Домой Виды займов Финансовый контроль и государственный аудит. Государственный аудит и его основные цели

Финансовый контроль и государственный аудит. Государственный аудит и его основные цели

Современное управление экономикой и территориальным развитием страны напрямую связаны с государственными подходами к организационно-правовому обеспечению управления и финансовому контролю в сфере экономического взаимодействия государственных, общественных организаций и коммерческого сектора.

Программа подготовлена совместно со Счетной палатой Российской Федерации и нацелена на подготовку молодой генерации экономистов с профессиональными знаниями в экспертно-аналитической и контрольной деятельности, которые системно владеют методами анализа и аудита и способны осуществлять координацию между функциональными подразделениями компании и государством в рамках управления экономической деятельностью, в том числе государственно-частного партнерства.

Прием проводится на базе среднего общего образования на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ (математика (профильная), русский язык, обществознание ), и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно. На базе среднего профессионального или высшего образования – по результатам вступительных испытаний.

Компетенции и преимущества

  • В процессе обучения проводятся регулярные мастер-классы по различным вопросам обеспечения и проведения контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Счетной палаты РФ, Федерального Казначейства; отрабатываются практические навыки экспертной работы; развиваются личностные качества и специальные компетенции в соответствии со стандартами этических норм и профессиональных характеристик аудиторской и финансовой деятельности.
  • Возможно изучение второго иностранного языка (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, китайский, чешский).

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

О кафедре теории и практики государственного контроля ИГСУ РАНХиГС

ИГСУ РАНХиГС открыта при поддержке и непосредственном участии руководства Счетной палаты Российской Федерации 22 января 2013 года.

Возглавляет кафедру Горегляд Валерий Павлович – доктор экономических наук, профессор, Главный аудитор Банка России.

Кафедра обеспечивает учебный процесс и является выпускающей по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) Финансовый контроль и государственный аудит.

Деятельность кафедры, как академического подразделения, определена необходимостью подготовки профессиональных специалистов на основе интеграции знаний в области финансового менеджмента и аудита, финансового контроллинга, управления инвестиционной деятельностью и возрастающим интересом финансовых и контрольных органов исполнительной власти, крупных корпораций, аудиторских компаний к молодым специалистам в области финансового контроля и государственного аудита.

Понятие и функции государственного аудита (финансового контроля).

Фин.контроль - это функция управления представляет собой деятельность контрол-х субъектов по оценке состояния совер-х управ-и субъектом операций фин. интересом управ-го субъекта.

Функции фин.контроля:

1)выявление отклонений - это установление отклонений в исполнении законов в части использования расходной части бюджета. Отклонения в сфере фин деятельности министерства ведомств, предприятий и организаций.

2) Анализ причин отклонений-предполагает исследование факторов определяющих то или иное отклонение установ-я персоналий отвечающих за отклонения.

3) Коррекция деятельности объекта контроля - заключается в разработке предложений по установлению выявленных отклонений в процессе формирования исполнения бюджета.

4) Превенция. Функция превенции заключается в выявление причин и условий совершения правонарушения и их последующих устранений с целью недопущения новых противоправных действий и снижении ур-ния в об-ве.

5)Праваохрана. Функция праваохраны направлена на пресечения неправомерных действий должностных лиц и граждан виновных в недостатках и нарушенией, связанных с привлечением к юридической ответственности, а также применение мер государства или общественного воздействия.

Субъекты и объекты государственного аудита (финансового контроля), их классификация.

Субъектом признается юридическое и физическое лицо, в том числе государственный орган, коммерческая или общественная организация, структурные подразделения и т.д.

С точки зрения ф.к. различают:

Управляющие субъекты;

Субъекты, осуществляющие контроль;

Контролируемые(управляемые) субъекты.

При осущ-нии Ф.К. в качестве управляющего субъекта выступать:

Фед-е собрания;

Правительство РФ.

Президент

И др. единоличные коллегиальные органы.

Субъектом осущ-м контроль за выполнением принятых решений может выступать:

Контрольное управление администрации президента;

Счётная палата РФ;

Служба финансово-бюджетного надзора;

Контролируемыми субъектами признаются непосредственные тсполнители принятого решения. (Мин-во, службы и т.д.)

