Домой Хоум Кредит Банк Вопрос: если у ооо-резидента учредители сша, нужно ли в российской учетной политике прописывать,что применяется рсбу и мсфо (или gaap)? Мсфо (международные стандарты финансовой отчетности).

Вопрос: если у ооо-резидента учредители сша, нужно ли в российской учетной политике прописывать,что применяется рсбу и мсфо (или gaap)? Мсфо (международные стандарты финансовой отчетности).

Зачем нужны стандарты МСФО и кто их применяет, какие стандарты действуют в 2019 году и где взять их список – эти вопросы возникают у многих, кто только переходит на МСФО. Ответы ищите в статье.

Аббревиатура МСФО (IFRS, IAS) означает Международные стандарты финансовой отчетности. Это набор принципов и правил отражения различных хозяйственных операций в финансовой отчетности. МСФО выпускает некоммерческая международная организация – Фонд МСФО (включает Совет по МСФО и Комитет по Разъяснениям МСФО), которая базируется в Лондоне. Основная цель создания МСФО – предоставить основу для подготовки и раскрытия публичными компаниями финансовой отчетности. При этом МСФО содержит лишь общее руководство для подготовки финансовой отчетности, но не устанавливают конкретные правила ее подготовки. Именно это и обеспечивает возможность применения стандартов компаниями по всему миру.

Скачайте дополнительные материалы к статье :

По замыслу разработчиков, стандарты МСФО должны стать общими принципами подготовки финансовой отчетности для всего мира. Применение их глобальном масштабе позволит инвесторам и собственникам бизнеса сэкономить средства на сопоставление отчетностей компаний, подготовленных на основе различных учетных стандартов, а также позволит более свободно распространять информацию. Кроме того, благодаря внедрению МСФО компании смогут выйти на глобальные рынки капитала и снизить стоимость капитала. .

МСФО для начинающих

Мы собрали вместе все материалы, созданные специально для новичков, тех, кто только знакомится с международными стандартами. Это статьи об основных стандартах, подборка «МСФО в схемах», а также мини-кейсы, чтобы проверить полученные знания.

Из чего состоят стандарты МСФО 2019

Документы МСФО включают:

  1. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). Их издает Совет по МСФО.
  2. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS). Их издавал Комитет по МСФО, предшественник Совета по МСФО.

Обратите внимание!

Названия первых стандартов начинались с «IAS», например IAS 1 «Представление финансовой отчетности». С 2001 года названия новых стандартов начинаются с «IFRS».

  1. Разъяснения к МСФО, подготовленные Комитетом по разъяснениям (КРМФО);
  2. Разъяснения к МСФО, выпущенные Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), предшественником КРМФО.

МСФО в привычном понимании предназначены для использования коммерческими предприятиями. Для предприятий госсектора Совет по международным стандартам бухгалтерского учета для государственного сектора разработал свои международные стандарты.

В 2009 году Совет по МСФО выпустил стандарт «МСФО для малых и средних предприятий», предназначенный для непубличных компаний. Это упрощенная версия МСФО, призванная облегчить процесс подготовки отчетности небольшим фирмам.

Есть еще один важный документ, который, тем не менее, не входит в состав документов МСФО. Это Концептуальные основы финансовой отчетности. В Концептуальных основах рассмотрены следующие вопросы:

  1. Цель подготовки финансовой отчетности.
  2. Качественные характеристики полезной финансовой информации.
  3. Определение элементов финансовой отчетности, принципы их признания и оценки.
  4. Концепция капитала и поддержания величины капитала.

Так как Концептуальные основы не являются документом в составе МСФО, его положения не имеют преимуществ перед конкретными МСФО. Даже если стандарт МСФО 16 противоречит Концептуальным основам.

Однако Совет по МСФО руководствуется Концептуальными основами при разработке новых стандартов и пересмотре действующих. Кроме того, компании могут использовать Концептуальные основы для определения методов учета, если ни один из действующих стандартов не содержит конкретных указаний.

В каких странах применяют стандарты МСФО в 2019 году

Сейчас с уверенностью можно сказать, что МСФО стали глобальным языком финансовой отчетности. Их широко используют как в развитых, так и в развивающихся странах.

По данным Фонда МСФО, 144 страны из 166, представленных в исследовании, в настоящее время требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства котируемых компаний (таблица 1). А еще 12 стран разрешают их использование.

Портал iasplus.com приводит следующую статистику в отношении использования МСФО (исследование охватывает 175 стран). Для котируемых компаний стандарты МСФО обязательны к применению в 98 странах, в 9 странах – требуются для некоторых компаний, в 25 странах – разрешены к применению, в 22 странах – не разрешены, в 21 стране отсутствуют фондовые биржи.

Таблица 1. Использование МСФО в мире

Регион

Количество стран в регионе

Страны, которые требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства публичных компаний

Страны, которые требуют применения МСФО, %

Страны, которые допускают или требуют применения стандартов МСФО для некоторых (но не для всех или большинства) публичных компаний

Страны, которые не требуют и не допускают применения стандартов МСФО для публичных компаний

Европа

Африка

Ближний Восток

Азия и Океания

Америка

Итого

В % от общего числа

Отметим, что МСФО так и не были приняты США, которые используют US GAAP. Несмотря на усилия, предпринимаемые с 2002 года Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США, полностью нивелировать различия между учетными системами так и не удалось. Эта дискуссия продолжается и сегодня.

Однако удалось свести к минимуму различия в учете объединения бизнеса, консолидированной финансовой отчетности, оценке справедливой стоимости, выплат, основанных на акциях, сегментной отчетности.

МСФО в России

Для многих российских компаний МСФО являются обязательными. В России МСФО признали в 2012 году. Тогда тексты стандартов впервые официально опубликовали в журнале «Бухгалтерский учет» и разместили на официальном сайте Минфина РФ.

В настоящее время составлять отчетность по МСФО обязаны (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия (согласно перечню, утвержденному Правительством РФ);

7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

8) прочие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Обратите внимание !

Начиная с отчетности за первое полугодие 2019 года, указанные компании обязаны также подготавливать промежуточную отчетность по МСФО. Срок ее подготовки - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.

