Домой Микрозаймы Камеральная налоговая проверка. Требование дачи пояснений

Камеральная налоговая проверка. Требование дачи пояснений

Какой период времени может продолжаться камеральная проверка по НДС за 4 квартал 2014 года, если требования о пояснениях ИФНС выслала организации 20 марта 2015г. Когда должна закончиться камеральная проверка?

Продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. От этого дня нужно отсчитывать три месяца. Продлять или приостанавливать проверку инспекция не вправе. В то же время п. 6 ст. 101 НК РФ позволяет руководителю инспекции назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе запрос документов. Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. Инспекция вправе вынести решение по итогам камеральной проверки и в более поздние сроки, чем те, что установлены в Налоговом кодексе РФ. Отмене такое решение подлежать не будет, что подтверждается арбитражной практикой (см. рекомендацию № 1 ниже).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

Сроки проведения

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75 ,от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471 . Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08 , Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения.* Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.*

В то же время, если по истечении трехмесячного срока проведения камеральной проверки инспекция выставит иное решение (например, требование о представлении документов), его можно будет признать незаконным .*

Олег Хороший , начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья : Какими будут ближайшие камеральные проверки

ГЛАВБУХ: Сергей Александрович, по итогам I квартала компании будут впервые сдавать расширенную декларацию по НДС. В нее понадобится включить данные обо всех выставленных и полученных счетах-фактурах. Но срок камеральной проверки не изменился. Вправе ли инспекторы продлить проверку, если не уложатся в трехмесячный срок?*

СЕРГЕЙ ТАРАКАНОВ: Нет, не вправе. В Налоговом кодексе РФ не предусмотрена такая возможность.*

Это значит, что за пределами срока проверки инспекторы не вправе требовать документы, если увидят расхождения в отчетности компании и контрагентов?

Да, не вправе. Требование о представлении документов налоговики могут направлять только в пределах срока камеральной проверки - в течение трех месяцев с даты передачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ. - Примеч. ред.). Это подтвердил Пленум ВАС РФ (п. 27 постановления от 30 июля 2013 г. № 57. - Примеч. ред.). Документы, запрошенные за пределами этого срока, налоговики не вправе учитывать при рассмотрении материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ. - Примеч. ред.). Исключение - ситуация, когда по результатам проверки руководитель инспекции назначил дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе запрос документов (п. 6 ст. 101 НК РФ. - Примеч. ред.)

  • Скачайте формы

Камеральная проверка – мероприятие, которое проводится при необходимости выявления факта уклонения от налоговых выплат.

Вся документация, которая была предоставлена налогоплательщиком, является основанием для расчетов и перечислений всей необходимой суммы в качестве налога. Во внимание берется и уже имеющая информация у сотрудников налоговой инспекции.

Цели и предмет

Камеральная проверка является средством, которое необходимо для осуществления полного контроля в правильности заполненных документов и достоверности предоставленных данных, отражающихся в декларации. Контроль не ограничивается исключительно проверками цифр .

Сотрудники налоговой инспекции берут во внимание также и правдивость указанной информации в отчетах на базе имеющихся сведений о налогоплательщиках.

Такие способы проверки несут под собой инструменты исключительно предварительного отбора категорий налогоплательщиков, которых в будущем будет «навещать» налоговая инспекция при .

Основные сущности камеральной налоговой проверки заключаются в следующем :

  • осуществление контроля над соблюдением налогоплательщиками всех налоговых законодательств и сборов;
  • своевременное выявление денежных средств, которые по каким-либо причинам не были уплачены в качестве налога по обнаруженному правонарушению;
  • при необходимости взыскание денежных средств, которые не были уплачены в качестве налогов в полном или частичном объеме от положенной суммы;
  • при необходимости привлечение к уголовной и административной ответственности правонарушителей;
  • подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора категорий налогоплательщиков для осуществления выездной проверки (при потребности).

Если говорить о сроках камеральной проверки, то они составляют не более 90 дней .

Нормативная база

Вопросы о камеральной или выездной проверке четко регламентируются законодательной базой РФ.

Выездная проверка осуществляется на основании следующих нормативных актов.

Камеральная проверка отталкивается от следующий законодательных актов.

Законодательные нормы Описание
Статьи 88, 31 и 37 Налогового кодекса РФ О методах осуществления камеральной проверки
Статья 81 Налогового кодекса РФ О необходимости предоставления налоговым органам дополнительных документов по требованию
Статья 96 Налогового кодекса РФ О проведении необходимых экспертиз для обнаружения фактов фальсификации документов
Статья 31, подпункт 1 Налогового кодекса РФ О необходимости обязательного информирования налогоплательщика при осуществлении каких-либо мероприятий по выявлению факта уклонения от уплаты налогов

Этапы проведения

Как таковых, в действующем законодательстве РФ не существует этапов осуществления камеральных проверок. Согласно статьям 88-101 Налогового кодекса РФ, всю данную процедуру можно разделить на такие условные этапы , как:

  1. Прием всей необходимой документации от налогоплательщиков.
  2. Формирование и проведение камеральной проверки.
  3. Документальное оформление проверки (результат).
  4. Проведение анализа полученных сведений и вынесение завершающего вердикта.

