Домой Хоум Кредит Банк Государственный сектор. Государственный сектор экономики

Государственный сектор. Государственный сектор экономики

Появился вместе с первыми государствами, когда люди стали объединяться, потому что большей общиной легче было выжить. Сбор налогов, оборона, общественная безопасность - первичные элементы, с которых начиналась любая страна. Затем появлялись государственные предприятия по производство оружия, связь, транспорт. Государственный сектор экономики - это совокупность субъектов всех видов деятельности, которыми занимается государство. Первая полноценная модель государственного сектора экономики появилась еще в Древнем Китае.

Понятие

Государственный сектор экономики - это организации, учреждения, предприятия, принадлежащие государству, через которые оно участвует в производстве, распределении и обмене. Эти экономические субъекты могут управляться государством напрямую или через своих представителей.

Первый вариант

Как специфический вид собственности и деятельности, государственный сектор экономики страны появился в 140 году до нашей эры в Древнем Китае при императоре Ханьской династии У-Ди. Модель управления страной включала практически все элементы присущие современной государственной экономике.

Китайскому государству принадлежали предприятия самых различных отраслей, в том числе, шахты, каменоломни, солеварни, наземный и водный транспорт, кредитные учреждения. Император Ди ввел единую денежную систему и акцизы, контроль над конкуренцией и ценами.

В государстве принимали план по межрегиональному сотрудничеству и стимулированию развития сельского хозяйства. В стране вместе с госсектором была разработана и первая система управления государственным сектором экономики. Модифицированная модель до сих пор используется в современном Китае.

Элементы

Государство осуществляет свою деятельность через свои представительные организации в различных сферах производства, распределения и обращения. В сфере производства элементы государственного сектора экономики - это государственные и муниципальные предприятия. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в отраслях, где частному сектору не очень выгодно работать.

В сфере распределения основные элементы - государственный и местный бюджеты, налоги, дотации и преференции. Государство вынуждено участвовать в перераспределении общественных благ, в том числе, чтобы снизить неравенство в доходах населения, защитить наименее защищенные слои населения, снизить диспропорции в развитии разных регионов.

В сфере обращения главный элемент государственного сектора экономики - это Центральный банк, который отвечает за денежно-кредитную политику и работу финансовой системы страны.

Как образуется?

В обычных ситуациях развитие государственного сектора экономики происходит за счет строительства новых предприятий на средства государственного и местного бюджета. Например, в России за счет государственного бюджета строятся предприятия военно-промышленного комплекса, за счет местных бюджетов - предприятия коммунального хозяйства.

В ряде случаев государство национализирует полностью или частично предприятия частного сектора. Государство вынужденно забирать крупные убыточные предприятия, такая практика существует во многих европейских странах, в том числе во Франции, Италии, Великобритании, Австрии. В этих странах были национализированы предприятия различных отраслей, в том числе угольные шахты, автомобильные заводы, авиационные перевозчики.

Функции

Одна из функций государственного сектора экономики - это формирование и поддержание национальной экономики. В капиталистических странах государственные предприятия создаются там, где частный сектор не справляется, и возникают диспропорции в экономике. Зачастую после того как предприятие национализируется и приводится в порядок, оно возвращается в частный сектор.

Например, многие предприятия южнокорейского конгломерата Дэу, были национализированы и после определенного периода санации были проданы частному сектору. Самый классический случай "провала" механизмов рыночной экономики это монополизация, с которым государство борется регулированием и участием в производстве.

Экономическая роль государственного сектора в экономике заключается в создании предприятий в интересах страны в целом, а не в целях максимизации прибыли. Предприятия могут создаваться в целях эффективного размещения производительных сил, регионального развития, создания новых национальных секторов экономики.

Подробнее об экономической функции

Государство способно аккумулировать большие объемы ресурсов и обеспечить финансовую стабильность и спрос, поэтому одна из важных функций государственный сектор экономики - это создание капиталоемких объектов часто с длительными сроками окупаемости и низкой рентабельностью. Самые развитые регионы Азии - Сингапур, Гонконг, Южная Корея, например, начинали развитие промышленности с государственных инвестиций.

Государство берет на себя риски и в ситуациях, когда частный бизнес не справляется с технологической модернизацией отсталых производств, которые критически значимы для страны. Для развития отдельных регионов страна может не только создавать условия для привлечения частного бизнеса, но и строит свои предприятия. В отдельных случаях предприятия госсектора организуются в отраслях, где есть частные предприятия, которые занимают монопольное положение, чтобы уменьшить их влияние на рынок. Страны направляют значительные инвестиции в ключевые отрасли, чтобы снизить контроль над ними иностранных глобальных корпораций.

Основные направления

В зависимости от экономических традиций страны, государство имеет собственность в самых различных отраслях. Например, в России это добыча природного газа, в Малайзии, Венесуэле - нефть, на Тайване - производство и продажа алкоголя. Но во всех странах государство отвечает за объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования экономики.

За счет государственного бюджета строятся железные и автомобильные дороги, развивается коммунальное хозяйство, объекты энергетики. В основном это предприятия малоприбыльных отраслей и высокой социальной значимости. Государство берет на себя предпринимательские риски, когда необходимо развивать новые технологии или целые отрасли критически важные для страны.

