Домой Кредитные карты Проблемы российской экономики в году. Мечты о трех процентах

Проблемы российской экономики в году. Мечты о трех процентах

Андрей Сергеевич Дёгтев - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Вот и закончился очередной кризисный год. Как и год назад страна встречает новогодние праздники в условиях слабого рубля и подешевевшей нефти. Однако разница заключается в том, что за прошедший год доходы большинства россиян успели существенно сократиться. С другой стороны, с психологической точки зрения такое положение дел уже не вызывает у людей такой шок, как годом ранее. За год Россияне привыкли к растущим ценам, падающим зарплатам и ухудшению на рынке труда.

Несмотря на то, что первые признаки рецессии начали проявляться ещё в 2013 году, именно 2015 год стал самым тяжёлым из всех последних кризисных лет. Пока что нет полной статистики за 12 месяцев, однако на основе ключевых экономических данных за 11 месяцев уже можно подвести итоги прошедшего года, и они выглядят неутешительно.

ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА: В ПОИСКАХ ДНА

На протяжении всего года словосочетания «острая фаза кризиса» и «дно кризиса» были одними из самых популярных у экономических комментаторов и особенно у правительства. Поначалу власти с нетерпением ждали, когда нарастание экономического спада прекратится и можно будет с гордостью объявить о преодолении «острой фазы». Затем, когда в середине года спад перестал увеличиваться, Минэкономразвития радостно отрапортовало о том, дно кризиса было пройдено. Но, насколько теперь можно судить, летнее оживление производственной активности было связано с временным подорожанием нефти и вызванным этим укреплением рубля. Как только конъюнктура ухудшилась, показатели поползли вниз и к концу года спад ВВП начал нарастать (рис. 1).


Рис. 1. Динамика ВВП, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Надо отметить, что на протяжении года макроэкономическая динамика различных показателей имела разный характер - часть из них регрессировала в первой половине года, у других ухудшение пришлось на второе полугодие. Большинство из них имели отрицательные значения (рис. 2).


Рис. 2. Динамика различных социально-экономических показателей, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Немногочисленные отрасли демонстрировали положительные показатели роста. Например, сельское хозяйство (рис. 3).


Рис. 3. Динамика производства продукции сельского хозяйства, в % к соответствующему периоду предыдущего года

При всём этом в поле внимания властей преимущественно попадали те показатели, по которым можно было делать оптимистические выводы. В классическом выражении динамика ВВП стабильно демонстрировала отрицательные, либо близкие к нулю значения. Но это несильно смущало правительство. Оно предпочитало пользоваться статистикой, исключающей сезонный и календарный факторы. Согласно этой статистике с июля по октябрь в России наблюдался незначительный прирост ВВП (рис. 4).


Рис. 4. Динамика ВВП с исключение сезонного и календарного факторов, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Сезонное и календарное сглаживание несёт в себе определённый смысл, однако это не отменяет того факта, что по окончании года в реальном выражении ВВП упадёт по оценкам всё того же МЭР на 3,7–3,8%. Получается, что спад ВВП есть, но в представлении правительства его вроде, как и нет. Учитывая то, что стабильной восстановительной динамики ВВП на данный момент проследить невозможно, и даже статистика с поправкой на сезонность (и без того вызывающая сомнения) демонстрирует на протяжении последних двух месяцев ухудшения, нет уверенности в том, что в соответствии с обещаниями правительства спад производства в следующем году остановится и начнётся экономический рост. Таким образом, нельзя говорить, что пик кризиса пройден - вполне возможно, в следующем году спад продолжится.

УРОВЕНЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: КОНЕЦ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Благосостояние населения сильно упало за прошедший год. Это касается и зарплат (рис. 5), и доходов населения в целом (рис. 6).


Рис. 5. Динамика реальной заработной платы, в % к соответствующему периоду предыдущего года



Рис. 6. Реальные доходы населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Одним из главных факторов снижения доходов населения стала инфляция, которая по итогам года (по состоянию на ноябрь) составила 12,1%, а ежемесячно колебалась от менее чем 0,5 до почти 4% (рис. 7).


Рис. 7. Индексы потребительских цен и тарифов на товары и услуги, в % к предыдущему периоду

Банкротство многих фирм и сокращение рабочего персонала ухудшили ситуацию на рынке труда. В результате, на протяжении почти всего года безработица росла (рис. 8).


Рис. 8. Динамика безработицы, в % к соответствующему периоду предыдущего года

По состоянию на ноябрь общая численность безработных составила 4 млн. 435 тыс. человек.

Падение доходов населения говорит о том, что потребительской модели экономики в России приходит конец. Старая схема, в соответствии с которой продажа углеводородов приносила сверхдоходы, которые частично перераспределялись в пользу общества и служили основанием для развития потребительского рынка, перестала работать. Нищающее население уже не может предъявлять спрос на прежнем уровне.

По данным исследователей из РАНХиГС доля россиян, относящихся к среднему классу, упала к концу 2015 года с 20 до 15% от населения. Авторы исследования относили к среднему классу человека, которому присущи как минимум два из трёх критериев: материальный достаток (доход не ниже средней заработной платы по региону, наличие сбережений, достаточных для приобретения автомобиля), профессиональные качества (высшее образование, принадлежность к группе специалистов или предпринимателей) и самоощущения (оценка благосостояния, доступа к власти и уважения). Но есть и более строгие оценки принадлежности к среднему классу. Например, по методологии банка Credit Suisse к среднему классу в России относится всего лишь 4,1% населения. В то время как в западных странах на средний класс приходится 40–70% населения (табл. 1).

Таблица 1. Численность среднего класса в странах мира, по расчётам Credit Suisse



Отдельно стоит подчеркнуть, что сжатие среднего класса в России является результатом не перераспределения общественного богатства, а именно сокращения доходов большей части населения - ведь одновременно с уменьшением среднего класса увеличивается и количество бедных. Если в 2014 году количество бедных в России составляло 17,4 млн. человек (12,1% населения), то к лету 2015 года оно подскочило до 20,1 млн., или 14% населения. Во втором полугодии статистика бедности несколько улучшилась, но общее положение остаётся негативным.

Одним из главных врагов потребительского спроса в России является социальное расслоение. Несправедливое распределение доходов в пользу наиболее богатой части населения резко обострилось в начале либеральных реформ и наблюдалось на протяжении почти всего периода «тучных лет». Это привело к тому, что рост валового благосостояния в меньшей степени затронул граждан со средними и низкими доходами населения и в большей степени коснулся сверхбогатой части населения. Проще говоря, доходы олигархов росли опережающими темпами по сравнению с доходами простых людей. Отсюда - увеличение расслоения в обществе по доходам на протяжении, казалось бы, благополучной первой половины 2000-х (рис. 9).


Рис. 9. Динамика коэффициента фондов

Социальное расслоение является результатом сложившейся в России структуры экономики. Сверхвысокая коррумпированность государства обеспечивает исключительно высокие издержки ведения бизнеса. По этой причине, несмотря на бесконечные разговоры власти о развитии малого бизнеса, его доля остаётся мизерной. В то время как в Европе и Северной Америке доля малого и среднего бизнеса в ВВП превышает 50%, в России она едва дотягивает до четверти. В связи с обострением борьбы за уменьшающийся общественный пирог власть принялась расчищать рыночное поле для «своих» компаний. Показательные примеры - разгром авиакомпании «Трансаэро» и обложение дальнобойщиков данью посредством системы «Платон». Ещё один пример - уничтожение банков. Правящая верхушка и связанный с нею бизнес отвоёвывает административными способами рынок у конкурентов (в особенности у малого и среднего бизнеса), а также компенсирует свои издержки за счёт населения. Это видно по тому, как старательно избегаются правительством инициативы введения прогрессивной шкалы налогообложения.