Изначально, сотрудники налогового органа произведут подробную проверку предоставленной документации, которая прилагалась к уже заполненной декларации. После того как пришло подтверждение получения отчета, начинается формирование самой проверки.

При возникновении ситуации, когда в заполненной декларации были обнаружены льготы, налоговая инспекция попросит налогоплательщика подтверждающую документацию о предоставлении этих льгот.

После этого начинается камеральная проверка по вопросам НДС. Здесь сотрудники ФНС вправе потребовать от налогоплательщиков предъявить документы, которые подтверждают уже факт использования полученных льгот.

По завершению этого этапа начинается формирование результатов проведенной проверки. При выявлении нарушений будет составлен соответствующий акт, в противном случае сотрудники налоговой инспекции сообщают о завершении проверки.

Истребование документов

Сотрудники налоговой инспекции имеют полное право в процессе проведения камеральной проверки потребовать предъявить ряд необходимой дополнительной документации.

Это может произойти в следующих ситуациях.

При выявлении в процессе осуществления проверки ошибок, различных разногласий в документах и так далее Необходимо будет откорректировать перечень документов, где содержатся какие-либо ошибки
В предоставленной декларации указан меньший размер уплаченных налогов Необходимо будет предоставить документацию, которая способна обосновать такое решение налогоплательщика
Есть острая необходимость в подтверждении льгот Предоставить удостоверение льготника
Необходимо осуществить возмещение НДС Предъявляются все документы/справки, которые в полной мере подтверждают эту возможность

Этот вопрос регулируется статьей 88 Налогового кодекса РФ – осуществление проверки производится сотрудниками ФНС на протяжении 90 календарных дней с момента получения декларации и последних поданных отчетов с подтверждением указанной в них информации.

Не редко возникают ситуации, когда установленный период отсчитывается от момента получения сотрудниками ФНС документов или от даты принятия решения о проведении камеральной проверки.

Здесь нужно помнить об одном нюансе – такие действия в полной мере считаются неправомерными , и есть основания обращаться по этому вопросу в арбитражный суд.

Если сотрудниками ФНС были обнаружены правонарушения со стороны налогоплательщика, они имеют полное право обратиться в суд на протяжении первых шести месяцев с момента выявления этого нарушения. Если исковое заявление буден подано позже, штрафные санкции к налогоплательщикам не применяются.

В случае ошибок

Если в заполненной декларации были допущены ошибки или полученные сведения противоречат уже имеющимся, сотрудники ФНС будут просить исправить данную ситуацию и предъявить дополнительные документы, которые подтверждают достоверность данных.

По запросу налоговой службы налогоплательщики обязаны предъявлять документы в течение первых 5 календарных дней с момента получения уведомления.

Оформление результатов и их обжалование

При возникновении ситуации, когда по результатам проведения проверки были выявлены правонарушения, выражающиеся в неуплате необходимой суммы налогов, преднамеренного занижения их размера, необоснованного заявленного вычета, убытка, а также при несвоевременной подаче самой декларации, сотрудники налоговой инспекции будут вынуждены составить соответствующий .

Сам Акт составляется в течение первых 10 календарных дней с момента завершения проверки и в обязательном порядке подписывается всеми проверяющими, а также лицом, по отношению к которому проводилась проверка.

Акт, согласно действующему законодательству, должен включать в себя такие сведения , как:

  • дату и номер самого акта;
  • полные инициалы должностных лиц, которые проводили проверку;
  • инициалы лица, по отношению к которому производилась проверка;
  • дату, когда в налоговый орган была подана декларация;
  • присвоенный государственный номер декларации;
  • дату начала и завершения проверки;
  • полный перечень всех мероприятий, которым было проведены при осуществлении проверки;
  • какие нарушения были обнаружены при проверке;
  • какова общая картина проверки и какие меры будут приняты по отношению к правонарушителю.

После составления акта, он должен быть предоставлен налогоплательщику для ознакомления лично в руки или другим вариантом. К примеру, если налогоплательщик не изъявил желания явиться в налоговую службу для получения акта, сотрудники ФНС вынуждены будут отправить его по почте в виде заказного письма.

Согласно действующему законодательству, в частности Налоговому кодексу РФ, датой получения правонарушителем акта принято считать шестой день (если речь идет о передаче его через почту России).

Однако, всем известно, что получить письмо налогоплательщик может и в более поздний срок, который напрямую зависит от скорости работы почты России. По этой причине отсчитывать допустимый период для подачи своих возражений правонарушителям следует начать с даты, когда письмо непосредственно дошло до адресата и об этом есть подтверждение от сотрудников почты (ФСН получает уведомление о получении письма).

Процесс обжалования результатов

Если налогоплательщик не соглашается с теми событиями, которые отображаются в акте, он имеет все юридические основания направить в налоговую инспекцию свои возражения по этому поводу. Причем возражения могут быть как по всему акту, так и по некоторым его частям.

Возражения излагаются в письменном виде на протяжении первых 30 календарных дней с того момента, как ему был вручен акт о результатах проверки. Сотрудники налоговой инспекции рассматривают обращение налогоплательщика также в период до 30 календарных дней , по истечении которых уведомляют о своем решении.

Решение по вопросу обжалования от сотрудников налоговой инспекции вступает в юридическую силу по истечении 30 календарных дней с момента уведомления о нем налогоплательщика.

