Домой Кредит на бизнес Экономика россии все еще не одолела спада. Российская экономика делает ставку на инвестиции

Экономика россии все еще не одолела спада. Российская экономика делает ставку на инвестиции

Об экономическом развитии России до 2020 года

Майские указы: миссия невыполнима? Правительство, понимая опасность краха платежной системы, сделало ставку не на бюджетную, а на кредитно-денежную политику.

Хороший задел экономического роста, который правительство Владимира Путина оставило в наследство кабинету министров Дмитрия Медведева, быстро сошел на нет. Стагнирующая экономика медленно сползает в рецессию. Сухие цифры министерских прогнозов беспощадно свидетельствуют о том, что момент Х для экономики наступил.

Но вместо того чтобы принять действительно взбадривающие меры и выполнить задачи майских указов – 2012, экономический блок правительства упорно отказывается выходить за привычные, навязанные Всемирным банком и МВФ рамки борьбы за низкую инфляцию, низкие административные барьеры, приватизацию всего и вся. На фоне сложной геополитической ситуации, когда над Россией нависла угроза применения санкций, на Краснопресненской набережной пока не придумали ничего лучше, чем рекомендовать российским компаниям, чьи акции торгуются на зарубежных биржах, перейти на московскую.

Антикризисный блицкриг

Из кризиса 2008–2009 годов Россия выехала чуть ли не на коне. Пока весь западный мир, едва отдышавшись от первой волны экономического цунами, с ужасом ждал вторую, в нашей стране с облегчением выдохнули: все оказалось не так страшно, как представлялось. Официальная статистика бодро рапортовала о том, что Россия намного быстрее и легче восстанавливается после кризиса.

Действительно, правительство Путина сумело достичь впечатляющих результатов. В кризисном 2009 году экономика провалилась на 7,8%, но всего через год, по итогам 2010 года, темп роста ВВП вышел в плюс и составил 4,3%. Либеральные критики Путина обвиняли его в том, что «напрасно разбил стратегическую кубышку ФНБ», что Россия осталась без копейки на «черный день», в том, что пытается закидать экономику деньгами, а надо переходить в режим жесткой экономии и так далее. Но в этом и был секрет успеха того кабинета министров. Путин пошел против заведомо неолиберальных принципов и выстроил свою антикризисную налоговую и бюджетную стратегию на контрциклической основе.

Да, пришлось пойти на определенные риски. Правительство, понимая опасность краха платежной системы, сделало ставку не на бюджетную, а на кредитно-денежную политику. Расходы на фоне падения доходов намеренно наращивались. Банковский сектор во главе с Банком России получил надежную опору. С одной стороны, это привело к увеличению дефицитов бюджетов всех уровней, но с другой – позволило накачать деньгами и поддержать именно те сферы экономики, которые в перспективе должны были дать столь необходимые «длинные деньги». Именно поэтому главный упор был сделан на социальные расходы и расходы на оборону и безопасность.

Толчок получился эффектным и эффективным. По итогам 2012 года Всемирный банк поставил российскую экономику на первое место в Европе и на пятое в мире. Динамика была видна невооруженным глазом: в четвертом квартале 2011 года рост ВВП составлял 5,1%, в первом квартале 2012-го – 4,8%.

Но после Владимир Путин был переизбран президентом, а его место в Белом доме заняла новая команда со своими взглядами на развитие экономики.

Марафонская дистанция

Уходя в Кремль, президент оставил четкий план действий на ближайшую перспективу. Комплекс из 11 так называемых майских указов наметил ключевые направления развития страны и деятельности властных структур. Сразу стало очевидно, что Владимир Путин не собирается облегчать жизнь своему преемнику на посту премьер-министра. Даже наоборот, темп был задан просто ошеломляющий.

В указе «О долгосрочной государственной экономической политике» были обозначены более чем впечатляющие показатели экономического роста: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, рост объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году, увеличение на треть доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году, рост производительности труда к 2018 году в 1,5 раза. Президент также поставил задачу сделать чемпионский прыжок с нынешнего 120-го места до 20-го в 2018 году в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса. Помимо этого Путин поручил правительству в сжатые сроки утвердить госпрограммы по развитию ключевых отраслей экономики и приоритетных территорий, внести кардинальные изменения в планы приватизации федерального имущества, предусмотрев завершение уже к 2016 году выхода государства из капитала компаний несырьевого сектора и не относящихся к оборонному комплексу.

В области социальной политики планка была поднята на очень большую высоту. Путин требовал за пять лет увеличить размер реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза. Своеобразным индикатором были выбраны доходы врачей и учителей. Кабинету Медведева предстояло сосредоточиться на улучшении качества жизни – с тем чтобы средняя ее продолжительность в России выросла до 74 лет, чтобы женщины не боялись рожать. Чтобы каждые 15 лет люди могли улучшить свои жилищные условия – не только за счет ипотеки, ставки по которой к 2018 году не должны быть более чем на 2,2 процентных пункта дороже индекса потребительских цен, но и за счет того, что жилье экономкласса подешевеет на 20% из-за увеличения объемов строительства.

Но к такому марафону правительство Медведева, похоже, оказалось не готово.

Около нуля

Уже в третьем квартале 2012 года начался пока еще едва заметный экономический спад, экономика показала 3%-ный рост ВВП, а в четвертом квартале только 2,1%. В первом квартале 2013 года – всего 0,8%, во втором – и того меньше, 1%, в третьем квартале, по данным Минэкономразвития, рост составил 1,3%, и, наконец, в четвертом квартале – 2%. В целом по итогам прошлого года экономика выросла всего на 1,3%.

