Домой Кредиты онлайн Мировые лидеры по производству каучука. Производство синтетических каучуков: анализ мировых мощностей

Мировые лидеры по производству каучука. Производство синтетических каучуков: анализ мировых мощностей

Региональная структура потребления

Половина всего мирового потребления синтетического каучука сосредоточено в азиатском регионе. Крупнейшим переработчиком синтетического каучука в Азии является Китай, на него приходится 25,3% всего мирового потребления и составляет 3145 тыс. тонн. По сравнению с 2005 годом потребление в стране выросло на 18% (2580 тыс. тонн в 2005 году). Потребность стран ЕС в синтетическом каучуке в 2006 году составила 2563,4 тыс. тонн (20.7% в общем мировом потреблении). Крупнейшими странами-потребителями синтетического каучука в ЕС является Германия (635 тыс. тонн), Франция (311,7 тыс. тонн), Испания (289,2 тыс. тонн). Несмотря на лидирующие позиции в регионе для этих стран отмечается отсутствие роста потребления (Германия) или его спад (Франция -12%; Испания - 5%). Другие страны Европейского Союза, такие как Италия и Англия, также являются крупными европейскими потребителями синтетического каучука (254 тыс. тонн и 239,6 тыс. тонн соответственно), но для них отмечается рост потребления 7% по сравнению с 2005 годом.

Региональная структура мирового потребления синтетических каучуков в 2006 году


После рекордно низкого значения доли потребления синтетического каучука в 2005 году (57,1%, самый низкий уровень с 1964 года), доля синтетического каучука в мировом потреблении начинает постепенно повышаться. При этом в странах, в которых не произрастает натуральный каучук, доля синтетического каучука в рецептурах резино-технических изделий, достигает 90% (Европейские страны, Россия). А страны-производители натурального каучука исторически базируют свои рецептуры на натуральном каучуке. Но в результате научно-технического прогресса, «каучукового цикла» и нестабильной ситуации на биржах натурального каучука азиатские производители резиновых изделий в настоящее время имеют альтернативную рецептуру на основе синтетического каучука. В 2006 году ввиду высоких цен на синтетические каучуки доля потребления синтетических каучуков в странах-производителях (Малайзия, Индия, Тайланд) составила меньше 40%.
Тайвань является сравнительно крупным производителем синтетического каучука (4,5% в общем мировом объеме производства) и имеет самую высокую долю потребления синтетического каучука в Азии (около 75%). В Китае доля потребления синтетического каучука в 2006 году составила 59.2%, в Японии 57.5%. На диаграмме приведены доля потребления синтетического каучука в различных регионах мира.

Доли стран в мировом потреблении синтетического каучука, %


Источник: International Rubber Study Group

Структура совокупного потребления синтетических каучуков по основным направлениям использования в различных странах мира

К настоящему времени наблюдается некоторое равновесие в потреблении натурального и синтетического каучука. Так как не в любой области синтетический каучук может заменить по свойствам натуральный. До сих пор еще не удалось в полной мере воспроизвести свойства натурального каучука искусственным путем. Самой емкой областью потребления синтетического каучука в мире остается шинная промышленность. Другим крупным сегментом потребления, который включает в себя самые разнообразные изделия, является производство резино-технических изделий общего назначения.

Объем потребления синтетического каучука по основным секторам использования крупнейшими странами потребителями в 2006 году

Источник: International Rubber Study Group

Таким образом, в рассматриваемых странах примерно 48,7% от совокупного потребления СК используется для изготовления шин. Для РТИ общего назначения соответственно - 51,3%.
Наиболее популярным каучуком в обоих сегментах являются бутадиен-стирольный каучук и полибутадиеновый каучук. В производстве шинных продуктов помимо данных видов каучуков широко используются бутилкаучук и полиизопреновый или натуральный каучук. Распределение в сегменте резино-технических изделий общего назначения по видам каучуков представлено на диаграмме ниже.

Распределение объема по видам каучуков в сегменте РТИ общего назначения в 2006 году


Источник: Презентация фирмы DSM на конференции «Tires&Rubber. Russia&CEE Markets», 12-13 Октября 2006 года, Будапешт

Мировой экспорт и импорт синтетических каучуков

В 2006 году по экспортно-импортным сделкам было реализовано 7273 тыс. тонн. По сравнению с 2005 годом рост составил примерно 2%, что согласуется с темпами роста производства и потребления синтетического каучука в мире (3,5% и 3 % соответственно).

Китай

Крупным мировым импортером синтетического каучука является Китай. Несмотря на достаточно большие существующие мощности на своей территории, в Китае наблюдается недостаток сырья для переработки в резино-технические изделия. Общий экспорт синтетических каучуков составляет 82,6 тыс. тонн (большую долю составляет бутадиен-стирольный каучук), в то время как импорт в 2006 году составил 1301.8 тыс. тонн. По сравнению с 2005 годом импорт возрос на 19%, а экспорт снизился на 12%, что указывает на значительный рост внутреннего рынка производства резино-технических изделий в Китае. На диаграмме представлена структура импорта Китая по видам синтетического каучука:

Объемы импорта Китая по основным видам синтетических каучуков в 2006 г.


Источник: International Rubber Study Group


Импорт в 2006 году составил примерно 40% от совокупного потребления каучуков в Китае. Наиболее востребованы Китаем бутадиен-стирольнй каучук, полибутадиеновый каучук и полиизопреновый каучук. Структура поставок каучуков в относительных величинах представлена на диаграмме ниже.

Структура импорта Китая по основным видам СК в 2006 году


Источник: International Rubber Study Group


США

США является крупнейшим в мире экспортером синтетического каучука (1250,1 тыс. тонн, 17% в мировом объеме) и вторым по величине импортером синтетического каучука после Китая (606,6 тыс. тонн, 8% в мировом объеме). Таблица ниже показывает структуру и объемы экспорта и импорта США в 2006 году по видам синтетического каучука.