Если налогоплательщик повторно не согласен с вердиктом, он имеет полное право в течении опять же таки 30 календарных дней подать апелляцию в вышестоящие органы. После того как решение будет принято в вышестоящей инстанции, его можно оспорить исключительно в ходе судебного заседания.

Ниже можно посмотреть подробный видеосеминар о камеральных налоговых проверках.

Всё больше граждан вынуждены решать вопросы, связанные с подачей налоговой декларации. Данный вопрос регулируется статьёй 80 Налогового кодекса РФ. По результатам поданной декларации может быть проведена проверка. Постараемся рассмотреть основные моменты такого явления, связанные с заполнением декларации, сроками и нюансами проведения камеральной налоговой проверки.

Что такое камеральная проверка

В соответствии с действующим законодательством, все граждане РФ, имеющие доходы от своей деятельности, иностранные граждане, занимающиеся предпринимательством на территории РФ и предприятия всех форм собственности, обязаны платить налоги в государственный бюджет. Налоговая декларация по несистематическим доходам подаётся за год, в срок до 30 апреля следующего года. Нарушение указанного срока, влечёт за собой штрафные санкции. Предприниматели отчитываются по налогам ежеквартально. Поданная вами декларация будет проверена.

Проверки бывают двух видов: камеральные и выездные. Камеральной проверке подвергаются все поданные декларации. В ходе неё у вас могут потребовать предоставление любой дополнительной бухгалтерской документации, которую вы должны будете предоставить в установленный срок (п.3, ст.93 НК РФ). Документы в ответ на запрос налоговой организации вы должны предоставить в течение 10 дней (20 дней даётся при налоговой проверке группы налогоплательщиков) . Отказ от предоставления документации, равно, как и нарушение установленных сроков ведёт к наложению штрафных санкций в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Как проводится

Проведение камеральной проверки регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводят проверку должностные лица налоговой службы. Все их действия осуществляются в порядке исполнения ними своих служебных обязанностей и в пределах полномочий. Какого-либо специального решения для этого не требуется. Проверке подлежат сведения, поданные самим налогоплательщиком: таможенная декларация и вся документация, обеспечивающая полноту информации о размере дохода, расходов, связанных с производством и суммы начисленного налога. Все действия осуществляются по месту расположения налоговой службы.

За непредоставление налоговой декларации штраф составит 5% от суммы налога, но не менее 100 рублей. Какие именно документы востребовать сотрудник налоговой службы решает самостоятельно. Единственное требование - материалы должны соответствовать по времени отчётному периоду. Согласно п. 3 ст. 88 НК, в случае убыточной декларации, на сбор и предоставление затребованных документов, обосновывающих расходную часть, даётся 5 дней.

Документы предоставляются в виде копий, заверенных налогоплательщиком. Если объем документов большой, и требуемые документы не могут быть предоставлены в срок, то в налоговый орган следует направить письмо с указанием причин. Обычно, такой вопрос решается по взаимному согласию сторон.

В своей работе, налоговики используют, также, имеющуюся у них информацию по субъекту налогообложения и сведения, полученные от других правоохранительных органов по обмену информацией. На практике налогоплательщик беззащитен. Дядя Вася может сказать оперативному работнику полиции о том, что у вас не все в порядке с налогами, тот сообщит рапортом в налоговую службу и в отношении вас будет проведена внеочередная проверка. Даже, если вы кристально чисты перед налоговым кодексом.

Структура налоговиков устроена так, что они мотивированы на выявление недостатков в декларациях и наложении штрафов. Поэтому проверки проводятся без формализма и, при необходимости, санкции будут отстаиваться в суде с привлечением опытных юристов.

Сроки проведения проверки и её этапы

Камеральная проверка начинается с момента предоставления декларации в налоговый орган. Дата начала отсчёта срока проверки зависит от способа поступления документов. При личном обращении срок исчисляется с момента регистрации документа. На практике - на следующий рабочий день. При передаче декларации почтой, срок определяется штемпелем на конверте. А при электронном декларировании - с момента поступления электронного файла. (п. 2 ст. 80 НК РФ)

На проведение камеральной проверки отводится три месяца. Однако и в этом случае для налоговиков предусмотрена лазейка. Если появляется необходимость, сроки проверки можно продлить и исчислять с момента предоставления дополнительных документов. А при подаче «уточненки», сроки автоматически начинают исчисляться с момента поступления новой НДФЛ (п.9.1 ст.88 НК РФ).

Мероприятия при проведении камеральной проверки определяются ведомственными инструкциями, конкретной налоговой службой и являются закрытой информацией. Однако общая схема такова:

  • Формальное ознакомление с предоставленной документации. Проверяется фактическое соответствие представленных документов и описи. Проверяется ведомственная база данных на наличие информации о конкретном плательщике налогов.
  • Арифметическая проверка включает перерасчёт декларации, сверка поданных сведений с декларацией за предыдущий отчётный период.
  • Нормативная проверка заключается в правовом анализе предоставленных документов. Соответствие документации стандарту, наличие и правомерность подписей, обоснованность применения налоговой ставки и т.п.
  • Собственно камеральная проверка является завершающей. В результате сверяются сведения различных источников, и делается заключение.
  • Определённо используются, также, негласные методы сбора информации.

Никаких уведомлений о начале камеральной проверки не предусмотрено. Но некоторые территориальные органы практикуют такое уведомление.

По завершению проверки составляется соответствующий акт в соответствии с п.1 ст.100 НК РФ. По результатам начальником налогового органа принимается одно из трёх решений:

  1. Принять декларацию в предоставленном (уточнённом) виде,
  2. Привлечь налогоплательщика к административной ответственности,
  3. Назначить проведение дополнительной проверки.

Налоговый орган информирует налогоплательщика о результатах в течение 10 дней. С вашей стороны, на акт проверки может быть направлено письменное возражение (п. 5 и п. 6 ст. 100 НК Российской Федерации). При обжаловании результатов камеральной проверки учитываются требования ст. ст. 101, 137,138 и 139 НК РФ.

Оформление документов 3-НДФЛ и 6-НДФЛ

Большинство наёмных работников могут не волноваться по поводу декларации о доходах. За них все сделает работодатель по форме 2-НДФЛ. Однако существуют категории граждан, которые налоги платят самостоятельно. Такие лица заполняют форму 3-НДФЛ и подают её в налоговую службу по месту регистрации. К таким гражданам относятся:

  1. - лица, получившие доход по договору или трудовому соглашению, если налог удержан не был,
  2. - граждане РФ, получившие в течение года доход от продажи недвижимого имущества, транспортных средств или других имущественных прав,
  3. - резиденты РФ, получившие доход от продажи недвижимости заграницей, или процентов по вкладу в иностранном банке,
  4. - лица, получившие доход в виде вознаграждения в натуральной форме,
  5. - лица, получившие выигрыш в лотерею (если налог не оплачивался организаторами мероприятия),
  6. - получившие имущество по праву наследования и правопреемники авторских прав,
  7. - лица, получившие имущество в результате дарения (в том числе и от близких родственников).

Форма 3-НДФЛ может использоваться для декларирования доходов по индивидуальной трудовой деятельности. Размер налога в 2019 году одинаков для всех и от уровня доходов не зависит:

  • 13 % - для граждан РФ, беженцев и иммигрантов, работающих в России;
  • 30 % - для иностранцев, занимающихся предпринимательством на территории России;
  • 35 % - на выигрыши и доходы по вкладам.

Образец заполнения формы 3-НДФЛ приведён ниже:

В форме 3-НДФЛ показывается доходная и расходная часть (для предпринимателей). К основной форме прилагаются документы, обосновывающие желаемые вычеты из суммы налога (расходная часть для предпринимателей, право на социальную, имущественную или другую льготу для граждан). Если сумму расходов предпринимателя подтвердить нет возможности, то затратная часть будет принята в 20% от дохода.

Нулевая ставка по налогу, малая сумма дохода по сделке или наличие социальных вычетов не освобождают от необходимости подачи отчёта по форме 3-НДФЛ.

Для заполнения формы 3-НДФЛ расписана подробная инструкция. Приведена первая страница (титул) такой инструкции, которую можно найти в интернете.

Следует обратить внимание на то, что часть листов останутся не заполненными. Их подавать в налоговый орган не требуется. Если вы предприниматель, и указываете ИНН, часть сведений о себе можно не указывать. Не забудьте указать количество листов в декларации, поставить дату, заверить документы своей подписью и скрепить все материалы.

6-НДФЛ заполняют все организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми агентами по НДФЛ. Преимущество и лёгкость заполнения этой формы заключается в том, что все плательщики по 6-НДФЛ об этом знают. Отчётность по данной форме, утверждённой ФНС России (пр.№ ММВ-7–11/450), является ежеквартальной. Расчёты необходимо представлять в течение месяца после отчётного периода (п.2 ст. 230 НК РФ).

Налоговые вычеты в 2019 году

Есть и приятные новости:

  1. Налоговая ставка в 2019 году не увеличилась.
  2. С 1 января 2019 года на основании федерального закона № 251 от 03.07.2016 года в сумму социального вычета можно включать расходы на оценку собственной квалификации.

Работодатель усомнился в компетентности исполнителя работ. Исполнитель оплачивает прохождение аттестации на основании Закона о независимой оценке квалификации № 238-ФЗ и получает положительный отзыв. При этом исполнитель может претендовать на вычет по налогу. Сумма вычета по НДФЛ будет ограничена в 120 000 рублей в год (п.1 ст. 219 НК РФ). В эту же сумму можно включать повышение квалификации, дополнительные страховые и пенсионные взносы, расходы на медицинское обслуживание.

Прочие социальные профессиональные и имущественные вычеты остались без изменений:

Имущественный налоговый вычет при покупке недвижимости ограничен суммой 2.000.000 рублей без учёта вычета по процентам ипотеки.

Суммарный социальный налоговый вычет принимается до 120.000 на лечение и образование.

Социальный налоговый вычет на всю сумму в случае дорогостоящего лечения.

Социальный налоговый вычет при рождении детей.

Уточнение и исправления НДФЛ

В случае обнаружения неточностей в НДФЛ, следует внести исправления. Лучше это сделать до того, как нарушение выявят в ходе камеральной проверки. Повторным направлением отчётности этот вопрос не решить. Следует обратиться в территориальный налоговый орган с письменным заявлением. Об этом проинформировала ФНС России (письмо № от 10.10.16). Ошибка может быть в любой закодированной графе.

Одного письма для устранения неточностей мало. Необходимо подать новый отчёт НДФЛ. Если декларация подавалась в электронном виде, то просто исправить цифры в файле нельзя, поскольку у каждого файла есть свой идентификатор. Никаких сроков на предоставление корректировки НДФЛ не существует. Но, если неточности выявлены в ходе камеральной проверки, то налоговики по своей инициативе устанавливают такой срок. Законом предусмотрен только срок 5 дней на предоставление пояснений по НДФЛ (п.3 ч.1 ст.88 НК Российской Федерации).

Обжалование акта камеральной проверки

Прошло, предположительно, три месяца и закончилась камеральная проверка по вашей налоговой декларации. Если были выявлены существенные недостатки, причинившие ущерб госбюджету, будет составлен соответствующий акт. Если проверка не выявила нарушений НК РФ, акт по результатам вы можете не увидеть. Если нарушения выявлены, то согласно п. 9 ст. 101 НК РФ копию акта вы получите под роспись в течение десяти дней после принятия решения. На вручённое решение налогоплательщик может подать жалобу.

Решение по акту вступит в силу через 30 дней. Если за это время вы подали жалобу в территориальный налоговый орган, то такая жалоба считается апелляционной. (ст. 138 - 139 НК РФ, п. 6 ст. 100 НК Российской Федерации).

Если же решение по акту вступило в силу, то обычная жалоба подаётся в ВНО. Срок обжалования - один год. После этого придётся доказывать, что вы не имели возможности подать жалобу ранее по уважительной причине. (п.2 ст.139 НК РФ). На принятие решения по жалобе ВНО даётся месяц. Но, как заведено, этот срок могут продлить ещё на 30 дней (ст.140 НК).

Пример формы апелляционной жалобы:

Для судебного обжалования решения по акту камеральной проверки, подаётся исковое заявление. В этом случае руководствуются административным, процессуальным законодательствами и АПК (гл.24 арбитражно-процессуального кодекса РФ). Для подачи искового заявления даётся три месяца. Срок может быть продлён по ходатайству истца, в случае наличия уважительной причины.

Пример реальной апелляционной жалобы:

При подаче заявления взимается государственная пошлина в сумме 200 рублей для частных лиц. Если будет принято решение в вашу пользу, то отдельным пунктом судебного постановления, все издержки по судопроизводству могут быть отнесены за счёт виновного. Суд, как правило, приостанавливает исполнение решения по акту камеральной проверки до завершения разбирательства по делу.

Ознакомиться с планом налоговых проверок заранее невозможно. Этот вид контроля не попадает под действие закона 294-ФЗ от 26.12.08. График не публикуют в свободном доступе. Однако даже получение уведомления о назначении ревизии не равнозначно начислению огромных штрафов.

Предпринимателям на патенте камеральная проверка грозит лишь в части страхования работников. Расчёты взносов в ПФР и ФОМС коммерсанты подают в территориальную инспекцию. Возможна и выездная ревизия. При переходе на ПСН бизнесмены сохраняют обязанность вести учёт доходов. Контроль заключается в проверке соблюдения нормативов по валовой выручке и среднесписочной численности персонала. Интерес для ревизоров представляет и полнота оплаты страховых сборов.

Если предприниматель ведёт деятельность на дому, не имеет собственного офиса, то налоговики проводят проверку по месту нахождения инспекции (п.1 ст. 89 НК РФ). Об отсутствии коммерческих площадей потребуется уведомить контролёров письменно.

Для предпринимателей, которые находятся на УСН, проверочные мероприятия будут направлены, прежде всего, на установление законности применения этого спецрежима. Коммерсант на УСН 6 «Доходы» должен обязательно вести книгу учёта доходов и расходов, а также вести учёт стоимости основных средств: она не должна превышать 150 млн рублей. Бизнесмены на системе УСН «Доходы-Расходы» должны будут представить проверяющим подтверждающие расход документы, при этом траты должны быть экономически целесообразными.

После представленной декларации по НДС за I квартал 2017 г., налогоплательщикам предстоит ответить на требования налоговиков по уже сданной отчетности. О том, как это сделать, пойдет речь в статье.

Налоговики направляют требования по даче пояснений, если выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных в налоговый орган документах;
  • несоответствие сведений, представленных компанией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • представление уточненной налоговой декларации на уменьшение суммы НДС, по сравнению с ранее представленной декларацией (п.3 ст.88 НК РФ).

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ

При этом налоговики вправе оштрафовать компанию только за непредставление тех пояснений, требование по которым направлено на основании п.3 ст.88 НК РФ. Например, если налоговики направили запрос представить пояснения о причинах снижения суммы НДС к уплате по сравнению с предыдущим налоговым периодом (кварталом), то компания вправе не отвечать на него.


Налоговики рекомендуют на каждое требование (даже если они однородны и получены одновременно) предоставлять пояснения отдельно (Письмо ФНС РФ от 07.11.2016 г. №ЕД-4-15/).

По какой форме представлять пояснения

Начиная с 24.01.2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей - п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей - п.2 ст.129.1 НК РФ).