Первые данные за 2014 год внушают серьезные опасения, по последней оценке Министерства экономического развития – всего 0,8% за три месяца. Более того, как заявил замглавы ведомства Андрей Клепач, «очищенный рост будет ближе к нулю», а в целом МЭР исходит из того, что «рецессии у нас нет, есть стагнация».

Именно поэтому в Минэкономразвития вообще не ждут ничего хорошего. Клепач озвучил прогнозы, согласно которым по оптимистичному сценарию и при условии модернизации бюджетного правила экономический рост в 2014 году не превысит 1,1%. Вообще же в МЭР ориентируются на консервативный прогноз, то есть ждут, что текущие тенденции сохранятся, а рост ВВП по итогам года составит только 0,5%. Вице-премьер Аркадий Дворкович, правда, ожидает, что вопреки всему экономика начнет разгоняться. На Красноярском экономическом форуме в конце февраля он заметил, что «не рассчитывал, что уже в 2013–2014 году мы выйдем на те темпы роста экономики, которые нам нужны». «Скорее речь шла про 2015–2016 годы. Тогда мы выйдем на темы роста ближе к 4%», – пообещал зампред правительства.

Независимые эксперты не склонны разделять такой оптимизм. По прогнозу ФБК, по итогам года экономика уйдет в минус на 1 или 2% – в случае, если наступят форс-мажорные обстоятельства. «И похоже, форс-мажор у нас наступил, а в такой ситуации полпроцента – уже оптимистическая оценка», – констатировал директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, говоря о ситуации вокруг Украины и Крыма.

Но падение темпов роста экономики – не единственная проблема. Экономическому блоку правительства приходится констатировать катастрофическое бегство капитала. Только за первый квартал банки и предприятия вывезли из России свыше 50 млрд долл. Для того чтобы осознать масштаб оттока, достаточно вспомнить, что за весь прошлый год этот показатель составил 62,7 млрд долл. На сей раз к концу года цифра может перевалить за сотню. Первый вице-премьер Игорь Шувалов при этом умудряется сохранять абсолютное спокойствие. «Это не деньги, которые ушли из страны, просто перешли с рублевых счетов на валютные, – так он успокаивал журналистов в Берлине. – И в связи с тем, что изменения курса уже сейчас не наблюдается и ситуация на Украине в худшую сторону не развивается, мы видим, что по счетам идет обратное движение, из валютных позиций юридические лица и граждане стали переходить в рубли. Поэтому предпринимать ничего не нужно, следует вести себя спокойно».

В результате сокращения инвестпрограмм компаний энергетического сектора в ближайшей перспективе ожидается и снижение инвестиций в основной капитал. Хотя, по словам Клепача, «дальше рост возобновится, но будет иметь умеренный характер».

Сможет ли правительство на таком мрачном фоне решить задачи структурной перестройки сектора транспорта, здравоохранения, образования и прочих? А ведь не стоит забывать о растущей инфляции и падающем курсе рубля. Эти прогнозы в Минэкономики тоже скорректировали в худшую сторону.

Политика торможения

Совершенно очевидно, что с таким бэкграундом поставленных в майских указах макроэкономических целей не достичь никогда. И президент неоднократно обрушивался с критикой на правительство, которое со своими задачами не справляется, но регулярно пишет красивые отчеты. Можно вспомнить, что год назад тогдашний вице-премьер Владислав Сурков даже лишился должности за исполнение президентских поручений «на бумажке».

Основная проблема в том, что Путин, в период кризиса взявший на вооружение контрциклическую политику, и члены правительства мыслят принципиально разными категориями. Именно поэтому кабинет министров и не в состоянии выдержать темп, заданный майскими указами.

Если посмотреть на экономическую политику последних лет, то очевидно, что в кабинетах на Краснопресненской набережной руководствуются антикризисными заповедями МВФ и Всемирного банка. Но повсеместно прописываемые этими двумя структурами рецепты затягивания поясов, подавления инфляции, максимального отказа от государственных инвестиций, скорейшей перепродажи в частные руки всего госимущества еще не вывели ни одну бедствующую национальную экономику в лидеры. Испании, Кипру и Греции не дали умереть голодной смертью, но прочно придавили к земле долговым каблуком, ограничив возможности маневра для властей, а значит, и экономического роста.

Никто не спорит, что все вышеперечисленные меры полезны. Но этого набора далеко не всегда достаточно, чтобы решить глобальную задачу придания серьезного ускорения экономике.

Игорь Николаев видит причины провалов кабинета Медведева в нежелании отойти от шаблонных принципов рыночного регулирования. «Росстат систематически проводит опросы бизнеса о факторах, тормозящих развитие российской экономики. Тройка первых факторов: неопределенность экономической ситуации, рост налоговых отчислений, недостаток внутреннего спроса. Места периодически меняются, но набор все тот же, – отмечает эксперт. – Надо не наращивать, а снижать налоговую нагрузку. У нас все происходит наоборот. И вроде бы в благих целях, но результат тот же».

В качестве примера Николаев привел политику деофшоризации. Никто не спорит, что в принципе этим обязательно надо заниматься. «Но реально это рост налоговой нагрузки. Это противопоказано сейчас», – констатировал он. Точно так же, по словам Николаева, выглядит и инициатива лишить налоговые органы исключительного права возбуждать дела по налоговым преступлениям и подключить к этой работе Следственный комитет.

