Домой Проценты по кредитам Что представляет система государственных закупок. Государственные закупки: правила, виды, аукционы

Что представляет система государственных закупок. Государственные закупки: правила, виды, аукционы

Система закупок для нужд государства представляет собой огромный «живой организм» с множественными жизненными процессами, проходящими внутри него, эту систему можно сравнить разве что с кровеносной системой человека, где каждый капилляр - это отдельный заказчик мелкого звена, предположим, муниципальная школа или городская больница, а крупные артерии - это заказчики федерального уровня.

Как и во всяком живом организме, все действующие лица системы закупок связанны между собой «ниточками» и не один из них не может существовать по отдельности. Давайте рассмотрим данный организм в отдельности в некой экосистеме госзаказа, и обозначим всех действующих лиц. Заказчик - это один, и, пожалуй, самый главный организм в экосистеме госзаказа, без которого нельзя представить данную систему.

Заказчиков можно поделить на следующие несколько уровней:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Муниципальные
  • Муниципальные заказчики - это маленькие заказчики, которым перепадают лишь крохи бюджета и вследствие этого, размещением заказа они занимаются редко.

    Региональные же заказчики - достаточно крупные «особи», которые уже имеют неплохую часть делимых бюджетных средств и нужды их уже более крупные по сравнению с муниципальными заказчиками.

    Федеральные заказчики - это «Мамонты» государственного заказа, через их руки проходит большая часть бюджета, но и их потребности в разы выше всех остальных заказчиков. В системе государственного заказ также присутствуют и другие участники экосистемы - это поставщики. Поставщики, как и государственные заказчики, делаться на крупных, средних и мелких. Крупные поставщики обычно нацеливаются на большие и долгосрочные заказы, которые могут принести им баснословные прибыли, в основном это большие проекты строительства, поставка больших партий товара и т.д.

    Средним поставщикам не приходится рассчитывать на выполнение крупных проектов, вследствие чего, они довольствуются всеми теми проектами, за которые не захотели взяться другие заказчики.

    Ну а про мелких заказчиков и говорить не приходится, поскольку это низшее звено в иерархии поставщиков, только на крохи и объедки от всех остальных они могут рассчитывать.

    Есть и третья сторона этой системы, это, конечно же, закон, который описывает все взаимодействие внутри системы государственных закупок и по которому вынуждены жить все ее представители, этот закон носит номер сорок четвертый и имеет статус федерального.

    Система государственных закупок - подводим итоги

    Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать одно: система государственных закупок - очень сложная и многогранная система, в которой существуют свои представители, подчиняющиеся одному и единственному закону, но, в то же время, чем крупнее система закупок, тем она и слабее, поскольку еще не существует идеальной системы. Вследствие этого продуманно достаточно много лазеек и ухищрений для того, чтобы обойти закон, по которому эта система живет и развивается.

    Система госзакупок - определение и ключевые проблемы

    Удовлетворение государственных нужд методом приобретения товаров, работ и услуг на деньги из бюджета - есть определение понятия госзакупки. Делая акцент на словосочетании «удовлетворение государственных нужд», необходимо понять, что система госзакупок нацелена на непосредственное удовлетворение наших с вами потребностей. Дороги и страхование автомобилей, больницы, приобретение медицинских препаратов и оборудования, госучреждения и ремонт помещений - всё это и многое другое, без чего не может обойтись человек, обеспечивает государство, реализуя чётко отлаженную и регламентированную систему госзакупок.

    Охватывая почти все области рынка, государство оказывается на нём покупателем. Мы хорошо знаем, что закупки всей нужной продукции: товаров, работ, услуг осуществляются за деньги из бюджета, значительная часть которых приходит от налогоплательщиков, т.е. фактически от нас с вами, а это значит что, то, как реализуется сама система госзакупок, небезразлично для каждого обычного работающего человека. Вот почему вопросы, каким образом государство тратит огромные денежные средства, не занимается ли расточительством, коррупцией и произволом, становятся для нас актуальными. Специальная система госзакупок, регламентированная законодательством, направлена на устранение злоупотреблений при реализации закупок для нужд государства. Система госзакупок представляет собой комплекс чётких указаний осуществления закупок государством, которые позволяют сделать наиболее видимым расходование денежных средств налогоплательщиков. Информацию о том, что система госзакупок станет максимально прозрачной уже в ближайшем времени, сообщил премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев. С января месяца 2014 года вступил в силу закон о федеральной контактной системе, позволивший в значительной степени усовершенствовать ситуацию в сфере, имеющей отношение к жизни практически всех слоёв населения, - сфере закупок. На основании нового закона система госзакупок разрешает отменять организацию тендеров на проведение ненужных торгов и услуг, в случае, когда победитель уже заранее известен. Эта новая система госзакупок регламентирует обязанность властей публиковать долгосрочные и краткосрочные финансовые планы по государственным закупкам и организовывать общественные разговоры по наиболее актуальным из них. Теперь благодаря принятой мере, средние и малые предприятия смогут полноценно участвовать в подобных конкурсах.

