Домой Микрозаймы Денежно-кредитная политика. Деятельность центрального банка россии

Денежно-кредитная политика. Деятельность центрального банка россии


Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 70-х годах инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режима плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы стали устанавливаться в США, в 1976 г. - во Франции, в 1977 г. - в Великобритании и Японии. В настоящее время этот процесс наблюдается во многих странах, однако роль целевых ориентиров в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних: в форме контрольных цифр (во Франции), депозита (в США), прогнозов (в Японии).
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каковы основные задачи банковского надзора?
Назовите основные государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью кредитных организаций.
Какие основные целевые установки банковского регулирования отображены в Инструкции ЦБ РФ № 1?
ГЛОССАРИЙ
Валютное регулирование- регулирование валютного курса посредством прово-димой денежно-кредитной политики и валютными интервенциями, т. е. через куплю- продажу Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Источник средств для валютной интервенции- официальные валютные (иногда золотые) резервы и кредиты по соглашениям «своп» между Центральными банками разных стран.
Денежно-кредитная политика Центрального банка- совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.
Длинная открытая валютная позиция- активы и внебалансовые требования, количественно превышающие пассивы и внебалансовые обязательства.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка составляют:
процентные ставки по операциям Центрального банка;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Корпоративные долговые обязательства- облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и др.
Короткая открытая валютная позиция- пассивы и внебалансовые обязательства количественно превышающие активы и внебалансовые требования.
Механизм регулирования денежно-кредитной политики - административные и экономические методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
Нормативы обязательных резервов - обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральный банк, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Операции на открытом рынке - купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг; краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Операции на открытом рынке лимитируются.
Основные направления денежно-кредитной политики- анализ состояния и прогноз развития экономики страны и основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Открытая валютная позиция - разница остатков средств в иностранных валютах, которые формируют количественно несовпадающие активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в отдельных валютах.
Процентная политика- процентные ставки по операциям Центрального банка. Центральный банк регулирует уровень процентных ставок через фиксацию ставки рефинансирования и контроль ставок кредитных учреждений.
Прямые количественные ограничения- это установление лимитов на финансирование банков и на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Рефинансирование- предоставление Центральным банком кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также через механизм организации кредитных аукционов. Формы, порядок и условия рефинансирования меняются.
Рестрикционная денежно-кредитная политика- ограничительная политика, направленная на ужесточение условий предоставления кредита и повышение уровня процентных ставок.
Стратегия денежно-кредитной политики- планирование возможных изменений на денежном рынке длительной перспективе, позволяющее предвосхитить грядущие колебания конъюнктуры и учесть их.
Установление ориентиров роста денежной массы - целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы определяемые исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Экспансионистская денежно-кредитная политика- поощрительная политика, направленная на расширение масштабов кредитования, понижение уровня процентных ставок и ослабление контроля над приростом количества денег в обращении.
Эмиссия - выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах.
Эмиссионная деятельность - прерогатива Центрального банка страны, связанная с печатанием, дизайном или оформлением денежных купюр, разработкой способов защиты их от подделки, а также изъятием денежных купюр и ценных бумаг из оборота и минимизацией затрат на эмиссию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон "О банках и межбанковской деятельности № 17-фЗ от 03.02.96 г."».
Мхнтарян Ю.И. и др. Организация управления банковской деятельностью. Новосибирск, 1994.
Банковское дело/Под ред. Лаврушина О.И. М., Банковский биржевой научно- консультационный центр, 1992.
Банковское дело/Под ред. Колесникова В.И. и др. М., Финансы и статистика, 1997.
Инструкция № 1 ЦБ РФ.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В России основным агрегатом служит денежный агрегат .

На сегодняшний день денежно-кредитная политика центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП .

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

§ ситуацию в реальном секторе экономики;

§ доходность от вложения средств в производство;

§ ситуацию в других секторах финансового рынка;

§ экономические ожидания хозяйствующих субъектов;

§ потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

№ 25 - 3. Управление оборотными активами предприятия. Значение эффективного управления оборотными средствами.

Оборотные активы - это стоимость, авансированная в кругооборот производственных оборотных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывности процесса производства и обращения.

Оборотные активы включают как материальные, так и денежные ресурсы. В организации оборотных активов следует различать их состав и структуру.

Под составом оборотных активов понимают совокупность их элементов (статей).

Структура же оборотных активов - это соотношение между отдельными их элементами в их общем объеме.

В различных отраслях народного хозяйства состав и структура оборотных активов различны и зависят от типа отрасли, состава затрат, вида выпускаемой продукции, особенностей материально-технического снабжения и т.д. В производственной сфере, а также в торговле наибольший удельный вес в оборотных активах занимают запасы.

Запасы - это активы, которые находятся в процессе производства в целях получения продукта и дальнейшей его продажи.



Оборотный капитал - это «средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотных средств предприятия… Оборотные средства - это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе планомерного кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму после его завершения.

Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции.

Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в последовательном управлении оборотными активами предприятия.

Главная задача этого управления состоит в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия.

Управление оборотными активами предприятия осуществляется по следующим основным этапам

1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Основной целью этого анализа является определение уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.

* На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием, - темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

* На второй стадии анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов - запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; текущей дебиторской задолженности; остатков денежных активов и их эквивалентов. В процессе этой стадии анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого их этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

* На третьей стадии анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы. Этот анализ проводится с использованием показателей - коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

* На четвертой стадии анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид: Роа = Ррп *Ооа, (6)

где Роа - рентабельность оборотных активов; Ррп - рентабельность реализации продукции; Ооа - оборачиваемость оборотных активов.

* На пятой стадии анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов - динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.

Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.

2. Выбор политики формирования оборотных активов предприятия. Такая политика должна отражать общую философию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к политике формирования оборотных активов предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный.

* Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п. Такой подход гарантирует минимизацию коммерческих и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов- их оборачиваемости и уровне рентабельности.

* Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех их видах и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования оборотных активов.

* Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования. Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.

Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия (или тип политики их формирования), отражая различные соотношения уровня эффективности их использования и риска, в конечном счете определяют сумму этих активов и их уровень по отношению к объему операционной деятельности.

3. Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этом этапе управления ими состоит из трех основных стадий.

* На первой стадии с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках - производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.

* На второй стадии на основе избранного типа политики формирования оборотных активов, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.

* На третьей стадии определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период:

0Ап=ЗСп+ЗГп+ДЗп+ДАп+Пп, (7)

где 0Ап - общий объем оборотных активов предприятия на конец рассматриваемого предстоящего периода; ЗСП- сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода; ЗГП - сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства); ДЗП -сумма текущей дебиторской задолженности на конец предстоящего периода; ДАП - сумма денежных активов на конец предстоящего периода; Пп -сумма прочих оборотных активов на конец предстоящего периода.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных и других особенностей осуществления операционной деятельности. Так, на предприятиях ряда отраслей агропромышленного сектора экономики закупки сырья осуществляются в течение лишь определенных сезонов, что определяет повышенную потребность в оборотных активах в этот период в форме запасов этого сырья. На предприятиях отдельных отраслей имеется возможность переработки сырья лишь в течение «сезона переработки» с последующей равномерной реализацией продукции, что определяет в такие периоды повышенную потребность в оборотных активах в форме запасов готовой продукции. Колебания в размерах потребности в отдельных видах оборотных активов могут вызываться и сезонными особенностями спроса на продукцию предприятия. Поэтому в процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года.

Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов осуществляется по следующим стадиям:

* На первой стадии по результатам анализа помесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится график их средней «сезонной волны». В отдельных случаях он может быть конкретизирован по отдельным видам оборотных активов.

* На второй стадии по результатам графика «сезонной волны» рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.

* На третьей стадии определяется сумма постоянной части оборотных активов.

* На четвертой стадии определяется максимальная и средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде. Эти расчеты осуществляются по следующим формулам:

Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников их финансирования.

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов.

6. Обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов. Как и любой вид активов оборотные активы должны генерировать определенную прибыль при их использовании в операционной деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые инвестиции, являющиеся эквивалентами денежных средств). Поэтому составной частью управления оборотными активами является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций, выступающих в форме их эквивалентов.

7. Выбор форм и источников финансирования оборотных активов. Этот этап управления оборотными активами обеспечивает выбор политики их финансирования на предприятии и оптимизацию структуры его источников. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - К.: Ника-Центр, 2005. С.252.

В процессе управления оборотными активами на предприятии разрабатываются отдельные финансовые нормативы, которые используются для контроля эффективности их формирования и функционирования. Основными из таких нормативов являются:

Норматив собственных оборотных активов предприятия;

Система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

Система коэффициентов ликвидности оборотных активов.

Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов управление ими детализируется в разрезе основных их видов.


В последнее время в связи с увеличением числа методов и инструментов денежного регулирования монетарные власти ряда развитых в экономическом отношении стран перешли к формированию целевых ориентиров показателей денежной массы, прежде всего в соответствии с агрегатом М2. Хотя опыт целевого определения (таргетирования) ориентиров денежной массы был не всегда достаточно эффективным, в России таргетирование показателя М2 играло важнейшую роль в системе единой государственной денежно-кредитной политики (табл. 15.5).
Таблица 15.5

Основные ориентиры единой государственной денежной политики*

В частности, на 1998 г. планировался рост денежной массы на 18-26%. Фактический рост был равен 21%, т. е. оказался внутри прогнозируемого интервала. Однако инфляция, измеренная индексом потребительских цен, составила 84% против 10-12% по прогнозу. Следовательно, прогноз в форме вилки не всегда соответствует результату, на который рассчитывают власти.
Гораздо более важное значение имеют другие показатели, непосредственно влияющие на предложение денег со стороны ЦБ, а именно:
а) размер эмиссии в результате выдачи кредитов правительству или коммерческим банкам;
б) изменение валютных резервов с соответствующим изменением рублевых средств;
в) покупка драгоценных металлов;
г) объем возможных операций на рынке государственных ценных бумаг.
Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме
кредитов и размещения зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту.
На рост денежной массы наряду с центробанком существенное влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета.
Для многих стран с развивающейся экономикой чрезвычайно важно сотрудничество с МВФ, ибо меры по достижению макроэкономической (финансовой) стабилизации тесно связаны с предоставлением кредитов от международных финансовых организаций. В ответ монетарные власти должны выполнять жесткую денежно-кредитную программу, разработанную МВФ и другими международными организациями. Тесное сотрудничество России с МВФ началось в 1995 г., когда было прекращено финансирование федерального правительства за счет кредитной эмиссии Центробанка и отечественные кредиты были заменены кредитом МВФ. Ключевыми параметрами принятой программы кроме показателя роста агрегата М2 являлись: рост чистых международных валютных резервов (ЧМР) и чистых внутренних резер-
bob (ЧВР). Первый показатель представляет собой разницу между официальными валютными резервами и кредитами международных финансовых организаций, второй - разницу между внутренним кредитом правительству и его резервами. Сам кредит - это сумма кредитов и государственных ценных бумаг, приобретенных негосударственными предприятиями, организациями и частными лицами. Определение этих параметров на перспективу (год, квартал и месяц) дает направления расширения предложения денег, которое связано с ростом валютных резервов и выпуска государственных ценных бумаг. При этом увеличение предложения денег за счет расширения кредитования коммерческих банков и продажи золота практически не предусматривается. После 1995 г. единственным исключением из этого правила была кредитная эмиссия, зафиксированная в Федеральном законе о федеральном бюджете на 1999 г. Ее размер не должен был превышать одну четвертую от всего планового объема финансирования дефицита.
После того как определено направление расширения предложения денег, в расчетах денежной программы обычно увязываются изменения параметров денежной базы с показателем денежной массы (агрегат М2) через мультипликатор (коэффициент связи), который с трудом поддается внешнему регулированию. Сам мультипликатор тесно связан со скоростью обращения денег. Обычно считается, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения может значительно уменьшиться.
Таким образом, методы денежно-кредитной политики взаимоувязаны с регулированием объема и структуры денежной массы. Эффективное применение этих методов и инструментов может улучшить экономическую ситуацию в стране, но лишь в условиях сбалансированной денежно-кредитной политики властей и при точном прогнозировании ее влияния на реальное производство.
К сфере денежно-кредитного регулирования примыкает контроль за деятельностью специализированных финансовых институтов, работающих с финансовыми активами. К финансовым активам относятся как собственно денежные средства (наличная национальная и иностранная валюта, средства на счетах банковской системы, банковские кредиты), так и другие формы активов (ценные бумаги, резервы страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и т. д.). Обращение этих активов тесно связано с обращением денежных средств, а деятельность финансовых организаций подлежит лицензированию и надзору.

Денежно-кредитная политика - это политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. В ее основе лежат разные теории, и в частности теория монетаризма.

Монетаризм - экономическая теория, согласно которой изменение количества находящихся в обращении денег является определяющим фактором формирования цен, доходов и занятости.

