Домой Связной Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран. Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран. Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена как несовершенством отдельных рынков, так и необходимостью решения макроэкономических задач. Основными методами государственного регулирования рынка являются: государственный контроль над уровнем цен, введение налогов, предоставление дотаций, установление рыночных квот.

Фиксирование цен осуществляется государством в следующих случаях:

1) равновесные цены представляются обществу слишком высокими (государство устанавливает их уровень ниже равновесных, вводя максимальный уровень или потолок цен);

2) равновесная цена представляется слишком низкой для поддержки товаропроизводителей (государством законодательно устанавливаются цены выше равновесного уровня, так называемые минимальные цены или нижний уровень цен).

В первом случае возникает дефицит товара (избыток спроса), а во втором - излишек товара (избыток предложения). Эта ситуация отражена на рис. 3.9.

Рис. 3.9. Фиксация цен

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию, что чаще всего является следствием политического давления на правительство со стороны сельхозпроизводителей. Однако в этом случае правительство должно решать проблемы, связанные с возникновением избытка продукции на рынке. Часто правительство закупает весь этот излишек на деньги налогоплательщиков. Но оно не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведёт к понижению рыночных цен.

Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку в этом случае государство составляет конкуренцию своим же частным экспортерам на внешнем рынке, тем самым сокращает частный экспорт, что приводит к увеличению предложения и падению цен внутри страны. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования (хранить, уничтожать, оказывать безвозмездную помощь другим странам и т.д.).

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может установить каждому производителю квоты на объём производимой продукции или пределы посевных площадей, может платить премии за их сокращение и т.д. Это приведёт к сокращению предложения и снижению избытка продукции. Но эти меры требуют создания специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т.д. В связи с этим многие зарубежные экономисты подвергают сомнению экономическую целесообразность установления государственных фиксированных цен выше уровня цены равновесия.

При установлении потолка цен ниже равновесного уровня государство, как правило, пытается решить те или иные социальные проблемы. Например, если равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п. Вследствие введения фиксированных цен ниже равновесного уровня возникает устойчивый дефицит товаров. Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам физической возможности получения данного товара .

Другое негативное последствие установления административной цены ниже равновесного уровня - возникновение «чёрного рынка» с очень высокими ценами. Чёрный рынок является спутни-

ком дефицита, так как часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. В результате низкая цена приводит к ограничению объёма предложения на уровне Q s 2 . Этот фиксированный объём продукции приводит к смещению кривой предложения из положения S в положение Si и формированию цены чёрного рынка на уровне P 2 , значительно превышающем равновесный уровень Р Е (см. рис. 3.9). В итоге отмечается снижение уровня благосостояния потребителей.

^ Иллюстративная задача

Спрос и предложение описываются уравнениями: Q d = ~ = 8000 - 12Р и Q s = 4Р- 750. Как сложится ситуация на рынке,

если административно будет установлена цена, равная 500 ДЕ? Какой при этом будет цена «чёрного рынка»? Решение

При Р = 500 ДЕ Q d = 8000 - 12 500 = 2000 шт., а Q s = = 4 · 500 - 750 = 1250 шт. Так как Q d > Q s , на рынке сложится ситуация избытка спроса (дефицита товара) в размере 2000 - 1250 = 750 шт.

При Р = 500 ДЕ производители будут поставлять на рынок объём продукции, равный 1250 шт. Подставим этот объём в уравнение спроса: 1250 = 8000 - 12Р, 12Р = 6750, Р = 562,5 ДЕ. Это и есть цена «чёрного рынка», намного превышающая государственную цену.

Противодействуя дефициту, государство может либо увеличить предложение недостающих благ за счёт дополнительных закупок за рубежом, либо уменьшить спрос на товар путём рационирования, т.е. установления ограничений на объёмы покупок (например, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать потребление дефицитных товаров). Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен .

Рационирование - это ограничение государством объёма закупок на определённые товары.

Косвенные налоги. Механизм уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин) предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Изменение рыночного равновесия под влиянием косвенного налога

Продавец будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога. Это приведёт к смещению кривой равновесия влево вверх и установлению новой точки равновесия (E 1), которой будет соответствовать новая, повышенная равновесная цена (E ei) и новое, уменьшенное равновесное количество (Qet)- Это значит, что покупателю придётся платить больше, чем до введения налога.

Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придётся отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом

налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только Ps, что явно меньше, чем Р Е.

Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров (Т· Q 1). На графике они составят прямоугольник P s Р Е1 Е 1 А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть - продавцы.

На рис. 3.10 видно, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя, т.е. государство с помощью налогов изымает в свою пользу их часть. При этом заштрихованный треугольник АЕЕі, отражающий ещё одну часть сокращения объёма излишков потребителя и производителя, не войдёт и в доходы государства, т.е. просто пропадёт, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.

I- "* Иллюстративная задача

0 Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 100 - Р и Q s = 2Р - 50. Государство вводит 10%-й налог с продаж. К каким последствиям это приведёт?

После введения налога изменится функция предложения, так как 10 % от цены нужно будет заплатить в виде налога. Следовательно, у предприятия останется 0,9Р, тогда функция предложения будет описываться выражением Q s = 2Р · 0,9 - 50.

Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 100 - Р = 2Р · 0,9 - 50, следовательно, P e * = 54 ДЕ, Q e * = 46 шт.

До введения налога: 100 - Р = 2Р - 50, следовательно, P e = 50 ДЕ, Q e = 50 шт.

Таким образом, равновесная рыночная цена выросла на 4 ДЕ, а равновесный объём снизился на 4 шт.

Степень воздействия косвенных налогов на объём продаж, а также распределение налогового бремени зависят от наклонов линий спроса и предложения. Потребители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии спроса, либо при горизонталь-

ной линии предложения. Производители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии предложения, либо при горизонтальной линии спроса . Чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем большая часть налога ложится на потребителей и меньшая - на производителей. Учитывая, что с течением времени эластичность предложения увеличивается, то всё большая часть налога перекладывается на плечи потребителей.

Таким образом, введение налогов вызывает сдвиг кривой предложения влево, повышение рыночной цены и сокращение объёмов продажи товаров.

Субсидии и дотации. Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии и дотации.

Субсидия (subsidy) - разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.

Дотация - государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя (поддержать убыточное предприятие или дорогостоящий высокотехнологичный проект). Дотации или субсидии (Н) вызывают смещение кривой предложения (рис. 3.11) из положения S в положение S 1 . В результате возникает новая точка равновесия (E 1) и соответствующие ей равновесная цена (Pe 1) и равновесный объём (Q e 1).

За каждый проданный товар производитель получит доплату (Н), т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет

Общая сумма затрат государства на субсидии равна величине потоварной субсидии, умноженной на число проданных товаров что на графике соответствует площади прямоугольника

Рис. 3.11. Изменение рыночного равновесия под влиянием дотации

По сравнению с прежней равновесной ценой Р Е производи-

производителю, ни потребителю, фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить - часть суммы дотации пропадает.

Иллюстративная задача

Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 1200 - 5Р

и Q s = 500 + 5Р. Государство предоставляет субсидию производителю в размере 10 ДЕ на одну единицу продукции. Как изменятся равновесная цена и равновесный объём после введения субсидии? Чему будет равна цена реализации продукции для производителя?

После введения субсидии в размере 10 ДЕ на единицу продукции изменится функция предложения: Q s = 500 + 5 (Р+10). Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 1200 - 5Р = 500 + 5 (Р +10). Следовательно, Р Е = 65 ДЕ, Q e = 1200 - 5 · 65 = 875 шт.

До введения субсидии рынок характеризовался параметрами: 1200 - 5Р = 500 + 5Р, следовательно, Р Е = 70 Де, Q e = 850 шт.

Таким образом, равновесная рыночная цена снизилась на 5 ДЕ, а равновесный объём вырос на 25 шт.

Цена производителя составит: P s = P 0 + Н = 65 + 10 = = 75 Де, что выше первоначального равновесного уровня

на 5 ДЕ (Pq = 70 ДЕ).

Таким образом, введение правительством субсидий и дотаций производителям вызывает сдвиг кривой предложения вправо, увеличение равновесных объёмов производства продукции, снижение равновесных цен. Субсидирование потребителей вызывает соответственно рост доходов потребителей, сдвиг кривой спроса вправо, повышение рыночной цены, увеличение равновесного объёма продаж. В любом случае дотирование и субсидирование влекут за собой увеличение излишков потребителей и производителей, рост их благосостояния.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Государственное регулирование

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран.

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.

Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровацировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели-заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодоря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Альтернативные концепции ГРЭ.