    Система госзакупок: подходы и принципы

    Сущность системы госзакупок проявляется в её принципах. Система госзакупок в целом осуществляется по определённым стандартам и правилам. Она основывается на равном и справедливом отношении ко всем участникам проводимых торгов. Все поставщики, подающие свои заявки на официальный сайт госзакупок для участия в конкурсах, имеют равные права, одинаковое количество информации о тендере на госзакупки, а также равные возможности участия в конкурсе на госзакупки, независимо от формы собственности и национальности. Эффективная система госзакупок предполагает прозрачность и открытость процесса закупок.

    Актуальность совершенствования механизма госзакупок возросла с формированием Таможенного союза. Теоретические расчеты всех его участников подтверждают выгодность этого проекта. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в одном из выступлений заявил, что за счет снятия барьеров в торговле можно к 2015 году увеличить ВВП каждого участника Таможенного союза примерно на 15-20%. По российским оценкам, общий экономический эффект составит более 400 млрд долларов к 2015 году. Совокупный эффект от вступления Казахстана в ТС оценивается в 0,6 процентного пункта дополнительного прироста ВВП страны (3% вместо 2,4% в 2010 году), главным образом за счет роста экспорта и ограничения импорта, импортозамещающего роста в промышленности и строительстве, увеличения объема оказанных услуг.

    Поэтому главные ожидаемые результаты от межгосударственного сотрудничества в сфере госзакупок - это предоставление национального режима предприятиям-резидентам сторон при участии в государственных закупках.

    Очевидно, что в этом контексте справедлива формула:

    «Национальный режим + Гармонизация правил проведения госзакупок + Унифицированный документооборот = ЕЭП».

    Для формирования межгосударственной системы государственных закупок в качестве первоочередных шагов представляются следующие:

    • 1. Информация о планах закупок (не только на бюджетный год).
    • 2. Создание межгосударственного Агентства по госзакупкам.
    • 3. Разработка и заключение Рамочных соглашений между заказчиками и поставщиками (конкурентный баланс, эффективный при реализации крупных народнохозяйственных проектов: строительство дорог и мостов, обновление подвижного состава и т.д. и т.п.).
    • 4. Электронизация госзакупок на основе электронных паспортов товаров по системе GS1 и электронного документооборота как инструмента непосредственной помощи предприятиям в экспортно-импортной деятельности, учитывая, что (GS1 + ЭЦП) - язык современного бизнеса.
    • 5. Создание Центра деловых операций (логистика).
    • 6. Формирование каталогов товаров в соответствии с национальными стандартами и международными рекомендациями (система GS1 -«электронные паспорта товаров).
    • 7. Мониторинг национальных рынков государственных закупок.
    • 8. Обобщение и использование лучшей мировой практики: опыт ЕС (SIMAP), Федеральной контрактной системы США, системы госзаказа России, системы госзакупок Беларуси, Украины, Латвии, Молдовы и других государств.
    • 9. Организация подготовки кадров для работы на рынках Таможенного союза и мировых рынках закупок.
    • 10. Финансирование работ по обобщению мирового опыта госзакупок и развития результативных методов его практического применения.

    Госзакупки - объект аналитических расчетов и государственного руководства. Государственные закупки являются тонкой правовой и сложной организационной процедурой, требующей значительных материальных и людских ресурсов (в развитых странах количество специалистов, организующих закупочный процесс, составляет от 3 до 6 % от общего количества сотрудников государственных органов и предприятий).

    В теории и практике госзакупок важно учитывать цикл закупок, который включает в себя три процесса:

    • - формирование заказа,
    • - размещение заказа,
    • - исполнение заказа.

    В законодательстве процесс размещения заказа имеет наибольшее нормативно-правовое обеспечение. Однако для повышения эффективности госзакупок важно уделять особое внимание этапу формирования заказа, от которого зависит, по оценкам экспертов, до 60% эффективности закупок.

