Домой Сбербанк К обобщающим показателям уровня жизни населения относят. Показатели оценки уровня жизни населения россии

К обобщающим показателям уровня жизни населения относят. Показатели оценки уровня жизни населения россии

При решении различных как исследовательских, так и практических задач выясняется, что разные специалисты по-разному понимают термин "уровень жизни" и используют неодинаковые его толкования. Действительно, понятие уровня жизни весьма сложно, многогранно и требует уточнения как в его наиболее общем смысле, так и в отдельных его интерпретациях, используемых в различных приложениях.

Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, положение населения.

Имеющиеся в научной литературе определения уровня жизни акцентируют или отталкиваются от различных исходных понятий: производства, потребления, доходов, стоимости жизни, потребительских нормативов и стандартов или имеют комплексный многоаспектный характер.

При подходе "от производства" исходят из зависимости уровня жизни от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства.

Между уровнем жизни и общественным производством существует сильная обратная связь. Это, прежде всего, зависимость от уровня жизни и качественных характеристик трудовых ресурсов (что особенно подчеркивалось в советский период) и эффективности труда занятых, и повышение материальной заинтересованности работника в высокопроизводительном труде с ростом его потребительских возможностей.

Определение уровня жизни как совокупности характеристик потребления широко используется как в отечественных исследованиях и разработках, так и в работе международных организаций и международной статистической информации.

В официальных статистических материалах, в частности в сборниках Госкомстата России, к уровню жизни почти безоговорочно относят все рубрики, перечисляющие доходы, заработную плату, пенсии, социальные пособия и трансферты. Например, в статистическом сборнике "Россия в цифрах" записано: "Уровень жизни включает:

o данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования;

o показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения (в том числе сферу распространения низких доходов);

o основные показатели социального обеспечения и социальной помощи;

o жилищный фонд и жилищные условия населения".


Система показателей уровня жизни

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека (населения).

Показатели, характеризующие уровень жижи, многообразны и тесно связаны с концепцией уровня жизни. Некоторые из наиболее важных показателей представлены в табл. 7.2.

Таблица 7.2. Основные показатели уровня жизни

Основные (абсолютные)

Удельные (средние)

1. Объем национального дохода

1. Доля фонда потребления в национальном доходе

2. Национальные доходы населения

2. Реальный доход на душу населения

3. Фонд заработной платы

3. Средняя и минимальная заработная плата

4. Доходы от предпринимательской деятельности

4. Средний доход от предпринимательской деятельности

5. Объем пенсионных фондов

5. Средний и минимальный размеры пенсии

6. Объем товарооборота

6. Товарооборот на душу населения

7. Объем выполненных услуг

7. Объем услуг на душу населения

8. Величина жилого фонда

8. Обеспеченность жильем на одного человека (кв. м, комната)

9. Численность занятых в отраслях экономики

9. Доля безработных в экономически активном населении

10. Естественный прирост населения

10. Продолжительность жизни

Уровень жизни следует рассматривать как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемую за счет создаваемых экономических и материальных условий и возможностей, реализуемую через потребление и определяемую, прежде всего, соотношением уровня доходов и стоимости жизни.

Уровень жизни - это отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами.

Для практических расчетов достаточным может быть даже такое схематическое определение: уровень жизни населения - это отношение уровня доходов к стоимости жизни. Уровень доходов в данном случае наилучшим образом отображается показателем располагаемых ресурсов, поскольку в него, кроме текущих доходов, включаются и накопленные сбережения. Однако для простоты вычислений может быть использован и более распространенный показатель среднедушевого денежного дохода. Стоимость жизни может учитываться с помощью рационального потребительского бюджета, прожиточного минимума потребительской корзины (исчисляемых с помощью индексов стоимости жизни). Принимая во внимание, что в настоящее время прожиточный минимум рассчитывается регулярно, причем для различных групп населения и регионов страны, его использование наиболее практично и применимо в реальных расчетах.

Таким образом, наиболее удобным показателем уровня жизни U, отвечающим данному определению, является отношение среднедушевого денежного дохода ДСЛ и усредненного прожиточного минимума miny:

или, учитывая различные категории населения i (например, трудоспособные, пенсионеры, дети) - отношение суммарного значения доходов и прожиточных минимумов по различным категориям населения:

Конечно, выше представлена лишь базисная, ядерная конструкция, к которой необходимо добавить характеристики условий жизни и социальной обеспеченности населения, включая жилищные условия, развитие элементов социальной сферы и социальной инфраструктуры и некоторые другие, выходящие за рамки круга основных показателей уровня жизни и пересекающиеся с показателями качества жизни.

Кроме того, важно еще раз подчеркнуть, что речь здесь идет об уровне жизни только как об экономической и расчетно-статистической категориях. Более широкое понимание уровня жизни предполагает его рассмотрение в связи с качеством и образом жизни населения, характером имущественной обеспеченности, стилем социального поведения, политико-идеологической ориентацией и предпочтениями.

Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека (населения). Чтобы иметь полное представление об уровне жизни, необходимо комплексное изучение доходов населения и его потребностей, уровня и структуры потребления, обеспеченности жильем, имуществом, предметами культурно-бытового назначения и др.

Показатели, характеризующие уровень жизни, многообразны. Прежде всего, они подразделяются на общие и частные. К общим показателям относятся размеры на душу населения:

1) национального дохода; 2) фонда потребления (продукция отраслей экономики, идущая непосредственно на потребительские цели); 3) потребительского фонда национального богатства (объем накопленного потребительского имущества - жилых, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового, хозяйственного назначения). Эти показатели характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

Из частных показателей можно выделить: 1) уровень и способы потребления; 2) условия труда; 3) обеспечение жильем и благоустройством быта; 4) уровень социально-культурного обслуживания; 5) условия воспитания детей; 6) социальное обеспечение и др. Данные показатели обусловлены общественным развитием, но имеют большую детализацию и конкретизируются по отдельным группам населения (работников), территориям и т.д.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества и человека, экономические возможности удовлетворения потребностей. К ним относятся показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние каждого человека (номинальные и реальные доходы, занятость и др.). Эти показатели тесно связаны с воспроизводством рабочей силы (населения), характеризуя его экономическую основу, что особенно ярко проявляется в величине и дифференциации доходов населения.

