Домой Кредитные учереждения «Опоздание» майских указов: зарплаты бюджетников отстают от графика. Майские указы сломались на воспитателях

«Опоздание» майских указов: зарплаты бюджетников отстают от графика. Майские указы сломались на воспитателях

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны . Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

К сожалению, в нашей стране привычное сокращение «бюджетники» ассоциируется не с самой престижной профессией. Почему так происходит? Постоянные жалобы работников бюджетной сферы, низкая заработная плата и, в следствие, текучесть кадров, создают неблагоприятную атмосферу для работоспособности специалистов бюджетных организаций, а так же усугубляют общую картину жизни «бюджетников» в стране, особенно, в регионах.

Почему же вышеизложенные проблемы существуют уже несколько десятилетий, и какие обстоятельства препятствуют их решению, рассмотрим в данной статье. А так же выясним, как исполняются Указы Президента и Правительства по данному вопросу.

Бюджетники – это работники бюджетных организаций, которые получают заработную плату из государственного бюджета. То есть, фактически – это единственная категория работников, доходы которой напрямую зависят от экономической ситуации в стране и состояния государственной казны.

К бюджетникам относятся, в первую очередь, врачи, учителя, воспитатели государственных дошкольных учреждений, работники культуры и науки.

Ни одна «прямая линия» с Президентом не обходится без жалоб и вопросов о повышении окладов работникам бюджетных организаций. Их труд является бесценным и необходим стране как фундаментальная основа устойчивого развития молодых поколений и поддержание социальной обеспеченности граждан.

Всего в Российской Федерации насчитывается около 23% работников бюджетной сферы из всего трудоспособного населения. Для повышения престижа профессии социального работника Главой Российской Федерации было принято решение повысить средний уровень заработной платы данной категории граждан.

Главным образом это касается фундаментальной части оплаты труда, то есть, окладов и ставок. «Безусловно, в рамках будущих процедур должна быть увеличена доля заработной платы, которая направляется на окладную форму» , — выразил согласие Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. А так же он подчеркнул, что в процессе реализации проекта по увеличению зарплаты бюджетникам, необходимо выделить отдельное направление работ для разработки мер по стимулированию молодых специалистов.

Первые шаги к решению проблемы или «Ваши жалобы услышаны»

Вопрос о проблеме работников бюджетных организаций поднимался буквально каждый год, однако, ранее, размер их ежемесячной заработной платы был на уровне среднего ежемесячного дохода населения страны, поэтому, данный вопрос не стоял так остро.

Однако со временем доходы населения постепенно начали увеличиваться, средняя заработная плата по стране повысилась, но бюджетников это не коснулось. Учителя, воспитатели детских садов и врачи получали практически минимальный размер оплаты труда (МРОТ). А если задуматься, ведь это одни из самых важных профессий во всем мире.

Еще одной предпосылкой серьезного рассмотрения вопроса о повышении заработной платы бюджетникам стала массовая миграция научных деятелей и работников культуры и иных высококвалифицированных специалистов за границу.

На это нельзя было закрыть глаза и в 2012 году, первым делом, после вступление в должность Президента РФ, В.В. Путин издал 11 «майских Указов» , направленных на совершенствование социальной, экономической, государственной и оборонной политики страны. Данные Указы в совокупности содержали 218 поручений Правительству РФ, причем был поставлен четкий срок их исполнения, а именно, с 2012 по 2018 год.

В то время было принято решение кардинально изменить ситуацию в социальной и бюджетной сфере, чему послужил один из Указов Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597 от 7 мая 2012 года . Основной целью изданного Указа Президент назвал улучшение качества жизни граждан – работников бюджетной сферы.

Главным образом в Указе говорилось об увеличении размера реальной заработной платы к 2018 году следующих категорий бюджетных работников:

  1. Работников медицинских организаци й, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги — до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  2. Социальных работников , включая среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала — до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  3. Врачей, научных сотрудников и преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования — до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Читайте также:

Открываем вклад через интернет – пошаговая инструкция

2018 год являлся крайним сроком, к исходу которого все поручения Правительству должны были быть исполнены. В самом же Указе оговаривалось планомерное повышение оплаты труда бюджетникам:

  • первый этап: 2012 — 2014 год;
  • второй этап: 2015 — 2018 год.

