Домой Проценты по кредитам Потребности их структура закон возвышения потребностей. Экономические потребности, их классификация и система

Потребности их структура закон возвышения потребностей. Экономические потребности, их классификация и система

Классификация потребностей.

Потребности как предпосылка производства.

Проблема выбора в экономике

Тема 2. Потребности и ресурсы.

Цель лекции: уяснить содержание экономической деятельности по решению проблемы выбора в условиях редкости экономических ресурсов производства с субъектной и объектной стороны.

План лекции:

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.

2. Блага. Их сущность, классификация и особенности.

3. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика.

4. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике.

5. Производственные возможности общества и их границы. Альтернативные издержки и предельные величины.

Потребности человека являются исходной экономической категорией. Экономическая деятельность людей по преобразованию окружающей действительности обусловлена их потребностями и интересами. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с личностью индивида. В экономической литературе встречаются и другие определения потребности. К примеру, потребности – это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти; это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Таким образом, потребности – это объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимися и необходимыми благами, побуждающее человека к деятельности.

Потребности людей удовлетворяются через потребление , а чтобы потреблять, необходимо производить. Производство является исходным пунктом, в котором создаются продукты, а точнее материальные блага и услуги. Между производством и потреблением существует тесная взаимосвязь. Потребности людей стимулируют производство, а производство, создавая новые блага, оказывает влияние на потребление. Таким образом, наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства и технического прогресса.

Потребности людей многообразны и поэтому существуют различные подходы к ихклассификации . Большинство ученых соглашаются, что потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и др. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо (например, к социальной группе). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.


В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (перспективные), действительные (необходимые), подлежащие удовлетворению, фактически удовлетворяемые. Абсолютные (перспективные) потребности ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе. Действительные (необходимые) потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Подлежащие удовлетворению потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Выступают они в форме платежеспособного спроса. Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.

В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей (личные потребности).

Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. К ним можно отнести потребности в общественной безопасности, правовой защите, охране общественного порядка, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, свободе вероисповедания, защите и восстановлении окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.

Потребности классов, социальных групп могут быть представлены как потребности людей, объединившихся по общим интересам. К примеру, потребности политических партий, профессиональных ассоциаций, общественных объединений, профсоюзов работников, футбольных клубов, союзов художников и т.д.

Личные потребности – это все то, что необходимо каждому человеку: жилье, одежда, обувь, пища, бытовые услуги, образование, медицинские услуги, денежные сбережения и т.д. Их подразделяют на насыщаемые и ненасыщаемые . К примеру, потребность в пище - насыщаемая, потребность в одежде - менее насыщаемая, потребность в деньгах - ненасыщаемая. Потребность в познании вообще не имеет четко выраженного предела.

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:

· материальные (удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище и т.д.);

· духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, в свободном вероисповедании, творчестве и т.д.);

· социальные (возможности человека реализовать свой потенциал, занять определенное положение в обществе, карьерном росте, общении, милосердии и т.д.).

С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся связанные с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (вода, воздух, пища, одежда, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся непосредственно связанные с благосостоянием людей. Это доступность образования, здравоохранения, благоприятные условия и достойный уровень оплаты труда, наличие свободного времени и условий отдыха, доступность библиотек, музеев, наличие собственности, экологическая безопасность и т.д.

С точки зрения рациональности различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и иррациональные (потребности в курении, употреблении алкоголя или наркотиков).

Широкое распространение в современной экономической теории получила иерархия потребностей известного американского психолога А. Маслоу . Создавая свою теорию мотивации, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

1) Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, воздухе, отдыхе и в продолжение рода.

2) Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических (одежда, жилище) и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3) Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4) Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5) Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Рис. 2.1.1. Пирамида потребностей (подход А. Маслоу).

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис. 2.1.1. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена.

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном , так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей . Возвышение потребностей означает не столько рост, сколько изменение структуры потребностей, расширение их круга, внесение разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости и качественное совершенствование. Прогресс человечества, рост его культуры, накопление знаний, новые возможности экономики являются объективными факторами возвышения потребностей как закономерности человеческого развития.