Что касается неопределенности экономической ситуации, то здесь помимо прочего огромную роль в последнее время сыграл и геополитический фактор. «Неопределенность экономической ситуации выросла в разы из-за присоединения Крыма, – считает Николаев. – Хотя ситуация такова, что был бы Крым, не было бы его, экономика все равно бы шла от стагнации в рецессию. Сейчас это медленное сползание отягощено геополитическим фактором. Отсюда и баснословный отток капитала, отсюда минусовые показатели. Не может быть, чтобы инвестиции в основной капитал снижались, капиталы утекали, а экономика росла. Это из разряда чудес». Так что главное для правительства сейчас – всеми силами снижать эту неопределенность и стараться избежать дальнейшей эскалации конфликта.

Инвесторы, по мнению эксперта, и раньше были недовольны экономической политикой, о чем свидетельствуют внушительные цифры оттока за прошлый год. Но теперь, как бы вице-премьер Шувалов ни пытался связать происходящий отток с колебаниями на валютном рынке, это бегство вовсе не является результатом поиска более «тихих гаваней» в других странах.

Стимулирование внутреннего спроса, по словам директора Института стратегического анализа ФБК, тоже проявляется не самым эффективным образом. «Оно правительством достаточно примитивно понимается, – считает Николаев. – Мегапроекты – это не то стимулирование спроса, которое необходимо. Раз на фоне саммитов, чемпионатов и Олимпиады такой низкий экономический рост, значит, это не работает». Николаев видит выход в ускоренной реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе и проектов модернизации БАМа и Транссиба, строительства ЦКАД и прочих. Эксперт считает, что роль этих мероприятий в наращивании внутреннего спроса играет куда более значительную роль, чем чемпионат мира по футболу или этап «Формулы-1».

На волне неолиберальных настроений в экономическом блоке кабмина постоянно говорят о смертоносной зависимости от экспорта углеводородов. Причем, если отбросить все лишнее, получается, что главное богатство России – это ее главный тормоз. Вот не было бы нефти, пришлось бы думать, как жить, а значит, развивалась бы наука, строились бы инновационные предприятия, промышленность бы пошла по пути внедрения и развития наукоемких технологий, начался бы выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. А пока у нас есть нефть и газ, больше ничего не развивается.

Сформировавшееся в последние полтора десятка лет общество потребления разучилось производить. Малый и средний бизнес, за редким исключением, в основе своей нацелен на торговлю и мелкие услуги. Таким образом, попытки воскресить мощную промышленность выглядят как-то неуверенно. Высокотехнологичные производства заметно потрепало еще в 90-е годы прошлого века. Восстанавливать металлообработку, станко- и машиностроение приходится по крупицам, и процесс требует не только фантастических финансовых вливаний, но и весьма быстрых шагов для преодоления технологического отставания. А здесь уже встает проблема утраты научного потенциала и перспективных кадров.

Метод строительства совместных предприятий для промышленной сборки продукции с последующим увеличением локализации производства, конечно, дает свои результаты, но это эффект кратковременный. Лучшие разработки никто не продаст, так что это скорее способ быстро модернизировать ряд предприятий и поучиться культуре производства у иностранных партнеров. В целом же основа ненадежная, как показали недавние события. Стоило только сгуститься тучам на политическом небосклоне, как международные автоконцерны заговорили о сокращении производства.

Оборонный комплекс мог бы какое-то время поддержать промышленность. Государство выделяет баснословные деньги, 23 трлн руб., на модернизацию производств и перевооружение армии и флота до 2020 года. Параллельно перепадает и сопутствующим предприятиям. Но оборонка не сможет вечно поддерживать всю российскую промышленность, хотя определенный запас прочности здесь есть.

Кстати, украинский фактор уже начал играть заметную роль и здесь. Правительство вынуждено спешно прорабатывать меры по импортозамещению деталей, которые производятся на Украине, искать замену импортной электронно-компонентной базе. «Санкции в ВТС мы скоро почувствуем. Здесь большую роль сыграет украинский фактор, в итоге ситуация будет ухудшаться, – считает Николаев. – Не обвально, но будет. Оборонные расходы в перспективе все равно придется снижать. Хотя пока власти только переносят некоторые статьи на более поздний период».

Настоящие санкции Запада хоть и не были официально объявлены (пара-тройка списков невъездных чиновников не в счет), но заставили экономический блок правительства спешно «выставлять противотанковые ежи». И речь не только о разговорах о переходе экспортных компаний на рублевые расчеты. Игорь Шувалов поспешил выступить с предложением для российских компаний, чьи акции размещены за границей, перейти на московскую биржу. Это всего лишь рекомендация, не приказ. Последствия последнего были бы просто губительны, и в правительстве не могут этого не осознавать. Тем не менее это негативный сигнал для международных инвесторов, которые и так-то с большой опаской работали в нашей стране, несмотря на все попытки президента доказать миру, что вложения в Россию – это безопасные и выгодные инвестиции.

Банк Morgan Stanley усомнился в способности российских властей разогнать экономику страны до 3% к 2020 году. После президентских выборов не стоит ждать больших структурных реформ, пишут аналитики

Недостижимый рост

Цель ускорения роста российской экономики хотя бы до 3%, которую ставит Минэкономразвития, вряд ли будет достигнута, следует из прогноза банка Morgan Stanley, посвященного экономикам Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки (CEEMEA), с которым ознакомился РБК.

