Домой Полезные советы Иницированная Президентом РК индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития

Иницированная Президентом РК индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития

Стратегия индустриально-инновационного развития

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Национальный фонд Республики Казахстан
Национальный фонд создан Указом Президента РК от 23 августа 2000 года в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).

Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.

Расходы Фонда предусматривают исполнение стабилизационной функции – в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты. Это компенсирует потери, которые определяются как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора. По данным Национального Банка на май 2006г, активы Национального Фонда составляют 8, 631 млрд. долларов США.

Акционерное общество «Банк Развития Казахстана»
АО «Банк Развития Казахстана» был создан 25 апреля 2001 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года «О Банке Развития Казахстана».

Основной целью Банка Развития является совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внутренних и внешних инвестиций в экономику республики.

Актуальность создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития национальной экономики, в особенности ее реального сектора.

На 1 апреля 2005 года Банком развития РК одобрено к финансированию 27 инвестиционных проектов на сумму 780,3 млн. долларов США, доля Банка составила 349 млн. долларов США, в том числе в 2005 году одобрен к финансированию 1 проект на сумму 4 млн. долл. США с долей Банка 4 млн. долл. США.

Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана»
Инвестиционный фонд Казахстана (далее ИФК) создан на основе Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

Основной целью деятельности Инвестиционного фонда является содействие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы посредством осуществления инвестиций, а также привлечения инвестиций в проекты перспективных предприятий.

Необходимость создания ИФК обусловлена неразвитостью фондового рынка, достаточно низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Инвестиционный фонд принимает участие в финансировании инвестиционных проектов предприятий, которые направлены на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, а также создание новых производств по выпуску товаров и услуг. На 1 апреля 2005 года Инвестиционным фондом одобрено 18 проектов на сумму 935,4 млн. долл. США, доля фонда – 80,3 млн. долл. США.

Акционерное общество «Национальный инновационный фонд»
Национальный инновационный фонд (далее НИФ) создан согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

Основной целью деятельности Инновационного фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.

В целом Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие.

Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций, которая присуща всем странам постсоветского пространства.

С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности. Вместе с тем, на 1 апреля 2005 года Инновационным фондом одобрен 51 проект на общую сумму 130,4 млн.долл., доля фонда – 100,9 млн. долл. США, в том числе в 2005 году одобрено к финансированию 30 проектов на сумму 11,9 долл. США, доля фонда 8,1 млн. долл. США.

По данным на 1 апреля 2005 года совокупный уставной капитал институтов развития составил более 111 млрд. тенге (847 млн. долларов США), В целом, одобрено к финансированию в 2005 году 29 проектов на сумму 525,2 млн. долл. США с долей институтов развития 21,5 млн. долл. США

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

Реализация Стратегии позволит:
увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

Вместе с тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

Для обеспечения стратегии инновационного развития региона необходимо создание развитой инфраструктуры и, самое главное, разработка основных направлений эффективной национальной инновационной стратегии, новых механизмов ее стимулирования. К последней, относятся специальные целевые фонды, государственные гранты, кредитование и финансирование на льготных условиях, амортизация и льготное стимулирование инновационных разработок, инициирование инновационных программ.

Одним из основных направлений новой редакции Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 , является обеспечение дальнейшей индустриализации Казахстана, как государства, отвечающего критериям международного рынка.

Реализация 1-го этапа (2003-2005 годы) создала платформу для дальнейшего технологического развития региона. Решены системные вопросы развития факторов производства, сформирована новая институциональная основа (институты развития, СПК «Онтустик», холдинги, Фонд науки и другие), начата реализация пилотных проектов и строительство обеспечивающей инфраструктуры, создана законодательная база.

2-й этап реализации Стратегии (2006-2010 годы) должен реализовать структурные преобразования в экономике региона, стабилизировать ее.

В этой связи, стратегическими целями инновационного развития региона являются:

  • ориентирование и поддержка научных исследований;
  • регулирование направлений научно-технического развития;
  • стратегическое планирование;
  • финансовая поддержка, размещение ресурсов;
  • образование и подготовка кадров;
  • организация передачи технологии;
  • лицензионно-патентное право;
  • мониторинг и оценка инноваций.

Принятая Указом Президента РК Система государственного планирования в Республике Казахстан, ориентирована на результат. Указ устанавливает основные принципы и механизмы функционирования системы государственного планирования в Республике Казахстан, которая позволит выстроить сбалансированную, эффективную и целостную систему стратегических и программных документов страны.

Таким образом, программно-целевое управление обеспечивает своевременное выявление важнейших задач научно-технического развития региона.

На основе выявленных проблем необходимо разработать механизм управления инновационной деятельностью региона. При проведении анализа ситуации региона, усилия экспертов должны быть направлены на выявление слабых и сильных мест в двух направлениях: - внешняя среда-среда окружения, т. е. изучить шансы и факторы риска на рынке и внутренняя.