    Формирование заказа предполагает такие мероприятия, как определение и обоснование закупок, их консолидация, проведение исследований рынка поставщиков (маркетинг), оптимизация закупок и поставок продукции по времени и месту (планирование). Следовательно, в законодательстве должны быть определены нормы, четко и процедурно регламентирующие формирование заказа, в том числе и начальной цены контракта. Одновременно должны быть определены положения по оценке рисков (финансовых, страховых и т. д.) для поставщиков и потребителей и процедуры по их анализу и снижению. При этом важно обеспечить конкуренцию поставщиков (что приведет к снижению цены сделки) и мотивацию представителей госзаказчиков к этой работе (и материальную, и моральную).

    В размещении заказа важнейшую роль играет система информирования о закупках. Общепризнанные стандарты и наработанный многими странами опыт в этом вопросе свидетельствуют о том, что механизм прозрачности государственных закупок напрямую зависит от возможности государства обеспечить доступность к информации о закупках через государственные информационные Интернет-ресурсы и печатные издания. Информация о госзакупках, как правило, размещается в открытом доступе.

    Следует отметить, что передача полномочий по контролю над публичностью процесса госзакупок коммерческим или общественным структурам крайне нецелесообразна. Финансы, формирующие бюджетную массу страны, которые в дальнейшем будут обращены в государственный заказ, имеют налоговую природу, поэтому принципиально важно обеспечить прозрачность госзакупок на всех стадиях их осуществления. Мировой опыт свидетельствует о преимуществе государственного контроля за госзакупками.

    Исполнение заказа предполагает контроль заказчиком выполнения условий контракта по государственной закупке -- как по количественным, так и качественным показателям.

    Методика госзакупок представляет собой определенную совокупность организационных мероприятий и технологий их осуществления. Основным назначением методики является повышение эффективности исполнения госзаказа. Методики организации и проведения государственных закупок различаются в зависимости от предмета закупки (особенно в части услуг: строительные услуги, консалтинговые и т. д.), а также зависят от степени развитости информационной инфраструктуры в конкретной стране (возможности информирования о закупках, электронного маркетинга и электронных аукционов, системы документационного сопровождения контрактов и т. д.).

    Методика закупок определяет действия их участников по следующим стадиям закупочной деятельности:

    • 1. Что именно и когда покупать (определение предмета закупки).
    • 2. У кого и на каких условиях покупать (маркетинг).
    • 3. Как оформлять и сопровождать сделку (закупка).
    • 4. Как произвести анализ закупочной деятельности (контроль).Каждый из этих вопросов имеет две составляющие: внешнюю (использование ценового механизма, переговорные и юридические аспекты) и внутреннюю (внутриорганизационное обеспечение).

    Поэтому, для повышения эффективности государственных закупок требуется огромная аналитическая работа и слаженность всех звеньев механизма социально-экономического развития страны.

    Иллюстрацией важности этой работы может служить следующий пример преодоления послевоенной Японией экономических проблем, в том числе и путем организации сотрудничества государства и частного бизнеса.

    Справочно: В 1949 году Япония столкнулась с трудностями экспорта продукции машиностроения: её цены оказались выше мировых. Причина - высокая стоимость металла, определяемая, как оказалось, дороговизной угля. Совет по рационализации промышленности с участием ведущих компаний, представителей промышленных ассоциаций и чиновников выработал соглашение. Вот его пункты.

    • 1. Машиностроители-экспортёры назвали конкурентную цену металла.
    • 2. Угольщики, изыскав средства, модернизировали свои шахты, и под гарантию металлургов закупать весь производимый ими уголь, снизили его цену на 18%.
    • 3. Металлурги также модернизировали свои предприятия, что в совокупности с подешевевшим углём позволило выйти на требуемую цену.
    • 4. Судостроители, получив более дешёвый металл, снизили цены на морские суда.
    • 5. Угольщики-импортеры соответственно снизили транспортные издержки и удешевили также и ввозимый уголь.

    Итог известен. Япония ныне - один из мировых лидеров производства высокотехнологичной, наукоёмкой, инновационной продукции машиностроения. Решение этой сложнейшей «многоходовки» - плод активности государства в формировании госзаказа и организации конкуренции за его выполнение. Его чиновники явились организаторами и координаторами дела. Именно они способствовали созданию доверия между его участниками и выработке компромиссов. Такой стиль взаимоотношений государства и бизнеса вошёл в практику под названием «административное руководство». Он включал также весьма решительные меры по защите и поддержке национального предпринимательства.