БЮДЖЕТ: ЭКОНОМИМ НА ВСЁМ

Российский бюджет в 2015 году понёс серьёзный ущерб от падения цен на нефть. Последний раз такое потрясение федеральная казна испытывала в 2009 году. Дважды (в 2009 и 2015 годах) правительство пересматривало показатель бюджетного дефицита посреди года, когда полным ходом шло исполнение первоначальной его редакции. В 2009 году бюджетные доходы сократились в реальном выражении на 27% по сравнению с 2008 годом. В 2015 году бюджетные доходы провалились на 17% в реальном выражении по сравнению с бюджетом 2014 года. С 2001 по 2008 год цена нефти стремительно росла. В это время наблюдался стабильный профицит федерального бюджета. В результате резкого падения нефти в 2009 году бюджетный дефицит подскочил до 8% от ВВП. Дефицит в 2015 году вышел на уровень 3,7% от ВВП, а если считать от расходной части бюджета - то 18%.

Образовавшуюся дыру в бюджете власти принялись латать за счёт тех, у кого легче всего забрать деньги - а именно у кого их больше всех, и у того, кто меньше всех может постоять за свои интересы.

Больше всех денег оказалось у нефтянки - несмотря на падение цен на нефть, у отрасли ещё есть ресурс прочности. Большую часть года сектор добычи полезных ископаемых демонстрировал пусть и незначительный, но положительный прирост (рис. 10).


Рис. 10. Динамика добычи полезных ископаемых, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Минфин добился заморозки экспортной пошлины на нефть, которая должна была понизиться в ходе так называемого налогового манёвра и также настаивал на повышении НДПИ. С одной стороны, это принесёт существенные дополнительные суммы в бюджет, с другой - структура расходов российских крупных нефтяных компаний показывает, что на выплаты налогов уходит 43% выручки. Таким образом, увеличение налоговой нагрузки на 10% (а именно такая нагрузка может возникнуть при повышении НДПИ) означало бы рост налоговых выплат до 47% от выручки и соответственно сокращение чистой прибыли с 6 до 2%. Учитывая то, что прибыль является одним из источников финансирования инвестиций, нововведения Минфина действительно наносят удар по коммерческой состоятельности российской нефтянки. В таком случае, по мнению нефтяников, инвестиции в отрасль сократятся на 2 трлн руб. в 2016-2018 гг. (то есть примерно на 700 млрд руб. в год), а добыча упадет на 100 млн т., то есть на 20%. Одним словом, излишнее обременение нефтедобычи налогами - представляет собой игру с огнём - так как лишение ТЭК привычных инвестиционных ресурсов означает подрыв ключевой отрасли российской экономики.

Что же касается той категории граждан, которая наиболее беззащитна перед произволом властей - то это народ, то есть обычные россияне. Расходы на их лечение, содержание, образование и т. д. были сокращены в результате бюджетного секвестра. В апреле текущего года расходы федерального бюджета были сокращены почти на полтриллиона рублей - с первоначальных 15 715 млрд. руб. (по уточнённой росписи от 01.03.2015 г.) до 15 215 млрд. руб. В результате перераспределения средств были увеличены расходы на социальную политику и средства массовой информации. Но не нужно заблуждаться, статья социальная политика - это вовсе не социальная политика. Это пенсии гражданским лицам, приравненным к военным, и всевозможные «богадельни». Также возросли расходы на обслуживание государственного долга.

Индексация пенсий пройдёт в следующем году в уменьшенном по сравнению с инфляцией размере. Несмотря на прогнозируемый уровень роста потребительских цен в 12,2%, пенсии будут увеличены всего лишь на 4% в ходе первого этапа индексации. Второй этап остаётся под вопросом.

В очередной раз были заморожены пенсионные накопления граждан. Продолжаются и разговоры о повышении пенсионного возраста. В том, что он всё-таки будет увеличен, уже практически нет сомнений. На данный момент в России работают по найму примерно 50 млн человек, а пенсию получают около 39 млн. При сохранении текущей демографической динамики к 2050 году на 37 млн работающих будет приходиться 44 млн пенсионеров. При этом, средств, перечисляемых в бюджет за счёт взносов работающих, недостаточно для содержания уже нынешних пенсионеров.

Ситуацию должна была решить накопительная система, которая позволяет гражданам ещё в период работы аккумулировать в частных пенсионных фондах средства, из которых будет в дальнейшем выплачиваться часть их пенсии. Однако ставшая уже традиционной заморозка пенсионных накоплений, низкая доходность частных пенсионных фондов и риск потерять процентные накопления в случае банкротства фондов ставят под вопрос способность накопительной пенсионной системы выполнять свою функцию.

Потрясением для многих небогатых россиян стало появление налога на недвижимое имущество физических лиц. С 1 января 2015 года его могут вводить органы местного самоуправления. Для этого им необходимо отменить действующий налог на имущество. Главное отличие нового налога от ранее существовавших заключается в том, что налоговая база по нему рассчитывается не из учёта себестоимости и износа объекта, а на основе кадастровой стоимости, что уже привело к многократному увеличению налогов на недвижимость в некоторых регионах.

Ситуацию могло бы исправить использование незадействованных финансовых ресурсов. В частности, на счетах федерального бюджета уже не первый год находятся внушительные суммы неиспользованных остатков. Львиную их долю составляют средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Однако даже если вычесть из общей суммы остатков размер двух названных фондов, окажется, что на данный момент на счетах бюджета имеется около триллиона рублей свободных средств. Правительство создало антикризисный фонд, в который были включены бюджетные остатки. Однако размер задействованных средств вызывает недоумение. В 2015 году в антикризисный фонд было направлено 67 млрд. руб. из неиспользованных остатков федерального бюджета, а в 2016 году - до 150 млрд. руб., то есть в общей сложности менее четверти от объема неиспользованных бюджетных средств. Остальная часть средств, видимо, по-прежнему будет валяться на бюджетных счетах без дела.

Регионам дали право вводить налог с продаж в размере до 3%. Этот налог относится к так называемым косвенным, то есть включаемым в стоимость товара и, таким образом, оплачиваемым за счёт потребителей. Уже 24 региона готовы его ввести.

Министерство по делам Северного Кавказа предлагает ввести сбор за «пользование курортной инфраструктурой» в Ставропольском крае. Его размер должен составить до 150 руб. в сутки. Полученные деньги предлагается использовать для развития курортов. Однако вызванное этим повышение цены путевок может составить 5–10%.

Повышению собираемых в бюджет доходов должно было способствовать введение в действие с 1 января 2015 года закона о деофшоризации. Однако он оказался весьма мягким. По оценке Минфина, закон позволит увеличить доходы бюджета всего лишь на 20 млрд. рублей. Если бы этот закон позволял ликвидировать весь объём потерь бюджета вследствие офшоризации, утечки капитала и других операций по уклонению от налогов, доходы федеральной казны увеличились бы на 40%.