Во всех странах развитие высокотехнологичных отраслей проходит при партнерстве государственного и частного сектора экономики. Иногда государству приходится выступать в качестве спасателя, тогда национализируются убыточные предприятия. Обычно это делается для значимых крупных предприятий с большим количеством сотрудников.

Методы регулирования

Как и любая другая часть хозяйственной деятельности в стране, экономика государственного и муниципального сектора регулируется государством. Используются прямые и косвенные методы воздействия на этот сектор экономики. К прямым методам относятся:

  • создание законодательной базы, которая определяет возможность заниматься тем или иным видом деятельности;
  • прямое участие в производственной деятельности, в том числе и долевое;
  • приватизация государственной собственности, обычно с целью пополнения бюджета и передачи бизнеса в управление более эффективному собственнику;
  • инвестиции, гарантии по кредитам и другие методы финансовой поддержки.

Косвенные методы регулирования государственного сектора экономики это налоговое регулирование, стимулирование спроса и частно-государственное партнерство. При помощи установления ставок стимулируется переток инвестиций в отрасли с более низкими налогами. Увеличение доходов населения, например, стимулирует спрос на потребительские товары, а размер ключевой ставки центрального банка определяет, куда выгоднее направлять деньги в производство или в финансовый сектор.

Кто работает в госсекторе?

Многообразие функций государства определяет и существование сотен видов деятельности, которыми занимаются государственные и муниципальные предприятия. Все предприятия можно отнести к трем типам:

  • Несамостоятельные публично-правовые предприятия. К ним относятся пенитенциарные учреждения, школы, монетные дворы.
  • Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. К ним относятся почта, железные и автомобильные дороги, государственные холдинги и корпорации.
  • Предприятия в форме частного юридического лица. К ним относятся акционерные предприятия, где государственное участие оформлено через акции.

Предприятия первой и второй группы создаются и работают на основе специальных законодательных актов. В некоторых странах эти предприятия могут существовать и в акционерной форме, например, частные тюрьмы работают в США и в некоторых странах Европы, также во многих странах есть частные школы. Государственное предпринимательство осуществляется, обычно через участие в акционерном обществе.

Преимущества и недостатки

В целом позитивным фактором считается снижение роли государственного сектора в экономике, потому что все отмечают отсутствие методов надежного контроля и эффективного управления, по сравнению с частными предприятиями. Государственные предприятия являются источником коррупции и непотизма (синоним - кумовство).

В Китае, несмотря на жестокие меры борьбы, постоянно выявляются факты коррупции в госсекторе, а в Южной Корее в прошлом году за непотизм были уволены все сотрудники казино. Государственные предприятия зачастую слабо связаны с рынком, не могут быстро реагировать на изменение спроса из-за необходимости длительных согласований с представителями государства.

Преимущества государственного сектора экономики - это устойчивость, благодаря государственным инвестициям, стабильность работы, благодаря гарантированному спросу, возможность работать в рамках плана или программы.

В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Сегодня государственный сектор, и об этом свидетельствует мировой опыт, служит и экономической опорой страны и важнейшей сферой государственного регулирования.

В современной литературе экономической направленности понятие «государственный сектор» трактуется неоднозначно, чаще всего под государственным сектором понимают часть экономики страны, представляющей собой комплекс объектов, целиком или частично находящихся в собственности центральных или местных государственных органов и полностью контролируемых государством.

Существуют и другие более расширенные трактовки. Например, государственный сектор рассматривают как многокомпетентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, в состав которого входят государственные предпринимательские структуры (предприятия, учреждения, организации), государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, охраны природы, обеспечения государственной безопасности и т. п., а также та собственность государства, которая не входит в состав имущества, закрепленного за предпринимательскими структурами, например, земля, природные ресурсы и т.п., средства составляющие государственную казну.

Но в любом случае государственный сектор экономики - это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР , а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.


Как правило , государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой.

Он охватывает отрасли , оставленные ему частным капиталом , в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.

Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.

Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно.

Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры , депрессии или кризиса.

Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:

· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохо-зяйственными процессами;

· повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;

· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

Стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

Реализация государственной структурной политики;

Поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

Поддержание определенного уровня цен;

Решение проблем занятости;

Обеспечение внешнеэкономического равновесия;

Обеспечение приоритета социальных целей.

Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:

Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;

Определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;

Осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.

Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:

· доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;

· количество занятых в нем рабочих и служащих;

· удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;

· число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферами отраслям.

Можно выделить также долю государственного сектора:

· в общем объеме основных фондов;

· общий объем инвестиций, в том числе и по отраслям экономики;

· объем госзаказа, выполняемого государственным сектором;

· общий объем государственных ресурсов, в том числе по отраслям и сферам.

Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.

Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются в рамках конкретной модели качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Взаимодействие государственного и частного капитала выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации.

Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности :

Национализация объектов частной и смешанной собственности;

Создание новых объектов за счет государственных средств;

Выкуп государством объектов у частного капитала.

Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т. е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию.

На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т. д.

Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами - государственными частным в пользу последнего.

История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма. Доля государственного производства в экономике США невелика и колеблется в пределах 12 %. Во Франции, Австралии, Германии, Швеции, Нидерландах, Италии - более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. В отдельные годы в этих отраслях объем государственного промышленного производства составил до 50 % от общенационального. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.

Возрастающую роль государственного сектора в экономике в наибольшей степени могут характеризовать государственные расходы в ВВП. Наглядно тенденцию изменения государственных расходов за период 1929 - 2000 гг. можно проследить на основе данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1.

Уровень государственных расходов ведущих индустриальных стран*

Безусловно , целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.

Эффективность функционирования государственного сектора можно рассматривать с позиции следующих подходов:

· как эффективность функционирования объектов государственной собственности;

· как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов через госбюджет;

· как эффективность государственных расходов.

С позиции первого подхода оценка эффективности функционировании объектов государственной собственности основывается на:

· рентабельности государственного сектора экономики;

· полезности для общества.

Как правило , в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два - три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерное привлечение ресурсов и нерациональное их использование.

К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:

· сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли, отраслях;

· использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;

· высокий уровень социальных расходов;

· отсутствие конкуренции;

· государственное финансирование и т. д.

В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий - бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.

Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.

В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго - очевидны.

При определении эффекта , получаемого государством от перераспределения ресурсов через госбюджет, и оценке эффективности государственных ресурсов на общественные блага, нужно исходить как из прямых, так и побочных эффектов, определять экономическую, социальную и экологическую эффективность государственного сектора.

В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Контрольные вопросы и задания

1. Имеет ли рыночная экономика определенные преимущества?

2. Чем обусловлена объективная необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику?

3. Что следует понимать под государственным регулированием рыночной экономики?

4. Чем определяются границы государственного вмешательства в экономику?

5. Охарактеризуйте государственное peгулирование экономики с позиции различных стран.

6. Какие объективные требования необходимо соблюдать при формировании системы государственного регулирования экономики?

7. На каких общих принципах управления строится система государственного регулирования экономики?

8. Какие основные элементы входят в систему государственного регулирования экономики?

9. Кто выступает в качестве субъектов государственного регулирования и как их можно сгруппировать по причастности к процессу регулирования и по форме участия в нем?

10. Покажите прямые и обратные связи между субъектами государственного регулирования.

11. Что представляют собой объекты государственного регулирования?

12. Выделите группы функций государства в системе государственного регулирования экономики и дайте им характеристику.

13. Что следует понимать под защитой экономического правопорядка и экономической безопасности как функции государства. Раскройте ее содержание.

14. Что представляет собой целевая функция государства?

15. Какова стратегическая цель и задачи устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь?

16. Назовите генеральную цель социально-экономического развития Республики Беларусь в 2005 - 2010 гг.

17.В чем проявляется направляющая и координирующая функция государства и какова ее роль?

18. На что направлены и каково значение распределительной и перераспределительной функций государства?

19. Чем обусловлена и что предопределяет контрольная функция государства?

20. Каковы роль и место государственного сектора экономики в системе государственного регулирования?

21. Назовите основные параметры, характеризующие государственный сектор экономики.

22. Можно ли влиять и каким образом на границы государственного сектора экономики.

23. Какие существуют подходы к оценке эффективности функционирования государственного сектора экономики?

24. Чем объяснить более низкую рентабельность отдельных объектов государственной собственности?

25. Какие типы предприятий можно выделить в рамках государственного сектора экономики?

Понятие государственный сектор экономики представляется как совокупность хозяйственных объектов, принадлежащих в целом или частности федеральным и муниципальным государственным органам.

Границы государственного сектора могут меняться в зависимости от усиления или ослабления корпоратизации и приватизации предприятий. В настоящее время статистика большинства стран с рыночной экономикой обычно исключает из перечня объектов государственного сектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации. И это происходит даже в том случае, когда доля государственной собственности в их капитале более чем значительна. Последствиями этого получается то, что общий объём государственного имущества в капитале смешанных предприятий оказывается намного больше, чем сам государственный сектор.

Инвестиции государства приходятся в основном на государственный сектор экономики, который играет особенную роль в государственном регулировании экономических процессов. Одновременно он является и объектом и средством воздействия на предпринимателей.

В разных странах государственный сектор образовался задолго до развития капиталистических отношений. По мере формирования системы государственного вмешательства государство строило, приобретало у собственников хозяйственные объекты, в основном объекты социальной сферы, тяжелой промышленности, деятельность которых всегда было выгодно и необходимо только для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частных производителей.

В одних странах государственный сектор возник в результате национализации некоторых отраслей и предприятий, в других государство строило либо выкупало разоряющиеся хозяйственные объекты. В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

Основной частью государственного сектора являются объекты социального назначения, в большинстве своем не приносящие прибыль, Остальная часть состоит из государственных предприятий, относящихся к сырьевой и энергетической базе страны, где требуются большие капиталовложения, а прибыль прибывает медленно. Прибыльность государственных фирм на порядок ниже, чем у частных компаний.