Структура экспорта/импорта различных каучуков США в 2006 году

Вид каучука

экспорт, тыс. тонн доля, в совокупном экспорте, % импорт, тыс. тонн доля, в совокупном импорте, %
бутадиен-стирольный каучук 270 21,6% 180 29,8%
полибутадиеновый каучук 310 24,8% 70 11,6%
полиизопреновый каучук 20 1,6% 10 1,7%
бутилкаучук 130 10,4% 50 8,3%
этиленпропиленовый каучук 210 16,8% 70 11,6%
бутадиен-нитрильный каучук 40 3,2% 50 8,3%
хлоропреновый каучук 30 2,4% 15 2,5%
другие 240 19,2% 160 26,4%
всего 1250 100,0% 605 100,0%

Источник: International Rubber Study Group

В наибольших объемах США экспортируют бутадиен-стирольный, полибутадиеновый, этиленпропиленовый и бутиловые каучуки. Эти же виды каучуков наиболее распространены в структуре импорта. В сумме на их долю приходится порядка 61,2% от совокупного импорта синтетических каучуков в США.

Япония

Традиционным мировым экспортером каучуков является Япония. В 2006 году экспорт Японии составил 492,9 тыс. тонн (6.,8% в мировом объеме), по сравнению с 2005 годом объем экспорта снизился на 6%. Импорт синтетического каучука в Японии существенно ниже (191,4 тыс. тонн, 2,6% в мировом объеме), что обусловлено внутренней политикой государства по отношению к импорту продукта из других стран. Структура экспорта Японии по видам каучуков представлена на диаграмме.


Объемы экспорта каучуков по основным видам из Японии


Источник: International Rubber Study Group

Наибольшие объемы соответствуют экспорту бутадиен-стирольных каучуков. В 2006 году этот показатель составил 140 тыс. тонн. Примерно по 80 тыс. тонн пришлось на экспорт полибутадиенового и хлорпренового каучуков. Для бутадиен-нитрольного каучука этот показатель составил порядка 50 тыс. тонн, а для этиленпропиленовых каучуков - порядка 40 тыс. тонн. Структура экспорта каучуков из Японии в относительных величинах представлена на диаграмме ниже.

Структура экспорта каучуков по основным видам из Японии в 2006 году

Источник: International Rubber Study Group

Южная Корея

Корея занимает 8,5% долю в мировом экспорте. В 2006 году экспорт синтетического каучука из страны составил 621,1 тыс. тонн, импорт составил 125,8 тыс. тонн или 1,7% от мирового объема. Структура экспорта и импорта Кореи представлена в таблице ниже.

Структура южнокорейского импорта и экспорта синтетических каучуков в 2006 году

Вид каучука экспорт, тыс. тонн доля, в совокупном экспорте импорт, тыс. тонн доля, в совокупном импорте
бутадиен-стирольный каучук 310 50% 30 24%
полибутадиеновый каучук 145 23,4% 10 8%
бутилкаучук - - 45 36%
этиленпропиленовый каучук 20 3,2% 10 8%
бутадиен-нитрильный каучук 65 10,5% 5 4%
хлоропреновый каучук - - 10 8%
другие 80 12,9% 15 12%
всего 620 100,0% 125 100,0%

Несмотря на хорошую конъюнктуру, наши производители каучука все менее заметны на мировом рынке. Чтобы сохранить позиции, им надо срочно модернизировать производство. Денег для этого у них более чем достаточно, однако инвестиционный процесс упирается в дефицит сырья, вызванный сырьевой дуополией и нежеланием развиваться.

Российская промышленность синтетического каучука, наверное, является одной из наиболее конкурентоспособных и успешных частей нашей нефтехимии. Несмотря на то, что производители работают на советских активах, испытывают определенные трудности с сырьем, объемы отгружаемого на экспорт каучука год от года не сокращаются. Более того, ряд предприятий не так давно перешли на выпуск принципиально новой продукции, для которой открыты любые рынки. В других секторах химпрома, например в том же производстве полимеров, ситуация куда менее благоприятная - российские производители с трудом борются с импортом внутри страны и с большим запозданием пытаются реализовать крупные инвестпроекты. Тем не менее, индустрия синтезкаучука стагнирует. На фоне сокращения внутреннего спроса со стороны шинников производители не могут резко увеличить экспорт продукции. Рост цен на каучуки, которые с начала года подорожали примерно на четверть, с лихвой компенсирует производителям недополученную прибыль и позволяет на время забыть о техническом состоянии отрасли, повышении цен на сырье и усиливающихся конкурентах.

Сырьевая дуополия

Синтетический каучук в СССР, пожалуй, был главным продуктом для всей химической промышленности. Дело тут не в стратегических приоритетах (изначально советский каучук шел на оборонные нужды), а в том, что это чуть ли не единственный инновационный продукт нефтехимии, производство которого Страна Советов сумела наладить самостоятельно.

Хотя к концу 1980−х СССР был мировым лидером по производству каучуков, проверку рыночной экономикой отрасль проходила с трудом. Правда, обвального спада производства с последующим массовым закрытием предприятий, как это произошло, например, в индустрии химволокна, удалось избежать. Главная заслуга в этом принадлежит колоссальному технологическому потенциалу, созданному в советское время, часть которого оказалась бесполезной, а часть - более чем востребованной. Если предприятия могли получить доступ к дешевому газовому сырью, то спокойно продавали продукцию за рубеж. Однако именно проблема сырья, как это ни странно, сейчас значится в повестке дня отрасли и сдерживает ее развитие.

Если посмотреть на карту сырьевых потоков российской индустрии синтезкаучука, становится видно, что большая их часть так или иначе исходит от одного предприятия - нефтехимического комбината в Тобольске. Этот гигантский завод перерабатывает в год до трех миллионов тонн ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов - основное сырье нефтехимии, получается на газоперерабатывающих заводах из попутного нефтяного газа). В частности, он является крупнейшим в стране производителем бутадиена и изобутилена - главного сырья для производства каучуков. Тобольский НХК был первым и самым важным из приобретенных «собирателем» «Сибура» Яковом Голдовским активов. Всем, кто хоть немного знаком с отраслью, очевиден факт, что тот, кто контролирует Тобольский НХК, контролирует не только львиную долю индустрии синтезкаучука, но и значимую часть всей российской нефтехимии.

Сейчас под контролем «Сибура» находится производство порядка 60% всего синтетического каучука в России, если отнести к нему также зависящий от холдинга завод в Стерлитамаке. Основным конкурентом на этом рынке для теперь уже бывшей «дочки» «Газпрома» является «Нижнекамскнефтехим». На эти две компании приходится 100% всего выпуска каучуковых мономеров в стране. Производителей каучуковых полимеров, помимо указанных предприятий, существует еще четыре. Однако из-за сырьевого диктата российская индустрия синтезкаучука плавно движется к дуополии (см. график 1). В чем же выражается сырьевой диктат? Нижнекамское предприятие стремится максимально перерабатывать сырье на своих мощностях, что подтверждает его инвестиционная программа, поэтому на рынок оно поставляет все меньше и меньше бутадиена. «Сибур» же, торгующий товарным бутадиеном, ведет себя как заправский монополист, не стремясь к его переработке, но и не допуская его «переизбытка» на рынке.

Некоторое количество каучукового сырья можно получить с нефтехимических комбинатов и с НПЗ, где оно образуется в виде побочного продукта. Так, в частности, работает Омский завод синтезкаучука. Однако как объемы производства, так и качество этого сырья, которое требует предварительной доработки перед использованием, совершенно не подходят для того, чтобы заместить газовое сырье, на котором привыкли работать российские предприятия. Еще один вариант обойти сырьевую дуополию «Сибура» и «Нижнекамскнефтехима» - производить бутадиен самостоятельно из бутана. Традиционно бутан и бутадиен получают на больших и дорогих установках центрального газофракционирования на крупных нефтехимических комбинатах вроде Тобольского. Но эти установки производят и другие ключевые продукты нефтехимии. Существуют гораздо менее громоздкие и менее дорогие установки дегидрирования бутана. Производителей бутана в России немало (в частности, ими являются некоторые НПЗ). Чтобы избежать дуополии «Сибура»-«Нижнекамскнефтехима», не зависимые от них каучуковые заводы могли бы инвестировать в подобные установки. Правда, есть проблема. Когда рыночная конъюнктура спокойна, цены на бутан и бутадиен почти не отличаются, поэтому окупить такие установки почти нереально. Однако в последние годы цены на бутадиен значительно выше, чем на бутан (см. график 2), и технологии его производства из бутана становятся эффективными даже в Европе.

Есть такой опыт и в России. Не так давно на базе «Нижнекамскнефтехима» было создано совместное предприятие, реанимировавшее мощности комбината по дегидрированию бутана. В частности, именно оттуда получает бутадиен Ефремовский завод синтезкаучука. Впрочем, гендиректор завода Владимир Беликов скептически относится к идее дальнейшего развития этой технологии: «Для синтеза бутадиена из бутана в России нет ресурсов доступного бутана, в сырьевом обеспечении мы вынуждены полагаться на фракцию ББФ (бутан-бутадиеновая фракция), которую покупаем у нескольких нефтехимических комплексов». Следует заметить, что на этой фракции работает большинство мировых производителей синтетических каучуков, поскольку она образуется как побочный продукт при пиролизе, т. е. при производстве этилена и пропилена. Более того, по всему миру на таком сырье работает множество каучуковых заводов с неприлично малой по российским меркам мощностью 40–60 тыс. тонн, встроенных в комбинаты оргсинтеза и производящих наиболее массовые виды каучуков.

Тем не менее, при общем прогрессе российского органического синтеза (которого пока не наблюдается) ресурсы сырья для выпуска бутадиена могут значительно возрасти. С установки на 500 тыс. тонн этилена можно получать сырье для выпуска 60 тыс. тонн бутадиена, и большинство новых комбинатов оргсинтеза, например, в Иране такими установками оснащаются. При наличии инвестиций и желания даже с имеющейся сырьевой базой в России выпуск этилена легко может быть увеличен вдвое, до 4 млн тонн. Нетрудно посчитать, что при полном использовании всех продуктов пиролиза это увеличило бы предложение бутадиена почти на четверть миллиона тонн, то есть в полтора раза в сравнении с тем, сколько его производится в России сейчас.

Логистика, экспорт и инвестиции

Второй источник головной боли производителей каучуков - логистика. С экономико-географической точки зрения чем дальше от источника сырья (то есть, как мы выяснили выше, от Тобольска) находится завод, тем хуже, потому что каучук как твердое вещество гораздо транспортабельнее газового сырья, из которого он производится. Учитывая гигантские транспортные плечи, становится понятно, почему в структуре себестоимости каучука доля затрат на транспорт сырья превышает 15%. С другой стороны, построенные в 1930−х предприятия не виноваты, что спустя десятилетия оказались в столь невыгодном транспортном положении, потому что были переведены с картофеля на газ.

Поскольку большинство наших заводов находится в глубине европейской части страны, в том числе в Центральной России, проблемой для них является не только транспортировка сырья, но и вывоз самих каучуков за пределы страны. По словам Владимира Беликова, «каучук в Юго-Восточной Азии значительно дороже, чем в Европе, но довезти его туда непросто. Единственный вариант - экспорт через балтийские порты». Для предприятий Урало-Поволжья, где выпускается две трети российского каучука, проблема экспортной логистики стоит еще острее. Во многом именно из-за логистического барьера российские экспортеры ориентируются в основном на европейский, а не на более интересный азиатский рынок.

Основной вопрос, впрочем, не в том, по какому маршруту, а в том, имеет ли вообще смысл везти наш каучук за рубеж. Статистика дает уверенный ответ: имеет (см. график 3), более половины российского каучука экспортируется. Однако присутствие наших компаний на мировом рынке сокращается (см. график 4), причем в наибольшей степени это относится к самым массовым стирольным каучукам. Парадокс объясняется просто: развиваться дальше на советских активах российские производители уже не могут, а их обновление идет достаточно медленно (см. график 5). Лишь 40% бутадиеновых каучуков в России выпускаются на современных неодимовых или литиевых катализаторах, тогда как на Западе это давно является нормой. И хотя, по словам российских производителей, многие западные шинники сохранили в своих рецептурах старые типы каучуков, которые и покупают в России, очевидно, что будущее явно не за ними. Именно поэтому в последние годы наши производители каучуков спохватились и начали массово переводить мощности на новые катализаторы.

Примерно так же обстоят дела и с выпуском бутилкаучуков. Хотя мировой рынок этой продукции близок к олигополии (на нем доминируют американская ExxonMobil и германская Lanxess) и обеспечивает высокую маржу, инвестиции необходимы и здесь. Сейчас в мире три четверти всех произведенных бутилкаучуков - это галобутилкаучуки. Последние выгодно отличаются от традиционных каучуков, например, более быстрой вулканизацией (производство шины занимает меньше времени) и износостойкостью. В России, однако, около двух третей выпуска приходится на традиционные немодифицированные бутилкаучуки. И это при том, что наряду с бутадиеновыми бутилкаучуки сейчас основной объект инвестирования в каучуковую отрасль; их доля в общем выпуске растет, а стирольных, в которые почти ничего не вкладывается, - падает (см. график 6).

Что касается ценовой конкурентоспособности, то тут российским производителям в очередной раз сделала подарок мировая конъюнктура. При этом в самой России наиболее ходовые марки каучуков стоят либо столько же, сколько в Европе, либо не намного дешевле. В то же время, по оценкам представителя одного из российских производителей каучуков, себестоимость их выпуска в стране сейчас лишь на 10–20% ниже, чем в Европе. Впрочем, если европейские производители, по данным консалтинговой компании CMAI, работают с рентабельностью около 20%, у их российских конкурентов с учетом затрат на логистику этот показатель должен составлять не меньше 30%. Однако маржа наших поставщиков все в большей степени съедается за счет удорожания сырья. «За последние несколько лет на нашем заводе доля бутадиена в себестоимости каучука выросла с 40 до 60 процентов», - говорит Владимир Беликов. По его словам, сейчас бутадиен, предлагаемый к реализации на рыночных условиях, в России стоит дороже, чем в Европе.

Засучить рукава и работать

Что же делать российским производителям каучуков в такой ситуации? Главная проблема, на наш взгляд, в том, что большинство из них и не пытаются ответить на этот вопрос, не уделяя стратегическому планированию должного внимания и уповая лишь на дары конъюнктуры. Единственное исключение из данного правила - это, пожалуй, лишь «Нижнекамскнефтехим», обновивший за последние годы половину мощностей, вложивший средства в удешевление производства изопрена и вынашивающий амбициозные планы по дальнейшей модернизации каучукового бизнеса.

Может быть, у российской каучуковой индустрии банально нет денег на инвестиционное развитие? Однако при рентабельности в 30% (оцененной, заметим, только для экспортных поставок, где по производителям бьет логистика) и выручке в 3,5–4 млрд долларов общий объем прибыли в отрасли составляет около 1 млрд долларов ежегодно. Для строительства современного завода галобутилкаучуков мощностью 100 тыс. тонн «с нуля» нужно 600 млн долларов, для создания выпуска бутадиеновых каучуков на современных катализаторах мощностью 50 тыс. тонн - около 50 млн. Словом, годовой прибыли каучуковой отрасли вполне хватило бы на то, чтобы привести себя в относительно приемлемое состояние.

Но это только полдела. Чтобы вернуть позиции на мировом рынке, российским производителям уже недостаточно обновления оборудования - необходимо работать с конечными потребителями. Именно тесное сотрудничество с потребителями позволяет западным производителям каучуков относительно хорошо себя чувствовать, даже не имея такой сырьевой форы, какой располагает Россия. Это естественно, поскольку мировой рынок шин, а значит, и мировой рынок каучука определяется всего несколькими грандами. Другое дело, что им не очень выгодно предлагать нашим поставщикам такие же условия сотрудничества, какие они предлагают западным контрагентам. Например, они пытаются фиксировать в долгосрочных контрактах не формулу цены, а сами цены, что в условиях удорожания сырья делает такие поставки малоприбыльными. Дело тут не только в том, что наша индустрия выпускает, образно выражаясь, ширпотреб, а западные заводы предлагают более продвинутую продукцию. У шинников есть рычаги, на которые можно давить: они могут ссылаться на несоответствие российской продукции, выпускаемой на советском оборудовании, собственным стандартам, предлагать услуги по сертификации и продвижению на рынок в обмен на выгодные для себя контракты и т. д. и т. п.

Интересно, что у наших производителей каучуков большой опыт заключения долгосрочных контрактов по поставкам за рубеж, где, как мы отметили выше, есть серьезные логистические проблемы и ценовое давление западных шинных компаний. В то же время опыт заключения таких контрактов на внутреннем рынке почти отсутствует, хотя на российских заводах западных компаний производится уже примерно четверть всех легковых шин в стране. Западные шинные компании кровно заинтересованы в покупке местного сырья для местного производства, и проиграть здесь конкурентную борьбу нашим производителям каучука никак нельзя. Сейчас отсутствие таких контрактов имеет вескую причину. Ни Nokian, ни Michelin еще не имеют на российских заводах производства резиновых смесей, для которых, собственно, и нужен каучук. По имеющейся информации, завод Nokian во Всеволожске получает смесь из Финляндии, завод Michelin в Давыдово - из Польши. Но через несколько лет ситуация изменится (Nokian уже сейчас строит цех резиносмешения), и тогда потребление каучука в России снова начнет расти. Вопросы модернизации производства и улучшения переговорных позиций в дискуссии с шинными грандами станут к этому моменту делом чести и выживания для российских заводов синтезкаучуков.

Влас Рязанов, корреспондент журнала

Несмотря на периодически возникающую экономическую и природную нестабильность, мировое производство каучуков продолжает расти. В 2011 г., согласно данным International Rubber Study Group (IRSG, Сингапур), производство каучуков достигло 26 млн. т, при этом на долю натурального каучука (НК) приходилось 42%, синтетического (СК) – 58%. Объемы производства последнего превысили выпсук натурального продукта на 5 млн. т. По сравнению с 2010 г. темпы прироста производства каучуков несколько снизились и составили 6,4% против 10,9%. Основным поставщиком НК на мировой рынок остается Азия, на ее долю приходится более 90% от объемов производства в мире. Согласно прогнозам экспертов IRSG, в 2012 г. мировой спрос на каучуки достигнет 26,8 млн. т/год, при этом прирост в секторе синтетического каучука составит 3,6% (15,5 млн. т/год), прирост спроса на натуральный каучук превысит 3,4% (11,3 млн. т/год). Однако экономические проблемы в Европе и других регионах могут скорректировать эти показатели в сторону снижения.

Мировое производство натурального и синтетического каучука в 2009-2011 гг., тыс. т

Регион 2009 г. 2010 г. 2011 г. Прирост 2009/2010, % Прирост 2010/2011, %
Натуральный каучук
Латинская Америка 253 266 275 5,1 3,4
Африка 423 464 470 9,7 1,3
Азия 9043 9634 10253 6,5 6,4
Итого НК 9690 10406 10977 7,4 5,5
Синтетический каучук
Северная Америка 2069 2458 2647 18,8 7,7
Латинская Америка 598 653 670 9,2 2,6
ЕС-27 2183 2481 2585 13,7 4,2
Остальные страны Европы 1143 1403 1485 22,7 5,8
Африка 60 66 66 10,0 0,0
Азия/Океания 6363 7065 7637 11,0 8,1
Итого СК 12385 14082 15090 13,7 7,2
Всего 22075 24488 26067 10,9 6,4

Потребление натурального и синтетического каучука в мире в 2009-2011 гг., тыс. т

Регион 2009 г. 2010 г. 2011 г. Прирост 2009/2010, % Прирост 2010/2011, %
Натуральный каучук
Северная Америка 790 1071 1165 35,6 8,8
Латинская Америка 488 616 585 26,2 -5,0
ЕС-27 830 1132 1223 36,4 8,0
Остальные страны Европы 177 228 250 28,8 9,6
Африка 94 101 89 7,4 -11,9
Азия/Океания 6984 7631 7610 9,3 -0,3
Итого НК 9330 10783 10920 15,6 1,3
Синтетический каучук
Северная Америка 1606 1925 2075 19,9 7,8
Латинская Америка 766 894 911 16,7 1,9
ЕС-27 1914 2274 2535 18,8 11,5
Остальные страны Европы 850 1091 1124 28,4 3,0
Африка 100 111 111 11,0 0,0
Азия/Океания 6929 7753 8093 11,9 4,4
Итого СК 12248 14086 14961 15,0 6,2
Всего 21578 24869 25881 15,3 4,1

Источник: International Rubber Study Group (Сингапур)

Натуральный каучук

2011 г. оставался достаточно напряженным в плане свободных объемов НК на мировом рынке, разница между объемом производства и потребления составила около 50 тыс. т.

В 2011 г. мировое производство НК достигло 10,97 млн. т/год, при этом лидирующие позиции в секторе сохранили традиционные страны-поставщики – Таиланд, Индонезия, Малайзия. За последние несколько лет максимальный выпуск НК в Азиатском регионе был достигнут только в 2010 г., когда объем производства НК составил 10,98 млн. т. Что касается лидеров, то с 90-х годов прошлого века Таиланд стабильно удерживает первое место по объемам производства НК в мире, на его долю приходится около 30% объемов производства. В 2011 г. стране удалось несколько увеличить производство по сравнению с уровнем 2010 г., когда природные катаклизмы нанесли отрасли серьезный ущерб: финансовые потери от наводнений, обрушившихся на Таиланд, в 2010 г. оценивались в $170 млн. В условиях высоких цен на каучук правительство страны и сами фермеры приняли серьезные меры для восстановления плантаций каучуконосов и посадки новых. Однако период созревания растений составляет 6-7 лет, так что значительного увеличения объемов производства НК в стране в ближайшее время ожидать не приходится. Согласно данным экспертов Тайской ассоциации производителей каучука (Thai Rubber Association), в 2012 г. экспорт НК в стране может составить 2,8 млн. т, объем производства – 3,15 млн. т. В 2011 г. эти цифры составляли 2,7 млн. и 3,0 млн. т соответственно.

Индонезия является вторым по объемам производства производителем НК в мире, занимая долю в 27%. Рост объемов производства в стране отмечался ежегодно, вплоть до 2009 г., когда мировой кризис внес коррективы во все сектора мировой экономики. Несмотря на стремление Индонезии опередить по объемам производства НК Таиланд, в условиях более низкой урожайности и ограниченности площадей плантаций каучуконосов в ближайшие годы это вряд ли удастся сделать.

В тройку лидеров входит также Малайзия, которая поставляет около 9% мировых объемов НК. В отличие от двух первых стран Малайзия сама потребляет значительные объемы НК для производства резинотехнических изделий. Среди остальных стран-поставщиков НК на мировой рынок можно отметить Индию, Вьетнам и Китай.

Наиболее динамично отрасль развивается во Вьетнаме, который за последние несколько лет вошел в пятерку крупнейших мировых производителей НК. Индия, занимая 4 место в мире, более половины произведенного каучука потребляется внутри страны, как и Китай. Однако в Китае объемы производства ограничены географическими и климатическими особенностями страны.

Традиционно крупнейшими потребителями НК являются не сами производители данного продукта, а Китай, Западная Европа, Северная Америка и Япония. В связи с этим около 75% НК странами-производителями экспортируется. Крупнейшим потребителем натурального каучука остается Китай – на его долю приходится около 30% мировых объемов, в некоторые периоды эта цифра доходила до 40%. В 2009 г., когда в условиях мирового кризиса объемы потребления каучука в мире значительно снизились, благодаря Китаю отрасль удержалась на плаву. Согласно данным таможенной статистики, в 2011 г. Китай импортировал 2,1 млн. т НК, что на 13% выше уровня 2010 г. В 2012 г. импорт НК Китаем может составить 2,95 млн. т.

В 2011 г. потребление НК в США достигло 1,03 млн. т/год – это максимальный уровень, начиная с 2008 г., но для США, как и для стран Западной Европы, отмечается тенденция снижения потребления каучука в связи с переносом мощностей по производству шин в регионы с более дешевой рабочей силой, такие как Южная Америка и Восточная Европа. Так, в Польше, Румынии, Венгрии крупные шинные компании из Азии, Западной Европы и США построили или планируют строить достаточно крупные заводы. В Японии НК стабильно удерживает прежние позиции на рынке, несмотря на волатильность объемов производства автомобилей и шин в данной стране. Высокие темпы роста объемов потребления НК в связи с увеличением объемов производства автомобилей и шин отмечены в Индии. Однако объем потребления каучука в Индии практически равен объемам производства.

Эксперты ожидают рост объемов потребления НК в мире в текущем году. Принимая во внимание ограниченные возможности производства НК, можно прогнозировать напряженную ситуацию со свободными объемами и ценами на рынке.

Синтетический каучук

Мировое производство СК за последние 2 года выросло на 10% и превысило в 2011 г. 15 млн. т. Крупнейшими поставщиками данного продукта остаются страны Северной Америки и Евросоюза, свой вклад в мировые объемы вносит и Россия.

Среди основных видов синтетических каучуков лидирующие позиции традиционно удерживают бутадиен-стирольный и бутадиеновый каучуки, их доля в суммарном мировом производстве в 2011 г. достигла 60%. При этом за последние несколько лет соотношение между основными видами СК остаются практически неизменными.

Параллельно с ростом объемов производства СК увеличился, опережая при этом производство на 1-2%, спрос на данный продукт. Аналогично ситуации с натуральным каучуком, крупнейшим потребителем СК остается Азиатско-Тихоокеанский регион, на его долю приходится более 50% мировых объемов потребления.

Что касается бутадиен-стирольного каучука (БСК), то с 2000 г. по 2010 г. мировой спрос на него вырос с 3,29 млн. т/год до 4,57 млн. т/год. Такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем. К 2020 г. мировой спрос на бутадиен-стирольный каучук может превысить 8,2 млн. т/год. Благодаря растущему спросу со стороны шинного сектора и РТИ, строительной, автомобильной и обувной промышленности Китай остается крупнейшим производителем и потребителем БСК. Наравне с Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе крупными потребителями синтетического каучука являются Южная Корея и Индия. Среди основных сфер потребления БСК остается шинная отрасль, где традиционно использовались как эмульсионный БСК, так и каучук, получаемый по растворной технологии. Исторически сложилось, что эмульсионный БСК благодаря более высоким технологическим (перерабатывающим) свойствам шире используется в производстве шин по сравнению с каучуком, получаемым методом растворной полимеризации. Однако в связи с ужесточением требований к качеству шин, их эксплуатационным характеристикам и необходимости экономии топлива темпы роста спроса на БСК, получаемый методом растворной полимеризации, в ближайшей перспективе будут выше, чем на эмульсионный.

Основным сырьем для производства бутадиеновых каучуков остается бутадиен, ситуация с которым далека от идеальной. Тенденция снижения объемов производства бутадиеновой фракции в мире сохраняется: в Европе производство нафты остается на низком уровне; в США основной упор сделан на шельфовый газ (этан), содержащий незначительное количество фракции С4; в Китае растет число проектов по производству олефинов из метана, полученного из угля, что также не способствует увеличению объемов пиролизного сырья для производства бутадиена.

Реализованных проектов по производству бутадиена немного. Согласно прогнозам, в течение следующих 5 лет мощности бутадиена в мире вырастут в среднем на 695 тыс. т/год, при этом мощности синтетического каучука – на 955 тыс. т/год, Таким образом, на рынке сохранится дефицит бутадиена.

Ввод новых мощностей по производству бутадиена в мире в 2012-2016 гг.

Компания Мощности, тыс. т/год Расположение Дата ввода
PetroChina Fushun 120 Liaoning, Китай июль-август 2012 г
Braskem 100 Camacari, Bahia, Бразилия июль 2012 г.
Petrokimia Butadiene 100 Cilegon, Banten, Индонезия июнь 2013 г.
ONGC Petro-additions Ltd. 115 Gujarat, Индия октябрь 2013 г.
Petrochemical Corp. of Singapore 100 Сингапур 2015 г.
Egyptian Ethylene and Derivatives Co 20 Египет 2015 г.
Homan Petrochemical 140 Cilegon, Индонезия 2016 г.

Источник: CMAI, США

Ввод новых мощностей по производству СК в мире в 2012-2016 гг.

Компания Мощности, тыс. т/год Расположение Дата ввода
Huamao New Material 100 S-SBR Shandong, Китай май 2012 г
LANXESS/TSRC 30 NBR Nantong, Китай 1-я половина 2012 г.
PetroChina Fushun 200 SBR Liaoning, Китай 3 кв. 2012 г.
Zhechen Rubber 50 E-SBR Hanzhou, Китай октябрь 2012 г.
Indian Oil Corp/ TSRC/Marubeni 120 SBR Panipat, Индия 1 кв. 2013 г.
Asahi Kasei 50 S-SBR Jurong Island, Сингапур май 2013 г.
JSR/BST Elastomer 50 S-SBR Map Ta Phut, Таиланд июнь 2013 г.
Zeon 35 SBR Jurong Island, Сингапур июль 2013 г.
Sumitomo Chemical 40 S-SBR Jurong Island, Сингапур 4 кв. 2013 г.
Asahi Kasei 50 S-SBR Jurong Island, Сингапур январь 2015 г.
LANXESS 140 N-PBR Jurong Island, Сингапур 1-я половина 2015 г.
JSR-BST Elastomer 50 S-SBR Map Ta Phut, Таиланд конец 2015 г.
Zeon 40 SBR Jurong Island, Сингапур 1-я половина 2016 г.

Источник: CMAI, США

Российские реалии

Согласно данным ассоциации “Синтезкаучук”, суммарный объем производства синтетического каучука в России за последний год вырос на 5,9% и достиг 1,25 млн. т. Из 9 предприятий отрасли 5 нарастили объемы выпуска каучука, наиболее высокие темпы были отмечены в ОАО “Омский каучук” и ОАО “Ефремовский завод СК”. Остальные производители, среди которых ОАО “Воронежсинтезкаучук”, ОАО “Синтез-Каучук”, ОАО “Стерлитамакский НХЗ”, ОАО “Казанский завод СК”, в 2011 г. снизили объемы производства. Росту объемов производства способствовал высокий спрос на данный продукт не только со стороны внутреннего, но и внешнего рынка.

На российский рынок в 2011 г. российские производители поставили 331,6 тыс. т каучуков, что на 1,3% выше уровня 2010 г. При этом благоприятная конъюнктура отмечалась в основных секторах-потребителях каучуков. Так, индекс производства резиновых и пластмассовых изделий в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 113,1%, объемы производства шин для легковых автомобилей в 2011 г. выросли на 20,2%, для грузовых автомобилей и городского общественного транспорта – на 0,6%.

Положительная динамика отмечается и в 2012 г., в частности, за 5 месяцев было произведено 624 тыс. т синтетических каучуков (прирост 1,3% к уровню 2011 г.), а выпуск шин, пневматических покрышек для легковых автомобилей вырос на 6,1% до 13,7 млн. штук. В целом индекс производства резиновых и пластмассовых изделий в январе-мае 2012 г. составил 103,2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

Производство СК в РФ в 2010-2011 гг., тыс. т

Компания 2010 г. 2011 г. Прирост 2010/2011 гг., %
ОАО “Нижнекамскнефтехим” 500,2 559,3 11,8
ООО “Тольяттикаучук” 164,9 168,5 2,2
ОАО “Воронежсинтезкаучук” 229,5 219 -4,6
ОАО “Синтез-Каучук”, Стерлитамак 115,1 114,8 -0,3
ОАО “Стерлитамакский НХЗ” 44,2 43,5 -1,6
ОАО “Омский каучук” 44,6 54,3 21,7
ОАО “Ефремовский завод СК”* 34,2 42,9 25,4
ОАО “Красноярский завод СК” 37,2 38,7 4,0
ОАО “Казанский завод СК” 9,6 8,6 -10,4
Итого 1179,50 1249,60 5,9

* – учтены все виды каучуков и высокомолекулярного полиизобутилена.

Гевея - главное каучуконосное дерево

Вьетнам занимает 3-е место в мире по производству натурального каучука (чуть более 1 млн. тонн). Россия импортирует каучук только из стран Юго-Восточной Азии, так как доставка из Южной Америки обходится дороже. 80% импорта идет из СРВ из-за хорошего сочетания цена-качество. Этот товар поступает через порты Владивосток и Санкт-Петербург.

По-вьетнамски слово «каучук» пишется cao su.

Производить каучук во Вьетнаме выгодно. В последние годы экспортная цена натурального каучука непрерывно увеличивается и он приносит самый большой доход по сравнению с другими растениями. Кроме того, первоначальные инвестиции требуются меньшие, чем при выращивании других культур.

Натуральный каучук

Натуральный каучук получают из латексного молочка, которое содержится в раcтении гевеи и в других каучуконосах. Каучук является высокомолекулярным углеводородом (C5H8)n. Его свойства происходят от особой конфигурации молекул. Натуральный каучук перерабатывают в резину путем вулканизации.
Каучуконосы лучше всего произрастают до 10 градуса широты к северу и к югу от экватора. Полоса шириной 1300 километров по обе стороны от экватора называется «каучуковым поясом».

Каучуконосы

Во Вьетнаме каучук выращивается, преимущественно, в южных провинциях страны. Первые плантации появились в 1897 г. при французской колониальной администрации, когда в мире стал резко увеличиваться спрос.

В настоящее время площади под гевею планомерно увеличиваются - такова политика вьетнамского Минсельхоза СРВ. Например, в местности Тай Нгуен плантации кофе уменьшаются и отдаются под гевею. Расширение посадок гевеи продолжается и в условиях мирового финансового кризиса. С одного гектара посадок гевеи собирается 1.6 тонн каучука в год, а все время жизненного цикла один гектар дает 30 тонн.
Те деревья, которые из-за возраста уже не дают латекс для производства каучука, спиливают и используют в производстве мебели .

Центром выращивания каучуконосов и производства каучука является провинция Бинь Фыок. В ней действуют более 30 заводов по переработке каучукового сока общей мощностью более 340000 тонн/год. Качество продукции отвечает самым строгим требованиям покупателей, в том числе ведущих компаний по производству шин, таких как Мишлен и Мицубиси.

В связи с увеличением выпуска каучука вьетнамские товаропроизводители создали совместные предприятия в соседних Лаосе и Камбодже для выращивания гевеи. Например, Vietnam Rubber Group (VRG) планирует расширить свои плантации каучуконосов в Камбодже и довести к 2012 г. их общую площадь в этой стране до 100 тыс. га.

Плантации гевеи расширяются и на севере страны. Однако вьетнамские экологи считают, что здесь это может привести к ряду экологических и экономических проблем. Они говорят, что экономического эффекта нет так как север из-за климатических и почвенных условий мало подходит для гевеи. В то же время, для новых плантаций гевеи вырубаются другие деревья, например, фруктовые.

Производство каучука и изделий из резины

Координацией производства и экспорта каучука занимается Генеральная корпорация каучука СРВ. В провинции Бинь Зыонг работает НИИ каучука. Он занимается выведением новых сортов деревьев, разработкой методов обработки почвы, техники выращивания и ухода за деревьями, технологий сбора и переработки латекса.

Самым большим государственным холдингом по производству каучука является Vietnam Rubber Group (VRG), известный еще как GERUCO, которому принадлежат 22 компании.

Ежегодный рост производства каучука доходит до 10%. Объем производства к 2020 г. должен вплотную приблизиться к 1,2 млн. тонн.
Основными потребителями являются производители шин. Однако, из-за правительственных установок на увеличение экспорта и налоговой политики производители каучука охотнее продают его за рубеж. Поэтому шинные предприятия часто вынуждены покупать импортный каучук.

Стратегия развития каучуковой отрасли на ближайшие годы такова:
— создание новых и обновление старых плантаций на площади 42 тысячи га
— увеличение сбора каучука до 2 тонн с га
— совершенствование структуры отрасли в выращивании, переработке и сбыте продукции
— внедрение новых видов обслуживания
— снижение доли экспорта каучукового сырья и увеличение доли готовой продукции.

Отрасль добычи каучука в настоящее время является одной из самых прибыльных. Один гектар гевеи после полного цикла производства условно дает доход около ста миллионов донгов в год (более $5000).

С 2008 г. в провинции Донг Най работает шинный завод Maxxis. Ежегодное производство достигает 16 тыс. мотоциклетных шин. Площадь завода составляет 200 тыс. кв. м. Производство направлено на внутренний рынок, а также на рынки соседних стран.

Из резины выпускаются различные товары: матрасы, в том числе, надувные, резиновые ленты, перчатки, кондомы.

В производстве вьетнамского натурального каучука немного участвует и Россия. Существует вьетнамо-российское предприятия «Висорутекс». Частью акций этого СП владеет госкорпорация «Ростехнологии».

Многие производители объединены в ассоциацию Vietnam Rubber Association. По вьетнамски она пишется так - Hiệp hội Cao su Việt Nam.

Марки вьетнамского каучука

Основной маркой является SVR 3L. Другие марки: SVR CV50, SVR CV60, SVR L, SVR5, SVR 10, SVR 20. Кроме того, производятся каучуковые листы RSS3. Марки различаются содержанием в каучуке грязи, сажи, азота, летучих веществ, а также, по показателям пластичности.

Экспорт

Натуральный каучук входит в список основных экспортных статей. Ежегодно его экспортируется около 800 тыс.тонн. СРВ занимает 5-е место в мире по экспорту каучука с долей в 7.3% на мировом рынке и получает ежегодно около $3.0 млрд. от его продаж за рубеж.
Самым крупным импортером вьетнамского каучука является Китай, за ним Европа и США.

Сельскохозяйственные культуры Страны
1. Пшеница А. США, Бразилия, Аргентина, Китай
2. Кукуруза Б. Китай, Индия, США, Россия, Франция, Канада, Германия, Австралия
3. Рис В. Кот-д’Ивуар, Гана, Индонезия, Бразилия, Нигерия, Камерун
4. Соя Г. Таиланд, Индонезия, Малайзия, Индия, Китай, Филиппины
5. Подсолнечник Д. Китай, США, Индия, Пакистан, Бразилия, Узбекистан, Турция
6. Сахарный тростник Е. Бразилия, Индия, Китай, Таиланд, Пакистан, Мексика
7. Сахарная свекла Ж. Франция, США, Россия, Германия, Украина, Польша, Испания
8. Картофель З. Россия, Аргентина, Украина, США, Франция, Китай, Индия
9. Батат И. Индия, Китай, Шри-Ланка, Кения, Индонезия, Турция, Япония
10. Маниок К. США, Китай, Бразилия, Мексика, Франция, ЮАР, Индия, Аргентина
11. Кофе Л. Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, Мьянма
12. Какао М. Бразилия, Вьетнам, Индонезия, Колумбия, Мексика, Кот-д’Ивуар
13. Чай Н. Китай, Бразилия, Индия, США
14. Хлопчатник О. Китай, Уганда, Нигерия; Индонезия; Вьетнам; Япония; Индия
15. Табак П. Китай, Россия, Индия, США, Польша, Украина, Германия
16. Натуральный каучук Р. Нигерия, Таиланд, Индия, ДР Конго, Бразилия, Гана, Ангола, Индия

Задание 3. Ведущими производителями этой сельскохозяйственной продукции являются (в порядке убывания) Бразилия, Индия, Китай, США, Мексика. Определите, что это за продукт. Из каких двух видов сырья он производится? Опишите агроклиматические условия необходимые для возделывания культур. Для каждой из стран определите основной источник сырья.

Задание 4. Главным источником получения данного вида сырья служит тропическое древесное растение. Основной район возделывания этого растения – Юго-Восточная Азия. Особо выделяются Таиланд, Индонезия, Малайзия, которые вместе обеспечивают 2/3 мирового производства этого сырья. Определите, что это за растение. Какой вид сырья получают из него? В какой стране его впервые стали добывать в промышленных масштабах, а в какой научились производить химическим путем? Какие страны (помимо тройки лидеров) выращивают это растение?

Задание 5. По данным о поголовье различных видов домашних животных (таблица 11) определите, каким из перечисленных ниже стран соответствуют строки таблицы. Объясните свое решение. Для каждой страны укажите животных, которые были одомашнены на ее территории. Если животноводство играет важную роль в современной специализации страны в международном разделении труда, перечислите основные товары, которые дает эта отрасль или отрасли.

Страны: Бахрейн, Боливия, Индия, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Судан.

Таблица 11

Поголовье различных видов домашних животных,

Тыс. голов

Страна Крупный рогатый Свиньи Овцы Лошади Ламы Верблюды Буйволы
скот
А - - - -
Б 6 600 2 900 9 150 1 900 - -
В 9 630 38 000 - - -
Г 185 000 18 000 64 000 - 95 000
Д 4 050 13 000 1 400 - - -
Е 38 400 - 51 000 - 3 200 -
Ж 20 600 15 000 3 100 - -

Практическая работа 7. Транспортно-коммуникационная система мира

Цель работы: сформировать представление о транспортно-коммуникационной системе мира, охарактеризовать по основным параметрам транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития.

Задание 1. Объясните значение термина «транспортно-коммуникационная революция». Почему ее также называют «контейнерной революцией»? Какие изменения в транспортной системе связаны с этими понятиями?

Задание 2. Используя данные журнала «География» (№ 7, 2010) или сайт http://www.internetwoldstats.com , проанализируйте развитие сети Интернет в странах мира. Определите, какие страны и регионы лидируют по 1) численности пользователей Интернета, 2) доле пользователей Интернета в населении страны. Приведите примеры стран, где доля пользователей Интернета в населении страны менее 10 %.

Задание 3. Используя данные таблиц 12 - 14, проанализируйте динамику развития мировой транспортной сети во второй половине XX – начале XХI в.

На основе показателей таблиц 13 и 14, постройте круговые диаграммы, отразив в них современную структуру мирового грузо- и пассажирооборота. Объясните лидерство морского вида транспорта в перевозке грузов и автомобильного в перевозке пассажиров.

Новое на сайте

>

Самое популярное