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулировнаия в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен-лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 148 с.
  2. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – 336 с.
  3. Л.Г. Ходов. Государственное регулирование и государственная собственность в рыночной экономике. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 216 с.
  4. С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. – М.: Инфра-М, 2013. – 156 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 240 с.
  6. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.
  7. Даниил Федоров. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  8. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  9. Мария Голышева. Антикризисное государственное регулирование реальной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 304 с.
  10. Илья Валерьевич Вахромов. Государственное регулирование инновационного развития экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
  11. В.Белоусов, А.Белоусов und Е.Шаталов. Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 516 с.
  12. Светлана Домбровская. Государственное регулирование в сфере высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
  13. Петр Бурковский. Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 с.
  14. Д.С. Петросян. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

  • а) налог уплачивают продавцы;
  • б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1(равновесный объем продаж - Q1 (рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 5.3, а). Из рис. 5.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 5.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

  • а) установление верхнего ("потолка") предела цен;
  • б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q"q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 5.5. Фиксированная цена

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Сущность, субъекты, объекты и цели государственного регулирования экономики. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.

Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально- экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Следует иметь ввиду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем якобы выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Отметим также, что исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. А при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Механизм регулирования экономики включает:

1) ресурсы регулирования,

2) объекты регулирования,

3) формы регулирования,

4) методы регулирования,

5) концепции регулирования,

6) инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации.


Объекты регулирования - совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции и т.п.

Субъекты - это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества - субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Традиционные формы регулирования современной смешанной экономики:

Конкуренто-рыночная;

Корпорационная;

Государственная;

Межгосударственная.

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, конференции, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Но при всех достоинствах экономических регуляторов существует по меньшей мере пять областей, в которых административные приемы достаточно эффективны, и их применение является обязательным (в силу их наивысшей результативности). При этом хотя и подавляется индивидуальная экономическая свобода, но потери отдельных субъектов оправдываются сокращением потерь для всего рыночного хозяйства. Каковы же эти сферы применимости административных методов регулирования рыночной экономики?

а) При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. Так, на тех рынках, где признана естественной государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.п.), вполне уместно настоящее, полномасштабное администрирование (директивное планирование производства, издержек, цен, прямой контроль над качеством, гарантированное материально - техническое снабжение, опирающееся на централизованные гос.закупки). Причем поскольку многие государственные монополии имеют региональный характер, точно также надо поступать и местным органам власти. Вполне допустимо сугубо административное регулирование рынков товаров не эластичного спроса - через жесткие ставки акцизных налогов, планирование цен и др.

б) Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов.

в) Разработка всех других стандартов (образовательных, технологических и др.), контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. И в условиях стремительного расширения сферы коммерческого образования в нашей стране государство должно гарантировать сохранение достаточно высокой «планки» российского образования.

г) Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой «царствует» нищета. Для предотвращения подобного падения уровня жизни административно вводятся гарантированный минимум (выше равновесного) заработной платы, тот или иной (не порождающий нарастание институциональной безработицы) уровень пособия по безработице и т.п.

д) Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, лицензирование экспорта или прямой государственный контроль над экспортом и импортом товаров, капиталов, рабочей силы).

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики - при допущении несбалансированности воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно - в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Главным здесь признается поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве само цели. Проводится антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей при этом считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей. Применяется в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в экспорто ориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импорта замещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно - технологической конструкции, мало конкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ (как в начале импорто замещающего пути, так и при выходе из него).

Еще совсем недавно (особенно после войны) главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня же типичной становится иная постановка: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е.«безопасный», более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании «рациональной несбалансированности». И здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей: экономический рост - сбалансированность. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как само цель при забвении экономического роста и подавлении цикличности воспроизводства.

Обеспечивающими данную важнейшую цель инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

Налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

Государственные инвестиции и субсидии;

Ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

Государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

Государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

Прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству при родными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

Целевые социально - экономические и научно - технические программы;

Хозяйственное законодательство и т. п.

Проблема выбора и сочетания много образных форм, методов и инструментов регулирования - одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных в экономической науке. При этом количественная оценка социально - экономической роли государства может быть произведена на основе прежде всего следующих показателей:

1) удельный вес, масштабы государственной собственности;

2) доля валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет;

3) объем закупок по контрактации или в форме государственного заказа.