Существование в условиях рыночных отношений секторов, руководствующиеся в своей деятельности принципами, которые отличаются от принципов частных предприятий, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства.

Прибыль предприятий государственного сектора не является первостепенной целью его деятельности в экономике, так как высоких прибылей от них не ожидают, а убытки покрываются из государственного бюджета. Именно поэтому государственный сектор становится главным поставщиком недорогих услуг, электроэнергии и сырья, уменьшая этим издержки в частном секторе.

Также государственные предприятия занимаются и внешнеторговой деятельностью, вывозом капитала за рубеж, внедряют национальный капитал в виде капиталовложений в какие-либо страны.

Интенсивно используется государственный сектор как инструмент государственного регулирования экономических процессов. Так, в условиях кризиса, когда частные инвестиции сокращаются, капиталовложения в государственный сектор обычно возрастают. Следовательно, государственные органы стремятся удержать спад производства и рост безработицы. Заметна роль государственного сектора в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или реконструирует старые в тех отраслях экономики, куда частный капитал прибывает недостаточно. Например, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров.

Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций в соответствии с государственными программами, государство может регулировать капиталовложения, а за счет управления пакетами акций банков может направлять ресурсы коммерческих банков на кредитование инвестиционных проектов.

Государственный сектор через Центральный банк РФ регулирует финансовым рынком:

Определяет процентные ставки;

Осуществляет операции на рынке ценных бумаг;

Оказывает воздействие на валютный курс.

И этим государственный сектор тоже активно влияет на экономический рост страны.

Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются:

Извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее и в бюджет;

Наполнение доходной части бюджета за счет налогов и иных обязательств.

В целом государственный сектор дополняет частное хозяйство там, где стимулирование частного капитала оказывается недостаточным. В результате государственный сектор можно назвать инструментом для повышения эффективности народного хозяйства и перераспределения ВВП.

Доля государственного сектора в национальной экономике изменяется не только в результате нового строительства и приобретения готовых объектов, но и как следствие приватизации. В восьмидесятых и девяностых годах двадцатого века эта тенденция заметно усилилась.

Масштабное сокращение государственного сектора в основном преследовало цель устранения бюрократии в управлении государственными предприятиями. Что же касается эффективности работы предприятий, то в современных условиях она во многом зависит от уровня управления и способности собственника контролировать результаты его деятельности.

В переходной экономике восьмидесятых - девяностых годов опыт преобразования государственных предприятий в акционерные общества с разными объёмами государственных пакетов акций позволило сделать два вывода.

Во-первых, сохранять в собственности государства целесообразно только пакет, которые обеспечивают определённую степень контроля в управлении компанией. Обычно это составляет от 25 до 30 процентов, что позволяет государству участвовать в управлении государством и в то же время не ограничивать права самих инвесторов.

Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой всегда имеются отрасли и производства, традиционно являющимися объектами безусловной монополии государства.

Характер взаимодействия государства и предприятий, находящихся в его собственности, в настоящее время такое же что и его взаимодействие с частными предприятиями. В то же время большая часть государственных предприятий еще очень долгое время будет нуждаться в помощи государства, и в связи с этим появляется необходимость государственного вмешательства в их деятельность. Однозначно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями должны различаться. Пристальное внимание, на мой взгляд, следует уделить вопросам создания и деятельности холдингов и финансово-промышленных групп, контролируемых государством, как наиболее перспективных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать стабильный экономический рост.

Отдельно стоит вопрос о земле, приватизация которой допускается не во всех странах. В большинстве стран купля-продажа земли жёстко регулируется государством, не допускается продажа иностранным гражданам. Тем не менее, разными способами идёт постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Это и возврат земель прежним владельцам, и передача в собственность или длительную аренду членам бывших сельскохозяйственных кооперативов.

Особой проблемной структурой государственного сектора можно назвать государственную собственность на банковские организации. В России большинство коммерческих банков были частными, а государство только контролировало ключевые финансовые структуры, такие как Сбербанк, Внешэкономбанк. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, но в то же время его права жёстко регулировались государством.

По мере завершения реорганизации государственных предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и преодоления спада могут изменяться подходы к размеру и составу государственного сектора экономики. Сокращение государственного влияния и контроля является серьёзной предпосылкой для притока крупных финансовых инвестиций в те отрасли государственного сектора экономики, которым необходимо вливание средств для эффективного функционирования, а также повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Отдельно проанализируем 178 статью Бюджетного кодекса Российской Федерации. Она устанавливает необходимость разработки плана развития государственного и муниципального секторов экономики, подразумевая под государственным сектором только государственные унитарные предприятия.

Это оправдывается, поскольку установление плановых заданий субъектам рыночных отношений, в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным.

Выбор из всего перечня методов бюджетного регулирования государственного сектора определяется на границе потребностей и возможностей развития. При определении объёмов, направлений, объектов и механизмов бюджетного финансирования государственного сектора необходимо принять во внимание его возможности в создании и увеличении валового внутреннего продукта. Это связано с представлением необходимых разработок системы государственных задач в распределении ресурсов между государственным и частным секторами экономики и внутри самого государственного сектора.