Классификация субъектов финансового контроля: Управляющие субъекты могут быть классифицированы по различным признакам:

1) по снижении участия в управлении:

Непосредственно управляющие субъекты;

Делегированные управляющие субъекты.

2) по составу управляющего субъекта:

Единоначальные;

Коллегиальные.

Единоначальными управляющими субъектами признаются:

Президент РФ;

Единственный учредитель общества (ген.директор и т.д.)

Коллегиальными управляющими органами признаются:

Совет Федерации;

Собрание акционеров;

Совет директоров.

Субъект осущ-й контроль классифицируется:

1)по основанию создания контролир-но органа:

Созданный на основании К РФ (счётная палата)

Созданные на основании закона или иного законодательного закона(ФНС, ревизионные комиссии)

Созданные на основании закона о гос.регистраци юр. и физ. лиц (аудит организации)

Созданные на основании внутренних распорядительных док-в (службы внутреннего аудита)

2) По источнику инициативы создания контр-го органа:

Созданные в силу нормативного акта;

Созданные по инициативе управляющего субъекта;

Созданные по собственной инициативе

3) По уровню территориальной организации:

Образованные на международном ур-не;

Образованные на федеральном ур-не;

Образ-е на ур-не субъекта федерации;

Мун. ур-не;

На ур-не организации.

4) По источнику фин-я выделяют:

Фин-е за счёт бюджета соотв.упр-я;

За счёт ведения предпринимательской деят-ти;

За счёт учредителей;

За счёт различных источников.

5)В зависимости от правового статуса лиц осущ-х контроль:

Гос. и мун. ;

Коммер-й (аудиторский);

Внутрихозяйственный;

Общественный.

Государственный Ф.К. В зависимости от ур-ия организ. делится на:

1) федеральный Ф.К.;

2)Ф.К. на уровне субъектов РФ;

Объекты Ф.К. признаётся деятельность контролируемого субъекта в течении и/или последствии которых имеют денежную оценку.

В качестве предмета Ф.К. может рассматривать конкретный вопрос, задачи, ситуации, ответ или решение которого должно быть дано в ходе осущ-я контроля.


Похожая информация:

  1. I. Анализ сети подведомственных учреждений, принятие решения о выборе типа государственного (муниципального) учреждения

Понятие государственного финансового аудита

Государственный финансовый аудит имеет широкую функциональность и его основное назначение – это контроль и оценка расходования финансов в отдельных органах и учреждениях государственного сектора.

Задачи государственного финансового аудита

Исходя из основной цели, государственный финансовый аудит выполняет ряд определенных задач:

  1. Проверка соответствия планам и сметам расходования бюджетных финансов различными бюджетными учреждениями.
  2. Проверка целесообразности предоставляемых бюджетополучателями целевых программ и контроль их исполнения.
  3. Обеспечение возврата бюджетополучателями неиспользованных бюджетных финансов.
  4. Проверка законности исполнения финансовых операций бюджетополучателями.
  5. Проверка своевременного и полного формирования различных целевых фондов бюджетополучателями.

Основные принципы проведения государственного финансового аудита

Выполняя задачи государственного финансового аудита, необходимо постоянно придерживаться определенных принципов:

  1. Плановость. Данный принцип подразумевает составления плата такого аудита и точного следования ему.
  2. Системность. Данный принцип подразумевает определенные интервалы между проверками тех или иных субъектов-бюджетополучателей.
  3. Непрерывность. Не допускается проводить государственный финансовый аудит по частям с интервалами времени. Необходимо проводить проверку одним непрерывным процессом.
  4. Законность. Все аудиторские процедуры при государственном финансовом аудите должны отвечать нормам действующего законодательства в части проведения аудита. С другой стороны, необходимо проверять деятельность бюджетополучателей на предмет законности проводимых операций с финансами.
  5. Объективность. Аудитор должен быть беспристрастным и объективным при проверке деятельности по исполнению бюджета бюджетополучателями.
  6. Независимость. Аудитор по результатам аудиторской проверке финансов, выражает собственное и независимое мнения о характере исполнения целевых программ у бюджетополучателей.
  7. Гласность. Результаты государственного финансового аудита в обязательном порядке должны быть преданы огласке, так как бюджетные средства – это национальные финансовые ресурсы, к образованию которых причастны граждане государства.
  8. Контроль. Государственный финансовый аудит выполняет функцию контроля при проведении проверок, что необходимо учитывать при проверке каждой операции у бюджетополучателя.