Список действующих стандартов МСФО в 2019 году

С 1 января 2019 года компании должны применять новый МСФО 16 «Аренда», с 1 января 2021 года – МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Сейчас компании могут их применять добровольно. См. также

При подготовке отчетности по МСФО наиболее часто применяется трансформация отчетности - процесс составления финансовой отчетности по международным стандартам путем корректировки статей отчетности и перегруппировки учетной информации, подготовленной по правилам РСБУ.

Единого алгоритма трансформации финансовой отчетности не существует, и в каждом случае специалисты применяют свою методику, оптимальную для компании.

Все больше организаций в РСБУ применяют стандарты МСФО, что допускается требованиями п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Переход на МСФО для таких компаний представляется более простым, поскольку количество трансформационных корректировок будет меньше.

Справочно

Министерство финансов Российской Федерации на официальном сайте 01.08.2016 опубликовало проект приказа, который вносит изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

«Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности. В случае если применение способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики указанной организации требованиям международных стандартов финансовой отчетности, организация вправе не применять этот способ.

В случае если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из международных стандартов финансовой отчетности».

Компаниям, впервые применяющим международные стандарты, адресован МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», которым руководствуются при первой финансовой отчетности по МСФО, а также при промежуточной отчетности, представляемой за часть периода, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО. В такой отчетности компания принимает все стандарты МСФО и делает четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО.

В случае если компания решает, что не будет применять какой-либо стандарт МСФО в первой отчетности, данная финансовая отчетность не будет считаться соответствующей МСФО. Это может быть отчетность, основанная на принципах МСФО, например для управленческих целей. Следует обратить внимание, что даже если компания применила все международные стандарты, но не сделала заявления о соответствии МСФО, такая отчетность также не является отчетностью по МСФО.

На практике часто возникают вопросы о необходимости применения МСФО (IFRS) 1, если ранее компания предоставляла информацию для подготовки консолидированной финансовой отчетности материнской компании, но не выпускала индивидуальную отчетность по МСФО. Возможен также вариант, когда компания составляла отчетность по МСФО для внутренних целей, но не представляла ее собственникам либо сторонним пользователям. В обоих вышеуказанных случаях при подготовке первого комплекта финансовой отчетности следует руководствоваться требованиями МСФО (IFRS) 1.

Также нередко бывает, что ранее компания составляла отчетность по МСФО, но затем на какое-то время перестала. В данном случае следует исходить из анализа затрат на подготовку отчетности: либо выпустить финансовую отчетность, как если бы компания не допускала перерыва, либо повторно применить МСФО (IFRS) 1. При повторном применении стандарта отчетность составляют, игнорируя влияние учетной политики, примененной в прошлые периоды.

Применяя МСФО впервые, важно понимать, какова дата перехода и какой период МСФО (IFRS) 1 признаёт первым отчетным периодом.

Рис. 1. Дата перехода на МСФО

Алгоритм подготовки первой отчетности по МСФО за 2016 год

На протяжении всего переходного периода следует применять единую учетную политику (в примере переходным периодом являются три года: 2014-й, 2015-й, 2016-й).

При подготовке первого комплекта финансовой отчетности необходимо шаг за шагом выполнять определенные действия.

Шаг 1. Следует использовать все стандарты, которые действуют на первую отчетную дату. Это значит, что если дата перехода - 31.12.2014, а отчетность составляется на 31.12.2016, то необходимо применять стандарты, действующие именно на 31.12.2016. При этом возможно использование выпущенных, но не вступивших в силу стандартов, досрочное применение которых на первую отчетную дату разрешено.

Например, МСФО (IFRS) 15 «Выручка» вступает в силу с 01.01.2018, разрешено его досрочное применение. Целесообразно готовить первый комплект отчетности, основываясь на его требованиях, чтобы в дальнейшем, когда новый стандарт начнет действовать, избежать корректировок.

На практике большинство компаний применяют новые стандарты досрочно (при этом следует помнить, что не все новые стандарты можно применять досрочно).

Шаг 2. Определить стандарты, которые необходимо применить до отчетной даты. Например, если в компании в 2015 году был , а в 2016-м - нет.

Шаг 3 . Определить исключения, которые должны быть применены.

Общее требование МСФО заключается в ретроспективном применении требований всех действующих стандартов МСФО на отчетную дату. МСФО (IFRS) 1 разрешает два вида освобождений от ретроспективного применения:

  • обязательные исключения;
  • добровольные исключения.

Справочно

Обязательные исключения обязательны для всех организаций, применяющих МСФО впервые. Суть добровольных исключений - в праве выбирать, применять или не применять эти исключения. Они касаются ретроспективного применения стандартов МСФО (то есть с момента совершения операции, как будто компания применяла МСФО всегда).

Пример добровольного исключения: МСФО (IFRS) 1 позволяет компании, применяющей МСФО впервые, во вступительном балансе по МСФО оценить актив, используя условную первоначальную стоимость в отношении основных средств, инвестиционной недвижимости (при использовании модели учета по первоначальной стоимости) и нематериальных активов (при условии наличия активного рынка).

Согласно МСФО (IFRS) 1 организация должна использовать для целей МСФО расчетные оценки, которые соответствуют расчетным оценкам, принятым при применении на эту же дату национальных стандартов учета. В случае если существуют объективные доказательства того, что эти расчетные оценки были ошибочными, для целей МСФО применяют расчетные оценки, отличающиеся от примененных в РСБУ. Примером является изменение срока полезного использования основных средств (в частности, при получении дохода в результате эксплуатации полностью самортизированного оборудования).

Справочно

Ошибки - пропуски и искажения в финансовой отчетности, которые возникают вследствие неиспользования или неверного использования надежной информации, включая последствия неточностей в вычислениях, искажений при применении учетной политики, недооценки или неправильного толкования фактов, а также мошенничества.