Как мы видим, элита старается решать бюджетные проблемы за счёт населения. И это не только тенденция 2015 года. Принятый в этом году федеральный бюджет на 2016 год подразумевает, что расходы федерального бюджета в 2016 году должны вырасти на 4% по сравнению с 2015 годом, однако это лишь номинально. С учётом инфляции расходы будут меньше почти на 3%. В сторону увеличения по сравнению с бюджетом 2015 года в реальном выражении изменятся только три расходных статьи: национальная экономика, охрана окружающей среды и обслуживание государственного долга. Все остальные статьи урезаны. Даже расходы на национальную оборону, вопреки расхожему мнению, не вырастут, а, напротив, с учётом инфляции сократятся на 6%. Самое существенное изменение претерпела статья « жилищно-коммунальное хозяйство» - сокращение на 43%. И это ещё при том, что федеральный бюджет 2016 года верстался исходя из цены $50 за баррель, хотя её текущая стоимость колеблется в районе $35–40 за баррель. Если надежды на рост нефти не оправдаются, министрам придётся либо кромсать бюджет с удвоенной силой, либо затягивать страну в долги.

Рост госдолга - ещё один итог 2015 года. Хотя Россия и относится к странам с невысоким госдолгом по отношению к ВВП, ситуация в этой сфере последнее время приобретает пугающие тенденции. В следующем году расходы на содержание госдолга будут больше, чем ассигнования на здравоохранение или образование. Картина напоминает поздний СССР. Тогда тоже увеличивался государственный внешний и внутренний долг на фоне падения цены на нефть и дефицитности бюджета (рис. 11).


Рис. 11. Динамика финансово-экономических индикаторов в позднем СССР и современной РФ

ПРИЧИНЫ ПЛАЧЕВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: НЕ СТОИТ ВСЁ СПИСЫВАТЬ НА САНКЦИИ

Почему же результаты года в экономической сфере оказались столь плачевными? Конечно, можно было бы списать всё на санкции и на падение цен на нефть. Однако такой упрощённый подход далёк от реальности. Первые проявления кризиса начались в России ещё в 2013 году, когда санкций ещё не было и с нефтью всё было в порядке. Следовательно, одной из главных причин следует считать несостоятельность экономической политики.

Выпадение нефтегазовых доходов, конечно, является большим ударом для отечественной экономики. Ранее продажа нефти, газа и нефтепродуктов составляла две трети экспорта. В 2015 году экспорт сократился на 32%, в первую очередь из-за падения цен на сырьё. И речь идёт не только об ущербе для ТЭКа. Полученные от экспорта энергоносителей доходы перераспределяются между отраслями и обеспечивают в соответствии с эффектом мультипликатора вдвое более высокий совокупный доход, чем сами непосредственные доходы от продажи нефти и газа. Сегмент российской экономики, напрямую зависящий от экспортных нефтегазовых поступлений, составляет более трети от ВВП. Это очень высокая зависимость. Поэтому падение нефтегазового экспорта существенно сказалось на экономическом положении страны.

Западные санкции затруднили привлечение прямых зарубежных инвестиций, обрубили доступ на кредитный рынок с целью пополнения оборотного капитала, оборвали технологическое сотрудничество в критически важных отраслях.

Однако последним гвоздём в крышку гроба российского экономического роста всё-таки оказалась безалаберная экономическая политика властей, где-то бесполезная, а где-то откровенно вредительская.

Антикризисный план правительства на 2015 год составлял 2,3 трлн. руб. - огромные деньги. Однако ошибочно полагать, что речь идёт исключительно о дополнительных средствах, которые должны были быть включены в бюджет для стимулирования экономики. Если мы посмотрим на статью расходов федерального бюджета «национальная экономика», то увидим, что она едва превышает размер антикризисного плана. Очевидно, в антикризисный план автоматически были вписаны средства, которые и так были заложены в бюджетные расходы на экономику. Речь может идти максимум о перераспределении средств и уточнении их целевой направленности, но не о прямом дополнительном финансировании. Но что же конкретное и уникальное сделало правительство для спасения страны от кризиса?

В 2015 году была введена новая система кредитной поддержки производителей - проектное финансирование. Предприятия должны кредитоваться по схеме: не выше, чем на один процентный пункт, от ключевой ставки ЦБ РФ. Таким образом, на данный момент для конечного заёмщика стоимость кредита составляет- не более 12%. Возникает вопрос: зачем нужна такая Программа, которая, после многочисленных проверок и экспертиз, не может обеспечить российскому предприятию хотя бы равные конкурентные условия с зарубежными аналогами? Для сравнения - промышленные предприятия США кредитуются под 2,25%. Средняя стоимость кредита в Японии и некоторых европейских странах еще ниже.

Абсурдно высокие процентные ставки по проектному финансированию являются следствием вредительской денежно-кредитной политики, которую проводят правительство и ЦБ. Утверждая о необходимости борьбы с инфляцией путём ограничения денежной массы, ЦБ задирает процентные ставки и лишает отечественную промышленность кредитных средств. В период текущего кризиса власти не отказались от этого подхода. Напротив, они его усилили.

Опасаясь того, что инвесторы побоятся финансировать капиталовложения в Россию из-за высокой инфляции, власти, тем не менее, почему-то не побоялись отпускать рубль в свободное плавание в ноябре 2014 года. Весь 2015 год пришлось пожинать плоды этого решения. Во-первых, последовал трёхкратный рост инфляции относительно планового показателя. В середине 2015 года индекс потребительских цен в годовом выражении достиг 15,6%. А во-вторых, это привело к беспрецедентному росту волатильности рубля (рис. 12).


Рис. 12. Курс рубля до и после решения об отпуске в свободное плавание

Понятно, что в условиях высокой зависимости экономики от импорта волатильный курс национальной валюты создаёт риски для инвестора, который не может просчитать ни будущую стоимость импортных сырья и компонентов, ни стоимость обслуживания иностранных кредитов, ни свою будущую выручку в долларовом выражении. Как отразилась девальвация на росте цен производителей, можно наблюдать из статистики (рис. 13).


Рис. 13. Динамика цен производителей, в % к предыдущему периоду

Всё выше сказанное российские власти не учли или не захотели принимать во внимание при отпуске рубля в свободное плавание. В результате имеем резкое снижение инвестиций в основной капитал в течение 2015 года (14).


Рис. 14. Динамика инвестиций в основной капитал, в % к соответствующему периоду предыдущего года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на постоянные заверения в том, что российская экономика преодолела острую фазу кризиса, по итогам 2015 года нельзя говорить о том, что худшее уже позади. Дальнейший спад экономики в 2016 году остаётся возможным. При этом элита пытается решать возникшие проблемы за счёт населения - вытесняя с рынка более мелких конкурентов и обременяя граждан новыми налоговыми обязательствами, которых в 2015 году появилось множество. Всё это не способствует выходу из продолжающегося уже третий год кризиса. Ситуация всё больше напоминает позднесоветскую, когда увеличивалась дыра бюджетного дефицита и рос госдолг. Несмотря на затянувшуюся экономическую депрессию и тяжёлое положение населения, лишившегося за прошедший год десятой доли покупательной способности своих зарплат, власть не намерена проводить системные изменения экономической политики. Она ограничивается лишь структурными мерами в рамках доминирующей либеральной парадигмы. И даже более того, порой откровенно вредит, как это было с отпуском рубля в свободное плавание.

