сырье, а также переменные и постоянные накладные затраты.

Факторный анализ

Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на итоговый показатель бюджета (в рассматриваемом случае – на чистый денежный поток). По существу, происходит декомпозиция влияния всех отклонений на величину чистого денежного потока. Контроль проводится поэтапно:

  1. установление всех факторов, влияющих на величину чистого денежного потока;
  2. определение суммарного отклонения чистого денежного потока от бюджетного значения;
  3. определение отклонения чистого денежного потока в результате отклонения каждого отдельного фактора;
  4. составление таблицы приоритетов влияния, в которой все факторы располагаются по порядку, начиная с более значимых;
  5. составление окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.

Как видно из таблицы 1, отклонения чистого денежного потока во втором варианте весьма существенны – 62,8 %. Это свидетельствует о необходимости факторного анализа отклонений и выяснения, какое отклонение имел бы годовой денежный поток, если бы каждый фактор действовал отдельно. Поэтому следует произвести многократный пересчет бюджета для каждого отдельно взятого фактора при условии его фактического значения и сохранения плановых значений всех остальных показателей бюджета (табл. 2).

Выводы относительно приоритетов влияния факторов определяют управленческие решения, которые могут быть рекомендованы соответствующим функциональным подразделениям предприятия. Из данных таблицы 2 следует, что основными факторами, повлекшими за собой существенное уменьшение чистого денежного потока, являются процент оплаты покупателями в текущем периоде отгруженной продукции, объем продаж, цена реализации. Поэтому центр ответственности за невыполнение бюджета – отдела маркетинга и продаж. Очевидно, что нужно обратить особое внимание на неэффективность работы этого отдела, усилить контроль выполнения текущих заказов покупателей, улучшить систему прогнозирования объемов продаж и оплат, проводить более сдержанную политику в предоставлении покупателям товарного кредита, ценовых скидок и т. п.

Горизонтальный (план-фактный) и факторный анализ, как правило, осуществляется в рамках шага планирования, т. е. если плановый бюджет формируется помесячно, то и анализ его исполнения проводится помесячно.

Метод финансовых коэффициентов

Для анализа исполнения бюджета относительно крупных временных промежутков (например, квартала, полугодия, года) можно применять метод финансовых коэффициентов.

Финансы – это язык бизнеса. Неудивительно, что самые важные коэффициенты – те, которые основаны на финансах. Однако каждый менеджер понимает, что финансовые показатели – лишь отражение того, что в действительности происходит в бизнесе, и необходимо управлять реальными процессами, а не соотношением чисел.

Эффективность деятельности любой компании можно оценить с помощью основных экономических и финансовых показателей, которые выводятся из соотношений, существующих между основными финансовыми параметрами бизнеса. Анализ финансовых коэффициентов основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении такого анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Информационной базой для проведения анализа служат три итоговых бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и управленческий баланс.

Ликвидность баланса показывает, в какой степени предприятие способно расплатиться по краткосрочным обязательствам текущими активами.

Для оценки ликвидности используют коэффициенты:

Общей ликвидности = Текущие активы / Текущие обязательства;

Быстрой ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность)/ Текущие обязательства;

Абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Текущие обязательства.

Слишком низкое значение ликвидности показывает неспособность предприятия удовлетворить свои краткосрочные обязательства, слишком высокое – является благоприятным для кредиторов-заимодателей, но свидетельствует о чрезмерных инвестициях в рабочий капитал, не производящих дохода. Рациональный коэффициент общей ликвидности должен быть в пределах 1-2.

Для оценки эффективности использования собственных оборотных средств берут показатели оборачиваемости и длительности периодов оборота активов:

Период оборота текущих активов = (Средний объем текущих активов / Полная себестоимость в объеме продаж) * Число дней периода;

Период оборота дебиторской задолженности = (Средний объем дебиторской задолженности / Объем продаж за период) * Число дней периода;

Период оборота кредиторской задолженности = (Средний объем кредиторской задолженности / Полная себестоимость в объеме продаж) * Число дней периода.

При больших объемах продаж увеличение периода оборота дебиторской задолженности даже на два-три дня может улучшить показатель рентабельности на несколько процентов.

Если при управлении текущими активами и дебиторской задолженностью основное внимание должно быть направлено на увеличение показателей оборачиваемости, то при управлении кредиторской задолженностью и текущими пассивами в целом необходимо насколько возможно затягивать платежи, уменьшая показатель оборачиваемости.

Если есть разрыв в периодах (например, дебиторская задолженность оборачивается в два раза медленнее, чем кредиторская), то предприятию необходимо привлекать кредиты.

Финансовая устойчивость отражает уровень риска деятельности предприятия в зависимости от заемного капитала.

В качестве оценочных коэффициентов используют:

Коэффициент финансовой стабильности = Собственные средства / Заемные средства;

Коэффициент финансовой автономии = Собственные средства / Всего активов;

= Собственные оборотные средства / Собственные средства.

Рассмотрим расчет основных финансовых показателей (табл. 3, 4, 5).

Рассчитаем коэффициенты ликвидности, эффективности деятельности предприятия, эффективности использования оборотных средств, показатели финансовой устойчивости предприятия.

Для представления всех аналитических финансовых коэффициентов составляем таблицу 5, формат которой позволяет проанализировать полученные коэффициенты в сравнении не только с предыдущим периодом, но и с признанными стандартами. Можно вместо признанных стандартов использовать информацию об аналогичных показателях предприятий-конкурентов или лидеров в отрасли.

Разделив сумму текущих активов 1 174 125 грн. на сумму текущих обязательств 163 006 грн., получим коэффициент общей ликвидности 7,2.

Сравнив его с коэффициентом предыдущего периода и признанным стандартом, можно заключить, что общая ликвидность предприятия увеличилась практически вдвое. Это произошло потому, что одновременно с уменьшением задолженности по кредиту и кредиторской задолженности увеличились дебиторская задолженность и остаток денежных средств. Подобная картина, является скорее идеальной, ведь в реальной жизни такие показатели практически не встречаются. Признанный стандарт коэффициента общей ликвидности равен 2.

Сложив суммы денежных средств 189 459 грн. и дебиторской задолженности 503 280 грн. и разделив результат на сумму текущих обязательств 163 006 грн., получим коэффициент быстрой ликвидности 4,3. Причины такого роста данного показателя те же. Признанный стандарт равен 1,5.

Разделив сумму денежных средств 189 459 грн. на сумму текущих обязательств 163 006 грн., получим коэффициент абсолютной ликвидности 1,19. Признанный стандарт коэффициента абсолютной ликвидности равен 0,2.

Анализ эффективности деятельности предприятия

Рентабельность продаж. Разделив сумму операционной прибыли (данные из бюджета доходов и расходов) 434 149 грн. на выручку от реализации 1 913 350 грн. и умножив результат на 100, получим 22,7 %. Таким же образом этот показатель рассчитывается по каждому направлению.