Пример из практики

IFRS 1 позволяет менять расчетные оценки в переходный период (в примере - с 01.01.2015 по 31.12.2016). Так, возможно изменять сроки полезного использования основных средств и метод начисления амортизации. Неизменной остается модель учета ОС, установленная в учетной политике по МСФО: по первоначальной или по переоцененной стоимости [п. 29 МСФО (IAS) 16]. На практике лучше изменить сроки и метод начисления амортизации на дату перехода.

Шаг 4 . Выстроить (организовать) процесс подготовки и сделать его оптимальным. Для этого потребуется регламентировать комплекс мероприятий:

  1. определить периметр консолидации (при составлении консолидированной отчетности анализируются состав и структура владения, определяются прямые, эффективные доли владения и доли неконтролирующих акционеров);
  2. разработать учетную политику по МСФО (каждая организация, входящая в установленный периметр консолидации при составлении консолидированной отчетности, должна использовать единую учетную политику по МСФО);
  3. провести анализ активов и обязательств на дату перехода на МСФО с целью их признания для целей МСФО;
  4. разработать методологию трансформации (либо ведения параллельного или комбинированного учета) и консолидации (при составлении консолидированной отчетности), пакетов сбора данных, трансформационных моделей; предварительно необходимо проанализировать сферу деятельности компании, определить основные различия по статьям отчетности между РСБУ и МСФО, сформировать перечень основных корректировок.

Пример из практики

При переходе на МСФО производственных предприятий часто выявляется ситуация, когда в РСБУ активы полностью самортизированы, но продолжают использоваться, и их количество существенно. Поскольку компания получает выгоду от работы актива, желательно для целей МСФО изменить сроки полезного использования активов.

Корректировка по объектам, стоимость которых меньше установленного в РБСУ лимита для учета основных средств [в общем случае - до 40 тыс. руб. включительно (п. 5 ПБУ 6/01)], на практике выполняется в случае ее существенности. Данные объекты в РСБУ списываются при приеме в эксплуатацию на расходы текущего периода, в МСФО - включаются в состав основных средств. В МСФО нет стоимостного критерия отнесения активов к основным средствам, но в учетной политике ряда западных компаний такой критерий существует. При подготовке отчетности необходимо соблюдать баланс между затратами на эту подготовку и полезностью информации.

Справочно

Корректировка - это изменение величины строк отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе с изменением финансового результата текущего периода.

Виды корректировок

Реклассификация (рекласс) не оказывает влияния на прибыль или убыток отчетного периода - соответственно, одновременно затрагивает только балансовые счета МСФО или только счета прибылей/убытков МСФО.

Реклассификации возникают в результате различий в признании элементов финансовой отчетности по РСБУ и МСФО, переносят одну и ту же сумму из статьи отчетности по РСБУ в статью отчетности по МСФО. Примерами реклассификаций служат:

Корректировка (поправка) оказывает влияние на чистую прибыль периода и статьи капитала - соответственно, одновременно затрагивает и балансовые счета, и счета прибылей/убытков, и счета капитала.

Примерами корректировок (поправок) служат:

  • постановка на учет объектов, полученных по договору лизинга;
  • списание нематериальных активов, не удовлетворяющих критериям признания МСФО (IAS) 38;
  • начисление убытка от обесценения основных средств и объектов незавершенного строительства по МСФО;
  • исключение общехозяйственных расходов из остатков незавершенного производства и отнесение их на счета управленческих расходов.

Шаг 5. Выполнить трансформационные и консолидационные корректировки.

При формировании входящего (вступительного) отчета о финансовом положении по МСФО на дату перехода необходимо выполнить следующие корректировки:

  • признать все активы и обязательства, подлежащие признанию в соответствии с МСФО (например, финансовую аренду, обязательства по демонтажу основных средств);
  • исключить активы и обязательства, не подлежащие признанию в соответствии с МСФО;
  • реклассифицировать статьи активов, обязательств и капитала в балансе в соответствии с требованиями МСФО;
  • произвести оценку всех активов и обязательств в соответствии с МСФО - проанализировать, насколько активы и обязательства отвечают критериям признания активов и обязательств МСФО, правильно ли сформирована их стоимость (например, необходимо обесценить материалы, долго находящиеся без движения, неработающее оборудование).

На каждую дату должны быть применены оценки исходя из той информации, которая имеется на эту дату. Если в 2015 году в отношении вероятности погашения дебиторской задолженности имелись сомнения, а в 2016 году финансовое состояние дебитора улучшилось, то при подготовке отчетности за 2015 год необходимо обесценить дебиторскую задолженность, в 2016-м - восстановить.

Шаг 6 . Сформировать отчетность по МСФО.

Состав первого комплекта финансовой отчетности по МСФО определен требованиями МСФО (IFRS) 1:

  • три баланса (на дату перехода, начало отчетного периода, конец отчетного периода);
  • два отчета о совокупном доходе (например, за 2016 год, за 2015 год как сравнительная информация);
  • два отчета о движении денежных средств;
  • два отчета об изменениях капитала;
  • примечания, включая сравнительную информацию с соблюдением требований всех стандартов в отношении раскрытия информации.

МСФО (IFRS) 1 не предусматривает исключений из требований к представлению и раскрытию информации в других МСФО.

В первой финансовой отчетности компания поясняет, как переход от РСБУ к МСФО повлиял на ее финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств. В ней следует отразить пояснения положений перехода на МСФО, а также представить сверку статей «Капитал» и «Общий совокупный доход». Сверка должна включать информацию, которая детализирует суммы корректировок по статьям «Капитал» и «Прибыль». В следующие периоды данную сверку делать не требуется.

Чтобы облегчить процесс подготовки первого комплекта отчетности и минимизировать количество ошибок, компании зачастую приглашают консультантов, способных помочь в подготовке первой отчетности по МСФО, достаточно компетентных и опытных.