Как экономическое учение монетаризм возник в середине 50-х годов и первоначально назывался доктриной Чикагской школы. Во главе ее стоял профессор М.Фридмен, лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1976 г. С конца 70-х годов монетаризм стал наиболее популярной экономической школой и официальной экономической докт­риной правительств многих стран. С переходом рос­сийской экономики на рыночные отношения эта теория стала приме­няться и в нашей стране.

Экономические циклы связаны прежде всего со значительными ко­лебаниями в темпах роста денежной массы. Поэтому главным инструментом регулирования экономики монетаристы считают не бюджет, не норму ссудного процента, а изменение денежной массы, находящейся в обращении (отсюда и название теории).

В соответствии с денежным правилом (монетарным правилом) Фридмена увеличение денежной массы (на 3-5 % в год) надо прово­дить систематически, постепенно и независимо от конъюнктуры и цик­лических колебаний. Установление таких ориентиров роста денежной массы называется таргетированием.

Цель таргетирования заключается в том, чтобы стабильным рос­том денежной массы обеспечить экономический рост и сгладить конъ­юнктурные колебания.

В случае нарушения «правила», при темпе денежных вливаний в экономику более 3-5 % в год, будет происходить раскручивание инф­ляции, а при росте денежной массы менее 3-5 % в год темп прироста ВНП будет снижаться.

Современные теоретические модели монетарной политики являются синтезом кейнсианской теории денег, денежно-кредитного регулирова­ния и монетаризма. Так, если в долгосрочном плане в денежно-кре­дитной политике преобладает монетаристский подход, то в краткос­рочном плане центральные банки сосредоточивают свои усилия на ре­гулировании процентной ставки, а это является ключевым моментом кейнсианской теории.

В нашей стране единую государственную денежно-кредитную поли­тику разрабатывает и проводит Банк России. Ее основные направления на предстоящий год предоставляются не позднее 1 декабря в Государственную Думу. Предварительно основные направления единой государственной денежно-кредитной политики представляются Прези­денту и Правительству РФ.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают:

Анализ состояния и прогноз развития экономики страны;


Основные ориентиры, параметры и инструменты единой госу­дарственной денежно-кредитной политики.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России может устанав­ливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Кроме того, закон предусматривает возможность проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

В современных российских условиях высокие процентные ставки усугубляют экономическую си­туацию и не способствуют экономическому росту. Производственная сфера практически лишена возможности кредитования из-за высоких процентных ставок.

Обязательные резервы - это средства коммерческих банков, хра­нящиеся в центральном банке на беспроцентном счете в соответствии с принятыми нормами.

Депонирование части денежных средств, привлеченных коммерчес­кими банками в фонде обязательных резервов, производится с целью поддержания денежной массы на определенном уровне. Увеличивая или уменьшая норму отчислений, Центральный банк оказывает влияние на активность коммерческих банков на денежном рынке.

Величина и структура обязательных резервов в различных стра­нах неодинаковы. В нашей стране размер обязательных резервов и по­рядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом ди­ректоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

По состоянию на 8.07.2004 г. норматив обязательных резервов составлял 7%, с 1.08.2004 г. он равен 3,5% (по привлеченным средствам от банков-нерезидентов – 2%).

Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресур­сом для поддержания ликвидности коммерческих банков и страховым фондом, который может быть использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка.

Операции на открытом рынке - это покупка или продажа на отк­рытом рынке ценных бумаг с целью регулирования объема денежной массы. Для этого используются различные виды обращающихся на рынке государственных ценных бумаг: казначейские векселя, государствен­ные облигации и прочие государственные ценные бумаги. Основная до­ля приходится на краткосрочные государственные ценные бумаги.

Механизм операций на открытом рынке такой. В целях ограниче­ния денежной массы Центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная стоимость ценных бумаг уменьшается, процент­ные ставки по ним растут. Коммерческие банки активно скупают госу­дарственные обязательства, что приводит к сокращению банковских резервов, а следовательно, и к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков.

Для увеличения денежной массы в обращении Центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков. С увели­чением спроса на них рыночная цена этих бумаг растет, и процент­ная ставка по ним падает. Банки продают государственные обязатель­ства, что приводит к увеличению банковских резервов и, соответс­твенно, увеличению денежной массы.

Операции на открытом рынке - основной инструмент регулирова­ния денежной массы во многих экономически развитых странах. Важ­нейшими условиями их успешного использования являются развитая кредитная система и наличие развитого рынка ценных бумаг в стране.

