Домой Сбербанк Страхование нужна ли лицензия. Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности

Страхование нужна ли лицензия. Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности

В статье будут высветлены моменты, касающиеся лицензирования страховой деятельности. В каком порядке оно осуществляется, какие необходимы документы и какими Законами руководствоваться – об этом далее.

В страховании наиболее остро стоит проблема лицензирования. Занимается этим вопросом Федеральная Служба Российской Федерации.

Основные моменты

Страховщику разрешено заключать договоры по страхованию только при наличии лицензии. Этот процесс на территории Российской Федерации является обязательным для выполнения.

Страховая организация – компания, которая осуществляет защиту прав и интересов образований различного типа – юридических, физических, государственных.

Для этого обязательно необходимо разрешение от державы – лицензия. Страхование – важный элемент отношений на производстве.

Оно необходимо для возмещения материальных ущербов, травм на производстве. Виды:

  • пенсионное;
  • от несчастных случаев на производстве или в быту;
  • медицинского характера;
  • транспортное;
  • имущественное и прочее.

Что это такое

Лицензия – документ, подтверждающий право страхового лица осуществлять процедуру страхования любого типа.

Она имеет единый формат и содержит следующие сведения:

Данный документ может быть ограниченным по времени и не иметь сроков действия. Об этом должно быть указано в реквизитах при выдаче.

Временная может выдаваться в тех случаях, когда невозможно определить риски страхования.

При нарушениях Закона лицензию могут приостановить. Страховщик обязан исправить нарушения, только тогда ее можно восстановить.

Лицензирование – мероприятие, включающее в себя выдачу лицензии, переоформление документации на право пользования лицензией, их аннулирование.

Отзыв лицензии или ограничение ее действия происходит в таких случаях:

Если организация не устраняет свои ошибки в установленные сроки, то она не имеет права заключать любого типа страхования. Также само учреждение может сделать запрос на ее ограничение или отзыв.

В этой ситуации в продолжение полугода компания обязана произвести все выплаты по случаям страховки. Может быть выдана любому страховому предприятию, которое зарегистрировано на территории РФ.

С какой целью проводится

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ осуществляется Федеральной Службой. Необходим данный документ для осуществления страховой деятельности сотрудников, заключения с ними договоров.

Лицензия дает гарантию того, что страховщик имеет право осуществлять деятельность страхового характера. Территорию, на которой будет действовать лицензия, страховщик выбирает сам.

Проводится лицензирование также в целях защиты прав и здоровья граждан, окружающей среды; обороны державы, ее безопасности.

Лицензирование способствует максимальной защите страхователей от недобросовестных страховщиков.

Осуществляя регулировку юридических и физических лиц в сфере страхования, держава обеспечивает условия для защиты населения и государства в целом.

Правовое регулирование

Если документы составлены правильно, отсутствуют нарушения, то лицензия выдается.

Условия для разрешения

При лицензировании страховой организации выдается документ, дающий право осуществлять страхование любого типа.

Для этого необходимо выполнить ряд условий:

Лицензирование проводится только после прохождения организацией регистрации в Департаменте надзора по страхованию. После чего выдается – регистрационный номер, занесение в реестр, свидетельство.

Уставной капитал (его размер) может быть другим, зависит он от направления деятельности. Колебаться также может в связи с изменениями в экономике государства, инфляцией в стране.

Все условия содержатся в , Положениях Федеральной Службы и Законодательства.

Перечень документов

Чтобы получить документ, дающий право на осуществление страховой деятельности, необходимо подать следующие документы:

  • письменное заявление на выдачу лицензии;
  • учредительную документацию;
  • документ, подтверждающий регистрацию соискателя как юридического лица;
  • протокол о собрании учредителей организации, на котором был избран руководитель;
  • данные об участниках – акционерах общества;
  • об уплате уставного капитала;
  • свидетельства о регистрации всех субъектов страхового дела, отчеты по финансам;
  • данные об исполнительном органе, бухгалтере и соискателе лицензии;
  • информацию о лице (актуарий), которое ведет расчеты по страховкам;
  • правила страховки по всем ее типам;
  • тарифные расчеты по страховке;
  • документы, в которых содержатся сведения об источника дохода;
  • бизнес-план на последующие 3 года деятельности;
  • положения о возникновении резерва страхования.

Документация должна быть оформлена на русском языке и иметь заверение у юриста. Предоставляются не только оригиналы, но и ксерокопии.

Данный перечень документов необходимо предоставить в Органы Страхового Надзора. О своем решении Орган сообщает страховое лицо спустя 5 дней.

Причинами отказа могут послужить:

  1. Наличие нарушений требований Законодательства, которые не были исправлены.
  2. Лживая информация в документах.
  3. Судимость.
  4. Финансовая неустойчивость, банкротство.

Решение об отказе также направляется соискателю в письменном виде в продолжение 5-ти дней.

Схема действий

Прежде чем лицензия будет выдана, необходимо пройти ряд процедур:

  1. Предоставление соискателем и документации в Органы Федеральной Службы.
  2. Проверка документов на правильность составления и соответствие нормам Законодательства.
  3. Процесс подготовки заключения.
  4. Принятие Органами решения об отказе или выдаче документа.
  5. Оформление лицензии (в случае одобрения заявки).
  6. Уведомление страхового агента.
  7. Выдача лицензии.

После подачи заявления и документов они сразу же предаются в управление по контролю и регистрируются в базе данных.

Происходит это в течение нескольких дней. Затем в Органах надзора проверяется информация о наличии правонарушений.

Выдаваться может только лицам юридического типа, так как физические лица не имеют право осуществлять страховую деятельность.

Проблемы, которые могут возникнуть у субъектов страхового дела

К субъектам относятся страховые компании, актуарии, брокеры. Лицензирование – процесс нелегкий, и при прохождении процедуры можно столкнуться с рядом проблем.

Знания всех возможных нюансов поможет избежать проблем и сократить время на получение документа. Прежде всего, необходимо определиться с деятельностью, которую субъект будет осуществлять.

От этого зависит пакет документов на получение лицензии и перечень Актов, которыми нужно руководствоваться.
Также необходимо позаботиться о капитале и его размере. Без этого в получении лицензии откажут.

Очень важно ознакомиться с Законами, чтобы не упустить получение какой-либо справки или посещения необходимого Органа. Если у субъекта имеется правонарушение, то его необходимо устранить до момента подачи документов.

В противном случае лицензии ему не видать. Также важно оповестить Службу при внесении поправок в учредительные документы организации.

Еще одна возможная проблема – совпадение названий фирм. При незаконном использовании чужого наименования это Законом, и лицензию не выдадут.

Таким образом, любая страховая деятельность подлежит лицензированию. Данная процедура необходима для дальнейшего ведения деятельности. Без лицензии страховое лицо не имеет права ее осуществлять.

Чтобы получить лицензию, необходимо собрать необходимый пакет документов, приложить письменное заявление и обратиться в Федеральную Службу.

После рассмотрения документации Орган принимает решение – отказать в выдаче или одобрить.

Причин для отказа может быть много. Чтобы этого не произошло, важно придерживаться условий и требований Законодательства.

Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензируется не страховая деятельность вообще, а конкретные виды страхования, в которых законом установлено наличие страхового интереса. Поэтому страховая организация, давно работающая на рынке, при введении нового вида страхования должна получить лицензию на его осуществление.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. В лицензии указываются конкретные виды страхования, которыми имеет право заниматься страховщик. Понятие вида страхования в законодательных документах четко не определено. Фактически вид страхования обособляется от других наличием определенного объекта страхования и страхуемого риска и оформляется отдельными Правилами страхования.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденными приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью 19 мая 1994 г. Лицензирование деятельности страховых медицине организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием, осуществляется в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. Условия лицензирования других обязательных видов страхования регламентируются специальными документами.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется органами страхового надзора. При этом в Условиях лицензирования, в про­тиворечии с Законом "Об организации страхового дела в Российской федерации", в качестве объекта страхования используется понятие вида страховой деятельности, а не вида страхования. Вид страховой деятельности может включать в себя множество видов страхования. В лицензии указывается вид страховой деятельности, а в приложении к лицензии - перечень конкретных видов страхования с соответствующими Правилами страхования.

Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Деятельность по оценке страховых рисков, определению размеров ущерба, консультирование и т.д. не нуждается в получении лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком. Как правило, лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не оговорено при ее выдаче. В случае, если на момент оформления лицензии отсутствует достоверная информация по риску, позволяющая его оценить, страховщику выдается временная лицензия.

Для получения лицензии страховая организация должна выполнить следующие условия:

  • - быть зарегистрированной на территории РФ;
  • - иметь необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;
  • - выполнить определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;
  • - выполнить ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

Процедура лицензирования предусматривает выдачу лицензии страховщикам, предварительно зарегистрированным в качестве юридических лиц. В отличие от мировых аналогов такой механизм имеет ряд недостатков, прежде всего связанных с невозможностью уже на стадии регистрации страховщика повлиять на состав учредителей ознакомиться с их платежеспособностью, происхождением капитала и так далее.

Для получения лицензии страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в размере не менее:

  • - 25 тыс. МРОТ при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
  • - 35 тыс. МРОТ при проведении страхования жизни;
  • - 50 тыс. МРОТ при проведении исключительно перестрахования.