Проявление условий внешней среды характеризуется следующими факторами как: политическое и правовое окружение; экономическое; технологическое, социально-культурное; экологическое. Анализ внешней среды предприятия показывает, каковы его шансы и факторы риска на рынке. Анализ внутренней среды выявляет сильные и слабые места и показывает, что предприятие должно делать достаточно ли у предприятия собственного капитала, оценка своих ресурсов с позиции возможности их использования для принятия решений.

Стратегия инновационного развития Жамбылской области основана на принципах «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года , и взаимосвязана с государственной промышленной политикой РК. В ней учитываются: природно-ресурсный, кадровый, научно-технический потенциал области, современное состояние региональной экономики и инвестиционная политика государства.

Главной задачей дальнейшего подъема экономики региона является усиление конкурентоспособности отечественного производства, в т.ч. химической отрасли, производство потребительских товаров, горнохимической продукции и производство фосфорной продукции и в том числе фосфорных минеральных удобрений.

Успешное развитие производства Жамбылской области, особенно той части, которая выпускает продукцию фосфорной подотрасли, во многом зависит от уровня связи и взаимодействия промышленности с другими отраслями и сферами экономики региона. Являясь производителем продукции для всех отраслей и сфер, промышленность и, в частности химическая, сама потребляет их продукцию, работы, услуги.

В сфере производства горнохимической продукции решение данной задачи направлено на предоставление потребителю продукции фосфорной отрасли с достаточным уровнем качества. Это позволит вытеснить с внутреннего рынка региона аналогичные импортные товары из Китая, России и других стран, которые поставляют минеральные удобрения и другую продукцию, в том числе и товары потребительского спроса к использованию.

Тем самым, учитывая опыт развитых стран, как США, стран Западной Европы, мы предлагаем на региональном уровне с участием местных органов власти, создание фондов рискового (венчурного) капитала. Также региональные венчурные фонды необходимо сформировать из средств местного бюджета, частных компаний, фирм, корпораций, общественных организаций, добровольных пожертвований, пенсионных накопительных фондов.

Список использованной литературы

1. Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы \ Государственные программы развития РК [Электронный ресурс] http://www.kazembassy.by/econom/transport.html.

2. Постановление Правительства Республики Казахстан об утверждении Указа Президента РК «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» Астана, Акорда, 2009 .

3. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года об утверждении Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

За годы независимости в Казахстане проведено несколько этапов модернизации экономики. Первым этапом модернизации Казахстана стало создание нового государства, когда произошел переход от плановой экономики к рыночной. Пройденный Казахстаном путь с 1991 по 1997 гг. стал первой модернизацией. За короткий период Казахстану удалось укрепить и развить политическую, экономическую системы, государственность республики, добиться признания на международной арене.

1996-2012 гг. называют периодом Второй форсированной модернизации. Вторая модернизация началась с принятия Стратегии «Казахстан-2030» и создания новой столицы Астаны. Стратегия была обнародована в 1997 г. Этот документ огромного исторического и политического значения впервые провозгласил необходимость выработки индустриальной стратегии для Казахстана: устойчивый экономический рост за счет диверсификации производства и привлечения значительных иностранных инвестиций. Страна вырвалась из зоны экономического отставания и вошла в число 50 конкурентоспособных экономик мира.

В 2003 г. была принята Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана. В стране был создан ряд специализированных институтов индустриально-инновационной инфраструктуры — «Национальный фонд», «Банк Развития Казахстана», «Инвестиционный фонд Казахстана», «Национальный инновационный фонд».

Главный акцент был сделан на стимулирование предпринимательской деятельности и создание новых производств.

В мае 2009-го Президент Н. Назарбаев объявил о начале пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития. Вместо сырьевого развития Казахстан выбрал путь активных решений. Обрабатывающая промышленность стала более привлекательной для инвестиций. С 2010 г. в обрабатывающий сектор инвестировано более $26 млрд. Практически каждый пятый доллар прямых иностранных инвестиций приходится на обработку.

На сегодняшний день казахстанская продукция экспортируется в 112 стран. Введено 1080 проектов на сумму 5,5 трлн тг, создано 101 тыс. постоянных рабочих мест. Повысилась эффективность использования топливно-энергетических ресурсов. За годы индустриализации энергоемкость экономики Казахстана снизилась более чем на 15%.

Ставка на индустриальную модель позволила Казахстану пройти испытание новой волны мировой рецессии. Благодаря рывку Казахстан почти втрое увеличил ВВП (к уровню 2009 г. — с 17 до 46,9 трлн тг), промышленность выросла более чем в 2 раза (с 9,1 до 19 трлн тг), обрабатывающая промышленность выросла в 2,7 раза (с 2,9 до 8 трлн тг), количество действующих предприятий выросло со 188,8 до 236,1 тыс единиц, производство инновационной продукции увеличилось в пять раз (с 82,6 до 445,8 млрд тг).

Третья модернизация стартовала в 2015 г. Именно тогда Нурсултан Назарбаев предложил «Пять институциональных реформ». В Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства подчеркнул, что эта модернизация — не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям «Стратегии-2050». Она будет проводиться на базе Плана нации «100 конкретных шагов» и призвана обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 передовых стран.