Для того, чтобы остановить порочный круг самовоспроизводимого кризиса, следует создать механизм доступного кредитования производителей, разработать систему налогового и субсидиарного стимулирования производителей, ликвидировать вопиющее социальное неравенство, решить проблему безопасности частной собственности, вернуть в российскую юрисдикцию офшорный сегмент экономики, и, самое главное, восстановить планово-проектную функцию государства. Но всего этого нет и в ближайшее время не предвидится, а значит, вероятность того, что социально-экономическая деградация доведёт страну до полномасштабного кризиса возрастает.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ


Миграционный прирост России, по данным за январь-ноябрь 2015 г., уменьшился по отношению к соответствующему периоду предшествующего года почти на 20% и составил 214,9 тыс. человек. Снижение - результат не столько сокращения числа прибытий, как это можно было бы предположить исходя из текущей экономической ситуации в России, сколько 15%-го роста выбытий. Помесячный/поквартальный учет отмечал увеличение числа прибытий только в I квартале, впоследствии наметился паритет, в IV квартале - очевидное снижение. По-видимому, к концу года инерция ранее подготовленных и все-таки совершенных переселений в Россию, а также статистического лага регистрации прибытий была «съедена» девальвацией рубля и общим экономическим кризисом. Выбытия из России на протяжении всего года устойчиво демонстрировали рост по отношению к соответствующим показателям 2014 г. В результате миграционный прирост России начиная со II квартала 2015 г. был все время ниже, чем за аналогичный период 2014 г. В ноябре падение достигло почти 30 п.п. (рис. 1).

Миграционный прирост населения России с зарубежными странами, 2012–2015 гг., тыс. чел. (стр. 321)

Страна

Международная миграция, всего

В том числе:

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

Со странами дальнего зарубежья

* Без учета Крымского федерального округа.
** За январь-ноябрь.
*** Миграционный прирост Крымского ФО за январь-ноябрь 2015 г. составил 32,0 тыс. человек.

По данным Центральной базы данных учета иностранных граждан (ЦБДУИГ), параметры присутствия иностранцев в России на декабрь 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились примерно на 10%. Это относится и к числу поставленных на миграционный учет за год, и к числу находящихся в России иностранных граждан. В абсолютных цифрах это означает снижение более чем на 1,1 млн числа въехавших иностранцев и на 800 тыс. поставленных на миграционный учет.

При этом в результате событий на Украине резко возросло число прибывших и прошедших регистрацию в территориальных органах ФМС России участников и членов семей государственной программы переселения соотечественников (183 тыс. человек против 106 тыс. в 2014 г.), получивших гражданство РФ и разрешение на временное проживание.

В целом показатели, демонстрируемые внешней трудовой миграцией, в 2015 г. явно находились под влиянием кризисных процессов в российской экономике. На этом фоне позитивным выглядят разве что показатели суммы поступивших от патентов средств – 34061 млн руб. в 2015 г. против 18312 млн в 2014 г.

В обзоре содержится подробный анализ основных тенденций в российской экономике в 2015 г. В работе 6 крупных разделов, посвященных отдельным аспектам развития экономики России: социально-политический контекст; денежно-кредитная и бюджетная сферы; финансовые рынки; реальный сектор экономики; социальная сфера; институциональные проблемы. Работа выполнена на большом массиве статистической информации, на основе которой осуществлены оригинальные расчеты и многочисленные графические иллюстрации.

Раздел 1. Экономическая политика России в 2015 г.: антикризисные меры или структурные реформы
В. Мау

1.1. Глобальные тренды: общее и особенное

1.2. Экономическая ситуация в России: отложенный кризис в условиях рентной модели

1.3. Антикризисная экономическая политика

1.4. Приоритеты и риски предстоящего периода

Раздел 2. Денежно-кредитная и бюджетная сферы

2.1. Денежно-кредитная политика
А. Божечкова, А. Киюцевская, П. Трунин

2.1.1. Денежный рынок

2.1.2. Решения в области валютной (курсовой) политики и курсовая динамика

2.1.3. Инфляционные процессы

2.1.4. Основные решения в области денежно-кредитной политики

2.1.5. Платежный баланс и обменный курс рубля

2.2. Государственный бюджет
С. Белев, А. Мамедов, Е. Фомина

2.2.1. Основные параметры бюджетной системы

2.2.2. Поступления основных налогов в бюджетную систему России

2.2.3. Характеристика расходов бюджетной системы России

2.2.4. Основные параметры федерального бюджета в 2015 г. и перспективы на 2016 г.

2.3. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы
А. Алаев, А. Мамедов, Е. Фомина

2.3.1. Анализ основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

2.3.2. Финансовая помощь из федерального бюджета

2.3.3. Долговая политика на региональном уровне

Раздел 3. Финансовые рынки и финансовые институты

3.1. Ключевые тенденции на внутреннем фондовом рынке
А. Абрамов

3.1.1. Сравнение характеристик двух российских кризисов

3.1.2. Текущий кризис на фоне мировых финансовых катаклизмов

3.1.3. Проблемы ликвидности фондового рынка

3.1.4. Влияние внешних санкций и замораживания внутренних пенсионных накоплений на российский финансовый рынок

3.1.5. Конкуренция с зарубежными фондовыми рынками

3.1.6. Сокращение капитализации акций российских эмитентов

3.1.7. Роль государства на финансовом рынке

3.2. Инфраструктура фондового рынка
А. Абрамов

3.2.1. Расчетная инфраструктура Московской биржи

3.2.2. Сегментация биржевого рынка

3.2.3. Проекты развития и текущие операции

3.2.4. Структура собственности, финансы и капитализация биржи

3.3. Рынок акций российских компаний
А. Абрамов

3.3.1. Факторы, определяющие динамику рынка акций

3.3.2. Сегменты внутреннего рынка акций

3.3.3. Институциональная структура и конкуренция на рынке акций

3.3.4. Влияние рынка акций на экономику

3.4. Рынок облигаций
А. Абрамов

3.4.1. Общие характеристики внутреннего рынка облигаций

3.4.2. Факторы роста рынка корпоративных и региональных облигаций

3.4.3. Сегментация рынка корпоративных и региональных облигаций

3.4.4. Конкуренция на облигационном рынке

3.4.5. Корпоративные облигации и экономический рост

3.4.6. Рынок государственных ценных бумаг

3.5. Срочный рынок
А. Абрамов

3.6. Инвесторы и финансовые посредники
А. Абрамов

3.6.1. Внутренние институциональные инвесторы

3.6.2. Брокеры и индивидуальные внутренние инвесторы

3.6.3. Банковская система

3.6.4. Иностранные портфельные инвесторы

3.7. Риски на финансовом рынке
А. Абрамов

3.7.1. Финансовые риски в 2015 г.

3.7.2. Риски высокого уровня зависимости внутреннего финансового рынка от поведения иностранных инвесторов

3.7.3. Риски снижения курса рубля в среднесрочной перспективе

3.7.4. Риски обслуживания внешнего долга банками и нефинансовыми компаниями

3.8. Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
А. Шадрин

3.8.1. Динамика развития рынка

3.8.2. Структура накопленного долга

3.8.3. Структура заимствований

Раздел 4. Реальный сектор экономики

4.1. Макроструктура производства
О. Изряднова

4.1.1. Динамика российской экономики в 2015 г.: влияние внешнего и внутреннего спроса

4.1.2. Использование ВВП в 2011–2015 гг.: потребительский и инвестиционный спрос

4.1.3. Структура ВВП по источникам доходов

4.1.4. Динамика и структура производства по видам экономической деятельности

4.2. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 2015–2016 гг.
С. Дробышевский, М. Казакова

4.3. Российские промышленные предприятия в 2015 г. (по материалам опросов)
С. Цухло

4.3.1. 2015 г.: был ли кризис в промышленности?

4.3.2. Динамика основных показателей российской промышленности в 2015 г.

4.4. Динамика производства в отдельных отраслях промышленности
Г. Идрисов, А. Каукин, Ю. Пономарев

4.4.1. Конец 2014 г. – начало 2015 г. (март–апрель): неопределенность и поляризация отраслей промышленности

4.4.2. Апрель–сентябрь 2015 г.: формирование новых ожиданий и постепенная стабилизация экономики

4.4.4. Оптовая и розничная торговля: затянувшееся падение

4.5. Инвестиции в основной капитал
О. Изряднова

4.5.1. Условия и факторы инвестиционной деятельности

4.5.2. Материально-вещественные ресурсы инвестиционной деятельности

4.5.3. Инвестиции в основной капитал по формам собственности

4.5.4. Особенности финансирования инвестиций в основной капитал

4.5.5. Динамика инвестиций в основной капитал в 2015 г.

4.6. Нефтегазовый сектор
Ю. Бобылев

4.6.1. Динамика мировых цен на нефть и газ

4.6.2. Динамика и структура производства в нефтегазовом секторе

4.6.3. Динамика и структура экспорта нефти и газа

4.6.4. Динамика цен на энергетические товары на внутреннем рынке

4.6.5. Перспективы российского нефтяного сектора

4.7. Сельское хозяйство в условиях продовольственного эмбарго
Е. Гатаулина, Н. Шагайда, В. Узун, Р. Янбых

4.7.1. Производство сельскохозяйственной и пищевой продукции

4.7.2. Доступ населения к продовольствию

4.7.3. Тенденции в импорте и экспорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья

4.7.4. Импортозамещение

4.7.5. Изменения в бюджетной поддержке АПК

4.8. Внешняя торговля
Н. Воловик

4.8.1. Состояние мировой экономики

4.8.2. Условия российской внешней торговли: конъюнктура цен на основные товары российского экспорта и импорта

4.8.3. Основные показатели российской внешней торговли

4.8.4. Географическая структура российской внешней торговли

4.8.5. Регулирование российской внешней торговли

4.9. Участие России в торговых спорах ВТО

М. Баева, А. Кнобель

4.9.1. Торговые споры ВТО, в которых Россия участвует в роли истца

4.9.2. Торговые споры ВТО, в которых Россия участвует в роли ответчика

4.9.3. Торговые споры ВТО, в которых Россия участвует в качестве третьей стороны

Раздел 5. Социальная сфера

5.1. Уровень жизни населения
О. Изряднова

5.1.1. Формирование денежных доходов

5.1.2. Денежные расходы населения

5.2. Миграционные процессы
Л. Карачурина

5.2.1. Долговременная миграция

5.2.2. Новации в миграционном законодательстве

5.2.3. Внешняя трудовая миграция

5.2.4. Внутренняя миграция

5.3. Проблемы развития высшего образования
Т. Клячко

5.3.1. Динамика численности студентов российских вузов

5.3.2. Качество высшего образования

5.3.3. Потребности работодателей в кадрах со средним профессиональным образованием

5.3.4. Занятость выпускников вузов по полученной специальности

5.3.5. Оценка работодателями качества базового образования работников

5.4. Состояние науки и инноваций
И. Дежина

5.4.1. Бюджетные ограничения

5.4.2. Новое целеполагание в области исследований и разработок

5.4.3. Наука в вузах

5.4.4. Основные направления реформы РАН

5.4.5. Тенденции в сфере технологических инноваций

5.4.6. Новые инфраструктурные проекты

5.4.7. Национальная технологическая инициатива

5.4.8. Влияние экономических санкций

Раздел 6. Институциональные изменения

6.1. Состояние государственного сектора и приватизация
Г. Мальгинов, А. Радыгин

6.1.1. Масштабы государственной собственности

6.1.2. Приватизационная политика

6.1.3. Совершенствование приватизационного законодательства

6.1.4. Присутствие государства в экономике и вопросы управления субъектами государственного сектора

6.1.5. Бюджетный эффект имущественной политики государства

6.2. Эволюция института банкротства: от несостоятельности государственных предприятий к СРО операторов электронных площадок
Е. Апевалова, Н. Полежаева, А. Радыгин

6.2.1. История развития законодательства о банкротстве в постсоветской России

6.2.2. Законодательство о банкротстве 2014–2015 гг.: системные новации

6.3. Рынок недвижимости РФ

6.3.1. Рынок земельных участков
Г. Задонский

6.3.2. Жилищное кредитование
Г. Задонский

6.3.3. Динамика цен на жилую недвижимость
Г. Мальгинов, Г. Стерник

6.3.4. Строительство, ввод и предложение нового жилья
Г. Мальгинов, Г. Стерник

6.3.5. Прогноз развития рынка жилой недвижимости столичного региона
Г. Мальгинов, Г. Стерник

6.4. Северный Кавказ: риски нарастают

6.4.1. Обострение ситуации вокруг внутриисламского конфликта на Северном Кавказе
И. Стародубровская

6.4.2. Местное самоуправление: изменения в региональном законодательстве как источник рисков
К. Казенин

6.5. Военная экономика и военная реформа в России

6.5.1. Экономические и политические предпосылки войн нового типа
В. Цымбал

6.5.2. Информационный аспект управления обороной
В. Цымбал

Ещё об

Финансы без романсов
Экономические итоги 2015 года / Новогодние праздники. Основные достижения года

«Русская планета», подводя итоги своей работы за год, решила в рубрике «Новогодние праздники. Основные достижения года» в серии материалов показать, чем завершается 2015 год и для России и мира и с чем мы пойдём в год новый... Ещё в


___

Эльвира Набиуллина. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС; Туризм в Египте. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС; Крым. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС; Су-24М. Фото: ТАСС

2015 год начался с экономического шока: Центробанк резко поднял ключевую ставку под предлогом необходимости затормозить падение рубля. Рубль действительно перестал дешеветь и даже немного отыграл осенние потери, зато российский бизнес практически лишился кредитного финансирования как такового.
Как экономика пережила это нелегкое время и с чем мы подходим к году 2016? «Русская планета» подводит экономические итоги года и вспоминает все самые значимые события в мире финансов.

Итог №1. Критическое падение промышленного производства. Сомнительное «лекарство» от Центробанка откликнулось реальным падением производства не менее чем на 4% только по официальным цифрам. Последние на данный момент данные - минус 3,7% по итогам октября, минус 3,8% по итогам ноября.

Итог №2. Антикризисное сокращение бюджетных расходов. Догадавшись, что что-то пошло не так, правительство России начало год с решительного шага - опубликовало свою антикризисную программу. Идеология этого документа - экономия: сокращение большинства категорий расходов бюджета на 10%, ежегодное сокращение расходов бюджета в течение трех лет на 5% и общее сокращение расходов на функционирование органов госвласти. Отзывы экспертов о данном плане уже в момент его появления (в январе 2015-го) оптимизма не внушали.

Итог №3. Ставка: как бы пониженная, а как бы и нет. Вдохновившись упомянутым документом, Центробанк 30 января приступил к постепенному снижению заоблачной ключевой ставки: с 17% она уменьшилась до 15%. Хотелось бы сказать, что кредиты стали доступнее, но это не так: по указанному проценту могут кредитоваться только банки, да и то на очень короткие сроки. Бизнес не мог получить деньги дешевле, чем под 25–30%. При этом - важный момент - Центробанк отложил на полгода ограничение максимального размера розничных кредитных ставок до 4/3 от средней ставки рынка. И проценты по кредитам понеслись вверх на лихих конях экономического Армагеддона.

Итог №4. Невыполненные планы. Февраль-март прошли в попытках осмысления происходящего. Цены на нефть пошли в рост с середины января - с 48 долларов за баррель Brent до 61 доллара; новый мягкий спад начался лишь в конце февраля, а через месяц цены вновь выросли. На этом умеренно благоприятном фоне чиновники подвели первые итоги выполнения своего антикризисного плана: за полтора месяца удалось выполнить лишь 11% программы вместо намеченных 55%. Поистине, пока гром не грянет, мужики на служебных «лексусах» не перекрестятся.

Итог №5. Временное валютное «отрезвление». В целом весной люди вздохнули с некоторым облегчением. Несмотря на высокие цены в магазинах, укрепление рубля чувствовалось, национальная валюта приблизилась чуть ли не к докризисному уровню, и - в это трудно сейчас поверить - люди стали расставаться с долларами и евро, чтобы купить побольше рублей! Но уже к концу года все вернулось на круги своя: граждане снова стали скупать иностранные дензнаки, да еще и с таким рвением, что объем рублевой наличности на руках россиян сжался до жалких 17 млрд руб. - из 6,7 трлн руб., находящихся в обороте.


Валюта / Фото: Сергей Бобылев


Итог №6. Восточные партнерства. Лето этого года стало периодом относительного если не процветания, то как минимум явного движения вперед для российской экономики. Нефть была по 65, доллар по 49. В Донбассе наконец воцарился пусть неспокойный, но все-таки мир, и Россия получила возможность спокойно работать над «поворотом на Восток» - активно разрабатывать торговые соглашения с Китаем и Кореей. Большой пакет документов по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса «Шелковый путь» еще в начале мая - и, как говорится, понеслось.

Итог №7. Мы нужны Западу, но Запад не нужен нам. Очевидно, что подобное положение вещей устраивало далеко не всех. Западные санкции фактически не работали, Россия успешно провела посевную кампанию, подписала соглашения о поставке теплолюбивых культур со странами Азии и Латинской Америки и, в общем-то, стало очевидным, что примерной порки не получилось, что унтер-офицерская вдова едва ли не сама себя высекла. И тогда западные партнеры стали искать новые уязвимые точки российской экономики. Очередное охлаждение отношений началось с активных действий по исполнению решения ЕСПЧ по так называемому «делу акционеров ЮКОСа»: с первых дней лета Европа принялась выискивать российские активы и накладывать на них арест. И без того пошатнувшееся взаимное доверие сошло на нет.

Итог №8. Лобби сильнее народных избранников. Тогда же, в июне, стало очевидным, что Федеральная антимонопольная служба при нынешнем законодательстве неспособна контролировать цены. Преодолевая мощное сопротивление лоббистов, Госдума приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий беспредел ритейлеров в отношении поставщиков. Увы, до второго чтения дело так и не дошло: торговая мафия оказалась сильнее совести и здравого смысла.

Итог №9. Хорошо поговорили. Последним событием периода стабильности стал Петербургский международный экономический форум: на редкость успешный комплекс мероприятий, собравший свыше 10 тыс. человек. Только в рамках форуме было заключено 205 контрактов на общую сумму 293,4 млрд руб., к тому же невозможно сосчитать, сколько начавшихся там переговоров также нашли потом свое логическое завершение в виде подписанных договоров. Правда, благоприятная мировая конъюнктура закончилась примерно через день после закрытия форума, в воскресенье 22 июня, когда Евросоюз объявил о продлении антироссийских санкций. Стало окончательно понятно, что, несмотря на петербургские улыбки и рукопожатия, Запад намерен разговаривать с Россией языком силы.

Итог №10 (показательный). Награда нашла своего героя. Эльвира Набиуллина была названа лучшим главой Центробанка в мире по версии журнала Euromoney. На фоне падения рубля, экономического коллапса и мертвым грузом лежащих в США денег национальных фондов России этот «успех» напомнил о временах Гапона и Азефа. В целом это событие можно считать «собирательным образом» всего того идиотизма, что творился в сфере управления финансами в России в последние годы.

Итог №11. Продовольственный бунт. Что ж, санкции - так санкции, согласились в Кремле. В начале августа Владимир Путин подписал указ об уничтожении продукции, поставленной в обход продовольственного эмбарго. Сама по себе мера абсолютно стандартная, но применять ее кинулись с животным энтузиазмом: информационные телепередачи наперебой показывали кадры уничтожения вполне качественной пищи, а в интернете появились ролики, демонстрирующие, как люди выискивают в раздавленной бульдозерами массе что-то более-менее съедобное. Так рутинная процедура позором.

К счастью, еду в России не только уничтожали, но и выращивали. В условиях продовольственного эмбарго хороший урожай оказался как нельзя более кстати: рекорды 2014 года побить не удалось, но в целом село отработало страду более чем достойно.

Итог №12. Чиновник слушает, да ест… Когда настала пора вернуться к антикризисному плану и проверить, насколько эффективно снизили себе зарплаты чиновники, оказалось, что… Упс. Несколько нехитрых комбинаций опытных шулеров - и доход некоторых слуг народа повысился аж в два раза. А что? Кризис же, надо как-то выживать и семьи кормить!

Итог №13. Банкрот, банкрот, еще банкрот. К концу года последствия экономических санкций, то есть отсутствия дешевых западных кредитов, стали ощущать все больше предприятий. Наиболее чувствительными стали банкротство второго авиаперевозчика страны «Трансаэро» и коллапс ВЭБа, банка с едва ли не вековой историей.

Итог №14. Конец египетского туризма. Начало военных действий в Сирии серьезнейшим образом отразилось на туристической отрасли России: сначала из-за взорванного пассажирского самолета было закрыто египетское направление, потом из-за сбитого военного - турецкого. На эти страны приходилось свыше 80% российского пляжного туризма. Более того, с Турцией вообще были приостановлены экономические отношения, что еще не раз аукнется экономикам обеих черноморских держав.


Боевое дежурство солдат сирийской армии / Фото: Валерий Шарифулин


Итог №15. Бизнес и власть вступили в «диалог»… Что до внутренней экономики, то закономерным венцом года стало выступление двух бизнесменов на Московском экономическом форуме: Павел Грудинин и Дмитрий Потапенко на секции МЭФ по экономической безопасности, с некоторым трудом подбирая цензурные выражения, объяснили, что такое делать бизнес в России в условиях постоянного роста налогов, новых изощренных запретов и давления коррумпированных инспекторов. Присутствовавшие на секции депутаты Госдумы смогли лишь промычать, что сейчас зато дома не взрываются. Через несколько дней в Волгограде от двух взрывов обрушился жилой дом.