В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно меняются. Если у нас достаточно пищи и одежды, чтобы избавиться от голода и холода, мы стремимся удовлетворить другие потребности. И даже когда основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способы удовлетворения тех же первичных потребностей. Они будут лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования растут. Планка уровня жизни повышается. Одновременно мы хотим иметь больше хороших картин живописи, произведений литературы, музыки, больше путешествовать и пр., т.е. того, что расширяет наши интеллектуальные возможности, тем более, что к человеческим потребностям относятся потребности не только индивидуальные, но и семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства .

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей. Его действие указывает не только на стремление к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, разнообразия, смещению приоритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию .

Закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Он проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.

Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя можно полностью удовлетворить, насытить. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно не ограничены, беспредельны.


Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.

Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах; равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.

Стадии развития потребностей – этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание .

Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия. Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности. Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества.

Таким образом, закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Он проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей. Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.

Закон возвышения потребностей

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Закон возвышения потребностей
Рубрика (тематическая категория) Производство

В истории человечества действует закон возвышения потребностей, ᴛ.ᴇ. такого взаимодействия общественного производства и потребления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан. ”Этот закон возвышения потребностей,- указывал В.И.Ленин, - с полной силой сказался в истории Европы – сравнить, к примеру, французского пролетария конца XVIII и конца XIX в. или английского рабочего 1840-х годов и современного. Этот же закон проявляет свое действие и в России: быстрое развитие товарного хозяйства и капитализма в пореформенную эпоху вызывало и повышение уровня потребностей крестьянства…”.

Действительно, история Европы в еще большей перспективе, чем XVIII – XX веков, нагляднее демонстрирует действие данного закона. С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.

Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением желœезных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного – господствующего в обществе класса. За счёт низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше – политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и пришло на смену религиозному.

Дальнейшее развитие производства за счёт совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всœегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.

Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в серединœе XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял всœе возможности для роста духовных потребностей. При этом автоматической реализации этих возможностей не произошло.

Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой базовых классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них - ϶ᴛᴏ проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.

Марксистско-ленинское решение этой проблемы, насаждаемое всœеми средствами пропаганды в социалистических странах, обусловлено идеологической ориентацией на построение коммунистического общества. В соответствии с этим возвышение потребностей понималось как не столько “ расширение или интеллектуализация потребностей, использование для их удовлетворения всœе более совершенных в техническом отношении предметов потребления, сколько… процесс совершенствования структуры потребностей личности, ее поступательное всœестороннее развитие, знаменующее высокий уровень социализации, коммунистической сознательности и убежденности”.

Марксистское сведение сущности человека к его социализации и подчинœение ей закона возвышения потребностей несостоятельно. Это убедительно показал опыт существования в XX веке социалистических обществ, в которых всœе воспитание подрастающего поколения ориентировалось на социализацию личности, то есть на подчинœение ее существующим общественным порядкам, на превращение человека в простой винтик большой общественной машины.

В условиях существования антагонистических классов выдвижение социализации в понимании человека на первый план было оправданным и необходимым. Это способствовало сплочению угнетенных классов и слоев общества в борьбе за улучшение своей жизни и соответственно за прогрессивное развитие общества. Теперь же, когда исчез антагонизм классов и общество достигло высокой сплоченности, успешное развитие его зависит от индивидуальности, то есть от развития индивидуальных способностей и талантов каждого человека, от максимальной творческой отдачи от каждого индивида.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сущность закона возвышения потребностей состоит в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всœех потребителœей – как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Οʜᴎ обусловлены конкретно – историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития. Ибо он должна быть ниже, как, к примеру, в Советском союзе или современной России, в которых из-за неэффективности власти и ее равнодушия к нуждам народа всœегда отставал и сейчас отстает от технико-технологического и культурного развития общества.

Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.

Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, ᴛ.ᴇ. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т.д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. В случае если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всœего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всœего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.

Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определœенная связь. В случае если индивид не может даже на минимально крайне важно м уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: “Голодное брюхо к ученью глухо”. При этом и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.

Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (к примеру, сочинять стихи или писать романы). В случае если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (к примеру, графоманством). По этой причине желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в данном случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.

Отвечая на него, нужно признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, ᴛ.ᴇ. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в какой-либо мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т.д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всœего ориентируются на то, как принято в какой-либо социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.

Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. В случае если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, к примеру, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.

Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие “возвышение ” связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом нужно признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателœем развития человека является качественное состояние его потребностей. К примеру, в случае если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. В случае если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это - другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это – третий, высший уровень. По этой причине закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.

Закон возвышения потребностей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закон возвышения потребностей" 2017, 2018.

ВОПРОС 4

1. Экономические потребности. Закон возвышения потребностей.

Центральные категории экономики – потребности и возможности. Потребность есть нужда – ощущение человеком нехватки чего-либо, необходимого для жизнедеятельности, трансформированная в соответствии с нормами его культуры. Ощущение необходимости чего-либо (нужда) порождает желание получить недостающее.

Окружающий нас мир и мы сами при всем его разнообразии устроены таким образом, что процессы и явления в природе и в обществе подчиняются определенным правилам. Универсальные всеобщие способы «поведения» всего сущего в мире, объективно свойственные всем явлениям данного рода, класса, принято называть законами. Наличие законов обнаружено и многократно подтверждено в физическом и биологическом мире. Это законы механики, закон сохранения и превращения вещества и энергии, законы наследственности и эволюции всего живого. Принципиальная особенность таких законов состоит в том, что они действуют независимо от воли и сознания людей, в т. ч. на объекты неживой природы и все живые организмы.

Довольно часто приходится слышать о существовании и проявлении экономических законов, характеризующих типовые черты взаимосвязей и взаимодействий между частями, элементами экономической системы, включая и людей, участвующих в экономических процессах. Обычно имеется в виду наличие всеобщих, постоянно наблюдаемых связей и соотношений между производством, распределением, обменом, потреблением вещей, благ, услуг и показателями, характеризующими эти процессы.

Экономические законы отличаются по своему содержанию и продолжительности действия. Наряду со специфическими законами, действующими на протяжении какой-либо одной общественно-экономической формации, функционируют общие экономические законы, присущие всем или ряду общественно-экономических формаций. Например, общие законы рыночной экономики, закон экономии времени, закон повышения производительности труда, закон соответствия производственных отношений уровню производительных сил.

Закон возвышения потребностей

Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называются потребностями. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства. Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но в не меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.

Таким образом, прогресс человечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал, расширяющиеся возможности экономики неизбежно обуславливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Абрахам Маслоу (1908-1970) очень удачно описал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения. Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д. А. Маслоу, выделил пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей:

1. Физиологические потребности - это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т.д.

2. Экзистенциальные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, в гарантированной занятости (гарантированном получении дохода), страховании от несчастных случаев и т. д.

3. Социальные потребности - это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя с другими, участии всовместной трудовой деятельности.

4. Потребности в самоуважении, престижные - это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Личностные, духовные потребности - это потребности в самоактуализации, самовыражении через творчество.

Первые два типа потребностей А. Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовлетворения) для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В графическом виде положения теории Маслоу изображаются в виде «Пирамиды потребностей», где физиологические потребности находятся внизу, а личностные, духовные потребности – наверху.

ВОПРОС 5

2. Блага и ресурсы производства. Факторы производства.

В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.
Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.
Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:
1) недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);
2) долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);
3) настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;
4) будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;
5) прямые – это блага, направленные только на потребление;
6) косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;
7) взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);
8) взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.
Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.
Существует несколько разновидностей ресурсов:
1) природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);
2) человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;
3) капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;
4) предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.
Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.
В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.
Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.
Рассмотрим их основные виды:
1) земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;
2) труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;
3) капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;
4) предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).
Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.
Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.

ВОПРОС 7

3. Понятие собственности. Правовые и экономические аспекты собственности. Роль собственности в экономике. Теория прав собственности.

Существует много определений в экономической теории категорий собственности.

Собственность – это система экономических отношений между людьми выражающаяся во владении, пользовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им формы присвоения средств и результатов производства. Ее рассматривают с экономических и юридических точек зрения.

С экономической точки зрения собственность можно представить как систему отношений между людьми в производстве и быту. Основные моменты:

1. Присвоение фактора производства и продуктов труда

2. Это хозяйственное их использование

3. Это реализация экономической выгоды от них.

Юридические аспекты собственности. Здесь собственность можно представить как имущественные отношения. Основные моменты:

Владение объектом собственности.

Пользование объектом собственности.

Тема 2. Общая характеристика хозяйственной деятельности

1. Экономические потребности, их классификации. Закон возвышения потребностей

2. Блага и ресурсы производства. Факторы производства

3. Проблема экономического выбора. Модель границы производственных возможностей общества

4. Теория общественного производства

4.1 Простые моменты процесса труда

4.2 Общественное производство, его цель и кругооборот.