Рефинансирование банков - это кредитование Банком России ком­мерческих банков. Рефинанси­рование банков проводится с целью увеличения кредитных ресурсов коммерческих банков, а также поддержания ликвидности их баланса.

Особая роль в процентной политике Банка России принадлежит ставке рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует остальные банки. Эта ставка является главным ориентиром при установлении коммерчес­кими банками рыночных процентных ставок.

Уровень ставки рефинансирования неоднократно изменялся: с 20% на 1.01.92 г. до максимального значения 210 % на 15.10.93 г. (после «черного» вторника 11 октября, когда резко упал курс рубля к дол­лару США). В конце 2004 г. ставка рефинансирования составляла 13%.

Ставка рефинансирования Банка России (аналогично официальным ставкам ЦБ в других странах) - один из главных инструментов денеж­но-кредитной политики. В ее основе лежит стремление повлиять на объем денежной массы и масштабы инфляции. Понижая ставку рефинан­сирования, банк делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения коммерческими банками кредитов на рынке, что влечет их удешевление. Такая политика проводится с целью оживления инвестиций и стимулирования экономического роста. Однако длительно проводимая политика «дешевых денег» является про­тиворечивой: с одной стороны, она стимулирует экономическую конъ­юнктуру, а с другой - способствует усилению инфляции.

Повышение ставки рефинансирования делает деньги дорогими, ве­дет к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но однов­ременно и к уменьшению инвестиционных ресурсов.

Валютные интервенции – купля-продажа Банком России иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение де­нег.

Валютная интервенция - одна из форм валютной политики, кото­рая проводится Банком России с целью обеспечения устойчивости руб­ля.

Ориентиры роста денежной массы могут устанавливаться Банком России в виде одного или нескольких показателей денежной массы ис­ходя из основных направлений единой государственной денежно-кре­дитной политики.

Прямые количественные ограничения - это установление Банком России лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Прямые количественные ограничения Банк России вправе приме­нять в исключительных случаях и только после консультаций с Прави­тельством РФ.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России аналогичны применяемым центральными банками других стран. Однако в силу переходного состояния российской экономики, неразвитости ры­ночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не может в полной мере использовать такие рыночные инстру­менты, как учет и переучет векселей, проведение ломбардных опера­ций и операций на открытом рынке. Поэтому в практике работы Банка России сочетаются рыночные и административные методы.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. Ориентиры роста денежной массы определяются, в частности, исходя из таких макроэкономических показателей, как динамика валового внутреннего продукта (ВВП), уровень роста цен в прогнозируемом периоде, и устанавливаются на контрольный период (как правило, на год), в течение которого могут корректироваться.

В настоящее время Банк России в качестве ориентира денежно – кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. С учетом ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен, Банк России считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» на очередной год устанавливается диапазон прироста денежного агрегата, на который ориентируется Банк России при реализации выработанной денежно-кредитной политики. Например, в 2008 году темп прироста денежного агрегата М2 составил около 28%, что находилось в рамках диапазона, предусмотренного основными направлениями на 2008 год.

Основным источником увеличения денежной массы в Российской Федерации в условиях экономического роста был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций, который в 2007-08 годах превышал увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. За 2008 год прирост требований банков к нефинансовым организациям и населению составил 30%. Важным источником формирования денежной массы являлось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в январе-сентябре 2008 года выросли на 17,1%.

Несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007-2008 годах.

Показателем денежного предложения со стороны Центрального банка выступает денежная база. По методологии банка России выделяют широкую и узкую денежную базу.

Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.

Денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги и средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России.

Объем денежной базы в широком определении на фоне экономического роста постоянно увеличивался. Например, за 2007 год он вырос на 11,3%. Но за первые девять месяцев 2008 года денежная база снизилась на 3,6%. Изменение динамики денежной базы обусловлено сочетанием двух тенденций – существенного замедления динамики международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь- сентябрь 2008 года объем международных резервов в долларовом эквиваленте по фиксированным кросс-курсам валют к доллару США повысился на 18% по сравнению с 35% за тот же период 2007 года) и более значительного прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России (около 2,6 и 2,0 трлн. рублей соответственно), происходящего в условиях масштабного увеличения доходов и профицита консолидированого бюджета (по данным Федерального казначейства, за январь-июль 2008 года профицит консолидированного бюджета по отношению к ВВП достиг 13,7% по сравнению с 10,5% за первые семь месяцев предыдущего года).

Новое на сайте

>

Самое популярное