Максимальный эффект от использования бюджетных инвестиций возможен при финансировании производства чистых общественных благ, сюда относятся такие отрасли как, национальная оборона, средства массовой информации, социально-культурная сфера.

В финансировании производства смешанных общественных благ, таких как, здравоохранение, образование, водоснабжение, в рамках государственного сектора можно постепенно уменьшать.

А финансирование производства частных благ предприятиями государственного сектора целесообразнее всего только при наличии погрешностей рынка, что, далеко не всегда является абсолютным критерием.

Четкое разграничение всех благ предопределяет разработку оптимального бюджетного поведения в регулировании государственного сектора и позволяет определить границы, формы и методы участия государства в управлении экономикой.

Ведущую роль в создании стратегических приоритетов развития государственного сектора, контроле над его деятельностью и определении оптимальных размеров, закреплено за Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно устанавливает цели предприятиям государственного сектора в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Необходимо также найти оптимальное равновесие при централизации ресурсов государства и распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти. Децентрализация бюджетных полномочий необходима лишь в той степени, когда наиболее эффективно используются возможности государственного бюджета.

Обоснование мероприятий, направленных на достижение целей развития государственного сектора, предусматривает:

Прогнозирование доходов и расходов государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов,

Планирование объемов продукции и формирование проектов государственных контрактов на поставки продукции, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.

На практике применяется метод планирования «от достигнутого уровня». Такой метод является самым приемлемым при условии, что общество удовлетворено состоянием государственного сектора и не находится в процессе глубоких социально-экономических трансформаций.

При условиях быстрого развития государственного сектора на первое место выдвигается поиск оптимальных альтернативных вариантов использования государственных средств.

Для рационального выбора используется метод сравнения эффективности, который дает определённую полезную информацию для принятия экономических и политических решений.

Для оценки эффективности в государственном секторе используют такие методы:

1. анализ затрат и результативности,

2. анализ затрат и полезности,

3. анализ затрат и выгод.

1. Понятие «анализ затрат и результативности» означает комплекс аналитических приемов, делающих возможным определение объема затрат и ресурсов на достижение определённых целей, поставленных перед государственным сектором, и выбор оптимальных решений.

2. В случае, если оценивается деятельность, дающая множество результатов лучше использовать анализ затрат и полезности.

3. Метод анализа затрат и выгод есть комплекс процедур, которые делают возможным сравнение затрат и результатов проектов в универсальной стоимостной форме. Использование этого метода связано с трудностями, так как не все общественные блага можно оценить стоимостью.

Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы унитарных предприятий государственного сектора:

На праве хозяйственного ведения - собственник решает вопросы создания предприятия, реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели деятельности, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества;

На праве оперативного управления - полномочия собственника более широкие. Предприятие может самостоятельно распоряжаться только произведенной им продукцией. Распоряжение закрепленным имуществом возможно только с согласия собственника.

Унитарные предприятия представляют собой коммерческие предприятия, собственником которых является государство. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием считается его руководитель, назначенный собственником либо уполномоченным органом и им отчитывается.

В сложившейся социально-экономической ситуации наступил период, когда необходим пересмотр принципов и приоритетов в управлении и распоряжении государственной собственностью, усиление государственного контроля и регулирования экономики. Повышение роли государства нельзя понимать как политику увеличения количества объектов государственного сектора в стране.

Первое, что потребуется для повышения роли государства в управлении общественным сектором, это создание полного реестра собственности государства и особое внимание уделять проблеме улучшения качества управления государственными пакетами акций.

Во-вторых, существует необходимость создания нового государственного органа, у которого была бы сосредоточена вся государственная собственность, и который не зависел от Правительства. Этот орган должен действовать только на основе коммерческого права, а если будет необходимо, санировать находящиеся в собственности государства предприятия. Государство на конкурсной основе назначает управляющего на данное предприятие и полностью контролирует процесс.

И, наконец, третье условие усиления роли государства в управлении государственным сектором. Оно заключается в создании системы индикативного планирования российской экономики на основе четко структурированного сектора государственных предприятий. Только в данном случае государство будет иметь реальную возможность осуществлять приоритетные задачи на практике через систему государственных предприятий.

Масштабы государственного сектора оцениваются рядом показателей:

Долей производства государственного сектора в общем объеме производства;

Удельным весом продукции;

Долей в объеме основных фондов;

Долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;

Численностью работников на государственных предприятиях.

В российской экономике положение с государственным сектором осложняется тем, что последний формируется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а для этого необходимо обоснование объема, состава и перспектив развития федеральной, региональной и муниципальной собственности и соответствующие юридические документы.

Многообразие объектов управления предъявляет высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

При этом как Федерация, так и субъекты Федерации, независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Основными полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности располагает Правительство Российской Федерации.

Специальным государственным органом, осуществляющим управление федеральной собственностью, является Министерство имущественных отношений Российской Федерации, в чьи обязанности входят:

Проведение государственной политики в области приватизации;

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности;

Межотраслевой контроль процесса приватизации и управления федеральной собственностью.