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы. Они находят отражение в социальных показателях (более широкое толкование) и тесно связаны с развитием социальной сферы и экономики в целом. Эти факторы дают представление о естественной основе народонаселения, что отчетливо просматривается в изменении численности населения, его отдельных групп и продолжительности жизни.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей: первые имеют объективную (экономическую, техническую и т.д.) базу, вторые - субъективное мнение, субъективную оценку удовлетворенности трудом, семейными отношениями, доходами, работой, образом жизни и т.п. отдельных лиц и групп населения. Субъективная оценка учитывается в концепции качества жизни.

Стоимостные и натуральные показатели. К стоимостным относятся все показатели доходов и другие показатели в денежной форме (товарооборот, объем услуг, перевозок, денежные вклады и накопления и т.п.). Натуральные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях (килограммы, штуки, квадратные метры, кубические метры и т.д.) - потребление продуктов питания, жильем, товарами культурно-бытового назначения.

Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг. Качественные показатели позволяют охарактеризовать качественную сторону благосостояния населения - это структура потребления благ, услуг, питания, уровень образования, квалификация, обеспеченность предметами социально-бытового назначения длительного пользования.

Как уже отмечалось, уровень жизни - многогранное явление, зависящее от многочисленных, разнообразных причин. Жизнедеятельность любого человека определяется широким спектром естественных и общественных факторов, начиная с состояния воздушной и водной среды, жилищно-бытовых и производственных условий, объема и качества потребительских товаров и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических институтов. Наиболее значимые группы факторов - политические и экономические, факторы развития социальной сферы (социальные) и научно-технического процесса (НТП), экологической (окружающей) среды и др.

Действие факторов может быть усилено (ослаблено) природно-климатическими условиями и наличием (отсутствием) ресурсов (человеческих, трудовых, производственных, финансовых, информационных, духовных). Но прямой зависимости здесь нет. Например, богатыми странами считаются Япония, Швейцария, которые обладают очень скудными природными ресурсами. Высокий уровень благосостояния отмечается в странах как с большой численностью населения (США, Германия, Япония), так и с небольшой (Люксембург, Финляндия, Швейцария). Сходные суровые климатические условия имеют, например, Канада, Норвегия, Россия (северные регионы), а по уровню жизни эти страны различаются.

Под уровнем жизни принято понимать количество материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения страны в том или ином периоде хозяйствования. В состав понятия «уровень жизни населения страны» входят не только материальные, но также культурные и социальные потребности граждан.
В соответствии с документами Международной организации труда каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обеспечение, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и членов его семьи, а также на обеспечение в случае безработицы, инвалидности или утраты средств к существованию.
Понятие «уровень жизни населения страны» - категория историческая. Она отражает обеспеченность граждан материальными благами и услугами на конкретный период времени. Это понятие имеет количественное и качественное содержание, дополняется различными категориями воспроизводственного процесса, новыми характеристиками условий труда, жизни и быта. Для характеристики уровня жизни применяется большой круг показателей, которые классифицируются по различным признакам.
По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни населения страны, показатели делятся на общие и частные.
Общие показатели уровня жизни — это объем на душу населения национального дохода. Эти данные характеризуют степень достижения социально-экономического развития общества в целом. Например, в развитых странах годовой доход на душу населения составляет 25 тыс. долл. США и более, в экономически отсталых странах (Эфиопии, Сомали, Мозамбике и др.) годовой доход на душу населения не превышает 100 долл. США.
К частным показателям уровня жизни населения можно отнести:
- уровень потребления;
- условия труда;- обеспеченность жильем;
- уровень социального обслуживания;
- условия воспитания детей;
- социальное обеспечение.
По содержанию показатели уровня жизни населения страны делятся на экономические и социально-демографические. Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребности. Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.
По характеру отражения процессов потребления материальных благ и услуг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и натуральные.
К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).
Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).
По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жизни населения подразделяются на количественные и качественные. Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг. Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).
При исследованиях социальных процессов выделяются статистические показатели, наиболее полно отражающие ситуацию в определенной сфере, характеризующей уровень жизни, - индикаторы. Для сравнения отдельных индикаторов их выражают в форме индексов. Индикаторы и индексы формируют систему показателей уровня жизни.
Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных программах социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материального производства страны, связанного с производством продовольственных и непродовольственных товаров, строительством объектов социальной инфраструктуры, деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы страны.
Для региональных и международных сопоставлений используют систему показателей, рекомендованных ООН. Условно можно выделить несколько групп показателей уровня жизни.
Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях, а именно:
- питание - среднесуточное количество на душу населения калорий и граммов белка;
- здоровье - средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности;
- жилище - общая площадь на душу населения;
- домашнее имущество - обеспеченность населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т. д.;
- уровень культуры - среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше;
- платные услуги на душу населения;
- другие показатели.
Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся:
- ВВП на душу населения;
- доля товаров и услуг в структуре ВВП;
- денежные доходы на душу населения;
- начисленная среднемесячная зарплата одного работника;
- средний размер назначенных месячных пенсий;
- реальные располагаемые денежные доходы;
- индекс потребительских цен;
- минимальная оплата труда;
- минимальный потребительский бюджет и др.
Третья группа характеризуется интегральными показателями. Специалисты Программы развития ООН (ПРООН) разработали интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 странам. ИРЧП исчисляется как среднее трех величин: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования населения (25 лет и старше), соотнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутым в мире.
По данным за 2001 г., представленным в докладе ПРООН, в группу развитых входили 55 стран. Россия по ИРЧП занимала 63 место (0,779), оставаясь в группе среднеразвитых стран. За последние два-три года наметилось повышение данного индекса, и страна переместилась на более высокую позицию (с 72-й позиции в 1995 г.).

Исследования уровня жизни населения ведутся всесторонне с конца 1950-х гг. Начиная с 1970 г. эти исследования приобрели постоянный и многосторонний характер. В международной статистике существуют различные определения уровня жизни населения.

Следует различать понятие уровня жизни населения в узком и широком смысле слова:

В узком - это удовлетворение личных потребностей в материальных и духовных благах;

В широком - весь комплекс социально-экономических условий жизни народа.

Уровень жизни в широком смысле слова называется качеством жизни. Выделяют четыре уровня качества жизни населения:

1. Нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор материальных благ и услуг, потребление которых позволяет поддерживать жизнеспособность человека.

2. Бедность - это потребление благ и услуг на уровне сохранения работоспособности (низшая граница воспроизводства рабочей силы). В международной статистике используется два определения бедности: абсолютная и относительная бедность. В первом случае под бедностью понимают такое состояние домохозяйств, при котором они не в состоянии обеспечить себя суммой благ, абсолютно необходимых для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни. Во втором случае под бедностью понимают низкие доходы домохозяйств, которые значительно ниже какого-то заданного стандарта.

3. Нормальный уровень жизни населения - это потребление материальных благ и услуг по рациональным научно обоснованным нормам, обеспечивающим человеку нормальное восстановление его физических и интеллектуальных сил.

4. Достаток - потребление благ и услуг на уровне, обеспечивающем всестороннее развитие человека.

Понятие «уровень жизни» обладает сложной структурой, поскольку характеризует сферу жизнедеятельности людей, где переплетаются экономические, социальные и психологические отношения. Уровень жизни - это не только степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, но и абсолютное количество и качество потребляемых благ.

Определение показателей уровня жизни населения даже в рамках национальной статистики значительно усложняется в тех случаях, когда государства велики по территории и численности населения и, следовательно, весьма неоднородны по уровню жизни.

Что же касается международной статистики, то появляются новые факторы и условия, еще в большей степени затрудняющие сравнение и сопоставление уровня жизни населения. К этим условиям относятся:

Уровень экономического развития стран и их потенциал;

Состояние финансовой системы;

Обеспеченность природными ресурсами;

Уровень интеллектуального потенциала стран;

Географические факторы;

Национальные традиции и особенности.

К сказанному выше необходимо добавить, что уровень жизни можно рассматривать как определенный минимум благ и услуг.

1. Физиологический минимум, при котором свыше 80% средств уходит на продукты питания. Что касается промышленных товаров, то это те товары, без которых не обойтись (одежда, обувь, головные уборы). Затраты на услуги крайне незначительны. Физиологический минимум позволяет человеку только существовать без восстановления трудоспособности.

2. Прожиточный минимум обеспечивает человеку не только существование, но и восстановление его трудоспособности.

3. Социальный уровень. Этот уровень потребления основан на рациональном бюджете - так называемый уровень малообеспеченное™.

Уровень жизни может измеряться как по отношению ко всему населению, так и по отношению к отдельным группам населения. Показатель уровня жизни населения рассматривается как показатель социальной эффективности общественного производства.

Поскольку не существует однозначного определения категории уровня жизни населения, то дискуссионными остаются вопросы о перечне показателей, необходимых для ее адекватной статистической характеристики.

Для характеристики уровня жизни населения специалистами в этой области предлагаются:

Отдельные частные показатели;

Один обобщающий показатель;

Система показателей.

Частные показатели характеризуют отдельные стороны уровня жизни населения, что недостаточно для комплексной характеристики этой категории. Разработка обобщающего показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей международной статистики. В качестве обобщающего показателя предлагались: индекс реальной заработной платы, индекс прожиточного минимума, индекс стоимости жизни. Каждый из этих показателей ценен, но они не дают всесторонней характеристики уровня жизни.

В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Он являлся первой попыткой создания системы показателей. В 1978 г. была разработана новая система показателей уровня жизни населения, включавшая 12 групп показателей.

В настоящее время для оценки уровня жизни населения Статистическая комиссия ООН рекомендует выделять следующие группы показателей:

Демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни);

Показатели доходов населения (реальных и номинальных);

Показатели расходов и сбережений;

Показатели потребления населением материальных благ и услуг;

Показатели обеспеченности населения жильем и предметами длительного пользования;

Показатели занятости и безработицы;

Показатели условий труда населения;

Показатели свободного времени;

Показатели образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха.

Сложность и многогранность категории уровня жизни населения предопределяют необходимость ее комплексной характеристики на основе системы показателей. В силу того, что все элементы уровня жизни объективно взаимосвязаны, такими же взаимосвязанными должны быть и статистические показатели.

Все показатели, входящие в систему показателей уровня жизни населения, можно разбить на две группы.

1. Количественные показатели, характеризующие количественную сторону уровня жизни:

Показатели доходов населения;

Показатели расходов и потребления материальных благ;

Сбережения;

Показатели накопленного имущества и обеспеченности жильем;

Показатели дифференциации доходов, уровня и границ бедности.

2. Качественные:

Показатели демографической статистики (коэффициент детской смертности, материнской смертности, средняя продолжительность жизни);

Показатели состояния и охраны здоровья;

Показатели качества и структуры потребляемых продуктов питания;

Показатели уровня грамотности, образования и культуры;

Показатели комфортабельности жилья.

Для характеристики уровня жизни населения используются следующие источники:

Переписи населения;

Переписи жилья;

Специальные выборочные обследования;

Текущая статистика.

Наиболее полным источником информации об уровне жизни населения в большинстве стран мира являются переписи населения. Их преимущества:

Универсальность с точки зрения охвата исходной совокупности;

Широкий спектр получаемых данных;

Детальное документирование результатов.

Но этот источник обладает и недостатком: переписи населения проводятся редко.

Как пример специальных выборочных обследований можно назвать выборочные обследования учреждений здравоохранения в США, обследования городов с неблагоприятными условиями для жизни во Франции, выборочные обследования расходов семей в Великобритании. В Швеции и Норвегии выборочные обследования уровня жизни населения проводятся статистическими службами этих стран каждые 5 лет.

С 1993 г. система показателей уровня жизни населения отражается в Системе национальных счетов. Счета, построенные на основании социальной информации, называются сателлитными (спутниковыми) счетами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Современное состояние и проблемы регулируемого объекта

Здесь мы рассмотрим понятие уровня жизни, связанную с ним систему показателей, необходимых для комплексного прогноза, а также проблемы, возникающие в нашей стране, опираясь на конкретные показатели.