В декабре 2016 года по итогам своего послания Федеральному собранию президент Владимир Путин разработать комплексный план действий на 2017-2025 годы, который обеспечит российской экономике в 2019-2020 годах темпы роста выше мировых. Согласно целевому сценарию Минэкономразвития (.pdf), к 2020 году рост ВВП должен составить 3,1%. Аналитики Morgan Stanley не верят в реализацию структурных реформ и считают, что без них годовой рост не превысит 1,8%.

Так, в бюджете на 2018-2020 годы нет ни увеличения расходов на развитие человеческого капитала, ни масштабных приватизационных планов, пишут эксперты. Cтимулирующие меры, которые власти могут одобрить до президентских выборов, вряд ли будут масштабными, полагает Morgan Stanley. Зарплаты госслужащих будут проиндексированы только на 4% (прогнозная инфляция 2018 года), тогда как пенсии, скорее всего, будут повышены лишь на 2,7% (ожидаемая инфляция на конец 2017 года), прогнозирует банк.

«Все прогнозы и базовый прогноз Минэкономразвития показывают, что на ближайшие три года базовый инерционный рост составляет примерно 1,5% ежегодно, — говорил на Петербургском международном экономическом форуме минувшим летом председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. — То есть мы попали в этот тренд, из которого никак не можем выйти, не можем поднять темпы экономического роста» (цитата по ТАСС). Он считает, что ключевым фактором, который позволит поднять темпы роста ВВП до 3,5%, должна стать производительность труда.

Сверхдоходы на 2 трлн

В третьем квартале 2017 года рост ВВП России до 1,8% (год к году) с 2,5%. Экономика даже сократилась на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом с поправкой на сезонность, отмечает Morgan Stanley. В результате банк снизил свой прогноз по росту ВВП в 2017 году с 2 до 1,8%. Минэкономразвития не планирует менять прогноз по росту ВВП на 2,1% на конец года, несмотря на представленные Росстатом данные за третий квартал, сказал 15 ноября глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

В 2018 году российская экономика, по прогнозу Morgan Stanley, вырастет на 2,3%. Этому будут способствовать более высокие цены на нефть ($62 за баррель против ранее ожидавшихся $53), а также увеличение потребительских расходов на 4%. Последнему будет способствовать рост доходов домохозяйств на фоне ожидаемой индексации заработных плат бюджетников и замедления инфляции. Рост инвестиций в основной капитал ускорится в условиях улучшения конъюнктуры, обновления оборудования, а также активизации строительства к чемпионату мира по футболу 2018 года, считают аналитики. Но в 2019 году, после президентских выборов, банк ждет замедления роста ВВП до 1,8% из-за эффекта высокой базы и снижения цен на нефть.

Поскольку инфляция будет соответствовать целевым показателям ЦБ, регулятор будет снижать ставку постепенно, следует из прогноза. По мнению Morgan Stanley, ЦБ снизит ставку в четыре этапа по 25 б.п., до 7% к концу 2018 года. В 2019 году ставка может опуститься до 6,5%, но это предел, учитывая повышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса.

По прогнозу банка, средняя цена на нефть в 2018 году составит $62 за баррель, что на $18 выше прогнозных показателей бюджета, и принесет казне 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов (2,1% от ВВП). Но Минфин будет придерживаться бюджетного правила и направлять эти сверхдоходы в резервный фонд. С учетом объем закупок валюты Минфином увеличится до $33 млрд в 2018 году, ожидают аналитики. В этих условиях корреляция рубля с нефтью ослабнет, считает банк.

МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Инвестиции должны оживить российскую экономику — Минэкономразвития рассчитывает, что именно всплеск инвестиционной активности станет основой ускорения роста ВВП в ближайшие три года. Способствовать капвложениям будет активизация кредитования — как населения, так и предприятий, заявил глава министерства Максим Орешкин, представляя уточненный прогноз на 2017-2020 годы.

Новый прогноз Минэкономразвития исходит из роста экономики РФ в 2017 году на 2,1% (прежняя оценка — 2%). При этом прогнозы министерства по росту ВВП в 2018-2020 годах существенно улучшены. Так, ВВП в 2018 году вырастет также на 2,1%, в 2019 год - на 2,2%, в 2020 году ускорится до 2,3%. Прежний прогноз предполагал рост экономики страны на 1,5% ежегодно.

"В целом главное отличие текущего прогноза от прогноза в апреле — это пересмотренная динамика инвестиций, инвестиционной активности на весь трехлетний период. Мы ожидаем, что в ближайшие три года рост инвестиционной активности будет держаться в диапазоне от 4% до 5%, тем самым способствовать более высоким темпам экономического роста", — сказал Орешкин.

Рост инвестиций, согласно уточненному прогнозу, составит в 2017 году 4,1%, в 2018 — 4,7%, в 2019 году — 5,6%, а в 2020 году ускорится до 5,7%. Ранее министерство прогнозировало рост инвестиций в 2017 году — на 2%, в 2018 году — на 2,2%, в 2019 году — на 2%, а в 2020 году — на 2,1%.

Базовый макропрогноз на 2018-2020 годы исходит из сохранения нынешней налоговой системы РФ, а в целевом варианте прогноза возможны изменения по налогам, они пока обсуждаются.

Минэкономразвития РФ также не закладывает в текущий прогноз на 2018-2020 годы возможность расширения санкций США на госдолг РФ, но учитывает сохранение санкций Запада на ближайшие три года.

Оптимистичные амбиции

Прогноз слишком оптимистичен и даже амбициозен, считает главный аналитик банка "Уралсиб" Алексей Девятов.