Индустриализация сегодня: динамика и перспективы

В 2015 г. началась реализация ГПИИР до 2019 г. Программа является логическим продолжением первой пятилетки индустриализации и частью экономической политики страны. Основной целью программы является стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров.

В ГПИИР предусмотрено четыре целевых индикатора в обрабатывающей промышленности до 2019 г.: рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности, реальный рост производительности труда, увеличение объема инвестиций в основной капитал и снижение ее энергоемкости.

2017 стал годом большого институционального рывка. Появились новые государственные программы, меры поддержки, точечная инвестиционная политика и технологическое перевооружение промышленности, которые призваны помочь стране эффективно пройти путь третьей модернизации. Ставка сделана на человеческий ресурс: массовое предпринимательство и эффективная занятость — это сотни тысяч новых рабочих мест и конкурентоспособная нация.

Вторая пятилетка индустриализации близится к своему завершению, но уже сегодня Министерство по инвестициям и развитию утверждает, что реализуемая Программа полностью соответствует поставленным целям, благоприятно влияя на устойчивость и положительную динамику роста обрабатывающего сектора.

Подводя итоги реализации ГПИИР за 11 месяцев 2018 г., необходимо выделить основные направления ее реализации:

● привлечение инвестиций;

● продвижение экспорта;

● стимулирование производительности труда.

Привлечение инвестиций — важный аспект развития

Как отмечают в Министерстве по инвестициям и развитию, в целях привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику проводятся различные мероприятий инвестиционного характера: бизнес-форумы, инвестиционные конференции, встречи с деловыми кругами.

В рамках официальных визитов Главы государства в зарубежные страны были организованы и проведены деловые встречи Главы государства с бизнес-кругами иностранных сторон. В рамках визитов подписано 114 двусторонних коммерческих документов на общую сумму порядка $22 млрд.

По итогам 11 месяцев 2018 г. Министерством по инвестициям и развитию РК проведены 11 бизнес-форумов в стране и 2 бизнес-форума за рубежом с участием представителей Правительства, бизнес-кругов, национальных и транснациональных компаний.

В целях презентации инвестиционных возможностей, выработки мер по улучшению инвестиционного климата и повышения конкурентоспособности национальной экономики 3 июля т. г. в Астане состоялся международный инвестиционный форум с участием более 600 руководителей крупнейших мировых компаний. Значительную часть участников представляли компании из приоритетных для Казахстана стран: из США — 43 компании, Великобритании — 60, Германии — 37, Франции — 28, Турции — 60, ОАЭ — 74, Китая — 49, России — 30. На полях форума были проведены двусторонние встречи с иностранными инвесторами, подписано 32 соглашения на общую сумму $4,8 млрд.

Конкурентоспособный экспорт — показатель развития экономики

Также одним из ключевых направлений является содействие продвижению экспорта. Специально созданная экспортная компания ЭСК «KazakhExport» оказывает меры государственной поддержки (страхование и перестрахование рисков) исключительно производителям-экспортерам обрабатывающего сектора.

За 10 месяцев 2018 г. АО «KazakhExport» была оказана поддержка 40 отечественным экспортерам, были поддержаны 237 экспортных контрактов, экспортное торговое финансирование на 6,97 млрд тг, предэкспортное финансирование на 4,6 млрд тг, общий объем принятых обязательств составил 44,6 млрд тг.

В текущем году в рамках сервисной (нефинансовой) поддержки экспортеров Внешнеторговой палатой Казахстана по состоянию на 4 декабря 2018 г. проведено и организовано 15 торговых миссий в 11 странах, 4 национальных стенда в 4 странах, 7 рекламно-презентационных мероприятий в 4 странах, участие в 27 профильных выставках в 12 странах. По итогам заключено 68 договоров на общую сумму $457 млн.

Стимулирование производительности труда

Вместе с тем, оказывается господдержка, направленная на повышение производительности труда субъектов индустриально-инновационной деятельности. Так, на сегодняшний день возмещены затраты 42 предприятиям на сумму 482,1 млн тг, в том числе:

    по инструменту «Повышение компетенции предприятия» — 8 предприятий на общую сумму 82,6 млн тенг;

    по инструменту «Совершенствование технологических процессов» — 26 предприятий на 210,2 млн тг;

    по инструменту «Повышение эффективности организации производства» — 8 предприятий на 189,3 млн тг.

В рамках реализации ГПИИР оказываются системные меры поддержки предприятий, осуществляется запуск новых производств, модернизация и расширение существующих предприятий.

На сегодняшний день на восьми проектах проведена модернизация и расширение действующих производств. Также стоит отметить, что в рамках Карты индустриализации введенными проектами (100 проектов) в 2018 г. создано более 300 тыс. постоянных рабочих мест.

Обрабатывающая промышленность — драйвер индустриализации

За годы индустриализации увеличилась доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП — на 0,8 п. п. (с 10,9% в 2009 г. до 11,7% в январе-сентябре 2018 г.); в промышленности — на 2,1 п. п. (с 35,6% в 2009 г. до 37,7% в январе-октябре 2018 г.); в инвестициях в основной капитал — на 11,1 п. п. (с 8,2% до 19,3%, соответственно); в общем объеме экспорта снижение — на 1,7 п. п. (с 27,8% в 2009 г. до 26,1% в январе-августе 2018 г.).

В январе-октябре 2018 г. наибольший удельный вес в структуре обрабатывающей промышленности приходится на следующие отрасли: металлургия (45,3%), машиностроение (9,9%), продукты питания (14,9%), нефтепереработка (8,3%).

За указанный период наибольшую долю инвестиций в основной капитал по отраслям обрабатывающей промышленности занимают производство кокса и продуктов нефтепереработки (49%), металлургия (19,4%), продукты питания (8,8%), строительные материалы (7,7%).

В январе-августе 2018 г. в структуре экспорта обрабатывающей промышленности больше половины доли занимает металлургия (57,6%), нефтепереработка (14,8%), продукты питания (6,9%), строительные материалы (1,3%).

В январе-октябре 2018 года в обрабатывающем секторе произведено продукции на 8,5 трлн тг. Увеличение произошло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,4%. В ряде секторов обрабатывающей промышленности отмечается рост: металлургия — на 4,6%, машиностроение — на 14,2%, химия — на 8,5%, нефтепереработка — на 9,2%, производство продуктов питания — на 2,8%.

Экспорт продукции обрабатывающей промышленности по итогам 9 месяцев 2018 года составил $11 476. 9 тыс., что на 3,4% больше показателя аналогичного периода предыдущего 2017 года, показатель которого составлял $11 096 тыс. В частности, увеличился экспорт металлов (медь, алюминий, металлопрокат, полуфабрикаты) и нефтепродуктов (нефтяных газов, нефтяного кокса и т. д.). Из пищевой продукции увеличился экспорт масла подсолнечного, безалкогольных напитков, рыбной продукции, макаронные изделия и др.

Из химической отрасли увеличился экспорт, удобрений, полипропилена, в два раза увеличился экспорт пестицидов и фосфинатов. Из машиностроительной отрасли увеличился экспорт: подшипники, аккумуляторы, трансформаторы, кабельнопроводниковая продукция, пульты, панели, консоли и др.

Производительность труда обрабатывающей промышленности за I полугодие 2018 года составила $15,5 тыс./человек.

Объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в январе-октябре 2018 г. составил 1005 млрд тг, увеличившись на 32,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост обеспечен за счет производства кокса и продуктов нефтепереработки — в 1,5 раза, металлургической промышленности — в 1,5 раза, продуктов питания — на 33,7%.

Ускоренная цифровизация промышленности

Индустриальная политика, как ядро общеэкономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной перестройки промышленного производства.

В 2017 г. проведена работа по разработке мер по технологическому перевооружению промышленности, включающего элементы четвертой промышленности революции.

Разработаны меры, которые направлены на создание необходимой экосистемы для поддержки наших предприятий, планирующих цифровизацию и стимулирование более активного внедрения цифровых технологий. Данные меры вошли в государственную программу «Цифровой Казахстан».

Одним из основных проектов является создание модельных цифровых фабрик на базе действующих предприятий. В связи с этим отобрано семь предприятий и продолжена работа с институтом имени Фраунгофера для проведения технологической диагностики и разработки планов цифровизации.

1. АО «Кентауский трансформаторный завод» (машиностроение)

2. АО «Евразиан фудс» (пищевая промышленность)

3. АО «Химфарм» (фармацевтическая промышленность)

4. АО «АК Алтыналмас» (металлургия)

5. ТОО «Карлскрона» (машиностроение)

6. ТОО «Алматинский Вентиляторный Завод» (машиностроение)

7. ТОО «Бал Текстиль» (легкая промышленность).

В настоящее время завершена работа по технологической диагностике, отобранных предприятий и разработке дорожных карт по внедрению на них цифровых технологий.

Немаловажным эффектом от внедрения цифровых технологий является повышение промышленной безопасности, особенно на опасных производствах. В этой связи разработан проект Правил обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов, ведущих горные и геологоразведочные работы, с учетом применения цифровых технологий для повышения безопасности на производстве. В декабре текущего года данные Правила будут утверждены МИР РК.

Для инновационного взаимодействия в добывающем секторе реализуется проект «Добыча 4.0» (тестирование и трансферт отечественных решений на производственном объекте).

На сегодня для стимулирования бизнеса к внедрению передовых цифровых технологий в рамках программы «Производительность-2020» внесены соответствующие изменения в Правила предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда. Основным нововведением является акцент на возмещение расходов по внедрению технологий Индустрии 4.0.

Параллельно ведется работа по реализации проектов по цифровизации системообразующих предприятий. Всего до 2025 года запланировано к реализации 14 проектов на сумму 140,2 млрд тг. Экономический эффект от их реализации ожидается на уровне 239,8 млрд тг (ВДС) до 2025 года. Из них в прошлом году реализовано 3 проекта (2 проекта ERG, 1 проект «КазЦинк»).