1.1 Понятие уровня жизни

Важнейшим показателем, отображающим эффективность социально-экономической политики государства, является уровень жизни населения. В конвенциях Международной организации труда (МОТ), Концепции ООН, признающей жизнь человека высшей ценностью, каждый человек имеет право на уровень жизни, обеспечивающий поддержание здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

1.2 Необходимость учета уровня жизни населения и задачи учета

Анализ тенденций в изменениях уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:

Общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;

Оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;

Анализ характера степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;

Выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

1.3 Показатели уровня жизни населения

Уровень жизни может определяться множеством показателей, характеризующих какие-либо стороны жизнедеятельности человека. Эти показатели в разной степени используются при анализе уровня жизни и планировании мер его регулирования.

Существует три основных вида показателей уровня жизни населения:

1.Конкретные частные показатели, выраженные натуральными величинами.

2.Стоимостные или обобщающие показатели.

3.Интегральные показатели.

Рассмотрим в отдельности каждый из них.

1.4 Конкретные частные показатели, выраженные натуральными величинами

К показателям данной категории могут быть отнесены следующие:

1. Питание: среднесуточное количество килокалорий (или грамм белка, как наиболее ценного источника энергии для организма) на душу населения.

Что касается для всего населения РФ, то продовольственная корзина рассчитана на 2500 килокалорий (белок 74 г., в т. ч. животного происхождения -- 21 г.). Такие количества далеки от стандартов развитых стран, особенно по показателю белка на душу населения и почти соответствуют питанию в развивающихся странах.

Результат бюджетного обследования свидетельствовал о том, что с ростом дохода на члена семьи увеличивается потребление мяса и мясопродуктов, яиц (белка животного происхождения); уменьшается потребление хлеба и хлебопродуктов, картофеля. Обеспеченные группы населения приобретали больше мясопродуктов, деликатесных видов рыб, кондитерских изделий, соков, свежих фруктов.

2. Здоровье и здравоохранение: прежде всего это ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности.

Россия занимает 142 место в мире по продолжительности жизни - уступая Ираку и чуть обгоняя Белиз. В нашей стране этот показатель составляет 67,66 года. Рейтинг по уровню продолжительности жизни на момент рождения является мерилом общего уровня жизни в той или иной стране. Некоторыми специалистами он также рассматривается как индикатор потенциального возврата инвестиций, сделанных в той или иной стране в человеческий капитал.

Наибольшая продолжительность жизни оказалась в малой стране Европы - Андорре. Там люди живут в среднем 83,49 года. Меньше всего - 31,3 года отмерено жителям Мозамбика.

Из государств Евросоюза по этому показателю лидирует Швеция - 79,97 года. Из стран Восточной Европы лучше всего дела с продолжительностью жизни обстоят в Словении - 64 место и 75,5 лет. На 69 месте Чехия, на 71 - Македония, на 72 - Словакия, на 75 - Хорватия, на 79 - Сербия и Черногория, на 80 - Польша (73,91 года).

Кроме того, коэффициент смертности значительно превышает показатель в других развитых странах.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2006 года является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.

3.Жилище: общая площадь на душу населения.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2002г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.

Финансовое положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения.

4. Домашнее имущество: обеспеченность населения бытовой техникой.

Данные показатели в России значительно ниже показателей в западных странах. Кроме того, высок процент домашних хозяйств, не обеспеченных необходимым набором бытовых приборов.

5.Уровень культуры: обобщающий показатель- среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше.

За последние 20 лет этот показатель в Российской Федерации поднялся в 1,5 раза. С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры. Тогда сократилась численность студентов, многие ВУЗы перевели обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд. В настоящее время гораздо меньше средств тратится на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны. Для преодоления этих негативных факторов необходимо дополнительное финансирование этих отраслей, что затруднено в сегодняшних условиях России, но очень важно для дальнейшего развития и благополучия страны.

Кроме рассмотренных выше, к факторам, определяющим уровень жизни относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.

1.5 Стоимостные (обобщающие) показатели

К данным показателям относятся: ВВП на душу населения, доля товаров и услуг в структуре ВВП, доля потребления домашних хозяйств, денежные доходы на душу населения, номинальная и реальная з/п одного работника, МОТ и другие.

Индикаторы

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц

Реально располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата занятых в экономике, руб.

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

Средний размер назначенной пенсии, руб. в месяц*

Реальный размер назначенной пенсии, %

Индекс потребительских цен

* Рассчитан исходя из предпосылки, что сохранится в 2002-2006 гг. соотношение 2000-2001 гг.: пенсии составят 35 % средней заработной платы

Прогноз реальных располагаемых доходов населения

Реальность прогнозируемых стоимостных индикаторов в прямой зависимости будет находиться от эффективности экономики, в частности, повышения производительности труда. С учетом задолженности предприятий, необходимости технического и технологического обновления и развития, рост производительности труда должен опережать рост заработной платы. Показатели в значительной мере ниже аналогичных показателей западных стран.

1.6 Интегральные показатели

Необходимо рассматривать взвешивающие коэффициенты. Мы рассмотрим наиболее распространенный показатель, разработанный специалистами “Программы развития ООН”- Индекс Развития Человеческого Потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала - это один из важнейших показателей, которым ОНН измеряет развитие социальной сферы в различных странах. В числе главных составляющих этого индекса: ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; уровень образованности населения и реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП)(доля каждого 1/3). Взятые вместе, они отражают три основных качества развития страны: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойный человека материальный достаток. Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0. ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40,000 долларов США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, или учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944 (по данным за 2001 год). ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275 (по данным за 2001 год). В советское время Россия занимала по ИРЧП место в числе развитых стран мира. Она славилась своим образованием; продолжительность жизни, хотя и не была очень высокой, но росла, а уровень жизни рассчитывался так, что мог считаться вполне сопоставимым с развитыми странами. Спад производства и сокращение ВВП в России в 90-х годах, связанные с трансформационным переходом к рыночной экономике, привели к тому, что она покинула по показателю ИРЧП группу развитых стран и заняла места в группе государств со средним уровнем развития. Так, например, Россия в 1995 г. занимала по ИРЧП лишь 114 место из 174 стран, по которым рассчитывается индекс человеческого капитала. После 2000 года в связи с быстрым экономическим ростом ИРЧП России стал расти, в результате чего Россия переместилась на 62 место.