Рентабельность активов. Разделив сумму операционной прибыли 434 149 грн. на средний объем активов за период 2 190916грн. (расчетныеданные), получим 19,8%.

Рентабельность собственного капитала. Разделив сумму операционной прибыли 434 149 грн. на средний объем собственного капитала 1 962 169 грн. (расчетные данные), получим 22,1 %.

Расчет периодов оборота

Период оборота текущих активов. Разделив средний объем текущих активов 1 084 263 грн. (расчетные данные) на общую сумму расходов из бюджета доходов и расходов 1 479 201 грн. и умножив на 30 дней в месяце, получим 23 дня.

Период оборота дебиторской задолженности. Разделив средний объем дебиторской задолженности 434 405 грн. (расчетные данные) на сумму выручки от реализации 1 913 350 и умножив на 30 дней, получим 7 дней.

Период оборота кредиторской задолженности. Разделив средний объем кредиторской задолженности 228 703 грн. (расчетные данные) на сумму расходов за период 1 479 201 и умножив на 30 дней, получим 5 дней.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Коэффициент финансовой стабильности. Разделив сумму собственного капитала 2 124 337 грн. на сумму екущих обязательств 163 006 грн., получим коэффициент 13.

Коэффициент финансовой автономии. Разделив сумму собственного капитала 2 124 337 грн. на сумму активов предприятия 2 287 343 грн., получим коэффициент 0,9.

Коэффициент маневренности собственных средств . Для расчета суммы собственных оборотных средств из общей суммы оборотных активов 1 174 125 грн. вычтем сумму текущих обязательств 163 006 грн. и получим 1 011 119 грн. Разделив это значение на сумму собственного капитала 2 124 337 грн., получим коэффициент 0,5.

За отчетный период увеличился собственный капитал предприятия и уменьшилась сумма заемных средств в активах баланса. Следовательно, возросли финансовая независимость и финансовая устойчивость предприятия, о чем свидетельствуют соответствующие показатели.

Высокие показатели финансовой устойчивости имеют предприятия, стратегия которых предполагает использование собственных ресурсов для целей развития. Однако большинство отечественных компаний в последние годы предпочитало использовать для развития кредитные ресурсы. Поэтому предприятия, не уделявшие должного внимания контролю показателей финансовой устойчивости, сегодня оказались в сложной финансовой ситуации.

Бюджетирование без обратной связи – зря потраченное время. Любая система жизнеспособна, если имеет в своем составе элементы обратной связи, предусматривающие анализ сделанного и текущую корректировку поведения системы по мере поступления сигналов о ее состоянии. Роль обратной связи в бюджетировании играет контроль исполнения бюджета, который, на основании рассмотренных методов анализа, поможет представить картину состояния бизнеса по итогам выполнения бюджета.

Основными характерными чертами бюджетной системы управления хозяйственными процессами в ОАО «РЖД» являются не только директивный порядок формирования большого числа плановых показателей работы функциональных и территориальных филиалов с последующим доведением их до низовых структурных подразделений, но и строгий контроль их выполнения. Аналитическая работа в большинстве случаев ограничивается оценкой вышестоящей организацией результатов деятельности каждого подразделения преимущественно по уровню выполнения плановых заданий и в некоторой степени сравнением плановых и отчётных показателей текущего периода с отчётными показателями аналогичного периода предыдущего года.

Вместе с тем важнейшим условием эффективности бюджетной системы планирования является экономическая обоснованность величины устанавливаемых бюджетных показателей, которая может быть достигнута только на основе более глубокого экономического анализа на уровне низового технико-экономического планирования.

В связи с этим в дополнение к названным выше анализам выполнения плана и динамики плановых и отчётных показателей могут быть рекомендованы две методики факторного анализа важнейших бюджетных показателей. В зависимости от характера рассматриваемых показателей эти методики могут решать различные задачи:

Анализ полученного в бюджете планового задания должен определить факторы, которые обусловят рост или сокращение этого задания в сравнении с фактическими полученными результатами в аналогичном периоде прошлого года, и на этой основе сформировать новые удельные нормативы и дифференцировать плановое задание между подведомственными коллективами;

Анализ бюджетных показателей по отчёту должен ответить на вопрос, изменения каких объёмных или качественных показателей явились факторами перевыполнения или недовыполнения плана. Результаты этого анализа могут быть использованы при подведении итогов внутрипроизводственного хозяйственного расчёта, итогов производственного соревнования, при материальном стимулировании коллективов и отдельных работников.

Внедрение названных методик анализа и решение названных задач на уровне Дирекции по ремонту грузовых вагонов может вызвать определённые трудности, связанные с тем, что Дирекция не является низовым структурным подразделением, а выполняет управленческие функции в отношении целого ряда ремонтных вагонных депо. Успех анализа во многом будет зависеть от полноты и качества экономической информации, поступающей от этих подразделений.



Контроль и анализ исполнения бюджета любого уровня выполняется для выявления отклонений реальных результатов деятельности от запланированных, и нужен для того, чтобы своевременно и оперативно принять меры по обеспечению выполнения плана.

Различают два вида контроля – регулярный (текущий) и итоговый (заключительный) исполнения бюджетов предприятия. Регулярный - выполняется в течение планового периода. Цель регулярного контроля – оперативная экономическая оценка краткосрочных изменений в производственных процессах относительно заданной программы развития управляемой системы и обеспечение ее эффективного функционирования. Текущий контроль производится в форме регулярных отчетов перед вышестоящими руководителями на различных уровнях управления. Фактически текущий контроль осуществляется ежедневно. Итоговый контроль выполняется по завершении бюджетного периода на основе отчетов об исполнении бюджетов линейных предприятий. Особенность итогового контроля заключается в ретроспективном взгляде на хозяйственную деятельность, изучении свершившихся процессов и явлений, выявлении неиспользованных резервов. Для заключительного контроля характерны полный охват всех сторон производственной и финансовой деятельности, привлечение всех отделов и служб структурного подразделения (на уровне дороги). Заключительный контроль дает руководству организации информацию о факте и степени достижения поставленной цели и облегчает принятие мотивированных управленческих решений. Итоговый контроль проводится преимущественно по документированным источникам информации на базе бухгалтерской и статистической отчетности, что позволяет типизировать процедуры анализа, использовать единые методики.



С целью выявления динамики процессов, происходящих в целом в филиале или его структурном подразделении, оперативного реагирования на них, стимулирования положительных и устранения отрицательных тенденций выполняется всесторонний анализ исполнения бюджетов.

Анализ бюджетов выполняется экономической службой железной дороги и экономическими подразделениями отраслевых служб и предприятий.

Для проведения комплексного анализа исполнения бюджетов на разных уровнях управления можно воспользоваться следующими методами и приемами экономического анализа:

Сравнительный анализ;

Кластерный анализ;

Факторный анализ;

Трендовый анализ;

- «план-фактный» анализ.