"Даже на этот год прогноз выглядит чрезмерно оптимистичным, а уж про остальные годы я вообще сказать не могу, откуда такой оптимизм. Во втором квартале цифра в 2,5% роста была достигнута за счет разовых факторов, прежде всего, холодной погоды, когда выросла добыча угля, железнодорожные перевозки, производство тепловой энергии. Темпов роста, позволяющих выйти на 2,1% по итогам года, у нас во втором полугодии не будет", — сказал Девятов РИА Новости.

По его словам, текущий прогноз "Уралсиба" по росту экономики в 2017 году сохранен на уровне 1,3% и может быть незначительно пересмотрен — до 1,5%.

Похожие оценки и у "Нордеа банка" — банк не корректировал свои прогнозы по росту ВВП в 2017 году в 1,6%, в 2018-2019 годах — около 1,5%.

"Видно, что сейчас у нас такой восстановительный рост, это некий отскок после двух лет рецессии — поэтому сейчас мы видим достаточно уверенные темпы роста, но в следующем году нужно будет расти от более высокой базы. Мы пока не видим потенциала для такого роста", — считает аналитик "Нордеа банка" Татьяна Евдокимова.

По ее словам, данные второго квартала текущего года окажутся наиболее позитивными по итогам года, и в третьем-четвертом квартале произойдет замедление темпов роста. Росстат предварительно оценил рост ВВП во втором квартале в 2,5% в годовом выражении.

Министр экономического развития, наоборот, полон оптимизма и ожидает, что рост ВВП в августе-сентябре вернется на прежнюю траекторию после июльского замедления — когда рост замедлился до 1,5% с 2,9% в июне.

В ожидании инвестиций

Способствовать росту инвестиций в российскую экономику будет расширение инвестиционного кредитования, улучшение условий работы для бизнеса и активный рост конечного спроса. Этот спрос будет поддерживаться и розничным кредитованием, пояснил Орешкин.

Инфляция в России по итогам 2017 года будет рекордно низкой и может оказаться даже ниже уточненного прогноза Минэкономразвития в 3,7%. Орешкин считает, что текущее замедление роста потребительских цен дает ЦБ возможность снизить ключевую ставку, что приведет к снижению реальных процентных ставок и подстегнет кредитную экспансию.

В соответствии с новым прогнозом Минэкономразвития инфляция в РФ в 2018-2020 годах будет находиться на уровне 4%. "Мы не видим причин, по которым Центральный банк не смог бы достичь здесь целевых значений", — добавил министр.

Также улучшению настроений бизнеса способствует консервативная бюджетная политика и механизм бюджетного правила, который сглаживает зависимость курса рубля от цен на нефть, уверен Орешкин.

"Действительно, мы видим по первому полугодию, что именно инвестиции у нас растут крайне высокими темпами, тогда как потребление сохраняется весьма слабым. В принципе, есть определенные предпосылки для того, чтобы эти тенденции продолжились. Здесь важна стабильная динамика курса рубля, которая позволяет более предсказуемо строить инвестиционные планы, закупать импортные технологии", — считает Евдокимова из "Нордеа банка".

Девятов полагает, что рост инвестиций в РФ в текущем году превысит 4%, но в большей степени не за счет частных инвестиций. "Насколько я понимаю, это наши большие проекты — Крымский мост, "Сила Сибири", а частные инвестиции не очень-то растут, и откуда у нас такой огромный прирост инвестиций — не понимаю", — отметил Девятов.

По мнению Евдокимовой, наращиванию инвестиций может помещать сокращение в последние месяцы прибыли компаний, и, если этот тренд продолжится, это может слегка помешать благоприятному развитию сценария.

Для ускорения роста инвестиций есть три фактора, считает главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик. "Первый связан с тем, что снизились процентные ставки и они будут дальше снижаться, что будет способствовать росту кредитования и, соответственно, это должно поддержать инвестиции. Второй фактор — замедление оттока капитала, мы полагаем, что и во второй половине года он несколько замедлится по сравнению с первой половиной года, и в течение следующего года он будет ниже, чем в течение этого года, чистый отток капитала", — сказал экономист.

Третий фактор — это структурные меры, которые принимает Минэкономразвития, в том числе с точки зрения поддержки проектного финансирования для того, чтобы поддержать рост инвестиций, пояснил Лисоволик.

Рубль и нефть стабильны

Апрельский макропрогноз Минэкономразвития предполагал, что рубль при цене на нефть в 40 долларов за баррель достигнет к концу года 68 рублей за доллар. Новый прогноз исходит из того, что курс составит 63 рубля за доллар в конце текущего года.

"Текущий курс курс мы оцениваем как очень близкий к фундаментальному. Не ожидаем кардинального изменения курса в ближайшие кварталы. Мы ожидаем некоторого ослабления рубля, буквально на 1-2 рубля до конца текущего года, что будет связано с продолжением восстановления внутреннего спроса и роста импорта, который немножко будет "поддавливать" валютный курс", — сказал Орешкин.

Средний курс за 2017 год составит 59,7 рубля за доллар против 64,4 рубля за доллар, заложенных в предыдущую версию прогноза.

В 2018 году среднегодовой курс российской валюты, по оценкам Минэкономразвития, составит 64,7 рубля за доллар вместо прогнозировавшихся ранее 69,8 рубля за доллар. В 2019 году рубль ослабеет до 66,9 рубля за доллар вместо 71,2 рубля за доллар, а в 2020 году — до 68 рублей за доллар вместо 72,7 рубля за доллар, заложенных в предыдущем варианте прогноза.