На местах разрабатываются планы цифровизации регионов с различными сроками реализации в период до 2025 года. Из предоставленной информации предполагается реализация 143 проектов цифровизации (86 предприятий), из которых 72 проекта (49 предприятий) должны быть реализованы в 2018 году.

С целью повышения конкурентоспособности, крупные, экспортоориентированные отечественные предприятия приступили к внедрению технологий четвертой промышленной революции на своих производствах. Так, например:

    ТОО «Maker» (Карагандинская область) модернизировало производство современным роботизированным оборудованием и комплексным программным обеспечением. Экономический эффект — 8,9 млрд тг в 2018 г. и 11,2 млрд тг в следующем году.

    ТОО «Проммашкомплект» (Павлодарская область) применяет роботизированные манипуляторы, осуществляющие установку деталей на разные станки и отправку готовых деталей на склад. Экономический эффект — увеличение номенклатуры выпускаемой продукции в 2,35 раза, увеличение объема экспортной продукции в 9,68 раз.

В целом, нужно отметить, что предпринимаемые меры по стимулированию перехода промышленности к «Индустрии 4.0» будут способствовать увеличению доли крупных и средних предприятий, внедривших цифровые технологии, до 11% в 2022 г. К росту производительности труда, в том числе за счет цифровых технологий на 39,8% (к 2016 г.) и составит около 30 млн тг в горнодобывающем секторе и на 48,9% (13,9 млн тг) в обрабатывающей промышленности.

Новая программа индустриализации: от модернизации к экономике простых вещей

4 декабря т. г. на очередном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра был рассмотрен и одобрен проект Концепции Госпрограммы индустриально-инновационного развития на 2020-2025 гг., разработанной в соответствии с поручениями Главы государства, данными в рамках Послания народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

Концепция предусматривает такие направления, как развитие «экономики простых вещей», насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, поддержка экспортеров в обрабатывающей промышленности и реализация крупных, прорывных проектов через привлечение частных инвестиций, включая иностранные. При этом обеспечена преемственность со «Стратегическим планом развития-2025», учтены ключевые инициативы и принципы.

Согласно информации МИР РК, основные положения и подходы к Концепции разрабатывались в тесном взаимодействии с НПП «Атамекен» и отраслевыми ассоциациями. Так, в октябре 2018 г. проект Концепции был рассмотрен и в целом одобрен на заседании Экспертного совета по экономике. Основные подходы по Концепции были также презентованы депутатам Мажилиса Парламента РК.

В МИР РК заверили, что в целом индустриальная политика сохранит преемственность и будет сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности. Будет максимально использоваться существующий инфраструктурный и институциональный каркас.

В основу подходов к Концепции Третьей программы индустриализации заложены ключевые вызовы для дальнейшего качественного роста и устойчивой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности: недостаточный приток инвестиций в основной капитал, несформированная критическая масса предприятий, низкая «сложность» выпускаемой продукции.

Цель индустриально-инновационной политики — это стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем рынках. Достижение данной цели будет обеспечено за счет решения трех задач:

    Углубление индустриализации. Задача направлена на повышение эффективности предприятий, обеспечение внутреннего рынка отечественными товарами, рациональное размещение предприятий в точках роста и создание пула конкурентоспособных предприятий-производителей.

    Расширение объемов производства, номенклатуры и сложности обработанных товаров, пользующихся спросом на внешних рынках. Это задача по экспортерам.

    Увеличение промышленных мощностей. Данная задача будет решаться через стимулирование освоения новых производств, создание капиталоемких производств, в т. ч. с участием транснациональных компаний и иностранных инвесторов, и предоставление необходимого сырья предприятиям обрабатывающей промышленности.

Для успешного достижения поставленной цели и задач МИР РК предлагает 5 направлений индустриально-инновационного развития.

1. Проведение проактивной торговой политики, направленной на снятие барьеров во внешней торговле в рамках ЕАЭС, доступе на рынок Китая, Центральной и Южной Азии, а также рациональную защиту внутреннего рынка.

2. Опережающее создание специализированных факторов производства в точках роста. Усилия будут направлены на развитие качественной промышленной, цифровой и сертификационной инфраструктуры, человеческого капитала, центров компетенций.

3. Создание новых капиталоемких и наукоемких производств, используя возможности государства по распределению сырьевых ресурсов и предоставлению привлекательных условий для инвесторов.

4. Прямая поддержка эффективных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Эффективность будет измеряться способностью к устойчивой конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

5. Повышение эффективности системы поддержки индустриально-инновационной деятельности путем более точной настройки процессов координации, финансирования и мониторинга политики индустриализации.

Третья программа индустриализации будет отличаться от двух предыдущих пятилеток. Во-первых, будет осуществлен переход от отраслевых приоритетов в пользу поддержки эффективных производителей во всех отраслях обрабатывающей промышленности. Во-вторых, усилия будут сосредоточены на освоении новой, расширении и «усложнении» существующей номенклатуры производимой продукции, в т. ч. товаров народного потребления. В-третьих, прямая поддержка будет предоставляться в обмен на встречные обязательства бизнеса по достижению конкретных показателей (модернизация, рост экспорта и др.). В-четвертых, в рамках подготовки промышленности к «цифровой эпохе» будет создана необходимая инфраструктура и стандарты.