Использование метода сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей, а именно единство измерителей, период сравнения, сезонные особенности и географические условия работы, различие в методике расчета показателей. Применение рассмотренного приема анализа позволяет выявить наиболее и наименее доходные подразделения дороги, обнаружить наиболее и наименее прибыльные услуги, сравнивать доходы и расходы разных подразделений по заданной статье бюджета. Результаты сравнительного анализа доходов и расходов различных подразделений могут быть использованы для разработки технологии минимизации затрат, а также для обоснования организационных решений.

Кластерный анализ – один из методов многомерного анализа, предназначенный для группировки (кластеризации) совокупности, элементы которой характеризуются многими признаками. Кластерный анализ дает возможность объединить статьи бюджета в группы (кластеры) по определенным, заданным аналитиком признакам. Сравнивать эти группы и выявлять среди них наиболее и наименее влиятельные. Например, можно определить наиболее и наименее доходные группы статей центров прибыли, структурных подразделений и дороги в целом.

Факторный анализ это оценка влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Применительно к оценке исполнения бюджетов факторный анализ определяет обстоятельства (факторы) повлиявшие на значения исследуемых бюджетных показателей. На результаты хозяйственной деятельности оказывает влияние множество факторов, находящихся во взаимной связи, зависимости и обусловленности. Все факторы, воздействующие на конечные фактические результаты, могут классифицироваться по различным признакам, основные группы можно охарактеризовать как природные факторы, социально-экономические и третья группа - производственно-экономические факторы. В первую очередь в оценке исполнения бюджетов линейных предприятий интерес представляют производственно-экономические факторы, характеризующие использование производственных ресурсов предприятия. Оценивая влияние этих факторов на величину результативного показателя, получаем количественную оценку, наиболее пригодную для дальнейшего использования и принятия управленческих решений. Влияние природных факторов (продолжительность светового дня, географические условия работы) и социально-экономических факторов (уровень образования кадров, социальные условия) можно оценить на логическом уровне, используя неформализованные методы экономического анализа. Факторный анализ, применительно к бюджетам железнодорожного транспорта дает возможность определить влияние бюджетов каждого структурного подразделения на общий генеральный бюджет дороги в целом, проанализировать состояние бюджетной статьи, исходя из состояния подстатей ее образующих, оценить долю подразделений в формировании значения исследуемой бюджетной статьи.

Трендовый анализ заключается в сравнении каждой позиции бюджета с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя (статьи бюджета), очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов. Тренд создается на основании предварительно сформированной выборки статей бюджета или бюджетных показателей, требующих постоянного контроля над их состоянием.

План-фактный анализ исполнения бюджетов ведется по завершении планового периода (ежеквартально или ежемесячно) по оперативным данным. При проведении план-фактного анализа осуществляется сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений фактических показателей от базовых бюджетных. Информационным обеспечением является система комплексного нормативного учета, которая позволяет регистрировать отклонения в течение всего планового периода по большей части подбюджетов и стадий финансового цикла хозяйственной деятельности предприятия.

Отклонения фактических величин от плановых могут возникать по всем параметрам, определенным в бюджете дороги и его структурных подразделений – по стоимостным параметрам (внешние и внутренние – доходы, расходы, маржинальная прибыль, прибыль) и по временным параметрам (день, неделя, месяц, квартал, год).

Прежде чем количественно оценивать влияние причин на фактическое значение результата бюджета необходимо выяснить является ли данное отклонение случайным или постоянным (регулярным). В случае если отклонение разовое и не играет значительной роли в достижении поставленных целей, то и исследовать его не рационально и бессмысленно. Если полученные отклонения регулярны, то возникает необходимость определить причины возникновения. В свою очередь причины могут быть контролируемые и не контролируемые. Не контролируемые (внешние) причины отклонений связаны с изменениями во внешней среде функционирования организации (налоговая и кредитная политика государства, законодательство и тому подобное). Но структурное подразделение в состоянии в определенной мере влиять на контролируемые (внутренние) причины. Отклонения чаще всего возникают либо из-за ошибок при планировании, либо связанных с реализацией бюджета. Ошибки могут быть вызваны такими причинами, как недостаточность информации, недостоверность прогноза развития, неподходящие методы планирования.

В практике анализа причин отклонений различают анализ, ориентированный на прошлое, и анализ, ориентированный на будущее (перспективу). При этом анализ отклонений c ориентацией на перспективу возможен в случае, если в филиале, структурном подразделении осуществляется регулярный прогноз развития контролируемых параметров. Сравнивая плановые и прогнозные величины, можно оценить вероятные отклонения в перспективе, а также установить причины возможных отклонений. Прогнозируемое отклонение является предупреждением о том, что запланированная цель может быть не достигнута и что должны быть выработаны корректирующие мероприятия.

Одной из наиболее значительных функций эффективно реализуемой системы бюджетирования на предприятии является, прежде всего, функция анализа отклонений фактических показателей от плановых, в процессе которого выявляются величины отклонений и причины их возникновения. Выявленные отклонения между бюджетными показателями и фактическими служат в первую очередь базой для оценки деятельности каждого центра ответственности по итогам бюджетного периода и принятия регулирующих решений.

Нормативы и анализ отклонений – наиболее значимая часть финансового анализа и принятия решений. Анализ отклонений охватывает все стороны деятельности организации, а его применение имеет ряд преимуществ, таких как:

Координация деятельности территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги» с помощью сосредоточения работы отдельных подразделений на общих целях;

Регулирование и оценка результатов работы линейных предприятий, производственных участков, цехов;

Контроль затрат и анализ их выполнения всеми подразделениями;

Способность устанавливать ответственность за отрицательный результат, и вовремя применять контролирующие действия;

Четкое планирование потребности производства;

Содействие в принятии мотивированных, обоснованных, четких управленческих решений.

При использовании анализа отклонений сравниваются фактические и нормативные данные. Нормативные значения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия содержатся в бюджетах (операционных и финансовых), фактические значения их, в том же формате, - в отчетах по исполнению бюджетов, которые формируются в учетной системе предприятия и определены Регламентом бюджетного управления ОАО «Российские железные дороги». Анализ может проводиться для территориальных или функциональных филиалов в целом, линейных предприятий, цехов, производственных участков, а также целевых программ или любых других центров ответственности.

Нормативные затраты (сформулированный стандарт) – это определенные заранее расходы на производство или обслуживание в течение заданного будущего (релевантного) периода. С помощью нормативов измеряется как эффективность, так и производительность выполнения работ. Нормативы основываются на оценке конкретной ситуации, хронометрировании и зависят от способов измерения количества и качества, а также могут устанавливаться с помощью математического и технологического анализа. Норматив не является абсолютным и точным значением, в действительности он покрывает интервал возможных результатов.

Оценка отклонений может осуществляться ежегодно, ежеквартально, ежемесячно в зависимости от срочности выявления проблем, но, учитывая сложившуюся в системе ОАО «РЖД» практику ежемесячного контроля корректировки бюджетов, рекомендуемая периодичность проведения аналитических процедур по отклонениям так, же должна быть ежемесячной.

Таким образом, анализ отклонений является основой для результатов деятельности подразделений и центров ответственности. Метод оценки отклонений, по сути дела, включает в себя три этапа бюджетной технологии: контроль, анализ, регулирование. Контроль - заключается в выявлении количественных значений отклонений норматива от факта в относительном и в абсолютном выражении. На этапе контроля может быть использован горизонтальный и вертикальный методы экономического анализа. В ходе реализации горизонтального анализа сравниваются данные за один и тот же период времени, в ходе выполнения вертикального анализа – рассчитывается удельный вес каждого из показателей в общем, итоге отдельно для бюджетных и фактических значений. На этапе анализа используются данные, полученные на предыдущем этапе контроля. При этом оценка полученных отклонений может быть выполнена с применением трендового, коэффициентного, сравнительного, факторного и иных методов анализа. Содержание процедур анализа отклонений на этапе регулирования существенно зависит от принятой самим предприятием политики бюджетного управления. Если составление бюджетов и отчетов об их исполнении осуществляется с одинаковой периодичностью, то процедура регулирования аналогична процедуре планирования. В этом случае на этапе регулирования формулируются рекомендации к бюджетам на следующий период времени. Если же периоды для составления бюджетов и оценки их выполнения различны, то на этапе регулирования принимаются оперативные корректирующие управленческие решения. Отклонения необходимо описать с определенной степенью подробности и точности, а расчет должен соответствовать принципу – затраты/результаты. Отклонения не бывают не зависимыми. Положительное отклонение в одном виде деятельности и хозяйстве, как правило, приводит к отрицательному (неблагоприятному) отклонению в другом виде деятельности и хозяйстве. Значимость отклонений имеет различные уровни:

Отклонение находится внутри допустимого интервала, и нет необходимости применять какие-либо меры по устранению недостатков в работе предприятия;

Отклонение находится вне допустимого интервала, и необходимо применить ряд мер по стабилизации положения или пересмотреть существующие нормативы;

Причиной отклонения как положительного, так и отрицательного может быть использование неверной модели принятия решений и постановки целей. В этом случае необходимо разработать более реальную, адекватную модель.

Анализ отклонений в системе бюджетного управления структурными подразделениями ведется по основным направлениям: отклонения затрат; отклонения в материалах; отклонения по затратам на оплату труда; отклонения по накладным расходам; отклонения по административным расходам. Результаты анализа отклонений оформляются в виде отчета. Отчеты содержат аналитическую информацию и составляются исходя из организационной структуры предприятия, учитывая сферы интересов каждого из участников деятельности.

Таким образом, эффективная система бюджетирования предполагает не только постановку плановых задач по структурным подразделениям, линейным предприятиям и центрам финансовой ответственности, но и своевременный контроль, и анализ исполнения бюджетов с целью принятия эффективных и обоснованных управленческих решений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1. Анализ основных показателей Федерального бюджета

федеральный бюджет доход

а) Подберите цифровой материал о доходах/расходах Федерального бюджета РФ, а также данные прогнозируемого объема ВВП и уровень инфляции за соответствующий период, используя ФЗ «Отчет об исполнении Федерального бюджета…» и заполните таблицу 1.

Таблица 1. Показатели отчета об исполнении Федерального бюджета РФ

б) проанализировать полученные данные, с чем связана такая динамика, причины, ваша оценка

В анализируемые периоды наблюдается дефицит бюджета, при этом его величина выросла на 995,3 млрд. руб., что составило 50,75% прироста. Внутренний валовой продукт Российской Федерации вырос на 2811 млрд. руб. Снижение доходов федерального бюджета может быть связано со снижением нефтегазовых доходов Федерального бюджета. Более подробную информацию можно получить, рассматривая данные показатели бюджета в разрезе статей.

в) проиллюстрируйте данные таблицы возможными графиками и диаграммами.

На рисунке 1 изобразим динамику доходов и расходов бюджета.

Рисунок 1. Динамика доходов и расходов Федерального бюджета РФ

На рисунке 2 покажем динамику инфляции и ВВП.

Рисунок 2. Динамика инфляции и ВВП

Как следует из рисунка 2, при большем объеме ВВП уровень инфляции ниже и наоборот.

г) используя данные приложения анализируемых ФЗ заполнить таблицу.

Сделайте выводы, на какие разделы бюджетной классификации расходов приходится наибольшие/наименьшие удельные веса, проиллюстрируйте данную таблицу гистограммой (числовые значения) и диаграммой (отражение долей).

Таблица 2. Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета

Наименование раздела

Сумма, млрд. руб.

Сумма, млрд. руб.

Общегосударственные расходы

Национальная оборона

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кино

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты

(п. 6-12 объединены в «Социально-культурные мероприятия»).

Рисунок 3. Динамика расходов федерального бюджета

На рисунке 4 отобразим структуру расходов федерального бюджета.

Рисунок 4. Структура расходов федерального бюджета

Наибольший удельный вес принадлежит социально-культурным мероприятиям (т.е. здравоохранению, культуре, социальной политике и т.д.). При этом на социальную политику, чей удельный вес увеличился с 27,31 до 27,95%, в 2016 году было потрачено на 323,2 млрд. руб. больше, чем в 2015 году. Также выросли расходы на охрану окружающей среды с 49,7 до 63,1 млрд. руб. Остальные статьи социально-культурных мероприятий снизили свое значение: расходы на образование уменьшились на 12,8 млрд. руб., на культуру и кино - на 2,6 млрд. руб., на здравоохранение - на 9,7 млрд. руб., на физическую культуру и спорт - на 13,5 млрд. руб., на СМИ - на 5,5 млрд. руб. Государственные расходы снизили свое значение как в абсолютной величине, так и в относительной. Выросла доля (а также и значение) таких статей расходов как национальная оборона, обслуживание государственного долга.

В основном бюджет расходуется на национальные вопросы (оборона, безопасность и экономика).

д) ответьте на следующие вопросы

1) Кто принимает закон о Федеральном бюджете, количество и предметы чтений?

Закон о Федеральном бюджете принимает Совет Федерации («Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017) ст. 208 в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)

Количество чтений - 3

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта (ст. 201 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также приложения к нему (ст. 205 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета) в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, утвержденным во втором чтении (ст. 207 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ).

2) Каким документом регламентируется бюджетный процесс для анализируемого бюджета?

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируется положениями Конституции РФ, Бюджетным кодексом РФ и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год, другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

3) Что собой представляют нефтегазовые доходы федерального бюджета?

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

3) Назовите 5 главных администраторов доходов и 5 главных распорядителей бюджетных средств Федерального бюджета

Администраторы доходов:

1) Министерство Финансов;

2) Федеральное казначейство;

3) Счетная палата;

4) Центральный Банк Российской Федерации;

5) Органы управления государственными внебюджетными и бюджетными фондами

Распорядители бюджетных средств:

1) Федеральное агентство научных организаций;

2) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

3) Федеральное агентство по недропользованию;

4) Министерство энергетики Российской Федерации;

5) Министерство культуры Российской Федерации.

Задание 2. Анализ основных показателей бюджета муниципального образования

а) Подберите цифровой материал о доходах/расходах бюджета муниципального образования (городской округ), используя данные решения представительного органа власти МСУ по бюджету и заполните таблицу 3.

Таблица 3. Показатели бюджета Еткульского муниципального района

(данные взяты с официального сайта: www.admetkul.ru)

б) проанализируйте полученные данные

Как следует из таблицы 3, Еткульский муниципальный район является дотационным районом, т.к. безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ составляют более 50% всех доходов района. Также за анализируемый период доходы бюджета уменьшились на 72179,5 тыс. руб., что составило 8,49% снижения. В то же время, сумма дотаций снизилась на 17,05%.

в) проиллюстрируйте данные таблицы соответствующими диаграммами

Рисунок 5. Динамика доходов Еткульского мунициапального района

1) Могут ли жители муниципального образования участвовать в бюджетном процессе?

Да, могут, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2) Каким документом регламентируется бюджетный процесс в муниципальном образовании (назовите конкретные документы для анализируемого бюджета)?

В соответствии со ст. 44 Закона № 131-ФЗ, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением должен определяться Уставом муниципального образования. Более детальная регламентация бюджетного процесса должна осуществляться Положением о бюджетном процессе.

3) На какие органы власти МСУ возлагается организация исполнения бюджета муниципального образования?

В субъектах Федерации и муниципальных образованьях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые представляют его представительным органам власти.

Задание 3. Анализ доходов бюджета субъекта федерации

а) Подберите данные, используя отчеты об исполнении бюджетов, о доходах бюджета субъекта федерации (по вашему выбору), заполните таблицу 4, сделайте выводы о том, какие виды доходов преобладают, с чем это связано, какова их динамика, проиллюстрируйте данные соответствующей диаграммой.

Таблица 4. Анализ доходов бюджета Иркутской области

Динамику структуры доходов бюджета отобразим на рисунке 6.

Рис. 6. Динамика доходной части бюджета Иркутской области

Анализ состава и структуры доходов бюджета Иркутской области показывает, что 28-33% доходов бюджета составляют безвозмездные поступления (субсидии, дотации, субвенции и прочее). При этом за год налоговые поступления выросли на 23443 млн. руб., а неналоговые поступления - на 1301,8 млн. руб. Безвозмездные поступления снизились на 375,2 млн. руб.

Основная доля как в 2015 году, так и в 2016 году принадлежит налоговым доходам, чья доля выросла с 60,82 до 65,50%. Доля неналоговых поступлений уменьшилась с 5,92 до 5,84%. Значительно снизилась доля безвозмездных поступлений: с 33,26 до 28,66%.

1) Кто осуществляет организацию исполнения бюджета субъекта федерации?

В исполнении бюджетов в той или иной мере принимают участие абсолютно все государственные и муниципальные органы представительной и исполнительной властей, включая министерства, ведомства, отраслевые органы управления, органы налоговой службы, предприятия, учреждения и иные организации.

2) раскройте структуру собственных доходов анализируемого бюджета в соответствии со статьей 47 БК РФ (приведите конкретные примеры)

К собственным доходам бюджетов относятся:

Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах (доходы от местных налогов и сборов; НДФЛ, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог; государственная пошлина);

Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации (доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; административные штрафы; доходы от оказания платных услуг, оказываемые муниципальными бюджетными учреждениями; субвенции и т.п.);

Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций (Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций).

3) запишите определение бюджетной классификации, в каком документе она содержится? Назовите группы операций сектора государственного управления, являющихся едиными для всех бюджетов.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Данное определение содержится в ст.18 БК РФ.

Группы операций:

2) расходы

3) поступление нефинансовых активов

4) выбытие нефинансовых активов

5) поступление финансовых активов

6) выбытие финансовых активов

7) увеличение обязательств

8) уменьшение обязательств

Задание 4. Анализ налоговых доходов регионального бюджета

а) используя данные таблицы 4, а также таблицы 7, проанализируйте структуру налоговых доходов анализируемого бюджета. Составьте самостоятельно соответствующую таблицу 5, в ней отразите те налоги, которые являются наиболее значимыми для данного бюджета (налоговые доходы примите равными 100%, чья доля незначительна, объедините в группу «другие налоги»).

Таблица 5. Виды налоговых доходов Иркутской области

Виды налоговых доходов

Изменение

ВСЕГО налоговых доходов

В том числе:

Налог на прибыль

Налог на доходы физлиц

Налог на реализуемые товары

Налог на совокупный доход

Налог на имущество

Основное влияние на рост налоговых показателей оказало увеличение налога на прибыль с 28605,5 до 42479,7 млн. руб., а также налога на совокупный доход (прирост составил 13137,9 млн. руб.). В структуре налоговых доходов преобладают налог на доходы физических лиц (41,42% - 2015 г., 36,89% - 2016 г.), налог на прибыль (29,39 и 35,18% соответственно).

б) ответьте на следующие вопросы:

1) дайте характеристику налогам (не менее 2), формирующим анализируемый бюджет, по основным элементам налогообложения.

Налог на прибыль - налог, который уплачивается организациями (в том числе бюджетными, банками, страховщиками), филиалами и другими аналогичными подразделениями организаций, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, с валовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) на установленные регулирующие суммы.

Земельный налог - основная форма платы за пользование земельными ресурсами, вид местного налога, действует в России с 1991 г. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Земельный налог не приводит к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию

2) перечислите подгруппы группы «налоговые доходы», являющихся едиными для всех бюджетов, используя классификацию доходов

Налоги на доходы и прибыль;

Налоги и взносы, производимые на социальные нужды;

Налоги на товары (услуги, работы), которые реализуются на территории Российской Федерации;

Налоги на товары, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации;

Налоги на совокупный доход физических или юридических лиц;

Налоги на имущество физических или юридических лиц;

3) кто осуществляет кассовое обслуживание регионального бюджета?

Органы федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе заключенных соглашений о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации либо местного бюджета с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных данными соглашениями.

Задание 5. Анализ расходов бюджета муниципального образования

а) подберите данные, раскрывающие расходы бюджета муниципального образования, по разделам бюджетной классификации за последний год на момент принятия бюджета и в соответствии с отчетом об его исполнении.

б) На основании полученных данных заполните таблицу, сделайте выводы о том, какие расходы, занимают наибольший удельный вес в бюджете, на какие разделы расходов бюджета приходится наименьший удельный вес, с чем связана такая ситуация, какие изменения происходят с бюджетными расходами в течение анализируемого периода (по каким статьям произошло их увеличение/уменьшение).

Таблица 6. Анализ расходов бюджета Еткульского муниципального района по разделам бюджетной классификации за 2016 год

№ разделов

Наименование разделов

На момент принятия бюджета

В соответствии с отчетом об исполнении

Изменения

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кино

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Межбюджетные трансферты

в) Проиллюстрируйте ваши выводы соответствующими диаграммами.

На рисунке 7 изобразим исполнение бюджета Еткульского района за 2016 год.

Рисунок 7. Исполнение бюджета

Как следует из таблицы 6 (а также рисунка 7), бюджет Еткульского муниципального района исполнен на 97,5%. Полностью израсходованы средства, запланированные и выделенные на национальную оборону, культуру, спорт и межбюджетные трансферты. Больше всего осталось неосвоенными 22,7% средств, выделенных на здравоохранение. По оставшимся показателям процент неосвоения денежных средств составляет не более 2,5%.

г) ответьте на следующие вопросы:

1) Определение понятия расходы бюджетов, основа их формирования

Расходы бюджетов - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы основывается на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

2) Сравнительная характеристика понятий «расходное обязательство», «бюджетное обязательство», «бюджетные ассигнования», «лимиты бюджетных обязательств», «денежное обязательство»

Бюджетное обязательство - понятие бюджетного процесса Российской Федерации - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст.222 Бюджетного Кодекса РФ).

Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:

Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета - не важно, в какие сроки и в каком объеме.

Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Денежное обязательство - обязательство, принятое в денежной форме.

3) запишите определения типов муниципальных образований в соответствии с ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Городской округ - не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городское поселение - поселение, в составе территории которого имеются город или поселок городского типа с прилегающей территорией.

Сельское поселение - поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).

4) Назовите основные ГРБС (не менее 5) анализируемого бюджета

Министерство финансов Челябинской области

Министерство транспорта и связи

Комитет по молодежной политике

Департамент охраны окружающей среды;

Административная инспекция области;

Региональная государственная служба строительного надзора области;

Департамент инвестиций и предпринимательства области;

Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.

Задание 6. Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ

Перепишите таблицу, заполните необходимые ячейки (см. примеры), сделайте сноски на соответствующие нормативно-правовые документы (название документа, соответствующие статьи)

Таблица 7. Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы (в %)

Наименование доходов

1. Налоговые доходы:

БК РФ, ст.50

1.2 Налог на прибыль (по ставке)

БК РФ, ст.56

1.3 НДФЛ (по сумме)*

БК РФ, ст.61

НК РФ гл.23.6

1.5 УСН (в Челябинской области)

ЗО №413 ст.5

1.6 Патентная система

БК РФ, ст.51

1.7 Транспортный налог

ЗО №415 ст.5

1.8 Налог на имущество организаций

БК РФ, ст.56

1.9 Земельный налог

БК РФ, ст.61

1.10 Налог на имущество физических лиц

БК РФ, ст.61

НК РФ ст.15

2. Неналоговые доходы

2.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду

БК РФ, ст.57

2.2 Таможенные пошлины

БК РФ, ст.51

Примечание: ФБ - федеральный бюджет, РБ - региональный бюджет (бюджет субъекта федерации), ГО - городской округ, МР - муниципальный район, СП/ГП - поселение (сельское/городское). НПА - нормативно-правовой акт (кодексы, законы)

Задание 7. Анализ расходов подразделов раздела Федерального бюджета

Используя данные приложения к ФЗ (см. таблицу 2), проанализируйте подразделы разделов бюджетной классификации расходов Федерального бюджета, сделайте выводы. Данные отразите в таблице 8

Таблица 8. Анализ расходов подразделов раздела № 6 «Охрана окружающей среды» Федерального бюджета на 2016 год

*количество строк в данной таблице зависит соответственно от количества подразделов в анализируемом разделе

Структуру раздела «Охрана окружающей среды» приведем на рис. 8.

Рисунок 8. Структура раздела «Охрана окружающей среды» Федерального бюджета за 2016 год

Основная часть расходов данного раздела приходится на подраздел «Другие вопросы в области охраны окружающей среды». Охрана объектов окружающего и растительного мира в 2016 году «затребовала» 14,22% всей части денежных средств, выделенных на охрану окружающей среды. На сбор и удаление отходов потрачено 0,07%, на научные исследования - 0,84% всх денежных расходов данного раздела.

Задание 8. Расчет поступлений в бюджетную систему от уплаты НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды

а) Рассчитайте сумму НДФЛ, уплачиваемую ежемесячно, а также в целом за год, если начисленная заработная плата сотрудника составляет

x тысяч рублей + 15 600 = 6000 + 15600 = 21600 руб.

НДФЛ: ЗП МЕС С Н = 21600 0,13 = 2808 руб. в месяц (что составляет 33696 руб. в год)

б) Определите, используя данные таблицы задания 14, как рассчитанные суммы НДФЛ будут распределяться по различным бюджетам, расчеты необходимо представить в виде таблицы 9

Таблица 9. Расчет поступлений денежных сумм в бюджетную систему РФ

По общему правилу в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ. Оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты (п.2 ст.58 БК РФ). В субъектах с сельскими поселениями, разделенными на муниципальные районы в следующем процентном соотношении: 2%-поселениям, 13% - муниципальным районам.

в) Рассчитайте суммы страховых взносов, подлежащие уплате во внебюджетные фонды за месяц и за год в целом (укажите ставки страховых взносов, сделайте ссылку на соответствующий НПА), данные занесите в таблицу 10 (данные по заработной плате те же)

Таблица 10. Расчет поступлений денежных сумм во внебюджетные фонды РФ

Внебюджетные фонды

Ставки страховых взносов, %

Сумма страховых взносов, руб.

Всего, в т.ч.:

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

ФЗ №212 от 24.07.2009г. ст. 58

Федеральный фонд ОМС

ФЗ №212 от 24.07.2009г. ст. 58

Территориальный фонд ОМС

В данном случае работающий человек (из примера) заработает за год сумму, равную 259200 руб., из них в качестве НДФЛ будет выплачено 33696 руб. в год (или 2808 руб. в месяц). При этом в Пенсионный фонд будет перечислено 22% от заработной платы, что составит 4752,0 руб. в месяц, в фонд социального страхования - 1101,6 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 626,4 руб. Всего за год в различные фонды будет перечислено 77760 руб., что составляет 30% от заработной платы.

Задание 9. Изучение инструментов межбюджетного регулирования

а) Заполните таблицу

Таблица 11. Сравнительная характеристика инструментов межбюджетного регулирования

Название

Цель и условия предоставления

это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления и условий их использования

Ст. 6, ст. 131

Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

Субвенция

это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Ст. 78, ст. 133

Цели и условия предоставления субвенций федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ

Субсидия

межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета, а также денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

Ст. 78, ст. 132

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Бюджетный кредит

Это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр. лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах

б) Ответьте на вопросы:

1) определение понятий межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты, бюджетный федерализм

Межбюджетные отношения - это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Бюджетный федерализм - это система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

2) какие из перечисленных видов трансфертов могут быть предоставлены физическим лицам. Приведите примеры.

Физическим лицам могут быть предоставлены дотации (например, малообеспеченным семьям на питание ребенка в школе, на оплату коммунальных услуг) и субсидии (например, на покупку квартиры).

Задание 10. Анализ статьи

а) Подберите статью из специализированного периодического издания* (журналы Финансы, Региональная экономика, Финансовое право - указанные журналы имеются в библиотеке ЧФ РАНХиГС) за 2016 - 2017 года, отражающую современные аспекты и/или проблемы бюджетной системы (укрепление доходной базы бюджетов, эффективность расходования бюджетных средств, совершенствование бюджетного процесса в РФ, бюджетная реформа, бюджетная политика, функционирование внебюджетных фондов и т.п.).

В электронной версии журнала «Бюджетник» найдено интервью с Сусликовым С.Е. о том, как эффективно расходовать бюджетные средства.

б) напишите краткий обзор данной статьи (ОТ РУКИ!) - какой круг вопросов и проблем затрагивает, какие пути для решения предлагает автор, в чем актуальность исследуемых вопросов.

В данной статье рассматривались такие направления расходования бюджетных средств как модернизация оборудования МЧС для предотвращения несчастных случаев при чрезвычайных ситуациях. Также был рассмотрен вопрос о целевом финансировании (выдаче субсидий) и целей этих субсидий. Выяснилось, что сотрудникам ФПС ГПС предоставлены отдельные социальные выплаты посредством субсидий.

Сложности при переходе к программному бюджету возникают всегда. Здесь не только проблемы в сложности перехода из непрограммного бюджета в программный. Существует небольшая недоработка государственных программ, несовершенство классификации расходов бюджета и прочее. Директор ФЭД считает, что программно - целевой метод выдвигает на первый план вопрос эффективности использования бюджетных средств для получения конкретного результата. Это позволяет осуществлять среднесрочное планирование бюджета на 3-7 лет, дает возможность главным распорядителям бюджетных средств разрабатывать стратегические планы, оптимально балансировать расходы…

Итоги комплексной реформы учреждений Сусликов Е.В. считает положительными. На новый порядок финансового обеспечения перешло 182 бюджетных учреждения. В настоящее время при непосредственном участии руководителей территориальных органов и бюджетных учреждений принимаются меры по совершенствованию управления бюджетными учреждениями, направленные на формирование действенных государственных заданий, разработку и утверждение индивидуальных и групповых нормативов затрат, устранение недостатков в нормативном регулировании

в) ксерокопию анализируемой статьи поместите в приложения контрольной работы

Анализируемая статья приведена в Приложении 1.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосование 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 2014 - № 31. - Ст. 4398.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (опубликован в "Российской газете" от 12 августа 1998 г. N 153-154)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. - N 31 - ст. 3823.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть 1 от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. - N 31 - ст. 3824.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть 2 от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. 28 декабря 2016 г. N 475-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. - N 32 - ст. 3340.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.

6. Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации - 30 мая 2016 г. - N 22 ст. - 3097.

7. Заключение № 59-3 Собрания депутатов Еткульского муниципального района «О бюджете Еткульского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

8. Заключение № 24-З Контрольно-ревизионной комиссии Еткульского муниципального района по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета Еткульского муниципального района за 2016 год.

9. Агапова, Т.А. Бюджетирование: учебное пособие/ Т.А. Агапова, - Москва: Изд-во «КноРус», 2012. - 312 с.

10. Аксенова, В.О. Бюджетирование - теория и практика: учебное пособие/ Л.С. Шаховская, - Москва: Изд-во «КноРус», 2015. - 396 с.

11. Карпов, А.Н. Финансовая модель бюджетирования. Книга 3: учебное пособие / А.Н. Карпов, - Москва: Изд-во «Результат и качество», 2015. - 528 с.

12. Юсупова, С.Я. Бюджетирование в системе управления / С.Я. Юсупова. // Бухгалтерский учет. - 2014. - №8. - С. 59-63.

13. Единый портал финансовой информации для специалистов госучреждений. Интервью с директором Финансово-экономического департамента Сергеем Евгеньевичем Сусликовым. [Электронная версия] / Режим доступа: https://www.budgetnik.ru/art/89446.

14. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики [Электронная версия] / Режим доступа: http://www.gks.ru.

15. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.minfin.ru.

16. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://roskazna.ru.

17. Официальный сайт администрации Еткульского муниципального района [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.admetkul.ru.

18. Правовой консультант «База - ГАРАНТ» [Электронный ресурс] http://www. ivo.garant.ru.

Приложение 1

В Бюджетном послании Президента РФ говорится о необходимости эффективно расходовать бюджетные средства, сосредоточиться на реализации приоритетных направлений государственной политики, социально-экономического развития. О том, как эта задача решается в МЧС России, расскажет директор Финансово-экономического департамента Сергей Евгеньевич Сусликов.

Уже не первый год одной из приоритетных задач бюджетной политики является переход к программному бюджету. МЧС России - ответственный исполнитель государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах ». Какова доля средств, выделяемых на реализацию программы, в общей сумме бюджетных ассигнований министерства?

Если быть более точным, работа по преобразованию федерального бюджета из преимущественно непрограммного (более 90% непрограммных расходов) в преимущественно программный ведется с 2010 г. Процесс перехода достаточно сложный по многим, не всегда зависящим от нас причинам: еще дорабатываются сами государственные программы, совершенствуется классификация расходов бюджетов. К 2014 г. - сроку окончательного перехода к программному бюджету - большинство проблем должно быть решено. Что касается непосредственно госпрограммы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», она составляет почти 99% в общей сумме бюджетных ассигнований министерства. Это выше, чем средний показатель по остальным существующим госпрограммам. По итогам аналитического распределения расходов федерального бюджета за 2011, 2012 гг. государственные программы покрывают в среднем 90-95% расходов.

Как Вы оцениваете эффективность программно-целевого планирования? Чем оно принципиально отличается от того, что было раньше?

Программно-целевой метод выдвигает на первый план вопрос эффективности использования бюджетных средств для получения конкретного результата. После определения желаемой цели рассматриваются возможности покрытия расходов из бюджета и необходимость привлечения других источников финансового обеспечения. В федеральном бюджете статьи расходов группируются по определенным программам, каждая из которых представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений программы. Программно-целевой метод позволяет осуществлять среднесрочное планирование бюджета на 3-7 лет, это дает возможность главным распорядителям бюджетных средств разрабатывать стратегические планы, имея представление о размере финансового обеспечения на все предстоящие годы, оптимально балансировать расходы и поэтапное достижение результатов. Традиционные методы составления бюджета сводились к распределению бюджетных средств без обоснования ожидаемых результатов. Например, планирование оплаты труда работников учреждений не всегда увязывалось с обеспечением материальными ресурсами, в итоге бюджетные средства затрачивались на неэффективный труд.

Как бы Вы охарактеризовали итоги комплексной реформы учреждений?

В основном как положительные, хотя, на мой взгляд, говорить об итогах несколько преждевременно, работа еще продолжается. В рамках реализации Закона № 83-ФЗ в МЧС России на новый порядок финансового обеспечения переведено 182 бюджетных учреждения. В настоящее время министерством при непосредственном участии руководителей территориальных органов и бюджетных учреждений принимаются меры по совершенствованию управления бюджетными учреждениями, направленные на формирование действенных государственных заданий, разработку и утверждение индивидуальных и групповых нормативов затрат, устранение недостатков в нормативном регулировании. В связи с изменением с 2013 г. порядка обеспечения денежным довольствием на постоянном контроле находятся своевременное начисление и обеспечение выплаты денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам бюджетных учреждений.

Первоначально ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении министерства учреждениями, был утвержден в 2010 г., однако с 2013 г. действует новый перечень. С чем это связано?

Действительно, изначально ведомственный перечень государственных услуг был закреплен приказом МЧС России от 13.12.2010 № 648. В ходе проделанной работы были выявлены узкие места в нашей деятельности, в т. ч. в содержании ведомственного перечня госуслуг. Для повышения эффективности и качества решения задач бюджетными учреждениями было принято решение привести имеющийся перечень к единым требованиям формирования задания для федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России. С этой целью был издан приказ от 28.01.2013 № 52.

Часто ли приходится корректировать нормативы затрат на оказание госуслуг, сами госзадания и планы финансово-хозяйственной деятельности?

По мере необходимости. Неполных три года, в течение которых действует Закон № 83-ФЗ, - не такой большой срок, чтобы идеально отладить весь механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений. Жизнь порой вносит свои коррективы. Кроме того, изменения в утвержденные нормативные затраты на оказание государственных услуг и на содержание имущества учреждения вносятся в случаях: изменений нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оказанию государственных услуг, либо принятия новых нормативных правовых актов, влекущих такие изменения, в т. ч. при корректировке ведомственного перечня государственных услуг (работ), государственного задания, утвержденных натуральных нормативов; изменений объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания. План финансово-хозяйственной деятельности, как правило, корректируется: при принятии закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, с учетом показателей утвержденного государственного задания, размера субсидии на выполнение задания; предоставлении учреждению субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания; изменении объемов оказываемых услуг (выполняемых работ), осуществляемых на платной основе. Одним словом, сейчас мы нарабатываем базу, которая в последующем позволит нам свести корректировки к минимуму.

На что предоставляются целевые субсидии?

Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, утверждены приказом министерства от 15.01.2013 № 18. Целевые субсидии предоставляются на: выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; выплату ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы; компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; стипендии студентам очной формы обучения; социальные выплаты военнослужащим и сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС). Вопрос финансового обеспечения прохождения службы в бюджетных учреждениях военнослужащими и сотрудниками ФПС ГПС для нас долгое время оставался проблемным. Дело в том, что им выплачивается не только денежное довольствие (заработная плата), которое, кстати, регулярно индексируется, но и различные социальные выплаты, установленные законодательством. Эти затраты существенно увеличивают стоимость оказываемых государственных услуг. Чтобы исключить из стоимости госуслуг специфические социальные гарантии военнослужащим и сотрудникам ФПС ГПС, было принято решение о предоставлении им отдельных социальных выплат посредством субсидии на иные цели.

Какая работа проводится в министерстве, чтобы обеспечить адекватное вознаграждение за столь сложную и опасную работу?

С января 2013 г. МЧС России перешло на новые условия денежного довольствия. В сравнении с 2012 г. его размер в зависимости от воинского (специального) звания и занимаемой должности увеличился от 1,4 до 1,8 раза у сотрудников ФПС ГПС и от 1,5 до 2,2 раза - у военнослужащих. Это сопоставимо с размерами денежного довольствия в Минобороны России и МВД России. При разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы денежного довольствия, мы стараемся максимально учитывать особенности деятельности личного состава, зачастую связанные с риском для...

Подобные документы

    Понятие государственного бюджета. Принципы построения бюджетной системы и бюджетная классификация. Структура доходов и расходов, основные аналитические показатели и методы статистики интенсивности налоговых доходов бюджета России за отчетный 2004 год.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2009

    Экономическая сущность доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы государства, их особенности и характеристика. Особенности косвенных и прямых налогов. Доходы региональных и местных бюджетов. Проблема нефтегазовой зависимости доходов бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2014

    Понятие, функционирование, структура государственного бюджета. Описание его основных состояний - дефицита и профицита. Изучение бюджетно-налоговой политики России. Оценка динамики расходов и доходов федерального бюджета. Прогноз бюджета страны до 2012 г.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2010

    Классификация доходов федерального бюджета России. Предпосылки пересмотра бюджетного механизма к сбережению сырьевых доходов. Роль нененфтегазовых доходов в структуре бюджета РФ. Факторы, влияющие на объем поступлений налоговых и неналоговых доходов.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Понятие, роль и значение государственного бюджета в национальной экономике. Структура бюджетной системы Республики Беларусь. Бюджетный дефицит и источники его финансирования. Динамика изменения доходов и расходов государственного бюджета страны в 2012 г.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2013

    Состав, значение и особенности формирования налоговых доходов федерального бюджета. Поступление безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц. Характеристика структуры, динамики и путей роста доходов федерального бюджета Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Понятие бюджета государства. Классификация бюджетов. Доходы бюджетов. Расходы бюджетов. Бюджетный процесс. Бюджетный федерализм. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Механизм регулирования государством поступающих денежных потоков.

    реферат , добавлен 12.09.2003

    Основные концепции, определения и показатели государственного бюджета, структура его доходов и расходов, их статистическое исследование, источники финансирования, порядок расчета темпов прироста. Влияние фискальной политики на уровень жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Понятие бюджета. Принципы построения государственной бюджетной системы. Доходы и расходы российского государственного бюджета. Дефицит и профицит государственного бюджета. Формы планирования государственного бюджета с учетом внешнего долга страны.

    реферат , добавлен 10.11.2007

    Понятие и сущность бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Сбалансированность бюджета: понятие и условия. Параметры федерального бюджета Российской Федерации.

Новое на сайте

>

Самое популярное