И переходе на учет по международным стандартам могут принять Генеральный Директор компании, совет директоров или собрание акционеров (учредителей). При этом у каждой группы - свои цели. Генеральный Директор с помощью этого шага может повысить управляемость компании, ведь данные учета по МСФО можно использовать как основу для управленческого учета. Совет директоров на основе отчетности по международным стандартам сможет принимать стратегические решения. Акционерам же такая отчетность даст полное понимание реальной стоимости их бизнеса. Элла Гимельберг

МСФО для привлечения финансирования

Привлечь зарубежный капитал без отчетности по МСФО сегодня практически невозможно. Неважно, идет ли речь о западных банках(*) , выходе на зарубежный фондовый рынок или привлечении частных иностранных инвестиций. Отчетность, составленную по российским правилам бухгалтерского учета, потенциальный инвестор просто не поймет. Поэтому в данном случае надо позаботиться о наличии отчетности по МСФО, желательно аудированной одной из компаний «большой четверки », хотя бы за два года.

Говорит Генеральный Директор

Любовь Шерышева | Генеральный Директор компании Aplana Software, Москва

После того как в нашей компании были реализованы процессы постановки и автоматизации бюджетного управления и составления управленческой отчетности на базе МСФО, мы начали активно привлекать внешнее финансирование. Знание и умение использовать язык Международных стандартов финансовой отчетности помогло нам на этом этапе: банк-инвестор, проанализировав нашу отчетность по МСФО, принял решение предоставить нам кредит.

Кто составляет отчетность по МСФО в России

Екатерина Рубцова | Главный редактор журнала «МСФО: практика применения», Москва

Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180), к 2010 году на обязательное составление отчетности по МСФО должны перейти все общественно значимые компании. К ним относятся такие, «в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц»:

  • компании, имеющие ценные бумаги, находящиеся в свободном обращении;
  • финансовые организации, работающие со средствами физических или юридических лиц;
  • другие общественно значимые компании.
Речь в данном случае идет только о составлении консолидированной финансовой отчетности.

В целом компании, которые уже составляют отчетность по МСФО, можно разделить на следующие группы:

Дочерние структуры иностранных холдингов, а также компании с иностранными владельцами. У таких компаний обычно нет выбора, представлять отчетность по международным стандартам или нет: зачастую сверху спускаются четкие указания по составу и структуре финансовой отчетности, учетная политика, план счетов и другие документы, регламентирующие учетные процессы.

Компании, привлекающие зарубежное финансирование. В этой группе можно выделить два основных способа привлечения финансирования: размещение ценных бумаг на бирже и банковское кредитование.

В соответствии с директивами ЕС все компании, ценные бумаги которых котируются на европейских биржах, обязаны представлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО.

Что касается условий кредитования в зарубежных банках, то в настоящее время они значительно выгоднее, чем в отечественных; это позволяет значительно сэкономить. Обязательное требование кредитных учреждений - представление отчетности по МСФО, которая позволяет наряду с другими показателями деятельности компании выявить полную структуру группы и всех связанных с нею лиц (включая близких родственников руководства и владельцев).

Компании, размещающие свои ценные бумаги на отечественных биржах. В настоящее время для размещения своих облигационных или других займов на российских биржах не требуется представлять отчетность по международным стандартам. Но, несмотря на это, компании зачастую предпочитают представлять такую отчетность, поскольку условия размещения в этом случае будут выгоднее. Для выпуска же акций в свободное обращение наличие отчетности по МСФО обязательно (приказ ФСФР РФ от 22.06.2006 № 06-68/пз-н).

Компании, кредитующиеся в российских банках. По российскому законодательству для привлечения финансирования в отечественных банкахкомпании не должны представлять отчетность по МСФО, и большинство банков этого не требуют. Но в последнее время появилась тенденция, согласно которой отчетность по МСФО повышает статус компании.

Компании, составляющие управленческую отчетность, основываясь на принципах МСФО. Стандарты разработаны для представления информации о деятельности компании внешним пользователям, а управленческая отчетность предназначена для менеджмента компании. Тем не менее многие финансисты предпочитают организовывать управленческий учет в компании, основываясь на принципах МСФО.

Сколько стоит МСФО Существует два способа подготовки отчетности по МСФО: параллельный учет и трансформация отчетности. У каждого из способов - свои плюсы и минусы.

Трансформация отчетности предполагает перекладку существующих статей отчетности согласно требованиям МСФО. Этот способ хорош для компаний, где объем операций невелик, вне зависимости от сумм операций: с точки зрения трудозатрат переложить отчетность компании с оборотом в 500 млн долл. США при осуществленных 10 сделках намного проще, чем отчетность компании с оборотом в 500 тыс. долл. со 100 сделками. Трансформация отчетности при правильной организации работы может существенно сэкономить время и деньги собственникам. Средняя стоимость перевода отчетности для предприятия с оборотом в 5 млн долл. и 1000 операций составляет около 50-70 тыс. долл. и проводится тремя-четырьмя специалистами в течение двух недель, если трансформация проводилась раньше. Первичная трансформация стоит около 200 тыс. долл. и может занять три-четыре месяца. Процедура трансформации должна проходить каждый отчетный период, в России - ежеквартально.

Параллельный учет предполагает одновременное отражение всех операций как по отечественным стандартам, так и по МСФО. Сложность такого учета заключается в обязательном наличии специалистов по МСФО в штате компании. Параллельный учет стоит существенно меньше, чем трансформация, во всяком случае при правильно организованной работе бухгалтерии требуется два-три дополнительных сотрудника. Стоимость параллельного учета складывается из доходов работников и административных расходов на их содержание. Первичная же постановка параллельного учета стоит столько же и так же длительна, как и первичная трансформация.

Говорит Генеральный Директор

Любовь Шерышева | Генеральный Директор компании Aplana Software, Москва

Последние три года наша компания развивается динамично, и вопросы инвестирования ресурсов, эффективности их использования, проблема достоверности финансовой отчетности для нас очень важны. Поэтому, когда мы выбирали модель построения управленческого учета и бюджетного процесса, заложили в основу принципы МСФО.

Автор - Генеральный Директор, управляющий партнер. Компания S&G Partners, Москва.

В последнее десятилетие значительно укрепилась связь национального бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. МСФО все активнее интегрируются в существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, повышая прозрачность деятельности организаций и изменяя национальные стандарты.

Можно выделить три направления развития МСФО в России:

  • признание МСФО в России и разработка на их основе национальных стандартов учета;
  • обязательное применение МСФО;
  • добровольное применение МСФО.