Таким образом, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/ Также нельзя отправлять скан «бумажных» пояснений (Письмо ФНС РФ от 09.02.2016 г. №ЕД-4-2/1984).

Если у компании нет обязанности отчитываться через интернет, то пояснения вправе представить налоговикам как электронно, так и на бумаге.

Какие расхождения чаще всего требуют пояснений

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

И налоговики с помощью программы «АСК НДС-2» сопоставляют счета-фактуры в налоговой отчетности продавца и покупателя.

Зачастую нестыковки возникают из-за несимметрично отраженных реквизитов счетов-фактур контрагентов. Программа «АСК НДС-2» не способна распознать счета-фактуры по одной и той же сделке, если проставлена лишняя точка, дефис, пробел и т.п. На этом основании в автоматическом режиме формируются требования налогоплательщикам дать пояснения.

Если компания неверно привела реквизиты счета-фактуры контрагента, то в пояснении нужно привести верные реквизиты с приложением копии счета-фактуры. Данная ошибка не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).


Нестыковки могут возникнуть из-за указания неправильного ИНН компании-контрагента. Программа «АСК НДС-2» осуществляет состыковку по ИНН покупателя и продавца.

В этом случае в пояснении налоговикам нужно привести правильный ИНН контрагента и указать на ошибочно отраженный ИНН. Данная ошибка также не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

И самый распространенный случай – наличие «налогового разрыва».

Понятие «налоговый разрыв» означает, что у налогоплательщика отражена в книге покупок счет-фактура, которая не отражена в налоговой декларации (в разделе, где отражаются данные книги продаж) контрагента. То есть «налоговые разрывы» - это операции, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Такие операции с «налоговыми разрывами» отслеживаются в базе налоговиков. И чем больше у компании будет таких разрывов, тем вероятнее у нее будет назначена выездная налоговая проверка.

Зачастую налоговики считают, что не отражение реализации у продавца при заявлении вычета у покупателя свидетельствует о связи покупателя с фирмой-«однодневкой». Налоговые органы под фирмой-«однодневкой» понимают юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 г. №3-7-07/84). ФНС РФ постоянно размещает на своем официальном интернет-сайте (https://www.nalog.ru) новые схемы с участием фирм-«однодневок» (Письмо от 21.08.2015 г. №АС-4-2/).

С помощью данных программы «АСК НДС -2» налоговики выявляют контрагентов, использующих незаконные схемы возмещения НДС.

По этой причине налоговики требуют дать пояснение и представить уточненную декларацию, исключить вычет и оплатить недоимку.

На практике причины незеркальности НДС могут быть разными. Например, продавец показал НДС, исчисленный с реализации в другом налоговом периоде. Поэтому в пояснении налоговикам нужно привести документы по сделке и приложить выставленные продавцом счета-фактуры. В этой ситуации уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Но даже если контрагент является фирмой-«однодневкой», компания не может нести ответственность за действия третьих лиц, которые находятся вне его контроля и влияния (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2016 г. №Ф08-9657/15). Таким образом, использование налоговиками только сведений из программного комплекса «АСК НДС -2» без представления надлежащих доказательств о недобросовестности налогоплательщика, не является основанием для отказа компании в заявленных налоговых вычетах.

Налоговики проверяют, почему налогоплательщик выбрал данного контрагента на основании критериев, приведенных в Письме РФ от 23.03.2017 г. №ЕД-5-9/ Например, налоговики не вправе лишать вычета НДС только на основании допроса номинального директора и экспертизы почерка (Определение ВС РФ от 06.02.2017 г. №305-КГ16-14921).


На практике зачастую причиной нестыковок является отражение счетов-фактур по сделке продавцом и покупателем в разных налоговых периодах (кварталах). Например, продавец отразил счет-фактуру по реализации в I квартале 2017 г., а покупатель заявил вычет во II квартале 2017 г. Уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Риск-ориентированный подход налоговиков при проведении камеральных проверок

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками «АСК НДС-2», а также результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/). Налоговиками в этом Письме предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

    уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;

    результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/).

Пояснения по льготным операциям

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту - Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.

Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке). Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

Как отсрочить представление пояснений

На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/).

Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.

У налогоплательщиков есть возможность ознакомиться с содержанием требования до момента отправки квитанции. Поэтому, зная о большом объеме запрашиваемых пояснений, компаниям целесообразно отправить квитанцию о получении требования в последний (шестой) рабочий день, тем самым продлить срок на представление пояснений.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых эффективных фискальных сборов в государственной бюджетной системе страны.

Наличие НДС в системе налогообложения - одно из требований для вхождения в ВТО и ЕС, что говорит о финансовой значимости налога.

С точки зрения администрирования и требования к отчетности НДС - самый сложный налог для любого бизнес-субъекта как в России, так и за рубежом. С другой стороны, предприятия и ИП могут отказаться от спецрежимов, существенно облегчающих налогообложение, ради НДС - работы с контрагентами по механизму вычета входящего НДС.

НДС официально признается косвенным налогом . На практике многие экономисты относят его к прямым и заявляют о многократном налогообложении конечного потребителя из-за НДС. Система вычетов входного налога сводит эту проблему к возможному минимуму, тогда как при действии налога с оборота происходило постоянное обложение одного и того же товара на всех ступенях производства и продажи. В случае с НДС такого не происходит, но происходит налообложение как доходов, так и расходов потребителя.