Собственные средства компании должны находиться в определенном соотношении с размерами страховой премии по данному виду страхования, которые планируются на первый год его осуществления. При первом обращении страховщика за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховщика должны обеспечивать проведение планируемых видов страхования и выполнение принятых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности величину не ниже той, которая установлена в условиях лицензирования для определенного вида страховой деятельности (r):

r = (оплаченный УК + иные собственные ср-ва): сумма страх. премии на первом году деятельности

Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика. Если максимальная ответственность по договору превышает указанный норматив, должно быть предусмотрено перестрахование избыточного риска.

При обращении за получением лицензий на новые виды страховой деятельности уже действующие страховые компании должны отвечать требованиям платежеспособности в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношении активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г.

В наше время деятельность в сфере страхования во всем мире находится под контролем государств, так как она представляет собой довольно весомый экономический и социальный элемент современного общества. Вполне естественно желание людей чувствовать себя защищенными и быть уверенными в будущем благополучии, поэтому с каждым днем все больше физических и юридических лиц заключают договоры со страховыми компаниями, собирающими множество денежных фондов, умело распоряжаясь средствами страхователей. Наш адвокат по лицензированию поможет Вам в данном вопросе, а также в иных вопросах лицензирования, лицензия на алкоголь и металл, иная проблема.

Для чего необходимо лицензирование страховых услуг?

Для отслеживания качества выполняемых услуг, а также работы компании, происходит государственная регулировка деятельности страховых фирм. В первую очередь важным моментом является лицензирование страховой деятельности. Сегодня страхование в обязательном порядке подлежит лицензированию. Без лицензии страховая компания не имеет права заниматься такой деятельностью и предоставлять свои услуги.

Услуга, способствующая страховым выплатам из предназначенных фондов, является связанной со страхованием деятельностью. Коммерческая организация должна акцентировать свою работу исключительно на этом. Правила осуществления рабочих процессов зависят от условий лицензии.

Порядок получения лицензии на страхование

Лицензируется не деятельность коммерческой организации, а определенные типы страхования, где предполагается присутствие страхового интереса. Так что фирма, работающая давно на рынке, должна приобрести лицензию на введение другого типа страхования.

Следует отметить, что лицензия представляет собой официальный документ, подтверждающий возможность организации осуществлять те или иные типы страхования на территории страны. Многих интересует вопрос, кто выдает лицензию на страховую деятельность. Получить такой документ можно, обратившись в департамент страхового рынка при Центральном банке РФ, предоставив полный комплект необходимой документации, сведений о финансовом состоянии, правил, расчетов и других документов.

ВНИМАНИЕ : подписавшись на канал YouTube Вы сможете получить бесплатную рекомендацию адвоката индивидуально в комментариях к ролику: профессионально и в срок. Смотрите видео с советами нашего адвоката по лицензированию образовательной деятельности, получению лицензии медицинской организации и лицензии на иной вид работ и услуг. Все виды лицензирования с нами – Ваш правильный выбор!!!

Чтобы получить разрешение, компания-соискатель должна перед подачей заявления осуществить подготовку и представить:

  • учредительной документации;
  • свидетельства о государственной регистрации компании;
  • протоколов собраний об учредительной документации;
  • документации об уставном капитале и доказательств его оплаты;
  • документации о госрегистрации юрлиц, которые учредили коммерческую организацию, при необходимости с аудиторским заключением, способным подтвердить их финансовую отчетность;
  • чтобы была выдана лицензия на страховую деятельность, также понадобятся данные на руководство компании, главбуха, ревизора, учредителях и акционерах;
  • положение о внутреннем аудите;
  • правил по планируемым видам страховки с образцами договора;
  • экономического обоснования проведения заявленных страховок.

Этапы порядка получения лицензии условно можно разделить на три:

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, а также перестрахования. В лицензии отображаются конкретные виды страхования, которыми имеет право заниматься страховщик. Сегодня для многих людей, желающих заняться этим видом деятельности, актуальным является вопрос: как получить лицензию на страховую деятельность. Для этого компания, которая планирует заниматься таким видом деятельности, должна быть зарегистрирована на территории страны. Также следует выполнить показательные ограничения, соблюсти соотношения между своими организационными средствами и размерами премии страховки.

Лицензия на осуществление страховой деятельности является до­кументом, удостоверяющим право ее владельца на проведение стра­ховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензируется не страховая деятельность вообще, а конкретные виды страхования, в ко­торых законом установлено наличие страхового интереса. Поэтому страховая организация, давно работающая на рынке, при введении нового вида страхования должна получить лицензию на его осущест­вление.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязате­льного личного страхования, имущественного страхования, страхова­ния ответственности, а также перестрахования, если предметом дея­тельности страховщика является исключительно перестрахование. В лицензии указываются конкретные виды страхования, которыми имеет право заниматься страховщик. Понятие вида страхования в за­конодательных документах четко не определено. Фактически вид страхования обособляется от других наличием определенного объек­та страхования и страхуемого риска и оформляется отдельными Пра­вилами страхования.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденными приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью 19 мая 1994 г. Лицензирование деятельности страховых медицине организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием, осуществляется в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. Условия лицензирования других обязательных видов страхования регламентируются специальными документами.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется органа­ми страхового надзора. При этом в Условиях лицензирования, в про­тиворечии с Законом «Об организации страхового дела в Российской федерации», в качестве объекта страхования используется понятие вида страховой деятельности, а не вида страхования. Вид страховой деятельности может включать в себя множество видов страхования. В лицензии указывается вид страховой деятельности, а в приложении к лицензии - перечень конкретных видов страхования с соответству­ющими Правилами страхования.

Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхова­ния (страховщиков), связанная с формированием специальных денеж­ных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Деятельность по оценке страховых рисков, опре­делению размеров ущерба, консультирование и т.д. не нуждается в получении лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой дея­тельности на определенной территории, заявленной страховщиком. Как правило, лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не огово­рено при ее выдаче. В случае, если на момент оформления лицензии отсутствует достоверная информация по риску, позволяющая его оценить, страховщику выдается временная лицензия.



Для получения лицензии страховая организация должна выпол­нить следующие условия:


  • Быть зарегистрированной на территории РФ;

  • Иметь необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;

  • Выполнить определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;

  • Выполнить ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

Процедура лицензирования предусматривает выдачу лицензии страховщикам, предварительно зарегистрированным в качестве юридических лиц. В отличие от мировых аналогов такой механизм имеет ряд недостатков, прежде всего связанных с невозможностью уже на стадии регистрации страховщика повлиять на состав учредителей ознакомиться с их платежеспособностью, происхождением капитала и так далее.

Для получения лицензии страховщик должен обладать оплачен­ным в денежной форме уставным капиталом в размере не менее:


  • 25 тыс. МРОТ при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;

  • 35 тыс. МРОТ при проведении страхования жизни;

  • 50 тыс. МРОТ при проведении исключительно перестрахова­ния.

Собственные средства компании должны находиться в опреде­ленном соотношении с размерами страховой премии по данному виду страхования, которые планируются на первый год его осуществ­ления. При первом обращении страховщика за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страхов­щика должны обеспечивать проведение планируемых видов страхо­вания и выполнение принятых страховщиком обязательств по дого­ворам страхования и составлять в совокупности величину не ниже той, которая установлена в условиях лицензирования для определен­ного вида страховой деятельности (r ):

Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10% собственных средств страхов­щика. Если максимальная ответственность по договору превышает указанный норматив, должно быть предусмотрено перестрахование избыточного риска.

При обращении за получением лицензий на новые виды страхо­вой деятельности уже действующие страховые компании должны от­вечать требованиям платежеспособности в соответствии с Положе­нием о порядке расчета страховщиками нормативного соотношении активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г.

Порядок выдачи лицензии

Для получения лицензии страховщик предоставляет в орган стра­хового надзора следующие документы:

1.
Заявление по установленной форме;

2.
Учредительные документы

3.
Документы, подтверждающие оплату уставного капитала;

4.
Экономическое обоснование страховой деятельности, включа­ющее:


  • бизнес-план на первый год деятельности страховщиков, полу­чающих лицензию впервые;

  • расчет соотношения активов и обязательств по установленной форме для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее года;

  • положение о порядке создания и использования страховых ре­зервов;

  • план по перестрахованию (в произвольной форме), если мак­симальная ответственность по отдельному риску превышает 10% соб­ственных средств страховщика;

  • баланс с приложением отчета о финансовых результатах на по­следнюю отчетную дату;

  • план размещения страховых резервов.

5.
Правила по видам страхования, содержащие:


  • определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

  • определение объектов страхования;

  • определение перечня страховых случаев, при наступлении ко­торых наступает ответственность страховщика по страховым выпла­там (основные и дополнительные условия);

  • страховые тарифы; определение сроков страхования;

  • порядок заключения договора страхования и уплаты страховых взносов;

  • взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

  • порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

6.
Расчет страховых тарифов с приложением использованной методикой расчета и указанием источника исходных данных, утвержденную руководителем страховщика структуру тарифных ставок.

7.
Сведения о руководителе и его заместителях.

Страховщики, уже имеющие лицензию на осуществление страхо­вой деятельности, при расширении видов страховой деятельности представляют все указанные документы, кроме перечисленных в п. 2, 3, 4.3, 4.6, а страховщики, предметом деятельности которых яв­ляется исключительно перестрахование,- все, кроме перечисленных в пунктах 4 – 6.