Нормативное регулирование государственного финансового аудита

Замечание 1

Основным законодательным документом, на который опираются аудиторы, является Федеральный Закон «О счетной палате РФ».

В частности, статья 9 данного Закона подробно регламентирует деятельность аудиторов, требования к ним, их обязанности и полномочия. Статьи 19-23 отдельно регулируют проведения аудиторских проверок по разным направлениям и объектам. Статья 24 отдельно регламентирует порядок предоставления экспертизы по проверяемым объектам и порядок составления аудиторского заключения.

Порядок проведения государственного финансового аудита

Государственному финансовому аудиту присущ определенный порядок проведения проверки:

  1. Документальная проверка достоверности и целевого назначения различных финансовых операций.
  2. Проверка состояния бюджетного учета на объектах проверки.
  3. Проверка достоверности показателей бюджетной отчетности.
  4. Проверка целевого назначения расходования вверенных учреждению бюджетных средств.

Аудитор - нужная и востребованная профессия в рыночных экономиках. В России фирмы, занимающиеся соответствующей деятельностью, могут выступать партнерами как частных организаций, так и государственных структур. Это предопределяется спецификой социально-экономического развития РФ, а также особенностями строительства национальной хозяйственной системы на современном этапе. Каковы нюансы аудиторского бизнеса? В чем специфика деятельности фирм данного профиля в России?

Аудит как форма финансового контроля

Российское законодательство, регулирующее финансовую, налоговую и бюджетную сферы, предусматривает проведение соответствующих проверок деятельности организаций посредством различных Одна из его распространенных форм - В чем их специфика?

Организация финансового контроля может осуществляться в разных формах. Есть соответствующие проверки, проводимые государственными органами, а есть те, что осуществляются частными структурами.

Экономическое значение аудита

Понятие аудита в странах, имеющих большой опыт экономического развития в условиях рынка, существует достаточно давно. Появление контроля соответствующего типа эксперты связывают главным образом с эволюционными изменениями в структуре национальных экономик. Рынок становится все более конкурентным. И потому частные предприятия стремятся в полной мере соответствовать критериям корректности ведения финансовой и бухгалтерской документации, равно как и положениям регулирующего законодательства. Этот признак становится одним из конкурентных преимуществ в условиях свободного рынка: инвестор или потенциальный партнер, вероятно, предпочтет иметь дело с фирмой, деятельность которой полностью законна, а финансовая и бухгалтерская политика - максимально прозрачна. С другой стороны, роль государства в национальных экономиках даже тех стран, где уровень свободы рынка неоспоримо высок, остается значительной. В структуре ВВП страны и иных макроэкономических аспектах значимы бюджетные финансовые потоки. В связи с чем у государства возникает потребность в формировании контрольно-надзорных структур, призванных вести мониторинг эффективности расходования средств бюджета.

Понятие аудита в российском бизнес-сообществе, научных кругах, системе государственных институтов в целом является достаточно близким к тем концепциям, что существуют в западных странах. Впервые в РФ аудиторские проверки получили законодательную "прописку" в 1993 году. Тогда вступил в силу Указ Президента "Об аудиторской деятельности". Согласно данному нормативному акту, аудиторский финансовый контроль получил официальное определение, которое звучало как предпринимательская деятельность по осуществлению независимых проверок, относящихся к типу вневедомственных, различного рода платежной документации, налоговых документов и прочих финансовых обязательств предприятий. Субъектами соответствующего контроля, согласно законодательству РФ, стали организации самого широкого спектра сегментов деятельности - банки, производственные предприятия, общественные фонды, а также физлица, занимающиеся бизнесом в индивидуальном порядке.

Особенности аудиторской деятельности в РФ

Какого рода организации имеют право выполнять функции финансового контроля, относимого к аудиторской деятельности? Согласно российскому законодательству, это могут быть как юрлица, так и ИП. Однако их деятельность должна быть сконцентрирована исключительно в области аудита. До 2010 года работа таких фирм подлежала обязательному лицензированию. Но после эта практика была отменена. Вместе с тем российские аудиторы для того, чтобы их деятельность была легальной, обязаны находиться в составе одной из саморегулируемых организаций аудиторов, или СРО. То есть иметь своего рода аккредитацию.