    Как видно, японская модель ГЧП - это созданный под эгидой государства альянс, который, осуществив комплекс весьма сложных и рискованных организационно-экономических действий, решил жизненно важную общенациональную проблему, что во многом предопределило дальнейшую судьбу разбитой войной страны. При этом получили выгоды и частные компании.

    Таким образом, государственные закупки -- это сфера, где необходим постоянный и значительный объем аналитической работы на всех стадиях жизненного цикла закупки -- формирования госзаказа, его размещения и исполнения (т. е. это сфера деятельности, в которой нужно многое и тщательно считать). Требуется учет процента прибыли предприятия, выигравшего конкурс, а также принципа формирования цен на товары и услуги предприятия и пр. Требуется общественный мониторинг эффективности государственных закупок и закупок за счет собственных средств, постоянное информирование о востребованности тех или иных специалистов госзакупок, формирование их банка данных с персональными рейтингами. Должна быть обеспечена возможность участия общества в оптимизации законодательной базы по государственным закупкам и закупкам за счет собственных средств. В связи с этим назрела потребность в создании единого аналитического информационного ресурса по государственным закупкам и закупкам за счет собственных средств.

    Подавляющую часть тендеров в России государство осуществляет посредством системы госзакупок. Объём таких операций в общей совокупности ежегодно превышает 30 триллионов.

    Государственные закупки - это приобретение работ, продукции или услуг, необходимых гос.учреждениям, министерствам, ведомствам, организациям по процедуре, имеющей определённый на законодательном уровне порядок.

    Государственные и муниципальные закупки осуществляются для удовлетворения нужд заказчиков государственного уровня в реализации работ, в услугах разнообразной направленности, в продукции. Также целями проведения госзакупок являются минимизация злоупотреблений и экономия казённого бюджета. Для реализации целей и решения сопутствующих задач разработана и запущена в работу контрактная система, функционирование которой регламентируется законодательно.

    Государственные и муниципальные закупки классифицируют на конкурентные. В этом случае исполнитель выбирается путём проведения процедур, основанных на справедливой конкуренции. У этих процедур может быть различный формат. Их предназначение заключается в определении лучших из выдвинутых предложений. Обычно в таких процедурах задействовано трое вероятных исполнителей. Другая группа закупок - неконкурентная. При этом исполнение доверяют определённому исполнителю, который не имеет конкурентов. Такая форма не предполагает выбор среди вариантов от разных исполнителей.

    Виды и правила осуществления государственных закупок

    Государственные и муниципальные закупки осуществляются как:

    1. Аукцион;
    2. Запрос котировок;
    3. Конкурс;
    4. Запрос предложений.

    Основные правила осуществления государственных закупок закреплены в законодательстве и правительственных постановлениях. Строго выражение «тендер» не может приняться относительно госзакупок. Допустимо применение выражений «закупки» и «контрактная система». Последнее отражает совокупность госзакупок и условий их реализации. План закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком. Исполнитель подбирается на основе конкуренции. Целью реализации этой процедуры является экономия средств казны и оптимизация расходов.

    Правила государственных закупок

    Руководитель фирмы, желающей попробоваться в госзакупках, должен выполнить следующие условия:

    • Оформить электронную подпись, действительную для конкретного сервиса проведения торгов;
    • Аккредитоваться на выбранной ЭТП;
    • Уплатить обеспечение;
    • Составить заявку участника;
    • Приготовить данные о характеристиках по форме 2;
    • Непосредственно участвовать в мероприятии;
    • Уплатить обеспечение исполнения;
    • Оформить контракт.

    По такому алгоритму проводится получение заказа от го.структур.

    Государственные закупки по ФЗ 44

    ФЗ-44, ФЗ-223, постановление 778 о государственных закупках - законодательная основа, закрепляющая условия и процедуру участия в закупках. ФЗ-44 содержит следующие важнейшие сведения:

    • Подробные данные о стадиях осуществления госзакупок;
    • Распространение на социальные учреждения под государственным управлением;
    • Отсутствие доходов, получение финансирования из гос.казны;
    • Сюда относятся администрация, полиция, больницы, учреждения образования и т.п.
    • Госзакупки могут проводиться в нескольких строго определённых формах.