При получении лицензии один экземпляр Правил страхования и один экземпляр структуры тарифных ставок с отметкой органов над­зора возвращаются страховщику, иные документы или копии с них не выдаются. Штамп органов надзора на Правилах страхования и расчете тарифа не означает их утверждения государственным орга­ном. В соответствии с ГК РФ (ст. 943, 954) Правила страхования и тарифы разрабатываются и утверждаются самим страховщиком, а ор­ганами надзора используются для контрольных функций. Однако, если окажется, что страховая организация заключает договоры стра­хования с отступлением от Правил и тарифов, разрешение на ис­пользование которых содержится в лицензии, то это влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее отзыва. На внесение изменений в Правила страхования и тарифы страхов­щик должен получить разрешение надзорных органов, что сопровож­дается внесением изменений в лицензию.

Срок для рассмотрения вопроса о выдаче страховщику лицензии или об отказе в ее выдаче составляет 60 дней со дня подачи заявле­ния с приложением всех необходимых документов. Фактически этот срок затягивается до года, что подталкивает страховщиков к тому, чтобы заключать договоры страхования без лицензии. Это является грубым нарушением законодательства и влечет за собой тяжелые фи­нансовые последствия. Заключенные договоры не считаются догово­рами страхования, страховые премии не могут направляться на фор­мирование страховых резервов и подлежат налогообложению по общим правилам.

Отказ в выдаче лицензии возможен при несоответствии пред­ставленных документов существующему законодательству. Он должен быть конкретно мотивирован, а при отсутствии указания на причины отказа может быть обжалован в арбитражный суд.

Лицензирование деятельности же страховых медицинских организа­ций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, также производится органами надзора. Под лицензируемой деятельностью понимается проведение обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе в соответствии с территориальной програм­мой обязательного медицинского страхования, договорами с меди­цинскими учреждениями об оказании медицинской помощи застра­хованным лицам, обеспечение застрахованных лиц страховыми медицинскими полисами, осуществление контроля за объемом, ка­чеством, сроками оказания медицинских услуг и защита интересов застрахованных лиц.

Страховая медицинская организация может кроме обязательно­го медицинского страхования осуществлять деятельность по доб­ровольному медицинскому страхованию, но не вправе заниматься иными видами страховой деятельности. Лицензия действительна на территории, указанной в ней, выдается на срок от одного года и более.

Для получения лицензии на осуществление обязательного меди­цинского страхования страховая медицинская организация представ­ляет следующие документы.

1. Заявление по установленной форме.

2. Учредительные документы.

3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала.

4. Баланс с приложением отчета о финансовых результатах на по­следнюю отчетную дату.

5. Территориальную программу обязательного медицинского страхования, утвержденную в соответствии с законодательством РФ.

6. Правила обязательного медицинского страхования, утвержден­ные органом исполнительной власти субъекта РФ с образцами договоров со страхователями и медицинскими уч­реждениями и страховых полисов.

7. Сведения о руководителе и его заместителях.

Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.

Об отказе в выдаче лицензии органы надзора сообщают страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, при этом документы не возвращаются. Основанием для отказа является несоответствие предоставление представленных документов требованиям законодательства.

Особые условия лицензирования отдельных видов страхования устанавливаются специальными правилами. Например, существует приказ Росстрахнадзора «Об отдельных вопросах лицензировании страхования финансовых рисков» от 6 марта 1995 г.

Данные о страховщиках, которым выданы лицензии, ежемесячно публикуются.

Внесение изменений или дополнений в документы, послужив­шие основанием для выдачи лицензии, страховщик обязан согласо­вать с органами надзора. При условии уведомления органов надзора в установленный срок страховщики могут самостоятельно вносить изменения и дополнения, не противоречащие требованиям норма­тивно-правовых актов, в:


  • Правила страхования;

  • Величины нетто-ставок страховых тарифов по видам страхова­ния иным, чем страхование жизни;

  • Величины нетто-ставок страховых тарифов по страхованию жизни в связи с изменением доходности;

  • Структуру страховых тарифов по добровольным видам страхо­вания;

  • Порядок формирования страховых резервов по дополнитель­ным видам страхования, связанным с расширением перечня видов страхования.

118. Основания для прекращения страховой деятельности.

В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» субъект страхового дела – юридическое лицо может быть ликвидирован в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, и в принудительном порядке по решению суда.

В соответствии со ст. 32.8 Закона о страховании основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.

Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается в случае:

1. неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства;

2. если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

3. в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Отзыв лицензии влечет за собой прекращение права субъекта страхового дела на осуществление страховой деятельности и исключение его из Единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков.

Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

В течение 6 месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

1. принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;

2. исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

3. осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), согласовывается с органом страхового надзора. До истечения 6 месяцев с момента вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение соответствующих обязанностей. В случае неполучения документов в установленный срок орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

119. Орган государственной власти, осуществляющий государственный надзор за страховой деятельностью. Назовите его полномочия.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Государственный страховой надзор в РФ был организован на основании ранее действовавшего Указа Президента РФ от 30 июня 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре РФ». Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» он был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, просуществовавшую чуть более полугода.

После она была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с законом РФ „О страховании“»). 14 августа 1996 г. как самостоятельный орган она была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), в центральном аппарате которого был создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В результате изменений системы и структуры органов исполнительной власти была образована Федеральная служба страхового надзора (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

К полномочиям указанной службы Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» отнесены следующие:

1. осуществление контроля и надзора за:

а) соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
б) выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;
в) предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
г) достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;
д) обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
е) составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
ж) выдачей страховщиками банковских гарантий;
з) соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;

2. принятие решений о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;

3. проведение аттестации страховых актуариев;

4. ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

5. получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела;

6. выдача в соответствии с законодательством РФ предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7. обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

8. обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;

9. осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями и иные полномочия.

Также на орган страхового надзора возложена обязанность по публикации в определенном им печатном органе:

1. разъяснений вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2. сведений из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3. актов об ограничении, о приостановлении или возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4. актов об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5. иной информации по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6. нормативных правовых актов, принимаемых органом страхового регулирования.

В связи с вышеперечисленным субъекты страхового дела обязаны:

1. представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

2. соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

3. представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Орган страхового надзора уполномочен применять к страховщикам следующие меры ответственности:

1. давать предписание об устранении выявленных нарушений, т. е. письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения;

2. ограничивать действие лицензии, т. е. запрещать до устранения выявленных нарушений заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории;

3. приостанавливать действие лицензии, т. е. запрещать до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия;

4. отзывать лицензию, т. е. запрещать осуществление страховой деятельности.

Необходимо учитывать, что страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. А орган страхового надзора контролирует деятельность страховщиков по таким направлениям, как обоснованность страховых тарифов, платежеспособность и соблюдение законодательства.

Использование механизма государственного надзора и контроля в страховании является общей практикой для всех стран с рыночной экономикой. Направления и механизмы контроля, существующие в настоящее время в РФ, в целом соответствуют общемировой практике, однако в данном вопросе существуют определенные возможности повышения эффективности регулирования.

Так, отсутствуют эффективные методики отслеживания «проблемных» страховщиков на ранних стадиях, это приводит к тому, что финансовые проблемы страховой компании часто не фиксируются в момент их возникновения, а конкретные меры принимаются органами страхового надзора только после предоставления соответствующих годовых документов отчетности. Процедура лицензирования российских страховщиков не предусматривает проверку учредителей, владеющих значительными пакетами акций на предмет легальности происхождения капиталов, наличие реальных активов передаваемых в уставный капитал. Наконец, российское законодательство не наделяет орган страхового надзора надлежащими полномочиями по введению внешнего управления или временной администрации в случае угрозы банкротства или в период ликвидации страховщика; в результате средства страховых резервов и другие активы страховщика вымываются из активной массы и не используются для исполнения обязательств по договорам страхования.

Таким образом, существующий механизм регулирования страхового дела со стороны государства не является достаточно эффективным. Для решения этой проблемы возможно обращение к главным страховым принципам, принятым в октябре 2003 г. на ежегодном собрании международной ассоциации страховых надзоров. В этом документе сказано, что:

1. страховой надзор может успешно проводиться только при наличии политического климата, обеспечивающего финансовую стабильность для страхового бизнеса, и должен содействовать эффективным, свободным, безопасным и стабильным страховым рынкам на пользу и в целях защиты страхователя;

2. надзорная служба должна проверять наличие и функционирование режима строгого внутреннего контроля у страховщика, она должна проводить проверки на местах для того, чтобы выявить возможные нарушения страховой компанией требований законодательства или нормативных актов о надзоре.

Предметами таких проверок являются среди прочего внутренние системы контроля, разработка и внедрение страховых продуктов и тарифная политика компании, методы информирования и консультирования клиентов, урегулирование ущерба и т. д. Не в последнюю очередь проведение проверок на местах помогает сотрудникам надзорной службы получить представление о том, соответствует ли руководящий состав компании требуемым характеристикам пригодности для такой работы.

Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке компаний, имеющих прочную финансовую основу и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что целью регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей.

120. Перечислите принципы осуществления страхового надзора.

121. Назовите налоги, уплачиваемые страховыми организациями.

Деятельность страховых организаций регулируется Законом Российской Федерации от 27.11.92 г. №4015 – 1 / в ред. от 20.11.99 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 этого Закона страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. При этом добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Этим договором на основании Правил добровольного страхования определяются конкретные условия страхования.

Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы.

Страхователями согласно ст.5 Закона № 4015 – 1 признаются юридические и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Состав налогов, оплачиваемых страховой компанией в государственный бюджет, определяется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями. В соответствии с этим Законом страховые компании, которые действуют в Российской Федерации, уплачивают федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров; на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги, перечисленные в дорожные фонды, гербовый сбор.

Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

К региональным налогам относятся: налог на имущество; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия.

Эти налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законами субъектов РФ или решениями органов государственной власти краёв и областей.

К местным налогам относятся: земельный налог; целевые сборы; налог на рекламу; налог на продажу автомобилей; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Некоторые из местных налогов устанавливаются городскими и районными органами государственной власти.

Следует иметь в виду, что страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (ст.149 НК РФ). Исходя из этого страховые взносы, уплачиваемые страховой компанией со стороны страхователя и цедента, а также другие виды страховых платежей, в том числе комиссионное вознаграждение страховым агентам и брокерам, НДС не облагаются. По прочим операциям страховой компании ставка НДС в настоящее время установлена на уровне 20%.

Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию РФ, облагаются акцизами по ставкам, утверждаемым Правительством РФ. Страховые компании обязаны 75% своей валютной выручки продавать на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу в рублях. После выполнения требований по обязательной продаже части валютной выручке на внутреннем рынке РФ оставшаяся части зачисляется страховой компанией на текущий валютный счет и может использоваться в соответствии с девствующим законодательством.

Для всех страховых компаний в РФ установлен налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль страховщика. В настоящее время установлены следующие ставки налога на прибыль: 11% - в федеральный бюджет и 27% - в местный бюджет.

^ Подоходный налог с физических лиц. Объектом обложения является совокупный доход, полученный работником страховой компании в текущем календарном году. Ставка подоходного налога зависит от размера совокупного годового дохода страхового работника. В основном применяется ставка налога 13%. В отдельных случаях подоходным налогом в РФ могут облагаться страховые выплаты.

В случае эмиссии ценных бумаг со стороны страховой компании уплачивается налог на операции по ценным бумагам. Объектом налогообложения является номинальная стоимость выпуска ценных бумаг, объявленная эмитентом. Не облагаются этим налогом операции с ценными бумагами, если страховая компания осуществляет первичную эмиссию ценных бумаг, а также в некоторых других случаях. Сумма налога на операции с ценными бумагами уплачивается эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Налог с владельцев транспортных средств (с 2003 г.-транспортный налог) уплачивают все страховые компании, которые имеют на балансе транспортные средства.

Налог на пользователей автомобильных дорог (с 2003г. – транспортный налог) уплачивают все страховые компании, в том числе страховые компании с участием иностранного капитала. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации страховых услуг.

^ Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают страховые компании, которые приобретают легковой или грузовой автотранспорт для собственных нужд путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставной капитал других юридических лиц. Применяется ставка этого налога на легковые автомобили 20% продажной цены транспортного средства.

^ Налог на имущество предприятий уплачивают все страховые компании. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Установлена ставка налога 2% средней годовой стоимости.

^ Земельный налог уплачивают страховые компании, которые являются собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Все прочие страховые компании относятся к группе арендаторов и вносят арендную плату, размер, условия и сроки которой определяются договором аренды.

^ Транспортный налог уплачивают страховые компании, имеющие автотранспорт. Объектом обложения является фонд оплаты труда страховой компании, начисленный по всем основаниям. В настоящее время действует ставка 1% фактической величены фонда оплаты труда страховщика.

^ Налог на рекламу уплачивают страховые компании, которые выступают в качестве рекламодателя. Объектом налогообложения является стоимость рекламы, уплачиваемая рекламодателем- страховщиком без учета НДС. В настоящее время установлена этого налога – 5%.

122. Особенности налогообложения страховых организаций.

123. Назовите гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховщика.

124. Назовите особенности перестрахования.

125. Поясните, из чего могут формироваться собственные средства страхов­щи­ков.

126. Назовите виды оснований классификации страхования и дайте им краткую ха­рактеристику.

127. Определите общие черты и различия имущественного и личного страхо­ва­ния.

128. Назовите виды, принципы и особенности обязательного страхования.

129. Особенности правоотношений, возникающих при обязательном стра­хова­нии.

130. Назовите виды, принципы и особенности обязательного государственного стра­хования.

131. Особенности страхования вкладов.

132. Назовите принципы осуществления добровольного страхования.

133. Договор страхования: сущность и признаки.

134. Понятие личного и имущественного страхования. Отличие этих видов стра­­­­хо­вания от других видов страхования.