Будет также продолжена поддержка предприятий на основе модели сбалансированного развития. Предприятия получат комплексную поддержку на всех этапах своего развития — от начинающего до успешного. В дальнейшем внимание будет уделено трем группам предприятий.

Первая группа «Крепкий тыл» — это предприятия обрабатывающей промышленности, за счет которых будут увеличены объемы и ассортимент отечественной продукции, включая товары народного потребления, а также создан пул будущих экспортеров.

Вторая группа «Конкурентоспособные производители». Это — действующие экспортеры, их задачи: расширение номенклатуры и увеличение сложности экспортной корзины.

Третья группа «Центры тяжести» — крупные, капиталоемкие проекты, в т. ч. в базовых отраслях, а также с участием ТНК и иностранных инвесторов. За счет них будет обеспечено освоение производства новых видов промышленных полуфабрикатов и предоставление необходимого сырья.

По итогам Третьей программы индустриализации планируется достижение основных индикаторов в обрабатывающей промышленности. Среди них реальный рост инвестиции в основной капитал в 2 раза, реальный рост производительности труда в 1,7 раза, рост экспорта обработанных товаров в 2,3 раза, повышение Индекса экономической сложности до 55 места, увеличение количества действующих предприятий на 1000 человек, экономически активного населения в 2,3 раза.

В Министерстве по инвестициям и развитию считают, что озвученные подходы к Концепции Третьей программы индустриализации позволят усилить работу по дальнейшему увеличению добавленной стоимости в экономике, «усложнению» выпускаемой корзины товаров и расширению присутствия на внешних рынках.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный

1.3.1. Цели и задачи Стратегии

Главной целью Стратегии является форсированное индустриально-инновационное развитие страны на основе новых прогрессивных технологий, создание промышленности, способной производить конкурентоспособную и экспортно-ориентированную продукцию.

В ходе реализации Стратегии предполагается осуществить структурные сдвиги в сторону расширения доли обрабатываю­щей промышленности с высокой долей добавленной стоимости, в том числе высокотехнологичной и наукоемкой продукции. По оценкам экспертов, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающей отрасли в промышленном произ­водстве в 2015 г. может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти - 51-55%, против 31% и 25,6% в 2000 г. С учетом реализа­ции Стратегии горнодобывающие производства составят 46-47%. Качественные изменения должны произойти в структуре добав­ленной стоимости обрабатывающей промышленности. Стратеги­ей предусматривается к 2015 г. сокращение доли металлургии и обработки металлов с 40% от общего объема добавленной стои­мости обрабатывающей промышленности до 27-28 %. Ожидает­ся также существенное увеличение доли наукоемкой и высоко­технологичной продукции за этот период, которая должна соста­вить 9-11% против 0,6% в 2000 г.

Развитие многоотраслевых цепочек добавленных стоимостей должно коснуться широкого круга отраслей. Перспективной яв­ляется сфера углубления переработки стратегического сырья. Предполагается, что углубление переработки нефти и газа со­здаст возможности для производства около 200 разновидностей полимерных изделий, которые используются практически во всех отраслях экономики и в быту. Хорошие перспективы имеются в металлургической промышленности. В Казахстане есть запасы минеральных руд, содержащих около 100 элементов таблицы Менделеева. Во времена СССР продукция цветной металлургии Казахстана использовалась при производстве наукоемких и высо­котехнологичных товаров - космических аппаратов, вооружения и электронной техники.

В целом, по имеющимся экспертным оценкам, свыше 600 предприятий обрабатывающего сектора экономики облада­ют необходимым потенциалом для выполнения заказов нефте­газодобывающей отрасли. При этом около 50 из наиболее круп­ных машиностроительных предприятий выпускают продукцию для нефтегазового сектора, а 29 из них имеют возможности для увеличения своих экспортных резервов.

Реализация целей индустриально-инновационной политики позволит повысить добавленную стоимость обрабатывающей промышленности не только путем роста объемов производства продукции, но и за счет существенной экономии человеческого и производственного капитала. Это окажет положительное влия­ние на процесс воспроизводства продукции и повышение уровня жизни населения. Кроме того, высвобождаемые трудовые ресур­сы, энергию и материалы можно будет направлять на создание новых производств.



Расширение доли обрабатывающей промышленности создаст предпосылки для диверсификации экспорта. Расширится выход страны на мировой рынок с готовой продукцией, углубится инте­грация экономики Казахстана в мировую хозяйственную систему.

Главное отличие принятой Стратегии индустриально-иннова­ционного развития Казахстана от ранее разрабатываемых доку­ментов в области промышленного развития заключается в том, что она направлена на активное сотрудничество государства с част­ным сектором на основе законодательно определенных мер государственного регулирования развития экономики. В то же время новая стратегия не предполагает диктат государства в вопросах того, что кому производить и где строить объекты. Основным двигателем индустриально-инновационного развития должен стать частный сектор, а государство должно выступать в качестве катализатора и инициатора в вопросах повышения кон­курентоспособности экономики и способствовать модернизации частных предприятий, вовлекая их в инновационные процессы.