Рассмотрим эти направления подробнее, а также поговорим о дальнейших перспективах обязательного применения МСФО в России.

Этапы признания МСФО в России

Понимание на государственном уровне необходимости реформирования системы национального бухгалтерского учета началось в 1992 году. Развитие рыночной экономики и открывшиеся возможности сотрудничества с иностранными партнерами потребовали от компаний составления отчетности, понятной для зарубежных партнеров.

Однако процесс реформирования национальной системы учета не поспевал за общим процессом экономических реформ в России:

  • лишь в 1998 году была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности»);
  • лишь в 2003 году вышло указание ЦБ РФ, на основании которого с 1 января 2004 года банковская сфера переводилась на МСФО (указание ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями»);
  • в 2004 году одним из обязательных условий для включения в котировальный список «А» первого уровня введено наличие у эмитента подтвержденной аудиторским заключением годовой финансовой отчетности, составленной по МСФО и (или) US GAAP (приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04–1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»).

Концепция развития. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации была принята в 2004 году (приказ Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Обратите внимание!

Концепция значительно изменила подход к реформированию национальной системы учета и отчетности, установив различные подходы по сближению с МСФО для индивидуальной и консолидированной отчетности.

На среднесрочную перспективу»).

Основным направлением сближения с МСФО для индивидуальной отчетности было определено составление отчетности по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Вместе с тем в Концепции упоминалась возможная перспектива оценки составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отношении консолидированной отчетности было решено установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

Официальный статус МСФО. В июле 2010 года произошло знаковое событие для применения МСФО в России - был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому:

  • международные стандарты финансовой отчетности получили официальный статус на территории России (п. 3 ст. 3: «На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ»);
  • был определен круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ.

Официальное признание МСФО. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 утверждено Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (далее - Положение о признании МСФО).

Таким образом, у компаний, попавших в сферу действия Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», возникла обязанность составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчетности за 2012 год.

Перечень организаций, участвующих в процессе введения МСФО в России, доступен по ссылке в конце статьи.

Порядок признания документа МСФО. Положение о признании МСФО регламентирует порядок признания международных стандартов и разъяснений к ним на территории России и вводит экспертизу применимости каждого документа:

  • Минфин России получает от Фонда МСФО перевод на русский язык международных стандартов и разъяснений к ним по мере их утверждения Советом по МСФО;
  • Минфин России направляет перевод стандартов и разъяснений на экспертизу экспертному органу (Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО)), а также в ЦБ РФ;
  • после получения заключения от экспертного органа о применимости документа МСФО полностью или с изъятием отдельных его положений Минфин России по согласованию с ЦБ РФ готовит решение о введении документа МСФО либо возражение по представленному заключению (в этом случае документ отправляется на повторное экспертное рассмотрение);
  • одобренный стандарт или разъяснение публикуется в официальном печатном издании (журнал «Бухгалтерский учет») или размещается на сайте Минфина России и с этого момента считается признанным на территории РФ.

Дополнительные материалы на сайте

Перечень документов, регламентирующих применение МСФО в России, по состоянию на 1 ноября 2013 года доступен по ссылке в конце статьи.

В настоящее время изданы следующие приказы Минфина России о введении в действие и прекращении действия документов МСФО на территории РФ:

  • приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н;
  • приказ Минфина России от 18 июля 2012 г. № 106н ;
  • приказ Минфина России от 31 октября 2012 г. № 143н ;
  • приказ Минфина России от 2 апреля 2013 г. № 36н ;
  • приказ Минфина России от 7 мая 2013 г. № 50н .

В октябре 2012 года было подписано соглашение между Комитетом по МСФО (IASB) и Фондом НСФО,

Обратите внимание!

МСФО на русском языке можно найти на сайте Комитета по международным стандартам финансовой отчетности по адресу: www.ifrs.org . Документы МСФО, признанные в установленном порядке для применения на территории РФ, размещены на официальном сайте Минфина России в разделе МСФО по адресу: www1.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/docs/

Касающееся официального перевода МСФО на русский язык.

Вступление в силу документа МСФО. Признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом:

  • на I этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования;
  • на II этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом документе;
  • если в признанном документе не определен срок вступления в силу или он признан после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу со дня его официального опубликования.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

Законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установлен перечень организаций, обязанных составлять, представлять и публиковать консолидированную отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность - это систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Начиная с отчетности за 2012 год. Согласно Закону № 208-ФЗ, составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2012 год должны (п. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ):

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, но которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (например, US GAAP);
  • организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Нередко возникают сложности с пониманием, почему же индивидуальная отчетность страховых и кредитных организаций называется консолидированной.

Действительно, несмотря на свое название, Закон № 208-ФЗ требует составления консолидированной отчетности не только группами компаний, но и страховыми и кредитными организациями (даже если они не имеют дочерних и зависимых обществ). Для устранения этого несоответствия Минфин России планирует внести дополнение в пункт 2 статьи 1, согласно которому отчетность организации, не образующей группу организаций, определяемой в соответствии с МСФО, будет именоваться финансовой отчетностью лица, составившего его.

Еще один вопрос связан с тем, нужно ли организации составлять отчетность по российским стандартам, если она обязана составлять консолидированную отчетность по МСФО.

Да, нужно. Все организации на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность на основании законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ), за исключением филиалов и представительств иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, если они ведут учет согласно действующему налоговому законодательству РФ (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Соответственно обязанность составления бухгалтерской отчетности по российским стандартам и ведения бухгалтерского учета с применением МСФО у организации сохраняется.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

В действующем законодательстве нет прямого требования составлять отчетность по МСФО на уровне индивидуальной отчетности для всех юридических лиц. На уровне индивидуальной отчетности обязаны составлять отчетность по МСФО только те организации, которые указаны в Законе № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Разберемся, какие преимущества имеет отчетность по МСФО и почему некоторые организации составляют ее на добровольных началах?