2. Основные направления государственного регулирования

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и, в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры ""теневой экономики"". Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни.

Итак, существует три основных направления регулирования уровня жизни:

1. С помощью государственных минимальных социальных стандартов . Данные стандарты направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. ГМСС - установленный законодательством минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный прожиточный минимум; минимальный размер социальных пособий и выплат; номенклатуры, перечня и набора бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы; нормы обеспечения населения социальными услугами и т.д.

2. С помощью регулирования оплаты труда . В нашей стране работодатели начисляют з/п без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер з/п на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.

3. С помощью регулирования социального развития . При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.

3. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие уровень жизни

1. Конвенции Международной организации труда (МОТ)

2. Концепции ООН

3. Методика расчета минимального потребительского бюджета (1991г., министерство труда)

5. Указ Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации”.

7. Постановление № 192 “Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации” (февраль 1999 г.)

8. Федеральный закон № 201 “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (ноябрь 1999 г.)

4. Историческое развитие регулирования уровня жизни

В качестве интегрального показателя в социальной практике до 90-х годов использовался показатель среднедушевого реального дохода. Основные формы его повышения: рост реальной заработной платы и увеличение выплат из общественных фондов потребления. В показателе “реальные доходы” кроме денежных доходов учитывались натуральные доходы в стоимостной оценке, доходы в виде материальных затрат учреждений социальной сферы, вклады населения в ценные бумаги, сбережения.

С 1992 г. используется новый показатель - “реально располагаемые доходы” (денежные доходы за минусом налогов и обязательных платежей с учетом темпов инфляции).

Различие между двумя показателями заключается не только в том, что реально располагаемые доходы - это объемный показатель, а среднедушевой реальный доход - это средний размер дохода на душу населения, но и в методологии расчета.

Как наиболее информативные в отечественной и зарубежной практике используются показатели бедности: абсолютной и относительной. Абсолютная бедность - это отсутствие дохода как такового или отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности (семьи).

Исходя из положений этих теоретических разработок и учитывая сложившуюся международную практику, в Российской Федерации была предпринята попытка в нормативном порядке установить показатель уровня жизни.

В 1991 г. Министерством труда РФ была утверждена Методика расчета минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет - это наименьший доход, который обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы. Он учитывает не только расходы на питание, но и потребности человека в вещах, услугах, отдыхе. Говоря проще, это минимальный уровень нормальной жизни, в котором учитывается более 300 позиций.

Однако в первом полугодии 1993 г. в России имели доходы ниже минимального потребительского бюджета 81 % населения. По меркам развитых стран, данный показатель и есть уровень бедности. Например, в США ниже этой черты проживает всего около 15 % граждан.

Стало ясно, что данный показатель не может применяться, поскольку возможности экономики страны не обеспечивают минимального потребительского бюджета для подавляющего большинства населения.

Поскольку существовала острая необходимость в каком-то расчетном показателе, который бы применялся при определении минимальных потребностей населения, пенсий, социальных пособий и других нужд, в качестве вынужденной меры в оборот был введен показатель “прожиточный минимум”.

В ноябре 1992 г. Министерство труда Российской Федерации направило в регионы Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам, разработанные в соответствии с Указом Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации”.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального продовольственного набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на непродовольственные товары, на налоги и другие обязательные платежи. На основе методических рекомендаций можно рассчитать не только величину среднедушевого прожиточного минимума, но и отдельно для детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, трудоспособных граждан, пенсионеров.

Такие расчеты позволяют формировать прожиточный минимум практически для любых типов семей: супружеская пара с детьми и без детей, матери-одиночки и т.п. При формировании бюджета прожиточного минимума семьи необходимо учитывать объективные факторы, формирующие различия в уровне потребительских расходов одиночек и семей.

Прожиточный минимум, рассчитанный по методике 1992 г., существенно отличается от минимального потребительского бюджета, т.к. содержит весьма ограниченный минимальный набор продовольственных товаров, расходы на непродовольственные товары, услуги. Налоги и обязательные платежи даны не в натуральных показателях, а в процентном отношении к стоимости продовольственного набора. По сути, это сумма потребления товаров и услуг, способная поддержать существование людей на короткий кризисный период экономики (один - два года).

Тем не менее, такая методика применяется до сих пор, что влечет за собой ряд негативных последствий. Главным из них является расширение маргинальных слоев населения и потеря веры среди людей, входящих в эти слои, в поддержку государства, а это, в свою очередь, не позволяет создать условия для укрепления социальной стабильности

Кроме того, что введение в социальную практику нормативного показателя, не обеспечивающего устойчивое развитие общества, само по себе является опасным, при подготовке методики были допущены серьезные просчеты. Например, проведенное зонирование территории России не в полной мере учитывало различие природно-климатических условий, национальных традиций, характера расселения и т.д., что привело к необоснованному отнесению ряда регионов с суровыми природно-климатическими условиями к регионам, имеющим более благоприятные условия.

Чрезвычайно важным становится введение в научный оборот и в практику социального управления не суррогатных расчетных и оценочных показателей уровня жизни, как это было до сих пор, а показателей, которые позволяют производить расчеты, оценку и регулирование уровня жизни населения России в рамках практики, общепринятой в мировом сообществе.

Необходимым условием успешного проведения социальных реформ является введение минимальных социальных стандартов, т.е. перечня основных социальных услуг, которые государство стремится гарантировать всем гражданам. Наличие реально функционирующего механизма обеспечения минимальных социальных стандартов - условие и признак общей управляемости в стране, потеря которой не только деморализует общество, но и лишает его надежды на исправление положения в будущем.

Царящий в экономике и социальной сфере управленческий хаос грозит существованию самого федеративного государства. Начинать его преодоление следовало бы с наведения порядка в законодательстве, в том числе социальном. В специальных изданиях идет заинтересованный разговор о необходимости принятия кодекса социального обеспечения, включающего сквозную, прозрачную и внутренне согласованную систему гарантий и правил, что сняло бы многие противоречия в социальном обеспечении и обслуживании, ввело унификацию, способствовало бы экономии средств, в частности, путем ограничения количества льгот для одного пользователя.