    Государственные закупки 44 ФЗ, 43 ФЗ, 223 ФЗ

    • Госзакупками пользуются организации под гос.управлением, имеющие социальный вектор работы;
    • Гос.организации, обладающие доходом, расцениваются как предприятия коммерческого типа. Сюда относятся РЖД, Ростех, Газпром, Роснано, Сбербанк, Ростелеком, ВТБ.
    • Госзакупки, проводимые по ФЗ-223, имеют более лояльные и гибкие регламенты;
    • Особые условия, выдвинутые заказчиками в рамках госзакупок, могут быть отражены в соответствующем Положении;
    • Заказчик может самостоятельно выбрать оптимальный вид закупки среди сотен возможных вариаций.

    Управление государственными и муниципальными закупками

    Как и сами госзакупки, схема управления ими сложна и многогранна. Все её элементы взаимосвязаны между собой, для них определены сферы влияния, которые в совокупности охватывают все нюансы осуществления контроля. Как алгоритм, управляющий развивающейся системой, управление государственными и муниципальными закупками нуждается в постоянном совершенствовании. Для того чтобы понять основы и тонкости управления, необходимо вникнуть в само понятие системы госзакупок и процессов, которые она осуществляет.

    Государственные закупки товаров и услуг представляют собой совокупность мероприятий, позволяющих совершать необходимые для заказчиков государственного уровня работы, реализацию продукции, оказание услуг. Без существования этого алгоритма будет невозможно обеспечивать организации, финансируемые из гос.казны, всем необходимым для их нормального функционирования. Помимо снабженческой функции, система закупок призвана минимизировать издержки, растраты и сэкономить бюджет.

    Для обеспечения функционирования системы трудятся десятки тысяч людей. Их задачи входит формирование, размещение заказов, проведение аукционов, оформление контрактов с выбранными исполнителями на взаимовыгодных условиях.

    Специфику работы системы учитывает управление государственными и муниципальными закупками. Обучение в этой области предполагает получение глубоких экономических познаний и навыков гос.управления. Сотруднику, задействованному в этой области, необходимо учитывать огромные объёмы бюджетных финансов, которые ежегодно проходят через систему. Этот процесс порождает массу возможностей для коррупционных действий. Минимизировать эти возможности и свести вероятность их проявления к нулю помогают интеллектуальные электронные алгоритмы управления различными процессами. Подобных алгоритмов разработано достаточно много. Они предоставляют разные возможности и решают важные задачи:

    • Наращивание эффективности размещения заказов;
    • Снижение количества ошибок в заявках;
    • Минимизация материальных затрат и сроков решения определённых задач. Ускорение процесса публикации заказа;
    • Оказание профессиональной юридической и правовой поддержки;
    • Контроль над закупками, полная отчётность, возможность персонального анализа данных.

    Определённо, правила проведения государственных закупок будут соблюдаться строже, если система управления ими будет переведена в область электронных процессов.

    Гражданский контроль государственных закупок

    Так как через систему госзакупок проходит много бюджетных финансов, значит, налогоплательщики имеют право контролировать использование этих денег. Оно должно быть строго целевым и адекватным. Например, государственные закупки 2017 РК могут контролироваться со стороны граждан, юридических объединений, общественных групп.

    Общественный контроль отслеживает, чтобы государственные закупки РК 2017 реализовывались с соблюдением утверждённых норм.

    В России разработаны нормативные документы, в которых описан порядок работы, задачи, полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного контроля. Её сотрудники должны следит за порядком в области бюджетных финансов. Деятельность Службы должна быть независимой, законной, достоверной, профессиональной, эффективной, а её результаты должны предаваться огласке.

    Контролировать закупки можно в плановом порядке. Он предполагает работу по заранее утверждённому плану. Также в обязанности контролирующих входят внеплановые мероприятия, которые назначает руководство Службы по указанию высших органов или граждан.

    Граждане имеют возможность обратить внимание Службы на определённых моменты, касающиеся конкретной закупки или нескольких, с целью выяснения обстоятельств заключения контракта, условий выбор исполнителя, определения соответствия содержания заказа реально выполненным работам и т.п. Для осуществления такого взаимодействия предусмотрен особый регламент, по которому Служба должна рассмотреть обращение граждан, провести необходимые процедуры и вынести решение относительно этого обращения. Такие меры позволяют совместно пресекать попытки коррумпирования сферы госзакупок.