135. Назовите виды личного страхования.

136. Определите виды имущественного страхования.

137. Дайте понятие страхования ответственности.

138. Перечислите виды страхования ответственности и дайте им краткую ха­рак­­теристику.

139. Назовите особенности обязательного страхования гражданской ответст­вен­­нос­ти владельцев транспортных средств.

140. Виды специального страхования, предусмотренные ГК РФ.

141. Медицинское страхование как специальный вид страхования.

142. Понятие риска и его оценка, особенности рисков.

143. основе страхования лежит понятие риска как случайного события, приводящего к ущербу. В определении этого понятия выделяют три ступени.
1. Риск определяется в самом общем виде как вероятностное распределение результатов хозяйственных действий субъекта. Неоднозначность этих результатов следует из неопределенности факторов внешней среды и неполноты информации, которая свойственна процессу принятия решений.
Неопределенность воздействий внешней среды выражается в том, что предполагаемые результаты совершения каких-либо действий оказываются часто недостижимыми из-за влияния случайных факторов. Действие этих факторов может исходить от:

144. естественной среды (стихийные бедствия);
технической среды (отказ технических средств, например, энергообеспечения);
хозяйственной среды (действия конкурентов и потребителей);
общественной среды (изменение законодательства).
Поскольку влияния внешней среды нельзя полностью предусмотреть, то можно считать их в определенной мере случайными факторами.
Неполнота информации, свойственная процессам принятия решений, может относиться к самым разным этапам этого процесса. Лицо, принимающее решение, чаще всего не имеет полной инфор-мации о процессе и тех факторах, которые могут оказать воздействие на ожидаемые результаты. Как правило, оба эти фактора неопределенности результатов совмещаются: эффект действий неполностью определен и информация о взаимосвязи между действием и результатами недостаточна. В итоге возникает такая ситуация, при которой любое принимаемое решение или действие ведет не к какому-либо

145. одному определенному результату, а к некоторому вероятностному распределению возможных результатов. В этой множественности результатов и заключаемся риск для лиц, принимающих решения.
Распределение вероятностей характеризуется некоторыми показателями, представляющими несомненный интерес для действующих лиц. Это ожидаемое значение результата и разброс значений.

146. Структурные характеристики риска.

Опасность – потенциальная угроза возникновения ущерба или другой формы реализации риска, обусловленная спецификой объекта, особенностями рисковой ситуации и природой указанного ущерба.

Данная характеристика отражает взаимодействие двух основных элементов:

1. носителя риска, т.е. объекта или субъекта, по отношению к которому этот риск оценивается. Действительно, если наступление какого– либо события является безразличным для некоторого субъекта или никак не влияет на исследуемый объект, его нельзя рассматривать как риск для этого субъекта или объекта;

2. окружающей среды, в которой обитает носитель риска и которая может провоцировать реализацию риска. При этом подобное влияние может быть как положительным (уменьшение шансов осуществления неблагоприятной ситуации), так и отрицательным (увеличение подобных шансов). Более того, рассматриваемая ситуация может способствовать возникновению не одного, а нескольких рисков, взаимодействие которых оказывает на объект (субъект) уже совместное, комплексное влияние.

Опасность является самой главной характеристикой риска, без нее риск вообще невозможен. Она определяет подверженность риску.

^ Подверженность риску представляет собой характеристику ситуации, из– за которой может возникнуть ущерб, или другой формы реализации риска. В техническом смысле подверженность риску – это количество единиц наблюдения. В зависимости от особенностей риска под этим могут пониматься различные вещи: при анализе заболеваемости птичьим гриппом это может быть число лиц в исследуемой группе; при обсуждении рисков, присущих перевозкам воздушным транспортом, – величина машино– часов использования соответствующих авиалайнеров; при анализе риска природных катастроф – площадь опасной территории.

Уязвимость выражает степень, или интенсивность, с которой может возникнуть ущерб различного размера в отношении рассматриваемого объекта, т.е. реализоваться соответствующая опасность. По сути, уязвимость подразумевает если не попытку количественного измерения риска, то выявление влияния различных факторов на величину риска. Изменение подобных факторов приводит к трансформации риска, так что изучение факторов риска является одной из важных задач исследования. На практике уязвимость часто пропорциональна времени наблюдения объекта, подверженного риску.

^ Взаимодействие с другими рисками оказывает на отдельный риск существенное влияние. Эта характеристика предполагает рассмотрение группы рисков (портфеля рисков). При этом взаимосвязь рисков понимается в самом широком смысле слова, а не только в значении наличия или отсутствия статистической зависимости. Анализ взаимодействия рисков, в свою очередь, может повлиять на понимание опасностей, которым подвержены исследуемые объекты

147. Оценка рисков.

Новое на сайте

>

Самое популярное