Чрезвычайно важной представляется разработка принципиально новой системы оценочных показателей, технологий расчетов и государственного регулирования уровня жизни населения на их основе.

В Российской Федерации в этом направлении предприняты реальные шаги, прежде всего, упорядочивающие определения понятий.

Так, 24 октября 1997 г. был принят Федеральный Закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. В статье 1 закона даны определения понятия “потребительская корзина” и “прожиточный минимум”:

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум имеет непосредственное отношение к уровню жизни и суммирует нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социально-демографическим группам населения, природно-климатическим зонам, национальным особенностям и др. факторам.

Потребительская корзина и прожиточный минимум позволяют полнее охарактеризовать жизнедеятельность людей и являются составными частями системы показателей доходов и уровня жизни населения.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Подготовлен и принят пакет законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую базу по исполнению закона.

В феврале 1999 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 192 “Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации”.

В ноябре 1999 г. принят Федеральный закон № 201 “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”. Законом установлена потребительская корзина для основных социально-демографических групп, которая определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в натуральных показателях.

Законом регламентируется порядок определения продовольственных наборов, наборов непродовольственных товаров и услуг.

Министерство здравоохранения разработало минимальный набор продовольственных товаров, Госкомитет по ЖКХ - минимальный набор платных жилищно-коммунальных услуг и минимальный набор услуг энергоснабжения, Министерство промышленности, энергетики и транспорта - минимальный набор транспортных услуг, Министерство социальной защиты населения и труда совместно с Советом профсоюзов разработали минимальный набор предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения.

В результате внедрения новой технологии расчета величина прожиточного минимума будет научно обоснованной, т.к. в потребительскую корзину войдут натуральные показатели норм потребления не только продовольственного набора, но и минимального набора непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования, минимального набора платных услуг, рассчитанных с учетом научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум действительно станет социальным стандартом, учитываемым при разработке и реализации социальной политики, при оценке уровня жизни населения, обосновании устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. В конечном итоге он станет одним из основных показателей при формировании федерального и региональных бюджетов.

Реализация Закона Российской Федерации “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” имеет первостепенное значение для создания единого социального пространства на всей территории страны. Оно предполагает наличие такой системы, в которой бы, с одной стороны, была четко закреплена доля централизованных на федеральном уровне финансовых ресурсов, способных нивелировать чрезмерную региональную дифференциацию в доходах, а с другой - гарантировать региональную финансовую децентрализацию.

С переходом на новую методику расчетов и оценок прожиточного минимума у органов государственного управления появится возможность реально оценивать уровень жизни населения и принимать эффективные меры по его научно обоснованному регулированию.

уровень жизнь население показатель

5. Практическая часть

1. Первый расчет должен показать, какой объём и структура производства обеспечивает заданную структуру и объём потребления домашних хозяйств. Иными словами, какой объём выпуска соответствует определенному показателю уровня жизни населения.

Задача здесь сводится к расчету следующей цепочки:

ВВП - ДОХОДЫ - ПОТРЕБЛЕНИЕ Д/Х - СРЕДНЕДУШЕВЫЕ

РАСХОДЫ - ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА.

Мы взяли данные 2002 года, на котором заканчивается необходимая доступная для данного исследования информация:

Структура потребительских расходов домашних хозяйств

(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах к итогу)

Потребительские расходы - всего

в том числе:

расходы на покупку продуктов для домашнего питания

из них на покупку:

хлеба и хлебных продуктов

картофеля

овощей и бахчевых

фруктов и ягод

мяса и мясных продуктов

рыбы и рыбных продуктов

молока и молочных продуктов

сахара и кондитерских изделий

масла растительного и других жиров

чая, кофе, безалкогольных напитков и др.

расходы на питание вне дома (общественное питание)

расходы на покупку алкогольных напитков

расходы на покупку непродовольственных товаров

в том числе на покупку:

одежды, обуви, белья, тканей

телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений

транспортных средств

строительных материалов

товаров и принадлежностей по ведению хозяйства, мебели

предметов личной гигиены, фармацевтических и медицинских товаров и др.

табачных изделий

других непродовольственных товаров

расходы на оплату услуг

в том числе на оплату:

жилищно-коммунальных услуг

коммунальных услуг

услуг по ремонту (изготовлению)

одежды и обуви

мебели, предметов домашнего обихода, электротоваров и т.д.

транспортных средств 2)

квартир, домов и других построек

прочих бытовых услуг

услуг учреждений культуры

услуг в системе образования

из них дошкольного воспитания

медицинских услуг 3)

санаторно-оздоровительных услуг

услуг правового характера 3)

услуг пассажирского транспорта

услуг связи

прочих услуг

расходы на покупку продуктов для домашнего питания + расходы на покупку алкогольных напитков (кстати, удельный вес расходов на питание характеризует качественный индикатор уровня жизни: чем ниже их доля, тем выше уровень благосостояния общества), например, относили к “доле потребительских расходов в пищевой промышленности”. Скомпоновав, таким образом, доли потребительских расходов в 22 отраслях, мы получили следующую картину:

Наименование показателей

Доля потребительских расходов,%

Электроэнергетика

Нефтегазовая

Угольная промышленность

Горючие сланцы и торф

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химия и нефтехимия

Машиностроение и металлобработка

Лесная и деревообрабатывающая

Промышленность строительных материалов

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Прочие отрасли промышленности

Строительство

Сельское и лесное хозяйство

Транспорт и связь

Торговля, посредническая деятельность и общепит

Прочие виды деятельносту по производству товаров и услуг

ЖКХ и непроизводстенные виды бытового обслуживания

Здравоохранение, физю культура и социальное обеспечение

Управление

Далее за абсолютную величину расходов населения за 2002 год мы приняли взятое из официальных источников сумму - 5000 млрд. рублей и нашли абсолютную величину расходов домашних хозяйств для каждой отрасли. Затем из официального источника мы вынесли численность населения за 2002 год и, с помощью этих данных, нашли среднедушевой конечный спрос, выраженный в рублях.