    Портал государственных закупок

    Сайт государственных закупок находится по адресу zakupki.gov.ru. Его задача - предоставлять достоверные данные об утверждённых планах закупок и сервисах, на которых будут проводиться торги. Зайдя на портал государственных закупок РФ, пользователь сможет узнать все данные, необходимые чтобы стать потенциальным исполнителем гос.заказов. Регистрироваться и проходить другие процедуры для работы на этом ресурсе не нужно. Его использование бесплатно, в том числе скачивание актуальной информации по документам и поиск госзакупок.

    На этом ресурсе вы найдёте:

    • Закупки для государственных и муниципальных нужд;
    • Сведения о реализации контрактов;
    • Закупки у малого бизнеса;
    • Список оформленных контрактов по заказчикам;
    • Список недобросовестных исполнителей;
    • Типовые документы и условия, на которых оформляются контракты;
    • Банковские гарантии;
    • Список жалоб и проверок;
    • Данные наблюдений, аудитов;
    • Отчёты;
    • Правовую документацию.

    С вопросом, касающимся госзакупок, пользователь может обратиться на форум, чтобы получить совет от других посетителей сайта. Форум работает при ресурсе.

    Используя основной портал, можно получить всю информацию по ФЗ-44 и 223, рассмотреть наиболее актуальные разделы закупочных планов, изучить интересующие списки и перечни, содержащиеся в различных законодательных актах. Удобная поисковая система делает процесс подбора госзакупок удобным и оперативным. Задав необходимые условия или ключевое слово, можно быстро отфильтровать подходящие заказы или документы - закон, список и пр.

    Ресурс оснащён опцией выбора валюты. Так, стартовую цену можно задать в рублях или в другом выражении. Искать заказчиков можно по ИНН, региону, месту поставки или реализации работ. Вместо указания ключевого слова, можно использовать исключение слова из поиска. Иными словами, функционал портала соответствует современным требованиям удобства, практичности и эффективности. Портал государственных закупок РК 2017 также обладает широким опционалом и является удобным инструментом для потенциальных исполнителей, заказчиков и контролирующих лиц.

    Департамент государственных закупок

    Это подразделение создаётся с целью создавать планы, подготавливать и проводить мероприятия для выбора исполнителей, которые будут обеспечивать нужды органа, к которому относится конкретный департамент государственных закупок.

    Это подразделение создаётся для решения полного комплекса вопросов, связанных с госзакупками, а именно с заказами, размещаемыми от имени какого-либо органа, организации и т.п. Так как объёмы работ, вязанных с этим направлением, нередко бывают достаточно крупными, создание специализированного департамента вполне целесообразно. Оно позволяет повысить эффективность работы по закупкам, а также освободить другие подразделения от необходимости решать эти вопросы.

    В рамках своей работы такой Департамент решает задачи:

    • Разработка закупочных планов. Сюда входят заказы на продукцию, необходимую всем подразделениям и службам, требующиеся услуги и работы;
    • Планирование и реализация мероприятий для выбора лучшего исполнителя на конкурентной основе;
    • Подготовка и проверка контрактов, их заключение;
    • Контроль над его выполнением;
    • Разработка замечаний и проектов по совершенствованию системы закупок касательно отрасли, в которой работает учреждение или организация, а также касательно всего законодательства в этой сфере.

    Это основные функции Департамента. В зависимости от внутреннего регламента организации детали их состава могут меняться.

    Различают инструменты1 прямого и косвенного регулирования.
    Инструментами прямого регулирования выступают:
    лимиты кредитования;
    прямое регулирование ставки процента.
    Вместе с тем наиболее часто Центральный банк прибегает к инструментам косвенного регулирования.
    1 Финансовый инструмент - понятие условное, это форма операций с ценными бумагами.
    Выделяют три главных инструмента, используемые Центральным банком для косвенного регулирования кредитно-денежной сферы:
    1) изменение нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке;
    2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)1, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки;
    3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.
    Их реализация имеет целью изменение величины банковских резервов, денежной базы.
    Рассмотрим механизмы косвенного регулирования.
    Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерче-ские банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от общего объема депозитов. Они различаются по величине в зависимости от вида вкладов, размеров банков и т. д. В современных условиях служат не столько для страховых, сколько для контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также межбанковских расчетов.
    Чем выше ставка обязательных резервов - тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, связана со значительными издержками.
    Помимо обязательных, коммерческие банки могут хранить в Центральном банке избыточные резервы, например для непредвиденных потребностей в увеличении ликвидных средств. Однако это невыгодно для них, лишает их дохода, поскольку; деньги не пускаются в оборот. С ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
    В США все банки обязаны держать в ФРС (Федеральной резервной системе) в качестве резерва долю депозитов на уровне от 3 до 18% собственных активов. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов, при снижении - расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является достаточно мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
    Изменение процентной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, оказывает своего рода "цепную" реакцию. Если учетная ставка повышается, объем заимствований у Центрального банка сокращается, вместе с тем сокращаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.
    Получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают свои ставки по ссудам. Волна "сжатия" и "удорожания" денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается.
    1 Рефинансирование - повторное или дополнительное вложение капитала.