Компании малого и среднего бизнеса часто нуждаются в привлечении заемных средств. В 2012 году Россия вступила в ВТО, что постепенно упрощает доступ российских компаний к иностранным кредитным ресурсам. Условия заемного финансирования в европейских банках часто выгоднее, чем в российских. Для того чтобы получить кредит на выгодных условиях, российским компаниям необходима отчетность по МСФО. Ведь отчетность, составленная по российским правилам бухгалтерского учета, будет непонятна иностранному инвестору. По тем же причинам отчетность по МСФО используется компаниями для привлечения иностранных инвестиций и при работе с иностранными поставщиками и покупателями.

Кроме того, отчетность по МСФО может быть использована в качестве базы для принятия управленческих решений, так как правила МСФО лучше отражают экономическую суть операций.

Добровольное составление отчетности по МСФО давно привлекательно для крупных организаций. Многие компании еще до введения обязанности представления отчетности Законом № 208-ФЗ составляли ее добровольно. Леонид Шнейдман (директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России) на пресс-конференции «Принятие в России норм МСФО» еще в декабре 2011 года упомянул о том, что «впервые составлять отчетность по МСФО будет не столь значительное количество компаний, так как уже сейчас порядка 65 процентов крупнейших российских компаний имеют отчетность по МСФО».

Таким образом, решение о добровольном составлении отчетности по МСФО каждая компания в России принимает самостоятельно в зависимости от условий ведения деятельности и планов развития.

Сближение национальных и международных стандартов бухучета

За время реформирования национальные стандарты бухгалтерского учета в России претерпели значительные изменения за счет их сближения с МСФО:

  • изменились старые ПБУ и введены новые ПБУ, ориентированные на МСФО;
  • формы отчетности стали рекомендательными;
  • значительно увеличилось количество требуемых раскрытий к отчетности;
  • появились новые понятия, пришедшие из МСФО (например, условные факты хозяйственной деятельности, промежуточная отчетность, отложенные налоговые активы и обязательства).

Сейчас на сайте Минфина России размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды». Кроме того, скоро там должны появиться и другие проекты ПБУ: «Бухгалтерская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации». Министерство финансов планирует утвердить их в конце 2013 года, чтобы они начали действовать с 2014 года. Новые ПБУ во многом повторяют положения МСФО.

В новых ПБУ будет прямое требование дисконтировать кредиторскую и дебиторскую задолженность

Согласно Плану, в части обязательного применения МСФО предполагаются следующие шаги:

  • дальнейшее расширение сферы применения МСФО для составления консолидируемой отчетности;
  • установление обязательного представления и публикации консолидированной финансовой отчетности эмитентами облигаций с 2014 года;
  • введение обязательной публикации квартальной консолидированной финансовой отчетности;
  • введение обязательного составления и публикации консолидированной финансовой отчетности общественно значимыми унитарными предприятиями, в первую очередь инфраструктурными и системообразующими, с отчетности за 2015 год.

Уже сейчас направления развития, перечисленные в Плане развития, нашли свое частичное отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (далее - Законопроект), опубликованном на сайте Минфина России в марте 2013 года. Законопроект расширяет сферу применения МСФО и предлагает обязательное составление консолидированной отчетности по МСФО начиная с отчетности за 2013 год для:

  • негосударственных пенсионных фондов;
  • управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговых организаций;
  • общественно значимых унитарных предприятий, государственных компаний и корпораций.

Кроме того, из круга организаций, для которых предусмотрено обязательное представление отчетности по МСФО за 2015 год, предлагается исключить организации, являющиеся эмитентами облигации. Такие организации будут обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2014 год.

Согласно Законопроекту, требование представления консолидированной отчетности пользователям на русском языке дополнено требованием об отражении показателей такой отчетности в валюте

Обратите внимание!

Согласно Законпроекту, требование «публикации» консолидированной финансовой отчетности заменяется требованием «раскрытия» консолидированной финансовой отчетности. Такие изменения продиктованы современными условиями распространения информации и соответствующими требованиям других федеральных законов в части раскрытия информации (например, Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Консолидированная финансовая отчетность будет считаться раскрытой, если она размещена в Интернете и (или) опубликована в СМИ, доступных для заинтересованных в ней лиц.

Российской Федерации.

Новый Законопроект уже одобрен Правительством РФ и в ближайшее время будет рассмотрен Государственной думой (соответствующая информация размещена на сайте правительства 23 сентября 2013 года). После рассмотрения Правительством РФ:

  • из сферы действия закона исключены государственные компании и госкорпорации;
  • введены дополнительные поправки: Законопроект одобрен с учетом переноса на 2015 год (то есть начиная с отчетности за 2014 год вместо отчетности за 2013 год) срока составления отчетности по МСФО для негосударственных пенсионных фондов.

Планируется не распространять действие Закона на страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования.

В данной статье мы ознакомили с первыми шагами по введению МСФО в России и разобрались, для каких организаций МСФО обязательны уже сейчас, а для каких будут обязательны в ближайшем будущем:

  • организации, подпадающие под действие Закона № 208-ФЗ , обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО;
  • для индивидуальной отчетности юридических лиц, не подпадающих под действие данного Закона, используются федеральные стандарты, которые значительно приближены к международным.

Таким образом, существуют две системы ведения учета и составления отчетности - по РСБУ и МСФО. Они не заменяют друг друга, а существуют параллельно. По мере развития национальных стандартов и их приближения к МСФО расхождения между двумя системами будут сокращаться.

Стоит добавить, что в феврале 2013 года на конференции в Берлине министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что с 2018 года весь российский бизнес перейдет на международные стандарты полностью. А вот удастся ли соблюсти планируемые сроки, покажет время.

Осуществляемая реформа учета и отчетности в РФ показала, что Россия пошла не по пути тотального применения МСФО взамен национального регулирования учета, а по пути разумного, взвешенного их применения . Суть такого подхода заключается:

С одной стороны, в конвергенции МСФО в РСБУ: индивидуальная финансовая отчетность составляется по российским стандартам, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе МСФО;

С другой стороны, во введении обязательного требования составления консолидированной отчетности по МСФО, а также ее аудита и публикации: консолидированная финансовая отчетность публичных компаний составляется по МСФО (причем каждый документ МСФО вводится в правовое поле путем принятия решения правительством РФ, которому предшествует экспертиза его применимости на территории Российской Федерации, осуществленная негосударственным экспертным органом).