В поисках новых объектов для взимания налогов в двадцатом веке был изобретен НДС. Его создателем считается Морис Лоре - французский министр по экономике. После Франции налог быстро распространился по странам Европы.

Среди экономически развитых стран только США не ввели НДС в свою систему, они используют налог с продаж.

В России после распада СССР налог с оборота был аннулирован, вместо него в 1992 году стал действовать НДС по обособленному Федеральному закону №2813-1.

Затем налоговую систему России законодатели кодифицировали в Налоговый кодекс РФ, и во второй части этого сборника, действующего с 2001 года, глава 21 посвящена НДС.

Суть проверки

Камеральная проверка - это один из видов налогового контроля и, наряду с выездной проверкой, непосредственная и эффективнейшая возможность ФНС контактировать с налогоплательщиком и его деятельностью.

Отличие этой формы контроля от выездной в:

  • постоянстве - камеральная проверка проводится сплошным методом, т. е. анализу подвергается каждая поступившая в инспекцию декларация;
  • месте работы - инспекторы занимаются исследованием на территории инспекции;
  • основаниях - не требуется каких-либо специальных причин для проведения и издания решения начальника инспекции, как и оповещения налогоплательщика о начале проверки (если в итоге инспектор не выявит нарушения, субъекту не направляется результат, так как он даже не оформляется);
  • объекте - проверяются только документы.

Если инспектор обнаруживает ошибки, он просит представителя декларации дать пояснения и внести корректировки в документ дистанционно. В редких случаях налогоплательщика вызывают в здание инспекции.

Однако, несмотря на общие правила, инспектор вправе провести осмотр помещений заявителя - это право введено с 1 января 2015 года.

Что представляет проверка по НДС

Предметом контроля по НДС является декларация .

Последняя форма декларации определена в Приказе ФНС России №ММВ-7-3/558@ .

В новом бланке добавлены разделы, в которых требуется обозначить сведения из журнала счетов-фактур и книг продаж и покупок . Такие изменения в порядке заполнения дали налоговым инспекторам возможность сверять суммы по товарам и услугам между контрагентами - покупателями и продавцами. Такая сверка позволяет находить несоответствия и неправомерное заявление на вычеты.

В 2018 году декларация сдается только в электронном виде . Подача декларации в бумажной форме ведет к наложению штрафной санкции - не только за нарушения способа представления. В 2014 году были приняты положения, согласно которым такая декларация не признается поданной, а значит, имеет место нарушение в виде непредставления декларации - дополнительный штраф. Также просрочка подачи декларации на 10 дней после последнего дня для представления может повлечь замораживание счетов и электронных денег налогоплательщика.

В целях налогового контроля используются «Контрольные соотношения декларации по НДС», приведенные в Письме ФНС России 2015 года. Эти соотношения разрабатывало структурное подразделение ФНС - Управление налогообложением.

Документ содержит подробную таблицу для проверки сведений декларации по НДС с указанием каждого контрольного соотношения, нарушенного пункта законодательства при отклонении и последствиях этого.

Пример

  1. Контрольное соотношение : сумма строки 200 раздела 9 = сумме строки 260 раздела 9.
  2. Нарушение : статьи и НК РФ, пункт 8 раздела 2 приложения 5 Постановления №1137.
  3. Название нарушения : потенциальное занижение суммы налога к уплате.

Действия проверяющего в этом случае следующие :

  1. В случае обнаружения в процессе камеральной проверки ошибок в декларации или расчете по НДС либо несоответствия данных, указанных в поданных документах либо документах, имеющихся у налоговой инспекции, либо противоречия в отчетности, необходимо сообщить налогоплательщику об этом и потребовать предоставления пояснений в течение 5 дней либо внесения корректировок.
  2. Если строка 050 раздела 1 декларации заполнена, необходимо отправить налогоплательщику требование о предоставлении документов, удостоверяющих основания применения вычетов по НДС согласно статье 172 НК РФ .
  3. В случае выявления нарушения налогового законодательства необходимо сформировать акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ .

Таким образом, детальному контролю подвергается каждое указанное лицом значение.

Среди частых ошибок в заполнении декларации:

  • неправильные коды видов операций - с июля 2016 года вступили в силу новые коды;
  • неполный вычет НДС по счет-фактуре - требуется предъявление полных сумм товаров, работ, услуг;
  • неправильные реквизиты счет-фактуры - счета-фактуры покупателей и продавцов должны быть идентичны во всем, иначе программное обеспечение налогового органа отменит несоответствие;
  • возвращение товара;
  • исправления в журнале счетов-фактур.

Сроки и период

Плательщики НДС отчитываются о своем хозяйствовании по завершении каждого налогового периода, которым признан квартал.

С началом 2015 года этим лицам позволено подавать декларацию на 5 дней позже, чем было прежде. Теперь декларация подается каждое 25 число месяца, идущего после квартала - 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 января соответственно.

Со дня приема документа отдел камеральных проверок в срок до трех месяцев осуществляет проверку заявления - .