    Кредиты Центрального банка для пополнения резервов, как правило, предоставляются на короткий срок. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются только для особых нужд (например, на сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
    В отличие от межбанковского кредита ссуды, получаемые коммерческими банками от Центрального банка, увеличивают банковские доходы, являются основой мультипликационного роста.
    Операции на открытом рынке - также очень важный способ контроля за денежной массой. Они достаточно широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг, вместе с тем ограничены в странах, где такого рынка нет или он находится в стадии формирования.
    Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг, как правило, на вторичных рынках1.
    При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков увеличивается сумма на резервных счетах этих банков (иногда на специальном счете для этих операций), вместе с тем в банковскую систему поступают допол-нительные деньги, служащие основой мультипликационного расширения денежной массы.
    При продаже Центральным банком ценных бумаг имеет место обратный процесс.
    Таким образом, через операции на открытом рынке Центральный банк регулирует в определенной мере размер денежной массы в экономике.
    Вместе с тем он не может полностью контролировать предложение денег, поскольку:
    1) коммерческие банки сами определяют величину избыточных резер-вов;
    2) Центральный банк не может точно предусмотреть объем" кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;
    3) соотношение между наличностью и депозитами определяется поведением населения и другими причинами, которые не могут быть предусмотрены Центральным банком.

    Институциональное регулирование предполагает создание системы норм и правил поведения и взаимодействия хозяйствующих субъектов, облегчающих координацию их деятельности, а также санкций, преследующих нарушителей этих норм и правил. Оно основано на принятии определенных законодательных актов (гражданского, земельного, трудового, налогового, бюджетного кодексов; законов, регулирующих деятельность акционерных обществ, банков, банкротства и т.п.). А также на создании системы, обеспечивающей соблюдение законодательства (судебной системы, арбитража и т.п.).

    Административное регулирование основано на прямом воздействии на хозяйствующих субъектов в целях изменения их экономического поведения. Оно имеет силу приказа и не опирается на экономические интересы и стимулы.
    Административное регулирование основано на законодательном разграничении прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, отдельных чиновников.

    Административные методы разделяются на меры:

    Запрета: контроль над ценами, доходами и валютным курсом, антитрестовские запреты и т.п.

    Разрешения: лицензирование деятельности.

    Принуждения: стандарты, регламенты, рационирование потребления, квотирование поставок, экономические предписания, социальные нормативы и т.п.

    Наиболее широко административное регулирование используется при решении следующих проблем: обеспечения равенства конкурентных условий; ускорения темпов экономического развития; защиты национальных производителей; защиты потребителей от недобросовестного поведения производителей; социальных и экономических проблем.

    Прямое экономическое регулирование основано на достижении заинтересованности хозяйствующих субъектов в выполнении заранее поставленной конкретной цели. К мерам прямого экономического регулирования относятся целевое финансирование, субсидии и дотации, льготные кредиты, система государственных закупок.

    Индикативное планирование - способ регулирования экономических процессов с помощью выдвижения целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.

    Контрактная система - это особая совокупность различных форм регулирования, при которой государство финансирует выполнение работ частными предпринимателями. С ее помощью частный бизнес вовлекается в осуществление государственных программ, решение приоритетных задач. Это могут быть закупки для нужд государства (например, сельхозпродукции, военной техники и т.п.). Кроме того, контрактная система используется как способ реализации общегосударственных целевых программ (например, космос, атомная энергетика, региональное развитие).

    4. Косвенное экономическое регулирование основано на активизации деятельности хозяйственных субъектов через воздействие на условия хозяйствования. К мерам косвенного экономического регулирования относятся налоговые рычаги, денежно-кредитная политика, валютное регулирование, таможенно-тарифная политика и т.п.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное