Домой Связной Модернизация экономики и экономическое развитие россии. Модернизация экономики и устойчивое развитие

Модернизация экономики и экономическое развитие россии. Модернизация экономики и устойчивое развитие

Модернизация экономики - это вид экономической деятельности, главной целью которого является развитие экономики до уровня развития западных стран. По сути, модернизация заключается в стремлении экономики побороть отставание путем усовершенствования всех сфер экономики внутри страны.

Модернизация экономики - понятие довольно общее, в различных научных трудах можно встретить разную расшифровку этого определения. Например, часто понятие модернизация встречается не как процесс, а как сам проект.

Как вид экономической деятельности, модернизация экономики может иметь цели. Основными целями являются:

Формирование современной экономики - главная цель модернизации.

Обновление всех технически устаревших аспектов производства, развитие материальной базы производства.

Сокращение некоторых отраслей экономики.

Мощное развитие и поддержка некоторых отраслей, которые являются катализаторами общего экономического развития страны.

Главной целью модернизации все же считается формирование правильной и современной экономики, все остальные цели являются сопутствующими.

Интересным определением является часто встречающийся «механизм модернизации». Он вызывает интерес и с теоретической точки зрения, и в контексте общенаучных категорий. Он также имеет несколько значений, основным из которых считается следующий: механизм - это совокупность движущихся тел, которые тесно связаны друг с другом и постоянно соприкасаются. Это понятие актуально для деталей машин и прочего. Проведя параллель между общим определением модернизации и механизма, можно прийти к выводу, что механизм модернизации - это совокупность действий, направленных на непрерывное формирование современной экономики России, которые связаны между собой различными сферами деятельности. То есть, можно сказать, что эти действия являются основополагающими в разрезе ресурсов экономической деятельности.

Многие ученые считают, что механизм модернизации представляет собой не что иное, как регулирование всех сфер экономики, отслеживание результатов и выработка управляющих воздействий.

Модернизация белорусской экономики и ее механизм - сложное явление, тем самым она вызывает множество споров, критик и размышлений у великих умов человечества. Разносторонность понятий влияет на появление массы теорий, различных точек зрения и объяснений. Модернизация и развитие экономики заинтересовала не только представителей экономических сфер науки, но притянула других ученых из других отраслей. Львиную долю исследований и большую инициативу проявляют юристы. Их труды посвящены именно регулированию процессов механизма и влиянию их на развитие общеполитических понятий.

Многие ученые предполагают, что можно сравнивать модернизацию экономической системы Республики Беларусь с понятием «инновации».

Такая интерпретация выглядит не достаточно убедительно, так как инновационные средства относятся больше к целям модернизации, а не к определению самого общего понятии. То есть инновации - это средства, позволяющие экономическим показателям расти, это необходимый базовый элемент для достижения главной общей цели - модернизации.

Модернизация экономики Республики Беларусь больше определяется как средство, поэтому можно сказать, что средство управления экономической сферой деятельности страны является инструментом, то есть способом экономического воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

Модернизация экономики требует тщательного и подробного изучения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Конец XX - начало XXI века ознаменовалось вступлением в фазу глобализации.

Оказавшись в ситуации исторического выбора, Россия в очередной раз попыталась встать на пути догоняющей модернизации, перенести на российскую почву западные цивилизационно-культурные ценности и институты, выстроить экономику, рынок по либеральным классическим образцам.

Россия нуждается в аутентичном (самотождественном) модернизационном проекте, который в сжатые исторические сроки сможет реализовать незавершенные цели обновления. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься о выборе новых подходов к развитию экономики страны, регионов, компаний. Проект модернизации России - это не сугубо национальный проект развития одной отдельно взятой страны; это общезначимая модель, альтернатива развития, позволяющие России оставаться на уровне мировых процессов и мировой компетентности.

Понятием «модернизация» экономики означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития.

Речь идет, во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках.

Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные.

В-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления.

В-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение и перевоспитание людей, если хотите, усвоение иного образа мышления, соответствующего требованиям времени.

В-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Анализируя степень изученности данной темы в литературе можно отметить работы А.С.Панарина, В.Г.Федотовой, В.И.Толстых, С.Е.Кургиняна, А.Дугина. Критика модели догоняющей модернизации слева осуществлена группой авторов, объединившихся вокруг журнала “Альтернативы” и реализовавших исследовательский проект под названием “Россия в конце ХХ века. Итоги и перспективы модернизации”, в котором проблемы модернизации российского общества рассмотрены и, в том числе, с точки зрения левых альтернатив развития. Однако, несмотря на более комплексную и углубленную проработку вопроса в очередном программном документе реформаторов, ряд принципиальных вопросов модернизационного проекта остается за кадром.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение сущности процесса модернизации экономики РФ, рассмотрение путей повышения и становление конкурентоспособных отраслей.

Подводя итоги, можно сказать, что российская экономика находится в процессе сложных институциональных преобразований, затрагивающих экономические и социальные шлемы всех уровней. На макроуровне наметился подъем экономики, сопровождающийся улучшением основных социально-экономических показателей. Однако остаются нерешенными главные проблемы, в том числе перекос отраслевой структуры, ориентированной на производство низкотехнологичной и ресурсоемкой продукции, сырьевая направленность экспорта и возрастающая зависимость от импорта, неустойчивость финансовой системы, невостребованность человеческого капитала, существенное сокращение доли национальной экономики в мировом ВВП. Схожие проблемы наблюдаются на мезоуровне в регионах. Улучшение финансовых показателей большинства российских компаний, в первую очередь, повышение капитализации фондового рынка как индикатора финансовой эффективности, пока не свидетельствует о значительном повышении конкурентоспособности российской экономики.

Модель экономического развития страны закладывает догоняющий тип модернизации и постоянное отставание структурной адаптации от требований глобальной модернизации. Поддерживается тенденция к усилению зависимого развития российской экономики. Но как свидетельствует анализ новейших процессов, протекающих в российской экономике в последние два года, особенно эволюция нерыночного сектора, показывает, что сегодня мы находимся в заметно более высокой степени готовности к модернизации, к приему масштабных инвестиций, чем всего два года назад. Во всяком случае, предприятия, научившиеся сводить концы с концами без бартера и денежных суррогатов, становятся более прозрачны и привлекательны для инвесторов. Это важнейший факт, заслуживающий общего внимания.

Системные изъяны экономической модели сохраняются. Она поддерживает стагфляционный и устойчиво ресурсоемкий тип развития, не стимулирует сокращение ресурсоемкости. Существующий отрыв финансового хозяйства от реальной экономики и социальной сферы, привязка денежной системы к доллару, высокая ставка рефинансирования, дорогие кредит повышенная рентабельность финансовых операций, утечка капитала, отсутствие прозрачности акционерного капитала и многие другие элементы создают дефицит инвестиционных средств на инновационную деятельность и модернизацию промышленности. Экономические реформы, взятые в целом, демонстрируют явную незавершенность в двух направлениях: во-первых, сохраняется закрытость и непрозрачность внутреннего функционирования государства и предпринимательства в рыночной среде, а во-вторых, отсутствуют правила и нормы взаимодействия этих главных систем в конкурентной среде.

Но модернизация как таковая находится в самом начале и во многом только определяет свои пути. Обычно выделяют два главных альтернативных пути модернизации:

1) модернизация сверху;

2) модернизация снизу.

Следует отметить, что если модернизации сверху свойственно вызывать иллюзии относительно возможностей авторитарной власти преобразовать действительность в должном направлении, то модернизация снизу скорее вызывает сомнения, Особенно велики эти сомнения для российского привычно тоталитарного сознания. И в этом опасность: рефлексы раз за разом толкают власти и множество людей, которые их поддерживают, к «решительным» действиям, вольно или невольно подавляющим частную инициативу, возрождающим страх граждан перед государством.

Еще одна особенность выбора пути модернизации - его однозначность: одно или другое. Среднего пути нет. Хотя, казалось бы, мудрость состоит в том, чтобы выбрать золотую середину, избежать крайностей, И в практической политике неизбежно применение смешанной стратегии. Решения должны выбираться из прагматических соображений, а не в угоду надуманным схемам. Но должно быть ясно и то, что добиться успеха позволит только принципиальная политика, ясная для всех.

Ситуация сложилась таким образом, что здесь и сейчас, в России начала XXI века успешную модернизацию можно осуществить только снизу.

Центральным вопросом для успешного завершения российским обществом переходного периода в сложнейших условиях современного мира является преодоление исторически неблагоприятной традиции в соотношении государство - реформы - общество. На современном этапе среди общих факторов роста экономических систем всех уровней особое значение приобретает человеческий капитал, повышение конкурентоспособности и инновационное развитие. Эти факторы развития со временем могут менять свою значимость, и возможно на каком-то этапе приоритетными окажутся экология и энергосбережение, однако их оптимальное сочетание можно определить только из согласованных целей развития. Однако критерии экономического роста не должны сводиться только к одному показателю - росту ВВП на душу населения, но и включать качество и удовлетворенность жизнью людей, а также состояние окружающей среды.

Повышение конкурентоспособности большинства видов продукции предполагает масштабный перелив капитала с валютного и финансового рынков, из сферы торгово-посреднических операций в производственный сектор.

Государство обязано честно и прозрачно сформулировать параметры конкурентной среды - рамочные условия для развития и работы бизнеса, обеспечить их стабильность и точную настройку (подразумеваются основные параметры налоговой, денежной, кредитной, контрактной, закупочной, трудовой, инновационной, инвестиционной политики и т.п.).

Более эффективное включение России в систему мирохозяйственных связей возможно при условии ориентации макроэкономического регулирования на перестройку структуры и повышение конкурентоспособности отечественного производства, концентрации усилий в управлении предприятиями на выпуске продукции, которая была бы сопоставима с зарубежными аналогами по качеству, ценам и издержкам производства.

Для обеспечения защиты и поддержки национальною производства следовало бы использовать весь спектр инструментов, распространенных в мировой практике и предусмотренных российским законодательством: импортный тариф и налогообложение импортных товаров, антидемпинговые и компенсационные пошлины, квотирование и лицензирование ввоза и вывоза, технические барьеры в торговле, валютные ограничения и целый ряд других.

Ролевые функции государства в социальной и экономической сферах нельзя ослаблять. Государство, бесспорно, должно повышать свою эффективность, но и сокращение его функций и экономического потенциала не может осуществляться механически со ссылкой на мировой опыт, в котором просматриваются потери одних - слабых государств к выгоде других.

Не утрачивая своей сущности, российское государство не может не выполнять, по крайней мере, следующие основные функции: утверждение единообразных основ законности на всей территории страны, поддержание гражданскою мира, обеспечение интеллектуального воспроизводства общества через соответствующую систему воспитания, образования, просвещения и научных исследований; создание рамочных условий для повышения благосостояния, экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности населения; повышение конкурентоспособности экономики и защита интересов в международных организациях, защита окружающей среды, обеспечение внешней безопасности и суверенитета.

Россия может уверенно модернизировать свою - экономику. Для этого она располагает достаточными ресурсами, потенциалом и обширным внутренним рынком.

Подобные документы

    Суть и составляющие процесса модернизации, его особенности и проблемы в России. Иностранный капитал - источник денег для страны. Идея специального фонда для привлечения зарубежных инвестиций. Инфраструктурные проекты. Модернизация человеческого капитала.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Суть и составляющие процесса модернизации. Деньги для модернизации и роль государства в ней. Эндогенная, эндогенно-экзогенная и экзогенная модернизация. Структура российского экспорта и импорта. Участие банков в финансировании российской модернизации.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2012

    Опыт зарубежных стран по модернизации экономического развития и его адаптация к России. Сущность понятия "модернизация экономики", основные стратегии развития инновационных процессов. Пути повышения конкурентоспособности экономической системы России.

    доклад , добавлен 02.02.2015

    Состояние и проблемы промышленного развития. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики, образующая фундамент научно-технической трансформации и развития, социального прогресса общества. Приоритетные направления модернизации промышленности.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2010

    Теория модернизации экономики. Факторы, способствовавшие возникновению теории модернизации. Теория позднего модерна Э. Гидденса. Основные черты, определяющие характер современного общества по Гидденсу. Анализ авиастроительной отрасли, пути модернизации.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Сущность, этапы и история модернизации государственной жизни. Этапы трансформации экономики Российской Федерации, направления ее современного преобразования. Проект "Роснано" и центр Сколково как составляющие части российской инновационной политики.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Основные стратегические направления и приоритеты индустриально-инновационной модернизации экономики Республики Казахстан. Принципы региональной политики. Характеристика внешнеэкономической деятельности предприятия: стратегия, сущность, роль и значение.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2014

    Возможности и перспективы экономического роста в России, ее место в мировой экономике. Проблема качества развития, темпы и тенденции экономического роста, модернизация экономики как главный фактор роста, контуры и особенности стратегии развития.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2011

    Исследование теорий модернизации экономики. Изучение современного состояния авиастроительной отрасли Российской Федерации. Цели государства по отношению к авиационной промышленности. Развитие продуктового ряда российского авиастроительного комплекса.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Понятие и сущность модернизации экономики. Потенциал и перспективы экономического развития СФО. Анализ и пути повышения инвестиционной привлекательности Сибирского Федерального Округа. Рекомендации по увеличению инвестиционной привлекательности регионов.

Начало модернизации в России в 20 веке стало продолжением процессов, которые происходили в экономике и сельском хозяйстве во второй половине 19-го в. В эти годы существенно увеличились темпы роста индустриализации производства, прокладывались новые железные дороги, зарождались новые отрасли, происходили изменения в финансовой и социальной сферах. Однако эти события сопровождались множеством трудностей и проблем.

Определение модернизации

Модернизация — это процесс совершенствования и обновления основных механизмов развития общества, в которые входят: экономические, политические и социальные. Для России в 20 веке начало модернизации означало переход от чисто аграрного общества к индустриальному, который происходил одновременно в нескольких сферах:

  • в экономике — промышленный переворот;
  • в политике — формирование конституционного строя;
  • в социальной сфере — образование классов, признаком определения которых является роль в экономике страны, а не принадлежность к сословию (когда люди получали привилегии по рождению);
  • в духовной области — происходит изменение общественного сознания, повышение роли образования в жизни многих людей.

Три эшелона модернизации и индустриализации

Процесс модернизации в различных странах происходил в определенные периоды развития и разными путями. Ученые-историки условно подразделяют его на 3 эшелона:

  • К первому относятся развитые капиталистические страны (Англия и Франция), где промышленный переворот произошел раньше всех - во второй половине 18-го — начале 19-го в. В них индустриализация сменила аграрное развитие без усилий со стороны государственных органов.
  • Ко второму эшелону относятся Германия, США, Япония и Россия, в которых модернизация происходила вместе с сохранением аграрного общества. Во всех этих государствах толчком к индустриальному развитию послужили изменения и реформы, запущенные во второй половине 19-го в. правительством.
  • К третьему принадлежат слаборазвитые зависимые страны, в которых преобладает аграрная сфера, и капиталистические отношения в них привносятся извне.

Условия и начальные шаги модернизации в 19-м в.

Начальная стадия индустриализации в России проходила еще в 1830-е годы, причем ее проводили правительственные структуры, пытаясь запустить промышленный переворот и активно внедряя механизацию труда. Однако в социальной сфере формирование рынка рабочих было замедлено из-за наличия крепостного права, существования помещичьих землевладений, а также отсутствия законодательных актов и прав рабочих.

Уже в этот период начинает формироваться класс буржуазии, в который входят наиболее состоятельные предприниматели. В сфере управления власть по-прежнему принадлежит монархии и дворянству, которые формируют бюрократический аппарат, отсутствует парламент, в стране не определены гражданские свободы для населения и его избирательные права.

Основные задачи модернизации России в начале 20 века были направлены на индустриализацию производства, замену ручного труда машинами и новыми технологиями, обеспечение поддержки всех процессов со стороны государства, перестройку политической, социальной и законодательной сфер.

Существенным толчком к усилению модернизации производства стала отмена крепостного права в 1863 г., в результате которой крестьяне получили возможность стать свободными.

Особенности модернизации в 20-м в.

К концу 19-го в. почти вся промышленная продукция уже производится на фабриках и заводах, где установлены машины, работающие с использование паровой силы. В 1880-1890-е годы в России построено 10,5 тыс. км железных дорог.

Особенности модернизации России в начале 20 века:

  • Переход от мануфактурных предприятий к промышленному производству был проведен при мощной поддержке государства, которое обеспечивало заказы, субсидии и льготы для развития предприятий и строительства железных дорог.
  • Необходимо было догонять развитые промышленные страны Европы.
  • В основных отраслях экономики основой становится машинное производство.
  • При финансировании производств большую роль играл иностранный капитал из Германии, Франции и других стран Европы (примером могут служить картели компаний Нобеля и Ротшильда в области нефтяной промышленности).
  • Возникновение промышленных монополий: "Продамет", "Продвагон", "Продуголь".
  • Сильная урбанизация, резкое увеличение численности городского населения привело к расслоению по социальным группам: крестьяне были настроены против дворянства, а рабочий класс озлоблен и выступал против буржуазии.

Кризис в начале 20-го в.

В 1900-1903 годы в России начался экономический кризис, который продолжался до 1909 г. Он был связан с проблемами модернизации России в начале 20 века. Последние, в свою очередь, стали нарастать из-за несовершенства экономики и аграрной системы и отсутствия реформирования других сфер в стране.

Трудности проведения реформ и основные черты модернизации России начала 20 века состояли в следующем:

  • Экономика была многоукладной: существовало множество монополий, частных и мелких производств, патриархальная система и остатки от крепостнических взаимоотношений между крестьянами и их работодателями.
  • Производительность труда была достаточно низкой, как и качество и объемы производства, ведь по многим показателям Россия намного отставала от индустриальных стран (по технической оснащенности, уровню промышленной продукции и т. д.).
  • Экономическое развитие проходило неравномерно по отраслям и регионам страны, что было обусловлено особенностями индустриальной модернизации России начала 20 века.
  • В период 1890-х и в начале 1900-х случались неоднократные засухи и неурожаи, во время которых от голода погибали люди, из-за чего большая часть хлеба предназначалась только для внутреннего потребления.
  • Пережитки крепостничества сдерживали развитие и экономический потенциал сельского хозяйства, в начале 20-го в. это вылилось в крестьянские восстания.

Государственная политика и реформы

В 20-й век Россия вступила, будучи самодержавной монархией, в которой вся законодательная, исполнительная и судебная власть были сосредоточены в руках императора Николая II. В 1880 г. Государственный совет был заменен на Комитет министров. Исполнительную власть представляли 15 министерств, влияние которых основывалось на близости к царю.

В этот период модернизации в России (в начале 20 века) в политической жизни государства, в отличие от экономики, почти никаких изменений не происходило, что вызывало множество противоречий и неразрешимых проблем:

  • Среди переселившихся в города людей было много крестьян, которые очень медленно привыкали к новому укладу жизни и бытовым вопросам, что способствовало появлению и распространению революционных идеалов и настроений.
  • Появившийся класс буржуазии был политически бесправным, т. к. самодержавная власть по-прежнему опиралась на дворянское сословие, которое начало распадаться, а его представители переходили в другие социальные классы: служащих, интеллигенции, предпринимателей и др.
  • Возникший класс предпринимателей не мог добиться никаких изменений из-за бюрократии в госаппарате.
  • Несмотря на рост образованных слоев населения и их культурное развитие, даже после освобождения крестьян от крепостного права Россия оставалась страной с сильной неграмотностью населения.
  • Интеллигенция и разночинцы не имели возможности легально участвовать в решении экономических и политических проблем в стране.
  • Самодержавие не было готово к проведению реформ в социальной, общественной и политической сферах, модернизация политики в России в начале 20 века не была осуществлена, из-за чего и произошло накопление проблем, что постепенно привело к единственно возможному пути их решения — революции.

Протекционизм и программа Витте

Проводником новых правительственных реформ стал российский реформатор, который 11 лет занимал пост министра финансов, — С. Ю. Витте. Он выступал за комплексное развитие и модернизацию промышленности и аграрного хозяйства России.

Программа усиления экономического развития, разработанная С. Ю. Витте, включала 4 направления:

  1. Проведение жесткой налоговой политики, включающей налоги на крестьянскую продукцию, на товары широкого потребления, промысловый налог с фабрик и заводов, введение винной государственной монополии. В результате этого госбюджет России вырос почти в 2 раза, а средства были направлены на развитие промышленности и обеспечение госзаказов на продукцию с них.
  2. Политика протекционизма, покровительства со стороны государственных органов, целью которой была защита российских предприятий от иноземных конкурентов для усиления развития производства.
  3. Проведение денежной реформы в 1897 г., когда был введен золотой рубль и его свободная конвертация, что позволило сделать его устойчивой европейской валютой.
  4. Привлечение иностранного капитала в Россию в виде государственных займов и облигаций, которые распространялись в Европе.

С. Ю. Витте также проводил политику строительства железных дорог при участии государства: были построены дороги военно-стратегического значения, Транссибирская магистраль, выкуплены частные железнодорожные участки. В стране было открыто 150 коммерческих училищ и 3 института, для демонстрации достижений индустриализации проводились промышленные выставки.

При проведении этих реформ Витте много раз сталкивался с отсутствием поддержки со стороны царя и его окружения. Революционеры и радикалы, наоборот, считали его приверженцем самодержавия. Закончил свою деятельность он в качестве автора манифеста 1905 г., по которому предлагал ограничить монархию в стране.

Аграрная реформа министра Столыпина

Реформа в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1906 г., была вызвана тяжелым положением и недовольством крестьян. Цели ее предполагали сохранение помещичьих владений и ускорение буржуазного развития хозяйств. С помощью реформирования необходимо было решать проблему с нехваткой земли для простых крестьян и воспитывать в них чувство собственника, что должно было способствовать снижению социальной напряженности и созданию прочной социальной опоры в деревнях.

Началом реформы П. А. Столыпина стали попытки разрушения сельских общин, где крестьяне не имели своей земли, с целью создания фермерских отдельных хозяйств. Следующим этапом стало переселение части крестьян за территорию Урала, в восточные губернии, где им выделялись земли и льготы для обустройства быта, они также освобождались от воинской повинности. Это помогло освоить новые земли и основать на них свои крепкие хозяйства.

Выполнение столыпинских реформ привело к положительным сдвигам в аграрных хозяйствах России, увеличению посевных площадей и производству хлеба. Также это сопровождалось и подъемом в области производства оборудования и удобрений, что способствовало дальнейшей индустриализации страны.

Успехи и трудности модернизации

Успешное начало модернизации в России в 20 веке и ее проведение были обусловлены следующими факторами:

  • Наличие богатых природных ресурсов в стране.
  • В более развитых государствах этот процесс уже произошел, поэтому Россия успешно перенимала их опыт и могла анализировать собственный.
  • Механизация в промышленности открывала новые возможности и направления в производстве.
  • Индустриализация способствовала развитию новых отраслей: машиностроения, химической и нефтедобывающей.
  • Россия в конце 19-го — начале 20-го в. находилась в числе развитых стран Европы;
  • В период модернизации по всей стране появляются новые банки.
  • Государство оказывало мощную поддержку в деле развития промышленности.

Трудности модернизации России в начале 20 века были обусловлены рядом таких факторов:

  • Сильный контроль государственных структур.
  • Экономическая и политическая зависимость от западных стран.
  • Процесс индустриализации проходил неравномерно: активнее развивались центральные области, а также Москва и Петербург.
  • Сроки для осуществления успешной модернизации были небольшими.
  • Низкий уровень жизни народных масс.
  • Недостаток рабочей силы и финансов.
  • Сильная бюрократическая система госаппарата.

Результаты модернизации в России

Итоги модернизации России в начале 20 века:

  • Среднегодовой прирост промышленной продукции за период 1909-1913 гг. составил 9%.
  • Рост машиностроительной промышленности — 13%.
  • Добыча нефти за 1894-1914 гг. выросла на 65%, выплавка чугуна — на 50%, стали и железа — на 224%.
  • За период 1893-1900 гг. построено 22 тыс. км железных дорог.
  • Появились новые промышленные районы (Донбасс и др.) и новые отрасли.
  • Увеличилось число подконтрольных государству предприятий до 25%, а железнодорожных путей — до 70%.

Как видно из приведенных цифр, начало модернизации в России в 20 веке было успешным и способствовало экономическому развитию государства, однако процесс этот остался незавершенным из-за отсутствия преобразований в других сферах, что и стало причиной революционных событий в начале 20-го века.

Отправить другу

Разработка концепции российской экономики на основе сочетания технологических и институциональных преобразований, предпринятая на сайте, показала, что в перспективе 12-15 лет инновационный путь развития (при благоприятных финансово-экономических и научно-технических предпосылках) станет постепенно доминировать, преобразуя на высокотехнологической основе все хозяйство страны, в том числе топливно-сырьевой сектор. Экономический рост в России обеспечат совместно стратегические инновации и сырьевые ресурсы, преобразованные в высоко конкурентоспособные продукты конечного потребления на внутреннем и мировом рынках. Реализации эффективной стратегии требует коренной модернизации технологической, институциональной, кадровой, организационно-управленческой базы российского хозяйства. Без тесной интеграции России в мировое рыночное хозяйство эти задачи не решить; необходимо усиление эквивалентного обмена на мировом рынке российскими и мировыми научно-техническими и интеллектуальными достижениями.

Анализ экономики России показал, что нет никакой экономической необходимости противопоставлять два основных ресурса роста хозяйства. Нельзя сужать исследование проблем диверсификации до абсурдного тезиса: или компьютеры или нефть. В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы в рамках как инновационных видов экономической деятельности, так и внутри сырьевого сектора. Важно определить приоритеты развития инновационной и сырьевой составляющей хозяйства как по стране в целом, так, и что особенно важно, по регионам и субъектам Российской Федерации, отличающимся большой спецификой сочетаний этих ресурсов развития.

Все отрасли экономики России, в том числе сырьевого сектора, потенциально инновационные. Мировой опыт показывает, что происходит реальная интеграция инновационных процессов в классические сырьевые отрасли и их преобразование. Одна из главных задач - реализовать новейшие высокотехнологичные разработки в сырьевом секторе, на основе которых возможна более глубокая переработка первичного сырья. По мере экономического роста и развития внутреннего спроса на российском рынке потребуется все больше сырья, топлива и энергии, поэтому экономически целесообразно постепенно ограничивать экспорт невозобновляемых минеральных ресурсов (надо что-то оставить для фонда будущих поколений в земле, хотя и есть риски) по мере расширения экспорта инновационной продукции, которой сейчас чрезвычайно мало.

За последние годы показала достаточно высокие темпы роста, что вывело ее в первую десятку мировых экономик по размеру ВВП. Однако многие аспекты развития РФ свидетельствуют о недостаточных сдвигах в качественных параметрах экономического роста. Стране, по-прежнему, угрожает энерго-сырьевой крен в специализации хозяйства и превращение России в глобального поставщика топлива, сырья, высококвалифицированных специалистов (человеческого капитала). Модернизация экономики России невозможна без её диверсификации, глубоких структурных сдвигов в сторону наукоемких отраслей и производств и, в первую очередь, в обрабатывающей промышленности, где вес наукоемких отраслей значительно ниже, чем в промышленности США. Китайский опыт свидетельствует о решающей роли государства в модернизации отсталой экономики. Очевидно, и диверсификация экономики России, российская модернизация не сможет обойтись без активной роли государства. Пока, к сожалению, эта роль была достаточно пассивна, несмотря на наличие финансовых ресурсов. Активизация роли государства в экономике затрудняется растущей бюрократизацией и коррупцией, но это уже не чисто экономический вопрос. Тем не менее, без государственной поддержки практически невозможно реструктурировать сельское хозяйство, машиностроение, ИК-технологии и перевести экономику России на инновационный путь развития для повышения конкурентоспособности в XXI веке.

Не соответствует задачам экономического роста и современная модель корпоративного управления, поскольку она формировалась в период адаптации хозяйства к новым, рыночным условиям воспроизводства. Для перехода от экспортно-сырьевого к инновационному вектору развития необходимо принципиальное разделение функций собственности и управления, консолидация и повышение эффективности финансовой системы. Государственное содействие формированию и развитию крупных диверсифицированных компаний, успешно решающих проблемы инвестирования, реализации крупных проектов и создания глобальных цепочек создания стоимости, требует усиления взаимодействия с бизнесом в вопросах совершенствования корпоративного управления.

Модернизация экономики России и переход на инновационную модель развития в столь обширной стране, как Россия, практически невозможен без учета региональных условий и факторов. Необходимо использовать естественные (сравнительные) и конкурентные преимущества различных групп регионов, их реальные инновационные возможности. Однако группа регионов с наибольшими предпосылками для инновационного развития занимает самое скромное место в экономике Росии и внешнеэкономических связях, уступая всем другим по доле в ВВП, инвестициях, экспорте и импорте, привлечении ПИИ. По сравнению с сырьевыми регионами в них ниже производительность труда и уровень его оплаты, сложнее демографическая и социальная ситуация, слабее бюджетная обеспеченность. В условиях современного, далеко не совершенного российского рынка инновационный поворот экономики регионов невозможен в автоматическом режиме, без активной поддержки государства. Необходимо обеспечить инновационную ориентацию ФЦП регионального развития, приоритет инновационных проектов при использовании средств Инвестиционного, Стабилизационного и других фондов, расширение числа технико-внедренческих ОЭЗ, создаваемых не в столичных городах и их окрестностях, а в регионах, содействие формированию вокруг «очагов инноваций» территориальных кластеров.

В настоящее время в России сложилась инновационная система переходного типа, характерными чертами которой являются наличие еще значительных ресурсов (интеллектуальных, кадровых, организационных) при низком качестве государственного регулирования и малой эффективности создаваемых институтов. Сфера науки понесла значительные финансовые, материальные и кадровые потери, а новые формы организации и финансирования, а также коммерциализации результатов научной деятельности, работают недостаточно эффективно.

Основное направление модернизации научно-инновационной сферы может состоять в сочетании прямой государственной поддержки научных организаций и исследовательских коллективов с мерами, направленными на создание общих благоприятных условий, поощряющих инновационную деятельность. В условиях, когда многие инфраструктурные объекты и финансовые институты уже созданы, целесообразно повысить эффективность их работы за счет гармонизации целей и задач, а также совершенствования нормативно-правовой базы их деятельности. В области инновационной политики оптимальным представляется сочетание стимулирования создания собственных технологических разработок и заимствования передовых технологий в других странах.

Отечественная и зарубежная практика подтверждает: только диверсифицированная структурная, институциональная и содержательная модернизация образования может дать системный эффект инновационного развития. Главную роль в достижении поставленных в России целей призваны сыграть, прежде всего, производство наукоемкой продукции и высоких технологий, качественная подготовка квалифицированных кадров и экспорт интеллектуальных продуктов - разработок ИР, средств программного обеспечения ЭВМ, качественного образования. Именно они должны стать тем реальным инструментом, с помощью которого Россия превратится из сырьевой страны в государство с высокотехнологичной экономикой, с современной системой подготовки кадров.

В кардинальном институциональном преобразовании прежде всего нуждаются оборонный и гражданский машиностроительные комплексы - материальная основа инновационной экономики Росии: уже началось создание под эгидой государства инновационных корпораций в авиационной, судостроительной, госкорпораций в атомной и машиностроительной промышленности, нанотехнологической сфере. Если эти преобразования рассматривать как временное явление, как первоначальный импульс для запуска инновационного процесса, как опережающее инновационное предложение для формирования инновационного спроса в стране, то впоследствии на их основе могут вырасти крупные конкурентоспособные корпорации акционерного типа, а затем отечественные ТНК, с постепенным понижением доли государства. Один из самых острых вопросов перехода к инновационной экономике: найти мотивации и гарантии со стороны государства для привлечения частного бизнеса к масштабным инновационным проектам. Пока не ясно взаимодействие новых институтов инновационного роста: банка развития, инновационного, инвестиционного и венчурных фондов, особых экономических и технико-внедренческих зон.

Комплекс ИКТ сегодня без преувеличения можно считать движущей силой мирового инновационного процесса. Сформированный на базе двух прогрессивных технологий, ИКТ интегрировал их огромный технический потенциал для диверсификации, обновления, совершенствования и расширения своего «продуктового диапазона». Этот процесс идет столь стремительно, что регуляторная и законодательная база не успевает реагировать за стремительно меняющейся ситуацией. ИКТ России развивается в русле мировых тенденций. Присущее стране отставание в данной области постепенно сокращается. Основными двигателями прогресса являются: в области услуг - совершенствование «канала» свободной циркуляции всех видов информации (систем широкополосного доступа), цифрового телевидения и Интернет - приложений; в «продуктовой» сфере - всей гаммы технологий, связанных с информатизацией экономики и быта.

Диверсификация продукции российских ИКТ по векторам предложения не отстает от ситуации в передовых странах, но результаты насыщения хозяйства и быта существенно ниже. Объяснение феномена очевидно - более низкий уровень платежеспособного спроса и объемов генерируемых услуг.

Самое слабое звено отечественного комплекса ИКТ - практически полное отсутствие собственной промышленности. Материально - техническая база национальной сети и существующих производственных мощностей на 85% укомплектованы импортной техникой. В России нет собственного производства мобильных телефонов, компьютеров, базовых систем информатизации предприятий и т.д. Сегодня руководство страны, похоже, серьезно настроено придать необходимое ускорение развитию всего спектра отечественной высокотехнологической индустрии.

Серьезные структурные сдвиги происходят в отраслях топливно-энергетического и материалопроизводящего комплекса России. Системы электроэнергетики, газа, водо-, теплоснабжения пока не соответствуют современным требованиям качественного экономического роста и требуют как технологической, так и институциональной модернизации.

Диверсификация металлопродукции нашла свое отражение в подходе к оценке места и роли металлургии в зависимости от стадии макроэкономического развития, который наметился в мировой экономике в последние годы. Если для развивающихся экономик важнейшим показателем является наращивание абсолютных объемов выплавки стали, то для стран, вступивших в стадию постиндустриального развития, этот показатель, который еще три десятилетия назад служил важнейшим индикатором экономического роста, сегодня во многом утратил свою роль.

В условиях растущей конкуренции и спроса конкурентоспособность металлургических компаний определяется их способностью предугадать потребности и рынка, предлагая новые более совершенные виды продукции, в том числе для инновационных отраслей, используя при этом современные инструменты логистики, маркетинга и меры государственной поддержки, особенно во внешней торговле.

Важнейшей проблемой развития отечественного металлургического комплекса является сравнительно низкая инновационная активность компаний вследствие недофинансирования фундаментальных и прикладных исследований, старения научного оборудования, утраты многих научных школ. При этом большинство внедряемых инноваций относятся к усовершенствованиям существующих технологий и оборудования. Попытки государства сформулировать действенную инновационную стратегию в сфере отечественной металлургии пока не дали результатов. Компании, располагая крупными финансовыми ресурсами, получают доступ на глобальном рынке к самым современным технологиям, разработка которых отечественных научным организациям просто не под силу. Кроме того, у них попросту отсутствуют стимулы для инвестирования долгосрочных инноваций, так как компании за счет относительно дешевого сырья и энергоресурсов пока могут поддерживать сравнительно высокий уровень конкурентоспособности.

Государственная стратегия модернизации, отхода от преимущественно низкотехнологичной сырьевой структуры производства непосредственно связана и с задачей интенсификации и диверсификации химического комплекса. Среди основных проблем, стоящих перед комплексом, особое значение имеет сокращение разрыва между динамичным развитием рынка химической продукции и слишком низкими темпами модернизации и диверсификации производства, ограничивающего возможности использования имеющихся ресурсных и формирование новых конкурентных преимуществ. Модернизации и инновационного обновления требуют все структурные составляющие химического комплекса: сырьевая база, производственные мощности, отраслевая структура производства, кадровый и управленческий персонал. Способствовать этому должна консолидация активов в руках стратегических инвесторов, располагающих средствами, производственным опытом, способных лоббировать интересы отрасли. Для обновления и придания импульса развитию российского химического комплекса, помимо усилий частных компаний, необходимо привлечение административного ресурса, а в отдельных случаях и прямое финансовое участие государства.

Проблема лесопромышленного комплекса России в направлении изменения структуры его производства и повышения доли качественной готовой продукции в общем выпуске лесобумажных товаров является наиболее актуальной на этапе перехода РФ к деятельности на мировых рынках в условиях глобализации и вступления в ВТО. Россия имеет все предпосылки для превращения в мирового лидера в области производства массовой лесобумажной продукции высокого уровня качества и глубины обработки по разумным ценам для обеспечения своей конкурентоспособности. Это должно позволить резко повысить бюджетные поступления от отраслей ЛПК страны. Однако для реализации таких предпосылок необходима активизация внимания государства и лесопромышленных компаний к проблематике повышения эффективности использования отечественного древесного сырья, в том числе путем развития нанотехнологий, что подразумевает целый ряд действий организационного и директивного характера. Эта задача может быть решена лишь на основе активного сотрудничества государственных структур и лесопромышленного бизнеса с подключением к этой работе российской отраслевой и академической науки.

Существенное значение для дальнейшей диверсификации хозяйства имеет система государственно-частного партнерства и государственного регулирования деятельности частных компаний, которая должна основываться на принципах, защищающих интересы, как инвесторов, так и потребителей. Решающим фактором здесь является разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения всех сторон - государства, бизнеса и общества, в первую очередь в отношениях собственности.

Инвестиционные проекты в производственной инфраструктуре, реализуемые в настоящее время, оказались уязвимыми перед финансовым и экономическим кризисом, что обусловлено высокими рисками их выполнения. Разрабатываемые, осуществляемые, планируемые проекты и программы развития инфраструктуры подвергаются испытаниям по различным направлениям. Это - падение спроса на услуги инфраструктурных отраслей, снижение доступности и повышение стоимости кредитов, слабо прогнозируемые и просто неожиданные колебания валютных курсов.

В условиях кризиса российское правительство резко сократило инвестиции на инфраструктурные проекты. Прежде чем снова возрастут инвестиции в отрасли производственной инфраструктуры, должны восстановиться фондовые рынки и увеличиться спрос на услуги этих отраслей. Если экономический и финансовый кризис затянется, то чрезмерное увлечение инвестициями в производственную инфраструктуру может привести к структурным диспропорциям, преодоление которых потребует больше ресурсов, чем их пошло на создание объектов. В этом плане государственная инвестиционная политика должна быть сбалансированной и хорошо просчитанной на перспективу - финансировать имеет смысл только жизнеспособные, высокоэффективные проекты, имеющие гарантированные рынки потребления продукции и услуг.

Итак, диверсификация экономики России на основе коренной модернизации ее технологической, институциональной, кадровой и управленческой базы является важнейшим условием реализации национальных интересов и эффективным фактором интеграции в мировую экономику.

Лагута Юлия Александровна

студент кафедры экономики НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород

Никулина Ольга Михайловна

научный руководитель доцент кафедры экономики НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород

К настоящему времени в России сложился в основном сырьевой тип экономики, основными чертами которого является растущий экспорт нефти, газа, леса и других ценных сырьевых товаров. На внутреннем рынке России преобладают импортные товары (в основном китайского производства), отсюда - потеря конкурентоспособности.

Зависимость России от импорта очень высока. Ни для кого не секрет, что экономические связи нашей страны с внешним миром выстраиваются по схеме: мы им нефть и газ, они нам все остальное. Главным инвестором любой экономики является, как известно, рядовой покупатель, однако три четверти розничного оборота в России в настоящее время формируются за счёт импортных товаров, а это более 10 трлн. рублей, которые уходят ежегодно из страны на поддержку зарубежных товаропроизводителей. Плюс утечка капитала - около 100 млрд. долларов в год.

Для модернизации экономики страны и преодоления отставания в техническом плане от других развитых стран нужно стремиться к импортозамещению. Высокий уровень инфляции, снижение курса рубля приводят к повышению уровня цен на импортные товары, а это побуждает население покупать отечественные товары, т. к. их стоимость становится значительно меньше импортных, что наблюдалось при финансовом кризисе 2008 г. Это позволит решить две проблемы: снизить безработицу, в результате создания новых рабочих мест, и обеспечить технологическое переоснащение производства.

2014-й стал для России годом, который можно назвать началом конца макроэкономической стабильности.

Правительство старается сохранить имеющиеся контуры макроэкономической политики, в первую очередь бюджетное правило, достаточно жёсткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение инфляции. Инструментом поддержки экономической активности останется реализация «дорожных карт» улучшения инвестиционного климата, прежде всего на региональном уровне. Однако при недостаточной свободе и доверии эти условия не обеспечат повышение темпов роста. Сохраняются риски неустойчивости платёжного баланса, снижения курса рубля, напряжённость региональных бюджетов.

В последнее время мы вынуждены признать некоторое отставание по темпам роста ВВП от развитых стран. Это означает, что если не будет осуществлена модернизация экономики, то отставание будет нарастать. В относительно короткое время в целях модернизации и успешного развития экономики предстоит произвести существенные изменения в экономической политике, но, возможно, еще больше - в политической и правовой системах, чтобы создать благоприятные условия для повышения темпов экономического роста.

В 2014 году в российской экономике наблюдались следующие тенденции:

1. Спад инвестиций. Данная тенденция происходила из-за сокращения ресурсной базы и низкой склонности к инвестированию.

2. Замедление роста потребления. Темпы роста доходов населения снизились, вследствие чего наблюдается снижение покупательской способности населения. Это обусловлено дефицитом региональных бюджетов, недостаточными средствами предприятий негосударственного сектора.

3. Изменение структуры сбережений. В первом квартале 2014 года население приобрело наличной валюты на 20 миллиардов долларов, что означало вычет примерно 1 % ВВП из потребления и организованных сбережений.

4. Снижение устойчивости платёжного баланса. Данная тенденция наблюдается в результате прекращения роста экспорта и ускорения оттока капитала. Происходящего сокращения импорта пока недостаточно, чтобы сбалансировать платёжный баланс, поэтому для стабилизации курса рубля Центральный банк Российской Федерации вынужден продавать резервы.

5. Ускорение потребительской инфляции. Вследствие девальвации с февраля 2014 года началось ускорение потребительской инфляции, заметно набравшей обороты в последние месяцы текущего года. Следует отметить, что рост потребительских цен растянут во времени и усиливается по мере распродажи товарных запасов по старым ценам и заключения новых контрактов.

6. Ухудшение структуры экономики. За счёт девальвации пока выигрывает сырьевой сектор, а также отрасли, обеспечивающие его деятельность. При этом в несырьевых секторах экономики растут убытки.

Выход из такой ситуации только один - модернизация экономической модели. В 2010 г. было paзpаботано семь cтpaтегических отраслей, в которых, в пеpвую очеpедь, должен быть осуществлен процесс модеpнизaции: обоpона, тpaнспоpт, инфоpмационные технологии, энеpгетика, космос, cвязь и нанотехнологии. Безусловно, подобная концентрация усилий важный шаг, но также государству необходимо развивать промышленность стрaны в целом, так как модернизация только нескольких секторов не может выправить общую ситуацию в экономике. Это лишь приведет к росту рaзрыва между уровнем развития отрaслей, который и сейчас достaточно велик. В сегодняшней ситуaции целесообразней будет начать с создания комфортных условий для предпринимательства и добросовестной конкуренции, что в свою очередь, будет способствовать росту инновaционной инициативы и модернизации. Таким образом, создание блaгоприятной экономической среды - это однa из ключевых задaч государства, и ее выполнение достигaется рaзличными способaми, один из которых стрaтегия импортозамещения.

Импортозамещение подразумевает тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на зaщиту производителя путем зaмещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. В результате импортозамещение повышает конкурентоспособность отечественной продукции, поскольку возрастает эффективность производства.

Стратегия импортозамещения ведёт к постепенному переходу от производства простых товаров к высокотехнологичной продукции, повышая уровень развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций.

Таким образом, развитие импортозамещения приводит к следующим тенденциям:

· росту занятости населения, а значит к снижению безpаботицы и повышению уpовня жизни;

· внедpению новых технологий и повышению уpовня научно-технического прогpесса;

· росту спроса на товары внутpеннего пpоизводства, что в свою очередь стимулиpует развитие экономики стpаны, pасшиpение пpоизводственных мощностей;

· сохpанению валютной выpучки внутри стpаны и, как следствие, росту вaлютных резервов и улучшению торгового баланса страны.

Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной сpеды для pостa отечественной промышленности. Приверженцы данной теории убеждены, что стaбильное экономическое pазвитие госудаpства возможно лишь в случaе существенного увеличения уpовня промышленного сaмообеспечения, увеличения объемов выпускa пpодукции внутри страны.

Однако, при реализации импоpтозамещения основным источником средств для пpидания экономике пеpвоначально импульса pоста останутся доходы экспортного сектоpа. Таким образом, не нужно забывать о том, что создaваемый на импортозамещающих пpоизводствах товар должен быть ориентировaн не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уpовень конкуpентоспособности пpодукции будет пpиемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесслaвно потеpяны при возвpащении к пpивычному для данной страны куpсу. Значит нужно pазвивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уpовень рaзвития экономики, социальной сфеpы, инфрaструктуpы, делaя саму страну способной на рaвных конкуpировать с pазвитыми промышленными стpанами.

В заключение необходимо согласиться с мнениемзаместителя министра промышленности и торговли РФ Сергеем Цыба : «В последние годы ситуация улучшается: ежемесячно у нас открываются новые заводы и индустриальные парки, разрабатываются принципиально новые подходы. Если говорить о сложившейся сегодня геополитической ситуации, то на фоне возможных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными. Российская экономика, конечно, сильно зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентности российской экономики в целом. Но, на наш взгляд, сложившаяся ситуация - это не только угроза, но и возможность для реализации стратегии ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях».

Список литературы:

  1. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики: (предложения на 2013-2014 гг.) // Российский экономический журнал. - 2013. - № 3. - С. 3-37.
  2. Клейнер Г.Б. Какая экономика нужна России и для чего? // Вопросы экономики. - 2013. - № 10. - С. 4-27.
  3. Савченко Е.С. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения // АПК: экономика и управление. - 2013. - № 6. - С. 3-10.
  4. Российская Бизнес-газета[сайт] / cост. и ред. Ю. Воронина №959 (30) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html (дата обращения: 08.02.2015).

Новое на сайте

>

Самое популярное