При этом, как отмечают многие эксперты, оформление членства в СРО - процедура, которая во множестве аспектов более стала более требовательной, чем получение лицензии. Почему? Дело в том, что получение лицензии, как отмечают некоторые аналитики, было фактически формальной процедурой. Достаточно было заплатить пошлину, а также сформировать небольшой штат аудиторов, квалификация которых, как правило, никак не проверялась.

Вместо лицензии - взносы

С момента нововведений компаниям для того, чтобы войти в СРО, необходимо показать, что их деятельность соответствует самым строгим стандартам аудита. Кроме того, повысилась также и финансовая планка входа в легальный аудиторский рынок. в большинстве случаев - платная процедура. Организациям нужно платить вступительные взносы, а во многих случаях также и отчисления в так называемый компенсационный фонд СРО, предназначенный для штрафных отчислений на случай, если заказчик услуг пострадает вследствие некачественной работы аудиторской организации.

Методы финансового контроля

Рассмотрев некоторые особенности аудиторского финансового контроля в аспекте требований к фирмам, которые его проводят, в РФ, мы можем продолжить наш теоретический экскурс в предмет текущего вопроса. Изучим нюанс, связанный с методами соответствующих проверок. Какие из них чаще всего применяются, когда идет аудиторский независимый финансовый контроль?

Эксперты выделают следующие основные:

Ревизии;

Анализ документации;

Изучение финансовых планов;

Исследование отчетов;

Изучение сведений о должностных лицах.

Самым распространенным методом в аспекте ведомственных проверок эксперты называют тот, что идет первым по списку. Ревизия - это, согласно мнению многих аналитиков, один из наиболее полных и всесторонних методов изучения хозяйственной деятельности организаций, что применяют государственные органы, реализующие функции финансового контроля. В свою очередь для как таковой аудиторской деятельности наиболее свойственны остальные методы, что мы перечислили выше. Некоторые эксперты принципиально разграничивают цель аудита и ревизии. При проведении проверок второго типа контролирующая организация главным образом намеревается выявить нарушения. При аудите же, как мы сказали выше, идет исследование хозяйственной деятельности предприятия на предмет соответствия нормам, то есть выявляются, скорее, пробелы в работе, допущенные менеджерами непреднамеренно.

Государственные проверки

Изучив то, чем характеризуется аудиторский финансовый контроль, мы можем рассмотреть аспекты, отражающие специфику государственных проверок. То есть тех, что проводят органы власти. Основной фактор, предопределяющий проведение соответствующих проверок - необходимость в повышении эффективности бюджетной политики.

Эксперты выделяют четыре основных типа финансового контроля, проводимого государством:

Парламентский;

Административный;

Ведомственный;

Специальный.

Контроль первого типа осуществляют главным образом счетные органы, находящиеся в структуре Федерального Собрания РФ и соответствующих законодательных органов в регионах. Административные проверки осуществляют исполнительные органы, подотчетные правительству, президенту, а также региональным властным структурам.

Ведомственный контроль подразумевает проведение соответствующих процедур в рамках отдельных органов власти. Это разновидность внутренних проверок. Он проводится подразделениями и службами, созданными в рамках конкретных ведомств. Объектом проверок такого типа является финансовая или же производственная деятельность самих органов власти, а также подотчетных им организаций.

Специальный контроль предусматривает более узкую специализацию соответствующих проверок. Их направленность может быть сконцентрирована конкретно на банковской или, к примеру, налоговой и бюджетной сферах.

Соотношение государственного и частного контроля

Каким образом соотносятся негосударственный финансовый контроль (одним из самых распространенных форм которого, собственно, и является аудит) и тот, что проводят структуры власти? Многие эксперты считают, что оба типа контроля взаимодействуют между собой, однако они обособлены в силу специфики методов, разности полномочий, целей проведения соответствующих проверок.

Государственный финансовый контроль - это главным образом совокупность процедур, базируемых на законодательстве федерального (или общенационального - если политико-административное деление предполагает унитарный формат) уровня, а также тех правовых актов, что отражают полномочия властных структур в регионах. Некоторые аналитики предпочитают отделять от государственного муниципальный финансовый контроль (о его специфике - чуть позже), хотя они очень близки по задачам и методам.