4.3 Простое и расширенное воспроизводство. Типы экономического роста производства

Экономические потребности, их классификации. Закон возвышения потребностей

Конечной целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества.

Потребность - это объективная нужда в чем-либо, необходимом для обеспечения жизнедеятельности человека, развития его личности.

Неопределенное чувство нехватки чего-то конкретизируется, когда человек принимает решение в пользу определенного товара. С экономической точки зрения значение имеет только та часть овеществления потребностей, которая направлена на определенные товары и может быть удовлетворена в рамках соответствующих технических и экономических отношений. Например, при прогулке по городу возникает чувство жажды (это - неопределенное желание). Оно конкретизируется в нужде в чае, кофе, лимонаде и т.д. Поэтому потребностями называют сумму конкретизированных желаний. Они имеют покупательную силу. Такие потребности называют экономическими .

К человеческим потребностям относится также стремление к любви и безопасности, к уважению и самореализации. Эти потребности называются неэкономическими и, следовательно, не рассматриваются в экономической теории, так как их нельзя удовлетворить с помощью товаров и услуг.

Факторы, формирующие потребности:

Биологическая природа человека;

Духовный мир человека;

Природно-климатические условия;

Национальные, культурные, религиозные представления;

Социально-экономические условия жизни;

Уровень развития производства, НТП и др.

В экономической науке существуют различные критерии классификации потребностей, но поскольку речь идет об экономическом субъекте (человеке в хозяйственной деятельности), то его личные потребности подразделяются на:

Потребности воспроизводства рабочей силы - они отражают условия производительной деятельности человека. Например, потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и др. От полноты удовлетворения этих потребностей зависит эффективность труда работника, его настроение, так как стремление полнее удовлетворить свои потребности побуждает человека постоянно и качественно трудиться, повышать свою квалификацию.

Потребности всестороннего развития личности - отражают все условия жизнедеятельности человека в обществе, так как его положение в обществе не ограничивается производственной деятельностью. Это потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, в культурном и эстетическом воспитании и др. Удовлетворение этих потребностей предполагает потребление особых благ и услуг, таких как музыкальные инструменты; изучение художественной литературы, правил хорошего тона; занятия спортом, музыкой, живописью.

Классификация потребностей включает в себя и другие критерии деления потребностей:

Первичные (низшие) – потребности в средствах существования, которые нельзя ничем заменить (питание, одежда, жилье)

и вторичные (высшие) – потребности, которые могут быть заменены, или потребности выбора (книги, путешествия, украшения и т.п.)

Неотложные и могущие быть отложенными,

Прямые и косвенные,

Действительные (настоящие) и абсолютные (будущие).

Но такое деление сугубо индивидуально для каждого человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или пище. Поэтому классификации потребностей носят относительный характер.

По носителю потребности могут быть индивидуальными и коллективными,

По объекту потребности делятся на материальные, духовные, этические и эстетические,

По сферам деятельности можно выделить потребности труда, общения, отдыха

Существует пирамида потребностей А. Маслоу:

5. Потребность в саморазвитии

4. Потребность в уважении

3. Потребность в социальных контактах

2. Потребность в безопасности

1. Физиологические потребности

Потребности не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Потребности изменяются как количественно, так и качественно, Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, моды и рекламы. В результате скрытые (латентные) потребности становятся осознанными и поэтому открытыми. Это превращение является движущей силой экономического процесса и причиной структурных изменений всей экономики. Примером этого могут служить

Изобретения: паровой машины, телефона, телевидения, компьютеров, микропроцессоров;

Изменения моды;

Появление новых видов отдыха (серфинг, велосипедный туризм, экстремальные приключения и т.п.)

Таким образом, потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности. Они могут изменяться под внешним воздействием.

Развитие и формирование потребностей человека - это процесс объективный, поскольку определяется действием всеобщего экономического закона возвышения потребностей : каждая удовлетворенная потребность рождает новые, более высокого порядка. Следовательно, потребности общества безграничны, полностью неутолимы- это первая аксиома экономики .

Государство в определенной степени воздействует на процесс формирования потребностей через свою социально-экономическую политику (обязательное бесплатное образование, специальное высшее образование, страховая медицина, пропаганда здорового образа жизни, рациональное питание, контроль качества товаров и услуг и т.д.).

Новое на сайте

>

Самое популярное