Министерство имущественных отношений России полномочно принимать решения о приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, передавать объекты государственной собственности Российскому фонду федерального имущества для продажи.

Министерство имущественных отношений выступает держателем принадлежащих Российской Федерации акций, закрепленных в федеральной собственности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества. Также Правительством Российской Федерации ему даны права утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать и расторгать контракты с руководителями таких предприятий.

Реальный перелом в снижении государственных капиталовложений в экономику России до сих пор не произошёл. За последние годы доля затрат на финансирование объектов государственного сектора экономики в расходах федерального бюджета сократилась более чем в четыре раза.

В этих условиях прямые капиталовложения в государственный сектор экономики должны сохраниться, а бюджет развития в ближайшем времени должен стать одним из основных средств, регулирующих в его рамках восстановление инвестиционного процесса.

государственный регулирование экономика

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. и др. Экономика: Справочник. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. - М., 2006.

3. Региональная экономика: / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Экономика: / Под ред. А.С. Булатова. - М., 2006.

5. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2007.

6. Андрианов В.Д. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. - 2008.

АЛЕКСАНДР ВИССАРИОНОВ
доктор экономических наук, заместитель директора
ИРИНА ФЕДОРОВА
кандидат экономических наук, заведующая сектором
Институт макроэкономических исследований
при Министерстве экономического развития и торговли РФ

Развитие госсектора невозможно без придания ему соответствующего правового статуса и создания эффективного механизма управления
с помощью бюджетных регуляторов
Размеры государственной поддержки предприятий госсектора
не отвечают их реальным потребностям в инвестиционных ресурсах
Одним из основных инструментов, регулирующих восстановление инвестиционного процесса в рамках госсектора, должен стать бюджет развития

Стратегия государственного регулирования экономики направлена сегодня на постепенное сокращение прямого вмешательства государства при усилении косвенного воздействия. Размеры поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней крайне малы, при этом происходит переход от бюджетного финансирования крупных программ к поддержке отдельных эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными. В рамках госсектора следует, на наш взгляд, говорить о необходимости возрастания государственного влияния.

Государственный сектор
как объект управления

В нормативных актах и экономической правоприменительной практике в настоящее время соседствуют различные толкования понятия “госсектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.

Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не совпадают. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.

Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления госпредприятиями .

Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует о том, что госсектор как специфический объект управления в экономике не выделен . Такой подход законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных средств, направляемую централизованно на нужды госсектора.

Характер взаимодействия государства и госпредприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть госпредприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность . Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост.

Одно из перспективных направлений развития госсектора – создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако мы считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля. Поэтому, на наш взгляд, такой симбиоз непродуктивен и от него (в случае целесообразности оставления корпорации под государственным контролем) следовало бы отказаться.

В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается, как само собой разумеющееся, что госсектор в его теперешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т.д.). Оптимизация состава и структуры госсектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов – центральный. Приватизация – это только один из способов изменения масштабов госсектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения госсектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) госпредприятий.

Встроенным блоком механизма управления объектами госсектора должен стать механизм, позволяющий избегать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в составе госсектора и избежать опасности оставить их без гарантий бюджетной финансовой подпитки.

Бюджетные регуляторы как инструмент управления государственным сектором

Структурную политику по регулированию размеров и состава госсектора необходимо, на наш взгляд, увязывать с бюджетными приоритетами. В процессе перераспределения ресурсов государства при формировании бюджета на следующий год нужно учитывать цели и приоритеты развития и реструктуризации госсектора. В план его развития следует включать как реструктуризацию неэффективных сегментов, так и поддержку со стороны государства определенных видов деятельности. Очевидно, что все эти ресурсные потоки должны быть отражены в соответствующих разделах бюджета. В том случае, если государство берет на себя риск освоения новых сегментов реального сектора, в бюджете необходимо определить размер государственных инвестиций, выделяемых на эти цели. В такой ситуации механизм регулирования госсектора частично должен смыкаться с механизмом формирования и реализации федеральных целевых программ.

Как специфический объект регулирования госсектор не обозначен в бюджетной классификации ни в части доходов, ни в части расходов. В классификации доходов в рубрике “неналоговые доходы” выделяются доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, что не дает возможности отделить госсобственность от муниципальной и определить доходы непосредственно от госсектора. По отдельным видам налогов также нет соответствующей разбивки.

Представляется, что такая разбивка в бюджете, позволяющая оценить масштабы участия госсектора в формировании его доходов, целесообразна и ввести ее несложно. Сопоставление данных о доле госсектора в величине доходов бюджета с соответствующими данными Госкомстата РФ о налоговых и неналоговых отчислениях от предприятий госсектора позволило бы оценить степень достоверности и реализуемости бюджетных показателей по госсектору.

Все имеющиеся в Бюджетном кодексе РФ виды расходных классификаций госбюджета (функциональная, экономическая и ведомственная) также не содержат распределения ресурсов по формам собственности, и на основе существующих методик невозможно оценить средства, направляемые непосредственно в госсектор. Можно лишь составить частичное представление на основе анализа статей бюджетной классификации.

Так, при рассмотрении функциональной классификации становится очевидным, что ни одна из расходных статей (даже таких, как государственное и местное самоуправление или национальная оборона) не может быть полностью отнесена к госсектору, а методики определения его доли внутри статей функциональной классификации пока не существует.

Экономическая классификация также не дает оснований для отнесения хотя бы отдельных ее статей только к госсектору. Перечень прямых получателей бюджетных средств хотя и состоит из государственных организаций, однако дальнейшее распределение этих ресурсов предполагает участие в процессе исполнения бюджета предприятий и других форм собственности.

Мы считаем, что для целей выделения доли госсектора в общей величине бюджетных расходов необходимо ввести соответствующие дополнения в бюджетную классификацию , что позволит оценить “планируемые” расходы государства в госсектор на текущий бюджетный год. При сопоставлении бюджетных параметров со статистическими данными можно оценить степень выполнения бюджетных назначений.

Средства, выделяемые из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ , также распределяются в определенных пропорциях между госсектором и предприятиями иных форм собственности. Перечень таких программ приводится в приложении к федеральному бюджету. В его рамках устанавливаются государственный заказчик и требуемый объем финансирования. Чтобы определить участие предприятий госсектора в освоении средств, отпущенных на выполнение федеральных целевых программ, необходимо, на наш взгляд, организовать учет состава соискателей и исполнителей соответствующих работ с выделением государственных исполнителей и указанием размера и доли освоенных ими средств.

Отдельно следует остановиться на анализе 178 статьи Бюджетного кодекса РФ. Она законодательно регламентирует необходимость разработки плана развития государственного и муниципального секторов экономики, подразумевая под госсектором только государственные унитарные предприятия. Это оправдано с точки зрения сущности планирования, поскольку устанавливать плановые задания субъектам рыночной экономики, в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным. По нашему мнению, необходимо продолжить разработки в данном направлении. Их результатом могла бы стать сбалансированная система плановых показателей развития госсектора . Создание такой системы и накопление в соответствии с ней массива информации, отражающей размеры, эффективность и тенденции развития госсектора, должны послужить основой формирования стратегии его бюджетного регулирования.

Выбор из имеющегося перечня методов бюджетного регулирования госсектора определяется на стыке потребностей и возможностей развития. При определении размеров, направлений, конкретных объектов и механизмов бюджетного финансирования госсектора нужно принимать во внимание его возможности в процессе создания и увеличения ВВП. В этой связи представляется необходимым разработать систему государственных приоритетов в распределении ресурсов между государственным и частным (смешанным) секторами экономики и внутри собственно госсектора.

С точки зрения общества в целом максимальный эффект от использования бюджетных средств возможен при финансировании производства так называемых чистых общественных благ (национальная оборона, инфраструктура, СМИ и т.д.) предприятиями госсектора. В отношении финансирования производства “смешанных” общественных благ (здравоохранение, образование, водоснабжение, канализация и т.д.) в рамках госсектора можно, на наш взгляд, поставить вопрос о его постепенном уменьшении. Что касается участия государства в финансировании производства “частных” благ предприятиями госсектора, то, как нам представляется, его целесообразность оправдана только при наличии изъянов рынка, что, однако, далеко не всегда является абсолютным критерием.

Четкое разграничение частных, общественных и смешанных благ является предпосылкой для разработки рациональной бюджетной стратегии регулирования госсектора, позволяет определить границы, формы и методы участия государства в управлении его экономикой.

Ведущую роль в формировании стратегических приоритетов развития госсектора, мониторинге его деятельности и определении оптимальных размеров, на наш взгляд, целесообразно закрепить за Министерством экономического развития и торговли РФ. Оно должно установить цели, стоящие перед предприятиями госсектора в краткосрочной и долгосрочной перспективе, включающие регионально-отраслевой аспект. Необходимо найти оптимальную пропорцию при централизации ресурсов государства и распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти. Децентрализация бюджетных полномочий по регулированию госсектора необходима в той степени, которая позволяет наиболее эффективно использовать возможности госбюджета.

Например, если производство какого-то социального блага отвечает интересам всего населения, его предоставление должно осуществляться централизованно. Решения, касающиеся финансирования производства тех социальных благ, выгоду от которых получают в основном жители данной территории, нужно принимать децентрализованно, при этом такое финансирование необходимо проводить преимущественно за счет местных ресурсов.

При формировании механизма бюджетного регулирования госсектора особое внимание, по нашему мнению, следует уделить таким вопросам, как определение размеров и стратегии выделения государственных капиталовложений, форм государственной поддержки (субсидии, субвенции, бюджетные ссуды и т.д.), установление размеров ответственности государства за убытки казенных предприятий, механизма распределения трансфертов в территориальном разрезе и т.д.

Относительно новым инструментом распределения финансовых ресурсов государства между субъектами экономики стал бюджет развития , однако он, как и федеральный бюджет в целом, не дает возможности оценить долю госсектора как получателя инвестиционных ресурсов государства, хотя создание механизма такой оценки не вызывает принципиальных трудностей.