Говоря о ценах на нефть, Орешкин также отметил, что они будут стабильны как минимум до конца первого квартала 2018 года и снизятся до 41-42 долларов за баррель нефти марки Urals к середине следующего года.

По итогам текущего года средняя цена на нефть составит 49 долларов за баррель, в 2018 году прогноз повышен до 43,8 доллара с 40,8 доллара за баррель, оценки на 2019-2020 годы сохранены — 41,6 и 42,2 доллара за баррель.

Целевой вариант

Минэкономразвития помимо базового подготовило еще два варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2017-2020 годы — целевой и консервативный. Отличие базового от консервативного заключается в более негативной динамике цен на нефть.

Целевой прогноз гораздо более интересен в контексте поручения президента разработать план развития экономики страны до 2025 года, который позволит России выйти на темпы экономического роста выше мировых уже на рубеже 2019-2020 годов. Ранее Орешкин говорил, что именно в этом сценарии учтены меры плана-2025.

В четверг Орешкин признал, что меры, реализованные правительством, по ускорению роста ВВП, пока недостаточны для выхода экономики страны на темпы роста не ниже мировых, но правительство продолжит работу в данном направлении и будет предлагать новые идеи.

В апрельской версии целевого сценария прогноза социально-экономического развития рост ВВП РФ оценивался в 2%, в 2018 - 1,7%, в 2019 и 2020 годах - 2,5% и 3,1% соответственно. В текущей версии прогноза темп роста ВВП в 2017 году увеличен до 2,1%, в 2018 году - до 2,2%, в 2019 году - до 2,6%. Ориентир роста ВВП РФ в 2020 году остался прежним - 3,1%.

"Целевой сценарий у нас в целом остается без существенных изменений, пересмотрены показатели 2017-2018 годов, они уточнены с учетом текущей динамики и уже реализованных мер. Мы выглядим лучше, чем мы выглядели в предыдущем целевом сценарии, но пока еще те меры, которые реализованы, их недостаточно для достижения значения 3,1% ВВП", — сказал Орешкин.

По мнению Лисоволика, без дополнительных мер достичь роста в 3,1% вряд ли удастся. "Все, что выше 2%, на данный момент требует дополнительных структурных мер. Я думаю, что меры необходимы будут, прежде всего, в сфере повышения производительности труда, акцент на этом сейчас начинает делаться в большей степени", — отметил экономист.

Как полагает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов, властям для достижения долгосрочного роста важно понять, "какую нишу кроме энергетической мы могли бы занять - и создать стимулы для развития в этой области". Переходный период, по его словам, может сопровождаться и более низкими, чем во всем мире, темпами роста.

"Кроме того, только за счет сокращения численности рабочей силы в ближайшие пять лет мы, вероятно, будем терять по 0,3-0,4 процентного пункта роста. Наша оценка потенциала роста в средне- и долгосрочном периоде - 1,5% в год", — сказал он.

Со слов Максима Орешкина, министра экономического развития Российской Федерации, к апрелю 2018 года планируется подготовка более актуального макроэкономического прогноза от Минэкономразвития России. Данный прогноз будет составлен на 2018-2020 годы из учета стоимости на нефть в пределах 50-60 долл. за баррель.

Сейчас ведомство Максима Орешкина дает прогноз по средней годовой стоимости на нефть Urals 43,8 долл., а ведь это основная цифра, с оглядкой на которую создается бюджет России. Еще в конце 2017 г. они заявляли, что стоимость будет расти и превысит отметку 50 долларов, что произойдет в результате продления сделки ОПЕК+. Положительной тенденцией является тот факт, что на данный момент нефть стоит значительно дороже. Так, в январе текущего года 1 баррель нефти Urals оценивался в среднем в 68,46 долл.

Власти России при составлении макроэкономических прогнозов будущих периодов прежде всего руководствуются прогнозами цен на «черное золото». В связи с этим на сегодняшний день Минэкономразвития дает следующий прогноз по росту ВВП: так, на 2018 г. он составляет 2,1%, на 2019 г. — 2,2%, а на 2020 г. — 2,3%. Однако, несмотря на это, бюджет государства по-прежнему остается дефицитным – на 2018 г. размер заложенного бюджета составляет 1,3% ВВП. Относительно прогнозов в части промпроизводства на период 2018-2020 гг. можно смело заявить, что имеются тенденции на улучшение, поскольку прогноз был увеличен с 2,1% до 2,5% в год.

Справедливости ради стоит отметить, что, к сожалению, на сегодняшний день еще не предоставлено никаких прогнозов относительно инфляции. Однако отвечающий за это Центробанк заявляет, что инфляция не преодолеет отметку в 4% в текущем году. И даже более того — она будет примерно на этом же уровне в следующем году. При этом в ведомстве Максима Орешкина уверены, что примерно к середине лета текущего года годовая инфляция в России замедлится до уровня 2%. Относительно инвестиции в основной капитал на текущий год имеется следующий прогноз, который в базовом варианте составляет 4,7%, а в целевом – 5,7%.

Конечно, стоит отметить, что во всех этих прогнозах главное не то, как они составлены и как они изменены в лучшую сторону. Самое главное заключается в том, чтобы по итогам текущего года удалось уложиться в намеченные перспективы.Так, подавляющее большинство ведущих экспертов единогласно заявляют, что по большей части этот прогноз вполне реален и возможен.