На последней стадии наша задача сводилась к отысканию выпуска каждой отрасли, т.е. вектора Х, при заданном конечном спросе. Все расчеты произведены в EXCEL.

Абсолютная величина расходов, млрд.руб

Среднедушевые

расходы, руб

5000000000000,00

2. Следующий расчет покажет, как будут меняться доходы при удвоении ВВП.

Для расчетов используем следующую модель:

Std.Err.

Коэффиц. регр.

Std.Err.

Intercept

Estimate

Std.Err.

Коффиц. регр.

Std.Err.

Intercept

Estimate

I дох(n) = а+в*I ввп

I дох(n)= 0,27+0,42*2 =

Итак, расчеты показывают следующую тенденцию. При удвоении ВВП, доходы увеличатся через год на 11%, а через 2 года на 58%.

3. Теперь рассчитаем индекс развития человеческого потенциала для России за 2002 год.

Исходные данные

Значение

данные 2002 года

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

Уровень грамотности взрослого населения, %

в возрасте 15 лет и старше

Совокупная доля учащихся начальных, высших и средних учебных заведений, %

Реальный ВВП на душу населения, $

в качестве порогового значения, достаточного для высокого уровня благосостояния принимается среднедушевой объем ВВП по миру в целом

Индекс ожидаемой продолжительности жизни

индексы рассчитываются как I=(Xi-Xmin)/(Xmax-Xmin):0,663=(64,8-25)/(85-25)

Индекс грамотности

Индекс доли учащихся

Индекс уровня образования

рассчитывается как сумма двух индексов: индекса доли учащихся с долей 2/3 и индекса грамотности с долей 1/3

Индекс ВВП

Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП)

рассчитывается как среднеарифметическое трех индексов: ожидаемой прододжительности жизни, уровня образования и ВВП:0,846=(0,663+0,913+0,960)/3

Следует отметить тот факт, что высокое значение ИРЧП для России достигается во многом за счет высокого уровня образования.

Использованные источники

“Государственное регулирование национальной экономики” - А.М. Бабашкина, 2003

Сайт Госкомстата России (http://www.gks.ru )

Университетская информационная система Россия (http://www.cir.ru )

Материалы семинаров и лекций

Другие многочисленные информационные интернет-ресурсы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие "уровень жизни населения", его составляющие. Социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни. Задачи изучения уровня жизни. Пирамида потребностей по Маслоу. Статистическая характеристика уровня жизни населения Волгограда.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2012

    Понятия "уровень жизни", "качество жизни". Социальная политика как средство эффективного повышения уровня жизни. Основные показатели, принятые в международной практике для сопоставления уровня и качества жизни населения. Направления социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Теоретические основы уровня и качества жизни населения, индикаторы и их сущность. Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран и России. Проблема бедности, государственное регулирование социально-экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2009

    Понятие статистической оценки уровня жизни, социальных нормативов и потребностей, основных индикаторов уровня жизни. Современный уровень жизни населения, социальная защищенность и борьба с бедностью. Закономерности изменения благосостояния населения.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    История и современные подходы к статистике уровня жизни населения и социальных сфер. Основные проблемы данной отрасли и достижения, осуществленные политикой нашей страны. Ведущие направления деятельности, направленные на повышение уровня жизни населения.

    реферат , добавлен 29.04.2009

    Понятие "уровень жизни", подходы к его определению, показатели и системы показателей уровня жизни. Проблема бедности, динамика ее уровня, официальный подход к измерению, показатели бедности. Анализ показателей бедности и уровня жизни населения РФ.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Сущность, показатели, динамика и составляющие уровня жизни населения России. Понятие и функции социальной защиты населения. Инструменты и методы управления развития социальной сферы. Анализ основных показателей уровня жизни населения Саратовской области.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Анализ уровня жизни и показатели дифференциации доходов населения. Питание населения как объект статистического наблюдения. Потребление непродовольственных товаров и услуг. Выявление закономерностей изменения благосостояния населения Пензенской области.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Сущностные характеристики уровня и качества жизни населения России. Анализ основных показателей качества жизни на примере Брянской области. Знакомство с понятием минимального уровня потребления. Способы повышения уровня и качества жизни населения России.

Под уровнем жизни принято понимать количество материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения страны в том или ином периоде хозяйствования. В состав понятия «уровень жизни населения страны» входят не только материальные, но также культурные и социальные потребности граждан.

В соответствии с документами Международной организации труда каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обеспечение, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и членов его семьи, а также на обеспечение в случае безработицы, инвалидности или утраты средств к существованию.

Понятие «уровень жизни населения страны» - категория историческая. Она отражает обеспеченность граждан материальными благами и услугами на конкретный период времени. Это понятие имеет количественное и качественное содержание, дополняется различными категориями воспроизводственного процесса, новыми

характеристиками условий труда, жизни и быта. Для характеристики уровня жизни применяется большой круг показателей, которые классифицируются по различным признакам.

По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни населения страны, показатели делятся на общие и частные.

Общие показатели уровня жизни - это объем на душу населения национального дохода. Эти данные характеризуют степень достижения социально-экономического развития общества в целом. Например, в развитых странах годовой доход на душу на
селения составляет 25 тыс. долл. США и более, в экономически отсталых странах (Эфиопии, Сомали, Мозамбике и др.) годовой доход на душу населения не превышает 100 долл. США.

К частным показателям уровня жизни населения можно отнести:

Уровень потребления;

Условия труда;- обеспеченность жильем;

Уровень социального обслуживания;

Условия воспитания детей;

Социальное обеспечение.

По содержанию показатели уровня жизни населения страны делятся на экономические и социально-демографические. Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребности. Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

По характеру отражения процессов потребления материальных благ и услуг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и натуральные.

К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).

Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).

По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жизни населения подразделяются на количественные и качественные. Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг. Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).

При исследованиях социальных процессов выделяются статистические показатели, наиболее полно отражающие ситуацию в определенной сфере, характеризующей уровень жизни, - индикаторы. Для сравнения отдельных индикаторов их выражают в форме индексов. Индикаторы и индексы формируют систему показателей уровня жизни.

Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных программах социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материального производства страны, связанного с производством продовольственных и непродовольственных товаров, строительством объектов социальной инфраструктуры, деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы страны.

Для региональных и международных сопоставлений используют систему показателей, рекомендованных ООН. Условно можно выделить несколько групп показателей уровня жизни.

Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях, а именно:

Питание - среднесуточное количество на душу населения калорий и граммов белка;

Здоровье - средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности;

Жилище - общая площадь на душу населения;

Домашнее имущество - обеспеченность населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т. д.;

Уровень культуры - среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше;

Платные услуги на душу населения;

Другие показатели.

Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся:

ВВП на душу населения;

Доля товаров и услуг в структуре ВВП;

Денежные доходы на душу населения;

Начисленная среднемесячная зарплата одного работника;

Средний размер назначенных месячных пенсий;

Реальные располагаемые денежные доходы;

Индекс потребительских цен;

Минимальная оплата труда;

Минимальный потребительский бюджет и др.

Третья группа характеризуется интегральными показателями. Специалисты Программы развития ООН (ПРООН) разработали интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 странам. ИРЧП исчисляется как среднее трех величин: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования населения (25 лет и старше), соотнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутым в мире.

По данным за 2001 г., представленным в докладе ПРООН, в группу развитых входили 55 стран. Россия по ИРЧП занимала 63 место (0,779), оставаясь в группе среднеразвитых стран. За последние два-три года наметилось повышение данного индекса, и страна переместилась на более высокую позицию (с 72-й позиции в 1995 г.).

Проблема бедности населения

Ее социально-экономическое содержание можно отразить через такие макросоциальные показатели:

Численность малообеспеченных граждан страны;

Черта бедности;

Эталон общественно необходимого потребления;

Социальный минимум;

Прожиточный минимум;

Минимальный потребительский бюджет;

Минимально необходимый стандарт потребления.

Для стран Восточной Европы характерен показатель «эталон общественно необходимого потребления». Его понимают как размер потребления, удовлетворяющий на минимальном уровне основные жизненные потребности человека.

В России применим термин «прожиточный минимум», который трактуется как интегральный социальный норматив, отражающий набор потребительских благ и услуг, необходимых для физиологического воспроизводства человека и поддержания жизни.

Понятия «черта бедности», а также «прожиточный минимум» употребляются в мировой практике как равнозначные. Размеры этих показателей определяются величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека невозможно.

Социальный минимум - это тот размер потребления материальных благ и услуг, который на минимальном уровне удовлетворяет все потребности гражданина страны, считающиеся на данном этапе необходимыми для обеспечения привычных жизненных условий. Размеры и структуру минимального потребительского бюджета (МПБ), ле
жащего в основе определения уровня бедности населения страны и разработки системы государственных мер в социальной сфере, можно определять как минимальный размер рационального бюджета, который позволяет обеспечить нормальное состояние жизнедеятельности человека в размере рациональных норм потребления, отражающих разумные текущие потребности. Понятие рациональный потребительский бюджет характеризует перспективные разумные потребности граждан страны.Черту (порог или границу) бедности можно измерить каждым из следующих методов расчета:

Статистическим - обосновывает «бедность» как относительную категорию и имеет два вида:

1) черта бедности устанавливается на уровне доходов, которыми располагает определенная доля (10-20%) самых малоимущих граждан страны;

2) черта бедности является минимальным среднедушевым доходом лиц, признанных обществом наименее обеспеченными членами общества;

Нормативным - опирается на специально разработанные нормативы, т. е. наборы товаров для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей человека в разрезе отдельных половозрастных групп. В его основе лежат так называемые потребительские корзины товаров и услуг;

Комбинированным - сочетает в себе элементы двух первых методов, поэтому его называют еще нормативно-статистическим методом. Расходы определяются по научно обоснованным нормативам и текущим ценам товаров и услуг. За основу принимается минимальный набор продуктов питания и товаров дешевого ассортимента для средней семьи из четырех человек. Принято считать, что расходы на питание составляют 70% общей суммы расходов семьи;

Субъективным - базируется на анализе результатов социологических исследований среди населения;

Ресурсным - предполагает учет возможностей национальной экономики в обеспечении материальных и духовных потребностей населения.

Важно устанавливать так называемые национальные стандарты прожиточного минимума не только в стоимостном, но и в натурально-вещественном выражении.

На практике наибольшую известность и применение получили такие понятия, как «абсолютная бедность» и «относительная бедность».

Абсолютная бедность - это отсутствие дохода как такового или отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности (или семьи). Абсолютная бедность затрагивает прежде всего такие категории граждан, как лица без определенного места жительства, беспризорные дети, лица, не имеющие статуса вынужденных переселенцев, и т. п. В России они составляют около 5% всего населения.

Относительная бедность определяется размером доходов ниже бюджета прожиточного минимума. В мировой практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% среднего дохода граждан.

В практике ООН для интегральной оценки низкого качества жизни применяется индекс нищеты. Так, для развивающихся стран индекс нищеты населения рассчитывается на основе трех индикаторов: доли населения, не доживающего до 40 лет; доли неграмотных среди взрослых; среднего арифметического долей населения без доступа к услугам здравоохранения, безопасной питьевой воде и доле детей до пяти лет с отставанием в весе.

Для экономически развитых стран он рассчитывается на основе четырех индикаторов: доли населения, не доживающего до 60 лет; доли функционально неграмотных среди взрослых; доли населения с доходами ниже 50% среднего дохода; уровня застойной бедности. В России индекс бедности не рассчитывается.

Доля бедных в России оценивается на уровне 20%. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста. Высокий уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. В территориальном отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.

Бедность несет в себе существенный негативный социальный потенциал. Дети из бедных семей имеют значительно меньше возможностей, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования, что в дальнейшем ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда. В России при проведении реальных мер социальной политики проблемы бедности выходят на первый план.

Рис. 5.3. Численность населения, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума

(в % к общей численности населения)

Цель политики российского государства в области доходов - существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства. В последние годы заметно увеличились темпы роста реальных доходов населения, что повлияло на уровень бедности (рис. 5.3).

Новое на сайте

>

Самое популярное