Итог №16. Выживаем вопреки. При всем этом страна продолжала жить, работать, двигаться. 10 декабря первый ток дал принципиально новый реактор на Белоярской ГЭС - БН-800 на «быстрых нейтронах» станет прообразом недорогих и эффективных коммерческих реакторов будущего. А 15 декабря выпущены первые пластиковые карты «Мир» - платежной системы, независимой от капризов мировых монстров. Особенно важно, что «Мир» будет действовать в том числе и в Крыму, где невозможно пользоваться картами Visa и Mastercard.

Продолжая тему Крыма, надо вспомнить, что после начала стихийной энергоблокады полуострова России удалось в рекордные сроки наладить энергомост с «большой земли», показав тем самым, что если со стратегией у нас проблемы (можно было подстраховаться раньше), то в критической ситуации мы действуем быстро, слаженно и эффективно.

Итог №17. Пора трезветь. Ну а невольным символом этого сложного, неприятного и, возможно, переломного года стало замечательное раздолбайство Росалкогольрегулирования, которое под самые новогодние праздники решило заставить все бары и магазины подключиться к системе ЕГАИС на шесть месяцев раньше оговоренного. Даже на момент написания этого дайджеста невозможно сказать, законной ли будет продажа спиртного в барах, начиная с 1 января. Будем надеяться, что хорошие чиновники заставят плохих сдвинуть срок реализации своих хотелок хотя бы на полмесяца.
***

Борьба здравого смысла с поиском личной выгоды, абстрактных хороших чиновников с конкретными плохими обещает быть лейтмотивом экономической жизни в наступающем 2016 году. И давайте в новогоднюю ночь поднимем тост за то, чтобы первые наконец пересажали вторых. Потому что никакие иные методы, как видно из написанного выше, уже не действуют.

Не успели россияне отойти от последствий финансового кризиса 2008 года, как ощутили влияние новой волны финансовых неурядиц. Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки, последовавшими за событиями в Украине и присоединением Крыма к составу Российской Федерации. Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

Как известно, именно Россия является основным поставщиком газа и нефти во многие страны Евросоюза. Причиной отказа от прежних объемов поставок стала критическая ситуация в Украине. Недополучение бюджетом денежных средств привело к обесцениванию рубля () и росту инфляции. Это, в свою очередь, повлекло снижение потребительского спроса на многие группы товаров.

Как сегодня протекают кризисные явления в России

Текущий кризис является следствием не только санкционной политики стран Запада против России. Это совокупность отголосков предыдущего кризиса 2008 года и ограничений, принятых в отношении России странами-участницами ЕЭС.

Необходимо отметить, что снижение поставок энергоресурсов в значительной степени сказалось на бюджете страны. Правительство попыталось восполнить потери путем увеличения налогового бремени. Например, в несколько раз выросли взносы в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Это повлекло массовые ликвидации ИП. В итоге бюджет опять недополучил финансы в виде налогов. Так что экономический кризис в России 2015 года был вполне ожидаем.

Ослабление рубля, и спад производства, спровоцировали рост безработицы в стране и снижение уровня жизни населения. Предприятия, относящиеся к сектору малого бизнеса, попросту в массе своей прекращают существование. На очереди вымирание предприятий среднего бизнеса. На фоне новых экономических ужесточений со стороны стран Европы и Америки, а также значительного ослабления внутренней экономики страны, можно заметить, как надвигается кризис в России 2015.

Что представляют собой последствия проведенных санкций и экономической политики страны в совокупности:

  1. Налицо очевидный обвал фондового рынка. Стоимость активов упала в несколько раз. Это ударило по карману не только отечественных, но и зарубежных инвесторов, вложивших деньги в рублевый сегмент рынка.
  2. Новый кризис в России 2015 года уже отразился на секторе кредитования. Причем это касается как сегмента ипотечного кредитования, так и кредитования предприятий. Зависимость прямая – неполучение кредитов предприятием-производителем отечественных товаров влечет за собой снижение производства или вообще полную ликвидацию предприятия. Это становится причиной увеличения безработицы, дефицита товаров и оголения бюджета страны в целом. Почему банки не дают кредиты? Да потому что возросло количество неплатежей со стороны заемщиков.
  3. Как уже говорилось, основные поступления в бюджет страны обеспечивали поставки сырья зарубежным партнерам. Снижение объема поставляемой продукции или полное прекращение продаж повлекло за собой не только кризис в экономике России 2015 года, но и сокращение большинства рабочих мест в данных сегментах отрасли.

Кризис 2015: прогнозы для России

Эмбарго на поставку товаров из-за рубежа, сокращение объемов экспорта, конечно, отразились на экономике страны не с лучшей стороны. Вообще, ситуация отчасти напоминает события, происходившие в 90-е годы. Но, следует отметить, что уроки, полученные ранее, были приняты во внимание правительством. Итак, чем грозит гражданам страны грядущий кризис 2015 года в России:

1. Рост безработицы. Он был, есть и будет продолжаться из-за падения объемов производства. Что можно сделать рядовым гражданам? Просто перепрофилироваться и продолжать работу уже в новом качестве. Как говорится, каждый выживает самостоятельно. На фоне сокращений производства будут очень цениться специалисты, обладающие навыками работы во многих отраслях.

2. Уже сейчас заметно отсутствие большинства импортных товаров, особенно продуктов, в больших торговых точках. Крупные ретейлеры срочно затыкают бреши в ассортименте товаров за счет увеличения числа товаров российских производителей.

3. Отток импортных товаров обусловлен как запретом на ввоз России продукции зарубежных производителей, так и падением курса рубля (ряд импортных товаров попросту стал дороже, значит, покупать их стало невыгодно). Отсутствие импорта на рынке просто обязано подстегнуть отечественное производство и обеспечить страну продукцией российских производителей (при условии конкурентоспособности последних). Эта мера призвана вызвать рост экономики и увеличение объемов производства отечественных товаров, стоимость которых уже не будет привязана к валютной корзине.

4. Рост производства и возрождение предпринимательства будут возможны лишь при соблюдении гибкой налоговой политики. Ужесточение в области сбора налогов никак не сможет стимулировать предпринимателей к занятиям коммерческой деятельностью. Китай в свое время дал дорогу малому бизнесу, обеспечив ряд налоговых послаблений. В результате весь мир заговорил о китайском экономическом чуде.

5. Кризис в России 2015 года позволит ряду стран, включая Россию, перейти от расчетов в долларах или евро по международным торговым договорам. Например, договоры о поставке газа между Россией и КНР уже ориентированы на расчеты в национальных валютах.

Вообще, кризисы в экономике многих стран случаются достаточно регулярно, так как относятся к закономерным, цикличным явлениям. Наблюдающаяся сегодня девальвация рубля – это регулируемая мера, призванная обеспечить стране финансовую стабильность на внутреннем рынке и сократить приток импортных товаров в государство. Подобная мера во все времена способствовала не падению, а росту экономики страны в целом.