Такой подход позволяет: во-первых, на государственном уровне непосредственно регулировать бухгалтерский учет и отчетность в стране (индивидуальная отчетность формируется по российским стандартам); во-вторых, осуществлять стратегию повышения привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов за счет использования такой технической меры, как введение требования представления консолидированной отчетности по МСФО для публичных компаний.

Следует отметить, что де-факто сегодня большинство публичных российских компаний уже составляют отчетность по МСФО (см. таблицу). Их действия объясняются либо наличием иностранного инвестора, либо необходимостью привлечения внешнего финансирования с помощью первоначального выпуска акций (IPO, Initial Public Offering), облигаций, либо желанием получить инструмент консолидации финансовой отчетности холдинга, а также заинтересованностью в повышении положительного имиджа (PR). В последние годы число хозяйствующих субъектов, составляющих отчетность по МСФО, в России неуклонно возрастало. Помимо МСФО, российские компании используют в качестве международно признанных стандартов американские стандарты GAAP US. Однако в последние несколько лет в связи с появлением возможности использования на биржах США финансовой отчетности по МСФО, а также с введением в ЕС требования о представлении консолидированной отчетности по МСФО российские компании стали переходить от GAAP US к МСФО.

Применение крупнейшими российскими компаниями МСФО

Компании, составляющие отчетность по МСФО, % от 400 компаний

Компании, составляющие отчетность по МСФО, % от 100 крупнейших компаний

Объем реализации продукции компаний, составляющих отчетность по МСФО, % от общего объема реализации 400 крупнейших компаний

Нет данных

Нет данных

* По данным на 1 сентября 2010 г. Расчеты произведены по данным рейтинга «Эксперт — 400. Крупнейшие» по объему реализации продукции, http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/.

Таким образом, международные стандарты оказывают существенное влияние на формирование учетной информации российских компаний посредством влияния на национальные учетные стандарты, а также за счет того, что весомая часть крупнейших российских компаний формирует отчетность непосредственно по МСФО, включая кредитные организации, для которых это предписано Банком России.

Принятие в 2010 г. Закона «О консолидированной отчетности» позволит придать отчетности по МСФО правовой статус, что, в свою очередь, по нашему мнению, должно сопровождаться повышением ее качества, в том числе за счет усиления ответственности в этой области.

Влияние применения МСФО на учет и отчетность в России

Учет в России за последние десятилетия претерпел значительные изменения, во многом связанные с переходом на международные учетные стандарты. Учитывая, что международные стандарты формировались под влиянием английской и американской школ учета, можно говорить и о влиянии на российский учет идей этих учетных школ.

Ниже мы представили обзор ключевых изменений, которые принесли МСФО и идеи англо-американской школы бухгалтерского учета в учет в России.

1. Смена приоритетного пользователя финансовой отчетности. На наш взгляд, основное отличие Международных стандартов финансовой отчетности от российской бухгалтерии обусловлено целевой направленностью отчетности. МСФО главным образом обслуживают потребности инвесторов, как реальных так и потенциальных, и как следствие, эти стандарты базируются на экономическом подходе к отражению фактов хозяйственной жизни. Российские же правила бухгалтерского учета по сей день на практике, скорее, направлены на удовлетворение интересов государства. Следует отметить, что ситуация в этом аспекте неуклонно меняется, и декларативные заявления о приоритете интересов инвесторов воплощаются в реальность крупными российскими компаниями. Таким образом, в России наблюдается смена приоритетного пользователя финансовой отчетности (от государства к инвестору), вызванная принятием идей международных стандартов. Это, в свою очередь, явилось результатом реформы учета, суть которой состоит в переходе от системы бухгалтерского учета, обслуживающей интересы плановой экономики, к системе учета и отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики. Переориентация на иного приоритетного пользователя повлекла за собой введение в российский учет метода начисления, учета временной стоимости денег, определение элементов финансовой отчетности (активов, обязательств, капитала, доходов и расходов) через будущие экономические выгоды, требование приоритета содержания над формой и пр.

2. Концепция «достоверного и добросовестного взгляда» (true and fair view ). Данная концепция является достижением британской школы бухгалтерского учета, которое впоследствии было взято на вооружение разработчиками международных стандартов, включено в директивы ЕС. Не осталась в стороне и Российская Федерация (закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 3 ст. 4). Концепция «достоверного и добросовестного взгляда» заключается в том, что если нормативные документы не позволяют отразить суть происходящего, то бухгалтер должен отступить от них и, вынеся профессиональное суждение, отразить факты хозяйственной жизни так, как он считает нужным. Таким образом, и МСФО, а вслед за ними и РСБУ обязывают бухгалтера отступить от требований регулятивов, если последние не позволяют отразить реальное положение вещей. «Основным критическим моментом остается крайний субъективизм концепции. Она открывает дверь бесконтрольному расхищению имущества, поскольку не все понимают, что означает “профессиональное суждение”, “разумное мнение”, “достоверность”, “добросовестность”. Каждый понимает разумность по своему разумению» .

3. Приоритет содержания над формой. Данный принцип содержится в российских и международных регулятивах. Различие состоит в том, что в России он часто игнорируется не только бухгалтерами, но и в нормативных документах. Ярким примером последнего является учет финансовой аренды. В отличие от международных стандартов по РСБУ порядок бухгалтерского учета финансовой аренды определяется договором, т. е. юридической формой: закон № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и Приказ № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» устанавливают, что объект аренды может учитываться на балансе либо арендатора, либо арендодателя, в зависимости от соглашения сторон. Ключевой проблемой реализации в России приоритета содержания над формой является невыполнение тех действий, выполнение которых предполагается: «Принцип приоритета содержания перед формой внес существенную сумятицу в бухгалтерские умы. Все признают его значение, но не все идут так далеко, как это следует из его логических построений» .