Однако с целью улучшения ситуации и воплощения в жизнь более позитивных сценариев следует не только рассчитывать на подорожание нефти, но и параллельно с этим необходимо создавать условия для повышения уровня обрабатывающей промышленности с целью ее развития и повышения процентной части в формировании ВВП и экспорте. Ряд экспертов склоняются к тому, что существенно на прогноз могут повлиять и иные, не менее важные факторы. К ним они относят:

  • Модель экономической политики, которая будет принята в государстве после грядущих президентских выборов;
  • Геополитическая ситуация, а также ситуация с санкциями;
  • Состояние глобальной экономики и финансовых рынков;
  • Объем собранного на территории РФ урожая.

Вышеперечисленные факторы могут довольно сильно изменить макродинамику в экономике РФ, даже несмотря на тот факт, что цена на нефть будет оставаться стабильной и высокой.

Основные сценарии прогноза предполагают развитие процессов глобализации, опережающий рост мировых рынков по сравнению с мировым производством, продолжающееся сокращение разрыва в уровне сбережений и потребления между развивающимися и развитыми странами. Динамика мирового ВВП в 2013-2030 гг. оценивается на уровне 3,4-3,5%, что ниже среднего роста в 2001-2008 гг. (около 4%), но выше среднего темпа роста в период 1980-2000 годов (3,2%). В то же время нарастание демографических, природных ограничений, а также повышение требований к финансовой сбалансированности в условиях сохранения в долгосрочной перспективе высокого долгового бремени будут препятствовать возвращению мировой экономики на высокие докризисные темпы роста в 4% и более в год.

В базовом умеренно-оптимистичном сценарии мировой динамики предполагается постепенное сокращение существующих дисбалансов. Это сценарий перебалансировки мировой экономики и масштабного сдвига мирового производства в тихоокеанский и индоазиатский регионы. В американской экономике улучшение качества роста и устойчивости развития будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения, потребление, напротив, будет опережающими темпами расти в азиатских странах и прежде всего в Китае.

В долгосрочной перспективе повышается роль демографического барьера роста. Проблема изменения возрастного состава населения в пользу более пожилых возрастов и соответственно роста коэффициента демографической нагрузки будет актуальна для большинства стран, но наиболее остро ситуация сложится в Японии и странах Евросоюза. Это будет значительно сдерживать возможности экономического развития, несмотря на меры по увеличению активного возраста населения, особенно в условиях проведения политики ограничения миграции.

В базовом сценарии предполагается, что экономика развитых стран будет расти в среднем на 1,5-2% в год. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится с 40% в 2010 году и 37,8% в 2013 году до 29% в 2030 году.

Рост экономики США будет оставаться достаточно высоким. В 2013-2030 гг. экономика будет расти в среднем на 2,1% в год (в 1980-2010 гг. – 2,7%). При этом с середины второго десятилетия ожидается волна замедления роста численности населения в трудоспособном возрасте по мере выхода на пенсию населения военного бэби-бума. Пик этого замедления придется на середину третьего десятилетия, после чего рост населения США в трудоспособном возрасте возобновится, но на уровне не выше 0,5% в год. Экономический рост будет обеспечиваться ростом инвестиций в исследования и разработки, что будет компенсировать снижение численности экономически активного населения. Рост производительности труда в прогнозный период будет ускоряться, и к 2030 году темпы роста производительности могут быть в два раза выше, чем в 2012 году, приблизившись к 2% в год.

Более сильные демографические ограничения, обусловленные тенденцией старения населения Еврозоны, будут сдерживать рост европейской экономики: среднегодовые темпы роста за период 2013-2030 гг. не превысят 1,5%, что ниже среднегодовых темпов роста со времени образования Евросоюза в 1991 году, достигавших без учета спада 2009 года почти 2%. Среднегодовой темп роста экономически активного населения существенно сократится: с 0,8% в среднем за период 1991-2010 гг. до 0,1% за период 2013-2030 годов. Рост экономики будет обеспечен ускорением роста производительности труда в среднем на 1-1,2%, что примерно соответствует среднегодовому росту за период с 1991 по 2010 год.

Несмотря на замедление роста в развивающихся экономиках, разрыв в уровне доходов между ними и развитыми странами будет сокращаться. Если в Китае и Индии в 2010 году ВВП по паритету покупательной способности на душу населения составил соответственно 16% и 7% от уровня США, то в 2020 году этот показатель увеличится соответственно до 25% и 10%, а в странах СНГ этот показатель увеличится с 23 до 28% от уровня США. К 2030 году в Китае и Индии ВВП на душу населения от уровня США составит 34% и 13%, в странах СНГ (без России) – не менее 35 процентов.

Темпы прироста мировой экономики по вариантам прогноза

Варианты

2012 г.

2011-2015

2016-2020

2021-2025

2026-2030

2030/2013, раз

Мир

базовый

3,2

3,4

3,1

3,8

3,0

3,4

2,9

3,2

2,7

в 1,8

в 1,6

США

базовый

2,8

2,3

1,7

2,2

1,6

2,0

1,8

2,1

1,8

в 1,4

в 1,3

Доля США в мире*

базовый

19,5

19,3

18,1

16,8

15,8

Еврозона

базовый

0,6

0,5

1,7

1,6

1,6

в 1,3

0,2

1,0

1,1

1,2

в 1,2

Доля Еврозоны в мире*

базовый

13,5

13,2

11,7

10,6

9,8

Япония

базовый

2,0

1,2

0,9

1,0

0,6

0,9

0,5

0,8

0,5

в 1,2

в 1,1

Доля Японии в мире*

базовый

5,5

5,4

4,8

4,2

3,8

Китай

базовый

7,7

7,7

7,6

6,4

5,7

5,1

4,6

4,2

3,8

в 2,5

в 2,3

Доля Китая в мире*

базовый

13,4

14,1

17,0

18,9

20,4

СНГ без России

базовый

3,1

4,1

3,5

4,1

3,1

3,7

2,9

3,3

2,5

в 1,9

в 1,6

Доля СНГ без России в мире*

базовый

1,2

1,2

1,3

1,3

1,3

* По паритету покупательной способности, сопоставления 2008 года.

Экономический глобальный рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых будет приходиться более 40% всего мирового роста. Суммарно экономики этих двух стран в 2010 году обеспечили около 19% мирового выпуска, в 2020 году их размер превысит 25% от мирового ВВП, а к 2030 году приблизится к 30%. Рост экономики Китая в период до 2030 года замедлится и составит в среднем 5,5% в год по сравнению со среднегодовым ростом на 10% в 1980-2010 годах. Уникальная демографическая ситуация, являвшаяся преимуществом Китая, будет постепенно превращаться в сдерживающий фактор развития. Темпы роста трудовых ресурсов начали замедляться уже после 2011 года, а начиная с 2015 года до конца прогнозного периода в Китае ожидается ускорение сокращения экономически активного населения. Значительное сдерживающее влияние будут оказывать энергетические и экологические барьеры. В то же время, учитывая относительно невысокий базовый уровень, среднегодовые темпы роста производительности труда будут существенно выше, чем в развитых странах – на уровне 5% в среднем за год. В 2019 году экономика Китая обгонит экономику США и станет крупнейшей в мире. В среднем за период 2013-2030 гг. рост экономики Китая будет на уровне около 5,5 процента.

Замедление прироста и старение населения будут притормаживать экономический рост и в развивающихся странах. В то же время Индия и Бразилия до 2030 года сохранят хороший потенциал роста занятости, с темпом в среднем около 1,4% в год. К 2030 году занятость в Индии может приблизиться к уровню Китая. В среднем за период 2013-2030 гг. рост экономики Индии прогнозируется на уровне 5-5,8%, Бразилии – 3,6%, а в целом динамика стран БРИК прогнозируется с темпом 5,2 процента.

Экономический рост в странах СНГ в целом будет опережать рост мировой экономики, при этом межстрановые различия в темпах роста возрастут, и уровень дифференциации во многом зависит не столько от темпов роста мировой экономики, сколько от экономической динамики России и уровня интеграционных связей с нею и Единым экономическим пространством.

Дополнительный вариант А, или вариант роста при «хронических» дисбалансах, характеризуется устойчиво пониженными темпами роста мировой экономики, вызванными негативным эффектом нерешенных проблем долгового кризиса развитых стран, валютных и структурных диспропорций, возможным усилением тенденций к регионализации и обособлению экономик.

Дополнительным тормозом экономического роста в 2013-2030 гг. может стать более значительное сокращение численности трудоспособного населения в ведущих развитых странах, замедление темпов роста производительности труда и усиление экологических ограничений.

В варианте А среднегодовой рост экономики США в 2013-2030 гг. составит не выше 1,7%, Еврозоны – около 1%. Еще сильнее тенденция к понижению проявится в развивающихся экономиках. Среднегодовой темп роста китайской экономки не превысит 5%, и динамика стран БРИК замедлится до 4,6%. В целом среднегодовой рост мировой экономики замедлится до 2,9%, а ее объем в 2030 году увеличится по отношению к 2013 году в 1,6 раза.


Прогноз цен на нефть для основных сценариев прогноза основывается на том, что в среднесрочной перспективе продолжится нисходящая динамика цен под давлением низкого спроса и опережающего роста предложения, сокращения зависимости США от импорта нефти, опережающего развития альтернативных видов добычи нефти (в том числе «вязкой нефти»). В сопоставимых ценах прогнозируется, что в 2014-2016 гг. цены на нефть будут снижаться в среднем на 4% в год.

После 2016 года вероятно возобновление сдержанного роста цен на нефть в результате ухудшения условий добычи при усилении спроса со стороны развивающихся стран. К 2030 году цены на нефть достигают 110 долларов США за баррель в реальных долларах 2010 года (164 доллара США за баррель в текущих ценах).

Вместе с тем рынок нефти будет подвержен и другим рискам как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Помешать восстановлению спроса может длительный период слабой экономической активности. Присутствуют риски сокращения возможностей для роста экономик Китая, Индии, Бразилии – стран с наиболее высокой динамикой спроса на нефть. Сохраняются риски и тенденции длительной стагнации Европейской экономики.

Со стороны предложения факторами снижения цен на нефть могут стать существенный рост добычи сланцевых углеводородов в США и сокращение импорта нефти со стороны Америки. Риски реализации падения цен на нефть поддерживаются возможностью интенсивного роста предложения за счет полномасштабного выхода на рынок ближневосточной нефти.

В условиях реализации сценария существенного замедления динамики развивающихся стран, длительного кризиса в Еврозоне, торможения экономики США, с учетом сужения перспектив роста мировой экономики (вариант А), возможно более значительное по сравнению с базовым вариантом снижение цен на нефть. К 2016 году цена нефти Юралс может снизиться на 30% по сравнению с ценой 2013 года. После 2016 года возможна стабилизация ценовой динамики на уровне 75 долларов США за баррель в реальных долларах 2010 года (110 доллара за баррель в текущих ценах).

Новое на сайте

>

Самое популярное