Следует признать, что инновационное развитие, а фактически создание нового сектора экономики, изначально ориентирован­ного на экспорт продукции и существующего параллельно с сы­рьевым экспортом, возможно преимущественно за счет собствен­ных ресурсов. В решении этой проблемы чрезвычайно высока роль государства, которое должно перейти от пассивной инвести­ционной политики к активной и взять на себя функцию координа­тора инвестиций.

В этих целях в Казахстане, в отличие от мирового опыта, именно государство формирует специальные институты разви­тия . Помимо активизации работы уже действующего Банка раз­вития большие надежды возлагаются на такие институты, как Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта.

Дополнительно с целью создания целостного комплекса, обеспечивающего реализацию стратегии индустриально-инно­вационного развития, правительство приняло решение о созда­нии Центра маркетингово-аналитических исследований , Центра инжиниринга и трансферта технологий, а также Фонда науки . Через такие институты развития государство будет участвовать в проектах, которые ориентированы на создание целостной сис­темы производств, создающих конкурентоспособную продук­цию, последовательно развивая технологическую и экономиче­скую цепочку добавленных стоимостей. Это позволит создавать многоотраслевые предприятия, работающие на конечный про­дукт, отвечающий всем параметрам конкурентоспособной про­дукции.

В 2003 г. из средств государственного бюджета Банку разви­тия было выделено 80 млн долл. на пополнение уставного капи­тала (тем самым его размер достиг 250 млн долл.), Инвестицион­ному фонду - 150 млн долл., Инновационному фонду - 50 млн долл. В соответствии с бюджетом на 2004 г. уставной капитал Банка развития Казахстана пополнился еще на 80 млн долл., а Инновационный фонд - на 42,5 млн долл. Также было выделено Центру инжиниринга и трансферта технологий 2,6 млн долл., Центру маркетингово-аналитических исследований - 5 млн долл., на создание технопарков - свыше 7 млн долл. Средства для Казахстана значительные, но крайне необходимые для ре­шения такой сложной проблемы, как формирование инноваци­онной экономики с высокотехнологичными и наукоемкими про­изводствами.

Основной задачей Банка развития является финансовая под­держка инициатив частного сектора и государства в перерабатывающих отраслях и инфраструктуре (в части инвестиционно-ин­новационных проектов, обеспечивающих техническое перево­оружение и модернизацию производства) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также выдачи гарантийных обяза­тельств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредит­ными институтами. Таким образом, Банк, используя рыночные механизмы и инструменты, призван осуществлять реализацию инвестиционной политики государства совместно с другими фи­нансовыми институтами.

Вторым важнейшим институтом , призванным осуществлять реализацию государственной инвестиционной политики, явля­ется Казахстанский инвестиционный фонд, основная цель кото­рого - оказание финансовой поддержки инициативам частного бизнеса в несырьевом секторе экономики путем долевого учас­тия в уставном капитале предприятий как в Казахстане, так и за рубежом.

В качестве основных задач Инвестиционного фонда опреде­лены следующие:

Создание венчурных фондов с участием международных фи­нансовых институтов, частных инвесторов;

Инвестирование венчурных проектов, привлечение для част­ных инвесторов и кредиторов;

Предоставление грантов для прединвестиционной стадии проектов;

Приобретение акций или доли участия инвестируемых ком­паний;

Создание информационного банка данных по инвестицион­ным проектам и информирование частных инвесторов и кредито­ров о наличии перспективных проектов;

Привлечение внешних и внутренних инвестиций в венчурные проекты;

Управление акциями инвестируемых предприятий;

Вывод акций инвестируемых предприятий на фондовый рынок.

В целях содействия росту инновационной активности и раз­витию высокотехнологичных и наукоемких производств в стра­не сформирован Инновационный фонд . Этот институт развития призван стимулировать создание высокотехнологичных отрас­лей, таких как информационный сектор, электроника, биотех­нология и др.

Кроме того, для развития высоких технологий и наукоем­ких производств государством создан Центр инжиниринга и трансферта технологий , призванный оказывать предприятиям инжиниринговые услуги, осуществлять трансферт передовых зарубежных технологий, маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере.

Отсутствие инновационной направленности характерно и для действующих в Казахстане бизнес-инкубаторов. Одной из причин этого является то, что до недавнего времени в Республи­ке отсутствовали единый подход к формированию инновацион­ный инфраструктуры и нормативная база, регламентирующая порядок создания бизнес-инкубаторов и технопарков, а также проведения аттестации существующих структур с целью опреде­ления их соответствия требованиям, предъявляемым к подоб­ным субъектам.

Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 2001 г. Программы инновационного развития Республики Казахстан, а также в 2002 г. - Закона об инновационной деятельно­сти Республики Казахстан. Согласно Закону, при непосредст­венном участии государства предусматривается создание специ­ализированных субъектов инновационной деятельности: техно­полисов, технологических, промышленных парков, технологи­ческих инкубаторов, инновационных фондов, основная деятель­ность которых должна быть направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управ­ления обществом.

Дальнейшую детализацию проблема формирования нацио­нальной инновационной инфраструктуры Казахстана нашла от­ражение в Стратегии индустриально-инновационного развития страны до 2015 г. На финансирование этих мероприятий в бюдже­те 2003 и 2004 гг. впервые было выделено 1,2 млрд тенге, из ко­торых около 500 млн предназначалось для организации трех но­вых технопарков, а оставшиеся деньги - для создания парка ин­формационных технологий 45 .

Предполагается активизировать деятельность государства в создании и управлении технопарками, что позволит расширить и усовершенствовать практику применения со стороны государства рыночных механизмов в управлении хозяйствующими субъекта­ми, а также сформировать эффективные модели технопарков. Цели и задачи последних будут во многом определяться специфи­кой региона, в котором они создаются. В соответствии с мировой практикой на территории технопарков введен особый режим на­логообложения для стимулирования развития наукоемких и вы­сокотехнологичных производств.

Таким образом, технопарки и бизнес-инкубаторы должны сформировать своеобразный «инновационный пояс» вокруг базо­вых отраслей промышленности, к которым относятся нефтегазо­вый и горно-металлургический сектора промышленности, а так­же строительная и агропромышленная сферы.

В целях дальнейшей конкретизации задач промышленной политики по поручению Президента в 2010 г.Правительством разработана Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) на 2010-2020 гг.

Основные задачи Программы :

Повышение производительности труда за счет внедрения инноваций;

Диверсификация экономики;

Развитие агропромышленного комплекса;

Создание эффективной НИС;

В соответствие с ПФИИР предусмотрена реализация 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие три года.

В предстоящие пять лет будут введены в эксплуатацию мощный газохимический комплекс, заводы по производству минеральных удобрений, ряд крупных электроэнергетических станций - Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новый блок Экибастуской ГРЭС-2 и многие др.

К 2014 году мы реконструируем все 3 НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашу внутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов.

В сфере АПК важнейшая задача – реализация экспортного потенциала, в первую очередь выход на рынки стран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока.

Для решения этой задачи ведется строительство железнодорожных линий «Жетыген-Коргас» и «Узень - государственная граница с Туркменистаном», которые фактически откроют доступ казахстанской продукции на рынки Китая и стран Персидского залива. Автодорога «Западный Китай - Западная Европа», которую мы начнем строить - важная магистраль для товаров.

Реализация ПФИИР позволит к 2020 году достичь следующих результатов:

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП должна составить 13% (в 2009 – 9,0%);

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна возрасти с 27 до 45%;

Производительность труда в обрабатывающей промышленности должна быть повышена в 2 раза, в с/х – в 4 раза;

Энергоемкость ВВП должна быть снижена не менее, чем на 25%;

Доля инновационно-активных предприятий должна вырасти с 4 до 20%;

Внутренние потребности строительства на 80% должны обеспечиваться отечественными стройматериалами;

Контрольные вопросы:

1.Что является предметом курса «Экономика предприятия»?

2.Какие объекты изучает экономика предприятия?

3.Какая система показателей определяет развитие экономики?

4.Что такое реальный сектор экономики? Какие сферы экономики входят туда?

5.Что относится к важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении? Каковы объемы их производства в 2009 г.?

6.Цель Стратегии индустриально-инновационного развития

7.Какие отрасли реального сектора вносят наибольший вклад в ВВП страны?

8.Главная задача стратегии

9.Главное отличие Стратегии от ранее разработанных документов

10.Какие институты развития созданы в Казахстане?

11.Задачи БР, Инвестиционного фонда

12.Каковы основные задачи ПФИИР?

13.Каких результатов позволит достигнуть реализация ПФИИР?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи Правительства при разработке индустриальной программы. Государственная инновационная политика Республики Казахстан. Стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики. Экономический рост Казахстана и его регионов.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подходы к определению понятия инновации, ее виды и характерные черты. Признаки классификации инноваций. Принципы инновационной политики в реализации инновационного развития предприятия, этапы ее разработки. Задачи государственной инвестиционной политики.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Инновации как главная движущая сила развития современной экономики. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на современном этапе (в том числе в региональном аспекте), общие рекомендации и направления по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2010

    Сущность, принципы и формирование государственной инновационной политики. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Общая характеристика ООО "Ключ – Агро", экономические и организационные условия освоения новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Сущность, основные методы и направления государственной инновационной политики. Цели, задачи, органы управления и основные проблемы развития государственной инновационной политики России. Система финансирования инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Принципы государственной инновационной политики и направления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан. Формы государственной поддержки, финансирование и правовая охрана результатов инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Формирование благоприятной конкурентной среды как фактор успешной реализации индустриально-инновационных проектов. Степень развития конкурентной среды Казахстана в 2012 г. Реформирование электроэнергетической отрасли. Размер платы за тепловую энергию.

Новое на сайте

>

Самое популярное