4. Профессиональное суждение. Профессиональное суждение заимствовано из англо-американской школы учета международными, а впоследствии и российскими стандартами. Критика этого нововведения в отечественный учет главным образом связана с тем, что профессиональное суждение субъективно по своей природе, а потому оно способно привести к еще большей несопоставимости отчетности, чем до введения МСФО. Вторым аспектом, за который критикуют профессиональное суждение, является то, что оно создает почву для манипулирования финансовой отчетностью в условиях недобросовестности бухгалтера.

5. Справедливая стоимость. Это один из самых критикуемых аспектов Международных стандартов финансовой отчетности. В МСФО требования об оценке по справедливой стоимости установлены для многих учетных объектов: инвестиционной недвижимости (IAS 40), биологических активов (IAS 41), финансовых инструментов (IAS 39), основных средств (IAS 16) и нематериальных активов (IAS 38) в случае применения модели учета по переоцененной стоимости и пр. Постепенно аналогичные требования вводятся и в российские нормативные акты. Несмотря на явные преимущества оценки по справедливой стоимости (главным из которых является актуализация финансовой информации), имеются и существенные недостатки ее использования, связанные с надежностью представляемой информации. Так, определение справедливой стоимости во многом базируется на субъективных суждениях составителя отчетности и оценщиков, а в отдельных случаях данные о ней просто отсутствуют. Так, по оценкам иностранных экспертов, на территории СНГ долгое время справедливой стоимости не существовало вовсе, потому что о наличии такой стоимости говорит действующий активный рынок, т. е. тот рынок, где постоянно совершаются сделки по купле-продаже тех или иных объектов. Учет по справедливой стоимости неизбежно приведет к привлечению независимых оценщиков, которые при определении справедливой стоимости для целей МСФО должны руководствоваться Международными стандартами оценки (IVS, International Valuation Standards), которые в настоящее время активно пересматриваются с тем, чтобы они «удовлетворяли нуждам МСФО».

6. Разделение налогового и бухгалтерского (финансового) учета. В теории учета выделяют две концепции сосуществования бухгалтерского и налогового учета: первая, возникшая в континентальной Европе «балансовая (бухгалтерская) концепция» гласит, что сумма балансовой (бухгалтерской) прибыли должна быть равна налогооблагаемой величине; вторая, возникшая в Великобритании «налоговая концепция» звучит так: сумма балансовой прибыли принципиально отлична от налогооблагаемой величины. В России долгое время превалировала первая концепция, различий между налоговой и бухгалтерской прибылью практически не существовало. Но с переходом к рыночным отношениям встал вопрос о том, как рассчитывать бухгалтерскую и налоговую прибыль.

В первые годы постсоветского периода налогооблагаемая прибыль определялась путем несложных корректировок бухгалтерской прибыли. Однако впоследствии налоговый учет выделился в самостоятельный вид учета. Одним из негативных последствий этого процесса, на наш взгляд, является «потеря» бухгалтерского финансового учета во многих средних и небольших компаниях. Такая ситуация вызвана тем, что бухгалтер, оценивая трудоемкость своей работы (как правило, он ведет и бухгалтерский и налоговый учет), делает выбор в пользу налогового учета, поскольку его неведение чревато соответствующими налоговыми последствиями. При этом бухгалтер сознательно отказывается от всех «свобод» финансового учета (установление сроков полезного использования основных средств, выбор метода амортизации и оценки основных средств и нематериальных активов, отражение обесценения запасов и дебиторской задолженности и пр.), максимально совмещая его с требованиями налогового законодательства, а порой и просто игнорируя положения отечественных бухгалтерских стандартов.

Как следствие, финансовый учет, ориентированный на информационные потребности широкого круга пользователей и призванный обеспечивать их достоверной информацией, де-факто прекращает свое существование, поскольку подменяется учетом налоговым. Такая картина во многом явилась следствием того, что идеи международных стандартов были привнесены в российский учет преждевременно, поскольку собственник, в интересах которого создавалась налоговая концепция (ее еще называют собственнической ), не осознал необходимость финансового учета, а потому готов в целях сокращения расходов на бухгалтерию отказаться от него.

7. Деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Идея такого разделения принадлежит американской школе учета. В МСФО она также нашла широкое отражение. Так, сегментная отчетность должна строиться на управленческой информации (IFRS 8), положения по учету затрат (IAS 2) и обесценению активов (IAS 36) также отсылают нас к управленческому учету.

В период становления рыночных отношений в нашей стране управленческий учет был широко поддержан российским бизнесом в искаженном виде. Дело в том, что многие собственники в условиях «подмены» финансового учета «налоговым» восприняли управленческий учет как возможность вести «учет для себя», отражая все операции, включая те, которые они «не проводили» в налоговом учете. Таким образом, одно из бесспорнейших достижений американской бухгалтерии - управленческий учет на российской почве дало совершенно неожиданные ростки, а именно «двойную» бухгалтерию: один учет - для налоговой инспекции (он же де-юре финансовый), второй учет - «управленческий», для себя. В последнее время, по нашим наблюдениям, наметилась тенденция, что управленческий учет в российских компаниях стал выполнять свойственные ему функции в классическом их понимании.

На наш взгляд, МСФО и идеи англо-американской школы оказали значительное влияние на развитие российского бухгалтерского учета в последние десятилетия, и последствия этого влияния еще предстоит оценить.

Перспективы МСФО в Российской Федерации

Завершить рассмотрение проблематики перехода России на МСФО мы хотели бы формулированием направлений, в которых, по нашему мнению, будет развиваться учет России в ближайшей перспективе в свете дальнейшего принятия международных стандартов:

1. Дальнейшая интеграция МСФО и идей англо-американской школы учета в регулирование и практику российского учета.

2. Распространение консолидированной финансовой отчетности.

3. Повышение престижа и изменение наполнения бухгалтерской профессии.

4. Развитие оценочной деятельности как необходимого инструмента учета по справедливой стоимости.

5. Изменение системы образования в области учета и аудита.

6. «Легализация» управленческого учета.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. Достоверность и добросовестность составления бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 1999. № 12.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. О приоритете содержания перед формой: проблемы учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 1.

Новое на сайте

>

Самое популярное