3 месяца - это предельный период для контроля . Он может быть и сокращен в некоторых случаях, как разъяснил Минфин в Письме №03-07-14/37233 в 2016 году. Минфин указал, что камеральная проверка может быть завершена досрочно, если подана декларация на возмещение НДС и налоговая инспекция не имеет по ней вопросов к налогоплательщику.

Обнаружение ошибок

В ответ на полученное электронное требование лицо обязательно высылает отчет о получении документа - квитанцию, не позднее 6 дней с даты отправки инспекцией требования . Нарушение срока также угрожает налогоплательщику блокированием банковских счетов и онлайн-кошельков.

Дача пояснений осуществляется в письменном виде тоже по электронному каналу с электронной подписью, почтовым письмом либо личным визитом. В любом случае требование необходимо исполнить не позднее 5 рабочих дней после его получения.

Внесение поправок подразумевает подачу декларации повторно - уточненной, с номером корректировки 1, 2 и т.д.

Истребование документов

Раньше список обстоятельств, когда налоговая инспекция требовала для проверки первичные документы, счета-фактуры и иные отчеты, касающиеся НДС, был узко ограниченный . В 2015 году ФНС получила более широкие возможности для истребования.

Новые основания для этого:

  • несоответствие между сведениями по одной и той же операции, сообщенными двумя налогоплательщиками;
  • несоответствие данных декларации в счетах-фактурах;
  • противоречия в декларации.

Проверка территории

Важнейшим новшеством порядка камеральных проверок является введенное с 2015 года полномочие осматривать территорию хозяйствования, помещения налогоплательщика, его имущества и территории контрагентов. Регламентация этого процесса приведена в статье 92 НК РФ .

Камеральная проверка перестала крепиться исключительно к зданию налогового органа.

перечисляет обстоятельства, при которых допускается осмотр :

  • ошибки, несоответствия и противоречия в отчетности, за которыми, возможно, скрывается попытка незаконного уменьшения налоговой базы;
  • в декларации заявлено возмещение НДС.

Для осмотра проверяющий инспектор формирует постановление, содержащее :

  • обоснование, мотивацию;
  • подпись начальника инспекции либо его заместителя.

Для непосредственного начала осмотра инспекторы проверяющей группы обязаны предъявить служебные удостоверения и постановление.

Дополнительные действия

Проверяющий инспектор имеет право и на другие контрольные мероприятия:

  • допрос свидетелей;
  • проведение экспертизы;
  • привлечение переводчиков, специалистов.

Налоговый мониторинг

Еще одним новшеством последних лет является форма налогового контроля в виде мониторинга, введенная тоже в 2015 году.

Этому контролю подвергаются, как и налоговым проверкам, правильность исчисления и своевременность перечисления налогов в государственную казну. К этим налогам относится и НДС.

Суть мониторинга - проверка документов организации в электронном режиме по добровольному заявлению .

Во время налогового мониторинга по данному предмету не могут производиться другие проверки - как камеральные, так и выездные. Исключения :

  • подача декларации с возмещением НДС;
  • подача уточненной декларации с меньшей суммой налога к уплате;
  • выявление нарушения налогового законодательства в процессе мониторинга.

Организации сами направляют документацию для контроля. Этим правом наделены только лица, имеющие большие обороты бизнеса: не меньше 3 миллиарда рублей доходов, 3 миллиарда рублей стоимости активов, общая сумма уплачиваемых налогов не меньше 300 миллионов рублей.

Результаты камеральной проверки

Если инспекция не находит нарушения в расчете и уплате НДС, то проверка автоматически закрывается . По ее итогам не составляются какие-либо акты.

В случае выявления нарушений инспектор формирует акт камеральной проверки до истечения 10 дней со дня завершения проверки и направляет субъекту контроля не позднее 5 рабочих дней с даты его составления.

Лицо - ИП или организация - знакомятся с содержанием акта и вправе представить возражения по его положениям на протяжении месяца со дня получения.

По прохождении этого срока начальник инспекции в течение 10 рабочих дней организует рассмотрение деталей проведенной проверки, представленных возражений. Обязательно осведомление заинтересованного лица о дне и месте проведения рассмотрения, так как налогоплательщик вправе присутствовать при этом. По результатам изучения начальник принимает решения о привлечении плательщика НДС к ответственности либо отказе в привлечении к ответственности.

Обычно возврат налога производится после камеральной проверки.

Приняты 3 варианта возврата :

  • зачет для погашения имеющихся у лица недоимки, пени, штрафов - по всем федеральным налогам и сборам;
  • учет для будущих налоговых сумм;
  • перечисление средств на счет налогоплательщика.

В пункте 2 указывает, что получение возмещения исполняется после окончания камеральной проверки декларации, в которой заявлена сумма к вычету.

Пункт 8 допускает непосредственное возмещение в ситуации заявительной процедуры.

Таким образом, возмещение происходит по двум схемам :

  1. Подача декларации, камеральная проверка в течение 3 месяцев + период рассмотрения материалов дела, если обнаружены ошибки, возврат.
  2. Подача одновременно декларации, гарантии банка и заявления о возмещении НДС, выполнение возврата в течение 12 дней, затем - камеральная проверка по декларации и другим документам. Если инспектор обнаружит ошибки и аннулирующие основания для вычета, будет организована процедура восстановления НДС.

Новое на сайте

>

Самое популярное