К слову, с вы можете ознакомиться тут.

Несмотря на кризис, российская экономика в минувшем году не обвалилась. По сравнению с 2009 годом, когда падение ВВП составило 8 процентов, в 2015 году падение составило чуть более 4 процентов. И это в условиях закрытого для нас рынка капитала. Это — наш главный успех. Но есть и другие достижения в экономике, которыми мы можем гордиться.


Экономика России: на грани успеха или на краю пропасти?

Мирный атом и IT

1. На Белоярской (входит в концерн "Росэнергоатом") был включен в сеть и дал первый ток реактор на быстрых нейтронах БН-800 разработки АО "ОКБМ Африкантов". Это единственный в мире энергоблок с реактором на быстрых нейтронах промышленного уровня мощности 880 мегаватт.

Это безотходное производство электроэнергии за счет организации замкнутого ядерно-топливного цикла. Подобными технологиями обладают лишь единицы стран, и Россия, по признанию экспертов, является мировым лидером в этой области. Опытно-промышленный реактор на быстрых нейтронах БН-800 с жидкометаллическим теплоносителем — натрием, должен стать прототипом коммерческих, более мощных энергоблоков с реакторами БН-1200.

2. Российские программисты лидируют не только в области инноваций, но и в области серийных разработок. Экспорт ПО и IT-услуг из России устойчиво набирает обороты. Его объемы выросли с 2,8 миллиардов долларов в 2009 году до 6 млрд долларов в 2014 году, а по итогам 2015 года предположительно увеличатся еще на 16 процентов и достигнут 7 миллиардов. Об этом было заявлено на круглом столе под названием "Влияние изменений в геополитике и мировой экономике на позиции российских компаний разработчиков ПО на глобальном рынке ИТ".

Сельское хозяйство России

3. в нашей стране развивается в нужном направлении. По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, выручка от экспорта сельскохозяйственной продукции в настоящее время превышает доходы от продажи российского вооружения. Если от экспорта оружия наша страна получает 15 миллиардов долларов, то от экспорта зерна, сельхозпродуктов — 20 миллиардов долларов.

Увеличивается число фермерских хозяйств. Например, только в Пензенской области их было организовано 44. Фемеры становятся изобретательными: кто не хочет увязнуть в различной документации, находит выход в краудфандинге. Автору проекта "Долина коз" Светлане Корабель за 30 дней удалось собрать 352 300 рублей и запустить производство козьего сыра в уральской глубинке.

ВПК России

4. Российская Федерация выполнила план по в 2015 году на сумму более 15 миллиардов долларов. Главная цель — удержать второе после США место в мире, сообщают в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству. Удержать этот объем для нас вполне реально — Россия имеет неплохие позиции по ПВО и боевой авиации, по экспорту танков мы на первом месте в мире, и во всех сегментах у нас есть вполне конкурентоспособные холдинги. Те же США покупают у нас ракетные двигатели и другую технику для космических программ, и вынуждены будут делать это и в будущем, поскольку безопасных аналогов у них нет.

Кроме того, мы начинаем осваивать современные новации, например, производим экзоскелеты, информационные системы управления. Востребована и наша пригодная для Севера амуниция- специальные надувные помещения для холодного климата и даже сухпайки.

В пользу российского оружия не только соотношение цена-качество, но и то, что мы не просто продаем оружие, но и обеспечиваем его послепродажное обслуживание — предоставляем комплектующие на замену, обучаем персонал и, конечно, ремонтируем. Это является не только удачным маркетинговым ходом, но и обеспечивает российским оборонным компаниям дополнительный доход.

5. Выходит на очень хороший уровень работы компания "Вертолеты России", которая производит гражданские самолеты средней дальности SSJ-100. Крупный портфельный инвестор ведет переговоры о покупке доли в компании, заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Сегодня это мощная высокотехнологичная машиностроительная компания, один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли.

В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. ОАК пока что живет за счет военного заказа, нужно, чтобы SSJ-100 вышел на прибыль.

Мантуров сообщил, что проект пассажирского среднемагистрального самолета "МС-21" не прекратился, хотя его затронули санкции, введенные США в отношении России. Но углеродистое волокно для этого самолета теперь производит отечественное предприятие.

Энергомост в Крым

6. Огромный проект по объемам и значимости осуществили российские энергетики. Второго и 13 декабря запущены две ветки . Всего предполагается построить четыре ветки, которые в перспективе должны полностью обеспечить Крымский полуостров электроэнергией.

Космическая отрасль

7. Россия в 2015 году осуществила 29 пусков космических ракет: 18 пусков — с космодрома Байконур, три — из Гвианского космического центра, один пуск — из Домбаровского позиционного района и семь пусков с космодрома "Плесецк". Для сравнения, США за этот период выполнили 19 пусков, из них два аварийных.

Российская орбитальная группировка растет количественно и качественно. В 2015 году на орбиты были выведены 17 беспилотных космических аппаратов для решения задач в интересах российских потребителей. Существенно расширились возможности ДЗЗ и связи современными отечественными спутниками.

Негосударственные пенсионные фонды

8. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в 2015 году начали играть существенную роль на финансовом рынке страны. Миссия НПФ — кредитовать экономику, а не дефицит бюджета. По данным ЦБ РФ, в этом году пенсионные накопления, находящиеся в управлении фондов, были направлены на развитие реального сектора экономики РФ и оживили внутренний долговой рынок страны: объем вложений в корпоративные облигации и акции почти удвоился.

Кроме того, в России начала работать система гарантирования прав застрахованных лиц, куда вошли НПФ, на которые приходится 95 процентов всех пенсионных накоплений. По словам председателя совета директоров Европейского пенсионного фонда Евгения Якушева, НПФ и управляющие компании впервые в этом году провели ряд организованных профильными министерствами встреч с "голубыми фишками" российского рынка. "Это свидетельствует о высокой заинтересованности в том, чтобы направить средства пенсионных накоплений в развитие российских компаний".

Развитие регионов

9. 2015 год стал годом, когда не просто вступили в силу, а практически заработали два принципиально новых закона: "О территориях опережающего социально-экономического развития" и "Свободном порте Владивосток". Правительство в середине года учредило первые 9 ТОРов и согласовало выделение 20,5 миллиардов рублей на создание необходимой инфраструктуры. Эти деньги есть в бюджете будущего года, и этих статей никакие секвестры не коснулись.

Создана и начала работу Корпорация развития Дальнего Востока, которая для этих законов является основным субъектом исполнения. Первая "твердая" заявка от резидента ТОР поступила 17 августа этого года, на сегодняшний день официально подано 87 заявки на 283,37 миллиардов рублей инвестиций. Постоянно поступают новые обращения от инвесторов.

Автомобилестроение

10. "Нефтекамский автозавод", который является частью холдинга "КамАЗ", собрал первые десять шарнирно-сочлененных самосвалов марки Bell, которые будут переданы компании "Сургутнефтегаз". Собранные самосвалы оснащены кузовами российского производства.

Bell — южноафриканская машиностроительная компания, основной продукцией которой являются самосвалы, бульдозеры, фронтальные, вилочные и крановые погрузчики, а также экскаваторы, скреперы и грейдеры. Совместный проект компаний Bell и НефАЗ — это пример реального сотрудничества в рамках БРИКС.

Новое на сайте

>

Самое популярное