Содержание правил и норм, регулирующих проверки, зависит от особенностей политической системы и специфики социально-экономического развития конкретного государства. То, чем главным образом отличаются системы финансового контроля в разных странах - это уровень вовлечения соответствующих властных структур в дела частных корпораций. Этот фактор также во многом определяет свойства, которыми характеризуется негосударственный финансовый контроль, практикуемый в национальных экономических системах. В некоторых странах его методология очень схожа с таковой, что используется властными структурами, в других же обладает совершенно отличными от официальных концепций признаками.

Бюджет и выгода

Однако основной критерий, обуславливающий различия между такими явлениями, как аудиторский независимый финансовый контроль и государственная проверка, - цели (собственно, об этом мы уже сказали в начале статьи). Попробуем резюмировать их сущность касательно обоих видов контроля. Основная цель государственных проверок - максимально повысить эффективность расходования бюджетных средств, а также свести к минимуму прочие издержки, характерные для освоения денежных потоков из казны. В свою очередь аудиторская проверка предприятия, осуществляемая вне прямой компетенции властных структур (хотя и проводимая в соответствии с официальными законодательными нормами), призвана повысить эффективность расходования средств с точки зрения поддержания максимального уровня капитализации компании. Некоторые эксперты выделяют еще один примечательный критерий. По нему государственный финансовый контроль направлен на придание максимальной динамики поступлению денежных средств в казну, в бюджет. А аудиторская проверка предприятия призвана содействовать решению совершенно противоположной задачи - минимизации отчислений в пользу государства. Разумеется, посредством законных механизмов. То есть аудитор помогает фирме определить, где в правовых актах есть лазейки, позволяющие легально не платить такие-то налоги и сборы (или свести суммы по их оплате к минимуму).

Еще один критерий, предопределяющий несхожесть государственных и аудиторских проверок - публичность. Во многих случаях финансовый контроль, осуществляемый властями, должен быть предельно прозрачен. Результаты соответствующих проверок часто подлежат публичному освещению - через СМИ или информационные ресурсы ведомств. Все это, однако, в рамках достижения основной цели, которую мы озвучили - эффективное исполнение бюджета. Рассчитывается тем самым, что на проблематику, связанную с контролем над расходованием средств из казны, обратят внимание другие ведомства и организации, получающие бюджетное финансирование. Это с одной стороны. А с другой - общество. Соответствующий социальный контроль также во многих случаях способствует тому, чтобы предприятия, получающие средства из казны, расходовали их более эффективно. В то время как результаты частных аудиторских проверок далеко не всегда подлежат опубликованию, более того, часто являются коммерческой тайной. Особенно это касается внутреннего финансового контроля.

Муниципальный аудит

Выше мы отметили следующий факт: наряду с государственным есть также и обособленный относительно него муниципальный финансовый контроль. Какова его специфика? Дело в том, что в политической структуре многих стран есть разделение полномочий властных органов на несколько уровней. В числе таковых - муниципальный, или местный. Он подразумевает наличие органов самоуправления в городах, районах и отдельных населенных пунктах (если говорить о российской модели). На уровне каждого из субъектов самоуправления может быть сформирован отдельный бюджет. Эффективность выполнения которого местные органы власти также должны контролировать. Методы осуществления соответствующих проверок на муниципальном уровне очень схожи, если говорить о российской практике, с таковыми для государственного контроля. Это, главным образом, те же ревизии. Есть и внутренний муниципальный финансовый контроль, по форме схожий с ведомственным, что реализуется на государственном уровне.

В некоторых случаях, если это предопределено местным законодательством (и оно не противоречит федеральному или региональному), то соответствующий орган власти на локальном уровне может инициировать также и аудиторские проверки предприятий с привлечением частных экспертов и организаций нужного профиля. Критерии, по которым осуществляется выбор аудитора, могут быть разными, но базовый мы определили выше - это аккредитация в СРО. Внутренний муниципальный финансовый контроль, в свою очередь, сводится к исследованию эффективности освоения бюджетных средств в рамках конкретных структур местного самоуправления. При этом обращения к сторонним организациям, как правило, не происходит.

Новое на сайте

>

Самое популярное