В существующем виде бюджет развития нуждается в совершенствовании как с правовой, так и с макроэкономической точек зрения. Прежде всего необходимо уточнить перечень его статей и устранить противоречия между Законом о бюджете развития и другими законодательными актами.

Идея создания бюджета развития как части инвестиционного бюджета с особым статусом возникла из-за необходимости иметь такой инструмент государственного регулирования, который, во-первых, обеспечивает достижение не только чисто экономических, но и социальных целей, а, во-вторых, основывается преимущественно на рыночных принципах.

В этой связи можно определить две группы приоритетов, в соответствии с которыми должно осуществляться выделение средств бюджета развития на поддержку госсектора экономики: антикризисные и стимулирующие .

Выделение ресурсов на поддержку антикризисного направления не преследует цели получения прямого экономического эффекта. Их нужно адресовать, во-первых, на финансирование проектов по поддержанию тех производств, которые необходимы для пропорционального развития экономики в целом, но не соответствуют критериям рыночной эффективности; во-вторых, на финансирование проектов по реструктуризации объектов, функционирование которых сдерживает развитие какого-либо конкретного сегмента экономики.

Стимулирующее направление связано в первую очередь с поддержкой перспективных производств и видов деятельности и должно обеспечивать быструю окупаемость и высокую эффективность капиталовложений. Эту эффективность следует рассматривать не только в узко коммерческом плане, но и с позиций государства как управляющего субъекта с учетом возможных социальных последствий реализации проекта. Большое значение в рамках данного направления придается также сохранению и воспроизводству интеллектуального потенциала.

В заключение отметим, что реального перелома в тенденции снижения государственных инвестиций в экономику до сих пор не произошло. За последние годы доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета сократилась более чем в 4 раза. В то же время для большинства госпредприятий кредитные ресурсы по-прежнему недоступны из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений. Доля их собственных средств, направляемых на развитие производства, незначительна, а стимулирующий потенциал косвенных регуляторов остается ниже возможного. В этих условиях прямые инвестиции в госсектор должны сохранять свое значение, а бюджет развития в ближайшей перспективе может стать одним из основных инструментов, регулирующих восстановление инвестиционного процесса в его рамках.

Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще и хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.

Такое определение государственного сектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность - ключевое звено государственного сектора, но его понятие значительно шире. Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия и различна их роль в системе регулирования.

Государственный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Соответственно государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицо государственного сектора.

2 Масштабы государственного сектора

Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой - доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща, вообще говоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна доле их дохода в национальном доходе, по крайней мере в долгосрочном плане, Ведь поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом), и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.

В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться, в основном, в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес государственного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг государственный сектор, как правило, занимает прочное положение прежде всего в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других. Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшей степени, Япония), а в ряде стран, например в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Франции, - и в электроэнергетике. В некоторых странах государственный сектор относительно широко представлен даже в обрабатывающей промышленности. Это касается, в частности, сталелитейной промышленности Австрии, Италии, Франции, Швеции, британской, голландской и французской автомобильной индустрии, судостроения Великобритании, Италии, Испании, Швеции.

Однако, как следует из предыдущего изложения, непосредственная поставка товаров и услуг на рынок является хотя и важной, но все же не основной формой участия государственного сектора в экономической жизни. Роль и масштабы этого сектора наиболее концентрированно выражаются не его долей в совокупном капитале или товарной массе, производимой для реализации, а скорее, удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом национальном или валовом внутреннем продукте. Другими словами - величина государственных финансов. Они включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а в ряде стран - и некоторые внебюджетные фонды. Государственные финансы - важнейшая составная часть хозяйственного механизма любой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения.

Рост государственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего, связан с расширением военных ассигнований - особый вклад здесь внесли Первая и Вторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали играть аспекты экономического и особенно социального характера. Именно последние вызвали колоссальный рост государственные расходов и значительно расширили масштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всех индустриально развитых странах. Это началось со второй половины XX столетия и продолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица 1.2.1.

Таблица 1.2.1 - Государственные расходы и социальные трансферты * (% от ВВП)

Германия

Великобритания

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Все расходы

Трансферты

Расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кроме образования)

Как видим, доля социальных расходов в ВВП непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась и доля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла в европейских странах примерно 50%, а в США и Японии - от 33 до 35%, Если к приведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходы на здравоохранение (а это 6 - 8% ВВП), то они превысят половину всех государственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее время невелик: от 1% (Япония) до 4 - 6% ВВП (США и Франция).

В течение последних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформы государственного сектора. Их цель - повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлением воздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качества человеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

Значительной остается роль государства в финансировании и организации научно - исследовательских работ. Доля государственных расходов (прежде всего, на поддержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до 55% (в Японии - примерно 20%). В то же время все большее значение приобретают смешанные формы финансирования. Целевые программы по ключевым направлениям науки и техники предполагают объединение финансовых, материальных и человеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов, многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловых услуг. Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрировать фундаментальные научные исследования, поощряют создание особых «технологических полюсов», или «технологических парков», вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров.

Новое на сайте

>

Самое популярное