Однако, признавая важность данных показателей, следует учитывать, что степень отладки реальных механизмов государственного регулирования в разных странах может находиться вне связи с ними, так что часто координирующая роль государства может быть значительной при относительно меньших показателях, скажем, доли госсобственности в структуре отношений присвоения.

В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.

1.) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2.) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4.) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5.) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.

6.) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение рынка как экономической категории.

2. Перечислите условия возникновения рынка.

3. Назовите субъекты рыночных отношений.

4. Какие функции выполняет рынок?

5. Какие существуют типы рынков?

6. Что относится к инфраструктуре рынка?

7. Какие негативные черты присущи рынку?

8. Какие позитивные черты присущи рынку?

9. В чем сущность теоремы А. Смита?

10. В чем сущность теоремы Р. Коуза?

11. Перечислите условия для функционирования рыночной экономики.

12. Какова цель государственного регулирования рыночной экономики?

13. Дайте определение понятию спрос. Перечислите основные факторы спроса. Закон спроса.

14. Дайте определение понятию предложение. Перечислите основные факторы предложения. Закон предложения.

15. Условия установления равновесия на рынке.

16. Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции вы знаете?

17. Перечислите основные отличия монополии от олигополии.

18. Антимонопольное законодательство Украины.

Особенности современного рынка .

«Рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена

В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок[

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

  • 1) Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена -- сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
  • 2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
  • 3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  • 4) Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка
  • 5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  • 6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Основные виды рынков

по виду продаваемого товара

по масштабам охвата территории

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по уровню конкуренции

  • - рынок сырья;
  • - рынок материалов;
  • - рынок драгоценностей;
  • - рынок средств производства;
  • - рынок недвижимости;
  • - рынок потребительских товаров и услуг;
  • - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта;
  • - рынок инноваций;
  • - рынок капитала;
  • - рынок валюты;
  • - рынок ценных бумаг;
  • - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы
  • - мировой рынок
  • - зональный рынок
  • - региональный рынок
  • - национальный рынок
  • - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране)
  • - легальный (официальный) рынок
  • - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок
  • - рынок совершенной конкуренции (высококонкурент-ный, свободный);
  • - рынок монополистической конкуренции,
  • - рынок олигополии,
  • - рынок чистой монополии (за

Функции государства- главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

Социальная функция государства- гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

Главное ее назначение- устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью--социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства-обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Экономические функции современного государства многообразны и каждая функция играет главную роль в жизни общества. Если же не учесть что-либо, это может серьезно отразиться на экономике страны и чтобы такого не произошло, используются разные средства для достижения той или иной цели. Основными регулирующими функциями государства являются:

  • 1. Стимулирование сбалансированного экономического роста. (Система определенных мер в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.)
  • 2. Борьба с безработицей. (Механизм рынка не обеспечивает право на труд, для тех, кто хочет и может работать. Для эффективной работы рынка, требуется резерв рабочей силы.)
  • 3. Регулирование уровня цен. (Эта функция весьма значима для государства, так как динамика цен отражают состояние экономики.)
  • 4. Правовая основа экономической деятельности. (Государство разрабатывает и принимает законы в зависимости с ситуацией, действующей в стране.)
  • 5. Контроль и распределение ресурсов. (Рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов, в таких случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов.)
  • 6. Регулирование рынка труда. (Происходит оценка рабочей силы, определяются условия ее найма, договоренность о заработной оплате труда, возможность профессионального роста.)
  • 7. Социальная защита. (Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.)
  • 8. Охрана окружающей среды. (Государство должно сохранять и охранять окружающую среду, поэтому оно должно проводить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность.)
  • 9. Защита национальных интересов. (В мировой экономике это предполагает проведение государством внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы.)

Инструменты и механизм государственного воздействия на современную экономику.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

Методы достижения этих целей подразделяются:на прямые (или дирижистские); косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения -- вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования

экономики: административно-правовые инструменты; финансовая (налоговая) система; кредитно-денежная система государства; государственная собственность; государственный заказ.

Классическое и кейнсианское направления в экономической литературе о соотношении рынка и государства.

Классическая модель макроэкономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда - гибкая ставка номинальной зарплаты.

Саморегулируемость экономики означает, что равновесие и каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

  • 2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе - номинальные переменные и абсолютные цены.
  • 3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий макроэкономического равновесия в реальном секторе экономики.

В Кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует. Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос-совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий макроэкономического равновесия в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Новое на сайте

>

Самое популярное