Разделение осуществления проекта на 2 временного периода обуславливается масштабностью проекта, объектами которого являются почти ¼ часть всего работающего населения страны.

Немаловажной являлась и задача сохранения и преумножения кадрового потенциала, а так же повышение престижности профессий бюджетного сектора. Было поручено в скором времени увеличить число высоко¬квалифицированных специалистов: к 2020 году их численность должна быть равной не менее 1/3 всех работников бюджетной сферы. Одновременное увеличение окладной части заработной платы с повышением статуса бюджетника должно оказать положительное влияние на интерес молодых кадров и специалистов к трудоустройству в данную сферу, а так же стабилизировать работу занятых кадров.

Что мы имеем в 2018 году? Промежуточные результаты работы и анализ ближайших действий

В своем Послании Федеральному собранию в 2018 году Владимир Владимирович отметил, что «майские Указы» носили весьма амбициозный характер, и не полное их выполнение говорит о слишком высокой планке. Однако, в целом Президент доволен проведенной работой и промежуточным результатом, комментируя, что нельзя останавливаться на достигнутом, нужно идти в том же направлении.

В середине 2015 года Правительство РФ выступило с объявлением о том, что по состоянию на май месяц, невыполненными остались 80 поручений Президента. Причиной тому явился кризис 2014 года. Однако вскоре ситуация начала динамично меняться в лучшую сторону и за 2 года были осуществлены практически все поручения.

По итогам 2017 года была произведена колоссальная работа по увеличению оплаты труда бюджетникам. Особенно тяжко пришлось регионам, ведь выполнение «майских Указов Президента» значительно увеличило нагрузку на местные бюджеты. Ввиду объективных обстоятельств, Правительством РФ было принято решение продлить программу до конца 2018 года, а позже, — до конца 2020 года.

Удержание заработных плат на уже созданном уровне – одна из главных задач региональных бюджетов. А вот дальнейшее увеличение заработных плат и их индексация выйдет местным бюджетам «в копеечку». Уже сейчас аналитики подсчитали будущие расходы бюджетов, а старший аналитик группы региональных рейтингов АКРА Александр Шураков утверждает, что для выполнения Указаний, потребуется не менее 420 миллиардов рублей (до 2020 года). Шураков так же отметил, что совокупный резервный фонд целевого назначения в 2019-2020 годах должен быть увеличен минимум на 8% от предполагаемых ранее сумм.

В одном из телевизионных интервью каналу «Россия-24» , Министр финансов Антон Силуанов заверил, что в течение 2018 года заработная плата бюджетников в среднем будет увеличена на 20-23%. Однако выполнить данное обещание повсеместно будет не так просто. Ведь нужно учитывать и то, что с 1 мая 2018 года увеличился минимальный размер оплаты труда.

После анализа общей финансовой ситуации по стране, было принято решение об осуществлении поддержки в виде частичной компенсации дополнительных расходов, связанных с повышением заработной платы бюджетников. Это касается некоторых регионов, у которых возникли финансовые сложности с осуществлением «майских Указов Президента». В 2018 году регионам будет выделено около 81 млрд. рублей компенсаций.

Отягощающей для федерального бюджета новостью явился результат предварительного расчета необходимой суммы для обеспечения дотаций регионам. В 2018 году она вдвое превысит сумму предыдущего года. К слову, в 2017 году размер дотаций составлял 40 миллиардов рублей. А вот на следующие 2019-2020 года нужно будет закладывать уже по 100 миллиардов рублей.

К концу 2020 года майские Указы Президента должны быть выполнены уже на 100%. Заработную плату педагогам вузов, учителям и врачам доведут до уровня 200% от средней зарплаты по региону. Помимо этого, необходимо будет поддерживать конечный результат.

Чиновники так же не останутся в стороне. К концу 2018 году планируется увеличение оплаты их труда не менее чем в 2 раза. На эти цели в бюджете уже зарезервирована сумма в размере 460 миллиарда рублей.

Отчет Медведева о выполнении майских указов Президента РФ

Майский Указы Президента РФ от 2012 года находятся в эпицентре обсуждаемых тем уже шестой год. Правительство РФ регулярно отчитывается о проведенных работах и о возникающих трудностях. Путин держит ситуацию под контролем и поручил Правительству завершить все недоработанные направления по данному вопросу до окончания 2018 года.

Читайте также:

Что делать заемщику, если у его банка-кредитора отозвали лицензию?

В целом ситуация выглядит неплохим образом: Правительству удалось выполнить более 90% предписаний о повышении заработной платы бюджетникам. Выступая перед Государственной Думой с отчетом о работе Правительства, Дмитрий Анатольевич Медведев подтвердил данный факт. А трудности, возникшие в процессе работы, он объяснил следующим образом: «Дело в том, что за выполнение данных Указов Правительство взялось в одной экономической ситуации, а потом эта ситуация изменилась». Сильное торможение в реализации проекта по увеличению заработных плат работникам бюджетной сферы оказал и кризис 2014 года.

Медведев осведомил Президента, что в данный момент по всей стране продолжается активная работа по созданию высокопроизводительных рабочих мест.

22 января 2018 года Премьер-Министр Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение «О выделении в 2018 году ассигнований на повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных учреждений» № 62-р . В данном распоряжении указана сумма, которая будет выделена из бюджета на выполнение трех «майских Указов» Президента. Итак, сумма 15,4 миллиарда рублей будет зарезервирована в бюджете и в 2018-2020 годах будет направлена на обеспечение выполнения поручений согласно следующим Указам:

  1. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года №597;
  2. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;
  3. «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012 года №1688.

Данный документ был рассмотрен на заседании Правительства РФ и одобрен 18 января 2018 года. В Министерстве Финансов сообщили, что зарезервированный фонд будет распределен следующим образом:

В числовом выражении данное распределение средств на повышение заработных плат бюджетникам будет выглядеть так: в сферу образования будет направлено 7,2 млрд. рублей, в сферу науки — 3,4 млрд. рублей, в сферу здравоохранения — 3,4 млрд. рублей, в сферу культуры — 0,5 млрд. рублей, что в совокупности составит 14, 5 млрд. рублей.

Оставшуюся же часть резерва правительство распределит по своему усмотрению, учитывая итоги конечных показателей повышения заработных плат. А так же необходимо будет обратить внимание на темпы роста среднемесячного дохода населения.

Одними из главных получателей средств целевого использования (повышения заработных плат бюджетников) станут:

  1. Министерство образования и науки (около 4,7 млрд. рублей),
  2. Министерство здравоохранения (458,5 млн. рублей),
  3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия (325,8 млн. рублей),
  4. Министерство обороны (250,7 млн. рублей).

Новые Указы Президента и Правительства РФ о повышении заработной платы бюджетникам в 2018-2020 годах

Беспокойство Правительства на счет низкой заработной платы работников бюджетной сферы и частые отклики недовольств бюджетников заставляют «держать руку на пульсе» Федеральные власти и региональное подчинение.

Для поддержания устойчивости внедренного проекта «майских Указов-2012» было принято решение о регулярном мониторинге текущих процессов, а так же о создании новых Указов для совершенствования системы.

Так, 6 декабря 2017 года Правительство Российской Федерации подписало Распоряжение № 2716-р о принятии мер по увеличению оплаты труда следующих работников бюджетной сферы:

  • работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работников федеральных государственных органов;
  • гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Итак, согласно данному Распоряжению, с 1 января 2018 года будет проведена работа по увеличению зарплаты, выплачиваемой бюджетникам за счет средств федерального бюджета, на 4%. Распоряжение распространяется на все федеральные учреждения (автономные, казенные и бюджетные), в том числе:

  • учреждения социальной сферы и науки;
  • учреждения лесного хозяйства;
  • государственные учреждения ветеринарии;
  • государственной службы занятости населения и многие другие.

Буквально спустя неделю Президент РФ подписал Указ № 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы». В соответствии с частью 11 статьи № 50 Федерального Закона «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004 года, В.В. Путин постановил с 1 января 2018 года повысить месячный оклад вышеуказанных работников в 1,04 раза. В Указе обозначено, что Правительству РФ необходимо осуществить полное финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Указа.

Со школы начинается вхождение во взрослую жизнь. Там получают образование и развивают социальные навыки. Во многом, именно это образовательное учреждение определяет дальнейшую судьбу человека. А работают в таких храмах знаний обычные люди со средним доходом. Какая зарплата учителя в России в 2015 году ?

В 2015 году ожидается очередная реформа образования. На этот раз изменения коснутся порядка начисления заработков учителям. Существующую сейчас систему жестко раскритиковал Госконтроль, он назвал ее непрозрачной и отметил необоснованность выделения и распределения средств на целевые дотации. А это около 300 млн. евро.

Какую зарплату будет получать учитель с 2015 года?
Новый проект разработало Министерство образования РФ. Предложено увеличить минимальную ставку для преподавателей до 20 тысяч рублей. Для этого потребуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета. На момент подготовки проекта эта сумма оценивалась почти в 700 млн. рублей.

Было объявлено, что новая система расчета вступит в силу 1 сентября 2015 года. Однако, профсоюз педагогов в эту реформу не верит, так как не достигнуто согласия между министерствами финансов и образования, а так же не решен главный вопрос — не определены источники финансирования.

Пока же способ расчета не изменился. Доход конкретного преподавателя складывается из базового оклада и прибавки, которая высчитывается исходя из коэффициента. Тот, в свою очередь, зависит от нагрузки, квалификации, стажа, звания и других показателей.

Будет ли повышение зарплат учителям в 2015 году?

Зарплаты бюджетников, в том числе педагогов, увеличиваются ежегодно. Как минимум, согласно росту инфляции. По некоторым данным, индексация составит 5-7% . Но, учитывая уровень роста цен, повышение выплат должно составить не менее 11% .

Кроме того, государственная казна – не единственный источник финансирования. Президент еще в 2012 году подписал указ об увеличении доходов преподавателей, хотя бы, до среднего уровня. И многие регионы стремятся его выполнять. Каждый субъект РФ, по своему усмотрению, и за свой счет, наращивает суммы.

Согласно разным источникам, средняя зарплата учителя в России варьируется от 24 до 32 тысяч рублей. Но, надо иметь в виду, что этот показатель складывается из высоких ставок на севере и в Москве, и более низких в центральной части страны. Например, в Анапе этот показатель около 30 тыс. рублей, а в Ненецком автономном округе – 75 000 руб.

Представители Нижегородских властей уже сообщили о повышение зарплат учителям в 2015 году на 15,5%. Остается надеяться, что данные обещания будут сдержаны, а подобные меры примут по всей стране.

Тем более, что перед федеральными и местными властями поставлена задача наращивать доходы учителей. До 2018 года они должна вырасти вдвое. Поэтому, возможны и внеочередные увеличения докладов.

В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

С этой статьей также читают:

Перспективы роста заработной платы бюджетников в 2019 году Насколько повысится зарплата воспитателя детсада в Москве и Московской области в 2019 году

Майские указы, как известно, одно из самых популярных и известных решений нынешнего президента России.

Самые главные из них касаются повышения зарплат бюджетников – учителей, врачей, социальных работников и прочих. Подписанные в 2012 году во время инаугурации, они должны быть исполнены до новых президентских выборов – крайней датой их исполнения считается 1 января 2018 года. И по мере того как последний год, оставшийся на воплощение указов в жизнь, неуклонно истекает, надежды на полноценную реализацию этой, самой масштабной социальной программы в истории современной России, тают на глазах.

Чиновники, правда, куда более оптимистичны. В конце 2016 года эта тема снова была поднята, и тогда граждан стали успокаивать: указания президента будут реализованы полноценно и в срок. Но реальные показатели исполнения далеки от поставленных президентом задач. Более того, за 2016 год мы, наоборот, отдалялись о достижения целевых показателей, вернувшись на позиции трехлетней давности.

Вернулись в 2013

Несмотря на прямые указания президента и приоритет майских указов перед другими социальными программами, в прошедшем 2016 году они, судя по всему, выполнялись в обратном порядке. Отталкиваясь от открытых данные государственных статистов, «Газета.ru» посчитала, что оклады педагогов и докторов не только не повышались, но и снижались . Ввиду этого эксперты уверены: полноценное исполнение программы к началу будущего года невозможно. Напомним, что к наступлению крайней даты – 01.01.2018 года, школьные педагоги, средний медицинский персонал, работники культуры и некоторые другие бюджетники должны получать зарплату, равную среднерегиональному показателю. Врачи, вузовские преподаватели и ученые к этому времени должны получать зарплату, в 2 раза превышающую среднерегиональную.

Но теперь, когда до наступления срока исполнения осталось лишь немногим более 11 месяцев, а прошедших 5 лет явно не хватило, чтоб приблизить зарплаты к целевым показателям, положительный исход представляется попросту нереалистичным . Даже при отсутствии полной статистики за прошедший 2016 год, учитывая лишь показатели первых 3-х кварталов, журналисты пришли к выводу, что какого-либо роста, в сравнении с 2015 годом, по большинству категорий работников не наблюдалось. Например, средняя докторская зарплата по стране к осени 2016 года почти достигла показателя в 49 тыс. рублей, что, конечно, больше 46,5 тыс. рублей в 2015 году, но практически не покрывает инфляционные потери.

Узнать данные в региональном разрезе, который выступает главным мерилом майских указов, не представляется возможным – с конца 2015 года Росстат не публикует такую информацию. По результатам 2015 года, усредненный оклад медиков по стране составлял около 155% от среднероссийской. И тогда наблюдался конкретный рост – еще осенью 2015 года соотношение составляло лишь 140%. Но в 2016 году все изменилось: учитывая данные Росстата на осень прошедшего года, соотношение врачебной и средней зарплаты по стране, по подсчетам журналистов «Газеты. ru », составило 136%. Исходя из этого, можно сделать вывод об ухудшении и отдалении статистики от целевых показателей майских указов. Аналогичная пропорция (136%) наблюдалась 3 года назад, на конец 2013 года.

Будут выполнены

Далеки от поставленных показателей зарплаты и в образовании, и в социальной сфере. По данным статистов, средняя зарплата в России осенью составляла почти 36 тыс. рублей. Представители соцсферы, средние оклады которых едва достигали 21 тыс. рублей, получают 59% от полагающейся им по указам зарплаты. Сотрудники высших учебных заведений, несмотря на приличное среднее жалование в 50 тыс. рублей, также остаются «обделенными». Их зарплата составляет лишь 138% из обещанных к началу 2018 года 200%. Как ни странно, но больше всех «повезло» учителям – имея 32,5 тыс. средней зарплаты, они получают 90% от полагающегося им по майским указам минимума. Однако, динамика и тут негативная – в 2015 году пропорция составляла свыше 96%.

Но, несмотря на все это, в правительстве уверяют, что все указания президента воплотятся в жизнь вовремя. Например, министр образования Ольга Васильева говорила об этом в декабре. Вице-премьер Голодец заявляла об этом на сочинском форуме в октябре 2016, а позже – также в декабре. При этом чиновница уточнила, что в 2017 году, как и предполагалось, докторские оклады вырастут до 180% по регионам, после чего, к 01.01.2018 достигнут 200%. Конкретных механизмов реализации такого плана не озвучивалось. Исходя из озвученных прогнозов и имеющейся статистики за 2016 год, к октябрю 2017 года врачебная зарплата должна «добрать» минимум 43 п.п., чтоб достичь показателя 180%. Возможно, это и станет неожиданностью для врачей, но за ближайшие 9 месяцев, их зарплата должна вырасти минимум на треть, чтоб за оставшиеся 2-3 месяца таки достигнуть пресловутой двукратной разницы. Похожий сценарий нужен и для других категорий бюджетников.

Однако Россия, как известно, страна контрастов, тут – зарплата зарплате рознь.

У всё тех же врачей из разных регионов разница в доходе может составлять 400-500%! Например, если в СКФО докторская зарплата составляет около 22 тыс. рублей, то на Ямале и Чукотке превышает 108 тыс. рублей . В это же время контрасты наблюдаются и в самих регионах. Например, в Москве доктора получают более 80 тыс. рублей, что гораздо больше заплат в большинстве регионов, но по самой столице составляет лишь 117% в пропорции со средней зарплатой. Интересно отслеживать и динамику изменений. Если столичные врачи заметили 10-процентное поднятие окладов в прошлом году, то доктора Крайнего Севера, наоборот, отмечают 3-процентное снижение.

Отсрочить, но не отменить

Исходя из всего этого, факт невыполнения майских указов в установленный президентом срок представляется очевидным – региональное руководство большинства субъектов федерации попросту не справляется с поставленной задачей. И это касается не только медицинских работников и деятелей науки, относительно которых планка достаточно высока, но даже учителей и прочих категорий, где необходимо было достигнуть лишь среднерегионального показателя. Учитывая это, эксперты в большинстве своем единогласны и высказывают отрицательные прогнозы относительно полноценного исполнения майских указов к началу 2018 года.

О проблемах с их исполнением начали говорить еще в 2014 году – тогда негативные прогнозы давала Счетная палата, ссылаясь на слабую динамику экономического роста. В мае 2016 года неуверенность выразил уже министр труда Максим Топилин, сославшись на недостаток времени для их полноценной реализации. Тем не менее на протяжении последних полугода риторика чиновников однозначна: все будет выполнено в полном объеме и в срок. Как уверяют эксперты, судя по всему, на внесение изменений не согласен сам президент. Но «день расплаты» рано или поздно настанет, и тогда чиновникам все же придется признать неисполнение. Второй вопрос – когда он настанет?

Вероятнее всего, сославшись на существенные экономические изменения по сравнению с 2012 годом, руководство страны отсрочит исполнение майских указов, растянув их на весь 2018 год и подведя итоги лишь к началу 2019 года. Почву для этого уже начали готовить в законе про бюджет ФОМС, где достижение базового показателя зарплат врачей до 200% планируется достичь не к 01.01.2018 года, а просто «за 2018 год». По факту, даже наличие в бюджете необходимого объема средств не поможет правительству поднять зарплаты «всем и сразу» за оставшиеся 11 месяцев. Дело в том, что самая большая нагрузка ложится на бюджеты регионов. Даже найдя деньги на поднятие зарплат в рамках одного месяца, субъекты федерации едва ли смогут поддерживать их на таком уровне длительный период. В этом и вся соль – для поддержания требуемых пропорций в нынешних условиях им будет проще понизить среднюю зарплату, нежели искать деньги для оплаты труда бюджетников.

Но даже несмотря на все проблемы с реализацией, отказываться от указов явно никто не будет. Так что пусть их выполнение и будет отсрочено, долгожданного повышения ожидать все-таки стоит. А вот когда – это совершенно другой вопрос.

Зарплатам дошкольных педагогов еще далеко до президентского ориентира. Фото PhotoXPress.ru

Майские указы, подписанные президентом Владимиром Путиным еще в 2012 году, до сих пор нельзя назвать выполненными. Например, это касается требований по повышению зарплат бюджетникам. «Аутсайдерами», судя по Росстату, оказались воспитатели в детских садах. Зарплаты «низшего» педагогического звена сегодня все еще меньше средней по региону в сфере общего образования, хотя они должны были достичь среднерегионального уровня еще в 2013 году. Более того, за прошедшие четыре года разрыв между ними даже увеличился.

Одним из весомых указов президента, подписанных им сразу после инаугурации, стал указ о социальной политике, предполагающий повышение зарплат бюджетников.

Однако спустя пять лет некоторые из упомянутых в указе показателей сегодня не просто не улучшились, а даже ухудшились. К примеру, к числу «аутсайдеров» можно отнести воспитателей детских садов. По последним данным Росстата, отношение зарплат этих бюджетников к среднерегиональному уровню в сфере общего образования составило в России 88%.

Что примечательно, разрыв между фактическими зарплатами педагогов дошкольных учреждений и тем уровнем, который должен быть достигнут по указу президента, даже увеличивается. Так, по итогам 2013 года заработки воспитателей лишь на 5% отставали от среднерегиональных зарплат в секторе (показатель был 95%). Сегодня этот разрыв достигает уже 12%. В среднем по России воспитатели получали в первом полугодии 2017-го 29,3 тыс. руб. в месяц, а целевой показатель - 33,2 тыс. руб.

Судя по данным Росстата, требование президента сегодня выполняется лишь в шести российских регионах: Ненецком автономном округе, Татарстане, Новгородской, Ленинградской, Пензенской и Сахалинской областях. В 2013 году требование исполнялось в 23 регионах.

Правда, есть небольшой нюанс. В майском указе президента на самом деле прописывалось «доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе». То есть еще в 2013 году в отчетах Росстата о зарплатах воспитателей в идеале должны повсеместно фигурировать 100%.

В пресс-службе Минобранауки, отвечая на вопросы «НГ», скромно обошли такие провалы в исполнении майского указа. Там лишь указали, что по итогам первого полугодия 2017 года заработная плата педагогических работников дошкольного образования выросла на 5% относительно аналогичного периода 2016 года: с 27,9 тыс. руб. до 29,3 тыс. руб.

Так что в правительстве, похоже, не слишком обеспокоены провалом. Отчитываясь в мае текущего года о ходе реализации майских указов, правительственные чиновники как будто и вовсе забыли, что еще четыре года назад зарплаты дошкольных педагогов должны были сравняться со среднерегиональными в секторе. «В 2016 году в целом по РФ среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 33 338 руб. и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,1%, образовательных учреждений дошкольного образования – 27 476 руб. (рост на 3,5%), учреждений дополнительного образования детей – 27 989 руб. (+4,3%), преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 29 848 руб. (+4,1%), преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования – 55 028 руб. (+8,5%)», – следовало из отчета правительства.

В ведомстве Ольги Васильевой на запрос «НГ» также довольно пространно сообщили, что в министерстве «ведут непрерывный мониторинг выполнения регионами майских указов в отношении необходимого уровня повышения зарплат педагогических работников и регулярно напоминают главам субъектов об их ответственности в этом вопросе». В итоге не очень понятно: а есть ли вообще сегодня у правительства задача сравнять эти зарплаты со среднерегиональными и каковы хотя бы примерные сроки по достижению этих показателей?

В Минтруде проблему объясняют тем, что зарплаты бюджетников растут гораздо менее быстрыми темпами, чем заработки в отдельных сферах. Как сообщает замминистра труда и социальной защиты Любовь Ельцова, при потребности в стране врачей, учителей, специалистов рабочих профессий заработная плата в данных секторах растет гораздо меньшими темпами, чем в финансовой сфере. «В 2016 году в финансовом секторе среднемесячная заработная плата превысила среднероссийский уровень в 2,1 раза. При этом рост зарплаты в этой сфере в 2016 году составил 12,7% к 2015 году, что также выше среднего по РФ (7,8%). Для сравнения: в образовании соотношение среднемесячной заработной платы со среднероссийской составило всего 76% (рост к 2015 году – 4,5%)», – указывает она.

Дошкольные педагоги далеко не единственные, чья зарплата пока не дотягивает до обозначенной президентом. К примеру, по итогам прошлого года заработные платы соцработников, врачей и младшего медперсонала также оказались ниже планов, обозначенных в майских указах (см. ).

Да и текущие средние заработки воспитателей в детских садах скорее всего объясняются переработками. В частности, как выяснил Общероссийский народный фронт (ОНФ), фактически три четверти российских воспитателей вынуждены работать более чем на одну ставку. Таковы результаты опроса, проведенного ОНФ среди 557 воспитателей из 67 регионов.

Официальный рабочий день воспитателя длится около 7 часов, а рабочая неделя – 36 часов. Однако большинству опрошенных педагогов (76,2%) приходится работать сверхурочно, сообщают «фронтовики». «При этом почти треть из них (28,8%) заявили, что к сверхурочной работе их принуждает администрация, а 6,9% воспитателей работают сверхурочно по письменному приказу», – поясняют результаты опроса в ОНФ. В итоге три четверти педагогов дошкольного образования работе с детьми посвящают 55 часов в неделю. И чтобы получить свои сверхурочные, большинству опрошенных педагогов (52,2%) приходится выполнять работу, которая не является их должностной обязанностью. «Например, уборку территории, в том числе от льда и снега в зимний период, изготовление зимних горок, покраску качелей, ремонт групповых помещений и т.п.», – указывают в ОНФ.

При этом более половины опрошенных педагогов (57,4%) оценивают размер своей заработной платы ниже средней в сфере общего образования. Примерно равной ее считают 15% респондентов, и только 4,5% респондентов отмечают, что их зарплата выше обозначенного ориентира.

Кроме того, как отмечают эксперты, цифры официальной статистики можно назвать даже завышенными, если их сравнивать с теми данными о зарплате, которые приводят сами воспитатели. Так, разница по Московской области составила 16,5 тыс. руб., по Республике Коми – 11,2 тыс. руб., по Мурманской области – 9,4 тыс. руб., а по Санкт-Петербургу – 9,2 тыс. руб.

Отставания по оплате труда в сфере дошкольного образования самые значительные, соглашаются эксперты «НГ». «Однако у руководителей дошкольных образовательных учреждений очень мало возможностей привлечения дополнительных средств за счет предоставления дополнительных услуг (секции, кружки и т.д.). Соответственно и нет таких денежных средств, как, например, в сфере высшего образования, где больше возможностей повышения оплаты труда преподавателей и научных работников», – объясняет доцент Российского экономического университета им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Оптимизация штата тоже дает незначительный эффект. «Все, что уже можно, оптимизировали, сотрудники работают на полторы-две ставки, берут дополнительную нагрузку, но это все равно не помогает достичь установленного уровня оплаты труда», – продолжает эксперт, полагая, что решить проблему помогла бы удвоенная индексация зарплат воспитателей.

В целом система построена таким образом, чтобы максимально сократить шансы сотрудников дошкольных учреждений на получение высокого дохода, замечает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Доход воспитателя формируется из трех частей – собственно заработной платы, базовой части, размер которой зависит от квалификации и стажа сотрудника, региональных надбавок (их размер устанавливается муниципалитетами) и стимулирующих надбавок за дополнительную нагрузку (лишние часы, большее количество детей в группах, дополнительные занятия). Собственно, именно надбавки формируют от 60% дохода воспитателя. Усложняет ситуацию то, что чаще всего надбавки выплачиваются ежеквартально, а это значит, что за проступок воспитатель может лишиться надбавки, составляющей большую часть его дохода, не за месяц, а сразу за квартал», – продолжает он.

По мнению эксперта, нельзя сказать, что майские указы не исполняются вообще. «Однако сохраняются достаточно серьезные пробелы в работе чиновников, на которые по тем или иным причинам принято закрывать глаза как минимум до тех пор, пока проблема не доносится народом до верхних эшелонов власти», – резюмирует Антонов.

Новое на сайте

>

Самое популярное